Самолет может упасть из-за турбулентности? — Meduza
1
Что случилось?
27 пассажиров рейса «Аэрофлота», который летел из Москвы в Бангкок, получили травмы из-за того, что самолет при подлете к аэропорту попал в зону турбулентности. По словам источника «Интерфакса», «самолет подбросило на 100–200 метров вверх, часть непристегнутых пассажиров по инерции оказалась выброшена в проход». Люди получили ушибы, переломы и вывихи. В «Аэрофлоте» объяснили, что не могли заранее предупредить пассажиров, потому что самолет попал в «турбулентность ясного неба».
2
Турбулентность — это что?
Турбулентность — это физическое явление, с которым в той или иной степени сталкивался каждый человек, летавший на самолетах. Самолет вдруг начинает подбрасывать и трясти — как машину на ухабистой дороге. Турбулентность может возникнуть по разным причинам, например, когда самолет попадает в грозовое облако. Водяной пар в таком облаке превращается в капли и создает энергию, которая нагревает воздух; восходящие и нисходящие потоки нагретого воздуха раскачивают самолет. Радары позволяют предвидеть такие ситуации, да и сами пилоты стараются облетать облака, если понимают, что самолет может начать трясти.
Бывает, что турбулентность возникает, когда самолет попадает под потоки воздуха, идущие от другого самолета — того, что летел перед ним. Такое случается в том числе и возле аэропортов. Особенно сложно приходится небольшим самолетам, которые летят вслед за большими. Есть разные способы, позволяющие пилотам и диспетчерам избегать таких ситуаций.
Турбулентность ясного неба предсказать сложно — и уже из названия ясно, почему это так. Если совсем просто, такая турбулентность возникает, когда сталкиваются два воздушных потока, движущиеся с разной скоростью или в разных направлениях. Часто это происходит на большой высоте возле устойчивых струйных течений (такие течения напоминают морские — как Гольфстрим, только в небе). Если пилоты сталкиваются с турбулентностью ясного неба, они сообщают об этом — и экипажи других самолетов берут эти сведения в расчет.
3
Турбулентность — частое явление?
Постоянное. Но, как правило, турбулентность такая слабая, что пассажиры ее особенно не замечают. Сильная турбулентность возникает намного реже.
4
А самолет может упасть из-за турбулентности?
Теоретически может, но такое происходит крайне редко — современные самолеты способны выдержать даже очень сильную турбулентность. Последний случай, когда разбился самолет, попавший в зону турбулентности, произошел 16 лет назад — 12 ноября 2001 года. Да и то, тогда катастрофа произошла из-за ошибки пилота.
5
Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?
Нет, совсем не часто. Например, по данным американского Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB), каждый год в США травмы из-за турбулентности получают около 60 человек, которые летят, не пристегнув ремни. Учитывая, что за год американские авиакомпании перевозят сотни миллионов людей, 60 случаев — это не так много.
С 1980 по 2008 год серьезные травмы из-за турбулентности получили 298 человек, трое погибли. Большинство пострадавших были членами экипажа. Надежной статистики по всему миру у нас нет. По данным AirSafe, всего в мире с 1980-х из-за тяжелых травм, полученных во время полета, погибли шесть пассажиров.
6
Можно как-то сократить риск травмы из-за турбулентности?
Пристегнитесь. И оставайтесь пристегнутыми во время всего полета. Держите ручную кладь только на специальной полке и не забывайте ее закрывать — иначе вас или кого-то другого может ударить чемоданом. Когда идете по проходу, держитесь за спинки кресел или за полки для ручной клади. И ни в коем случае не держите детей на коленях — вы не сможете удержать ребенка при резком рывке. Внимательно слушайте предупреждения экипажа.
Александр Борзенко, Денис Дмитриев
во всем виноваты изменения климата, вызванные человеком
Хотя турбулентность не совсем приятна, однако это вполне нормальная, а зачастую и неизбежная часть полета. Однако она может стать гораздо хуже из-за изменений климата.
Related video
Турбулентность приводит к изменению скорости и направлению ветра, возникающей на небольшом расстоянии в атмосфере. Когда самолет попадает в эти сильные ветровые потоки, они могут отталкивать или оттягивать его в разные стороны. В большинстве своем коммерческие рейсы пролетают высоко над этими зонами, чтобы избежать частого возникновения турбулентности, но она может случаться на разных высотах, пишет Newsweek.
В Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и интересные новости из мира науки!
В 2019 году специалисты из Университета Рединга в Великобритании провели исследования и обнаружили, что вертикальное смещение в воздушных потоках увеличилось на 15 процентов с момента начала наблюдений в 1979 году.
Соавтор исследования Пол Уильямс, профессор атмосферных наук на кафедре метеорологии Университета Рединга, делится: «Мы собрали немало научных доказательств того, что турбулентность растет из-за изменения климата. Невидимая форма турбулентности, которая называется турбулентностью ясного неба, образуется сейчас на 15 процентов сильнее, чем в 1970-х годах. Мы ожидаем дальнейшее усиление этого оползня в ближайшие десятилетия, что, возможно, удвоит или утроит силу турбулентности».
Настолько сильна, что повредила самолет
За последние месяцы известно о нескольких инцидентах, когда сильная турбулентность повлекла за собой повреждения в самолетах. В начале марта из-за этого явления пришлось госпитализировать семерых людей во время полета самолета авиакомпании Lufthansa из Остина, штат Техас, во Франкфурт, Германия. На борту судна тогда находились 184 человека, включая членов экипажа. И хотя он был вынужден сменить направление, однако приземлиться удалось благополучно.
В декабре 2022 года самолет Hawaiian Airlines, следовавший из Феникса, штат Аризона, в Гонолулу, штат Гавайи, попал в сильную турбулентность, в результате которой пострадали 25 человек. На борту находились 278 пассажиров, восемь бортпроводников и два пилота. Турбулентность была столь сильной, что повредила салон самолета.
В 2021 году рейс American Airlines, следовавший во Флориду, нужно было перенаправить в Луизиану после того, как из-за турбулентности пострадали 10 человек на борту.
В 2019 году по меньшей мере 35 человек пострадали после того, как самолет авиакомпании Air Canada, следовавший из Торонто, Канада, в Сиднее, Австралия, попал во внезапную турбулентность. Самолет был вынужден совершить вынужденную посадку в Гонолулу.
И это далеко не все случаи.
Без младенцев «на коленях»
Недавно стюардессы возобновили призывы запретить перевозку «детей на коленях» в самолетах.
На большинстве коммерческих рейсов детям младше двух лет разрешается сидеть на коленях у родителей во время полета. Однако недавние случаи сильной турбулентности вызвали беспокойство Ассоциации бортпроводников (AFA-CWA), ведь такой полет может привести к травмам, если это будет продолжаться.
Сара Нельсон, возглавляющая AFA-CWA, рассказывает: «Недавно мы видели, как самолеты попадали в турбулентность и падали на высоту 1,2 тыс. км за долю секунды. Даже самые заботливые родители не смогут уберечься от перегрузок и удержать своего ребенка. Это просто физически невозможно».
К чему изменение климата
Доподлинно неизвестно, когда ситуация дойдет до крайней точки. Однако ни для кого не секрет, что климатические изменения становятся все хуже с чрезвычайной скоростью.
С 1880 года температура Земли повышалась на 0,14 градуса по Фаренгейту в среднем за десятилетия. Однако с 1981 года темпы потепления вдвое выше — 0,32 градуса по Фаренгейту за этот же период.
Как считают исследователи из Университета Рединга, изменения климата, повлекшие за собой деятельность человека, могут повлиять на появление сильной турбулентности и сделать ее втрое более частой до 2050-2080 годов.
Конечно, доподлинно неизвестно, будет ли от этого возникать больше травм во время полетов. И хотя в последнее время было несколько случаев сильной турбулентности, это еще не означает, что она стала новой нормой или связана с изменением климата.
Уильямс считает: «Наука говорит нам, что изменение климата делает атмосферу более бурной. Однако становятся ли полеты более беспокойными и опасными — это уже другой вопрос, поскольку здесь действуют другие факторы. Прогнозы турбулентности, которые пилоты используют для планирования плавных маршрутов полетов, постоянно совершенствуются, современные самолеты лучше справляются с этим явлением, и, возможно, улучшается соблюдение пассажирами рекомендаций по пристегиванию ремней безопасности. Приведет ли более бурная атмосфера к большему количеству травм, еще предстоит выяснить».
Даже если сильная турбулентность встречается чаще, это не значит, что летать становится более опасным удовольствием. Несмотря на частые случаи, когда люди получают травмы, в призме всех полетов они все еще достаточно редки.
Тодд Лейн, руководитель школы географии, наук о Земле и атмосфере и профессор атмосферных наук в Мельбурнском университете, делится: «Авиаперелеты как таковые безопасны. Столкновения с турбулентностью случаются редко, а травмы — еще реже».
По его словам, более детальные исследования этого явления помогут пилотам планировать более плавные маршруты в будущем. Они располагают все большей информацией для выявления и избежания турбулентности.
А потому, несмотря на изменения турбулентности, ученые уверены, что авиаперелеты в будущем станут безопаснее. Однако соблюдать правила и нормы безопасности во время перелетов, как и не брать детей на колени, очень важно для пассажиров.
Ранее Фокус писал о невероятном коралловом рифе, выросшем на затонувшем корабле времен Второй мировой войны. Ученые считают, что такие искусственные рифовые структуры помогут кораллам не погибнуть из-за стремительных изменений климата.
Турбулентность | SKYbrary Aviation Safety
Описание
Турбулентность вызывается относительным движением возмущенного воздуха, в котором летит самолет. Его происхождение может быть тепловым или механическим, и оно может возникать внутри или вне облака. Абсолютная сила турбулентности напрямую зависит от скорости изменения скорости или направления воздушного потока (или того и другого), хотя на восприятие степени турбулентности, с которой пришлось столкнуться, будет влиять масса задействованного воздушного судна.
Значительная механическая турбулентность часто возникает в результате прохождения сильного ветра над неровной местностью или препятствиями. Менее сильная низкоуровневая турбулентность также может быть результатом конвекции, вызванной поверхностным нагревом.
Турбулентность также может возникать из-за движения воздуха, связанного с конвективной активностью, особенно во время грозы или вблизи нее, или из-за наличия сильных температурных градиентов вблизи струйного течения. Турбулентность струйных течений, как и турбулентность, вызванная Горными волнами, которая может образовываться с подветренной стороны от хребтов, возникает вне облаков и в форме Турбулентности ясного неба (CAT) (CAT).
Очень локализованная, но иногда сильная турбулентность вихревого следа может возникнуть при следовании за другим самолетом или пересечении его позади. Эта турбулентность возникает из-за замыкающих вихрей законцовки крыла, создаваемых предшествующим самолетом; однако это явление носит отчетливо преходящий характер.
Воздух, движущийся над возвышенностями или вокруг них, может создавать турбулентность с подветренной стороны рельефа. Это может привести к резким и, для небольших самолетов, потенциально неконтролируемым эффектам, приводящим к тангажу и/или крену в экстремальных положениях.
Относительное движение воздуха, которое связано с быстрыми темпами изменения скорости ветра, описывается как сдвиг ветра, и, когда оно сильное, его может быть достаточно для резкого отклонения воздушного судна от его предполагаемой траектории полета, так что для компенсации требуется существенное вмешательство органов управления. Последствия таких столкновений могут быть особенно опасными на малой высоте, где любая потеря управления может произойти достаточно близко к местности, что затруднит восстановление. Сильные нисходящие порывы, которые происходят под основанием кучево-дождевых облаков, называемые микропорывами, являются классическим примером обстоятельств, способствующих сдвигу ветра на малых высотах 9. 0005
Интенсивность турбулентности
В целях сообщения и прогнозирования турбулентности в воздухе она классифицируется по относительной шкале в соответствии с ее воспринимаемым или потенциальным воздействием на «типичное» воздушное судно как легкая, умеренная, сильная и экстремальная.
- Легкая турбулентность является наименее серьезной, с небольшими неустойчивыми изменениями положения и/или высоты.
- Умеренная турбулентность похожа на легкую турбулентность, но с большей интенсивностью: могут возникать колебания скорости, высоты и положения, но управление самолетом все время сохраняется.
- Сильная турбулентность характеризуется большими резкими изменениями положения и высоты с большими колебаниями воздушной скорости. Могут быть короткие периоды, когда эффективное управление воздушным судном невозможно. Незакрепленные предметы могут перемещаться по кабине, что может привести к повреждению конструкций самолета.
- Экстремальная турбулентность может вызвать структурные повреждения и привести к длительной, возможно окончательной, потере управления летательным аппаратом.
Оценка турбулентности в полете в значительной степени субъективна. Обычные столкновения связаны с легкой или умеренной турбулентностью, хотя неопытным пассажирам (или пилотам), особенно в небольших самолетах, эти условия могут показаться серьезными.
Восприятие серьезности турбулентности, испытываемой воздушным судном, зависит не только от силы воздушного возмущения, но и от размера воздушного судна — умеренная турбулентность в большом воздушном судне может казаться сильной в небольшом воздушном судне. Поэтому в отчетах пилотов о турбулентности должен упоминаться тип воздушного судна, чтобы помочь другим пилотам в той же зоне или на подходе к ней оценить ее актуальность.
Статьи по теме
- Турбулентность вихревого следа
- Сдвиг ветра на малых высотах
- Турбулентность чистого воздуха (CAT)
- Горные волны
Дополнительная литература
- Бюро расследований и анализов (BEA) Инциденты на воздушном транспорте № 5 — Градиенты ветра и турбулентность
- Обзор авиационных происшествий, связанных с погодной турбулентностью, в США, 1992–2001 гг. , отчет FAA (2004)
Категории
Погода, турбулентность, Авиация общего назначения
Что нужно знать о турбулентности в самолетах
Путешествия|Пристегните ремни: что нужно знать о турбулентности
https://www.nytimes.com/article/airplane-turbulence.htmlРеклама
Продолжить чтение основной историиНедавние инциденты с турбулентностью во время авиаперелетов вызывают вопросы об этом сложном погодном явлении. Вот что мы знаем об этом и как оставаться в безопасности.
Leer en español
Бесчисленное количество путешественников испытали отчетливое вызывающее тревогу ощущение турбулентности на рейсах: глаза зажмурены, руки вцепились в подлокотники изо всех сил, они готовятся к предстоящим американским горкам.
В результате недавних инцидентов десятки пассажиров получили ранения. В прошлом месяце семь пассажиров рейса Lufthansa из Техаса во Франкфурт были госпитализированы с легкими травмами после того, как их самолет попал в сильную турбулентность во время полета над Теннесси. А в декабре около двух десятков человек, в том числе младенец, пострадали на рейсе Hawaiian Airlines из Феникса в Гонолулу, который незадолго до приземления столкнулся с сильными ветрами.
Недавние отчеты вызывают вопросы о том, становятся ли турбулентность более частыми и интенсивными.
Мы поговорили с несколькими экспертами, чтобы узнать больше о трудно предсказуемом погодном явлении. Вот что они сказали.
Турбулентность – это нестабильное движение воздуха, вызванное изменениями скорости и направления ветра, например, струйными течениями, грозами и холодными или теплыми погодными фронтами. Он может варьироваться по степени тяжести, вызывая незначительные или резкие изменения высоты и скорости воздуха.
Это связано не только с ненастной погодой, но и с ясным небом. И он может быть незаметен как глазу, так и метеорологическому радару.
Существует четыре классификации турбулентности: легкая, умеренная, сильная и экстремальная. По данным Национальной метеорологической службы, в случае сильной турбулентности пилоты могут потерять контроль над самолетом и даже повредить его конструкцию.
Недавние исследования показывают, что турбулентность растет и что это изменение вызвано изменением климата, в частности повышенным уровнем выбросов углекислого газа, влияющим на воздушные потоки.
Пол Уильямс, профессор атмосферных наук Университета Рединга в Англии, изучает турбулентность более десяти лет.
Исследование доктора Уильямса показало, что турбулентность ясного неба, которая чаще всего возникает на больших высотах и зимой, может утроиться к концу века. Он сказал, что этот тип турбулентности всех категорий увеличивается во всем мире на всех высотах полета.
Его исследования показывают, что в ближайшие годы мы можем столкнуться с более ухабистыми полетами, что потенциально может привести к большему количеству травм среди пассажиров и членов экипажа.
Метеорологи полагаются на множество различных алгоритмов, спутников и радиолокационных систем для получения подробных авиационных прогнозов для таких условий, как холодный воздух, скорость ветра, грозы и турбулентность. Они отмечают, где и когда может произойти турбулентность.
Дженнифер Строозас, метеоролог Авиационного метеорологического центра Национальной метеорологической службы, назвала турбулентность «определенно одной из самых сложных вещей для прогнозирования».
Используя эти прогнозы, в дополнение к указаниям авиадиспетчеров, пилоты пытаются обходить зоны турбулентности, регулируя высоту, чтобы найти наиболее плавный полет. Это означает полет выше или ниже высоты, на которой синоптики предсказывают турбулентность, и потенциальное сжигание большего количества топлива, чем первоначально предполагалось, что может быть дорогостоящим.
Роберт Сумвальт, бывший председатель Национального совета по безопасности на транспорте, который сейчас возглавляет новый центр авиационной безопасности в Авиационном университете Эмбри-Риддл, подчеркнул, что невозможно предотвратить или предсказать все турбулентности.
«Всегда существует вероятность неожиданного непогоды», — сказал мистер Сумвальт. «Как правило, это не причинит вам вреда и не оторвет крылья у самолета».
Турбулентность также представляет большую угрозу для небольших самолетов, которые более чувствительны к изменениям скорости ветра, чем для крупных коммерческих авиалайнеров, сказала г-жа Строозас из Национальной метеорологической службы.
Самолеты спроектированы так, чтобы выдерживать суровые условия, и из-за турбулентности самолеты редко получают структурные повреждения.
Но турбулентность может раскачивать пассажиров и членов экипажа, что может привести к серьезным травмам. Многие эксперты подчеркнули, что оставаться на своих местах и максимально пристегиваться ремнем безопасности во время полета — лучший способ снизить риски.
«Если вы будете оставаться пристегнутыми, у вас гораздо меньше шансов получить травму», — сказал Томас Гуинн, профессор прикладных авиационных наук в Авиационном университете Эмбри-Риддла.
При сильной турбулентности вертикальное движение самолета будет превышать силу гравитации, сказал доктор Уильямс.
«Это означает, что если вы не пристегнуты ремнями безопасности, вы по определению станете снарядом, вы катапультой, вы подниметесь со своего места», — сказал он.
Смертельные случаи, вызванные турбулентностью, случаются, хотя и крайне редко. В последний раз пассажир коммерческого рейса погиб от травмы, связанной с турбулентностью, в 1997 году, когда рейс United Airlines из Токио в Гонолулу испытал сильную турбулентность над Тихим океаном. расследование. По данным следствия, эта пассажирка не была пристегнута ремнем безопасности и взлетела со своего места, возможно, ударившись головой о багажное отделение.
В прошлом месяце бывший помощник Белого дома на борту бизнес-джета, летевшего из Нью-Гемпшира в Вирджинию, скончался от смертельных травм, первоначально приписанных сильной турбулентности. Однако предварительное заключение N.T.S.B. расследование показало, что пилоты самолета выключили переключатель, стабилизирующий самолет, в результате чего он на короткое время колебался в воздухе.
Детей младше 2 лет разрешается перевозить на коленях у взрослых во время полетов, но многие отраслевые эксперты, ссылаясь на такие опасности, как турбулентность, считают, что эту практику следует запретить.
В прошлом месяце Ассоциация бортпроводников (CWA), представляющая около 50 000 бортпроводников 19 авиакомпаний, возобновила многолетнюю кампанию по предоставлению каждому пассажиру отдельного места независимо от его возраста.
Сара Нельсон, президент профсоюза, заявила в интервью, что в связи с тем, что в последнее время турбулентность становится «гораздо более распространенной», необходимость надежного крепления маленьких детей в детских креслах безопасности во время полетов становится более приоритетной задачей.
«Мы говорим о событиях в салоне, которые потенциально смертельны, но выживают, если вы делаете правильные вещи, чтобы защитить себя», — сказала г-жа Нельсон.
Неожиданная турбулентность является основной причиной детского травматизма в самолетах, по данным FAA, в котором имеется подробная информация о различных детских удерживающих системах и о том, как правильно установить их на сиденья самолета.
На протяжении десятилетий F.A.A. и Н.Т.С.Б. призвали родителей пристегивать маленьких детей к их собственным местам с билетами и к утвержденным сиденьям безопасности. Американская академия педиатрии также поддерживает это руководство. Нет федерального закона, требующего этих мер.
Подпишитесь на New York Times Travel на Instagram , Twitter и Facebook 90 148 . И подпишитесь на наш еженедельный информационный бюллетень Travel Dispatch , чтобы получать советы экспертов о том, как путешествовать с умом, и вдохновение для вашего следующего отпуска. Мечтаете о будущем отпуске или просто путешествуете в кресле? Проверьте наш 52 места, чтобы пойти в 2023 году .
Исправление было внесено в5 апреля 2023 г.
:В более ранней версии этой статьи было неверно указано количество бортпроводников, представленных Ассоциацией бортпроводников-CWA.