Конституционный процесс в Чили: историческая возможность закрепить права человека
Десятилетняя Элиза Лонкон из чилийского региона Араукания ходила в школу пешком по проселочной дороге. Путь в школу занимал целый час. Иногда ее подбирал проходивший мимо автобус, и тогда ее путь длиной в восемь километров был не таким тяжелым. Несмотря на трудности, она считала, что ей повезло: у нее была обувь, тогда как ее мать ходила босиком и ее ноги были покрыты мозолями.
Лонкон, которая принадлежит к коренному народу мапуче, была избрана первой председательницей конституционного собрания Чили – органа, который отвечает за подготовку новой конституции.
«Сообщества коренных народов Чили никогда не участвовали в разработке новой конституции», – сказала Лонкон, которая в детстве продавала овощи на местном рынке, чтобы помочь своей семье. Затем она стала лингвистом и профессором Университета Сантьяго, а также получила две докторских степени.
«Впервые в нашей истории чилийцы из всех слоев общества и из всех политических групп участвуют в демократическом диалоге», – отметила она.
Подготовка новой конституции – это исторический момент для народа Чили. Проект закона, подготовленный конституционным собранием с равным распределением мест между женщинами и мужчинами, закрепляет права и ценности человека, которые позволят построить более равноправное и инклюзивное общество с особым вниманием к группам, исторически подвергавшимся изоляции, а также к защите экономических и социальных прав.
Проект новой конституции был подготовлен конституционным собранием с равным соотношением мужчин и женщин. REUTERS/Ivan Alvarado
Региональное представительство Управления ООН по правам человека в Южной Америке оказывает содействие в подготовке новой конституции. В рамках проекта «Чили: права человека в центре новой конституции» проводятся вебинары и публичные слушания с участием различных комитетов конституционного собрания и групп гражданского общества; подготовлена серия публикаций с кратким изложением международных стандартов в области прав человека в доступной форме.
Двадцать семь документов содержат информацию об отдельных правах человека, запретах, уязвимых группах, доступе к правосудию и праве на возмещение ущерба, а также о правах женщин, лиц африканского происхождения и ЛГБТИ.
Региональный представитель Управления ООН по правам человека в Южной Америке Ян Джараб отметил, что в проект новой конституции Чили включены нормы международного права в области прав человека.
«Процесс подготовки конституции способствует укреплению доверия и надежды на создание фундамента для более равноправной и справедливой страны».
Новая конституция на фоне социальных потрясений
Подготовка конституции стала результатом широкого национального согласия среди политических партий Чили, призванного прекратить массовые протесты против неравенства и низкого качества государственных услуг, которые начались в октябре 2019 года. Миллионы чилийцев заполнили улицы и площади страны, требуя перемен.
Эти социальные потрясения, или estallido social, отражают стремление людей к большей справедливости и достоинству, а также протест против глубокого экономического и социального неравенства. Через год после начала протестов большинство чилийцев проголосовало за подготовку новой конституции. В ходе отдельного голосования они избрали 155 членов конституционного собрания.
Миллионы чилийцев заполнили улицы и площади страны, требуя перемен. REUTERS/Ivan Alvarado
Марсела Гиллибранд из группы гражданского общества Ahora Nos Toca Participar
(«Теперь наша очередь участвовать») говорит, что новая конституция даст Чили возможность преодолеть структурную несправедливость, подтвердить свою приверженность правам человека и проложить путь к устойчивому и инклюзивному развитию, которое не оставит никого позади.Действующая конституция не позволяет обеспечить социальные и экономические потребности чилийцев и не отражает современное общество во всем его многообразии.
Марсела Гиллибранд из группы гражданского общества Ahora Nos Toca Participar
«С точки зрения равенства и прав человека, проект конституции является огромным шагом вперед. В него включены многие из тех серьезных изменений, которых давно требуют чилийцы».
Демократическое участие
По словам Валентины Контрерас, представителя Чили в организации гражданского общества «Глобальная инициатива по социальным, экономическим и культурным правам», этот конституционный процесс является беспрецедентным с точки зрения механизмов участия, которые позволили привлечь к нему сообщества, исторически подвергавшиеся дискриминации.
Контрерас отметила, что проект конституции является результатом широкого многостороннего диалога в рамках представительного органа. Кроме того, в проекте новой конституции возрастает автономия территорий проживания коренных народов, расширяются экологические права, а борьба с изменением климата становится конституционной обязанностью государства.
«Права человека – это связующая нить всего конституционного процесса», – говорит Контрерас.
Лонкон подчеркивает, что права коренных народов впервые включены в проект конституции. В действующем основном законе они не упоминаются. Семнадцать из 155 мест в конституционном собрании были зарезервированы для представителей коренных народов.
По мнению Лонкон, конституционный процесс – это уникальная возможность для Чили отдать исторический долг и заключить новый общественный договор, обеспечивающий сосуществование разных национальных и культурных групп страны на основе взаимного уважения.
Национальный референдум по новой конституции назначен на 4 сентября. В случае утверждения она заменит действующую конституцию 1980 года, принятую в период военной диктатуры Аугусто Пиночета 1973–1990 годов, в которую были внесены некоторые изменения.
«К людям возвращается надежда, – заявила Локон. – Мы стали свидетелями воплощения мечты».
В Чили с треском провалился проект новой «прогрессивной» конституции. В силе осталась конституция Пиночета
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,В некоторых районах Сантьяго провал проекта новой конституции праздновали на улицах
Жители Чили на референдуме в воскресенье уверенным большинством проголосовали против новой конституции, которая по замыслу властей должна была заменить документ, принятый в 1980-х годах при Аугусто Пиночете. Новый проект основного закона оказался для чилийцев слишком радикальным.
Проект, подготовленный правительством нынешнего президента Чили Габриэля Борича, действительно содержит много нового для Чили. Он предусматривал замену сената страны на совет регионов, конституционное признание права женщины на аборт и норму, в соответствии с которой по меньшей мере 50% должностей в правительственных институтов должны были занять женщины.
Также в соответствии с документом Чили хотели на конституционном уровне провозгласить многонациональной республикой, признав за сообществами аборигенов (сегодня доля коренных американцев среди жителей страны — около 13%) право на занимаемые ими земли и имеющиеся там ресурсы.
Чилийские аналитики предполагали, что граждане вряд ли одобрят проект, но такого провала не ожидали: против проголосовали почти 62%. «За», соответственно, высказались около 38%.
При этом подавляющее большинство граждан Чили согласны, что стране нужна новая конституция. Процесс ее подготовки начался около трех лет назад, после массовых протестов, а на референдуме в октябре 2020 года за замену старого документа, принятого во времена диктатора Аугусто Пиночета, проголосовали 80% чилийцев.
После протестов к власти пришло правительство молодых социалистов во главе с ныне 36-летним Габриэлем Боричем.
- Кандидат левых Борич стал самым молодым в истории президентом Чили
- «Сторонник Пиночета» против «крайне левого». Как Чили оказалось перед самым важным выбором со времен диктатуры
- В Чили праздник: страна отвергла конституцию Пиночета
Проект новой конституции составляла ассамблея из 155 депутатов — как представителей чилийских партий, так и независимых. Однако многие наблюдатели считают, что он оказался слишком радикальным. Кроме того, говорят аналитики, против проекта конституции сыграло то, что голосование было обязательным для всех взрослых жителей страны, и те, у кого были даже небольшие сомнения относительно текста, голосовали против него.
«Чили нужны перемены, но не нужен коммунизм, а именно к нему нас попытались привести через этот процесс. Он создавал в Чили неравенство и разделял людей», — прокомментировала исход голосования агентству Франс пресс жительница Сантьяго Моника.
Еще один проголосовавший по имени Хосе Бургар считает, что проект нужно доработать: «Я уверяю вас, что перемены нужны, и они, несомненно, наступят, но нам нужна хорошая конституция — конституция, которая представляла бы нас всех».
После объявления результатов голосования в некоторых районах Сантьяго люди вышли на улицы, чтобы отпраздновать его исход.
Сам президент Борич голосовал за новую конституцию и призвал к тому же сограждан.
Теперь он заявил, что его кабинет начнет работу над новым текстом основного закона, в котором «учтет вынесенные из процесса уроки с тем, чтобы склонить на свою сторону большую часть граждан».
Однако сколько времени может занять подготовка нового текста, и как будет выглядеть эта процедура, пока неясно.
Поражение может сказаться и на составе правительстве Борича — ожидается, что после провала конституционного проекта президент добавит в него более умеренных и опытных политиков.
Новый конституционный процесс Чили сдвигается вправо
Leer este artículo en español.
В конце января 2023 года Конгресс Чили выбрал последних членов Экспертного совета, которому было поручено написать первый проект новой конституции страны. Эрнан Ларраин, чья большая семья стала одним из самых богатых кланов в Чили во многом благодаря своим близким отношениям с бывшим диктатором Аугусто Пиночетом, будет председательствовать в Совете. Чем закончилась попытка Чили заменить диктатора 1980 конституции с демократической в конечном итоге возглавил сенатор, глубоко связанный с тираническим прошлым страны?
На плебисците 4 сентября 2022 года 62 % чилийцев отклонили проект новой конституции. Этот документ стал результатом массовой мобилизации в 2019 году против исторического и структурного неравенства, референдума 2020 года, на котором 78 процентов чилийцев одобрили переписывание конституции, и годичного процесса всенародно избранного конституционного собрания, первоначально возглавляемого профессором мапуче. . Самое поразительное, что отклонение законопроекта было самым высоким в беднейших районах страны: 77% 10 беднейших районов страны проголосовали против конституции. В опросе, проведенном после плебисцита, 40 процентов заявили, что проголосовали против конституции, потому что не доверяли членам собрания, которые руководили процессом.
Несмотря на это отклонение, народная поддержка новой конституции по данным декабрьских опросов оставалась высокой — 67 процентов. 11 января, после четырех месяцев ожесточенных переговоров, Конгресс утвердил новый двухэтапный ускоренный процесс, который завершится еще одним плебисцитом 17 декабря 2023 года. На первом этапе Совет экспертов, выбранный Конгрессом, а не электоратом — разработает новую конституцию, опираясь на правый и левый блоки. На втором этапе всенародно избранное собрание пересмотрит первоначальный проект.
Однако после объявления Экспертного совета одобрение новой конституции упало до 49 процентов. Маятник качался слева направо в конституционном процессе Чили, не затрагивая более глубокой проблемы представительства. Лидеры правых партий утверждали, что сентябрьский отказ стал результатом недостаточного представительства правых политических сил в процессе; однако вопрос представительства выходит за рамки идеологии. Теперь новый процесс недостаточно представляет левых и включает в себя фигуры, тесно связанные с диктатурой, но в нем отсутствует механизм, позволяющий включить в процесс голоса чилийского народа.
Представительство в первом конституционном процессе
Конституция 1980 года была разработана для искоренения чилийских левых. Он включал в себя откровенные авторитарные меры, такие как статья, разрешающая военному надзору за гражданским правительством, если Пиночет проиграет плебисцит 1988 года о своем продолжении правления. Он объявил марксистские партии вне закона и перевел Чили от системы пропорционального представительства, которая поощряла мобилизацию избирателей из рабочего класса, к биномиальной избирательной системе, которая позволяла правым, набравшим всего 30 процентов голосов, контролировать 50 процентов мест в Конгрессе. Он также зарезервировал девять мест в сенате для военных и сделал Пиночета пожизненным сенатором. Со временем большинство этих крайних авторитарных мер было снято. Но реформы не противопоставили 1980 Конституция опустошает политические партии, ни жесткие ограничения способности правительства регулировать частный сектор или противостоять массовой приватизации основных услуг, таких как пенсии, плата за обучение и здравоохранение. Население, которое когда-то чувствовало глубокую привязанность к своим политическим партиям, стало рассматривать их как препятствие для социальных изменений.
Первое собрание, избранное для написания новой конституции, состояло из популярных членов чилийских районов. Требование партийной принадлежности было отменено; действительно, это было обескуражено. Поскольку баллотирующиеся лица не принадлежали к программным органам, избиратели были вынуждены оценивать незнакомые имена. Из 155 избранных членов собрания 103 не принадлежали к какой-либо партии.
Правоцентристская коалиция насчитывала менее трети от общего числа мест в собрании, что не позволяло им применять право вето. Левоцентристские, представляющие традиционные партии ex-Concertación, которые придерживались неолиберальной политики во время возвращения страны к демократии, получили еще меньшую долю мест в собрании. Однако левые блоки, в том числе входящие в Frente Amplio («Широкий фронт») и Lista del Pueblo («Народный список») , , были широко представлены. Одни только эти два блока составляли почти 35 процентов собрания, вместе создавая мощное множество.
Широко распространенная антипатия к политическим элитам означала, что впервые в национальной политике были представлены нетрадиционные кандидаты, что напрямую компенсировало отсутствие исторического представительства различных групп. Однако не существовало механизмов, обеспечивающих, чтобы такие лица представляли более широкий коллектив. Кандидаты с небольшим политическим опытом, такие как Джованна Грандон, учительница и активистка из Сантьяго, которая стала известна как Тиа Пикачу после того, как оделась в надувной костюм покемона во время выборов 2019 года. общественное восстание вызвало слухи о растущем популизме среди чилийских избирателей. Репутация Lista Del Pueblo была сильно запятнана рядом скандалов, таких как скандал с членом собрания Родриго Рохасом Ваде, который солгал о диагнозе рака, чтобы заручиться общественной поддержкой.
Представительство во втором конституционном процессе
Второй конституционный процесс будет состоять из двух ассамблей, которые будут участвовать в процессе разработки проекта: Экспертного совета и Конституционного совета. Декабрьский опрос Cadem показал, что 59процент чилийцев поддержал смешанный съезд, состоящий из экспертов и избранных представителей. В отличие от первого процесса, в котором за разработку документа отвечало единое собрание из 155 всенародно избранных представителей, на этот раз 7 мая всенародно изберут только Совет. Сократившийся до 50 членов совет обсудит и утвердит предложенный текст. до всенародного референдума. Хотя гендерный паритет по-прежнему является требованием для обеих ассамблей, только Конституционный совет будет обязан резервировать места для групп коренных народов.
Технический комитет по приемлемости, который также был избран Конгрессом, будет контролировать как Совет экспертов, так и Конституционный совет. Этот орган обеспечит соответствие статей, включенных обеими ассамблеями, 12 основным статьям нового документа, согласованным Конгрессом в декабре. Эти статьи заняли более центристскую позицию, чем первая попытка, в частности, была удалена статья, определяющая Чили как многонациональное государство.
Сенат и Палата депутатов избрали Ассамблею экспертов 25 января. Каждая из них проголосовала за 12 членов, соответственно, всего 24. Среди экспертов 22 имеют юридическое образование и по одному экономисту. журналистика и социология. Из юристов только двое участвовали в предыдущем конституционном процессе, и лишь немногие имеют конкретный опыт работы в области конституционного права, что ставит под сомнение то, что означает «эксперт» в собрании.
Ожидалось, что представители Экспертного совета будут в основном представителями правых и умеренных партий, учитывая текущий состав как Сената, так и Палаты депутатов. Левая коалиция смогла привлечь пятерых из 12 экспертов, а правая коалиция — шестерых. Оставшийся эксперт от обеих палат был делегирован на голосование центристской Христианско-демократической партии (ДП). Эти представители округа Колумбия могут дать правой коалиции большинство без необходимости апеллировать к левым. Напротив, левым членам придется апеллировать не только к центристскому округу Колумбия, но либо к крайне правым, состоящим из членов партий, поддерживавших диктатуру, либо к консервативным министрам правительства Себастьяна Пиньеры, чья неолиберальная политика и коррупция спровоцировал 2019протесты.
Кроме того, среди правых экспертов есть член Независимого демократического союза (UDI) Карлос Фронтаура, советник Fundación Jaime Guzman, названного в честь главного автора Конституции 1980 года. Однако наиболее тревожным является назначение представителя UDI Эрнана Ларраина, который был выбран руководителем собрания в качестве его самого высокопоставленного члена. Ларраин был министром при Пиньере и членом кабинета министров при Пиночете. В 1980-х годах он помог своему другу Паулю Шеферу, бывшему нацистскому лидеру Colonia Dignidad, заблокировав расследование его колонии, которая использовалась как место пыток и исчезновений во время диктатуры Пиночета. В конце концов Шефер был заключен в тюрьму за изнасилование ребенка. Чилийская сеть жертв сексуального насилия над детьми в институциональной среде, а также Ассоциация памяти и прав человека Colonia Dignidad, состоящая из жертв колонии Шефера, обратились к правительству с ходатайством об отмене кандидатуры Ларраина.
Решение об отмене требования о резервировании мест для коренных народов в Совете экспертов унижает коренные общины как не обладающие опытом, не говоря уже о замалчивании голосов и требований коренных народов в процессе разработки. Только Антония Ривас, кандидат от Frente Amplio и специалист по законодательству коренных народов, хотя сама и не является коренной, будет представлять интересы общин коренных народов Чили в этом процессе.
Новый конституционный процесс продолжает обеспечивать не только положение правой элиты Чили, но и укоренение чилийской политики в ее прошлом. Это подрывает основную цель написания новой конституции — создание подлинно представительной чилийской демократии.
Обеспечение представительства приоритетом в чилийской политике
Новый конституционный процесс в Чили представляет значительный риск: эта великая хартия вольностей может быть более авторитарной, чем реформированная за 30-летний период. Двухэтапный процесс, в котором «экспертиза» ставится выше представительства, ставит всенародно избранную ассамблею в незавидное положение, поскольку она отвергает видимость компетенции защищать демократию.
Отсутствие решения о представительстве является проблемой для самой новой конституции. 1980 Конституции была разработана для искоренения глубоко укоренившихся в Чили марксистских партий, однако в документе, принятом в сентябре, не упоминались избирательные системы или партии. Конституция эпохи диктатуры сумела убедить чилийцев в том, что политические партии настолько безнадежно коррумпированы, что препятствуют демократическому процессу. Тем не менее, авторы первого проекта не могли представить себе другого средства демократического представительства. Для Антонио Грамши только массовая партия допускала «постоянное вторжение элементов, выходящих из недр масс, в прочный каркас аппарата правления». Другими словами, партии — единственный механизм, способный эффективно направлять требования простых рабочих в органы управления.
До сих пор в обоих конституционных процессах отсутствовали механизмы для подключения местных сообществ к политическому руководству. Первый защищал народные массы в оппозиции к политическим лидерам, в то время как нынешний материализует нынешних политических лидеров и их «экспертов» для обеспечения порядка на низовом уровне. Ни неолиберализм, ни популистские восстания не дали ориентиров для демократического правления. Если чилийцы не смогут преобразовать нынешний Совет экспертов, эта сложнейшая задача ляжет на плечи преднамеренно ослабленного народного собрания, которое должно быть избрано 7 мая9. 0003
Кэти Шнайдер — профессор международных исследований Американского университета, автор книг Протест в трущобах в Чили Пиночета (1995) и Власть полиции и расовые беспорядки: городские беспорядки в Париже и Нью-Йорке 90 005 (2014) среди прочих сочинений. Вместе с Эрнесто Кастанедой она является соредактором журнала Charles Tilly: sobre violencia colectiva, politica contenciosa y cambio social: Antología selecta (2022).
София Уильямсон-Гарсия имеет степень бакалавра гуманитарных наук. в международных исследованиях, со специализацией в Западном полушарии, из Американского университета. Она участвовала в полевых исследованиях в Сантьяго-де-Чили о восприятии молодых левых по отношению к институционализированным политическим партиям.
РЕАКЦИЯ: Новая конституционная дорожная карта Чили
Чили
Автор: AQ Editors | 11 января 2023 г.
Конгресс утвердил план разработки конституции в 2023 г.
Чилийцы проголосовали на референдуме по новой конституции в сентябре прошлого года и проголосуют снова в декабре этого года. Кристобаль Оливарес/Блумберг через Getty Images Время чтения: 4 минуты11 января Конгресс Чили принял закон, который запускает новый процесс замены конституции страны эпохи Пиночета. Теперь законопроект направляется президенту Габриэлю Боричу для подписания. В сентябре прошлого года 62% избирателей отвергли предложенную конституцию на фоне критики документа и самого конституционного процесса. Этот новый процесс вернет избирателей на избирательные участки дважды в этом году: первый раз в мае, чтобы избрать конституционный совет из 50 членов, которому поручено подготовить проект документа к декабрьскому референдуму по предлагаемой конституции.
AQ попросил наблюдателей поделиться своими впечатлениями о новом плане и о том, какую конституцию он может создать.
Хавьер Кузо, профессор Университета Диего Порталеса и Утрехтского университета в Нидерландах
Через четыре месяца после громкого отклонения нового устава в сентябре 2022 года и после мучительных переговоров с участием почти всех политических партий Конгресс наконец утвердил Второй конституционный процесс. На этот раз разработка новой хартии будет осуществляться как всенародно избранным органом, так и группой экспертов, назначенных Конгрессом. В марте группа экспертов приступит к разработке плана новой конституции, а в июне выборный орган из 50 членов возьмет этот план и в течение пяти месяцев будет работать над окончательным проектом. Затем этот текст будет рассмотрен группой экспертов и представлен чилийскому народу для ратификации в декабре.
Несмотря на сложность, этот процесс считается более успешным, чем предыдущий, как из-за извлеченных уроков, так и из-за того, что прогнозируется создание умеренного текста. Действительно, большинство наблюдателей ожидают более короткого, менее программного документа, который — именно по этой причине — с большей вероятностью будет одобрен на референдуме о выходе. Сказав это, критики со стороны левых радикалов обеспокоены тем, что процесс может быть слишком элитарным. Более оптимистично настроенные наблюдатели видят в этом новом конституционном процессе способ укрепления демократии в стране, которая более трех лет находится в институциональном кризисе.
Мария Харакемада, исполнительный директор Chile Transparente
Как бы невероятно это ни звучало, Чили прокладывает себе путь к новому конституционному процессу в 2023 году. Несмотря на низкий уровень доверия к Конгрессу (8%) и политическим партиям ( 4%), почти все партии, представленные в Конгрессе (на этот раз Коммунистическая партия и все партии, входящие в Frente Amplio, коалицию президента Борича) были частью соглашения, заключенного в декабре. Даже некоторые политические движения, созданные в ходе предыдущего процесса (например, Амарилло и Демократы), подписали новое соглашение, чтобы сделать это возможным. Это признак того, что их приверженность процессу сохраняется даже после неожиданно решительного отклонения предложения 62% избирателей на сентябрьском референдуме.
Новый процесс обсуждался почти 100 дней с учетом уроков, извлеченных из предыдущего. Это, вероятно, приведет к лучшему результату и документу, который находится посередине между предложением президента Бачелет, сделанным в 2018 году, и тем, которое было недавно отклонено. Для создания легитимности и доверия граждан будет важно, чтобы члены экспертного комитета (24 человека, выдвинутые Конгрессом) не считались подконтрольными Конгрессу или имеющими конфликт интересов. Точно так же важно, чтобы конституционный совет (50 всенародно избранных членов) не был вовлечен в постоянную борьбу или споры. Люди, вероятно, будут менее заинтересованы в этом процессе, так как происходит своего рода «конституционное истощение». Чтобы не допустить новой неудачи, благоразумные позиции, скорее всего, возьмут верх над более крайними взглядами.
Патрисио Навиа, профессор гуманитарных наук Нью-Йоркского университета и профессор политологии Университета Диего Порталеса
Вторая попытка написания конституции в Чили предусматривает всевозможные меры безопасности. Избранный орган будет ограничен в своих возможностях набором из 12 пунктов принципов, которых он должен придерживаться, и двумя невыборными органами: Комитет экспертов из 24 членов, который будет иметь право вето на то, что будет написано в новый текст и комитетом юристов из 14 членов, который также может изменить формулировку текста, чтобы привести его в соответствие с чилийской правовой традицией. Правила написаны таким образом, чтобы съезд совещался с поводком, смирительной рубашкой и сопровождающими, чтобы убедиться, что он не станет мошенником. Таким образом, ожидается, что новая конституция будет скучным документом, каким обычно являются конституции. Вероятно, будет длинная глава о социальных правах, инклюзивном языке и признании коренных народов. Но точно так же, как когда отпуск испортился, и у всех было ужасное время, в следующий раз те, кто причастен к этому, позаботятся о том, чтобы все прошло гладко.
Роберт Л . Функ, доцент кафедры политологии на факультете государственного управления Чилийского университета и партнер консалтинговой фирмы Andes Risk Group процесса, устанавливая некоторые ограничения для предстоящих обсуждений. Поскольку соглашение возникло в результате межпартийных дискуссий, эти ограничения можно рассматривать как минимальный консенсус — почти общественный договор — относительно того, как должна выглядеть институциональная структура Чили. Ограничения подчеркивают, среди прочего, важность двухпалатного Конгресса и актуальность исполнительного контроля над бюджетными расходами. В то же время изменения, внесенные в сам процесс — например, другая используемая избирательная система и роль, которую будет играть комитет экспертов, — направлены на усиление роли политических партий и снижение влияния независимых, сохраняя пространство для демократическое обсуждение на самом съезде, но с участием экспертов для формирования и направления дискуссий.
Хотя я действительно думаю, что дизайн нового конституционного процесса лучше предыдущего, я немного скептически отношусь к комитету экспертов и его способности реально влиять на дискуссию. Кроме того, большинство из этих «экспертов» будут людьми с политическим опытом или учеными с какой-либо партийной принадлежностью, так что комитет может стать не более чем механизмом, обеспечивающим видимость академической легитимности того, что в конечном итоге все еще будет политический процесс.