Что такое турбулентность и насколько она опасна
Авиа
На чтение 6 мин. Просмотров 96 Опубликовано Обновлено Автор Елена Петровская
Турбулентность при полете в самолете — что это? Насколько высока вероятность попасть в зону турбулентности? Каковы условия ее возникновения? Как себя вести? Простыми словами турбулентность — это когда самолет преодолевает зону с некими изменениями во внешних условиях. Сравните это с неровной дорогой для автомобиля. Ответы на другие актуальные вопросы про «болтанку» — в блоге Юнитикет.ру.
Содержание:
Турбулентность – она опасна?
Для самолета турбулентность — обычное явлениеВо время турбулентности авиапассажиров просят не ходить по салону самолета и пристегнуться. Считается, что это один из самых опасных моментов перелета наряду со взлетом и посадкой. Однако фактически турбулентность – обычное явление и особой опасности оно не представляет. Это не значит, что нужно нарушать команды экипажа, но и в панику впадать тоже не стоит.
Почему турбулентность возникает?
Смена ландшафта внизу тоже может привести к турбулентности«Болтанку», как ее называют профессионалы, вызывает совокупность природных явлений. Воздух – нестатичен. Образуются различные метеорологические фронты, движутся воздушные массы, иногда со скоростью до 300км/ч, возникают зоны различного атмосферного давления.
Основные причины турбулентности – изменение давления, резкая смена скорости и направления воздушных потоков, полет над местностью с различным ландшафтом (поле сменяется горами, горы лесом и т.д.). При этом не обязательно должна быть плохая погода. Турбулентность вполне может возникнуть и при ясном небе, если самолет попадет в зону, где воздушные потоки направлены в разные стороны.
Риск попасть в турбулентность повышает зона кучевых облаков, но их скопление хорошо видно с помощью локаторов и пилот легко может его обойти.
Прохождение через участок турбулентности не считается ЧП, является частью практически каждого рейса и не требует изменения курса самолета. Более того, погода всегда известна заранее, и для коротких рейсов – до 4 часов — никакие сюрпризы пилота не ждут. На более длительных возможны небольшие отклонения от прогноза, но актуальные данные экипаж узнает от диспетчера. В любом случае, воздушные судна оборудованы датчиками, которые сигнализируют о предстоящей потенциальной опасности, на основании этих данных пилот может скорректировать курс.
Как отражается турбулентность на пассажирах?
Если стало плохо, сразу сообщите стюардессеЕсли для самолета нахождение в зоне турбулентности особой опасности не представляет, то пассажирам оно может нанести вред.
- люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы – «болтанка» может вызвать ухудшения;
- беременные;
- пассажиры с плохим самочувствием – турбулентность усилит болезненные симптомы;
- аэрофобы – приступы неизбежны, когда самолет начинает трясти.
Обо всех ухудшениях нужно сразу сообщать бортпроводнику.
Почему «болтанка» неопасна для самолета
Пилот заранее знает о зоне турбулентностиГлавный страх пассажиров во время турбулентности – что самолет упадет. Как раз этого можно не опасаться. Да, в салоне кажется, что воздушное судно сильно трясет и оно неуправляемо. Однако технически любой самолет способен выдержать и не такие нагрузки.
Конструкция современных самолетов спроектирована с запасом: они без каких-либо повреждений могут взлететь под углом 90 градусов, а крылья достаточно подвижны для того, чтобы маневрировать при сильных воздушных потоках.
История авиации не зафиксировала случаев, чтобы самолет упал по причине турбулентности.
Другое дело, если к этому фактору присоединилась человеческая ошибка – пилота или диспетчера. Да и подобные случаи фиксировались в последний раз в середине прошлого века.
Запомните главное: это для вас зона турбулетности наступает неожиданно. Пилоты готовы к ней, метеоусловия известны заранее, маршрут спланирован с учетом всех факторов. Если есть угрожающие безопасности авиалайнера факторы, рейс отменят или перенесут.
Что делать во время турбулентности
Обязательно сядьте в кресло и пристегнитесьГлавное – не волнуйтесь. Слушайте указания экипажа и исполняйте их. Для авиакоманды это привычная ситуация, с которой они сталкиваются почти каждый день.
Как себя вести, когда самолет трясет:
- Сядьте в кресло.
- Пристегните ремень безопасности себе и ребенку, если вы летите с детьми. Если с вами малыш – обязательно придерживайте его еще и руками.
- Закройте откидной столик.
- Лучше не читать и не смотреть фильмы. Во-первых, это все же опасная зона и вы должны концентрироваться на командах экипажа. Во-вторых, фокусировка взгляда на изображении или тексте при сильной тряске может вызвать головокружение.
- Идеальный вариант – закройте глаза и расслабьтесь.
- Если вы боитесь летать, при объявлении зоны турбулентности сразу выпейте успокоительного, иначе вас могут накрыть панические атаки.
- Если слишком нервничает ваш сосед, постарайтесь его успокоить. Например, расскажите содержание этой статьи, объяснив, что в турбулентности нет ничего опасного.
И еще один секрет: пилоты сравнивают турбулентность во время полета с качкой на корабле и тряской в машине при езде по плохой дороге. Вы же не боитесь, когда автомобиль подпрыгивает на кочке? Разница в том, что волны в море и ямы на дороге вы видите, а воздушные ямы нет, на самом деле ситуации аналогичны.
Ещё несколько идей для вашего отдыха! (Авиа):
10 причин, за что могут снять с рейса
Можно ли пользоваться телефоном в самолете?
Что такое бизнес-зал в аэропорту и как в него попасть?
Как добраться до аэропорта Пулково: автобус, метро, такси
Стоповер, как выгодно использовать пересадку на самолете
Запрет на выезд за границу, как проверить, кто накладывает, как оспорить
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. UniTicket.ru — часть HolidayPrice Inc., европейского лидера в сфере онлайн-туризма и сопутствующих услуг. Политика конфиденциальности.Правила использования.Карта сайта. При использовании материалов активная ссылка на сайт UniTicket.ru обязательна.
простыми словами о сложном явлении
Менеджеры по туризму отвечают на самые разные вопросы, и не все они касаются раннего бронирования или горящих туров. Часто эти вопросы касаются перелетов, потому что, чего скрывать, нервничают перед полетом все.
Когда вопрос касается турбулентности или тряски, мы обычно говорим так:
не переживайте;это не опасно;это редко случается;самолет же не бумажный, его строили умные люди, они предусмотрели.
Успокаивает это не всех. Многие хотят подробностей. Ну что. Будут и подробности. Мы подумали, что зная то, что знают пилоты о турбулентности, можно успокоиться, когда самолет начинает трясти. Некоторыми фактами с нами делится пилот-ветеран с 20-летним опытом.
Факт 1. Ежегодно турбулентность является ведущей причиной несмертельных авиационных происшествий. National Transportation Safety Board (США) уверяют, что за последние 38 лет турбулентность стала причиной всего для трех смертельных случаев. Все они произошли из-за того, что пассажиры проигнорировали просьбу пристегнуть ремни.
Помните: пилоты всегда пристегиваются ремнями безопасности. Советуем и вам всегда использовать ремни безопасности, а не ждать, пока бортпроводник вас попросит об этом.
Факт 2. Самое турбулентно активное воздушное пространство над Соединенными Штатами Америки. Нестабильная атмосфера и в прилегающих к США территориям. Но в мире не существует мест, где вы полностью защищены от турбулентности.
Это вас успокоит: пилоты имеют доступ к последним метеорологическим данным о местонахождении и тяжести областей турбулентности, и траектория полета планируется чтобы избегать такие области.
Факт 3. Турбулентность вызвана вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим. Для классификации явления скорость ветра должна быть больше, чем 50 узлов (≈14 м/с по шкале Бофорта). Ветры, как правило, более сильные (в средних широтах) в течение зимних месяцев, чем в летний период. Маршруты реактивных самолетов часто проложены в пределах или вблизи реактивной струи при полете с запада на восток, чтобы воспользоваться попутным ветром. При полете с востока на запад поток струи будет избегаться.
Не переживайте: планы полета включают графические изображения реактивных потоков по маршруту. Если вдруг самолету все же предстоит попасть в зону турбулентности, стюардессы и пассажиры будут тут же предупреждены об этом.
Факт 4. Горные волновые колебания воздуха могут привести к турбулентности на высотах до 50000 футов (1,5 км). Такие области могут простираться до 100 миль (160 км) с подветренной стороны от гор. Если ваш маршрут полета пересекает скалистые горы, рассчитывайте на турбулентность.
Важно: пилоты будут полагаться на информацию, переданную от других пилотов, летающих возле гор. PIREPs (пилотные отчеты) дают заблаговременное предупреждение о турбулентном воздухе.
Факт 5. Первым шагом, который пилот предпримет при попадании в зону умеренной турбулентности будет замедление скорости самолета.
Что это значит для вас: представьте, что произойдет с лодкой, которая движется на высокой скорости и встречается с жесткой волной? То же происходит и с самолетом, который попадает в турбулентную область. Вероятность повреждения воздушного судна в таком случае крайне мала. Но, чем медленнее скорость, тем меньше риск и выше комфорт пассажиров.
Факт 6. В конце 70-х годов, инженеры Boeing внедрили принципы допустимых повреждений. С их помощью в современном мире инспектируют воздушные суда. А все производители используют эти принципы при проектировании новых самолетов.
Что это значит для вас: эти принципы дают механику представление о том, насколько хорошо конструкция выдерживает нагрузки при наличии износа, коррозии или случайного повреждения и сохраняет структурную целостность, пока ремонт не производится. Эти принципы увеличили срок службы воздушных судов и снизили возможность катастрофических повреждений почти до нуля. Результат: едешь в самолете, построенном как танк, и можешь легко преодолевать любой тип турбулентности, с которой вы, вероятно, столкнетесь.
Факт 7. Примерно 40 процентов всех несчастных случаев, связанных с турбулентностью вызваны турбулентностью атмосферы при ясном небе. Однако, передовые технологии призваны изменить это.
Что это значит для вас: лида́р (LIDAR англ. Light Identification Detection and Ranging) – активный дальномер оптического диапазона, который размещается под нос самолета. Технологически сочетает в себе радар и лазеры для определения скорости движущихся частиц пыли в атмосфере, отражая свет и радиолокационную энергию обратно на борт воздушного судна, что дает пилотам возможность заранее определить область турбулентности при ясном небе. Даже если он может видеть их только от шести до десяти миль вперед (10-16 км), у пилотов будет достаточно времени, чтобы предупредить бортпроводников и пассажиров.
Факт 8. Спутники и передовые метеорологические технологии дали пилотам чрезвычайно точные прогнозы областей ожидаемой турбулентности. PIREPs (пилотные отчеты) всегда включены в предполетные планы и дают пилотам последние сообщения о турбулентности от находящегося в воздухе самолета.
Что это значит для вас: идет постоянная оценка условий полета, чтобы дать и пилотам, и пассажирам провести время в небе максимально комфортно и спокойно.
Факт 9. Реактивные самолеты, как правило, летают выше зоны конвективной деятельности (в ней происходит развитие восходящих и нисходящих потоков воздуха, облаков и осадков, гроз, шквалов, смерчей и т.д.), когда это возможно. Чем выше самолет летит, тем более плавный его полет. Исключением из этого правила является полет вблизи или через тропопаузы. Тропопауза – переходный слой между тропосферой и стратосферой, где и происходит большинство погодных явлений. Тропопауза ниже у полюсов и выше на экваторе. Две трети всех несчастных случаев, связанных с турбулентностью, случаются выше 30000 футов (9 км).
Что это значит для вас: когда метеорологи и диспетчеры планируют полет, они будут принимать во внимание зону, где полет проходит через тропопаузы и выдавать предупреждение о турбулентности пилотам.
Факт 10. Турбулентность в спутном следе (спутный след – это воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолёта) не рассматривалась как опасность для полета до конца 60-х. Тяжелый самолет с большим размахом крыла создает наибольшую опасность вихревого следа в посадочной конфигурации с убранной механизацией. Наибольшая опасность возникает, когда следующий за большим самолетом на посадочном курсе слишком близко.
Что это значит для вас: пилоты и диспетчеры хорошо осведомлены об опасных последствиях турбулентности в следе. Пилоты обучаются распознавать такого рода опасность на тренажерах.
Учитесь расслабляться и успокаиваться самостоятельно. Правильно дышите, отвлекайтесь на позитивные мысли, смотрите фильмы или слушайте музыку в полете. Это поможет вам справиться со стрессом.
Что такое турбулентность?
Если есть что-то, чего мы все боимся в полете, так это невидимой силы турбулентности. Что такое турбулентность и так ли она страшна? Давайте углубимся в это.
Что такое турбулентность? Фото: PexelsЧто такое турбулентность?
Турбулентность определяется как «нерегулярное движение» воздуха из-за завихрений и вертикальных воздушных потоков. Он отличается от ветра, который дует горизонтально с разных направлений, сила которого легко измеряется метеорологическими службами. Турбулентный поток может возникнуть, когда ветер меняет направление или в какой-то район приходит буря. И, в отличие от ветра, метеослужбы не могут легко обнаружить его присутствие, хотя предметов, создающих турбулентность, можно избежать.
Существует три различных турбулентных вихря, влияющих либо на тангаж самолета (по поперечной оси), либо на крен самолета (по продольной оси), либо на рыскание самолета (по вертикальной оси).
Будьте в курсе: Подпишитесь на наш ежедневный дайджест авиационных новостей.
Что вызывает турбулентность?
Существует четыре основных способа создания турбулентности:
Механическая турбулентность — когда рельеф местности заставляет ветер собираться и образовывать вертикальные водовороты. Хорошим примером этого может быть место, где горы встречаются с равнинами или океанами. Плоский ветер достигает горного хребта, и ему некуда идти, кроме как вверх, нарушая воздушное движение и меняя направление по мере охлаждения. В худшем случае горячий ветер пустыни (или тропиков) обрушивается на большие горы.
Интересно, что человеческие города стали достаточно большими, чтобы над небоскребами и другими плотными городскими районами образовались водовороты.
Некоторая турбулентность не может быть обнаружена над облачным слоем. Фото: PexelsТепловая турбулентность — Жара оказывает огромное влияние на турбулентность. Когда солнце нагревает воздух, он начинает подниматься и охлаждаться. Однако солнце нагревает воздух неравномерно, и разные поверхности могут генерировать больше отраженного тепла, чем другие (например, бетон по сравнению с океанами). Восходящие потоки горячего воздуха образуют столбы турбулентности, которые могут повлиять на приземление самолетов и, в конечном итоге, вызвать грозы.
Однако этот тип турбулентности редко встречается над облачным слоем. Если самолет пролетает над регионом, то он, как правило, не затрагивается.
Фронтальная турбулентность — Чаще встречается зимой, когда масса холодного воздуха сталкивается с теплым воздухом, образуя «волну» ветра, толкающую все предметы вверх и вниз. Водовороты образуются сбоку над куполом и могут быть очень нестабильными. Как только самолет пересекает этот барьер, он, как правило, в безопасности. Если в этой среде есть гроза, то турбулентность может быть экстремальной.
Турбулентность при сдвиге ветра . Последний тип турбулентности возникает при изменении направления ветра на траектории движения самолета. Это может быть при входе в струйный поток или выходе из него, попадании в штормовой фронт или пересечении перепадов температур. Этот тип чаще всего встречается на закатном барьере — когда солнце опускается за горизонт и уже не нагревает воздух, а воздух начинает остывать. Эта турбулентность, как правило, горизонтальна до термической и фронтальной турбулентности.
Чистый воздух Турбулентность 900:20 — На самом деле существует пятый тип турбулентности, который обычно не относят к штормам или переменам погоды. По сути, именно здесь ветер образует изгибы или водовороты в своем волнообразном потоке. Лучший способ описать это — представить себе реку, в которой вода, огибающая поворот снаружи, движется намного быстрее, чем вода внутри. Турбулентность при ясном небе может происходить без видимых признаков и может быть экстремальной.
Последний тип турбулентности может возникнуть в любое время. Фото: PexelsКак это влияет на самолеты?
Все вышесказанное хорошо, если вы читаете дома; однако те, кто читает это в воздухе, возможно, захотят узнать, что это значит для самолетов.
Турбулентность бывает четырех видов:
- Легкая турбулентность — небольшая неровность, пассажиры спят.
- Умеренная турбулентность — большие неровности и пассажиры, находящиеся в салоне, могут потерять равновесие. Самолет под контролем.
- Сильная турбулентность — резкие перепады высоты и скорости полета. Самолет ненадолго выходит из-под контроля, и пассажиров разбрасывает по всему салону.
- Экстремальная турбулентность. Самолет теряет управление, что может привести к повреждению конструкции.
В целом турбулентность является относительно безопасным и естественным явлением. Худшие случаи турбулентности возникают ближе к земле, но пилоты хорошо обучены справляться с такими условиями. В ситуациях, когда самолет быстро теряет высоту, он будет снижаться до такой степени, что воздух изменится, и пилоты восстановят управление (обычно всего на несколько секунд). Как всегда, лучше всегда пристегиваться ремнем безопасности.
Что вы думаете? Вы когда-нибудь летали через сильную турбулентность? Дайте нам знать об этом в комментариях.
Какие существуют виды турбулентности?
Турбулентность обычно считается одной из основных причин, по которой некоторые пассажиры ненавидят летать. В то время как некоторые могут быть довольны «поездкой на американских горках» на борту 250-тонной машины, другие более чувствительны к небольшим ударам и рывкам, которые могут возникнуть в результате турбулентности. Поскольку не вся турбулентность одинакова, давайте рассмотрим различные явления, вызывающие ее.
Турбулентность в ясном небе (CAT)
Федеральное авиационное управление (FAA) определяет турбулентность в ясном небе (CAT) как «внезапную сильную турбулентность, возникающую в безоблачных районах, которая вызывает сильную тряску самолета».
FAA добавляет, что определение CAT чаще всего применяется к турбулентности на большой высоте, связанной со сдвигом ветра, который представляет собой изменение направления или скорости ветра на определенном расстоянии. Следует отметить, что Weather.gov определяет сдвиг ветра как собственный тип турбулентности.
Сдвиг ветра (включая температурные инверсии)
Помимо определения сдвига ветра как отдельного типа турбулентности, Weather.gov также отмечает, что температурные инверсии могут быть причиной сдвига ветра. Между тем, другие сайты могут определять температурную инверсию как особый тип турбулентности.
Температурные инверсии – это зоны сильной стабильности, препятствующие смешиванию устойчивого нижнего слоя с более теплым слоем выше. «Наибольший сдвиг и, следовательно, наибольшая турбулентность наблюдается в верхней части инверсионного слоя», Weather.gov отмечает, добавляя, что турбулентность, связанная с температурными инверсиями, часто возникает из-за ночного охлаждения поверхности Земли, создающего поверхностную инверсию.
Турбулентность струйного течения — еще один термин, который может относиться к сдвигу ветра, но также может быть классифицирован как отдельный тип турбулентности. Как вы можете понять из названия, турбулентность возникает из-за струйных течений, которые представляют собой сильные горизонтальные ветры, которые следуют волнообразной схеме как часть общего потока ветра. National Geographic отмечает, что струйные течения возникают на высоте от восьми до 15 километров (от пяти до девяти миль).
Конвективная (тепловая) турбулентность
Согласно методу Болда, тепловая турбулентность возникает при локализованных столбах конвективного течения (поднимающийся столб теплого воздуха). Эти восходящие столбы воздуха исходят от поверхностного нагрева или холодного воздуха, движущегося по более теплой земле.
Турбулентность вихревого следа
Турбулентность вихревого следа возникает, когда воздушное судно следует за другим воздушным судном или пересекает его. Вызванные вихрями на законцовках крыльев, созданными первым самолетом, это причина, по которой самолеты установили минимальные разделительные расстояния. Именно поэтому к позывным более крупных самолетов добавляется термин «тяжелый» или «супер», поскольку это еще одно указание на то, что Боингу 747 или А380 (соответственно) должно быть предоставлено достаточно места. 900:03 Эмирейтс A380 должен был сделать две незапланированные остановки по пути из Лос-Анджелеса в Дубай. Фото: Винченцо Паче | Простой полет
Механическая турбулентность
Механическая турбулентность возникает при трении между воздухом и землей. Встречается на малых высотах, часто является результатом неровного рельефа и искусственных объектов. Accuweather отмечает, что эта неровная местность (например, высокие здания и горы) препятствует воздушному потоку. Интенсивность будет зависеть от силы приземного ветра и характера поверхности.
Weather.gov определяет турбулентность горных волн как форму механической турбулентности, в то время как другие источники выделяют ее в отдельную категорию. Турбулентность горных волн возникает, когда сильные водовороты возникают с подветренной стороны от горных хребтов. Говорят, что горные волны вызывают сильнейшую механическую турбулентность.
Будьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.
Фронтальная турбулентность
Возникает при подъеме теплого воздуха наклонной фронтальной поверхностью холодной воздушной массы. Именно здесь возникает трение между двумя противоборствующими воздушными массами, создающее турбулентность во фронтальной зоне. Когда теплый воздух влажный и нестабильный, может возникнуть опасность гроз, что приведет к более сильной турбулентности.
При фронтальной турбулентности холодная воздушная масса выталкивает теплый воздух вверх, вызывая трение в месте встречи двух воздушных масс. Фото: Ravedave через Wikimedia CommonsКак вы можете понять из приведенных выше определений, турбулентность могут быть вызваны самыми разнообразными явлениями, как природными, так и антропогенными, происходящими на различных высотах. Чтобы максимально избежать турбулентности, тщательное планирование требуется как от пилота, так и от эксплуатационного персонала авиакомпании.
У вас есть истории о том, что вы сталкивались с сильной турбулентностью? Поделитесь этим с нами, оставив комментарий.