Чили государственное устройство: Республика Чили. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система.

Государственное устройство. Чили — унитарное государство — Мегаобучалка

 

Чили — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 12 регионов, включая столичный окру г.

Действующая Конституция принята в 1980 г. в условиях военной диктатуры и действует с рядом поправок, устранивших наиболее авторитарные, антидемократические положения.

По форме правления Чили — президентская республика. Политический режим — демократия.

Высший законодательный орган — Национальный конгресс, состоящий из Сената (46 сенаторов; 9 — назначены, остальные — избраны) и Палаты депутатов (120 человек). Состав Сената каждые 4 года обновляется наполовину, Палата депутатов избирается всеобщим голосованием на 4 года по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.

Главная функция Конгресса состоит в принятии законов. Законы инициируются в Палате депутатов или в Сенате Президентом Республики или любым членом палаты. Налоговые и бюджетные законопроекты могут инициироваться только в Палате депутатов, а законы об амнистии и общем помиловании — только в Сенате. По отдельным вопросам (в основном административным и финансовым) законодательную инициативу осуществляет только Президент Республики. Последний может, в одной или во всех стадиях рассмотрения законопроекта, указывать на безотлагательность его для принятия, и в таком случае соответствующая палата должна провести голосование в срок не более 30 дней.

Обычные законы должны быть одобрены простым большинством присутствующих на заседании. Законы, требующие квалифицированного большинства (органические законы), должны быть одобрены абсолютным большинством всех законодателей. Органические конституционные законы, разработанные в дополнение к Конституции по ключевым вопросам, требуют одобрения 4/7 всех членов Конгресса. Наконец, законы, интерпретирующие Конституцию, требуют одобрения 3/5 всех законодателей.

Конгресс имеет исключительное право одобрять или отклонять международные соглашения, представленные ему Президентом перед ратификацией.

Законы последовательно принимаются каждой из двух палат. Если одна из них отклонит принятый другой палатой закон и согласительная комиссия не сможет урегулировать противоречия, первая палата вправе настоять на принятии закона 2/3 голосов своих членов. В свою очередь, вторая палата может настоять на отклонении также 2/3 голосов.

Принятые законы направляются Президенту, который в течение 30 дней должен одобрить их или вернуть со своими замечаниями. Если обе палаты одобрят эти замечания, законопроект приобретает силу закона и возвращается Президенту для обнародования. Палаты могут также отклонить все или часть замечаний большинством в 2/3 голосов всех членов каждой. В этом случае Президент также обязан обнародовать принятый закон.

Конгрессу принадлежат отдельные полномочия по контролю за исполнительной властью. В частности, Конгресс в пределах 10 дней может одобрить или отклонить осадное положение. Конституция предусматривает возможность отстранения высших должностных лиц государства Конгрессом в порядке импичмента.

Глава государства и правительства (исполнительной власти) Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 6-летний срок без права переизбрания. Согласно Конституции его власть распространяется на все, что касается сохранения общественного порядка внутри страны и внешней безопасности Республики.

Президент вправе созывать Конгресс на чрезвычайную сессию, предлагать проекты законов и поправок к Конституции, санкционировать и промульгировать законы, издавать декреты с силой закона в порядке делегированного законодательства. Президент также может издавать регламенты, декреты или инструкции, которые сочтет необходимыми для осуществления закона. Эти подзаконные акты должны быть подписаны (контрасигнованы) соответствующим министром.

Президент осуществляет политические сношения с иностранными государствами, ведет переговоры, подписывает международные договоры, представляет их при необходимости Конгрессу на ратификацию, назначает и смещает дипломатических представителей.

Президент самостоятельно назначает и смещает министров, заместителей министров, губернаторов, командующих родов войск и корпуса карабинеров и некоторых других должностных лиц государства. С согласия Сената он назначает генерального контролера, а по предложению Верховного суда и апелляционных судов — судей и прокуроров. Наконец, Президент назначает 1 члена Конституционного трибунала и 2 сенаторов.

Весьма значительные полномочия принадлежат главе государства в сфере обеспечения безопасности страны. В случае внутреннего волнения Президент Республики может, с согласия Конгресса, объявлять всю или часть национальной территории на осадном положении. В случае внешней войны Президент, с согласия Совета национальной безопасности, может объявлять всю или часть национальной территории в состоянии сбора (estado de asamblea). В других случаях угрозы безопасности страны Президент с согласия Совета национальной безопасности объявляет чрезвычайное положение, а в случае публичного бедствия — состояние катастрофы. Совет национальной безопасности включает Президента Республики как председательствующего, председателей Сената и Верховного суда, главнокомандующего вооруженными силами, генерального директора карабинеров как членов с решающим голосом. В случае войны Президент сам принимает высшее командование вооруженными силами.

Президент также осуществляет помилование, имеет право назначать плебисциты.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Правовая система Чили входит в латиноамериканскую группу романо-германской правовой семьи. Подобно другим странам региона, правовая культура Чили сложилась из нескольких элементов. Ее исторической основой выступило испанское право (см. подробнее разделы «Аргентина», «Испания»), конституционное устройство во многом воспроизводит модель США, при кодификации гражданского законодательства в качестве одного из образцов использован Французский гражданский кодекс и т.д.

Поскольку Чили всегда относились к числу наиболее развитых стран Латинской Америки, формирование ее правовой системы происходило, как правило, не путем простой рецепции «классических» образцов буржуазного законодательства, а было достаточно самостоятельным и оригинальным. Более того, чилийское право само рассматривалось в качестве готового образца для других стран региона. В частности, ГК Чили 1855 г. практически в неизмененном виде был принят в Эквадоре и Колумбии, с небольшими изменениями — в Сальвадоре, Панаме и Никарагуа.

Развитие чилийского государства и права в XX в. во многом отражает общие для Латинской Америки закономерности и противоречия. В 1924 г. в Чили был принят закон о социальном обеспечении, в 1931 г.один из первых в Латинской Америке трудовых кодексов, в 1943 г. — закон о минимальной заработной плате. В 1967 г. издано законодательство об аграрной реформе.

В период военной диктатуры (1973-1989 гг.) правовая система Чили подверглась серьезной деформации, прежде всего в сфере конституционного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, трудового права. Принятую в 1980 г. Конституцию отличал откровенно авторитарный характер, в уголовном праве появились репрессивные нормы, в трудовом — резко ограничены права и гарантии для трудящихся.

После восстановления демократии в 1990 г. гражданское правительство предприняло значительные усилия по демократизации правовой системы. Еще в 1989 г. из Конституции 1980 г. удалены наиболее антидемократические положения, восстановлены выборность местного самоуправления, права общественных объединений, профсоюзов, наемных работников, практически ликвидирована система репрессивной юстиции.

Основным источником права в Чили является законодательство. Во главе иерархии нормативно-правовых актов стоит Конституция, далее следуют органические законы, обыкновенные законы, декреты Президента и министров (именуются «высшими декретами»). Конституция Чили (ст.60) по образцу французского Основного закона ограничивает законодательную компетенцию парламента прямым перечислением вопросов, по которым могут приниматься законы. Все, что выходит за рамки этого перечня, подпадает под регламентарные полномочия исполнительной власти.

Чилийское право хорошо кодифицировано. Помимо ГК 1855 г. действуют УК 1874 г. , ГПК, УПК, Торговый кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс военной юстиции, Органический судебный кодекс, Водный, Воздушный, Горный кодексы, Кодекс международного частного права, Налоговый и Санитарный кодексы.

В Чили, как и других странах региона, существует институт делегированного законодательства. Согласно ст.61 Конституции Президент Республики может запрашивать разрешение у Национального конгресса, чтобы издавать акты с силой закона на срок, не превышающий один год, по вопросам законодательного регулирования. Ряд вопросов не могут быть объектом делегирования (гражданство, выборы, плебисцит, права личности и т.д.).

Президент также вправе издавать регламенты, декреты или инструкции, которые он считает необходимыми для осуществления закона. Эти подзаконные акты должны быть подписаны (контрасигнованы) соответствующим министром. Декреты и инструкции могут быть изданы с единственной подписью соответствующего министра по поручению Президента в соответствии с порядком, установленным законом.

Конституция прямо не устанавливает соотношение ратифицированных международных договоров и внутреннего законодательства. В чилийской правовой доктрине такие договоры признаются равными по юридической силе законам или даже имеющими приоритет (последняя точка зрения господствует с 1989 г.).

 

«Скандинавия» в Латинской Америке — Коммерсантъ

В это воскресенье, 4 сентября, в Чили пройдет всенародное голосование за новый проект конституции. Документ вступит в силу в случае поддержки большинством населения. Страна оказалась на пороге самых радикальных изменений со времен окончания военной диктатуры Аугусто Пиночета в 1990 году. Новая конституция фокусируется на социальных правах, окружающей среде и гендерном равенстве, а ее возможное принятие ознаменует собой отказ от наследия 17-летней диктатуры Пиночета.

Павел Дубравский

Фото: из личного архива Павла Дубравского

Павел Дубравский

Фото: из личного архива Павла Дубравского

Новая конституция стала следствием массовых протестов 2019 года, когда Чили из оазиса стабильности в Латинской Америке превратилась в еще одну «пылающую точку» на карте региона.

По данным Национального института статистики, половина чилийских рабочих зарабатывает $550 в месяц и меньше. А по правительственному исследованию 2018 года, доходы самых богатых в 13,6 раза превышают доходы самых бедных. Среди других членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Чили остается страной с самым высоким уровнем неравенства среди населения.

После повышения платы за проезд в метро недовольство чилийцев переросло в массовые протесты, Estallido Social («социальный взрыв»), который привел к частичному слому предыдущей политической системы. Власти не ожидали, что такое небольшое повышение цен, на 4%, в одной из самых богатых и политически стабильных стран Латинской Америки вызовет столько возмущения. Но когда тогдашний президент Чили Себастьян Пиньера признал проблемы неравенства в стране, было слишком поздно. Его курс «Новой социальной повестки дня» не был принят протестующими. У протеста отсутствовали явные лидеры, поэтому Пиньере не с кем было садиться за стол переговоров.

Протестующие винили во всем сложившуюся политическую систему «неолиберализма» во главе с конституцией Пиночета. Ключевыми темами пока еще действующего основного закона были частные отношения и сокращение роли государства в экономике.

Но это не устраивало чилийское общество, что помогло левому активисту Габриэлю Боричу стать новым президентом. В июле 2021 года он, уже объявив о своих президентских амбициях, заявил: «Если Чили была колыбелью неолиберализма, она также станет и его могилой». Действующую конституцию политик назвал «препятствием» для долгосрочных социальных изменений.

Чтобы удовлетворить требования протестующих, в ноябре 2019 года консервативное правительство согласилось провести референдум по спорной конституции. В октябре 2020 года 78% избирателей поддержали решение о подготовке нового документа, которая должна проводиться общим собранием избранных делегатов.

Митинг в преддверии референдума 4 сентября

Фото: Rodrigo Garrido, Reuters

Митинг в преддверии референдума 4 сентября

Фото: Rodrigo Garrido, Reuters

В мае 2021 года чилийцы избрали конституционную ассамблею для написания нового документа. По результатам голосования стало очевидно, что избиратели хотят новую политическую систему. Из 155 делегатов 87% никогда ранее не занимали выборные должности. Две трети из них придерживались левоцентристских взглядов и представляли партии, созданные недавно.

Еще до появления первой версии текста конституции в основу работы ассамблеи были заложены те принципы, которые станут частью будущего проекта: «паритетная демократия» и «многонациональность». В соответствии с квотами для обеспечения справедливого представительства половина мест в ассамблее была зарезервирована для женщин, а 17 — для представителей коренных народов, которые составляют около 13% населения Чили. Лидер народа мапуче Элиса Лонкон стала первым президентом ассамблеи.

Проект конституции стал одним из самых длинных в мире, в нем 388 статей. По сравнению с предыдущим документом эпохи Пиночета новая конституция расширяет социальные права и увеличивает роль государства.

Условно все изменения можно поделить на следующие группы: законы и политическая система, права коренных народов, экология и окружающая среда, социальные права и гарантии. Но ключевые изменения затронут государственное устройство.

Новая конституция — это децентрализация всей системы. Президент остается главой правительства, но часть его функций урезаются и становятся подотчетны парламенту. Конгресс из двухпалатного органа станет «асимметричным». Палата депутатов сохранит свои законодательные функции, а Сенат будет преобразован в Палату регионов с ограниченными полномочиями и сосредоточится на законах регионального масштаба. Управление страной передается на уровень региональных ассамблей и коммун. Увеличится возможность для проведения законодательных инициатив и референдумов. Проще будет отменить или изменить закон в Палате представителей, достаточно простого большинства вместо 2/3.

Чили становится социальным государством.

В конституции приводится длинный перечень сильных прав, среди которых классические: право на здравоохранение, образование, социальное обеспечение и жилье. Есть и права нового поколения — экологические — на воду и право на жизнь в безопасных условиях.

Запрещается монополия на природные ресурсы, особенно воду, которая была приватизирована в стране. Отдельно уделено внимание защите детей и подростков, пожилых и людей с ограниченными возможностями.

После массовых протестов в 2019 году сторонники конституции видят в ней возможность для мирного разрешения социальных и экономических проблем, вроде вопроса неравенства в доходах среди населения. Для них проект основного закона страны — шанс построить государство скандинавского типа, где при сохранении рыночных механизмов сильна роль государства в вопросах социальной поддержки населения.

Критики утверждают, что новый текст слишком радикально меняет политическую систему.

Политическая и экономическая стабильность закончится, а новый текст конституции позволяет слишком часто перестраивать систему. Правые считают, что принятие нового текста конституции приведет к «боливаризации» Чили и превращению ее в «Чилисуэлу» по примеру Венесуэлы, которая была одной из богатейших стран Латинской Америки, но растеряла свой экономический потенциал из-за социальных реформ и левых идей.

Митинг в преддверии референдума 4 сентября

Фото: Rodrigo Garrido, Reuters

Митинг в преддверии референдума 4 сентября

Фото: Rodrigo Garrido, Reuters

Согласно последним опросам, большинство планируют проголосовать против новой конституции. Сейчас есть три сценария. Маловероятный — большинство голосует за, рейтинги президента Борича растут и он записывает референдум себе в актив. Его задачей станет переформатирование институтов в Чили. Второй сценарий -— если победит вариант новой конституции, но с небольшим перевесом в 1–3%. Это ударит и по легитимности самого документа, и по рейтингу Борича. И, наконец, третий вариант — побеждает кампания против. И тогда накопленные противоречия в чилийском обществе, которые вылились в протесты 2019 года, останутся нерешенными.

Павел Дубравский, руководитель «Дубравский Консалтинг», политтехнолог

Чили — Политическая и избирательная система

  • Английский
  • Испанский
  • Португальский

Политико-административное устройство

Унитарное государство. С функциональной и территориальной точки зрения его правительство децентрализовано — или, в зависимости от обстоятельств, деконцентрировано — по закону. Для государственных и административных целей страна разделена на 15 регионов и 54 провинции. Для целей местного управления провинции делятся на коммуны (муниципалитеты — см. ст. 9).9 Конституции Чили). Страна разделена на 15 регионов, которые подразделяются на провинции, которые, в свою очередь, делятся на 346 коммун, управляемых 345 муниципальными органами власти (муниципальное правительство мыса Горн отвечает за коммуны мыса Горн и Антарктиды).

Национальный парламент

Национальный конгресс двухпалатный. La Cámara де Diputados está integrada por miembros elegidos en votación directa por distritos Electales. Los 155 escaños se distribuyen proporcionalmente entre los 28 distritos en рассмотрев а-ля población de cada uno de ellos, en base a los datos proporcionados por el ultimo censo oficial de la población realizado por el Instituto Nacional de Estadísticas. El Senado se compone de cincuenta (50) miembros elegidos en votación directa por circunscripciones senatoriales, en рассматривает лас-регионес-дель-паис, cada una de las cuales constituirá, a lo menos, una circunscripción. El año 2015 se promulgó la ley 20.840 Que estableció un nuevo Sistema Electoral para elecciones parlamentarias, reemplazando al Sistema Binominal.

Муниципальное правительство

Мэр является высшим муниципальным органом власти. Мэры несут ответственность за руководство, управление и надзор за муниципальным управлением (Закон № 18 695 — Закон об органических конституционных муниципалитетах. Раздел II (Мэры), пункт 1, статья 56). Мэры избираются всеобщим голосованием одновременно с членами совета, но отдельным голосованием, как того требует закон (раздел II, ст. 75) http://www.bcn.cl/leyes/pdf/actualizado/251693.pdf. Каждый муниципалитет возглавляет совет с нормативными, оперативными и надзорными функциями (….), состоящий из шести-десяти членов совета, в зависимости от количества избирателей в каждой коммуне.

Срок полномочий

Мэры и члены совета избираются на возобновляемый четырехлетний срок.

Система представления

Система простого большинства. Нет минимального избирательного порога для мэров. Муниципальные советы состоят из членов совета, избираемых прямым голосованием по системе пропорционального представительства.

Тип списка

Открытые беспартийные списки.

Избирательный округ

Одноименный для мэров. Члены совета избираются с использованием многономинального механизма, основанного на методе распределения Д’Ондта.

Законы о квотах и ​​паритете

Законы о квотах отсутствуют.

Правовые акты, применимые к муниципалитетам

Закон об органических конституционных муниципалитетах (Закон № 18,695). Конституция Чили, среди других источников. Избирательная система Чили регулируется Конституцией. См. http://www.tribunalcalificador.cl/obtienes-fichas.php?seccion_id=111&base=111 Муниципальные выборы регулируются Законом № 18 695.

Правосудие по выборам

В стране есть два автономных избирательных агентства. Избирательная служба (СЕРВЕЛ) является высшим избирательным органом. Избирательный трибунал (TRICEL) инспектирует и проверяет все избирательные процессы. Он также разрешает споры. (ст.84 Конституции, ст.9Закона № 18 460). СЕРВЕЛ поддерживает связь с Президентом Республики через Министерство внутренних дел. http://www.servel.cl/servel/index.aspx?channel=121 E

Правительство Чили

Чили — суверенное государство в Южной Америке, граничащее с Перу (север), Боливией (северо-восток), Аргентиной (восток). и пролив Дрейка (юг). Острова, подпадающие под юрисдикцию Чили, включают тихоокеанские острова Хуана Фернандеса, Салас-и-Гомес, Десвентурадас, а также остров Пасхи в Океании. По оценкам, в Чили площадь суши составляет 469820 квадратных миль; около 480 000 квадратных миль Антарктиды также были заявлены Чили (приостановлено, однако, в соответствии с Договором об Антарктике). 90% населения Чили проживает в средней трети страны вокруг Сантьяго (столицы), при этом крайний север и крайний юг относительно малонаселены.

Сильная экономика и уровень жизни Чили сделали ее одной из самых стабильных и богатых стран Южной Америки. Он занимает хорошие позиции с точки зрения человеческого развития, дохода на душу населения, состояния мира, экономики и отличается низким уровнем коррупции. Чили является частью Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в настоящее время имеет самый низкий уровень убийств в Южной Америке; он является одним из основателей Организации Объединенных Наций, Союза южноамериканских наций (УНАСУР) и Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК).

Как устроено правительство?

Чили — представительная демократическая республика. Президент Чили действует как глава государства и глава правительства; само правительство представляет собой многопартийную систему, которая работает как двухпартийная. Правительство сохраняет за собой исполнительную власть, в то время как законодательная власть возложена как на правительство, так и на Национальный конгресс, который состоит из двух палат. Как и во многих других государственных системах, судебная власть независима от исполнительной и законодательной власти.

Чили считается страной с несовершенной демократической системой из-за несовершенной конституционной основы. Конституция Чили была одобрена на национальном плебисците. Конституция была принята в сентябре 1980 года, когда страна находилась во власти диктатора Аугусто Пиночета; в 1988 году, когда Пиночет ушел в отставку, в Конституцию были внесены поправки, чтобы сделать будущие изменения более простыми. В сентябре 2005 г. Конгресс принял несколько новых законов, которые (среди прочего) отменили должности назначаемых сенаторов и сенаторов пожизненно, предоставили президенту право смещать главнокомандующих вооруженными силами и сократили президентский срок. до четырех лет. Немедленное переизбрание президентов также было отменено.

Чилийский национальный конгресс состоит из Сената и Палаты депутатов. Здание Конгресса расположено в Вальпараисо, в 87 милях к западу от Сантьяго.

Сенат состоит из 38 избранных членов, представляющих регионы или субрегионы, при этом сенаторы избираются примерно на восемь лет. Палата депутатов состоит из 120 членов, каждый из которых избирается на четырехлетний срок.

Выборы в Конгресс проводятся с помощью уникальной для Чили биномиальной системы голосования, при которой каждая коалиция представляет двух кандидатов на два места в Сенате и два места в Палате депутатов по избирательным округам в каждой палате Конгресса. Две крупнейшие коалиции обычно делят места в округе.

Кто главный?

Президент Чили является главой государства и главой правительства. Он или она является одним из самых видных политических деятелей в Чили и отвечает за управление правительством и государственной администрацией.

Президент по конституции обязан избираться на четырехлетний срок и не может быть немедленно переизбран. с запретом на немедленное переизбрание. Дворец Ла Монеда в столице Сантьяго — это место, где официально проживает президент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *