Геометрия велосипеда: Все, что вы хотели узнать о геометрии рамы велосипеда – интернет-магазин Ювента Спорт!

Содержание

Геометрии велосипедов

Каждый производитель велосипедов имеет своё собственное мнение о том, какая должна быть геометрия рамы. Кто-то считает, что велосипед с длинной базой будет более устойчив на спусках и удобен для туристических поездок, кто-то делает рамы короткими, так как ставит на первое место маневренность, третьи пытаются добиться того и другого одновременно. Те, у кого достаточно опыта, выбирают велосипед не только по цвету и цене, но и по геометрии рамы, так как в зависимости от геометрии поведение велосипеда на трассе может очень сильно отличаться.

Что полезно знать о геометрии? Одним из самых главных параметров велосипедной рамы является длина верхней трубы. Так как сейчас практически все велосипеды выпускаются со слопингом (верхняя труба переднего треугольника имеет наклон в горизонтальной плоскости), то было введено такое обозначение, как ЕТТ (эффективная длина верхней трубы). ЕТТ – это длина воображаемой линии, которая параллельна земле и идет от верха рулевой трубы до места пересечения с подседельным штырем. Велосипеды одной ростовки и разных производителей, а также одного производителя, но разных моделей, могут иметь разницу в ЕТТ до 5 см, что будет очень сильно влиять как на удобство посадки, так и на поведение велосипеда.

Обычно велосипеды начального уровня имеют более короткие рамы, чем велосипеды продвинутого и топового уровней. Подразумевается, что велосипед начального уровня покупают люди без какой-либо физической подготовки для прогулок по парку или городу и поэтому короткая рама и более вертикальная посадка хоть и менее эффективны, но зато гораздо более комфортны. Велосипеды продвинутого/топового уровней проектируются с тем расчетом, что их владелец может принять участие в каком-либо соревновании, либо он занимается фитнесом и регулярно ездит/тренируется, поэтому их рамы длиннее, а посадка более вытянутая для достижения максимальной эффективности.

Очень важным параметром является угол наклона рулевой трубы, который обычно находится в диапазоне от 64 до 72 градусов. Чем более острый угол наклона рулевой (64-67), тем лучше велосипед едет вниз, чем угол ближе к прямому (70-72), тем выше маневренность. Оптимальный угол рулевой кросс-кантрийного велосипеда 69-71 градус. Угол рулевой вместе с базой велосипеда (расстояние между осями переднего и заднего колес) непосредственно влияют на маневренность.

Существует заблуждение, что на маневренность влияет размер колеса, но это абсолютная неправда, два велосипеда с колесами разного размера, но с одинаковой базой и углом рулевой будут абсолютно одинаковы по маневренности. Однако стоит понимать, что кроме геометрии самой рамы есть немало других факторов, влияющих на ощущения от езды: ширина руля, протектор покрышек, длина выноса, торсионная жесткость вилки и т. д. Для гонок кросс-кантри обычно выбирают велосипед с максимально короткой базой, а для туристических поездок, наоборот, с длинной.
 
Поэтому при выборе велосипеда мы советуем пользоваться таблицами геометрии рам, указанных в информационом блоке «помощь по товару» на странице интересующего вас велосипеда.

< ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД

Как геометрия рамы влияет на управляемость велосипеда

Казалось ли вам, когда вы катались, что одни велосипеды

  • катятся, а другие не катятся
  • хорошо рулятся или плохо
  • легче выдёргиваются (легко поднять переднее колесо, например, чтобы заехать на бордюр)
  • стабильные, резкие, нестабильные и т. д?

Или об этом вам рассказывали знакомые велосипедисты? Если да, и вы хотите знать, почему это происходит, то эта статья для вас. Всё дело в геометрии рамы. Подробности ниже.

Будем общаться на примере горных велосипедов (они же МТБ, MTB и маунтинбайки). Их обычно покупают и для спортивных вело-дисциплин и для любительского катания: ездят на работу, катаются по городу или паркам и гоняют в небольшие поездки за город. Ещё немного затронем шоссейники.

Геометрия рамы

Любая рама хардтейла (велосипеда с передней амортизацией) состоит из обязательных элементов:

  • Рулевой стакан
  • Верхняя труба
  • Нижняя труба
  • Подседельная труба
  • Кареточный стакан (узел)
  • Верхние перья
  • Нижние перья
  • Дропауты (место, в которое вставляется колесо)

Ещё в раме 2 треугольника: передний и задний

От соотношения этих параметров и зависит поведение велосипеда. Сейчас узнаем, как именно.

База велосипеда

Это расстояние между центрами колёс. Чем оно больше, тем велосипед устойчивее. Тем его сложнее опрокинуть назад при подъёме в горку и вперёд при спуске.

Но таким велосипедом тяжелее управлять: из-за увеличенной длины он менее поворотливый, не такой юркий, на нём тяжело повернуть по маленькому радиусу. Вспомните, как по-разному на перекрёстке поворачивает легковая машина и длинный автобус.

По этим причинам длинная база не подходит для высокоманёвренных дисциплин, типа BMX Racing и форкросс: там нужна максимальная компактность и манёвренность.

Но стабильность подходит для даунхилла, где надо удержать равновесие, быстро двигаясь вниз и проходя препятствия.

Размер колёсной базы зависит сразу от 4х характеристик: длина перьев, длина переднего треугольника, угол рулевого стакана и ростовка велосипеда.


Форкросс. Прыжки и трюки


BMX-гонка. Важен быстрый разгон и возможность прыгать и входить в повороты

Нижние перья

Их длина – это расстояние от центра кареточного узла до оси (центра) заднего колеса. При уменьшении этой длины велосипед легче выдёргивается и проще управляется, так как уменьшается колёсная база. И наоборот, с длинными перьями велосипед становится «стабильнее».

У разных типов хардтейлов разная длина перьев:

  • у фристайловых – максимально короткие для манёвренности, чтобы велосипед легко выдёргивался и вращался
  • у даунхильных перья обычно длиные
  • у кросскантри, трейл и эндуро длина перьев где-то посередине и при этом у каждого своя


Downhill. Центр тяжести сзади, чтобы не кувыркнуться

В теории считается, что гнать вниз по камням легче с длинными перьями. Но в реальности найдутся успешные гонщики и с длинными и с короткими перьями.

Показатели Reach и ETT.

Это два расстояния от центра рулевого стакана, которые формируют длину переднего треугольника, но каждый по-своему:

  • До подседельного штыря (ETT). Определяет посадку велосипедиста. Этот показатель важен для велосипедистов, которые в основном ездят сидя.
    Например, для шоссейных велосипедов
  • До центра кареточного узла (Reach). Это проекция нагрузки, когда велосипедист стоит на педалях и держится за руль. Этот показатель для дисциплины «фристайл» и для пересечённой местности: для езды по искусственным и природным неровностям.

У разных моделей велосипедов в одной и той же ростовке длина REACH может отличаться, при том, что длина верхней трубы одинаковая. Это важно, потому что велосипеды, из которых вы будете выбирать в магазине, будут подходить вам по росту, но будут вести себя по-разному: один покажется удобным, а другой непослушным.

Reach и велодисциплины

  • Обычно, короткий Reach характерен для фристайловых велосипедов: если руль далеко, то такой велосипед тяжело выдёргивать
  • Длинный Reach – у велосипедов для трейла и эндуро (долгие заезды по пересечённой местности).
  • Не такой длинный – для кросскантри и шоссе: в этих дисциплинах в основном вы едете сидя, и в таком положении слишком далеко расположенный руль неудобен.

Reach и рост велосипедиста

  • Для невысоких велосипедистов удобен короткий Reach: руль будет ближе, не надо тянуться.
  • Для высоких наоборот: крутя педали стоя, велосипедист не будет ударяться коленками об руль

Показатель Reach меняется в зависимости от ростовки: чем больше рама, тем больше Reach.

Показатель Stack

Это высота носа рамы: расстояние от проекции руля до середины кареточного узла.


Rich – это не то же самое, что Stack

Это то, насколько руль выше кареточного узла.

Обычно не меняется от ростовки, но меняется от типа велосипеда. Для кросскантри, где небольшой ход амортизации, Stack будет меньше, чем Stack велосипеда для даунхилла, где ход амортизации больше.

Угол рулевого стакана

То, насколько велосипед наклонён вперёд или завален назад в состоянии покоя.

  • Чем больше рама наклонена вперёд, чем больше велосипедист нависает над рулём. На таком велосипеде легче идти в подъём.
    Это подходит для кросскантри и шоссе; для трасс, где мало неровностей и надо долго ехать в горку.
  • А если велосипед завален назад, на нём легче, комфортнее (и безопаснее) спускаться. В том числе по неровностям. И тут облегчается работа амортизатора: вилке легче отрабатывать удары, когда на руль идёт меньшее давление. Подходит для даунхилла.

Ещё наклон рулевого стакана влияет на управляемость:

  • Если угол острый, т.е. велосипед наклонён вперёд, у него уменьшается расстояние между колёсами (колёсная база). Велосипед становится более управляемым, руль становится более отзывчивым.
  • А если велосипед завален, колёсная база увеличивается, он становится более устойчивым, но не таким юрким.
Подседельная труба

Длина ПТ

Показатель, особенно важный для начинающих, так как он определяет ростовку велосипеда, по которой большинство выбирает велосипед. Но есть нюанс. Длина трубы зависит от дисциплины катания:

  • Если велосипед рассчитан на большие расстояния, и надо много крутить педали, то длина будет большой, чтобы велосипедисту было удобно долго сидеть.
     
  • Если же велосипед создан для прыжков, трюков, спусков, и вообще всего, где надо, чтобы седло не мешало, то трубу делают короткой. Пример: дисциплины «дёрт», «слоупстайл» и «стрит», где велосипедисту важно не зацепиться ногой при выполнении трюка. И в них гонщик почти всегда стоит на педалях.

Угол наклона ПТ

Если труба более вертикальна, то велосипедист больше нависает над педалями, ближе к переднему колесу. Так легче крутить педали, набирая скорость. Подходит для шоссейных велосипедов: вы едете по прямой ровной дороге, нет потребности в усиленном сцеплении заднего колеса, но важна эффективность педалирования.

Если труба больше запрокинута назад, то вес переносится назад, сильнее загружается заднее колесо, когда вы сидите. Это даёт большее сцепление и устойчивость при движении в подъём. Но если с этим параметром переборщить, то велосипед будет легко запрокидываться назад.

Высота кареточного узла

Мысленно проведём горизонтальную линию между осями колёс велосипеда. Высота кареточного узла – это то, насколько узел выше или ниже этой линии. У большинства велосипедов узел ниже линии, но бывают исключения: если важно, чтобы велосипед хорошо выдёргивался, то кареточный узел будет выше. Если же опускать узел, то велосипед будет стабильнее в поворотах. Поэтому на велосипедах с большим диаметром колёс кареточный узел ниже, чем у велосипедов с меньшим диаметром.

Итоги

Сочетание всех параметров создаёт характер велосипеда. От соотношения характеристик зависит то, насколько велосипед подходит для одних трасс и не подходит для других.

Вывод 1. Начинающим велосипедистам не стоит сильно вдаваться в тонкости каждого параметра и их соотношения по нескольким причинам:

  • Базовый горный велосипед с усреднёнными характеристиками справится с обычной нагрузкой в виде поездок до работы и катания по городу или небольших поездок на природу
  • Если вы пока не прониклись велоспортом, и велосипед интересует вас как дополнительный вид времяпровождения, то копание в нюансах может отбить желание кататься
  • Вышеописанные характеристики не всегда явно влияют на поведение велосипеда и начинающий велосипедист может не заметить разницы в двух похожих моделях, у которых 1-2 параметра отличаются на сантиметр
  • Велосипедная практика знает много исключений, когда гонщики побеждают с теми велосипедами, которые по правилам не подходят или неудобны для той или иной дисциплины

Но это не значит, что все эти параметры не играют никакой роли: это тонкости, которые не так важны, когда велосипедист в начале пути. Но с опытом вы начнёте замечать разницу, и эти знания помогут сделать повседневное катание более удобным. А может даже углубиться в одну из вело-дисциплин. Это был вывод 2.

Вывод 3. Если вам говорят, что какая-то рама старая, немодная или неактуальная, скорее всего это некорректная формулировка. Если речь не идёт про старинные велосипеды:


Актуальность геометрии зависит от стиля или дисциплины, в которых вы планируете кататься; от основных типов дорог, по которым планируете ездить.

Geometry Geeks — инструмент для сравнения геометрии велосипедов

Как и большинство сайтов, этот сайт использует файлы cookie, чтобы заставить его работать. Продолжая использовать сайт, вы принимаете нашу политику в отношении файлов cookie. Это сообщение больше не будет отображаться 🙂

найти и сравнить

Начало работы