Откуда появилась украина: Извините, запрашиваемая страница не найдена!

Содержание

Как начиналась Украина — Российская газета

Имя для государства

Независимой Украине уже тринадцать лет. И столько же — до столетнего юбилея ее «русского крещения». В марте 1917 г. новый министр иностранных дел, лидер кадетов П.Н. Милюков на вопрос, как Временное правительство представляет себе дальнейшие отношения России с Прикарпатской Русью, ответил: «Галицкая Украина, если пожелает, может объединиться с украинцами, заселяющими Россию».

Заявление это стало сенсацией. Нет, не из-за «разрешения объединиться», тем более что 30-миллионная Малороссия и 4-миллионная Прикарпатская Русь тогда еще весьма смутно ощущали свое родство. Из-за неожиданной смены понятий — «Галицкая Украина» вместо «Галицкая Русь».

Сегодня нам и в голову не приходит вопрос: а как же называлась Западная Украина, когда еще Украинского государства не было? В актах Версальского мирного договора, в котором победители запечатлели раздел Европы после Первой мировой войны, фигурировала Ruthenie Transcarpathique — Прикарпатская Русь. Как нетрудно догадаться, в новом понятии, возникшем после образования Советской Украины, уже было закодировано будущее «воссоединение». И оно произошло, но история на этом не остановилась.

Все три части бывшей Прикарпатской Руси — Галичина, Буковина и Закарпатье — когда-то входили в Киевскую Русь, вот почему они удержали «Русь» в своей памяти, культуре, языке. Но после распада общей прародины судьбы их сложились по-разному. Угорская Русь (Закарпатье) почти девять веков входила в состав Венгрии. Галицко-Волынское княжество в XIV веке почти целиком оказалось в католической Польше, а Буковина вошла в Молдавское княжество. В XVIII веке снова все «встретились» — уже в Австрийской империи. Эти отсеченные католическим клином славянские территории историки часто объединяли неофициальным названием «Червонная Русь».

И вот «червонный призрак» внезапно возник в виде политического проекта. После первого тура выборов ЦИК Украины так медленно считал голоса, так долго тянул с признанием, кто же из двух кандидатов в президенты получил перевес, что у депутатов Львовского областного и городского советов нервы не выдержали. Они выступили с инициативой создать Галицкое княжество (в XXI веке!), которое включило бы в себя Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую, Закарпатскую, Волынскую, Ровенскую и Черновицкую области, со столицей во Львове. И приняли обращение к Виктору Ющенко: «Необходимо объединить все эти земли в единое целое и таким образом обеспечить максимальную поддержку вам как кандидату на должность президента Украины». То есть отделяться от Украины это «княжество» — одна пятая ее территории — не намеревалось. Но ведь не только пуговица от пальто, может и пальто оторваться от пуговицы: Восточная Украина ответила целым парадом суверенитетов. И теперь первой заботой президента Ющенко чье лидерство в Западной Украине неоспоримо, а в Восточной своим землякам еще предстоит доказать — станут, по всей видимости, именно эти призраки суверенитетов, слишком грозно обозначившие украинский раскол.

Язык для государства

Любопытное свидетельство приводит в своей книге «Прикарпатская Русь под владением Австрии» галицкий историк Филипп Свистун: в 1862 г. львовский купец Мих. Дымет привез из Киева «дешевые произведения и фотографии украинских писателей». Итак, первое соприкосновение двух культур произошло через год после смерти Шевченко. К тому времени галицкие русины уже «поделились на две партiи: старорусскую и молодорусскую, последняя также называлась украинофильской. Старорусская партiя держалась идеи общности всего русскаго народа, как в Россiи, так и в Прикарпатской Руси. Она стала свой язык называти «русским» (с двома «с» вместо прежняго «рускiй» с одним «с»). Молодороссы же хотели создать свой литературный язык, отличный от общерусскаго. Австрiйцы и поляки поддерживали молодороссов…»

Скажите, у вас возникло хотя бы малейшее затруднение в понимании этого языка, даже если он немного режет слух? А ведь Червонная Русь веками была отделена от России. Две ее части, Галичина и Буковина, жили под Польшей, третья, Угорская Русь, под Венгрией, а все вместе еще и под Австрией. Трехэтажная империя, два надсмотрщика над нижним народом — хотя бы такого в России не знал ни один сущий в ней язык. Как же такое диво случилось в чужой языковой среде?

Когда-то студентом филфака Ужгородского университета я слушал лекции замечательного лингвиста Карпат проф. Й. О. Дзендзеливського, до сих пор храню его «Лингвистический атлас украинских народных говоров Закарпатской области УССР». Обратите внимание: украинских говоров. Да, после «воссоединения» в 1945 году все русины превратились в украинцев. Но говоры-то не изменились, как их ни называй! В атласе Дзендзеливського их около тысячи на одно только Закарпатье с его тремя основными этническими группами (гуцулы, лемки, бойки). Я искренно разделяю точку зрения своего преподавателя: да, на основе этих говоров вполне возможна была выработка нормативного украинского языка, не случайно сегодня они «взаимодействуют». Но почему же карпаторусская письменность, которая одновременно установилась и в «польской» Галичине, и в «венгерском» Закарпатье, и в «румынской» Буковине, так поразительно напоминает «допушкинский» язык? Почему на ней легко читал народ? Чем это объяснить?

Тем, во-первых, что главной книгой народа была все-таки Библия. Уния 1596 года состоялась потому, что пошла на уступку: вера — католическая, но Библия — на понятном народу старославянском языке, обрядность — привычная, православная. Вот сообщение пресс-службы Киевского патриархата от 8 сентября 2004 года, в самый канун бури, которая всю осень сотрясала Украину: «В Украинском национальном информагентстве состоялось представление издания первого полного православного перевода Библии на украинский язык». Эту высоту он штурмовал больше ста лет. Первый опыт был ужасен: в переводе прекрасного малороссийского писателя Пантелеймона Кулиша фраза «Да уповает Израиль на Господа» вышла «Хай дуфае Сруль на Пана». У просветителей братьев Кирилла и Мефодия перевод Священного писания с греческого на древнерусский получился куда лучше, хотя им пришлось подобрать для наших предков и алфавит. Это язык помог их потомкам удержать генетическую память о «Руси»!

Тем, во-вторых, что, как отмечают все историки, «нижний», славянский этаж империи Габсбургов состоял сплошь из крестьян да священников. «Хлоп да поп» — ни своего дворянства, ни даже своих мещан. Лишь в начале XIX века начала складываться своя интеллигенция — и, питаясь местными говорами, основываясь на древнерусском письменном источнике, выработала литературную норму, которая так приблизилась к «пушкинской». Однако уже во второй половине века интеллигенция разделилась на «староруссов» и «молодоруссов»… И о чем же их первый спор, который, как уже понятно, велся на одном языке, поскольку другого еще не было?

Флаг для государства

Сколько «с» в автоэтнониме «руський», или «русьский», как веками идентифицировали себя жители Карпат, они никогда не задумывались. Начались эти споры после того, как за дело взялись польско-австрийские языковеды.

На первом этапе было решено, что местный народ следует называть не так, как он себя называет, а так, как его называют на Западе. Еще в начале XVIII века папа Урбан VIII признался в любви к карпатскому простонародью: «Rutheni, per vos Oriente revertere spero» («Мои Рутены! Через вас надеюсь вернуть Восток»). Значит, рутены, Рутения. Украинофилы сразу начали переводить «рутенов» как «русинов», но этим лишь навлекли на себя подозрение, уж не ратуют ли они за самостоятельность «хлопского наречия польского языка». Варшава всегда стояла за то, чтобы отнять у «хлопской интеллигенции» кириллицу и навязать ей «абецадло» — по-польски, азбуку, — но Вена не спешила. Она взвешивала. Перед ее глазами был пример хорватов: выбрав латиницу под влиянием своего католического духовенства, «мы заметно стали отличаться от своих братьев-сербов» (хорватский историк Игнатий Берлич). Чем это закончилось два века спустя, пришлось увидеть уже нам.

Вена еще потому не готова была произвести подмену алфавитов, что в тушении пожаров на вторых этажах империи, то против польской шляхты, то против мадьярских панов, рассчитывать она могла лишь на свой «нижний народ». Вот любопытный эпизод 1848 года: хорватский панславист Людевит Гай сообщает депутатам всеславянского съезда, что от решения, которое примет съезд, зависит превращение Австрии в конституционную монархию со славянским характером. «Сего желает династия, — открывается Гай, — я получил указания в том деле». Первой отвечает ему польская депутация: «Мы думаем лишь о восстановлении своего отечества, славянство же есть для нас безучастным делом». Ну, так с чего было австрийским русинам драться за интересы польских или венгерских панов? Они уж подпирали главную нацию империи, государствообразующую.

В марте 1915 года, когда русская армия взяла «австрийскую твердыню» Перемышль, на прием к генерал-губернатору попросился посетитель, служивший в резиденции митрополита. Пришлось разбить несколько стен, чтобы найти архив. И вот перед нами проект Украинского государства, которое строили все, кто хотите, кроме самих украинцев. Язык оригинала — немецкий.

Конечно, за это доставались награды. В 1848 году была учреждена Головна Руська Рада, такой же представительный орган, как у поляков. Когда три года спустя Франц Иосиф отозвал конституцию, а с ней и русские Рады, он специально пожаловал во Львов, чтобы заложить камень в фундамент Народного Дома для русинов. В университете Львова открылась кафедра русского языка и литературы. Но самый трогательный подарок «любимым рутенам» сделала матушка императора — сама сшила жовто-блакитный флаг и послала его дивизии галичан, отличившейся при подавлении мадьярского бунта. До сих пор идут споры, почему императрица-мать выбрала такие цвета. По одной версии, они символизируют пшеницу и Дунай, по другой, навеяны изображением золотого льва на голубом поле, который украшал герб Галицко-Волынского княжества. К слову, Даниил Галицкий в 1253 году принял королевскую корону из папских рук, но Унию отклонил. Напоминаю об этом в связи с тем, что в прессе Западной Украины продолжает катиться вал льстивых статей, олицетворяющих Виктора Андреевича с Даниилом Романовичем. Тогда уж специально напомню этим «новым историкам»: если Киевская Русь распалась на 15 княжеств, впрочем, достаточно сильных, то через два века они, из-за продолжавшейся грызни, развалились уже на 250 уделов. Потому и оказались «под поляками», «под венграми» и т. д. Потому и не имели никакого отношения к Чигиринской республике Богдана Хмельницкого, которая, попросившись «под руку» православного монарха, собрала украинцев в Малороссии, которая однажды превратилась в УССР, а в другой раз обрела независимость.

Вот уже и флаг Украины появился на свет. Отметим: это было в середине позапрошлого века. Лишь после этого разгорелся «конфликт культур».

Гимн для государства

В первый раз русины увидели русских в 1848 году. Тогда через Карпаты прошла 200-тысячная армия Паскевича, которую, вняв слезным мольбам австрийского императора, Николай II послал на усмирение восставших венгров. Вот как это событие отразил в своей «Автобиографии» угро-русский писатель Уриил Метеор: «Свободно разговаривали с Москалями и без затруднения понимали их язык. Они совсем таким образом крестилися и теми же словами молилися, как здешние домородные люди. Выходило, что они одного с нами языка и одной веры».

Опять хочу обратить ваше внимание: вот он, старый литературный язык Карпат, лишь чуть-чуть подкорректированный современным переводчиком. Таких, как мой земляк Метеор, и надо было лишить кириллицы, чтобы споткнулось, переориентировалось это перо. И в 1859 году наместнику Галичины, польскому графу Голуховскому, удалось убедить венский двор ввести «абецадло» в русских школах. Разразилась «азбучная война». Общественность поднялась на защиту своего правописания. Протест ее принял совершенно неожиданную форму: началось массовое увлечение русской культурой и языком. Во Львове возникло литературное общество имени Пушкина. Судебный советник из городка Самбор Михаил Качковский, «сев на хлеб и воду», все свое жалованье отдавал на «общерусское дело». По его примеру от всей «старорусской» интеллигенции посыпались взносы по 100, 200, 300 крон — и вскоре «Общество Михаила Качковского» завело свои газеты, издательства, культурные центры. По всей Галичине проводились Дни русской культуры. Интеллигенция зачитывалась Пушкиным и несла его томики в народ, сельские громады ставили Александру Сергеевичу памятники. Культурное движение быстро переросло в политическое. В сейме и рейхсрате появились «объединители» — так называли сторонников объединения Галицкой Руси с Россией.

Вот тогда-то и нашлись «умные головы» из рядов украинской и польской эмиграции в Париже. Это они, пишет Свистун, «образумивали поляков, що они нерозумно поступают относительно галицких малороссов и що вместо отрицати их нацiональность, лучше привывати у них сознанiе нацiональной отдельности от великороссов, дабы прiобрести их для солидарного выступленiя против Россiи». В конце концов, имперский двор согласился, что русскому языку лучше противопоставить не польский язык, а украинский, даже если он пока еще только наречие. Быстро образовалась польско-украинская партия, которая тут же сочинила гимн: «Мы с ляхами, ляхи с нами! И в прах вража сила! И як было с давен-давна, Засiяе Русь преславна Русинов делами…»

Эта новая «Русь», под которой подразумевалась уже только «Украина», «засияла» в 1890 году. Тогда с трибуны Львовского областного сейма депутат молодорусской партии Юлиан Романчук объявил о наступлении «новой эры»: галицко-рускiй народ, заявил он «от его имени», считает себя обособленным от русского державного народа. Правда, он так и не назвал этот «обособленный народ» украинским. Значит, он все еще не родился? Тогда какой же народ «обособился»? Министерство просвещения немедленно приступило к фонетической реформе карпатских говоров, и во что это вылилось, засвидетельствовал историк Илья Терех («Украинизация Галичины», 1945 год):

«Как по мановению волшебной палочки, вводится в школах, судах и во всех ведомствах новое правописание. Старые «русские» школьные учебники изымаются и вместо них вводятся книги с новым правописанием. По всей Галичине распространяется литература об угнетении украинцев москалями. Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго, оно почти не принимается. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия. В русские села посылаются исключительно учителя-украинофилы, а учителей с русскими убеждениями оставляют без мест…»

Народ для государства

Ох, трудно родить новый народ! Куда трудней, чем вышить флаг, написать гимн, сочинить азбуку. Вплоть до Первой мировой войны русская партия в Галичине выигрывала все языковые баталии — школьные референдумы, судебные процессы. Но это все еще были внутренние дела Австро-Венгерской империи. Миру все еще не было дела до политических разборок ее партий и ее народов. Толком все еще никто не понимал, что такое украинский проект и кто за ним стоит.

В 1879 году Германия и Австро-Венгрия заключили двойственный союз, а в 1888 году немецкий философ Гартманн предложил геополитический проект, который вызвал сенсацию в политических кругах Европы и сильно заинтересовал немецкий генштаб. Чтобы подорвать Россию, надо отнять у нее Литву, Жмудь, Лифляндию и Курляндию, а на Днепре образовать отдельное Киевское королевство. На первом этапе была даже идея дать Галичине «своего короля», уже и имя было известно, Василь Вышиваный. Но подобранный на эту роль отпрыск Габсбургов не смог отмыться от какой-то судебной тяжбы в Париже, и проект увяз. На последнем, решающем этапе главным покровителем украинского проекта в Австро-Венгрии стал наследный принц эрц-герцог Франц-Фердинанд. С 1910 года под его председательством проходили регулярные совещания в военном министерстве, на одном из которых офицеру австрийской армии и митрополиту Андрею Шептицкому было дано поручение: «Подготовить указания Австрийскому и Германскому Правительствам для их будущей политики в Украине в случае распада России». Убийство эрц-герцога, спровоцировавшее Первую мировую войну, поначалу сильно спутало планы «строителей Украины».

В августе 1914 года русская армия — уже второй раз в истории — вступила в Галичину. Встречали ее со слезами счастья. Когда она приближалась к Карпатам, австрийское командование отдало приказ расстреливать «изменников» без суда и следствия. Только заупрямься и скажи, что ты «русьский», — пуля. Священник Иосиф Яворский свидетельствовал после войны: «Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент. И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах». Десятки тысяч людей были согнаны в концлагеря Гнав, Гмюнд, Терезин, Талергоф. В самом страшном из них, Талергофе, около г. Грац, не было даже бараков, зато весь он был истыкан столбами для «анбинден» — из всех пыток австрийцы предпочитали подвешивание жертвы за одну ногу.

Фронт остановился в западной части Карпат, чуть-чуть не дойдя до Лемковской Руси, а название самих лемков пошло от «лем» — что ни скажи, в ответ это «лем», и еще надо понять, с каким оттенком. На лемках была коллективная вина: сопротивляясь украинизации, сразу 60 тысяч перешли из униатской церкви в православную. Под конвоем австрийских жандармов сотни людей согнали в тюрьму в Новом Санче, где заседал военно-полевой трибунал. Первыми перед ним предстали священник Петр Сандович с сыном Антонием, только что окончившим университет по курсу философии. Против него есть вещественная улика: собственноручное письмо, где «русская паства» написано с двумя «с». Приговор: «Государственную измену считать доказанной, виновных о. Петра Сандовича и его сына расстрелять». Далее перед трибуналом предстали о. Владимир Мохнацкий с сыном Родионом, гимназистом, о. Феофил Качмарчик с сыном Владимиром, юристом, о. Василий Курилло с двумя сыновьями… Вину сыновей даже не надо доказывать — на них вина отцов. Православных священников стреляли как заведомо «русских». А триста униатских священников были убиты лишь по подозрению, что они тайно питали симпатии к православию и России.

И я понимаю графа В.А. Бобринского, когда, вступая 10 сентября 1914 года в свою генерал-губернаторскую должность, он заявил во Львове: «Восточную Галицию и Лемковщину считаю коренными русскими областями», — ибо так считало и население этих областей. Прикомандированный к штабу третьей русской армии в чине капитана запаса, Бобринский, как только Львов был освобожден, пригласил в штаб Митрополита униатской церкви графа Андрея Шептицкого и сказал ему следующее:

— Нам прекрасно известно, кто вы такой. Мы знаем, что вы приезжали к нам в Россию с вымышленным паспортом, раз даже под видом представителя фабрики велосипедов. Мы знаем, что ваш митрополичий титул — это все только камуфляж, для отвода глаз. Но так как вы формально «митрополит», то мы не хотим дать нашим врагам повод обвинять нас в том, что мы, мол, преследуем униатскую церковь. Поэтому мы вас оставим во Львове на свободе, если вы дадите честное слово, что, пока будет продолжаться война, не будете заниматься политикой.

Митрополит нарушил слово буквально на следующий день. «Вам, может быть, покажется, что чужие люди, которые к вам пришли, это ваши братья, — сказал он в своей проповеди. — Но имейте в виду, что это волки в овечьей шкуре». Шептицкий был отправлен в Россию и изолирован в одном из монастырей. А граф Бобринский перерыл всю его резиденцию «Святой Юр» в поисках улик, в существовании которых не сомневался. Но ничего не нашел. Но в марте 1915 года, когда русская армия взяла «австрийскую твердыню» Перемышль, на прием к генерал-губернатору попросился посетитель, служивший в резиденции митрополита. Пришлось разбить несколько стен, чтобы найти архив. И вот перед нами проект Украинского государства, которое строили все, кто хотите, кроме самих украинцев. Язык оригинала — немецкий.

«Записка Львовского униатского митрополита графа Андрея Шептицкого. Как только победоносная Австрийская Армия вступит на территорию русской Украйны, нам предстоит решить тройную задачу: военной, правовой и церковной организации края. Решение этих задач должно отчасти предшествовать какой бы то ни было мирной конференции, не только для споспешествования деятельности нашей армии и ожидаемого восстания украинцев и для урегулирования этого восстания, но и для того, чтобы эти области во всяком случае возможно полнее отторгнуть от России и придать им характер области национальной, от России независимой, чуждой державе царей…»

Записка была опубликована в петербургской газете «Общее дело» в 1917 году, но предъявить Шептицкому обвинение Временное правительство уже не успело. А поскольку, по понятиям большевиков, украинский митрополит боролся с царизмом, то он был отпущен восвояси. Об этом Советскому правительству пришлось пожалеть после того, как разразилась следующая война и митрополит дал свое благословение эсэсовской дивизии «Галичина». Но к тому времени украинский проект уже получил громогласную известность в мире. Одним из первых, кто это понял, был премьер Франции Раймон Пуанкаре, который еще в 1923 году после встречи с митрополитом сказал: «Если бы украинцы имели нескольких Шептицких в Париже, то у них была бы держава».

После того как русская армия отступила с Карпат, расправы и депортации возобновились в еще более страшных размерах. Какие уж тут Дни русской культуры! Все сгинуло. Весь слой «старорусской» интеллигенции был беспощадно выбит. Смертные приговоры депутатам-русинам Венского рейхсрата Дмитрию Макарову, Владимиру Куриловичу, Роману Чайковскому сменили на пожизненное заключение лишь благодаря заступничеству испанского короля Альфонса. И если бы не о. Роман Чайковский, не галицкий историк Василь Ваврик, сами пережившие ужасы Талергофа, не польский депутат А. Дашинский, настоявший на парламентском расследовании австрийского геноцида, его замолчали бы полностью. Австро-венгерская военщина в те годы истребила 60 тысяч галичан, еще 80 тысяч сгноила в концлагерях. Больше ста тысяч бежали в Россию, где следы их пропали навеки.

Все это можно списать на войну, но война — лишь эпизод истории. Сверьтесь со знаменитым романом Ярослава Гашека: где-то в ту пору бравый солдат Швейк и вгляделся в засиженный мухами портрет императора Франца Иосифа. Империя, которой он правил с 1848 по 1916 год — 58 лет! — угасала. Дележ ее продолжался до 1923 года. За это время в Галичине родилась Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР), которую в крови утопила панская Польша, а в Киеве Центральная Рада провозгласила Украинскую Народную Республику (УНР) и избрала ее «первого президента» Михаила Грушевского. Ну, казалось бы, все, есть уже и президент для государства. Но не потому сгинула Центральная Рада, что ее прогнали большевики, а потому, что ее никто никогда не выбирал. За все годы революционной смуты только один раз, летом 1917-го, состоялись полноправные выборы в органы местного самоуправления Украины. Это, в сущности, и есть метрическое удостоверение украинской нации в момент ее появления на свет. Так вот: от общероссийских партий было избрано 870 депутатов, от украинских федералистских партий — 128, от сепаратистских — ни одного! Лучший комментарий, хотя и не специально к этому событию, написал сам Грушевский: «Когда народность наша, дух нашего народа влечет нас на запад, край поворачивает энергию, наш труд на восток и юг…»

Вожди для государства

Эти слова мог написать лишь человек, настолько проникнутый украинским противоречием, что однажды оно заставило его расплакаться. Произошло это на станции Сарны, в вагоне Центральной Рады, в котором она бежала от своего народа. Тут ее и застало известие о том, что немцы двинулись на Украину. Расплакался не только Михаил Грушевский, но и Симон Петлюра. Три свидетеля их слез, находившиеся в том же вагоне, все трое министры, впоследствии дали очень сходную трактовку этой спонтанной реакции украинских вождей. Вдруг оба поняли: обвинения в том, что они являются орудием австрийской или немецкой интриги, теперь уже неопровержимы и будут тянуться за ними всю жизнь. «Непонятно, — пишет в книге «Неизвращенная история Украины-Руси» историк Андрей Дикий, — зачем было плакать, если шли спасители? И не им ли навстречу бежала Рада?»

Больше того, они повернули свой вагон назад и въехали в Киев под звуки немецкого марша. Но ненадолго. Отчаявшись найти общий язык с «этими социалистами-шовинистами», немцы прогнали обоих и выбрали гетмана Скоропадского. Тому тоже пришлось бежать через семь месяцев от Директории, в которой Главковерхом провозгласил себя Петлюра, но и Петлюре всего через полтора месяца пришлось дать стрекача от наступавшей Добровольческой армии Деникина. В конце концов, встреча «двух Украин» состоялась: правительство ЗУНР и ее армия, вынужденные оставить Галичину, перешли на территорию, находившуюся под властью Петлюры. Больше двух месяцев два правительства и две армии — 10 тысяч расхристанных петлюровских вояк и 40 тысяч дисциплинированного Галицкого войска — существовали бок о бок, бесконечно заседали, принимали резолюции, вырабатывали «линию», но так и не договорились о «Соборной Украине». Поразительно: хотя до войны Галичина была главным распространителем «украинской бациллы» — это циничное выражение принадлежит одному из руководителей Союза визволення Украины (СВУ) Скоропис-Цолтуховскому, — идея борьбы с большевиками привела ее правительство и ее армию к Деникину, и вышло, что галичане стали сражаться за «единую и неделимую Россию». Объяснение этому парадоксу дает Андрей Дикий, свидетель той эпохи: «Украинцев по рождению и происхождению было неизмеримо больше и у Деникина, и у большевиков, чем во все времена в армиях Центральной Рады, Директории и Петлюры». Но самое поразительное: все, что давали австрийцы и немцы на содержание СВУ, ОУН, УПА и других «освободительных» организаций, они записывали в долг… будущей самостийной Украины.

Но вернуть этот «госдолг» оказалось некому. Та Украина, которая только что родилась у нас на глазах в муках поиска своей собственной идентичности, никому ничего не должна.

происхождение народа, где и как живут, фото

Украинцами называют восточнославянский этнос, составляющий основное население Украины. Это государство, расположенное в Восточной Европе. Украинцы имеют богатый этнический состав, включающий полесский этнос, народности западных украинских территорий. Родственными народами являются русские, белорусы. Все эти этногруппы имеют общие корни, традиции, обычаи.

Численность

Украинский народ относится к одним из самых многочисленных общностей среди славянских. Он находится на третьем месте по количеству населения (1 — русские, 2 — поляки). Всего в мире украинцев насчитывается 45 000 000.

Где живут

Многие представители украинского этноса проживают у себя на родине — около 37 000 000 человек. Остальные расселены по разным странам мира. Самые большие группы находятся в таких странах:

  • Россия: 2 000 000;
  • Канада: 1 250 000;
  • Бразилия: 1 000 000;
  • США: 980 000;
  • Казахстан: 330 000;
  • Аргентина: 300 000;
  • Германия: 270 000;
  • Италия: 230 000;
  • Молдавия: 180 000.

Немногочисленные диаспоры есть в различных европейских странах (от 120 000 до 30 000).

Язык

Украинцы разговаривают на украинском языке, также подавляющее большинство хорошо знает русский и общается на нем. В украинском выделяют три наречия по территориальному признаку:

  • северное, подвергшийся влиянию белорусов;
  • западное — на его формирование оказали действие поляки, словаки, венгры, румыны;
  • северо-восточное, сложившееся под действием русского языка.
Киев — столица Украины

Название

Долгое время предков современных украинцев, равно как и других восточных славян, называли словом «русины». Первое упоминание об этом восходит к 10 веку. Средневековые летописцы Польши, Литвы, других государств под термином «руськи люди» объединяли славянские племена, среди которых были древляне, поляне, хорваты, уличи, тиверцы. Также называли сами себя и жители украинских территорий. Этот термин перестал существовать только к середине прошлого века. Название «Украина», по которому народ стали называть украинцами, произошло от древнерусского «оукраина». Это слово означало пограничные земли (лежащие на окраине) с другими регионами. Термин применялся к разным областям Руси. Например: псковская, сибирская украина. При этом людей, живших на приграничных территориях, именовали украинниками. Ряд историков предполагает, что этноним произошел от слова «край», в значении «регион, заселенный людьми». Здесь имеется в виду отдельный территориальный субъект. Применительно к современному украинскому этносу термин «украинцы» стал использоваться сравнительно недавно, только в 20 веке.

История

Многие историки считают, что украинцы происходят от единой древнеславянской народности, наряду с другими славянскими народами, которая затем распалась на отдельные этногруппы. Украинская нация складывалась между 12 и 15 веком на основе народов, живших на территории Киевской Руси. Люди, заселявшие эти земли, периодически подвергались нападениям тюрков и монголов, которые вытесняли их оттуда. Затем эти регионы населялись вновь. После распада Киевской Руси эти территории входили в состав Литовского княжества, Речи Посполитой, потом их поделили Российское и Австрийское государства. Часть земель некоторое время принадлежала татаро-монголам. Все эти народы оказали влияние на культуру, антропологию украинцев.

Внешность

Антропологически украинцы принадлежат к европеоидной адриатической расе. Некоторые ученые находят расовые отличия внутри этногруппы и разделяют ее на 3 вида:

  1. Украинский
  2. Волынский
  3. Галицко-подольский

Различия определяются разницей в росте, оттенках глаз и волос. Другие ученые четко разделяют украинский народ на 2 основных типа: адриатический (преобладающий на юге страны) и альпийский. Большинство этнографов существенных различий не находит и говорит об однообразии черт у населения. Основное население Украины, наряду с белорусами, русскими, поляками, обладает характерной для славянских народов внешностью. Их отличает высокий рост, хорошее телосложение.

Украинские мужчины всегда славились крепкими и статными фигурами, а женщины — пышностью форм. Преобладает русоволосый тип со светлыми глазами, но в некоторых областях встречаются черноволосые и кареглазые люди. Украинские девушки известны своей привлекательностью во всем мире. Это большеглазые светловолосые красавицы с жизнерадостными улыбками.

Жизнь

Среди традиционных занятий украинцев выделяются земледелие, скотоводство, садоводство. В землепашестве применялась трехпольная система как самая эффективная. Сеяли озимую рожь, пшеницу, ячмень, коноплю, лен, гречиху. Культивировали горох, бобовые. В более поздний период стали возделывать кукурузу, табак, а также картофель, подсолнечник. На огородах выращивали корнеплоды, овощи, зелень. Плодородные земли позволяли развивать бахчеводство. Многие украинцы имели фруктовые сады, где выращивались груши, яблони, сливы.
Животноводство выражалось в разведении коров, овец, лошадей. Выводили племенные породы скота, имеющие лучшие физические характеристики. Выращивали породистых рысаков. Также разводили коз, свиней, кур, индюшек. Многие жители сел занимались рыбной ловлей на реках. Для этого использовались сети, ловушки. Охота не имела хозяйственного значения. В основном ловили мелких зверей, дичь. В Карпатах ходили стрелять оленей, кабанов, косуль.

Семейный уклад

В средневековый период на Украине были распространены большие семьи, члены которых жили под одной крышей. Обычно в семье имелось несколько детей, которые помогали взрослым во всех работах. Слово отца было беспрекословным. Он распределял обязанности, каждому давал какое-нибудь дело. Летом родители работали в поле до вечера, там же обедали. Вечером ухаживали за скотом, ремонтировали инструменты. Зимой женщины шили одежду, ткали, вышивали. Тяжелую работу выполняли мужчины, женское население помогало во всем. Кроме того, на женщинах лежали заботы по хозяйству. За женскую работу (приготовление еды, стирка, уборка) мужчины никогда не брались. Часто родителям было некогда смотреть за маленькими детьми, поэтому о них заботились старшие. Мать и отца очень уважали, было распространено обращение к ним на «Вы».

Брак обычно заключался по выбору родителей, но с согласия жениха. Важным этапом свадьбы было сватовство. Сватов выбирали из пожилых людей, которые обладали способностью уговаривать. Если девушка была согласна, устраивали смотрины. Родственники невесты шли в дом жениха, посмотреть, где она будет жить. Родители жениха ставили угощение, затем обговаривали условия свадьбы. После помолвки устраивался девичник, чтобы невеста простилась с девичьей жизнью. Замужние женщины пекли каравай для молодых, который символизировал богатство в семье. Также существовал обряд расплетания косы. При этом пели песни, мать невесты оплакивала уход дочери из дома. По дороге к дому невесты гости требовали у жениха выкуп. Его могли просить несколько раз до самого дома. После первого танца начиналось застолье. На следующий день свадьба продолжалась. Родственники жениха приносили подарки, невеста раздавала угощение.

Жилище

Наряду со срубными избами по типу русских, на Украине были распространены мазанки. Такие жилища делали в южных, степных регионах, где наблюдался недостаток леса. Стены дома собирали из плетенок, сделанных из веток, иногда материалом служил необожженный кирпич. Затем делали состав на основе глины, смешанной с соломой. Его густо наносили на плетенку или кирпичные стены. Затем стены белили, причем делали это и внутри, и снаружи. Четырехскатную крышу покрывали пучками соломы или камыша. Наружные стены домов расписывали растительными узорами. Часто их наносили и на внутренние стены хаты.

У украинцев было особое отношение к печи. Ей приписывали чудодейственные силы, считалось, что она защищает от нечисти. В печи не только готовили еду, на ней спали, сушили одежду, зерно, лечили от болезней. Возле нее нельзя было ссориться, произносить бранные слова, запрещалось плевать в огонь. Печь белили, украшали узорами. Ее покрывали изразцами, бумажными раскрасками. Интерьер украинской хаты отличается красотой. Цветы, растительный орнамент присутствовали повсюду. Ими расшивали рушники, наволочки, скатерти. Вышитые полотенца, салфетки развешивали по всему дому. На полочках расставляли расписную керамическую посуду.

Одежда

Народный костюм украинцев похож на русскую национальную одежду. У мужчин он состоит из рубахи и штанов. Их шили из льна или конопляных волокон и сукна (зимой). Рубашки кроили просторными, с разрезом спереди. Он дополнялся стоячим или небольшим отложным воротником. По краям разрез отделывали цветной тесьмой, вышивкой. Также декором украшали манжеты, воротник, низ рубахи. В отдельных областях рубашку заправляли в штаны, переняв эту традицию у азиатов. Штаны свободного кроя подпоясывали ремнем. Украинские казаки носили объемные широкие штаны, в которые снизу вставлялась мотня — ластовица, обеспечивающая свободу движений. В холодное время надевали суконные кафтаны, овечьи кожухи.
Женская национальная одежда имеет больше деталей. Блуза кроилась длинной, имела 2 части, нижнюю делали из холста. На праздники надевали другие блузки, цельного покроя. Их украшали вышивкой спереди, по рукавам, воротнику. Нарядные блузы шили из тонких материалов (поплина, шелка). В качестве декора применяли ленты, тесьму, цветную вышивку. Была распространена черно-красная гамма, яркие узоры с применением желтых, зеленых, красных оттенков. Юбки имели разную форму: узкие, с запахом и расклешенные. Под широкие часто надевали подъюбник. Сверху надевался расшитый передник, яркий широкий пояс с длинными концами.

В разных регионах носили длинные свободные безрукавки или укороченные, в талию. Для защиты от холода служил суконный кафтан — свитка и кожух из овчины. Замужние женщины накрывали волосы платком, незамужние заплетали волосы в косы и надевали венки, которые украшали цветами, лентами. На ногах носили лапти, кожаные постолы, сапоги из сыромятной кожи. Девушки дополняли нарядный костюм множеством длинных и коротких бус. Популярным украшением было монисто, ожерелья из стекла, драгоценных камней.

Традиции

Украинцы отмечают все славянские языческие праздники, присутствующие у родственных им народов, а также христианские. За год набегает внушительное число праздничных дат. Самые значительные из них:

  1. Колядки — 7 января. Обряд, знаменующий появление волхвов на Рождество Христово.
  2. Меланка — 13 января. Щедрый или Васильев вечер — канун Нового года. На Меланку проводят костюмированные действия, готовят угощения. Исполняются танцы возле костра, сжигают «Дидух» — сноп сена для очищения от нечистой силы.
  3. Крещение —19 января. Древний обряд освящения воды.
  4. Сретение — 2 февраля. По-другому — Громница. Знаменует встречу зимы с весной. В этот день можно услышать гром. На Сретение кликают весну, поют частушки на призыв солнца.
  5. Благовещенье — 7 апреля. Значимый праздник у древних славян. В этот день архангел Гавриил возвестил о рождении Христа. Благовещение считается началом весны.
  6. Пасха. По-украински Великдень. Проводятся церковные службы, крестный ход. Освящаются кулич, яйца, которые готовят дома и которыми угощают соседей.
  7. Троица — 3 июня. Чествование Святой троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Начинается Зеленая неделя. Дом и двор украшают ветками, травой, цветами.
  8. День Ивана Купала — 7 июля. Древний языческий праздник. В ночь на 7 июля нечисть исходит на землю. Это мистическое время, в которое проводятся разные обряды, гадания.
  9. Обжинки —21 июля. Праздник земледелия (Прокопий Жатвенник). К началу жатвы убирали двор, наводили порядок в хате. Первый сжатый сноп украшали цветами, приносили в дом. После жатвы проводился обряд с Велесовой бородой — несколько колосьев, оставляемых на поле.
  10. Маковей — 14 августа. Другие названия — Медовый спас, Лакомка, Пчелиный праздник. Букет с маком и другими полевыми цветами прятали за икону в красном углу. Освящаются пчелиные соты, медом угощают сельчан.
  11. Покров — 14 октября. Знаменует начало зимы, когда снег покрывает землю. По погоде в этот день определяется погода на всю зиму. С приходом Покрова начинались свадьбы, так как хозяйственные работы заканчивались и было свободное время.
  12. Николин день — 19 декабря. Христианский праздник, посвященный святителю Николаю. Считается заступником бедняков, помощником в разных бытовых делах.
Праздник земледелия

Екатеринин день, отмечаемый 7 декабря, один из любимых молодежных праздников. В христианстве это день Святой Екатерины, которая является покровительницей брака, женщин. Она помогает молодым девушкам удачно выйти замуж. Дата совпадает с днем Судьбы — древним языческим праздником. Судьбе приписывались человеческие качества, ее называли доброй, плохой, злой. В этот день гадают о будущей жизни, замужестве. Молодежь устраивает игры, посиделки. Девушки спрашивают у прохожих имя будущего мужа.
У украинцев были распространены различные обереги, защищающие от злых сил, разных неприятностей. Это могли быть растения, цветы, деревья. Священным растением считалась верба. Освященная в церкви ветка этого дерева имеет мистическую силу. Для того чтобы прекратить град, бросали на улицу вербные веточки. Ими обмахивали людей и животных для защиты от болезней. Калина является символом женской красоты, верности. Ее высаживали в палисаднике, украшали ей венки. Мак оберегает дом от нечистой силы. Изображениями этого цветка расписывали стены жилища.

Важное значение имели рушники — домотканые полотенца с определенным орнаментом. На них вышивали узоры, являющиеся сакральными символами. Популярный символ — дерево жизни, означающий мировое древо, основу всего живого. Существовали отдельные рушники для свадьбы, похорон, купания новорожденного, встреч важных гостей. Этот предмет интерьера имел обрядовое значение. С рушником начинали полевые работы, ими обменивались в знак закрепления договора.

Еда

Хорошие климатические условия, сложившиеся на территории Украины, способствовали богатству и разнообразии ее кухни. В Средние века уже было известно множество вкусных блюд, которыми славились местные повара. Еда состояла из мясной и растительной пищи, рыбы, мучных изделий, молочных продуктов. Для приготовления мясных блюд использовались: свинина, говядина, баранина, мясо дикого кабана, кролика, кур, уток. Была популярна дичь: куропатки, рябчики, тетерева. Одним из самых популярных продуктов является сало. Его готовят во всех возможных видах: сыровяленое, копченое, вареное, жареное, маринованное. На сале жарят картошку, мясо, добавляют его в разнообразные блюда.
В украинской кухне огромное множество растительных ингредиентов. Для приготовления вторых и первых блюд широко используются корнеплоды, овощи, бахчевые культуры. Популярны каши, гарниры на основе зерновых и бобовых культур. На основе фруктов и ягод делают пироги, варенья, джемы, компоты, кисели. Мучные изделия пользуются почетом. Издавна украинцы пекли ржаной, пшеничный хлеб, делали галушки, блины, вареники. Разнообразной была не только праздничная еда, но и повседневная. В будни готовили сиченики — лепешки с мясным, рыбным фаршем, крученики — мясные рулеты с добавлением грибов; капусты, биточки, капустники. Не последнюю роль играли рыбные блюда: фаршированная щука, запеченный с гречкой карп, караси в сметане, уха — наваристая рыбная похлебка.

Интересные блюда украинской кухни:

  • Капустняк. Густой суп с квашеной капустой. В процессе варки добавляется пшено, свинина, шпик. Получается нечто среднее между первым и вторым блюдом;
  • Гречаники. Сытные котлеты из мясного фарша и гречневой крупы. Существует множество рецептов: с курицей, индейкой, грибами, свининой, творогом;
  • Крученики. Горячая закуска на основе свинины. На тонкий кусочек мяса кладут начинку, заворачивают в рулетик, обжаривают и тушат. В качестве начинки употребляются грибы, чернослив, сало, рисовый фарш;
  • Мазурики. Своеобразные котлетки из мяса индейки. В фарш кладут яйца, сыр, специи, придают ему форму колбасок, обжаривают;
  • Перекладенец. Многослойный пирог с несколькими видами начинок. Готовится с фруктами, орехами, вареньем, творогом. Слой начинки чередуется со слоем теста;
  • Вергуны. Десерт из бездрожжевого теста, напоминающий хворост. В тесто добавляют коньяк или водку, обжаривают, посыпают пудрой.

Украинцы славятся приготовлением различных алкогольных напитков: пива, кваса, медовухи, домашних наливок, настоек. Это и всем известная горилка — национальный украинский самогон. В южных регионах делают домашние вина, водку на фруктах, ягодах. Радушные хозяева предлагают гостям массу разных напитков и угощений. Украинский народ известен своим гостеприимством и щедростью.

запутанная история, которая связывает — и разделяет — их

Смертельное насилие охватило киевский Майдан, или площадь Независимости, в 2014 году после того, как украинское правительство под давлением Москвы отказалось от соглашения об укреплении связей с Европейским Союзом. Россия по-прежнему выступает против продвижения Украины на Запад и, похоже, готова вторгнуться в соседнюю страну.

Фотография Джеффа Дж. Митчелла, Getty Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

В то время как угроза российского вторжения в Украину продолжает доминировать в новостях, оглядываясь назад на долгую, переплетенную историю спорных соседей, можно понять, как была подготовлена ​​почва для сегодняшнего конфликта.

Общее наследие двух стран насчитывает более тысячи лет, когда Киев, нынешняя столица Украины, был центром первого славянского государства, Киевской Руси, родиной Украины и России. В 988 г. н.э. Владимир I, языческий князь Новгородский и великий князь Киевский, принял православную христианскую веру и крестился в крымском городе Херсонесе. С этого момента российский лидер Владимир Путин недавно заявил: «Русские и украинцы — один народ, единое целое».

На картине XIX века изображен Владимир I, правитель Киевской Руси — места зарождения Украины и России — избравший православие в качестве новой государственной религии в 988 г. н.э.

Произведение предоставлено Музеем истории религии via Bridgeman Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Однако за последние 10 веков Украину неоднократно делили конкурирующие державы. Монгольские воины с востока завоевали Киевскую Русь в 13 веке. В 16 веке польские и литовские войска вторглись с запада. В 17 веке в результате войны между Речи Посполитой и Российским царством земли к востоку от реки Днепр оказались под контролем Российской империи. Восток стал называться «Левобережной» Украиной; земли к западу от Днепра, или «Правобережья», находились под властью Польши.

Более века спустя, в 1793 году, правобережная (западная) Украина была присоединена к Российской империи. В последующие годы политика, известная как русификация, запрещала использование и изучение украинского языка, и людей заставляли переходить в русскую православную веру.

Украина пережила одну из величайших травм ХХ века. После коммунистической революции 1917 года Украина была одной из многих стран, где велась жестокая гражданская война, прежде чем она была полностью поглощена Советским Союзом в 1919 году.22. В начале 1930-х годов, чтобы заставить крестьян вступать в колхозы, советский лидер Иосиф Сталин организовал голод, который привел к голоду и смерти миллионов украинцев. После этого Сталин импортировал большое количество русских и других советских граждан, многие из которых не знали украинского языка и имели мало связей с регионом, чтобы помочь заселить восток.

Жестокая кампания советского лидера Иосифа Сталина по коллективизации сельского хозяйства привела к повсеместному голоду в 1930-х годах, унесшему жизни миллионов украинцев. После голода, который стал известен как Голодомор, что означает «смерть от голода», были привезены поселенцы из России, чтобы заселить сельскую местность.

Фотография через точку доступа

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Оратор обращается к толпе в Черновцах, городе на западе Украины, в «дни воссоединения» в ноябре 1939 года. Всего за несколько недель до этого немецкие и советские войска вторглись в Польшу и сделали западную Украину — ранее находившуюся под контролем Польши — частью Советской Украины. .

Фото Анатолия Гаранина, Sputnik/AP

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Это наследие истории создало устойчивые линии разлома. Поскольку Восточная Украина попала под власть России намного раньше, чем Западная Украина, люди на востоке имеют более тесные связи с Россией и с большей вероятностью поддерживают пророссийских лидеров. Западная Украина, напротив, веками находилась под неустойчивым контролем европейских держав, таких как Польша и Австро-Венгерская империя, и это одна из причин, по которой украинцы на Западе склонны поддерживать больше прозападных политиков. Восточное население, как правило, более русскоязычное и православное, в то время как западные части более украиноязычны и католики.

С распадом Советского Союза в 1991 году Украина стала независимым государством. Но объединение страны оказалось трудной задачей. Во-первых, «чувство украинского национализма на востоке не так глубоко, как на западе», — говорит бывший посол в Украине Стивен Пайфер. Переход к демократии и капитализму был болезненным и хаотичным, и многие украинцы, особенно на востоке, жаждали относительной стабильности прежних эпох.

Пешеходы в Одессе, портовом городе на берегу Черного моря на юге Украины, проходят мимо вывески, предвещающей советские темы власти и справедливости в 1991 — год, когда Украина стала независимым государством, а СССР распался.

Фотография Бертрана Деспре, Agence VU/Redux

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

«Самый большой разрыв после всех этих факторов возникает между теми, кто более сочувственно относится к российской имперской и советской власти, и теми, кто считает их трагедией», — говорит Адриан Каратницкий, эксперт по Украине и бывший сотрудник Атлантического совета Организации Объединенных Наций. Состояния. Эти трещины были обнаружены во время Оранжевой революции 2004 года, когда тысячи украинцев прошли маршем в поддержку большей интеграции с Европой.

На экологических картах можно даже увидеть границу между южными и восточными частями Украины, известными как степи, с их плодородными сельскохозяйственными почвами, и северными и западными областями, более лесистыми, говорит Сергей Плохий, профессор истории Гарвард и директор его Украинского научно-исследовательского института. Он говорит, что карта, на которой изображена граница между степью и лесом, диагональная линия между востоком и западом, имеет «поразительное сходство» с политическими картами президентских выборов в Украине в 2004 и 2010 годах9.0003

Крым был оккупирован и аннексирован Россией в 2014 году, вскоре после этого в восточноукраинском регионе Донбасса вспыхнуло восстание сепаратистов, которое привело к провозглашению поддерживаемых Россией Луганской и Донецкой Народных Республик. Сегодня российские войска снова сосредоточены на границах Украины, линии разлома, отражающие бурную историю региона.

Синие и желтые шторы — цвета украинского флага — украшают фон молодой танцовщицы в Киеве. Большинство украинцев родились после 19 лет91 — «Поколение рожденных свободными» — хотят, чтобы их народ вырвался из тени России и присоединился к Европе и Западу.

Фотография Агнешки Райсс, Redux

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Части этой статьи были первоначально опубликованы во время Крымского кризиса 2014 года. Он был обновлен, чтобы отразить текущие события.

Читать далее

Кровавая легенда о венгерской серийной убийце графине

  • Путешествия

Кровавая легенда о венгерской серийной убийце графине

Во всей Центральной Европе дворянка 16-го века Елизавета Батори печально известна пытками и убийствами. Но была ли она действительно такой злой, как рассказывает история?

Почему ученые хотят создавать психоделики, которые улучшают трипы

  • Наука

Почему ученые хотят создавать психоделики, которые улучшают трипы

Лекарства, созданные по образцу природных соединений, могут помочь людям с тревогой, депрессией и зависимостью. Но можно ли устранить побочные эффекты, такие как долгие и извилистые поездки, сохранив при этом терапевтический эффект?

Эксклюзивный контент для подписчиков

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли жизнь на Марсе на протяжении всей истории будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении истории

Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать Красную планету

Подробнее

Путин говорит, что части Украины принадлежат России «с незапамятных времен».

Это односторонний взгляд на историю.

Россия признала независимость двух восточных областей Украины и отправила российские войска через украинскую границу. То, что западные лидеры назвали серьезным нарушением международного права, президент России Владимир Путин назвал концом ошибочного раздела земли, имевшего место более века назад.

«С незапамятных времен люди, живущие на юго-западе территории, которая исторически была русской землей, называли себя русскими и православными», — сказал Путин 21 февраля в своей речи, оправдывающей признание Россией провинций. «Современную Украину целиком создала Россия, точнее, большевистская, коммунистическая Россия. Этот процесс начался практически сразу после революции 1917 года, и Ленин и его соратники сделали это чрезвычайно жестким для России путем — отделив, оторвав исторически русскую землю».

В нескольких кратких строчках Путин упростил растянувшуюся многовековую историю региона, завуалировав силы, формировавшие украинскую идентичность.

На самом деле путинское видение единого народа, связанного общим наследием и религией, многое игнорирует. В нем упущены как военная сила, которую Российская империя применила к Украине в XIX веке, так и зачастую несчастливые десятилетия Украины в составе Советского Союза в ХХ веке.

Комментарии Путина «интерпретируют Украину как общество без «настоящей» истории, созданное Советским Союзом и существующее сейчас только как марионетка Запада», — сказал Эрик С. Херрон, политолог из Университета Западной Вирджинии, специализирующийся на изучает Восточную Европу.

Но Херрон сказал, что эта интерпретация сомнительна: «Украинцы продемонстрировали чувство гражданской идентификации с Украиной, которое выходит за рамки языка и этнической принадлежности».

На самом деле территория современной Украины «раньше принадлежала нескольким империям или государствам, поэтому некоторые версии украинской идентичности вообще не имеют ничего общего с Россией», — считает доцент Университета Джона Хопкинса Юджин Финкель.

Школа перспективных международных исследований, изучающая Восточную Европу.

В конечном счете, говорят историки, история Украины — это не история непрерывного русского братства, а затяжное перетягивание каната за религию, язык и политический контроль.

В начале 1600-х годов Украина представляла собой группу провинций, находившихся под контролем Польши. Религиозные трения были неизбежны: Польша была в основном католической, а люди в регионе Украины были в основном православными. В 1648 году восстание украинских казаков оторвало часть украинских земель от Польши.

«До 1654 года украинцы и русские жили в двух отдельных государствах, — сказал Фрэнк Сысин, историк и директор торонтского офиса Канадского института украинистики Университета Альберты. «Почти 400 лет, с 13 по 17 века, они не находились в одном политическом строе и жили под разными религиозными влияниями».

Не все ученые согласны с этим, но некоторые считают, что украинские крестьяне играют центральную роль в развитии Украины.

«Украинская идентичность изначально вращалась вокруг крестьянской культуры и определялась против польской знати, которая оставалась доминирующей региональной силой, и евреев, которых крестьяне считали как национальными, так и классовыми врагами», — сказала Фейт Хиллис, историк из Чикагского университета и автор книги «Дети Руси: Правобережная Украина и изобретение русской нации».

Сопротивление польскому господству исходило от казаков, группы исторически непрозрачного этнического происхождения. В 1654 году они объединились с Россией, чтобы создать территорию под своим контролем, названную Гетманщиной; это была ранняя форма того, что впоследствии стало Украиной, и она включала в себя современную столицу Украины Киев. Картографы того времени называли казачьи территории Украиной.

В своем выступлении Путин говорил о регионе, объединенном русской идентичностью и общей религией. Однако история казаков свидетельствует о том, что мировоззрение со временем менялось.

«Они считали себя отдельным от Московского государства», — сказал политолог Университета Рутгерса Александр Мотыль. (Московия была ядром того, что стало Российской империей.)

Чтобы противостоять полякам, казаки полагались на русских лидеров, таких как царь Петр Великий.

После 1654 г. казаки меньше беспокоились о поляках, но главной целью оставалась независимость. В 1708 году, когда шведская армия стремилась вытеснить русских с Украины, к шведам присоединился казачий вождь Иван Мазепа. Русские разгромили своих противников, с этого момента сковав независимое казачье государство.

Казацкое влияние в Украине живет сегодня в слове украинский парламент (рада) и площадь (майдан), которые имеют казачье происхождение, сказал Ричард Арнольд, политолог из Университета Маскингам и автор книги «Русский национализм и этническое насилие». : символическое насилие, линчевание, погром и резня».

Командир казачьей части на действительной службе в Харьковской области Украины на фото без даты наблюдает за продвижением своих войск. (Фото АП)

Украина стала регионом, разделенным конкурирующими империями. Западные провинции, первоначально находившиеся под властью Польши, позже находились под управлением Австро-Венгерской империи. К середине 19 века большая часть территории Украины находилась под властью России.

Это правило могло быть суровым, и чувство обиды начало воспитывать украинскую национальную идентичность. Украинский язык формировался веками. К 1800-м годам появилась стандартная форма.

У жителей Украины был «общий язык с востока на запад», — сказал канадский историк Сисин. «Они начинают думать обо всех украинских землях как об общем пространстве или стране со своими традициями».

Идея доминирующей русской идентичности начала уступать место более детализированной мозаике родственных людей.

«Украинские авторы стали высказывать мнение, что разные «русские» не только говорят на разных языках, но и принадлежат к разным этническим группам, — пишет гарвардский историк Сергей Плохий в книге «Линия фронта: очерки прошлого и настоящего Украины».

К середине 1800-х годов эти писатели начали издавать украинские буквари и расширять преподавание языка в школах.

Это зашло слишком далеко для русских надзирателей Украины. В 1876 году имперские чиновники приказали изъять украинские книги из школ. Они также заменили учителей и запретили украинский язык в спектаклях и развлечениях.

Распад царской империи и большевистская революция 1917 года оказались ключевым поворотным моментом для Украины.

Украина провозгласила независимость в 1918 году и сохраняла этот статус до 1921 года, сказал Мотыль.

Тем не менее, это был неспокойный период, правительство в Киеве переходило из рук в руки пять раз в 1919 одна. Большевики воспользовались беспорядками, сосредоточив свое внимание на подрыве украинского национального самосознания.

«Когда они захватили Киев в начале 1918 года, они нацелились на сайты, которые были частью украинской идентичности», — сказал Сысин. «Они обстреляли Украинский музей, созданный главой украинского государства Михаилом Грушевским. Людей, пойманных на улицах Киева говорящими по-украински, расстреливали».

Независимое правительство в Киеве провозгласило восточные провинции частью новой нации, но это породило собственную напряженность. Хотя в Донбассе преобладают украинцы, «многие этнические русские въехали туда», — сказал Сысин. Была попытка создать отдельную пророссийскую Донецко-Криворожскую советскую республику, что предвещало борьбу столетие спустя в восточных частях Украины.

Столкнувшись с давлением украинского партизанского сопротивления, Владимир Ленин и Иосиф Сталин договорились о создании украинского образования в составе Советского Союза в 1922 году. Украина имела некоторую юрисдикцию над своими внутренними делами, но внешняя политика, оборона и торговля находились в руках Москвы. .

Президент Украины Владимир Зеленский с супругой Еленой посещают памятник жертвам Голодомора во время церемонии поминовения, посвященной 88-й годовщине Великого голода 1932-1933 годов, в котором от голода погибли миллионы людей, в Киеве, Украина, суббота, 27 ноября. , 2021.

(Пресс-служба Президента Украины через AP)

После периода поддержки украинского языка и культуры в 1920-х годах советское государство при Сталине приобрело более централизованный и русский характер, что сопровождалось усилением репрессий. Чем дольше Украина была частью Советского Союза, тем больше росло ее антагонизм по отношению к России.

Украинцы разделяют чувство жертвы как Советского Союза, так и России, сказал Херрон. Ключевые события включают голод (или Голодомор) при Сталине, в результате которого погибло, возможно, 4 миллиона или более украинцев, а также 1986 ядерная катастрофа в Чернобыле (или, по-украински, Чернобыль), которая произошла примерно в 60 милях к северу от Киева.

«Голодомор — один из самых содержательных нарративов в современной Украине, и в Киеве есть памятники его жертвам», — сказал Арнольд, политолог Университета Маскингама.

Это не означает, что украинцы выражали только отвращение к России; для многих отношения были сложными.

«Украинцы сыграли решающую роль в истории России, от основания Российской империи (идеолог Петра Великого Феофан Прокопович был родом из Украины) до создания Советского Союза (из Украины приехали Лев Троцкий и Леонид Брежнев), — сказал Хиллис.

Финкель сказал, что советская идентичность имеет определенное значение для некоторых украинцев, сравнивая ее с тем, как американские евреи могут одновременно чувствовать себя евреями и американцами в разных контекстах.

Но Советского Союза больше нет — и в постсоветскую эпоху отношение украинцев к России только ухудшалось, особенно после оккупации ею Крыма в 2014 году и последующей аннексии.

Позитивные настроения украинцев по отношению к России превышали 90% в 2010 году, но упали примерно до 30% к 2014 году, когда Крым был захвачен, согласно данным опроса Киевского международного института социологии. К 2019 году эта цифра снова поднялась до 50., но упал ниже 40% в последнем опросе, проведенном в ноябре 2021 года.

«Ошибка Путина заключается в его настойчивом стремлении превратить сложную, запутанную историю двух стран в упрощенную моральную сказку, которая служит его собственным интересам», — сказал Хиллис.

Первоначально эта статья была опубликована изданием PolitiFact, которое является частью Института Пойнтера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *