ГлавнаяОдноэтажУютное одноэтажное здание в котором преобладало изображение растительности
9 невероятных зданий, на возведение которых вдохновила сама природа. Уютное одноэтажное здание в котором преобладало изображение растительности
Уютное отступление для одной семьи среди густой растительности
Этот дом был разработан компанией Christopher Simmonds Architect, находится в пригороде Онтарио, Канада, и был задуман как отступление для одной семьи. Дом находится в густом лесу, на берегу озера, что обеспечивает прохладу в жаркие летние дни. В интерьере дома используются природные материалы, преимущественно дерево и камень. Архитекторами были использованы большие окна и раздвижные двери, чтобы создать дополнительную связь с окружающей природой и обеспечить красивые виды из дома.
Не нашли то что искали? Попробуйте поиск по меткам:
Christopher Simmonds Architect, высокие потолки, гостиная с большими окнами, деревянные окна, деревянные элементы в интерьере, деревянный дом, деревянный потолок, дом в лесу, дом на берегу озера, каменные стены в интерьере, камин из камня, классические элементы в интерьере, открытая планировка гостиной, открытый камин, плитка в дизайне интерьера, современная гостиная, современная кухня, современный интерьер, современный экстерьер, терраса
www.usualhouse.com
Расположение дома на участке по сторонам света: схемы, нормы и рекомендации
Приобретая участок для строительства жилого дома (или дачи), новый владелец в предвкушении начинает планировать, что и где построить. К сожалению, не всегда планы оказываются выполнимы. Многие из них могут не соответствовать требованиям и правилам, установленным законодательством.
При проектировании дома и разработке генерального плана очень важно выбрать правильное расположение дома на участке. Нормы, регламентирующие данные вопросы, помогут оптимально расположить не только жилой дом, но и комнаты в нем в соответствии со сторонами света. Это поможет оградиться от холодных ветров, сквозняков и впустить в дом наибольшее количество солнечного света. А это, в свою очередь, сэкономит расходы на отопление и освещение здания.
Строительные нормы не единственное, к чему следует прислушаться. Следует учесть опыт, как свой, так и соседей, знакомых. Некоторые нюансы в данном деле могут очень облегчить жизнь в дальнейшем.
С чего начать
Сперва необходимо тщательно ознакомиться со своим новым участком. Для этого расставьте колышки по его периметру, если еще нет ограждения. Это поможет провести обследование своих владений. Представьте себе, что именно хотите видеть. Составьте «предварительный» генеральный план.
Следующий шаг – изучение нормативных документов, которые регламентируют расположение дома на участке. Нормы существуют санитарные, пожарные, градостроительные. Все их нужно учитывать.
На стадии проектирования необходимо учесть все строения, соседние постройки, даже расположение деревьев. Для этого необходимо заказать топографическую съемку данной местности. Документы подобного рода выдает геодезическая служба.
Инсоляция помещений
Расположение дома на участке по сторонам света должно соответствовать нормативной длительности инсоляции. Под инсоляцией понимают попадание солнечных лучей в помещение. К ее продолжительности предъявляют четкие требования. Но они касаются только жилых комнат. Помещения другого назначения (кухни, коридоры, веранды, и так далее) не учитываются.
Жилые дома должна располагаться по сторонам света таким образом, чтобы непрерывный период инсоляции составлял следующие значения:
Более двух с половиной часов в день с северной стороны с 22 апреля по 22 августа.
Более двух часов в центральной зоне с 22 марта по 22 сентября.
Более 1,5 часа с южной стороны с 22 февраля по 22 октября.
Данные значения указывают время, в течение которого солнце должно проникать в помещение. Причем данные требования предъявляются не к одному помещению. Количество комнат зависит от размера дома:
В однокомнатной квартире – одно жилое помещение.
В «двушке» или «трешке» – в любой из жилых комнат.
В домах, где количество комнат более трех – в двух жилых комнатах.
В отдельных ситуациях продолжительность инсоляции может снижаться на полчаса. Это касается домов, находящихся в северной и центральной зонах. И только в следующих случаях:
Дома построены в центральной или исторической части населенного пункта.
Если солнце проникает более чем в два помещения в двухкомнатных и трехкомнатных домах.
Если инсоляция обеспечивается более чем в трех помещениях многокомнатного дома.
Стороны света при проектировании дома
Расположение дома на участке должно планироваться с учетом сторон света. Это поможет выполнить требования инсоляции помещений, сэкономить на отоплении и освещении дома.
Меньше всего света попадает на стены, расположенные с северной стороны. Больше всего света в комнатах, находящихся с южной стороны. С учетом этого жилые комнаты рекомендуется располагать с восточной и западной стороны.
Одновременно с нахождением солнца и его проникновением в дом, необходимо учитывать и розу ветров. Они учитываются для каждого региона страны отдельно. Если говорить о центральной части России, то менее благоприятными сторонами оказываются северная, северо-западная и западная. Это те стороны света, ветры из которых преобладают. Такие потоки ветра имеют большую скорость, меньшую температуру, то есть они сильнее и холоднее других.
Поэтому чаще всего стены с северной и западной сторон выполняют глухими или с небольшим количеством окон. С северной стороны рекомендуется размещать хозяйственные помещения, кладовки, гараж. Такое расположение помещений защищает жилые комнаты.
Лучший способ размещения дома
План расположения дома на участке не может быть идеальным. Нельзя учесть все нюансы одновременно. Но попытаться это сделать можно. Для этого необходимо учитывать следующие моменты:
План участка и его рельеф.
Расположение въезда на участок с дороги.
Соседние участки и постройки на них.
Размер планируемого дома и его форму.
Личные пожелания владельцев.
Правильно подобранное расположение дома и бани на участке поможет лучше отдохнуть в кругу семьи. Если к бане необходимо подводить коммуникации, она располагается ближе к дому. Места отдыха (к примеру, мангал) устраивают вдали от дома, в самом укромном и красивом месте, подальше от посторонних.
Местом выращивания растений должен стать самый светлый и защищенный от ветров уголок.
Расположение дома на участке по сторонам света должно соответствовать самому главному правилу: тень от дома не должна постоянно находиться на участке. Если это правило проигнорировать, ни владельцы дома, ни посаженные вокруг растения не смогут насладиться солнечным теплом.
Исторически сложившееся расположение жилья
Ранее, когда еще не существовало никаких нормативных документов, расположение дома на участке выбиралось с учетом законов природы. В частности – солнца.
Само здание традиционно строилось с северо-западной стороны участка, желательно на возвышенности.
Крыльцо делали с юго-восточной стороны дома. В этом же направлении располагались спальная комната и детская. Они словно встречали восходящее солнце по утрам.
Окна кухни традиционно выходят во двор. А это значит – в северном или северо-западном направлении. А вот западную стену оставляли глухой.
Схема расположения дома на участке
Строительные нормы разработаны не просто так. Они помогают распланировать расположение дома таким образом, чтобы создавались наиболее оптимальные и комфортные условия для проживания.
Требования санитарных норм четко определяют, что в промежутке 200-290 градусов северной широты окон не должно быть. Окна устанавливаются на южной и юго-восточной стороне. Это требование касается однокомнатной квартиры, расположенной в многоквартирном доме. Что касается двухкомнатной квартиры, то окно одной из жилых комнат должно выходить на эти стороны. В трехкомнатной квартире в этом направлении должно быть установлено два окна, а в пятикомнатной квартире – три.
На северной и западной сторонах предусмотрено расположение кухни, хозяйственных построек, кладовых, санузла. В этом направлении допустимо обустраивать входную дверь.
Все остальные помещения должны находиться с южной или восточной стороны.
Расположение комнат
Расположение дома на участке требует отдельных компромиссов в решении поставленной задачи. У каждой из сторон света есть свои плюсы и минусы. Их необходимо учитывать при выборе расположения помещений.
Больше всего солнечного света приходится на южную сторону дома. Поэтому в этом направлении обычно размещаются игровые комнаты, веранды, залы, зимние сады.
Меньше всего солнца приходится на северную сторону. С этой стороны в помещение проникает мало света. И большие окна в данном случае не являются решением проблемы. Они ее лишь усугубляют. Большая площадь остекления приведет к сильным потерям тепла под воздействием холодных ветров. С этой стороны дома размещаются кухни, гаражи, хозяйственные комнаты.
Восточная сторона дома лучше всего освещается в утренние часы. Но в зимнее время солнце пропадает из окон достаточно рано. Поэтому с этой стороны обустраивают спальни, кабинеты, столовые.
Спорной стороной является западная. Она сильнее других подвергается воздействию холодных ветров и осадков. Но после обеда помещения в этом направлении заливает солнечный свет. Обычно с этой стороны размещают комнаты для гостей, спальни (для тех, кто любит спать подольше).
Рекомендации фэншуй
В последнее время модным считается следование требованиям фэншуй. Расположение дома на земельном участке также может выстраиваться по законам данной науки. Но, чтобы сделать это правильно, необходимо обратиться за помощью к специалисту. Это недешевое удовольствие. Поэтому это оправданный шаг только в том случае, если планируется жить по предложенным рекомендациям. Если такого желания нет, можно придерживаться лишь некоторых отдельных моментов.
Расположение жилого дома на участке правильной формы должно примерно совпадать с его центром. Если же участок вытянутой формы, дом располагают ближе к длинной стороне. Причем здание строится не с краю участка, а в глубине. Но за домом должно оставаться больше места, чем перед ним.
Общие комнаты располагаются на западной стороне. А вот спальни рекомендуется обустраивать по направлению к солнцу, то есть на юго-восточной стороне. На западной стороне спальни не организуют.
Заключение
Расположение дома на участке играет важную роль в создании комфортных и уютных условий проживания. Сделать все правильно помогут традиции, рекомендации и требования законодательных органов. Но все эти нормы могут изменяться с учетом климатической зоны региона проживания.
fb.ru
когда уютно и людям, и растениям
Зимний сад — отличное место для отдыха
Зимний сад – это отличная возможность «законсервировать» дома немного лета, солнца и зелени, чего так не хватает в наших широтах, с их холодом и серостью длиной почти в полгода. Это не только отличное место для релаксации и отдыха (зеленый, как известно, обладает положительными для человека психофизическими свойствами ), но и показатель определенного статуса его владельца.
Содержание
Несмотря на то, что зимний сад относится к наиболее сложному типу озеленения помещений, который потребует особых знаний в архитектуре, инженерном искусстве и декоративном садоводстве, использование современных материалов и строительных техник реализовать проект дома с зимним садом не составит особых сложностей.
Озеленение зимнего сада с помощью цветочных горшков
Проекты одноэтажных и двухэтажных домов и коттеджей с зимним садом могут предусматривать разные подходы в их создании и использовании:
сад-буфер – выполняет роль переходной зоны между улицей и жилыми помещениями, собственно как зимний сад используется только в теплый период, поэтому систему отопления в нем не устанавливают. Ранней весной для обогрева могут использоваться переносные ИК-излучатели или электрообогреватели. Для остекления зимнего сада-буфера используют конструкции из алюминиевого профиля и витражного стекла, как вариант для северных районов – облегченные стеклопакеты. Примером такого сада может служить застекленная веранда
Зимний сад — буфер
Пример экстерьера зимнего сада — веранды
жилой сад – интегрированное пространство, в котором комфортно должны себя чувствовать и люди, и растения. Чаще всего – это зона отдыха, но могут быть варианты и с гостиной, и со столовой. В большинстве случаев система отопления сада является общей системой обогрева, при проектировании и строительстве особое внимание уделяют теплосбережению и гидроизоляции сооружений. Плюс – система вентиляции должна обеспечить поддержание приемлемой влажности, не допускающей возникновения плесени и грибков, а так же коррозии металла
Зимний сад — как часть жилого помещения
Зимний сад — кухня
Пример экстерьера жилого зимнего сада
сад-оранжерея – основные показатели и условия корректируются с учетом выращивания цветов и растений, именно это становится приоритетом и от этого зависит выбор и монтаж всех жизнеобеспечивающих систем. Чаще всего в таких садах выращивают растения, имеющие тропическое происхождение, поэтому в качестве остекления используют надежные металлопластиковые пакеты и создают интегрированную систему климатообразования. Как жилое помещение такой сад не используется, скорее – как место для отдыха.
Зимний сад — оранжерея
Хорошая композиция из цветов и декоративных элементов значительно украсит сад-оранжерею
Проект дома с зимним садом: важные особенности
Изначально важно определиться с направлением, где будет расположен зимний сад, ведь это повлияет на конструктивные решения:
восточное направление – одно из наиболее перспективных, прежде всего – благодаря большой продолжительности светового дня. Летом оно не сильно перегревается, но при расчетах обязательно следует учесть возможность дополнительного затенения (летом) и принудительной вентиляции
Большая люстра и состаренная мебель в зимнем саду
западное направление – позволит сэкономить на отоплении, накопленное за день тепло долго удерживается. Впрочем, летом может потребоваться дополнительное охлаждение (кондиционирование) воздуха, но в целом такое размещение зимнего сада идеально, если в нем планируется зона отдыха
Зимний сад, оформленный в стиле — неоклассика
южное направление – одно из самых проблемных, прежде всего – за счет поглощения большого количества тепла, что потребует дополнительных расходов на вентиляцию и полив растений, увлажнение воздуха. С другой стороны, такое размещение оправдано, если планируется создание сада-оранжереи с теплолюбивой (тропической) флорой
Большие цветочные горшки с деревьями и вьющийся цветочный куст в зимнем саду
северное направление – такой сад минимально накапливает тепло, поэтому потребуется дополнительный обогрев, но можно будет несколько сэкономить на вентиляции. С другой стороны, зимний сад создаст своеобразную буферную зону, препятствующую зимой проникновению холодного воздуха в жилое помещение
Небольшой зимний сад с кофейным столиком у уютными креслами
Проект загородного дома с зимним садом обязательно должен предусматривать тщательную проработку нескольких вопросов:
отопление – ключевой момент, особенно если планируется круглогодичное нахождение растений в зимнем саду. Оптимальный режим: днем — +24, ночью – в районе 14-15 градусов. Система отопления может быть интегрирована в общую систему дома, а может носить автономный характер Для обогрева может использоваться любой тип обогревателей: инфракрасные, электрические, паровое (водяное), воздушное или печное отопление, обогрев при помощи сплит-систем, система «теплый пол»
Зимний сад с камином
вентиляция – следует различать кондиционирование (т.е. охлаждение воздуха в летний сезон) и собственно вентиляцию – т.е. обеспечение притока свежего, насыщенного кислородом, воздуха, который очень важен для нормального роста и развития растений. При установке металлопластиковых систем естественная вентиляция будет минимальной, просто открытие форточки решает проблему частично – в зимнее время поток холодного воздуха, врывающегося в сад, может оказаться губительным для растений. Плюс такое проветривание вызывает неоправданные теплопотери. Именно поэтому зимний сад потребует установки принудительной вентиляции, оптимально – с системой рекуперации тепла, что снизит потери тепла до 70%
Вентиляция зимнего сада осуществляется потолочным вентилятором
Совет! При высоких конструкциях желательно оснастить фрамуги (форточки) и крышные окна электроприводом с дистанционным управлением и оснастить их москитными сетками, что обеспечит защиту от насекомых.
Зимний сад оформленный в викторианском стиле
освещение – в осенне-зимний период растения могут испытывать недостаток освещения, что негативно отражается на их развитии. Поэтому для получения приемлемого уровня освещенности придется спроектировать дополнительное освещение. Сразу исключаем лампы накаливания (их спектр излучения не поддерживает протекание фотосинтеза у растений), люминесцентные и натриевые лампы очень чувствительны к нестабильности напряжения, из-за чего быстро выходят из строя. Поэтому потребуются либо металлогалогенные (газоразрядные, высокого давления) лампы, чей спектр почти полностью повторяет солнечный, либо специальные фитолампы. В среднем для освещения 5 кв. м зимнего сада (при высоте крыши 2,5 м) потребуется 4 металлогалогенные лампы мощностью 40 Вт
Городской зимний сад со специальным освещением
Встроенные светильники и кирпичный пол в зимнем саду
полив – сократить время и расход воды поможет монтаж капельной системы полива, она же может обеспечить различную интенсивность увлажнения для каждого растения персонально. Некоторым растениям может потребоваться очень влажная среда – они получают влагу из воздуха, так что придется предусмотреть установку фонтанчиков
Совмещение крытого бассейна и зимнего сада — как необычное и интересное решение
Пруд с рыбами и искусственный водопад в зимнем саду
затенение – интенсивное солнечное излучение не только угнетает рост растений, но вызывает дополнительные расходы на кондиционирование и полив. Затенение можно обеспечить за счет установки внутри штор (жалюзи), из ткани, бамбука или пластика. Для зимнего сада, имеющего южное расположение, рекомендовано использование специального солнцеотражающего стекла, имеющего специальное напыление
Римские шторы в зимнем саду
В целом же есть несколько параметров, которые, как доказано опытом, желательно придерживаться. Прежде всего – площадь, планировать зимний сад меньше, чем 15 кв.м – нецелесообразно. Минимальная внутренняя высота — 3 м, глубина сада – не менее 3 м, наклон крыши – не меньше 40 градусов. Увеличение наклона приводит к более эффективному светораспределению, плюс – при большом уклоне не будет накапливаться снег/грязь.
Крыша зимнего сада с правильным углом наклона
Зимний сад: выбираем стиль
Достаточно условно все проекты зимнего сада можно разделить на несколько видов:
викторианский стиль – классический вариант, он отлично подойдет для дома с любым экстерьером. Наибольшей популярностью пользуются зимние сады, построенные в виде выступающих многогранников, имеющих стеклянную крышу пятилучевой (реже — трехлучевой) формы. Сад с трехлучевой формой может быть легко пристроен практически к любому здания. Пятилучевая форма используется для получения округлой формы садf, кроме того, она позволяет оптимально спроектировать пространство внутри. Чуть менее популярны сады в виде буквы Т или Р. Р-образная форма подходит для садов с большой площадью, а в саду Т-образной формы можно добиться наилучшего (наиболее равномерного) распределения солнечного светового потока
Экстерьер шестиконечного зимнего сада в викторианском стиле
Экстерьер зимнего сада, выполненный в викторианском стиле
григорианский стиль – постройка с простыми очертаниями, отличительная особенность которой – преобладание прямых линий и прямоугольных пересечений. Такая форма позволяет наиболее эффективно распланировать внутреннюю зону постройки
Пример григорианского стиля экстерьера зимнего сада
Зимний сад в стиле — хай-тек
средиземноморский стиль — легкая конструкция с односкатной крышей, такой сад будет хорошо смотреться рядом с невысоким домом, чаще всего – это застекленная веранда
Экстерьер зимнего сада, оформленного в средиземноморском стиле
Экстерьер зимнего сада с односкатной крышей
happymodern.ru
9 невероятных зданий, на возведение которых вдохновила сама природа
В конце XIX века архитектор-новатор Антони Гауди нашел вдохновение для грандиозного Барселонского собора Саграда Фамилия, гуляя по лесу. Через сто лет после удивительных проектов Гауди в архитектуре появилось новое течение, называемое биометрикой — имитированием природы в сооружениях, созданных человеком.
Природа – лучший источник вдохновения для архитекторов
За несколько десятилетий своего существования в архитектуре биометрика изменила свое содержание и общее направление. В самом начале архитекторы руководствовались природными формами в чертежах своих проектов, сегодня их интересует не только внешняя красота; направление стремится «понять» природу, ее возможности и то множество путей, с помощью которых природа максимально использует минимальное количество ресурсов.
Сегодня человечество все чаще сталкивается с потребностью экономии ресурсов, от электроэнергии до территории, и биометрика предлагает имитировать не только природные формы, но и процессы и конструкции, с помощью которых здание становится активной частью природного мира, не отнимая ресурсов, а наоборот, прибавляя их. Понимая необходимость быть ближе к природе, архитекторы изучают термитники и муравейники, чтобы понять схему естественной вентиляции. Крыши, фасады и даже стены домов используются для выращивания растений, а иногда и живых организмов. Предлагаем вам познакомиться с наиболее яркими проектами биометрической архитектуры.
Саграда Фамилия, Барселона, Испания
Гауди всегда считал природу лучшим архитектором, и каждый его проект становился своеобразной одой естественным силам. Самым величественным произведением Антони Гауди является собор Саграда Фамилия, который планируется окончить в 2026 году, ровно через сто лет после смерти архитектора.
Внутреннее убранство собора, и особенно колоннада, воодушевлены образом тихого леса. Колонны, словно стволы гигантских деревьев, стремятся вверх, где их освещает солнечный свет, проникающий в собор через зеленые и золотые витражные окна.
Художественный музей, Милуоки, Висконсин, США
Самая замечательная черта элегантного здания Художественного музея Милуоки – солнцезащитная крыша, которая напоминает крылья птицы и регулируется подъемным механизмом, способным опускать и поднимать 90-тонную защитную конструкцию.
Архитектор, по проекту которого строили музей – Сантьяго Калатрава, черпал вдохновение, наблюдая за озером Мичиган, именно на его берегу стоит музей. Озеро навеяло архитектору образ крыльев и парусов, который нашел отражение в конструкции здания.
Кунстхаус, Грац, Австрия
Кунстхаус обладает биоморфной структурой и очень контрастирует с исторической частью города, в которой построен. Главные архитекторы искали вдохновение у природы, но не пытались что-либо сымитировать. Результатом их трудов явилось здание, которое местные жители и любители современной архитектуры окрестили «дружественный инопланетянин». Кунстхаус оснащен медиафасадом, что делает его больше похожим на живое существо, чем на конструкцию из железобетонных панелей.
Национальный театр, Тайчжун, Тайвань
Архитектор Тойо Ито был вдохновлен естественными пещерами, каменными насыпями и линиями водных течений. Все это ему удалось объединить в одну конструкцию, которая стала словно естественным островком плавных линий и округлых форм в шумном и «прямоугольном» городе Тайчжун.
Мэри-Экс, 30, или Корнишон, Лондон, Великобритания
Башня, по форме напоминающая огурец и расположенная в центре Лондона, является одним из первых зданий, переосмыслившим понятие имитации природы в архитектуре. В этом проекте экологичными являются не только форма и потребление дневного света и площадки для насаждений. Корнишон построен с помощью «экзоскелета», конструкции, по которой через все здание проходит вентиляция. На такое решение архитекторов вдохновил питательный процесс морской губки, которая пропускает через себя воду. Абсолютное отсутствие углов у здания не позволяет потокам воздуха уходить вниз, тем самым обеспечивая естественную вентиляцию.
Проект «Эдем», Корнуолл, Великобритания
Огромный ботанический сад площадью в 22 тысячи квадратных метров расположен на территории заброшенного и окультивированного карьера. На территории Эдема растут виды деревьев, трав и кустарников тропических широт и средиземноморского климата, а также флора джунглей. Сад состоит из нескольких куполов, по форме и внешнему виду напоминающих мыльные пузыри.
Внутри сферы разделены на биомы – территории, объединенные общими климатическими условиями и растительностью. В центе "Эдема" находится образовательный центр, имитирующий спираль Фибоначчи – форму, которую повторяют сосновые шишки, ананасы, подсолнухи и панцири улиток.
Дом из водорослей, или Зеленый дом, Гамбург, Германия
Уникальный дом в Гамбурге включает в свою конструкцию живые организмы – микроводоросли, которые живут в аквариумах, расположенных в стенах здания. Эти водоросли растут в десятки раз быстрее любых других организмов на поверхности Земли, их регулярно собирают и используют в качестве биомассы для производства топлива. Жильцы такого дома используют стопроцентно экологичную энергию. Кроме энергетической функции водоросли регулируют освещение здания. В солнечную погоду они быстро размножаются и покрывают стенки аквариума зеленой полупрозрачной пеленой, выполняя функцию естественного фильтра. В непогоду стекло остается прозрачным и пропускает максимум дневного света.
Офисный центр "Истгейт", Хараре, Зимбабве
Главному архитектору этого офисно-торгового центра удалось спроектировать дом, используя ту самую естественную вентиляцию термитников. Идея пришла ему в голову во время просмотра документального фильма о термитах. Внешняя конструкция здания, его фасад покрыты отверстиями, словно кожа порами.
Архитекторы называют "Истгейт" лучшим на сегодняшний день примером биомимикрии, причем не только в строительстве и проектировании. Результатом идеи Мика Пирса стало понятие пассивной вентиляции, концепции, при которой здание не нуждается в системе обогрева или кондиционирования, что позволяет сэкономить на энергии.
Даунлэнд Гридшелл (DownlandGridshellBuilding), Чичестер, Великобритания
Это легкое и воздушное здание является частью одноименного музея под открытым небом. Его строительство завершилось в 2002 году, основным материалом стали тонкие дубовые планки, изогнутые таким образом, чтобы создать двойной изгиб, имитирующий форму ракушки.
Кроме природной формы, конструкция здания напоминает процесс строительства гнезда, путем переплетения тонких веточек. Таким образом, создается очень легкая, но крепкая конструкция. Использование возобновляемых природных ресурсов и расположение здания в самом центре леса делают его еще ближе к природе.
fb.ru
Архитектурно-художественные принципы композиции | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство
Лучшие произведения садово-паркового искусства наделены многими совершенными художественными качествами — каждая часть ансамбля по-своему выразительна и в чем-то связана с другими, все они расположены в определенном последовательном порядке, хорошо соотносятся между собой и с человеком по абсолютным и относительным размерам, согласованы колористически и т. д. Зеленое строительство включает в себя понятие садово-паркового, пейзажного искусства, поэтому при формировании растительных композиций необходимо иметь в виду ряд эстетических требований. Среди них к важнейшим относятся следующие.
Единство, пропорциональность частей. Соразмерность, правильное отношение составных частей к целому, деталей — к основному, побочных объектов — к главному являются основой формирования садово-паркового ансамбля. Предметы и формы должны находиться в стройной взаимосвязи, подчиняться общей идее, быть в определенных пропорциональных соотношениях. Это единство проявляется как внутри каждой пейзажной картины, так и в согласованности отдельных пейзажных частей с ландшафтом в целом. Отдельная группа растений должна восприниматься со всей композицией как единое целое, в пределах самой группы каждое растение также должно согласовываться в размерах, форме и структуре с другими, находящимися рядом. Однако единство форм не следует понимать просто как собрание схожих, однотипных элементов, которые часто приводят к монотонности в композиции. Недостаток разнообразия вызывает ощущение бедности пейзажа, чрезмерное нагромождение цветовых и других эффектов утяжеляет композицию или «разваливает» ее.
Пример единства и согласованности отдельных элементов пейзажа при ширине переднего плана, превышающей угол зрения
Обрамление пейзажа деревьями
Один из приемов, позволяющих подчеркнуть единство композиции, заключается в уравновешенности пейзажной картины. В регулярной планировке равновесие достигается часто путем повторения одинаковых предметов и расстояний между ними по обе стороны от планировочной оси (аллеи, эспланады, партера и т. д.). При свободной, живописной планировке объекта озеленения равновесие выражается иначе. По ту и другую стороны находятся детали, хотя и несхожие, неодинаково расположенные, но так подобранные, скомпонованные, что внимание, уделяемое тем и другим, уравновешивается. Например, мощный дуб, расположенный по одну сторону оси пейзажа, может потребовать для равновесия пейзажной картины целой молодой рощи по другую сторону оси.
Масштаб. Цельность, гармоничность композиции зависит от правильно выбранного масштаба, т. е. соотношения размеров всех входящих в нее элементов. Масштабность — это прежде всего соответствие размеров объекта физическим размерам человека и скорости его передвижения. При этом отдельные пространства, имеющие чрезмерно уменьшенные или слишком увеличенные размеры, воспринимаются как немасштабные. Критерием масштабности является также соответствие размеров функциональному назначению пространства. Оптимальный масштаб обусловливается социальными и биологическими потребностями людей различного возраста, психофизическими, технико-экономическими и другими требованиями. Например, по критерию оптимальной строительной и эксплуатационной эффективности необходимо укрупнять участки газона, проектируя их на площади не менее 100—200 м2. С точки зрения комфортности тихого отдыха взрослых и детей до четырех—шести лет газоны должны быть ограничены 100—150 м2. Спортивные комплексы для молодежи требуют совсем иного размера — около 4000—6000 м2 и более, для массового отдыха на траве нужны поляны до 6000—7000 м2. Таким образом, правильный выбор масштаба элементов садово-парковых комбинаций требует дифференцированного подхода к проектированию с учетом как функциональных, так и эстетических требований.
Впечатление человека о масштабе озелененных пространств меняется в зависимости от характера окружения. Одни и те же поляна, массив зелени, дерево, сооружение, аллеи приобретают различную масштабную характеристику в зависимости от того, расположен ли сад или парк вблизи многоэтажной застройки или в условиях природного окружения.
Контраст. При сопоставлении достаточно резко различающихся предметов их противоположные свойства становятся более заметными, очевидными. На этом свойстве основано большинство растительных композиций. Плакучая крона березы выгодно оттеняется плотной пирамидальной формой пихты или ели. Высокое пирамидальное дерево на фоне плоской крыши или дерево с округлой кроной рядом с постройками, увенчанными остроконечными кровлями, составляют приятный художественный контраст. Крупнолистные деревья хорошо контрастируют с деревьями, имеющими мелкую листву. Темная зелень выделяется на фоне светлой листвы. Эстетическая ценность контраста повышается, если одна из пород занимает доминирующее положение, например подлесок из плотных зарослей можжевельника удачно дополняет прозрачный верхний полог березы.
Контрасты воспринимаются не только в пространстве, но и во времени. После выхода из темного елового леса березовая роща кажется особенно светлой, радостной, глубокая тень старой дубравы рядом с просторной залитой солнцем поляной — освежающе прохладной. Таким образом предшествующие впечатления как бы усиливают последующие. Подчеркивая контрасты в композиции, необходимо соблюдать определенную сдержанность, ибо слишком резкие различия могут привести к разрушению общего впечатления, распаду единства. Лучших результатов можно добиться путем противопоставления не всех свойств предметов, а только их части, например, если растения имеют схожие формы, но различаются размерами и цветом, или наоборот).
В садово-парковых композициях приемы контраста дополняются приемами нюанса, при котором создаются постепенные переходы цвета, пластики, освещенности, массы, пропорции, природных и архитектурных элементов. Если при контрастных отношениях преобладает противоположность однородных свойств, то при нюансе эти отличия мало заметны и построены на тонкостях и оттенках, преобладает сходство между предметами.
Стиль. Большое влияние на современные типы устройства садов и парков, на характер расположения растений, их внешний облик, стилевую организацию оказывает богатая и сложная история садово-паркового искусства. Основными видами пространственного построения садов и парков признаны регулярное и пейзажное. Регулярное направление делится: французское — на плоском рельефе, итальянское — на остро выраженном рельефе и английское — пейзажное направление. Кроме того, существует еще партер из цветов — он голландского происхождения. С первым из них связано понятие о геометрическом, формальном стиле планировки, со вторым — о живописном, свободном. Композиция регулярного типа характеризуется геометризированными построениями дорожной сети, прямыми аллеями, четкими контурами водоемов, газонов, рядовой посадкой деревьев и кустарников, искусственным формованием их крон, симметричным размещением скульптур, фонтанов, беседок (парки Версаля, Петродворца). Напротив, в садах и парках пейзажного типа (например в Павловске, Царицыне и др.) дороги и аллеи, группы деревьев и кустарников, поляны, лужайки приобретают свободные, живописные очертания, строятся как бы в подражание естественной природе.
Иллюзорное увеличение площади парка путем скрытия местности между зрителем и пейзажем
Ритм. Выразить композиционное единство сада или парка, обеспечить его упорядоченное разнообразие поможет также использование ритмических закономерностей. Ритм служит «регулятором» пространственно-временных изменений форм. Наличие каких-то повторяющихся или чередующихся элементов в пейзажной картине есть проявление пространственного ритма: например, чередование в определенной последовательности деревьев, кустарников, скамей, скульптур вдоль аллеи, которое улавливается пешеходом в процессе движения. Повторные впечатления, как правило, ослабевают. Новизна, неожиданность всегда обостряют ощущения, поэтому длительные повторы одного и того же ритма нежелательны. Это допускается лишь в особых случаях, например на торжественных эспланадах или в парках-мемориалах. Приемы обогащения ритмического рисунка многообразны — путем увеличения числа повторяющихся элементов (включая как природные, так и архитектурные составляющие, различия в материале, цвете, фактуре и т. д.) введения усложненного «синкопированного» ритма, использования фактора композиционной внезапности, который можно рассматривать как преднамеренный «сбой» устоявшегося ритма.
В современном садово-парковом строительстве преобладают приемы пейзажной композиции как более естественные и эффективные в технологическом отношении. Регулярный стиль используется там, где необходимо достигнуть парадности, монументальности, вблизи крупных архитектурных сооружений, в зонах скопления больших масс людей (у входа в парк, на стадионах и т. д.). Независимо от стиля планировки сады и парки должны соответствовать духу времени, местным ландшафтным условиям, функциональным и эстетическим требованиям. В этом случае их стилевое решение будет содействовать четкому выявлению архитектурно-художественного облика, композиционного замысла.
В.А. Горохов
landscape.totalarch.com
21 неординарное архитектурное сооружение
Думаю, что многие из вас видели примеры необычных архитектурных сооружений или даже находились внутри таких креативых построек. Но сегодня мы представим вам 21 пример фантастических архитектурных конструкций, которые просто поражают воображение и удивляют оригинальностью идеи.
1. Атомиум
Здание расположено в Брюсселе. Атомиум был построен в 1958 году по проекту архитектора Андре Waterkeyn. Атомиум возвышается на 102 метра. Внешне конструкция выглядит как атом. Не смотря на внушительный возраст, он по-прежнему выглядит хорошо, реконструкция Атомиума проходила с 2004 по 2006 год. Тогда алюминий был заменен сталью.
2. Здание Штрих Код
Находится в Санкт-Петербурге, Россия. Здание выполнено в виде гигантского штрих-кода. Черные полосы традиционного штрих-кода заменены большими окнами, что создает очень реалистичный вид. Само сооружение выполнено в красном цвете.
3. Туманное здание
Туманное здание, спроектированное архитекторами Элизабет Диллер и Рикардо Scofidio, расположено на берегу озера Невшатель в Ивердон-ле-Бен, Швейцария. Это чудо имеет габариты 60 х 100 х 20 метров, выполнено из металла. В корпус вмонтированы специальные отверстия, распыляющие воду из озера вокруг здания.
4. Кибертектурное Яйцо
Кибертектурное Яйцо находится в Мумбаи, Индия. Площадь поверхности составляет 32 000 кв. м. Сооружение яйцевидной формы является воплощением экологического проектирования, интеллектуальной системой и запоминающейся достопримечательностью города. В дополнение к своему великолепному дизайну, яйцо оснащено новейшими техническими достижениями. Сооружение способно следит за самочувствием сотрудников - измерять их вес и кровяное давление. Врач будет получать уведомления о каких-либо резких изменениях в самочувствии персонала.
5. Солнечный Ковчег
Солнечный Ковчег расположен в префектуре Гифу, Япония построен компанией Sanyo. Это один из самых впечатляющих, генерирующих солнечную энергию, зданий в мире. Строение было создано в качестве символа "чистой энергии общества", и внутри него находится Солнечный музей. Ковчег включает 5046 солнечных панелей и производит около 630 кВт мощности, что эквивалентно 530 000 кВтч чистой энергии в год.
6. Здание-Корзина
Здание-Корзина расположено в Огайо, США. Это семиэтажная корпоративная штаб-квартира компании Longaberger Basket. Внутри здания есть атриум, который взмывает в стеклянный потолок, через который вы можете увидеть ручки корзины, собирающиеся вместе, над крышей.
7. Дом-Фортепиано
Дом-Фортепиано расположен в провинции Хуэй, Китай. Скрипка выполняет функцию эскалатора и входа в здание. Судя по всему, здание было построено местным правительством, чтобы привлечь людей в развивающиеся районы страны. Это здание является идеальным примером гармоничного соединения музыки и архитектуры.
8. Эспланада
Здание расположено на шести гектарах земли рядом с набережной Marina Bay возле реки Сингапур. Оно играет роль местного театра и концертного зала, концертный зал рассчитан на 1600 человек, а театр на 2000 мест.
9. Кубический дом
Здание представляет собой соединение нескольких кубических конструкций. Архитектурная композиция находится в Нидерландах.
10. Проект Эдем
Проект Эдем – это оригинальное сооружение, которое привлекает множество туристов в Соединенное Королевство каждый год. В то же время, конструкция является самой крупной теплицей в мире. Внутри искусственных биомов собраны растения со всего мира. Проект расположен в 2 км (1,25 миль) от города Санкт-Blazey и в 5 км (3 мили) от более крупного города St Austell, Корнуолл.
11. Спиральный лес
Waldspirale - это жилой комплекс в Дармштадте, Германия, построенный в 1990 году. Название переводится как лесистая спираль, оно полностью отражает общий план здания, и тот факт, что он имеет зеленую крышу. Архитектурное сооружение было разработано венским художником Хундертвассера Фриденсрайхом, над реализацией работал архитектор М. Springmann Хайнц, а построено здание компанией Bauverein в Дармштадте. Строительство здания было завершено в 2000 году.
12. Роботостроение
Робот-здание, расположено в районе Sathorn - деловом районе Бангкока, Таиланд. Тут находится штаб-квартира банка United Overseas. Здание, внешне представляющее из себя огромного робота, символизирует компьютеризацию банковской системы в стране. К основным особенностям здания относятся антенны и глаза, они играют важную роль и с эстетической, и с практической точки зрения. Сооружение было достроено в 1986 году, оно является одним из последних примеров современной архитектуры в Бангкоке.
13. Атлантида
Atlantis (Дубай) является величественным центром Palm Jumeirah, искусственным островом, который будоражит воображение людей со всего мира своими невообразимыми масштабами. С момента прибытия вы погружены в ослепительный мир стиля, удовольствия и роскоши. Курорт предлагает отдых и острые ощущения для пар и семей. В число развлечений входят уникальные морские прогулки, волнующий аквапарк, нетронутые белые пляжи, кухня мирового класса, спа-центр и многое другое.
14. Вращающаяся башня
Вращающаяся башня так же находится в Дубаи. Этажи этой архитектурной композиции будут вращаться вокруг центральной оси. Это будет постоянное движение и изменение формы, которое позволит жителям дома самостоятельно выбирать желаемый пейзаж за окном одним нажатием кнопки. Архитектура конструкции обеспечивает очень высокую устойчивость к землетрясениям, поскольку каждый этаж вращается самостоятельно.
15. Мост Banpo
Мост Banpo расположен в Сеуле, Южная Корея. Это самый длинный в мире мост фонтан, который установил рекорд Гиннеса с почти 10000 светодиодными соплами, которые работают вдоль обеих сторон моста. Вода разбрызгивается на расстояние 1140 м.Данный проект является первым в своем роде в мире. Мост имеет 38 водяных насосов и 9380 сопл с обеих сторон, которые закачивают 190 тонн воды в минуту из реки с глубины около 20 метров.
16. Palais Bulles
Bulles Palais расположен в Каннах, Франция. В начале восьмидесятых годов модельер Пьер Карден хотел купить дом, чтобы приезжать в Канны на лето. Во время поисков он наткнулся на строительную площадку дома, строящегося по проекту архитектора Антти Lovag для французского промышленника. Когда владелец умер до завершения строительства Bubble дома, Карден купил наполовину готовое сооружение, дополнил его собственными элементами и достроил здание.
17. Солнечная печь
Солнечная печь находится в Odeillo, Франция. Здание представляет собой кривое зеркало (или массив зеркал), которое действует как параболический отражатель, концентрируя свет на координационном центре. Крупнейшая солнечная печь в мире находится в Odeillo в Восточных Пиренеях во Франции, открытие состоялось в 1970 году.
18. Парк Гуэль
Парк Гуэль находится в Барселоне, Испания. Парк Гуэль является садовым комплексом с архитектурными элементами, расположен на холме Эль-Кармель в районе Грасия в Барселоне, Каталония, Испания. Парк Гуэль умело разработан и выглядит как сцена из сказки. Яркие цвета и аура парка поражает.
19. Биосфера в Монреаль
Биосферный парк Монреаль находится в Канаде. Тут находится музей окружающей среды Канады, посвященный воде и окружающей среде. Само сооружение расположено на Parc Jean-Drapeau, на острове Святой Елены в бывшем павильоне США.
20. Музей Ripley's Believe it or Not
Музей Ripley's Believe it or Not находится в Канаде. Конструкция представляет собой здание, наклоненное огромной гориллой Кинг-Конгом. Полноту образа дополняет человек, висящий на веревке и еще несколько странных элементов.
21. Храм Лотоса
Храм Лотоса расположен в Дели, Индия. Сооружение является местом поклонения Бахаи в Дели, Индия, в народе известен под названием Храм Лотоса из-за цветочной формы. Здание было завершено в 1986 году и является одним из главных мест поклонения на Индийском субконтиненте. Архитектурная постройка является обладателем многочисленных наград, ее изображения неоднократно публиковались в газетах и журналах по всему миру.
Facebook
Вконтакте
Twitter
Google+
Pinterest
Одноклассники
cameralabs.org
Архитектура древнего Египта - Блог Дмитрия Новикова
Без сомнения, в сфере архитектуры египетская цивилизация достигла огромных
высот. Строения той эпохи из огромных монолитных глыб, соединённые без раствора
с точностью до миллиметра, до сих пор вызывают у людей горячие споры и
неуёмную фантазию на тему того, с помощью каких таинственных технологий они были
построены. Много теорий,
одна фантастичнее другой, касательно египетских строительных технологий
уже выдвинуто на настоящий момент, и разобраться, где тут правда, а где вымысел
представляется
маловероятным, если у вас случайно нет способности видеть прошлое :)) Но
как бы там ни было, а
архитектурное искусство в
древнем Египте действительно достигло потрясающих высот.
Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были
необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.
Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.
Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе.
Древнее царство занимает важное место в истории египетской архитектуры: в это время были созданы грандиозные пирамиды и прекрасные ансамбли
храмов и святилищ различных
религиозных культов, величественные
мастабы (усыпальницы в виде
усечённой пирамиды) знатных вельмож.
Уже в период Древнего царства египтяне научились великолепно обрабатывать камень, использовать все его конструктивные и декоративные возможности. В это время были выработаны пропорциональные соотношения,
ордерные системы; сложились типы колонн, сохранившиеся затем на протяжении тысячелетий: папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные; были найдены интересные приемы декорирования.
Монументальность, величественность, синтез архитектуры, круглой скульптуры, рельефов и росписей составляют характерные черты архитектуры
древнего Египта.
Основной строительный материал в Египте камень, из него строились все несущие
и ненесущие конструкции. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Обыкновенно
использовали известняк и песчаник. При этом, когда эти породы камня употребляются совместно в одном памятнике, то из песчаника обычно делаются балки. Гранит применяется крайне редко, а алебастр как исключение.
Из цельных глыб высекали высокие стройные обелиски, которые были символами солнца великого Ра, а также
иногда огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.
Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны
(- столбы большого сечения, служащие опорой для перекрытий) и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия:
Способы скрепления камней:
Как общее правило, можно считать, что камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка пользовались деревянными скобами в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (луксорский обелиск).
Раствор, встречающийся в каменной кладке, имеет вид глинистой массы, в которой заметен плохо обожженный гипс, а иногда и черепица. Его находят лишь во внутреннем заполнении толстых стен (большие пилоны Карнака) или же в массивах пирамид. Известковый раствор употреблялся только для штукатурки или как мастика, чтобы скрыть изъяны плохо вытесанных камней.
Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными
барельефами, раскрашенными разными цветами. Мотивы барельефов египетских зданий
несут информацию о религиозных ритуалах, исторических событиях, войнах, которые велись, богов, которым поклонялись, быте древних египтян, жизни и смерти фараонов, правивших древним государством.
Египетский ордер.
В египетском зодчестве роль
ордера
очень велика. (Под
ордером понимается характерное для данной страны и эпохи художественное
истолкование архитравной (стоечно-балочной) конструкции). Формы его многообразны. Применяя архитравную конструкцию, египетский зодчий использовал ее формы для различных художественных замыслов.
Колонны египетского ордера можно разделить на две группы: группу геометрически правильных колонн и группу изобразительных колонн.
1. Опоры геометрически правильных форм.
Группа опор геометрически правильной формы появилась в Египте в период Древнего царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, вследствие перемены художественного мировоззрения, они не находили признания и почти совсем исчезли в Новом царстве.
Группа эта заключает несколько типов:
●
Столб квадратного сечения наиболее часто применявшийся тип этой группы. Его пропорции: высота равна 4 5 сторонам основания. В большинстве случаев столб не имел капители и был часто покрыт рельефами. В Позднее время перед квадратными столбами ставились скульптурные изображения (Мединет-Хабу, Рамессей). Эти скульптуры обычно прислонены к столбу и не несут нагрузки. Этот прототип несущих кариатид имелся уже в ансамбле Джосера в Саккара.
●
Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями, или каннелюрами. Египетская каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням. Пропорции колонн в Бени-Хасане: высота h равна 5 D (нижним диаметрам).
●
Колонны в виде суживающегося кверху цилиндра обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Пропорции h=5,5 D.
Граненые и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадратной плиты-абаки (аналогичной греческим)База граненого столба представляет собой простую прямоугольную подкладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда).
В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется книзу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.
2. Колонны, подражающие формам растительного мира.
Колонны, подражающие формам растительного мира, в основных своих типах возникли в период V и частью III династий, немного позже каннелированного
типа; они почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и
Позднего царств, совершенно вытеснили колонны геометрически правильных форм.
Колонны этого типа в их развитом виде тесно связаны с религиозной символикой
египтян.
Основанная на подражании формам растительного мира, египетская колонна перерабатывает эти формы в соответствии с установкой Нового царства на монументальную архитектуру. Пропорции колонн становятся грузными, самые формы их упрощенными, сведенными к гладким поверхностям. В начальный период Нового царства проводилось строгое распределение типов колонн по месту их положения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели закрытую чашечку цветка, приближаясь к простой конструктивной форме, рассчитанной на выражение тектонической роли колонны:
А в средних, ярко освещенных пролетах гипостильных зал колонна, подражая свободно стоящему растению, получила раскрытую чашу капители, за гранью которой не видна была верхняя часть колонны, непосредственно принимающая на себя нагрузку потолка:
Потолок, расписанный звездами, изображал небо и казался парящим в воздухе. В конце Нового царства этот прием размещения колонн потерял свое значение, и они -стали расставляться в произвольном порядке. В архитектуре Египта Позднего времени применялись исключительно раскрытые чаши капителей. При определении формы колонн декоративные требования получили в эту эпоху преобладающую роль.
Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей,
изображавших
цветок папируса, лотоса или листья пальмы (Абусир). В отдельных
случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия
Хатор:
Вот один из вариантов компьютерной реконструкции египетской залы:
Особенности египетского архитектурного стиля.
Основной особенностью египетской архитектуры является монументальный и величественный облик ее сооружений. Это достигалось применением ряда неизменно повторяющихся, освященных религиозной традицией архитектурных приемов. К ним относятся:
● огромные абсолютные размеры сооружений.
Величина памятников играла огромную роль в египетской архитектуре. Впечатление, которое производят на каждого человека огромные размеры сооружений, использовалось в архитектуре уже в самые ранние периоды ее развития.
Для сравнения: пирамида Хеопса была наиболее высоким сооружением древнего мира (147 м),
основание ее (230 м х 230 м) в полтора раза больше площади, занимаемой всем афинским акрополем, и превышает размеры Красной площади в Москве.
Показательны также следующие примеры: площадь гипостильного зала в храме Карнака (103 м X 54 м) в два с половиной раза больше площади одного из крупных храмов Греции Парфенона (70 м X 31 м). Высота колонн гипостильного зала Карнака 24,3 м. Высота сидячих колоссов в Абу-Симбеле 20 м. Длина храма в Луксоре около 260 м.
● статичность форм.
Египетские формы
производят впечатление неподвижности. Все сооружения Нового царства распластаны
на земле преобладает горизонтально-протяженный спокойный объем. Скульптурные
колоссы чаще всего изображались в условной фронтальной позе. Форма пилонов и
наклон стен в храмах создают впечатление исключительной устойчивости.
Максимального предела в этом смысле достигала пирамида.
●
стремление к их обобщению.
Доминирующим мотивом египетской архитектуры была тяжелая объемная стена. Роль стоечно-балочных элементов, если они были применены, часто затушевывалась для сохранения роли этого основного мотива. Стена трактовалась как громадная монолитная плоскость, как поверхность огромной глыбы геометрически правильной формы. Членение стены швами кладки никогда архитектурно не использовалось. Пересечение этих случайно расположенных швов более глубоким рельефом изображений подчеркивало цельность стены.
В планировке также были всегда налицо ясность и геометрическая простота. Все схемы были прямоугольны. Неправильных углов избегали.
Тенденция к монументальному обобщению формы не позволяла вводить мелкие членения объемов. Впечатление силы и тяжести достигалось тем, что детали были упрощены и укрупнены. Отношения частей были близки к равенствам. Обработка всех объемов состояла из обводящего валика и карниза над ним, имеющего всего лишь один элемент кривую выкружки. Потолки совсем не были расчленены и не имели карнизов.
Теряющаяся при обобщенной трактовке поверхности масштабность сооружений восстанавливалась многоярусным построением барельефов, что связывало колоссальную форму сооружения с мелким расчленением ее второстепенными фигурами и иероглифами.
Кроме того, масштабность подчеркивалась введением в композицию подобной формы меньшего размера (дверь с карнизом между большими объемами пилонов). Проем двери был масштабен по отношению к человеку и подчеркивал колоссальные размеры пилона. Величина формы подчеркивалась также размерами деталей. На портале входа делался очень крупный карниз, на огромном пилоне карниз был относительно мал.
●
симметричность решений.
Симметричными были фасады храмов с пилонами, следующий за ними двор,
гипостильный зал и т. д. Последующие пристройки зданий могли создавать
несимметричную общую композицию, но в отдельности обычно были тоже симметричны.
В египетской архитектуре отсутствуют сложные ритмические композиции. Число составляющих частей было, как правило, невелико. На однообразном фоне выделялся всего один композиционный центр, всегда находящийся на оси симметрии.
Центральная (основная) часть симметричной композиции обычно решалась контрастным противопоставлением остальным частям. Гладким поверхностям горизонтально развернутых объемов пилона противопоставлялась зажатая между ними вертикальная, усложненная и прорезанная дверью центральная часть его.
Во дворе и в гипостильном зале шаг колонн в центре был шире и нарушал однообразный метр колоннады. Высота средних колонн гипостильного зала была больше высоты крайних. Центральная часть везде осложнялась как по форме, так и по убранству рельефами. Архитектурные детали центральной части были более грузны.
●
монолитность объемов.
Конструктивная простота доводилась до предела. Несмотря на длительную эволюцию форм и переход от простых геометрических столбов в пирамидах Гизе к усложненным колоннам эпохи Позднего Египта, конструктивная схема не эволюционировала. Сооружение представляло собой сплошную глыбу из камня, как пирамида, или элементарную схему массивных каменных стоек и тяжелых каменных балок и плит, как все храмы Нового царства. Конструкции применялись с огромным запасом прочности на вечность.
Фасад переднего зала храма трактовался как объемная монолитная форма сплошной кладки, в которой только вырезан средний проем с колоннадой. Архитрав решался как часть мощного гладкого объема, а не как балка, свободно лежащая на колоннах и самостоятельная относительно боковой стены.
Даже заполнение между нижними частями колонн в храмах Позднего Египта, очевидно, не имеющее никакой нагрузки, трактовалось как мощная толстая стена (что передавалось грузными и сильно выступающими деталями).
Роль живописи и скульптуры.
Роль контрастирующего элемента, подчеркивающего своим изяществом и легкостью
мощь архитектурных форм, придана росписям и рельефам, которые неразрывно
включены в общий замысел сооружения.
Рельеф становился обязательным спутником архитектуры, сливаясь с ней и иногда получая почти равное с архитектурными формами значение.
Круглая самостоятельная скульптура своими монументальными формами и преувеличенно крупными размерами приобретала такое же значение, как и архитектура. Так, огромные сидячие статуи фараона перед пилоном храма включались в архитектурную композицию равноценным элементом, усиливая значение центрального портала. Колоссы на дворе Рамессея или колоссы фасадов в Абу-Симбеле являлись основным мотивом, определяющим архитектуру здания. Синтез всех видов искусств в Египте достигал поразительных эффектов. Главенствующая роль во все периоды все же принадлежала архитектуре.
Орнамент, игравший большую роль в египетских сооружениях, имел символическое и магическое значение. К наиболее распространенным изображениям относятся солнечный диск и коршун с распростертыми крыльями, служивший символом покровительства. Часто употреблялись также орнаменты в виде спиралей и ряда уреев (змей) символ власти фараона. Из религиозных символов наиболее почитаемым был скарабей (священный жук) эмблема воскресения.
Связь архитектуры и астрологии в Египте.
До сих пор в научных кругах доминирует представление о недоразвитых древних
цивилизациях, чьё представление о мире сплошь состояло из предрассудков. Однако,
к счастью, всё больше появляется учёных, которые хоть в малой степени, но смогли
подняться до уровня древних и разгадать некоторые тайны их науки.
Было установлено,
что культура Египта была очень тесно связана со звёздами, с астрологией.
Архитектура в этом ключе также не является исключением. Культовые египетские
постройки на протяжении тысячелетий возводились чётко учитывая движение небесных
тел.
Представленный ниже
документальный фильм подробнее рассказывает о связи архитектуры и астрологии в
древнем Египте:
Источники:
●
Гинзбург М.Я. и др. Всеобщая история архитектуры. Том 1. 1944/1949
●
Огюст Шуази. История архитектуры в 2-х томах, том 1. 1937, Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры