Хардтейл для даунхилла: Велосипеды для даунхилла купить в Москве

Содержание

Трейл, кантри, эндуро, ДХ, оллмаунтин — в чем же разница?

Эта статья в категории База знаний
написана при поддержке Veliki.com.ua

К подготовке этого материала я подходил несколько раз. С классификацией дорожных велосипедов было значительно проще. Слишком уж много на начало 2018 года маркетологи и инженеры (но в основном таки маркетологи) наплодили различных велосипедов, которые входят в категорию МТБ или «горного велосипеда». Я попытаюсь сделать максимально комплексный материал и с радостью выслушаю корректировки и замечания.

Перво-наперво нужно разобраться с этимологией слова МТБ, он же маунтенбайк, он же горный велосипед. Если говорить очень обобщенно, то это велосипед з более широкими покрышками чем дорожные велосипеды и основное его предназначение — езда по пересеченной местности. Львиная часть выпускаемых горных велосипедов за всю свою жизнь гор то как раз и не видит.

Начать рассказ о МТБ стоит с того, что велосипедом по сути не является, но укоренилось в сознании многих именно как «крутой горняк». Речь, конечно же, об ашан-байках. Интересно то, что эта напасть, зародившись в мтб-сегменте, постепенно начинает распространятся на другие категории, например уже существуют ашан-шоссеры. Но все ашаны объединяет одно — максимальная дешевизна комплектующих, низкий уровень качества, общая несуразность исполнения и копирование велорам 10-20 летней давности. Кстати, на фото мой первый велосипед, только в другой расцветке:

Скрупулезно нужно подойти к выбору критериев классификации МТБ-братии. Побочными критериями разделения будет стандарт колес и конструкция. Основным — предназначение велосипеда для конкретных дисциплин и стилей катания.

Размер колес

О различиях колесных стандартов написана тьма разного, к тому же у нас в блогах есть материал. На данный момент в МТБ-сегменте доминируют две размерности — 29″ и 27,5″(650b). Найнеры превалируют в скоростных дисциплинах где большую часть времени нужно крутить педали и ехать вверх, а 27,5 завоевали себе место под солнцем в гравити-сегменте. Но это не значит, что 650b нельзя встретить в кросс-кантри, а многие производители с 2017 года начали активно продвигать 29 покрышки даже в даунхилл. Так что это очень условное разделение. Фановым трендом последних лет стали так званые плюсовые покрышки — 27,5+, про них тоже есть статья. Используются на трейловых байках и при постройке электробайков.

24″ колеса можно увидеть только на очень старых даунхильных и фрирайд велосипедах, 26″ тоже постепенно уходит с рынка, новые модели на этом стандарте встречаются все реже и реже.

Размер влияет на такие характеристики колес как накат, способность перекатываться через препятствия (угол атаки), вес, неубиваемость, удобство руления. Колесо большого диаметра сложнее сделать одновременно крепким, легким и приемлемым по стоимости, но оно лучше едет по корням и каменистым участкам, при этом чуть менее маневренное. В связи с этим некорректно ставить знак равно между понятиями найнер—хардтейл или найнер—кантрийник,  размер колес сейчас существует в отрыве от дисциплины, конструкции подвески и стиля катания.

Конструкция

В плане конструкции рамы и подвески велосипеда вариантов не так много. Начать надо с ригида — когда вилка, перья и рама практически неподвижны в вертикальной плоскости и не имеют сколь ощутимого хода. Такие велосипеды популярны, в основном, в среде BMX, дерта и гибридов. Но сразу возникает вопрос, стоит ли их причислять к категории МТБ. Иногда ригидные вилки ставят на кросскантрийные велосипеды, в зависимости от условия использования, к примеру для участия в гонках без сложных спусков или зимой, чтобы не убивать амортизиционную вилку. Именно к категории ригидных МТБ относится крокодил Pride Rocksteady.

Велосипеды с амортизационной вилкой и жесткой рамой называются хартдейлы. Самая распространенная категория велосипедов — от макетов до топовых самолетов за много тысяч уе.

Есть еще специфичный вид, который носит название софттейл. Конструктивно у подобных велосипедов сильно играют задние перья, между ними нет линка и присутствует механизм (демпфер), который смягчает удары колеса о неровности. Но полноценной подвеской такая конструкция не является. Вот вам пример софттейловой рамы — Litespeed Unicoi.

Подвесы — велосипеды, которые имеют подвижный задний треугольник с амортизатором (с металлической или воздушной пружиной). Такая конструкция позволяет заднему колесу постоянно иметь контакт с неровной поверхностью во время езды и, как побочный эффект, делает езду значительно мягче. Именно подвесы, в идеале, и являются нормальными «горными велосипедами». Но не будем спешить с выводами и запутывать вас.

Геометрия

О геометрии в мтб можно написать книгу и не одну. Главные показатели — это:
1 рич (обозначает длину переднего треугольника, влияет на вытянутость посадки)
2 длина задних перьев (считается, что чем короче, тем велосипед резче, чем длиннее — тем стабильнее на скорости)
3 угол рулевой (от 70 до 60 и чем этот угол меньше, тем велосипед более предназначен для езды вниз и адского валева)
4 угол подседельной трубы
5 стендовер (чем ниже верхняя труба, тем больше свободы для райдера, но сильно низко опускать тоже нельзя)
6 трейл (сложнопонимаемый новичками параметр, скажем грубо — вынос оси крепления переднего колеса за ось рулевой, влияет на управляемость)
7 колесная база
8 длинна выноса (чем короче, тем легче велосипед дергается вверх, но тем тяжелее на нем ехать вверх)

А еще нужно вспомнить о ходах вилки и подвески, ведь это тоже влияет на поведение и предназначение велосипеда.

МТБ по типу использования и назначению

Кросс-кантри, кантре, ХС, cross-country

Самый распространенный вид велосипедов в наших краях. Кросскантри, в быту, это катание по пересеченной местности. Например выезд в соседний парк уже фактически можно признать кантри, с натяжкой. Но если смотреть более узко, то XC — спортивная дисциплина, в которой гонщики преодолевают трассу, состоящую в равной степени из спусков, затяжных подъемов и торчей с небольшим количеством техничных секций. Если обобщать, то главная цель ХС состоит в страдании и езде вверх. В зависимости от формата и длительности, различают XCO, XCM и XCE. XCO, она же олимпийка, отличается длинной трека в 2-4 км и наматыванию кругов по этой трассе. Быстрый и изматывающий вид спорта. XCM подразумевает длительные дистанции, на то он и марафон. Часто проходят несколько дней, с радиальными или последовательными маршрутами.

Велосипеды для кантри должны быть максимально легкими, жесткими и быстрыми. Для XCO преимущественно выбирают хардтейлы, для марафонов — подвесы. Но это весьма условно, ведь и Нино Шуртер (Чемпион мира по XCO), и Ярослав Кульхави (звезда мирового кантри) ездят на подвесах.

Стандартом для кантри принято считать ход вилки и подвески в 100мм, с небольшими частными отклонениями. Такой себе баланс между хоть какой-то амортизацией и эффективностью педалирования. При этом производители вилок и аммортов постоянно ищут решения по обеспечению максимальной жесткости подвески и работе только на неровностях. Так появились системы Brain от Specialized и Terralogic от FOX.

Выноса на кантрийники ставят различной длинны, но опускают руль как можно ниже, это упрощает карабканье в совсем уж отвесные торчки. Вот как на BMC Teamelite.

С этой же целью все бьются над уменьшением веса. Хороший топовый хардтейл весит около 8 кг, подвес обычно на килограмм тяжелее. По геометрии за последние пару лет изменилось многое. Перья становятся все короче, углы уходят все дальше от общепринятых 69-70, это обусловлено постоянным усложнением ХС-трасс.

Касательно стандартов, то категория XC полностью отдана на съедение найнерам. 27,5″ можно найти только у низкорослых спортсменов или у больших оригиналов. Найнеры пришли надолго.

А вот дальше тенденция простая — хода больше, руль выше, вынос короче, угол позаваленней, колеса и рама помясистее, колесная база длиннее.

Трейл, Trail

Понятие трейлового катания и, соответственно трейлового велосипеда, возникло в мозгах у маркетологов. Причем его начали со всех сил пичкать эпитетами «фан», «веселье», «радость» и «свобода». Такие себе Свидетели Трейлового Иеговы. Но пользователи попробовали и им действительно понравилось. Трейловый велосипед будет занимать место между кантрийником и эндуриком. Такой себе XC-переросток. Хода вилки и подвески у трейловых велосипедов обычно 120-130мм. Углы совсем немного более пологие чем у кантри-велосипедов. Фактически это среднестатистический «велосипед для всего». И в горку приятно едет, и вниз можно получить удовольствие. Размер колес, по сути, для трейла не сильно важен. Много найнеров, много 650b. В этом сегменте точно максимально прижились плюсовые покрышки — 27,5+. Потому что цепкие, в меру тяжелые, прощающие ошибки. И можно я не буду еще раз упоминать «фановость»?

Большинство трейловых велосипедов — подвесы, но существует и очень занимательный сегмент трейловых хардтейлов, с ходами вилки 130-150мм и углами рулевой от 68 до 65 градусов.

Отличительной чертой трейлового велосипеда выступает так званый дроппер — подседел с дистанционно регулируемой высотой. Он позволяет в нижнем положении комфортно ехать вниз, а в верхнем эффективно педалировать в гору. Используется активно в эндурных велосипедах и начал постепенно завоевывать любовь кантрийной тусовки.

Lapierre Zesty — типичный представитель трейловых байков

Скажем так, если мне приспичит поменять на что-то свой кантрийный найнер, то это будет трейловый велосипед.

Эндуро, Enduro

Берем трейловый велосипед, обязательно подвес. Делаем ему более жесткую раму. Разгоняем хода до 150мм и еще сильнее заваливаем рулевую.

Вуаля, у нас вышел эндуро — велосипед для техничного агрессивного катания с преимущественной ездой вниз по довольно сложных участках. Но по специфике конструкции, напрягшись, на эндуро велосипеде можно ехать и вверх. Именно так проходят гонки мировой эндуро-серии EWS.

Оллмаунтин, Allmountain, AM

Все, можете забыть, нет больше вашего оллмаунтин. Точнее, маркетологи решили разделить эту категорию на трейл и эндуро, в зависимости от ходов и предназначения. Выгоднее. А так AM был в глазах пользователя универсальным гравити-велосипедом с ходами от 120 до 160мм. Сейчас АМ сместился в сторону трейла, если смотреть очень грубо, то заканчивается он на 150мм хода подвески.

Очень характерным представителем этой уходящей категории является Specialized Stumpjumper FSR. По концепции, АМ-байк предназначался для «заезда на вершину горы и быстром спуске с нее», что сейчас вкладывается в понятие эндурика.

АМ-Найнер BMC Trailfox

FreeRide

Это очень крепкие, тяжелые велосипеды, предназначенные для спусков по неподготовленным трассам и горным склонам.

Могут похвастаться двухкоронными и однокоронными вилками с ходами в 180-200 мм, специфической геометрией, мясными пружинами, и тотальной неубиваемостью. Коротко — тебя забрасывают на вершину вертолетом, одного, голодного. Ты должен быстро спуститься вниз. Если по дороге замочишь велосипедом лося или медведя — то красавчик и будешь иметь ужин. Велосипед при этом никак не страдает. Самое жуткое и отбитое велосостязание в мире RedBull Rampage изначально было фестивалем фрирайдных велосипедов.

Даунхил, скоростной спуск, ДХ, DH, downhill

Это конечная ступень развития подвесов — максимальный ход в 200мм, только двухкоронки, нулевые выноса, широченные рули, максимально острый угол рулевой, длинная база, солидный вес, широкие втулки, тяжелые цепкие крепкие колеса.

Все направлено на максимально быстрый спуск по подготовленному треку. Скорости под 60-70 км/ч и специализированные соревнования. Даунхил для сильных духом и владельцев стальных яиц. И, как и XC, это соревновательная дисциплина.

Экзотика

Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт

Фэтбайки выделяются во всем. И внешним видом, и ощущениями от езды, и весом, и проходимостью. Они разработаны для езды по рыхлым и сыпучим поверхностям, таким как снег и песок. Но при должной сноровке для фета не будет помехой даже молодая лесная поросль. Такие показатели достигаются путем установки широченной резины от 4 дюймов. При этом давление выбирается минимальное, до 1 атмосферы.

Очень нишевые но веселые коляски. Выпускаются, в основном, в ригидном исполнении, ведь объемные колеса отлично перебирают на себя роль подвески. Между тем некоторые производители выпускают и фет-вилки и фетовые подвесы, но это уже кажется сильно лишним. Кстати, учитывайте, что по жидкой грязи фетбайки ездят скверно, так как не могут достать шипами до твердой поверхности. Для таких условий намного лучше подходят узкие покрышки, как у циклокросса.

Электровелосипеды

Ниша электроМТБ растет как на дрожжах! Найти велосипед с электроприводом можно практически в любой категории — от кантри до ДХ. Но самые интересные екземпляры встречаются в категории электро-AM и электро-Эндуро. Мощные движки с pedal assist, нормальные хода и цепкие покрышки. Они созданы для веселья, но пока цена на них выходит за понятие «средняя». У нас как раз сейчас на обзоре три таких монстра от немецкого производителя Haibike.

Дерт, DJ, Dirt Jump 

Короткие велосипеды, с максимально заниженным седлом и низкой рамой. Предназначены для памптреков, прыжков, и трюков.

Синглспиды, вилка или ригидная, или аммортизационная с жесткой пружиной и настройками.

Слоупстайл, Slope style bikes

Обычно это короткоходные 100мм подвесы и низкой крепкой рамой.

Стихия — огромные пролеты с исполнениями трюков, фокроса или парного слалома. Не знаю, зачем я их сюда включил, это не МТБ вообще.

Триал

В комментариях к статье на Facebook спросили, почему не написано про триал. Хороший вопрос. Я думаю, что триал, при всей своей сложности, требовательности к райдеру и всей специфике вообще отдельное явление. Это трюковая дисциплина, в которой велосипедист должен пройти полосу препятствий используя все навыки отрицания гравитации. Зрелищно, но уже сродни высокому искусству.

Велосипеды для триала крайне специфичны. Низкая рама, отсутствие седла, високий руль с длинным выносом — все направлено на максимальный контроль велосипеда. Кстати, как оказалось — в Киеве существует довольно плотное комъюнити велотриалистов, надо будет подготовить о них материал.

Модельные ряды производителей МТБ

Specialized

Самый полная коллекция МТБ традиционно у Спеша. При этом практически все модели чем-то примечательны.

Подвес Epic — легенда в сегменте кантри. К тому же в 2017 году он получил совершенно новую систему подвески, инженеры отказались от FSR. Плюс спеши создали хардтейл версию.

Не меньше внимания в этом сезоне получила обновленная Endura — новый дроппер, подтянутая геометрия и очень агрессивное поведение на трейле.

За сегмент Трейл, оллмаунтин и даунхил отвечают уже солидный по возрасту Camber, зажигательный Stumpjumper FSR и Demo8, которую хотят все, но никому не говорят об этом.

Cannondale

Каннондейл не сильно балует любителей даунхила, максимум, что они могут предложить сорвиголовам это Jekyll и Trigger.

Зато американцы хорошо наполнили сегмент трейловых байков — Habbit и Bad Habbit приятны по цене и отлично веселят райдера.

О кантри нужно сказать одно — новый Scalpel Si. Технологически близок к совершенству и основной конкурент спешового Епика.

Giant

А вот Джаянты на гребне волны. АМ-сегмент они закрыли трейловым Trance и эндурным Reign.

Ну и признанный многими райдерами даунхильный Glory тоже на месте, не дождетесь.


Много интересного вы сможете найти в инфо-разделе Veliki. com.ua


Felt

Фелт в принципе больше заточен под шоссе и триатлон, но завоевывать МТБ рынок нужно.

Самыми яркими, на мой взгляд, у них вышли трейловые велосипеды на «плюсовых» колесах — Surplus и Compulsion.

 


Если в двух словах, то это все, что можно на скорую руку рассказать о МТБ велосипедах. Все возникшие вопросы задавайте в комментариях и на фейсбуке.

Подборка видео по теме

Эта статья в категории База знаний
написана при поддержке Veliki.com.ua


Благодарность Ивану Швыдко, Косте Череповскому, Александру Лозенко, Антону Савицкому, Евгению Педченко, Ольге Полищук и Николаю Граханцеву за замечания и корректировки!

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

cross-country enduro База знаний даунхилл лонгрид трейл эндуро

Стили катания на велосипеде.

  1. Шоссейный велоспорт;
  2. Трековый велоспорт;
  3. Кросс-кантри;
  4. Дёрт;
  5. Фрирайд;
  6. Урбан фрирайд;
  7. Даунхилл;
  8. Урбан даунхилл;
  9. Эндуро, трейл и олл-маунтин;
  10. Даун-кантри;
  11. Стрит;
  12. Флэтленд;
  13. Триал;
  14. Циклокросс;
  15. Бмх рэйсинг;
  16. Памп-трек;
  17. Фокросс;
  18. Параллельный слалом;
  19. Верт.

Шоссейный велоспорт (road racing).

Шоссейный велоспорт — гонки на шоссейных велосипедах по дорогам с твёрдым покрытием.

Шоссейные велосипеды — это очень лёгкие, преимущественно карбоновые, ригиды. Спереди чаще всего две звезды, сзади 10-12. Узкие рули и очень узкие колёса на сликах с минимальным количеством спиц. Скорости могут доходить до 90 км/ч и выше.

Трековый велоспорт (track cycling).

Велосипедные гонки по закольцованному велодрому или велотреку. Скорость может достигать 70 км/ч. Существует два основных вида трековых гонок:

  1. Темповые. Большой километраж (от 12 до 120 кругов), от спортсменов в первую очередь требуется выносливость.
  2. Спринтерские. Короткие гонки (от 8 до 10 кругов). Здесь ключевую роль играет сила.

Каждая из этих категорий имеет несколько подвидов.

Трековый велосипед на первый взгляд похож шоссейный, но имеет одну фиксированную передачу (fixed gear или фикс), более короткую алюминиевую или карбоновую раму, вместо камер используются трубные покрышки («трубки»).

Тормоза отсутствуют, поэтому остановиться можно только постепенно замедляя ход или блокируя заднее колесо (скид). В колёсах вместо спиц могут использоваться цельные карбоновые диски. Практика показала, что несмотря на более высокий вес, такие колёса имеют лучшую аэродинамику, что даёт прирост скорости на высоких скоростях (50 км/ч и выше).

Кросс-кантри (cross-country или XC).

Кросс-кантри – гонки по лесам, полям и другой не очень пересечённой местности. Не слишком крутые, но продолжительные подъёмы, относительно пологие спуски. От спортсмена в первую очередь требуется выносливость. Последнее время всё чаще встречаются элементы из таких экстремальных дисциплин, как даунхилл, фокросс и нортшор. Благодаря своему низкому травматизму, кросс-кантри является самой популярной дисциплиной маунтинбайка.

Классический велосипед для кросс-кантри – это чаще всего облегчённый хардтейл с алюминиевой или карбоновой рамой, трансмиссией с двумя или тремя звёздами спереди, восемью-десятью сзади, колёсами 26-29 дюймов, длинным выносом, высоким узким седлом, контактными педалями, вилкой с ходом около 100 мм, углом рулевой колонки 71-72 градуса и колёсами с диаметром осей 9-15 мм.

В последние годы кросс-кантрийные велосипеды ощутимо изменили геометрию, обзавелись задним амортизатором и стали ближе к эндуро велосипедам — ход подвески 100-120 мм, широкий руль (720 мм и шире), регулируемый подседельный штырь, трансмиссии 1х11/1х12, угол рулевой 68-69 градусов, колёса с диаметром осей 12-20 мм. Это связано с усложнением трасс, особенно спусков.

Дёрт-джампинг (dirt-jumping, dirt).

Дёрт-джампинг или просто дёрт – прыжки на земляных трамплинах с необязательным выполнением трюков. Трамплин представляет из себя вылет и приземление. Вылет, для плавного вхождения сделан радиусом, приземление обычно пологое. Начинающие дёртеры учатся на трамплинах, где между вылетом и приземлением расположен «стол» — горизонтальная поверхность, страхующая от недолётов.

Используются односкоростные хардтейлы из стальных сплавов с добавлением хромо-молибдена (Cro-Mo или «хромоль») или алюминиевых сплавов, как правило на 26-ти дюймовых колёсах, с ходом вилки около 100 мм. Часто снимают оба тормоза для выполнения трюков с кручением руля (barspin) или всего велосипеда (tailwhip). Дёрт часто катают на bmx.

Фрирайд (freeride).

Фрирайд – это свободный стиль катания на горных велосипедах. Он бывает разным:

  1. Классический фрирайд – прохождение трасс как естественного, так и искусственного происхождения. Узкие тропки, серьёзные прыжки, крутые спуски;
  2. Норт-шор (north shore) – классический фрирайд с ездой по узким помостам, брёвнам, качелям и другим подобным конструкциям. Зародился этот стиль в Канаде;
  3. Дроппинг (dropping) – прыжки с обрывов и карьеров;
  4. Слоупстайл (slopestyle) – катание по специальным трассам с обязательным исполнением трюков.

Велосипед для фрирайда – как правило прочный двухподвес с алюминиевой или хромолевой рамой, средними ходами подвески (160-180 мм), широким рулём, коротким выносом, широкими зубастыми покрышками и мощными дисковыми гидравлическими тормозами. Для норт-шора требования к прочности не такие высокие, а вот в дроппинге прочность играет ключевую роль, что приводит к увеличению веса. Иногда на велосипедах для дроппинга можно увидеть колёса диаметром 24 дюйма. Для лёгкого фрирайда могут использоваться хардтейлы.

Урбан фрирайд (urban freeride).

Тот же самый фрирайд, только в городе. Преобладают большие дропы на двухпролётных и трёхпролётных лестницах, а так же дропы на плоскость. Хотя встречается и более техничное катание.

Велосипеды такие же, как во фрирайде, но иногда встречаются более длинноходные, крепкие и тяжёлые байки, рассчитанные на 2-3-метровые дропы на плоскость. Некоторые предпочитают 24-дюймовые колёса на сликах. В странах СНГ это получило название «стритец».

Даунхилл (downhill).

Даунхилл – соревнования по скоростному спуску, ландшафт может быть как естественный, так и искусственный. Корни деревьев, камни, дропы, средние и большие трамплины. Перепад высот на даунхильной трассе может достигать пятисот метров.

В 1970-80 годах на соревнованиях по даунхиллу использовали хардтейлы, в том числе ригиды, но в 1990 году появился первый двухподвес и всё резко изменилось. Современный велосипед для даунхилла на первый взгляд похож на велосипед для фрирайда, он так же имеет прочную алюминиевую или хромо-молибденовую раму (хотя на больших соревнованиях встречаются и карбоновые), мощные дисковые тормоза, обязательно гидравлические, успокоитель цепи, широкий руль (750-820 мм), короткий вынос, широкие зубастые покрышки, длинноходный задний амортизатор, двухкоронную вилку ходом около 200 мм, но главное отличие от фрирайдного байка — это геометрия рамы: низкий центр тяжести и меньший угол наклона рулевой колонки помогают не клюнуть носом на спуске. Вес большинства современных даунхильных байков колеблется у отметки 16-17 килограмм, некоторые олдскульные монстры могут весить и под тридцать, а на чемпионатах мира и Европы в основном летают на карбоновых пятнадцати килограммовых «ракетах».

Урбан даунхилл (urban downhill).

Те же самые даунхильные гонки, только в городе.

Велосипеды абсолютно такие же, как в классическом даунхилле.

Эндуро (enduro), трейл (trail) и олл-маунтин (all-mountain).

Эндуро, трейл и олл-маунтин — схожие стили катания, нечто среднее между кросс-кантри и даунхиллом. Крутые каменистые спуски, подъемы, небольшие и средние прыжки. Несмотря на большую схожесть, трейл, олл-маунтин и эндуро всё же различаются. Эндуро — это всегда соревнования, этот термин пришёл из мото спорта, он подразумевает под собой езду на выносливость по сильнопересечённой местности, но время замеряется только на спусках и эти спуски вполне себе даунхильные, а подъёмы могут занимать всего 10-15% от общей дистанции. Олл-маунтин — то же эндуро, только без секундомера. А трейл — то же олл-маунтин, но более лёгкое.

Велосипеды для Эндуро и Олл-маунтина очень похожи, почти всегда используются среднеходные облегчённые двухподвесы с ходами подвески 150-170 мм, не такие прочные, как даунхильные, но и не такие тяжёлые. Однокоронная вилка и задний амортизатор часто имеют функцию блокировки. Всё для того, что бы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно вкручивать на более-менее гладких подъёмах. Часто используют телескопические подседельные штыри, позволяющие во время движения поднять седло, что так же полезно на подъёмах. Иногда используются хардтейлы. В целом довольно универсальные байки для гор и холмов. Разумеется, на эндуро соревнованиях уделяется больше внимания облегчению и шанс увидеть на них много карбона гораздо выше, нежели на любительских покатушках. Велосипеды для трейла чуть более лёгкие и короткоходные (130-150 мм).

Даун-кантри (down-country).

Даун-кантри (down-country) — подвид горного велосипеда. Можно сказать, что это трейловый велосипед тяготеющий больше к кросс-кантри, чем к даунхиллу. Отлично подходят для активного любительского катания, но не для профессиональных соревнований.

Даун-кантри велосипед это кросс-кантрийная двухподвесная карбоновая рама с ходом заднего амортизатора 110-120 мм и гибкими перьями. Однокоронная вилка с ходом около 120 мм. Широкий руль (от 720 мм), короткий вынос длиной около 40 мм. Гидравлические тормоза — четырёхпоршневой спереди, двухпоршневой сзади. Роторы 180/160 мм (перед/зад). Трансмиссия 1х11/1×12 передач с передней звездой 32-34 зуба. Лёгкие, карбоновые колёса диаметром 29 дюймов, обода шириной около 30 мм. Не очень зубастые покрышки, что-то вроде Schwalbe Nobby Nic шириной около 2,4 дюйма. Вес около 11 кг.

Стрит (street).

Стрит – сугубо городской стиль катания. Преодоление препятствий в виде лавок, бордюров, труб, парапетов, заборов, лестниц, часто с исполнением трюков, в том числе со скольжением на передней звезде или рокринге.

Велосипеды для стрита похожи на дёртовые. Главное отличие — более короткая рама из стальных Cro-Mo сплавов, что позволяет легче выдёргивать, закручивать байк и сохранять баланс при езде на заднем колесе стоя. Это называется surf, если используется задний тормоз или manual, если тормоз не используется. Часто используют жёсткие вилки, позволяющие снизить вес и делать более высокий банихоп, но требующие от райдера более высокого навыка гасить удар при приземлении. Диаметр колёс – 26 или 24 дюйма. Так же используются bmx.

Флэтленд (flatland).

Стиль катания на bmx с исполнение трюков исключительно на плоскости.

Флэтлендовые bmx отличаются от стритовых и дёртовых более короткой геометрией, обязательным наличием пег на осях колёс, более лёгкой и менее прочной рамой. На таких велосипедах не рекомендуется делать банихопы и другие трюки, связанные с прыжками.

Триал (trial).

Триал – преодоление различных препятствий, таких как парапеты, доски, камни, брёвна. Очень важно умение балансировать на двух и на одном колесах, в том числе переднем. В отличие от стрита, тут чаще используется не банихоп, а пробивка (pedal kick) – техника, позволяющая сделать прыжок с места, стоя на заднем колесе.

Велосипед для триала лишён седла, имеет жёсткую вилку, лёгкую раму с очень низкой ростовкой, колёса 20 (мод) или 26 (сток) дюймов с облегчёнными просверленными ободами, мощные и резкие тормоза «стоп краны», и всего одну скорость с низким передаточным числом. Благодаря специальной геометрии рамы и длинному выносу, вес райдера сильно смещён вперёд, что позволяет увереннее балансировать как на заднем, так и не переднем колесах. Некоторые умудряются успешно обходиться без тормозов.

Циклокросс или велокросс (cyclo-cross).

Циклокросс – это короткие кольцевые гонки по умеренному бездорожью с преодолением препятствий естественного и искусственного происхождения – брёвна, грязь, рвы, бордюры и т.п. Лучшее время года для соревнований по циклокроссу – осень и зима.

Велосипед для циклокросса очень похож на шоссейный, но имеет ряд отличий – чуть более широкие покрышки, дисковые или кантилеверные тормоза и изменённую геометрию, адаптированную под низкие скорости и перенос велосипеда вручную через препятствия.

Бмх рэйсинг (bmx racing).

С этой дисциплины в 1969 году начался bmx. Дисциплина создавалась с целью подготовить детей к мотокроссу, но со временем, в этот спорт втянулись и более взрослые участники. На трассах для бмх рэйсинга встречается много трамплинов и поворотов с контруклонами, но для более скоростного прохождения на трамплинах часто не прыгают, а проезжают их на заднем (manual) или переднем (nose manual) колесе. Покрытие на первых трассах было грунтовым, но позже появились трассы с асфальтовым или синтетическим покрытием.

По сравнению с другими стилями катания на bmx, велосипеды для бмх рэйсинга имеют ощутимо более длинную геометрию и почти всегда оснащаются контактными педалями.

Памп-трек (pump track).

Памп-трек – это, в первую очередь, трасса на плоской поверхности, имеющая череду плавных спусков и подъёмов, на которых велосипедисты развивают скорость путём «прокачки» всех неровностей, манипулируя своим весом. Педали на памп-треке не крутят. Покрытие может быть грунтовым, асфальтовым или бетонным.

Используются различные bmx, а так же дёртовые и стритовые горные байки. Двухподвесы не используются, т.к. их эффективность на памп-треке крайне мала.

Фокросс (four-cross или 4x).

Фокросс – гонки, где четыре райдера борются за первенство на трассе, расширенной с таким учётом, что бы на каждом участке могли уместиться четыре гонщика, идущие бок о бок. Первые двое финишировавших переходят в следующий этап, проигравшие выбывают. Допускается некоторая контактная борьба.

Велосипед для фокросса – это чаще всего алюминиевый или карбоновый хардтейл с длинной рамой низкой ростовки, лёгкой и упругой вилкой с ходом около 100 мм, колёсам 26 или 27,5 дюймов, покрышками 2,1-2,35 дюйма и лёгким, но достаточно прочным навесным оборудованием. Для особо злостных трасс используются короткоходные и среднеходные двухподвесы.

Параллельный слалом (dual slalom).

Параллельный слалом, он же дуал слалом. Корни этой дисциплины растут из лыжного спорта. Суть в том, что на двух, построенных на небольшом склоне, параллельных и максимально похожих трассах, два гонщика ведут борьбу за первое место, преодолевая контруклоны и трамплины.

Велосипеды в параллельном слаломе такие же, как в фокроссе.

Верт (vert).

Исключительно bmx стиль катания в рампах или мини рампах с исполнением трюков в воздухе, на гранях и плоской части рампы.

Bmx для верта – это прочная и тяжёлая хромолевая рама, четыре пеги, один или два тормоза.

Наверх

Можете ли вы покататься на хардтейле с горки?

Да, вы можете кататься на велосипеде с жестким хвостом на трассе для скоростного спуска. Но это не будет легкой поездкой. Вы бы чувствовали каждый удар, прыжок и крутой поворот. Кроме того, любой велосипед с полной подвеской будет набирать скорость на вас. Многим гонщикам нравится это упражнение, поскольку они многому учатся на сложной трассе.

Спуск с горы на велосипеде требует безопасности, надежности и стабильности. Комфорт и тактический контроль пригодятся, но не критичны. Таким образом, вы будете знать, что доберетесь до другого конца тропы целым и невредимым, и если это гонка, у вас есть хорошие шансы на победу.

На специализированной горной тропе можно использовать многие типы велосипедов, но вот в чем загвоздка: большинство из них дорогие. Велосипеды с хардтейлом доступны по цене, и в большинстве ситуаций они хорошо справляются со своей задачей.

Какой велосипед выбрать для спуска с горы?

Предоставлено: BikeRadar

Специализированный горный велосипед для скоростного спуска — лучший выбор . Он имеет лучшие меры безопасности, более высокую стабильность и обеспечивает больший комфорт. Гонщики также могут управлять этими велосипедами, когда они ныряют и мчатся по крутой тропе.

Кроме того, велосипеды для скоростного спуска созданы для ударов, прыжков и крутых поворотов . Они могут пойти на чудовищный курс и выйти из него невредимым. Не все велосипеды могут выдержать такие удары.

Второй вариант — обычный горный велосипед любого типа. Трейл, кросс-кантри или эндуро — все это приемлемые варианты. У них у всех минуса по сравнению с даунхиллами , но сойдут.

Историческое происхождение хардтейлов

Самый ранний прототип внедорожного велосипеда был создан в 189 г.6 когда военная экспедиция требовала быстрого передвижения по неровным узким тропам .

В 1940-х годах состоялась первая гонка по бездорожью мирового масштаба. Это был велокросс, и он привлек большое внимание к этому виду спорта.

В 1978 году Джо Бриз придумал дизайн первого профессионального горного велосипеда. С тех пор этот вид спорта набирает невероятные обороты.

Как лучше всего использовать хардтейлы?

Хардтейлы — это велосипеды общего назначения , которые можно использовать для повседневной деятельности . Вы можете принять участие в веселых мероприятиях в байк-парке, попробовать себя в горной езде и исследовать трассы для бездорожья.

Эти велосипеды требуют от водителя большого мастерства. Например, байкер постоянно меняет положение, чтобы удержать равновесие хардтейла на опасной трассе. То же самое касается управления им в крутых поворотах, на спусках и после высоких прыжков.

Я почти уверен, что езда на хардтейле по неровной тропе — утомительное занятие. Тем не менее, он учит райдеров многим навыкам, и это бесценно.

Главное преимущество хардтейла в том, что он экономичен и его можно модернизировать . Вы можете получить легкий хардтейл и добавить к нему более качественные шины. На ум приходит установка пары 29-дюймовых шин. Или вы можете улучшить систему подвески в соответствии с вашим предполагаемым использованием.

Какие самые большие проблемы у хардтейлов?

Хардтейлы крайне неудобны на неровных трассах. Но это не самая большая их проблема.

Если вы отправитесь в байк-парк и попробуете более крутые спуски и прыжки в высоту, вы сами убедитесь, что хардтейлы — не лучший выбор.

Хардтейлы теряют устойчивость, когда покидают ровные тропы. Их центр масс слишком сильно смещается вперед, когда они скатываются с крутых склонов , и обратное тоже верно. Как правило, вес велосипеда хорошо балансируется только на ровных поверхностях.

Дисбаланс беспокоит. Это может стать опасным, если всадник не нейтрализует его эффект, сместившись в противоположном направлении.

Кроме того, отсутствие амортизаторов неизбежно снижает скорость на каменистой тропе . Горный велосипед с полной подвеской пронесется прямо рядом с вами по неровной дороге.

Хардтейлы и горные велосипеды для скоростного спуска

Лучший способ узнать, можно ли использовать хардтейл вместо горного велосипеда для скоростного спуска, — это сравнить два типа.

Наилучшее использование

Хардтейлы — это универсальные велосипеды, которые легко адаптируются к любой ситуации. Людям нравятся хардтейлы, потому что в них есть все необходимое и по разумной цене.

Горные велосипеды для скоростного спуска — это особый вид велосипедов, единственной целью которых является движение по пересеченной местности. Интересно, что ехать в гору или на эндуро на этих байках — изматывающая тренировка.

Скорость

Хардтейлы и даунхиллы могут двигаться с одинаковой скоростью по ровной трассе. Однако здесь есть некоторые исключения. Легкий хардтейл имеет хорошие шансы победить тяжелый велосипед для даунхилла.

Это потому, что спуск часто имеет дополнительный вес сложных систем подвески и более тяжелых рам .

Ситуация полностью меняется, если два мотоцикла мчатся по неровной тропе. Хардтейл столкнется с рядом трудностей с балансом и контролем. Таким образом, он будет далеко позади горного велосипеда для скоростного спуска.

Комфорт

Хардтейлы известны многим, но не комфортом! Горный велосипед с полной подвеской — гораздо лучший выбор для неровных трасс.

Имейте в виду, что скоростные спуски добавляют велосипедисту дополнительную нагрузку, а хардтейлы не обеспечивают достаточной амортизации даже спереди.

Контроль и устойчивость

Хардтейлы отлично справляются с грунтовыми дорогами, узкими лесными тропами и подъемами в гору. Вот где в игру вступает эффективная передача мощности от задней части к передней.

Эти велосипеды также могут относительно легко преодолевать тактические маршруты. При условии отсутствия внезапных обрывов, крутых склонов или чрезмерно каменистой местности.

Горные велосипеды для даунхилла намного лучше справляются с крутыми спусками, обрывами, поворотами и пересеченной местностью.

Конструкция рамы

Большинство хардтейлов имеют типичную конструкцию рамы. Премиальные имеют угол наклона рулевой трубы 65 градусов. Меньшие углы еще лучше.

Обычно встречаются рамы из алюминиевого сплава, но можно заказать и карбоновые. Он легкий, прочный и обеспечивает дополнительную амортизацию, что является большим плюсом для хардтейлов.

Когда-то нержавеющая сталь была материалом, который производители обычно использовали для изготовления рам. В настоящее время это не так. Это обеспечивает дополнительную прочность, но это связано с более тяжелым весом.

Основным отличием геометрии рамы для даунхилла является угол наклона рулевой трубы. В то время как большинство велосипедов имеют средний угол наклона 60 градусов, обычно от 64 до 66 градусов, скоростные спуски имеют низкий угол наклона 60 градусов. Это обеспечивает лучшую устойчивость на высоких скоростях.

Система подвески

Хардтейлы имеют базовую систему подвески только спереди. Задняя часть мотоцикла имеет скудную амортизацию от шин, а все остальное передается байкеру.

Горные велосипеды. И другие горные велосипеды имеют системы полной подвески, которые минимизируют реакцию при движении по каменистым тропам. Таким образом, байкеры могут сосредоточиться на более важных вещах во время езды.

Прочность

Многие гонщики беспокоятся о прочности рамы и компонентов хардтейла. Он предназначен для экскурсий по бездорожью, но не для сложных трасс.

В отличие от этого, горные велосипеды обычно имеют рейтинг прочности. Гонщики могут выбирать более прочные рамы по мере необходимости.

Цена

Недорогая цена — одно из преимуществ хардтейлов. Новички, которые только начинают кататься по бездорожью, считают эти велосипеды доступными и простыми в управлении.

За несколько сотен долларов байкеры могут получить хардтейл начального уровня, а чуть дороже — раму из углеродного волокна, большие колеса и дисковые тормоза.

Велосипеды для скоростного спуска стоят в пять раз дороже, и это за базовую модель. Ценники достигают гораздо более высоких уровней с дополнительными опциями или материалами премиум-класса.

Резкая разница в цене между хардтейлами и даунхиллами имеет веские причины. Велосипеды для скоростного спуска предназначены для преодоления самых сложных трасс, на высокой скорости и с более высокими гарантиями безопасности. Это также нишевые автомобили, которые продаются небольшому сегменту профессиональных байкеров.

Как быстро вы можете кататься на велосипеде с хардтейлом в гору?

Профессиональные байкеры на легких специализированных горных велосипедах могут спускаться со скоростью до 50 миль в час .

Менее оснащенные велосипеды, например хардтейлам будет труднее преодолевать неровную тропу. Волевые гонщики могут развивать скорость 20 миль в час.

10 Больше хардкорных хардтейлов: эти горные велосипеды падают

Можно сказать, что хардтейлы возвращаются, но для большой группы преданных фанатов они никуда не делись.

Когда вы переходите к делу, нетрудно понять, почему у хардтейлов до сих пор есть страстные поклонники.

1. Хардтейлы дешевле

При наличии идентичных компонентов версия хардтейл почти всегда будет дешевле, чем полноподвесная версия. В результате они делают отличные велосипеды начального уровня, но они также могут увеличить расходы продвинутого гонщика. Вместо того, чтобы платить за задний амортизатор и сложные рычаги (и патенты, которые их защищают), хардтейлы оставляют гонщикам возможность сэкономить на карбоновых колесах, более красивой трансмиссии или лучшей вилке.

2. Хардтейлы — это просто

Все эти точки поворота на модели с полной подвеской со временем изнашиваются, и — теоретически — вы должны обслуживать задний амортизатор каждые 100 часов или около того. Я знаю, что для некоторых гонщиков это равносильно месячному сервисному интервалу. И водители могут забыть о регулировке заднего амортизатора для высокоскоростного сжатия, демпфирования и отбоя. Хардтейлы просто катаются.

3. Хардтейлы эффективны

Вам никогда не придется беспокоиться о раскачивании педалей на длинных подъемах. Хардтейлы передают практически всю мощность на колесо. Это может быть освобождающим чувством, чтобы встать и начать бить.

Есть и другие преимущества. Велосипеды с полной подвеской сглаживают линии, а задний амортизатор иногда позволяет гонщикам выписывать чеки на скорость, которые их навыки вождения не могут обналичить. Хардтейл заставляет горных байкеров быть честными, и если у него есть шанс, он многому научит гонщика в езде на горном велосипеде.

Отсылая к этому первоначальному списку из 10 хардкорных хардтейлов, вот еще 10 еще велосипедов, которые побуждают райдеров крутить шкалу измельчения до 11 без «неудобства» заднего амортизатора.

Рама за 1650 долларов

Фото: Chromag

Ни один список хардтейлов не будет полным без предложения от компании, которая до сих пор не освоила задний амортизатор. Все велосипеды Chromag красивы, но Surface принадлежит к этому списку благодаря широкой 150-миллиметровой вилке и углу наклона рулевой трубы 66 градусов.

Велосипед также имеет длинную колесную базу 1218 мм для большого размера, а на раму можно установить шины большого размера 27,5 дюйма или более узкие стандартные шины 29er.

Surface стоит копейки, и на 1650 долларов не нужно покупать никаких деталей, кроме стальной рамы. Если вы идете ва-банк, 4250 долларов заставят вас ехать на GX Eagle, а 5150 долларов — ту же самую птицу в X01 вместе с немного более хорошими тормозами Guide RSC.

1499,99 $ (в продаже)

Фото: Diamondback Bikes

Mason Pro от Diamondback может иметь умеренно крутой угол рулевой трубы 68 градусов, но 130-миллиметровая вилка и 2,8-дюймовые шины ясно дают понять, что этот велосипед предназначен для жесткой езды. Включение KS LEV Integra Dropper — приятный штрих для пересеченной местности, а трансмиссия 1 × 11 делает акцент на простоте.

[offer keyword=’diamondback mason pro’]

Хотя Mason Pro не похож на победу в гонках по пересеченной местности (или конкурсах красоты, по моему скромному мнению), привлекательная цена и подходящие компоненты делают его отличным первым велосипедом, а также вторым или третьим для тех, кто хочет разнообразить свою конюшню.

Рама за 1799 долларов США (однотонный цвет)

фото: Fat Chance Cycles

Если для вашего следующего хардтейла важны нестандартные цвета, Yo Eddy 2.2 от легендарной велосипедной компании Fat Chance вас не разочарует. 2.2 — это римейк классики 80-х, а сногсшибательные цветовые схемы — это гораздо больше, чем просто деталь. Однотонные рамки начинаются с 1799 долларов, но есть множество вариантов индивидуальной окраски, и небо — это предел.

На Yo Eddy можно установить колеса диаметром 27,5 или 29 дюймов, и, хотя угол наклона рулевой трубы 68,5 градусов является одним из самых крутых в списке, он измеряется с помощью 120-миллиметровой вилки. Рама спроектирована так, чтобы выдерживать до 140 мм хода спереди, поэтому райдеры, стремящиеся к жесткому измельчению, получат дополнительную мягкость и более расслабленную езду. Классический байк также был обновлен задней осью Boost, а для тех, кто любит варианты, Fat Chance предлагает комплекты сборки от начального уровня до высокого класса.

Рама 1195 долларов

Фото: Guerrilla Gravity

В раму вашего велосипеда встроена открывалка для бутылок? Думаю, нет. Если, конечно, это не педаль Guerrilla Gravity. Другие приятные детали включают слабый угол наклона рулевой трубы 65,5 градусов, пространство для 140-миллиметрового переднего хлюпа и зазор для колес 27,5+ или 29er.

Pedalhead предлагается в нескольких различных комплектациях, начиная с 2195 долларов США за базовую модель и заканчивая 3995 долларов США за гоночную версию. Учитывая, что последний весит около 26,8 фунтов (одна только рама весит 6 фунтов), этот мотоцикл, вероятно, не доставит вас на подиум на элитных соревнованиях по кроссу. К счастью, это никогда не было задумано. Вместо этого Pedalhead предназначен для того, чтобы измельчать, измельчать, а затем заново переживать эти моменты, распивая пиво на парковке.

1650 $ Модель Comp

140-миллиметровая вилка и очень провисший угол наклона рулевой трубы 65 градусов на Nukeproof Scout не оставляют сомнений в злых намерениях этого мотоцикла. Добавьте заднюю ось Boost, и вы получите пространство для крепких 2,8-дюймовых шин — даже шире, чем 2,6-дюймовые Maxxis DHF, которыми оснащена модель Comp.

В дополнение к 27,5-дюймовым колесам Scout 275 компания Nukeproof предлагает Scout 290 с 29-дюймовыми колесами, на которые можно установить покрышку 2,5 дюйма. Обе версии мотоцикла будут стоить около 1650 долларов, а младшие гоночные и спортивные версии — 1,09 долларов.9 и 850 долларов соответственно.

1550 фунтов стерлингов (или 2100 долларов США у американского дилера Aventuron из Висконсина)

Фото: Orange Bikes

Orange Crush — еще один захватывающий хардтейл от британцев, построенный на 27,5-дюймовых колесах. Благодаря переходу на расстояние Boost в 2018 году Crush оснащен шиной 2,6 дюйма, а угол наклона рулевой колонки 65 градусов обеспечивает геометрию, соответствующую 150-миллиметровой вилке.

Crush также продается по разумной цене в 500 фунтов стерлингов за раму и всего в 1550 фунтов стерлингов за велосипед в сборе с трансмиссией SLX 1×11. Несмотря на то, что велосипеды Orange производятся «за океаном», у них есть дилер в Висконсине, поэтому их должно быть немного легче найти, чем Trillion Prime.

[offer keyword=’orange bikes crush s’]

465€, только рама (542$ плюс 157$ за доставку для читателей из США)

Фото: Production Privée шум. В то время как французская компания продает комплекты рам всего за 465 евро, читатели в США должны быть готовы потратить еще 135 евро на доставку. Хорошая новость в том, что это, вероятно, того стоит.

Shan рассчитан на 27,5-дюймовые колеса (хотя его можно адаптировать и под 26-дюймовые) и вилку со здоровым ходом 140-160 мм. 150-миллиметровая вилка дает очень слабый угол наклона рулевой трубы 65,5 градусов, а большая рама 1169 градусов.мм колесная база прочно закреплена на территории трейлового велосипеда. Варианты внутренней маршрутизации, совместимость с одной скоростью и превосходный внешний вид дополняют это заманчивое предложение от французского бутик-бренда.

Рама за 1699 долларов

Фото: Transition Bikes

В списке, который кажется полностью сделанным из стали, карбоновая рама Transition Throttle кажется почти неуместной. То есть, пока вы не оцените достоинства материала. Эта рама весит 1400 граммов, что составляет чуть более половины веса многих конкурентов со стальной рамой, указанных выше. Независимо от того, взбираетесь ли вы по бесконечной гравийной дороге на вершину или бросаете свой велосипед через повороты и прыжки, вес имеет значение, и даже GX Eagle среднего класса весит всего 25,2 фунта.

Но не заблуждайтесь – этот байк , безусловно, может участвовать в гонках по пересеченной местности, но его угол наклона рулевой колонки 66 градусов и длинная колесная база 1173 мм (большой размер) предполагают совершенно другое назначение. Добавьте мощную 140-миллиметровую вилку, и вы получите агрессивный хардтейл, который не отказывается от слишком большого количества трейловых функций.

1789,99 $

Фото: Trek Bikes

Многие велосипеды в этом списке поддерживают 29-дюймовые колеса, но обычно за счет всего этого плюсового сцепления. С Trek’s Stache райдеры не вынуждены принимать такие мучительные решения. Вместо этого вы получаете 29едем на больших старых шинах шириной 3 дюйма с ходом 120 мм в придачу.

Угол наклона рулевой трубы 67,8 градуса делает его одним из самых крутых в списке, но что не круто, так это цена в 1789,99 долларов за полный велосипед с трансмиссией 1×10 Shimano Deore.

Рама за 999 фунтов стерлингов (или 1300 долларов США, если вы сможете найти способ доставки)

фото: Trillion Cycles

Trillion Prime — это британский хардтейл для дальних поездок, который выглядит так, будто на обед ест скоростные спуски. Прочная стальная рама выдержит любые сильные удары, которые 160-мм вилка не сможет выдержать, а длинная колесная база 1220 мм+ (большой размер) и провисший угол рулевой трубы 65 градусов побуждают райдеров направлять эту подлую машину вниз по склону.

Хотя технически это недоступно для наших дорогих читателей в США, если вы хотите этого достаточно сильно, я надеюсь, вы найдете способ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *