Форма правления азербайджана: Государственное устройство Азербайджана | Законодательство стран СНГ

Государственное устройство Азербайджана | Законодательство стран СНГ

Согласно Конституции Азербайджанское государство — демократическая, правовая, светская, унитарная республика.

Государственная власть в Азербайджанской Республике организуется на основе принципа разделения властей:
  • законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики;
  • исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики;
  • судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики.

В соответствии с положениями Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти взаимодействуют и независимы в рамках своих полномочий.

Главой Азербайджанского государства является Президент Азербайджанской Республики. Он представляет Азербайджанское государство внутри страны и во внешних сношениях. Президент Азербайджана воплощает единство народа Азербайджана и обеспечивает преемственность Азербайджанской государственности. Президент Азербайджанской Республики является гарантом независимости и территориальной целостности Азербайджанского государства, соблюдения международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика. Президент Азербайджанской Республики является гарантом независимости судебной власти.

В Азербайджанской Республике исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики. Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджанской Республики не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Азербайджанской Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, имеющий высшее образование, не имеющий двойного гражданства.

Законодательную власть в Азербайджанской Республике осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики, который состоит из 125 депутатов.

Депутаты Милли Меджлиса избираются на основе мажоритарной избирательной системы и всеобщих, равных и прямых выборов путем свободного, личного и тайного голосования. Срок полномочий каждого созыва Милли Меджлиса — 5 лет. Выборы Милли Меджлиса Азербайджанской Республики проводятся каждые пять лет в первое воскресенье ноября.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики принимает Конституционные законы, законы и постановления.

С целью организации осуществления исполнительных полномочий Президент Азербайджанской Республики создает Кабинет Министров Азербайджанской Республики. Кабинет Министров Азербайджанской Республики является вышестоящим органом исполнительной власти Президента Азербайджанской Республики, подчиняется Президенту Азербайджанской Республики и ему подотчетен.

Исполнительную власть на местах осуществляют главы исполнительной власти. Полномочия исполнительной власти на местах определяются Президентом Азербайджанской Республики.

Судебную власть в Азербайджанской Республике осуществляют посредством правосудия только суды. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд

Азербайджанской Республики, Верховный Суд Азербайджанской Республики, апелляционные суды Азербайджанской Республики, общие и специализированные суды Азербайджанской Республики.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства и других форм, предусмотренных законом.

В уголовном судопроизводстве участвуют Прокуратура Азербайджанской Республики и защита.

Применение не предусмотренных законом правовых средств в целях изменения полномочий судов и создания чрезвычайных судов запрещается. Суды выносят решения от имени государства, исполнение этих решений обязательно.

Конституционный Суд Азербайджанской Республики состоит из 9 судей. Судьи конституционного Суда Азербайджанской Республики назначаются Милли Меджлисом Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики. Конституционный Суд Азербайджанской Республики на основе запроса Президента Азербайджанской Республики, Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, Кабинета Министров Азербайджанской Республики, Верховного Суда Азербайджанской Республики, Прокуратуры Азербайджанской Республики, Али Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики решает вопросы соответствия нормативно-правовых документов Конституции Азербайджанской Республики.

Верховный Суд Азербайджанской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, отнесенным к производству общих и специализированных судов; он осуществляет правосудие в кассационном порядке, установленном законом; дает разъяснения по вопросам, касающимся практики судов.Судьи Верховного Суда Азербайджанской Республики назначаются Милли Меджлисом Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики.

Апелляционные суды Азербайджанской Республики являются судами вышестоящей инстанции по делам, отнесенным законом к их полномочиям. Судей апелляционных судов Азербайджанской Республики назначает Милли Меджлис Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики.

Нахичеванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики. Статус Нахичеванской Автономной Республики устанавливается Конституцией Азербайджанской Республики. Нахичеванская автономная Республика является неотъемлемой составной частью Азербайджанской Республики.

Конституция Азербайджанской Республики, законы Азербайджанской Республики, указы Президента Азербайджанской Республики и постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики обладают обязательной силой на территории Нахичеванской Автономной Республики.

Конституция и законы Нахичеванской Автономной Республики, принятые Али Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики, не должны противоречить соответственно Конституции и законам Азербайджанской Республики; постановления, принятые Кабинетом Министров Нахичеванской Автономной Республики — Конституции и законам Азербайджанской Республики, указам Президента Азербайджанской Республики и постановлениям Кабинета Министров Азербайджанской Республики.

Конституция Нахчыванской Автономной Республики представляется Милли Меджлису Азербайджанской Республики Президентом Азербайджанской Республики и утверждается Конституционным законом.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Общая информация — Azerbaijan.az

АЗЕРБАЙДЖАН

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политическая система Азербайджанской Республики характерна отражением своих национальных особенностей и специфики исторической обстановки. В ее возникновении и деятельности играли и играют роль много различных факторов. На формирование деятельности политической системы важное влияние оказывают особенности политической культуры населения.

В общей сложности структурное формирование политической системы Азербайджана в основном завершилось 12 ноября 1995-го года принятием новой Конституции страны.

В соответствии с Конституцией Азербайджанское государство определяется как демократическая, правовая, светская, унитарная республика. Единственным источником государственной власти в Азербайджанской Республике является народ. Свободно и независимо определять свою судьбу и учреждать свою форму правления является суверенным правом народа Азербайджана. Осуществление государственной власти в политической системе Азербайджана по своей форме соответствует параметрам республики, основанной на президентском управлении.

В соответствии с принципом разделения властей в Азербайджанской Республике установлены формируемые и действующие самостоятельно три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Деятельность каждого из этих органов власти регулируется Конституцией и законодательными актами.

В Азербайджанской Республике органом, осуществляющим законодательную власть, является Милли Меджлис (Национальное Собрание), осуществляющим исполнительную власть — Президент, органом, осуществляющим судебную власть — суды Азербайджанской Республики.

Определенная Конституцией унитарная форма государственного устройства Азербайджанской Республики имеет свою специфику. Это выражается тем, что в ее составе Нахичеванская Автономная Республика имеет статус государственной власти. По Конституции Нахичеванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики. Там Законодательную власть осуществляет Али Меджлис (Верховное Собрание) Нахичеванской Автономной Республики, исполнительную власть— Кабинет Министров Нахичеванской Автономной Республики, судебную власть — суды Нахичеванской Автономной Республики. Высшим должностным лицом Нахичеванской Автономной Республики является председатель Али Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики.

В политической системе Азербайджана важное место занимают и муниципалитеты, являющиеся органами местного самоуправления. Этот институт, несмотря на то, что создан недавно, имеет большие перспективы.

Как всем современным политическим системам, политической системе Азербайджана также присущ плюрализм. Политические партии посредством представления в законодательных органах и органах местного самоуправления приобретают возможность участия в осуществлении государственной власти.

 

Азербайджанская Республика | Encyclopedia.com

Форма правления

Азербайджан — светская республика с тремя ветвями власти. Президент, который является главой государства, обладает значительно большей властью, чем законодательная или судебная власть, и избирается всеобщим голосованием на пятилетний срок. Законодательная власть принадлежит Милли Меджлису, или национальному собранию, однопалатному органу, состоящему из 125 представителей. Хотя в Азербайджане действует многопартийная система, большинство альтернативных партий не представляют реальной оппозиции правящей партии «Ени Азербайджан» (ПЕА), которая доминирует в стране с начала XIX века.90-е. Кроме того, президентские выборы в октябре 2003 г. и парламентские выборы в ноябре 2005 г. сопровождались обвинениями в мошенничестве и политическом вмешательстве.

Справочная информация

Азербайджан расположен на берегу Каспийского моря в горах Южного Кавказа в Центральной Азии. Его расположение на древнем торговом пути сделало его привлекательным владением для череды империй. Преимущественно шиитская мусульманская нация, Азербайджан граничит с двумя могущественными соседями, Россией и Ираном. Кроме того, у него есть два других соседа, Грузия и Армения, которые на протяжении истории периодически конфликтовали с Азербайджаном за господство в регионе. Народ Азербайджана иногда называют азербайджанцами по одноименному тюркскому языку, и эта группа составляет около 90 процентов современного населения Азербайджана. Остальные 10 процентов составляют лица русского происхождения и лица, принадлежащие к другим региональным этническим группам, включая дагестанцев и армян.

Азербайджан начал процветать после 500 г. до н.э., когда он стал центром зороастризма, религии, зародившейся в соседней Персии. Македонский полководец Александр Великий (356 г. до н.э. – 323 г. до н.э.) и его армии позже завоевали этот район. Ислам пришел в одиннадцатом веке с группой из Туркменистана, известной как турки-огузы. Их правление уступило место империи турок-сельджуков, которые также завоевали Иран и Ирак и правили территорией после 1000 г. из своей столицы в Багдаде.

Господство тюрков-сельджуков в Азербайджане закончилось монгольскими нашествиями в тринадцатом веке, после чего последовал долгий период чередования Османской империи и персидского правления. В 1828 году, после войны между Персидской империей и имперской Россией, Азербайджан был разделен между странами мирным договором, положившим конец военным действиям. Судьба Азербайджана сильно изменилась в 1873 году, когда рядом с городом, который впоследствии стал его столицей, Баку, была обнаружена нефть. Нефтяные месторождения оказались чрезвычайно прибыльными, и по мере приближения двадцатого века почти половина мирового экспорта сырой нефти поступала из этого района.

Русское правление в Азербайджане закончилось падением имперского правительства во время коммунистической революции 1917 года. В этот период Азербайджан ненадолго вступил в союз с Арменией и Грузией, известный как Закавказские республики. Однако в течение нескольких месяцев националистические элементы в Азербайджане в мае 1918 года провозгласили Азербайджанскую Демократическую Республику. Это заявление сделало Азербайджан первой мусульманской страной в мире, существовавшей как парламентская республика. Срок его действия был недолгим и закончился вторжением войск Красной Армии в 1920. Следующие семьдесят лет страна существовала как Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. Распад Советского Союза в августе 1991 года привел к провозглашению независимости от националистических групп внутри Азербайджана, чьи демонстрации были жестоко подавлены Советским Союзом всего годом ранее.

Структура правительства

Исполнительная власть Азербайджана состоит из президента и премьер-министра, который выполняет функции главы правительства, а также Совета министров или кабинета. Есть также первый заместитель премьер-министра и четыре дополнительных заместителя премьер-министра. Премьер-министр вступает в должность после утверждения Милли Меджлисом.

Милли Меджлис представляет собой законодательную власть Азербайджана и разделяет свои полномочия с правящим правительством. Это однопалатный орган, состоящий из 125 членов, избираемых на пятилетний срок. Сто из них избираются по определенным округам, а остальные двадцать пять избираются по партийным спискам. Законы, принятые в Милли Меджлисе, подлежат вето президента, но законодатели могут преодолеть это вето девяносто пятью голосами.

Во главе судебной власти Азербайджана стоит Конституционный суд. Есть также Верховный суд и Хозяйственный суд, и все три скамьи занимают судьи, назначаемые президентом. Правительство Азербайджана обвиняют во многих нарушениях прав человека, в том числе в заключении под стражу политических диссидентов и нападении на журналиста, пытающегося освещать антиправительственные протесты.

Азербайджан разделен на семьдесят шесть административных районов. Одиннадцать из них являются городскими округами, а остальные шестьдесят пять называются районами или сельскими округами. Есть также отдельная автономная республика Нахчыван. Во всех округах есть губернатор, назначаемый президентом. В Азербайджане есть всеобщее избирательное право для восемнадцатилетних, но ни президентские, ни парламентские выборы не соответствуют международным стандартам легитимности. Сообщалось о нарушениях, в том числе препятствовании проведению кампаний оппозиционными группами и использовании запугивания для контроля голосования и результатов выборов.

Политические партии и фракции

В политической жизни Азербайджана доминирует партия «Ени Азербайджан», созданная в 1993 году Гейдаром Алиевым (1923–2003). Алиев, занимавший пост президента страны с 1993 по 2003 год, был высокопоставленным чиновником Коммунистической партии Азербайджана в советское время и первым членом Политбюро-мусульманином. На парламентских выборах 2005 года партия «Ени Азербайджан» получила 56 из 125 мест. Семь мест получила партия «Азадик» («Свобода»), состоящая из членов трех других партий. Первая из них — партия «Мюсават» («Равенство»), старейшая политическая организация страны, сыгравшая важную роль в формировании недолговечной Азербайджанской Демократической Республики в 1918. Двумя другими являются Партия народного фронта и Демократическая партия Азербайджана. В Азербайджане действуют несколько десятков других политических организаций, включая Социал-демократическую партию и Исламскую партию, но правозащитные группы утверждают, что правящая партия «Ени Азербайджан» занимается массовыми фальсификациями на выборах. Сторонники партии назначены для наблюдения за выборами, и случаи фальсификации и вброса бюллетеней, как говорят, являются обычным явлением.

Официальные оппозиционные партии были жестко ограничены до 2005 года, но даже после того, как запрет на их деятельность был снят, в преддверии парламентских выборов в том же году политические митинги других партий, кроме партии «Ени Азербайджан», были запрещены, а их члены иногда задержаны или иным образом преследуются. Электронные СМИ, контролируемые государством, являются ярыми проправительственными.

Основные события

Первое воплощение Азербайджана в качестве независимой республики в 1918 году было признано международным сообществом, но этот период суверенитета закончился с советским вторжением в 1920 году. Еще до ее восстановления в качестве Азербайджанской Республики и обретения независимости от Советского Союза в начале 1990-х годов политическая напряженность была сосредоточена вокруг области под названием Нагорный Карабах, преимущественно армянского анклава, полностью окруженного Азербайджаном, но в советское время обладавшего особым статусом как автономный административный округ. Однако армяне преимущественно христиане и обвиняют Азербайджан в религиозной, а также этнической дискриминации. В 1988 Национальный совет Нагорного Карабаха проголосовал за выход из состава Азербайджана и вхождение в состав Армянской ССР. Этот акт спровоцировал в том же году Нагорно-Карабахскую войну, которая продолжалась еще шесть лет.

Демонстрации националистов в Баку в конце 1989 года привели к серьезному столкновению с войсками Советской Армии в январе 1990 года, в результате которого погибло 190 человек. Когда в августе 1991 года была провозглашена независимость, бывший глава Коммунистической партии Азербайджана Аяз Муталибов (1938–), стал первым президентом Азербайджана после всенародного голосования месяц спустя. Он был вынужден уйти в отставку после Ходжалинской резни азербайджанцев в Нагорном Карабахе в феврале 1992 года. Оппозиционная партия Народного фронта (ПНФ) пришла к власти и победила на выборах, состоявшихся в июне того же года, но год спустя была вынуждена покинул свой пост, когда во втором по величине городе Азербайджана Гянджаа произошло вооруженное восстание. После этого кризиса Алиев был назначен президентом и выиграл следующие безальтернативные выборы на этот пост 19 октября.93. Переизбранный при аналогичных обстоятельствах в 1998 г., его преемником в октябре 2003 г. стал его сын Ильхам Алиев (1961–).

Двадцать первый век

Выборы, на которых Ильхам Алиев стал президентом в 2003 году, подверглись широкой критике как сфальсифицированные в его пользу. Два года спустя он возглавил партию «Ени Азербайджан». Этот пост технически нарушает политический устав страны, в котором указывается, что президент не может быть членом политической партии.

Нефтяные месторождения Азербайджана продолжают обеспечивать стабильный источник дохода через государственную нефтяную компанию. Были заключены сделки с иностранными нефтяными компаниями на разработку новых источников сырой нефти из когда-то недоступных глубоководных месторождений под Каспийским морем. Напряженность вокруг судьбы Нагорного Карабаха сохранялась после 1994 было объявлено прекращение огня, и вопрос о его выходе остается нерешенным.

Алаолмолки, Нозар. Жизнь после СССР: Новые независимые республики Закавказья и Средней Азии . Олбани: SUNY Press, 2001.

Де Ваал, Томас. Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 2004.

Гаммер, Моше. Каспийский регион . Лондон: Routledge, 2004.

Политическая система

Политическая система

Размер шрифта:

Цвет сайта:

эназру

Политическая система Азербайджанской Республики характеризуется отражением особенностей национальных и исторических условий. Множество различных факторов играло и продолжает играть роль в его формировании и функционировании.

На формирование политической системы значительное влияние оказывают особенности политической культуры населения.
В целом структура политической системы Азербайджанской Республики в основном сформировалась 12 ноября 1995 года с принятием новой Конституции страны. В соответствии с Конституцией Азербайджанское государство определяется как демократическая, правовая, светская, унитарная республика. Единственным источником государственной власти в Азербайджанской Республике является народ. Это суверенное право азербайджанского народа свободно и независимо решать свою судьбу и формировать свою форму правления. По форме осуществления государственной власти в политической системе Азербайджан соответствует параметрам президентской республики.
В Азербайджанской Республике в соответствии с принципом разделения властей сформированы и действуют независимо три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Деятельность каждого из этих органов регулируется Конституцией и законодательными актами.
Законодательным органом Азербайджанской Республики является Милли Меджлис (Парламент), исполнительную власть осуществляет Президент, а судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики.
Унитарная форма государственного устройства Азербайджанской Республики, определенная Конституцией, имеет свои особенности. Это связано с тем, что Нахчыванская Автономная Республика, входящая в ее состав, имеет статус государственной власти. Согласно Конституции Нахчыванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики. Законодательную власть осуществляет Верховное Собрание Нахчыванской Автономной Республики, исполнительную власть — Кабинет Министров Нахчыванской Автономной Республики, судебную власть — суды Нахчыванской Автономной Республики. Высшим должностным лицом Нахчыванской Автономной Республики является председатель Верховного Собрания.
Муниципалитеты, являющиеся органами местного самоуправления, также играют важную роль в политической системе Азербайджана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *