Виды амортизационных вилок
В наши дни, трудно представить себе горный велосипед, на котором не установлена амортизационная вилка. Благодаря таким вилкам, переднее колесо велосипеда способно плавно преодолевать различные неровности, встречающиеся на пути. Это позволяет легче и лучше контролировать ваш байк, при преодолении дорожных препятствий и значительно повышается комфорт езды. К минусам таких вилок относится их высокая цена — в зависимости от качества и различных типов примочек она может варьироваться в очень широких пределах. Еще одним минусом амортизационных вилок является их вес, ведь они гораздо тяжелее своих собратьев — жестких вилок. Также к минусам следует отнести такой фактор, как потеря энергии при раскачке и при кручении педалей, так как часть передаваемого усилия при нажатии на педали поглощает амортизация. Что касается последнего минуса, то уже на вилках среднего класса могут присутствовать различные регулировки жесткости или LockOut — полная блокировка вилки, которую можно задействовать при движении по шоссе или ровной дороге.
На современном велосипедном рынке самыми распространенными производителями амортизационных вилок являются: RST, SR SunTour, Marzocchi, Rock Shox, Fox.
По типу амортизаторов, велосипедные вилки делятся на следующие виды:
- пружинные
- пружинно-эластомерные
- воздушные
- масляно-пружинные
- масляно-воздушные
Подробнее о каждом из перечисленных видов:
Пружинная вилка – самая простая вилка из существующих. Состоит из одной или двух пружин, закрытых в шатуне под резиновой защитой. Демпфер в таких вилках отсутствует, поэтому мелкие вибрации она гасить не в состоянии, а на серьезные нагрузки она просто не рассчитана. В итоге Вы получите ту же самую жесткую вилку, но выйдет из строя или потребует ТО такая вилка гораздо быстрее. Никаких настроек у пружинной вилки быть не может, за исключением возможности блокировки. Вилки этой ценовой категории обещаются сжиматься на 75-85 мм, а в действительности не дотягивают и до 35-40мм.
Служат они недолго и часто ломаются. Их главный плюс — невысокая цена.
Пружинно — эластомерные вилки – механикой не отличается от пружинных, но дополнительно еще установлен стержень из полимерного материала, который выполняет функцию демпфера, за счет чего и гасятся мелкие вибрации. Используется на большинстве велосипедов.
Воздушные амортизационные вилки – в качестве демпфера и пружины амортизатора выступает воздух, который накачивается насосом. Легкие, простые в использовании. Катание комфортное, хорошо сглаживает неровности. Минусом воздушных вилок является срок службы и трудоемкий ремонт. При агрессивной езде может пропускать воздух из-за износа манжет.
Масляно — пружинные вилки — на сегодняшний день, являются самыми надежными и лучшими в мире. Пружина в таких вилках изготовлена из прочной стали, а в качестве демпфера выступает масляный картридж. Благодаря использованию качественных материалов, пружины в таких вилках работают долго и с требуемой жесткостью. Существует три вида масляно -пружинных механизмов:
- Открытая масляная ванна — самый старый и простой вид демпфирования. Масло свободно плещется в штанах вилки, в них же установлен демпфер диаметром ~2 см. Масляная ванна является общим объемом масла, используемого для работы демпфера и смазки направляющих подшипников ног вилки. Такая конструкция надежная, но относительно тяжелая из-за большого количества масла.
- Полуванна — демпфер находится в одной из ног, герметичен, имеет собственный запас масла, которое не используется за пределами демпфера. В штанах находится по 5-20 мл густого масла для смазки направляющих подшипников ног. Такая конструкция легче, масло демпфера не контактирует с кислородом и с грязью из внешнего мира, но если масло вытечет из демпфера в штанину, то вилка потребует ремонта (фирменная болезнь RockShox).
- Закрытый картриджный — может относиться как к ванне, так и к полуванне (также может нести в себе функцию блокировки, без отбоя). Такой демпфер теоретически не подлежит разборке и ремонту, в случае поломки выбрасывается и заменяется новым.
Масляно — воздушные вилки — пружиной служит накаченный воздух, а демпфером картридж, заполненный маслом. Существует два вида ванн с маслом, которое находиться в специальном картридже:
- Открытая масляная ванна — в ней масло и демпфер находятся в штанах вилки. Масляная ванна обеспечивает смазку сальников и пыльников. Вилка с открытой ванной не требует смазки внутренних частей, имеет регулировку отбоя вязкостью масла, работает плавно и мягко.
- Закрытая масляная ванна — она характеризуется закрытым демпфером, который размещен в ноге вилки. В такой конструкции в масло не попадает грязь, что позитивно сказывается на работе вилки. Но её нужно чаще разбирать, чистить и смазывать внутри. Работа вилки с закрытой ванной более жесткая.
Такой тип конструкции отлично подходит для кросс-кантри и постоянного катания, но пасует при больших нагрузках на горных спусках. Кроме того, срок службы ожидаемо ниже, чем у пружинных механизмов.
Амортизационная вилка – регулировка и обслуживание своими руками
Велосипедная вилка – деталь, удерживающая переднее колесо. Узел передает повороты руля для управления транспортным средством. Первые вилки были устроены просто, что означало высокую надежность и прочность, но не без недостатков – они не были способны обеспечить комфорт в езде.
И сегодня подобные конструкции используют в производстве – это модификации, известные под названием Rigid или жесткие. На смену пришли амортизационные вилки – элементы куда сложнее в устройстве. За счет этого обеспечено максимальное удобство и улучшена управляемость велосипедом. Однако для длительного срока службы такой конструкции требуется надлежащая настройка и обслуживание.
Отличия, преимущества и недостатки
Чем отличается такая вилка, очевидно из названия. Она амортизирует – сглаживает неровности покрытия. Отсюда преимущества конструкции:
✅ Повышенный комфорт в езде, так как деталь берет нагрузку на себя, смягчая удары
✅ Облегченное управление – велосипед мягко проходит кочки и неровности, которые не выбивают руль из рук
✅ Упрощенное прохождение сложных участков на скорости
✅ Безопасное торможение
Не лишена амортизационная вилка и недостатков. Так как конструкция устроена сложнее, она дороже и тяжелее по весу. Велосипед с такой деталью требует больших усилий при разгоне. Поскольку в амортизационной вилке по умолчанию есть движущиеся детали, она требует грамотного обслуживания.
Специфика и сложность ухода предопределяются особенностями конструкции. Фото: youtube.com
Производители используют различные модификации, отличающиеся конструктивно, технико-эксплуатационными свойствами, стоимостью. Дешевые амортизационные вилки райдеры с опытом называют «детским баловством», полагая, что лучше уж брать Rigid, так как ощутимо на качестве езды такие детали не сказываются. Премиальные версии повышают комфорт, но требовательны в уходе.
Основные разновидности
В первую очередь вилки отличаются друг от друга устройством амортизатора. Бюджетные версии – это пружинная и пружинно-эластомерная конструкция. Ездоку приходится мириться с минимальным комфортом. В то же время, можно не переживать об уходе – при незначительных нагрузках подобные вилки служат годами, а в обслуживании неприхотливы. Такое решение подойдет новичку и велосипедисту-любителю, который иногда катается для души. Еще конструкции отличает ощутимый вес, так что на байке нелегко разгоняться, и уж точно он неудобен для экстремальных покатушек.
В пружинно-эластомерной дополнительно демпфером служит эластомер. Он же является уязвимым местом, так как при минусовой температуре замерзает. Поэтому морозной зимой придется отказаться от катания, чтобы исключить поломку.
Пружинно-эластомерная вилка отличается от пружинной тем, что у отдельных модификаций такого типа уже есть минимальные настройки. Обычно это регулировка предварительной нагрузки и блокировка.
Уход за пружинной вилкой заключается в очистке от грязи. Основная деталь, которая подлежит замене – пружина. Фото: youtube.com
Сложные конструкции открывают широкие возможности в настройке. Они же требовательны в уходе, так что нужно быть готовыми уделять велосипеду больше времени.
? Воздушные вилки – амортизирующим элементом выступает воздух. Конструкция сравнительно легкая, однако экстремальное катание приводит к повреждению манжет или снижению их плотности. Уязвимое место – сальники, которые приходится менять достаточно часто
? Воздушно-масляные – воздух в такой конструкции выступает в качестве пружины, а масляный картридж дополнительно гасит удар. Это долговечная модификация, которая неуязвима к перепадам температур. Только нужно следить за состоянием манжет и контролировать давление
? Масляно-пружинные – дорогие вилки, выдерживающие любые нагрузки. Весят ощутимо тяжелее, зато удобно настраиваются и долго служат
Благодаря широкому диапазону настроек райдер регулирует амортизационную вилку под стиль катания. Это способствует обеспечению комфорта и продлевает срок служба байка.
Подробнее о регулировке
Что может быть проще, чем сесть на велосипед с пружинной или пружинно-эластомерной вилкой, не задумываясь о настройке. Но только те райдеры, что испытали на себе преимущества регулировок и прелести дорогих модификаций, уже не готовы отказываться от принципиального иного уровня комфорта.
Выделяют пять основных настроек вилки:
✅ Preload или это предварительная нагрузка, что подразумевает изменение жесткости пружины. В дешевых вилках если такая настройка и есть, ее регулировка неощутима
✅ Rebound или отбой/отскок. Это регулировка скорости отскока вилки – как быстро она возвращается в исходное положение
✅ Compression или скорость сжатия – отвечает за реакцию вилки на удар об поверхность
✅ LockOut или блокиратор. Позволяет заблокировать амортизацию
✅ Extension Control – регулировка длины хода. В наиболее продвинутых моделях управление этой настройкой вынесено на руль
Основная регулировка, которую необходимо выполнить каждому велосипедисту – это Preload. Для этого райдер садится на байк в полном снаряжении и проверяет, насколько просела вилка. Оптимальное положение – 20-30 процентов от хода подвески. Чем больше Preload, тем мягче работа амортизатора.
В пружинно-эластомерных и пружинно-масляных вилках Preload настраивается вращением специального регулятора с соответствующей надписью. Для воздушных понадобится насос высокого давления. Фото: youtube.com
Отскок правильно настраивать, выставив в самое быстрое положение, а затем постепенно замедлять. Оптимальная настройка – когда амортизаторы при возврате не издают никаких звуков.
Сжатие бывает низкоскоростным и высокоскоростным:
?Первая регулировка влияет на отработку мелких неровностей, уменьшает раскачку при педалировании и упрощает торможение
?Высокоскоростное сжатие играет роль в обеспечении комфорта при агрессивной езде, поэтому такая опция встречается только в некоторых велосипедах. Настройка помогает проходить большие неровности, важна при приземлении с трамплина
Регулировка хода вилки бывает реализована в виде механической блокировки в бюджетных версиях. Но по-настоящему эффективны конструкции с плавным либо ступенчатым изменением хода. Тогда байк реально приспособить под любые условия эксплуатации.
Обслуживание вилки своими руками
Устройством вилка схожа с подзорной трубой. Как и в оптическом приборе, две трубки входят друг в друга, отличаясь по диаметру. Внутри большей расположен амортизатор. Стыки защищены манжетами или резиновыми пыльниками – они используются в дешевых модификациях.
Обслуживание вилки необходимо как минимум раз в сезон – если велосипедист иногда выбирается с байком на прогулку. При более интенсивном режиме эксплуатации рекомендовано осматривать и приводить деталь в порядок, пройдя 150-200 км.
Также важно обращать внимание на тревожные симптомы, которые подсказывают, что с амортизацией что-то не так:
? Подозрительные стуки
? Заклинивание
? Невозможно отрегулировать вилку
? Скрип, который свидетельствует, что смазка выработана
? Трещины на трубках
Для обслуживания необходимо сначала выполнить внешнюю очистку детали. После отвинчивают нижние крепления, для чего понадобится шестигранный ключ. Затем нужно выкрутить болт Preload, если таковой предусмотрен конструкцией.
Отработанный смазочный материал важно тщательно удалить, так как в него наверняка попали разрушительные частицы песка, грязи, плюс он утрачивает свои свойства. Фото: youtube.com
Теперь можно вынуть эластомер-ограничитель или демпфер. Остается снять «штаны» — широкие трубки. Из них аккуратно извлекают уплотнители – в этом поможет отвертка.
Приводить вилку в порядок приято в следующем порядке:
✅ Удалить грязь из внутренних поверхностей трубок
✅ Протереть пружину и уплотнители
✅ Если какие-то детали износились, выполнить замену
✅ В пружинно-эластомерной вилке меняют демпфер, а в масляной заливают новое масло
✅ Внутренние полости следует покрыть смазкой – удобно для этого использовать состав в аэрозольном баллончике
Остается вставить крепежный болт и Preload, собрать остальные элементы конструкции.
Смазку наносят на все движущиеся детали, части, которые трутся между собой. Фото: youtube.com
Обслуживание амортизации не так уж сложно, при этом грамотный регулярный уход значительно продлевает срок службы этого элемента. Хотя процедура несколько затратна, особенно если использовать качественные расходные материалы, она обойдется в разы дешевле, нежели реабилитация «убитой» вилки или покупка новой.
Что такое эластомерная подвеска и как она работает?
Система подвески велосипеда важна для обеспечения плавной и комфортной поездки. Для вилок и подседельных штырей горных велосипедов (MTB) подвеска может иметь решающее значение: они изолируют гонщиков от неровностей на самых тяжелых трассах, давая им контроль над труднопроходимой местностью.
В одном из наиболее распространенных типов подвески используется эластомер. Эластомер представляет собой резиновый материал, который поглощает неровности и толчки дороги, и многие велосипеды используют стопки небольших резиновых бамперов для своих систем подвески. Как эти системы подвески из эластомера обеспечивают комфорт?
Что такое эластомерная подвеска?
В системах подвески из эластомера используются резиновые амортизирующие элементы, расположенные в тех частях велосипеда, на которые приходится большая нагрузка. Эластомеры имеют горизонтальное и вертикальное действие, чтобы поглощать неожиданные удары во время езды. Например, на подседельной стойке эластомерная задняя часть сжимается с рычажным механизмом, чтобы амортизировать неровности и удары во время езды. Твердость и гибкость резины (также называемая твердостью по Шору) различаются в зависимости от использования: более мягкие эластомеры имеют большую упругость, в то время как плотные эластомеры позволяют ездить по самой пересеченной местности.
Большинство велосипедов, которые поставляются с этими системами подвески, используют эластомеры средней твердости, но вы можете найти три различных твердости по Шору: 70 Shore A (черный) / 80 Shore A (желтый) / 90 Shore A (красный). Даже при изменении твердости по Шору не все эластомеры одинаковы; многие серьезные велосипедисты считают, что менее дорогие велосипеды слишком легко щелкают туда-сюда. К счастью, подвеска из эластомера — это не только резина — водители могут точно настроить хорошие системы, чтобы они работали так, как им хочется.
Как работает эластомерная подвеска
Подвеска может быть сложной темой, но чтобы упростить ее, сжатие, отскок и провисание — это три основных аспекта, которые велосипедисты должны учитывать.
- Компрессия — это то, как ваша подвеска справляется с неровностями. Демпфирование сжатия контролирует его ощущение при сжатии подвески.
- Отскок — это то, как вилка или амортизатор возвращаются в исходное положение. Демпфирование отскока контролирует, как он восстанавливается после удара и возвращается к своему полному ходу.
- Провисание — это насколько сильно сжимается подвеска, когда вы сидите на велосипеде.
Чтобы подвеска из эластомера работала и была в отличной форме, важно серьезно относиться к этим трем характеристикам. Гонщики и велосипедные магазины могут точно настроить сжатие, отскок и провисание в соответствии с разным весом тела и стилем езды. Твердость по Шору может определить уровень езды для вашего типа велосипеда, и многие производители велосипедов смешивают их, чтобы предложить своим клиентам лучшее из обоих миров.
Подвеска из эластомера и другие варианты
Преимущество большинства систем подвески из эластомера заключается в простоте, но у амортизаторов, изготовленных из этого материала, есть некоторые недостатки. Многие эластомеры становятся жесткими при низких температурах, и, если они не высокого качества, могут страдать от плохого отскока, медленного отклика и неравномерной жесткости пружины. Со временем резина может треснуть и потерять упругость.
Чтобы устранить эти недостатки, многие велосипедисты любят обновлять свои эластомеры с помощью комплектов, чтобы они оставались в отличной форме. Другие предпочитают другие системы, такие как гибридные амортизаторы, которые сочетают в себе преимущества эластомеров и масляных демпфирующих или винтовых пружин. Однако, чтобы получить необходимую им защиту на серьезных трассах, многие райдеры MTB обращаются к стальным или титановым катушкам или сжатому воздуху. Это также снижает вес велосипеда, что идеально подходит для педалирования на пересеченной местности в гору.
Как мы выжили до (правильной) приостановки?
Теперь у нас есть подвеска. Но не просто старая подвеска, теперь у нас есть работающая подвеска. Давайте вспомним время, когда у велосипедов был нулевой эффективный отскок.
>>> Помните FlexStem? Что ж, теперь есть FlexHandlebar
Он никогда не был таким хорошим
Кататься на горных велосипедах в 2018 году — это великолепно. Компоненты надежны, прогресс в геометрии рамы делает велосипеды более функциональными и удобными. Глядя на то, как хорошо сейчас, трудно вспомнить время, когда у велосипедов не было отскока.
Одно можно сказать наверняка, с самого начала истории MTB дизайнеры и велосипедные бренды искали какие-то странные места, чтобы смягчить головокружительную езду. Некоторые из этих ранних идей превратились в части, на которые мы все полагаемся, но некоторые, совершенно справедливо, были отправлены в корзину плохих идей.
Хотите, чтобы руль двигался под вашими руками? Тогда вам нужен флексстерн.
Girvin Flexstem
Тот, кто думал, что шток с шарниром — хорошая идея, должен был пройти сертификацию. И что еще хуже, в качестве «подвески» использовался эластомерный каучук.
Компания Girvin произвела оригинальный Flexstem, и в то время это был САМЫЙ способ обеспечить хорошую амортизацию. До тех пор, пока эластомер не перестал работать из-за того, что он был слишком холодным, или он раскололся, или болт разболтался.
К сожалению, похоже, что некоторые люди думают, что рынок для этого материала все еще существует, или, по крайней мере, Redshift делает это со своим штоком ShockStop. На этот раз он нацелен на роуди, так что, по крайней мере, на этот раз мы избавлены от него.
Помешанная на Softride Lizard не только прыгающая балка, но и гибкий ствол. Фото предоставлено Brick Lane Bikes
Рама ящерицы Allsop-Softride
Почему бы не заменить подседельный штырь вашего велосипеда на хороший кусок гибкого карбона, немного похожий на качели для одного человека? Рама Softride была впервые разработана для шоссейного и триатлонного рынка, но вскоре они решили, что ей найдется место и на бездорожье.
Без демпфирования или управляемости движение было, мягко говоря, «интересным». Кроме того, у вас также был дополнительный бонус в виде шанса, что углерод может сломаться, отправив ваши нежные нижние области навстречу остроконечной гибели.
Более поздние модели имели усиленную раму, легкосплавную балку и амортизатор. А были еще хуже.
Рогатка. Нет нижней трубы, не беспокойтесь. Фото предоставлено The Pro’s Closet.
Рогатка
Еще один уникальный вариант подвесной рамы, но без настоящей подвески. Slingshot навсегда запомнится как велосипед с тросом вместо нижней трубы. И это была еще не самая сумасшедшая особенность!
Верхняя труба была обрезана, и все, что удерживало ее вместе, — это клин из резинового эластомера. Таким образом, ваша рама была скреплена пружинной проволокой и кусочком резины. И достаточно сказать, что это имело эффект краба, который ходил по углам, иногда с довольно пугающими эффектами.
Да, эластомеры были такими надежными…
Подвеска из эластомера
Итак, это не отдельный элемент, а, вероятно, самая большая ошибка, которую производители подвесок допустили в девяностых. Даже RockShox были виновны в использовании их в своих вилках Judy и Quadra. На бумаге каучук должен работать как суспензионная среда. Он сжимается линейно, легкий и не имеет движущихся частей, поэтому должен быть надежным. Но на самом деле эластомеры были примерно так же хороши, как заставляли ваши вилки работать на комбинации зефира и кирпичей.
С таким же успехом вы можете обменять их на горсть гравия.
Производительность настолько сильно зависела от температуры, что всего лишь градус за пределами их рабочего диапазона, и они либо разрушались, либо вообще не двигались. И если ваши вилки прослужат дольше года, скорее всего, эластомеры в конечном итоге превратятся в порошок. К счастью, все увидели свет и убили эластомеры достаточно давно, и большинство из нас забыли об этом ужасе.
Дисковод Tioga
Джон Томак, без сомнения, был самым крутым горным байкером, и мы все хотели быть похожими на него. И кроме культового шлема American Eagle и рам Oakley M, лучшим способом подражать ему было приобрести Tioga Disk Drive.
Похожий на велосипед для дорожных гонок на время, он предположительно привнес аэродинамику и «подвеску» в гонки кросс-кантри. Для крепления обода к втулке использовался кевларовый шнур, а не стальные спицы. кроме того, у него была сетчатая крышка, которая не только защищала шнур, но и заставляла дисковод звучать чертовски ПОТРЯСАЮЩЕ! Как раскаты грома с горы.
Но, как вскоре узнали те из нас, кому удалось владеть дисковым приводом, если вы зашнуровываете его свободно, чтобы придать ему некоторую эффективность подвески, он будет натирать ваши тормозные колодки при любом резком нажатии на педали, а задняя часть будет вилять сильнее, чем Хвост спаниеля. Зашнуруйте его, чтобы он оставался прямым, и это было похоже на езду на колесе из листовой стали. И это в том случае, если вы не успели выдернуть шнур из его креплений.
Шумоглушитель Кейн-Крик. Наденьте его и сделайте свою попку немного уютнее.
Подседельные штыри с подвеской
Из всех способов сделать поездку немного мягче подседельный штырь с подвеской был, вероятно, одним из самых популярных. Они были относительно дешевы (по сравнению с новой рамой) и, по крайней мере, избавляли от резких ударов, когда вы сидели.
USE и Cane Creek на сегодняшний день являются самыми популярными производителями, и свидетельством их популярности является то, что оба продолжают производить подвесные стойки по сей день. Как и почти все продукты в этом списке, они не лишены своих маленьких причуд. Во-первых, они изменили высоту седла и положение ног (хотя Cane Creek говорит, что это не повлияло), поэтому педалирование стало менее чем эффективным. Крошечные задействованные детали были склонны к износу, и ваше седло в конечном итоге раскачивалось по всему магазину. Наиболее используемые эластомеры (достаточно сказано). И самое главное, они только действительно дали вашей заднице бота амортизации, встали, и вы все еще были на жесткой машине.
Есть хардтейл? Наденьте эту красоту и наслаждайтесь прыжками.
The Shockster
Есть хардтейл, хочется полную подвеску, но нет денег на новую раму? Тогда вам нужен Шокстер. Да, это верно, вы можете прикрутить это незаметное устройство к перьям сиденья и добавить вашему велосипеду немного отскока. Массивное изменение колесной базы и высоты BB среди других восхитительных побочных эффектов.
Все хотели Nokian Gazzaloddi на переднем плане.
Большие шины
Итак, это трюк, который многие гонщики используют и по сей день. Просто возьмите самую большую шину, которая может поместиться в вашу вилку и раму, и снизьте давление. Это может быть просто, но это проделало чертовски долгий путь, чтобы велосипеды лучше ехали и управлялись, даже если технология состава шин была шокирующей. Кто помнит Нокиан Газзалодди? При ширине 3,0 дюйма это было похоже на тракторную шину по сравнению с обычными старыми шинами размером 1,75 или 1,95 дюйма.
Лифт Мерлина. Зависит от естественной гибкости титана для подвески. Бонусные баллы за вилку Girder, опять же предположительно использующую этот изгиб.
Гибкие ножки
Помните, когда мы славили гибкие рамы? Несколько брендов производили велосипеды с трубками рамы, предназначенными для изгиба. Это могло бы быть разумным, если бы мы говорили об углероде, но мы говорим о металле. А именно сталь и титан. Да, большинство из них на самом деле немного уменьшило шум от трассы, но непрерывные удары и усталость означают, что очень немногие не сломались или не треснули.