Швеция глава государства: В Швеции избрали нового главу правительства

Содержание

Швеция – Гуманитарный портал

Королевство Швеция — государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове.
Содержание
  • Основные сведения о государстве
  • Показатели развития государства
Офи­циаль­ное название: Королевство Швеция.
Столица: Стокгольм.
Регион:
org/Place» abbr=»Регион расположения государства»> Европа (Северная Европа, Скандинавия).
Терри­тория: 449,964 км²
Населе­ние: 9,331,500 человек.
Дата осно­вания: 1397 год.
Офи­циаль­ный язык: Шведский.
Админи­стра­тивное деле­ние: 24 лена.
Государст­веный статус: Суверенное государство.
Государст­венное управ­ление: Конституционная монархия.
Глава государ­ства: Король.
Высший законо­датель­ный орган: Однопалатный парламент (Риксдаг), срок полномочий которого 4 года.
Высший испол­нитель­ный орган: Правительство.
Денежная единица: Шведская Крона (SEK).
Код ISO: SWE
Интер­нет-домен: .se
Теле­фон­ный код: +46
Нацио­наль­ная статис­тика:
Statistiska Centralbyrån Sverige

На этой странице представлен обзор основных показателей развития государства и его общественных институтов в ключевых сферах, включая позиции в рейтингах среди других стран. Перечень содержит актуальные данные наиболее авторитетных исследовательских проектов, осуществляемых на регулярной основе международными организациями, академическими институтами и ведущими аналитическими центрами мира. Описания показателей и связанных с ними рейтингов, индексов и других сравнительных исследований стран мира представлены в разделе Исследования стран и регионов.

  • Рейтинг по численности населения по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по темпу роста населения по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню плотности населения по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню урбанизации по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по Индексу человеческого развития по версии Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню процветания по версии Legatum Institute
  • Рейтинг по уровню социального развития по версии Social Progress Imperative
  • Рейтинг по уровню качества жизни по версии Economist Intelligence Unit
  • Рейтинг по уровню устойчивости общества по версии Sustainable Society Foundation
  • Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала по версии Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню счастья по версии Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню счастья по версии New Economic Foundation
  • Рейтинг по уровню качества жизни пожилых людей по версии HelpAge International
  • Рейтинг по Индексу удовлетворённости жизнью по версии Эдриана Уайта
  • Рейтинг по Индексу качества элит по версии Universität St.  Gallen
  • Рейтинг по Индексу благотворительности по версии Charities Aid Formation
  • Рейтинг по уровню гендерного неравенства по версии Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума
  • Рейтинг по уровню образования по информации Программы развития Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по эффективности системы образования по версии Pearson
  • Рейтинг национальной системы высшего образования по версии Universitas 21
  • Рейтинг по уровню расходов на образование по информации Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню продолжительности жизни по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню продолжительности здоровой жизни по информации Всемирной организации здравоохранения
  • Рейтинг по уровню младенческой смертности по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню качества смерти по версии Economist Intelligence Unit и Lien Foundation
  • Рейтинг по уровню потребления алкоголя по информации Всемирной организации здравоохранения
  • Рейтинг по уровню расходов на здравоохранение по информации Всемирной организации здравоохранения
  • Рейтинг по количеству заключённых по информации Института исследований политики в области преступности и правосудия
  • Рейтинг по уровню преднамеренных убийств по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню самоубийств по информации Всемирной организации здравоохранения
  • Рейтинг по уровню продовольственной безопасности по версии Economist Intelligence Unit
  • Рейтинг по уровню экологической эффективности по версии Yale Center for Environmental Law and Policy
  • Рейтинг по уровню несостоятельности по версии Fund for Peace
  • Рейтинг по Индексу верховенства закона по версии World Justice Project
  • Рейтинг по Индексу восприятия коррупции по версии Transparency International
  • Рейтинг по Индексу противодействия отмыванию денежных средств по версии Базельского института управления
  • Рейтинг по уровню защиты прав собственности по версии Международного Альянса прав собственности
  • Рейтинг по уровню финансовой секретности по версии Tax Justice Network
  • Рейтинг по уровню свободы человека по версии Института Катона
  • Рейтинг по уровню миролюбия по версии Vision of Humanity
  • Рейтинг по уровню демократии по версии Economist Intelligence Unit
  • Рейтинг по уровню терроризма по версии Института экономики и мира
  • Рейтинг по уровню политических и гражданских свобод по версии Freedom House
  • Рейтинг по уровню валового внутреннего продукта по информации Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню национального дохода на душу населения по информации Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню занятости по информации Международной организации труда
  • Рейтинг по уровню безработицы по информации Международной организации труда
  • Рейтинг по уровню условий ведения бизнеса по версии Всемирного банка
  • Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала по версии Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню глобальной конкурентоспособности по версии Institute of Management Development
  • Рейтинг по уровню глобальной конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума
  • Рейтинг по уровню экономической свободы по версии Heritage Foundation
  • Рейтинг по уровню прямых иностранных инвестиций по информации Всемирного банка и Международного валютного фонда
  • Рейтинг по уровню вовлечённости в международную торговлю по версии Всемирного экономического форума
  • Рейтинг по Индексу экономики знаний по версии Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню развития инноваций по версии INSEAD
  • Рейтинг по количеству патентов по информации Всемирной организации интеллектуальной собственности
  • Рейтинг по уровню научно-исследовательской активности по информации Национального научного фонда США
  • Рейтинг по уровню расходов на НИОКР по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по Индексу развития информационно-коммуникационных технологий по версии Международного союза электросвязи
  • Рейтинг по Индексу сетевой готовности по версии Всемирного экономического форума
  • Рейтинг по уровню развития электронного правительства по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню свободы Интернета по версии Freedom House
  • Рейтинг по уровню свободы средств массовой информации по версии Freedom House
  • Рейтинг по уровню свободы средств массовой информации по версии Reporters Without Borders
  • Рейтинг по Индексу хороших стран по версии Саймона Анхольта
  • Рейтинг по Индексу качества гражданства по версии Henley & Partners
  • Рейтинг по уровню глобализации по версии Швейцарского экономического института
Выходные сведения Швеция / Гума­нитар­ный портал: Государства [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2023. URL: https://gtmarket.ru/countries/sweden

 •  • 

Общая информация о стране — Торговое представительство России в Швеции

Ключевые факты и характеристики

Королевство Швеция (Швеция) — государство в Северной Европе, занимает восточную и южную часть Скандинавского полуострова. Имеет сухопутную границу с Норвегией (1619 км) и Финляндией (586 км). С востока и юга омывается Балтийским морем и его заливами, а также проливами Эресунн, Каттегат и Скагеррак. В административно-территориальном отношении Швеция разделена на 21 лен (губернию), 290 муниципалитетов (коммун).

Территория — 447 420 км2. Население — 10 151 588 человек (апрель 2018). Плотность населения — 22 чел./км2.

Национальный состав: ок. 90% населения – шведы. Единственным коренным национальным меньшинством являются саамы (лопари). В настоящее время численность иммигрантов составляет порядка 1,5 млн. человек. Самые большие группы иммигрантов в Швеции — из Финляндии, Ирака, стран бывшей Югославии, Польши, Ирана, Германии, Турции, Дании, Сомали и Норвегии.

Столица — г. Стокгольм (950 тыс. жителей, с пригородами — 2,32 млн. чел.). Крупные города: Гётеборг (564 тыс. чел.), Мальмё (334 тыс. чел.).

Государственный язык — шведский.

Государственный строй — конституционная монархия с парламентской формой правления.

Глава государства — король Карл XVI Густав Бернадот (1946 г.р., на троне c 1973 г.).

Премьер-министр — Стефан Лёвен (1957 г.р., на посту с окт. 2014 г.), глава Социал-демократической партии

Законодательный орган — Риксдаг (однопалатный парламент), 349 депутатов, которые избираются путем прямых всеобщих выборов в третье воскресенье сентября каждые четыре года. Состав Риксдага обновляется в среднем на одну треть. Срок полномочий — четыре года.

Последние выборы в Риксдаг состоялись 9 сентября 2018 г., по итогам которых блок левых партий набрал 40,67% голосов избирателей (144 голоса в Риксдаге), альянс буржуазных партий — 40,26% (143 голоса). В блоке левых партий лидирующие позиции сохранила Социал-демократическая рабочая партия Швеции — 28,26% голосов, Левая партия получила 8% голосов, Партия окружающей среды — «зеленые» — 4,41% голосов. В Альянсе буржуазных партий ведущее место занимает Умеренная партия (модераты) — 19,84% голосов, Партия Центра надрала 8,61%, Народная партия – Либералы — 5,49% и Христианские демократы — 6,32% голосов. Партия правонационалистического толка «Шведские демократы» существенно усилила свои позиции в Риксдаге, получив 17,53% голосов избирателей. Главой нового правительства стал руководитель Социал-демократической рабочей партии Стефан Лёвен. Очередные выборы в Риксдаг состоятся в сентябре 2022 года.

Денежная единица — шведская крона. Средний номинальный курс шведской кроны в 2019 г.: 1 долл. США = 9,46 шв. крон, 1 евро = 10,59 шв. крон.

Швеция — член ЕС (с 1.01.1995), член ВТО (с 1.01.1995), член ОЭСР (с 1961 г.), участник Шенгенского соглашения

Экономика Швеции
Основные макроэкономические показатели
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
ВВП в текущих ценах, млрд. шв. крон4 260,54 415,04 625,14 828,35 020,8
ВВП в текущих ценах, млрд. долл. США497,9514,5538,7555,49530,74
ВВП на душу населения, тыс. долл. США50,951,953,553,255,9
Прирост ВВП, %4,42,42,42,21,2
Уровень инфляции, %0,01,01,82,01,8
Уровень безработицы, %7,46,96,76,36,8
Годовая динамика прироста физического объема ВВП Швеции в 1994-2017 годах (в %%)

Государственный долг Швеции, в млрд. шв. крон (на 31 декабря соотв. года)
Показатель201420152016201720182019
Государственный долг Швеции139414031347132812621113
Госдолг в % к ВВП35%34%31%29%26%22%
Уровень безработицы

По данным центрального статистического бюро Швеции, в 2019 году уровень безработицы составил 6,8%. В июне 2020 года безработица в Швеции составляла 9,2%. В 2021 году уровень безработицы, по прогнозам Государственной службы занятости, достигнет 11,4%.

Золотовалютные резервы Швеции

Рыночная стоимость золотовалютных запасов Швеции составила по состоянию на 31 декабря 2019 года около 52,85 млрд. долл. США (500 млрд. шв. крон).

Основная часть резервов размещена в ценных бумагах – на сумму 44,45 млрд. долл. США (420,5 млрд. шв. крон), преимущественно в государственных облигациях. В иностранной валюте, полученной от МВФ (резервная позиция МВФ) размещено средств на сумму 0,95 млрд. долл. США, в Специальных правах заимствования (SDR) – 3,15 млрд. долл. США.

Валюты размещения: доллары США (63,4%), евро (21,6%), австралийские доллары (4,9%), фунты стерлингов (4,0%), канадские доллары (3,0%), датские кроны (1,5%), норвежские кроны (1,5%).

Стоимость запасов золота составила 6,08 млрд. долл. США (57,7 млрд. шв. крон). В количественном выражении золотой запас Швеции составил 125,7 тонн, из которых большая часть – 62,2 тонны – размещена в хранилищах Банка Англии, 33,2 тонны – в Банке Канады, 13,1 тонны – в Federal Reserve Bank of New York, 2,0 тонны в Swiss National Bank и 15,2 тонн в собственных хранилищах Риксбанка.

Внешняя торговля Швеции в 2011—2019 гг. в текущих ценах (млрд. долл. США)
Год201120122013201420152016201720182019
Товарооборот494,5469,8476,9487,4425,7427,7463,6495,4483,9
Экспорт261,5249,0252,7256,2225,5224,8239,7254,2251,4
Импорт232,9220,8224,2231,2200,2202,8223,9241,2232,5
Сальдо28,628,228,625,025,222,015,712,918,8
Шв. крон за 1 долл. США6,49696,77546,5146,85778,4358,56138,5388,6929,460
Основные торговые партнеры Швеции (по итогам 2019 г.)
ОборотЭкспортИмпорт
Млн. долл. СШАДоля, %Млн. долл. СШАДоля, %
(место)
Млн. долл. СШАДоля, %
(место)
Всего256 813,74126 240,84130 572,71
1Германия45264,314,8616882,910,5
(2)
28381,317,9
(1)
2Норвегия31686,29,1717168,110,7
(1)
14518,19,2
(3)
3Нидерланды23403,37,2084,61,65,3
(7)
14941,79,4
(2)
4Дания21698,57,0411159,27,0
(5)
10539,36,6
(4)
5Финляндия19218,95,8211394,47,1
(4)
7824,54,9
(6)
6США16964,25,7212778,018,0
(3)
4186,22,6
(12)
7Великобритания15950,95,698712,15,4
(6)
7238,84,6
(7)
8Китай15746,24,517568,24,7
(8)
8178,05,2
(5)
9Бельгия13377,84,646417,04,0
(10)
6960,84,4
(8)
10Франция12516,74,066509,44,1
(9)
6007,33,8
(10)
11Польша11799,13,485097,93,2
(11)
6701,24,2
(9)
12Италия9711,82,984401,72,7
(12)
5310,13,3
(11)
13Россия6310,042,142315,431,4
(15)
3994,612,5
(13)
14Испания5436,11,663207,12,0
(13)
2228,91,4
(15)
15Япония4229,31,162639,91,6
(14)
1589,41,0
(19)
16Австрия3500,44,621527,91,0
(18)
1972,51,2
(16)
Российско-шведские торгово-экономические отношения
Динамика развития внешней торговли России со Швецией в 2011-2019 гг.
(млн. долл. США),
данные ФТС России

Динамика развития внешней торговли России со Швецией в 2011-2019гг. (млн. шв. крон),

данные шведской статистики

Российско-шведское инвестиционное сотрудничество

С момента подписания 19 апреля 1995 года «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о поощрении и взаимной защите капиталовложений» Швеция устойчиво входит в число крупных инвесторов в российскую экономику.

В 2018 году в исследовании Всемирного банка Doing Business Швеция заняла 10 место (Россия — 35 место).

По итогам 2017 г., по данным Банка России, Швеция занимает 19-е место по объему накопленных в России прямых инвестиций, опережая как соседние Данию и Норвегию, так и такие страны, как США, Японию, Бельгию и др. По данным Банка России, объем накопленных прямых шведских инвестиций в Россию по итогам 2017 г. составил 4 038,8 млн. долл. США. Объем накопленных прямых российских инвестиций в Швецию по итогам 2017 г. составил 183,1 млн. долл. США.

Всего около 350 шведских компаний имеют представительства и отделения в России.

В текущий список 53 компаний и международных организаций, составляющих Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, входит 5 компаний со шведским капиталом — шведско-швейцарский машиностроительный концерн АББ, шведско-британский фармацевтический гигант «АстраЗенека», производитель целлюлозы и бумаги Essity (ранее — СЦА), производитель упаковки «Тетра Пак», концерн ИКЕА.

Традиционно шведские инвесторы в большей степени вкладывали в такие отрасли, как обрабатывающее производство (48%), финансовая и страховая деятельность (23%), торговля (12%), связь (4%).

Собственные производственные сети в России активно развивают компании «Вольво — грузовые автомобили», «Скания», «Орифлэйм», СКФ, Эссити (ранее — СЦА), АББ, «Альфа-Лаваль», «Тетра Пак» и др. , а компания «ИКЕА» является крупнейшим в России частным инвестором.

Наибольшая инвестиционная активность шведских инвесторов наблюдается в высокотехнологичных отраслях экономики, что определяется высоким научно-техническим и производственным потенциалом шведских компаний.

В региональном распределении шведских инвестиций, традиционно большая часть приходится на Центральный федеральный округ, где значительная доля инвестиционных вложений в виде портфельных инвестиций происходит в Москве. Значительный объем шведских инвестиций привлечен также в Калужскую область. Аналогичную роль аккумулятора инвестиционной деятельности в Северо-Западном федеральном округе выполняет г. Санкт-Петербург.

Значительный объем инвестиций накоплен и в Приволжском федеральном округе, где более значительная часть накопленных инвестиций приходится на респ. Татарстан, Саратовскую и Нижегородскую области. Данное распределение определяется не только географическим положением региона, но и созданным там местными властями инвестиционным климатом, благоприятным для иностранных инвесторов.

Дополнительные материалы по теме

Подробная информация о Швеции, Российско-Шведском Наблюдательном комитете по торговле и экономическому сотрудничеству и его рабочих группах, а также о проектах шведских компаний в России

Главные исполнительные и законодательные органы

Введение

Швеция является монархией, а нынешний король Карл XVI Густав является главой государства. Глава государства является главным представителем Королевства. Глава государства не участвует в заседаниях правительства, но информируется по вопросам государственной важности. В соответствии с представительной и парламентской демократией Швеции парламент принимает законы и принимает решения, которые реализуются правительством и его органами.

Центральная администрация

Швеция является представительной демократией, что означает, что все политические партии, получившие более четырех процентов голосов на всеобщих выборах, получают места в парламенте. Только граждане Швеции могут голосовать на национальных парламентских выборах. Жителям Швеции, имеющим иностранное гражданство, разрешается голосовать на местных выборах после того, как они прожили в Швеции в течение определенного периода времени.

Парламент

Шведский парламент (риксдаген) состоит из 349 представителей, избираемых на четырехлетний срок полномочий. Парламент имеет определяющее влияние при формировании нового правительства. Задача спикера, как главного представителя парламента, состоит в том, чтобы предложить кандидата на пост премьер-министра. Спикер совещается с лидерами политических партий в парламенте и определяет, у кого больше шансов сформировать правительство, т.е. у кого наибольшая поддержка в парламенте. В парламенте представлены восемь политических партий.

Парламент принимает законы и принимает решения об уровнях и распределении доходов и расходов государства. Сначала правительство вносит предложения в парламент в виде правительственных законопроектов. Затем правительство принимает решение о правилах, необходимых для реализации решений, принятых парламентом. Кроме того, правительство в своем бюджете, утвержденном парламентом, закладывает средства на различные цели. Он также заключает соглашения с другими государствами, руководит государственной деятельностью в дополнение к руководству деятельностью административных органов и в некоторых случаях рассматривает апелляции на решения, принятые властями. Важной задачей парламента является обеспечение выполнения правительством и властями его решений.

Правительство

Правительство (regeringen) состоит из премьер-министра и назначаемых министров. Члены правительства и премьер-министр работают над реализацией общей политической программы. Обычно министры избираются в парламент. Если члены парламента назначаются министрами, они замещают их парламентскую работу.

Правительство имеет в своем распоряжении штат государственных служащих, известных как правительственные учреждения. Штат сотрудников насчитывает около 5 000 человек (на 2022 год), в том числе работающих за границей в посольствах, консульствах и международных организациях, приписанных к различным министерствам. Около 200 человек являются политиками, которые формируют руководство и политических советников в каждом министерстве, а остальные сотрудники являются государственными служащими. Количество министерств и направленность их деятельности время от времени меняются, в основном в результате изменения политических приоритетов.

Министерствами, занимающимися вопросами образования, являются Министерство образования и исследований, Министерство занятости и Министерство предпринимательства и инноваций. Министерства в международном плане сравнительно небольшие. Они сотрудничают в значительной степени как подготовительные органы для правительства, а практическое выполнение решений делегировано центральным административным органам. В сфере образования действуют такие органы, как Шведское национальное агентство по образованию, Шведская школьная инспекция, Национальное агентство по образованию и школам с особыми потребностями, Шведский совет по высшему образованию и Шведское управление высшего образования. Единственным исключением, однако, является Министерство иностранных дел, которое функционирует как часть аппарата правительства и как центральный надзорный орган для шведских посольств и консульств за рубежом. Информацию о министрах, занимающихся вопросами образования, см. в разделе 2.6 «Администрация и управление на центральном и/или региональном уровне».

Некоторые вопросы, которыми занимается правительство, сложнее других. Некоторые вопросы могут повлиять на все шведское общество в течение длительного времени, в то время как другие могут носить сложный технический характер. Прежде чем будут приняты определенные решения, правительство может назначить комиссию по расследованию для изучения конкретного вопроса в соответствии с руководящими принципами, кругом ведения, установленными правительством. Эти комиссии состоят из экспертов, государственных служащих и политиков, знакомых с соответствующим вопросом.

Комиссия может состоять из экспертов или представителей различных организаций; он может состоять из членов парламента или одного уполномоченного, обладающего специальными знаниями в данной области, и интенсивно работает в течение ограниченного периода времени, чтобы внести предложения о том, как решить проблемы в важных областях. Правительство издает директивы для работы каждой комиссии. Комиссия выполняет свою задачу, а затем вносит свои предложения в правительство. Обычно одновременно действуют около 200 комиссий, большинство из которых работает в течение периода времени до двух лет. Каждый год правительство представляет в парламент отчет об этих комиссиях, в котором указывается, какие из них находятся в процессе и как продвигается их работа.

По завершении своей работы комитеты публикуют свои выводы в итоговом отчете, которому иногда предшествует промежуточный отчет. Эти отчеты публикуются в серии официальных отчетов правительства Швеции. Предложение комитета сначала распространяется для комментариев, прежде чем оно будет оформлено в виде правительственного законопроекта. Это дает заинтересованным сторонам, таким как государственные учреждения, заинтересованные группы и широкая общественность, возможность высказать свое мнение по этому вопросу.

Общая ответственность за образование на национальном уровне

Правительство и парламент несут общую ответственность за образование в Швеции. Почти все образование находится под эгидой Министерства образования и науки, в том числе:

  • Дошкольное образование (förskola)
  • Дошкольный класс (förskoleklass)
  • Обязательное школьное образование (grundskola)
  • Саамская школа (sameskola) 9003 6
  • Обязательная школа для учащихся с ограниченными возможностями обучения (grundsärskola)
  • Специальная школа (specialskola)
  • Гимназия
  • Гимназия для учащихся с ограниченными возможностями обучения (gymnasiesärskola)
  • Муниципальное образование для взрослых (kommunal vuxenutbildning, Komvux)
  • Специальное образование для взрослых (särskild utbildning for vuxna, sä rvux)
  • шведский обучение для иммигрантов (svenskundervisning for invandrare, sfi)
  • Высшее образование и научные исследования (högskolan)

Шведский университет сельскохозяйственных наук подчиняется Министерству сельского хозяйства. Обучение на рынке труда находится в ведении Министерства занятости. Министерство обороны отвечает за подготовку офицеров, а Министерство юстиции — за подготовку сотрудников полиции.

Центральные административные органы

Практическая реализация решений правительства и парламента возложена на центральные административные органы, которые независимы от министерств, но финансируются ими. Эти агентства принимают свои собственные решения в соответствии с ежегодными руководящими принципами, установленными правительством. Эти руководящие принципы представляют собой общие инструкции для органа власти, в годовом документе об ассигнованиях государственного бюджета и в качестве специальных задач. Школьная система ориентирована на цели с высокой степенью ответственности на местном уровне. Основная ответственность за образование лежит на муниципалитетах и ​​органах власти, отвечающих за субсидируемые частные школы. Основные агентства, занимающиеся вопросами образования:

Шведское национальное агентство по образованию (Skolverket) является центральным административным органом шведской системы государственных школ для детей, молодежи и взрослых, а также по уходу за детьми дошкольного и школьного возраста. Задачей агентства является активная работа для достижения целей, сформулированных на разных уровнях школьной системы, т. е. в школьной программе, программе курсов и т. д. Агентство направляет, поддерживает, отслеживает и оценивает работу и результаты муниципалитетов и школ с целью повышения качества, гарантируя, что все ученики имеют доступ к равному образованию. Шведское национальное агентство по образованию также отвечает за распределение и оценку государственных грантов для достижения поставленных целей и за обеспечение качества различных видов деятельности. Агентство оказывает поддержку дошкольным учреждениям и школам в их развитии, а предоставляемая поддержка имеет национальный приоритет.

Шведская школьная инспекция (Skolinspektionen) следит за тем, чтобы местные власти и независимые школы соблюдали существующие законы и постановления. Это центральное агентство, отвечающее за дошкольное образование, благополучие школьников, управление школами и образование для взрослых. Целью агентства является обеспечение равного права всех детей на хорошее образование в безопасной среде. Шведская школьная инспекция осуществляет регулярный надзор за всеми школами. Он также отвечает за выдачу лицензий новым независимым школам. Кроме того, он принимает решения по заявкам на получение субсидий, а также контролирует национальный надзор за старшими средними школами.

Шведский совет по высшему образованию (Universitets-och högskolerådet) — шведское государственное учреждение, выполняющее множество различных задач в сфере образования, в том числе:

  • Координация приема в высшие учебные заведения.
  • Проведение шведского теста на школьные способности.
  • Предоставление поддержки и информации всем, кто хочет получить высшее образование.
  • Расширение участия и предотвращение дискриминации в высшем образовании.
  • Продвижение, поддержка и анализ в секторе высшего образования.
  • Правила производства.
  • Признание иностранных квалификаций.
  • Содействие международному обмену и обучению по всему образовательному спектру.
  • Управление и разработка ИТ-систем и электронных услуг для сектора образования.

Управление высшего образования Швеции (Universitetskanslersämbetet) — это государственное учреждение, которое оценивает программы, предлагаемые высшими учебными заведениями, для контроля их качества. Орган оценивает все программы, ведущие к присвоению общей или профессиональной квалификации, а также программы третьего цикла. Работа также включает обзор полномочий высших учебных заведений по присуждению ученых степеней. Орган также оценивает заявки на право присуждения квалификаций, оценивая, соответствуют ли программы требованиям качества. Шведское управление высшего образования имеет три основные сферы ответственности:

  • Обеспечение качества высшего образования и оценка полномочий государственных высших учебных заведений по присуждению ученых степеней.
  • Правовой надзор за высшим образованием.
  • Мониторинг эффективности, последующее наблюдение и обзор горизонтов, а также ответственность за статистику в секторе высшего образования.

Суды

В Швеции существует три вида судов: общие суды, которые включают окружные суды, апелляционные суды и Верховный суд; общие административные суды, то есть административные суды, административные апелляционные суды и Верховный административный суд; а также специальные суды, например Суд по трудовым спорам и Суд по рыночным отношениям. Суды имеют независимый статус в рамках шведской конституции. Ни парламент, ни какой-либо другой орган не могут решать, как суд должен выносить решение по тому или иному делу. Для получения дополнительной информации см. Шведские суды.

Региональная администрация

Швеция разделена на округа (län). Задачи окружных советов (ландтингов) заключаются в решении вопросов, представляющих общий интерес, в таких областях, как здравоохранение и здравоохранение, образование, социальная помощь, а также сельское хозяйство и промышленное развитие. Члены совета графства избираются на всеобщих выборах каждые четыре года в соответствии с теми же принципами, которые применяются к муниципальным выборам. Муниципалитеты и окружные советы взимают налоги с жителей для выполнения своих обязательств. Высшими органами принятия решений на региональном уровне являются советы окружных советов.

Местная администрация

Швеция состоит из 290 муниципалитетов (коммунеров). Каждый муниципалитет является географически ограниченной административной единицей или регионом. Высшими органами принятия решений на местном уровне являются местные муниципальные советы. Муниципальное самоопределение является важной частью шведской демократической системы и регулируется муниципальным законом. Основными обязанностями на местном уровне в сфере образования являются дошкольные мероприятия (förskola), предоставление услуг по уходу за детьми школьного возраста, дошкольный класс (förskoleklass), обязательная школа (grundskola), обязательная школа для учащихся с ограниченными возможностями обучения (grundsärskola), гимназия (gymnasieskola), гимназия для учащихся с ограниченными возможностями обучения (gymnasiesärskola), муниципальное образование для взрослых (communal vuxenutbildning, Komvux), специальное образование для взрослых (särskild utbildning för vuxna, särvux) и шведское обучение для иммигрантов (svenskundervisning for invandrare , сфи). Муниципалитеты также несут ответственность за социальные услуги (медицинское обслуживание детей и молодежи, социальную помощь, уход и поддержку пожилых людей и т. д.), охрану окружающей среды и здоровья, оборудование и содержание улиц, дорог, парков, градостроительство и строительство, а также а также культура и спорт. Выборы в местные муниципальные советы проводятся раз в четыре года одновременно с всеобщими выборами. Право голоса имеют жители муниципального образования, в том числе иностранные граждане, прожившие в нем три года подряд. Граждане стран-членов ЕС, а также Исландии и Норвегии также имеют право голоса, если они зарегистрированы в Швеции. Местный муниципальный совет избирает муниципальный совет, а также другие органы, принимающие решения, которые вместе несут ответственность за управление и выполнение решений, принятых муниципальным советом. Муниципальный совет руководит и координирует административную работу, в то время как различные органы и советы несут ответственность за свои области деятельности.

 

 

Швеция: Доклад о свободе в мире за 2022 год

КЛ Гражданские свободы

Д Свобода слова и убеждений

Д1 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Существуют ли свободные и независимые СМИ? 4.004 4.004

СМИ Швеции независимы. Большинство газет и периодических изданий находятся в частной собственности, а собственность на средства массовой информации сосредоточена в руках небольшой группы лиц. Правительство субсидирует ежедневные газеты независимо от их политической принадлежности. Общественные вещатели еженедельно транслируют радио- и телепрограммы на нескольких языках меньшинств. Сообщалось об угрозах и запугивании журналистов, особенно в отношении тех, кто освещает организованную преступность, религию, экстремистские группы или другие деликатные темы. В правительственном опросе 2021 года 67 процентов женщин-журналистов и 41 процент мужчин-журналистов сообщили, что сталкивались с ненавистническими высказываниями и оскорблениями в Интернете.

Д2 1,00–4,00 балла 0–4 балла

Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? 4.004 4.004

Свобода вероисповедания гарантирована Конституцией и в целом соблюдается, при этом государство регистрирует и расследует такие преступления. В состав полиции входит постоянное подразделение, обученное борьбе с преступлениями на почве ненависти. Однако о преступлениях на почве религиозной ненависти часто не сообщается. Универсальный периодический обзор ООН по Швеции за 2020 год выявил множество таких инцидентов, в основном направленных против мусульман и евреев. В марте 2021 года правительство приняло ряд мер по борьбе с преступлениями на почве ненависти, включая преступления на почве религиозной ненависти.

Д3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? 4. 004 4.004

Академическая свобода обычно соблюдается.

Д4 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? 4.004 4.004

Частное обсуждение является открытым и оживленным.

Е Ассоциативные и организационные права

Е1 1,00-4,00 балла0-4 балла

Есть ли свобода собраний? 4.004 4.004

Свобода собраний в целом соблюдается законом и на практике. Для борьбы с ростом числа случаев заражения COVID-19 в январе 2021 года Швеция ввела закон о чрезвычайной изоляции, который позволил правительству ограничить количество людей в магазинах, на предприятиях и в общественных местах, а в прошлом году запретил собрания более 50 человек. Однако с тех пор большинство ограничений снято.

Е2 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правами человека и работой, связанной с управлением? 4.004 4.004

Неправительственные организации всех видов действуют свободно.

Е3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? 4.004 4.004

Право на забастовку и создание профсоюзов гарантируется. Профсоюзные федерации, которые представляют примерно 70 процентов рабочей силы, сильны и хорошо организованы.

Ф Верховенство закона

F1 1,00-4,00 балла0-4 балла

Существует ли независимая судебная система? 4.004 4.004

Согласно конституции судебная власть является независимой. Около 70 процентов населения считает свои суды независимыми. Постоянные судьи назначаются правительством по предложениям Совета по предложениям судей. Постоянный судья не может быть уволен, кроме как в конкретных случаях коррупции или других правонарушений. В каждом районном суде, апелляционном суде, административном суде и административном апелляционном суде есть народные заседатели. Народные заседатели назначаются на местном уровне и не являются политическими, хотя и назначаются политическими партиями.

Ф2 1,00-4,00 балла0-4 балла

Преобладает ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? 4.004 4.004

Верховенство закона преобладает в гражданских и уголовных делах. Подсудимые считаются невиновными до тех пор, пока их вина не будет доказана, и государство должно предоставлять юридическую помощь лицам, обвиняемым в совершении уголовных преступлений.

Ф3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? 4. 004 4.004

В то время как в Швеции нет крупномасштабных мятежей, растущее беспокойство вызывает рост уличного насилия. Стрельба со смертельным исходом, поджоги и взрывы ручных гранат произошли в последние годы во многих шведских городах, в основном в бедных районах с большим количеством иммигрантов. К октябрю 2021 года произошло 110 перестрелок, в которых погиб не менее 21 человека. Хотя в сентябре 2020 года правительство объявило о мерах по снижению уровня насилия, в том числе о предоставлении полиции расширенных полномочий по поиску и наблюдению, проблема не устранена. Взрыв в сентябре 2021 года в многоквартирном доме в Гетеборге ранил более 20 человек. Последние статистические данные также свидетельствуют о росте числа убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия.

Правительство ввело новые антитеррористические меры после теракта 2017 года. Закон сосредоточился на усилении безопасности в общественных местах, более широком обмене информацией между государственными органами и более жестком контроле за лицами, которые считаются представляющими угрозу безопасности.

Ф4 1,00-4,00 балла0-4 балла

Гарантируют ли законы, политика и практика равное отношение к различным слоям населения? 4.004 4.004

Шведское государство работает над обеспечением равной защиты и прав для всех членов населения. Омбудсмен по вопросам равенства наблюдает за усилиями по предотвращению дискриминации по признаку пола, этнического происхождения, инвалидности и сексуальной ориентации. Однако Организация Объединенных Наций призвала усилить полномочия омбудсмена и отметила проблемы с дискриминацией со стороны сотрудников полиции и исправительных учреждений.

В 2017 году правительство Швеции проголосовало за введение ограничений на пособие по уходу за ребенком для иммигрантов. В 2016 году парламент принял закон, который ужесточил ограничения для лиц, ищущих убежища, в том числе запрет на воссоединение семей.

В последние годы появилось множество сообщений о том, что члены Шведских демократов и других партий делают антисемитские и антимусульманские высказывания. Лидеры еврейских и мусульманских общин в Швеции заявляют, что крайне правые представляют собой косвенную, но реальную угрозу для их общин. Согласно правительственным данным, в 2018 году было совершено 7 090 преступлений с установленным мотивом преступления на почве ненависти (последний год, по которому доступна статистика), из которых 4 865 имели ксенофобский или расистский мотив.

В Универсальном периодическом обзоре ООН за 2020 год для Швеции выражена озабоченность по поводу сообщений о преследовании полицией представителей групп меньшинств, а также по поводу отсутствия четких правовых положений, запрещающих организации, пропагандирующие и разжигающие расовую ненависть. В Швеции постоянно звучат обвинения в структурном расизме.

г Личная автономия и индивидуальные права

Г1 1,00-4,00 балла0-4 балла

Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность менять место жительства, работу или образование? 4. 004 4.004

Свобода передвижения гарантируется законом и в целом соблюдается на практике. Однако лица, ищущие убежища, могут быть закреплены за местом жительства, а иногда могут быть вынуждены изменить место жительства. Швеция продолжает поддерживать контрольно-пропускные пункты на своих внешних границах, которые были установлены во время кризиса беженцев 2015 года. Из-за COVID-19пандемии правительство приостановило несущественные поездки в Швецию из стран, не входящих в Европейский союз (ЕС), в 2020 году. Запрет не распространяется на тех, кто имеет вид на жительство в Швеции, или на тех, у кого есть семья, проживающая в Швеции. Запрет был снят для стран ЕС, но остается в силе для большинства стран, не входящих в ЕС, по состоянию на декабрь 2021 года.

G2 1,00–4,00 балла 0–4 балла

Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неоправданного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? 4. 004 4.004

Правительство уважает права людей на владение собственностью и открытие частного бизнеса. Постановление Верховного суда от 2011 года предоставило саамским оленеводам гражданские права на спорные земли.

Г3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? 4.004 4.004

Однополым парам по закону разрешено вступать в брак и усыновлять; лесбийские пары имеют те же права на искусственное оплодотворение и экстракорпоральное оплодотворение, что и гетеросексуальные пары. Человек может на законных основаниях изменить свою гендерную идентичность, хотя для этого требуется медицинская оценка.

В стране постоянно высокий уровень изнасилований и сексуальных посягательств. В 2018 году был принят закон, в котором определение изнасилования было изменено на основе согласия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *