Какая вера у таджиков: Религия в Таджикистане. Ислам: суннизм и шиизм

Религия в Таджикской ССР: фотографии, ломающие стереотипы

https://tj.sputniknews.ru/20200113/religiya-tajikistan-islam-hristianstvo-buddism-1030247302.html

Религия в Таджикской ССР: фотографии, ломающие стереотипы

Религия в Таджикской ССР: фотографии, ломающие стереотипы

Несмотря на то что во всем СССР господствовала идеология коммунизма, Таджикистан оставался домом для представителей разных религий 13.01.2020, Sputnik Таджикистан

2020-01-13T17:36+0500

2020-01-13T17:36+0500

2022-10-18T17:05+0500

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/103024/68/1030246859_0:155:3089:1893_1920x0_80_0_0_d87f68f83b1d23b943b9b6225112ff7d.jpg

таджикская сср

ссср

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2020

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_TJ

Sputnik Таджикистан

info@sputnik. tj

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/103024/68/1030246859_180:0:2909:2047_1920x0_80_0_0_af236ab5e42fcfd3dfbc2aeb2badfc25.jpg

1920

1920

true

Sputnik Таджикистан

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Таджикистан

общество, фото, культура, таджикская сср, ссср, спасибо, было круто, ссср, религия, таджикистан

общество, фото, культура, таджикская сср, ссср, спасибо, было круто, ссср, религия, таджикистан

Многим знакомо утверждение, что религия во всем Советском Союзе была под строгим запретом. Но это не совсем так.

С одной стороны, господство коммунизма играло свою роль: в стране шла пропаганда «научного атеизма», а огромная доля всех религиозных объединений оказалась в опале.

Но с другой — в Таджикской ССР мирно жили друг с другом представители различных конфессий: сунниты, исмаилиты, православные, католики и протестанты.

Ислам на землях древних майя: как живут индейцы, ставшие мусульманами

Экономика религии: затратно ли быть верующим в Таджикистане

Исторически сложилось, что в Таджикистане большинство населения исповедует суннизм ханафитского мазхаба. Проживают и последователи исмаилизма — другого направления. Исмаилиты преобладают в Горно-Бадахшанской автономной области.

Из Душанбе в Мекку: путь таджикских паломников к святым местам

Если сунниты имели хоть какой-то шанс на признание руководством страны, у исмаилитов его отняли еще в 1936 году. Дело в том, что предыдущий глава исмаилитской общины Ага-Хан III жил в Афганистане и Британской Индии, а его преемник Ага-Хан IV — в Западной Европе и в США.

Что Ага-Хан делает для Таджикистана

Тесные связи исмаилитской общины с представителями стран «по ту сторону железного занавеса» было недопустимым, поэтому общину фактически игнорировали.

Христиане в Таджикской ССР, хотя и были меньшинством, насчитывали десятки тысяч последователей. Кроме православной общины из славянских республик, в советском Таджикистане были и протестанты, и католики.

Ученые выяснили, какие религии скоро могут исчезнуть

Протестантская и католическая общины зародились в стране еще в конце 1920-х годов. Ее основу составили сосланные в страну немцы. Были даже корейцы-христиане, последователи собственной протестантской школы Сонмин Сунбогым.

Кроме того, в Таджикской ССР были зороастрийцы, иудеи, бахаиты. И все жили в дружбе и согласии.

Как Македонский создал Будду: история древнего учения в Центральной Азии

Мало кто помнит, но Таджикистан и Центральная Азия — это еще и колыбель буддизма. В 1960-е годы группа археологов во главе с Борисом Литвинским нашла 13-метровую глиняную статую «лежащего Будды» — самую крупную в мире. Память о религиях чтят и хранят в Таджикистане еще с советских времен.

© Sputnik / Ратушенко / Перейти в фотобанкПолуденный молебен в мечети «Ходжи Якуб» (Душанбе, 1979 год)

1/14

© Sputnik / Ратушенко

/

Перейти в фотобанк

Полуденный молебен в мечети «Ходжи Якуб» (Душанбе, 1979 год)

© Sputnik / Ратушенко / Перейти в фотобанкОбряд венчания в католическом костеле (Душанбе, 1979 год)

2/14

© Sputnik / Ратушенко

/

Перейти в фотобанк

Обряд венчания в католическом костеле (Душанбе, 1979 год)

© Sputnik / Ратушенко / Перейти в фотобанкИмам Облокул Саттаров совершает намаз в мавзолее Мухаммеда Башшаро (недалеко от г. Пенджикент, 1980 год)

3/14

© Sputnik / Ратушенко

/

Перейти в фотобанк

Имам Облокул Саттаров совершает намаз в мавзолее Мухаммеда Башшаро (недалеко от г. Пенджикент, 1980 год)

© Sputnik / Ратушенко / Перейти в фотобанкВерующий у могилы мусульманского святого, который, по преданию, открыл целебную силу источников Ходжи-Оби-Гарма (Таджикская ССР, 1982 год)

4/14

© Sputnik / Ратушенко

/

Перейти в фотобанк

Верующий у могилы мусульманского святого, который, по преданию, открыл целебную силу источников Ходжи-Оби-Гарма (Таджикская ССР, 1982 год)

© Sputnik / Ратушенко / Перейти в фотобанкХатыб Муслихитдин Мукарамов читает проповедь прихожанам мечети (Ленинабад, 1982 год)

5/14

© Sputnik / Ратушенко

/

Перейти в фотобанк

Хатыб Муслихитдин Мукарамов читает проповедь прихожанам мечети (Ленинабад, 1982 год)

© Sputnik / Ратушенко / Перейти в фотобанкХоджи Хабибхан Азамханов, имам-хатыб мечети Сари Асия, выступает с проповедью перед прихожанами (Душанбе, 1985 год)

6/14

© Sputnik / Ратушенко

/

Перейти в фотобанк

Ходжи Хабибхан Азамханов, имам-хатыб мечети Сари Асия, выступает с проповедью перед прихожанами (Душанбе, 1985 год)

© Sputnik / Ратушенко / Перейти в фотобанкДжамшед Таибов читает рукописный Коран, который в его семье передается по наследству много поколений (кишлак Паршед, Горно-Бадахшанская автономная область, 1980 год)

7/14

© Sputnik / Ратушенко

/

Перейти в фотобанк

Джамшед Таибов читает рукописный Коран, который в его семье передается по наследству много поколений (кишлак Паршед, Горно-Бадахшанская автономная область, 1980 год)

© Sputnik / Олег Макаров / Перейти в фотобанкКаллиграфия — своеобразное хобби казия Таджикистана Ходжи Абдулло Калонзоды.

Цитаты из Корана, созданные казием, украсят городские мечети (Душанбе, 1986 год)

8/14

© Sputnik / Олег Макаров

/

Перейти в фотобанк

Каллиграфия — своеобразное хобби казия Таджикистана Ходжи Абдулло Калонзоды. Цитаты из Корана, созданные казием, украсят городские мечети (Душанбе, 1986 год)

© Sputnik / Орлов / Перейти в фотобанкИмам-хатыб мечети Абдурахим Абдукарамов с прихожанами (поселок Чептура, Гиссарский район, 1986 год)

9/14

© Sputnik / Орлов

/

Перейти в фотобанк

Имам-хатыб мечети Абдурахим Абдукарамов с прихожанами (поселок Чептура, Гиссарский район, 1986 год)

© Sputnik / Ратушенко / Перейти в фотобанкИмам-хатыб мечети «Шейх Муслихиддин» Муслихиддин Мукаррамов (Таджикская ССР, 1991 год)

10/14

© Sputnik / Ратушенко

/

Перейти в фотобанк

Имам-хатыб мечети «Шейх Муслихиддин» Муслихиддин Мукаррамов (Таджикская ССР, 1991 год)

© Sputnik / Самохин / Перейти в фотобанкПравославный Никольский собор (Душанбе, 1979 год)

11/14

© Sputnik / Самохин

/

Перейти в фотобанк

Православный Никольский собор (Душанбе, 1979 год)

© Sputnik / Ратушенко / Перейти в фотобанкСлужба в Свято-Никольском православном соборе (Душанбе, 1988 год)

12/14

© Sputnik / Ратушенко

/

Перейти в фотобанк

Служба в Свято-Никольском православном соборе (Душанбе, 1988 год)

© Sputnik / РатушенкоНастоятель православного Никольского собора отец Николай Рыбчинский (слева) беседует с кази Таджикистана Акбарджаном Кахоровым (Таджикская ССР, 1988 год)

13/14

© Sputnik / Ратушенко

Настоятель православного Никольского собора отец Николай Рыбчинский (слева) беседует с кази Таджикистана Акбарджаном Кахоровым (Таджикская ССР, 1988 год)

14/14

© Sputnik / Р. Нетелев

/

Перейти в фотобанк

Реставрация головы Будды в Институте истории Таджикистана (Душанбе, 1973 г.)

Головы Будды была найдена при археологических раскопках в древнем буддийском монастыре Аджина-Тепе VI–VIII века н. э.

Сменившие религию таджики боятся говорить об этом

  • English
  • Тоҷикӣ

Большинство таджиков, сменивших религию, скрывают свои религиозные предпочтения из-за боязни осуждения со стороны окружающих.


Подпишитесь на наш канал в Telegram!


Представители христианского миссионерского центра «Greaсe Sonmin», этнические таджики, говорят, что после того, как перешли из мусульманства в христианство, у них возникли проблемы неприятия в их семьях. Поэтому они скрывают свою религию от окружающих.  

Умед (имя изменено) один из таких людей. Он говорит, что вера пришла в его сердце, когда его мать, которая давно болела, излечилась после того, как за нее помолился его дядя, христианин:

– Когда я учился в 8 классе, я всегда называл своего дядю «кафир», потому что он сменил свою мусульманскую веру на христианство.

Но, когда мама заболела, к ней приводили много врачей, мама не выздоравливала, она почти умерла.

А когда мой дядя помолился за нее, она выздоровела. Это было как чудо. И с того момента я поверил и сменил религию.

Обычно мы не обсуждаем мою религию, да и соседям я никогда не говорю об этом. 

Однако я столкнулся с осуждением окружающих, поэтому стараюсь не афишировать, что я христианин.

В начале даже мои родители не принимали то, что я изменил религию. Но, когда они увидели, что я сам абсолютно не поменялся, а наоборот, отметили, что я стал лучше, то они приняли меня таким, какой я есть.

Но вот с женой у меня иногда возникают проблемы. Она не понимает меня. Обычно мы не обсуждаем мою религию, да и соседям я никогда не говорю об этом. Им лучше не знать. Не всем можно объяснить, потому что фанатиков много.

Христианский центр «Greaсe Sonmin». Пресвитерианские церкви отличаются минимализмом –  отсутствуют иконы, изображения распятия, алтари, свечи, не звучит органная музыка. Photo: CABAR.asia

Пресвитериацы и пятидесятники

После развала СССР, в Таджикистан приехало много христианских миссионеров. Тогда в стране возник ряд новых протестантских движений, таких как пятидесятническая церковь «Слово жизни», Новоапостольская церковь и ряд других.

В 1992 году в стране начала действовать пресвитерианская корейская церковь «Сонмин», которую позже переименовали в «Greaсe Sonmin».

Пресвитерианство — протестантское течение в христианстве. Оно отличается организационной структурой церкви, в основе которой лежит выборность пасторов и пресвитеров (старших священнослужителей).

Единственным авторитетным главой церкви пресвитерианцы признают лишь Христа, поэтому в их организации все верующие равны. Photo: CABAR.asia

А спустя пять лет в Таджикистане активную деятельность развернула южно-корейская пятидесятническая церковь «Сонмин Сунбогым». Ее официально зарегистрировали и она была очень популярной. Тогда в ее рядах насчитывалось около 2,5 тысяч человек.  

Пятидесятники — евангельские христиане, последователи Всемирного пятидесятнического братства – самого многочисленного сегодня направления протестантизма. Особое значение они придают Крещению Святым Духом, считая это переживание равным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа.

Учение пятидесятников призывает к праведной жизни: отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, злословия, а также к трудолюбию, нравственности в вопросах семьи и брака. Некоторые консервативные последователи этого течения не берут в руки оружие ни при каких условиях.

«Сонмин Сунбогым» развернула широкую деятельность по всей стране: оказывала медицинскую и иную гуманитарную помощь малоимущим семьям, проводила курсы английского языка и компьютерной грамотности, занятия по тхэквондо. В Худжанде южнокорейские миссионеры построили больницы, поликлиники, учебные заведения. Многие мероприятия церкви получали одобрение и поддержку со стороны местных властей.  

Но позже религиозная нетерпимость и политика контроля над религиозными организациями привели к тому, что в последующие годы эту церковь в Таджикистане стали преследовать несчастья.  

1 октября 2000 года в здании протестантской церкви «Сонмин Сунбогым» в Душанбе были взорваны две бомбы, погибли 8 человек, 48 – получили ранения.

За организацию этого теракта в 2001 году были осуждены два студента Исламского университета в Душанбе. В ходе следствия осуждённые заявили, что совершили преступление из религиозных соображений, так как церковь, по их словам, привлекала в свои ряды много мусульман.

Летом 2017 года суд города Худжанд осудил пастора протестантской церкви “Сонмин Сунбогым”, 42-летнего ​Бахрома Холматова за экстремизм и приговорил его к 3 годам лишения свободы.

«Не имеем к ним никакого отношения»

Сейчас в Таджикистане имеется два центра «Сонмин». В Худжанде расположена протестантская церковь «Сонмин Сунбогым». А в Душанбе его переименовали в христианский центр «Greaсe Sonmin».

После взрывов в начале 2000-х деятельность последней пошла на спад. Христианский центр расположен на первом этаже четырехэтажного жилого дома. Найти их было нелегко, потому что там нет никакой вывески, указывающей на то, что здесь расположена христианская организация. Однако центр продолжает предоставлять бедным бесплатную еду каждый вторник и пятницу.

Пастор церкви «Greaсe Sonmin», который назвал нам только свое имя, Марат, в беседе с CABAR.asia сказал, что они не имеют никакого отношения к «Сонмин Сунбогым»:

Они ходят в мечеть с мусульманами, но молятся по-христиански.

– По закону о религиозных объединениях руководитель должен быть гражданином Таджикистана, и я -выходец из Таджикистана, из мусульманской семьи. Не могу назвать точное количество наших прихожан, многие скрывают свою веру.

Есть такие верующие, христиане, которые живут в мусульманских семьях , и они боятся открыто говорить о своей религии. Они ходят в мечеть с мусульманами, но молятся по-христиански. Просто из-за страха перед своими родственниками они это скрывают.

Каждый день в этом центре молятся около 300 верующих. Даже из других районов приходят, чтобы помолиться. Естественно когда новые приходят мы спрашиваем, как, почему, может кто-то пригласил из друзей. Будет неправильно, если новые люди приходят к нам, а мы им внимания не уделим.

Нам без разницы возраст и религия тех, кто приходит сюда, чтобы поесть каждый вторник и пятницу. У нас нет проблем с мусульманами, и мы всегда молимся чтобы в Таджикистане было все мирно.


Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Таджики в Кыргызстане Краткая информация о народной группе

Введение / История

Таджики Средней Азии – старейшая сохранившаяся народная группа в этом регионе. Название «тадзик» относится к традиционно некочевому народу, говорящему на различных формах персидского языка. Они были наследниками и носителями среднеазиатской культуры, распространившейся с Иранского нагорья на территорию, простирающуюся примерно от Каспийского моря до границ Китая. В сельских поселениях они выращивали многие виды сельскохозяйственных культур. Таджики были ремесленниками, и их города располагались вдоль караванных путей, связывающих Персию, Китай и Индию для международной торговли. Таджики неоднократно подвергались вторжениям и завоеваниям на протяжении всей своей истории, что является одной из причин, по которой они не вписываются ни в одну этническую категорию. Армии Александра Великого, арабы в седьмом веке, Чингисхан, турки, британцы и Российская империя оказали глубокое влияние на этих людей. Фактически, многочисленные вторжения были основным фактором расселения таджиков в другие места, такие как Иран, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Грузия, Украина и Россия. Они особенно многочисленны в Узбекистане, Афганистане и на своей родине, в Таджикистане.


Какова их жизнь?

Таджики – гордый, разнообразный, живучий народ, но также признан добрым и гостеприимным. Они трудолюбивы и очень ориентированы на семью. Как и большинство народов Средней Азии, таджики могут быть как городскими, так и сельскими. Жители сельской местности живут так же, как когда-то жили их предки, только с более совершенными технологиями. Таджикские фермеры до сих пор выращивают потрясающие урожаи, и многие из них также занимаются разведением скота. С момента обретения Таджикистаном независимости в 1991 году были предприняты усилия по возрождению таджикского языка и культуры среди таджиков в Таджикистане и за его пределами. К сожалению, в сознании некоторых это связано с исламской религиозной системой. Этот вопрос также может стать политизированным, особенно в местах, где таджики составляют этническое меньшинство, таких как Кыргызстан.


Каковы их убеждения?

Практически все таджики — мусульмане, причем большинство из них — мусульмане-сунниты консервативной ханафитской ветви. Ислам пронизывает все сферы жизни, включая ритуалы, связанные с рождением, половым созреванием, браком и смертью. Однако они также практикуют спиритизм, основанный на народных верованиях, в том числе с использованием амулетов и оберегов. Для некоторых из них, особенно в городских районах, ислам был ослаблен.


Каковы их потребности?

Таджикский народ недоступен, где бы он ни жил. Их традиционный ислам притупил их дух к потребности в прощении от безгрешного Спасителя. У них еще нет движения ко Христу среди таджикского населения.


Молитвенные очки

Молитесь, чтобы в этом десятилетии произошло народное движение ко Христу среди таджиков. Молитесь, чтобы Господь благословил таджиков таким образом, чтобы они знали, что он единственный достоин их похвалы и преданности. Молитесь, чтобы рабочие шли к таджикам. Молитесь за таджиков, особенно за их старейшин, чтобы они жаждали истины и праведности, которые приведут их к Иисусу Христу.

Писание Молитвы за таджиков Кыргызстана.

Источник профиля: Джошуа Проект

Таджики Средней Азии Источник: Азия Харвест. Скачать

Таджикистан · Служение преследуемым христианам по всему миру

Как выглядят преследования в Таджикистане?

Тоталитарное руководство Таджикистана с подозрением относится к любому предполагаемому «отклонению» от культурных норм. Никакая религиозная деятельность за пределами государственных и контролируемых учреждений не разрешена, а религиозные законы, ограничивающие свободу вероисповедания, строго соблюдаются.

Таджикистан имеет самый высокий процент мусульман в Центральной Азии. Христиане составляют всего 0,6% населения, подавляющее большинство из которых исповедуют православие. Хотя русские православные церкви зарегистрированы и приняты в стране, они, как правило, держатся отдельно от местного населения. В частности, протестанты (которых считают «экстремистами», в отличие от православных христиан) сталкиваются со значительными преследованиями. Церковные службы часто прерываются, а христиане подвергаются преследованиям и арестам за проведение частных молитвенных собраний или хранение «незаконных» религиозных материалов. Штрафы налагаются на христиан просто за то, что они исповедуют свою веру. Регистрация неправославных, некатолических христианских групп фактически невозможна, что делает всю религиозную деятельность, осуществляемую этими группами, технически незаконной.

Коренные христиане мусульманского происхождения сталкиваются с огромным давлением со стороны семьи, друзей и местного сообщества, чтобы они вернулись в ислам, полагая, что истинный таджик может быть только мусульманином. С ними будут обращаться как с изгоями, а в самых серьезных случаях они станут жертвами насильственных нападений.

Кто наиболее уязвим для преследования?

Хотя правительственные чиновники преследуют христианские общины по всей стране, обращенные в христианство мусульмане также подвергаются сильному давлению со стороны семьи, друзей и общества. Семьи и общины в сельской местности, как правило, применяют более жесткие меры.

Познакомьтесь с «пастором Бахромом»

«На мою церковь совершено нападение, а здание церкви конфисковано судом. Наша церковь сейчас собирается внутри грузового контейнера».

Пастор Бахром был заключен в тюрьму за свою веру

Что изменилось в этом году?

Гонения на христиан за последний год немного усилились, при этом личная жизнь и церковная жизнь являются сферами, где верующие испытывают наибольшее давление. Мусульманские семьи, друзья и сельские жители оказывают давление, в частности, на новообращенных, в то время как правительство налагает множество ограничений на церковную деятельность.

Что делает Open Doors, чтобы помочь христианам в Таджикистане?

Open Doors укрепляет преследуемых христиан в Центральной Азии, предоставляя Библии и христианскую литературу, библейское и профессиональное обучение, проекты социально-экономического развития, а также детские, молодежные и женские служения.

Как можно молиться за Таджикистан?

  • Пожалуйста, молитесь за то, чтобы правительство Таджикистана признало право на свободу вероисповедания и приняло законы, позволяющие христианам свободно исповедовать свою веру
  • Молитесь, чтобы церковные лидеры, находящиеся под давлением, были готовы вести с полной верой в Бога, своего Защитника и Подателя
  • Молитесь, чтобы верующие мусульманского происхождения находили способы встречаться и ободрять друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *