Территория Таджикистана | Законодательство стран СНГ
93% территории Таджикистана занимают горы. Преобладает травянистая и полукустарниковая растительность.
На севере Таджикистана, в Согдийской области расположено одно из крупнейших в мире месторождений серебра — Большой Конимансур.
Рельеф местности
Таджикистан – горная страна. Горы, занимающие ок. 93% площади, относятся к системам Памира, Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая. В Центральном Таджикистане горные хребты Туркестанский, Зеравшанский, Гиссарский и западная часть Алайского хребта имеют преимущественно широтное простирание и высоты до 4000–5000 м. Восточную половину Таджикистана занимает высокогорная система Памира с высочайшими пиками Сомониён (7495 м) и Ленина (7134 м). В Таджикистане насчитывается более тысячи горных ледников. Крупнейший из них – горно-долинный ледник Федченко длиной ок. 70 км.
Горы расчленены межгорными котловинами и долинами, в которых сосредоточены основная масса населения и хозяйственная деятельность. Наиболее густо заселены долины Сырдарьи (западная часть Ферганской впадины) на севере Таджикистана, Зеравшана в центральной части страны, а также низкогорья и долины на юго-западе (Южно-Таджикская депрессия).
Водные ресурсы
Большинство озер расположено на Памире и в Гиссаро-Алае. Крупнейшее из них Каракуль (на высоте ок. 4000 м), значительны по размерам озера Сарезское, Яшилькуль и Искандеркуль. Имеются также крупные искусственные водохранилища, например Кайраккумское на Сырдарье, и оросительные каналы.
Растительный и животный мир
От днищ долин и вплоть до снеговой линии распространена в основном травянистая и кустарниковая растительность. Предгорья заняты пустынями и сухими степями, которые выше сменяются арчевниками, зарослями фисташки (на юге) и разреженными (парковыми) орехоплодными лесами, занимающими весьма незначительные площади. К долинам рек приурочена тугайная растительность, в составе которой обычны тополь, клен, ясень, береза и ива. Еще более высокие ярусы гор занимают субальпийские высокотравные и альпийские низкотравные остепненные луга. В восточной части Памира встречаются участки, лишенные растительности, т.н. высокогорные пустыни.
Дикая фауна разнообразна. В пустынях и степях водятся из млекопитающих – джейран, волк, гиена, дикобраз, заяц-толай; из птиц – дрофа; из многочисленных пресмыкающихся – ящерицы, черепахи, змеи, в том числе кобра и эфа. Многочисленны скорпионы и пауки. Для тугаев характерны кабан, шакал, бухарский олень, туркестанская крыса, фазан и водоплавающие птицы – утки и гуси. В горах распространены млекопитающие – бурый медведь, горные бараны (уриал и архар), горный козел (киик), газель, снежный барс и др.
Климат
Климат континентальный со значительными суточными и сезонными колебаниями температуры воздуха, малым количеством осадков, сухостью воздуха и малой облачностью. Средняя температура января колеблется от +2…-2 °C в долинах и предгорьях юго-запада и севера республики до -20 °C и опускается ниже на Памире. Абсолютный минимум температуры достигает -63 °C на Памире (Булункуль). Средняя температура июля от 30 °C в пониженных долинах юго-запада до 0 °C и ниже на Памире. Абсолютный максимум температуры составляет 48 °C (Нижний Пяндж).
Бoльшая часть страны находится в аридных или семиаридных условиях. Средняя годовая сумма осадков колеблется от 70 мм на Восточном Памире до 1600 мм на южных склонах Гиссарского хребта. Максимум осадков приходится на зиму и весну, летом и осенью дожди идут редко.
В статье использована информация с сайта
- Википедия
Государственное устройство Таджикистана | Законодательство стран СНГ
Республика Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство. Таджикистан — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( Конституция Республики Таджикистан ).
В Таджикистане народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, которую осуществляет непосредственно, а также через своих представителей.
Территория Таджикистана неделима и неприкосновенна. Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов, поселков и сел. Государство обеспечивает суверенитет, независимость и территориальную целостность республики. Государственная власть основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент Республики Таджикистан является главой государства и исполнительной власти (Правительства).
Президент является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Таджикистана.
Президент избирается гражданами Таджикистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет. Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 35 лет, владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории Таджикистана не менее 10 последних лет, может быть выдвинут кандидатом на пост Президента.
Президент не вправе занимать другую должность, быть депутатом представительных органов, заниматься предпринимательской деятельностью. В статье 69 Конституции Республики Таджикистан определен круг полномочий Президента.
Правительство республики состоит из Премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, министров, председателей государственных комитетов. Правительство обеспечивает эффективное руководство функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, решений Маджлиси Оли, совместных постановлений Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон, постановлений Маджлиси милли, постановлений Маджлиси намояндагон указов и распоряжений Президента Таджикистана. Члены Правительства не вправе занимать другую должность, быть депутатами представительных органов, заниматься предпринимательской деятельностью за исключением научной, творческой и педагогической деятельности. Конституционный Закон Республики Таджикистан «О Правительстве Республики Таджикистан» определяет полномочия Правительства Таджикистана.
Маджлиси Оли — парламент Республики Таджикистан — является высшим представительным и законодательным органом Республики Таджикистан. Маджлиси Оли состоит из двух Маджлисов — Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон. Срок полномочий Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон 5 лет. Маджлиси намояндагон избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 25 лет и имеющий высшее образование может быть избран депутатом Маджлиси намояндагон.
Три четвертых части членов Маджлиси милли избирается косвенным путем тайным голосованием на совместных собраниях народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области и ее городов и районов, областей и их городов и районов, города Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения (совместно). В Маджлиси Милли Горно-Бадахшанская автономная область, области, город Душанбе, города и районы республиканского подчинения имеют равное количество представителей.
Одну четвертую часть членов Маджлиси милли назначает Президент Республики Таджикистан. Маджлиси милли действует на созывной основе.
Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 35 лет и имеющий высшее образование может быть избран или назначен членом Маджлиси милли. Каждый бывший Президент Республики Таджикистан является членом Маджлиси милли пожизненно, если он не откажется от использования этого права.
Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон заседают раздельно. Заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон правомочны при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа их членов и депутатов.
Полномочия палат Парламента.
Полномочия Маджлиси милли и Маджлиси намаяндагон изложены в статьях 56 и 57 Конституции Таджикистана.
Судебная власть, будучи независимой, осуществляется от имени государства судьями. Судебная власть защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость.
Судебную власть осуществляет Конституционный суд, Верховный Суд, Высший экономический суд, Военный суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, города Душанбе, городские и районные суды, экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе.
Организацию и порядок деятельности судов определяет Конституционный Закон «О судах Республики Таджикистан» . Срок полномочия судей 10 лет. Создание чрезвычайных судов запрещается.Конституционный суд Республики Таджикистан является органом судебной власти по защите Конституции Республики Таджикистан. Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан определяются конституционным Законом Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан» .
Верховный суд Республики Таджикистан является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за деятельностью военных судов гарнизонов, суда Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городских и районных судов по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным этим судам.
Высший экономический суд Республики Таджикистан является высшимсудебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых экономическими судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Военные суды Республики Таджикистан входят в судебную систему Республики Таджикистан и осуществляют правосудие во всех частях, учреждениях, предприятиях, организациях Вооруженных Сил Республики Таджикистан, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, пограничных войсках Комитета по охране государственной границы при Правительстве Республики Таджикистан, Министерства безопасности Республики Таджикистан, Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороны Республики Таджикистан, органах военного управления и других воинских формирований. Деятельность военных судов направлена на охрану прав и свобод военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы и других граждан, прав и законных интересов воинских частей, предприятий, учреждений и организаций, на укрепление законности и правопорядка.
Суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды, суд города Душанбе состоят из председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей суда и народных заседателей и действуют в составе:
- президиума суда;
- судебной коллегии по гражданским делам;
- судебной коллегии по уголовным делам.
Городские и районные суды (кроме городов районного подчинения) образуются в городах, районах. Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан образует городской и районный суд.
Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды, экономический суд города Душанбе состоят из председателя и судей. В экономических судах, состоящих из пяти и более судей, устанавливается должность заместителя председателя.
Горно-Бадахшанская автономная область является составной и неделимой частью Республики Таджикистан.
Изменять границы территории Горно-Бадахшанской автономной области без согласия Маджлиса народных депутатов запрещается.
Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области обладает правом законодательной инициативы.
Полномочия Горно-Бадахшанской автономной области в социальной, экономической, культурной сферах жизни и другие полномочия области определяются конституционным законом.
Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
Гражданская война и восстановление государства в Таджикистане
%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать Acrobat Distiller 7.0.5 (Windows)Гражданская война, Бывший советский блок, Бывший Советский Союз, Постконфликтная реконструкция, Исследовательские и рабочие документы, Таджикистан, Таджикистан: гражданская война (1992-1998) 2009-03-26T10:45:39ZPScript5 .dll Версия 5.2.22009-03-27T13:40:41+01:002009-03-27T13:40:41+01:00application/pdf
Вспыхивают боевые действия между Кыргызстаном и Таджикистаном
W когда лидеров представителей Китая, Индии, России и нескольких стран Центральной Азии посетили Узбекистан на саммите по вопросам безопасности 15 и 16 сентября, большинство наблюдателей наблюдали за признаками трещины в отношениях между Владимиром Путиным, который ведет агрессивную войну в Украине, и его коллеги в Индии и Китае, которые остались с ним рядом. Но партнеры региональных держав в регионе были больше обеспокоены событиями ближе к дому.За день до начала встречи вспыхнули боевые действия из-за территориальных споров между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Пограничное столкновение является самым ожесточенным между любой из пяти постсоветских республик Центральной Азии с тех пор, как они обрели независимость в начале 1990-х годов. Погибло около 100 человек, что в два раза больше, чем в прошлом году. В регионе, уже пережившем вторжение России в Украину и обострение боевых действий между Азербайджаном и Арменией, столкновения неизбежно вызовут еще большую нестабильность.
Нынешние беспорядки начались со перестрелки возле Воруха, таджикского эксклава в Кыргызстане (см. карту), и через два дня переросли в полномасштабные бои. Ворух — один из девяти участков земли в Ферганской долине, находящихся под властью одной страны, но окруженных другой. Границы, породившие эти эксклавы, находятся в центре спора. Нарисованные в советское время на основе уровня населения в то время, а также торговли лошадьми между местными влиятельными посредниками, извилистые границы вызвали ожесточенную конкуренцию за землю и воду с тех пор, как они превратились из административных границ в реальные границы после развал Советского Союза. По данным таджикского правительства, за последние два десятилетия произошло около 230 инцидентов на границе только с Кыргызстаном.
Обе страны обвиняют друг друга в насилии. Официальные лица Кыргызстана заявили, что недавние боевые действия начались после того, как таджикский пограничник забрел на их территорию и открыл огонь по кыргызским войскам. Таджики заявили, что кыргызские офицеры стреляли по их войскам без причины. К тому времени, когда 16 сентября президенты двух стран договорились о прекращении огня, боевые действия охватили территорию в 2000 квадратных километров. В Таджикистане погиб 41 человек, в то время как в Кыргызстане погибло 59 человек, который также сообщил, что более 136 000 мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома (Таджикистан не опубликовал цифры).
Мадлен Ривз из Оксфордского университета описала инцидент как «вооруженное военное вторжение Таджикистана», учитывая, что таджикские войска атаковали инфраструктуру и гражданские объекты на некотором расстоянии от спорных районов.