Грузия
Республика Грузия.
Национальное название Сакарт-вело (картвелы — «грузины»).
Столица Грузии. Тбилиси.
Площадь Грузии. 69700 км2.
Население Грузии. 3.716 млн. чел. (2015)
ВВП Грузии. $16.53 млрд. (2014)
Расположение Грузии. Грузия — государство в Юго-западной Азии в Закавказском регионе. На западе омывается водами Черного моря. На севере граничит с Россией, на востоке — с Азербайджаном, на юге — с Азербайджаном, Арменией и Турцией. В состав Грузии входят две автономные республики (Аджария и Абхазия) и автономная область Южная Осетия.
Административное деление Грузии. В составе Грузии — 65 районов.
Форма правления Грузии. Республика.
Глава государства Грузия. Президент, избираемый сроком на 5 лет.
Высший законодательный орган Грузии. Двухпалатный парламент, срок полномочий которого 5 лет.
Высший исполнительный орган Грузии. Верховный совет.
Крупные города Грузии. Кутаиси, Батуми, Сухуми.
Государственный язык Грузии. Грузинский.
Религия Грузии. 65% — приверженцы грузинской православной церкви, 10% — русской православной церкви, 11% — ислама, 8% — армянской православной церкви.
Этнический состав Грузии. 70,1% — грузины, 8,1% — армяне, 6,3% — русские, 5,7% — азербайджанцы, 3% — осетины, 1,8% — абхазцы, также проживают курды, аджарцы, греки.
Валюта Грузии. Лари =100 тетри.
Климат Грузии. Климат Грузии зависит от региона: субтропический в Колхидской долине и на Черноморском побережье и континентальный в горных районах. Средняя температура января колеблется от — 2 °С (Иверийская впадина) до + 3°С (Колхида), августа— + 23—26°С. В горах Западной Грузии, обращенной к Черному морю, выпадает от 1000 до 2800 мм осадков в год, в Восточной Грузии — 300—600 мм.
Флора Грузии. В Грузии 15 заповедников, основной из них — Лагодехский, где расположены широколиственные леса, субальпийские и альпийские луга. Леса занимают 40% территории страны (в субтропиках — вечнозеленые).
Фауна Грузии. В Грузии водятся тигр, дагестанский тур, горный козел, медведь, олень, косуля, рысь, множество птиц, обитают змеи.
Реки и озера Грузии. Основные реки — Кура, Риона. Самые крупные озера — Палеостоми, Рица, Аметкел.
Достопримечательности Грузии. В Тбилиси — собор Сиони, монастырь Св. Давида, Анчисхатская базилика. В Кутаиси — храм Ба грата, в Мцхете — Патриарший собор Светицховели, в Гелати — Гелатский монастырь, здание Академии.
Полезная информация для туристов
Большое количество туристов привлекают минеральные источники (Боржоми, Цхалтуб, Менджи, Саимре), а также приморские климатические (Гагра, Пицунда, Кобулетиидр.), горноклиматические (Бакуриани, Бахмаро и др.) курорты.
Магазины обычно открыты с 9.00 до 19.00, большое количество магазинов и супермаркетов обслуживают покупателей круглосуточно. Ярмарки и базары работают без выходных.
Запрещен вывоз предметов, представляющих историческую и культурную ценность.
geographyofrussia.com
В Грузии новый президент и новая форма правления
В воскресенье, 17 ноября, в Тбилиси Георгий Маргвелашвили официально вступил в должность главы государства. Инаугурация также ознаменовала переход Грузии к новой форме правления – парламентской республике. Через неделю будет сформировано новое правительство во главе с Премьер-министром.
Грузия. Автор: Кетеван Кантария
Маргвелашвили стал четвертым президентом Грузии, при том что в этом году впервые переход власти был осуществлен мирным путем. Инаугурация прошла во дворе здания парламента Грузии в присутствии приглашенных гостей из ЕС и партнерских стран. Журналисты на церемонию допущены не были, представители оппозиции и мэр Тбилиси также на празднество не явились. Инаугурация прошла довольно скромно, на неё было затрачено примерно в 5 раз меньше средств, чем в 2008 году. После принесения присяги и клятвы, Георгий Маргвелашвили заявил, что в Грузии «завершился постсоветский период», и теперь страна начинает строительство «новой европейской культуры«. На Саммите восточного партнерства в Вильнюсе новый президент возглавит грузинскую делегацию.
После инаугурации президента вступили в силу поправки к Конституции, согласно которым Грузия стала парламентской республикой и многие президентские полномочия перешли к премьер-министру и парламенту. Президент останется гарантом Конституции, Главнокомандующим страны, а также руководителем Совета национальной безопасности и руководителем страны в период военного и чрезвычайного положений. Он будет подписывать законы, присваивать дипломатические ранги, предоставлять гражданство и принимать решения о государственных наградах. У президента остается право вета на решения парламента, право назначать выборы и распускать парламент, а также право помилования. Однако, министров отныне назначает премьер, после чего эти назначения принимаются парламентом.
Согласно Конституции Грузии после инаугурации нового президента, прежнее правительство уходит в отставку, а кандидат в премьер-министры должен сформировать и предложить на рассмотрение парламенту новый кабинет министров. 20 ноября парламент Грузии рассмотрит вопрос объявления вотума доверия правительству. После объявления вотума доверия в течение двух дней новый премьер-министр должен вступить в свои полномочия и в течение двух следующих дней назначить министров на основе одобренных парламентом кандидатур. После назначения последнего министра новое правительство вступает в полномочия.
Источники: izvestia.ru, newsgeorgia.ru, kavkaz-uzel.ru.
Читай также
www.eastbook.eu
Полное официальное название |
Грузия (груз. საქართველო, Сакартве́ло) |
Местоположение на карте |
Символика (флаг и герб) |
Подробнее: флаг Грузии, герб Грузии |
Форма правления |
Республика |
Президент Грузии |
Михаил Саакашвили (с 2004) |
Премьер-министр Грузии |
Бидзина Иванишвили (с 2012) |
Географическое положение |
Южный Кавказ Подробнее: география Грузии |
Климат |
В целом умеренный, на черноморском побережье – средиземноморский Подробнее: климат Грузии |
Площадь |
69 700 кв.км. |
Население |
4 570 934 (оценка 2012) Подробнее: население Грузии |
Столица |
Тбилиси (население 1,115 мил.) |
Крупнейшие города |
Кутаиси (268 800), Батуми (145 400), Сухуми (110 300) |
Денежная единица Грузии |
Лари |
Происхождение и национальность |
Грузины – 83,8%, азербайджанцы – 6,5%, армяне – 5,7%, русские – 1,5%, другие – 2,5% |
Языки |
Грузинский (государственный) – 71%, русский – 9%, армянский – 7%, азербайджанский – 6%, другие – 7% |
Религиозный состав населения |
Православные – 83,9%, мусульмане – 9,9%, последователи Армянской апостольской церкви – 3,9%, католики – 0,8%, другие – 0,8%, неверующие – 0,7% |
Национальный праздник Грузии |
День независимости – 26 мая |
Интернет-домен Грузии |
.ge |
Телефонный код Грузии |
+995 |
Часовой пояс Грузии |
UTC+4 |
www.world-globe.ru
Грузия. Республика Грузия
45Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля
Государство на юго-востоке Европы, в центральной и западной частях Закавказья.
Территория — 69,7 тыс. кв.км. Столица — г.Тбилиси.
Население — 5,4 млн.чел. (1989 г.), 70,1% — грузины, 8,1% — армяне, 6,3% — русские.
Официальный язык — грузинский.
Религия — большинство верующих — православные. 30 марта 2001 г. в Конституцию внесено положение, согласно которому отношения между государством и Грузинской православной церковью будут определяться конституционным соглашением.
Первые грузинские государства — Колхидское и Картлийское (Иберия) царства — возникли в VI-IV вв. до н.э. В 1801 г. Восточная, в 1803-1864 гг. Западная Грузия вошли в состав Российской империи. В 1918 г. Грузия провозгласила независимость. 25 февраля 1921 г. образована Грузинская ССР, в декабре 1922 г. она вошла в СССР сначала в составе Закавказской СФСР, с 1936 по 1991 г. — как союзная республика.
9 апреля 1991 г. на основе результатов всенародного референдума Верховный Совет Республики принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, провозгласивший действительными Акт о независимости 1918 г. и Конституцию 1921 г.
Государственное устройство
Грузия — унитарное государство; состоит из 66 административных единиц — районов (1978 г.), объединенных в 11 краев. В составе Грузии с 1931 г. — Абхазская и с 1921 г. — Аджарская автономные республики. Юго-Осетинская а
втономная область упразднена центральными властями в декабре 1990 г. В 1993 г. Абхазия фактически отделилась от Грузии. Новая Конституция Грузии оставила открытым вопрос о государственном устройстве и местном самоуправлении. Согласно ст.2 Конституции государственно-территориальное устройство Грузии будет определено конституционным законом на основе принципа разграничения полномочий после полного восстановления юрисдикции Грузии на всей территории страны. Действующая Конституция принята 24 августа 1995 г. До нее в республике действовали конституции 1921, 1922, 1927, 1937 и 1978 гг.По форме правления Грузия — президентская республика. Политический режим — демократия в процессе становления.
Законодательная власть принадлежит Парламенту Грузии. Согласно ст.4 Конституции после создания на всей территории страны надлежащих условий и формирования органов местного самоуправления Парламент Грузии будет состоять из двух палат — Совета Республики и Сената. Совет Республики должен избираться по пропорциональной системе. Сенат будет состоять из членов, избранных в Абхазии, Аджарии и других территориальных единицах Грузии, а также из назначенных Президентом Грузии 5 сенаторов.
Ныне действующий однопалатный Парламент является высшим представительным органом Грузии, который осуществляет законодательную власть, определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, в установленных Конституцией пределах контролирует деятельность правительства и осуществляет другие полномочия.
Парламент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года и состоит из 150 членов, избранных по пропорциональной системе, и 85 — по мажоритарной системе.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Грузии, члену Парламента, парламентской фракции, комитету Парламента, высшим представительным органам Абхазии и Аджарии, не менее чем 30 тыс. избирателей. По требованию Президента представленные им законопроекты рассматриваются вне очереди.
Законопроект или постановление считаются принятыми Парламентом, если они поддержаны большинством присутствующих, но не менее чем 1/3 полного состава Парламента, если Конституцией не определен иной порядок (законопроект о пересмотре Конституции считается одобренным, если он поддержан не менее чем 2/3 полного состава Парламента Грузии). Проект органического закона считается принятым, если он поддержан более чем половиной списочного состава Парламента.
Законопроект, принятый Парламентом, в 5-дневный срок передается Президенту Грузии. Президент в течение 10 дней подписывает и публикует закон либо с мотивированными замечаниями возвращает в Парламент. Когда законопроект возвращен, Парламент ставит на голосование замечания Президента. Для их принятия достаточно количества голосов, установленного Конституцией для законопроектов такого рода. Если эти замечания приняты, окончательная редакция законопроекта передается Президенту, который в 7-дневный срок подписывает и публикует его.
Если Парламент не принял предложения Президента, голосуется первоначальная редакция законопроекта. Закон или органический закон считается принятым, когда за него голосовало не менее 3/5 списочного состава Парламента. Поправки к Конституции считаются принятыми, если за них голосовало не менее 2/3 полного состава Парламента.
Парламент Грузии обладает значительными правомочиями в государственно-кадровой сфере: только с его согласия Президент назначает министров, послов и иных дипломатических представителей Грузии; по представлению Президента он избирает председателя и судей Верховного суда, а также членов Совета Национального банка Грузии, назначает генерального прокурора и председателя Палаты контроля; по своей инициативе — 3членов Конституционного суда и Народного защитника Грузии.
Глава государства и глава исполнительной власти — Президент Грузии, должность которого учреждена в апреле 1991 г. Он избирается непосредственно гражданами сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может быть избрано Президентом только дважды подряд.
Президент Грузии направляет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он обеспечивает единство и целостность страны, а также деятельность государственных органов в соответствии с Конституцией. Президент является высшим представителем страны во внешних сношениях.
Во внешнеполитической сфере Президент Грузии заключает международные договоры и соглашения, ведет переговоры с иностранными государствами; с согласия Парламента назначает и освобождает от должности послов и иных дипломатических представителей Грузии; при нем аккредитуются послы и иные дипломатические представители иностранных государств и международных организаций.
Значительные полномочия принадлежат Президенту в области обороны и безопасности страны, что объясняется сложной военной и политической обстановкой в Республике. Вслучае вооруженного нападения на Грузию он объявляет военное положение, при наличии соответствующих условий заключает мир и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение Парламента; во время войны или массовых беспорядков, при посягательстве на территориальную целостность страны, в случае военного переворота или вооруженного восстания, экологической катастрофы и эпидемий или в иных случаях, когда органы государственной власти лишены возможности нормально осуществлять свои конституционные полномочия, объявляет чрезвычайное положение на всей территории страны или в какой-либо ее части и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение в Парламент. Президент вправе с согласия Парламента приостановить деятельность или распустить представительные органы самоуправления или территориальных единиц, если их действия создают угрозу для суверенитета, территориальной целостности страны, осуществления государственными органами своих конституционных полномочий.
В области правотворчества Президент на основе Конституции и закона издает указы и распоряжения; осуществляет право законодательной инициативы, подписывает и публикует законы, имеет право отлагательного вето. По требованию Парламента, не менее 200тыс. избирателей или по собственной инициативе Президент назначает референдум по вопросам, определенным Конституцией и органическим законом, в течение 30 дней со дня получения этого требования.
Президент Грузии обладает и другими традиционными для глав государств полномочиями: он решает вопросы гражданства, предоставления убежища, присуждает государственные награды, присваивает высшие дипломатические ранги и почетные звания, осуществляет помилование осужденных.
Как глава исполнительной власти Президент назначает с согласия Парламента членов правительства — министров; правомочен освобождать их от должности; принимает отставку министров и других определенных законом должностных лиц, правомочен поручить министрам исполнение служебных обязанностей до сформирования нового правительства; представляет Парламенту проект государственного бюджета Грузии после согласования его основных данных и направлений с парламентскими комитетами. По предложению Президента Грузии Парламент утверждает структуру и порядок деятельности исполнительной власти.
Правительство существует не как самостоятельный орган, а как администрация Президента. Члены Правительства ответственны перед Президентом Грузии и могут быть смещены его указом. Института парламентской ответственности не существует.
В состав Правительства входит государственный министр, который руководит канцелярией и по уполномочию Президента выполняет его отдельные поручения. По сути, государственный министр выполняет функции Премьер-министра.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Грузии принадлежит к романо-германской правовой семье, занимая в ней вместе с правовыми системами других государств СНГ обособленное положение («евразийская» группа).
Грузинское право имеет богатую историю, уходящую своими корнями в первые века н.э. В 373 г. христианство стало в Грузии государственной религией, что привело к непосредственному действию многих норм канонического права. Значительное влияние на правотворчество грузинских царей оказало высокоразвитое византийское право. Начиная с IX в. предпринимаются попытки систематизации законодательства. Первым светским актом этого периода, который дошел до нас в виде фрагментов, является «Книга права», известная как Законы Баграта Куропалата.
Наиболее плодотворными были для грузинского правотворчества XIV-XVIII вв. До нас дошли составленные в этот период кодексы, общим источником которых было грузинское обычное право. Среди них следует назвать: Законы царя Георгия (XIV в.), Судебник Беки и Агбуги (XIV-XV вв.), Законы католикосов (XVI в.), Законы Вахтанга VI (XVIII в.) и др.
Судебник Георгия V (Законы Георгия V) — сборник законов, изданный царем Георгием V между 1325 и 1346 гг., был призван распространить грузинское феодальное право на районы верховьев Арагвы и Ксани, население которых противилось установлению феодальных отношений. Судебник сохранял такие устаревшие обычаи, как кровная месть (например, в случае похищения чужой жены), убийство вора в момент преследования. Одновременно он вводил новые формы ответственности за преступления, как правило, в виде денежных штрафов, величина которых зависела от социального положения сторон. Судебник Беки и Агбуги представлял собой сборник законов правителей княжества Самцхе — Саатабаго Беки и его внука Агбуги. Основное его содержание составляют нормы уголовного права. Так же, как и Судебник Георгия V, он допускал кровную месть за некоторые виды преступлений, но в основном устанавливал денежное возмещение. Судебник регулировал также некоторые имущественные отношения (например, куплю-продажу, заем, наследование).
Особенно активно законодательная деятельность развивалась в XVIII в., когда были внесены многие изменения в гражданское и особенно уголовное право. Венцом правотворчества считаются Законы царя Вахтанга VI — свод феодального права Грузии, составленный в 1705-1708 гг. под руководством царя Картли Вахтанга VI при участии представителей высшей духовной и светской знати. В этот кодифицированный акт вошли извлечения из Библии (Законы Моисея), греко-римское право (сборники византийских правоведов), Законы Мхтитар Гоша, так называемое право Католикоса, постановления грузинского церковного Собора (XVI в.), Судебники Георгия Блистательного и Беки и Агбуги и собственно Уложение Вахтанга VI. Последнее фактически действовало во всей Грузии, а некоторые законы — и после присоединения Грузии к России. Кроме того, Вахтангу VI принадлежит также «Дастурламали» — законодательный памятник государственного и административного права. Несмотря на обширное законодательство, в Грузии широко применялось и обычное право.
Наряду со светским действовало каноническое право. Имели силу как общехристианские, так и собственно грузинские источники. Среди них заслуживают внимания памятники национального происхождения: Законы католикосов (XVI в.), Грамота памяти Пицунды (XVIII в.), Закон об отравлении, против колдовства и гадания (вторая половина XVIII в.) и др.
Самостоятельное государственно-правовое развитие Грузии прервалось с вхождением ее в состав России в начале XIX в. В 1859 г. Законы Вахтанга VI в Грузии были заменены общими законами Российской империи.
Первая Конституция независимой Грузии принята Учредительным собранием в феврале 1921 г. и действовала считанные дни до установления здесь Советской власти. Эта Конституция была формально восстановлена в силе в 1991 г., однако этот акт имел скорее символическое значение.
После установления Советской власти в 1921 г. Грузия фактически реципировала новое социалистическое право РСФСР.
Правовая система Грузии переживает коренную трансформацию с начала 1990-хгг. Общие направления реформ такие же, как и на всем постсоциалистическом пространстве: идеологический и политический плюрализм, рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий.
В 1995 г. принята новая демократическая Конституция Грузии, пронизанная западно-либеральным духом. Общепризнанные права и свободы человека объявлены непреходящими и высшими человеческими ценностями (ст.7). Практически отсутствуют сколь-нибудь конкретные положения о социально-экономической системе Республики и социально-экономических правах граждан.
По темпам правовых реформ Грузия опередила многие бывшие союзные республики. Приняты новые Гражданский (1997), Гражданско-процессуальный (1997), Уголовно-процессуальный (1998), Уголовный (1999), а также Воздушный (1996), Морской (1997), Налоговый (1997), Таможенный (1997) кодексы. Эти кодексы, как и принятые Парламентом в 1992-1999 гг. несколько сотен законов, заложили основы современной правовой системы Грузии, демонстрирующей приверженность классическим принципам романо-германской семьи.
Несмотря на своеобразный, подчеркнуто «прозападный» характер постсоветского грузинского законодательства, правовая система Грузии сохраняет тесную связь с правовыми системами других государств участников СНГ. Это проявляется в сходной структуре системы права, юридической технике, правовом мышлении и культуре, хотя различия постепенно увеличиваются.
Основным источником права в Грузии являются законодательные и иные нормативные правовые акты. Их иерархия включает Конституцию, органические и обычные законы Парламента, указы Президента Республики, подзаконные акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления.
Грузинской правовой системе известен институт чрезвычайного законодательства. Согласно Конституции (п.3 ч.1 ст.73) во время чрезвычайного положения Президент издает имеющие силу закона декреты, действующие до окончания чрезвычайного положения; осуществляет чрезвычайные мероприятия. Декреты представляются в Парламент, когда он соберется на заседание.
Согласно ч.2 ст.6 Конституции законодательство Грузии соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Не противоречащие Конституции международные договоры или соглашения Грузии имеют приоритет перед внутригосударственными нормативными актами.
Особое место в системе источников права занимают решения Конституционного суда Грузии, которыми может быть аннулирована любая норма закона или подзаконного акта.
Обычаи в правовой системе Грузии имеют субсидиарное значение применяются, если не противоречат общепризнанным нормам права и нравственности или публичному порядку (п.4 ст.2 ГК Грузии).
Гражданское и смежные с ним отрасли права
До 1990 г. гражданское право Грузии строго следовало общим для СССР образцам. ГК 1923 и 1964 гг. копировали соответственно ГК РСФСР 1922 и 1964 гг.
Так же, как и в других бывших советских республиках, гражданское право Грузии в 1990-егг. было преобразовано в соответствии с принципами рыночной экономики и романо-германскими цивилистическими традициями.
Основы новых гражданско-правовых и хозяйственных отношений закреплены в Конституции 1995 г., которая признает и гарантирует собственность и право наследования (п.1 ст.21), объявляет неприкосновенным право на интеллектуальную собственность (п.1 ст.23), возлагает на государство обязанность содействовать развитию свободного предпринимательства и конкуренции (п.2 ст.30).
Формирование основ современного гражданского права завершилось принятием в 1997 г. нового Гражданского кодекса Грузии. Этот акт был подготовлен при участии немецких ученых-цивилистов и не основывается в отличие от большинства постсоветских ГК на Модельном гражданском кодексе, утвержденном Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ. По своим концептуальным началам, структуре, содержанию и терминологии грузинский ГК гораздо ближе к центральноевропейским кодексам.
ГК 1997 г. регулирует основанные на равенстве лиц имущественные, семейные и личные отношения частного характера (ст.1 ГК). Таким образом, следуя образцу классических буржуазных гражданских кодексов, грузинские законодатели «вернули» семейно-брачные отношения в сферу гражданско-правового регулирования.
В то же время ГК не предусматривает деления частноправовых отношений на гражданские и торговые. Его нормы распространяются на предпринимателей, хотя многие положения, касающиеся предпринимательской деятельности, не вошли в ГК (например, в нем нет норм об индивидуальных предпринимателях и коммерческих организациях).
ГК Грузии состоит из 6 книг, разбитых на разделы и главы, всего в Кодексе 1520 статей. Книга первая содержит Общие положения ГК, разделы о лицах, о сделках, об осуществлении прав, о сроках. Книга вторая именуется «Вещное (имущественное) право» и включает разделы «Имущество», «Владение», «Собственность». Книга третья охватывает обязательственное право и включает Общую часть (разделы «Договорное право», «Исполнение обязательств», «Нарушение обязательств», «Обязанность возмещения вреда», «Дополнительные средства обеспечения требования») и Особенную часть (разделы «Договорное право» с отдельными видами договорных обязательств и «Обязательственные отношения по закону»). Книга четвертая посвящена праву интеллектуальной собственности (разделы «Авторское право», «Промышленная собственность»). Книга пятая «Семейное право» включает разделы «Брак», «Взаимоотношения родителей, детей и других родственников», «Опека и попечительство». Наконец, книга шестая подробно регулирует наследственные отношения.
Юридические лица согласно ГК (ст.24) делятся на лиц публичного и частного права. К первым относятся государство, органы местного самоуправления, государственные учреждения и фонды (кроме созданных в соответствии с ГК или с Законом о предпринимателях), политические партии, религиозные организации и некоторые другие виды юридических лиц. ГК совершенно не касается юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, отсылая к Закону о предпринимателях. Некоммерческие юридические лица по ГК могут создаваться в виде союзов (ассоциаций) и фондов.
Наибольший интерес представляет регулирование в ГК вещных отношений. По господствующей в Европе цивилистической традиции владение выделено в самостоятельный по отношению к собственности институт. Отсутствуют понятие форм собственности либо положения об особенностях права собственности отдельных субъектов. В качестве видов ограниченного пользования собственностью других лиц ГК Грузии называет право застройки (ст.233-241), узуфрукт (242-246) и сервитуты (247-253). Как институты вещного права («Собственность как средство обеспечения требования») ГК рассматривает залог (254-285) и ипотеку (286-310).
В 1990-егг. в Грузии принято обширное законодательство, создающее правовую базу для предпринимательской деятельности, в том числе законы «О ценах и основах ценообразования» от 27 марта 1993 г., «О деятельности коммерческих банков» от 23 февраля 1995 г., «О чеке» от 19 апреля 1995 г., «О векселе» от 19 апреля 1995 г., «Об иностранных инвестициях» от 30 июня 1995 г., «О производстве по делам о банкротстве» от 25 июня 1996 г., «О поощрении и гарантиях инвестиционной деятельности» от 12 ноября 1996 г., «О монополистической деятельности и конкуренции» от 25 июня 1996 г. и др.
Особо следует отметить Закон «О предпринимателях» от 28 октября 1994 г. (с последующими изменениями), который по сути является Торговым кодексом Грузии. Он регулирует организационно-правовые формы устройства участников в предпринимательской деятельности, а также дает само определение последней («правомерная и неоднократная деятельность, осуществляемая с целью извлечения прибыли самостоятельно и организованно»). В Общей части Закона содержатся характерные для торговых кодексов положения о реестре предпринимателей, фирменном наименовании, генеральной торговой доверенности (прокуре), торговом представительстве, ведении бухгалтерского учета и отчетности, исковой давности, концернах, сопряженных (дочерних и других) предприятиях. Особенная часть посвящена отдельным видам коммерческих организаций. Организационно-правовыми формами предприятий являются: индивидуальное предприятие, общество с солидарной ответственностью (ОСО), коммандитное общество (КО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество (АО), кооператив. Индивидуальным предпринимателем (владельцем индивидуального предприятия) является физическое лицо, для осуществления деятельности которого необходимы организация в порядке предпринимательства, упорядоченное кассовое и бухгалтерское дело. Он выступает от своего имени.
Отношения интеллектуальной собственности регулируются законами «О промышленных образцах» от 15 марта 1992 г., «Об изобретениях» от 16 марта 1992 г., «О товарных знаках» от 16 марта 1992 г., «Об охране селекционных достижений» от 18 октября 1996 г.
Нормы гражданского права содержатся также в ряде других законодательных актов: Воздушном, Морском кодексах, законах «О страховании» от 2 мая 1997 г., «О защите прав потребителей» от 20 марта 1996 г. и др.
Как и в других бывших советских республиках, важным направлением экономических реформ в Грузии является приватизация, правовую основу которой составляет Закон «О приватизации государственной собственности» от 30 мая 1997 г. Реформы в аграрном секторе основываются на законах «О реформе обрабатываемой земли в Республике Грузия» от 18 января 1992 г. и «О собственности на сельскохозяйственные земли» от 22 марта 1996 г.
Основными источниками экологического права Грузии являются законы «О государственной экологической экспертизе» от 18 октября 1996 г., «Об охране природы» от 10 декабря 1996 г., «О животном мире» от 26 декабря 1996 г. Действуют также некоторые акты советских времен (например, Закон об охране атмосферного воздуха 1981 г.).
Природоресурсные отношения регулируются законами «О процедуре предоставления концессий иностранным государствам и компаниям» от 28 февраля 1995 г., «О минеральных ресурсах» от 17 мая 1996 г., «О воде» от 16 октября 1997 г., Лесной кодекс 1978 г.
Трудовое право Грузии по-прежнему основывается на Кодексе законов о труде 1973 г., в который были внесены некоторые изменения, отражающие новые экономические условия. Приняты новые законы «О профсоюзах» от 2 апреля 1997 г., «О занятости» от 25 июля 1991 г., «О коллективных договорах и соглашениях» от 10 декабря 1997 г. Статья 33 Конституции признает право на забастовку.
Гражданский процесс в Грузии регулирует Гражданский процессуальный кодекс 1997 г. — один из первых новых ГПК на территории бывшего СССР.
Уголовное право и процесс
Основным источником уголовного права Грузии является Уголовный кодекс, принятый 22 июля 1999 г. Он сменил УК 1960 г., действовавший с многочисленными изменениями и дополнениями.
УК 1999 г. подготовлен с учетом модельного уголовного кодекса для государств- участников СНГ, одобренного постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 13 мая 1995 г., однако в целом представляет по отношению к указанному модельному кодексу совершенно самостоятельный правовой акт. В этом заключается его главное отличие от новых уголовных кодексов других государств Содружества. Серьезных концептуальных различий нет. По своей структуре УК Грузии состоит из 415 статей, разделенных на 14 разделов и 59 глав.
Определение преступления носит формальный характер: «предусмотренное настоящим Кодексом противоправное и виновное деяние». В зависимости от максимального срока лишения свободы, предусмотренного в качестве наказания, Кодекс подразделяет преступления на три категории: 1) менее тяжкие преступления; 2) тяжкие преступления; 3) особо тяжкие преступления.
Видами наказаний по УК являются: а) штраф; б) лишение права занимать должности или заниматься деятельностью; в) общественно полезный труд; г)исправительные работы; д) ограничение по военной службе; е) ограничение свободы; ж) арест; з) помещение в дисциплинарную воинскую часть; и) лишение свободы на определенный срок; к) бессрочное лишение свободы.
Сфера применения смертной казни в Грузии стала ограничиваться с 1991 г. В декабре 1996 г. Президент Э. Шеварднадзе ввел мораторий на смертную казнь, а в июле 1997 г. установил запрет де-факто на приведение смертных приговоров в исполнение. Окончательно этот вид наказания упразднен Законом об отмене смертной казни N 1069-I от 11 ноября 1997 г.
Подобно УК РФ, в Особенной части УК Грузии на первое место поставлен раздел о преступлениях против человека, а завершается она разделом «Преступления против человечества». При совпадающей в целом структуре Особенная часть грузинского Кодекса содержит немало составов преступлений, не известных уголовному законодательству других государств участников СНГ: «Убийство по просьбе жертвы», «Генетические манипуляции», «Провокация преступления», «Заключение антиконституционных договоров или ведение антиконституционных переговоров», «Саботаж» и др.
Уголовный процесс Грузии также подвергается реформам, целью которых является усиление правовых гарантий личности, обеспечение подлинной состязательности и равноправия сторон. Грузия — одна из первых бывших союзных республик, принявших новый Уголовно-процессуальный кодекс (1998). Этот акт основан в целом на демократических международно признанных нормах и принципах.
Некоторые новые демократические нормы и принципы уголовного судопроизводства закреплены в Основном Законе страны 1995 г. Согласно Конституции задержанное или иным образом ограниченное в свободе лицо должно предстать по подсудности перед соответствующим судом не позднее 48 часов. Если в течение последующих 24 часов суд не примет решения об аресте или ином ограничении свободы, лицо незамедлительно должно быть освобождено (ч.3 ст.18). Задержанный (арестованный) может немедленно потребовать помощи защитника, и это требование должно быть удовлетворено (ч.5 ст.18). Срок задержания подозреваемого не должен превышать 72 часов, а предварительное заключение обвиняемого — 9 месяцев (ч.6 ст.18). Незаконно задержанный (арестованный) имеет право на компенсацию (ч.7 ст.18).
На практике положение в уголовном правосудии Грузии остается сложным. Права обвиняемых не соблюдаются властями, широко и почти безнаказанно применяются пытки.
Судебная система. Органы контроля
Согласно Конституции 1995 г. судебная власть в Грузии осуществляется посредством конституционного контроля, правосудия и в иных установленных законом формах. Правосудие осуществляется общими судами. Их система и порядок судопроизводства устанавливаются законом. Учреждение военных судов допускается только в условиях войны и только в системе общих судов. Создание чрезвычайных и специальных судов не допускается.
В ходе продолжающейся судебно-правовой реформы в Грузии создается совершенно новая система судов. В соответствии с Органическим законом «Об общих судах» от 13 июня 1997 г. систему общих судов в Грузии составляют: районные (городские) суды; областные суды; апелляционные суды; Верховные суды Абхазии и Аджарской Автономной Республики; Верховный суд Грузии.
При существующем административно-территориальном делении Грузии низовым звеном судебной системы являются: городской суд в городе, не входящем в состав района и не имеющем внутрирайонного деления, и районный суд в городе, имеющем районное деление. Новое законодательство должно ограничить категории дел, подсудных судам этого звена, и предусмотреть возможность рассмотрения их профессиональным судьей единолично.
Судом первой инстанции является и областной суд. Поскольку в Грузии отсутствует областное деление, границы подведомственной областному суду территории по представлению Совета юстиции определяются Указом Президента. От районного областной суд по новому законодательству будет отличаться категориями рассматриваемых дел и рассмотрением дел коллегиально, тремя профессиональными судьями.
Функциями апелляционного суда наделяются Верховные суды Абхазии и Аджарской Автономной Республики, Тбилисский и Кутаисский апелляционные суды. Это суды второй инстанции, которые в порядке апелляции рассматривают жалобы на приговоры и решения районных (городских) и областных судов. Дела в апелляционном суде рассматриваются коллегией в составе трех профессиональных судей.
Высшее звено общих судов образует Верховный суд Грузии, который осуществляет надзор за судопроизводством в общих судах Грузии, в качестве суда первой инстанции рассматривает определенные законом дела. Число последних значительно сократилось в связи с отменой смертной казни в Грузии, что позволяет Верховному суду больше внимания уделять кассационному судопроизводству. В соответствии с новым законодательством в Верховном суде создается Надзорная палата, которая будет рассматривать жалобы только коллегиально и только по вновь открывшимся обстоятельствам.
В целом в структуру Верховного суда входят судебная коллегия по уголовным делам; палата по гражданским делам, делам о предпринимательстве и банкротстве; палата по административным делам и делам иных категорий; палата по уголовным делам; надзорная палата; пленум.
Согласно Конституции судья назначается или избирается на должность сроком не менее 10 лет. По Органическому закону «Об общих судах» судей районных (городских), областных и апелляционных судов сроком на 10 лет назначает Президент Грузии, судей Верховных судов Абхазии и Аджарской Автономной Республики избирают высшие представительные органы Абхазии и Аджарии, Председателя и судей Верховного суда Грузии избирает (по представлению Президента) Парламент большинством своего списочного состава.
В ходе судебной реформы управление судебной системой было передано от Министерства юстиции вновь созданному Совету юстиции. Последний имеет 12 членов, по 4 от каждой ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной). Совет юстиции в числе прочего играет роль квалификационной коллегии, производит конкурсный отбор судей.
Конституционный контроль осуществляется Конституционным судом Грузии, созданным в 1996 г. Он состоит из 9 судей: 3 членов суда назначает Президент Грузии, 3 избирает Парламент большинством не менее 3/5 списочного состава, 3 назначает Верховный суд. Срок полномочий членов Суда — 10 лет. Конституционный суд из своего состава сроком на 5 лет избирает председателя. Не допускается избрание председателем одного и того же лица более одного раза.
Конституционный суд Грузии на основании иска или представления Президента Грузии, не менее 1/5 членов Парламента, суда, высших представительных органов Абхазии и Аджарии, Народного защитника и граждан в установленном органическим законом порядке: а) принимает решение о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, высших органов власти Абхазии и Аджарии; б) рассматривает споры по разграничению компетенции между государственными органами; в) рассматривает вопросы конституционности создания и деятельности политических объединений граждан; г) рассматривает споры, связанные с конституционностью референдумов и выборов; д) рассматривает вопросы конституционности международных договоров и соглашений; е) на основании иска граждан проверяет конституционность нормативных актов, регулирующих права и свободы личности; ж) осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией Грузии и органическим законом.
Деятельность Конституционного суда регулируется Законом «О конституционном судопроизводстве» от 21 марта 1996 г.
Прокуратура Грузии согласно ст.91 Конституции является учреждением судебной власти, которое осуществляет уголовно-правовое преследование, надзор за дознанием и исполнением наказания, а также поддерживает государственное обвинение. Прокуратура Грузии — единая централизованная система. Генерального прокурора по представлению Президента Грузии сроком на 5 лет назначает Парламент. Нижестоящих прокуроров назначает генеральный прокурор. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются органическим законом.
Высшим органом финансово-экономического контроля в Республике является Палата контроля Грузии, осуществляющая надзор за использованием и расходованием государственных средств и других материальных ценностей государства. Она вправе проверять деятельность других государственных органов финансово-хозяйственного контроля, представлять Парламенту предложения по оптимизации налогового законодательства.
Палата контроля независима в своей деятельности и подотчетна Парламенту. Председателя Палаты контроля на 5-летний срок (по представлению Президента) назначает Парламент. Его освобождение от должности возможно только по решению Парламента в порядке импичмента. Два раза в год- при обсуждении предварительного и окончательного отчетов об исполнении бюджета- Палата контроля представляет Парламенту доклад в связи с отчетом Правительства, а один раз в год — отчет о своей деятельности.
Надзор за защитой прав и свобод личности осуществляет Народный защитник Грузии, избираемый Парламентом сроком на 5 лет. Народный защитник выявляет факты нарушения прав и свобод личности, сообщает об этом соответствующим органам и лицам. Создание препятствий его деятельности карается по закону. Полномочия Народного защитника Грузии определяются органическим законом (принят в 1996 г.).
< Попередня Наступна >
radnuk.info
История Грузии
Сегодня ни для кого не секрет, что знание истории помогает не допустить повторения ошибок прошлого. И даже для небольших ее любителей существует минимальный набор исторических знаний. Для чего?
Чтобы быть современным человеком — воспринимать мир своими глазами, строить свои обоснованные выводы.
Понять характер народа. Какие условия заложили особенности его традиций? Каким образом народ отстаивал свое место в мире? Какими были его правители? И как формировалось государство?
Это возможно только зная его историю.
«Те, кто не помнит прошлого, обречены на то, чтобы пережить его вновь» Джордж Саньтьяно, испанский философ
Возникновение античных городов
История Грузии необыкновенно драматична. Редкая красота края, выгодное географическое положение, сочетающее доступ к морю, открывающему безграничный простор для развития торговли, а, значит, притока богатства и развитие страны, и неприступных гор, защищающих территорию от внезапного нападения с их стороны. Мягкий, благотворный климат, множество чистых рек, озер, плодороднейшая земля и чудесные виноградники – все это делало землю Грузии всегда лакомым кусочком для завоевателей.
На протяжении всей истории Грузии народ оказывал сопротивление тем или иным захватчикам и в условиях оккупации сохранял и развивал свои традиции. Именно эта непрерывная длительная борьба за свободу своей земли делает грузинский народ таким гордым, смелым и твердым. Но одновременно формирует у грузин бесконечную любовь к самому главному в жизни — семье, детям, старикам и друзьям. Отсюда берет свои корни традиционное грузинское гостеприимство.
Образование поселений на земле Грузии уходит корнями далеко в Древность. Еще в самом начале появления людей, в эпоху палеолита, на месте Грузии жили люди. Примерно четыре тысячелетия назад грузинские племена уже занимались обработкой металлов – сначала меди и бронзы, а затем и железа. Некоторые античные авторы приписывают употребление железа халибам – грузинскому племени, славившемуся своими искусными металлургами и кузнецами. Грузия считается родиной металлургии.
В середине II — начале I тысячелетия до н.э. образуются два больших племенных клана — Диаохи и Колха, из которых в VI в. до н.э. возникли античные грузинские государства – Колхида (Западная Грузия) и Иберия (Восточная Грузия). Это были огромные, хорошо организованные рабовладельческие страны, находящиеся в орбите эллинистического мира. Здесь чеканились серебряные монеты «колхидки», для удобства ведения торговли строились дороги, рынки, склады, дома возводились по правилам архитектуры.
В I в. до н.э. начинается римская экспансия в Грузию. Иберы и колхи оказали стойкое сопротивление легионам Помпея. Компромиссный мирный договор, заключенный после этого, разделил Колхиду и Иберию: Колхида включается в состав римской державы, а Иберия (Картли) сохраняет свою государственность. Римляне признали Иберию своим военным союзником, а ее цари именовались «друзьями цезаря и римлян».
В I – III вв. Иберия играет большую роль в истории взаимоотношений Рима и Востока. О политическом авторитете грузинского государства можно судить по римским источникам, в которых описан торжественный прием, устроенный в 138 г. императором Антонином Пием грузинскому царю Фарсману. Фарсман принял участие в военных играх и крупной религиозной церемонии – принес жертву в Капитолийском храме. Он был удостоен высшей почести: его конная статуя была установлена на Марсовом поле. Это относительно спокойное время в истории Грузии.
Иранский гнет
Со второй четверти III в. политическое положение Грузии резко меняется. На её границах возникает и стремительно развивается сильное и агрессивное государство – Сасанидский Иран. В борьбе с ним картлийские цари вынуждены были искать поддержку у Византийской (Восточно-Римской) империи. Одним из проявлений этой ориентации было одобрение христианской веры.
В 337 г. картлийский правитель Мириан определил христианство основной религией Грузии.
Но ослабленная Византийская империя в тот час не оказала действенную помощь Картлийскому царству.
В 5 веке Картли попадает в вассальную кабалу от Ирана, наместники определяются шахом.
Во второй части 5 века в Картли одновременно развивается война народа Грузии супротив иранских захватчиков и поединок за централизацию земель. Рабовладельческий строй сменяется феодализмом. В конце V столетия картлийский царь, талантливый политик и полководец Вахтанг I Горгасал поднимает бунт, сбросивший персидское правление, после чего проводит серию боевых выступлений против Персии и Византии. Впрочем, несмотря на успех, ему не суждено было возглавить освобожденную страну – молодая грузинская феодальная знать выступала против сильной царской власти.
В начале VI века главным городом Картли становится Тбилиси.
Арабский халифат
В середине 7 века на земле Грузии объявились еще одни завоеватели – арабы. Захватив в конце VII века все грузинские земли, они обложили страну данью и военной повинностью. Восстания народа против поработителей жестоко подавлялись. Арабский полководец Мурван Глухой в 736-738 гг. разрушил многие города и крепости, а спустя столетие другой военачальник Буга Тюрк сжег Тбилиси и истребил до 50 тысяч его жителей. Борьба с арабами происходит на протяжении до IV века и осложняется нашествиями хазар.
Не все благополучно было внутри самого арабского халифата, и во время внутренней борьбы арабов за власть удавалось освободить часть грузинских городов, однако затем арабы применяли еще более жестокие меры. Длительное время политическое положение менялось.
В период длительных боевых операций с арабами и по причине ослабления арабского халифата, захватчики постепенно были вытеснены из Грузии.
Создание единой страны и история Грузии
На заре 9 столетия арабы были раз и навсегда прогнаны из Закавказья, позже с того места была принуждена ретироваться и Византия, а на земле Грузии образовались крупные феодальные княжества, каждое из которых стремилось расширить свою территорию за счет других. Внутренние противоречия всегда ослабляют страну.
В десятом столетии в первый раз в источниках появляется понятие Грузия — Картли.
В 1065 г. Грузия переживает тяжёлое нашествие турок-сельджуков.
Освободительную войну против Турции возглавил умный национальный деятель и полководец Грузии Давид IV (1089-1125 гг.), названный Строителем. Правитель Давид Строитель принял престол в 1089 году, когда ему исполнилось шестнадцать в момент отказа от власти кровного родителя, Георгия II. Одновременно следом за этим, Давид собрал постоянную боевую силу, умеющую хорошо противостоять нападениям сельджуков. Он централизовал государственную власть, обуздал непокорных феодалов, подчинил церковь государству, реорганизовал армию. В кровопролитном Дидгорском сражении (1121 г.) военная коалиция мусульманских государств, возглавляемая сельджукским султаном, оказалась разбита, сельджуков прогнали из Грузии и с большей половины Закавказья.
Столица Грузии переносится в Тбилиси.
В 1118—1119 годах Давид созвал примерно сорок тысяч половчан для занимания ими брошенных турками районов, и, конечно, одобрил перемещение людей из других государств.
В 1125 году Давид Строитель покинул этот мир, оставив Грузию в статусе одной из сильнейших региональных держав.
Правительница Тамар в истории Грузии
Многие начинания Давида Строителя не были забыты и подхвачены его близкой родственницей правительницей Тамар (1184–1213 г.г.), которая в 1178 г. была объявлена соправителем Грузии своим отцом Георгием III в момент его жизни.
Это был период высочайшего взлёта влияния Грузии, наибольшей военной и политической мощи.
В 1194—1204 годах войска Тамар отбили немало вылазок турецких воинов на юге и юго-востоке, и ворвалась в занятую турецкими солдатами Южную Армению. Больший участок коей, охватывая и Карин, Эрзинджан и Ван, оказался протекторатом Грузии, хотя и не был добавлен официально в Грузинское царство и находился под правлением здешних турецких эмиров.
С момента завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году Грузия на некоторый срок стала мощнейшей империей с христианской религией на всей территории Восточного Причерноморья. В тот же год Тамар организовала боевое натиск и забрала себе прежние византийские провинции — Лазона и Париадрия. На их основе в 1205 году Тамар создает вассальную Трапезундскую империю. Правителем назначается близкий родственник правительницы Тамар, росший в Тбилиси, наследника византийского императора Алексей I Великий Комнин.
В стране сооружаются новые города-крепости, оросительные каналы, дороги с караван-сараями. Грузинские купцы ведут оживленную торговлю с Ираном, Ираком, Сирией, Египтом, Византией. Укрепляются экономические и политические связи с русскими феодальными княжествами. Подъем сельского хозяйства, ремесел, торговли способствуют росту государственного дохода. Казна царицы Тамар в то время была почти в три раза богаче казны английского короля.
В 1210 году грузинская дружина вверглась в северную Персию и завоевала населённые пункты Меренд, Ардебиль, Тебриз, Зенджан и Казвин. К тому моменту страна добилась просто огромного масштаба за всю историю Грузии.
В двенадцатом столетии устанавливаются прекрасные взаимоотношения с Киевской Русью по всем направлениям.
Художники из Грузии принимают участие в расписывании мозаикой основного храма Киево-Печерской лавры. Промеж русских и грузинских знатных людей стали появляться брачные союзы. Сама правительница Тамар выходит замуж за сына князя Андрея Боголюбского — Юрия.
Мировое влияние подкрепляется отличным сельским и процветающим городским хозяйством. Поднимаются рукоделия, торговля. Хорошего уровня достигает культурная жизнь.
Культурные и просветительские группы действуют при монастырских храмах. И это является большим вкладом в саму историю Грузии и развитие этого государства.
Монголы и история Грузии
Со второй половины XIII в. дела на грузинской земле резко ухудшилось. Грузия глотнула разорительное нападение хорезмийцев во главе с Джелал-ад-дином, а затем на нее, как и на другие державы Восточной Европы и Азии, грозной лавиной двинулись орды Чингис-хана. Монголы поработили страну почти на сто лет. Военные операции супротив монголов возникли в 1259 году и тянулись почти три десятка лет. Во главе этого восстания стоял правитель Давид Нарин, затем Деметр II и Давид VIII. Лишь к 30-м гг. XIV веке грузинам удалось сбросить с себя чужеземное иго.
Единое грузинское государство было возрождено при царе Георгии Блистательном (1314-1346 гг.), который восстановил старые государственные границы и провел ряд успешных административных, судебных и финансовых реформ.
Тамерлан в истории Грузии
Недолгий период политического и экономического подъема был окончательно сорван нападением полчищ Тамерлана. С 1386 по 1403 гг. Грузия пережила восемь губительных нашествий этого жестокого завоевателя. Там, где проходили орды кочевников, оставались развалины и пепелища. Население страны сократилось почти наполовину. С этого времени Грузия стала отставать в своем историческом развитии от передовых европейских стран.
Присоединение к России
После падения Византийской империи в1453 г. Грузия оказалась между двумя сильными агрессивными государствами: Османской Турцией и Сефевидским Ираном. Захватчики отторгли ряд грузинских провинций, насильно обращали грузин в мусульманство, угоняли в рабство. Последствия изнурительных войн усугубились политическим хаосом.
В XV – XVI веках Грузия распадается на самостоятельные правления и земли, которые дробились на владения тавадов (князей).
Не довольствуясь вассальной зависимостью грузинских царей, Турция и Иран стремятся к полному поглощению Грузии. Особенно опустошительными были неоднократные вторжения шахов Тахмаспа и Аббаса I. Аббас I организовал массовое выселение грузин в Иран, а на освободившихся землях селил восточные полукочевые племена. Много славных сражений, оставшихся в истории грузинского народа, связаны с именем царей Луарсаба I, Теймураза I и народного героя Георгия Саакадзе, возглавившего сопротивление иноземным захватчикам.
Героического сопротивления грузинского народа не достаточно для сброса натиска. Был необходим могучий внешний союзник, близкий Грузии по культуре и религии. Такой страной была Россия. Начиная с XV в. грузинские цари не раз обращались за подкреплением к России. В 1738 г. заключен Георгиевский трактат, закрепляющий протекторат России над восточной частью страны.
В 1762 г. Картли и Кахетии объединились в единое Восточно-Грузинское царство, во главе с крупным государственным деятелем и прославленным полководцем Ираклием II. Реформы Ираклия II направлены на развитие ремесел, торговли, образования, улучшение управления страной, укрепление ее обороноспособности.
1768-1774 гг. Грузия принимает участие в русско-турецкой войне на стороне России.
Турция и Иран усиливают нажим на Грузию. В 1795 г. Иранский шах Ага-Мохаммед-хан вторгся в страну, разорил ее южные районы, разграбил и сжег Тбилиси. Численность населения Восточной Грузии с 1783 по 1801 г. сократилась с шестидесяти одной тысячи семей до тридцати пяти тысяч семей.
В 1801 г. Манифестом Александра II было оформлено прикрепление Грузии к России по обращению последнего Грузинского правителя Георгия XII .
С этого момента история Грузии тесно переплетена с историей России.
С апреля 1991 года Грузия подписывает акт о восстановлении независимости.
Сегодня Грузия независимая самостоятельная динамично развивающаяся страна, сохранившая свою первозданную красоту, бережно и уважительно хранящая свою историю, что открывает безграничные перспективы для ее развития.
www.tamartour.ru
Грузия поменяла президента и форму правления | Статьи
Георгий Маргвелашвили 17 ноября вступил в должность президента Грузии. Церемония инаугурации нового президента отличалась скромностью. Сам Маргвелашвили сообщил, что на нее выделено «в 4–5 раз меньше, чем на аналогичную в 2008 году, которая обошлась бюджету почти в $2,5 млн». Она прошла на внутренней площади бывшего здания парламента на проспекте Руставели. Торжество посетили 53 иностранные делегации. Российской не было — после войны 2008 года между двумя странами разорваны дипотношения.
Поклявшись на конституции служить народу, президент попросил у Всевышнего сил на это. Маргвелашвили заявил, что сменой власти в Грузии «завершился постсоветский период» и началось строительство «новой европейской культуры». Он пообещал развивать сотрудничество с США и Европой. Глава государства сказал также, что, несмотря на существующие проблемы, он готов «углублять диалог с Россией», и предложил абхазам и осетинам вместе строить обновленную Грузию.
— Верю, самые плохие годы позади, золотая пора впереди, — отметил Маргвелашвили. — Я вижу страну, которую мир узнает по ее красоте и трудовому, творческому, гостеприимному народу, а не по политическим и экономическим кризисам.
После этого Маргвелашвили возложил венок к Мемориалу героям, погибшим за территориальную целостность Грузии.
Гостями из США стали глава Агентства международного развития USAID Раджив Шах и замгоссекретаря Томас Мелия. В своем поздравлении президент Барак Обама подчеркнул, что впервые власть в Грузии передается в результате мирных, демократических выборов. По словам американского лидера, это стало возможным благодаря «вкладу многих известных политических лидеров последних двух десятилетий, включая уходящих со своих постов президента Михаила Саакашвили и премьер-министра Бидзины Иванишвили».
На уровне президента была представлена только Литва. Ее возглавила Даля Грибаускайте. Однако это весьма важно для Грузии. Литва сейчас председательствует в Евросоюзе, в Вильнюсе в конце ноября на саммите «Восточного партнерства» Грузия парафирует соглашение об ассоциации с ЕС.
Не отметились в Тбилиси даже соседи по Закавказью — президенты Азербайджана и Армении.
Профессор Грузино-американского университета Сосо Цинцадзе сказал «Известиям», что «вообще не стоило проводить церемонию инаугурации, так как пост президента не будет столь важным, первой фигурой становится премьер-министр».
— Можно было вообще ограничиться только приемом, а так мы сами себя принижаем. Все лидеры будут иметь дело не с президентом, а с новым премьером Ираклием Гарибашвили, — сказал Цинцадзе.
Нынешний глава МВД Гарибашвили будет утвержден главой правительства ориентировочно 20 ноября. После инаугурации нынешнее правительство считается отставленным. Грузия станет парламентской республикой, в которой функции президента будут менее значительными.
Бидзина Иванишвили 24 ноября проведет съезд своей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» и передаст на нем бразды правления Гарибашвили. Самый богатый грузин — по данным «Форбс», его капиталы составляют $5,3 млрд — намерен помогать осуществлению крупных экономических проектов в Грузии через фонды и содействовать становлению гражданского общества.
В Вильнюсе Грузию представит Георгий Маргвелашвили. Уже известно, что в рамках этого саммита пройдет его первая встреча с европейским лидером. Им станет президент Франции Франсуа Олланд.
Георгий Маргвелашвили стал четвертым президентом независимой Грузии. Первого из них — Звиада Гамсахурдиа — уже нет на свете, он погиб в период гражданской войны в 1993 году. Здравствующие ныне Эдуард Шеварднадзе и Михаил Саакашвили получили приглашения на инаугурацию, но ее не посетили. 85-летний экс-глава МИД СССР сослался на плохое самочувствие. Саакашвили теперь находится за границей. В его обращении через Facebook сказано о «намерении на этом этапе воздержаться от ежедневной политической жизни в Грузии», тем более что, по его утверждению, на родине «Грузинская мечта» «преследует по политическим мотивам» оппонентов из его партии «Единое национальное движение». Напомним, что под стражей находятся по различным обвинениям бывшие премьер Иванэ Мерабишвили и глава МВД Бачана Ахалая, экс-министр обороны Давид Кезерашвили задержан во Франции, бывший министр юстиции Зураб Адеишвили разыскивается через Интерпол.
До последнего момента Саакашвили активно проводил встречи в международных организациях в Брюсселе. Самолет, на котором тогда еще президент отбыл за пределы страны, вернулся в Тбилиси без него. В последний день пребывания во власти Саакашвили наградил орденами более 1 тыс. грузинских и иностранных деятелей, в том числе экс-госсекретаря США Хиллари Клинтон.
— Рассматриваю несколько предложений из ведущих иностранных университетов о создании международного научного центра, связанного с моим именем, — сообщил Саакашвили. — Намерен на этом этапе заняться этим. Несмотря на это, всегда буду готов в любое время встать рядом с моим народом и служить Грузии.
Глава Института стратегии управления Грузии Петрэ Мамрадзе сказал «Известиям», что «фактически началась эмиграция Михаила Саакашвили».
— От «Грузинской мечты» Саакашвили не добился твердых гарантий невозбуждения против него уголовных дел, вот ему и посоветовали западные друзья покинуть Грузию, — говорит аналитик. — Это те люди, которые поддерживали его лично, закрывая глаза на многочисленные нарушения. Им нужно сохранить собственное лицо. Кроме того, определенные западные круги желают создать прецедент, когда бывший руководитель может уйти спокойно. В противном случае, на их взгляд, другие лидеры будут зубами до последнего удерживать власть, опасаясь оказаться за решеткой. В этом случае арест Саакашвили будет плохим примером. Эйфория «цветных революций» проходит. Речь идет о мирном демонтаже авторитарных режимов.
При этом Мамрадзе уверен, что в Грузии против Саакашвили все же возбудят уголовное дело — как минимум за элитарную коррупцию. Ранее в Тбилиси не исключали, что у следствия наверняка возникнут к нему вопросы по резонансным делам. Например, в связи с такими событиями, как таинственная гибель в 2005 году премьера Зураба Жвании, война с Россией 2008 года и жестокий разгон митингов оппозиции в 2007 и 2011 годах.
iz.ru
Государственное устройство и политическая система Грузии
Грузия — президентская республика. Действующая Конституция принята 24 августа 1995. Главой государства и главой исполнительной власти является президент, избираемый на срок 5 лет всеобщим, прямым, тайным голосованием. Президент Г. — Э. Шеварднадзе был избран 5 ноября 1995. 23 ноября 2003 в Г. произошла «цветочная революция», в результате которой к власти пришла оппозиция. За подтасовки результатов парламентских выборов и слабое руководство экономикой Г. был смещён президент Э. Шеварднадзе.
Во главе государства стал самопровозглашённый триумвират (Н. Бурджанадзе — и. о. президента, В. Жвания — госминистр и М. Саакашвили — бывший член правительства). Новые выборы президента Г. были назначены на 4 января 2004. Против этой даты выступила Аджария. Южная Осетия также не собиралась участвовать в выборах. Абхазия давно самоустранилась от Г. и считает, что выборы — это дело грузинского народа. При такой ситуации выборы могли не состояться. О необходимости проведения выборов нового президента выступили США. Выборы нового президента всё же состоялись 4 апреля 2004. Им был избран М. Саакашвили, который 25 января 2004 принес присягу на верность Конституции Г. В выборах не принимало участие население Абхазии и Южной Осетии.
Президент является также Верховным главнокомандующим и председательствует на заседаниях Совета национальной безопасности. В административном отношении Г. разделена на 68 районов, объединённых в 11 краёв. Государственно-территориальное устройство Г. должно быть утверждено после определения юрисдикции Тбилиси на всей территории Г. Крупные города: Тбилиси, Кутаиси, Батуми и др.
Высший законодательный орган — двухпалатный парламент, в котором представлены 12 из почти 70 политических организаций и движений страны. Большинство мест в парламенте принадлежит правящей партии — «Союзу граждан Г.», которую ранее возглавлял Шеварднадзе. В настоящее время действует только нижняя палата. Самая влиятельная оппозиционная сила в парламенте — «Союз возрождения Г.», лидером которого является руководитель Аджарии А. Абашидзе. Изменения могут возникнуть после новых выборов депутатов в парламент, назначенных на 28 марта 2004.
Внутриполитическое положение Г. остаётся сложным. Сохраняются противоречия по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии. Реформа политико-территориального устройства, по-видимому, должна занять центральное место в становлении грузинской государственности. Весьма нестабильная социально-политическая обстановка в некогда одной из самых благополучных республик в составе СССР, возможно, обусловлена неопределённостью внутрирегиональной политики.
В целях защиты территориальной целостности правительство Г. не признало суверенитета автономных республик. Вследствие этого уже с 1992 начался длительный процесс фактического распада страны.
Сегодня Г. — скорее разобщённое, нежели единое государство. Однако будущие политико-экономические изменения обязательно поставят на повестку дня необходимость межрегионального сотрудничества. Такого рода сотрудничество, основанное на принципах интеграции и субсидиарности, должно способствовать развитию в Г. межрегиональной и межэтнической консолидации на основе оптимального сочетания общенациональных и региональных интересов. Исходя из этого в ближайшем будущем Г., очевидно, придётся делегировать своим внутригосударственным образованиям максимально возможные права и тем самым отказаться от жёсткой централистской политики. Именно передача широких полномочий и ресурсов на региональный уровень является адекватным ответом на многие на первый взгляд нерешаемые вопросы. Опыт политических взаимоотношений между Центром и автономными образованиями в Г. свидетельствует, что именно ограничение политических прав автономии выступает главным фактором дестабилизации отношений.
Последние институциональные преобразования в органах власти Аджарской автономной республики свидетельствуют о том, что руководство республики широко использует опыт политических автономий. По-видимому, для каждой политической автономии, в т. ч. и аджарской, принципиально важным является право на издание местных законов по вопросам, относящимся к компетенции автономии, и существование собственного парламента. Возникает острая необходимость конституционного регулирования политико-территориальной организации Г.
Сама специфика преобразования Верховного Совета Аджарии в двухпалатный парламент в принципе также соответствует мировой практике. Рамки регионального самоуправления должны определяться не только общегосударственной Конституцией и законами, но и конституциями автономных образований и международными актами. Однако самостоятельность того или иного региона не должна нарушать общегосударственную Конституцию и вступать в противоречие с общегосударственной политикой.
Для достижения мира и согласия Центр и автономии должны одинаково стремиться к интеграции и компромиссу. Именно внутригосударственное единство и консолидация экономических интересов позволят повысить авторитет Г. на международной арене.
Внешнеполитические приоритеты Г. сформулированы в принятой в 1997 парламентом страны Концепции укрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета и безопасности, восстановления территориальной целостности Г. В её основе лежит тезис о европейской ориентации Г. В этой связи выдвигаются задачи интеграции в евроструктуры и прежде всего в Совет Европы и Европейский союз. Активно развивается сотрудничество со странами — членами НАТО. Заключены соглашения, в т. ч. о военном сотрудничестве, с США, Великобританией, Германией, Турцией и др. государствами.
По решению парламента Г. собирается внести официальную заявку на вступление в НАТО. Общая численность Вооружённых сил Г. 26 900 чел. регулярных войск и 250 резерва. Из них — Сухопутные войска 23 800 чел. (2 командования, 4 бригады, 3 батальона). Вооружение Сухопутных войск — 79 танков (48 — Т-55, 31 — Т-72), БМП — 185; БТР —21, артиллерия — около 100, 16 установок БМ-21. Военно-воздушные силы — 3 боевых самолета, 3 вооружённых вертолёта. Военно-морские силы — 10 патрульных и боевых катеров.
Дипломатические отношения с РФ установлены 1 июля 1992 г.
ru-world.net