Святые места туркестана: Туркестан. Святые места, Экскурсии в Туркестан: мавзолей, колодец, святыни

Достопримечательности Туркестана: 10 интересных мест

Опубликовано:

  • nur.kz/leisure/tourist-routes/1775641-gorod-turkestan-dostoprimecatelnosti-i-svatye-mesta/»>
Панорама Туркестана: Wikimedia/Yakov Fedorov

Туркестан на рубеже нового века отметил полуторатысячелетнюю историю. Для Казахстана это место сосредоточения святынь, истоков духовности и культуры народа. Достопримечательности Туркестана остаются местом поклонения и паломничества мусульман, маршрутом международного туризма.

Чем славится город Туркестан? Многим известен заповедник-музей «Азрет-Султан», где сосредоточены мавзолеи Ходжи Ахмеда Ясави, Есимхана, Рабии султан-бегим, подземная мечеть и раскопки городища Культобе. В самом городе привлекают музеи — исторический и Яссауи, комплекс «Караван-Сарай», в пригороде — мавзолей Гаухар-ана.

Заповедник-музей «Азрет-Султан»

Какие есть святые места в Туркестане? В 1989 году святыни, сосредоточенные в этом городе, были объявлены заповедной музейной зоной «Азрет-Султан», они входят в перечень памятников, охраняемых государством. Центральным объектом стал мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави и подземная мечеть, мавзолеи Есимхана, Рабии султан-бегим. Здесь продолжаются раскопки городища Культобе, а мавзолей Гаухар-ана славится целительной силой.

Всего в заповеднике-музее находятся 97 историко-культурных памятников. Кроме них, интерес представляют древние фортификационные сооружения — крепостные стены и башни. Новинка в заповеднике — этноаул.

Заповедник-музей «Азрет-Султан»: Wikimedia/Yuriy75

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Философ, исламский проповедник, суфийский поэт XII века Ходжа Ахмед Ясави был крупнейшей личностью в культуре разных наций Центральной Азии, пишет исследователь Санан Мехти. Известно, что первый мавзолей его не сохранился, но более чем через 200 лет Тамерлан воздвиг на этом месте грандиозный комплекс. Во времена Казахского ханства здание было резиденцией правителей.

Над огромным зданием высится один из самых больших в Центральной Азии купол диаметром 22 м и высотой 44 м. Этот заповедный объект был первым из казахстанских памятников внесен в список ЮНЕСКО.

Подземная мечеть Хильвет

В 150 м от главного мавзолея находится культовое суфийское подземное сооружение, в котором провел, по легенде, свои последние годы Ходжи Ахмет Ясави. Здесь в последующие века суфии совершали ритуальные обряды.

Эта мечеть представляет собой огромный навес, который поддерживают колонны под землей, свет проникает внутрь через люки в навесе. В комплексе есть помещения для молитв, для длительного пребывания паломников. Сейчас эта достопримечательность пользуется огромной популярностью у туристов.

Подземная мечеть Хильвет: Wikimedia/Yuriy75

Мавзолей Есима

Есим-хан вошел в историю как политический реформатор в Казахском ханстве XVI–XVII веков. Он перенес столицу ханства в Туркестан. Его мавзолей находится рядом с центральным объектом, имеет размеры 9х9 м. Здание сооружено из обожженного кирпича, фасад сделан в виде портала, украшен геометрическими узорами.

Мавзолей Есима: Wikimedia/Yuriy75

Мавзолей Рабии султан-бегим

Памятник XV века посвящен дочери Улугбека, жене Абулхайр-хана, жившей в Туркестане. Мавзолей представляет собой восьмигранное портально-купольное сооружение в восточном стиле.

Сейчас этот мавзолей находится на территории этноаула — современной новинки в заповеднике-музее. В нем воспроизведено древнее поселение кочевников с юртами, мастерскими ремесленников, восточным базаром. Такие этноаулы демонстрируют культуру, традиции, быт народа и стали популярным направлением туризма.

Мавзолей Рабии султан-бегим: Wikimedia/Yuriy75

Городище Культобе

В заповеднике-музее «Азрет-Султан» с 1970-х годов ведутся раскопки древнего городища, которое идентифицируют как предтечу самого Туркестана. Городище датировали первыми веками нашей эры. Но кандидат исторических наук Ербулат Смагулов отмечает, что вскрыты новые горизонты раскопок, которые относят постройки даже ко II веку до н. э. Археологи обнаружили монеты, украшения, керамику, которые указывают на процветание в этой местности самобытного туркестанского стиля.

Городище Культобе: Wikimedia/Kultobe

Мавзолей Гаухар-ана

В 4-х км к югу от города находится мавзолей Гаухар — дочери Ходжи Ахмеда Ясави. Исторический памятник находится под охраной государства. Гаухар славилась целительным даром, особенно помогала женщинам, мечтающим о материнстве. У самой Гаухар детей не было, но ее считали матерью все исцелившиеся у нее люди.

Рядом с мавзолеем есть колодец с целебной водой. Как и века назад, к нему стремятся женщины с верой на исцеление.

Туркестанский областной историко-краеведческий музей

Что посмотреть в Туркестане? Кроме древностей, в городе интересен историко-краеведческий музей, музей Ходжа Ахмет Яссауи, «Караван-Сарай».

Исторический музей один из старейших в стране, открыт в 1920 году. Его коллекция состоит из 88 тыс. исторических ценностей. В четырех залах открыты экспозиции по археологии края, этнографии, истории Казахского ханства и независимого Казахстана. Коллекции постоянно пополняются новыми материалами.

Туркестанский областной историко-краеведческий музей: Wikimedia/Adam Harangozó

Музей Ходжа Ахмет Яссауи

Два года назад в архитектурный ансамбль центра города вписалось оригинальное современное сооружение. Это музей, посвященный великому мыслителю и поэту Ходжи Ахмету Ясави. Зеркальный фасад здания воспринимается как символ зеркала его души. Из зала в зал перетекает свиток повествования о его жизни, посетители проходят по улочкам средневекового города, по мечетям и медресе, в котором прошла жизнь философа.

Музей Ходжа Ахмет Яссауи: Wikimedia/Мағыпар

Туристический комплекс «Караван-Сарай»

Главным притягательным туристическим объектом в городе после заповедника-музея «Азрет-Султан» стал комплекс «Караван-Сарай». Ему нет аналогов в Центральной Азии. Здесь воспроизведены улочки периода Великого шелкового пути, лавочки торговцев и ремесленников, восточный базар, сооружен амфитеатр для конного шоу. В комплексе есть также современный семейно-развлекательный центр.

Все сооружения возведены вдоль городского водного канала, где проводятся шоу лодок.

Комплекс «Караван-Сарай»: Wikimedia/Yakov Fedorov

Туркестан своими древними святынями притягивает паломников со всего мира. Иностранных туристов привлекает возможность ознакомиться с ценностями восточной культуры. Они представлены не только старинными сооружениями, но и современными отображениями культуры и быта народа.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/tourist-routes/1775641-gorod-turkestan-dostoprimecatelnosti-i-svatye-mesta/

Сколько стоит тур по святым местам Туркестана : 19 Мая 2019, 12:31

АКТОБЕ. КАЗИНФОРМ — Мавзолей Кожа Ахмета Яссауи, расположенный в городе Туркестане, является самым популярным туристическим местом в Казахстане. Помимо Кожа Ахмета Яссауи, паломники посещают мавзолей Арыстан-баба, а также Укаш-ата, что считается малым хаджем, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Заказать тур по святым местам Туркестана можно в туркомпании, однако можно поехать в Туркестан и самим, просто купив железнодорожный билет.

По приезду в город прямо на вокзале вас встретят местные таксисты, которые за 8 тысяч тенге за салон отвезут к мавзолею Арыстан-баба, расположенному в 70 километрах от города Туркестана. Из Актобе мы приехали в 12 часов ночи, но нас встречали таксисты.

Как оказалось это высокая цена. Средняя цена такси от Туркестана до Арыстан-баба и обратно начинается от 5 тысяч тенге, от Туркестана до Укаш-ата — 6 тысяч тенге (за салон), рассказал таксист Бахытжан-ага.

По преданию, Арыстан-баб является духовным учителем Кожа Ахмета Яссауи, который передал ему знание об исламе от самого пророка Мухаммада в виде простого финика. Чудесный финик Арыстан-баб получил от пророка и прожил 400 лет в ожидании Яссауи. Пешком он прибыл на территорию нынешнего Казахстана, лишь только одна семья бедняка у города Отырара приняла его как гостя, зарезав последнюю козу. Арыстан-баб настолько был благодарен этому бедняку, что пожелал, чтобы после смерти его похоронили у дома этого человека, чтобы и в загробном мире желать ему добра.

По традиции все паломники должны сначала посетить могилу Арыстан-баба в Отырарском районе у селе Шаульдер, а только затем мавзолей Яссауи. Есть даже присказка «Арыстан-бабта түне, Қожа Ахмедте тіле, Укаш-атада түйнде». То есть надо переночевать у мавзолея Арыстан-баба, затем просить у ККожа Ахмета Яссауи, и побывать у могилы Укаш-ата.

Мавзолей Арыстан-баба небольшой. В одной половине находится усыпальня Арыстан-баба и еще трех святых. В другой части — мечеть. У мавзолея есть целебный колодец с соленой водой. Вход в мавзолей — 300 тенге.

Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Кожа Ахмета Яссауи началось строительство мавзолея (1338-1405). Все попытки возвести постройку терпели неудачу. Явившийся во сне Тамерлану святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над святого Арыстан-баба, который является учителем святого, а затем над могилой Кожа Ахмета Яссауи. Что и было сделано.

Вокруг мавзолея расположен туристический комплекс из гостиниц, мечети, магазинов. Минимальная стоимость ночевки — 1000 тенге за койкоместо, принять душ — 500 тенге. Нам посчастливилось попасть на ауызашар, который устроил местный предприниматель Закир. Такси от Арыстан-баба до города составило 700 тенге с человека.

Вход в величественный мавзолей Кожа Ахмета Яссауи в Туркестане — 300 тенге. Здесь, помимо самого святого, захоронены многие ханы, султаны, духовные лица и батыры. В мавзолее продолжаются работы по реконструкции, открыт для использования древний колодец. Паломники обязательно пьют эту воду и набирают в бутылки.

Вокруг мавзолея расположен целый комплекс зданий и построек — это мечеть святог с подземной комнатой, куда Кожа Ахмет Яссауи спустился после достижения возраста пророка (63 года), прожив еще 62 года под землей и написав один из величайших своих трудов Диуани хикмет. Также здесь можно посетить здание восточной бани, подняться на средневековую крепость и увидеть раскопки древнего города.

Укаш-ата захоронен в поселке Карнак в 37 километрах от города Туркестана. Он сахаба — сподвижник пророка Мухаммада.

«По преданию этот человек был такого огромного роста, что когда сидел на верблюде, его ноги касались земли. Тело Укаш-аты не пробивала ни одна пуля. Однако он был предательски убит врагами во время чтения намаза. Отрубленная голова святого отлетела и была подхвачена ангелами, которые бросили ее в колодец. По подземным водам голова проплыла в Медину к могиле пророка, где ее и похоронили», — рассказал местный гид Ербол.

Посещение мавзолея бесплатное. Кроме того, здесь есть домик для тех, кто хочет заночевать. Особенностью комплекса Укаш -аты является тот самый колодец, вода в котором считается целебной. Колодец дает воду не всем. Возможно, поэтому в очереди за водой в этот колодец можно стоять целый день. Приехав в пятницу, мы встали в очередь под номером 95, но увидев большое скопление людей (около 200 человек), мы уехали. По словам смотрителя Серика, в тот день очередь за водой закончилась под номером 140 в 4 утра. При этом стоит учесть, что под одним номером записывались несколько человек.

В субботу рано утром часов в 7 мы снова попытали счастья у колодца Укаш-аты. К счастью, людей было немного. Мы записались под номером 15, и вот наш черед настал. Ведро в колодец можно бросить всего лишь раз. Если ведро сломается, вам придется заплатить 700 тенге за новое. Первым счастья попытал мой муж. Ему Укаш-ата дал граммов 500 воды. Затем бросаю ведро я. Мне святой дал в два раза больше — хватило на литровую бутылку.

«Тебе посчастливилось получить еще и 2 камня. Из них сделаешь оберег — тумар», — сказал смотритель.

По его словам, бывают случаи, когда святой не дает воды, для того чтобы получить воду, нужно уважать это место, принять омовение (дарет) и быть соответственно одетым — женщины должны быть в платьях и платках, мужчины в штанах, а не в шортах.

На такси возвращаемся в город. Все очень довольны, что удалось посетить святые места, а также получить воду Укаш-аты, которую мы разделим среди родственников, чтобы те на себе смогли испытать ее целебные качества.

Подытоживая поездку можно подсчитать, что тур по святым местам в Туркестане обойдется вам в сумму около 17 тысяч тенге на четверых, не считая проезда до города, оплаты гостиницы в Арыстан-бабе, входных билетов в мавзолеи. К сожалению, туристический сервис в Туркестане оставляет желать лучшего. К примеру, у колодца Укаш-аты очень старые туалеты, построенные из остатков шифера. В них мусор не убирает никто, он просто там скапливается.

Основные туристические объекты Туркестана в Казахстане

Основные туристические объекты Туркестана в Казахстане | .TR

Пятница, 21 июля 2023 г.

Рекламировать Опубликовать ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ. Карта сайта RSS

en

Чешский Немецкий Русский польский арабский испанский Французский итальянский Китайский

Подпишитесь сейчас

  1. ДОМ
  2. 10 лучших туристических новостей
  3. ТОП-5 ТУРИСТИЧЕСКИХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ТУРКЕСТАНА
Гэри Дискин — 10 ноября 2022 г.

Со времен Тимура Туркестан был важным местом для паломников. Усыпальница суфийского святого Ясави привлекает посетителей со всего Казахстана и соседних народов.

Туркестан является стоящей остановкой, если вы путешествуете по Казахстану с востока на запад, если вы хотите понаблюдать за современными религиозными обрядами и поразиться огромному.

Яси раньше назывался Туркестан. До того, как Ахмет Ясави (Ахмет из Ясси), уважаемый суфийский наставник, выбрал его в качестве своего последнего пристанища в 12 веке, это было второстепенное место. Когда Тимур совершил паломничество в этот район в 1389 году и поручил построить мавзолей, дела пошли по-настоящему.

Ко времени ухода Тимура в 1405 году мавзолей еще не был достроен. Тем не менее, это грандиозное и потрясающее сооружение, напоминающее самаркандский Гур-Эмир и мечеть Биби-Ханым. Обзор туризма представляет топ-5 достопримечательностей Туркестана.

1/ Мавзолей Ахмеда Ясави

Впечатляющая гробница из кирпича и плитки была построена в 1389 году тюрко-монгольским правителем Тимуром для Ходжи Ахмеда Ясави, суфийского поэта и учителя XII века. Есть также гробницы казахских ханов и мудрецов.

Недавно отреставрированное здание до сих пор сверкает синей, белой и бирюзовой плиткой, окруженное пышными газонами и клумбами, несмотря на то, что оно так и не было закончено.

Мусульмане из Средней Азии до сих пор совершают частые паломничества к мавзолею, утверждая, что три посещения приравниваются к одной умре в Мекку.

Здесь же можно найти массивный бронзовый казан из сплава семи металлов (железо, цинк, свинец, олово, золото, серебро и медь), возвращенный в Казахстан из коллекции Эрмитажа, и другие реликвии.

2/ Комплекс Мавзолея

На протяжении многих лет мавзолей строил значительные здания. Рядом с мавзолеем Ясави расположен мавзолей 15 века Рабии Султан Бегим, одной из внучек Тимура.

Пятничная мечеть расположена к югу на вершине небольшого холма, а рядом с ней находится скромное современное здание с зеленым куполом, в котором находится подземная мечеть Хилвет, построенная вокруг маленькой пещерной кельи, где, как считается, Ясави медитировал в последние годы своей жизни.

Это важное и красивое религиозное место, которое стоит посетить. Квадратный мавзолей Есим-хана расположен перед комплексом мавзолеев.

3/ Каравансарай

Каравансарай, управляемый группой Rixos, сочетает в себе элементы тематического парка и коммерческого центра. Вы не являетесь целевой аудиторией, если думаете, что это звучит ужасно. Это сооружение ориентировано на однодневных туристов из этого района, а также на посетителей из Ташкента, Бишкека, Алматы и Нур-Султана.

Недалеко от мавзолея Ясави местные лидеры Туркестана в апреле 2021 года открыли этот открытый торгово-развлекательный центр стоимостью 200 миллионов долларов.

Если вы и/или ваши дети заинтересованы в подобных мероприятиях, вы можете посмотреть 8D-фильм в кинотеатре «Золотое яйцо», покататься на аттракционах в семейном развлекательном комплексе, посмотреть конное представление на арене или совершить прогулку на лодке по каналу.

4/ Библиотека «Фараб»

Библиотека «Фараб» быстро становится любимицей книжных червей Туркестана. Он расположен среди светящихся сооружений. По указанию губернатора области Омирзака Шокеева эта библиотека была построена в современном стиле как многопрофильное учебное заведение. Трехэтажное хранилище образовательного центра вмещает 480 000 книг.

Посмотрите экспонаты по тюркской письменности в атриуме на первом этаже и по истории Туркестана на третьем этаже. Концептуальный магазин Visit Turkistan расположен на первом этаже. Архитектура библиотеки очень красивая.

В настоящее время библиотека содержит 280 000 книг. Уже в 2021 году каждый горожанин сможет изучить обширную книжную коллекцию библиотеки и узнать больше о творческих концепциях и научных теориях.

5/ Памятник «Шильдехана»

Название «Шилдехана» происходит от персидских слов «чехел», что означает сорок, и «хана», что означает дом; следовательно, это относится к месту жительства, где человек остается в течение сорока дней. В связи с этим Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) дал заповедь: «Бог направит источник мудрости из его сердца в его речь.

Кто проводит 40 дней и ночей в преданности ради Бога с искренними намерениями».

Памятник «Шильдехана», относящийся к государственному историко-культурному заповеднику-музею «Азират Султан» и имеющий республиканский статус с 12 по 14 века, расположен в 22 метрах от северо-западной стороны мавзолея Ходжи Ахмета Ясави. Координаты 43.17.864 и 068.16.210. 219метров над уровнем моря – это высота.

Статьи по Теме

НЕ ПРОПУСТИТЕ
ПОСЛЕДНИЕ ОБЗОРЫ

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясви

Выдающаяся всемирная ценность

Краткое обобщение

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясви, выдающегося суфийского мастера XII века, расположен на юге Казахстана, в северо-восточной части города Туркест ан (Яси). Построен между 1389 г.а в 1405 году по приказу Тимура (Тамерлана), правителя Средней Азии, он заменил меньший мавзолей 12 века. Строительство здания было остановлено в 1405 году, со смертью Тимура, и так и не было завершено.

Имущество (0,55 га) ограничено мавзолеем, который стоит в бывшей цитадели и археологической зоной средневекового города Яси; последний служит буферной зоной (79,36 га) для собственности.

Прямоугольный в плане мавзолей высотой 38,7 метра является одним из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся образцов тимуридской постройки. Сообщается, что сам Тимур участвовал в его строительстве, а для работы над проектом были наняты опытные персидские мастера. Его новаторские пространственные решения, своды, купола и отделка стали прототипами, послужившими образцом для других крупных зданий тимуридского периода, в частности, в Самарканде. Он остался незавершенным, документально свидетельствуя о методах строительства того времени и имея уникальный архитектурный образ.

Мавзолей, считающийся выдающимся образцом тимуридского дизайна, внесшим свой вклад в развитие исламской религиозной архитектуры, построен из обожженного кирпича и состоит из тридцати пяти комнат, выполняющих различные функции. Это многофункциональное сооружение типа ханаки, выполняющее функции мавзолея и мечети. Над Главным залом (Казандыком) возвышается конически-сферический купол, крупнейший в Средней Азии. Другие примечательные атрибуты включают фрагменты оригинальных настенных росписей в мечети, алебастровые сталактиты (мукарны) во внутренней части куполов, глазурованную плитку с геометрическим орнаментом с эпиграфическим орнаментом на наружных и внутренних стенах, мелкие

Куфические и Сульские надписи на стенах и тексты из Корана на барабанах куполов. Главный вход и части интерьера остались незавершенными, что является исключительным свидетельством методов строительства того периода.

Имущество, захоронения и останки старого города представляют собой важное свидетельство истории Центральной Азии. Мавзолей тесно связан с распространением ислама в этом регионе с помощью суфийских орденов и с политической идеологией Тимура.

Критерий (i): Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави является выдающимся достижением тимуридской архитектуры и внес значительный вклад в развитие исламской религиозной архитектуры.

Критерий (iii): Мавзолей и его имущество представляют собой исключительное свидетельство культуры среднеазиатского региона и развития строительных технологий.

Критерий (iv):

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави был прототипом для развития основного типа здания в период Тимуридов, став важным ориентиром в истории архитектуры Тимуридов.

Целостность

Все компоненты Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включены в границы объекта. Его историческое окружение, бывшая цитадель и археологические руины средневекового города Яси, служат буферной зоной для собственности.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясви считается стабильным, хотя разрушение, связанное с повышением влажности и солей из-за высокого уровня грунтовых вод, потенциально может угрожать целостности конструкции. Для поддержания условий целостности необходимо смягчить влияние высокого уровня грунтовых вод, а также влияние других факторов влажности, которые могут увеличить риск конденсации и миграции солей.

Мавзолей находится на территории бывшего старого города, археологического района, где в 19 веке были разрушены дома. Поскольку перестройки не было, он обладает ценным потенциалом для средневековой археологии, так как сохранились культурные слои всех этапов эволюции этого важного религиозного, культурного, экономического и административного центра крупного региона.

Северная часть стены старой цитадели была перестроена в 1970-х годах, обеспечив ограждение мавзолея и прилегающих построек. Новый город Туркестан, который развивался на запад, сохранил низкий горизонт, что позволило мавзолею выделиться в качестве крупного памятника в своем контексте и сохранить необходимую визуальную целостность. Поскольку Туркестан расположен на обширной равнине, любые высотные здания за пределами буферной зоны окажут существенное влияние на визуальную целостность мавзолея. Это необходимо контролировать путем постоянного соблюдения надлежащих правил планирования для обеспечения необходимой защиты.

Подлинность

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясви сохраняет исключительно высокую степень подлинности как памятник, поскольку он сохранил свой архитектурный дизайн и качество изготовления, а также оригинальные материалы. Он не претерпел серьезных изменений с течением времени и может считаться подлинным представлением архитектуры тимуридского периода. Хотя он пострадал от ненадлежащего использования и пренебрежения, особенно в середине 19 века, он сохранился лучше, чем другие образцы тимуридских памятников, включая святилище Биби-Ханум в Самарканде, которое сопоставимо по размеру.

Мавзолей сохранил оригинальные конструкции сводов и большую часть внешнего убранства. Оригинальные остатки настенной росписи видны в интерьере, и не исключено, что под побеленными поверхностями могут быть обнаружены новые, когда будут проведены дальнейшие реставрационные работы. мукарны потолков все еще на месте. Дополнительный интерес представляет незавершенное состояние главного входа и частей интерьера, служащее документальным свидетельством методов строительства того периода.

Требования к охране и управлению

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясви является национальным памятником, внесен в Список национального достояния Казахстана (постановление № 38 от 26.01.1982). Он находится в государственной собственности и охраняется Законом Республики Казахстан «Об охране и использовании историко-культурного наследия» (№ 1488-XII от 02.07.1992). Участок мавзолея включен в План Зон охраны памятников истории и культуры города Туркестана (1986), который подготовлен под руководством Министерства культуры Государственным институтом научно-исследовательских и проектных работ по памятникам материальной культуры (НИПИ ПМК, г. Алматы). Участок в его границах имеет наивысший уровень защиты. К его границам примыкают Зоны планировочного контроля с различным режимом и Зона охраняемой природной среды. План был одобрен Комитетом культуры и утвержден постановлением № 628 от 22.11.1988 г. и действует до сих пор.

На национальном уровне управление недвижимостью находится в ведении Комитета культуры Министерства культуры и информации. На местах забота о мавзолее и его обустройстве находится в ведении Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет-Султан», созданного при Комитете культуры Министерства культуры и информации (приказ № 265 от 28.08.1989). Музей-заповедник включает в себя архитектурный комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, археологические остатки средневекового города Яси в границах охранной зоны и прилегающие к нему второстепенные памятники. Основной задачей музея-заповедника является обеспечение охраны и сохранения археологических и архитектурных памятников в их аутентичном состоянии, их интерьеров, исторической обстановки и связанных с ними территорий. Музей-заповедник строит свою деятельность в сотрудничестве с Институтом «Касреставрация», Институтом археологии Академии наук и другими заинтересованными организациями, проводит исторические исследования места и его памятников, формирует музейные фонды и коллекции для научных исследований и делает их доступными для широкой публики. С тех пор, как объект был включен в Список всемирного наследия, годовой бюджет и постоянный штат заповедника-музея увеличились. С 2006 года Государственное предприятие «Казреставрация» при Министерстве культуры отвечает за консервационные проекты и их реализацию.

План охранного зонирования (План зон охраны памятников истории и культуры города Туркестана) (1986 г.) не был интегрирован в последний план развития Туркестана. Музей и «Казреставрация» работают над пересмотром Плана охранного зонирования и его юридическим принятием и интеграцией в новый Генеральный план города Туркестан с целью усиления контроля за строительством, которое ведется за пределами охранной зоны. Эта мера обеспечит комплексное решение проблемы возросшей нагрузки на недвижимость и ее буферную зону в результате незаконного многоэтажного строительства.

План управления на период 2004-2009 гг. не был реализован и нуждается в обновлении. Разрабатывается новый пятилетний План управления по охране и сохранению мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави и архитектурно-археологических памятников Древнего города Туркестана, в центре внимания которых находится объект и его буферная зона. Министерство культуры планирует пересмотреть и обновить долгосрочный план управления Мавзолеем, который будет касаться охраны, исследований, консервации, мониторинга, технического обслуживания, образования и обучения, контроля посетителей, повышения осведомленности общественности и готовности к рискам. План управления, который должен быть разработан в сотрудничестве с организациями и властями, связанными с участком, должен включать рекомендации по консервации, чтобы определить адекватные методы восстановления настенной живописи, металлических и деревянных изделий и отделки поверхностей.

Для обеспечения устойчивого управления и сохранения объекта необходимо обеспечить адекватные финансовые, технические и материальные ресурсы. Необходимо будет поддерживать квалифицированную постоянную техническую группу, состоящую из специализированных техников и квалифицированных мастеров, занимающихся обслуживанием имущества. Центр документации для объекта и буферной зоны также будет важным инструментом для облегчения усилий по сохранению и управлению, а также для повышения осведомленности о законодательных вопросах и вопросах сохранения наследия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *