Форма правления великобритании сегодня: Особенности государственного права Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и Канады. Формирование системы права Европейского Союза

Великобритания ожидает коронации Карла III

В субботу, 6 мая, в Вестминстерском аббатстве состоится коронация Карла III. Однако не все подданные нового главы государства рады видеть его в этом статусе. Знаковое для страны событие проходит на фоне падающего авторитета монархии и внутриполитической нестабильности. Почему британцы равнодушны к Карлу III — разбирались «Известия».

Нужно больше золота

По данным портала YouGov, более 60% британцев не интересуются приближающейся коронацией Карла III. Впрочем, эти цифры отражают не столько отношение граждан к новому королю, сколько их обеспокоенность относительно ухудшающегося уровня жизни.

Индекс потребительского доверия (готовности осуществить крупные покупки прямо сейчас) в стране составляет от –38% до –30% (для сравнения: в живущей под санкциями России он равен –23%). Уровень инфляции в марте составил 10,1%, причем в продуктовом сегменте — 19,1%. Главный экономист Банка Англии Хью Пилл призвал сограждан признать тот факт, что их жизнь стала хуже, — нравится им это или нет.

Фото: Global Look Press/Xinhua/Jon Super

Всё это продолжает давить на и без того крошечный рейтинг Консервативной партии. Сейчас за консерваторов готовы голосовать от 26% до 29% избирателей, причем 65% из них считают, что партия не является консолидированной политической силой. В самом же парламенте инициировано расследование относительно возможного сокрытия премьер-министром Риши Сунаком трудоустройства его супруги в компании, которая активно зарабатывает на госзаказах. Тот факт, что на момент вступления в должность господин Сунак располагал активами на £830 млн, также не добавляет позитива в общественные настроения.

Великобритания находится в сложнейшей политической и экономической ситуации, а правящая Консервативная партия переживает системный кризис, отмечает эксперт РИСИ Анна Виловатых.

— В силу кризисных явлений эффективность политической системы и политического режима в Соединенном Королевстве является предметом острой общественной дискуссии. Всё чаще задаются вопросы о необходимости монархической формы правления. Таким образом, по всем политическим аспектам жизни Великобритания переживает очень серьезные проблемы. Это накладывается на общеевропейскую обстановку и сложнейшие геополитические изменения, которые сейчас проходит мир, — отметила она.

Вам понадобится сила

По-прежнему далек от нормализации шотландский вопрос. Глава горной страны Никола Стерджен после почти десятилетнего пребывания на должности премьер-министра (или иначе — первого министра) неожиданно подала в отставку. Официальной версии о внутрипартийных разногласиях почти никто не поверил. Новым главой правительства стал Хамза Юсуф. После неудачной попытки провести гендерную реформу, не встретившую одобрения ни среди шотландцев, ни в парламенте Великобритании, Юсуф по вступлении на должность заявил, что продолжит дело предшественницы, и с ходу пообещал новый референдум о независимости. Его лондонский визави Риши Сунак, в свою очередь, поклялся «упорно сражаться» за целостность британского королевства.

Однако результаты свежих опросов говорят о безразличном отношении жителей Шотландии к монархии и королю.

Как пишет The Times, 41% шотландцев «абсолютно неинтересна» коронация, еще 31% считает ее малозначимым событием. Всего же сторонников сохранения монархии в стране меньше половины. Более того, 36% полагают, что завершение правления Елизаветы II стало бы подходящим моментом для того, чтобы Соединенному Королевству стать республикой. Однако в нынешних условиях экономического кризиса британский парламент, определяющий возможность плебисцита, не даст добро на его проведение, отмечает Анна Виловатых.

Фото: Getty Images/Chris Jackson

— Есть отказ Верховного суда, есть отказ Вестминстера. В сегодняшней ситуации, когда политический режим меняется и монархия подвергается сомнению, парламент ни за что не пойдет на то, чтобы вновь разрешить проведение референдума, — полагает эксперт.

В Северной Ирландии приверженцев сохранения Великобританией статуса королевства также меньше, чем противников, — 48% против 52%. Причем, как и в Шотландии, тенденция к изменению общественного мнения имеет отрицательный для монархии характер.

8 апреля, накануне визита Джо Байдена на ирландский остров, по улицам Белфаста и других городов автономии прошел марш, посвященный антимонархическому Пасхальному восстанию в Ирландии 1916 года. В шествии приняли участие тысячи ирландцев. Усиление сепаратизма в Северной Ирландии является прямым следствием Brexit, подчеркивает ведущий научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы Кира Годованюк.

— Установление таможенной границы между Северной Ирландией и остальной Великобританией (по Североирландскому протоколу. — «Известия») создало угрозу единства страны. Могли начаться столкновения между чувствовавшими себя преданными юнионистами и республиканцами. В итоге партия «Шинн Фейн», выступающая за единую республику Ирландия, впервые забрала большинство в парламенте Северной Ирландии. Это негативно отразилось на уровне стабильности. MI6 повысила уровень террористической угрозы. Политический кризис с некоторой вероятностью может перерасти в нечто более опасное, — комментирует собеседница.

Похожие настроения царят и в странах Британского Содружества наций, главой которого является монарх. Daily Mail опубликовала данные исследований, проведенных членом британского Тайного совета Майклом Эшкрофтом среди населения всех 14 доминионов. Большинство граждан шести из них (Канада, Австралия, Багамские острова, Антигуа и Барбуда, Ямайка, Соломоновы острова) выступают за выход из состава Содружества и республиканскую форму правления. Кроме того, об опасности разрушения организации пишет один из самых авторитетных «мозговых центров» США — Совет по международным отношениям (CFR).

Народ вас не обожает

Основная претензия к монарху в Великобритании традиционно заключается в его расточительности, а Карл III, будучи принцем Чарльзом, вел весьма свободный в этом отношении образ жизни. По данным того же The Times, состояние Карла III оценивается в £600 млн, что в полтора раз больше, чем у королевы Елизаветы II (£370 млн).

Впрочем, с начала осени прошлого года пиарщики королевской семьи предпринимают усилия, чтобы представить будущего короля скромным и даже прижимистым.

Например, как сообщает британская пресса, по распоряжению Карла продолжительность церемонии коронации сокращена почти в три раза, а ее содержание будет не только лаконичным, но и скромным. Согласно пресс-релизу, она будет соответствовать «духу нашего времени», а также «отражать роль монарха сегодня и в будущем».

Фото: REUTERS/Henry Nicholls

Кроме того, новый король, как сообщается, теперь большой сторонник инклюзивности и экологической повестки. Всё потому, что в годы правления Елизаветы его неоднократно обвиняли в пренебрежении природой. Журналисты подсчитали, что с 2015 по 2021 год принц Уэльский налетал 124 тыс. миль, потратив на путешествия более £2,5 млн.

Огромное значение с точки зрения репутации монарха имеет нестираемая из его прошлого история принцессы Дианы. По разным данным, от 20% до 39% верят в неслучайность ее гибели, а более половины из тех, кто считает аварию в парижском тоннеле Альма подстроенной, обвиняют в этом королевскую семью. По этой причине на протяжении многих лет после трагедии Карл был вынужден конкурировать за статус «предпочтительного короля» со своим сыном Уильямом.

Карл III изначально уступал в популярности другим членам королевской семьи, а ныне с большим отрывом проигрывает принцу Уильяму, однако это обстоятельство не имеет большого влияния на рейтинг монархии, считает Кира Годованюк.

— Принц Уильям и Кейт Мидлтон являются безоговорочными «хедлайнерами» британской монархии. Молодежь в меньшей степени испытывает интерес к монархии, более возрастные поколения относятся к королевской семье с большим уважением. И всё же на сегодняшний день британцы в большинстве своем остаются монархистами, — отметила собеседница.

Дискуссии о будущем монархии поднималась и ранее, но после выхода Великобритании из Евросоюза они получили новый импульс, отмечает Анна Виловатых.

Король Карл III

Фото: Getty Images/WPA Pool/Yui Mok

— Монархия для британцев — это во многом символ. И на протяжении десятилетий она ассоциировалась у населения с личностью Елизаветы II. Королева ушла из жизни, остальные представители ее семьи авторитет монархии не особенно поддерживают. Важной точкой стал референдум по Brexit, разделивший британское общество. Именно тогда пошли первые разговоры о необходимости изменения формы правления, — напомнила эксперт.

Таким образом, дождавшийся коронации 74-летний монарх принимает страну в очень сложное время, и вопрос авторитета монархии в данном контексте получает существенное значение.

Все монархии мира — Коммерсантъ

  • Мир

6 мая состоялась церемония коронации Карла III. Помимо самой Великобритании он стал монархом еще 14 государств, входящих в Содружество. До недавнего времени их было 15, однако в 2021 году карибское островное государство Барбадос официально вышло из-под власти британской короны и стало республикой. В 2025 году его примеру может последовать и Ямайка. Всего на страны Британского Содружества приходится почти треть сохранившихся в мире монархий.

По данным на 2023 год в мире насчитывается 43 государства с монархической формой правления.

В основном распространены конституционные монархии. В Великобритании и других странах Европы преобладают парламентские — в них монархи выполняют в основном представительские функции. Исключением является Ватикан, находящийся под единоличной властью папы римского, а также княжества Лихтенштейн и Монако. Дуалистические конституционные монархии — в них правители, несмотря на ряд прописанных в конституции ограничений, сохраняют обширные властные полномочия — встречаются чаще в арабских странах, в том числе в Кувейте, Бахрейне, Иордании, ОАЭ. В Азии можно встретить и парламентские монархии (Япония, Таиланд), и дуалистические (Бутан).

Абсолютные: Бруней, Ватикан , Оман, Саудовская Аравия, Эсватини. Конституционные: Бельгия, Камбоджа, Дания, Япония, Нидерланды, Лесото, Люксембург, Малайзия, Норвегия, Испания, Швеция, Таиланд, Андорра, Бахрейн, Бутан, Иордания, Кувейт, Лихтенштейн, Монако, Марокко, ОАЭ, Тонга, Катар.

Страны Содружества: Великобритания, Антигуа и Барбуда, Австралия, Белиз, Канада, Гренада, Ямайка, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы острова, Багамские острова, Тувалу

Абсолютные: Бруней, Ватикан , Оман, Саудовская Аравия, Эсватини. Конституционные: Бельгия, Камбоджа, Дания, Япония, Нидерланды, Лесото, Люксембург, Малайзия, Норвегия, Испания, Швеция, Таиланд, Андорра, Бахрейн, Бутан, Иордания, Кувейт, Лихтенштейн, Монако, Марокко, ОАЭ, Тонга, Катар. Страны Содружества: Великобритания, Антигуа и Барбуда, Австралия, Белиз, Канада, Гренада, Ямайка, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы острова, Багамские острова, Тувалу

Абсолютных монархий, где власть правителя ничем не ограничена, осталось совсем немного (Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Эсватини и Ватикан). Неоднозначная ситуация с Катаром. Формально он стал конституционной монархией, в 2021 году в стране впервые прошли парламентские выборы. Де-факто страна по-прежнему остается абсолютной монархией, власть эмира практически не ограничена.

На Африканском континенте монархическая форма правления в целом распространена слабо — осталось всего три таких государства (Марокко, Лесото и Эсватини). В Южной Америке их нет совсем.

В инфографике не учитывались традиционные монархии субнационального уровня. К примеру, в провинции Квазулу-Натал на юго-востоке ЮАР большим моральным авторитетом обладает король зулусов Мисузулу Синкобиле Хломесахишлангу Казвелитини.

Британская система правления

Анна Петерка

Великобритания является конституционной монархией. Это означает, что это страна, управляемая королем или королевой, которые принимают советы парламента. Это также парламентская демократия. То есть это страна, правительство которой контролирует избранный народом парламент.

Высшие посты в правительстве занимают члены парламента, избираемые прямым голосованием. В Великобритании, как и во многих европейских странах, официальный глава государства, будь то монарх (как в Бельгии, Нидерландах или Дании) или президент (как в Германии, Греции или Италии), имеет мало власти.

Парламент

Британский парламент разделен на две «палаты», и его члены принадлежат к одной или другой из них, хотя только члены палаты общин обычно известны как депутаты (члены парламента). Палата общин, безусловно, является более важной из двух палат.

Палата лордов состоит из более чем 1000 неизбираемых членов. Членов можно разделить на духовных лордов, высших епископов англиканской церкви и светских лордов. Последние можно разделить на лордов, унаследовавших свои титулы, лордов, получивших титулы на всю жизнь, и лордов-законников. Лишь относительно небольшое число членов Палаты лордов проявляют активный интерес к политике и регулярно посещают заседания Палаты, которые обычно проходят около 145 дней в году. Единственная власть Палаты лордов состоит в том, чтобы отсрочить принятие законопроектов. Спикер Палаты лордов, лорд-канцлер, является членом кабинета. Лорды закона заседают как высший апелляционный суд в Англии.

Палата общин выполняет основную часть парламентской работы. 650 членов парламента (МП), которые заседают в палате общин, являются избранными представителями народа Соединенного Королевства (523 от Англии, 38 от Уэльса, 72 от Шотландии и 17 от Северной Ирландии). Каждый депутат представляет один из 650 избирательных округов, на которые разделена Великобритания. Максимальный срок полномочий Палаты общин составляет 5 лет, по истечении которых должны быть проведены всеобщие выборы. Однако в любое время могут быть созваны всеобщие выборы в правительство.

Конституция

Однако Британия почти единственная среди современных государств, где нет «писаной конституции». Существуют правила, положения, принципы и процедуры управления страной, но нет официального документа, который можно было бы назвать Конституцией Соединенного Королевства или на который можно было бы ссылаться как на высший закон страны. Однако есть три отличительные черты, которые повлияли на социальные и политические институты Великобритании и которые можно назвать основой политической системы: статуйное право, общее право и конвенции.

Статут закона – это акты парламента. Они представляют собой писаные законы и включают в себя правила, имеющие большое значение для истории страны, т.е. Билль о правах или Акт о Европейском сообществе. Они также касаются избирательной системы (Законы о народном представительстве) и состава парламента. Другие акты относятся к монархии или касаются гражданских свобод (Закон Habeas Corpus).

Общее право — это совокупность традиционных неписаных законов Англии, основанных на судейских

решения и обычай. Они оказались особенно важными в отношении гражданских свобод,

, таких как продвижение закона Habeas Corpus, который предписывает, чтобы судья сообщал человеку, почему он или она содержится под стражей.

Соглашения — это в основном правила, которые разрабатывались на протяжении веков или, возможно, появились совсем недавно. Некоторые условности гораздо важнее большинства статуй или общих законов. Итак, это условность, в которой говорится, что должен быть премьер-министр или кабинет.

Правительство

Термин «правительство» может использоваться для обозначения всех политиков, которые были назначены монархом для помощи в управлении государственными ведомствами или для выполнения различных других особых обязанностей, таких как управление деятельностью правительства. парламент.

Другое значение термина «правительство» относится только к самым могущественным из этих политиков, а именно к премьер-министру и другим членам кабинета.

Частично из-за избирательной системы Великобритания, в отличие от большинства стран Западной Европы, обычно

имеет «однопартийное правительство». Другими словами, все члены правительства принадлежат к одной и той же политической партии. Привычка к однопартийному правительству помогла установить традицию, известную как коллективная ответственность. (То есть каждый член правительства, каким бы младшим он ни был, несет ответственность за каждую политику правительства.)

Все важные решения принимаются правительством. Он состоит примерно из 100 членов, которые обычно принадлежат к одной из палат парламента. Высшие члены правительства (около 20 человек) известны как кабинет.

Кабинет

Кабинет зародился в восемнадцатом веке как неформальная группа важных министров и чиновников королевского двора. Правительством руководил Тайный совет, орган из сотен и более человек, в том числе принадлежащих к «кабинету», непосредственно подотчетный монарху. В двадцатом веке кабинет сам становится все более и более «официальным» и публично признанным, и большая часть реальных решений принимается кабинетом.

Кабинет собирается раз в неделю и принимает решения о новой политике, реализации существующей политики и управлении различными государственными ведомствами. Члены кабинета выбираются премьер-министром и могут иметь или не иметь в своем подчинении правительственный департамент.

Премьер-министр

Должность премьер-министра Великобритании (ПМ) прямо противоположна положению монарха.

Хотя кажется, что Королева обладает огромной силой, на самом деле ее очень мало. С другой стороны, кажется, что премьер-министр не обладает большой властью, но на самом деле обладает очень большой властью.

Сегодня власть правительства сосредоточена в руках премьер-министра, который в то же время является лидером своей партии. Он является главой правительства и имеет место в палате общин. Среди прочих обязанностей он рекомендует государю ряд назначений, включая высшее духовенство англиканской церкви.

Премьер-министры с 1940 г.:

Уинстон Черчилль (1940-45)
Клемент Эттли (1945-51)
Уинстон Черчилль (1951-55)
Энтони Иден (1955-57)
Гарольд Макмиллан (1957-63) Алек Дуглас-Хьюм (1963-64)
Гарольд Уилсон (1964-70)
Эдвард Хит (1970-74)
Гарольд Уилсон (1974-76)
Джеймс Каллаган (1976-79)
Маргарет Тэтчер (1979-91) Джон Мейджор (1991-97)
Тони Блэр (1997-)
Консервативный — Рабочий
Центральное и местное правительство

В Великобритании органы местного самоуправления, обычно известные как «советы», обладают властью только потому, что центральное правительство наделило их полномочиями. На самом деле они существуют только потому, что центральное правительство позволяет им существовать.

Система местного самоуправления очень похожа на систему национального правительства. Есть выборные представители, называемые советниками — эквивалент депутатов. Они собираются в зале совета в ратуше или ратуше — эквиваленте парламента, где они проводят политику, которую осуществляют местные правительственные чиновники — эквивалент государственных служащих.

Монархия

Судя только по писаному закону, королева обладает почти абсолютной властью, и все это выглядит очень недемократично. Каждую осень на государственном открытии парламента Елизавета II, ставшая королевой в 1952, произносит речь. В нем она говорит, что «моё правительство» намерено сделать в наступающем году. И действительно, это ее правительство, а не народное. Что касается закона, то она может выбрать любого, кто ей нравится, чтобы управлять правительством от ее имени. То же самое относится и к ее выбору людей для заполнения примерно сотни других министерских должностей. И если ей надоест ее министры, она может просто их уволить. Официально все они «слуги Короны». Кроме того, ничто из того, что решил парламент, не может стать законом, пока он не согласится с этим. Существует также принцип английского права, согласно которому монарх не может делать ничего противозаконного с юридической точки зрения.

Но на самом деле это, конечно, совсем другое. Конечно, она не может выбрать премьер-министром кого угодно, но она должна выбрать того, кто пользуется поддержкой большинства депутатов в Палате общин, потому что «ее» правительство может собирать налоги только с согласия Палаты общин, поэтому, если она не выберет такого человека, правительство перестанет функционировать. С парламентом та же история — премьер-министр будет говорить о «просьбе» о роспуске парламента, когда он или она хочет провести выборы, но монарх обычно не может отклонить эту «просьбу». Так что на самом деле королева не может остановить правительство в его политике.

Часто упоминаются три роли монарха. Во-первых, монарх является личным воплощением управления страной. Это означает, что люди могут сколь угодно критически относиться к реальному правительству и могут утверждать, что его следует выбросить, не обвиняя его в непатриотичности. Во-вторых, утверждается, что монарх мог действовать как последняя проверка правительства, которое становилось диктаторским. В-третьих, монарх должен играть очень практическую роль как подставное лицо и представитель страны.

Суверен правит, но не правит.

Королевская семья

Фамилия королевской семьи — Виндзор. Королева Елизавета — лишь четвертый монарх с таким именем. Это потому, что Георг V, дедушка Елизаветы, изменил фамилию. Это была Саксен-Кобург-Гота, но во время Первой мировой войны было сочтено, что королю лучше не носить имя, звучащее по-немецки.

Королева Елизавета II родилась в 1926 году и стала королевой в 1952 году. Она является одним из самых долго правящих монархов в истории Великобритании.

Партийная система

Великобритания обычно описывается как «двухпартийная система». Это связано с тем, что с 1945 года одна из двух крупных партий сама по себе контролировала правительство, и члены этих двух партий занимали более 90% всех мест в Палате общин. Такая же ситуация существовала уже на протяжении девятнадцатого века, за исключением того, что либералы, а не лейбористы, были одной из двух больших партий.

В Британии существует множество различных партий. Три крупнейшие партии Великобритании — это Консервативная партия, Лейбористская партия и Либерально-демократическая партия. Кроме того, также существуют некоторые националистические партии, такие как Both Plaid Cymru («Партия Уэльса») и SNP (Шотландская национальная партия), которые борются за передачу государственной власти — некоторые партии в Северной Ирландии — которые в основном представляют протестантскую или католические общины, а также множество очень мелких партий, таких как Партия зеленых, Коммунистическая партия и Британская национальная партия, крайне правая партия, довольно откровенно расистская.

Консервативная партия

Консервативная партия возникла из группы членов парламента (депутатов)

, известных как тори в начале девятнадцатого века. Консервативная партия является правоцентристской и выступает за иерархическое вмешательство в экономику, они хотели бы снизить подоходный налог и отдают приоритет национальной обороне и внутреннему правопорядку. Лидером, имеющим относительно большую степень свободы в управлении политикой, был бывший премьер-министр Джон Мейджор в 1919 г.96.

Нынешний премьер-министр Тони Блэр поддерживается Лейбористской партией.

Лейбористская партия

Лейбористская партия была создана в начале двадцатого века из союза

профсоюзных деятелей и интеллектуалов. В 1923 году Лейбористская партия впервые была у власти

раз. Лейбористская партия находится слева от центра и выступает за равенство, за социально более слабых людей в обществе и за большее участие государства в экономических вопросах.

Либерально-демократическая партия

Либерально-демократическая партия была образована в конце 1980-х из союза либералов, которые произошли от париков начала девятнадцатого века, и социал-демократов, отколовшейся группы лейбористских политиков. Считается, что он находится в центре или немного левее центра и всегда решительно выступал за Европейский Союз. Лидером Либерально-демократической партии в 1996 году был Пэдди Эшдаун.

Как долго национальные правительства в Европе остаются у власти? 900:01 Британские национальные газеты в центральном лондонском газетном киоске 21 октября 2022 года, на следующий день после отставки премьер-министра Лиз Трасс. (David Cliff/AP)

В 2022 году в Соединенном Королевстве было три разных премьер-министра, в том числе Лиз Трасс, проработавшая всего 49 дней. Кратковременное пребывание Трасса в должности ставит вопрос: как долго обычно существуют правительства в Европе?

Чтобы выяснить это, исследовательский центр Pew провел консультации с ParlGov — информационным центром межнациональной политической информации — и рассчитал медианную продолжительность правления в 22 парламентских государствах-членах Европейского Союза, а также в Великобритании, с конца света. Вторая война до конца 2022 года.

В целом, в большинстве проанализированных европейских стран смена правительства происходила не реже одного раза в два года. Но правительства в Бельгии, Финляндии и Италии часто не продержались и одного года. В этих странах средняя продолжительность правления со времен Второй мировой войны составляет менее 365 дней, что намного меньше полного конституционного срока, предоставленного новому правительству.

На другом конце спектра Люксембург имеет самую большую среднюю продолжительность правления среди проанализированных стран: более четырех с половиной лет. Правительства Люксембурга также ближе всех подошли к достижению своего полного конституционного срока (пять лет, в случае Люксембурга).

Большинство стран ЕС являются парламентскими демократиями и, в зависимости от страны, проводят регулярные общенациональные выборы каждые четыре или пять лет. В парламентских демократиях партия (или партии), получившая наибольшее количество мест в парламенте, формирует правительство (или кабинет) и выбирает главу государства. Продолжительность правления в этом анализе определяется как количество дней, в течение которых правительство остается у власти до следующих национальных выборов.

Если правительство перешло к роли «смотрителя», что означает, что администрация действует с ограниченными законодательными полномочиями, в этом анализе оно считается новым правительством. Например, в Германии 16-летнее правление бывшего канцлера Ангелы Меркель разделено на пять отдельных правительств: три правительства, состоящие из традиционных четырехлетних сроков полномочий; одно временное правительство, которое просуществовало полгода, пока Меркель боролась за формирование правительства; и последний срок в три с половиной года, когда ей в конце концов удалось создать коалицию. (Подробнее о методологии этого анализа читайте в разделе «Как мы это сделали».)

Как мы это сделали

В этом анализе Pew Research Center сравнивается средняя продолжительность правления в парламентских системах в Европейском союзе и Великобритании с момента окончания Второй мировой войны. Данные, используемые для расчета продолжительности и типов правительств, а также истории выборов в каждой стране, взяты из ParlGov (по состоянию на ноябрь 2022 г.), информационного центра межнациональной политической информации.

Наше определение «срока правления» основано на отслеживании кабинетов ParlGov. В их данных новый кабинет регистрируется после одного или нескольких из следующих событий: смена партии в существующем кабинете, любая смена премьер-министра или главы правительства или любые всеобщие выборы. Мы включаем временные правительства, определяемые как «кабинет министров с ограниченным законодательным мандатом». (Дополнительная информация по конкретной стране и примеры того, как ParlGov кодирует изменения в правительстве.)

У ParlGov есть список кабинетов, начиная с того момента, когда страна считается полностью демократической, согласно дихотомической классификации Буа и др. (2013). Мы начинаем отслеживание с первого кабинета министров, пришедшего к власти после Второй мировой войны (2 сентября 1945 г. или позже), а затем используем официальные правительственные веб-сайты для оценки статуса правительств до 31 декабря 2022 г. Любые ручные изменения данных перечислены ниже:

  • В Чешской Республике и Словакии мы рассчитываем продолжительность правления на основе кабинетов с 1993 г. – когда они стали независимыми суверенными государствами – а не 1990 г., когда начинаются данные ParlGov по этим странам.
  • На Мальте отслеживание начинается с прихода к власти правительства в 1964 году, когда остров стал государством, независимым от британского правления.
  • В Италии, Швеции, Латвии, Дании, Великобритании и Болгарии мы обновили список правительств, чтобы отразить недавние изменения в правительстве, еще не добавленные в базу данных, которая последний раз обновлялась 9 сентября 2022 года. Даты были проверены с использованием официальных правительственные веб-сайты в каждой стране.
Как осуществляется переход правительств?

Если правительство терпит неудачу – будь то в результате вотума недоверия, отставки или реструктуризации кабинета – новое формируется одним из двух способов:

  • Создание коалиции: В парламентских демократиях это может быть обычным явлением формировать или реформировать правительства в период между запланированными выборами. Например, хотя в 2022 году в Великобритании было три премьер-министра, переходы происходили без участия широкой публики в голосовании. Этот тип процесса имел место во всех странах, включенных в это исследование, и был особенно распространен в Бельгии, Эстонии, Финляндии, Италии, Латвии, Польше и Словении, где было по крайней мере две смены правительства в течение срока выборов (четыре или пять лет). ), в среднем.
  • Досрочные выборы: Если правительство рушится до запланированных выборов, страны могут объявить «досрочные выборы» для формирования нового правительства. Например, в 2022 году в Словении состоялись первые регулярные выборы более чем за десять лет после проведения внеочередных выборов в 2011, 2014 и 2018 годах. В 2022 году в двух из 23 стран, включенных в это исследование, — Болгарии и Италии — были проведены внеочередные выборы.

Для сравнения, в то время как правительства Болгарии и Словакии просуществовали примерно одинаковое количество времени (в среднем 1,17 и 1,16 года соответственно), Словакия могла формировать и реформировать коалиции без выборов гораздо чаще, чем Болгария . А некоторые страны, такие как Италия, часто формировали правительства путем создания коалиций 9.0009 и провели досрочные выборы.

Кто руководит переходом правительства?

Некоторые переходы связаны с временными правительствами. Например, нынешний премьер-министр Болгарии Галаб Донев и его правительство временно исполняют обязанности после вотума недоверия предыдущей администрации.

В Нидерландах было больше временных правительств, чем в любой другой стране, включенной в этот анализ: после Второй мировой войны их было 11. Нынешний премьер-министр Нидерландов Марк Рютте находится у власти почти 12 лет, но из семи последовательных правительств, которые он возглавлял, три были исполняющими обязанности. Совсем недавно он возглавлял временное правительство в течение 360 дней с января 2021 года по январь 2022 года, установив послевоенный рекорд Нидерландов. Бельгия и Болгария занимают второе место по количеству временных правительств: девять и восемь соответственно. Далее следуют Финляндия и Австрия, по семь человек.

В Люксембурге даже временные правительства держались долго. Хотя после Второй мировой войны в стране было временное правительство только два раза, средняя продолжительность временного правительства в Люксембурге составляет чуть более 10 месяцев (309 дней). Другие страны со средней продолжительностью более шести месяцев включают Италию, Нидерланды, Чешскую Республику и Испанию.

Бельгия выделяется тем, что в ней действует временное правительство дольше всех изученных стран. Третье правительство Ива Летерма действовало в качестве временного правительства в течение почти полутора лет (541 день) в период с 2010 по 2011 год. Самое долгое временное правительство Италии было единственным, кто превышал 500 дней, а правительство Марио Монти удерживало власть в течение 528 дней. после европейского долгового кризиса.

Лора Клэнси — ассистент-исследователь, занимающаяся глобальными исследованиями отношений в Исследовательском центре Пью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *