Путешествие по кавказу на машине – Правила путешествий по Кавказу на автомобиле

Содержание

Правила путешествий по Кавказу на автомобиле

Отправляясь в горы на автомобиле, нужно быть готовым буквально ко всему. Снег может внезапно выпасть прямо посреди лета, дорога — оказаться непригодной для проезда, а автомобиль — отказать при долгом подъеме вверх. Опытный гид Михаил Моргунов рассказал порталу «Это Кавказ», как без потерь покорить горы на собственном авто.

Асфальт есть не везде

— Что из себя представляют дороги в горах? Почти во все села проложен асфальт, но дороги узкие, не шире двух полос, а в особенно трудных местах однополосные участки со знаками приоритета, — говорит Михаил. — Покрытие, как правило, в хорошем состоянии — там, где оно есть. Асфальта нет на лавиноопасных склонах, например, в Чегемском ущелье, выше водопадов. Там практически отвесные скалы прямо над дорогой, и сели и камнепады — совершенно обычное явление.

Фото: Михаил Моргунов

Михаил Моргунов изъездил Северный Кавказ вдоль и поперек, а теперь организует джип-туры для всех желающих.

В таких районах дороги прокладывать — дело неблагодарное, постоянный ремонт обычно не укладывается в бюджет местных властей. По факту, это просто грунтовка, расчищенная и выровненная бульдозерами до состояния прямого полотна.

Более или менее комфортно ездить по ней только на внедорожниках. Полный привод и блокировки спасают от пробуксовок на подъемах с таким покрытием, да и большие колеса проглатывают большинство мелких ямок.

Хотя, обнадеживает Михаил, при необходимости путешествовать в горах можно на любом автомобиле.

На перевал только с полным баком

— Выезжая в горы, обязательно нужно заправить автомобиль под завязку, а лучше захватить с собой запас топлива в канистрах. Высоко в горах заправок нет. А когда автомобиль двигается вверх, расход топлива сильно увеличивается.

Машин в горах тоже не так много, поэтому мало шансов остановить кого-то, проезжающего мимо, и попросить о помощи. Да и брать в горах на буксир застрявшую без бензина машину просто опасно.

Бумажные карты надежнее навигатора

— Навигатору, конечно, можно верить, но на руках должны быть и старые добрые бумажные карты. Можно сразу нанести на них точки, по которым вы сможете ориентироваться в пути. Если на вашем гаджете карта горного района не отрисована или отрисована плохо, потом подгрузить Google Maps или «Яндекс.Карты» может не получиться.

Что касается мобильной связи, то она есть вдоль дорог регионального значения и в населенных пунктах. На горных перевалах и вдали от сел связи нет.

— Перед поездкой советую ознакомиться с картой покрытия сети, ее можно найти на сайтах всех мобильных операторов. Желательно наложить ее на маршрут. Так будете заранее знать, в каких точках сможете выйти на связь, а где лучше не пытаться, — говорит Михаил.

Погода: и друг, и враг

В основном все опасности горной дороги связаны с погодой. В сухой солнечный день беспокоиться не о чем, но вот в затяжные дожди или сильные ливни с грозами ездить становится чрезвычайно опасно.

— Один небольшой камень, подмытый дождем и сорвавшийся вниз на дорогу, может привести к помятой крыше или капоту, а может и вовсе спровоцировать сель. Расщелины собирают воду в поток, текущий либо наперерез движению, либо вниз по дороге, в зависимости от силы дождя. В затяжной дождь может возникнуть промоина, преодолеть которую на автомобиле будет невозможно. Так что, если вы на горной дороге и начинается дождь или гроза, спокойно езжайте до ближайшего населенного пункта и переждите непогоду там. Расстояния у нас маленькие, обычно не больше 10 километров между поселками, — советует Михаил.

Камнепад — конец пути

Опытные автопутешественники перед выездом всегда интересуются у только вернувшихся с маршрута товарищей, как там дорога. Но даже когда вам говорят, что все в порядке, это не значит, что за ночь, например, не сошел сель или дорогу не засыпало камнями. Помните, что дорожные условия, как и погода, меняются каждую минуту.

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

Фото: Михаил Моргунов

— Засыпало? Ни в коем случае не двигайтесь вперед! Любой камнепад, кажущийся невысоким и преодолимым, может от веса автомобиля «поехать» дальше. То же со снегом: есть опасность, что авто просто соскользнет с дороги. Нужно остановиться и оповестить дорожную службу района о происшествии. Для этого звоните в службу спасения по номеру 112. Есть возможность — объезжайте опасное место, нет — вернитесь и найдите другую дорогу. Или ждите, пока специальные службы устранят опасность.

При спуске тормозите двигателем

— Помните: в горах нет автосервисов. Эвакуатор туда не приедет, машина должна быть полностью исправна. Проверьте соединения, уровни всех жидкостей, лампы — никаких светодиодов, только хорошие галогенные лампы: по любой опасной дороге, тем более горной, без хорошего освещения ездить нельзя. Если автомобиль не новый, перед поездкой проведите испытания: поднимитесь в гору и спуститесь, посмотрите, как ведет себя машина.

Во время долгого подъема обязательно следите за температурой двигателя, чтобы не допустить его перегрева, а при затяжном спуске — за скоростью и тормозами. Не стоит разгонять автомобиль выше, чем до 10−15 километров в час. И как можно реже жмите на педаль тормоза — потому что это может привести к закипанию жидкости и отказу тормозов. Тормозить в горах лучше двигателем.

Будьте внимательнее с едой

Кафе на Кавказе есть в каждом населенном пункте. Это самый популярный местный бизнес. Обычно в горах предлагают довольно простую местную еду: шашлык, айран, хычины, лакумы. Основная реклама в этих краях — сами посетители. Так что хозяин кафе выбьется из сил, чтобы сделать сервис как можно лучше, а блюда вкуснее.

— Очень популярны у нас кафе на свежем воздухе: отдельные кабинки для гостей, мангал на улице, где у всех на глазах жарят шашлык, открытая кухня, где женщины готовят хычины. В таких местах останавливайтесь смело. Но есть и совсем небольшие забегаловки, на пару столиков. Остается только догадываться, как там с санитарией. Тут уж все на ваш страх и риск, — объясняет Михаил.

Обычно вдоль дорог достаточно магазинов и есть где остановиться. Но есть и места, где не ступала нога бизнесмена, поэтому едой стоит запастись как следует.

 — Если едем в Черкесское, Чегемское или Баксанское ущелья, то там магазинов много и расстояния между ними небольшие. А вот если вы отправляетесь, например, на плато Канжол, то нужно рассчитать суточный запас еды на человека и умножить его на количество дней предполагаемого пути. Продукты берите нескоропортящиеся. Помните, что летом безобидный, на первый взгляд, йогурт, купленный утром в супермаркете, днем может обернуться легким пищевым отравлением. То же самое, например, с копченой рыбой. Спокойно можно брать консервы, галеты. А питьевой воды в любом случае должно быть как можно больше.

С инспектором здоровайтесь за руку

По словам Михаила, в горах сотрудники ГИБДД останавливают автомобили очень редко и только за нарушения правил дорожного движения. Могут, конечно, остановить и для проверки документов, но это случается редко.

— Могу дать один совет. На Кавказе самое важное — взаимоотношения между людьми. Если вас остановил инспектор, не поленитесь, выйдите из автомобиля, поздоровайтесь с ним за руку. Проявите к нему обычное человеческое уважение, и отношение к вам будет соответствующим. А лучше старайтесь не нарушать. Помните, горные дороги — двухполосные и в основном со сплошной разделительной полосой. Даже если навстречу вдруг вышла корова, а дорога пустая в оба конца, не торопитесь объезжать ее по встречке. Посигнальте, она уйдет сама. Двигайтесь строго по своей полосе, соблюдайте скоростной режим, правила обгона и объезда, и инспекторы вас не остановят. А по поводу взяток… Наверно, не стоит обобщать. Мне довелось поездить по многим российским регионам, и у меня сложилось впечатление, что дорожные инспекторы везде одинаковые.

И не забывайте про спасибо

Нравы в горных селениях особенные, там чтут традиции. Поэтому, например, не стоит спрашивать дорогу у женщины или тем более молодой девушки — разговор с незнакомым мужчиной может для нее окончиться скандалом в семье.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Девять водопадов Кабардино-Балкарии

Наши агенты в Кавказских горах проложили новый туристический маршрут, который, несмотря на название, водопадами не ограничивается. Первая экспедиция вернулась из похода и ждет своих последователей

— На самом деле люди у нас всегда охотно идут на контакт и все вам подскажут. Это легендарное кавказское гостеприимство: приезжих здесь встречают всегда хорошо и доброжелательно. Но, конечно, есть и особенности. Мужчинам стоит поменьше приставать с расспросами к девушкам. Много информации вы все равно не получите, зато местные могут задуматься, что вас на самом деле интересует. Если вы женщина — спрашивайте у женщин. В любом случае перед тем, как обращаться с вопросом, обязательно выйдите из машины и поздоровайтесь. Если вы просто притормозите и заговорите из окна автомобиля, нормального ответа можете не получить. Помните — вы на Кавказе. Здесь своя культура, которой тысячи лет, — предупреждает Михаил.

Может случиться и так, что вам придется еще поискать говорящего по-русски местного жителя.

— Русский язык могут не понимать высоко в горах в Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, и всегда это люди пожилые. Не докучайте старикам, езжайте дальше и найдите людей помоложе.

А на прощание не забудьте сказать спасибо. Для горцев это важнее денег. А деньги, может, и стоит предложить в благодарность за помощь, но, скорее всего, от них откажутся.

— За помощь у нас обычно ничего не берут. В самых разных районах и ситуациях никто ни разу не согласился взять у меня деньги. Однажды я так застрял, что не смог выбраться сам и обратился к проезжавшему мимо мужчине. Он оценил ситуацию, сказал, что у его брата в соседнем селе есть ГАЗ-66, и велел ждать на месте. Через полчаса он вернулся с братом на грузовой машине и вытащил меня. Даже тогда с меня не взяли денег, несмотря на все мои доводы о дороговизне бензина. В таких случаях я даю свой телефон и прошу звонить, когда понадобится помощь. В наших краях это самая лучшая благодарность.

Фото: Михаил Моргунов

Что взять с собой в дорогу:

  • Запаска, можно две, если позволяет авто
  • Колесный ключ
  • Домкрат
  • Компрессор. Он понадобится на размокших от дождей дорогах. На таких участках иногда лучше немного приспустить колеса, чтобы увеличить площадь контакта с дорогой и проходимость автомобиля
  • Хороший, проверенный огнетушитель. Постоянное движение вверх и разреженность воздуха легко могут привести к сильному перегреву двигателя
  • Канистра моторного масла
  • Фляжка с охлаждающей жидкостью
  • Флакон с герметиком
  • Большая укомплектованная аптечка. Желательно, чтобы в ней был тонометр, если в поездке участвуют люди, перенесшие инсульт, страдающие сердечными заболеваниями или беременные женщины. Перепады высот для них могут сказаться скачками давления. За этим нужно будет следить
  • Канистра с бензином — это обязательно, и как можно большего размера
  • Запас питьевой воды и продуктов
  • Топор и лопата. Возможно, придется откапывать застрявший автомобиль или подкладывать под колеса ветки
  • Палатка, спальные мешки, если планируете ночевать в горах. По ночам там очень холодно
  • Спички или зажигалка

Александра Захарова

etokavkaz.ru

Путешествие по Северному Кавказу по самым красивым местам

Северный Кавказ отлично подходит для путешествий на своем транспорте. Больше нигде не встретите такого количества красивых мест.

Огромное количество культурных и природных достопримечательностей, везде свои традиции и при этом люди разговаривают с тобой на одном языке. Страхи и предрассудки оставляем для телевизора и людей, замкнутых в своей исключительности.

По плану хотелось проехать по ущельям, максимально выбирая горные дороги и перевалы, от Карачаево-Черкесии до Дагестана и в конце ездовой части подняться на Эльбрус. И потому свой мотоцикл отправил в Ставрополь, а  следом за 20 часов переместился и я на автобусе.

В зеленых горах Карачаево-Черкесии есть уникальное место с древнеаланскими дольменами и петроглифами. Еще не наполненное туристами и очень интересное. Ехать несколько часов от Ставрополя в поселок Лесо-Кефарь.

Петроглифы и дольмены раскиданы на верху хребта, и нужно прогуляться ножками несколько часов, чтоб к ним добраться. В деревне есть турбаза со всеми удобствами, где можно остаться на ночь. Еду готовят по желанию. Магазинов и заправки нет.

Переночевав еду в Архыз. Из достопримечательностей по дороге в Архыз — нерукотворный лик Христа, найденный на скале и ставший массовым местом для паломничества туристов. Наверх проложили металлическую лестницу из 500 ступенек, внизу поставили часовню, сувенирный базар и шашлыки.

Чуть поодаль от этого места находится поворот на БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) — крупнейший в Евразии телескоп с диаметром главного зеркала 6 м. Являлся самым большим телескопом в мире с 1975 года по 1993, когда заработал десятиметровый телескоп в США. Тем не менее, БТА оставался телескопом с крупнейшим в мире монолитным зеркалом вплоть до 1998 года.

К обсерватории, на самый верх хребта, ведет серпантинная семнадцатикилометровая асфальтовая дорога. Обсерватория открыта для посещения по выходным. Пропустили и в нерегламентное время, узнав, что издалека. КПП встречает перед началом серпантина.

В самом Архызе делать нечего, кроме как найти экскурсии на Софийскую поляну, рафтинг, лошадей, переночевать с удобствами, сувенирный базар и магазины.

Заправки, несмотря на большое количество туристов, здесь нет, но есть известный всем завод воды Архыз.

Проезжаю поселок и ухожу с дороги на софийскую поляну, 10-15км. Спрашиваю,как проехать к водопадам, основной местной достопримечательности, не считая пешеходных маршрутов по ледникам. Дорога только для уазиков-нив-крузаков. Есть участок, где дорога проходит прямо по реке.

Оставляю мотоцикл у шашлычников под навесом и иду к водопадам. Подниматься примерно полтора часа. С водопадов открывается потрясающий вид на софийскую поляну и все ущелье.

На этом знакомство с Карачаево-Черкессией закончено. Переезжаю в Кисловодск к нарзанам и горным маршрутам. Первое, куда поехали с пятигорскими мотоциклистами и приехавшим другом из Ставрополя, — на плато Бермамыт, то место, которое виновно в том, что я захотел Кавказ, увидев в интернете фотографии с горы Бермамыт.

На Бермамыт лучше ехать с местными эндуристами, дорог сюда несколько и можно сделать красивый круг по горам, если знать все пути. Переменчивая погода не всегда позволяет насладиться красотами, но нам она благоволила, и, несмотря на некоторые трудности с моей универсальной резиной и Лехиной большой, еще не обкатанной, оранжевой эндурой, нам все удалось.

На следующий день покатили на источники Джилы-су. Под северную сторону Эльбруса.

И коли мы еще вдвоем с Лехой, решаем разведать дорогу от источников в Баксанское ущелье через перевал. Спрашиваем у местных про состояние дороги и, услышав, что квадрик проходил, но машины еще не ездили, решаем посмотреть.

Высота 3000 м и ни единой души. В конце длиннющий серпантин, спускающий от когда-то процветающих шахт в Тырныауз.

Прощаемся с Лехой, он домой в Ставрополь, а я под Эльбрус разведывать обстановку с восхождением.

Сходив на Чегет, еду через перевал в Чегемское ущелье. Зеленые горы и Чегемские водопады — местные достопримечательности.

По плану был еще один перевал в Безенгийское ущелье, но часть горной дороги смыло, и пришлось ехать в объезд по асфальту. Голубые озера — одна из основных турдостопримечательностей в Кабарде. Не впечатлили, как это часто бывает с раскрученными местами. Примерно так же и с Чегемскими водопадами, правда, теснина ущелья с узкой дорогой вытягивает ситуацию.

Самое красивое — это перевалы между ущельями.

Все достопримечательное еще впереди: Джейрахский район в Ингушетии с башенными комплексами, высокогорное озеро Казеной-Ам в Чечне, крепость Нарын Кала в Дагестане.

После Кабардино-Балкарии на очереди Северная Осетия.

Здесь меня интересует дорога между Феагдонским и Кармадонским ущельями, где можно видеть город мертвых в Даргавсе, Мидаграбинские водопады по 600-700 метров и печально известное Кармадонское ущелье, где в 2002 году произошел сход ледника. Дорогу туда не восстановили и по сей день. Попасть в Кармадон можно из Феагдонского ущелья. Между этими ущельями чуть в стороне, в пограничной зоне находятся самые высокие в Европе Мидаграбинские водопады. По факту проблем с посещением не возникло. Нужно иметь паспорт при себе.

На месте несколько буханок с туристами. Если мотоцикл легкий, подъехать можно почти под водопады, по высохшему руслу реки. Место красивое, здесь сходятся два хребта, образуя тупик, по сторонам которого падает вода.

 

Возвращаюсь на основную грунтовую дорогу, проезжаю Город Мертвых — древние захоронения. За вход берут какую-то плату. Пофотографировал с дороги и поехал в Кармадон.

Проблем с бензином на Кавказе нет, заправок достаточно много. Цена на бензин примерно, как в средней полосе. Цены на проживание ниже. Есть турбазы в горных районах и недорогие отели в цивилизации.

Но самое интересное в кавказском сервисе — это, конечно, еда. Она дешевая, ее много и она очень вкусная. Если уезжая с Кавказа, вы ловите себя на мысли — опять шашлык, опять хычины, то миссия едальная выполнена, наесться этим будет непросто.

Еду ночевать во Владикавказ. Утром поднимаюсь по Военно-Осетинской дороге и ухожу в Ингушетию, на поселок Джейрах. В горной части этой маленькой республики расположены башенные комплексы, самые интересные как по эту сторону Кавказского хребта, так и по другую.

Весь турист едет мимо, в Грузию, и мало кто подумает, что здесь находятся столь уникальные места. При этом здесь безопасно. Башни повсюду, на каждом холме. Есть башни боевые и жилые. Самые крупные комплексы можно посмотреть, переехав перевал от Джейраха в Гули.Тут же находится самый старый в РФ христианский храм Тхаба-Ерды. В Джейрахском районе есть большой санаторий с лыжным курортом, где можно остановиться.

Выезжаю из пограничной зоны и еду через республику вниз, на равнину. Первый раз списали на КПП паспортные данные. Никакого полицейского беспредела не встречаю, и не будет его на всем пути. Кроме, пожалуй, одной попытки вымогательства на границе Ставропольского края и Калмыкии уже нашего блюстителя порядка.

В Ингушетии производят очень много меда, вся дорога в пасеках. Как и в других республиках, все разговаривают на двух языках: местном и русском. Здесь уже более строгие традиции, люди кажутся более закрытыми.

На дороге нет едален, но есть много мелких магазинов. И везде вывески об аренде посуды и столов на свадьбы и другие традиционные массовые праздники. Никакой бедноты или разрухи не заметно, много свежих домиков, все поселки из красного кирпича. Дорога вдоль реки Асса из горной части республики на равнину проходится быстро и находится в хорошем состоянии.

Дальше Чеченская республика. Выехав на трассу Кавказ, созваниваюсь с клубом Дикая Дивизия, там уже ждут. К обеду въезжаю в Грозный. Город не оставляет равнодушным. Широкий центральный проспект, хорошие дороги и никаких следов войны.

Принято говорить, что за наш счет. Давайте посмотрим на свой регион. В Твери даже центрально-вокзальную площадь сделать не могут. Деньги есть во всех столицах регионов, но нигде не строят, как в Грозном, для себя.

За это здесь любят и уважают Рамзана. Не ухожу в политику или военно-клановую историю. Когда от этого свободен — свободен от лишних предрассудков и страхов. Что происходит здесь сейчас — мне нравится. Тем, кто считает, что не ходить в шортах или не бухать — это ваще как тупо, наверно, здесь не понравится.

У Дикой Дивизии уже пару дней гостит семья из Ялты. Что такое местное гостеприимство описывать не буду. Скажу лишь, что оно гордое и описано традициями.

Мотоциклисты в Чечне, как и в Дагестане, — это по большей части относительно состоятельные люди. И по правилу Кавказа, понты дороже денег, здесь ездят только на горячих кавказских спортивных мотоциклах.

На следующий день поехал на высокогорное озеро Казеной-Ам в Веденском районе на границе с горным Дагестаном, одно из самых красивых озер, которые видел.

В этой части республики горы зеленые, широкие и открытые. Посмотрев голубое озеро и перекусив сырными лепешками, еду в другие чеченские горы. Те, которые сжимают дорогу в высокую узкую теснину. В Аргунское ущелье Итум-Калинского района.

Для любителей страшилок. Немного казусная ситуация получилась, когда делал здесь фото башен. Пограничный район и военных здесь много. Проехав, решил сфоткать это место на обратном пути, здесь стояла пара машин и несколько людей с автоматами, поднял руку — поздоровался, они тоже. Через 15 минут еду обратно, останавливаюсь. Стоит Ауди Ку7 и черная Камри. Вижу, что люди поднапряглись моей остановкой. Кого убивают на Кавказе? Полицейских. Какая самая опасная должность? Глава МВД. Он-то и оказался тут.

Так вот, я останавливаюсь рядом с Камри, слезаю с мотоцикла, открываю набачную сумку, и вот тут я понял, что что-то не так. Автоматчики напряглись уже серьезно, приблизившись ко мне, я достал фотоаппарат, и только тогда почувствовалось общее облегчение. Меня, как принято, пригласили переночевать-поесть, я сфотографировал башни, вежливо отказался и поехал в Грозный.

Переночевав в гостинице «Грозный» в центре за 1000 р., еду на Дагестан, который обещает быть самым непредсказуемым. По этой республике больше всего опасений и часто небеспочвенных. Но то, что Дагестан нельзя катать без сопровождения — это явное преувеличение.

Как встретил меня страшный Дагестан

На въезде в Махачкалу останавливаюсь на большой заправке, звоню ребятам из клуба Черные Орлы. Основная часть мотоциклистов была в дороге за пределами республики, но мне было велено оставаться на месте.

Заправился, съел мороженое, жду. Заправляется машина. Мужчина из нее идет в магазин. Выходит, протягивает мне пакет с фруктами и говорит:
— Добро пожаловать.
Садится в машину и уезжает.

Стою, улыбаюсь. Приезжает Камиль, и едем в город. Купили масло, поменяли у Камиля дома. Подобрали гостиницу в Дербенте. Камиль накормил и отпустил. Середина дня, жара. Еду вдоль Каспия в Дербент.

В Дербенте находится единственный на Кавказе памятник ЮНЕСКО — крепость Нарын-Кала. Крепость стоит на холме и спускается до самого океана. Местные вплетают в крепость свои постройки, пользуясь стенами. Сам город довольно колоритный, с низкими постройками.

Стоит на берегу Каспийского моря и является вторым по величине городом Дагестана. Крепость большая и интересная. В стенах крепости с давних времен уживались разные религии. Здесь есть самая старая мечеть в СНГ и один из старейших христианских храмов.

Провожу в Дербенте несколько дней, пользуясь гостеприимством местных мотоциклистов, жаркой погодой и морем.

Самая дальняя точка этого путешествия — гора Шалбуздаг, что на самой границе с Азербайджаном. 120 км на юг от Дербента и потом 30 км красивого внедорожного серпантина до высоты 3000 м. Гора является священной для местных и в конце июля-августе она полна паломников. Сейчас июнь, здесь никого. Оставляю мотоцикл, переодеваюсь, собираю рюкзак и иду наверх до высоты 3700 м.

Ездовая интересная часть закончена. Дальше возвращение по трассе в Приэльбрусье и восхождение.

Автор Анатолий Чернявский

Источник

moyidorogi.ru

красавица Кабардино-Балкария и горячий джигит Дагестан в одном флаконе

Один день похож на другой, повседневная рутина и быт. Ты ходишь по заведенному кругу, утопая в однообразии. Но твои друзья не дают погрязнуть в серых буднях. Они рассказывают, сколько вокруг всего интересного и прекрасного, невиданного и удивительного. Это так вдохновляет. Это просто не может не вдохновлять! Тем более ты где-то в дальнем уголочке сознания хранишь и помнишь эти места, ведь ты там жил, был, но практически ничего не успел познать.
Вот так благодаря моим близким друзьям из Нальчика (Кабардино-Балкария), где я когда-то жила, мы отправились в увлекательное путешествие на Северный Кавказ.


Хитросплетениями судьбы в далеких 90-х моя семья оказалась в этой прекрасной республике. Здесь прошли, можно сказать, мои золотые школьные годы, юность, беззаботность и появились настоящие друзья. Дружба, которую мы пронесли сквозь годы и время, и которой мы дорожим до сих пор. У всех уже семьи, дети, заботы, работа, другие города, но наше сердце всегда будет помнить те времена и любить тот город, где ты записал немало важных страниц в книгу жизни.
А каким же ветром нас занесло в Дагестан, спросите вы? О, здесь тоже не обошлось без чудесного стечения обстоятельств. Очень хотелось на море, ближайшее из Нальчика представлялось Каспийское. И тут мои близкие друзья из Москвы едут к своим друзьям в Махачкалу, а мы едем с подругой моей подруги к друзьям моих друзей. Полный взрыв мозга
Но это, в общем-то, и не важно, ведь это Кавказ – самый гостеприимный край на земле, о котором слагают легенды. Здесь всегда рады гостям, а тем более друзьям. Поэтому незамедлительно отправляемся в путь на Северный Кавказ.

«Эх, дороги… Пыль да туман…»

Дорогу по трасса М4 до Ростова мы преодолели относительно легко. Нам предстояла ночевка в Батайске у наших друзей, и навигатор решил «показать» нам город. На въезде в Ростов нас встретила огроменная многочасовая пробка. Предполагаю, что большинство ехало в сторону моря.
Но на следующий день пробка на выезде из Батайска оказалась еще внушительней, и состояние безысходности сильно усугубляла просто дикая жара.
Народ съезжал в овраги, обочины, поля, куда угодно, пытаясь выбраться из этого «плена». Несколько десятков километров ремонта дороги превратили этот участок пути в настоящий транспортный коллапс.
В этой поездке нам невероятно везло на людей, которые становились для нас своеобразными проводниками в затруднительных ситуациях. В этот раз нашим спасителем оказался ростовский таксист, который за вознаграждение обходными путями вывел нас из пробки и сэкономил как минимум 3 часа драгоценного времени.

Далее дело пошло веселее. Вскоре мы уже ехали по трассе М29 Кавказ, которая временами выглядела убийственно. Там тоже местами ведется ремонт, но поток машин в разы меньше, поэтому с радостью мы наблюдали, как за окном начинал меняться пейзаж.
Позади остались: Минводы, Пятигорск,

и вот здравствуй, Кабардино-Балкария!

Созерцай, наслаждайся, люби!

Не знаю почему, но поездка на Северный Кавказ у меня стойко ассоциировалась с замечательным произведением «Ешь, молись, люби», где героиня отправляется в длительное путешествие на поиски себя.
Но мне захотелось перефразировать этот призыв и сделать неким девизом для себя на время нашего путешествия. И вы знаете, я получила это сполна!

Созерцай

Созерцание для меня сродни тому, как в бегущем потоке вдруг замедлить свой бег, забыть обо всем и наслаждаться моментом. Быть здесь и сейчас. Это невероятные ощущения легкости и полета, свободы и познания. Ты можешь даже и не сразу осознать, что в тебе изменилось, но ничего не происходит просто так, ничто не проходит бесследно. Внутри невидимые струны играют мелодию твоей души, и ты растворяешься в окружающей красоте и становишься частью прекрасного и удивительного мира.
О местах, которые заставили трепетать мое сердце, обязательно расскажу подробней. А сейчас лишь покажу созерцательные кадры, где для меня время остановилось.
Чегемские водопады. Водная стихия, поток, под которым чувствуешь себя малой песчинкой.


Бездонное Голубое озеро.

Тоннель в Черекском ущелье и пропасть с бурлящей горной рекой.

Горное селение Верхняя Балкария с древней историей и невиданной красоты пейзажами.

Приэльбрусье.

Здесь у меня сознание перевернулось, потому что

«В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал —
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.»

В. Высоцкий

Вот уж лучше и не придумаешь…
Честно скажу, это места, ради которых не просто стоит, а надо ехать в Кабардино-Балкарию. Ощущения, которые ты испытываешь, поднимаясь выше облаков, просторы, которые открываются перед твоим взглядом, это лучшее, что может произойти с тобой в путешествии.

Для нас это было самым захватывающим приключением. Мы поднялись на высоту 4 200 метров к снежным вершинам Эльбруса.

С высоты Главный Кавказский хребет потряс своей суровой красотой.

Подъем на гору Чегет на кресельной канатке был не менее захватывающим.

Дагестан подарил нам незабываемые рассветы и закаты.

А реликтовый Самурский лес стал кладезем открытий и находок.

Наслаждайся

Ой, чем я только не наслаждалась в эту поездку. И природой, и погодой, и общением. Но одним из самых изысканных и приятных оказалось наслаждение кавказской едой. Положа руку на сердце, могу сказать, что ни в одном из наших путешествий мы не пробовали такого количества разнообразных и безумно вкусных блюд.

Наконец я вволю наелась своих любимых хычинов, которые просто обожаю.

Ммм… при одном воспоминании обо всей этой вкуснятине, слюнки текут.

Истинное наслаждение вкусом.

Люби или долгая дорога домой

Вообще все хорошее имеет свойство заканчиваться, так и наше путешествие подходило к концу. Кабардино-Балкария осталась в моем сердце нежной, зеленой трепетной красавицей.

А Дагестан запомнился пыльными серыми домами, выжженными пейзажами и абсолютным беспределом на дороге.

Здесь существуют совершенно другие правила, по которым если ты не играешь, то будешь зваться лох. И будешь, обречен на вечное презрение настоящих джигитов.
И это, к сожалению, не шутка. Людям с тонкой нервной организацией будет очень сложно влиться в поток и чувствовать себя комфортно в этом хаосе. У меня возник полный диссонанс с Махачкалой, я не уловила и не почувствовала вообще никакого созвучия.

Но Дагестан напоследок сделал нам шикарный подарок. Домой мы решили возвращаться уже другим путем, минуя Чечню, Ингушетию и Осетию. Мы поехали через Кизляр и Ставропольский край. Такого наслаждения от дороги я не испытывала давно. Бесконечная Ногайская степь и мы.

Это было волшебно! Машины практически отсутствовали, старая дорога хорошего качества и бескрайние просторы.

Не ожидала, что выжженная степь произведет на меня такое неизгладимое впечатление. Мы удивлялись, т.к. пустынные пейзажи, которые мы видели, проехав пол Дагестана, не вызывали особых эмоций. А тут… видно энергетика совсем другая. Хотелось созерцать, наслаждаться и любить одновременно!

Переночевав в Батайске, навигатор опять решил «показать» Ростов. Рассматривая утренний город, мысленно передавала привет нашей ростовской блогер-коллеге Галине Шефер.

Все так хорошо начиналось.
Подсолнухи, которые в начале нашего путешествия стояли сочным желтым массивом, теперь понуро висели сухими плетьми.

Но, не успев преодолеть табличку с надписью Воронежская область, началось повторение Батайской пробки. Это ужасно. Ничего не оставалось, как примкнуть к рядам поднимающих столбом пыль, чтобы хоть как-то выиграть время.

К сожалению, в пробках из-за ремонта дороги и терминалах мы все равно потеряли уйму времени. Жара, пыль, усталость, казалось, это не закончится никогда.
Тульская область встретила нас просто умопомрачительным закатом. Горизонт полыхал. А я радовалась зелени, березкам, водоемам и свежему воздуху.

И вот тут пришло понимание того, что я приехала домой.
Знаете, я периодически размышляла на тему, что же звать Родиной. Место, где родился, женился или где живешь сейчас. Я родилась в Казахстане, затем наша семья переехала в Кабардино-Балкарию. И уже в сознательном возрасте я приехала жить в Тулу. И каждый раз этот вопрос ставил меня в тупик.
Наблюдая, как за окном мелькают поля, леса, деревенские домики, я остро ощутила, как сильно люблю эти места. Я чувствую себя здесь дома, а не в гостях. Я вернулась на Родину…

Наш маршрут путешествия на Северный Кавказ

galina-lukas.ru

Путешествие на КВМ и по Северному Кавказу с малышом до года на автомобиле

Заголовок звучит почти нереально, правда?
Ну вот, для тех, кто отваживается и планирует подобные путешествия, мы готовы поделиться опытом.

  Мы любим путешествовать, но в связи с прибавлением в семействе пришлось от этого на некоторое время воздержаться. Лето близилось к концу и как глоток воздуха, хотелось куда-нибудь выбраться не просто на выходные в деревню, а в путешествие.



Не помню уже как выбор пал на Кавказ. Сначала хотели ограничиться Пятигорском или Кисловодском, но разведка показала, что там до Приэльбрусья всего пара-тройка часов на машине. А там и Домбай под боком и другие примечательные места, в которых хочется побывать. И стал созревать план, он стал разрастаться как снежный ком из одной лишь идеи съездить куда-нибудь.
  С ребенком такой размах вопротить невозможно. Отдыхать следует размерено. А если и возможно, то подготовка должна быть колоссальной и продумать необходимо абсолютно ВСЁ.

  Ещё один ограничительный фактор это бюджет поездки. Необходимо было планировать всё максимально экономно, ни шага в сторону, иначе просто пришлось бы сидеть дома. Мы забронировали жильё заранее в хостелах и гостевых домах с возможностью готовить пищу, тем самым чётко произведя планирование маршрута по дням и даже часам. Еду мы везли и готовили в большинстве свою, Запаслись банками тушенки, рыбными консервами, крупами, макаронами, даже картошка и морковка была. Детского питания была целая коробка: фруктовые, мясные, овощные пюрешки, молоко в пачечках. Принадлежности для приготовления пищи и посуду тоже имели свои, в том числе газовую плитку.

  Кому-то покажется это не отдыхом, кто-то предпочтет, кафе и столовые. Но это надо искать, ребёнка там не накормишь, и это неэкономно. Когда рука набита во всех этих делах, то и сильная экономия времени выходит.
  Нас в путешествие отправилось четверо. Помимо дочки Ольги и мужа Ярослава, поехал ещё мой брат Саша, он не бывал ещё в таких поездках и отчасти из-за него мы включили в свой маршрут выход к Чёрному морю. Позже мы согласились, что это было ошибочное стратегическое решение, лучше было провести больше дней в горах. Но тогда хотелось за две недели объехать абсолютно всё.
  Так же мы полагали, пока ребёнок мал передвигаться проще, чем когда ребенку потребуется больше бегать, ходить и играть. Да, это действительно так, дочка в машине спала или играла лежа в автолюльке достаточно времени, чтобы переместиться из пункта А в пункт Б.

Итак, мы отправились в Пятигорск. В первый день пути доехал и до Ростова и заночевали в потрясающем гостевом доме Южный Экспресс, за 1000 или 1500 р. что ли, уже не помню, апартаменты были на 4-х, с кухней, душем, холодильником. Всё чисто и застелено коврами, дочка могла ползать сколько ей было угодно.

На следующий день доехали до Пятигорска, навигатор нас вёл по окружной Минеральных Вод кругами, заселились в хостел Жить Просто. В хостеле запрещено проживание с детьми, но администрация пошла нам на встречу. Конечно, мы договаривались заранее. Нам даже выделили клеенку на матрас для ребенка! Это забавно. Но место просто потрясающее, уютное, хозяева доброжелательные. Рассказывают о городе, куда можно съездить, что посмотреть. И много людей живёт. Кто-то встречал накануне рассвет на Эльбрусе, делился впечатлениями, мы слушали, раскрыв рты. В нашем распоряжении в хостеле опять был номер на 4-х. Кухня отдельно. Туалет-душ рядом, общий на два номера, но в соседнем никто не жил. Здесь мы ночуем 2 ночи.
Итак, вечереет, заселившись, идём гулять по городу. Первое место, куда мы спешим — на гору Машук. Находим канатную дорогу довольно быстро. Наверху сильный ветер, гуляет по открытому пространству, внизу горят огни города, солнце стремительно заходит. Успеваем погулять наверху, немного пройти по туристической тропе с табличками панорамы города. Вдали виден Эльбрус.

На другой день мы идём с утра по бюветам минеральной воды, пробуем нарзаны. Потом двигаемся в знаменитый Провал — пещера с минеральным озером. По городу мы передвигаемся на машине, да мы очень ленивы. Затем купаемся в бесстыжих ваннах. Это действо мне больше всего понравилось в Пятигорске и сильно впечатлило! Представьте, на склоне горы, на которой расположен Пятигорск, течет поток белой известковой горячей минеральной воды, образуя каскад ванночек. Чем выше ванночка, тем горячее вода. Она такая горячая, что сложно опустить туда даже руку. Но чем ниже, тем комфортнее. И вот в ванночках сидят люди. Мы забрались в одно из просторных углублений, все вместе там расположились и валялись, игрались. Было очень весело. Потом пошли пробовать самые горячие емкости. Мне удалось в одной из них полежать, когда тело привыкло к градусам. Это очень приятно.

Минеральное озеро в Провале

Едем обедать в хостел и после обеда планируем осмотреть кое-какие достопримечательности соседних городов-курортов.

Ессентуки

Осматриваем Статую Христа в Храмовом комплексе.

А Питьевая галлерея оказалась закрыта на перерыв. Но мы погуляли по санаторному парку.

Кисловодск

Прибываем мы уже к вечеру, гуляем по парку. Ох, какой он большой и темный, многолетние деревья, на тропах вечерняя сырость, людей много. Так же заходим в питьевую галлерею, пробуем разную водичку.

А вечером того же дня, мы решили с братом побродить по Пятигорску. В свете фонарей город совсем другой, его трудно узнать и легко заблудиться, особенно в курортной зоне, где много парков и тропинок-теренкуров. Но город кажется очень уютным и располагает. Фонарями осещены дорожки, но не горы вокруг и не здания, сложно предствить всю картину, окружающую тебя. Мы забрели куда-то, откуда открывается сумасшедший вид на город. А при взгляде вверх видели ротонду в вечерней подстветке.

Сейчас я удивляюсь как все это можно было посетить и увидеть за один день, да ещё с 10-ти месячной крошкой?
Да, надо рассказать про то, что путешествие с ребёнком это сложный выбор, не каждый на это решится. Но мы путешествующая семья, мы привыкли делать всё чётко и слаженно в отношении поездок. Я много искала информации про путешествия с малышами, но у каждого свои хитрости. Мы сейчас смотрим с ней фотки с этой поездки, и она очень радуется, видя себя в темных очках на склонах Эльбруса. И все мы горды тем, что смогли, решились и прошли весь путь вместе.

На следующий день утром, после второй ночи в Пятигорске снова посетили бесстыжие ванны, уж больно хороши! Дальше по плану дерзкое путешествие сначала на Чегемские водопады, а потом по «не очень нарисованной» на картах дороге напрямик прибыть в Терскол. Про дорогу мы узнали из форумов при подготовке, она ведет по горным перевалам, а не по трассе и при этом позволяет сэкономмиь около часа пути и проходима для легковых автомобилей. Но главное, что можно красоту гор посмотреть. Мы ехали по ней не одни, впереди какая-то семья с двумя детьми шла, мы их видели на Чегемских, и вот они едут по нашему маршруту так же как и мы, к Эльбрусу.
  Черемские водопады несмотря на свою известность и попсовость нас впечатлили. Столько воды сверху льется, тебя обдаёт брызгами, внизу бурлит река в двух шагах. А еще можно подняться на смотровую прощадку.

Бурлящая река Чегем

Чегемское ущелье. Стены подходят очень близко друг к другу.

Горная дорога.

Эльбрус

К открытию канатной дороги, мы уже в изготовке у первой очередди кабинок. Едем вверх. Мне страшно! Необычно, высоко! Кабинки пока закрытые, защищенные от ультрафиолета, бояться пока нечего, но всё равно страшно. И впечатляют масштабы гор. Добравшись до станции, когда начинаются кресельные подъемники мы одеваемся в куртки и одеваем дочку в зимний комбинезон. Мы все уже в черных очках, включая дочку. Очки закрепили у нее под шапкой, она даже не пыталась их снять, улыбалась нам. А впереди самое страшное — кресельный одиночный подъемник. Я сначала думала остаться внизу. Но работники канатки сказали, что всё нормально. Да, все вокруг сказали бояться нечего. Ребенок был закреплен у нас в переноске очень надежно, я сама прошивала дома плечевые ремни дополнительной стропой, чтобы ни-ни, чтобы всё надежно. Едем. Горный ветер, ощущается высота, тяжесть тела, дыхания. Наверху нереальные ощущения. Мы поднялись на высоту около 4800-5000 м.

Вечером возвращаемся в Кисловодск.
Наше путешествие по Северному Кавказу похоже на солнышко с лучиками. Центр это КВМ, и много лучей — ответвлений: Эльбрус, Домбай, Архыз, Джилы-су все время нужно возвращаться в центр, чтобы поехать куда-то ещё.
В Кисловодске у нас снова две ночёвки в гостевом доме.

Едем на Джилы-су

Это словосочетание означает — теплая вода. Минеральные источники, в том числе целебные у северного подножия Эльбруса. Сюда едут толпы местных и туристов, разбит большой палаточный лагерь. За последние годы грунтовую труднопроходимую дорогу сделали асфальтовой, за въезд на территорию берут 100р с машины и 50р с человека. Дорога сложная в плане серпантинов, подъемов и спусков. Устаешь больше, чем наслаждаешься.

Вот он седоглавый Эльбрус

Останавливаемся передохнуть и попозировать

Вот сложные участки дороги

На пикнике, отдыхаем

Приехав, мы устроили пикник, пожарили курицы с макаронами, поели арбуз и пошли… А ходить здесь есть куда…Мы пошли к серебряному источнику, который бьет в год всего несколько недель в августе, вода считается целебной. Нельзя сказать, что путь был долог, он был очень долог, вел через подьемы и спуски, мы форсировали реку, взбирались на перевал. Глазели на сияние Эльбруса. Мы думали, что почти пришли, но масштабы открывшейся долины не укладывались в привычные подсчёты на равнинной местности. Но в целом было потрясающе. Это место вдалике от цивилизации, тут кроме троп ничего нет. Тут особый запах травы, воды, вкусный воздух, неописуемое небо и горы вокруг. Тут под ногами бегают суслики, греются на солнце.

Переходим речку в брод.

Вон там внизу бьет тот самый ключ. УАЗик медицинской службы набирает воду в 5-ти литровые бутыли, у них бутылок 50, наверное.

В Серебряном источнике купаются, вода ледяная.

Возвращаемся в основной лагерь.

Впереди страшный мостик, в этот раз мы не стали срезать путь, пошли по нахоженой тропе.

Я не смогла стоя пройти по мосту, было страшно.

Водопад Султан.

Вернувшись от серебряного источника в палаточный лагерь, мы еще прошлись к самому большому водопаду здесь, он находился в пропасти. Затем поехали обратно в Кисловодск.

Домбай, Теберда

Выезжаем на Домбай.
Подъём на Мусса-Ачитара. И наш промах, что приехали поздно, под закрытие канатной дороги. На самом верху погуляли всего минут 10.
Можно было бы отложить это до утра. Но утром нас ожидало ещё более дерзкое путешествие. Пешком. На водопад Алибек.
Вспоминаю и удивляюсь на самом деле, как и какими силами мы всё это одолели, но так хотелось идти и идти вперёд, не сидеть ни минуты без дела!
Надо рассказать о месте, где мы остановились в Теберде. Лыжнвая гостиница Ростовчанка. Летом тут пустынно, мы были единственные постояльцы. Но очень приятная атмосфера, Зимой тут среди соратников-лыжников очень душевно, наверное.

На следующий день был трекинг. Это было, конечно, тяжело физически, но на самом деле очень классно и интересно. Нас даже остановили пограничники в погранзоне. Но мы оформили пропуска у лесника при начале маршрута. Не забывайте с собой паспорта, господа!

Это вид с подъемника. Пейзажи сильно отличаются от Приэльбрусья. Там были степи, а тут дремучие леса.

А это мы поднялись на Мусса-Ачитара.

Кроха крепко пристёгнута ко мне.

На следующий день мы отправились на водопад Алибек.

На фоне водопада.

Долина реки Алибек.

Переночевав вторую ночь в Ростовчанке, мы отправились в сторону Туапсе, по пути посмотрели пару достопримечательностей по трассе трассы. Шаонинский храм весьма впечатлил.



И белый от пыли Шаумянский перевал, на котором стоит Меч. Памятник Пядь Земли тоже вызывает бурю эмоций. В каждой капсуле частица земли русской, на которой насмерть стояли советские воины, отстоявшие у фашистов нашу землю, не пустившие врага к Чёрному морю.

Пядь Земли.

Шаумянский перевал.

Туапсе

На каждом шагу здесь напоминание, что здесь некогда велись ожесточённые бои и места всюду героические.
Ну а вообще, знали бы заранее, остались бы в Домбае, там столько неисхоженых нами троп. А на море скучно и много народу.

Провели тут три ночи, одну в Туапсе и две в посёлке Лермонтово, вместо четырех запланированных и уехали домой, долетели неожиданно быстро, даже не вставали на ночлег. В 6 выехали из Лермонтово близь Джубги, в 23-30 были дома.
Да, впечатлило в пути запотевание стёкла снаружи! Когда мы выехали из-за холмов, отдееляющих Чёрное море от равнины, и на нас посветило солнышко, в доли секунды изменилась температура воздуха, стекло запотело мгновенно до полного исчезновения видимости. Но дворники справились с этим. Сначала по привычке показалось, что стекло потеет изнутри.

Отдельно нужно сказать про путешествие с малышом. Для многих трудно даже представить многочасовую поездку, не то что вообразить многодневные переезды.
Поэтому информации и полезных советов не так много было найдено при подготовке.
Главное, у нас были запланированные ночёвки, где можно спокойно приготовить пищу, помыться, отдохнуть, постирать вещи. Во вторых у нас была вся еда с собой, мы не тратили время на походы по магазинам, ну ходили конечно, но гораздо реже, чем могли бы. У нас было много питьевой воды с собой. Так же лекарства на любой случай, но, слава богу, не понадобились. Так же каждый член экспедиции выполнял чётк

draquila.livejournal.com

Что творится на дорогах Кавказа

Недавно я путешествовал по республикам Северного Кавказа и был ошарашен. Я проехал на машине через Ставропольский край, Северную и Южную Осетии, Кабардино-Балкарию: за несколько лет с кавказских дорог практически исчезли “джигиты-самоубийцы”, уходящие от лобового удара в последнюю секунду. Есть и другие изменения, позитивные и не очень.

Я много фотографирую за рулём и замечаю мелкие детали, которые проезжающие мимо не замечают. Об этом и будет мой сегодняшний репортаж.

Я возвращаюсь к путешествию по Кавказу, и всю следующую неделю буду рассказывать о нём. Одна из главных проблем самостоятельного туриста на Кавказе — отсутствие автопрокатов. Поэтому, мне пришлось прилететь в Минеральные Воды, где местный дилер КЛЮЧАВТО выдал мне новенький Nissan X-Trail на тест.

1 В Ставрополье я был лишь один раз и проездом: в 2012 году мы с товарищами ехали из Москвы в Тбилиси на машине. Я был пассажиром, и дороги я почти не запомнил.

2 Сейчас же трасса меня удивила. Хороший, добротный хайвей, две полосы в каждую сторону.

3 Отбойник посередине, освещение, всё как в лучших домах!

4 Есть даже полосы разгона!

5 Ехать по таким дорогам одно удовольствие! Будь такие трассы повсюду в России, мы бы жили в другой стране!

6 Но увы, пока такие даже не везде в пределах одного региона. Магистрали сменяются унылыми однополосками.

7 И начинается обычная Россия. С хаотичной придорожной торговлей, отсутствием парковки и культуры.

8 Лет десять назад тут был небольшой базарчик. Теперь бизнесмены пришли к успеху и расширились. Вместо того, чтобы построить приличный молл с отдельным съездом с трассы, они попросту построили здания на обочине: там же, где стояли их ларьки.

9 Ставропольские гаишники никогда не слышали о том, что уже лет пять им запрещено прятаться в кустах и самим нарушать правила дорожного движения. Говорят, что на Кавказе голодные и злые полицейские, но я был для них невидимкой во всех регионах: всё-таки машина с местными номерами — отличный лайфхак для транскавказского путешествия.

10 Мужичок из другого века.

11 Через десять лет и здесь будет огромный торговый центр, башни из стекла и бетона, где по-прежнему, прямо у дороги, будут торговать гусями да яблоками.

12 Половина заправок пытаются оформить под известные бренды без спроса. Не так нагло, как в Дагестане, но тоже стремятся, чтобы их перепутали с Лукойлом или Роснефтью.

13 Обочины кричат. Когда водитель едет по Ставропольскому краю, его внимание постоянно привлекают огромные буквы, сообщающие часто абсолютно ненужную информацию. Вывески нарочито гигантские и разноцветные.

14

15 Увидел старенький Икарус, всплакнул. И вспомнил, как один мой товарищ в Петербурге купил себе такой автобус, как взрослую игрушку, и катал нас по ночному Питеру.

16 Проезжая через село Старый Черек, увидел рекламный щит с портретом “олимпийца” Аниуара Гедуева, завоевавшего для России серебро на Играх в Рио. Так его встречали в селе.

17 А вот кафе вайнахской кухни. Вспомнил свои поездки в Чечню несколько лет назад, и чем там кормили. Жижиг-галнаш, мучные клёцки, которые подают с курицей…да это же один-в-один бедуинская еда из пустыни над Мёртвым морем! Постоянные читатели блога вспомнят, о чём речь — не могу же я в трёх абзацах подряд ссылки на видео вставлять!

18 Не сразу понял, о какой оплате идёт речь.

19 Но через несколько километров заметил огромный хвост из грузовиков, стоявших на обочине.

20 Несколько сотен человек и десятки машин участвовали в акции протеста против “Платона”. Странно, но в новостях об этом не говорят, как будто ничего нет. А протесты продолжаются уже давно. Как там сейчас? Это Северная Осетия, недалеко от Беслана.

21 Каким бы ни было качество асфальта, кавказские дороги вне зависимости от региона роднит одно — портреты Владимира Путина вдоль обочин.

22 У них разный дизайн, но примерно одинаковый сигнал водителям.

23 На выезде из Беслана висит социальная реклама против терроризма.

24 В местах серьёзных аварий, где погибли люди, устанавливают такие объявления.

25 На Кавказ стоит приезжать всё-таки не за хайвеями, а за обалденными видами. Для этого придётся съехать с главных дорог. Чем глуше — тем красивее.

27 Кавказцы любят монументализм.

28 Самая красивая дорога поездки, из Северной Осетии в Южную.

29 Тестовая машина снова выручила. Несмотря на “непростую” границу, где совсем не ездят туристы, машина с почти местными номерами и вся в наклейках помогла преодолеть её быстро и почти без проблем.

30 В ущелье стоят артиллерийские орудия. Думал, остались от последней войны, но нет — это “пушки” Росгидромета, чтобы уничтожать лавины.

31 После Рокского тоннеля я оказался на территории непризнанной Южной Осетии, или как теперь они называются — государства Алания.

32 Здесь дороги похуже, с заправками совсем беда.

33 Полного бака, залитого ещё в России, мне хватило на три дня поездок по горам Осетии. Сделав круг, вернулся на ту же заправку почти на нуле: пробег на том участке получился около 650 километров. Совсем неплохо для 2,5 литрового бензинового двигателя.

macos.livejournal.com

путешествие на Кавказ на авто.

Путешествие на Кавказ на автомобиле в последнее время привлекает все больше людей. Но при его организации нужно учесть ряд нюансов, которые важны во время поездки и позволят избежать дополнительных проблем.

Если вам нравиться совершать автомобильные туры по России, чтоб увидеть красоты ранее низведенных мест, то вам стоит остановить свой выбор на автомобильных турах по Осетии. Данная республика является одним из самых самобытных и необычных регионов России, и вы никогда не забудете своего путешествия по ее великолепным горным дорогам.

Куда поехать отдыхать на авто?

Горная часть Осетии, если ее измерять из одного конца в другой конец занимает около 120 км, поэтому автомобильная поездка, даже на близкое расстояние, из-за непростого рельефа местности и сложных погодных условий может отнять у вас целый день, но и при этом оставить массу положительных эмоций.

Если вы выбираете тур на автомобиле по России, то вам стоит посетить Хилакское ущелье. Вода из источника, идущего на дне ущелья весьма богата солями железа. По пути к этому ущелью вы увидите множество заброшенных сел, древних святилищ и уникальных оборонительных стен – это настоящий памятник средневековой архитектуры Осетии.

Осуществляя туры авто по России вы обязательно должны побывать и в Куртатинском ущелье, в которым расположена небольшая церковь Пресвятой Богородицы – именно здесь хранилась икона, которая по преданию была подарена осетинам легендарной царицей Тамарой.

Неподалеку находится еще одна часто посещаемая христианская ценность — Аланский Свято-Успенский мужской монастырь.

Долина Фиагдона —  еще одно место, куда в обязательно порядке пролегают автомобильные маршруты туристов, ведь подобного рода авто отдых в России может быть полезен и для вашего организма – здешний уникальный климат очень полезен астматикам.

Ну и, конечно же, объезжая на автомобиле Осетию, вы просто не сможете проехать мимо еще одной великолепной достопримечательности — водопада Большой Зейгалан, который входит в десятку самых высоких водопадов в мире. Ради подобного рода красот стоит приобрести автомобильный тур в Осетию и прокатится с ветерком большой компанией или со своей семьей.

Путешествие по Кавказу на машине – что важно знать?

Важно сразу определиться с маршрутом для поездки. Если вы будете только переезжать между городами и селами, то подойдет почти любой автомобиль. Между поселениями проложены асфальтированные дороги, которые находятся в приемлемом состоянии.

Но если вы будете добираться до ущелий, озер и других природных достопримечательностей, то потребуется более серьезный автомобиль. Поэтому путешествие на уазиках на Кавказе для таких туристов является хорошим решением.

На горных дорогах и в местах, где трасса нестабильна, есть вероятность камнепада, лавины или селя, асфальт не укладывается. Обычно местные администрации разравнивают полотно после весны бульдозером, чтобы транспорт смог полноценно проехать. Поэтому лучшее время для автомобильного путешествия – лето. В это время не асфальтированные трассы находятся в наилучшем состоянии, поэтому риск где-то застрять – минимальный.

Путешествие на уазиках хантерах в Кавказе может стать и вызовом для некоторых любителей испытать свой автомобиль. В этом регионе есть и сложные маршруты, для преодоления которых потребуется определенное количество сил и времени. Но это увлекательное приключение, которое вы оцените по достоинству.

Несколько нюансов

Если вы отправились в путешествие по Северному Кавказу на машине, то перевалы стоит преодолевать только с полным баком. Если бензин кончится в пути, то помощи придется ждать долго.

Навигатор приобрести стоит, он поможет найти точную дорогу. Но следует обязательно взять с собой обычные бумажные карты. В некоторых районах связь плохая, или трасса отрисована плохо и невозможно найти маршрут. Старая добрая карта поможет вам не заблудиться во время путешествия.

Если вы увидели камнепад, то не нужно пытаться его объехать. Даже если он кажется преодолимым, то обязательно позвоните в службу спасения 112 и сообщите о том, что дорогу в каком-то месте засыпало. Они пришлют сотрудников дорожных служб, которые разберут завал.

Организовывать путешествие по Кавказу всегда лучше с помощью профессионалов. Вы можете воспользоваться помощью турклуба «Открытие». Наши сотрудники возьмут на себя все задачи и помогут вам с организацией отдыха. Мы продумаем все до мелочей и возьмем на себя заботы.

gluboki-turizm.ru

Автопоездки по российскому Кавказу: что нужно знать и к чему готовиться

Северный Кавказ как туристическая Мекка

В ряду российских географических достопримечательностей Северный Кавказ занимает достойное место – каждый второй путешественник стремится побывать именно там, чтобы увидеть знаменитое Приэльбрусье, побывать в Домбае и Теберде, посетить Архыз, Лагонаки и Мезмай, Северную Осетию, Дагестан, регион Кавказских Минеральных Вод. В этой статье мы подскажем, как организовать автомобильное путешествие по российскому Кавказу, чтобы оно стало запоминающимся и приятным, и на что обратить особое внимание.

Несколько нюансов, полезных туристам

Вам будет намного проще путешествовать по Северному Кавказу, если:

– психологически подготовить себя к любым неожиданностям – выпадению снега летом, исчезновению участка дороги, отказу автомобиля на долгом горном подъёме и т.д.;

– заранее разработать маршрут. Некоторые участки посещаемы только по специальному разрешению пограничной службы, что требует заказа пропуска на сайте Госуслуг за месяц до начала поездки;

– взять в дорогу не только навигатор, но и бумажные карты: в горных районах (а Кавказ – это горы!) часто бывают проблемы со связью;

– иметь всегда полный бак – если на горном перевале возникнут проблемы, сойдёт лавина или дорогу завалит сель, спасатели могут пробиться к вам не сразу;

– знать, что камнепады, участки дорог, уничтоженные селем нельзя пытаться объехать, надо звонить 112 (это можно сделать даже при нулевом балансе, с отсутствующей сим-картой и неработающей сетью) и сообщить, где именно вы находитесь и что видите;

– помнить, что местные жители всегда знают дорогу лучше, поэтому стараться обзавестись хорошим проводником. Если с этим возникнут проблемы, не стесняться обращаться за помощью к окружающим: как правило, это очень отзывчивые и гостеприимные люди;

– выходить из машины, если нужно что-то узнать у прохожих; здороваться за руку. Мужчине лучше останавливать мужчин, женщине – других женщин – культурные традиции местных жителей обусловливают уважительное отношение друг к другу

– предпочитать путешествовать в летнее время. Зимой перевалы могут быть непроходимы, а весной и осенью дороги могут быть размыты;

– помнить, что отличным средством передвижения во время путешествия по Кавказу является уазик или любой другой внедорожник. Горные серпантины всегда проще преодолевать на полноприводном авто. Именно полный привод и блокировки спасают от пробуксовок на подъёмах с таким покрытием, да и большие колёса проглатывают большинство мелких ямок.

Дорожная сеть в горах Кавказа

В горной местности большинства кавказских республик состояние дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Есть узкие однополосные дороги со знаками приоритета, есть двухполосные трассы, а там, где часто бывают лавины и камнепады, нет смысла класть асфальт, поэтому дорогу весной просто разравнивают бульдозерами.

Равнинные участки пересекают и федеральные трассы в отличном состоянии, но таких автострад всего 10% от общего количества дорог на Северном Кавказе. Более-менее хорошие трассы на Кавказских Минеральных Водах, в Приэльбрусье, в Чечне и Северной Осетии – на раскрученных туристических маршрутах. Поскольку у туристов популярен джипинг, чаще всего такие поездки осуществляют по грунтовкам или вообще по бездорожью.

Основные северокавказские достопримечательности расположены в труднодоступных местах. Поэтому надо смириться с некоторыми неудобствами и принимать особенности местной дорожной сети как некую изюминку.

Передвигаться по горным участкам можно только в хорошую погоду. Грозы, затяжные дожди, снегопады лучше пережидать в посёлках – расстояние между ними обычно составляет 7-10 км. Но и погода в горах непредсказуема.

Подготовка к путешествию по Кавказу

Помните: в горах нет автосервисов. Эвакуатор туда не приедет, машина должна быть полностью исправна. Проверьте соединения, уровни всех жидкостей, лампы — никаких светодиодов, только хорошие галогенные лампы: по любой опасной дороге, тем более горной, без хорошего освещения ездить нельзя. Если автомобиль не новый, перед поездкой проведите испытания: поднимитесь в гору и спуститесь, посмотрите, как ведёт себя машина. Во время долгого подъёма обязательно следите за температурой двигателя, чтобы не допустить его перегрева, а при затяжном спуске — за скоростью и тормозами. Не стоит разгонять автомобиль выше, чем до 10−15 километров в час. И как можно реже жмите на педаль тормоза — потому что это может привести к закипанию жидкости и отказу тормозов. Тормозить в горах лучше двигателем.

Что взять с собой в дорогу

  • Запаска, можно две, если позволяет авто
  • Колесный ключ
  • Домкрат
  • Компрессор. Он понадобится на размокших от дождей дорогах. На таких участках иногда лучше немного приспустить колеса, чтобы увеличить площадь контакта с дорогой и проходимость автомобиля
  • Хороший, проверенный огнетушитель. Постоянное движение вверх и разреженность воздуха легко могут привести к сильному перегреву двигателя
  • Канистра моторного масла
  • Фляжка с охлаждающей жидкостью
  • Флакон с герметиком
  • Большая укомплектованная аптечка. Желательно, чтобы в ней был тонометр, если в поездке участвуют люди, перенесшие инсульт, страдающие сердечными заболеваниями или беременные женщины. Перепады высот для них могут сказаться скачками давления. За этим нужно будет следить
  • Канистра с бензином — это обязательно, и как можно большего размера
  • Запас питьевой воды и продуктов
  • Топор и лопата. Возможно, придется откапывать застрявший автомобиль или подкладывать под колеса ветки
  • Палатка, спальные мешки, если планируете ночевать в горах. По ночам там очень холодно
  • Спички или зажигалка, горелка или мультитопливная плитка
  • Хладнокровие и стрессоустойчивость. Уверенность в своих силах нужна везде и всегда, а в путешествии по Кавказу – особенно!

Чувства, которые вы испытаете, когда поднимитесь на горный перевал, не забудутся никогда. Потрясающие виды на окрестности, кристально чистый воздух и гордость за себя, преодолевшего сложный и долгий путь заставят вас приезжать в горы снова и снова.

Желаем вам наслаждаться путешествием по Кавказу, и не забудьте оформить и взять в дорогу международное водительское удостоверение. Оно придаст вам уверенности в своих силах.

idaoffice.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *