Политическая система Испании
Глава государства — Король ( представитель династии Бурбонов Хуан Карлос 1 — с 20.XI 1975 г.). Он является, согласно Конституции, символом государственного единства и постоянства, «гарантом правильного функционирования государственных институтов». Достаточно обширные полномочия Короля могут быть осуществлены им только с контрасигнации Председателя Правительства или соответствующего министра. К их числу относятся: санкционирование и промульгация законов, созыв и роспуск Генеральных кортесов, объявление всеобщих выборов, назначение и увольнение членов Правительства.Король является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, представляет страну в международных отношениях. Что касается его отношений с парламентом, то здесь нужно отметить следующее. Король не обладает даже таким традиционным для главы государства правом, как право вето. Статья 91 Конституции закрепляет, что «в течение 15 дней после одобрения Генеральными кортесами законопроекты утверждаются Королем». Король может назначить референдум, но только по предложению Председателя Правительства, одобренному Конгрессом депутатов. После предварительного совещания с представителями политических партий в парламенте Король предлагает Конгрессу депутатов кандидатуру главы Правительства. Эта кандидатура должна быть одобрена председателем Конгресса. Члены Правительства назначаются и увольняются Королем по предложению главы Правительства.
Конституция наделяет законодательной властью двухпалатный парламент, Генеральные кортесы. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов (350 членов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты – Сената (256 членов), но Конгресс большинством голосов может преодолеть вето Сената. Депутаты парламента и сенаторы избираются сроком на 4 года – по мажоритарной системе, а Конгресс – по пропорциональной системе. Избирательным правом обладают все граждане страны, достигшие 18 лет.
Сессии парламента созываются 2 раза в год и длятся по 4—5 месяцев. По требованию Правительства, постоянной комиссии парламента или абсолютного большинства членов палат могут проводиться чрезвычайные сессии, которые созываются по определенной повестке дня. Депутаты работают на пленарных заседаниях и в комиссиях. Пленарные заседания палат являются открытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов обеих палат. К компетенции парламента Испании относится выработка законов, принятие бюджета, контроль за деятельностью Правительства, установление регентства, опекунства. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, Конгрессу, Сенату. Председатель сената — Ф. X. Рохо Гарсия, председатель конгресса депутатов -М. Марин Гоаеадес.
Правительство — Совет министров осуществляет исполнительную власть. Оно состоит из председателя, его заместителей, министров и других членов. Кандидатуру председателя предлагает Король и одобряют Кортесы. Председатель правительства — Хосе Луис Родрнгес Сапатеро, приведен к присяге 17.IV 2004 г.
Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Королем по предложению Председателя Правительства. Председатель руководит деятельностью Правительства и несет за нее ответственность. Согласно Конституции Правительство осуществляет руководство «внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны». Правительство ответственно перед Кортесами за свою деятельность.
Премьер-министр выдвигается главой государства – королем и утверждается большинством депутатов парламента. Обычно премьер-министр является лидером партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. Чтобы сформировать правительство, эта партия может вступать в коалицию с другими партиями.
Конгресс депутатов может выразить недоверие правительству и заставить его уйти в отставку, однако депутаты должны заранее наметить кандидатуру следующего премьер-министра. Такая процедура исключает частую смену правительства.
Высшим консультативным органом Правительства, согласно ст. 107 Конституции, является Государственный совет, статус которого регулируется Органическим законом о Государственном совете 1980 г.
Автономные сообщества имеют свои парламенты и правительства, пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики. Каждое автономное сообщество имеет свой устав (статут), принимаемый в качестве органического закона государства (ст. 81 Конституции). Деятельность органов автономных областей контролируется Правительством, Конституционным судом, Счетным судом.
Задолго до установления режима Франко Испания уже имела опыт местного и регионального самоуправления. При Франко эти права были ликвидированы, и центральное правительство осуществляло власть на всех уровнях. После восстановления демократии органам власти на местах были предоставлены значительные полномочия.
Исполнительная власть на местах осуществляется мушнипальными советами (более 8,5 тыс.) Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде.
www.best-country.org
Политическая жизнь и политическое устройство Испании
Министерство образования и науки Украины
Национальный горный университет
Кафедра украиноведения и политологии
Комплексная контрольная работа
По курсу “Политология”
Политическая жизнь и политическое устройство Испании
Выполнила:
Студентка III курса факультета ГРФ
Группа КМ-00-1
Горбункова Ольга Николаевна
Проверила:
Преподаватель: Литвиненко Валентина Васильевна
Днепропетровск 2002
1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире.
Столица — Мадрид.
Население — 39,2 млн. человек. Испания признана единой нацией, сформированной на основе различных исторических областей и этнических групп, основными из которых являются каталонцы (15,6%), андалусийцы (15,6%), кастильцы (11,1%), валенсийцы (9,7%), галисийцы (7,4%) и баски (5,6%).География — Общая площадь 504,8 тыс.кв.км. Государство на юго-западе Европы, занимающее большую часть Пиренейского полуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой, на западе с Португалией. На севере омывается Бискайским заливом, на востоке Средиземным морем и Атлантическим океаном. На западе — Атлантическим океаном. Испании принадлежат несколько групп островов, самыми значительными из которых являются Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане.
Климат — Средиземноморский, сухой и достаточно жаркий. Зима мягкая — средняя температура зимой от +8 С до +14 С. Наилучшее время для туризма с конца весны до начала осени.
Язык
Валюта — испанская песета (ESP) = 100 сантимо. В обращении находятся банкноты достоинством 1000, 2000, 5000, 10000 песет. А так же монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 25, 50, 100, 200 и 500 песет. Широко используется Евро. С 1 июля 2002 года Песеты прекращают хождение. Евро является единственной денежной единицей.
Религия — 99% населения католики.
Политическое состояние — Парламентская конституционная монархия. Глава государства — король.
Время — отстает от московского на 2 часа.
Рис.1. Автономные области Испании. Рис.2. Географическое положение.
С 1955 Испания – член ООН. После Второй мировой войны Испания лишилась почти всех своих колоний в Африке. В 1956 Испанское Марокко было передано Марокко, а в 1968 небольшие испанские владения Рио-Муни и Фернандо-По стали независимым государством Экваториальная Гвинея. В 1976 Испанская Сахара была передана под временное управление Марокко и Мавритании. После этого у Испании остались лишь города Сеута и Мелилья на средиземноморском побережье Африки.
После смерти Франко Испания стремилась установить более тесные связи со странами Западной Европы. С 1982 Испания входит в НАТО, с 1986 – в ЕЭС (ныне ЕС), с 1989 – в Европейскую валютную систему (ЕВС). Испанское правительство было одним из самых активных участников Маастрихтского договора (1992), предусматривавшего создание политического, экономического и валютного союза в Европе. Испания имеет также тесные связи со странами Латинской Америки. Традиционно она поддерживает хорошие отношения с арабскими государствами. Отношения с Великобританией осложняются из-за нерешенности вопроса о статусе Гибралтара.
В 1992 в Барселоне были проведены Олимпийские игры, а в Севилье – Всемирная выставка в связи с 500-летием открытия Америки. В 1993–1999 министр иностранных дел Испании Хавьер Солана возглавлял НАТО.
2. Конституция государства.
Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок.
Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц — автономных сообществ и демократический политический режим.
Рис.3. Флаг Испании.
Конституция 1978 г. восприняла как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран — доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный — в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле и первых статьях этот акт закрепил идеологические и политические основы государства, приняв в качестве основы его демократическую модель. Краеугольными принципами конституция провозгласила права человека, демократический, социальный и правовой характер государства. Все полномочия государства опираются на национальный суверенитет, от которого они исходят. Национальный суверенитет реализуется через участие избирателей в выборах в центральные и местные представительные органы и через участие в голосовании на референдумах на национальном и местном уровнях. Принцип правового государства установлен в девятой статье основного закона: «Граждане и государственная власть подчинены нормам Конституции и другого законодательства». Для обеспечения этого принципа создан орган конституционного контроля — Конституционный суд.
Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы (ст.81), регулирующие основные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов — Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда, Народного защитника, основы организации вооруженных сил, избрания Конгресса депутатов и Сената, организации судебной власти, границ избирательных округов и иных сфер, отнесенных к такому законодательству основным законом.
Основной закон 1978 г. построен по классическому западноевропейскому образцу и содержит его структурные элементы. Конституция включает преамбулу, вводные положения, раздел о правах и обязанностях граждан, раздел об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах государственной власти — короне, Генеральных кортесах, о правительстве и администрации, о судебной власти, о территориальной организации государства, о Конституционном суде, об изменении конституции, а также дополнительные, переходные и заключительные положения.
В основном законе была учтена острая национальная проблема, существовавшая в стране на протяжении многих лет: Испания стала унитарным государством, но с широкой национальной автономией в виде автономных сообществ для составляющих страну территорий. Хотя конституцией ни в коем случае не допускается федерация автономий, им не запрещается сотрудничать между собой. В лингвистическом плане основной закон установил официальный характер двух языков — испанского (кастильского), который обязаны знать все испанские граждане, и собственного языка сообщества. Одновременно признается, что «богатствоязыковых оттенков Испании является культурной ценностью, пользующейся особым уважением и защитой».
Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной территории; политические свободы — выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права — на образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт.
Конституция Испании по способу изменения относится к числу “жестких». Ее пересмотр осуществляется различными способами в зависимости от того, является ли он частичным или полным. В первом случае для изменения конституции требуется 3/5 голосов в каждой из палат Генеральных кортесов, а если отсут-гвует согласие палат, то его пытаются достичь путем выработки согласованного текста сме
mirznanii.com
Административное и государственное устройство Испании
В современном демократическом мире жизнь населения становится все лучше и лучше, как в материальном плане, так и в политическом, духовном и т. д. Особенно это касается Европы, где проблемам прав человека уделяют особенное внимание. Государственные и общественные органы тщательно отслеживают каждый подозрительный поступок.
Но неожиданно для всех европейцев, это стало приносить немалые и даже очень опасные проблемы для государственного устройства целого ряда европейских стран. Дело в том, что большинство ныне существующих государств этого континента, созданных в средневековье на основе добровольно-принудительного порядка, являются многонациональными. И теперь целый ряд малых народов, присоединенных в прошлом, хотят большей свободы, чем сейчас.
Совсем недавно такие проблемы начались у Испании, хотя не она первая и, совершенно точно, не она последняя с такими трудностями. Что же в ней такого, какая форма государственного устройства в Испании сейчас, раз она, экономически высокоразвитая и демократическая страна без видимых острых проблем, вдруг оказалась практически на грани развала.
Общие политические сведения
Сначала об общих сведениях. Для того чтобы понять причины испанского политического кризиса в наши дни, в начале двадцать первого века, надо рассмотреть в Испании форму правления и государственное устройство.
Географически страна расположена в южной части континента, на Пиренейском полуострове. Официальное полное наименование – Королевство Испания.
По политическому устройству – это парламентская демократическая монархия. После десятилетий тоталитарного режима, новая Конституция испанской демократии была принята на национальном общенародном референдуме в декабре 1978 г.
По этому юридическому документу главой страны объявлялся король, которому были оставлены чисто представительские функции практически без реальной власти. По сути, современная Испания служит хорошим примером социально-демократической страны, структура правления которой выражается в виде парламентской монархии. Столица Испании – Мадрид, в котором располагается королевская семья и управляющие органы. Кроме того, там находятся структуры законодательной и судебной власти.
В административном плане государственное устройство Испании, по Конституции государства 1978 г., разделяется на семнадцать автономных регионов и два автономных города со своим управлением и законодательными органами в рамках объединенного государства. Три автономии (Каталония, Страна Басков и Галисия) созданы по национальному признаку на землях проживания нескольких коренных народов — каталонцев, басков, галисийцев. Эти регионы, а также Андалусия, имеют самую высокую степень автономии по сравнению со всеми остальными частями страны. Все регионы в свою очередь подразделяются на пятьдесят отдельных провинций со своей частью властных прерогатив.
Характер территориального устройства
Форма государственно территориального устройства Испании имеет свои национальные отличия. Вообще, территориальное построение (или территориальная структура государства) — это комплекс взаимоотношений между государственными органами в целом, между верховной властью, и территориальными региональными подразделениями, точнее говоря – между представителями населения и органами власти на местах. Комплекс территориальных местных органов (единиц) создает территориальную структуру государства. Оно образует собой географическую базу территориального построения.
Испания двадцать первого века выглядит, как неплохой пример унитарного многонационального государства с большим трудом, но решающего свои проблемы. Как уже отмечалось выше, территория страны разделена на семнадцать больших автономных регионов, которые в немалой степени автономно рассматривают и решают проблемы своего экономического и политического развития.
Любой автономный регион обладает собственными достаточными исполнительными и законодательными ветвями власти. Уровнем ниже ответственные сотрудники муниципалитетов всех пятидесяти испанских провинций назначаются общинами на условиях свободных выборов, и вместе с региональными парламентами отправляют своих представителей в верхнюю половину парламента страны – сенат Национального Законодательного собрания, находящегося в столице.
Члены нижней палаты парламента государства назначаются демократическим путем – прямым всеобщим голосованием сроком на четыре года и обладают немного большими полномочиями, в частности, могут решать вопрос недоверия действующему кабинету министров. В нескольких автономных регионах страны (Страна Басков, Каталония и др.), уровень государственного языка вместе с официальным испанским имеют местные диалекты.
Такая форма государственного устройства в Испании до сего времени позволяет сохранять единство в стране. Правда, наличие развитой национальной системы, которая упирается корнями в глубокое историческое прошлое, и право свободного демократического выбора оставляют возможность проблем в будущем.
Немного истории
Форма государственного устройства Испании в 16 веке во многом определила состояние современного государства и выделила основные пути развития в ближайшие века. Это было столетие яркого расцвета нового испанского государства. К этому времени с территории всего Пиренейского полуострова были изгнаны ворвавшиеся туда арабы, знаменитым Христофором Колумбом была открыта Америка, а испанские конкистадоры, подчинив вольнолюбивых индейцев, добывали первые сотни килограмм серебра. Однако оставалось еще решить, станет ли Испания единым сильным государством, или и в дальнейшем останется географически обобщающим понятием, совокупностью нескольких государственных устройств – наследием исторического прошлого.
В годы правления Карла V и его сына Филиппа II (которые вместе стояли во главе Испании около 90 лет – почти весь шестнадцатый век) произошел выбор варианта развития, укрепление центрального королевского аппарата. Но в то же время сама Испания была в политической сфере разнородным конгломератом отдельных, слабо связанных друг с другом территорий, различающихся к тому же экономикой, культурой, местными обычаями. Управление конкретными местностями и провинциями этого крупного объединения в целом повторяло тот распорядок, который был в прежнем Арагоно-Кастильском государстве, образовавшем базу единого испанского королевства. Во главе страны был король, полномочия которого являлись сравнительно безраздельными. Монарх располагал законодательной инициативой, был в состоянии распространять церковные разнообразные бенефиции, был главой религиозных орденов, ставил глав отдельных регионов, своих министров, высокопоставленных военных, мог влиять на сложный процесс поиска нужных ему кардиналов. Таким образом, создавалось новое унитарное государство Испания. Форма государственного устройства, правда, при формировании, как уже указывалось выше, отталкивалась от исторических областей древней страны.
Реформы Филиппа II
С легендарной эпохи короля Филиппа II, который провел целый ряд крупных преобразований в большинстве сфер жизни общества и государства, формируется общий центр управления страной. Тогда же активно создается новая форма государственного устройства в Испании. В этих условиях идет образование так называемых Верховных советов для любого из направлений королевства, созданных при монаршем дворе по личной инициативе Филиппа. Советы включали в себя полномочных министров, председательствовал в любом из советов монарх, которому принадлежало последнее слово. Например, существовали Военный Совет, «Казначейство», Совет по проблемам орденов и прочие исполнительные структуры, прообразы будущих министерств. При короле Филиппе II подобных советов существовало уже двенадцать, они охватывали значительную часть деятельности самодеятельного населения и в целом страны.
Бурный ХХ век
После недолгого расцвета в эпоху европейского средневековья, Испания медленно входила в полосу кризиса, что было заметно практически во всех областях. В экономической сфере страна заметно отставала от лидеров развития, во внешнеполитической области в конце девятнадцатого века Испания лишилась последних колоний в Америке. Во внутренней политике сохранялась нестабильность, как при королевском дворе, так и в провинциях.
После 1912 г. всем было понятно, что государственное устройство Испании уже не может справиться с текущими проблемами. Правительства постоянно менялись, но стабилизирующих внутриполитическую обстановку преобразований в Испании не было реализовано.
Усиливается противостояние. В оппозиционный блок, не входивший в традиционную политическую систему, включались республиканские движения, радикальные социалисты, различные рабочие партии, а также провинциальные националистические политические объединения. Окончательный разрыв произошел в 1930-е гг.
Форма государственного устройства Испании в 1930-е оказалась крайне нестабильной. Сначала в условиях усиления левых партий отрекся от престола король, в Испании появилась республика. Затем в 1936 г. к власти пришел левокоалиционный Народный фронт. В противовес ему возник мятеж консервативных военных. Началась гражданская война, которая определила на долгие годы государственный строй Испании.
В конце 1930-х гг. победили военные во главе с генералом Франко, которые оформили милитаристскую диктатуру. Все это время не разрешались свободные политические объединения и профсоюзные структуры, господствовала одна официальная государственная политическая партия под названием «Испанская фаланга». Демократические выборы не существовали, а законодательный орган – однопалатный парламент – Кортесы – имел очень узкие полномочия. Вплоть до середины 1970-х гг., когда он умер, тоталитарный режим господствовал в Испании. Форма государственного устройства была заморожена на этом уровне. Никаких изменений не происходило.
Реформы 1970-х гг
К началу 1970-х гг. форма государственного устройства Испании – унитарное государство с большим уровнем децентрализации. Режим генералиссимуса Франко сумел стабилизировать политическое положение в стране, примирить общество. Но в экономическом плане успехов было гораздо меньше. И, самое главное, такой режим не имел будущего. Это настолько было очевидно всем в Испании, что после смерти Франко в 1975 г. сторонников сохранения такого типа государства не нашлось.
Центральные органы управления
Страна стала королевством с формальным главой государства – монархом Испании. Какое государственное устройство образовалось теперь?
На практике законодательная власть досталась выборному органу – двухпалатному парламенту. Заседания парламента проходят 1 раз в полгода по 2-3 месяца. По требованию отдельных исполнительных и законодательных органов могут созываться чрезвычайные сессии, которые собираются по конкретной повестке рассматриваемых вопросов.
К сфере деятельности законодательных органов Испании причисляется оформление законов, разработка бюджета, проверка работы правительства, вопросы очередности правления в королевской семье. Сфера вопросов, по которым парламент может создавать законодательные документы, четко не выделена, но его работа замыкается главным образом на поддержании и развитии ведущих прав и демократических свобод, различных законов, поддерживающих положения об автономии, а также других нормативно-правовых актов, особо отмеченных Конституцией. По остальным вопросам парламент имеет право передавать Правительству возможность публиковать «законодательные декреты».
Правительство Испании – Совет министров проводит исполнительную власть. Совет состоит из председателя, его нескольких заместителей, министров и других членов. Кандидатуру председателя выдвигает монарх и подтверждает парламент. Другие представители Правительства определяются и исключаются монархом по назначению Председателя Правительства. Последний возглавляет работу Правительства и ответственен за ее деятельность. По тексту Конституции, Правительство проводит руководство внешней и внутренней политикой, экономикой и, при необходимости, военной сферой. Правительство несет ответственность перед парламентом за свою работу. При утрате парламентского большинства Правительство обязано уйти в отставку.
Такова структура центральной государственной власти Испании. Государственное устройство страны почти не отличается по уровню демократии, например, от Франции.
Испания последних лет
Современная страна мало изменилась за последние двадцать-тридцать лет. Форма государственного устройства Испании в настоящее время отражает все события 19970-1990-х гг., а если более широко, всей истории государства.
Особенно следует выделить период новейшего времени, начавшийся после смерти Франко и объявления демократического государства.
Начавшаяся в 1978 г. регионализация проводилась по следующим ведущим направлениям: формирование юридической базы автономных регионов, реализация административных преобразованием путём концентрации полномочий и ресурсов между автономными регионами и городскими структурами посредством трудного процесса передела власти между центром и регионами, а также конституционных изменений.
Большое внимание уделяется рассмотрению политики смягчения экономических и национальных диспропорций в пределах общего регионального курса ЕС. Проводится также регулярная борьба со взяточничеством в аппарате, нарушением законодательства (в частности среди подрастающего поколения), «подпольными» иммигрантами и т.д.
Демократически избранные правительства при Адольфо Суаресе и Фелипе Гонсалесе, а с 1996 г. при Хосе Мария Аснаре, осторожно и целенаправленно «показывали» государство в политическом и хозяйственном смысле. Пусть вступление в ЕС и НАТО не осталось без споров, в наше время с этим решением согласны большинство жителей страны. Существует много примеров, показывающих реальный переход к европейской демократии: всенародный референдум по поводу введения новой испанской конституции, обязательства правительства о сохранении прав региональной автономии, разрешение права на семейный развод, а также отказ от смертной казни. Очень видимой для расширяющихся изменений в публичной жизни стала демократической структура прежде жестко централизованного государства.
Такие преобразования позволяли улучшить положение в Испании. Государственное устройство государства заметно приблизилось к демократическим европейским странам.
Современные проблемы
После проведенных реформ последних десятилетий, демократизации и процесса смягчения возникших в обществе противоречий общее положение заметно улучшилось. Тем не менее, негативные тенденции в стране остались и одна из них – национальный вопрос.
Государственно-территориальное устройство Испании предусматривает, что малые народы страны к настоящему времени получили ряд привилегий, но статус всех автономных регионов не остался на одном уровне. В Конституции разделяются ограниченная и полная национальные автономии. Самой массовой является ограниченная национальная автономия. Права регионов, согласно государственному устройству Испании, имеющих ограниченную автономию, включают разрешение на создание собственных структур самоуправления, реформирование границ субъектов, входящих в сообщество городских советов, выделение их функций и уровня власти, разделение территорий, аграрный сектор, социальную сферу и ряд прочих вопросов.
Привилегированные автономии
Четыре региона получили по Конституции страны и государственному устройству Испании полную автономию. Их полномочия объединяет широкий круг вопросов, специально не отмеченных Конституцией за центральной властью. Выдачей полной автономии занимается парламент.
Несмотря на большую автономию, часть малых народностей (баски, каталонцы) требуют от центральной власти еще более серьезной независимости от Мадрида и нередко даже предлагают формирование полностью независимого государства на своих землях. Благодаря этому положение в Испании периодически бывает тяжелым: происходят террористические выступления, идут столкновения с силовиками и демонстрации. Хотя правительство страны до поры до времени стремится поддержать только мирные переговоры и пытается держать положение под своим надзором.
Прошедший недавно в Каталонии референдум установил независимость региона, но правительство Испании в ответ полностью лишило регион автономии. Что дальше будет со статусом региона неизвестно. События продолжают развиваться. Центральная власть понимает, что вслед за Каталонией, из состава унитарного государства могут выйти и другие автономные области. А это уже будет грозить полным развалом единой страны.
Таково государственное устройство Испании, кратко рассказанное в рамках одного материала.
fb.ru
ИСПАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — это… Что такое ИСПАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ?
- ИСПАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
На протяжении большей части 19 и начала 20 в. Испания была конституционной монархией. После отречения короля Альфонса XIII в 1931 была основана Вторая республика, просуществовавшая до начала Гражданской войны в 1936. В ней в 1939 победили войска генерала Франсиско Франко, установившего диктаторский режим, который продержался до его смерти в 1975. В период военной диктатуры были запрещены независимые политические партии и профсоюзы и действовала официальная государственная партия Испанская фаланга, позже переименованная в «Национальное движение». Свободные выборы не проводились, а однопалатный парламент — Кортесы — располагал ограниченными полномочиями.
Государственное управление. После 1975 Испания находилась в состоянии перехода от авторитаризма к современной парламентской монархии европейского типа. Одна составляющая этой политической системы — чиновничий аппарат, суды, вооруженные силы, гражданская гвардия и сельская полиция — унаследованы от диктаторского режима. Другая составляющая включает организационные и идеологические пережитки недолговечной Второй республики и отражает демографические изменения, экономическую модернизацию, демократические политические модели Европы. Она представлена парламентской и избирательной системами, политическими партиями, профсоюзами и другими общественными организациями и группами. По-видимому, самую важную связующую роль в формировании современного государственного устройства Испании сыграла монархия, разрушенная в 1931, когда под давлением республиканцев король Альфонс XIII отрекся от престола. Республиканская форма правления в 1939 сменилась диктаторским режимом Франсиско Франко, который просуществовал до 1975. Преемником Франко стал внук Альфонса XIII, принц Хуан Карлос Бурбон-и-Бурбон (р.1938). Франко был уверен, что молодой принц, который учился во всех трех военных академиях Испании, а также в Мадридском университете, продолжит его политику и сохранит созданную им авторитарную систему. Однако, став в 1975 королем Испании, Хуан Карлос вступил на путь демократических преобразований. Согласно конституции, разработанной представителями основных политических партий и одобренной на референдуме 1978, Испания является монархией с парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство Испании, но допускается некоторая региональная автономия. Конституция наделяет законодательной властью двухпалатный парламент, Генеральные кортесы. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов (350 членов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты — Сената (256 членов), но Конгресс большинством голосов может преодолеть вето Сената. Депутаты парламента и сенаторы избираются сроком на 4 года — по мажоритарной системе, а Конгресс — по пропорциональной системе. Избирательным правом обладают все граждане страны, достигшие 18 лет. Премьер-министр выдвигается главой государства — королем и утверждается большинством депутатов парламента. Обычно премьер-министр является лидером партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. Чтобы сформировать правительство, эта партия может вступать в коалицию с другими партиями. Конгресс депутатов может выразить недоверие правительству и заставить его уйти в отставку, однако депутаты должны заранее наметить кандидатуру следующего премьер-министра. Такая процедура исключает частую смену правительства.
Местное самоуправление. Задолго до установления режима Франко Испания уже имела опыт местного и регионального самоуправления. При Франко эти права были ликвидированы, и центральное правительство осуществляло власть на всех уровнях. После восстановления демократии органам власти на местах были предоставлены значительные полномочия. Конституция Испании исходит из неделимости государства, но вместе с тем гарантирует право на самоуправление административным подразделениям, сложившимся на основе национальных, региональных и исторических критериев. Испания делится на 17 автономных сообществ, которые имеют свои парламенты и правительства и пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики. В нескольких автономных сообществах (Каталония, Страна Басков, Галисия) узаконено использование местных языков, в частности, на них ведется телевещание. Однако баски настаивают на предоставлении более полной автономии, причем эти требования в ряде случаев сопровождаются вооруженными столкновениями с полицией и террористическими актами. В число 17 автономных сообществ входят Балеарские Острова в Средиземном море и Канарские Острова в Атлантическом океане. Кроме того, статус автономии имеют остатки испанских колониальных владений — города Сеута и Мелилья на северном берегу Африки. Автономные сообщества делятся на 50 провинций, каждая из которых управляется своим советом. С 1997 советы подчинены правительствам автономных сообществ. Высшие муниципальные чиновники и депутаты местных советов избираются прямым голосованием. Члены местного совета избирают мэра из своих рядов; обычно на этот пост назначается глава партии большинства. Муниципальные органы власти не имеют полномочий собирать налоги и финансируются центральным правительством.
Политические организации. Общенациональные партии, пережившие период диктатуры Франко, — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Их организации сохранились в подполье и в изгнании, и многие члены этих партий подвергались преследованиям. Франкистская партия Испанская фаланга (позднее — «Национальное движение») прекратила свое существование со смертью диктатора Франко, однако некоторые деятели этой организации до сих пор участвуют в политической жизни страны. В последние годы жизни Франко премьер-министр Карлос Ариас Наварро обещал легализовать деятельность политических организаций. Первой из них стал Союз демократического центра (СДЦ), созданный в 1976 во главе с Адольфо Суаресом Гонсалесом. В том же году король Хуан Карлос назначил Суареса премьер-министром. Правительство Суареса не желало признавать Коммунистическую партию, но все же вынуждено было принять в 1977 Закон о легализации всех политических партий. После этого было зарегистрировано более 200 партий (в результате всеобщих выборов 1993 в парламент прошли представители только 11 партий или коалиций, а выборов 1996 — 15). После проведения первых выборов в 1977 ведущей партией стал СДЦ. Это была правоцентристская партия, представлявшая средний класс и включавшая некоторых политиков и чиновников режима Франко. СДЦ победил также на национальных выборах в 1979, но на выборах 1982 потерял большинство мест в парламенте, поскольку не смог справиться с быстрым ростом безработицы и терроризмом. Попытка государственного переворота в феврале 1981 также ослабила позиции СДЦ. Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) была основана в 1879 и являлась крупной партией во времена Второй республики, но была запрещена при Франко. После 1975 она быстро выросла под руководством Фелипе Гонсалеса Маркеса и превратилась в партию социал-демократического толка. ИСРП занимала второе место по числу голосов на выборах 1977 и 1979 и одержала победу на местных выборах в 1979 в крупных центрах страны, включая Мадрид и Барселону. Получив абсолютное большинство мест в обеих палатах Кортесов, в 1982 ИСРП стала правящей партией Испании. Она победила на выборах в 1986, 1989, но в 1993 ей пришлось войти в коалицию с региональной каталонской партией Конвергенция и Союз, чтобы сформировать правительство. ИСРП на досрочных парламентских выборах в марте 1996 осталась в меньшинстве. Народная Партия (НП; до 1989 — Народный альянс) занимает консервативные позиции. В течение многих лет ею руководил бывший франкистский министр Мануэль Фрага Ирибарне. После перехода руководства НП в руки Хосе Марии Аснара возрос авторитет этой партии среди молодежи. В 1993 она получила 141 (ИСРП — 150), а в марте 1996 — 156 мест (ИСРП — 141) и стала правящей. Начиная с выборов 1993 на третье место по значимости среди партий Испании вышла коалиция Объединенные левые (ОЛ), которой руководят коммунисты. На выборах 1993 ОЛ получили 18 мест, а на выборах 1996 — 21 место. Коммунистическая партия Испании (КПИ), созданная в 1920, в течение 52 лет находилась в подполье и была легализована в 1977. С конца 1960-х годов она проводила политику, независимую от СССР. КПИ пользуется значительным влиянием в профсоюзной конфедерации Рабочие комиссии, самой массовой в стране. Важную роль в Испании играют региональные партии. Правоцентристская каталонская партия Конвергенция и Союз (КИС) располагала в середине 1990-х годов большинством мест в Каталонской региональной ассамблее. На общенациональных парламентских выборах 1993 и 1996 она набрала значительное число голосов и стала партнером по коалиции сначала с ИСРП, а затем с НП. В Стране Басков, где давно проявлялись сепаратистские настроения, в середине 1990-х годов образовалось несколько влиятельных партий. Самая крупная из них, консервативная Баскская националистическая партия (БНП), стремится к достижению автономии мирными средствами. Эри Батасуна, или Партия народного единства, выступает в союзе с нелегальной организацией ЭТА (Баскское Отечество и Свобода), которая призывает к созданию независимого Баскского государства, не отрицая необходимости насильственных методов борьбы. Большим влиянием пользуются региональные партии в Андалусии, Арагоне, Галисии и на Канарских Островах.
Система правосудия. Обеспечение правопорядка является функцией Министерства внутренних дел, которое для этой цели располагает военизированной гражданской гвардией и полицией. Кроме того, имеется муниципальная полиция, контролирующая дорожное движение и поддерживающая законопорядок на местах. В соответствии с конституцией в Испании действует система независимых судов. Чрезвычайные политические суды, существовавшие при Франко, ликвидированы. Юрисдикция военных судов в мирное время распространяется только на военнослужащих. Специальный конституционный суд, состоящий из 12 судей, назначаемых на 12-летний срок, рассматривает соответствие нормативных актов конституции страны. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд.
Внешняя политика. Во время диктатуры Франко Испания находилась в изоляции до 1950, когда страны-члены ООН восстановили дипломатические отношения с франкистской Испанией. В 1953 было заключено соглашение о предоставлении США военно-воздушных и военно-морских баз на территории Испании в обмен на американскую военную и экономическую помощь. Это соглашение обновлялось и срок его действия продлевался в 1963, 1970 и 1982. С 1955 Испания — член ООН. После Второй мировой войны Испания лишилась почти всех своих колоний в Африке. В 1956 Испанское Марокко было передано Марокко, а в 1968 небольшие испанские владения Рио-Муни и Фернандо-По стали независимым государством Экваториальная Гвинея. В 1976 Испанская Сахара была передана под временное управление Марокко и Мавритании. После этого у Испании остались лишь города Сеута и Мелилья на средиземноморском побережье Африки. После смерти Франко Испания стремилась установить более тесные связи со странами Западной Европы. С 1982 Испания входит в НАТО, с 1986 — в ЕЭС (ныне ЕС), с 1989 — в Европейскую валютную систему (ЕВС). Испанское правительство было одним из самых активных участников Маастрихтского договора (1992), предусматривавшего создание политического, экономического и валютного союза в Европе. Испания имеет также тесные связи со странами Латинской Америки. Традиционно она поддерживает хорошие отношения с арабскими государствами. Отношения с Великобританией осложняются из-за нерешенности вопроса о статусе Гибралтара. В 1992 в Барселоне были проведены Олимпийские игры, а в Севилье — Всемирная выставка в связи с 500-летием открытия Америки. В 1993-1999 министр иностранных дел Испании Хавьер Солана возглавлял НАТО.
Вооруженные силы. В 1997 общая численность вооруженных сил составляла 197,5 тыс. человек; в том числе 108,8 тыс. призывников. В сухопутных войсках служили 128,5 тыс. человек, на военно-морском флоте — 39 тыс., в военно-воздушных силах — 30 тыс. человек. Военизированная гражданская гвардия насчитывала 75 тыс. человек. До 2002 для всех мужчин обязательна военная служба сроком 9 месяцев. В 1996 были обнародованы планы постепенного перехода к профессиональной армии, формируемой на контрактной основе. В декабре 1997 была завершена полная интеграция Испании в структуры НАТО.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
- ИСПАНИЯ. НАСЕЛЕНИЕ
- ИСПАНИЯ. ЭКОНОМИКА
Смотреть что такое «ИСПАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ» в других словарях:
Государственный строй России — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия
Государственный строй Азербайджана — определяется Конституцией Азербайджанской Республики. Азербайджанская Республика сложно унитарное государство с президентским правлением. Главой государства является Президент, избираемый на срок 5 лет всеобщим голосованием. Исполнительная… … Википедия
Государственный строй Финляндии — определяются Конституцией, основным законом страны. Основные положения, связанные с основами государственного строя, содержатся в главе I Конституции.[1] Согласно Конституции государственная власть в Финляндии принадлежит народу, который… … Википедия
Государственный строй Польши — определяется Конституцией, основным законом страны. Республика Польша демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости.[1] Официальным языком является польский язык. Столицей является Варшава.[2] В… … Википедия
Государственный строй Швеции — Государственный строй Королевства Швеция определяется Конституцией и другими основополагающими законами, такими как Закон о форме государственного правления, Положение о Риксдаге, Закон о престолонаследии и Закон о свободе печати. Швеция … … Википедия
Государственный строй Южной Осетии — Южная Осетия частично признанное государство на Южном Кавказе, граничащее с Российской Федерацией и Грузией. Согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих территорию региона, Республика Южная Осетия. Согласно юрисдикции… … Википедия
Государственный строй Испании — Основные законодательные и исполнительные органы власти. В соответствии с Конституцией Испании от 1978 года Испания – парламентское демократическое государство, в котором разделены законодательная, исполнительная и судебная власти. Глава… … Википедия
Государственный строй Казахстана — Казахстан демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления. Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в нее были … Википедия
Государственный строй Сан-Марино — Палаццо Публико резиденция Генерального совета. Сан Марино демократическая республика с парламентс … Википедия
Государственный строй Эстонии — Политика Портал:Политика Эстония Эта статья часть серии: Политическая система Эстон … Википедия
dic.academic.ru
Испания в период авторитарного режима Франсиско Франко (1939-1975)
Граф Барселонский Хуан, его жена Мария де лас Мерседес и их четверо детей, среди которых будущий король Испании Хуан Карлос I.
Карлос Ариас Наварро
Хосе Хираль, глава республиканского правительства в изгнании.
В 30-е-40-е годы испанская реакция под антиреспубликанскими и антикоммунистическими знаменами объединила неоднородные в социально-политическом отношении силы: финансовую и земельную олигархию, верхушку армии и церкви, представителей значительной части средних слоев города и деревни. Франкистский режим, защищая их интересы, создавал благоприятные возможности для обогащения этих категорий граждан, в том числе и мерами государственно-монополистического регулирования.
Диктатура Ф. Франко воцарилась в стране 1 апреля 1939 г. Ее опорой были армия, репрессивные органы и созданная в 1937 г. фашистская партия «Испанская фаланга». Демократическая конституция 1931 г. перестала действовать. Были запрещены все поддерживавшие республику политические партии и профсоюзные объединения, отменено большинство реформ, осуществленных Народным фронтом. Судебные органы в период франкизма функционировали на основе чрезвычайного законодательства военного времени. Сложившаяся в стране политическая система была ориентирована на охрану режима и его институтов. Во многом по образцу фашистской Италии государство в Испании было организовано как «корпоративное, централизованное, патерналистское». Его отличительными чертами были территориальное единство страны и жесткая вертикаль государственного управления, где, разумеется, не было места ни региональной автономии, ни идее этнокультурной идентичности народов, населявших страну.
Колоссальная власть, которую сосредоточил в своих руках Ф. Франко в годы Гражданской войны, получила «легитимный» статус согласно обнародованному 8 августа 1939 г. закону. 9 августа было сформировано второе правительство Ф. Франко (первое франкистское правительство действовало до августа 1939 г.). В его состав диктатор включил представителей высшего командного состава армии, нескольких карлистов и клерикалов. В идеологическом плане с 1939 по 1942 г. ключевая роль в формировании политической системы страны принадлежала фашистской партии «Испанская фаланга». Программа «Испанской фаланги» включала следующие пункты: формирование так называемых «вертикальных» профсоюзов, на принудительно-корпоративных началах объединявших предпринимателей, служащих и рабочих; учреждение молодежных, студенческих и женских ассоциаций, деятельность которых была проникнута идеями испанского национализма и франкизма; создание мощного пропагандистского и цензурного аппарата, способного подавлять любые демократические проявления в политике, прессе, литературе, искусстве и навязывать идеи франкизма всем слоям испанского общества.
В 1941 г. испанские фалангисты разработали проект закона об организации государства, во многом копирующего корпоративный тоталитаризм итальянских фашистов. Однако Ф. Франко отверг этот законопроект, посчитав, что в нем не учтена в должной мере национал-традиционалистская специфика Испании. Необходимо подчеркнуть, что с первых дней существования (вплоть до 1975 г.) франкистский режим не представлял собой организационно-идейного «монолита», напротив, в его базовых структурах постоянно имели место соперничество и откровенная конфронтация между различными группировками со своими узкокорыстными интересами либо же боровшимися за сферы влияния. Этим соперничеством умело пользовался диктатор для достижения собственных целей, прибегая к тактике «взаимных сдержек и противовесов», в частности путем кадровых перестановок. В августе 1942 г. он сформировал новый кабинет министров. В составе кабинета фалангисты были представлены в меньшем количестве, чем раньше. Такой «маневр» свидетельствовал о стремлении Ф. Франко снизить чрезмерное политическое влияние, которое обрела «Испанская фаланга» после окончания Гражданской войны.
Декретом от 17 июля 1942 г. были созданы Кортесы, выполнявшие лишь совещательные функции. 438 депутатов Кортесов называли прокурадорами. Членами Кортесов являлись министры, члены Национального совета «Испанской фаланги», председатели Верховного суда и Военного трибунала, мэры 50 провинциальных столиц, ректоры университетов, крупные правительственные чиновники и др. Глава государства назначал в Кортесы 50 прокурадоров из лиц, занимавших высокое положение в военной, административной, духовной или социальной сферах. Франкистские Кортесы являлись собранием крупных государственных и партийных служащих, готовых верой и правдой служить авторитарному режиму.
Читать далее на http://family-history.ru/material/history/spainhistory/spainhistory_20.html
harmfulgrumpy.livejournal.com
Демократический режим Испании — Информация
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
При Правительстве Российской Федерации
Кафедра политологии
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: Демократический режим Испании
Выполнил: студент
гр. ВКФ 3-4 Сурков А.А.
Научный руководитель:
доц. Завьялов В.Т.
Москва 1998 г.
Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К И Й Р Е Ж И М
Демократический режим — основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами».
3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти).Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.
6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К. ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
и с п а н и я
Итоги учредительных выборов, состоявшихся в Испании в 1977 г., отразили мирный и плавный характер перехода страны к демократии. К 1970-м годам авторитарный режим Франке, ранее похожий на германский нацизм и итальянский фашизм, заметно смягчился. Преемник Франке король Хуан Карлос 1 не нуждался в ломке старого аппарата власти. Речь с самого начала шла о реформе, которой сочувствовали многие деятели старого режима.
Основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал «центристский» Союз демократического центра (СДЦ) А.Суареса (назначенного премьер-министром еще до «учредительных выборов») коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику.
На «учредительных выборах» 1977 г. победил СДЦ партия, с которой большинство испанцев связывало успех демократизации. На второе место вышла сравнительно хорошо организованная и безоговорочно поддерживавшая переход к демократии левая партия ИСРП. При таком раскладе политических сил роль оппозиции процессу демократизации естественно отходила к партии, наиболее тесно связанной с прежним режимом, и эта партия могла быть только правой по своей идеологической ориентации.
Организация, когда-то служившая опорой франкистского режима, Испанские традиционалистские фаланги хунт национал-синдикалистского сопротивления фактически прекратила свое существование еще при жизни диктатора. В момент своего создания испанская «партия-преемница», Народный альянс (НА), была не менее организационно слабой, чем СДЦ. Она представляла собой коалицию бывших фалангистов, сторонников католической организации Опус Деи и многочисленных консервативных групп, лидеры которых в 1976 начале 1977 гг. пытались завоевать благосклонность короля. Лишь низкая представительность «центристского» и «левого блоков» заставила лидеров названных групп, забыв об амбициях и идеологических разногласиях, объединиться между собой.
Таким образом, расклад политических сил Испании, сложившийся в 1977 г. (и подтвержденный в 1979), исходно характеризовался сравнительно низкими уровнями представительности всех «блоков», что обусловливалось как сохранением единства правящего СДЦ, так и длительным организационным опытом левых оппозиционных партий. Можно предположить, что такой расклад мог бы сохраниться и по итогам выборов 1982 г. но лишь при условии успешной экономической политики. В действительности, цена демократизации и сопровождавших ее экономических реформ оказалась непомерно высокой для значительной массы испанцев. Правящий СДЦ, попав в «невыигрышный» сектор межпартийной конкуренции, больше не мог сохранять свое условное организационное единство. Он распался на несколько групп, и все они потерпели поражение на выборах. Испанский «центр» сохранился в основном в виде региональных партий.
В распоряжении испанского избирателя, стремившегося «наказать» правительство, были две возможности он мог проголосовать либо за левую, либо за правую оппозицию. Результаты выборов показывают, что обе эти возможности были использованы, причем наибольшего относительного успеха добилась «партия-преемник» НА, в то время как абсолютными победителями стали социалисты. Подобный исход выборов можно объяснить тем, что, голосуя против правительства, испанские избиратели не хотели выразить негативное отношение к процессу демократизации как таковому. В этом контексте оппозиционная, но демократическая ИСРП оказывалась идеальным кандидатом.
Правые в лице НА были настроены более оппозиционно, чем социалисты, но их приверженность демократии не была столь очевидной. В то же время НА не имел существенных конкурентов в «правой» части политического спектра, и его лидерам удалось постепенно преодолеть франкистский имидж. Коммунисты же оказались в крайне неблагоприятной ситуации: обыграть ИСРП они могли лишь за счет большей оппозиционности по отношению к экономической политике правительства, но чем критичнее в этом плане становились отдельные фракции КПИ, тем сомнительнее казалась их приверженность демократии. Неспособность коммунистов разрешить эту дилемму обернулась расколом и электоральным крахом КПИ.
Поэтому выявляется роль таких факторов, как итоги «учредительных выборов» и характер «партии-преемницы», в становлении формата испанской партийной системы. Учредительные выборы определили общее соотношение политических сил в стране, обеспечив лидирующее положение организационно неустойчивому СДЦ и превратив сплоченную ИСРП, выступавшую основным партнером «центристов» в процессе демократизации, в главную оппозиционную партию, что предотвратило фрагментацию «правого блока» и обусловило крах основной левой альтернативы социалистам.
Э Л Е К Т О Р А Л Ь Н Ы Е Д А Н Н Ы Е
В качестве эмпирических данных по Испании использованы результаты парламентских выборов 1977 и 1982 гг. (в % голосов). Пропущены выборы 1979 г., которые с очевидностью не были «критическими», ибо почти ничего не изменили ни в расстановке политических сил, ни даже в объемах голосования за отдельные партии. К партиями «левого блока» относятся Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании(КПИ). Последовательно правые позиции по социально-экономическим вопросам отстаивал лишь Народный альянс (НА), являвшийся одновременно «партией-преемницей». «Центр» распадается на две части. С одной стороны, это партии, в предвыборной кампании которых преобладали лозунги, связанные с процессом демократизации страны, Союз демократического центра (СДЦ) и Демократический и социальный центр (ДСЦ), а с другой многочисленные региональные партии (прежде всего, каталонские и баскские), выступавшие за расширение полномочий своего региона. Результаты выборов по «блокам» и партиям представлены в Таблице.
Т А Б Л И Ц А
Результаты выборов 1977 и 1982 гг. в Испании (в % голосов)
19771982ПравыеВсего:8,425,8 НА8,425,8ЦентрВсего:51,923,7 СДЦ34,86,7 ДСЦ-2,8 Каталонские партии4,53,9 Баскские партии2,02,9 Другие региональные партии10,67,4ЛевыеВсего:39,650,6
www.studsell.com
какие политические режимы в италии, испании, дании, бельгии и англии?
Италия республика все остальные монархии.
Политический режим в узком смысле — это совокупность способов и средств осуществления власти в данном государстве. В широком смысле политический режим — это конкретная политическая система страны, взятая в ее историческом, социальном и этнологическом своеобразии. В реальной действительности политические режимы сочетают черты различных их типов. Все зависит от своеобразия протекания политического процесса в данной стране, от ее традиций и ценностей, от реально складывающейся политической ситуации и расклада социально-политических сил в обществе. Так, очевидно, политический режим современной России мог быть иным, если бы не события, предшествовавшие октябрю 1993 г. Немалое влияние оказывают и привходящие факторы; например, авторитарные и идеократические тенденции в Ираке усиливаются прямо пропорционально нагнетанию напряженности вокруг него извне. В современном мире можно назвать страны, политические режимы которых можно отнести скорее к типу тоталитарных: Ирак, Ливия, Куба, Северная Корея. Авторитарными являются абсолютистско-монархические режимы Саудовской Аравии, Иордании и др. Наиболее исторически устоявшимися являются политические режимы, подобные режиму в Великобритании. Это — конституционные монархии при сильном парламенте. Такие режимы характерны для Нидерландов, Бельгии, Испании, Дании, Норвегии. Сами британцы склонны именовать конституционную монархию “смешанной формой правления”, имея в виду, что сложившаяся система состоит из элементов демократического, монархического и аристократического (наличие палаты невыбираемых пэров) правлений, ни одно из которых не имеет первенства перед другими. Политический режим современной России сродни системам США и Франции. Для таких режимов характерна: сильная исполнительная власть (особенно институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания — парламента (верхняя палата — Сенат, Совет Федерации — состоит их выбираемых в регионах глав местной исполнительной власти, а нижняя формируется из непосредственно выбираемых депутатов в соответствии с существующей избирательной системой) , а также системы независимого судопроизводства во главе с институтом высшей инстанции — Верховным или Конституционным Судом; возможности непосредственного участия граждан в политическом управлении в форме референдума или плебисцита. При сильной власти президента в указанных политических режимах почти неизбежны конфронтация исполнительной и законодательной ветвей власти и обвинения в усилении автократических тенденций. Определенной альтернативой президентским республикам служат парламентские режимы партократического типа в Чехии, Канаде, Италии, где законодательный орган в лице победившего большинства выбирает премьер-министра или президента. Несколько особняком стоит политический режим Швейцарии, сочетающий черты парламентской республики и непосредственной плебисцитарной демократии. Необходимо заметить, что в современной России политический режим еще окончательно не оформился. Иное и трудно себе представить в стране, переживающей переходный период поливалентного реформирования. Существующий ныне в России политический режим во многом соответствует интересам находящейся у руля экономического и политического управления политической элиты и финансово-промышленной олигархии.
touch.otvet.mail.ru