Древний Иран – оплот толерантности
Древний Восток Древний Иран – оплот толерантности
Современный Иран совершенно не похож на своего прародителя, империю персов, которая была настоящим убежищем для преследуемых евреев, александрийских ученых и учеников Афинской школы.
Чем мы обязаны персам:
Слова: персидский, шаль, тюрбан, тафта, перкаль (ткань), пижама, тюльпан, жасмин, шпинат, фисташка, бадьян, шафран, плов, шакал, диван, киоск, камфора, базар, караван,
Работы: оперы Генделя («Ксеркс»), Рамо («Зороастрийы»), философские романы Монтескье («Персидские письма») и Вольтера («Трактат о веротерпимости»). Также сасанидская архитектура оказала большое влияние на римские храмы и сооружения.
Государство с правами человека:
Где был составлен свод законов Хаммурапи, один из самых старых сводов законов, дошедших до нас, возраст которого 3 750 лет? Куда смогли отправиться евреи из вавилонского заточения в 539 г.
Ответ один: В Персии.
Стелла законов Хаммурапи
Окруженный со всех сторон естественными защищенными границами, Иран — достаточно труднодоступное место. Средняя высота над уровнем моря – 700 м. Его длинная история перемежается периодами расцвета и глубокого упадка. Греки называли его Персией. Ахеменидские цари, Дарий и Ксеркс широко насаждали арийский язык, письменность и историю, и в III в. н. э. имя Иран прочно закрепляется за бывшей персидской империей. Первые сасанидские цари назвали его «Элам», «страной ариев». После того, как их династия пала в 650 г, территорию вновь начинают называть Персией. Так продолжается до 1934 г., когда династия Пахлави вновь принимает в качестве официального название «Иран».
До наступления мусульманской эры, две больших империи сменяются на территории современного Ирана, формируя культуру, веротерпимость и менталитет персов. Каждая из империй названа по имени своего основателя: Ахемен создал империю ахеменидов (-559/-330) и Сасан — империю сасанидов (226/650). В промежутке между двух династий мы видим империю селеквидов и парфян, которые также внесут лепту в формирование национальной принадлежности, клановости персов. Первая из них (-330/-170) прямая наследница Александра Македонского содействовала синтезу двух антагонистских цивилизаций: греческой и месопотамской. Вторая (-170/226) напротив способствовала формированию аутентичного персидского характера, перерезав, наконец, пуповину, соединявшую Иран с эллинизмом, что позволило тому выбрать свой, азиатский, путь развития.
Империя ахеменидов – самый большой конгломерат царств, существовавший когда-либо на отдельно взятой территории. Она поистине уникальна в своем роде. Сама империя была построена в достаточно короткий промежуток времени, невзирая на довольно милитаризированных соседей – мидийцев и ассирийцев, которые беспрестанно угрожали ей. Уникальность заключается и в том, что несмотря на огромные, трудноуправляемые в те времени территории, ахеменеды были образцом веротерпимости и мирного сосуществования, феномен, не повторявшийся более никогда в истории.
Империя Ахеменидов (ок. 500 г. до н. э.)
Исторические источники, описывающие Иран того времени, достаточно скупы, фрагментарны и малочисленны. В основном, о Персии писали греческие авторы (Геродот, Ктесий, Полибий, Страбон). Источником может служить также Библия (книги Ездры, Исайи, Есфири), административные архивы тех или иных сатрапов, надписи на стеллах и монументах.
Царь Кир II был полной противоположностью Дария, своего потомка. Он защищал свои идеалы, в которые беззветно верил, вместо того, чтобы диктовать придворным писцам сказки, рассказывающие о победах. Нужно отметить тот факт, что письменная история ахеменидов, дошедшая до нас, зачастую очень противоречива и грешит неувязками. Можно предположить даже, что она была фальсифицирована узурпатором Дарием, чтобы добавить себе легитимности. Дарий отстоит от Кира на целое столетие и в настоящее время не удается проследить какой-либо родственной связи между двумя правителями.
Дарий принимает почести от вассалов
Кир врубается на всем скаку в тихую жизнь, которую ведет империя. И вот уже номады теснят оседлое население, городская жизнь приходит в упадок, спокойных и благодушных крестьян сметают грубые наемники, и сила пришла на смену закону. Многочисленные погромы опустошили поля и пастбища и степь и пустыня захватывают все новые и новые территории. Начиная с этого времени власть полукочевых наместников, которых Кир отправил в Ассирию, Вавилон и Мидию вопрос нескольких месяцев.
Кир покорил Месопотамию, но не разрушил ее. Люди, уставшие от постоянных набегов и погромов уже не боялись фанатиков-ассирийцев, самых кровавых воинов, повинующихся малейшему жесту далекого и невидимого правителя. Все – от мала до велика, бедные и богатые, обличенные властью и простолюдины покорились воле Кира. Царь не жаждет видеть свое население, все что ему нужно – это покорность всех народов. Однако, Кир понимает, что жестокость и страх, который он внушает своим подданым, не лучшие союзники в политических вопросах. Возможно, он и не ученный муж, разум его косен и неповоротлив, тем не менее, нельзя отрицать, что царь обладает благородством. Он не рисуется, он действительно проявляет великодушие. И люди это чувствуют. Крез – царь Лидии, испытал милосердие Кира на себе. После поражения в войне Кир не только оставил ему жизнь, но и сохранил за ним дворец, слуг и повелел обеспечивать царю тот образ жизни, который он вел ранее. Корону, конечно, не оставил. Кир выдвинул также идею, вполне революционную для того времени, говорившую, что тот, кто собирает получает много больше того, кто разделяет.
Гений Кира состоял в прививание имперской идеи единения всем народам, разбросанным по великой стране персов, поскольку разность и непохожесть религий и культур – основная причина разведения этих народов в стороны, все дальше и дальше. Древние тексты говорят о том, что отныне Кир считает нации входящие в империю вовсе не вассалами своего трона, но полноправными членами (акционерами, если говорить современным языком), решающими судьбу всего государства в целом.
В огромной империи, где господствует разница культур, религий, языков, Кир устанавливает принципы правления, которые защищают и охраняют все возможные меньшинства. Он провозглашал: «Я не разрешаю никому плохо обращаться с моими поддаными и разрушать города и села. Я приказываю, чтобы никто не прикасался к жилищу моего подданого и никто не смел воровать. Каждый может почитать своих богов. Повелеваю, что каждый свободен в выборе места жительства, богов, мыслей, перемещений и никто не может препятствовать этому». Такое развитие региональных культур, децентрализация власти, с установлением местных органов управления, так называемых сатрапий, абсолютная веротерпимость привели к тому, что за исключением Египта ни один из народов, входящих в империю не чувствовал власть ахеменидов, как нечто чуждое, навязанное извне.
Чтобы еще более сплотить народы под своей властью царь вместе с двором постоянно ездил в различные провинции своей державы. Это было своего рода бесконечное блуждание между Сузами, Вавилоном, Экбатаной, Арбелой или Персеполисом, который и был назначен столицей. Царь, однако, появлялся в столице редко.
Древнеперсидский язык постепенно вытесняется арамейским (на котором говорил Иисус и была написана часть Ветхого Завета), более простым в изучении и использовании, настоящей лингва-франкой всего Леванта. На арамейском теперь ведется административная переписка, язык становиться как бы цементом, соединяющим провинции между собой.
Смешивание населения ускорило развитие науки и техники, появилось много ученых мужей. Была создана «царская дорога», покрывающая 10 000 км от Эфеса на берегах Средиземного моря до Кабула и дальше до Индии. Межевые столбы были поставлены через 10 стадий (ок. 2 км) и через каждые 120 стадий имелось место смены лошадей. Всевозможные дороги соединяли и другие города – Сузы, Пасаргады, Кандагар.
В 539 г. до н. э. Кир выпускает свой самый знаменитый указ: он освобождает евреев, томящихся в ссылке в Вавилоне десятки лет, а также предлагает весьма ощутимую финансовую помощь для реконструкции Храма в Иерусалиме. Пурим, который празднуется и сейчас, спустя 2,5 тысячелетия, и есть годовщина этого указа. С тех пор император считается у евреев пророком.
Кир освобождает евреев из рабства
Но не только евреи воспользовались свободами Кира. По сути он открывает персам, коренному населению, греческую философию, маздеистский мистицизм, арабский аскетизм, индийскую медицину и самое главное способность свободно мыслить. Придворные врачеватели сплошь и рядом иностранцы: египтяне и греки. Геродот приводит даже их имена: Демосед, Кротон, Ктесий и родом из Книда. Все греческие авторы восхваляют моральный облик персов. Главным грехом, абсолютным злом, скорее даже не религиозным, а метафизическим, считается у персов ложь.
Женщины также не забыты. Полигамия в империи вне закона, представительницы прекрасной половины могут занимать высокие посты, например в царской мануфактуре или в многочисленных фермерских хозяйствах.
Кир сделал для Ирана столько же, сколько Петр I для России, Елизавета Английская для Британии, Людовик XIV для Франции и Карл V для Испании. Именно во время его царствования Иран достиг наивысшего расцвета, стал оплотом научного знания, веротерпимости и толерантности. Его примеру будут подражать многие потомки. Как, например, Косро I (531-579 гг.), который, проявив великодушие, помиловал собственного сына, составившего заговор против него. Его веротерпимость распространялась даже на прозелитов, представлявших большую угрозу для маздеистской религии, сторонником которой он сам и являлся.
Эта веротерпимость и открытость внешнему миру, прежде всего эллинской культуре усиливает в конечном итоге греков. Именно эта толерантность заложит дальнейшие победы Александра Македонского, вскормленного на этом симбиозе культур. Другими словами, многие современные историки полагают, что несмотря на бравый марш македонских кавалькад, оснащенных по последнему слову тогдашней техники, несмотря на то, что удача, казалось, сопутствует ему во всех битвах, именно культурное влияние персидского востока на воспитание и становление личности Македонского и его генералов способствовали всем его оглушительным победам. Александр, придя в Персию нашел страну в упадке, сам он мало способствовал этому упадку, лишь только чуть ускорив его своими завоевательными походами.
Александр Македонский, победитель Дария III. Фреска
Династические распри погубили великое государство. С приходом Александра Македонского все народы империи покорились ему, и началась совсем уже другая история.
Могила Кира в Пасаргадах
Дворцовые убийства династии афшаридов (XVII век), репрессии Савака — тайной политической полиции шаха Мохаммеда Реза Пехлеви – все это настоящее Ирана, наследника великой Персии. К сожалению, наследство досталось разграбленным и разоренным. Однако, не стоит забывать, что не темные силы сожгли и уничтожили бесценные папирусы и свитки из библиотек Персеполиса и Вавилона, все это – заслуга Александра Великого.
Осталась ли сегодня надежда на возрождение великой империи персов? Является ли современный Иран ее наследником?
Дворец Дария в Персеполисе
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Древний Иран — Новый год
Древний Иран 3-4* НОВЫЙ ГОД 2018
Тегеран-Кум-Кашан-Исфахан — Язд- Шираз
ГАРАНТИРОВАННЫЙ ГРУППОВОЙ ТУР С РУССКОГОВОРЯЩИМ ГИДОМ1 день.
Прибытие в Тегеран. Встреча в аэропорту. Трансфер в отель. Ночь в Тегеране.2 день.
Экскурсия в дворцовый комплекс Голестан. «Голестан» означает «дворец роз». Дворцовый комплекс Голестан занесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он условно разделен на 7 частей, в которые входят около 20 зданий: Антропологический музей, Бриллиантовый зал, Акс-хане (музей фотографии), Хоуз-хане (портретная галерея), Негар-хане (картинная галерея), павильон Шамс-ул-Эманех и Мраморный тронный зал.
Обед(за доп плату, примерно 7-10$ на чел.)
Обзорная экскурсия по городу и к башням Азади и Милляд.Экскурсия к башне Азади, которую часто называют «Воротами в Тегеран», поскольку она расположена на главной дороге, ведущей в город. Она целиком выстроена из белого мрамора и состоит из 8 тысяч каменных блоков. В темное время суток башня Азади и прилегающая к ней территория имеет красочную подсветку, сопровождающуюся музыкальными композициями. Посешение башни Милляд (Башня Миляд – самая высокая в Иране. Здание, она стоит на холме, имеет 435 м в высоту и является 4-й по высоте башней мира.На неё можно подняться на скоростном лифте и увидеть тегеран с высоты птичьего полёта).
Ночь в Тегеране.3 день.
Выезд в город Кум. Город Кум — религиозная столица Ирана, прославленная многими памятниками старины. Кум и его окрестности часто именуют «Святой землей».
Посещение мавзолея с золотыми куполами св. Масуме.Святую похоронили тут в IX в., а первая серьезная реставрация гробницы пришлась на 1135 г. Сегодня глазам паломников предстает роскошное сооружение, созданное при Сефевидах. Золотой купол появился позднее, при Фатх-Али-шахе. Сегодня, когда ислам занимает центральное место в жизни страны, комплекс постоянно расширяют и украшают. Обед.
Выезд в город Кашан (Кашан — главный город района Кашан, в провинции Исфахан. Название «Кашан» происходит от слова «Кассиан» — так называли самых первых жителей города, появившегося тут 7 000 лет назад (его руины были найдены при раскопках холма Тепе-Сиалк)
Посещение сада Фин. Первые постройки в саду были сделаны в доисламский период.В целом сад занимает территорию равную 25000 м.кв. и на его территории расположено несколько исторических зданий, дворцы, бани, бассейны и фонтаны.Источник Солтанийе, чьё имя связывают с легендарным Соломоном, является одной из достопримечательностей сада Фин.
Обед (за доп плату, примерно 7-10$ на чел.)Выезд в Исфахан. «Исфахан — половина мира». Прибыв сюда, понимаешь, что неизвестный поэт нисколько не покривил душой: жемчужина древней Персии и один из самых красивых городов исламского мира, Исфахан утопает в роскошных садах, завораживает лазурными куполами мечетей, а на своих базарах предлагает заезжему путешественнику абсолютно всё, что его душе угодно.
Вечерняя экскурсия к мостам 33 арки. Мост Хаджу. Одна из изюминок Исфахана — великолепные мосты, большинство из которых датируется 17 веком, а самый старый, мост Шахрестан, был построен в 11 столетии. Самые известные — мост Хажу с двумя рядами арок, Си-о-Се(33 арки), Хажу.
Ночь в Исфахане.4 день.
Посещение армянской апостольской церкви Ванк которая является одной из самых красивых и самых больших церквей в районе Джульфа Исфахан.
Площадь Имама Площадь Имама расположена в исторической части Исфахана, в районе Гольбахар и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. С южной стороны площади расположена мечеть Имама, с западной — Дворец Али-Капу, с восточной — мечеть Лотфолла, с северной — Большой базар.
Обед (за доп плату, примерно 7-10$ на чел.)
Посещение качающихся минаретов Манар джонбан — старинный мавзолей, построенный на могиле Аму Абдуллаха, знаменитого персидского мистика. Мавзолей знаменит своими уникальными минаретами, чья архитектура позволяет им свободно раскачиваться при небольшом усилии.
Экскурсия к руинам зороастрийского храма.
Ночь в Исфахане.5 день
Язд. Йезд или Язд — один из наиболее древних городов Ирана, построенный преимущественно из глиняных домов (речь про исторический центр). Упоминания о городе появились ещё в III тысячелетии до н. э. Находясь вдалеке от исторических столиц, Йезд смог избежать жестоких разрушений, благодаря чему в городе сохранилось много архитектурных памятников и культурных реликтов древних времён.
Обед (за доп плату, примерно 7-10$ на чел.)
Экскурсия в сад Долят Абад Красивый водоем и парк ожидают посетителей в саду Доулат-Абад. . В кафе, в восточном стиле, предлагается чай, сервированный в иранских традициях, и кальян
Мечеть Чах Мах Мечеть построена в эпоху Тимуридов и имеет четыре айвана, по одному с каждой стороны. Своды айвана украшены керамической смальтой .
Ночь в Язде.6 день
Экскурсия по старым улицам Язда Именно в этом городе можно наглядно познакомиться с древним Ираном. Глинобитные дома выглядят так же, как две тысячи лет назад. В старой части сохранились узкие кривые улочки, в лабиринте которых можно заблудиться. До сих пор, в этом городском районе не разрешается строить дома свыше двух этажей. По архитектуре они должны соответствовать колориту древнего города
Экскурсия к вечному огню зороастрийцев.Вечный огонь зороастрийцев.Атешкадех — это главный храм огня в городе Йезд. В центре внутреннего двора с садом есть круглый бассейн. В храме хранится вечный священный огонь, который привлекает последователей зороастризма со всего мира.Посещение башни молчания(.На окраине города, рядом с жилыми районами, расположены «башни молчания» на высоких холмах – места погребения зоро-астрийцев.
Обед (за доп плату, примерно 7-10$ на чел.)
Выезд в Шираз. Ночь в Ширазе.
«Дом знаний», «город роз», «город любви» и «город садов» — всё это о Ширазе, столице провинции Фарс, городе с 2000-летней историей и на протяжении столетий одном из важнейших центров исламского мира. Сердце персидской культуры, Шираз подарил миру великих поэтов Хафиза и Саади, усыпальницы которых сегодня — место паломничества не только иранцев, но и ценителей восточной поэзии со всего мира. На протяжении 30 лет в середине 18 века Шираз был столицей всей Персии, и на память о тех славных временах здесь осталось множество великолепных мечетей, коранических школ и изысканных садов с красивейшими павильонами-дворцами.7 день.
Экскурсии к Нагше Ростам Накше-Рустам — археологическая зона, расположенная на территории современного Ирана, в шести километрах к северу-востоку от Персеполя. Это место знаменито скальными гробницами царей .
Пасаргады Город Пасагарды (в переводе — «сады Фарса») был построен в пятом веке до нашей эры по приказу царя Кира II Великого. Сам царь не дожил до окончания строительства своей столицы. Останки царя были захоронены в Пасагарды — этот мавзолей сохранился по сей день и является локальной достопримечательностью города.
Обед(за доп плату, примерно 7-10$ на чел. )
Персеполис Персеполь представляет собой огромный археологический комплекс общей площадью более 135 тысяч квадратных метров. В Персеполе сохранились руины императорского дворца, множество храмов, мраморные барельефы на стенах и многое другое. Это место буквально пропитано историей и представляет значительный интерес для всех любителей старины. Песеполь — один из важнейших исторических памятников древнего Ирана и самая знаменитая достопримечательность страны.
Ночь в Ширазе.8 день.
Экскурсия к комплексу Вакиль — это несколько старинных зданий, расположенных в историческом центре города Шираз. Комплекс Вакиль включается в себя одноимённый рынок, мечеть, баню и оборонительную цитадель. Комплекс Вакиль — это настоящее сердце старого города, и каждое здание пользуется успехом у туристов.
Зеркальная мечеть. Снаружи эта мечеть-мавзолей выглядит вполне обычно — привычный для Шираза архитектурный стиль сочетается с традиционной мозаикой, использованной для оформления стен. Однако интерьер мечети просто невообразимо красив! Внутренние стены богато украшены кусочками стекла, драгоценностями и серебряными пластинами, а купол полностью покрыт зеркалами и цветным стеклом, поэтому в народе за Шах-Черах прочно закрепилось название «Зеркальная мечеть». Обед
Ворота Корана. Посещение могил Хафеза или Саади.
Трансфер и вылет в Тегеран.Трансфер из местного аэропорта в международный9 день. Ночной международный вылет
Cтоимость тура на 1 чел в DBL – 1375 USD минус 10 % комиссия
доплата за одноместное размещение — 1690 USD минус 10 % комиссия
В стоимость включено:
— проживание в отелях 3-4*
— питание – завтраки
— экскурсионное обслуживание по программе
— внутренний перелет Шираз- Тегеран
— мед.страховка
— русский гид по программе.Дополнительно оплачивается:
— международный авиаперелет CПб — Москва — Тегеран — Москва — СПб от 42000 руб на человека
— виза (оформляется на месте по прилету 70 евро)
личные расходы и чаевые
Порадуйтесь своим глазам: вкус к роскоши в Древнем Иране
Богатство и могущество древнего Ирана частично выражались в портативных предметах роскоши, изготовленных из драгоценных металлов и украшенных королевскими изображениями.
С момента основания империи Ахеменидов примерно в 550 г. до н. э. до падения сасанидов перед мусульманскими завоевателями в 642 г. н. э. Иран играл центральную роль в истории древнего мира наряду с Ассирийской, Греческой, Римской и Византийской империями. Правители утверждали свою политическую власть с помощью монументальной архитектуры, такой как дворец Ахеменидов в Персеполе и возвышающиеся наскальные рисунки сасанидов в Накш-и Рустаме. Они также демонстрировали свое богатство и власть с помощью предметов роскоши, изготовленных из драгоценных металлов и украшенных королевскими изображениями.
Серебряные сосуды, в том числе чаши, кубки, тарелки и кувшины, украшали имперские банкетные столы, где они внушали трепет и вызывали уважение как у друзей, так и у врагов. Некоторые из предметов использовались в сложных религиозных церемониях, а другие были отправлены в отдаленные уголки Персидской империи и за ее пределы в качестве дипломатических подарков и впечатляющих напоминаний о королевской власти и щедрости. Вместе эти работы представляют собой очень сложный мир с разветвленной сетью военных, коммерческих и культурных контактов, которая веками простиралась на большую часть Азии и Европы.
Исследуйте все предметы в этом разделе
Посмотреть Детали мелкой чаши
Неглубокая чаша
Подробнее об этом произведении
Просмотр Ритон в виде головы быка Подробнее
Ритон в форме головы быка
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Фрагмент кирасы Подробности
Фрагмент кирасы
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали пластины
Тарелка
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Фиале с надписью Details
Фиале с надписью
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Носик сосуда с протомом газели Детали
Сосуд с носиком и протом газели
Подробнее об этом произведении
Просмотр Сосуд с носиком и протомом льва Детали
Сосуд с носиком и протомом льва
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Носик с протомом рыси Детали
Сосуд с носиком и протомом рыси
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали пластины
Тарелка
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали чаши
Чаша
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Чаша на высоких ножках с внутренним медальоном Подробнее
Миска на высоких ножках с внутренним медальоном
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали крышки
Крышка
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали пластины
Пластина
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали пластины
Пластина
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Сведения о диске
Диск
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Ручка и накладки Детали
Рукоятка и наконечники
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Пряжка ремня и фурнитура для пояса Детали
Пряжка ремня и петли
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали кувшина
Кувшин
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали кувшина
Кувшин
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали вазы
Ваза
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали вазы
Ваза
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали вазы
Ваза
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Носик сосуда с протомом газели Детали
Сосуд с носиком и протом газели
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Полусферическая чаша Детали
Полусферическая чаша
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Кувшин, украшенный женскими фигурками Подробнее
Кувшин с женскими фигурками
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Кувшин, украшенный женскими фигурками Подробнее
Кувшин с женскими фигурками
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали кувшина
Кувшин
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали чаши
Чаша
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Торс королевской фигуры Детали
Торс королевской фигуры
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали пластины
Тарелка
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали чаши
Чаша
Подробнее об этом произведении
Посмотреть Детали банки
Банка
Подробнее об этом произведении
Персеполис — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткий обзор
Персеполис, чьи великолепные руины покоятся у подножия Кух-е Рахмат (Горы Милосердия) на юго-западе Ирана, является одним из величайших археологических памятников в мире. Известный как жемчужина ахеменидских (персидских) ансамблей в области архитектуры, градостроительства, строительных технологий и искусства, царский город Персеполис входит в число археологических памятников, не имеющих аналогов и являющихся уникальным свидетельством древнейшей цивилизации. Огромная терраса города была начата около 518 г. до н.э. Дарием Великим, царем империи Ахеменидов. На этой террасе сменявшие друг друга короли возводили ряд великолепных дворцовых зданий, среди которых массивный дворец Ападана и Тронный зал («Стоколонный зал»).
Вдохновленные месопотамскими моделями, цари Ахеменидов Дарий I (522–486 гг. до н. э.), его сын Ксеркс I (486–465 гг. до н. э.) и его внук Артаксеркс I (465–424 гг. до н. э.) построили великолепный дворцовый комплекс на огромной половине -натуральная, полуискусственная терраса. Этот ансамбль величественных подходов, монументальных лестниц, тронных залов (ападана), приемных и подсобных помещений площадью 13 га классифицируется как один из величайших археологических памятников мира. Терраса представляет собой грандиозное архитектурное творение с двойным лестничным пролетом, стенами, покрытыми скульптурными фризами на разных уровнях, случайными ассирийскими пропилеями (монументальными воротами), гигантскими скульптурными крылатыми быками и остатками больших залов. Тщательно спроектировав более легкие крыши и используя деревянные перемычки, ахеменидские архитекторы смогли использовать минимальное количество удивительно тонких колонн для поддержки открытых крыш. Колонны были увенчаны замысловатыми капителями; типичным была столица с двойным быком, где, опираясь на двойные волюты, передние конечности двух коленопреклоненных быков, поставленных спиной к спине, вытягивают свои соединенные шеи и две головы прямо под пересечением балок потолка.
Персеполис был резиденцией правительства Империи Ахеменидов, хотя изначально он был задуман как зрелищный центр приемов и фестивалей королей и их империи. Терраса Персеполя продолжает оставаться, как того желал ее основатель Дарий, образом самой ахеменидской монархии, вершиной, где непрестанно вновь появляются образы царя, то победителя чудовища, то возносимого на троне угнетенными врага, и где длинные когорты скульптурных воинов и гвардейцев, сановников и подателей дани бесконечно маршируют.
Критерий (i) : Терраса Персеполя с двойным лестничным пролетом, стенами, покрытыми скульптурными фризами на разных уровнях, случайными ассирийскими пропилеями, гигантскими крылатыми быками и остатками больших залов, представляет собой грандиозное архитектурное творение. Продуманное облегчение кровли и использование деревянных перемычек позволили ахеменидским архитекторам использовать на открытых площадках минимальное количество удивительно тонких колонн (диаметром 1,60 м при высоте около 20 м). Они увенчаны типичными капителями, где, опираясь на двойные волюты, передние конечности двух коленопреклоненных быков, поставленных спиной к спине, вытягивают свои соединенные шеи и свои двойные головы прямо под пересечением балок потолка.
Критерий (iii) : Этот ансамбль величественных подходов, монументальных лестниц, тронных залов (ападана), приемных и пристроек классифицируется как один из величайших археологических памятников мира, среди тех, которые не имеют аналогов и имеют свидетельство уникального качества самой древней цивилизации.
Критерий (vi) : Терраса Персеполя продолжает оставаться, как и желал ее основатель Дарий, образом самой ахеменидской монархии, вершиной, где снова и снова появляются образы царя, здесь как победителя чудовище, возносимое на своем троне поверженным врагом, где бесконечно маршируют длинные когорты скульптурных воинов и гвардейцев, сановников и подателей дани.
Целостность
В границах объекта расположены известные элементы и компоненты, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности объекта, включая археологические остатки террасы и связанных с ней королевских дворцов и зданий.
Наиболее серьезная выявленная проблема целостности объекта и его буферной зоны заключается в контроле его границ и границ с целью предотвращения сельскохозяйственной, промышленной и строительной застройки. Основными потенциальными угрозами являются рост города Марвдашт, строительство новых поселков и появление предприятий, загрязняющих окружающую среду. Считается, что эти угрозы возрастают.
Подлинность
Археологические руины в Персеполе аутентичны с точки зрения их местоположения и обстановки, материалов и материалов, а также форм и дизайна. Нынешнее расположение террасы Персеполя и связанных с ней построек не изменилось с течением времени. Реставрационные работы тщательно соблюдали подлинность памятников, используя традиционные технологии и материалы в гармонии с ансамблем. Никаких изменений в генеральный план Персеполя внесено не было. Более того, в Персеполе нет современных реконструкций; остатки всех памятников являются подлинными.
Требования по охране и управлению
Ансамбль Персеполис внесен в национальный список памятников Ирана под номером . 20 24 числа месяца Шахривар, 1310 SAH (15 сентября 1931 г.). Соответствующие национальные законы и постановления, касающиеся объекта, включают Закон об охране национального наследия (1930 г., обновленный в 1998 г. ) и Законопроект 1980 г. о предотвращении тайных раскопок и незаконных раскопок. Объект всемирного наследия, принадлежащий правительству Ирана, и его буферная зона находятся под правовой защитой и управлением Иранской организации культурного наследия, ремесел и туризма (которая находится в ведении и финансируется правительством Ирана). Имущество и буферная зона также находятся в соответствии с региональным генеральным планом с собственными правилами. В 2001 году был представлен план управления, охватывающий определение границ, буферной зоны, землевладения, природоохранных приоритетов и запланированных мероприятий по управлению. консервация, реставрация, реорганизация и презентация имущества. Обучение и повышение квалификации предлагаются офисом в сотрудничестве с университетами и научными институтами в Иране и за рубежом. Финансовые ресурсы для Персеполя предоставляются из национального и провинциального бюджетов, а также за входные билеты.
Поддержание выдающейся универсальной ценности собственности с течением времени потребует создания систем мониторинга и оценки загрязнителей воздуха, погодных условий и факторов окружающей среды; контроль границ и границ собственности в отношении сельскохозяйственной, промышленной и строительной застройки; разработка индикаторов для измерения эффектов потенциального роста и развития города Марвдашт и новых сел; а также исследование, оценка и устранение любого негативного влияния такого роста и развития, которое может оказать на выдающуюся универсальную ценность, целостность или подлинность объекта.