Экономика финляндии 2018: Падение с высокой базы – Коммерсантъ Санкт-Петербург

Экономика Финляндии 2022-2023 в цифрах

  1. Биржевой портал № 1
  2. Макроэкономическая статистика
  3. Финляндия
Facebook

Twitter

96AA+Кредитный рейтинг#14
195.30Индекс уровня жизни#2
2Ранг корупции#6
20Легкость ведения бизнеса#17
  • Бизнес показатели
  • Бюджетные показатели
  • Денежные показатели
  • Налоги
  • Показатели ВВП
  • Рынок труда и безработица
  • Показатели инфляции
  • Показатели торговли
  • Потребительские показатели
  • Производственные показатели
  • Недвижимость и строительство

Основные показатели экономики Финляндии

ПоказательЗначениеПериод
Объем ВВП 281 USD млрд.2022
Годовой темп роста ВВП -0.4 %1 кв./23
Темпы роста ВВП 0.2 %1 кв./23
ВВП на душу населения 47088 USD2022
Уровень инфляции за год 6.3 %июн. 2023
Процентная ставка 4 %июн. 2023
Уровень безработицы 9 %май 2023
Заработная плата 3818 EUR/месяц | 4248.642 USD/мес1 кв./23
Торговый баланс
-85 EUR млн. | -0.095 млрд. USD
май 2023
Текущий баланс -177 EUR млн. | -0.197 млрд. USDмай 2023
Международные валютные резервы 15230 EUR млн. | 16.948 млрд. USDиюн. 2023
Государственный долг
151256 EUR млн. | 168.317 млрд. USD
июн. 2023

Показатели ВВП

ПоказательЗначениеПериод
Объем ВВП 281 USD млрд.2022
Годовой темп роста ВВП -0. 4 % 1 кв./23
Темпы роста ВВП 0.2 %1 кв./23
ВВП на душу населения 47088 USD2022
Валовой Национальный Продукт 58554 EUR млн. | 65.158 млрд. USD1 кв.
/23
ВВП в сопоставимых ценах 58742 EUR млн. | 65.368 млрд. USD1 кв./23
ВВП на душу населения ППС 49586 USD2022
ВВП от сельского хозяйства 1237 EUR млн. | 1.377 млрд. USD 1 кв. /23
ВВП от строительства 3100 EUR млн. | 3.45 млрд. USD1 кв./23
ВВП от производства 8466 EUR млн. | 9.421 млрд. USD1 кв./23
ВВП от государственного сектора 9852 EUR млн. | 10.963 млрд. USD1 кв./23
ВВП от сферы услуг 37056 EUR млн. | 41.236 млрд. USD1 кв./23
ВВП от транспорта
1880 EUR млн. | 2.092 млрд. USD
1 кв./23
ВВП от коммунальных услуг 1525 EUR млн. | 1.697 млрд. USD1 кв./23

Бюджетные показатели

ПоказательЗначениеПериод
Государственный долг к ВВП
73 %
2022
Государственный бюджет -3827 EUR млн. | -4.259 млрд. USDиюн. 2023
Государственные расходы 14474 EUR млн. | 16.107 млрд. USD1 кв./23
Государственный долг 151256 EUR млн. | 168.317 млрд. USDиюн. 2023
Государственные доходы 5898 EUR млн. | 6.563 млрд. USDиюн. 2023
Бюджетные расходы 9725 EUR млн. | 10.822 млрд. USDиюн. 2023
Государственный бюджет от ВВП -0.9 %2022
Государственные расходы к ВВП 53.4 %2022
Военные расходы 4823 USD млн. | 4. 823 млрд. USD2022

Показатели инфляции

ПоказательЗначениеПериод
Индекс потребительских цен CPI 121 инд. п.июн. 2023
Цены на экспорт 135 инд. п.май 2023
Продовольственная инфляция 9. 21 %июн. 2023
Цены на бензин 2.12 USD/литриюн. 2023
Дефлятор ВВП 119 инд. п.1 кв./23
Цены на импорт 136 инд. п.май 2023
Уровень инфляции за год 6. 3 %июн. 2023
Индекс цен производителей 134 инд. п.май 2023
Уровень инфляции за месяц 0.2 %июн. 2023
Базовый индекс потребительских цен (ИПЦ) 113 инд. п.июн. 2023
Базовый уровень инфляции 4. 5 %июн. 2023
ИПЦ на коммунальные услуги 181 инд. п.июн. 2023
ИПЦ на транспорт 119 инд. п.июн. 2023
Гармонизированный индекс потребительских цен (ИПЦ) 119 инд. п.июн. 2023
Изменение цен производителей -6. 5 %май 2023

Показатели торговли

ПоказательЗначениеПериод
Текущий баланс к ВВП -3.9 %2022
Продажи оружия 29 млн. USD2022
Торговый баланс -85 EUR млн. | -0.095 млрд. USDмай 2023
Денежные потоки -8202 EUR млн. | -9.127 млрд. USDмай 2023
Текущий баланс -177 EUR млн. | -0.197 млрд. USDмай 2023
Экспорт 6560 EUR млн. | 7.3 млрд. USDмай 2023
Международная инвестиционная позиция 611341 EUR млн. | 680.296 млрд. USD1 кв./23
Международные валютные резервы 15230 EUR млн. | 16.948 млрд. USDиюн. 2023
Импорт 6645 EUR млн. | 7.395 млрд. USDмай 2023
Условия Торговли 99.4 инд. п.май 2023

Денежные показатели

Рынок труда и безработица

ПоказательЗначениеПериод
Возраст выхода на пенсию мужчин 642022
Возраст выхода на пенсию женщин 642022
Уровень безработицы 9 %май 2023
Заработная плата 3818 EUR/месяц | 4248. 642 USD/месяц1 кв./23
Безработица среди молодежи 27.4 %май 2023
Количество трудоустроенного населения 2680 тыс. чел. | 2.68 млн. чел.май 2023
Изменение числа занятых 0.9 %1 кв. /23
Уровень занятости населения 75 %май 2023
Полная занятость 2046 тыс. чел.1 кв./23
Количество вакансий 64462 | 64.462 тыс.май 2023
Уровень экономической активности 71. 4 %май 2023
Реальный прожиточный минимум для семьи 1700 EUR/мес. | 1915.212 USD/мес.2018
Реальный прожиточный минимум 1160 EUR/мес. | 1306.851 USD/мес.2018
Уровень долгосрочной безработицы 1. 6 %1 кв./23
Частичная занятость 421 тыс. чел.1 кв./23
Общая численность безработных 266 тыс. чел. | 0.266 млн. чел.май 2023
Зарплата высококвалифицированных работников 4250 EUR/мес. | 4788. 031 USD/мес.2018
Зарплата низкоквалифицированных работников 1980 EUR/мес. | 2230.659 USD/мес.2018

Налоги

Производственные показатели

Бизнес показатели

Потребительские показатели

Недвижимость и строительство

Финляндия урежет расходы на социалку

Финляндия теряет ореол райского уголка, в котором жизнь до неприличия хороша и стабильна. Ее экономика замедляется. Правительство пытается исправить ситуацию, но эффекта, скорее всего, не будет, считает МВФ. А все потому, что финны разучились работать.

Финляндия всегда считалась одним из образцовых европейских государств с сильной и стабильной экономикой. А также мощнейшими социальными гарантиями для граждан.

Но в последнее время наметилось несколько негативных трендов. На них в очередном обзоре указал Международный валютный фонд.

Наибольшую тревогу экспертов вызывает замедление экономики. Рост ВВП Финляндии ожидается на уровне 1,25% в этом году и 1,5% в следующем, прогнозирует МВФ.

Эти цифры сильно контрастируют с тем, что было в последнее время, когда ВВП страны увеличивался на 2,5% ежегодно.

Несмотря на то что экономический рост будет замедляться и доходы бюджета неизбежно снизятся, правительство Финляндии планирует потратить немалые деньги на развитие образования, программ занятости, инфраструктуру и защиту экологии.

Эти дополнительные расходы составят гигантскую сумму — более 3 млрд евро или 1,25% ВВП. Причем из них 1,4 млрд евро уже выделены, а остальные еще не распределены.

«Растущие потребности в медицинских и социальных услугах страны могут заставить Финляндию сильнее подсесть на долговую иглу», — отмечает фонд.

А учитывая слабый рост экономики, правительству придется занять около 1% ВВП к 2023 году, подсчитал фонд. Выйти из стагнации и не копить долги можно, но при условии, если у правительства получится ввести новые налоги. А также увеличить занятость.

В МВФ честно признаются, что не могут просчитать эффект от новой налоговой политики, поскольку она пока заявлена лишь в общих чертах.

Господдержка безработных на грани краха

Зато известно, что правительство планирует трудоустроить до 2023 года порядка 30 тысяч финнов. Всего в стране около 200 тысяч безработных при численности населения (данные за 2018 год) 5,5 млн человек.

Большая часть их — люди без специального образования и молодежь. Более 20% финских мужчин в возрасте от 20 до 24 лет не работают и не учатся. Безработица среди молодежи достигает 16%.

Газета «Talouselama» ранее сообщала, что в 2016 году на пособия по безработице Финляндия потратила больше 5 млрд евро. Финские чиновники заявили, что это катастрофа и система господдержки безработных может закончиться.

В конце 2017 года в Финляндии разразился скандал. Осси Нюман издал книгу о том, как не работать и жить на государственные пособия. Учебник по тунеядству он назвал «наглость». Себя Осси Нюман именовал идейным безработным.

Расчет пособия в Финляндии зависит от того, работал ли ранее официально человек, состоял ли в профсоюзе и сколько он получал. К примеру, если зарплата составляла 3000 евро в месяц, его пособие будет составлять около 1800 евро.

Базовое пособие по безработице, для тех, кто не работал ранее, — около 30 евро за рабочий день. Если есть дети, то также будут начисляться пособия на каждого.

Дополнительно платят за посещение мероприятий, помогающих трудоустроиться. Пособие можно увеличить, если посещать, например, специальные курсы. При этом есть возможность подрабатывать на стороне. Пособие не отнимается, если заработок составляет до $300 в месяц.

За этот год безработица в Финляндии сократилась на символические 0,4% и сейчас составляет (по данным за октябрь) 6,8% (в среднем по ЕС — 6,2%).

Если занятость действительно вырастет, как запланировано, правительство сможет даже сбалансировать доходы и расходы бюджета к 2023 году, считают в МВФ. В противном случае, если работников в экономике не прибавится, придется поднимать акцизы и другие налоги.

Мамочек и пенсионеров больше не баловать

В социальной сфере явно назрели реформы, финнам требуется более жесткий контроль за соцрасходами. Например, многие финские женщины, воспитывая детей, не работают в течение долгого времени, но при этом они получают неплохие пособия и отпуск по уходу за ребенком. Эта ситуация требует тщательного изучения, корректно отмечает МВФ.

Еще больше можно было бы сделать для расширения занятости пожилых работников, например, путем сокращения возможностей для досрочного выхода на пенсию. Обсуждается и повышение пенсионного возраста. Сейчас в Финляндии мужчины и женщины выходят на пенсию в 65 лет, но разрешается и досрочный выход — в 63 года.

При этом размер ежемесячной пенсии у досрочников меньше всего лишь на 0,4%. Спрашивается, какой смысл тянуть лямку на работе лишних два года?

Финансы домашних хозяйств также заслуживают ревизии, как и государственные финансы, убеждает МВФ.

«Задолженность домашних хозяйств растет, но чрезмерное использование заемных средств в конечном счете никому не приносит пользы», — указывают эксперты фонда.

В конце концов, правительство может улучшить состояние экономики, если откажется выплачивать субсидии на снижение вредных выбросов в атмосферу. Эти субсидии, между прочим, составляют 3,5 млрд евро. Но правительством объявлена цель на безуглеродное будущее.

Ситуация в Финляндии не слишком сильно отличается от того, что происходит в других странах Европы, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

«Традиционно скандинавские страны славились высоким уровнем жизни, отлаженной системой соцобеспечения, невысоким уровнем криминала. А сейчас страна столкнулась с проблемами, связанными со старением трудоспособного населения, увеличением сроков выхода на пенсию, высокими расходами на содержание безработных и социальными выплатами большому количеству льготных категорий», — говорит Коренев.

Социально-ориентированная модель государства негативно сказывается на бюджете страны, тормозит темпы расширения национальной экономики, признает эксперт.

Социальная направленность экономики скандинавских стран всегда вызывала много скепсиса у специалистов, напоминает Евгений Миронюк, аналитик ИК «Фридом Финанс». Тем более что Финляндии так и не удается сбалансировать бюджет.

Он согласен с экспертами МВФ, что дополнительные расходы на социалку в размере 3 млрд евро Финляндия не может себе позволить. Они могут нарушить выполнение плана по сокращению государственного долга, согласованного с фондом.

Экономические обзоры ОЭСР: Финляндия, 2018 г. | Обзоры экономики ОЭСР: Финляндия

  1. Дом
  2. Книги
  3. Экономические обзоры ОЭСР
  4. Обзоры экономики ОЭСР: Финляндия
  5. 2018

Обзоры экономики ОЭСР: Финляндия

Периодические обзоры экономики Финляндии, проводимые ОЭСР. В каждом выпуске рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается страна, оцениваются краткосрочные перспективы и даются конкретные политические рекомендации. В специальных главах более подробно рассматриваются конкретные задачи. Обширная статистическая информация включена в диаграммы и графики.