Польша государственное устройство: Республика Польша. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система.

Содержание

Политический строй Польши

 

Республика Польша (Третья Речь Посполитая) — демократическое государство в Восточной Европе. Государственное устройство определяется Конституцией Польши, принятой 2 апреля 1997 года.

Польша — парламентская республика, в её основе лежит демократические права государства и его граждан, принципы плюрализма и разделения властей. Польша — унитарное государство, то есть её административные районы (воеводства) подчиняются центральным органам власти.

В Польше три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть

Польский парламент состоит из двух палат — сейма и сената. Сейм — низшая палата парламента, Сенат — высшая. В обе палаты депутаты проходят путем выборов. Срок созыва каждой из палат — 4 года. Деятельность депутатов не ограничивается согласно Конституции, каждый депутат обладает неприкосновенностью.

  • В каждой палате есть руководящие органы — президиумы сейма и сената и их глава маршал сейма и сената. Структура парламента предполагает разделение на комиссии по отдельным делам и наличие совещательного органа — Конвента.
  • В сейме заседают 460 депутатов. В их функции входит обсуждение, экспертиза и принятие новых законов, контроль работы правительства, отставка и назначение судей Конституционного и высшего судов, выражение вотума недоверия президенту и кабинету министров, решение о начале и окончании войны.
  • Сейм (Sejm) может быть распущен, если за роспуск проголосуют 2/3 депутатов, если новый кабинет министров также получит вотум недоверия, если в течение 4 месяцев по истечению срока не предоставит проект бюджета государства.
  • В сенат (Senat) избираются 100 депутатов. Сенат рассматривает принятые в сейме законы и выносит по ним решение: принимает, вносит поправки или отклоняет. Также сенат имеет право решающего голоса при назначении правозащитников.

Исполнительная власть

Президент Польши (Prezydent) — главный представитель государства и гарант Конституции. Он избирается народом напрямую. Президент избирается на 5 лет, один и тот же человек может быть избран в президенты только дважды. Основную функцию исполнительной власти в стране несет Совет министров, президент же выступает арбитром между всеми ветвями власти. На основе действующих законов президент и его офис составляют распоряжения, приказы и постановления. Президент также обладает правом законодательной инициативы и правом наложить вето на закон, принятый сеймом.

  • Совет министров Польши (Rada Ministrów) — главный орган исполнительной власти в Польше. Он состоит из премьер-министра и глав министерств.
  • Как формируется правительство в Польше: премьер-министра выбирает президент (как правило, это представитель победившей на выборах партии), а новый премьер-министр формирует свой кабинет, затем состав Совета одобряется Сеймом и приносит присягу президенту.
  • Совет министров обеспечивает исполнение законов, контролирует работу государственных органов и следит за расходами бюджета страны. Члены правительства отвечают за безопасность и социальную политику государства.
  • Совет министров несет ответственность перед Сеймом, нарушения в работе всего правительства или отдельного министра рассматриваются на специальном трибунале, который созывается Сеймом.
  • Работу правительства и расходование бюджета контролирует также специальный орган — Верховная контрольная палата Польши. Она подчиняется Сейму, который с одобрения Сената назначает председателя палаты на 6 лет.

Судебная власть

Суды и трибуналы составляют части судебной власти Польши. Суды включают в себя Верховный суд, общий суд, административный суд и военный суд.

  • Верховный суд рассматривает дела, решения по которым были приняты в общих и военных судах.
  • Верховный судей назначает президент на неопределенный срок, судьи не могут входить в политические партии или профсоюзы, они независимы и в своей работе руководствуются только Конституцией и уставами.
  • Помимо решения судебных дел, административный и Верховный суды контролируют работу государственных органов.
  • В Польше также есть два трибунала: государственный и конституционный. Государственный трибунал рассматривает дела о работе исполнительной и законодательной властей, а также других государственных органов.

Конституционный трибунал решает дела о соответствии международных норм с Конституцией страны, соответствии новых нормативных актов и законов Сейма положениям Конституции. Если новый закон нарушает Конституцию, то трибунал требует президента наложить на него вето.

Политика, конституция и административное устройство Польши

  • Тургид по стране
  • Города и регионы
    • Белосток
    • Варшава
    • Вроцлав
    • Гданьск
    • Закопане
    • Катовице
    • Краков
    • Лодзь
    • Люблин
    • Ольштын
    • Познань
    • Торунь
    • Щецин
  • Достопримечательности
    • Культура: что посмотреть
    • Фестивали Польши
    • Уникальные примечательности
    • Архитектура и монументы
  • Активный отдых
    • Развлечения, ночная жизнь
    • Экстремальные точки страны
    • Парки и ландшафты
  • Душа Польши
    • Кухня и рестораны
    • Традиции и колорит
    • Фестивали и праздники
    • Языки и религии
  • Где остановиться
    • Стильные дизайн-отели
    • Люксовые гостиницы
    • Отели с историей
    • Отели для влюбленных
  • Отдых с детьми
  • Шопинг и магазины
  • Советы туристам
  • Карты Польши
    • Печатные карты
    • Интерактивная карта
    • Карта городов
    • Карта регионов
    • Карта достопримечательностей
  • Полезная инфа
    • Как лучше передвигаться
    • Природа Польши
    • Когда приезжать — климат
    • Языки и религии
    • Политическое устройство
    • Экономика страны
  • Бронь отелей
  • Аренда авто

Отели Польши

Государство Польша имеет республиканский строй, власть в стране принадлежит народу.

Польша имеет демократическое двухпалатное парламентское политическое устройство. Административное деление Польши происходит по воеводствам, всего их шестнадцать. Каждое воеводство, в свою очередь, делится на повяты, состоящие из нескольких гмин. Главной государства является президент страны. Его выбирает народ путём тайного открытого голосования. Срок работы каждого президента составляет пять лет. Повторно избрать одно и того же кандидата граждане, в соответствии с законодательством могут только один раз. Именно президент страны представляет Польшу на международной арене, заключает международные соглашения, а также же управляет дипломатическими представителями. Главнокомандующим внутренних вооружённых сил страны также является Президент. При этом, каждый закон или акт, созданный президентом должен быть обязательно подписан председателем Совета Министров.

На территории Польши гостей страны ждет огромное количество памятников истории и архитектуры. Узнать о сложной судьбе польского народа, многочисленных …
Открыть

Главной ветвью законодательной власти в Польше является национальная ассамблея, это своего рода парламент, который состоит из двух палат. Верхняя палата называется Сенат, а нижняя носит название Сейм. Именно она имеет больше всего членов, всего около 460 депутатов. На должность каждый попадает по результатам выборов по мажоритарной и пропорциональной системе. В верхнюю же палату входит всего сотня сенаторов. Их избирает польский народ исключительно по мажоритарной системе, таким образом во власти отображаются все желания граждан страны. Каждый депутат ассамблеи может занимать свой пост всего четыре года, после этого проходят перевыборы. Любой гражданин страны в возрасте от 21 года может подать свою кандидатуру на выборах и стать депутатом. На пост сенатора же можно баллотироваться только после тридцати лет. Для того, чтобы был принят закон в нижней палате, необходимо чтобы присутствовало на заедании больше половины всех депутатов, и из них также должно проголосовать «за» конкретный проект или закон большинство. После этого пакет документов передаётся в Сенат.

В течение одного месяца сенаторы должны либо утвердить проект, либо же отклонить. Также депутаты Сената вправе внести поправки и отправить на повторное рассмотрение. Если же сроки был проигнорированы, то законопроект, утверждённый Сеймом автоматически переходит к президенту для подписания. С этого момента президент должен подписать закон и отправить его в печать в течение трёх недель. У главы государства есть возможность отправить пакет документов на повторное рассмотрение к депутатам нижней палаты или же обратиться в Конституционный трибунал. Если же законопроект был дважды одобрен Сеймом или же трибунал признал данный законопроект вполне законным и составленным по Конституции, то президент не имеет право не подписывать документ. Копирайт www.orangesmile.com

Польша обладает богатейшими природными ресурсами: на севере страны находится побережье Балтийского моря, около трети всей территории занимают …
Открыть

Вся исполнительная власть находится в руках правительства, которое называется – Совет министров. Структура организации стандартная – главой является председатель, в его подчинении ряд профильных министров и некоторые председатели из важных комитетов. Главная обязанность Совета министров – осуществление внутренней и внешней политики Польши. Для того, чтобы был избран председатель, сами министры должны выдвинуть его кандидатуру, а во власти Президента утвердить её ли же отклонить. После этого всего в течение двух недель новоизбранный председатель обязан предоставить для нижней палаты полноценный пакет развития политики республики. И если Сейму покажутся идеи председателя Совета недостойными, то он вправе отклонить эту кандидатуру и самостоятельно назначить главу Совета министров.

Главными политическими партиями считается Гражданская платформа, Справедливость и Право, Лига семей польских, Самооборона Речи Посполитой и Союз левых демократов. Судебная власть в стране представлена по стандартной структуре. Главный судебный орган – Верховный суд. Также функционируют местные или специализированные судебные инстанции, включая военные. Всех представителей наивысших судебных инстанций назначает лично президент. Контролирует выполнение Конституции соответствующий Конституционный суд. Стоит отметить, что все судьи, которых назначил президент, занимают данную должность пожизненно. А вот заседатели избираются регулярно.

1.Польша является частью Евросоюза, однако на территории страны действует собственная валюта – польский злотый. Разменной монетой является польский …
Открыть

Польша имеет высоко подготовленную военную базу, состоящую из сухопутной армии, военно-морского флота, авиации и воздушно-десантных подразделений. Служба в Армии для каждого мужчины в стране является обязательной. Призывают их в возрасте от 19 до 50 лет. Срок стандартной службы составляет ровно год. Внешняя политика государства ориентирована на поддержание и развитие дружественных отношений с Западными станами, в частности, с Соединёнными Штатами Америки. С тех пор, как Польша стала членом Европейского союза, её политические и экономические отношения с восточным странами, особенно с Россией, практически полностью прекратились. Также, стоит отметить, что Польша уже несколько лет является активным членом объединения НАТО.

Этот материал oб устройстве государства и политике в Польше защищен законом об авторских правах. Его использование приветствуется, но только при условии указания источника с прямой ссылкой на www.orangesmile.com.

Польша — разделы гида 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Карты страны

Авто на OrangeSmile

Карта городов

Карта регионов

Карта примечательностей



Первый отель Yotel откроется в Швейцарии

Деловым гостям тоже будет доступно множество актуальных услуг, в том числе оборудованные современной техникой конференц-залы. В настоящее время под брендом Yotel работает 19 отелей, шесть из которых расположены вблизи крупных аэропортов. Оставшиеся гостиницы находятся в центре крупных городов, все отели сети отличаются оптимальным расположением рядом со знаковыми туристическими объектами. Читать

Фотогалерея знаменитых мест Польши

Электорат — менталитет жителей в регионах Польши

Краков

В течение года в Кракове проходит огромное количество фестивалей и значимых культурных событий, на которые пребывают путешественники со всех стран. Так, в апреле проходит Фестиваль студенческих песен – один из самых ожидаемых и веселых молодежных праздников. Привлекает меломанов и другое торжество – фестиваль под названием «Музыка в Старом Кракове», который обычно проходит во второй половине августа. У любителей танцев популярностью пользуется фестиваль «Полонез», проходящий в … Читать

Варшава

Местные блюда — необычайно сытные, любители хорошо покушать будут в восторге от посещения столицы Польши. Самые распространённые продукты — мясо и капуста. Приехав в Варшаву, стоит обязательно попробовать такие кулинарные изыски, как голабки (завёрнутый в капусту мясной фарш), бигос (тушёная с мясом капуста), фляки (суп, приготовленный на мясном бульоне, с добавлением овощей), шарлотка (яблочный пирог), квашеная капуста. Ну, а сколько легенд ходит про зубровку (особую водку на травах) — … Читать

Познань

На фестиваль всегда пребывают авторы известных кулинарных книг, организаторы гастрономических туров и шеф-повара именитых ресторанов Европы, которые с радостью делятся секретами мастерства. В рамках фестиваля также проходит конкурс «Польская наливка года», в котором принимают участие производители домашних наливок. Данный конкурс является самым крупным в своем роде в масштабах страны, поэтому победа в нем особенно важна для конкурсантов. Любителям современного кино и музыки будет … Читать

Вроцлав

Каждый сказочный персонаж имеет свое имя и свою историю. Все желающие могут принято участие в увлекательных экскурсионных турах, осмотреть все статуи и узнать интересную историю о каждом гноме. Необычные бронзовые статуи стали настоящей приманкой для вандалов, периодически их ломают и воруют. Несмотря на то, что уследить за десятками памятников городским властям очень непросто, все сломанные и украденные статуи быстро восстанавливаются. Славится Вроцлав и своими музыкальными … Читать

Гданьск

На увлекательных мастер-классах кондитеры поделятся с гостями секретами изготовления фирменного шоколада, а также научат, как сделать из него конфеты и плитки оригинальных форм. Стоит отметить, что для приготовления сладостей многие профессионалы пользуются рецептами, которые были составлены еще несколько веков назад. Завершается праздник награждением лучших кондитеров и скульпторов. Поклонникам театрального искусств стоит посетить Гданьск в июле, когда в городе проходит … Читать

Лодзь

Лишь на первый взгляд пасхальные традиции Лодзи могут показаться обыденными и скучными, есть среди них и довольно оригинальные, например, Śmigus Dyngus. Эта традиция появилась много лет назад, точная история ее появления остается неизвестной. На Пасху у местных жителей принято устраивать самые настоящие водные сражения, во время которых они используют все доступные средства. Водяные пистолеты, наполненные водой пластиковые бутылки и пакеты – в сражении используются любые подручные … Читать

Щецин

Летом крепость является постоянным местом проведения всевозможных выставок, посвященных различным областям искусства. В ней устраивают выставки картин, скульптур и фотографий, а еще дизайнерских инсталляций. Примечательно, что в таких выставках принимают участие не только польские, но и зарубежные деятели искусства. Летом на территории крепости устраивают и оригинальные исторические фестивали, во время которых можно познакомиться с ремесленными традициями прошлых лет и примерить … Читать

Белосток

Многие путешественники отмечают, что коренные жители очень сильно отличаются от традиционно сложившегося европейского образа. Они проще идут на контакт, довольно непосредственны и принципиальны. Отличает местных жителей и религиозность, причем она присуща людям самых разных возрастов. Молодые люди также посещают религиозные учреждения, помолиться за здоровье близких или зайти в церковь перед важным экзаменом стало у них доброй привычкой. Многие проявления вежливости со стороны … Читать

Польша: традиции в регионах

OrangeSmile.com — провайдер удобных и надежных решений онлайн-бронирования автомобилей и номеров отелей. Мы предлагаем более 15.000 направлений с 25.000 прокатными пунктами и 500.000 отелями по всему миру.

Защищенное соединение

Головной офис
Weegschaalstraat 3, Eindhoven
5632 CW, The Netherlands
+31 40 40 150 44

Пользовательское соглашение (Terms of Service) | Положение о конфиденциальности (Privacy Policy) | О компании

Copyright © 2002 — OrangeSmile Tours B. V. | OrangeSmile.com | Под управлением холдинга IVRA Holding B.V. — Зарегистрирован в Торговой Палате Нидерландов: Kamer van Koophandel (KvK), The Netherlands No. 17237018

Конституционная история Польши | КонституцияNet

Информационные бюллетени Подписаться

Назад к выбору страны

Конституционная история

Польша

Республика Польша расположена в Центральной Европе со столицей в Варшаве. Граничит на севере с Балтийским морем, Литвой и Россией, на востоке с Беларусью и Украиной, на юге со Словакией и Чехией, на западе с Германией. Страна занимает площадь около 313 000 квадратных километров с населением 38,4 миллиона человек, большинство из которых являются католиками. Вслед за «Движением солидарности» Польша стала первой страной в Центральной и Восточной Европе, освободившейся от коммунизма.

Политическая система и история

Польша является парламентской демократической представительной республикой с политической системой, основанной на Конституции Польши 1997 года. Исполнительная власть находится в руках президента и премьер-министра. Первый является главой государства, а второй – главой правительства. Законодательный орган состоит из двух палат: Сената (верхняя палата) из 100 членов и Сейма (нижняя палата) из 460 членов. Судебную власть возглавляют Верховный суд и Конституционный трибунал.

Письменная история Польши восходит к периоду правления Мешко I в 966 г. Королевство Польское было образовано в 1025 г. После Речи Посполитой в 1569 г. дворянство и избранный монарх, был установлен в 1572 году. Монархия прекратила свое существование после трех разделов между Королевством Пруссии, Россией и Австрией в 1795 году. Страна восстановила свою независимость в 1918 году при «Второй Польской республике», однако подверглась вторжению. нацистской Германией и Советским Союзом во время Второй мировой войны. После многих лет коммунистического правления Польша вновь стала независимым государством после революций 1989.

История и развитие конституции

Конституция 1791 г.

и Полянецкий манифест

Первая писаная конституция Польши была предложена 3 мая 1791 г., что делает ее второй старейшей писаной конституцией в мире. Конституция предусматривала децентрализацию государственной власти и подчеркивала понятие разделения властей, в то же время предусматривая систему сдержек и противовесов. Сейм был официальной законодательной властью, состоящей из двух палат, Сената и Палаты депутатов.

Зная о неэффективной структуре правительства прошлого, результате всемогущей законодательной власти, конституция направлена ​​на ограничение полномочий парламента, чтобы уравновесить его с другими ветвями государства. Например, было отменено liberum veto, парламентский механизм в Речи Посполитой, который ранее требовал единогласия в процессе принятия решений. Более того, конституция положила конец королевским выборам, восстановив систему наследственной монархии. Только в течение короткого периода, 179Конституция № 1 стала символом национального самосознания Польши и укрепила мысль об особой связи между католицизмом и конституционализмом, благодаря провозглашению верховенства католицизма в конституции.

За Конституцией 1791 г. последовал Полянецкий манифест от 7 мая 1794 г., который представляет собой знаменитый юридический документ польского восстания против русских оккупантов, вторгшихся в страну в 1792 г. Манифест имел целью побудить крестьянство к борьбе за свободу Польши, предоставив крестьянам широкие гражданские свободы, большая часть которых не была включена в конституцию 179 г.1.

Конституция 1919 и 1921 годов

В 1815 году на Венском конгрессе по новой конституции было восстановлено Королевство Польское как отдельное владение Российской империи. Только в конце Первой мировой войны Польша, наконец, смогла вновь стать независимым государством. 20 февраля 1919 г. была принята «Малая конституция», которая оставалась в силе до тех пор, пока 17 марта 1921 г. не была принята окончательная конституция. Созданная по образцу французской конституции 1875 г., конституция предусматривала трехстороннее разделение властей, сильное местное самоуправление и восстановление Польша как демократическая республика. Опять же, двухпалатный законодательный орган получил широкие полномочия за счет судебной и исполнительной власти. Более того, конституция включала широкий перечень гражданских свобод; среди прочего, свобода слова, свобода печати, свобода собраний и права частной собственности. Похож на 1791 Конституции подчеркивалась важность католицизма для польского народа, но при этом уважалась свобода вероисповедания.

Конституция 1935 года

После нескольких лет авторитарного правления конституция 1935 года ввела в Польше президентскую систему, ограничив роль сейма и делегировав большую часть государственной власти президенту. Акцент на полномочиях исполнительной власти был реакцией на прежнюю неэффективную систему правления, которая предусматривала зависимость политических решений от воли законодательной власти. Президент был не только главой правительства, но и «главой государства» и мог переизбираться неограниченное количество раз. Конституция 19Кроме того, статья 35 позволяла исполнительной власти, среди прочего, назначать и увольнять членов правительства и судей, а также право созывать и закрывать палаты Национального собрания. Гражданские свободы и личные права, введенные конституцией 1921 г., до определенной степени оставались в силе по конституции 1935 г. Однако конституция 1935 г. больше ориентировалась на идею «общественной солидарности», ставя интересы государства выше интересов личности, и содержала некоторые элементы автократического правления.

Конституция Польской Народной Республики 1952

После Второй мировой войны Польша была преобразована в советское государство-сателлит. Новой конституцией была переходная или так называемая «Малая конституция» 1947 года, за которой последовала конституция советского образца, принятая 22 июля 1952 года. был среди «трудящихся». На самом деле политический контроль принадлежал не народу, а централизованным и коллективным интересам, стоявшим выше индивидуальных прав. Были ликвидированы механизмы обеспечения прав и свобод личности, а также трехстороннего разделения власти и введен принцип плановой экономики. После вступления в силу 1952 Конституция подвергалась многим изменениям и несколько раз дополнялась, особенно после создания так называемого «движения солидарности».

Конституция 1927 и 1997 годов

После забастовок профсоюза «Солидарность» и внесения крупных поправок в конституцию 1952 года в 1989 и 1990 годах Польша, наконец, смогла восстановить свою независимость в соответствии с демократической конституцией в 1992 году после 30 лет коммунистического правления. правило. Эта переходная конституция предусматривала возвращение Польши к конституционному правлению и легла в основу правительства между 1992 и 1997. Страна столкнулась со многими проблемами: однопартийная система должна была быть преобразована в многопартийную систему, установлена ​​свободная рыночная экономика, а рост плюрализма угрожал традиционной польской римско-католической культуре.

2 апреля 1997 года Национальное собрание окончательно приняло действующую Конституцию Республики Польша. Принятый на всенародном референдуме 25 мая 1997 г., он вступил в силу 17 октября 1997 г. Его положения в значительной степени основаны на западной правовой и конституционной практике и частично отражают стремление Польши присоединиться к Организации Североатлантического договора (НАТО). Новая конституция усиливает судебный надзор и предусматривает широкий спектр гражданских прав. Он устанавливает систему сдержек и противовесов между президентом, премьер-министром и парламентом, запрещает политические партии, основанные на «нацизме, фашизме и коммунизме», и предусматривает гражданский контроль над военными.

Исполнительная власть

Президент является высшим представителем Польши. Он избирается сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент представляет страну в международных делах, ратифицирует и отказывается от международных соглашений, назначает, отзывает и принимает дипломатических представителей и сотрудничает с правительством по вопросам внешней политики. Как верховный главнокомандующий вооруженными силами, он имеет право даровать гражданство и помилование, награждать орденами и наградами. Кроме того, он может созывать кабинет по некоторым вопросам и может издавать постановления, распоряжения и другие «официальные акты». В случае нарушения Конституции или статуи или совершения правонарушения Президент может быть привлечен к ответственности перед Государственным трибуналом.

Правительство состоит из Совета Министров во главе с Премьер-министром, который назначается Президентом и обычно является членом коалиции большинства в Сейме. Премьер-министр назначает членов Совета министров, организует его работу и разрабатывает общую повестку дня правительства. Совет министров координирует деятельность министерств и подведомственных им учреждений, составляет и представляет годовой государственный бюджет, направляет внешнюю политику и контролирует сферу национальной обороны.

Законодательная власть

Законодательная власть принадлежит Сейму и Сенату. При решении вопроса на совместном заседании они действуют как Национальное собрание. Кандидаты в обе палаты выдвигаются либо политическими партиями, либо избирателями в соответствии с процедурами, установленными законом. 100 сенаторов и 460 депутатов Сейма избираются народом каждые четыре года. Среди заметных изменений в конституции 1997 года были отмена национального списка для избрания депутатов и введение избирательного порога, предусматривающего, что только партии, получившие 5% голосов, проходят в парламент, с некоторыми гарантированными местами для небольших этнических партий. Сейм обязан контролировать Совет министров. Законопроекты могут вноситься депутатами и сенаторами, президентом, кабинетом министров и 100 000 граждан, имеющих право голоса. После того, как законопроект был принят Сеймом и одобрен Сенатом, предложенный законопроект должен быть подписан Президентом. Что касается конституционных поправок, предлагаемая поправка должна быть принята Сеймом большинством не менее двух третей и требует присутствия не менее половины депутатов. В конкретных областях конституционные поправки должны отвечать дополнительным требованиям.

Судебная власть

Конституция 1997 г. создала Верховный суд и нижестоящие суды общей юрисдикции, а также специальные административные и военные суды. Президент назначает судей на неопределенный срок на основании предложения Национального совета судей. Основной задачей Верховного суда является надзор за решениями общих и военных судов.

Конституционный суд, состоящий из пятнадцати судей, избираемых Сеймом, уполномочен рассматривать конституционность законов, принятых другими ветвями власти, и отдельных исков о нарушении конституционных прав. Государственный трибунал обладает юрисдикцией судить высокопоставленных государственных чиновников за конституционные нарушения, совершенные при выполнении ими своих официальных функций. Омбудсмен следит за защитой прав граждан.

Государственная система

Хронология

1569 Создание Речи Посполитой
1700с Три раздела Польши — Россия, Пруссия и Австрия делят Польшу между собой
2 мая 1791 3 мая Конституция 1791 года.
1815 Венский конгресс создает на окраинах Польское королевство, управляемое Россией.
11 ноября 1918 г. Независимое польское государство, восстановленное после окончания Первой мировой войны.
23 марта 1935 г. Обнародован окончательный вариант новой конституции. Пилсудский умирает 12 мая 1935 года. Продолжается военный режим.
1939 Нацистская Германия вторгается в Польшу; начало Второй мировой войны. Советский Союз вторгается с востока. Германия и Советский Союз делят между собой Польшу.
1945 Советские войска захватывают Варшаву в январе. Все немецкие войска изгнаны из Польши. Границы Польши установлены послевоенной Потсдамской конференцией.
1947 «Малая конституция» 1947 года, Польша становится Коммунистической Народной Республикой после советских выборов.
22 июля 1952 г. Принята Конституция 1952 г., ориентированная на конституцию СССР.
1955 Польша присоединяется к управляемому Советским Союзом военному альянсу Варшавского договора.
1980 Возникновение профсоюза «Солидарность» под руководством Леха Валенсы.
1989 Круглый стол «Солидарности», коммунистов и католической церкви. Частично свободные выборы с широким успехом для «Солидарности».
1990 Валенса избран президентом Польши. Начинаются рыночные реформы, включая масштабную приватизацию.
1992 Советские войска начинают покидать Польшу.
1994 Польша присоединяется к программе НАТО «Партнерство ради мира».
1995 Александр Квасьневский, бывший коммунист, становится президентом.
2 апреля 1997 г. Принята новая конституция. Всеобщие выборы выиграла группа «Солидарность» AWS.
1999 Польша вступает в НАТО.
июнь 2003 г. поляков проголосовали на референдуме за вступление в ЕС.
Май 2004 г. Польша вступает в ЕС.

Библиография

  • Британская радиовещательная корпорация. Хронология: Польша, 2011 г. Интернет. 28 июня 2011 г.
  • Бжезинский, Марк Ф., Конституционное наследие и обновление: пример Польши, Обзор законов Вирджинии, 1991, Vol. 77, с. 49-112.
  • Центральное разведывательное управление. Всемирный справочник фактов: Польша, 2011. Интернет. 27 июня 2011 г.
  • Гарлицки, Лешек. Конституционные события в Польше. Юридический журнал Университета Сент-Луиса. 1987-1988 гг. Том. 32, с. 713.
  • МИД Германии. Landerinformationen: Польша, 2011. Интернет. 27 июня 2011.
  • Институт изучения гражданского общества. Польша, 2010. Интернет. 29 июня 2011 г.
  • Мэддекс, Роберт Л. Конституции мира. 3-й. изд. Вашингтон, округ Колумбия: CQ Press. 2008. Печать.
  • Сейм Республики Польша. Конституция Республики Польша. Веб. 28 июня 2011 г.
  • Федеральное агентство гражданского образования Германии. Профиль страны 3: Польша, 2008 г. Интернет. 27 июня 2011.
  • Верх Польши. История и сегодня. Веб. 27 июня 2011.
  • США. Справочная информация: Польша, 2011 г. Интернет. 28 июня 2011 г.
Филиал Иерархия Пауэрс Удаление

Получить последние обновления

И подпишитесь на нашу рассылку

Польша: Доклад о свободе в мире за 2022 год

Д Свобода слова и убеждений

Д1 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Существуют ли свободные и независимые СМИ? 3. 003 4.004

Конституция гарантирует свободу слова и запрещает цензуру, хотя законы о клевете используются для преследования журналистов. С 2015 года политики и организации, связанные с правительством, подали около 200 исков против независимых СМИ и журналистов.

Государственные СМИ и их руководящие органы были очищены от независимых или инакомыслящих с момента прихода к власти в 2015 году ПиС. Государственный вещатель TVP продвигает правительственные сообщения и часто стремится дискредитировать оппозицию, грубо нарушая установленные законом обязательства по представлению новостей. «надежным и плюралистическим образом». В июне 2021 года международное исследование показало, что TVP пользуется наименьшим доверием из самых известных источников новостей в Польше. TVP также изображает голоса, критикующие правительство, в том числе НПО и судей, как агентов оппозиции или иностранных сил. По словам наблюдателей ОБСЕ, освещение вещателем выборов в 2020 году было отмечено «ксенофобской, гомофобной и антисемитской» риторикой.

С 2015 года правительство регулярно использует государственные компании для контроля над местными СМИ. В декабре 2020 года нефтяной гигант PKN Orlen купил ранее принадлежавшую Германии Polska Press, медиа-организацию, которая издает 20 региональных ежедневных газет, 120 региональных еженедельных газет и 500 интернет-порталов. Хотя компания обязалась защищать редакционную независимость, к июлю 2021 года более дюжины главных редакторов уволились или были уволены. право собственности, шаг, который несоразмерно затронет СМИ, которые наиболее энергично требуют от нынешнего правительства подотчетности. В августе 2021 года Сейм принял закон, запрещающий компаниям, зарегистрированным за пределами Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), владеть контрольным пакетом акций польских медиакомпаний. В то время как официальные лица говорят, что ужесточение правил собственности помешает таким государствам, как Китай и Россия, влиять на СМИ, деятели оппозиции обвиняют правительство в стремлении заставить замолчать принадлежащую США TVN, известного критика PiS и крупнейшую частную телекомпанию страны. Законопроект был отклонен Сенатом в сентябре, но снова принят Сеймом в декабре, прежде чем Дуда наложил на него вето позже в том же месяце.

С 2015 года государственные компании также перенесли свою рекламу в частные СМИ, поддерживающие правительство ПиС. Более критические СМИ пострадали от соответствующего падения доходов от рекламы, а также от резкого сокращения подписки со стороны государственных министерств. В феврале 2021 года правительство предложило ввести новый налог на доходы от рекламы в СМИ, который, по утверждениям независимых СМИ, угрожает свободе СМИ; после массовых протестов, включая беспрецедентное круглосуточное отключение СМИ, правительство согласилось переписать свое предложение.

В сентябре 2021 года правительство объявило чрезвычайное положение, запрещающее журналистам посещать две области на границе с Беларусью на фоне резкого увеличения количества нелегальных мигрантов. Критики говорят, что эта мера предназначена для ограничения внимания СМИ к поведению официальных лиц в этом районе.

Д2 1,00-4,00 балла0-4 балла

Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? 4.004 4.004

Государство уважает свободу вероисповедания. Правительство ПиС связано с Римско-католической церковью, которая обладает значительным влиянием в стране. Религиозные группы не обязаны регистрироваться в органах власти, но в этом случае получают налоговые льготы. Религии меньшинств, как правило, могут получить регистрацию на практике. Существует формальный запрет на государственное финансирование строительства церквей, но на практике церковь может получить финансирование Министерства культуры, если в ее состав входит музей.

Д3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? 3.003 4.004

Правящая партия стремилась дискредитировать ученых, которые бросают вызов ее предпочтительному историческому повествованию, особенно в отношении событий Второй мировой войны. Однако право заниматься академическими исследованиями было поддержано судами.

В феврале 2021 года окружной суд Варшавы обязал двух исследователей Холокоста принести извинения женщине, заявившей, что они оклеветали ее дядю в своей книге о Польше военного времени; книга содержала свидетельство человека, пережившего Холокост, который обвинил дядю женщины — мэра небольшого польского городка во время Второй мировой войны — в сотрудничестве с нацистами. Это дело вызвало обеспокоенность международного сообщества по поводу использования судебной системы для ограничения академической свободы. В августе апелляционный суд отменил это решение, сославшись на важность свободы научных исследований и осудив использование судебных разбирательств для вмешательства в академическую работу.

Д4 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? 3. 003 4.004

Как правило, люди могут свободно участвовать в частных дискуссиях по политическим и другим вопросам, не опасаясь преследований или задержаний со стороны властей. Однако в Польше действуют жесткие законы об оскорблениях, в том числе против оскорбления религиозных чувств и оскорбления президента, которые в последние годы все чаще используются для возбуждения уголовных дел.

В марте 2021 года популярному польскому писателю Якубу Жульчику было предъявлено обвинение в оскорблении президента в социальных сетях, за которое ему грозит до трех лет тюрьмы; суд над ним начался в ноябре. Ранее в том же году польский музыкант был осужден за богохульство за публикацию фотографии ноги, наступающей на изображение Девы Марии. Варшавский суд обязал его выплатить штраф, но он оспорил это решение, и в сентябре дело было прекращено.

Е Ассоциативные и организационные права

Е1 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Есть ли свобода собраний? 3. 003 4.004

Свобода собраний в целом соблюдается законом и на практике. Публичные демонстрации проводятся с некоторой регулярностью, хотя местные власти могут ограничивать демонстрации в своих районах по соображениям поддержания общественного порядка.

В последние годы в Польше прошло больше парадов гордости ЛГБТ+, причем многие из них впервые прошли в небольших и восточных городах. Власти пытались воспрепятствовать этим мероприятиям, в том числе из соображений безопасности, но в каждом случае суды не позволяли властям остановить организаторов, утверждая, что свобода собраний не может быть ограничена на основании потенциального насилия со стороны противников.

Е2 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правозащитной деятельностью и деятельностью, связанной с управлением? 3.003 4.004

Хотя НПО в Польше в целом работали без вмешательства правительства, в 2016 году общественные СМИ и высокопоставленные правительственные чиновники начали систематически подрывать доверие к группам, занимающимся правами и управлением, обвиняя многих в отсутствии финансовой прозрачности и преследовании оппозиционной политической программы. Закон 2017 года централизованно распределяет финансирование государственных НПО через новый орган, Национальный институт свободы, который косвенно связан с канцелярией премьер-министра. Как и ожидалось, когда Национальный институт свободы распределял средства в 2019 г., деньги пошли непропорционально в организации, которые соответствовали идеологическому профилю правительства.

В сентябре 2021 года правительство ввело чрезвычайное положение на границе с Беларусью в ответ на неоднократные попытки тысяч мигрантов, в основном с Ближнего Востока, нелегально проникнуть в Польшу. Это решение запретило неправительственным организациям входить в этот район; Международные правозащитные организации раскритиковали польские власти за то, что они не позволили НПО оказывать гуманитарную помощь мигрантам, застрявшим на границе, или следить за поведением пограничников и полиции.

Е3 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? 4. 004 4.004

В Польше активное рабочее движение, хотя некоторые группы, в том числе самозанятые, частные подрядчики и работники основных служб, не могут вступать в профсоюзы. Сложные юридические процедуры препятствуют возможности рабочих бастовать.

Ф Верховенство закона

Ф1 1,00-4,00 балла0-4 балла

Существует ли независимая судебная система? 1.001 4.004

С момента прихода к власти в 2015 году правительство ПиС предприняло агрессивные шаги по установлению контроля над судебной системой, приняв закон, направленный на ограничение полномочий ТК и назначение проправительственных судей в свои скамьи. В постановлении от мая 2021 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что ТК не является «судом, созданным на основании закона», поскольку по крайней мере один из его судей был назначен незаконно.

В 2017 году были приняты три значимые судебные реформы. Первый дал министру юстиции право назначать и увольнять председателей и заместителей председателей судов. Второй, вступивший в силу в 2018 году, предписывал, чтобы 15 из 25 членов КРС, отвечающих за выдвижение кандидатур судей, назначались парламентом, а не избирались судебными органами. В июле 2018 года вступили в силу новые, более низкие возрасты выхода на пенсию для Верховного суда, что фактически означало, что 27 из 73 судей должны были уйти в отставку, если они не получили одобрения президента на то, чтобы остаться. Эти судьи были восстановлены в должности позже в том же году после процедуры нарушения со стороны Европейской комиссии и временного постановления Европейского суда (ЕС), который позже подтвердил, что эти меры нарушили европейское законодательство. Закон о Верховном суде также создал новые мощные палаты — Палату чрезвычайного контроля и по связям с общественностью (отвечающую за объявление законности выборов) и Дисциплинарную палату.

В 2019 и 2020 годах Европейская комиссия возбудила процедуры о нарушениях, утверждая, что Дисциплинарная палата подрывает независимость судей. В июле 2021 года Европейский суд постановил приостановить деятельность Дисциплинарной палаты, расширив сферу применения ранее вынесенного решения, которое, по мнению критиков, польское правительство проигнорировало. В постановлении Европейского суда от июля 2021 года говорилось, что Палате не хватает независимости от законодательной и исполнительной власти и что необходимо немедленно принять меры для исправления ситуации. В тот же день ТК постановил, что временные меры, введенные Европейским судом, противоречат конституции Польши, что потенциально дает правительству возможность игнорировать постановления Европейского суда о Дисциплинарной палате. В октябре 2021 года Европейский суд наложил на Польшу ежедневный штраф в размере одного миллиона евро до полного выполнения мер, предусмотренных постановлением Суда.

В том же месяце в ответ на предложение премьер-министра Польши ТК постановил, что некоторые части законодательства ЕС несовместимы с Конституцией Польши, которая в таких случаях будет иметь преимущественную силу. В ответ Европейская комиссия запустила еще одну процедуру нарушения, утверждая, что июльское и октябрьское постановления ТК нарушили законодательство ЕС. Комиссия также выразила «серьезные сомнения в независимости и беспристрастности» самого ТЗ.

С 2018 года несколько европейских судов отклонили польские ордера на арест и запросы об экстрадиции, сославшись на опасения по поводу независимости польских судов. В сентябре 2020 года голландский суд постановил, что Нидерланды приостановят все экстрадиции в Польшу до тех пор, пока Суд ЕС (CJEU) не ответит на его опасения по поводу способности польской судебной системы обеспечить справедливое судебное разбирательство для всех обвиняемых.

Ф2 1,00-4,00 балла0-4 балла

Преобладает ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? 3.003 4.004

Ответчики в целом пользуются правовой правовой защитой в Польше, хотя закон допускает длительное предварительное заключение, и существует большое количество нерассмотренных дел. По мнению Венецианской комиссии, решение правительства ПиС объединить роли министра юстиции и генерального прокурора «создает потенциал для злоупотреблений и политических манипуляций» системой правосудия. С приходом к власти ПиС значительно увеличилось использование предварительного заключения.

Законодательство, принятое в 2016 г., предоставило правоохранительным органам широкие полномочия по мониторингу коммуникационной активности граждан, в том числе возможность доступа к метаданным без судебного решения, отслеживание перемещений иностранных граждан без предварительного разрешения суда и бесплатное задержание лиц, подозреваемых в терроризме, на срок до две недели. В нем также содержались двусмысленные положения о сборе личных данных, арестах гражданских лиц, запрещении демонстраций и блокировании доступа в интернет.

Ф3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? 4. 004 4.004

Гражданские лица в значительной степени свободны от неправомерного насилия, хотя есть сообщения о некоторых случаях злоупотреблений со стороны полиции в контексте антиправительственных демонстраций. Правозащитные группы сообщают о неадекватном медицинском обслуживании в тюрьмах.

Ф4 1,00-4,00 балла0-4 балла

Гарантируют ли законы, политика и практика равное отношение к различным слоям населения? 2.002 4.004

Женщины и группы этнических меньшинств, как правило, пользуются равенством перед законом. ЛГБТ+ продолжают сталкиваться с дискриминацией. В последние годы возросла общественная поддержка прав ЛГБТ+, включая однополые гражданские партнерства. Однако в 2019 и 2020 годах произошли серьезные неудачи, поскольку интенсивная кампания против ЛГБТ +, проводимая ПиС и некоторыми частями церкви, вызвала опасения по поводу «импортированной идеологии ЛГБТ». К концу 2020 года более 100 местных органов власти объявили себя «зонами, свободными от идеологии ЛГБТ» или учредили «семейные хартии» в резолюциях без конкретных юридических последствий, которые местные и международные правозащитные группы назвали «проявлениями ненависти». по отношению к ЛГБТ+. Однако в 2021 году польское правительство обратилось к местным властям с просьбой отменить свои резолюции против ЛГБТ + после того, как ЕС пригрозил отозвать миллионы евро финансирования из городов, принявших такие декларации.

Поскольку польский закон о разжигании ненависти не распространяется на преступления, мотивированные сексуальностью или гендерной идентичностью, общественные деятели могут свободно оскорблять других маргинализированных групп, которые будут преследоваться в судебном порядке.

В октябре 2021 года парламент уполномочил пограничников принудительно выдворять мигрантов, незаконно пересекших границу страны. Этот закон был принят в ответ на политический и гуманитарный кризис, разразившийся на польско-белорусской границе, где белорусские силовики задерживали мигрантов, которые затем незаконно пересекли границу в Польшу. Ситуация, очевидно, спровоцированная белорусским президентом Александром Лукашенко, привела к тому, что тысячи мигрантов оказались в ловушке между двумя странами; считается, что в 2021 году в пограничной зоне погибло около 20 мигрантов. Правозащитным организациям, включая ООН, было отказано в доступе к пограничной зоне, и они обвинили польские власти в том, что эта политика «незаконные откаты». В декабре Европейская комиссия предложила меры, позволяющие временно продлить процессы подачи заявлений о предоставлении убежища и ускорить депортацию.

Изменение оценки: Оценка снизилась с 3 до 2 из-за незаконного, насильственного отталкивания мигрантов на белорусской границе и других видов жестокого обращения с мигрантами со стороны пограничников.

г Личная автономия и индивидуальные права

Г1 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность менять место жительства, работу или образование? 4.004 4.004

Люди в Польше обычно пользуются свободой передвижения и выбора места жительства, работы и высшего учебного заведения.

Г2 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неоправданного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? 4. 004 4.004

Граждане имеют право владеть имуществом и заниматься частным предпринимательством. Однако закон 2016 года наложил обременительные ограничения на продажу и владение сельскохозяйственными землями якобы для защиты мелких фермеров. Государственные и религиозные учреждения не связаны новыми ограничениями.

Г3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? 3.003 4.004

В соответствии с польским законодательством аборт разрешен до 12-й недели беременности, если здоровье или жизнь женщины находится в опасности или если беременность наступила в результате преступного деяния, такого как изнасилование. В октябре 2020 года ТК постановил, что аборт в случаях, когда плод имеет врожденное заболевание, является неконституционным, фактически ограничив легальный аборт случаями, связанными с изнасилованием, инцестом или угрозой жизни или здоровью матери. В ответ на это решение в Варшаве и других польских городах прошли массовые акции протеста с участием сотен тысяч человек. Несмотря на задержки в конце 2020 года, постановление вступило в силу в январе 2021 года. Эксперты ООН по правам человека заявили, что это решение нарушает обязательства Польши в области прав человека и «фактически захлопывает дверь» в отношении легальных и безопасных абортов в стране.

С 2017 года противозачаточные таблетки отпускаются только по рецепту, что делает Польшу одной из двух стран ЕС, в которых действует такое ограничение. В отчете NIK говорится, что во многих, особенно в сельских, частях Польши гинекологи встречаются редко. Многие женщины вынуждены путешествовать, чтобы получить медицинскую помощь, а надежный и своевременный доступ к противозачаточным средствам и другим услугам в области сексуального здоровья ограничен.

Однополые гражданские партнерства и браки не разрешены, а однополым парам по закону запрещено усыновление. Конституция помещает «брак как союз мужчины и женщины» под «заботу и защиту» государства. В августе 2021 года лидер ОО Дональд Туск пообещал ввести однополые союзы в качестве одного из своих первых действий, если его партия победит на выборах.

С 2020 года министры Польши обсуждают выход из Стамбульской конвенции, договора о борьбе с домашним насилием и насилием в отношении женщин, на основании предполагаемой пропаганды «ЛГБТ и гендерной идеологии». В отчете за сентябрь 2021 года Совет Европы высоко оценил несколько инициатив, выдвинутых польским правительством по борьбе с домашним насилием, в том числе закон, принятый в марте 2020 года, обязывающий немедленно отделять лиц, виновных в домашнем насилии, от их жертв. В отчете также говорится, что необходимо добиться большего прогресса, в частности, в изменении определения изнасилования, включив в него все половые акты без согласия.

Г4 1,00-4,00 балла0-4 балла

Пользуются ли люди равными возможностями и свободой от экономической эксплуатации? 3.003 4.004

Закон обеспечивает действенную защиту от оскорбительных условий труда и детского труда, особенно в формальном секторе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *