Лев и хурма за щекой. Почему путешествие в Туркестан начинают с мавзолея Арыстан-баба
Местные гиды рекомендуют начать тур по священному Туркестану, посетив мавзолей Арыстан-Баба. Tengritravel.kz совместно с Aviata.kz расскажет о проповеднике и мавзолее, который был построен в память о великом старце.
Мавзолей был построен над могилой Арыстан-Баба (Арыстан-Баб), который был наставником Ходжи Ахмеда Яссауи, распространителя мусульманства среди жителей Туркестана. Строение довольно обширное, оно состоит из отдельных комнат — мечети, минарета (именуемого башней) и библиотеки. Самой старой частью мавзолея считается могила. Мавзолей много раз восстанавливали, первый раз сооружение было возведено в XIV-XV веках, в 1909 году мавзолей полностью реконструировали. Внутри мавзолея установили массивное надгробие Арыстан-Баба, а также надгробия его учеников и сторонников: Карга-Бабы, Лашын-Бабы и Хермет-Азыра.
Фото©Shutterstock
Арыстан-Баба жил в XII веке, долгое время он являлся старшим из шейхов города Яссы и был первым учителем маленького Ахмеда Ясави.
Место, куда не все могут доехать. Подземная мечеть Бекет-ата
Кем был Арыстан-Баба, точно утверждать сложно, в памяти людей он остался странствующим святым, по другим источникам, он был правителем-шейхом. Слово «арслан» или «арыстан» в переводе с тюркского означает «лев». Согласно сказаниям, свое прозвище он получил, пройдя долгие скитания и получив мистические способности.
Фото©ru.m.wikipedia.org
Ходят легенды о том, что он дружил со львами и даже мог кататься на них верхом. Слово «баба» с арабского означает «врата», в этом случае речь идет о вратах божественного откровения, такой титул получали раньше суфийские святые. В истории казахского народа осталась даже такая поговорка: «Отырарда отыз баб, Сайрамдагы сансыз баб», что означает: «В Отраре 30 баба, а в Сайраме их бесчисленное множество».
Арыстан-Баба является одной из главных фигур в иерархии святых баба Центральной Азии, именно он, по легендам, принес идеи суфизма в казахскую степь, которые прижились достаточно легко.
@svyatye_mesta_kazahstana
Суфизм прижился благодаря психологии тюрков и их кочевому образу жизни.
«От природы в нас много суфийского. Это и поэтический склад ума, и широта мировоззрения, и свободное нестандартное мышление, и самое главное — предпочтение живой веры (иман) и духовного самосовершенствования мусульманской схоластике и внешним обрядам. Суфий, так же как и кочевник, не был привязан к одной конкретной территории. Его жизнь — бесконечные странствия и путешествия. Понимали кочевники и строгие самоограничения и аскетизм, которые на себя накладывали суфии, ведь сами они воспитывали в себе дисциплину и порядок», — рассказывает ученый-религиовед, профессор КазНУ Калимаш Бегалинова.
Мавзолей Арыстан-Баба, фото Алибек Бегалинов
Легендарный Арыстан-Баба мог быть и реальной исторической фигурой. Ученые выдвинули гипотезу, что первый в истории перс по имени Салман аль-Фариси, который принял ислам, мог стать прототипом старца. Салман был родом из Персии, родители его были зороастрийцами, но он позднее принял ислам и отправился путешествовать по миру, став близким сподвижником Мухаммеда.
Семь источников Туркестана, которым приписывают целительную силу
Вся жизнь мудрого Арыстан-Бабы пронизана легендами.
По одной из них, пророк Мухаммед со своими сподвижниками как-то сидел и ел хурму (по другим источникам — финик). Один плод все время скатывался с блюда. В этот момент пророка посетило откровение, что этот плод предназначается для мусульманина Ахмеда, которому было суждено родиться спустя четыре столетия.
700-летний вяз, который вызывает трепет. Священное дерево Киели Агаш
Пророк поинтересовался, кто из его сподвижников хотел бы передать эту хурму Ахмеду Яссауи, но желающих не было. Пророк вновь спросил своих учеников, тогда Арыстан-Баба сказал, что если пророк у Всевышнего попросит для него долгой жизни в четыреста лет, он готов передать плод тому, для кого он был предназначен. Так и произошло: много лет спустя маленький Ахмед повстречал Арыстан-Баба, который и дал ему хурму.
@svyatye_mesta_kazahstana
Встретились они на мосту в Сайраме (бывший город Испиджаб). Согласно легенде, мальчик подбежал к старцу, чтобы забрать у него свой аманат (или поручение, которое обязательно нужно исполнить). Арыстан-Баба много лет хранил это сокровище и, чтобы не потерять его, положил хурму за щеку. Поэтому семилетнему Ахмеду досталась только косточка от того плода. На это мальчик сказал: «Ты отдал мне косточку, а себе оставил мякоть. Значит, к тебе будут приходить ночевать, а ко мне — просить».
Этим и объясняется, почему сначала паломникам стоит отправиться в мавзолей Арыстан-Баба и только затем ехать к Ахмеду Яссауи.
Еще одно предание гласит, что перед смертью пророк Мухаммед отдал Арыстан-Баба свои четки-аманат, а тот в свое время передал их юному Ахмеду Яссауи.
©TengriMIX
В мавзолее сохранился и выставлен для осмотра старый Коран, который является образцом уникальной средневековой каллиграфии.
Многие туристы стараются остаться в мавзолее Арыстан-Баба на ночь, они просят, чтобы сбылось их самое заветное желание. После ночи, проведенной в мавзолее, они отправляются в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи, поддерживая тесную связь между учителем и его учеником.
Необычная легенда вызывает до сих пор споры, ведь Яссауи родился в 1103 году, тогда как пророк Мухаммед жил в 571-632 годах. Следовательно, их разделяет не менее пятисот лет. Согласно другим легендам, Арыстан-Баба прожил до 900 лет и в то время, когда он говорил с пророком, ему уже было около 300 лет. Тем не менее Арыстан-Баба остается одним из самых великих долгожителей своего народа.
Фото©Shutterstock
Есть и еще один необычный ритуал — нужно выпить воды из колодца Арыстан-Баба. Находится он у входа в мавзолей, его построили по приказу Аксак Темира (Тамерлана, или Тимура, среднеазиатского тюрко-монгольского военачальника и завоевателя, который сыграл одну из ключевых ролей в истории Азии, Руси, Поволжья и Кавказа).
Вода в колодце не замерзает даже зимой, она соленая на вкус, но обладает целебной силой. Паломники не только пьют эту необычную воду, но и набирают ее про запас, чтобы забрать ее домой. Однако нужно помнить, что, если по приезде домой в емкости образовался черный осадок, старожилы предупреждают, что такую воду уже пить нельзя.
С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба охраняется государством как часть исторического наследия республики. Туристам предлагается его посещение как отдельной экскурсией, так и в составе сложных туров по области. К примеру, одна из самых популярных экскурсий — однодневная поездка в мавзолей Арыстан-баба из Шымкента, с посещением Туркестана и Сайрама, где произошла встреча старца и юного Ясави.
Где находится
Мавзолей расположен в 60 километрах от Туркестана, рядом с городищем Отрар и селом Шаульдер (Отрарский район).
Мы надеемся на то, что пандемия коронавируса скоро завершится и границы для путешествий будут снова открыты.
Aviata.kz — сервис, позволяющий быстро найти, осуществить бронирование и покупку ж/д и авиабилетов онлайн в любом направлении из любой точки мира, не выходя из дома или офиса.
В условиях карантина сервис Aviata.kz продолжает работать в круглосуточном режиме. Все силы компании направлены на решение проблем клиентов, связанных с остановкой авиа- и железнодорожного сообщения.
Мавзолей Арыстан-Баба, Казахстан — подробная информация с фото
Видео: Мавзолей Арыстан-Баба
Общая информация
Архитектурный комплекс возведен из жженых кирпичей, скрепленных алебастровым раствором. Он имеет размеры 35 на 12 м и высоту 12 м. Мавзолей Арыстан-Баба включает двухкамерную усыпальницу – гурхану и мечеть, которые объединены широким сводчатым коридором. Мечеть состоит из молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений.
Гурхану перекрывают два приподнятых сферических купола. В одной из частей мазара находится большое надгробие суфийского мистика Арыстан-Баба, а в другом – могилы, где похоронены его ученики и последователи. Здесь покоятся Хермет-Азыр, Карга-Баб и Лашын-Баб.
Самой живописной частью мазара считается главный портал-пештак, декорированный фигурной кладкой из кирпича. Эта часть здания имеет два минарета, но не похожа на обычные для Средней Азии фасады мусульманских храмов.
Внутри здания можно увидеть фрагменты старых мазаров. От погребального комплекса XIV-XV веков сохранились сделанные из дерева колонны сводчатого зала или айвана. Еще одной достопримечательностью мавзолея Арыстан-Баба является прекрасный памятник средневековой каллиграфии – старинный рукописный Коран.
История мавзолея Арыстан-Баба
Арыстан-Баб жил в XII столетии в городе Отрар, который до монгольского нашествия был одним из самых крупных полисов Центральной Азии. По мусульманской традиции его считают легендарной личностью и одним из подвижников Мухаммеда. Арыстан-Баб был богатырем, садовником и учил пророка искусству садоводства.
Он являлся духовным наставником средневекового суфия Ходжи Ахмеда Ясави. Когда Арыстан-Баба не стало, его похоронили в окрестностях города, где он жил. На могиле поставили мазар, но как выглядел этот первый мавзолей, осталось не известным.
В XIV веке на месте погребения по воле могущественного и грозного Тамерлана возвели новый мазар. Однако, и эта постройка не сохранилась. На протяжении нескольких столетий погребальное здание перестраивали не один раз, поскольку его разрушали время и землетрясения. В 1971 году обвешавшую постройку снесли из-за поднятия грунтовых вод и на деньги, собранные жителями, построили заново.
С 1982 года место погребения охраняется государством. В двух километрах от него расположено древнее городище Отрар. Здесь можно увидеть каменные фундаменты и остаток городского рва. Это все, что сохранилось от некогда процветавшего азиатского полиса. По традиции, после посещения мавзолея Арыстан-Баба паломники отправляются в казахстанский город Туркестан, чтобы почтить память его ученика – знаменитого суфия Ходжи Ахмеда Ясави.
Как добраться
Мавзолей Арыстан-Баба расположен неподалеку от селения Шаульдер, в Южно-Казахстанской области. Вначале на самолете или по железной дороге нужно попасть в Шымкент. Из этого города до архитектурного комплекса ходят маршрутки и такси.
Тем, кто путешествует на автомобиле, из Шымкента необходимо выехать на северо-запад по автотрассе Е-38, а после Тортколя повернуть на юго-запад – на дорогу Р-58. По ней через Шилик, Тимур, Шаульдер и Баялдыр примерно за час можно добраться до мавзолея Арыстан-Баба.
Мавзолей Арыстан-Баб в Казахстане | SKYWAY
Мавзолей был воздвигнут над могилой Арыстанбаба, учителя и наставника распространителя мусульманской религии среди жителей Туркестана Ходжи Ахмета Яссауи. Мавзолей состоит из отдельных комнат, таких как коридор, мечеть, библиотека, минарет, называемый башней. Самой старой частью мавзолея является могила. Первый знак на могиле был поставлен около XII в. По фризским надписям в 1909 году сооружение было полностью реконструировано. На данный момент этот мавзолей считается одним из священных мест мусульманского паломничества в Центральной Азии и находится на небольшом расстоянии от старинного города Отырар в Туркестанской области, согласно легенде Арыстанбаб был послом пророка Мухаммеда.
Реконструкция мавзолея проходила неоднократно, впервые в XIV -XV в.в. В 1971 году находился в аварийном состоянии, причиной которой были грунтовые воды, поэтому был разрушен и воздвигнут заново.
Сейчас мавзолей включает в себя две части: мечеть и усыпальницу, они были объединены коридором сводчатой структуры. Внутри мавзолея установлено большое надгробие АрыстанБаба, а также надгробия его сторонников и учеников: Лашын-Бабы, Хермет-Азыра, Карга-Бабы.
Отличительному элементу строительства мавзолея можно отнести — портал, изготовленный в совершенно ином для данного региона строительной форме на основе декорационных элементов, взятых из зодчеств России и Европы XIX в. Основной фасад сооружения укреплён минаретами в количестве двух штук и украшен скульптурной кирпичной кладкой.
Внутри мавзолея можно лицезреть Коран — прекрасный пример каллиграфии среднего века. К тому же в мавзолее сохранилась пара резных деревянных колонн.
По известной легенде, по распоряжению Великого Темира над погребальной могилой всемирно известного суфиста и распространителя Исламской религии Ахмеда Яссави началось возведение мечети, но все возможности строительства стен оканчивались неудачой. Тогда Амиру Темиру во сне явился Ходжа Ахмеда Яссави и предрек, что без строительства мавзолея над погребальной могилой его наставника — Арыстан-Баба, ему никак не воздвигнут строительство мечети.
Амир Темир выполнил указания святого: по его поручению началось строительство мавзолея святому Арыстан-Бабу, и только после этого мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Поэтому паломники в первую очередь посещают мавзолей учителя и наставника Ахмеда Яссави — Арыстан-Баба, а затем мавзолей самого Ходжи Ахмеда Яссави. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под государственной охраной.
«Тарих» — История Казахстана — школьникам | Исторические вехи | Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.) | Исторические личности
Святой Арыстан баб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Он был батыром и одновременно садовником и якобы научил пророка разводить сады. По одним легендам он будто-бы жил 300 лет, по другим — 600 лет и, даже 900. Причина столь по-библейски долгой жизни была в том, что он не находил достойного преемника, чтобы передать ему аманат (символ веры) и спокойно уйти в мир иной.
Имя Арыстан баба было широко известно в окрестностях Отрара, Сайрама, Ясы как духовного учителя суфиев. Впоследствии его потомки возглавили суфийские организации.
Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссави. Именно ему Арыстан баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. Поэтому-то по пути к мавзолею Ходжи Ахмеду Ясави считается за большое благо отдать дань этому очень почитаемому в народе святому.
Согласно преданиям, Арыстан баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII в. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений. В XIV в. по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.
Народ признал Арыстан баба святым (аулие). Поэтому каждый четверг паломники проводят ночь на его могиле и читают молитвы. Широко распространено народное выражение: «Ночуй у Арыстан баба, проси у Ходжи Ахмета».
Арыстан баб был духовным наставником общества сторонников мубаидийского учения, которое считалось одним из прогрессивных учений своего времени. Выдающийся ученый Абу Наср аль-Фараби рассматривал его основы как духовную пищу для человека.
Согласно летописи, приведенной в труде муллы Мусы Сайрами «Тарих-и аминийа» и подтвержденной жившим в XVI в. Абылгазы Убайдаллах ханом, генеалогическое древо предков Арыстан баба начинается с Азрета Али.
Имя Арыстан баба часто упоминaeтcя в труде Ходжи Ахмета Яссави «Дивани Хикмет». В стихотворных строках ясно указывается, что Арыстан баб был его духовным учителем, наставником. В первом хикмете указано время первой
встречи с учителем: «В семь лет я впервые поздоровался с Арыстан бабом».
Особенности воспитания, обучения изложены в следующих строках: «Арыстан баб рассказал об исламской религии» (второй хикмет), «научил тысяча одному зикиру, проявив милосердие» (девяностый хикмет). Девяностый хикмет, в котором часто повторяются слова: «Арыстан баб сказал», «Слушайте слова Арыстан баба» — состоит из назиданий, заветов Арыстан баба. Первая часть этого хикмета представляет собой ответ на вопрос, каким должен быть ученик, вставший на путь служения богу, Аллаху. Учитель дает совет наставнику избегать зла и насилия, которые совершаются ради богатства и карьеры, не сходить с пути истины. В хикмете разоблачаются те, кто «пользуется чужим добром (скотом)», «хитрецы», «предавшие свою веру, добродетель», восхваляется умеренность в требованиях.
Сущность воспитания, обучения Арыстан баба составляет суфизм, который проповедует духовное, нравственное совершенствование человека.
Мавзолей Арыстан-Баба — это… Что такое Мавзолей Арыстан-Баба?
Мавзоле́й Арыста́н-Ба́ба — (каз. Арыстан баба кесенеcі) мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави религиозного мистика и проповедника Арыстан-Баба. Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области[1]. Памятник архитектуры. Одно из главных мест поклонения мусульман региона[2][3]. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.
История строительства
Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений.
Доподлинно неизвестно что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близрасположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением.
В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.
Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV—XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана.
В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны.
Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза.
В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново[1] на средства местного населения[4].
Современный мавзолей
Мавзолей Арыстан баба на памятной почтовой марке, посвящённой 1500-летию ТуркестанаМавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.
В настоящее время над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана́ перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба[5]. Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.
Портал отмечается как наиболее выразительный элемент архитектуры мавзолея, примечательно, что он не похож на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а выполнен в новой для этих мест архитектурной форме на основе декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века[6].
Легенды Арыстан-Баба
Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском) «Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»- Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави[7][1].
- Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы[5].
Реликвии
- Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV вв.).
- В мавзолее под стеклом представлен Коран — великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.
Примечания
АРЫСТАН-БАБА МАВЗОЛЕЙ
18 Января 2010 15:09
Мавзолей Арыстан-Баба архитектурный памятник XII-ХІV веков, вблизи развалин древнего Отырара Южно-Казахстанской области. Мавзолей был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстан баба, жившего в ХІІ веке.
Святой Арыстан-Баб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Он был батыром и одновременно садовником и якобы научил пророка разводить сады.
Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему хурму.
Поэтому-то по пути к мавзолею Ходжи Ахмеду Ясави считается за большое благо отдать дань этому очень почитаемому в народе святому.
Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений.
По мнению некоторых исследователей, он прошел эволюцию, аналогичную сайрамским мавзолеям.
В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.
В настоящее время над могилой Арыстан баба стоит мавзолей площадью 35х12 метр, сложен из жженного кирпича. В отделке фасадов применена фигурная кирпичная кладка
Протяженный главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века. Оно представляет из себя комплекс, состоящий из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом ее помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба.
Наиболее выразительным элементом архитектуры мавзолея-мечети Арыстан-Баб выступает портал. Но это не привычный среднеазиатский портал-пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а новая архитектурная форма, составленная из декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX в. Очевидно, новые веяния не обошли мавзолей мусульманского святого. Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV — XV вв.). По историческим данным, этот мавзолей в XII-XVIII веках несколько раз был перестроен и отреставрирован.
В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и является местом паломничества.
С 1982 года Мавзолей Арыстанбаба находится под охраной государства.
Источник:
Казахстан, национальная энциклопедия, 1 том.
Туркестан, Отрар, Сауран — сокровищница культуры тюрков
Программа тура
Трансфер Шымкент-Туркестан.
Экскурсия начнется с посещения мавзолея Арыстан-Баба.
«С Арыстан-баба путь начни… Придя к Хазрету попроси…!»
Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство. Все попытки возвести стены, терпели неудачу по вине внезапно появлявшегося зеленого быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
Святой Арыстан-Баб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы.
По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».Согласно народным преданием и письменным, Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.
Руины города Отрар
Отрар – один из древнейших городов Средней Азии. В арабских источниках город называется Фараб. Первые поселения на месте города возникли в VIII веке. Город стал быстро развиваться, так как находился на одной из главных веток Шелкового Пути. К XII веку – это был уже большой торговый центр ремесла и искусства, где были дворцы, караван-сараи и городские кварталы.
Город просуществовал почти 2 тысячи лет. В XIX веки из-за засухи люди покинули его, и город постепенно опустел и стал разрушаться. Руины города долго находились в забвении, пока в 1969 году здесь не начались археологические раскопки.
Отрар – это не просто древний город. Сам воздух здесь пропитан историей. Археологи до сих пор продолжают вести раскопки, надеясь, что однажды смогут открыть все тайны, сокрытые песками в недрах земли.
Прибытие в Туркестан. Обед.
Всевышнего просторен тихий сад.
Я в нём хочу быть соловьём печальным,
Чтоб видеть лучезарный облик твой,
О, мой Аллах! Но не глазами – сердцем…
Ходжа Ахмед Ясави
Мавзолей ходжа Ахмеда Ясави-уникальный памятник прошлого казахского народа
Ходжа Ахмед Ясави (Султан Хазрет) – великий тюркский поэт-суфий и мыслитель XII века. До нашего времени дошла его книга «Диван-и-Хикмет» («Книга мудрости»), одна из древнейших в мире тюркоязычных книг. Она представляет собой 149 религиозно-философских стихотворений – хикметов. Ясави организовал собственную суфийскую общину, заповедями которой были труд, скромная жизнь, миссионерство, молитвы. В память об умершем в 63 года пророке Мухаммеде Ясави посчитал ненужным видеть дневной свет дольше него, и, отметив свой 63-й день рождения, удалился в подземную келью возле мечети. Умер поэт в 1166 или 1167 году. Его могила сразу же стала местом поклонения мусульман. Говорили, что ее трёхкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.
Благодаря Ходже Ахмеду город Ясы – Туркестан – стал духовным центром всех тюрков.
Спустя 233 года на месте захоронения Ясави был возведен невероятной красоты и величия мавзолей. Он был построен всего за десять лет – небывало короткий срок! Мавзолей представляет собой огромное прямоугольное здание с порталами и куполами. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Амира Темира гурагана – да продлит Аллах его повеления на века!»
Городище Сауран
Первые сведения о Сауране встречаются в записях датированных X веком. В те времена Сауран известен, как один из стратегических и торговых пунктов на Сырдарье. В произведении арабского историка Максиди было написано, что «город окружен семью стенами, внутри есть рабат и мечеть».
В XII в.Сауран стал столицей Белой Орды. К XIV веку Тимур превратил город в военную крепость (диаметр 550 — 800 м.) и его расположение на Шелковом пути способствовало процветанию. Утверждают, что это единственный город, чьи стены не смогли взять монголы своими стенобитными орудиями.
Город сдался, когда погибли от голода все его защитники. Даже во времена джунгарского нашествия Сауран выдержал не одну осаду. Но самое поражающее – сеть рукотворных подземных каналов, снабжающих город водой. В свое время это было уникальным строением, и многих путешественников удивляло не только величие города, но и его система ирригации и снабжение питьевой водой.
Благодаря сооружениям, обеспеченности водой и продовольствием крепость могла выдержать осаду в течение нескольких месяцев. Жизнь в крепости продолжалась вплоть до середины XVIII века. К XVII веку он был уже вымершим городом, и сегодня только его безмолвные стены говорят, что здесь был когда-то Сауран – крепость и торговый центр наших предков.
(PDF) Воздействие засухи на отмирание лесов Cedrus atlantica в регионе Орес (Алжир).
Воздействие засухи на отмирание лесов Cedrus atlantica в Оресе (Алжир)
1269
[9] Р. Бегами, Вклад в исследование ассоциаций насекомых
au dépérissement du cèdlantica de l’épérissement du cèdlantis de l’épérissement ‘
dans la région des Aurès: Cas de la cédraie de Chelia,
Magister Thesis, Université de Batna, 2010.
[10] S. Beloula, Etude sur le dépérissement du cèdre de l’Atlas
le parc
le parc
le parc National de Belezma (Wilaya de Batna),
Apport de la télédétection et SIG, Magister Thesis,
Université de Batna, 2010.
[11] Y. Talbi, Contribution à l’étude des insectes associés au
dépérissement du cèdre de l’Atlas (Cedrus atlantica M.)
в регионе Батна: Cas de la cédraie de Belezma2000,
Магистерская диссертация, Université de Batna, 2010.
[12] M. Messaoudene, Approche dendroclimatologique et
productivité de Qercus afares Willd et Qercus
canariensis Pomel dans les massifsforestiers de
enfadri enfadrioAlgérie, Ph.D. Thesis,
Université Aix-Marseille III, 1983.
[13] M. Messaoudene, L. Tessier, Relations cerne-Climate dans
des peuplements de Quercus afares Willd et Quercus
canariensis Pomel en Algérie, Ann . Sci. Для. 54 (1997)
347-358.
[14] Р. Тучан, К.Дж. Анчукайтис, Д. Меко, С. Аттала, К.
Байсан, А. Алуи, Долгосрочный контекст недавней засухи в
северо-западной Африке, Письма о геофизических исследованиях 35
(2008a), L13705, DOI: 10.1029 / 2008GL034264.
[15] Р. Тучан, К.Дж. Анчукайтис, Д. Meko, M. Sabir, S.
Attalah, A. Aloui, Пространственно-временная изменчивость засух в
северо-западной Африке за последние девять столетий, Clim.
Дин. (2010) DOI: 10.1007: S0038260106080464.
[16] H.C. Фриттс, Годовые кольца и климат, Academic Press,
Лондон, 1976, стр. 567.
[17] M.A. Stockes, T.L. Смайли, Введение в Tree-ring
Dating, Университет Аризоны, Тусон, США,
1996, стр.73.
[18] Р.Л. Холмс, Компьютерный контроль качества при датировании и измерении годичных колец
, Ежегодный бюллетень 43
(1983) 69-78.
[19] E.R. Cook, K.R. Брифа, Анализ данных, в: E.R. Cook, L.A.
Kairiukstis (Eds.), Methods of Dendrochronology,
Kluwer, Dendrecht, 1990, pp. 97-162.
[20] E.R. Cook, Подход анализа временных рядов к стандартизации древесных колец
, Ph.D. Диссертация, Отделение
наук о Земле, Университет Аризоны, Тусон, 1985.
[21] Ф. Бионди, К. Вайкул, DendroClim 2002: Программа C +
для статистической калибровки климатических сигналов в хронологиях
древовидных колец, Comput. Geosci. 30 (2004)
303-311.
[22] R. Touchan, D.M. МЕКО, М.К. Hughes, A 396-летняя
реконструкция осадков в южной части Иордании,
Журнал Американской ассоциации водных ресурсов
35 (1) (1999) 49-59.
[23] Р. Тучан, Д.М. Меко, А.Алуи, Осадки
реконструкция Северо-Западного Туниса по годичным кольцам,
Журнал засушливых сред (2008b)
doi: 10.1016 / j.jaridenv.2008.05.010.
[24] Р. Тучан, Э. Хоплаки, Г. Фунхузер, Й. Лютербахер,
M.K. Хьюз, Н. Эркан и др., Реконструкция весенне-летних осадков
для Восточного Средиземноморья
по ширине годичных колец и их связи с крупномасштабной атмосферной циркуляцией
, Климатическая динамика (2005)
дой: 10.1007 / s00382-005-0016-5.
[25] А. Хирч, А. Бугани, М. Саламани, Evolution de la
pluviosité annuelle dans quelques station arides
algériennes, Sécheresse 18 (4) (2007) 314-320.
[26] R. Touchan, G.M. Гарфин, Д. Meko, G. Funkhouser, N.
Erkan, M.K. Хьюз и др., Предварительная реконструкция весенних осадков
на юго-западе Турции
по ширине годичных колец, Int. J. Climatol. 23 (2003)
157-171.
[27] Ü. Аккемик, Р. Д’Арриго, П. Керубини, Н. Кёсе, Г.С.
Якоби, Реконструкция годового кольца осадков и
речного стока для северо-запада Турции, Int. J. Climatol. 28
(2008) 173-183.
[28] Ю. Турин, Affrontements Culturels Dans l’Algérie
Coloniale, Ecoles, Médecines, Religion, 1830-1880,
ENAL Press, Réghaïa, Algérie, 1983, p. 434.
Архивы Казахстана — Страница 2 из 7
Архивы Казахстана — Страница 2 из 7 — Самый длинный путь- На главную
- Записи с меткой «Казахстан» (Страница 2)
нет работы в рабочий день
Я приехал в Алматы за очередной узбекской визой, поэтому сразу же поехал в посольство Узбекистана.Я знал, где он находится, потому что был там раньше в январе с моим братом Рубеном. Так что я немного прогулялся: заметил, что в каком-то […]
есть украшения ко Дню рабочего.трагическое сациви
Я покинул Ташкент солнечным днем:… и приземлился в Алматы пасмурным вечером: (На фотографии выше изображен стадион, который я видел, когда он еще строился более полугода назад.) Когда я вышла перекусить, мне показалось, что Алматы не изменился по адресу […]
парящий
Когда дело доходит до въезда в страну или выезда из нее, аэропорты обычно намного проще, чем сухопутные границы.Люди красиво стоят в очереди. Атмосфера профессиональная. Вам не нужно стоять на улице. Так что сегодня было очень легко. Мы сели в самолет: Некоторое время зависали в воздухе: А потом мы […]
туз проклятой базы
Мы хотели поехать в Ташкент.Но когда мы рассмотрели варианты, то выяснилось, что на поезде мы доберемся до места за 26 часов. Двадцать шесть часов и пограничный переход, где приходилось ждать часами. Хм, подумали мы, а как насчет автобуса? Но нам сказали […]
Робо
Помните этого чувака? Мой брат Рубен.Да! Он вернулся, стал крупнее и круче, чем в прошлый раз, когда мы гуляли вместе почти девять лет назад. Днем мы немного побродили по городу в поисках посольства Узбекистана. Сначала мы нашли это дерево: Потом мы нашли посольство: Через три часа у нас было […]
четырехместный мужчина
Я потратил день, пытаясь сделать рекламный видеоролик из некоторых материалов, которые я собрал за последние пять месяцев. Вот одна вещь, которую я могу вам сказать: редактировать 4K на ноутбуке — отстой.Долгое время. О, и когда я пошел в книжный магазин за одной из своих книг […]
от А до А
Где-то во мне живет молодой Крис, который думает, что идти нужно просто из пункта А в пункт Б.Что не должно быть перерывов и выездов за выбранный маршрут. Никогда. Это тот самый Крис, который шел из Парижа в Бад-Нендорф летом 2003 года, ни разу не остановившись […]
Смузи Чжуанцзы
Сегодня у меня был смузи: он был гладким, но тоже не гладким.Начало года в стиле Чжуанцзы. Мне нравится.
одна
Всем хорошие новости! У меня еще остался один помело с прошлого года.
гранат + v
Я долго спал, а потом вышел: в Астане под Рождество было хорошо: огни, сухой холод, хруст снега.Я пошел и нашел место, где можно было поесть и одновременно рисовать на скатерти: Так я заказал блинчик с грибами…… и […]
четверть всего
Проснулся, собрал вещи и вышел автостопом обратно в Бат, то место, где я припарковал Камбуз накануне вечером.Некоторые из вас, возможно, помнят несколько месяцев назад, что я плохо путешествую автостопом, поэтому я некоторое время стоял там, протягивая руку и пытаясь […]
Ташкент
Проснулся и почистил зубы у дороги: сразу за мной граница с Узбекистаном.Потом я поменял немного узбекских денег и получил смехотворно большую пачку наличных: инфляция — это главное в игре. Выпил печенья и холодного чая, посмотрел «Современную семью» на телефоне […]
идеальная скамья и камбуз в боли
Все встали довольно рано, когда на улице было еще темно.Мы выпили чаю и немного хлеба, потом попрощались: Ерик познакомил меня со своим соседом, слепым джентльменом, которому очень понравилась идея гулять с камбузом: я немного волновался, потому что шарикоподшипники на одном из […]
самый страшный дождь
Проснулся, попил чаю с Нуржаном, а потом снова поехал.Папа Нуржана рассказывал мне о подъеме, который мне предстоит преодолевать. И он был прав, это отстой. Но в конце была награда: Камбузу он очень понравился: Но я был […]
не в форме
Всегда одно и то же: когда я собираюсь отправиться в путешествие, я нервничаю.Этот раз не стал исключением. Больше месяца не гуляла, впереди новая страна, приближалась зима. Я ненавидел это. Но всегда есть положительный момент: просто делать что-то может показаться приятным […]
FC
Останавливались снова.Закончил кучу записей в блоге. Разобрал кое-что. Сделал короткое видео из некоторых кадров, которые я сделал в Астане: Загружая видео, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности YouTube. Узнать больше Загрузить видео Всегда разблокировать YouTube Затем я спустился в ресторан отеля и съел большой […]
наш бар
Итак, снег в конечном итоге преследовал меня весь путь до Шымкента: я остался и собрал некоторые кадры из Туркестана в короткий клип: Загружая видео, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности YouTube.Узнать больше Загрузить видео Всегда разблокировать YouTube Без мерцания и эффектов. Хватит работы и так. Тогда я […]
холодный Дубай
Астана — это холодный Дубай.Здания высокие, повсюду горят огни, нет ничего старого или несовершенного. Поэтому я был очень счастлив, когда увидел эту маленькую библиотеку / кафе: может быть, в будущем появятся более очаровательные места, подобные этому. Подошел к пирамиде и обнаружил, что она закрыта: Хорошо, […]
Звезда Смерти
Итак, сегодня мне показали Астану.Первое, что я увидел, это лед в больших толстых блоках: очевидно, они должны были быть частью какой-то инсталляции. Теперь, если у вас есть лед, который просто валяется, не беспокоясь о том, что он тает, это означает, что вокруг вас довольно холодно. И да, река была […]
святая вода в столицу
Брал сегодня такси: Очаровательная машина, приветливый водитель.Мы пошли в место под названием Отрар (или Фараб) примерно в часе езды от Туркестана. Это был разрушенный город: я мало что знал об этом месте, кроме того факта, что здесь родился аль-Фараби, важный философ X века. Я вспомнил, что […]
Сообщение навигации
© 2021 Самый длинный путь.Все права защищены.
Мысль, спроектирована и разработана
Студия
Mitte.
Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте. Некоторые из них очень важны, а другие помогают нам улучшить этот веб-сайт и улучшить ваш опыт.
Принять все
Сохранить
Индивидуальные настройки конфиденциальности
Подробная информация о файлах cookie Политика конфиденциальности Отпечаток
Предпочтение конфиденциальностиЗдесь вы найдете обзор всех используемых файлов cookie.Вы можете дать свое согласие на использование целых категорий или отобразить дополнительную информацию и выбрать определенные файлы cookie.
Имя | Borlabs Cookie |
---|---|
Провайдер | Владелец этого сайта |
Назначение | Сохраняет предпочтения посетителей, выбранные в поле cookie файла cookie Borlabs. |
Имя файла cookie | borlabs-cookie |
Срок действия куки | 1 год |
пон.0083550 1..13
% PDF-1.4 % 1 0 объект > эндобдж 6 0 obj /Заголовок /Тема / Автор /Режиссер / CreationDate (D: 20210921121155-00’00 ‘) / ModDate (D: 201312160
+ 08’00 ‘) >> эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > эндобдж 4 0 obj > эндобдж 5 0 obj > транслировать
CEK LIST DOKUMEN BAB 8 (A) .xlsx
(1)Кумпулан СК Баб VIII Кумпулан СК Баб VIII
N
Noo JJeenniissSSKK BBAABB // EEPP
1
1 SSK K tteennttaanng g jjeenniiss — jjeenniis s ppeemmeerriikkssaaaan n llaabboorraattoorriiuum m yyaanng g tteerrsseeiiaa !! «» 11 «» 11 «» 11
#
# SSK K tteennttaanng g $$ aakkttu u ppeennyyaammppaaiiaan n llaappoorraan n %% aassiil l ppeemmeerriikkssaaaan n llaabb && !! «» 11 «» » «» 11
‘ ‘!! «» 11 «»‘ ‘»» 11 ( (!! «» 11 «»)) «» 11 ) ) !! «» 11 «»)) «» ## *
* SSK K rreennttaanng g nniillaai i yyaanng g mmeennjjaai i rruujjuukkaan n %% aassiil l ppeemmeerriikkssaaaan n llaabb !! «» 11 «» ** «» 11 +
+ SSK K ppeennggeennaalliiaan n mumuttu u llaabboorraattoorriiuumm !! «» 11 «» ++ «» 11 !
! SSK K tteennttaanng g PP ,, EE & & aassiil l PP ,, EE !! «» 11 «» ++ «»)) .
. SSK K tteennttaanng g ppeennaannggaannaan n aan n ppeemmbbuuaannggaan n bbaa %% aan n bbeerrbbaa %% aayyaa !! «» 11 «» !! «» (( 1
1 SSK K PPeennaanngggguunng g jjaa $$ aab b ppeellaayyaannaan n oobbaatt !! «» ## «» 11 «» » 1
111 SSK K tteennttaanng g ppeennyyeeiiaaaan n oobbaat t yyaanng g mmeennjjaammiin n kkeetteerrsseeiiaaaan n oobbaatt !! «» ## «» 11 «» (( 1
1 ## SSK K tteennttaanng g ppeellaayyaannaan n oobbaat t ## ((jjaamm !! «» ## «» 11 «»)) 1
1 » SSK K tteennttaanng g ppeerrssyyaarraattaan n ppeettuuggaas s yyaanng g bbeerr %% aak k mmeemmbbeerri i rreesseepp !! «» ## «» ## «» 11 1
1 ((SSK K tteennttaanng g ppeerrssyyaarraattaan n ppeettuuggaas s yyaanng g bbeerr %% aak k mmeennyyeeiiaakkaan n oobbaatt !! «» ## «» ## «» ##
1
1)) !! «» ## «» ## «» »
1
1 ** SSK K ppeerreesseeppaann & & ppeemmeessaannaann & & aan n ppeennggeelloollaaaan n oobbaatt !! «» ## «» ## «» (( 1
1 ++ SSK K ppeerreesseeppaan n ppssiikkoottrrooppiikka a aan n nnaarrkkoo00kkaa !! «» ## «» ## «» ++ 1
1 !! SSK K ppeenngggguunnaaaan n oobbaat t yyaanng g iibbaa $$ a sseenniirri i oollee%% ppaassiieenn // kkeelluuaarrggaa !! «» ## «» ## «» !! 1
1.. SSK K ppeennaannggaannaan n oobbaat t kkeeaalluu $$ aarrssaa // rruussaakk !! «» ## «» » «» ++ #
# SSK K PPeennaanngggguunng g jjaa $$ aab b 00nnaak k llaannjjuut t ppeellaappoorraann !! «» ## «»)) «» » #
# 11 !! «» ## «» ** «» 11
#
### !! «» ((«» 11 «» 11
#
# » SSK K tteennttaanng g aakkssees s tt %% rreekkaam m mmeeiiss !! «» ((«» ## «» 11 #
# ((SSK K ppeellaayyaannaan n rreekkaam m mmeeiis saan n mmeettooa a iieenn00kkaassii !! «» ((«» » «» 11 #
#)) !! «» ((«» » «» ##
#
# ** SSK K ppeennyyiimmppaannaan n rreekkaam m mmeeiiss !! «» ((«» » «» » #
# ++ SSK K tteennttaanng g iissi i rreekkaam m mmeeiiss !! «» ((«» ((«» 11 #
# !! !! «» ((«» 11 «» 11
SK tentang $ aktu penyampaian laporan% asil pem
SK tentang $ aktu penyampaian laporan% asil pem lab untuk pasienlab untuk pasien urgen 23ito4
urgen 23ito4
SK tentang jenis reagensia esensial an
SK tentang jenis reagensia esensial an ba% an lain yang% arusba% an lain yang% arus terseia
terseia
SK tentang menyatakan kapan reagensia 0ak terseia 2batas bu5er SK tentang menyatakan kapan reagensia 0ak terseia 2batas bu5er sto3k untuk melakukan orer4
sto3k untuk melakukan orer4
SK tentang pela0% an bagi
SK tentang pela0% an bagi petugas yang iberi ke $ enanganpetugas yang iberi ke $ enangan Menyeiakan obat tetapi belum sesuai persyaratan
menyeiakan obat tetapi belum sesuai persyaratan
SK penyeiaan obat-obat Emergensi i unit kerja «6a7ar» СК пенежяан обат-обат Emergensi i unit kerja «6a7ar obatobat» Emergensi i unit
Emergensi i unit pelayananpelayanan SK Tentang
SK tentang stanarstanariasi koe klasikasi iagnosis an iasi koe klasikasi iagnosis an terminologiterminologi Ян igunakan
ян igunakan
SK Тентанг
SK tentang sistem pengkoean & penyimpanan & okumentasi rekamsistem pengkoean & penyimpanan & okumentasi rekam Meis
месяца
SK pemantauan lingkungan sik puskesmas & Jaual pelaksanaan & SK pemantauan lingkungan sik puskesmas & Jaual pelaksanaan & бук0 пелаксанаан бук0 пелаксанаан А А Б Б СС 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 12 13 13 14 14 15 15 16 16 17 17 18 18 19 19 20 20 21 год 21 год 22 22 23 23 24 24 25 25 26 год 26 год 27 27 28 год 28 год 29 29 30 30 31 год 31 год
(2)#.SK pemantauan & pemeli% araan an perbaikan sarana an peralatan! «)» 1 «(
‘! «)» # «1
‘1 SK pengenalian an pembuangan limba% berba% aya! «)» # «#
‘#! «)»‘ «#
»! «*» 1 «1
‘(! «*» 1 «‘
‘) SK tentang bantuan peralatan! «*» 1 «(
‘* SK penanggung ja $ ab pengelolaan peralatan an kalibrasi! «*» # «1
‘+! «+» # «‘
‘! ! «+» («#
SK in8entarisasi & pengelolaan & penyimpanan an penggunaan ba% an berba% aya
SK penanggung ja $ ab pengelolaan keamanan lingkungan sik puskesmas
SK memisa% kan alat yang bersi% an alat yang kotor & alat yang memerlukan sterilisasi & alat yangmbutu% kan pera $ atan lebi% ланджут 20ak siap pakai4 & serta alat-alat yangmbutu% kan персьяратан к% usus untuk peletakannya
SK petugas pemantau & buk0 pelaksanaan pemantauan &% asil пемантауан & 0nak lanjut пемантауан
SK tentang keterlibatan petugas pemberi pelayanan klinis alam peningkatan mutu klinis
SK tentang pemberian ke $ enangan jika 0ak terseia tenaga kese% atan yang memenu% ai persyaratan & Buk0 pemberian ke $ enangan k% usus paa petugas
A B C 32 33 34 35 год 36 37 38 39 40 41 год
(3)Кумпулан СП9 Баб VIII Нет JenisSP9 Bab 1 Лаборатория пемериксаан СП9 &! «1» 1 «1 #! «1» # «1 ‘SP9pemeriksaanlab! «1» # «# (! «1» # «‘ )! «1» # «(
* SP9 pelayanan i luar jam kerja! «1» # «)
+ SP9 pemeriksaan lab yang berisiko 0nggi! «1» # «*
! SP9 kese% atan an keselamatan kerja bagi petugas! «1» # «+
.SP9 penggunaan alat pelinung iri! «1» # «!
1 SP9 pemantauan ter% aap penggunaan alat pelinung iri! «1» # «!
11 SP9 pengelolaan ba% an berba% aya an bera3un! «1» # «.
1 # SP9 pengelolaan limba% asil pemeriksaan lab! «1» # «.
1 ‘SP9 pengelolaan reagen! «1» # «1 1 (SP9 pengelolaan limba%! «1» # «11 1)! «1» («1 1 *! «1» («# 1+! «1» («# 1! ! «1» ‘»#
1. SP9 pelaporan% asil pemeriksaan lab yang kri0s &: ekam meis! «1» («»
# ! «1» («)
# 1 SP9 penyimpanan an istribusi reagensia! «1») «‘
## SP9pelabelan! «1») «)
# ‘SP9 pengenalian mutu laboratorium! «1» + «1
# (SP9 kalibrasi an 8aliasi tools! «1» + «#
#) SP9 e8aluasi ter% aap rentang nilai &% asil e8aluasi an 0nak lanjut! «1» * «(
# * SP9 perbaikan & buk0 pelaksanaan perbaikan! «1» + «(
# + SP9 rujukan labratorium! «1» + «*
#! SP9 P, I an P, E & Buk0 pelaksanaan P, I an P, E! «1» + «+
#.! «1»! «‘
‘ SP9 tentang penanganan an pembuangan ba% an berba% aya! «1»! «(
‘1! «1»! «)
SP9 permintaan pemeriksaan & penerimaan spesiamen & pengambilan an penyimpanan spesimen
SP9 pemantauan pelaksanaan proseur pemeriksaan lab &% asil пемантауан & 0nak lanjut пемантауан
SP9 penilaian ketepatan $ aktu penyera% an% asil &% asil e8aluasi an 0nak lanjut% asil e8aluasi
SP9 pelaporan% asil pemeriksaan lab yang kri0s & Rekam medis SP9 pelaporan% asil pemeriksaan lab yang kri0s; Penenapan nilai Ambang Kris Untuk ap tes
SP9 мониторинг и% asil mon0roing & 0nak lanjut monitoring & Rapat-Rapat mengenai мониторинг pelaksanaan pelayanan lab
SP9 pemantauan $ aktu penyampaian% asil pem lab untuk pasien urgen / ga $ at arurat asil pemantauan
SP9 мониторинг и% asil mon0roing и 0nak lanjut monitoring & Rapat-Rapat mengenai мониторинг pelaksanaan pelayanan lab
SP9 Программа пелапорана keselamatan an pelaporan insiens & Buk0 лапоран
SP9 penerapan manajemen risiko lab & buk0 pelaksanaan manajemen risiko; ien0kasi risiko & analisis & an 0nak lanjut risiko
(4)‘#! «1»! «*
»! «1»! «+
‘(SP9 penilaian & pengenalian & penyeiaan an penggunaan obat! «#» 1 «1
‘) SP9 penyeiaan an penggunaan obat! «#» 1 «#
‘* SP9 tentang penyeiaan obat yang menjamin keterseiaan obat! «#» 1 «(
‘+! «#» 1 «+
‘! ! «#» 1 «!
‘.! «#» # «)
( SP9 пересепан психотропика ан нарко0ка! «#» # «+
(1 SP9 penggunaan obat yang iba $ a seniri ole% pasien / keluarga! «#» # «!
(#! «#» # «.
(‘SP9penyimpananobat! «#»‘ «1
((SP9 pemberian obat kepaa pasien an pelabelan! «#» ‘»‘
() SP9 пембериан в (*! «#» ‘») (+ SP9 = g petunjuk penyimpanan obat i ruma%! «#» ‘»* (! SP9 penanganan obat kealu $ arsa / rusak! «#» ‘»+ (.SP9 pelaporan e ) SP9 pen3atatan & pemantauan & pelaporan e ) ‘! «#» * «1 ) (SP9 penyimpanan obat Emergensi i unit pelayanan! «#» * «# ))! «#» * «‘ ) * SP9 tentang akses t% rekam meis! «(» # «1 ) + SP9 penyimpanan rekam meis! «(» ‘»‘ )! ! «(» («# ).SP9 kera% asiaan rekam meis! «(» («‘ SP9 orientasi proseur an prak0k keselamatan / keamanan kerja &
buk0 pelaksanaan программа orientasi SP9 pela0% an an peniikan untuk proseur baru & ba% an berba% aya &
peralatan b aru & buk0 pelaksanaan peniikan an pela0% an SP9 e8aluasi keterseiaan obat ter% aap SP9 e8aluasi kesesuaian peresepan engan SP9 Menjaga 0ak terjainya pemberian obat kealuarsa &
pelaksanaan @ I @ 9 an @ E @ 9 и Kartu stok / kenali SP9 penga $ asan an pengenalian penggunaan psikotropika an
Нарко0ка SP9 пембериан ин SP9 penyeiaan obat-obat Emergensi i unit kerja «6a7ar obat»
Emergensi i unit pelayanan Мониторинг SP9 penyeiaan obat Emergensi i unit kerja «asil»
мониторинг an 0nak lanjut SP9 penilaian kelengkapan an ketepatan isi rekam meis & buk0
pelaksanaan penilaian &% asil an 0nak lanjut penilaian * ! «)» 1 «1 * 1! «)» 1 «# * #! «)» 1 «‘ * ‘SP9 pemantauan & pemeli% araan an perbaikan sarana an peralatan! «)» 1 «( * (! «)» # «1 *) SP9 pengenalian an pembuangan limba% berba% aya! «)» # «# **! «)» # «‘ * +! «)» # «( *! ! «*» 1 «1 *.SP9sterilisasi! «*» 1 «# + ! «*» 1 «‘ +1 SP9 tentang bantuan peralatan! «*» 1 «( + #! «*» # «# + ‘SP9 penggan0an an perbaikan alat yang rusak! «*» # «(
+ (SP9 penilaian kualikasi tenaga an Penienapan ke $ enangan! «+» 1 «#
+) SP9 kreensial & 0m kreensial & buk0 buk0 ser0kasi an lisensi! «+» 1 «‘ + *! «+» 1 «( ++! «+» # «1 +! ! «+» ‘»‘ +. ! «+» («( SP9 pemantauan lingkungan sik puskesmas & Jaual pelaksanaan &
бук0 пелаксанаан SP9 pemeli% araan an pemantauan instalasi listrik & air & 8en0lasi & gas
an sistem lain & buk0 pemantauan an 0nak lanjut SP9 jika terjai kebakaran & keterseiaan APA: & pela0% an penggunaan
APA: & pela0% ан джика терджани кебакаран SP9 in8entarisasi & pengelolaan & penyimpanan an penggunaan ba% an
berba% aya SP9 pemantauan pelaksanaan kebijakan an proseur penanganan
ba% an berba% aya & buk0 pemantauan & an 0nak lanjut SP9 pemantauan pelaksanaan kebijakan an proseur penanganan
limba% berba% aya & buk0 pemantauan & an 0nak lanjut SP9 memisa% kan alat yang bersi% an alat yang kotor & alat yang
memerlukan sterilisasi & alat yangmbutu% kan pera $ atan lebi%
ланджут 20ak siap pakai4 & serta alat-alat yangmbutu% kan
персьяратан к% usus untuk peletakannya SP9 pemantauan berkala pelaksanaan proseur pemeli% araan an
стерилизация SP9 kontrol peralatan & tes0ng & an pera $ atan se3ara ru0n untuk
peralatan klinis ян igunakan SP9 peningkatan kompetensi & pemetaan kompetensi & ren3ana
peningkatan kompetensi & buk0 pelaksanaan SP9 penilaian kinerja petugas pemberi pelayanan klinis & proses
e8aluasi &% asil e8aluasi an 0nk lanjut SP9 e8aluasi% asil mengiku0 peniikan an pela0% an & buk0
pelaksanaan e8aluasi SP9 e8aluasi t% uraian tugas an pemberian ke $ enangan paa
petugas pemberi pelayanan klinis & buk0 e8aluasi an 0nak lanjut 6okumen ain yang 6ipersyaratkan Bab VIII Нет Jenis6okumenain Bab / EP 1 Лаборатория Бросура пелаянана! «1» 1 «1 #! «1» 1 «# ‘Persyaratan kompetensi analis / petugas lab! «1» 1 «‘ (! «1» 1 «( ) asil pemantauan pelaporan% asil pemeriksaan laboratorium! «1» ‘»‘ *! «1») «( + @orm laporan% asil pemeriksaan lab! «1» * «# ! Бук0-бук0 pelaksanaan kalibrasi atau 8aliasi! «1» + «‘ .Пансуанская программа Keselamatan Pasien i Puskesmas! «1»! «# 1 @ormularium obat! «#» 1 «* 11 Бук0 пелаксанаан пенга $ асан! «#» # «* 1 # aporan kesala% an pemberian obat an KN? ! «#») «# 1 ‘aporan & an buk0 perbaikan kesala% an pemberian obat an KN? ! «#») «(
1 ( Stanarisasi koe klasikasi iagnosis an terminologi i puskesmas! «(» 1 «# 1) Pembakuan singkatan yang igunakan! «(» 1 «‘ 1 * 6okumentasi pelaksanaan pemantauan & pemeli% araan & an perbaikan! «)» 1 «*
1+ Пансуанская программа keamanan lingkungan sik puaskesmas! «)» ‘»1 1! ! «)» ‘»‘ 1.! «)» ‘»( # 6okumentasi% asil pemantauan! «*» # «‘ # 1! «+» 1 «1 ## Buk0 analysis & buk0 0nak lanjut! «+» # «# # ‘Buk0 penyeiaan in # ( Bentuk-bentuk ukungan manajemen untuk peniikan an pela0% an! «+» ‘»# #) 6okumentasi pelaksanaan peniikan an pela0% an! «+» ‘»( # * raian tugas petugas pemberi pelayanan klinis an ke $ enangan klinis! «+» («1 # +! «+» («‘ Pola ketenagaan & persyaratan kompetensi & ketentuan jam buka
Пелаянан Persyartan kompetensi petugas yang melakukan interpertasi% asil
пемериксаан лаборатория Panuan tertulis untuk e8aluasi reagensi & buk0 e8aluasi an 0nak
ландют Пануанская программа keamanan lingkungan sik puaskesmas memuat;
peren3anaan & pelaksanaan & peniikan an pela0% an petugas &
пемантауан и an e8aluasi Программа Buk0 pelaksanaan keamanan lingkungan sik puaskesmas &
e8aluasi & an 0nak lanjut Pola ketenagaan an persyaratan kompetensi tenaga yang memberi
пелаянан клинис Penilaian ole% 0m kreensial = g kompetensi petugas yang iberi
ke $ enangan k% usus & buk0 пенилайский 6okumen Eksternal Bab VIII Нет Jenis6okumen Bab / EP 1 Пансуанская пемериксаанская лаборатория! «1» 1 «1 # Peoman penggunaan psikotropika an narko0ka! «#» # «.