Государственное устройство Израиля | это… Что такое Государственное устройство Израиля?
Государство Израиль |
Эта статья из цикла статей: |
|
Государство Израиль — парламентская республика. Создание государства было провозглашено 14 мая 1948 года в соответствии с планом раздела Палестины, принятым Организацией Объединённых Наций.
Структура органов власти
См. также: Президент Израиля и Политические партии Израиля
Глава государства — президент, которого избирает Кнессет на семь лет тайным голосованием. Первым президентом Израиля стал председатель Всемирной сионистской организации профессор Хаим Вейцман. Согласно действующему законодательству президент практически не обладает реальными властными полномочиями, он служит одним из символов государства и выполняет представительские функции. Единственные полномочия президента — утверждать новый состав правительства после выборов (если президент его не утверждает, то должности в правительстве перераспределяются) и амнистировать заключённых (каждый гражданин Израиля, попавший в тюрьму, может один раз в жизни попросить президентскую амнистию).
Высший орган законодательной власти — Кнессет — однопалатный парламент, который состоит из 120 депутатов. Члены кнессета избираются прямым голосованием по партийным спискам. Первый состав кнессета начал свою работу после всеобщих выборов в январе 1949 года.
Центральный орган исполнительной власти — правительство, возглавляемое премьер-министром (букв. главой правительства). Первым премьер-министром Израиля стал глава Еврейского агентства Давид Бен-Гурион.
Высший орган судебной власти — Верховный суд Израиля (Высший Суд Справедливости). Он является последней инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также действует как конституционный суд, принимая решения о соответствии отдельных законодательных актов «основным законам».
Кнессет, резиденция Президента, канцелярия Премьер-министра, Верховный Суд Израиля, как и большинство министерств и правительственных учреждений находятся в Иерусалиме.
Исполнительную власть в городах осуществляют мэры, избираемые прямым голосованием. Муниципальные советы избираются прямым голосованием по партийным спискам и участвуют в руководстве, а также контроле за исполнительной властью. В поселках и деревнях — местные советы, региональные советы руководят группами небольших населенных пунктов.
В Израиле религия не отделена от государства, и на местах существуют религиозные советы, состоящие из духовных лиц, назначенных местной властью, главным раввинатом и министерством по делам религий, занимающиеся предоставлением населению услуг по актам гражданского состояния и культовых услуг.
Законодательство
Государство Израиль не имеет формальной Конституции. На практике ее функции исполняет свод «основных законов», регламентирующих основные вопросы государственного устройства, прав и свобод граждан.
Согласно решению кнессета от 15 июня 1950 года (т. н. ‘компромисс Харари’) после того, как Кнессет примет постановление о том, что все необходимые основные законы приняты, они, при добавлении соответствующей вводной части составят Конституцию Государства Израиль.
Ссылки
- Израиль. Государство Израиль. Государственное устройство — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Официальный сайт кнессета
Политический режим современного Израиля | Карасова
1. Григорьева И. В. Теория государства и права: Учебное пособие. — Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2009.
2. Жуков В. И., Краснов Б. И. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. — М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997.
3. Зеленков М. Ю. Политология: Базовый курс. — М.: Юридический институт МИИТа, 2009.
4. Карасова Т. А., Звягельская И. Д., Федорченко А. В. Партийная система. Государство Израиль. — М.: Институт востоковедения РАН, 2005.
5. Карасова Т. А. Политическая история Израиля. Блок Ликуд: прошлое и настоящее. — М.: Институт востоковедения РАН; «Наталис», 2009.
6. Карасова Т. А. (ред.) Демократическая форма власти и политическая система Израиля. Сборник научных статей. — М.: Риалтекс, 2009.
7. a. Крылов А. В. Энциклопедия израильской политики // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. № 3. — С. 123-127.
8. Оврах Г. П. Политология. — Владивосток: Дальневосточный гос. ун-т, 2000.
9. Тургаев А. С., Хренов А. Е. (ред.) Политология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.
10. Федорченко А. В., Зайцева О. А., Марьясис Д. А. Израиль в начале ХХI века. — М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004.
11. Штереншис М. Соотношение типов власти в Израиле по результатам парламентских выборов 2006 и 2009 годов. Израиль в современном мире: Сб. статей // Институт Востоковедения РАН. — М.: Риалтекс, 2009.
12. Штереншис М. Израиль: история государства. 3-е изд. — Герцлия: Исрадон, 2010.
13. Adler I., Lewin-Epstein N, Shavit Y. Ethnic Stratification and Place of Residence in Israel: A Truism Revisited // Research in Social Stratification and Mobility. 2005. № 23. Р.153-190.
14. Al-Krenawi A., Slonim-Nevo V., Maymon Y., Al-Krenawi S. Psychological responses to blood vengeance among Arab adolescents // Child Abuse & Neglect. 2001. № 25(4). P. 457-472.
15. Basic Law: The Government. Sefer Ha-Chukkim (Сборник законов). № 1780. — Jerusalem: Government Press, 2001.
16. Becker G. S. A Theory of Competition among Pressure Groups for Political Influence // The Quarterly Journal of Economics. 1983. № 98 (3). P. 371-400.
17. Brown D. S., Touchton M., Whitford A. Political Polarization as a Constraint on Corruption: A Cross-national Comparison // World Development. 2011. № 39(9). P. 1516-1529.
18. Dahl R. A. A Preface to Democratic Theory. — Chicago, IL: The University of Chicago Press, 1956.
19. Diamond L. Elections Without Democracy: Thinking About Hybrid Regimes // Journal of Democracy. 2002. № 13. P. 21-35.
20. Diamond L. The state of democratization at the beginning of the 21st century // The Whitehead Journal of Diplomacy and International Relations, 2005. № 1. P. 13-18.
21. Doron G. and Meydani A. Establishing a Constitutional Court? An alternative political culture approach — the Israeli case // Policy and Society. 2007. № 26 (4). P. 105-124.
22. Enosh G. Resistance to evaluation in batterer’s programs in Israel // Children and Youth Services Review. 2008. № 30 (6). P. 37-54.
23. Epstein D. L. Democratic transitions // American Journal of political science, 2006. № 50 (3). P. 551-569.
24. Frankel W. Israel Observed: An Anatomy of the State. — London: Thames and Hudson, 1980. P. 118-119.
25. Goodman Y., Witztum E. Cross-cultural encounters between careproviders: rabbis’ referral letters to a psychiatric clinic in Israel // Social Science & Medicine. 2002. № 55 (8). P. 1309-1323.
26. Gonen A., Shilhav Y. Spatial competition between school systems: The case of state religious education in Israel // Geoforum. 1979. № 10 (2). P. 203-208.
27. Grant I. Israel’s security crucible // Infosecurity Today. 2006. № 3 (2). P. 28-30.
28. Gupta S., de Mello L., Sharan R. Corruption and military spending // European Journal of Political Economy. 2001. № 17 (4). P. 749-777.
29. Hammerman A., Greenberg D. Estimating the budget impact of new technologies added to the National List of Health Services in Israel: Stakeholders’ incentives for adopting a financial risk-sharing mechanism // Health Policy. 2009. № 89 (1). P. 78-83.
30. Karniel Y. Balancing the protection of civil liberties during wartime: How the Israeli Supreme Court shaped Palestinian freedom of expression during the Second Intifada // Government Information Quarterly. 2005. № 22 (4). P. 626-643.
31. Kopstein J., Lichbach M. Comparative politics. 2nd ed., Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2005. P. 16-33.
32. Kotera G., Okada K., Samreth S. Government size, democracy, and corruption: An empirical investigation // Economic Modelling. 2012. № 29 (6). P. 2340-2348.
33. Lijphart A. Consociational democracy // World Politics. 1969. № 21 (1). P. 207-225.
34. Lijphart A. The wave of power-sharing democracy // The Architecture of Democracy: Constitutional Design, Conflict Management, and Democracy / Ed. A. Reynolds. — New York: Oxford University Press, 2002. P. 37-54.
35. Mahoney D. J. Humanitarian Democracy and the Postpolitical Temptation // Orbis. 2004. № 48 (4). P. 609-624.
36. Meydani A. The design of land policy in Israel: Between law and political culture // Land Use Policy. 2010. 27 (4). P. 1190-1196.
37. Medding P. The Formation of Israeli Democracy, 1948-1967. — New York: Oxford university press, 1990. P. 3.
38. Neuberger B. Education for democracy in Israel: Structural impediments and basic dilemmas // International Journal of Educational Development. 2007. № 27 (3). P. 292-305.
39. Paikowsky D., Ben Israel I. Science and technology for national development: The case of Israel’s space program // Acta Astronautica. 2009. № 65 (9-10). P. 1462-1470.
40. Pessate-Schubert A. Changing from the margins: Bedouin women and higher education in Israel // Women’s Studies International Forum. 2003. № 26 (4). P. 285-298.
41. Poutvaara P., Wagener A. To draft or not to draft? Inefficiency, generational incidence, and political economy of military conscription // European Journal of Political Economy. 2007. № 23 (4). P. 975-987.
42. Razin E., Hazan A. Redrawing Israel’s local government map: political decisions, court rulings or popular determination // Political Geography. 2001. № 20 (4). P. 513-533.
43. Sa’di A. H. The peculiarities of Israel’s democracy: some theoretical and practical implications for Jewish-Arab relations // International Journal of Intercultural Relations. 2002. № 26 (2). P. 37-54.
44. Sicherman H. The Sacred and the Profane: Judaism and International Relations // Orbis. 2011. № 55 (3). P. 377-384.
45. Smooha S. Existing and Alternative Policy Towards the Arab in Israel // Israel Studies. 1999. Vol.4. Issue 2. P. 1.
46. Stier S. Political determinants of e-government performance revisited: Comparing democracies and autocracies // Government Information Quarterly. 2015. Vol. 32. Issue 3. Р. 270-278.
47. Tzfadia E., Yiftachel O. Between urban and national: Political mobilization among Mizrahim in Israel’s ‘development towns // Cities. 2004. № 21(1). P. 41-55.
48. Wedding K. C. The AP Comparative Government and Politics Examination. Northfield: College City Publications, 2006.
49. Wood E. AP Comparative Government and Politics: a Study Guide. 2nd ed. Reading, PA: Wood Yard Publications, 2005. P. 12.
Ваш источник информации о глобальном бизнесе
- Дом
- Глобальные идеи
- По странам
- Израиль
- Правительство
Ключевые цифры
- Глава государства:
- Президент Исаак Херцог
- Глава правительства:
- Премьер-министр Яир Лапид
Обзор
- Государственное наименование:
- Государство Израиль
- Конституция:
- Нет официальной конституции, но есть отдельные «Основные законы», которые устанавливают парламентскую систему как демократическую республику, провозглашают территории, свободы граждан и разделение властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти.
- Тип правительства:
- Парламентская демократия
Герб Государства Израиль
Индекс экономической свободы
Каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе десяти свобод, где 100 представляет наибольшую степень экономической автономии от государственного вмешательства. Источник: Фонд наследия (2019 г.)
Рейтинг странового риска
А2
Политическая и экономическая ситуация хорошая. В целом стабильная и эффективная бизнес-среда, тем не менее, оставляет место для улучшений. Вероятность корпоративного дефолта в среднем низкая. Источник: Coface (2023 г.)
Государственные учреждения
Основные силы | Процесс выборов | Избирательный цикл 1 | |
---|---|---|---|
Исполнительный | Президент играет в основном церемониальную роль. Президент назначает премьер-министра, который возглавит правительство. Премьер-министр отвечает за исполнительные задачи правительства. | Президент избирается парламентом. Премьер-министр назначается президентом. | Президент: 7 лет; Премьер-министр: 4 года |
Судебный | Высший суд страны, отвечающий за соблюдение закона во время конфликтов. | Судьи избираются комитетом по отбору судей, состоящим из представителей всех трех ветвей власти и возглавляемым министром юстиции. | Обязательный пенсионный возраст 70 лет |
Законодательный | Утверждает назначенного премьер-министра, может выразить вотум недоверия и распустить правительство, а также отвечает за создание законодательного органа. | 120 членов избираются по системе пропорционального представительства по закрытым спискам. | 4 года |
Региональные торговые блоки
Нет региональных торговых блоков
Участие международной организации
[2]Экологические соглашения
[3]Налоговая информация
[2]- Налоговый орган:
- Налоговое управление Израиля
- Название налога:
- НДС
Источники:
- Руководство по выборам http://www.
- EY, http://www.ey.com
- Всемирный справочник ЦРУ, https://www.cia.gov/the-world-factbook/
- Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/
Как работает израильская политика | Мои еврейские знания
Израиль
Правительство Израиля является парламентской демократией с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти.
К Мое еврейское образование
Правительство Израиля является парламентской демократией. Политическая система Израиля имеет три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Законодательная власть состоит из Кнессета, израильского парламента, состоящего из 120 членов.
Депутаты избираются в законодательный орган Израиля на основе пропорционального представительства. В каждом избирательном цикле соперничающие партии представляют список кандидатов, и избиратели выбирают определенную партию, а не конкретного кандидата.
Партии получают места в Кнессете в зависимости от доли голосов, которые они набрали.Исторически двумя крупнейшими партиями были правоцентристская партия Ликуд и левоцентристская Лейбористская партия. До 1977 года лейбористы были доминирующей силой в израильской политике, и каждый премьер-министр Израиля был членом лейбористов или одной из партий-предшественников. Но после начала Второй интифады в 2000 году у лейбористов начался период упадка. По состоянию на 2021 год Ликуд оставался крупнейшей партией в Кнессете, а лейбористы занимали всего семь мест.
Поскольку ни одной партии в истории Израиля еще не удавалось получить большинство в 61 голос, коалиции имеют решающее значение для функционирования израильской политической системы. Это потенциально дает более мелким политическим партиям больше власти, чем они могли бы иметь в противном случае, поскольку их выбор участия в правительстве может создать или разрушить коалицию. Всего в Израиле почти два десятка партий, некоторые из которых представляют интересы определенных слоев общества, таких как религиозные евреи, евреи-сефарды или израильские арабы, или конкретные вопросы, такие как защита окружающей среды.
Исполнительную власть Израиля возглавляет премьер-министр, который является лидером коалиции Кнессета. После выборов президент Израиля официально просит лидера партии, который, скорее всего, добьется успеха в формировании правительства, попытаться сделать именно это и собрать воедино коалицию большинства.
Президент Израиля играет в основном церемониальную роль. В качестве главы государства президент участвует в церемониях и является представителем Израиля как в Израиле, так и за рубежом. Президент избирается Кнессетом на один семилетний срок.
Третьей ветвью власти является судебная власть, состоящая из судов, трибуналов и Верховного суда. Хотя в Государстве Израиль нет конституции, в нем есть ряд Основных законов, действие которых аналогично конституционным законам.
Некоторые считают прессу «четвертой ветвью» правительства Израиля.
Количество ежедневных газет, продаваемых в Израиле, является самым высоким в мире на душу населения. Ежедневно издается около десятка независимых газет на нескольких языках — иврите, английском, русском, арабском и др.