Переспицовка колеса велосипеда: подробное руководство для велолюбителей
Даже при самой аккуратной эксплуатации в определенный момент возникнет необходимость переспицовки. Это происходит потому, что колеса теряют изначальную форму с течением времени или вследствие дорожного происшествия. Ездить на таком байке уже нельзя. В этой статье мы подробно рассмотрим, как правильно переспицевать колесо на велосипеде, почему может возникнуть такая необходимость, а также предоставим пошаговую инструкцию.
Причины деформации колеса
Выделяют следующие основные причины, по которым первоначальная форма колеса может измениться:
- Высокая нагрузка на основные узлы и, как следствие, на колеса. Например, если вы приобрели модель, которая не подходит под ваш рост и вес.
- Резкое торможение также увеличивает нагрузку на спицы.
- Если вы часто входите в крутые повороты, это тоже может сказаться на состоянии спиц.
- Причиной деформации могут стать неровности рельефа местности.
- Часто причиной проблем становится падение пилота или сильный удар.
- К деформации колеса приводят также разболтанные спицы.
Все эти сложности можно решить переспицовкой велосипеда. С этой проблемой можно обратиться в мастерскую, специалисты которой легко проведут все необходимые работы. Однако полезнее научиться делать это самостоятельно, так как необходимость в переспицовке может настигнуть вас в любой момент, в том числе – в пути.
Виды переспицовки колес
Переспицовка делится всего на два основных вида: радиальную и тангенциальную, однако можно встретить и такие названия как смешанная или «крученые спицы». Эти названия базируются на рисунке, который получается из спиц в результате. Отличительная особенность радиальной переспицовки – отсутствие пересечения между спицами.
Особенности радиальной спицовки
Обычно радиальная спицовка используется только для передних колес байка. Такое решение обосновано тем, что передние колеса в меньшей степени подвержены нагрузке, которая передается от тормоза или педалей. Тем не менее, переднее колесо получает внушительную долю вертикальной нагрузки. Именно поэтому количество спиц при таком виде достигает 32. При этом направление головки спицы не играет никакой роли, все зависит исключительно от вашего желания.
Особенности тангенциального спицевания
Этот вид считается наиболее надежным и подходящим для любого колеса. Тангенциальное спицевание позволяет выдержать практически все виды нагрузок, которые могут быть применены к колесам во время эксплуатации. Основная особенность этого вида спицовки заключается в том, что более широкий угол между фланцами и спицей делает колесо более прочным: так нагрузка распределяется равномернее.
Лучше всего такой вид спицевания подходит для задних колес. Наиболее популярным рисунком считается «три креста»: он проверен поколениями велосипедистов и хорошо себя зарекомендовал.
Как правильно переспицевать колесо велосипеда
Переспицовка велосипеда своими руками требует детального понимания каждого этапа такой работы. Рынок изобилует множеством деталей, однако такое изобилие не облегчает сам процесс, а лишь позволяет велолюбителю выбрать наиболее подходящие варианты. Если спицовка не получится с первого раза, расстраиваться не стоит: это тот опыт, который вам в любом случае необходимо наработать, поэтому имеет смысл сперва потренироваться.
Оптимальным решением будет произвести свою первую переспицовку под присмотром профессионала, который объяснит каждый этап и поможет, если что-то пойдет не так. Для работы необходимо заранее подготовить все необходимые инструменты, к которым относятся:
- Станок для колеса;
- Спицевой ключ;
- Тензометр — прибор, который определяет натяжение спиц.
Переспицовка колеса велосипеда: пошаговая инструкция
Всего у переспицовки три этапа:
- Выбор необходимой длины спицы.
- Установка спиц.
- Натяжение спиц.
Для того чтобы правильно рассчитать необходимую длину спицы, придется воспользоваться довольно сложной формулой. Велик риск вычислить длину неправильно. Для того чтобы избежать ошибок, рекомендуется пользоваться специальными калькуляторами: их можно найти на онлайн ресурсах. Чаще всего длина спиц рассчитывается для спицевания «три креста», однако в некоторых программах можно самостоятельно указать предпочитаемый тип спицовки. Покупать спицы можно только после того, как вы проведете все расчеты, чтобы не потратить деньги зря.
Как правильно переспицевать колесо на велосипеде своими руками:
- Сначала необходимо облегчить вращение нипелей. Сделать это можно путем смазывания резьбы у каждой спицы. Использовать для этого можно масло или специальную смазку.
- Затем необходимо разделить спицы на четыре одинаковых группы.
- Первая группа спиц заправляется во фланец по направлению от себя, а вторая – на себя. Начинать необходимо с той группы, что заправляется по направлению от себя.
- Проще всего проводить спицевание, расположив обод на коленях.
- Заправив первую группу, необходимо надеть нипель, закрепив первую спицу на ободе достаточно прочно. Вставлять необходимо в четвертое отверстие, отсчитав от первой спицы три пустых.
- Если вы все сделали правильно, между спицами на фланце останется одно пустое отверстие, а на ободе – три пустых отверстия.
- После этого обод можно перевернуть и продолжить спицовку.
- Необходимо взять спицу и пустить ее параллельно оси втулки по направлению к противоположному фланцу.
- Спица должна упираться исключительно между отверстиями, вставить ее необходимо в левое отверстие.
- Аналогичным образом требуется расположить все спицы второй группы.
- Необходимо снова повернуть к себе колесо правым фланцем: можно вводить следующую спицу.
- Спицу необходимо продеть через фланец с внутренней стороны.
- При установке важно следить за тем, чтобы спица пересеклась с тремя ранее установленными на том же фланце спицами.
- Чтобы эта спица могла пройти за перекрестной, необходимо ее немного согнуть.
- После трех крестов между спицами должно остаться одно отверстие.
- Все остальные спицы устанавливаются аналогичным образом.
Если спицу невозможно протянуть до нужного отверстия, а нипель не затягивается, где-то была допущена ошибка.
Следующий этап – натяжение спиц.
- Все нипели натягиваются на одинаковое число оборотов.
- Спицы должны оставаться свободными и с равным уровнем натяжения.
- Чтобы спицы были более ровными, перед тем как осуществлять натяжение можно немного подогнуть их вручную к фланцу.
- Спицы натягиваются медленно и без спешки, чтобы не допустить непоправимой ошибки.
- Если вы выявили дефекты формы, устранять их необходимо так же медленно и по отдельности.
- Чтобы убрать так называемое «яйцо», один из типов искривления, необходимо определить верхнюю точку на ободе. Если вершина совпадает с любой спицей, ее подтягивают на оборот, а соседние – на пол-оборота. Если вершина располагается между спиц, на пол-оборота подтягиваются все спицы.
- Если вы обнаружили искривление «зонт», необходимо подтянуть на пол-оборота все спицы, которые выглядят проблемными.
Заключение
Процесс переспицовки колеса нельзя назвать простым. Конечно, с этой задачей проще всего обратиться к механику: этот специалист точно сделает все с оптимальной скоростью и качественно. Однако сложность в том, что необходимость в переспицовке может настигнуть вас буквально в любой момент. Оказавшись на трассе без механика и необходимых инструментов, вы не сможете устранить проблему, и придется возвращаться пешком. И это далеко не единственный случай, когда может потребоваться быстрое самостоятельное вмешательство. Поэтому научиться переспицовке должен каждый велосипедист вне зависимости от уровня подготовки. Лучше попробовать несколько раз и научиться делать это в совершенстве, чем в нужный момент выяснить, что у вас так и не дошли руки до тренировок.
Основные советы новичкам, которые планируют обучиться переспицовке:
- Все детали и инструменты необходимо подбирать тщательно. В первый раз можно посоветоваться со специалистом, который учтет как ваш уровень подготовки, так и технические характеристики велосипеда, а также ваши финансовые ожидания.
- Все расчеты по длине спиц необходимо произвести заранее, а также перепроверить их, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.
- Необходимо подготовить инструкцию, которой вы будете следовать, и обеспечить полное соответствие, не внося в нее никаких корректив.
- Если вы допустили ошибку, проще всего будет начать заново. Исправление ошибки – выбор уже более обученных специалистов, если вы только начинаете тренировки по спицеванию, лучше не усугублять ситуацию, а начать сначала.
- Спицы натягиваются поочередно, а не все сразу.
- Если вы обнаружили отклонения при натяжении, убирать их необходимо поочередно.
- Перетягивать спицы нельзя: это может повредить нипели и обод. Многие ошибочно полагают, что сильное натяжение спиц сделает их более прочными, а колеса – более устойчивыми к нагрузкам, однако на деле все с точностью до наоборот.
- Если вы обнаружили перетянутые спицы, ослабить необходимо не только их, но и соседние с ними.
- Легко сломаются во время эксплуатации не только перетянутые, но и слишком ослабленные спицы, поэтому необходимо убедиться в том, что натяжение выбрано оптимально.
- После того как вы подтянули спицы, необходимо проверить настройку.
- Проверять натяжение можно спустя уже пару месяцев после проведенной переспицовки.
Следуя всем советам и рекомендациям, вы научитесь проводить переспицовку своими руками и станете более подготовленным к различным неприятностям пилотом. А это значит, что езда на велосипеде будет приносить вам только положительные эмоции.
Переспицовка колеса велосипеда
Содержание
- Причины, вызывающие деформацию колеса
- Основные виды переспицовки колес
- Особенности радиальной спицовки
- Особенности тангенциального спицевания
- Как правильно переспицевать колесо велосипеда
- Переспицовка колеса велосипеда своими руками пошаговая инструкция
- Этап натяжения спиц
- Блиц-советы
Пожалуй, все поклонники велосипедной езды рано или поздно сталкиваются с потребностью переспицовки колес. Это обусловливается тем, что колесо может потерять свою первоначальную форму и в последствие сделает дальнейшую эксплуатацию велосипеда невозможной.
Причины, вызывающие деформацию колеса
Причин, вследствие которых изрядно искривляется колесо, может быть несколько:
- Это, конечно же, вес велосипедиста, который изо дня в день создает нагрузку на колеса. Так как вес человека может быть разным, то и нагрузка соответственно тоже разная.
- Резкое торможение велосипеда может создать дополнительную нагрузку для спиц колеса.
- Крутые повороты на пути велосипедиста также могут стать причиной деформации.
- Неровный рельеф, по которому едет велосипед нередко приводит к проблемам с колесами.
- Сильный удар или падение, скорее всего, приведут к так называемой восьмерке.
- И, в конце концов, просто разболтанные спицы приведут ни к чему иному, как деформации колеса.
Эти проблемы не так уж страшны и могут быть решены с помощью переспицовки колес. Лучше всего, если пользователь знает сборку велосипеда и сможет справиться с этим самостоятельно, ведь никто не знает, где проблема может настигнуть. Ну и, конечно же, в любом сервисном центре опытные специалисты окажут услугу по любому виду переспицовки.
Основные виды переспицовки колес
Существует два основных вида спицовки:
- Радиальная.
- Тангенциальная.
Есть еще несколько названий, которые являются уточнением рисунка, получаемого в итоге из спиц колеса:
- Смешанная.
- Крученые спицы.
Основным отличием радиальной спицовки от крестовой или тангенциальной является то, что при радиальном методе спицы не пересекаются между собой.
Особенности радиальной спицовки
Опытные специалисты такой вид спицовки используют в основном для передних колес. Объясняется это тем, что они менее подвержены нагрузки со стороны педалей и тормоза. Но, несмотря на это, колесо получает колоссальную нагрузку, которая направлена вертикально. Именно поэтому при радиальной спицовке, используется большое количество спиц. Механики рекомендуют оптимальное количество спиц 32.
Такая спицовка не очень надежна и поэтому из плюсов такого вида можно назвать только внешний вид колеса, благодаря которому и получила название «солнце».
Стоит отметить, что при таком способе спицевания не играет большой роли куда обращена головка спицы. По желанию велосипедиста она может быть направлена внутрь флянцев втулки, так и наружу.
Особенности тангенциального спицевания
Это спицевние позволяет прекрасно выдерживать все нагрузки, возникающие во время езды. При этом есть один нюанс: чем угол, образованный между фланцами и спицей шире, тем колесо прочнее. Это объясняется тем, что при таком расположении нагрузка распределяется равномерно, не нанося при этом особого вреда велосипеду.
Тангенциальное спицевание идеально подойдет для задних колес, в том числе и дисковых. Они всегда обеспечены нагрузкой от использования педалей и тормозов. Самым популярным и прочным рисунком является «три креста». Этот рисунок доказал свою прочность и надежность временем и испытаниями.
При смешанном спицевании центральная спица по отношению к ободу находится как в спицовке «солнце», а боковые спицы скрещиваются.
Как правильно переспицевать колесо велосипеда
Для того чтобы правильно выполнить спицевание колеса нужно в первую очередь знать все этапы такой работы. Благодаря широкому выбору деталей в магазинах и на рынках велосипедисты сами могут решить, что именно покупать. Но нужно понимать, что это довольно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому не стоит расстраиваться, если не все буде получаться сразу. Такой навык приходит с опытом.
Лучше всего чтобы в первый раз поможет опытный механик, который доходчиво объяснит и покажет все этапы переспицовки.
Важно заранее подготовить нужные инструменты. Для такой работы могут понадобиться станок для правки колеса, специальный спицевой ключ, прибор для измерения натяжения спиц.
Переспицовка колеса велосипеда своими руками пошаговая инструкция
Весь процесс переспицевания в принципе можно разделить на три этапа:
- Определение подходящей длины спицы.
- Установка.
- Регулировка натяжения.
Правильный расчет длины спицы вычисляется специальной очень сложной формулой. Но в сети «Интернет» сейчас появились специальные программы, которые быстро вычислят длину, подходящую именно для данного велосипеда. Огромной популярностью пользуется калькулятор от Lexapskov. Пользователи утверждают, что эта программа очень легка в использовании и при этом довольно точна в расчетах.
Там же указывается и тип спицовки, но в основном это спицевание в три креста. Этот способ, пожалуй, самый популярный. И только после того, как все расчеты будут завершены, можно смело идти в магазин и покупать нужные спицы.
Установка довольно долгий и трудоемкий процесс:
- Резьбу каждой спицы рекомендовано смазать маслом или смазкой. Это делается для легкого вращения нипелей.
- Следующим шагом будет распределение спиц на четыре равных группы.
- Одну группу спиц нужно заправить во фланец от себя, а другую на себя. При этом специалисты советуют начинать с той, которая направлена от себя.
- Обод нужно держать на коленях, что упрощает процесс спицевания.
- После заправки первой группы, нужно надеть нипель, при этом хорошо закрепив первую спицу на ободе.
- И, отсчитывая, от первой спицы три отверстия, а вставлять на четвертое.
- Если все выполнено верно, то между спицами на фланце будет одно пустое отверстие, а на ободе – три отверстия.
- Далее, обод переворачивают и продолжают работу.
- Следует взять спицу и пустить ее так, чтобы она была параллельна оси втулки к противоположному фланцу.
- Обязательно следить за тем, чтобы спица упиралась строго между отверстиями, после чего ее вставляют в левое из них.
- Таким образом, располагаются все спицы, определенные во вторую группу.
- Далее, снова разворачивают колесо правым фланцем к себе и начинают вводить следующую спицу.
- Спицу продевают через отверстие во фланце, неважно какое именно, но уже с внутренней части.
- При этом спица должна пересечься с тремя спицами, установленными ранее на этом же фланце.
- Далее, придется немного согнуть спицу так, чтобы она смогла пройти за перекрестной спицей.
- Очень важно чтобы между спицами после трех крестов оставалось одно отверстие, которое уже занято.
- Все остальные спицы устанавливаются так же.
- На этом этапе легко обнаружить ошибку: если спица не дотягивается до нужного отверстия и нипель не может накрутиться.
Этап натяжения спиц
- Для этого все нипеля рекомендуется натянуть на равное число оборотов.
- При этом спицы находятся абсолютно свободны, но степень их натяжения равна.
- Перед натяжкой можно спицы немного подогнуть руками к самому фланцу, чтобы они были ровнее.
- Натягивать спицы нужно равномерно и не спеша.
- При появлении дефектов формы нужно медленно убирать их по отдельности.
- Для того чтобы убрать яйцо нужно сначала понять где именно находится верхняя точка на ободе. Если вершина совпадает с одной из спиц, то эту спицу следует подтянуть на целый оборот, а соседние – на пол-оборота каждую. А если же вершина попала между спиц, то следует подтянуть их на пол-оборота и все.
- При появлении так называемого зонта, рекомендуется подтяжка на пол-оборота всех спиц с проблемной стороны.
Блиц-советы
- Тщательно подбирать детали и инструменты, необходимые для переспицовки колеса.
- Провести все расчеты по длине спиц и перепроверить их для верности.
- Строго следовать инструкции по переспицванию.
- При обнаружении ошибки лучше начать заново.
- Натягивать спицы нужно поочередно.
- Отклонения при натяжении стоит убирать по очереди во всех плоскостях.
- Ни в коем случае не перетягивать спицы. Дело в том, что так могут повредиться и нипеля и обод.
- При обнаружении перетянутых спиц стоит ослабить не только их, но и соседние.
- При этом спицы не должны быть и слишком свободными. Такие спицы легко сломаются во время езды.
- После подтяжки спиц всегда нужно проверять настройку.
- Через пару месяцев после переспицовки колеса нужно проверить натяжение.
Если правильно соблюдать все советы и рекомендации специалистов, то переспицовка спиц в колесе велосипеда не станет проблемой, которую не преодолеть. Пусть езда на велосипеде всегда приносит только положительные эмоции.
Как сделать колесо со спицами – Руководство для начинающих по изготовлению колес
Связать колесо со спицами не так уж и сложно. Хотя с некоторой практикой становится легче.Итак, как спицевать колесо? Для опытного колесного мастера это должно быть обычной процедурой, но почти фундаментальным навыком, но для новичка это может быть как минимум умеренной проблемой. Это будет пошаговая инструкция, как зашнуровать колесо.
Помню, когда я шнуровал свое первое колесо, у него погнулся обод и его нужно было заменить.
И поскольку мои предыдущие статьи в основном ориентированы на регулировку или натяжение колеса, я подумал, что было бы неплохо иметь подробное пошаговое руководство или учебник о том, как зашнуровать колесо.
В этой статье предполагается, что у вас есть все компоненты для сборки. Если вы не знаете, как измерить ступицу и обод, прочитайте мою статью о снятии мерок для колесостроения, а затем введите все эти измерения в калькулятор спиц, чтобы получить правильную длину спиц.
Но давайте сначала проясним некоторые термины, используемые в этой статье, чтобы вы могли легко следовать этому руководству позже.
Группы спиц
Главное быть организованным! Для традиционных колес мы можем разделить спицы на четыре группы: половина из них идет к правому фланцу ступицы, то есть они являются спицами ведущей стороны, а другая половина — к левому фланцу ступицы, также называемому неприводными спицами.
Оттуда половина спиц (одна четверть от общего числа) обычно будут направлены внутрь, а остальные — наружу.Вы будете устанавливать спицы только одной группы за раз, и таким образом шнуровка колеса будет состоять из 4-этапной процедуры. Когда одна группа спиц вставлена, поверните колесо и продолжите с группой, предназначенной для противоположного фланца ступицы.
Примечание: при работе с экзотическими схемами шнуровки (например, 2:1) или нечетным количеством спиц вам придется соответствующим образом скорректировать эту логику, но основные принципы и передовой опыт остаются прежними.
Головки наружу, головки на спицы
Спицы, которые вы вставляете во фланец ступицы колеса так, чтобы они указывали на центр ступицы, будут головками вне спиц, поскольку их головки находятся на внешней части фланца ступицы, а корпус спицы опирается на внутреннюю часть фланца.
Пример спицы головкой наружу. Спица вставляется через отверстие, направленное к центру, а затем скручивается, чтобы опираться на внутреннюю часть фланца втулки.И наоборот, спицы, которые вы пройдете через фланец ступицы колеса и будут указывать на контргайки, будут направлены внутрь, так как их головки будут сидеть на внутренней части фланца ступицы, а их тело опирается на внешнюю часть фланец.
Пример спицы «в лоб». Спица вставляется через отверстие, направленное к контргайке, а затем закручивается, чтобы опираться на внешнюю сторону фланца втулки.Большинство фланцев ступиц колес имеют отверстия, просверленные конически (под углом), чтобы обеспечить лучшее место для головки спицы и обеспечить максимальную точку контакта между спицей и фланцем. Будьте осторожны, если такие угловые отверстия чередуются, так как они указывают, куда должны быть направлены спицы.
Но всегда ли вы вставляете спицы во фланец попеременно, когда половина из них входит головками, а другая половина выходит наружу? Нет, не обязательно. Однако для схемы пересечения это фактически необходимо, чтобы даже первое пересечение спиц происходило на фланце втулки. С другой стороны, радиальный рисунок спиц (показан в приложении) обычно делается со всеми головками спиц наружу. В основном из-за эстетики.
Задняя и ведущая спицы
На каждом фланце половина спиц — «замыкающие», а половина — «ведущие» спицы. Если представить типичное движение колеса и направление поворота, ведущие спицы будут теми, которые «толкают» колесо вперед, когда вы поворачиваете педали.
Ведущие спицы, с другой стороны, как следует из названия, следуют за ведущими спицами и фактически «тянут» колесо вперед, после чего вы увеличиваете усилие на ступице.
В стандартных схемах перекрестной шнуровки половина спиц является задней, а другая половина — ведущей.Натяжение, игнорируя тот факт, что колесо находится под нагрузкой, ведущие спицы должны сжиматься при повороте колеса, когда мощность добавляется к ступице, в то время как задние спицы растягиваются и вносят больший вклад при более высоком крутящем моменте. Вы можете прочитать больше о натяжении спиц в целом и о том, как оно динамически изменяется в каждой фазе поворота колеса, в другой моей статье: Натяжение спиц — Полное руководство по натяжению спиц.
По мнению некоторых идейных вдохновителей в этой области, взять, к примеру, статью Шелдона Брауна о колесостроении, чтобы колесо было прочным и прочным, все задние спицы должны быть вывернуты головками наружу, а ведущие спицы — головками внутрь. Такая практика должна гарантировать увеличение жесткость и долговечность колеса.ПРИСОЕДИНЕНИЕ КОЛЕСА
Шнуровка — это процедура подгонки спиц при сборке велосипедного колеса, когда они проходят через отверстия ступицы колеса, а затем надеваются на ниппели в ободе. Шнуровку в основном делают сидя, держа обод за край на коленях. Затем сборщик колес медленно вращает колесо и поворачивает его, устанавливая спицы.
Подставка для сборки колес позволяет связать колесо, когда обе руки свободны.Конечно, есть несколько очень специфических инструментов, которые облегчат вашу работу. Прочтите мою другую статью о том, как сделать подставку для сборки колес — инструмент, который позволит вам крутить колесо без помощи рук.
Узоры шнуровки со спицами
На приведенном ниже рисунке показаны 4 наиболее часто используемых схемы шнуровки, и знание их преимуществ или недостатков поможет вам выбрать правильный вариант для работы. Образцы шнуровки спиц названы в зависимости от того, сколько раз спица «пересекает» другие спицы от того же фланца на пути от втулки к ободу. Например, в узоре с 3-х перекрестной шнуровкой спица проходит дважды, а затем один раз.
Справа налево, радиальное плетение, 1 крест, 2 креста и 3 креста.В радиальной схеме шнуровки спицы идут прямо от втулки к отверстию в ободе. Разобраться несложно, шнуровка делается гораздо быстрее, а колеса с таким рисунком смотрятся круто. Радиальные спицы также обеспечивают аэродинамические преимущества и снижение веса, поскольку спицы немного короче. Однако будьте осторожны, так как радиальную стяжку следует использовать только на передних колесах без дисковых тормозов из-за ее ограничений. Главное в том, что он не позволяет полностью передавать мощность торможения и движущую силу от ступицы к ободу и в то же время создает более высокое внешнее напряжение на фланце ступицы.
С другой стороны, схемы шнуровки с одним, двумя и тремя крестами являются полутангенциальными, так как спицы идут не от втулки прямо к ободу, а скорее по касательной. Таким образом, эти схемы шнуровки немного меньше нагружают ступицу наружу и обеспечивают лучшую передачу мощности торможения или крутящего момента между ступицей и ободом, а также общую устойчивость к неправильному обращению. Таким образом, поперечное число является хорошим индикатором прочности колеса. Подробнее о схемах шнуровки можно прочитать в статье Purecycles.
Ключ-спица
Крайне важно знать, с чего начать шнуровку колеса. Первая спица, вставленная во фланец втулки, обычно называется ключевой. Его положение имеет значение, так как оно определяет положение всех остальных спиц по отношению к отверстию клапана.
А как узнать где вообще начать шнуровать колесо? Зная все, что было написано, и хорошие практики ниже, вы сможете быстро во всем разобраться.
Надлежащая практика шнуровки колеса
Прежде чем мы начнем с этого руководства, вы должны прочитать о некоторых хороших практиках использования спиц на колесе:
- Начните спицевать колесо со спиц на ведущей стороне, сплетая по одной группе спиц за раз, затем чередуя с неприводной стороной и возвращаясь обратно.
- Всегда проверяйте, просверлен ли обод под углом. В частности, в карбоновых дорожных ободах с глубоким сечением отверстия просверлены под таким углом, чтобы ниппель был правильно установлен и указывал на фланец. То же самое касается отверстий фланца ступицы.
- Спицы не должны пересекать секцию клапана. Когда колесо правильно зашнуровано, вентиль должен быть легко доступен для накачки шины.
- Всегда старайтесь сначала установить две группы спиц, которые будут выступать наружу. В другом случае вставка спиц через фланец ступицы с внутренней стороны очень затрудняет шнуровку колеса.
- После того, как колесо прикручено, отрегулируйте все ниппели так, чтобы каждый из них навинчивался на спицу на одинаковое расстояние. Это облегчит последующую настройку колеса.
Прежде чем мы начнем
Итак, давайте перейдем к самому пошаговому руководству. Продолжайте читать, если вы хотите узнать, как спицевать колесо.
В этой статье я продемонстрирую спицевание колеса с 24 классическими спицами J-образного изгиба, используя 2 схемы перекрестной шнуровки на ведущей и неприводной сторонах. Этот пример представляет собой обычный процесс шнуровки обода дорожного тормоза. Кроме того, изображение свободной втулки задней ступицы четко покажет, в каком направлении вращается колесо.
Что касается различных перекрестных номеров, инструкции основаны на обычном шаблоне с двумя крестами, но логика процесса остается неизменной.
КАК СДЕЛАТЬ КОЛЕСО — 1-й способ
В первом случае я показываю свой типичный способ спицования колеса. Ключевая спица будет ведущей спицей, расположенной в первом отверстии против часовой стрелки от клапана. Вы увидите, что это более интуитивная процедура, чем та, когда вы начинаете с замыкающей спицы. Перейдите ко второму способу установки спиц на колесо, если вы хотите, чтобы ведущие спицы были вставлены головками, как утверждается в статье Шелдона Брауна.
Шаг 1: Установка ключевой спицы
Следуя логике размещения спиц в 4 группы, мы начнем со стороны привода ступицы и вставим шпоночную спицу в первое отверстие против часовой стрелки (слева) от отверстия клапана. Почему там? Оказывается, у большинства колес с глубоким профилем первое отверстие для спицы против часовой стрелки от клапана просверлено так, чтобы ниппель был направлен вверх.
Поскольку мы строим колесо с 24 отверстиями, а оба фланца несут по 12 спиц, мы начнем с 6 спиц и вставим их через фланец ступицы по направлению к центру ступицы, то есть они будут головками наружу.
Обратите внимание, что вы вставляете спицы в каждое второе отверстие во фланце втулки, но в каждое четвертое отверстие в ободе.
Совет: Не навинчивайте ниппель на спицу на всю его длину. Я обычно продеваю его ровно до того момента, пока нитка на спице просто не исчезнет. Эта практика служит мне ориентиром: все спицы с одной стороны почти одинаково затянуты.
Начиная с ключевой спицы и вставляя в общей сложности одну четверть всех спиц, все головки наружу.Шаг 2. Продолжайте с неприводной стороны
Теперь вы повернете колесо и продолжите шнуровку колеса с неприводной стороны, снова с 6 спицами, все головки наружу. Глядя на ступицу сбоку, отверстия на фланцах не совмещены. Вернее, они перекрываются наполовину.
Теперь необходимо слегка повернуть ступицу вправо, в сторону от отверстия клапана, и вставить первую спицу неприводной стороны в отверстие фланца ступицы сразу за спицей на стороне привода. Как и первая группа спиц, она также будет ведущей.
Поверните колесо, а затем поверните ступицу так, чтобы ключевая спица не пересекала отверстие клапана.Шаг 3: Перекрещивание спиц
А теперь самое интересное — скрещивание спиц!
После того, как вы закончите с первыми двумя группами спиц, ведущей и неприводной стороной, обе головки наружу, вы можете снова повернуть колесо в сторону ведущего (обратите внимание на положение отверстия клапана) и начать вставлять следующий ряд спиц. С этого момента все спицы будут устанавливаться с внутренней стороны ступицы, указывая на контргайки, то есть они будут входить головками. И поскольку мы уже установили ведущие спицы, с обеих сторон колеса остаются только задние спицы.
Спицы, которые мы вставляем сейчас, будут пересекать те же боковые спицы, которые были вставлены на первом шаге. В нашем примере, поскольку мы устанавливаем задние спицы (обозначены цифрой 3), они должны проходить через крайнюю точку пересечения внутренней части ведущих спиц, установленных на шаге 1. Вам придется согнуть эту ведущую спицу, чтобы получить ее. вокруг последней задней спицы с правильной стороны.
Примечание. Пересечение всегда выполняется в самой внешней точке пересечения, где две спицы от одного фланца «сшиваются». Внешняя спица войдет внутрь, а внутренняя спица пересечет ее с внешней стороны. С любым номером креста «зашнуровано» только самое внешнее пересечение, поэтому спицы идут друг за другом.
Добавляем первый ряд головок, вбиваем боковые спицы. На этом этапе спицы начинают пересекаться друг с другом.Остался всего один шаг до завершения установки спиц. Не хватает только 6 головок, неприводных, спиц. Пересечение выполняется так же, как и в шаге 3.
Что касается окончательной проверки, поскольку мы собираем колесо с обычной 2-х перекрестной спицовкой, каждая вторая спица должна идти к противоположному фланцу ступицы, в то время как каждый фланец должен иметь попеременно входящие и выходящие спицы.
Поздравляем, теперь у вас есть колесо со шнуровкой, готовое к регулировке и натяжению.
Обратите внимание, что две спицы вокруг отверстия клапана полностью параллельны и никоим образом не мешают клапану. Зазора достаточно для накачки шины. После того, как колесо зашнуровано, отрегулируйте все ниппели так, чтобы каждый из них навинчивался на спицу одинаково далеко. Это облегчит последующую настройку колеса.
Примечание. Как упоминалось ранее, следуя этому методу, вы получите задние спицы с головками внутрь, а ведущие спицы — наружу.
На четвертом шаге дорабатываем колесо с неприводной стороны.КАК СДЕЛАТЬ КОЛЕСО — 2-й способ
Следуя теории о ведомых и ведущих спицах, теперь мы можем еще больше усовершенствовать мой типичный способ изготовления колеса, которое должно быть еще более прочным. В этом другом способе спицования колеса ведущие спицы должны быть снаружи фланца, что означает, что они имеют головки внутрь, а задние спицы, наоборот, имеют головки наружу.
Шаг 1: Установка ключевой спицы
Следуя этому методу, наша ключевая спица будет располагаться не рядом с отверстием клапана, а во втором отверстии по часовой стрелке, что делает этот метод немного менее интуитивным для новичка. Опять же, первое отверстие по часовой стрелке от клапана просверлено для того, чтобы ниппель сел и был направлен в сторону непривода — это наше ограничение, которое не позволяет нам начать с этого.
Ключевая спица, которая будет задней спицей, располагается во втором отверстии по часовой стрелке от отверстия клапана.Шаг 2. Продолжайте с неприводной стороны
Повернув колесо, мы поворачиваем ступицу против часовой стрелки и вставляем нашу первую спицу с неприводной стороны в отверстие за нашей ключевой спицей и прямо рядом с отверстием клапана. Обратите внимание, как мы снова скручиваем наши спицы от отверстия клапана. Позже это создаст зазор между двумя параллельными спицами, которые окружают клапан для накачки шины.
Опять же, первые две группы спиц будут выведены наружу, так как их легче установить в начале шнуровки колеса.
Продолжайте с неприводной стороны и поместите другой ряд задних спиц.Шаг 3: Ведущие спицы со стороны привода
На этом шаге, как следует из заголовка, мы вставляем нашу первую группу ведущих спиц (головки внутрь), сначала со стороны привода. Обратите внимание, что один из них находится сразу за отверстием для клапана, но, поскольку это головка в спице, было бы нецелесообразно начинать с него, поскольку в первую очередь ключ спицы.
Скрещивание снова выполняется так же, как и раньше. У крайнего креста две спицы вплетаются одна под другую.
Повторите процесс шнуровки колеса и пересечения спиц в первый раз.Шаг 4. Завершение сборки
Так же, как и раньше, у нас остается только одна группа спиц, неприводная, головка, а также ведущие спицы (см. направление вращения колеса) одновременно. Этот метод, как я уже говорил, учитывает, что ведущие спицы должны быть внешними, а задние спицы должны оставаться внутри фланца втулки.
Завершение сборки. Теперь у нас есть задние спицы со всеми концами, как предполагает теория.Приложение: радиальные спицы
Теперь, когда вы освоили перекрестную шнуровку, вам будет легко вязать радиальные спицы. В радиальном спицевании спицы проходят прямо от ступицы к ободу, поэтому у нас нет задних или ведущих спиц. Таким образом, наши первоначальные четыре группы спиц сокращаются до двухэтапного процесса.
Начните вставлять спицами все отверстия на одном фланце втулки. Проверив, куда направлены ваши угловые отверстия обода, мы начнем рядом с отверстием клапана против часовой стрелки.
Примечание. Обычно в радиальных спицах все спицы выведены наружу, что делает колесо более аэродинамичным, а также добавляет эстетики.
При радиальном спицевании все спицы идут кратчайшим путем (прямо) к ободу.Когда вы поворачиваете колесо, вы можете повторить процесс с оставшейся группой спиц. Так как мы не имеем дело с перекрестной шнуровкой, вам не придется сгибать спицы, чтобы установить их на место, и это ускорит шнуровку колеса.
Второй шаг является точной копией первого шага. Вставьте оставшиеся спицы с неприводной стороны головками наружу и провяжите по ободу.Заключительные мысли
Надеюсь, прочитав эту статью, вы поняли, что шнуровка колеса на самом деле не темное искусство. Это довольно рутинный процесс для большинства опытных колесных мастеров. Как только вы поймете логику и учтете все условия, вы получите более четкое и широкое представление о своей сборке. Понимание схемы шнуровки также поможет вам лучше адаптировать колесные пары к потребностям вашего клиента. И помните, с практикой вы станете лучше и будете делать вещи интуитивно.
Наслаждайтесь сборкой колес!
Об авторе
Аляж Трента
Автор и основатель«Как энтузиаст велоспорта, велосипедный механик и веб-дизайнер-самоучка, я совмещал несколько своих увлечений и навыков для создания SpokeCalc, и мне было очень весело».
Мастерская: Как зашнуровать колесо
Изготовление колес считается чем-то вроде темного искусства, поэтому мы разобьем его на две части: шнуровка, затем натяжение и регулировка. Следуйте нашему пошаговому руководству, и вы быстро соберете свою…
- Время: 30–60 минут
- Стоимость: диски, ступицы, спицы
Инструменты, которые вам понадобятся
- Ключ со спицами
- Средняя плоская отвертка
Инструменты: инструменты Bikeradar
1] Примите меры
Ваша первая задача — подготовить спицы нужной длины. Ваша первая задача — подготовить спицы нужной длины. Бикрадар
Ваша первая задача — подготовить спицы нужной длины. Измерить дома невозможно, поэтому лучше всего зайти в местный магазин со своими ободами и ступицами, чтобы попросить их измерить их для вас. Кроме того, вы можете зайти на сайт www.dtswiss.com и использовать калькулятор спиц для расчета. Разделите спицы на четыре четко обозначенных контейнера — передняя сторона диска, передняя сторона без диска, задняя сторона диска и задняя сторона привода.
2] Соберите заднее колесо
Удерживая заднюю ступицу так, чтобы она висела вертикально, опустите спицу со стороны диска вниз во фланец со стороны диска.: удерживая заднюю ступицу так, чтобы она висела вертикально, опустите спицу со стороны диска вниз во фланец со стороны диска. Бикрадар
Удерживая заднюю ступицу вертикально, опустите спицу со стороны диска вниз во фланец со стороны диска. Теперь посмотрите на первое отверстие на фланце со стороны привода, которое находится против часовой стрелки от того места, где находится другая спица, опуская в него спицу со стороны привода вниз. Возьмите задний обод и поместите его рядом — он понадобится вам для следующего шага.
3] Разделите спицы
Разъедините спицы и вставьте спицу со стороны диска в проушину на ободе рядом с отверстием клапана (против часовой стрелки). : разъедините спицы и вставьте спицу со стороны диска в проушину на ободе рядом с клапаном отверстие (против часовой стрелки). Бикрадар
Удерживая ступицу стороной с диском вверх и ободом в горизонтальном положении, разъедините спицы и вставьте спицу со стороны диска в проушину на ободе рядом с отверстием клапана (против часовой стрелки). Теперь поместите другую спицу в ушко прямо против часовой стрелки (направляясь от отверстия клапана) к первой. Закрутите ниппели на пару оборотов, чтобы удержать все на месте.
4] Нарезание резьбы по номерам
Когда ступица стороной с диском вверх, отсчитайте семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны диска.: когда ступица стороной с диском вверх, отсчитайте семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны диска. Бикрадар
Повернув ступицу диском вверх, отсчитайте семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны диска и вставьте новую спицу вверх через это седьмое отверстие. Вставьте спицу в обод на два отверстия по часовой стрелке от отверстия клапана. Накрутите ниппель на пару ниток, как и раньше.
5] Игра, зачет и матч
Удерживая ступицу диском вверх, отсчитайте еще семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны привода.: держа ступицу стороной с диском вверх, отсчитайте еще семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны привода. Бикрадар
Удерживая ступицу стороной диска вверх, отсчитайте еще семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны привода (она должна быть немного смещена от спицы со стороны диска, которую вы вставили в шаге 4). Вставьте спицу через это седьмое отверстие, а затем поместите спицу в открытое ушко на ободе рядом с отверстием клапана. На пару ниток накрутить ниппель.
6] Горячие скрещенные спицы
Проденьте еще одну спицу вниз через отверстие на два шага по часовой стрелке от того, что уже находится внизу во втулке.: Проденьте еще одну спицу вниз через отверстие на два шага по часовой стрелке от того, который уже находится внизу во втулке. Бикрадар
Не снимая втулку со стороны диска вверх, проденьте еще одну спицу вниз через отверстие на два шага по часовой стрелке от той, которая уже находится внизу во втулке (см. шаг 2). Вставьте спицу в обод через четыре отверстия по часовой стрелке от отверстия клапана, надев ее на спицу, которую она пересекает. Наверните ниппель и повторите это (кроме пересечения спиц) вокруг колеса. Каждая спица должна входить в четвертое ушко по часовой стрелке от предыдущего.
7] Отделка стороны
Завершите эту сторону колеса, вставив спицу вверх через фланец на два отверстия против часовой стрелки из того, что уже вверху.: завершите эту сторону колеса, вставив спицу вверх через фланец на два отверстия против часовой стрелки из того, что уже вверху. . Бикрадар
Завершите эту сторону колеса, вставив спицу вверх через фланец на два отверстия против часовой стрелки от того, которое уже было вверху (см. шаг 4) во втулке. Вставьте спицу в обод через три ушка против часовой стрелки от отверстия клапана, продев над первыми двумя спицами и под третьей. Прикрутите ниппель, а затем продублируйте его вокруг колеса, чтобы каждая спица входила в четвертое ушко против часовой стрелки от предыдущей.
8] Соберите сторону привода
При сборке приводной стороны может потребоваться отогнуть уже закрепленные спицы в сторону.: при сборке приводной стороны может потребоваться отогнуть уже закрепленные спицы. Бикрадар
Повернув дисковую сторону вниз, повторите шаги 6 и 7. При сборке приводной стороны вам может понадобиться согнуть уже закрепленные спицы или подкрутить те, которые вы вставляете, чтобы новые спицы успешно прошли через них. Когда вы закончите, отложите заднее колесо в сторону, не затягивая ниппели.
9] Переднее колесо
Возьмите переднюю ступицу колеса и, удерживая ее вертикально, опустите спицу со стороны диска вниз во фланец ступицы со стороны диска. : возьмите переднюю ступицу колеса и, удерживая ее вертикально, опустите спицу со стороны диска вниз во фланец ступицы со стороны диска. Бикрадар
Возьмите ступицу переднего колеса и, удерживая ее вертикально, опустите спицу со стороны диска вниз во фланец ступицы со стороны диска. Наведите взгляд на первое отверстие против часовой стрелки во фланце с другой стороны от того места, где упала первая спица, затем вставьте спицу со стороны, не являющейся диском, вверх через него. Поместите обод рядом, он понадобится вам для следующего шага.
10] Получить шнуровку
Отделите спицы и вставьте спицу со стороны диска в проушину рядом с отверстием клапана против часовой стрелки.: отделите спицы и вставьте спицу со стороны диска в проушину рядом и против часовой стрелки от , клапанное отверстие. Бикрадар
Удерживая ступицу диском вверх и ободом горизонтально, разъедините спицы и вставьте одну со стороны диска в проушину рядом с отверстием клапана против часовой стрелки. Затем поместите спицу со стороны, не являющейся диском, в отверстие прямо против часовой стрелки. Закрутите ниппели на пару витков.
11] Счастливая семерка
Отсчитайте семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны диска, затем вставьте спицу вверх через это седьмое отверстие.: отсчитайте семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны диска, затем вставьте спицу вверх через это седьмое отверстие. Бикрадар
Повернув ступицу диском вверх, отсчитайте семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны диска, затем вставьте спицу вверх через это седьмое отверстие. Вставьте спицу в обод во второе ушко по часовой стрелке от отверстия клапана. На пару ниток накрутить ниппель.
12] Считать по часовой стрелке
Отсчитайте еще семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце на стороне без диска, а затем вставьте спицу вниз через это седьмое отверстие.: отсчитайте еще семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце на стороне без диска, а затем вставьте спицу вниз через это седьмое отверстие. Бикрадар
Повернув ступицу стороной с диском вверх, отсчитайте еще семь отверстий по часовой стрелке от спицы во фланце со стороны без диска, а затем вставьте спицу вниз через это седьмое отверстие. Вставьте спицу в обод в ушко, которое находится по часовой стрелке от отверстия клапана. На пару ниток накрутить ниппель.
13] Повторить вокруг колеса
Втулкой с диском вверх вставьте спицу вниз в отверстие на два шага по часовой стрелке от того, что уже находится в ступице. вниз в ступице. Бикрадар
Повернув ступицу диском вверх, вставьте спицу вниз в отверстие на два шага по часовой стрелке от того, что уже находится вниз (см. шаг 12) в ступице. Вставьте спицу в обод через четыре отверстия по часовой стрелке от отверстия клапана, надев ее на спицу, которую она пересекает. Наверните ниппель и повторите это (кроме пересечения спиц) вокруг колеса. Каждая спица должна входить в четвертое ушко по часовой стрелке от предыдущего.
14] Заполните сторону
Завершите эту сторону колеса, вставив спицу вверх через фланец на два отверстия против часовой стрелки из того, что уже направлено вверх во ступицу.: завершите эту сторону колеса, вставив спицу вверх через фланец на два отверстия против часовой стрелки от ступицы. один уже вверх в ступице. Бикрадар
Завершите эту сторону колеса, вставив спицу через фланец на два отверстия против часовой стрелки от того, которое уже находится вверху во втулке. Вставьте спицу в обод на три ушка против часовой стрелки от отверстия клапана, продев над первыми двумя спицами и под третьей. Прикрутите ниппель и продублируйте его вокруг колеса, чтобы каждая спица входила в четвертое отверстие против часовой стрелки от предыдущей.
15] Диск стороной вниз
Втулкой с диском вниз вставьте спицу вниз, два отверстия против часовой стрелки из уже находящейся во втулке.: Втулкой с диском вниз вставьте спицу вниз, два отверстия против часовой стрелки из уже вниз в ступице. Бикрадар
Повернув ступицу стороной с диском вниз, вставьте спицу вниз на два отверстия против часовой стрелки от того, которое уже находится во ступице вниз. Вставьте спицу в обод на три ушка против часовой стрелки, надев ее на спицу, которую она пересекает. На пару ниток накрутить ниппель. Повторите это (кроме пересечения спиц) вокруг колеса, при этом каждая спица входит в четвертую проушину по часовой стрелке от предыдущей.
16] Завершить работу
Вставьте спицу в обод на четыре ушка по часовой стрелке от отверстия под клапан, продев две спицы и под третью.: Вставьте спицу в обод на четыре ушка по часовой стрелке от отверстия под клапан, прошнуровав две спицы и под третью. Бикрадар
Завершите эту сторону колеса, вставив спицу через фланец на два отверстия по часовой стрелке от того, которое уже находится вверху во втулке. Вставьте спицу в обод через четыре ушка по часовой стрелке от отверстия клапана, продев над двумя спицами и под третьей. Прикрутите соску. Продублируйте это вокруг колеса, чтобы каждая спица входила в четвертое ушко против часовой стрелки от предыдущей.
Мастерская мудрости
- Чтобы ниппели спиц не упали в глубокий обод, наденьте их назад на запасную спицу, а затем проденьте в обод.
- Шнуровка колес — это просто процесс, поэтому единственный навык — быть предельно методичным. Очень важно не перепутать спицы разной длины. Перед тем, как вынуть каждую спицу из соответствующего контейнера, еще раз проверьте, куда она идет на ступице.
- Поместите соски-спицы в небольшой контейнер (подойдет крышка от аэрозоля) и добавьте пару капель хорошего густого масла (например, 3-в-1). Дайте им хороший микс, а затем выловите их по мере необходимости. Это смазывает соски, поэтому они легче поворачиваются в проушинах, когда вы добавляете напряжение.
Авторы
BikeRadar предоставляет лучшие в мире советы по верховой езде. Мы здесь, чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от вашего времени на велосипеде, независимо от того, являетесь ли вы шоссейным гонщиком, горным байкером, гонщиком по гравию, велосипедистом или кем-то еще. Вы можете ожидать последние новости и функции, подробные обзоры от нашей команды опытных тестировщиков, беспристрастные советы по покупке, практические советы и многое другое.