Иран монархия или республика: Иран: от монархии к республике

Иран: от монархии к республике

На протяжении 2000 лет Иран был монархией. Империя управлялась шахами, а концепция царского правления была неоспорима среди граждан стран. Шах был главой и отцом нации. Тем не менее в начале 1979 года Иран стал исламской республикой. На смену шаху пришел президент, а духовным лидером страны стал аятолла. Почему так произошло, и кто стоял за последним монархом Ирана?

Первые шаги на пути к республике и операция ”Аякс”

Чтобы удержать власть, монархам в XX веке приходится идти на серьезные уступки. Иранский шах не стал исключением: в 1906 году Мозафереддин-шах в результате протестов аристократии и духовенства, был вынужден учредить меджлис (парламент). В конце года был принят основной закон страны.  Последующие годы на пути к республике были омрачены борьбой за власть, многочисленными роспусками парламента, отречением шахов от престола и укреплением влияния двух супердержав: Великобритании и Англии.

В 1941 году не без помощи Британской империи к власти приходит 21-летний Мохаммед Реза Пехлеви.

Де-факто страной управляет Великобритания, которой в разгар Второй мировой войны была крайне необходима иранская нефть. 

До 1951 года шах правит вместе с парламентом, но его амбиции растут, он стремится к безраздельной власти. В начале 1950-х прогрессивный премьер-министр Мохаммед Мосаддык объявляет национализацию нефтяного сектора страны и требует, чтобы Британия платила больше (Иран на то время получал всего 16% прибыли от добычи нефти). Союзники (Великобритания и США) вынуждены действовать: они проводят операцию ”Аякс” на территории Ирана, в результате которой Мосаддык был свергнут, и вся власть оказалась сосредоточена в руках монарха. 

Попытка вестернизации Ирана 

Мохаммед Реза Пехлеви, нередко путешествовавший по миру, тяготел к западной культуре, будучи при этом правителем мусульманской страны. Он стремился модернизировать Иран, где в деревнях по-прежнему была полуфеодальная система, а у многих иранцев не было доступа к образованию. Так начинается ”Белая революция”: колоссальные средства вкладываются в инфраструктуру, строятся дороги, аэропорты, больницы и дамбы, создается система общественного здравоохранения, а образование становится бесплатным.

Женщинам предоставляются равные с мужчинами права. 

Иран вестернизировался, но общество оставалось мусульманским. Многие жители страны ощущали, что их религиозные ценности оказались под угрозой. Выразить недовольство у них возможности не было, поскольку демократию у Запада Мохаммед Реза Пехлеви перенимать не стал, насаждая свою единоличную власть с помощью секретной полиции — САВАК. В 1960-1970-е годы пыткам подвергались тысячи иранцев, а тюрьмы были переполнены политзаключенными. 

Аятолла Хомейни и Исламская революция 

Лидер мусульман-шиитов в изгнании аятолла Хомейни был ярым критиком Пехлеви еще с 1960-х годов. Он говорил, что революция ”белая”, поскольку за ней стоит Белый дом, критиковал шаха за преклонение перед Западом и объяснял своим последователям, что их правитель идет против религии, накапливая огромные богатства. Недовольство среди гражданского общества нарастает на протяжении 1970-х годов. 

Игнорируя важность поддержки духовных лидеров страны, Мохаммед Реза Пехлеви насаждает культ собственной личности, а его реформы во многом оказываются неудачными. Сравнивавший себя с Киром II Пехлеви не осознавал, насколько сильно возмущение его подданных. В 1978 году протесты вспыхивают по всему Ирану. Великобритания и США, некогда главные союзники и патроны иранской монархии, отказались поддержать борьбу шаха за власть, порекомендовав ему покинуть страну, на что он в итоге и согласился. 

1 февраля 1979 года в страну вернулся аятолла Хомейни, взявший власть в свои руки, монархия была свергнута, а 1 апреля, по итогам референдума, Иран был объявлен первой Исламской республикой. Находясь в зависимости от западных держав и не заручившись поддержкой духовных лидеров, иранская монархия обрекла себя на крах, уступив место республике, бросившей вызов западной гегемонии и претендующей на лидерство в ближневосточном регионе. 

Читайте нас в

Дзен Новости Google News

В Иране теократия и диктатура? Как там с интернетом? И что за «стражи революции»? Стыдные вопросы про исламскую республику — Meduza

Raheb Homavandi / Reuters / Scanpix / LETA

В конце декабря 2017 года в Иране начались массовые выступления против действующей власти. В десятках городов люди вышли на улицы с лозунгами против экономической политики, коррупции и лично президента Ирана Хасана Рухани. За неделю в стычках с полицией погибли 22 человека, более тысячи были задержаны. К 6 января беспорядки почти везде утихли. Иран постоянно оказывается в мировых новостях по самым разным поводам, но многие из них сложно понимать, не зная контекста. «Медуза» попросила ответить на ключевые вопросы об Иране востоковеда, научного сотрудника исследовательского центра энергетической политики Европейского университета в Санкт-Петербурге Николая Кожанова.

В Иране теократия? Там ведь было светское государство, нет?

Да. До 1979 года в Иране существовал светский монархический строй, свергнутый в ходе революции, в результате которой власть в стране перешла к шиитскому духовенству. Опираясь на романтические революционные лозунги, новое руководство страны попыталось построить общество социальной справедливости. При этом была поставлена задача, опираясь на исламские религиозные принципы, создать и реализовать на практике такую теорию социально-экономического развития, которая могла бы стать альтернативой существовавшим на тот момент коммунистическим доктринам и доктринам рыночных демократий. В результате в стране была создана сложная, весьма специфическая и в то же время гибкая система государственного управления.

Вместе с тем Иран далеко не классическая теократия. Как правило, всех вводит в заблуждение официальное название страны — Исламская Республика Иран (ИРИ). И еще тот факт, что высшим руководящим лицом страны является не президент, а верховный лидер — пожизненно избранное духовное лицо, стоящее над президентом и осуществляющее контроль за деятельностью трех ветвей власти. Действительно, политическая система ИРИ основана на выдвинутом ее основателем аятоллой Рохуллой Хомейни принципе «велаят-е факих» (который условно можно перевести как «правление наиболее авторитетного шиитского правоведа»). Указанный принцип подразумевает, что последнее слово в принятии решений в стране принадлежит духовенству, а точнее, исламским правоведам, обязанным следить за соответствием тех принципов, по которым живет государство и общество, догматам ислама. Однако последнее вовсе не предполагает, что вся политическая и религиозная власть, как это должно быть в классической теократии, сконцентрирована в руках исключительно религиозных деятелей, а тем более одного человека.

Так, с одной стороны, правовая система, существующая в Иране, по-прежнему в массе своей основана на принятых еще до 1979 года светских кодексах (имеющих французские первоисточники), из которых были исключены противоречащие исламу положения. Исламское право лишь ограниченно присутствует в торговом, уголовном и гражданском законодательстве, полностью регулируя только основы семейного и наследственного права. Представителям трех ветвей власти в большинстве случаев нет необходимости быть выходцами из духовенства. Это требование существует для ограниченного числа государственных постов (так, на высшем уровне представителем духовенства обязательно должен быть лишь верховный лидер и глава судебной власти). Главным требованием, предъявляемым к госслужащим, является только само мусульманское вероисповедание и четкое следование предусмотренным в исламе обрядам.

Кто такие «стражи революции»? Это что-то вроде КГБ?

Не совсем. Особенность организационной структуры вооруженных сил Ирана заключается в наличии двух независимых регулярных вооруженных формирований — Армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР), имеющих собственные сухопутные войска, ВВС и ВМС. В соответствии с конституцией ИРИ, армия может применяться исключительно для оборонительной войны и только в пределах страны.

КСИР отводятся более широкие функции. Он выполняет функции армии, национальной гвардии, используется для борьбы с инакомыслием, диссидентским движением и протестной оппозицией внутри Ирана. КСИР наделен правом проводить спецоперации за пределами страны, а также имеет собственные разведструктуры. Кроме того, в условиях чрезвычайной обстановки в распоряжение руководства корпуса поступают Силы охраны правопорядка (СОП), которые в мирное время подчиняются министерству внутренних дел. Также в распоряжении военного руководства КСИР находятся так называемые силы сопротивления «Басидж», играющие одновременно роль народного ополчения, идеологического рупора, структуры по обучению населения начальной военной подготовке и организации по работе с молодежью. 

Церемония посвящения КСИР

AY-COLLECTION AY-Collection / SIPA / Scanpix /

Еще одной особенностью КСИР и важным отличием корпуса от армии является активное вовлечение его членов в экономическую и политическую жизнь Ирана. Эволюции КСИР из военной организации, призванной защищать исламский строй от внутренней и внешней угрозы, в значимого игрока в политической и экономической жизни страны способствовал ряд факторов. Прежде всего, за годы Ирано-иракской войны (1980–1988) инженерные подразделения корпуса накопили значительный опыт работ, который был задействован иранскими властями в мирное время для реконструкции и восстановления экономики. Так, в соответствии со статьей 147 иранской конституции (оговаривающей, что в мирное время военные подразделения должны привлекаться для созидательных целей) сформированная на базе строительных подразделений КСИР корпорация «Хатам-оль-Анбия» в 1990-е годы получила основной массив работ по реконструкции разрушенной в ходе боевых действий экономической инфраструктуры страны. Это, в свою очередь, вело к закреплению связанных с КСИР людей в экономике Ирана.

Возможно, проникновение стражей в экономику ИРИ стало результатом заключенной в 1989–1990 годах сделки между руководством КСИР и тогдашним президентом страны Али Акбаром Хашеми-Рафсанджани, давшим офицерам корпуса важный источник доходов в обмен на то, чтобы они умерили свое желание вмешиваться в политическую жизнь страны (к 1989 году корпус объективно превратился в мощный инструмент проведения политических чисток и репрессий). Впрочем, даже если такой договор и существовал, то выполнялся он стражами весьма нечетко, так как укрепление роли КСИР в экономике ИРИ в 1990-х годах во многом было связано с постепенным проникновением бывших членов данной организации в политическую жизнь страны. 

Иран — это диктатура?

Нет, несмотря на то что на вершине власти находится пожизненно избранный верховный лидер, считать его диктатором не совсем правильно. Де-факто он исполняет роль верховного арбитра, который обязан поддерживать равновесие между всеми ветвями власти и основными элитными группами, вмешиваясь в процесс их работы только по необходимости. Законодательную инициативу после смерти первого верховного лидера, имама Рохуллы Хомейни в 1989 году, высшее властное лицо ИРИ, как правило, не проявляет. Эта функция отдана парламенту и президенту, которые избираются народом, однако кандидаты должны пройти утверждение в МВД и специальном органе — Наблюдательном совете. Более того, даже должность верховного лидера пусть и пожизненная, но является выборной и формально подотчетной (правда, на практике последнее реализуется не полностью).  

В Иране четко следят за тем, чтобы население имело возможность реализовывать свое право выбирать (начиная от студенческих советов до прямых выборов президента и опосредованно — верховного лидера). Выбор при этом ограничен теми кандидатами, которые проходят государственный отсев по ряду ключевых параметров. Главный из них — верность идеям исламского строя и высшему руководству страны. В результате избираемые людьми лица не подвергают сомнению идею сохранения исламского строя, однако могут обладать достаточно разными взглядами по вопросам экономического, социального и внешнеполитического характера. Последнее оставляет достаточно пространства для дискуссии и выработки соответствующих требованию момента инициатив, а также возможности населению выбирать из нескольких альтернатив, что не позволяет государственной системе «застывать» в своем развитии.

Президентские выборы в Иране. Тегеран, 19 мая 2017 года

Chine Nouvelle / SIPA / Scanpix / LETA

Там очень жестко контролируют интернет?

С интернетом в Иране действительно все непросто. С одной стороны, доступность, а также качество интернета и средств мобильной связи в стране растут год от года. С другой, власти стараются ограничить доступ иранцев к социальным сетям и информации, которая, с их точки зрения, может нанести ущерб политическому строю и «исламской морали». Впрочем, получается это у них не совсем эффективно: многие пользуются VPN. Иранский сегмент интернета развивается достаточно быстро. Более того, сами иранские чиновники прекрасно понимают, что для общения с народом они должны использовать интернет. В итоге у них зачастую имеются странички в «запрещенных» соцсетях и «закрытых» мессенджерах. 

Россия дружит с Ираном?

Слово «дружба» едва ли применимо к внешней политике. Москва и Тегеран ведут диалог по целому ряду вопросов, начиная с Сирии, проблемы правового статуса Каспийского моря и заканчивая экономической повесткой. У руководства двух стран есть прекрасное понимание, что в одиночку урегулировать все вопросы не получится. Как итог, они вынуждены ситуативно объединять усилия и договариваться там, где это возможно. Используем еще один бытовой термин: на сегодня между Россией и Ираном сформировался своеобразный «брак по расчету», где каждый за счет совместного существования борется за свою, отличную от другого, цель. Это помогает партнерам не только использовать друг друга, но и заставляет их терпеть друг друга, обходя острые углы, или даже идти на уступки. 

Иран и правда разрабатывал ядерное оружие? Санкции как-то помогли?

Точный ответ на этот вопрос дадут лишь сами иранцы, и то через 20 или 50 лет. В экспертном сообществе принято считать, что Иран действительно имел планы по разработке оружия массового уничтожения, но отказался от них (или заморозил) к середине 2000-х. К прошлому военного компонента иранской ядерной программы и тому, насколько Тегеран смог продвинуться в его реализации, остаются вопросы. Отвечать на них международному сообществу чиновники ИРИ не торопятся. Опасения вызывают и активно развивающиеся в стране ракетная и космическая программы: до недавнего времени в Иране мало уделяли внимания повышению точности баллистических ракет, делая упор на увеличение радиуса их применения. В таких условиях эффективность данного вида оружия может повысить только установка ядерного заряда. 

Впрочем, на сегодня нет ни одного подтверждения, что Иран ведет разработки ядерного оружия или способен «вписать» ядерный заряд в ракетную боеголовку. Более того, международные институты подтверждают, что Тегеран следует обязательствам, взятым в рамках так называемого ядерного соглашения (СВПД), подписанного в 2015 году им и шестеркой международных переговорщиков (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия). Это соглашение ограничивает развитие иранской ядерной программы и ставит ее под контроль международного сообщества. Санкции 2006–2012 годов сыграли не последнюю роль в том, что Иран сел за стол переговоров, подписал СВПД и старается следовать его букве. Они сильно ослабили иранскую экономику и наглядно показали руководству республики, что цена его успехов на ядерном поприще может быть очень велика.

Ирану грозит «Исламское государство»? Там часто случаются теракты?

Иран — одна из самых спокойных и стабильных стран на Ближнем и Среднем Востоке. Теракты в центральных городах случаются редко (впрочем, последний крупный теракт, организованный как раз ИГИЛ, произошел в ИРИ совсем недавно — в 2017 году, в столице страны Тегеране), хотя окраины не совсем спокойны.

Сотрудники иранских правоохранительных органов занимают позиции во время теракта в Тегеране, июнь 2017 года

Omid Vahabzadeh / Reuters / Scanpix / LETA

Простого ответа на вопрос о взаимодействии Ирана с «Исламским государством» и иными радикальными группировками не существует. Да, сегодня исламская республика — непоколебимый борец с терроризмом. Однако еще в 1990-е годы Тегеран установил связи с «Аль-Каедой» и с «Египетским исламским джихадом», которым тогда руководил Айман аль-Завахири, лидер «Аль-Каеды». В 2000-е годы ИРИ имела активные контакты с полевыми командирами «Талибана», хотя формально считала его главным врагом в Афганистане.

В то же время в рамках своего противостояния с США Тегеран взаимодействовал во время американской войны в Ираке с «Аль-Каедой в Ираке», родоначальницей ИГИЛ. Одиозный, ныне убитый радикал Абу Мусаб аз-Заркави после вторжения американцев в Ирак прибыл туда из Афганистана именно через Иран. И хотя после публикации документов, найденных в убежище бин Ладена, американские эксперты признали, что контакты Ирана и «Аль-Каеды» не были особенно тесными, тем не менее можно говорить о ситуативном тактическом сотрудничестве. Так, в письме 2007 года Осама бин Ладен писал, что «Иран был для „Аль-Каеды“ главной артерией», а в 2014 году ныне уничтоженный Абу Мухаммад аль-Аднани, официальный «спикер» ИГИЛ и руководитель службы зарубежных операций «халифата», заметил в послании лидеру «Аль-Каеды» аль-Завахири, что его организация выполнила просьбу воздерживаться от атак на Иран и за это «Иран неоценимо задолжал „Аль-Каеде“». 

Не исключено, что ИГИЛ на первых порах также придерживалось политики ситуативного сотрудничества, несмотря на активность иранского КСИР и аффилированных с ним отрядов ополченцев в Ираке и Сирии. Этим, по крайней мере, можно объяснить то, что значимой активности на территории Ирана «халифат» долгое время не проявлял. Да и иранское отношение к «халифату» было своеобразным и прагматичным: на первых порах Тегеран не оказывал какого-либо серьезного противодействия боевикам ИГИЛ, ограничиваясь защитой «красных линий» — важных объектов и шиитских святынь в Сирии и Ираке, а также приграничной полосы. Реальная и эффективная борьба ИГИЛ с Ираном началась относительно недавно. Иранские власти стали активно рапортовать о пресечении деятельности «халифата» в своей стране с лета 2016 года. Сам «халифат» о формировании первого «иранского батальона» объявил только в марте 2017 года. 

Почему Иран и Израиль так ненавидят друг друга?

Антиизраильская политика является одним из краеугольных камней внешнеполитической и идеологической доктрины Ирана. Сформировалась она по ряду причин. Во-первых, антиизраильская позиция Тегерана возникла как отрицание внешнеполитических подходов шахского (дореволюционного) правительства, которое имело очень хорошие связи с Тель-Авивом.

Во-вторых, Тегерану необходимо поддерживать свой образ защитника интересов мусульманской общины, а значит, активно критиковать Израиль за его действия по отношению к палестинским арабам и святым для мусульман местам.

В-третьих, Израиль воспринимается руководством Ирана как форпост США на Ближнем Востоке. В результате интенсификация антиизраильских действий Ирана зачастую совпадает с очередным обострением в ирано-американских отношениях. Наконец, для иранского руководства, которое активно отвлекает внимание населения от внутренних проблем на внешние вызовы, просто необходим образ врага, на чьи «происки» можно было бы списать собственные ошибки. 

При этом необходимо учитывать два момента. Первый: Иран враждует с государством Израиль, но никак не с еврейским народом. На территории исламской республики проживает иудейская община, а также находятся почитаемые у иудеев места, такие как, например, могилы Эсфирь и Мордехая в Хамадане. В этой связи высказывания некоторых политиков о необходимости «стереть Израиль с лица земли» следует воспринимать с поправкой.

Иранские протестующие сжигают флаги Израиля и США в ответ на решение Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля. Тегеран, декабрь 2017 года

Atta Kenare / AFP / Scanpix / LETA

Второй момент: в Иране всегда делают различия между идеологией и реальностью. По вышеупомянутым причинам отказаться от антиизраильской риторики руководство ИРИ не может. Однако и уничтожать Израиль оно едва ли собирается. Тегеран и его политика на Ближнем Востоке, конечно, вызов для Израиля, но далеко не экзистенциальный. Более того, после 1979 года имели место и редкие случаи взаимодействия двух государств. Так, в середине 1980-х годов Израиль был задействован в тайных поставках американского оружия в Иран, чтобы поддержать его в войне с Ираком.  

Почему Иран ссорится с Саудовской Аравией?

В отличие от предыдущего вопроса, где Иран был главным провокатором конфликта, винить в нынешней ирано-саудовской конфронтации нужно власти Саудовской Аравии, которые параноидально верят в «иранскую угрозу» стабильности Персидского залива и всего Ближнего Востока.

С одной стороны, причины этой обеспокоенности весьма объективны, Иран — сильное государство, с претензией на региональное лидерство, которое периодически теснит позиции саудитов на Ближнем Востоке. С другой стороны, саудовское руководство само создало миф о желании Тегерана любым способом стать гегемоном в регионе и само же в этот миф уверовало, видя за каждой своей внешнеполитической неудачей происки иранцев. На практике же Тегеран придерживается куда более прагматичной позиции, считая, что худой мир с арабскими соседями по Персидскому заливу все же лучше доброй ссоры. 

Николай Кожанов

Иран — История

Иран Содержание

ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1979 ГОДА внезапно положила конец правлению династия Пехлеви, которая на протяжении пятидесяти лет отождествлялась с попытка модернизировать и вестернизировать Иран. Революция пришла на смену монархия с исламской республикой и светское государство с квазитеократия. Она привела к власти новые элиты, изменила модель международные отношения Ирана и привели к передаче значительных богатств от частной собственности к государственному контролю. Были преемственности через водораздел революции, однако; бюрократическая структура и поведение, отношение к власти и личным правам, а также произвольное использование власти осталось почти таким же.

В 1987, почти десятилетие после революции было еще слишком рано судить о том, преемственность — всегда бросающаяся в глаза на протяжении длинной истории Ирана — или изменения окажутся более постоянными.

Революция положила конец системе монархического правления, которая до 1979 г. была почти непрерывной функцией иранского правительства в течение почти 500 лет. Сама традиция монархии еще старше. в шестого века до нашей эры, первая империя Ирана, империя Ахеменидов, была уже установлено. У него был абсолютный монарх, централизованное правление, высокоразвитая система управления, стремление к мировому господству, и культура, которая была уникально иранской, даже если она заимствовала, впитала, и преобразованные элементы из других культур и цивилизаций. Хотя Александр Македонский положил конец империи Ахеменидов в 330 г. до н.э., при Сасанидах (224-642 гг. н.э.) Иран снова стал центром империя и великая цивилизация.

Влияние исламского завоевания в седьмом веке было глубокий. Она ввела новую религию и новую социальную и правовую систему. система. Центральная часть Ирана стала частью мировой империи, центр которой не было в Иране. Тем не менее, историки обнаружили поразительные преемственность в иранской социальной структуре, управлении и культуре. Иранцы внесли значительный вклад во все аспекты исламской цивилизация; во многом они помогли сформировать новый порядок. К девятому века произошло возрождение персидского (фарси) языка и литература, которая была исключительно иранской, но была обогащена арабским и Исламские влияния.

Распад исламской империи привел в Иране, как и в других частях исламского мира, к установлению местных династий. Иран, вроде остальная часть Ближнего Востока пострадала от прихода к власти турками-сельджуками, а затем разрушениями, нанесенными сначала монголами. а затем Тимур, также называемый Тамерланом (Тимур Хромой).

С приходом к власти Сефевидов (1501-1732 гг.) Иран был преобразован в территориальное государство в пределах границ, мало чем отличающихся от тех, преобладающее сегодня. Шиитский ислам стал государственной религией, и снова монархия стал центральным учреждением. Персидский язык, несомненно, стал языком администрирования и высокой культуры. Хотя историки уже не утверждают что при Сефевидах Иран возник как национальное государство в современном смысл термина, тем не менее к семнадцатому веку смысл Иранская идентичность и Иран как государство в пределах примерно демаркированных границ был более выражен.

Каджары (1795-1925) пытались возродить империю Сефевидов и в во многом их администрация была похожа на администрацию Сефевидов. Но у Каджаров не было притязаний на религиозную легитимность, доступных Сефевиды; им не удалось установить сильный центральный контроль; И они столкнулась с внешней угрозой в техническом, военном и экономическом отношении.

превосходящие европейские державы, прежде всего Россия и Великобритания. Иностранный вмешательство в дела Ирана, плохое правление Каджаров и новые идеи правительства привели к 1905 к протестам и, в конечном итоге, к Конституционной революции (1905-07), которые, по крайней мере на бумаге, ограничивали королевский абсолютизм, создали в Иране конституционная монархия, и признал народ источником легитимности.

Возвышение Реза-шаха Пехлеви, который как Реза-хан захватил власть в 1921 году и основал новую династию в 1925 году, что отразило провал Конституционный эксперимент. Его ранние действия также отражали стремления образованных иранцев создать сильное государство, централизованная, свободная от иностранного вмешательства, экономически развитая и разделяя эти характеристики, которые, как считается, отличают более продвинутые государств Европы из стран Востока.

Это работы по модернизации и индустриализации, расширению образование, а экономическое развитие продолжил второй Пехлеви монарх Мохаммад Реза Шах Пехлеви. Он добился впечатляющих успехов в расширение занятости и экономических и образовательных возможностей, в создание сильного центрального правительства и сильной армии, в ограничении иностранное влияние и предоставление Ирану влиятельной роли в региональном дела.

Такие взрывы беспорядков, которые произошли в течение 19масло 51-53 кризис национализации и беспорядки 1963 года во время мусульманского месяца Мохаррам указал, что в иранской общество, однако. Это произошло из-за неравенства в распределении богатства; концентрация власти в руках короны и бюрократии, военная и предпринимательская элиты; требования к политическим участие растущего среднего класса и представителей высокомобильных нижние классы; вера в то, что вестернизация представляет угрозу для Ирана. национальная и исламская идентичность; и усиление поляризации между религиозные классы и государство.

Эти трения и проблемы привели к Исламской революции. В в конце 1980-х они продолжали бросать вызов новым правителям Ирана.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Иран в ХХ веке

Конституционная революция 1906 года, в основном мирная, вынудила иранского шаха в то время объявить Иран конституционной монархией с законодательной властью, возложенной на меджлес, или парламент. Однако шахи не выполнили своего конституционного обещания, и вторжение России и Великобритании становилось все более опасным. В 1924 военачальник по имени Реза Хан захватил контроль над страной и сверг Каджаров. Он стал Реза-шахом и принял фамилию Пехлеви.

Реза Шах предпринял радикальную программу модернизации по образцу программы Ататюрка в Турции. Но он продвигался медленнее, потому что Иран был беднее и был более изолирован от европейского влияния, чем Османская империя. В начале Второй мировой войны Великобритания и Россия опасались, что Реза-шах может отдать предпочтение немцам. Они оккупировали Иран и вынудили его отречься от престола в пользу своего сына Мохаммеда Реза-шаха.

Мохаммед Реза Шах не был сильным правителем. В 1953 году он был почти свергнут популярным и националистически настроенным премьер-министром Мохаммедом Мосаддыком, но сохранил свой трон с помощью Великобритании и Америки. После этого он стал более энергичным и умелым правителем, и Соединенные Штаты установили тесные отношения с Ираном, в котором видели стратегического союзника против Советского Союза. США поощряли быструю модернизацию и доходы от нефти, которые начались еще до Первой мировой войны, но резко выросли после 1973, сделал возможными замечательные изменения. Иран разработал промышленную базу, сложную инфраструктуру и крупную систему государственного образования.

Модернизируя страну, шах расправился со всей оппозицией. Иран стал абсолютной монархией. Большинство противников были бессильны или слишком увлечены растущим богатством страны, чтобы оказать серьезное сопротивление, хотя у революционного подполья появились сторонники. Однако более опасным оказалось противодействие некоторых религиозных деятелей шахским реформам. В Иране, в отличие от большинства других частей исламского мира, религиозные лидеры оставались в центре независимой сети институтов, из которых они оказывали большое влияние на народ и получали финансовые ресурсы. Более того, шиизм пережил интенсивный период богословских и философских дебатов в девятнадцатом веке, и религиозные лидеры принимали активное участие в политических делах.

В 1978 году вспыхнула революция, вынудившая шаха бежать из страны в начале следующего года. Лидером революции был религиозный лидер аятолла Рухолла Хомейни, под руководством которого была создана Исламская Республика. После революции многие страны опасались, что Иран станет образцом для дальнейшей насильственной революции. В 1980 году этот страх усилился из-за унижения Соединенных Штатов в результате захвата их посольства и удержания заложников. В 1981 Ирак вторгся в Иран в попытке свергнуть Исламскую Республику. Война длилась восемь кровавых лет, истощив большую часть ресурсов и капитала Ирана, но в конце 20-го века была создана Исламская Республика, и долгая история монархии в Иране подошла к концу.

Автор: Ричард Буллиет.

Дополнительные материалы по Ирану

  • Артикул

    Шахнама: Книга королей

    Узнайте о политических и социальных изменениях при иранской династии Сефевидов, изучив Книгу царей.

  • Артикул

    Иранская династия Сефевидов

    Династия Сефевидов, золотой век в Иране, была свидетелем культурного расцвета при харизматических Исмаиле и Тахмаспе.

  • Артикул

    Иран в 20 веке

    Краткая история Ирана 20-го века, включая ирано-иракскую войну и политический климат, который распространился на 21-й век.

  • Артикул

    Ранняя иранская история

    Ранняя история современного Ирана.

Связанный контент

  • Артикул

    Шахнама: Книга королей

    Узнайте о политических и социальных изменениях при иранской династии Сефевидов, изучив Книгу царей.

  • Исламский Иран

    Подробное эссе по истории Ирана в первую великую глобальную эпоху.

  • Артикул

    Иранская династия Сефевидов

    Династия Сефевидов, золотой век в Иране, была свидетелем культурного расцвета при харизматических Исмаиле и Тахмаспе.

  • Артикул

    Иран в 20 веке

    Краткая история Ирана 20-го века, включая ирано-иракскую войну и политический климат, который перетек в 21-й век.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *