Почему Кыргызстан стал автомобильным хабом в ЕАЭС и чем это грозит
По итогам 2022 года Кыргызстан импортировал в 3.1 раза больше автомобилей, чем в 2021 году – порядка 41.2 тысячи машин на $538.6 млн против 13.1 тысячи. Рекордный рост показателей в 4.3 раза продолжился и в 2023-м: только за январь-апрель текущего года в КР ввезли 41 тысячи автомобилей на $483.5 млн. Для сравнения, в 2022 году этот показатель равнялся 9.5 тысячи.
Согласно данным Нацстаткома, по числу ввозимых в КР иномарок лидирующую позицию заняла Южная Корея – за первые четыре месяца 2023 года кыргызстанцы импортировали 12.3 тысячи автомобилей (примерно на 1.7 тысячи машин больше, чем за весь 2022 год). Также в пятерку стран-автоэкспортеров в КР вошли США (9.2 тысячи), Япония (4.5 тысячи), Россия (4.0 тысячи) и Китай (3.5 тысячи), оттеснив Грузию и Германию.
По словам генерального директора крупнейшего в Кыргызстане автомобильного ресурса Mashina.kg Тилека Ешеналиева, поставки автомобилей в Россию и Казахстан из Кыргызстана выросли в 11 раз – за четыре месяца этого года казахстанцы и россияне купили в КР 2712 машин, тогда как за январь-апрель 2022-го — 244.
«Из-за санкции завоз авто в Россию закрыт. В связи с этим трафик на наш сайт в последнее время увеличился. Есть ключевые слова, по которым люди заходят на наш сайт. И по ключевому слову «авто из Киргизии» к нам начали заходить больше людей. Кто кроме россиян сделает такой запрос? Так и завозят авто в Кыргызстан, затем дальше продают в Россию. Кыргызстан стал транзитной страной»,— рассказал Тилек Ешеналиев.
Чем вызван рекордный импорт корейских авто, какие машины пользуются спросом у покупателей из Кыргызстана и стран СНГ и почему покупка иномарки может обернуться для россиян неприятностями? Ответы – в обзоре Economist.kg.
Спрос рождает предложение… и дешевую растаможку
Как уже было сказано выше, основной причиной роста объемов ввозимых в Кыргызстан автомобилей с последующим их реэкспортом в Россию стал разразившийся между Москвой и Киевом конфликт, породивший понятие «серый импорт», а также выгодные ставки таможенных пошлин на авто. Санкции в отношении России вынудили западные авто-бренды покинуть рынок РФ. Вместе с тем россияне потянулись за доступными по цене иномарками, найдя для себя компромиссный вариант – доступных по цене импортируемых в Кыргызстан «корейцев».
«В этой стране самые выгодные условия по растаможке в рамках ЕАЭС. Плюс местная специфика и санкции позволяют занижать стоимость авто, с которой выплачивается таможенная пошлина, – отмечает издание «Новые известия», цитируя российского блогера Михаила Жуховицкого. – Фактически автомобиль с доставкой в Кыргызстан стоит $80 тысяч. Но на таможне в КР предъявляют нарисованный документ, что стоимость составляет $30 тысяч. Соответственно и таможенную пошлину платят не с реальной цены, а с $30 тысяч. И это еще не худший пример – я видел десятки новых Camry из Китая, якобы купленных по $6 тысяч. Я обошел 15 крупнейших автосалонов и автомобильный рынок КР. Абсолютно все машины растаможены с занижением цены. Хорошо, если на таможне были показаны 50%-60% цены, но это уже редкость. На массовые модели показывают по 15%-20% цены».
Доводы блогера подтверждают и дилеры из Кыргызстана. По словам источника Economist.kg, предпринимателя Эрмека Кадырова, при растаможке автомобиля из Южной Корее в других странах на таможне оформляется инвойс, который учитывает покупную цену, объем двигателя, вид топлива и классификацию ТС. Однако в КР действуют несколько иные правила.
«В России инвойс нельзя занизить, а в Кыргызстане таких ограничений нет, следовательно, калькуляция для растаможки идет от суммы, указываемой лицом, импортирующим авто. Как итог – в России растаможка обойдется на 100% дороже, чем в КР, в Казахстане – примерно на 50%. К примеру, растаможка BMW X5 2022-2023 года выпуска в Кыргызстане будет стоить $7-8 тыс., в Казахстане – уже $10-12 тыс., а в России – $15-16 тыс. Из-за этого автобайеры везут машины через Кыргызстан, растамаживают их на территории республики и на транзитных номерах отправляют в РК или РФ», – отметил отечественный автодилер.
Сроки доставки сократились
На повышении числа ввозимых в КР машин, особенно в 2023 году, сказываются и сроки доставки транспорта. До марта текущего года логистика поставок выглядела так: автомобили отправляли из Кореи в Китай, после чего ТС пересекали границу с Казахстаном, и уже оттуда машины шли в Кыргызстан. Срок доставки автомобилей по этой схеме занимал от 45-50 дней и выше.
«С марта кыргызстанцы начали возить машины по упрощенной логистической схеме. После покупки мы переправляем транспорт паромом из Кореи в Китай, где автомобили в порту перегружают на автовозы и везут прямиком на КПП «Иркештам». На границе с КНР транспортные средства еще раз перегружают на автовозы из Кыргызстана и ввозят непосредственно на территорию республики, – пояснил Эрмек Кадыров. – По срокам доставка по такому маршруту занимает в среднем 20-25 дней, хотя был случай, когда мы получили машину уже через 14 дней. Цена доставки в ускренном порядке составляет в среднем $4 тысячи».
Какие автомобили покупают граждане России и Казахстана?
Наибольший спрос, по словам источника Economist. kg, на сегодняшний день наблюдается на новые и «слегка б/у» автомобили комфорт- и представительского класса стоимостью от $30 тысяч. Девять из десяти таких ТС, ввезенных в КР из Кореи, в итоге идут на экспорт в Казахстан и Россию. При этом россияне отдают предпочтение машинам 2022-2023 годов выпуска, а казахстанцы приобретают автомобили в возрасте от 1 до 5 лет.
Будут ли последствия?
Вышеперечисленные факторы играют на руку автодилерам из КР и сказываются на цене машин для покупателей из России. Однако схема с занижением стоимости в инвойсе при растаможке в Кыргызстане может обернуться для россиян неприятным «сюрпризом». Как пишут российские СМИ, если импорт корейского автопрома из КР в РФ продолжится на том же уровне, у машин, ввезенных в Россию через Кыргызстан, могут отобрать ПТС. И речь идет о десятках тысяч авто.
«Когда таможенные органы договорятся, будут санкции – вплоть до аннулирования ПТС. Это превратит машину в тыкву и сделает владение ей бессмысленным. Максимум, что можно будет получить от такого авто – продать на запчасти», – предположил блогер Михаил Жуховицкий.
Источники среди автодилеров КР подтвердили Economist.kg, что описанная в российском СМИ ситуация действительно существует и имеет указанные масштабы. Вместе с тем в Национальном автомобильном союзе России полагают, что до аннулирования ПТС дело все-таки не дойдет.
«Таможня будет ограничиваться требованиями по доплате, – прокомментировал ситуацию вице-президент НАС России Антон Шапарин. – Думаю, придумают некий механизм, и это будет делаться в массовом порядке».
Точку зрения Шапарина разделяет и независимый российский автоэксперт Сергей Бургазлиев, который считает, что предъявить претензии автовладельцам будет сложно.
«Формально, сейчас нет возможности аннулировать ПТС в случае, если он был выдан законно при импорте автомобиля из Кыргызстана в Россию физическим лицом или компанией, – говорит эксперт. – Если власти примут решения блокировать паспорт транспортного средства или какие-либо другие меры, это создаст волну социальной напряженности».
На данный момент максимум что может грозить сторонам в ситуации с занижением стоимости авто – это доначисление платежей, но на конечных покупателях это не отразится.
«В соответствии с таможенным законодательством ответственность за достоверность заявленных сведений о стоимости товаров несет декларант, – пояснили в Федеральной таможенной службе России в комментарии для «Новых известий». – Таможенными органами выявляются случаи декларирования в государствах-членах Евразийского экономического союза легковых автомобилей с признаками заявления недостоверных сведений об их стоимости. При выявлении таких случаев таможенными администрациями государств-членов ЕАЭС, где осуществлялось декларирование, проводится таможенный контроль после выпуска товаров, по результатам которого происходит доначисление причитающихся к уплате платежей».
Вместо послесловия
Важно, что следом за корейскими машинами вопросы со стороны России могут возникнуть и к продукции немецкого автопрома.
По данным Deutsche Welle, наблюдается рост экспорта автомобилей из ФРГ в страны Центральной Азии, что можно расценить как признак их активного использования для параллельного импорта в РФ. На текущий момент объемы поставок машин в страны СНГ суммарно увеличились не сильно. Вместе с тем, зафиксирован неестественный рост ввоза автомобилей в Кыргызстан и Казахстан.
«Самый вопиющий пример – Кыргызстан. Если эта страна с населением примерно в 7 млн человек в первые четыре месяца 2021 года импортировала немецкую продукцию на €15 млн, то теперь, два года спустя, закупки составили €230 млн. Это рост более чем в 15 раз», – цитирует Федеральное статистическое ведомство ФРГ Deutsche Welle.
Водители могут остаться без авто из-за махинаций с растаможкой
На российском автомобильном рынке назревает конфликт, который может задеть десятки тысяч автовладельцев. Российские власти не довольны практикой ввоза машин через Кыргызстан с существенным занижением цены. Продавцы наживаются на разнице таможенных пошлин, а расхлебывать придется покупателям.
На ситуацию на автомобильном рынке, которая сложилась после начала СВО, обращают внимание многие эксперты. В страну массово ввозятся автомобили, получившие таможенные документы в Кыргызстане. Речь идет о параллельном импорте. В этой стране самые выгодные условия по растаможке в рамках ЕАЭС. Плюс местная специфика и санкции позволяют занижать стоимость авто, с которой выплачивается таможенная пошлина. Последний аспект и может привести к тому, что конечные покупатели могут попросту лишиться своих машин.
Проблему в красах описал блогер Михаил Жуховицкий:
«У десятков тысяч машин, ввезенных в РФ после начала СВО гарантированно аннулируют учет. Причина: автомобили таможат в Кыргызстане с занижением цены. А потом везут на продажу в РФ, — пишет он, — фактически автомобиль с доставкой в Кыргызстан стоит 80 тысяч долларов. Но на таможню в Кыргызстане предъявляют нарисованный документ, что стоимость составляла 30 тысяч долларов. И таможенную пошлину платят не с 80 тысяч, а с 30. Таможня Кыргызстана не против, их ничего не удивляет, они согласны с любой суммой. Это ещё не худший пример. Я видел десятки новых Camry из Китая, якобы, купленных по 6 тысяч долларов. Я обошел 15 крупнейших автосалонов и автомобильный рынок Кыргызстана. Абсолютно все автомобили растаможены с занижением цены. Хорошо, если на таможне были показаны 50%-60% цены. Это уже редкость. На массовые модели, такие как дешевые электрокары типа Geely, показывают по 15-20% цены».
По словам блогера, часть проблемы заключается том, что из-за санкций и ухода западных брендов из России у федеральной таможенной службы нет актуальных цен на авто. С другой стороны в Кыргызстан заинтересован в том, чтобы таможенные операции проходили именно через него, так как пошлины остаются в бюджете страны.
«Когда европейские бренды перекрыли, пошел массовый Китай, растаможенный через Кыргызстан. Автоторговцы быстро смекнули, что РФ не в курсе, сколько стоят различные китайские авто. И начали таможить с диким занижением, — пишет блогер. — Дальше продавцы поняли, что ФТС РФ и ФТС Кыргызстана не имеют общей электронной базы по уплаченной пошлине. По каждой машине таможня и ГАИ РФ должны делать запрос. И начали везти в Кыргызстан и европейские машины. Математика простая. Гибрид Geely Monjaro продается после таможни, с занижением цены, в Бишкеке за 33 тысячи долларов. Её забирают на автовозе российские авто продавцы. Через неделю она продается с российским ПТС, в среднем за 41-42 тысячи долларов. Девять тысяч долларов навара с машины среднего класса за неделю — таких норм прибыли в автобизнесе не было никогда. Распродаются машины в РФ мгновенно, в наличии их почти нет».
В российской ассоциации автодилеров «Новым известиям» заявили, что такая схема при параллельном импорте есть, но официальные дилеры ей не пользуются.
«Мы заинтересованы в том, чтобы машины проходили оформление на территории России и платежи шли в бюджет РФ», — сообщили в организации.
Проблемные машины — головная боль владельцев
Вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин подтвердил «Новым известиям», что машин приехавших через Кыргызстан и имеющих заниженную стоимость, в РФ масса. Речь идет о десятках и сотнях тысяч авто.
«Проблема действительно массовая, Кыргызстан, Казахстан забиты такими машинами, — говорит эксперт, — занижение цен драматическое, в разы. Понятно, что такая вакханалия не будет продолжаться вечно. В курсе этой схемы вообще все: и российские органы власти, и киргизские. Российские таможенники пролетают мимо денег, потому, что все таможенные сборы идут в бюджет той страны, где растаможена машина. Поэтому наши власти безусловно заинтересованы в том, чтобы машины таможились в России. Сейчас органы пытаются понять, как это утрясти с другой стороной, получить информацию и возможно ли это классифицировать, как нарушение в сфере таможенного законодательства».
Блогер Михаил Жуховицкий уверен, что когда таможенные органы договорятся, санкция будет самая жесткая — вплоть до аннулирования ПТС. Это превратит машину в тыкву и сделает владение ей бессмысленным. Максимум, что можно будет получить от такого авто — продать на запчасти. при этом такие машины продаются как от перекупов и безымянных автофирм, так и от раскрученных дилеров. Все они получают двойную выгоду — наценку на машину и экономию за счет кривой растаможки, а с проблемами придется разбираться конечному потребителю.
«Можно ли обезопаситься, если купить машину у крупного дилера в РФ? Нет, нельзя, — считает блогер. — Первое: настоящих официальных автодилеров в РФ сейчас практически нет. Просто под их брендами начался массовый завоз любых авто. Второе: они покупают машины у юрлиц-посредников. Третье: за прошедший год продавцы авто заработали больше, чем за предыдущие 10 лет. Всех интересует только прибыль в моменте. Машины с заниженными инвойсами оптом забирают и крупнейшие сетевые салоны РФ. Названия писать не буду. Ребята просто решили заработать в последний путь, пока их не вытеснят официальные китайские дилеры».
Или получится отделаться деньгами?
Антон Шапарин из автомобильного союза считает, что аннулировать ПТС не будут, так как это слишком жесткая мера для людей, которые купили авто за полную цену, а вот заставить их доплатить пошлину — вполне могут.
«Думаю, что до аннулирования ПТС не дойдет, таможня будет ограничиваться требованиями по доплате, — говорит Антон Шапарин. — Думаю, что придумают какой-то механизм, и это будет делаться в массовом порядке. Можно ли защититься от этого на этапе покупки авто? Что при покупке в салоне, что с рук нужно делать одну простую вещь. Если тебе не могут показать таможенную декларацию, что машина растаможена в Российской Федерации, то в таком случае нужно развернуться и уйти, оставив эту машину кому-то другому». Подобная халява приводит к одному: обогащению тех, кто ее организовал, создателей схемы, и в перспективе к обеднению клиента».
Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев считает, что предъявить претензии автовладельцам будет сложно, как с юридической точки зрения, так и социальной.
«Формально, сейчас нет возможности законно аннулировать ЭПТС, в случае, если он был выдан законно при импорте автомобиля из Кыргызстана в Россию физическим лицом или компанией, — говорит эксперт, — тот факт, что власти сейчас пытаются утверждать, что машины завозились по заниженным ценам, даже если допустить, что это так, не создаёт прецедента правонарушения на дату ввоза авто в прошлом. Прежде, чем говорить о том, как этого избежать, надо понять что смогут или не смогут придумать ведомства. В любом случае, если примут решения блокировать ЭПТС или какие-либо другие меры, это создаст волну социальной напряжённости, что совершено не нужно».
На запрос «Новых известий» в Федеральной таможенной службе ответили, что в случае занижения стоимости авто, юридически возможно доначисление платежей, но на конечных покупателей это не касается.
«В соответствии с таможенным законодательством ответственность за достоверность заявленных сведений о стоимости товаров несет декларант, — сообщили в ведомстве, — проблематика с занижением стоимости легковых автомобилей имеется. Таможенными органами выявляются случаи декларирования в государствах — членах Евразийского экономического союза легковых автомобилей с признаками заявления недостоверных сведений об их стоимости. При выявлении таких случаев таможенными администрациями государств — членов Евразийского экономического союза, где осуществлялось таможенное декларирование, проводится таможенный контроль после выпуска товаров, по результатам которого происходит доначисление причитающихся к уплате таможенных платежей».
Тем не менее, Российская таможня уже практикует предъявление доплат за электрические авто, которые раньше ввозились по льготе, а теперь органы требуют выплатить всю сумму пошлины.
#АЛЕКСАНДР ДЫБИН#Авто#Российские авто#Купить авто#Автомобиль#Рынок#Таможня#Кыргызстан
Подпишитесь
У реки и без рыбы: горбуша не пришла на нерест в Мурманской области. Рыбаки — в панике
Вчера, 11:23
Шесть человек погибли при взрыве на химзаводе в Самарской области
Вчера, 09:15
Где теперь Пригожин? Многие задаются этим вопросом, но туманно отвечают даже в Кремле
Вчера, 16:04
Вопрос дня: оправдано ли повышение цен на бытовую технику?
6 июля 20:26
НАТО ждет «окончательного испытания»: разработана стратегия противостояния России
Вчера, 09:23
Умереть от менингита: почему страшная «болезнь прошлого» настигает россиян в 21 веке
Вчера, 09:28
Путешествия, туризм и отдых в Кыргызстане
Открой Кыргызстан
Начать путешествие
Открой Кыргызстан
Начать путешествие
Открой Кыргызстан
Начать путешествие
Открой Кыргызстан
Начать путешествие
Озеро Чатыр-Коль
Популярные направления
Увидеть больше
Кыргызстан, расположенный в самом сердце Центральной Азии, является страной потрясающих пейзажей, богатого культурного наследия и теплого гостеприимства. Кыргызстан с его разнообразными достопримечательностями и уникальными впечатлениями становится все более популярным местом для путешественников, ищущих необычных приключений. Давайте погрузимся в чудеса Кыргызстана и выясним, почему он должен быть в вашем списке путешествий.
Кыргызстан предлагает различные возможности для путешествий, отвечающие различным интересам и предпочтениям. Любители природы будут очарованы захватывающими дух пейзажами страны, в том числе величественными горами Тянь-Шаня, кристально чистыми озерами, такими как Иссык-Куль и Сон-Куль, и живописными долинами, такими как национальный парк Ала-Арча. Эти чудеса природы являются идеальным фоном для пеших прогулок, треккинга, верховой езды и кемпинга.
Путешествие в Кыргызстан позволит вам пообщаться с теплыми и гостеприимными местными сообществами. Испытайте гостеприимство кыргызских кочевников, остановившись в юртах, традиционных жилищах кочевников. Наслаждайтесь аутентичной кыргызской кухней, которая включает в себя сытные блюда, такие как бешбармак и манты, и выпейте ароматный чай, слушая традиционную музыку и фольклор.
Кыргызстан также получает признание в качестве направления для приключенческого туризма. Примите участие в захватывающих мероприятиях на свежем воздухе, включая альпинизм, катание на лыжах, парапланеризм и рафтинг. Нетронутая природа страны и нетронутые ландшафты предлагают захватывающую игровую площадку для любителей адреналина.
Планируя поездку в Кыргызстан, подумайте о том, чтобы посетить уникальные культурные мероприятия и фестивали в течение года. Игры кочевников, Всемирные игры кочевников и празднование Дня независимости Кыргызстана — это лишь несколько примеров ярких праздников, демонстрирующих традиции, искусство и спорт страны.
Индустрия туризма Кыргызстана растет, и правительство предприняло шаги для облегчения поездок в страну. Визовые требования были упрощены для граждан многих стран, что сделало их более доступными для иностранных посетителей. Кроме того, широкий выбор вариантов размещения, от недорогих гостевых домов до роскошных юртовых лагерей и бутик-отелей, отвечает различным предпочтениям путешественников.
Посещение Кыргызстана, несомненно, оставит у вас незабываемые воспоминания и глубокое признание его природной красоты и культурного наследия. В Кыргызстане есть все, если вы ищете приключений на свежем воздухе, культурного погружения или уникальных путешествий. Так что собирайте чемоданы, отправляйтесь в путешествие по этому очаровательному месту и позвольте чудесам Кыргызстана заворожить вас.
Чем заняться
топ
рекомендации
Охота с орлами
Лечение кумысом
Катание на лыжах и сноуборде
Походы и походы
Велоспорт
Конные туры
Проживание в юртах
Виды туризма
Приключенческий туризм
Деловой туризм
Культурный туризм
Экологический туризм
Образовательный туризм
Событийный туризм
Экстремальный туризм
Рекреационный туризм
Религиозный туризм
Спортивный туризм
Великий шелковый путь
Транзитный туризм
Городской туризм
Зимний туризм
Регионы
На карту
ЧуйИсыккульНарынДжалалабадТаласОшБаткенСобытия
Все события
озеро иссык-куль
Озеро Иссык-Куль расположено в северо-западной части Кыргызстана, на высоте 1600 метров над уровнем моря. Это второе по величине горное озеро в мире после Титикаки в Южной Америке. Это озеро с его слегка соленой водой и обрамлением лесов и горных хребтов является настоящим чудом природы.
Какова ситуация с безопасностью в стране?
Общее предостережение: Как и в любой другой стране, рекомендуется быть осторожным с личными вещами и ценностями, особенно в общественных местах и туристических зонах. Следите за своими вещами, не оставляйте их без присмотра.
Общественная безопасность: В целом общественная безопасность в Кыргызстане находится на хорошем уровне. Тем не менее, рекомендуется соблюдать общие меры предосторожности, избегать больших скоплений людей, особенно во время массовых мероприятий, и следить за своим окружением.
Как устроен общественный транспорт в стране?
Общественный транспорт г.Бишкек:
Автобусы: В городе имеется сеть автобусных маршрутов, охватывающих основные районы. Они являются доступным и бюджетным способом передвижения.
Микроавтобусы: Популярным видом транспорта являются маршрутные такси (микроавтобусы). Они более гибкие и могут доставить вас в разные части города.
Такси: Такси также широко доступны и могут быть более удобным вариантом. Рекомендуется использовать лицензированные такси или спросить совета у местных жителей о надежных компаниях.
Какие достопримечательности стоит посетить?
Достопримечательности Бишкека, которые стоит посетить:
Площадь Ала-Тоо: Центральная площадь города, на которой расположены правительственные здания и памятники.
Панорамный вид на горы: Бишкек окружен величественными горами, и панорамный вид с горы Свободы является одной из главных достопримечательностей.
Музеи: В Бишкеке есть несколько интересных музеев, таких как Национальный художественный музей, Музей истории и археологии, Музей времени Фрунзе.
Какие местные обычаи и традиции следует учитывать?
Местные обычаи и традиции Кыргызстана:
Гостеприимство: Кыргызстан славится своим гостеприимством. При посещении дома местных жителей обычно предлагают чай и национальные угощения.
Этнические фестивали: Кыргызстан богат многочисленными этническими группами, а национальные фестивали, такие как Навруз (новый год), Чолпон-Ата (кумысные игры) и Ураюм (выпас скота в горах), дают уникальную возможность познакомиться с местной культурой и традициями.
Какие местные блюда и напитки стоит попробовать?
Местные блюда и напитки, которые стоит попробовать:
Бешбармак: Национальное кыргызское блюдо, состоящее из кусков мяса (обычно баранины) и тонко нарезанного теста.
Манты: паровые клецки, обычно с мясной начинкой.
Лагман: тонкая лапша с мясом, овощами и специями.
Кумыс: ферментированное кобылье молоко, которое является национальным напитком и обладает целебными свойствами.
Туристическая страховка на случай COVID-19 для Кыргызстана
«Средняя Азия» вызывает в вашем воображении образы скалистых гор, бескрайних лугов, кочевых племен верхом на лошадях и извилистых рек? Все это и многое другое вы сможете увидеть в Кыргызстане, любимом туристическом направлении в Центральной Азии для взыскательных путешественников со всего мира.
Виза для поездки в Кыргызстан
С безвизовым режимом для граждан более 40 стран Кыргызстан широко открывает свои двери и свое сердце гостям многих стран. Приходите познакомиться с нашей историей, культурой и гостеприимством!
Щелкните ссылку ниже для получения дополнительной информации о визовых правилах.
https://en.wikipedia.org/wiki/Visa_policy_of_Kyrgyzstan
Преступность в Кыргызстане – Индекс организованной преступности
Люди
Торговля людьми является серьезной проблемой в Кыргызстане и происходит в основном в форме принудительного труда и торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации. Высокий уровень бедности, гендерное неравенство, а также другие гендерные практики усугубляют уязвимость местного населения перед эксплуатацией. Женщины, мужчины и дети становятся жертвами, которых принуждают к труду внутри страны или за границей, в соседних странах или где-либо еще в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Европе. Однако трудовые мигранты-мужчины, по-видимому, наиболее уязвимы для эксплуатации. Принудительный труд в основном используется в сельском хозяйстве, строительстве и текстильной промышленности, хотя жертв также заставляют работать в качестве домашней прислуги и ухаживать за детьми. Жертвы принудительного труда также сталкиваются с вымогательством и кражей паспортов. Дети в Кыргызстане были вынуждены участвовать в торговле наркотиками, как на местном уровне, так и в соседних странах, а также заниматься домашним рабством и попрошайничеством. Кыргызские женщины и девочки становятся жертвами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации как внутри страны, так и на Ближнем Востоке и в Азии. Кыргызских граждан также заставляли участвовать в боевых экстремистских группировках и подвергали сексуальной эксплуатации в Сирии. Узбекские женщины и девочки подвергаются сексуальной эксплуатации на юге Кыргызстана, и мигранты из Центральной Азии, пересекающие страну транзитом, также подвергаются эксплуатации. Коррумпированные правительственные чиновники облегчают работу рынка торговли людьми в Кыргызстане, позволяя торговцам людьми действовать относительно безнаказанно.
Несмотря на то, что рынок незаконного ввоза людей в Кыргызстане процветает наряду с рынком торговли людьми, может быть трудно различить эти два рынка, поскольку многие незаконно ввезенные мигранты впоследствии становятся жертвами эксплуатации. Коррумпированные кыргызские чиновники способствуют контрабанде людей путем продажи поддельных миграционных документов и удостоверений личности. Большинство мигрантов, незаконно вывезенных из Кыргызстана, ищут пути в Россию или Турцию в поисках лучших экономических возможностей. Однако незаконно ввезенные мигранты из Южной Азии и Юго-Восточной Азии в поисках транспорта в Россию или Европу также проходят транзитом через Кыргызстан. Хотя кыргызские граждане могут свободно перемещаться между Казахстаном и Россией с целью работы, многие мигранты нанимают контрабандистов для защиты от эксплуатации.
Торговля
Рынок торговли оружием Кыргызстана незначителен. Тем не менее, лазейки в регистрации и отсутствие государственного надзора позволяют гражданским лицам приобретать несколько единиц огнестрельного оружия, и многие гражданские лица владеют незарегистрированным оружием. Помимо завода по производству боеприпасов в Бишкеке, в Кыргызстане нет центров производства оружия, что свидетельствует о наличии незаконной торговли оружием. Однако Кыргызстан в первую очередь является страной транзита оружия, переправляемого из других регионов Центральной Азии в другие регионы. Увеличение гражданского спроса на оружие в последние годы можно объяснить легализацией использования охотничьего оружия для защиты. Торговля оружием в Кыргызстане в основном контролируется иностранными, а не местными преступниками. Из-за гражданских беспорядков в последние годы было разграблено ограниченное количество государственного оружия.
Окружающая среда
Будучи очагом биоразнообразия, Кыргызстан также имеет большое количество редких и охраняемых видов флоры и фауны, которым угрожает выпас скота, сбор дров, строительство и вырубка деревьев. Плохое управление флорой и фауной способствует совершению преступной деятельности, хотя рынок преступлений, связанных с флорой, остается довольно ограниченным, демонстрируя ограниченные доказательства причастности организованных преступных групп. Браконьерство, однако, является более серьезной проблемой, и многие охраняемые виды незаконно продаются или хранятся в качестве трофеев. Виды архаров, бурых медведей и волков стали объектом преследования и вывоза из Кыргызстана в другие страны Центральной Азии. Балобан также является предметом незаконной торговли как внутри страны, так и в других странах Центральной Азии. Кыргызстан является популярным местом для трофейной охоты на такие угрожающие виды, как овца Марко Поло. Поскольку незаконная торговля фауной приносит некоторый доход, не было предпринято никаких усилий, чтобы помешать этому рынку. Наоборот, отказ от законодательства о защите исчезающих видов только воодушевил преступников. Однако рынок в значительной степени контролируется иностранными игроками.
Рынок преступлений, связанных с невозобновляемыми ресурсами Кыргызстана, также процветает. В стране есть несколько крупных месторождений редких металлов, включая месторождения золота, и она богата другими полезными ископаемыми, такими как уголь, уран и сурьма. Незаконная добыча угля и золота широко распространена на юге Кыргызстана, и на рынке участвуют как местные, так и иностранные преступники.
Наркотики
Незаконный оборот наркотиков в Кыргызстане контролируется иностранными субъектами из транснациональных организованных преступных группировок. Хотя внутреннее потребление наркотиков остается низким, незаконный оборот наркотиков представляет собой серьезную проблему. Кыргызстан играет значительную роль в евразийской наркоторговле, особенно в отношении транспортировки героина между Афганистаном и Россией. Почти четверть афганского героина проходит транзитом через Кыргызстан. Героин из соседних стран и других регионов Центральной Азии также переправляется через Бишкек транснациональными организованными преступными группировками, и были выявлены связи между незаконным оборотом героина в Кыргызстане и террористическими группировками, такими как «Талибан». Полицейская и политическая коррупция также усугубляют незаконный оборот героина, поскольку доходы от наркотиков играют ключевую роль на выборах. Примечательно, что к контрабанде героина причастны сотрудники милиции и пограничники на южной границе Кыргызстана. Однако в последние годы объем изъятий героина сократился. Местное культивирование каннабиса также происходит в Кыргызстане, и каннабис вывозится за границу. В то время как изъятия гашиша и марихуаны в последние годы сократились, изъятия каннабиса растут, вероятно, из-за увеличения спроса на каннабис в соседних странах. Также имеет место внутренняя торговля каннабисом. Южные границы Кыргызстана особенно уязвимы для контрабанды гашиша между Центральной Азией и Россией, Европой и Северной Америкой.
Торговля синтетическими наркотиками, хотя и расширяется, все еще относительно невелика. В то время как внутреннее потребление остается низким, психотропные вещества, предназначенные для реализации среди кыргызской молодежи, были изъяты. Некоторые сообщения предполагают, что амфетамины местного производства, клубные наркотики, галлюциногены и синтетические каннабиноиды также провозятся через Кыргызстан. Хотя экстази является наиболее распространенным амфетамином, потребляемым в Центральной Азии, потребление амфетамина в Кыргызстане остается ниже, чем, среди прочего, опиоидов, каннабиса и галлюциногенов. Торговля кокаином намного меньше, чем на других рынках наркотиков в Кыргызстане, и в основном ограничена для употребления состоятельными людьми. Вероятно, небольшие партии кокаина ввозятся в страну контрабандным путем из России.
Преступники
В организованной преступности в Кыргызстане доминируют местные преступные группировки, действующие на определенных криминальных рынках. Тем не менее, региональная преступная деятельность находится на подъеме, и в стране также действуют крупные организованные преступные группировки. Четыре известные группировки мафиозного типа возглавляют Камчы Кольбаев, Азиз Батукаев, Алмаз Бокушев и Максат Абакиров. Хотя влияние этих групп в последние годы уменьшилось, группы мафиозного типа продолжают оказывать влияние на местное население и тюрьмы и действуют на множестве криминальных рынков. В Кыргызстане также действуют многочисленные разрозненные преступные сети и десятки преступных группировок, занимающихся в основном контрабандой незаконных товаров. Банды на юге Кыргызстана, как правило, специализируются на торговле наркотиками, в то время как банды в Бишкеке и других районах северного Кыргызстана, как правило, занимаются рэкетом, хищением государственного имущества и незаконной контрабандой китайских товаров. Как мафиозные группы, так и криминальные сети одинаково влияют на демократический процесс в Кыргызстане.
Преступные сети неразрывно связаны с кыргызским государственным аппаратом. Боссы организованной преступности имеют прочные связи с государственными деятелями и активно защищаются политиками. Таким образом, государственные субъекты содействуют и иногда участвуют в преступных рынках, особенно в торговле наркотиками. Имеются данные о государственном контроле за незаконной деятельностью на всех уровнях государственного аппарата. Коррумпированная полиция также способствует организованным преступлениям, таким как торговля людьми. Местные преступные сети активно взаимодействуют с иностранными коллегами, особенно на рынках торговли людьми, наркотиков и невозобновляемых ресурсов. Некоторые местные преступные группировки также организуются по этническому признаку, в том числе узбекские, таджикские, азербайджанские, чеченские и русские банды. В частности, торговля наркотиками контролируется иностранными преступными деятелями.
Лидерство и управление
Правительство Кыргызстана заняло решительную позицию в отношении некоторых форм организованной преступности, таких как торговля людьми и незаконный ввоз людей. После смены режима в 2010 году правительство постоянно обращалось за международной помощью для борьбы с коррупцией и восстановления верховенства права в стране, а также развернуло масштабную кампанию против организованной преступности. Таким образом, Комитет национальной безопасности отвечает за борьбу с организованной преступностью и коррупцией. Однако в Кыргызстане свирепствуют коррупция и взяточничество, а общественное доверие к власти низкое. Организованная преступность остается в значительной степени неустрашимой, а усилиям по борьбе с организованной преступностью и коррупцией препятствует продолжающаяся политическая конкуренция и коррупция, особенно в пограничных и таможенных органах. Таким образом, кыргызское правительство очень уязвимо для криминального влияния, а политическая система в значительной степени пронизана организованной преступностью, о чем свидетельствует избрание преступников на государственные должности. Усилия по борьбе с коррупцией остаются неэффективными, а также лишены политической независимости, поскольку борьба с коррупцией, как правило, нацелена только на нелояльных лиц. Таким образом, Кыргызстан является очень уязвимым и хрупким государством.
Кыргызстан страдает от неспособности правительства сохранить систему сдержек и противовесов, а также от отсутствия защиты демократии. Однако законы, касающиеся прав и доступа к информации, относительно строги. Кыргызстан также ратифицировал большинство соответствующих конвенций и договоров, касающихся организованной преступности, за исключением Договора о торговле оружием, и имеет несколько действующих договоров об экстрадиции. Правительство Кыргызстана также участвует в усилиях по международному сотрудничеству в борьбе с различными формами организованной преступности и прилагает значительные усилия для борьбы с экологическими преступлениями. Однако реакция на другие криминальные рынки отсутствует. Хотя законодательная база Кыргызстана направлена на борьбу с различными формами организованной преступности, такими как незаконный оборот наркотиков и торговля людьми, законы довольно неэффективны, и их применение требует улучшения.
Уголовное правосудие и безопасность
Судебная система Кыргызстана лишена политической независимости и крайне коррумпирована. Нет подразделений, занимающихся организованной преступностью, а среди судей процветают коррупция и взяточничество. Судьи также дают взятки, чтобы получить свои должности. Право на справедливое судебное разбирательство серьезно ущемлено, и принуждение к признанию под пытками наряду с другими методами, такими как отказ от адвоката и произвольные приговоры, являются обычным явлением. Запугивания, угрозы и насилие в отношении подсудимых, адвокатов и судей не являются чем-то необычным. Судебная система также находится под сильным влиянием организованной преступности и коррумпированных политиков, что, в свою очередь, препятствует осуждению организованных преступников. Условия содержания в тюрьме плохие. Заключенные страдают от нехватки еды и лекарств, переполненности и других форм жестокого обращения. Организованные преступные группировки имеют значительный контроль над тюрьмами. Кыргызский правоохранительный аппарат также сильно коррумпирован, и многие полицейские берут взятки и имеют связи с организованной преступностью. Поэтому общественное доверие к полиции крайне низкое. Сотрудники правоохранительных органов также вряд ли будут проводить политику в отношении наркотиков или другую политику, которая угрожает незаконным доходам коррумпированных государственных чиновников. Непотизм, политическое влияние и непрофессионализм ограничивают возможности правоохранительных органов, особенно на юге Кыргызстана. Сообщается, что сотрудники полиции проводят произвольные аресты и угрожают судебным преследованием в качестве средства вымогательства. Тем не менее, системы охраны правопорядка на уровне общин помогли укрепить общественное доверие к полиции за счет расширения сотрудничества между полицией, местными органами власти, гражданским обществом и средствами массовой информации.
Из-за альпийской топографии и сурового ландшафта границы Кыргызстана довольно сложно контролировать, что делает страну более уязвимой для организованной преступности. Отсутствие инфраструктуры также препятствует использованию транспортных средств в приграничных районах, что делает границы страны очень прозрачными, особенно на юге Кыргызстана, где высок уровень организованной преступности. Кыргызско-узбекская и кыргызско-таджикская границы, в частности, трудно контролировать из-за широко распространенной преступности и вспышки давней межэтнической напряженности в приграничных районах. Персонал пограничного контроля также плохо финансируется и не имеет достаточных ресурсов, что делает коррупцию еще более острой проблемой. Основные торговые точки страны, по крайней мере, частично контролируются криминальными структурами.
Экономическая и финансовая среда
Кыргызстан имеет чрезвычайно высокий риск отмывания денег и финансирования терроризма, что усугубляется близостью страны к террористическим группировкам в соседних странах и ее расположением на основных маршрутах наркотрафика. Теневая экономика страны также в значительной степени основана на наличных деньгах, что затрудняет выявление властями случаев отмывания денег и уклонения от уплаты налогов. Несмотря на наличие законодательства о борьбе с отмыванием денег, четкой стратегии по борьбе с отмыванием денег не существует, что делает законодательство неэффективным. Кыргызским финансовым учреждениям не хватает знаний о рисках отмывания денег и финансирования терроризма.
Коррупция процветает и в бизнес-секторе, препятствуя развитию предпринимательства в Кыргызстане. Экономическая среда не предлагает много возможностей для расширения законного бизнеса. Хотя официальных процедур для открытия бизнеса в Кыргызстане немного, они осложнены обременительной бюрократией и взяточничеством. Системе экономического регулирования также не хватает прозрачности, что, в свою очередь, отпугивает иностранных инвесторов. Многие предприятия сообщили о том, что давали взятки для получения лицензий на ведение деятельности. Тем не менее, надежность энергоснабжения, доступ к кредитной информации и простота уплаты налогов за последние годы улучшились.
Гражданское общество и социальная защита
В Кыргызстане не хватает служб защиты и лечения жертв. Хотя правительство запустило трехлетний национальный план действий в период с 2017 по 2020 год, направленный на совершенствование механизмов выявления жертв, Кыргызстан не соответствует международным стандартам в отношении выявления и защиты жертв. Хотя полиция направляет пострадавших в НПО за помощью, это случается редко.
Вместо этого полиция, как правило, запугивает и принуждает жертв торговли людьми, в том числе несовершеннолетних, и требует от торговцев деньгами за снятие обвинений. Более того, на жертв торговли людьми оказывалось давление, чтобы они отозвали свои жалобы или урегулировали дела в неформальном порядке. Жертв также удерживают от сотрудничества с полицией, поскольку они обязаны присутствовать на публичных слушаниях вместе со своими торговцами людьми. Тем не менее, правительство продвигает программы снижения вреда от наркотиков, меры поддержки жертв и кампании по повышению осведомленности о наркотиках, направленные на молодежь, хотя и активно поддерживаемые международным финансированием и партнерствами. Хотя законы о защите свидетелей существуют и недавно были расширены, их реализация остается слабой.Профилактика преступности в Кыргызстане неэффективна. Тем не менее, правительство и гражданское общество организовали обучение по вопросам торговли людьми для специалистов, работающих с детьми.