Географ глобус пропил рецензии – Ой!

Рецензия на фильм «Географ глобус пропил»

Географ глобус пропил

Жизнь Виктора Служкина не слишком задалась – жена им недовольна, работы нет, да и пристрастие к алкоголю дарит лишь головную боль вместо радости. От безденежья и в надежде отвлечься Виктор устраивается в школу учителем географии. В противостоянии ученикам и коллегам, в схватке за расположение супруги, в выяснении границ дружбы со своим давним приятелем Виктор проживает необыкновенный год, меняющий его взгляды на мир.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

На «Кинотавре» фильм «Географ глобус пропил» был отмечен четырьмя наградами – Гран-при, Призом жюри кинопрокатчиков, Константин Хабенский стал лучшим актером, а Алексея Зубарева признали лучшим композитором

Картине Александра Велединского суждено было стать одним из главных событий российского кино 2013 года, а может быть, даже нескольких последних лет. И тому есть сразу несколько предпосылок – и яркий, отмеченный многими наградами одноименный роман Алексея Иванова, и летняя победа на киносмотре «Кинотавр» (тот странный для России момент, когда победителя одного из главных фестивалей страны обсудили, расхвалили и распиарили критики и будущие прокатчики, а зритель видит ленту в прокате только полгода спустя), и участие в ленте одного из главных актеров своего поколения Константина Хабенского. Суммарный потенциал картины очень высок, но получится ли у «Географа» стать настоящим явлением, каким он представляется издалека?

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Выбор актера на главную роль одобрил автор романа Алексей Иванов, отметив, что герой Хабенского похож на изображение героя на обложке первого издания романа в 2003 году

Для начала, картине невозможно будет отделаться от сравнения с книгой. Занятие это неблагодарное, но для тех, кто читал роман, неизбежное, тем более что изменения в сценарий внесены достаточно важные, чтобы фильм заиграл особенными красками. Первое, конечно, это возраст главного героя. Литературный персонаж моложе Константина Хабенского на добрый десяток лет, и если для среднего поколения эти цифры незначительны, то для старшеклассников, которым 25 лет кажутся старостью, тридцатилетний и сорокалетний учитель отличаются как небо и земля. Это одна из причин, по которым мотивы «протеста», а затем «принятие» школьниками нового Географа в фильме не очень понятны. 28-летнего парня (как в романе) и «чморить», и принимать равным проще.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Вторая важная деталь, вызывающая недоумение и выбивающая почву из-под ног сюжета, – это перенос времени действия из «проклятых» 90-х в наше время. Согласитесь, социальная обстановка полтора десятка лет назад была совсем иная, слонялся без работы, пил или прожигал никчемную жизнь едва ли не каждый второй. Сегодня быть таким асоциальным типом, каким выглядит Служкин, просто неприлично. Время пропитых романтиков ушло, сменилось отношение к ним, как бы медленно ни менялись взгляды в провинциальном городке.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Но, впрочем, все это старческое брюзжание, никоим образом не имеющее сил очернить замечательный фильм. За просмотром «Географа» в голову часто приходят очень схожие сцены из многочисленных советских фильмов. Как ни крути, фильм Велединского – плоть от плоти и школьных драм вроде «Доживем до понедельника» или «Дорогая Елена Сергеевна», и трагедий нереализованности, первой из которых на ум приходит «Осенний марафон». Образ Служкина пропитан той самой любимой некогда «интеллигентностью» с начитанностью, романтическим настроем, умением тонко шутить, сложно ругаться и красиво отказывать женщинам. Странно, но при всех отталкивающих составляющих Служкин симпатичен, ему несложно сопереживать, его непростое положение заставляет прокручивать в голове варианты собственных поступков, а ведь это всегда непросто – создать такого экранного героя, которого может примерить на себя едва не любой зритель. Хабенский в этом безупречен, представить кого-то иного на месте литературного Виктора теперь уже невозможно.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Под стать главному герою и персонажи второстепенные. С поколения старшего спрос невелик – это профессионалы, которые выполняют свою работу на твердое «пять», а вот «школьники» заслуживают отдельного «плюсика» к пятерке. У нас нечасто юное поколение, испорченное сериальным «чесом», готово выкладываться в большом кино, но у Велединского костяк «учеников» сработал безупречно – за время фильма у каждого из ребят, отправившихся в сплав, проявляется характер, и в прямом, и в переносном смысле.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Но и это не все. Похвала фильму была бы неполной без поклона в адрес места действия – столь аутентично, точно, эффектно, беззлобно, но с беспредельной грустью наши города давно никто не показывал. Пермь с ее портом, ее серыми коробками многоэтажек, с ее блеклыми улицами и потерянными жителями – узнаваема и гнетуще противоположна реке, уральским склонам, водным порогам заключительного похода.

В драматургии «Географа» можно выбрать множество ниточек, за которыми тянутся, казалось бы, совершенно не связанные друг с другом смыслы. Здесь есть и взросление, и проблема «лишнего» человека, и бытовая неустроенность, толкающая на досадные проступки, и победа над собой и природой, и вопрос самоидентификации… Но главная удача фильма – крайне тонкое и филигранное сочетание всех этих разнообразных слоев. Над «Географом» можно и посмеяться, и поплакать, и подумать. О нем можно поговорить, и такое «внеклассное чтение» часто оказывается лучше, ярче и поучительнее любых уроков.

Смотрите в кино с 7 ноября.

www.film.ru

Географ глобус пропил (2013) отзывы зрителей и критиков информация о фильме

Географ глобус пропил

Информация о фильме:

Дата выхода в России:

07.11.2013 г.

Премьера в мире:

26.07.2013 г.

Продолжительность:

129 мин.

Актёры фильма:

Описание фильма Географ глобус пропил (2013)

В фильме Географ глобус пропил биолог Виктор Служкин устраивается работать учителем географии в обычную школу, так как находится на мели. Фильм рассказывает о его обычной жизни, дружбе с учениками, конфликтах с завучем, посиделках с друзьями, походе девятиклассников в лес.

Трейлер


Если трейлер Географ глобус пропил не работает, пожалуйста, сообщите нам, прислав ссылку на эту страницу на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Заранее спасибо!

Зрительские отзывы

Здесь размещаются зрительские отзывы о фильме Географ глобус пропил. В заголовке указан процент полезности отзыва, составленный на основе голосов читателей, общее количество голосов, имя автора и оценка автора фильму.

54% (78) Веда оценил(а) в 7 из 10

19-10-2013 / 21:52

45% (62) Нинель оценил(а) в 8 из 10

21-10-2013 / 12:05

31% (55) Зритель оценил(а) в 7 из 10

30-10-2013 / 21:06

69% (168) Я, кинолюбитель оценил(а) в 4 из 10

03-11-2013 / 07:02

54% (80) Ирина оценил(а) в 9 из 10

07-11-2013 / 01:02

62% (92) Алиса Лок оценил(а) в 7 из 10

07-11-2013 / 17:09

60% (129) Николай оценил(а) в 1 из 10

09-11-2013 / 07:04

64% (44) Лариса оценил(а) в 5 из 10

09-11-2013 / 08:57

70% (69) Зритель оценил(а) в 9 из 10

09-11-2013 / 16:03

65% (54) Евгения оценил(а) в 7 из 10

09-11-2013 / 20:15

62% (45) Женя

09-11-2013 / 21:07

38% (48) Natalby оценил(а) в 8 из 10

09-11-2013 / 21:38

58% (50) Елена оценил(а) в 8 из 10

09-11-2013 / 22:06

55% (182) May оценил(а) в 3 из 10

09-11-2013 / 22:31

73% (215) Aliga

09-11-2013 / 23:47

60% (75) Ксантиппа оценил(а) в 10 из 10

10-11-2013 / 00:01

52% (65) Элина оценил(а) в 10 из 10

10-11-2013 / 01:07

47% (34) Илья оценил(а) в 9 из 10

10-11-2013 / 03:49

33% (43) Елена оценил(а) в 9 из 10

10-11-2013 / 10:17

53% (43) наташа оценил(а) в 9 из 10

10-11-2013 / 10:29

59% (32) Сан-При оценил(а) в 7 из 10

10-11-2013 / 17:32

76% (55) светлана оценил(а) в 6 из 10

10-11-2013 / 18:01

71% (77) ingelwood100

10-11-2013 / 18:26

47% (38) Татьяна оценил(а) в 10 из 10

10-11-2013 / 20:08

70% (163) Роман оценил(а) в 1 из 10

10-11-2013 / 21:26

73% (131) татьяна оценил(а) в 1 из 10

11-11-2013 / 00:24

47% (49) Мила оценил(а) в 9 из 10

11-11-2013 / 00:51

78% (186) Элайджа оценил(а) в 2 из 10

11-11-2013 / 03:16

74% (117) Андрей оценил(а) в 2 из 10

11-11-2013 / 09:28

73% (91) Bada оценил(а) в 8 из 10

11-11-2013 / 10:20

31% (55) Саня Романов оценил(а) в 7 из 10

11-11-2013 / 11:00

74% (151) Борис оценил(а) в 4 из 10

11-11-2013 / 19:03

36% (59) Денис оценил(а) в 9 из 10

11-11-2013 / 20:14

78% (45)

Зритель оценил(а) в 8 из 10

11-11-2013 / 21:26

59% (22) Вадим оценил(а) в 8 из 10

12-11-2013 / 06:26

61% (54) Зритель оценил(а) в 5 из 10

12-11-2013 / 07:37

72% (43) Евгений оценил(а) в 5 из 10

12-11-2013 / 13:51

76% (34) серж оценил(а) в 3 из 10

12-11-2013 / 19:52

40% (43) Денис оценил(а) в 9 из 10

12-11-2013 / 23:34

46% (41) Николай оценил(а) в 10 из 10

13-11-2013 / 02:07

72% (83) Сауле оценил(а) в 2 из 10

13-11-2013 / 16:34

67% (58) Наталья оценил(а) в 4 из 10

13-11-2013 / 18:26

71% (83) aka25 оценил(а) в 1 из 10

14-11-2013 / 01:37

44% (34) маргарита оценил(а) в 7 из 10

14-11-2013 / 11:43

34% (32) Зоя оценил(а) в 7 из 10

14-11-2013 / 20:24

50% (42) серж спб оценил(а) в 9 из 10

15-11-2013 / 00:14

52% (52) Правдоруб

15-11-2013 / 17:46

75% (52) Зритель оценил(а) в 4 из 10

16-11-2013 / 19:36

76% (76) Зритель

16-11-2013 / 20:04

22% (18) Наталья оценил(а) в 7 из 10

16-11-2013 / 23:18

84% (79) Ричард

17-11-2013 / 18:39

84% (45) Алекс оценил(а) в 5 из 10

18-11-2013 / 00:10

76% (79) Алексей оценил(а) в 2 из 10

18-11-2013 / 09:29

53% (103) Анна оценил(а) в 10 из 10

18-11-2013 / 10:19

62% (21) зритель оценил(а) в 9 из 10

18-11-2013 / 17:05

73% (41) Евгений

18-11-2013 / 19:37

50% (40) Тамара оценил(а) в 10 из 10

19-11-2013 / 07:44

71% (109) Александр оценил(а) в 2 из 10

19-11-2013 / 15:53

75% (96) Зритель оценил(а) в 1 из 10

19-11-2013 / 17:48

84% (31) Ирина оценил(а) в 2 из 10

19-11-2013 / 22:23

79% (87) Учитель оценил(а) в 2 из 10

19-11-2013 / 22:26

37% (19) Александр

20-11-2013 / 21:20

46% (26) Зритель оценил(а) в 9 из 10

21-11-2013 / 17:01

35% (31) Светлана оценил(а) в 10 из 10

23-11-2013 / 21:25

79% (14) Зритель

23-11-2013 / 21:49

88% (34) Мара оценил(а) в 4 из 10

24-11-2013 / 01:16

26% (34) Петрович оценил(а) в 7 из 10

24-11-2013 / 11:30

15% (27) Алексей оценил(а) в 10 из 10

24-11-2013 / 14:40

34% (29) Александр оценил(а) в 7 из 10

25-11-2013 / 10:30

9% (34) Зритель

25-11-2013 / 11:33

84% (74) Зритель оценил(а) в 2 из 10

26-11-2013 / 21:16

78% (27) greta оценил(а) в 6 из 10

26-11-2013 / 23:24

60% (10) Зритель оценил(а) в 7 из 10

27-11-2013 / 16:35

82% (39) Юлия

28-11-2013 / 12:12

87% (97) Василина оценил(а) в 8 из 10

28-11-2013 / 13:49

www.megacritic.ru

Рецензия на фильм «Географ глобус пропил»

Современный российский кинематограф пополнился новым фильмом, который уже ставят в один ряд с лучшими кинематографическими произведениями советского периода — «Осенним марафоном» и «Полетами во сне и наяву». Однако эти сравнения отвечают только одной линии фильма «Географ глобус пропил» — взаимоотношениям взрослых с намеком на «лишнего человека» и абсолютно не касаются другой темы — сегодняшних подростков.

9 15981 24 Марта 2014 в 02:50

Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог

Географ глобус пропил. Современный российский кинематограф пополнился новым фильмом, который уже ставят в один ряд с лучшими кинематографическими произведениями советского периода — «Осенним марафоном» и «Полетами во сне и наяву». Однако эти сравнения отвечают только одной линии фильма «Географ глобус пропил» — взаимоотношениям взрослых с намеком на «лишнего человека» и абсолютно не касаются другой темы — сегодняшних подростков.

Это экранизация одноименного романа Алексея Иванова — одного из лучших российских литераторов двух последних десятилетий. А. Иванов признан «самым ярким писателем, появившимся в российской литературе ХХI века». Книга «Географ глобус пропил» была написана в середине 90-х и отражала положение интеллигенции в процессе интенсивного развала бывшего СССР, деградацию общества и раскол семей.

Фильм «Географ глобус пропил» рассказывает о мытарствах человека — образованного, воспитанного и абсолютно невостребованного в современной российской кожной формации. Чтобы хоть как-то выжить, он соглашается на работу учителем географии и преподает ее десятиклассникам без особого интереса и рвения. Общая эрудиция, даже с отсутствием знания предмета, позволяет ему удерживаться на плаву, получать небольшую зарплату школьного учителя, которая не возвышает, а, наоборот, еще больше роняет его в глазах собственной жены. Как если бы он на самом деле был географом, который пропил глобус, настолько нищим и безнадежным.

Сценарий фильма задуман так, что все происходящее переносится из 90-х в сегодняшний день. От этого картина, отражающая современный российский социум, приобретает дополнительную актуальность, остроту и безысходность, становясь подтверждением того, что за 20 лет государством так и не были решены проблемы, обозначенные в романе Алексея Иванова. В первую очередь это касается определенной прослойки населения, которую в советские времена относили к творческой и научно-технической интеллигенции.

Закрытие вузов, НИИ, предприятий, фабрик и заводов, даже таких крупных, как Камский судоремонтный, где методистом при библиотеке работал Служкин, привело к поголовной безработице: нет завода — нет библиотеки. Лучшая профессиональная и образованнейшая часть населения страны оказалась выброшенной на улицу и по сей день влачит жалкое, недостойное ее существование за бортом жизни.

Метаморфозы на кожном ландшафте

Лишившись своего права на поклевку, то есть на ранговость и место в стае, в обществе, они, как главный герой фильма «Географ глобус пропил», превратились в социальных неадаптантов, спивающихся и деградирующих мужчин и женщин. Развитые анально-зрительные люди, такие как Виктор Служкин, в Советском Союзе всегда были востребованы, являясь золотым фондом в педагогике, медицине, науке, культуре.

Геополитическая катастрофа, происшедшая на советском ландшафте, перевернула государственный корабль, обнажив прогнившее днище, через которое на поверхность проникли самые заскорузлые архетипичные кожники вроде Будкина, друга детства учителя географии. Такие будкины всплыли повсеместно, назначая сами себя управленцами в новую власть, погрязшую в криминале и коррупции, расставляя своих людей на местах с естественной для архетипичных кожников «пользой-выгодой». Получая назначения на руководящие посты от таких же, как они сами, но из вышестоящих инстанций, будкины возвращаются на малую родину «помощниками депутатов и владельцами небольших строительных фирм».

В фильме Географ глобус пропил представлены двое бывших одноклассников, «соседей по парте», пути которых со школы разошлись. Один — во всем уступающий другу, вплоть до собственной жены, анально-зрительный Служкин. Другой — привыкший брать все, что плохо лежит, архетипичный кожник Будкин. Он вернулся из Москвы в родной город с назначением «на должность помощника депутата края, чтобы курировать местную культурку».

Виктор Сергеевич Служкин — выпускник биологического факультета Уральского университета. Работая преподавателем на кафедре, женился на Наде, одной из своих студенток, у них растет дочь Тата. Анально-зрительный Служкин напоминает Наде о прошлом, пытается объяснить конфликтующей с ним жене, что любит ее и женился на ней по любви. Жить прошлым, хранить в памяти минувшее — это свойства людей с анальным вектором. У Служкина о прошлом хорошие воспоминания, у него сохраняются прежние желания любить и быть любимым. И в то же время, как зрительник, он через себя воспринимает возникшие между женой Надей и Будкиным отношения, становясь, по сути дела, их сводником.

«Меняю мужа на его лучшего друга»

Со стороны Нади нет любви ни к Виктору, ни к его другу. Надя, у которой для потерявшего очередную работу мужа находится только одно определение — «лузер несчастный», оспаривает версию их женитьбы, утверждая, что замуж за Служкина пошла не по любви, а «по залету». Понятно, что кожно-зрительную Надю не устраивает муж-идеалист и неудачник, который ни к чему не пригоден и с чьей зарплатой учителя географии «если не есть, не пить и не курить, то можно через 152 года накопить на отечественное авто».

Автомобиль, как атрибут хорошей жизни, — тайная Надина страсть. На самом деле ее пустоты значительно глубже. Доведенная безденежьем и мужем-безработным до отчаяния, она скатывается в архетипичное поведение кожного вектора, проявляющееся в мелочности, припрятывании продуктов от Будкина, одергивании дочери, скандалах со Служкиным и откровенном с ним обсуждении новоиспеченного «заведующего районной культурой» в качестве кандидатуры «мужа-НЕ тряпки».

К Будкину, архетипичному кожнику, которого, по мнению Виктора, «деньги избаловали и девки» и который «еще в школе у пацанов мелочь... вытрясал», а теперь вполне заслуженно сам себя называет коррупционером, у нее тоже нет любви. Надин зрительный вектор не развит, собственно, как и у всех женщин из фильма «Географ глобус пропил». Неразвитое зрение в сочетании с таким же кожным вектором ведет к виктимности и проституции. И все женские персонажи фильма постоянно балансируют на этой грани.

В бой идут кожно-зрительные самки

У мужчины, потерявшего социальную реализацию, у «лузера», меняются запахи, и женщины, чувствуя это на глубоком животном уровне, утрачивают к нему сексуальное влечение. То же самое происходит и с географом Виктором Сергеевичем. Жена его давно к себе не подпускает. Подруги его жены уже вступили на тропу войны, расставляя капканы на Будкина. Сначала каждая, в силу своей развитости и потребностей, бьется за место рядом с Будкиным, а затем, оказавшись брошенной им ради новой пассии, по очереди приглашает к себе в постель Служкина, усматривая в нем орудие мести «подлому изменщику».

Сюжет развивается в городе, где нет работы и «полтора десятка баб на одного сторожа». От Будкина — «представителя законодательной власти, у которого квартира, машина, деньги...» — веет финансовым благополучием. Его феромоны улавливаются и считываются женщинами на подсознательном уровне как ощущение защищенности. Почуяв запах небедного и занимающего пост в мэрии города мужика, вокруг него крутятся кожно-зрительные женщины — Надя, Саша, Кира Валерьевна.

Будкин, согласно природе своего кожного вектора, действительно «изменщик». Он нуждается в постоянном обновлении, чутко, как барометр, реагируя на любую вибрацию социального ландшафта. Кожно-зрительные женщины — Надя, Саша, Кира, Ветка... не представляют для него никакой ценности. Кожно-зрительная воспитательница детского сада Саша «любого любит, хоть с голой задницей в шалаше», только Будкин «себя с голой задницей уважать перестанет», а баба ему нужна, «чтобы жизненные блага ценила». Именно по этой причине кожно-зрительные женщины не устраивают помощника депутата. Его природный выбор обязательно падет на анально-зрительную женщину, но это, как говорится, останется за кадром.

Ступени деградации мужчин с анальным вектором

«Герой не в силах плыть против течения, но уже способен сохранить в агрессивной внешней среде юмор, жизнелюбие и даже некоторые нравственные устои» — так охарактеризован географ в СМИ. Служкин не просто «не в силах плыть против течения», он даже не стремится что-то изменить в своей жизни — здесь в полной мере проявляется ригидность, пассивность свойств анального вектора.

Мужчины с анальным вектором имеют мощное природное либидо. Отсутствие социальной реализации негативно сказывается на их отношениях в паре. Оказавшись в круговерти семейных перипетий, они, теряя интимную связь со своей женщиной, погружаются в сильнейшие сексуальные фрустрации, которые приводят их к выпивке. Общеизвестно, что алкоголь воздействует на те же участки головного мозга, что и секс, давая кратковременную сбалансированность биохимии головного мозга. О том, что жена Служкина с ним не спит, знает уже весь поселок, а его ученики открыто обсуждают это в курилке.

Анальному человеку, несмотря на то, что его сексуальное желание огромно, из-за его природной моногамности трудно переключиться на другую женщину. Этот факт очень точно отражен в поведении Виктора Служкина из фильма «Географ глобус пропил».

Виктор Служкин — анально-зрительный. Юрий Бурлан на тренинге Системно-векторная психология объясняет, что только зрительный вектор является великим мастером спекуляций суицидом. Зрительный географ тоже имитирует «самоубийство в ванне», на самом деле засыпая в ней с пролитым в воду красным вином, только бы не оказаться в постели с учительницей немецкого Кирой Валерьевной.

У Виктора Сергеевича зрительная любовь к жене. Лучшему другу Будкину, с которым и рыбалка на морозе, и шашлычок на берегу, и поллитровочка под плавленый сырок в пустом классе школы, он по-анальному способен отдать все самое дорогое. Даже жену Надю он готов уступить в память о босоногом детстве, рационализируя по-зрительному: «Они же любят друг друга».

Хорошо, что лучший друг один, а то бы передавал жену с рук на руки, как переходящее красное знамя, которое, пройдя круг почета, все равно вернется на свое место, как это, собственно, произошло в конце фильма.

И еще кое-что из свойств анального вектора: страх получить фиаско в постели с другой партнершей заставляет Служкина всячески избегать близости с женщинами, для которых он внезапно становится «центром Вселенной». Даже когда его ученица Маша влюбляется в Виктора Сергеевича, как и он сам в нее, и оба они вполне отдают себе отчет о возможных взаимоотношениях.

«Я вас в упор не вижу и не уважаю»

Из всего класса только один человек пользуется у Служкина уважением — Маша Большакова. Остальных он не видит в упор. Что дал мечтающий о любви Святой Географ десятиклассникам, почти выпускникам, за полгода работы в школе? Какой опыт, какие культурные ценности? Пустую болтовню о малой родине, от которой тошнит его учеников?

Чему научил их учитель и по какому праву спрашивает с тех, для кого сам перестал быть авторитетом, личностью, а со всей страстью зрительного снобизма заявляет: «Вы не только еще не личности, но вы даже еще не люди. Вы — тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме мобильников, порнухи и наркоты... И шутки у вас тупые, потому что чувство юмора у вас не развито. Для чувства юмора нужна культура, которой у вас нет».

Зрительный снобизм Служкина годен только на разглагольствования: «Я вас в упор не вижу и не уважаю». «Ты меня уважаешь?» — излюбленная тема алкоголизирующего анальника, а если он еще и со зрением, то можно и помечтать на чужой кухне: «Хочу жить, как святой. Чтобы я никому не был залогом счастья и мне никто не был залогом. Но при этом я бы любил людей и люди меня любили. Совершенная любовь с большой буквы "Л"».

Как Служкин стал географом, который пропил глобус?

Неудивительно, что 10 «А» класс его ненавидит и при каждом удобном случае высмеивает и делает гадости. Старшеклассник Градусов, с которым у Виктора Сергеевича сразу не заладились отношения «учитель — ученик», выкрикивает: «Географ глобус пропил!» Ошибся уретральный подросток — заметны пробелы в знании географии: географ не глобус пропил, а 1/6 часть суши.

Тема урока: порог Долган

Современные подростки полностью отрицают участие взрослых в их жизни, будь то родители или учителя в школе. Новое поколение вырастает эгоцентриками, живущими и думающими только о себе. Любые попытки объясниться с ними наталкиваются на стену безразличия, неприязни, агрессии и насмешек. Здесь не помогают никакие педагогические методики или психологические тесты и собеседования.

Увеличение темперамента современного поколения и невозможность найти способы наполнить пустоты, которые этот темперамент образует, избавиться от возникающих в связи с этим страданий приводят к полному или частичному неприятию ими окружающего мира и взрослых в нем.

Служкин не особенно и стремится найти с подростками общий язык, наладить контакт с вверенным ему 10 «А» и только под напором учеников соглашается идти в поход по реке. Не чувствуя заинтересованности и отдачи от учеников, он и сам не готовится к темам уроков, просто зачитывает из учебника географии очередной параграф. На самом деле Виктор Сергеевич погружен в свои личные переживания, которые он в присутствии детей, а то и вместе с ними пытается гасить алкоголем.

Заметно, что класс, объединенный Градусовым, не конфликтует изнутри, а общую неприязнь подростки выражают именно Служкину. Пусть пока еще по-детски, но эта стая сранжирована. Особенно ярко это проявляется в истории с походом, который выигрывает в карты для своих одноклассников Градусов. По условиям учителя отправляется в него лишь небольшая, написавшая на «отлично» контрольную по географии группа ребят. Уже в поезде к ним неожиданно примыкает Градусов. Встретившись с учителем географии в тамбуре вагона, он по-ученически спрашивает: «Можно?»«Свободный тамбур в свободной стране», — иронизирует Служкин, давая Градусову понять, что они на «нейтральной территории».

И в этом заплеванном, разбитом тамбуре, на этом клочке дребезжащей и уходящей из-под ног тверди лицом к лицу встречаются два поколения, которые не очень-то и привечают друг друга, если не сказать больше — ненавидят и презирают... Внезапно Градусов обращается к Виктору Сергеевичу с удивительными для подростка словами: «...Я вам помогать приехал... а то это все лохи да чмошники... Не верите? Тогда нажрусь всем назло...» Но, в отличие от географа, Градусов «не нажирается». Подсознательно уретральник ощущает свой ранг вожака и свою ответственность перед стаей, и только он во время трудного похода через порог Долган окажется способен удерживать ее в равновесии.

Тот небольшой, но все же кредит доверия, который получил учитель от ребят в самом начале поездки, он незамедлительно утратил, напившись «в хлам». Подростки тем и отличаются от детей, что начинают брать ответственность за себя — такова природная особенность переходного возраста. Они отрицают вмешательство в их мир взрослых, но, оказавшись на реке в сложных условиях, угрожающих жизни, вдруг по-детски ощутили потребность в защищенности и безопасности. А единственный взрослый среди них — учитель географии — оказался не способен их дать, на протяжении всего похода заливая алкоголем собственные пустоты.

Ребята отстраняют его от руководства, демонстративно делая его аутсайдером. Группа, планирующая покорить смертельно опасный порог Долган, естественным образом самоорганизуется вокруг своего уретрального одноклассника. В соответствии со своим природным рангом вождя он перенимает на себя командование стаей и вместе с ней самостоятельно, в отсутствие Виктора Сергеевича, проходит самый трудный отрезок их маршрута — порог Долган.

На этом можно было бы завершить фильм, из которого ясно, что новое поколение, каким бы безалаберным, бескультурным и безответственным оно ни казалось, какая бы пропасть ни отделяла его от взрослых, способно управлять лодкой, которую в лихие 90‑е чуть было не утопили их родители. Переправа через порог Долган становится подходящим символом этого.

Нужно только дать себе шанс за грохотом вод бурной реки услышать это поколение, повернуться к нему лицом и постараться понять его психическое, разобравшись для начала в себе. Сделать это не трудно, потому что инструмент для самопознания уже есть. Это тренинг Системно-векторная психология.

Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции можно по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Автор публикации: Светлана Фронтцек, системный психолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Рецензия на фильм "Географ глобус пропил" • Сибдепо

“Географ глобус пропил” – удивительное, прекрасное кино. С одной стороны, смешное и даже уютное, с другой – рождающее чувство щемящей тоски и пустоты. И это на фоне высокого, а местами высочайшего профессионализма съемочной бригады и актёрского состава.

Фильм режиссёра Александра Велединского мало того, что о жизни, он ещё и живой. Сюжет течёт, не меняя направления, иногда кидая на крутые пороги. Героев узнаешь, героям веришь, героев понимаешь, к героям проникаешься симпатией, практически ко всем, несмотря на то, что сугубо положительных личностей среди них найти очень сложно. Однозначных персонажей здесь нет точно. Во главе угла, как и подобает, стоит главный персонаж – Виктор Служкин, он же учитель географии, он же географ, он же, если переходить в другие категории, лишний человек, он же герой, каким он должен быть, нашего времени. Любящий, но не любимый женой муж, любящий, но не всегда заботливый отец, любитель закинуть за воротник, обладающий незаурядным чувством юмора и житейской мудростью индивид, настоящий альтруист, а главное – честный человек не только на словах, но и на деле. Только вот его честность мало кому понятна и никому не нужна. Да ещё разные обстоятельства, когда социального, когда поведенческого, когда природного характера.

С учительскими методами Виктора Служкина консервативные преподаватели, конечно, поспорили бы, но даже когда он перегибает палку в отношении с учениками, ставишь себя на его сторону, неважно, смог бы ты так поступить или нет. Потому что ученикам 10“А”, и вправду, не особо что-то нужно, а об уважении к дающим знания и говорить не приходится. Его просто нет. Но всё же они хотят вырваться из круга рутины и скуки, иначе откуда это рвение идти в поход? Надежда мелькает, то тут, то там, чтобы скоро раствориться в унылых пейзажах пермских микрорайонов, видов брошенных зимовать (навечно?) судов и холодной, серой и большой реке. И в этой тоскливой пустоте живут обычные люди.

В картине удивительным образом переплетается социальное и чувственное, нисколько не мешая друг другу. Раз! и вот сатирический укол в сторону властьимущих и их отношения к жизни и к своему положению. Сцена с голосованием Будкина и съемкой бюллетеней на телефон или подарок на день рождения от представителя власти – вызывают волны смеха. Два! и зритель благоговейно замирает на монологе географа при игре в карты. Три! и снова вспоминается лозунг “Счастье за горами”. Но хоть оно и за горами, но герои пытаются найти его здесь и заполняют пустоту чувствами и страстями. Но страсти оказываются сиюминутные и от того мнимые. К последней трети фильма чувственность повышается до предела, когда на первый план выходит любовь юной прелестницы к учителю. В походе зрителя ожидает большое удовольствие и сопереживание от пары-тройки сильнейших драматических сцен.

Изумительная картина. Прекрасные диалоги. Операторская работа, комар носа не подточит. Актёрская игра даже от молодых лицедеев достойна всяческих похвал. А Константину Хабенскому отдельное троекратное “Браво!”. Пожалуй, лучший отечественный фильм года. И уж точно один из лучших последней пятилетки. А может, и большего временного периода.

sibdepo.ru

Географ глобус пропил (2013) — отзывы о фильме

11.11.13 12:22:51 | Отзыв автора: Наталья   IP: 93.90.231.*

Вчера посмотрели с мужем этот фильм... Все-таки как по-разному каждый воспринимает то, что видит!!

Муж увидел грустную комедию про несчастного мужика, которому не везет... да в общем-то во всем не везет. Вот поэтому он и спивается на глазах.

Не знаю... Я увидела совсем другое. Может это и есть пр...

13.03.15 15:49:46 | Отзыв автора: ЛиЛиТаОзОлИнЯ

Сначала услышала, что снимают этот фильм с Хабенским в главной роли. Стала ждать. Потом совершенно случайно знакомые принесли сыну почитать эту книгу, я его, естественно, опередила. Точнее, я ее не читала, я с ней просто прожила несколько замечательных дней, каждой клеточкой души откликаясь на повес...

27.04.14 00:42:37 | Отзыв автора: Ольга   IP: 176.14.123.*

Посмотрела фильм и возник вопрос : "что хотели сказать этим фильмом, что он нам несёт?"
Только ли безнадёгу, отчаяние и пьяные морды???Жизнь периферии,нищету, безысходность, скуку.

Я поняла так, что учитель - это пример, пусть не для всего класса, пусть для некоторых учеников. Учитель рисования ил...

25.11.13 00:57:35 | Отзыв автора: Жданов Андрей   IP: 93.85.177.*

Фильм явно снимали с замошкой на что-то большое...но получилось как всегда
Условно фильм можно разделить на 3 части
1)В первые 15 минут фильма вспоминается "В погоне за счастьем" с Вилом Смитом...в душе еще есть надежда, что главный герой сейчас начнет идти к большой и светлой цели...но нет, алкогол...

27.01.15 11:22:42 | Отзыв автора: иван иванов   IP: 95.153.203.*

Фильм напоминает "чернуху" 90х годов, всю мерзость и пакость, которую можно придумать в жизни.. которая раньше называлась "свободой слова". Чем больше ты покажешь гадости про нашу жизнь, тем больше ты будешь героем, где нибудь на Канском фестивале. Время то уже прошло, народишко с кинокамерами остал...

05.11.14 11:52:25 | Отзыв автора: Андрей   IP: 82.151.117.*

По моему вся суть фильма выражена на последних его минутах вопросом маленького ребенка. Помните, когда Служкин с дочкой за руку разговаривает с подростками через забор и у него дети спрашивают, работает ли он где и куда устроился на работу, на что он отвечает: "Это не важно". А затем с дочкой они от...

22.05.14 13:03:12 | Отзыв автора: Наталья   IP: 93.123.255.*

Фильм взбудоражил всю душу. В начале долго и нудно раскручивалась серая лента жизни персонажей. Все что лежало на поверхности: спивающийся географ, разнузданные старшеклассники, тусклые глаза несчастной жены, будто картонные человечки: завуч и директор, даже обаятельный друг, помощник депутата, и ра...

11.12.13 19:57:47 | Отзыв автора: Алексей   IP: 78.25.121.*

Пока ждал выхода фильма прочитал книгу. Фильм смотрел в одиночестве, жена у меня из провинции и еще в детстве насмотрелась на пьяные морды, на всю оставшуюся жизнь, ее хватило на 15 минут просмотра.
Очень больно смотреть на несчастную жену главного героя. Женщина живет своими страстями и страстишкам...

20.11.13 02:43:04 | Отзыв автора: Anton   IP: 93.85.165.*

Посмотрел в кино в середине недели, понятия не имел на что шел. Не знал чего ожидать.

После выхода из кинотеатра крайне долго пытался понять в чем дело. Вроде и передергивает от до боли точно переданного русского быта, от кошмарных ситуаций, в которые персонажи попадают. С другой стороны - с удовол...

04.05.14 18:18:44 | Отзыв автора: Наталья   IP: 78.25.122.*

Сегодня посмотрела этот фильм. Почитала, какие отзывы он вызвал после просмотра. Захотелось поделиться своими соображениями по этому поводу. Не буду оценивать сценарий, игру актёров, операторов, режиссёра. Скажу лишь, что в основном правдивый фильм о нашей новой жизни в условиях вседозволенности мол...

16.11.13 15:10:37 | Отзыв автора: Михаил Микулец   IP: 213.227.253.*

Нет, ну вот нафига главную идею книги было-то перевирать?!
Что особенно обидно – фильм-то снят хорошо. Отлично, можно сказать. Игра актёров, операторская работа – супер!..
Но! Сценарий - %:?№?*??:! Точнее – концовка.
В итоге всех событий (по-книге) детишки (очень непростые) Географа ОЧЧЕНЬ заува...

10.11.13 07:36:19 | Отзыв автора: Владимир Владимирович   IP: 83.149.35.*

Что мы знаем про жизнь: только из телевизора, да со слов знакомых у которых тоже ничего и не было, а для нас она однообразна утром ребенка в школу/детсад, сам на работу, поцелуй жене, любовнице... зарплата погасил кредит/ипотеку отдал долги, выходные с семьей, потом по магазинам, отпуск 14 дней ол э...

19.01.14 19:18:36 | Отзыв автора: Азалия

На этот фильм меня перед Новым годом вытащила в кинотеатр лучшая подруга, так как книга, по которой "ГГП" снят - одна из ее самых любимых.
Фильм не для широкого круга и не для массового проката, он авторский - и великолепен этим. Заставляет задуматься, а еще - как кто-то уже отметил в своем отзыве ...

22.04.14 19:39:59 | Отзыв автора: Логинов Дмитрий   IP: 195.64.208.*

Первый раз "географа" пытался посмотреть в ноябре и осилил минут 15. Через полгода решил всё-таки досмотреть... шикарный фильм! Я просто сцену в электричке первый раз пропустил, а тут уже не мог оторваться. Кто-то мне сказал: "фильм про жизнь" - не знаю. Нет у меня таких знакомых. Но это звёздный ча...

29.03.15 15:32:14 | Отзыв автора: Елена Викторовна   IP: 91.246.113.*

Я дам несколько цитат из фильма.
*Жёг глаголом – прозвали балаболом
*- Я милую узнаю по колготкам. Она их носит летом и зимой.
*Посмеяться над собой — значит лишить этой возможности других.
*Давай, ищи съеденные щи.
*По нем поминки, а он с четвертинкой.
*Брехать - не кувалдой махать.
*Командир пропи...

19.01.14 15:23:48 | Отзыв автора: Доник   IP: 2.75.15.*

Фильм с самого начала создает интригу, и держит у экрана. Главный герой это заурядный человек, который находит работу учителем географии, в общем ему "не важно какую работу", ведь ему все до лампочки!, ему абсолютно безразличны все вокруг!, его класс которому он прямо сказал за игрой в карты - "мне ...

02.12.13 17:42:42 | Отзыв автора: Юлия   IP: 176.114.165.*

Фильм посмотрела. На 4. Теперь хочу почитать книгу - возможно, в ней есть то, чего не смогли показать в фильме. Неплохой фильм, есть и явное, есть и скрытое. Запомнится на всю жизнь? Вряд ли. Но еще раз о нашей жизни...Фильм - по настроению. Посмотреть второй раз? Да, но не скоро. У всех разная жизн...

17.02.14 16:45:04 | Отзыв автора: Димон   IP: 91.192.245.*

фильм мне очень понравился.В серых буднях забываешь о себе все, понимаешь нет в жизни самого главного. Мы жить забываем за этими тараканьими бегами (всеми этими нашими серьезными делами). Иногда нужно остановиться, отдышаться и задуматься. Большинство стремится только упаковываться, по сути, работае...

25.11.13 22:25:12 | Отзыв автора: Александр Н.   IP: 81.30.186.*

Пошел на фильм т.к. в свое время понравилась книга .Это был большой и глубокий срез российской провинциальной жизни 90-х годов, с интересными и узнаваемыми характерами,с глубоким авторским пониманием всех "прелестей" и уродств этой жизни.Однако сразу озадачило,что в авторах сценария не увидел фамили...

25.12.13 14:19:43 | Отзыв автора: apira   IP: 178.94.204.*

Посмотрели с мужем порознь фильм. Нам по 40 лет. Смотрела я - было чувство разочарования, хотелось большего от Хабенского, скучно, бессмысленно показалось. Посмотрел муж - первое что он сказал ЭТО НЕ ЖЕНСКИЙ ФИЛЬМ. То что он прокоментировал дальше заставило меня по другому посмотреть на фильм, и даж...

kino.otzyv.ru

Рецензия Фильм Про на фильм: Географ глобус пропил

Экранизация романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» изначально была обречена на успех. У книги множество поклонников, у сыгравшего главную роль Константина Хабенского — тоже. Критика приняла фильм одобрительно, на «Кинотавре» он получил главный приз. Но самое главное: фильм напоминает лучшие бытовые драмы 70-х — 80-х годов, которые до сих пор собирают у телеэкранов миллионы зрителей.

Виктор Служкин — безработный биолог, который устраивается в школу географом. Обычная провинциальная школа, провинциальный быт, провинциальная жена и даже провинциальные друзья. Всё вокруг жутко провинциально, скучно, глупо, пошло. Но другой жизни нет. Поэтому нужно становиться учителем географии, терпеть измены жены, насмешки друзей и как-то справляться с депрессией. Все же как-то живут — так что тут брыкаться?


Кроме приза за лучший фильм «Кинотавра», «Географ» получил приз за лучшую музыку и приз жюри кинопрокатчиков. А Константин Хабенский был награждён как лучший актёр

Такого кино в России не снимали давно. Не коммерческое кино как оно есть в России, с его шутками ниже пояса, гламурными героями и экшном в самых неожиданных местах фильма. Не артхаус, опять же российский, с его жёсткостью, натурализмом, матерщиной и синефильским юмором, которым перекликаются в своих произведениях главные киноавторы страны. «Географ» — это кино, которое и есть тот самый мейнстрим. Фильм для всех, понятный и приятный и элитарной публике, и совсем не подготовленному зрителю. Фильм, который можно смотреть и в кино, и по телевизору, и на Blu-Ray, в любой компании или в одиночестве. Для зрителей практически любого возраста, потому что часть действующих лиц — подростки, а часть — взрослые люди, и каждый зритель может соотнести себя с теми или с другими. Фильм о российской глубинке, практически ничем не отличающейся от Москвы. Словом, один из кандидатов на звание «народного фильма», который, появляясь, только набирает со временем свою аудиторию и который очень медленно «стареет», потому что заявленные в нём вопросы ещё долго будут актуальными.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что это самый удачный фильм Александра Велединского. Это режиссёр, который начал работу одновременно с режиссёрами нашей «новой волны» (Хлебников, Попогребский, Хомерики, Мизгирёв, Звягинцев и другие), но который в эту «волну» не вписан. Хотя бы потому, что он старше своих «коллег»: ему уже за пятьдесят, в кино он пришёл после сорока, а до этого вообще работал в другой области, да и жил не в Москве. Заявил о себе остроумной короткометражкой «Ты да я, да мы с тобой», участвовал в работе над сценарием сериала «Бригада». Потом снял дебютный полный метр «Русское» по мотивам повестей Эдуарда Лимонова, а вскоре после этого — довольно необычный фильм «Живой» о призраках войны, живущих среди нас. Однако, при всей своей странности и сложности, «Живой» был принят публикой достаточно тепло и легко попал в первую двадцатку отечественных фильмов по сборам за 2006 год. Оба фильма Велединского были бенефисами братьев Чадовых, оба получили положительные отзывы критики.

Трейлер фильма «Географ глобус пропил»



Молодая актриса Анфиса Черных достойно сыграла в паре с Хабенским. Все сходятся на том, что она добавляет фильму очарования

«Географ» — первый полнометражный фильм Велединского, который тот снял после «Живого». Гигантский перерыв в семь лет режиссёр, по всей видимости, использовал для оттачивания формальных приёмов и сценарного мастерства. Можно даже сказать, что он «шёл к такому фильму, как «Географ». Мейнстримовому хиту, или, если по-русски, фильму для всех.

Константин Хабенский старше своего героя из книги. Тому ещё нет тридцати, Хабенскому уже больше сорока. Поэтому в фильме Виктор Служкин старше, у него уже и проблемы другие, и взгляд другой. В этом возрасте будущее уже не внушает такого оптимизма, а свои силы не кажутся безграничными. Многое кажется бессмысленным, и измена жены или увольнение с работы ничего, по сути, не меняют. Внутреннюю пустоту можно заполнить либо водкой, либо редкими приключениями вроде похода с классом на природу, либо ещё более редкими любовными увлечениями. При этом ты всегда сознаёшь иллюзорность своих побегов и периодически пытаешься искренне понять, что в тебе есть человеческого, ради чего стоит продолжать эту бесполезную жизнь. Таков герой Хабенского Служкин в этом фильме — его уже сравнивают с героями Олега Янковского, а сам фильм — с «Полётами во сне и наяву», фильмом, на который Велединский ориентировался в своей последней работе. Может ли быть для артиста похвала выше, чем сравнение с Янковским?

Конечно, кто-то с этим сравнением согласен, кто-то — категорически нет, но тут важен сам факт. Хабенский с Велединским добивались того, чтобы герой был бы и из народа, и немного в стороне; и простым человеком, и интеллигентом; и положительным героем, и — ни то, ни сё, «лишним человеком». Так, чтобы нельзя было вынести своё суждение о герое, чтобы он остался загадкой — но и был понят, потому что он, практически, настоящий человек. Да Иванов и писал роман о себе, это автобиографическое произведение. Но чтобы стало понятно, что надежда — есть. В этом главная заслуга режиссёра Велединского: он даёт своим фильмом ту самую надежду, за отсутствие которой сейчас многие бранят русское кино. Не фантазию, не сказку, не миф — надежду. Оказывается, могут найти общий язык подростки со старшим поколением. Оказывается, можно в момент, когда страсти охватили тебя целиком, сдержаться, потому что внутри есть что-то большее. Можно, в конце концов, даже «лишнему» человеку, каких сейчас десятки миллионов, стать чуть менее лишним. И продолжать жить.


www.filmpro.ru

Рецензии на книгу Географ глобус пропил

«Роман «Географ глобус пропил» — это роман вовсе не о том, что весёлый парень Витька не может в своей жизни обрести опору, и не о том, что молодой учитель географии Служкин влюбляется в собственную ученицу. Это роман о стойкости человека в ситуации, когда нравственные ценности не востребованы обществом, о том, как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить «душу живую», не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и любви».
(Алексей Иванов)

Вот так очень здорово, кратко и ёмко сам автор объяснил читателям, о чём на самом деле его роман. Как тут не согласиться, раз писатель был так предельно ясен. Но даже такое разъяснение не сделало чтение лёгким и ровным, пришлось продираться разными тропками и в разных погодных условиях. Чтение то шло весело и стремительно как прогулка по ровным лужайкам в солнечную погоду, то вдруг прилетала стая комаров, от которых хотелось отмахнуться и захлопнуть (в воображении) книгу, затем начинало штормить и порой приходилось просто-таки утопать в размытой грязи. И ко всему прочему, книга была написана в 90-е, и это сразу чувствуется по каким-то признакам, которые и сформулировать до конца сложно. Возможно, это описания быта в иронично-грубоватом ключе, а сама эта ирония с горьким привкусом постсоветской разрухи, к тому же действие происходит в далёкой провинции – в Перми, это и особые алко-сцены, и женщины с сомнительными нравственными ориентирами, и что-то истерично-неблагополучное в семейных отношениях, и, конечно, тема «лишнего человека».

Параллели возникли с 2-мя произведениями. Первое - Свобода Бутова, потому что тоже 90-е, аналогичная атмосфера и тяжёлое пробивание сквозь текст. И второе - прочитанный перед «Географом» - Стоунер , потому что события тоже касаются учебного заведения, главный герой – преподаватель такого же маргинального плана с вектором на смирение и служение какому-то внутреннему долгу, который определяется не обществом, но насколько же контрастно восприятие этих двух романов по причине различной стилистики, различной авторской ментальности.

Мне сложно было оценить юмор, пронизывающий всё повествование, и, пожалуй, ему не хватало изящества, хотя низкопробным и пошлым его тоже назвать нельзя, он скорее лубочный. При этом порой радовали некоторые забавные обыгрывания литературной классики. Прибаутки да шутеечки географа Служкина воспринимались раз через раз – то забавно, то невыносимо: «Жёг глаголом, да назвали балаболом», «Невеста без причинного места», «Квартира, машина и хрен в пол-аршина», и десятки других подобных.

Главный герой – совершенно обычный человек, не плохой, ни хороший, и история эта о его обыкновенной большей частью жизни. Правда, Алексей Иванов старается подвести нас к тому, что всё же его персонаж получше многих, так как есть в нём что-то более человеческое и живое, и ещё особенное, потому-то он и лишний. По образованию биолог, Служкин устраивается географом и погружается в будни общеобразовательной провинциальной школы. Занимательны наименования с идеологическими отсылками, которыми Служкин одарил 9-е классы: «красная профессура», «отцы», «зондеркоманда». Выстраивание отношений с подопечными, с целой группой детей, в данном случае подростков, зачастую необузданных, безусловно увлекательный процесс, особенно в случае личного педагогического опыта, но у меня и здесь случались читательские провисания. Я не смогла ответить себе на вопрос: Хороший ли учитель, этот географ? Он совершал ряд грубейших педагогических ошибок, но в то же время достучался до юных сердец, не читая им нотаций, он просто показывал им реальность и даже зарождал в них любовь к родному краю, к самой жизни, не пытаясь выставить себя непогрешимым человеком, не боясь выставить себя неудачником. Он распивает с учениками алкоголь, сидя на лестничной площадке, он же устраивает им поход, этот поход подвергает их жизни опасностям, но этот же поход воспитывает и открывает новые грани характеров.

Так же не получилось определиться с тем, хороший ли Служкин муж и отец. Отношения с женой дополняются совершеннейшей путаницей, которая ещё чуть-чуть и будет напоминать шведскую семью, здесь и первая любовь, и связи на стороне, и отношения жены с другом. Но среди всей этой череды семейных неурядиц теплился огонь любви главного героя и к жене, и к дочери.

Эти шутки на фоне беспросветности, отчаянное веселье посреди жуткой реальности, пьянки и измены вперемешку с лучшим душевными порывами, бытовуха в экзистенциальном ключе, провинциальная скука, сила характера в безвольности и неприкаянности – это очень драматичные и пессимистичные контрасты. Такое чтение - сложное и ещё неизвестно, насколько полезное. Оно, конечно, о настоящей реальности, где самая красивая девочка в классе не уезжает в Париж, а балующийся стихоплетством мальчик не становится великим поэтом. А ещё о том, как искать человека в человеке, и это, пожалуй важно.

Здесь же есть самая настоящая любовь автора к пермской земле и уже видны эти затягивающие природные зарисовки, которые потом в новом ключе раскроются в покорившем меня «Сердце Пармы». Пожалуй тем, кто знаком с этими местами, чтение может подарить особые и приятные ощущения узнаваемости.

В итоге, несмотря на мой скепсис, тяжёлый процесс восприятия романа и явное несовпадение с моим внутренним миром и настроениями, это хорошая книга, достаточно крепкая в плане литературного таланта, а кроме этого, она про эпоху и про то, откуда многие из нас родом – из детства, моё детство пришлось как раз на 90-е. И отчасти от этого появляется эта смесь и притягательности, и отторжения: в детство возвращаться не хочется совсем, но в нём многое сокрыто, что дорого и что начертано в душе несмываемыми чернилами.

#свояигра (Книги с событиями в учебном заведении за 40)

readly.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о