Украина и Молдавия на грани грандиозного скандала / СНГ / Независимая газета
В Кишиневе похищен и вывезен на родину киевский судья
Майя Санду намерена обсудить с Владимиром Зеленским кишиневский инцидент. Фото Reuters
Депутат Верховной рады от партии Порошенко «Европейская солидарность» Владимир Арьев заявил, что обратился в офис генпрокурора Украины и Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) с заявлениями по поводу похищения в Молдавии украинского судьи-беглеца Николая Чауса. Арьев считает, что ситуация с похищением «угрожает грандиозным международным скандалом». В то же время в Киеве сообщают, что посол Украины Марко Шевченко был приглашен в МИД Молдовы, где госсекретарь Думитру Соколан передал ему официальную ноту.
Ранее лидер молдавской «Нашей партии» Ренато Усатый тоже заявил о ноте, переданной в украинское посольство. Кишинев и Киев договорились не обнародовать эту информацию, но украинский посол обратился за консультацией в МИД своей страны.
Николай Чаус до сих пор нигде не объявился, хотя новость о его похищении неизвестными в Кишиневе датирована 3 апреля. Согласно информации, обнародованной молдавским политиком, украинский посол Марко Шевченко сообщил в Киев о том, что президент Молдавии Майя Санду несет имиджевые потери из-за ситуации с похищением Чауса: «Складывается впечатление, что политические оппоненты Майи Санду и их российские кураторы целенаправленно завели президента Санду в ситуацию, когда она должна либо взять на себя политическую ответственность за похищение, либо занять жесткую позицию по отношению к Украине».
Президент Молдовы в интервью изданию Cotidianul, которое цитируют украинские СМИ, отметила, что хотела обсудить ситуацию с украинским коллегой: «Мои советники пытались связаться с командой президента (Владимира Зеленского. – «НГ»). У нас была инициатива провести диалог на уровне лидеров государств. Но президент Зеленский был в командировке…» Судя по всему, этот разговор так и не состоялся. 8 апреля созвонились главы МИД Украины и Молдавии Дмитрий Кулеба и Аурелиу Чокой. Представитель Киева заверил, что официальные украинские госструктуры непричастны к похищению судьи. По его словам, ожидалось, что Николай Чаус будет экстрадирован на родину после окончательного решения вопроса об отказе в предоставлении ему политического убежища в Молдавии.
Как сообщалось, 3 марта с.г. коллегия гражданских, коммерческих и административных споров Верховного суда Республики Молдова (РМ) уже приняла решение об отказе. На 22 апреля планировалось заседание Верховного суда, на котором была бы поставлена последняя точка в этом деле. После чего суд первой инстанции рассмотрел бы вопрос об экстрадиции Николая Чауса. Как сообщил ранее в комментарии «Укринформу» и.о. руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры Максим Грищук, вопрос о передаче судьи в руки украинского правосудия мог бы занять еще около года.
Именно длительными сроками рассмотрения дел украинские эксперты ранее объясняли возможные мотивы похищения судьи. Юрий Бутусов написал в своем блоге: «Оказывается, поспешность имеет объяснение. К сожалению, мотив крайне примитивный. Целью операции является попытка каким-либо образом установить причастность к вывозу Чауса за границу экс-начальника Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Василия Бурбы». Бурба, как известно, фигурирует в расследовании по поводу проваленной летом прошлого года спецоперации по задержанию группы лиц, которых в Украине назвали наемниками частной военной компании Вагнера, воевавшими в Донбассе против ВСУ. На конец апреля была анонсирована премьера документального фильма-расследования об этой операции. Международная журналистская группа Bellingcat собиралась назвать виновных в том, что задержание не состоялось. «Именно сейчас, пока не вышел фильм о «вагнергейте», офис Ермака (глава офиса президента Украины Андрей Ермак. – «НГ») ищет компромат на руководителей проваленной спецоперации по захвату террористов», – написал Бутусов.
Эксперт пришел к такому выводу после заявления министра внутренних дел Молдовы Павла Войку о том, что в похищении Николая Чауса подозреваются граждане Украины. В СМИ попала информация о том, что по крайней мере некоторые из них работают в ГУР Минобороны. Бутусов отметил, что в Молдове «установлены личности всех участников похищения, которые вывезли Чауса на машине и пересекли границу с Украиной». «Это заявление властей Молдовы показывает, что, как ни странно, Украина, имеющая тесные связи, в том числе по линии спецслужб, с Молдовой, в данном случае зачем-то осуществила не согласованную с нашим союзником операцию и осложнила отношения с нашими друзьями, которые шли нам навстречу в данном деле», – написал Бутусов.
Ситуация стала еще более странной, когда представитель ГУР Минобороны Украины Андрей Черняк заявил в комментарии «Громадському», что его ведомство не имеет отношения к похищению: «Мы опровергаем информацию о причастности Главного управления разведки к похищению Чауса.
Мы считаем, что это провокация российских спецслужб для дискредитации военной разведки Украины и для того, чтобы поссорить два братских народа (украинский и молдавский. – «НГ»)».В то же время в Киеве появились другие предположения о мотивах похищения. Журналист Сергей Лещенко сказал «24 каналу», что Николай Чаус может располагать компрометирующими сведениями относительно пятого президента Петра Порошенко. В частности, по поводу указаний команды Порошенко принять те или иные судебные решения. Издание «Страна» в своей публикации отметило: «Этот судья считался одним из «карманных» служителей Фемиды в обойме президента Порошенко и его «смотрящего» за судами – народного депутата Александра Грановского. И именно они, по распространенной версии, его незаконно вывезли в Молдову, спасая от суда в Украине».
Николай Чаус работал судьей Днепровского районного суда Киева. В августе 2016 года он был задержан за взятку в 150 тыс. долл. Операцию проводило Национальное антикоррупционное бюро.
Киев
Украина и Молдавия заявили о строительстве дороги между столицами в обход Приднестровья — Международная панорама
КИЕВ, 12 января. /ТАСС/. Украина и Молдавия намерены построить магистральную автодорогу между столицами двух стран в обход Приднестровья с целью активизации двусторонней торговли и упрощения транзитного сообщения. Об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский на брифинге в Киеве по итогам переговоров с президентом Молдавии Майей Санду.
«У нас есть амбициозная идея — это строительство современной магистрали, которая соединит Киев и Кишинев.
С этой целью мы обсудили строительство пограничного мостового перехода через реку Днестр, и это сократит путешествие между столицами наших государств до пяти часов», — сказал он.По словам президента, новая автодорога придаст импульс торговле, упростит транзитное сообщение, а также будет способствовать улучшению контактов между гражданами Украины и Молдавии. Зеленский отметил, что на переговорах главы государств пришли к единому мнению, что в сфере экономики Киев и Кишинев намерены сотрудничать, прежде всего, в вопросах энергетики, инфраструктуры, транспорта и транзита.
В свою очередь Санду отметила, что речь идет о «трассе Кишинев — Сорока — Ямполь — Киев в обход Приднестровья».
Украинский президент проинформировал, что существуют определенные наработки по энергетике. Речь идет о наращивании объемов природного газа для хранения молдавской стороной в подземных хранилищах Украины, о проекте транзита «европейского газа» через Молдавию на Украину. Кроме того, обсуждался вопрос возобновления поставок украинской электроэнергии в Молдавию, а также транзита этой электроэнергии через Молдавию в Румынию.
«Мы подчеркнули важность внедрения взаимного пересечения границы по ID-паспортам. Актуальной задачей также остается обеспечение прав в сфере образования и других прав украинского национального меньшинства в Молдавии и, соответственно, молдавского на Украине», — сказал президент. Среди иных задач он отметил важность «совместной борьбы с контрабандой на украинско-молдавской границе, особенно на ее приднестровском участке».
Украина, Грузия и Молдавия решили объединиться в ассоциированное трио
Украина, Молдавия и Грузия сегодня объявили себя трио, которое теперь вместе пойдет в Евросоюз. Правда, когда это случится, глава Евросовета Шарль Мишель, присутствовавший на встрече в Батуми, сегодня так и не сказал. Попытка проявить единство разрушилась и об языковой вопрос. Все, выступавшие на форуме, говорили на английском. Президент Зеленский предложил всем надеть наушники и слушать переводчика с украинского. Сегодня же на самой Украине стартовали экзамены на знание языка для желающих стать чиновниками.
Свой приезд в Грузию Зеленский начинает с посещения передовой. Гостю из Украины показывают: вот позиции пограничников, дальше – Абхазия. Еще один аттракцион – прогулка по мосту через реку Ингури. С той стороны уже другое государство. Президент со свитой доходит до середины, внимательно смотрит и возвращается.
Общие фантомные боли от утраты территорий логично приводят к общей встрече в Батуми лидеров Украины, Грузии и Молдавии. Это первый саммит так называемого «Ассоциированного трио» стран, которым вроде как обещано членство в Евросоюзе, но точных сроков в Брюсселе называть не спешат. Зеленский уже не впервые открыто требует хоть какой-то определенности.
«За последние десятилетия территория Евросоюза стала больше. А вот территории наших стран стали меньше. Мы уверенны что это временно, но вот насколько временно зависит только от поддержки Евросоюза», – заявил Зеленский.
Разговор все больше похож на ультиматум. Вот и саммит «Восточного партнерства», намеченный Евросоюзом на декабрь, президента Украины уже не устраивает.
«Нам не нужен саммит ради саммита. У нас гибнут люди, у нас война, нам нужно политическое наполнение и геополитическое видение будущего этой инициативы, иначе непонятна целесообразность этой встречи вообще», – добавил Зеленский.
Но на такой встрече есть одна тема, которую гости из Евросоюза всегда и выслушают, и поддержат. В речи каждого лидера обязательно упоминается агрессивная Россия.
Как с евроценностями вяжется фактический запрет русского языка во многих сферах украинской жизни, старую Европу почему-то волнует мало. С сегодняшнего дня в стране начались экзамены для всех, кто хочет стать чиновником. Будущие работники администраций, министерств и депутаты парламентов сдают письменные и устные работы. Без украинского языка карьеру теперь не сделать, и только сегодня на экзамен пришли 900 человек.
А вот этническое и языковое разнообразие родом из Великобритании на Украине только приветствуют. Под Николаевым высадились шотландские стрелки. Сначала поучили местных солдат своим национальным играм, а потом началось главное – отработка боевых действий в городских условиях.
На полигоне не скрывая имитируют войну в условиях Донбасса: с разбрасыванием листовок, выводом гражданских и зачисткой населенных пунктов, в том числе с использованием тяжелой авиации. Британцы в роли наблюдателей и инструкторов.
А пока приказа нет эти якобы желающие воевать за Украину выходцы с островов Фиджи показали свой вариант боевой песни и танца.
Украина, Грузия и Молдова заявили о стремлении в ЕС
Президенты Украины, Грузии и Молдовы во время встречи в Батуми подписали Декларацию Батумского саммита по европейской интеграции. Текст документа опубликован на сайте президента.
«Мы подтверждаем свою непоколебимую преданность процессу нашей интеграции в Европейский союз и проводим комплексные реформы для укрепления наших демократических институтов и приведения нашего законодательство в соответствие с ключевыми элементами права ЕС», – говорится в декларации.
Согласно документу, перспектива стать частью Европейского союза дает Украине, Грузии и Молдове мощный стимул для дальнейших более глубоких реформ. Страны планируют продолжить сотрудничать с институтами ЕС, развивать зону свободной торговли и тем самым интегрироваться во внутренний рынок союза.
«У наших стран есть много общего, но главное — мы не хотим возвращаться в прошлое. Мы готовы бороться за наше европейское будущее. Мы взяли обязательство поддерживать друг друга», – отметила президент Грузии Саломе Зурабишвили.
В Батумском документе также говорится о том, что Украина, Грузия и Молдова намерены продолжать программу «Восточного партнерства» и готовы определить общие приоритеты, чтобы усилить политический диалог и продвижение отраслевой интеграции с ЕС, особенно в сферах транспорта, энергетики, цифровых преобразований, зеленой экономики, юстиции и внутренних дел, стратегических коммуникаций и здравоохранения.
Глава Евросовета Шарль Мишель поддержал идею и сообщил о планах создать «беспрецедентный инвестиционный пакет» для трех стран на сумму 2,3 миллиарда евро с «потенциалом для мобилизации до 17 миллиардов евро в виде государственных и частных инвестиций в регионе».
«Такая мощная поддержка ЕС ясно демонстрирует стратегическое значение, которое мы придаем нашему партнерству с вами», – добавил он.
В свою очередь Владимир Зеленский отметил, что российские военные у границ Украины, Грузии и Молдовы представляют угрозу для всей Европы. «Если Брюссель не демонстрирует железную поддержку европейских стремлений трех наших стран, тогда кто-то демонстрирует железные мышцы своего оружия возле трех наших государственных границ. И это, на мой взгляд, угроза не только для наших трех стран, но и для всего континента», – считает украинский президент.
- Программа Европейского союза «Восточное партнерство» была основана в 2009 году. Её цель – укрепить отношения Украины, Азербайджана, Беларуси, Армении, Грузии и Молдовы со странами Европейского союза. В то же время программа не гарантирует вступления этих стран в ЕС.
- С тех пор Грузия, Молдова и Украина подписали соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в том числе соглашения о свободной торговле. Но некоторые страны – члены Евросоюза неохотно обсуждают возможность добавления новых государств в ЕС.
- Россия неоднократно высказывалась против программы «Восточного партнерства», заявляя, что укрепление экономических связей между Евросоюзом и её основными торговыми партнерами среди постсоветских государств может навредить интересам Москвы.
Сайт заблокирован?
Обойдите блокировку! читать >
Отошли воды: Украина крадет у Молдавии крупнейшую реку | Статьи
Молдавии грозит обезвоживание. Об этом заявил советник президента страны Корнелиу Попович. По его словам, крупнейшая река региона Днестр мелеет, хотя весной из-за таяния снегов должна, наоборот, становится полноводнее. Специалисты связывают проблему с беспорядочным строительством на территории Украины гидротехнических объектов. «Известия» разбирались, почему Киев и Кишинев не могут договориться.
Здесь рыбы нет
Советник президента Молдавии Корнелиу Попович заявил, что река «демонстрирует низкие показатели». По его словам, специалисты находятся в «состоянии тревожного ожидания», хотя весной ситуация должна быть стабильной, ведь в это время года тает снег.
Журналисты выяснили, что некоторые участки пересохли до такой степени, что их можно в буквальном смысле перешагнуть. Например, в селе Наславча, которое на территории Молдавии расположено первым по течению Днестра, жители жалуются, что периодически в русле появляются островки и песчаные отмели, а до середины реки в засуху можно дойти вброд. В районе села Кошница ширина периодически сокращается всего до метра.
Фото: Depositphotos
Днестр усыхает уже не первый год. На реке значительно пострадали животные и растения. Весной воды должно быть много, она должна растекаться по долинам. Так появляются места для нереста рыбы. «В последние годы нерестилищ не образуется. Это приводит к снижению популяции рыбы. Страдает и растительность, которая на определенной территории имеет свою специфику. Значит, не хватает корма для животных. То есть флора и фауна страдают от отсутствия воды», — объясняет молдавский эколог Владимир Гараба.
Местные рыболовы напоминают, что в середине прошлого века в Днестре водились стерлядь, севрюга, белуга, черноморский лосось. Сейчас им на смену пришли непромысловые виды. В дельте Днестра обитала редкая птица блестящий ибис. Теперь из гнездившихся когда-то 1,5 тыс. пар осталось всего 50.
Обмеление реки угрожает и человеку. Согласно проведенным изысканиям, нехватку питьевой воды может ощутить на себе 10 млн жителей Молдавии, Румынии и Украины. В частности, в резервуарах Кишинева хранится запас воды ровно на два дня. Большие объемы хранить запрещается по санитарным соображениям. Соответственно, при неблагоприятном исходе огромный город может оказаться на грани обезвоживания.
Речной колосс
Днестр течет по территории Украины и Молдавии. Кишинев и Киев обвиняют в обмелении реки друг друга. Украина указывает на загрязнение реки молдавскими промышленными и другими отходами. Молдаване отвечают, что даже серьезное загрязнение не может привести к усыханию потока. В Кишиневе утверждают: проблемы Днестра связаны с тем, что украинцы монопольно управляют колоссальным гидроузлом, расположенным в верховьях реки.
Гидроузел включает ГЭС-1 в Черновицкой области, ГЭС-2 — в Винницкой и гидроаккумуляционную станцию (ГАЭС), расположенную в окрестностях города Сокиряны Черновицкой области. Юридически все три объекта входят в крупнейшую гидрогенерирующую госкомпанию «Укргидроэнерго».
Проект комплекса был разработан еще в советское время. Первую очередь ввели в эксплуатацию в 1980-х годах, и уже тогда возникли экологические проблемы: изменились гидрология и температурный режим нижнего течения Днестра. Осенью и весной температура воды стала выше нормы, а летом — ниже нормы. Резкие перепады приводят к усиленному гниению водной растительности. Кроме того, из-за уменьшения скорости течения реки вода становится более прозрачной. В результате на нижних участках реки бурно растут водоросли, что приводит к заиливанию. Из-за экологических и экономических трудностей строительство было прекращено, но в 2000-х годах Украина реанимировала проект.
Днестровская ГЭС-1
Фото: uhp.kharkov.ua
В 2016 году Киев принял программу развития гидроэнергетики до 2026 года. Согласно этим планам, в верховьях Днестра — в Тернопольской и Ивано-Франковской областях — должны построить еще шесть полноценных гидроэлетростанций. Изменится и режим работы ГАЭС в Сокирянах. Сейчас там действуют три агрегата, планируется запустить еще четыре. Один в настоящее время достраивается, а сооружение еще трех вроде бы проинвестируют китайцы. По мнению ученых, это окончательно добьет Днестр.
Эколог, директор международной ассоциации Eco-Tiras Илья Тромбицкий объяснил «Известиям», что уже сейчас режим поступления воды в среднее и нижнее течение Днестра нарушен. «Согласно проектным документам, минимальный постоянный санитарный (или критический) пропуск воды должен быть здесь не менее 75 куб. м/с даже в период аномально высокой засухи. Однако, например, в первой половине 2016 и 2017 годов холостой пропуск (мимо турбин) на протяжении 120 дней был около 0 куб. м/с, 79 дней — 2–54 куб. м/с и только один день — 100 куб. м/с», — рассказал эксперт.
Земля в обмен на реку
Для урегулирования споров Украина и Молдавия еще в 2012 году подписали договор о сотрудничестве по охране Днестра. Киев ратифицировал его только в 2017 году. «С учетом важности реки и ее притоков как источника питьевого водоснабжения городов Львов, Черновцы, Ивано-Франковск, Кишинев, Бельцы и Одесса складывающаяся экологическая ситуация требует принятия неотложных мер на государственном и на межгосударственном уровне», — отмечалось в пояснительной записке.
Казалось бы, проблемы на Днестре должны были уйти. 26-я статья договора предусматривает создание двусторонней комиссии, в рамках которой будут решатся вопросы использования воды. Предполагается, что каждая страна определит свои приоритеты и согласует их со второй стороной. После такого взаимодействия они вместе выполнят договоренности. Например, договорятся о поступлении воды из ГЭС в Днестр, строительстве очистных сооружений или обустройстве природно-охраняемой территории. По такому принципу на крупных трансграничных реках взаимодействуют европейские страны.
Пока, однако, документ никак не изменил ситуацию. Уже после ратификации договора Киев начал строительство четвертого агрегата ГАЭС. В Молдавии считают, что Украину судьба Днестра не особо интересует. На Украине много других полноводных рек. Кроме того, на Молдавию приходится только треть протяженности Днестра, поэтому Киев просто не считает нужным согласовывать свои действия. Об этом прямо сказал президент Украинской энергетической ассоциации Василий Котко: «Каждый должен представлять свои интересы. Мы, украинцы, представляем наши интересы. А если в Молдавии есть проблемы, пусть она сама их решает».
Вид на мосты через реку Днестр, Молдова
Фото: ТАСС/Альберт Симановский
Для чего же Киев ратифицировал двусторонний договор? Эксперты считают, что украинским энергетическим магнатам нужна площадка для ведения торгов. Дело в том, что для установки всех семи агрегатов на ГАЭС необходимо поднять уровень буферного водохранилища на 7–8 м. Это приведет к дополнительному затоплению местности. Часть территории затопления — около 20 га — относится к Молдавии, и Украина рассчитывает взять этот участок земли в аренду. Переговоры об аренде ведутся уже более 10 лет, но молдавские чиновники своего согласия не дают.
«Это практически единственный козырь Кишинева. Благодаря этому участку Киев к молдавским властям вообще прислушивается. Понятно, что в министерстве экологии Молдавии люди понимают масштаб проблемы и выступают против передачи земли. Но на последних парламентских выборах в феврале хороший результат показала партия олигарха, негласного хозяина Молдавии Влада Плахотнюка. Его связывают давние бизнес-отношения с президентом Украины Петром Порошенко. Для олигархов вопросы экологии стоят не на первом месте, им важнее личная прибыль. Не исключаю, что в случае победы Порошенко на новых выборах президента Украины с Плахотнюком они все-таки договорятся», — объясняет Илья Тромбицкий.
Он добавляет, что при негативном сценарии развития событий Днестр будет мелеть всё стремительнее и через некоторое время превратится в цепь озер. Серьезно пострадает сельскохозяйственный сектор — ощутится острая нехватка воды для полива полей. Возможно введение почасовой подачи воды для населения. «Днестр превратится в канаву, где не будет жизни», — прогнозирует эколог.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Украина, Грузия и Молдавия потребовали от ЕС интеграции
Лидеры Украины, Молдовы и Грузии подписали Декларацию Батумского саммита о европейской интеграции. Текст документа опубликован на сайте офиса Зеленского.«Мы подтверждаем свою непоколебимую преданность продолжению процесса нашей интеграции в Европейский союз путем комплексных реформ, направленных на укрепление наших демократических институтов, и постепенному приближению нашего законодательства в соответствующих сферах в ключевых элементах права ЕС», — говорится в документе, принятом по итогам 17-й батумской конференции «Европейский путь Грузии».
На конференции также присутствовал глава Евросовета Шарль Мишель, однако после выступления сторон стало понятно, что их цели различны. В частности, Мишель в своей речи не упоминал о перспективах интеграции трех стран в ЕС, вместо этого сосредоточившись на выгодах от текущего сотрудничества.
«Во всех трех странах нарастает торговля с Евросоюзом, но за счет сырья и товаров самого низкого уровня. Происходит деградация и деиндустриализация экономики, происходит отток населения в эмиграцию. А для ЕС это интересно, потому что, в отличие от выходцев из арабских стран, приезжают люди близкие по менталитету, и они приезжают работать. Безусловно, путь евроинтеграции для этих стран — это путь деградации», — считает эксперт в области международных связей Ольга Сухаревская.
По ее словам, страны бывшего СССР, которые не пошли по пути евроинтеграции, даже если они бедны и стартовали с низкой позиции, демонстрируют высокие показатели экономического роста. И, напротив, Грузию, Молдавию и Украину отмечает наибольшая бедность, падение промышленного потенциала и торговли.
Сухаревская также отметила, что такие «союзы» возникают каждый раз, когда заканчивается неудачей очередная попытка объединения беднейших стран СНГ, которые ведут прозападную и так называемую «евроинтеграционную» политику.
«Поскольку экономической базы под этим сотрудничеством нет, любая такая инициатива со временем глохнет. И тогда, чтобы придать ей импульс, это трио собирается в новом составе», — добавила Сухаревская.
Почему это важно. Жесткая нацеленность этих стран на вступление в ЕС создает точки напряженности у границ России, что может способствовать усилению конфликтов между Россией и Западом.
ГД осудила действия Молдавии и Украины, ухудшающие ситуацию в Приднестровье | В мире | Политика
Госдума сегодня приняла заявление с осуждением действий Молдавии и Украины, которые ведут к срыву урегулирования конфликта в Приднестровье и ухудшают положение живущих там россиян. Об этом сообщает РИА Новости.
Ранее президент Молдавии Майя Санду заявила, что новое правительство после досрочных парламентских выборов должно будет сформулировать политическое решение конфликта с Приднестровьем, а осенью пройдёт следующее заседание по урегулированию в формате «5+2» (Кишинев и Тирасполь как стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ – как посредники, ЕС и США – как наблюдатели).
«Особенную тревогу вызывает перспектива прекращения транспортного сообщения и снабжения населения Приднестровья, к которой, несмотря на принятые международные обязательства, совместно идут Молдова и Украина, – сказано в заявлении российской нижней палаты. – С 1 сентября 2021 года они намерены заблокировать пересечение границ в регионе для автомобилей с приднестровскими номерными знаками, что лишит возможности передвижения свыше 100 000 автовладельцев в Приднестровье».
Кроме того, с 11 июля Молдавия по договорённости с Украиной собирается ввести совместный таможенно-пограничный контроль на единственном с украинской стороны контрольно-пропускном пункте для Приднестровья «Кучурган», что грозит резким ограничением внешнеэкономической деятельности Приднестровья, в том числе поставок лекарств и медицинских изделий, продуктов питания и прочего.
Дума призвала молдавские власти исполнить договорённости, а Украину – не уклоняться от обязательств, накладываемых статусом гаранта и посредника в переговорном процессе между Приднестровьем и Молдавией.
Помимо этого, парламентарии обратились к Правительству РФ с призывом активизировать реализацию всех ранее подписанных межведомственных соглашений с Приднестровьем: создать условия для использования маткапитала и усовершенствовать механизм получения пенсий для граждан РФ на территории ПМР. Кроме того, депутаты обратились к Центробанку РФ с просьбой обеспечить возможность подключения Приднестровья к платежной системе «Мир», а также попросили кабмин помочь региону в борьбе с пандемией, передав ему вакцину, тесты и оборудование.
Три соседа по Восточному партнерству: Украина, Молдова и Беларусь | Информационные бюллетени по Европейскому Союзу
Политика Восточного партнерства ЕС, принятая в 2009 году, охватывает шесть постсоветских государств: Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину. Он был создан для поддержки политических, социальных и экономических реформ в этих странах с целью повышения демократизации и надлежащего управления, энергетической безопасности, защиты окружающей среды, а также экономического и социального развития.Все члены, кроме Беларуси, участвуют в Парламентской ассамблее Евронест.
Украина
Драматические события, произошедшие в Украине с ноября 2013 года, начались как проевропейский протест против решения тогдашнего президента Виктора Януковича не подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС, парафированное в марте 2012 года. Это движение в конечном итоге привело к смена правительства и парламентские выборы в октябре 2014 года, которые привели к власти проевропейские и прореформенные партии.
Вслед за движением Евромайдана Россия незаконно аннексировала Крым в марте 2014 года, и восточная часть Украины погрузилась в вооруженный конфликт, спровоцированный поддерживаемыми Россией сепаратистами. По данным ООН, к февралю 2020 года с момента начала конфликта в Украине было убито более 13 000 человек (из них не менее 3 350 мирных жителей). Сюда входят 298 человек, летевших 17 июля 2014 года рейсом Mh27 Malaysian Airlines, который потерпел крушение в районе, контролируемом сепаратистами.По данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), с 2017 года наблюдается тенденция к снижению числа жертв среди гражданского населения.
Несмотря на Минские соглашения, достигнутые при посредничестве в 2015 году, и установление переговорных форматов, таких как Трехсторонняя контактная группа (ОБСЕ, Россия и Украина) и Нормандский формат (Россия, Украина, Германия и Франция), периодические вспышки боевых действий вызывали ставят под сомнение устойчивость перемирия.Евросоюз связал свои экономические санкции против России с полным соблюдением Москвой Минских соглашений. С тех пор санкции остаются в силе после периодического продления.
11 июня 2017 года для граждан Украины с биометрическими паспортами вступил в силу безвизовый въезд в ЕС на срок до 90 дней, поскольку Украина выполнила контрольные показатели плана действий по либерализации визового режима. Этот краткосрочный безвизовый режим направлен на облегчение контактов между людьми и укрепление деловых, социальных и культурных связей между ЕС и Украиной.
Соглашение об ассоциации вступило в силу 1 сентября 2017 года, которое временно и частично применяется с 1 ноября 2014 года. Один из краеугольных камней соглашения, Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (DCFTA), вступил в полную силу 1 января 2016 года.
Соглашение об ассоциации предлагает новые экономические возможности как для ЕС, так и для Украины. ЕС укрепил свою позицию важнейшего торгового партнера Украины.В 2019 году объем двусторонней торговли достиг 43,3 миллиарда евро, а на ЕС приходилось более 40% от общего объема торговли Украины.
На президентских выборах в апреле 2019 года президент Порошенко потерпел поражение от новичка Владимира Зеленского. Президент Зеленский распустил парламент и назначил внеочередные выборы в июле 2019 года. На этих парламентских выборах его партия «Слуга народа» одержала убедительную победу, получив абсолютное большинство в 254 из 424 подходящих мест.Как следствие, депутаты «Слуги народа» заняли должности как спикера парламента (Дмитрий Разумков), так и премьер-министра (Алексей Гончарук). В марте 2020 года, несмотря на твердое парламентское большинство, президент Зеленский начал серьезные перестановки в правительстве (Денис Шмыгаль занял пост премьер-министра). Несколько ключевых институтов также сменили руководство после увольнений или отставок.
Помимо политической поддержки, с 2014 года ЕС и его финансовые учреждения мобилизовали более 15 миллиардов евро в виде грантов и займов для поддержки процесса реформ в Украине.Сюда входят трансферты ЕС в рамках Европейского инструмента соседства (1,365 млрд евро), Службы инструментов внешней политики (116 млн евро) и Консультативной миссии ЕС по реформе сектора гражданской безопасности в Украине (EUAM Украина, 116 млн евро), а также очень значительные кредиты от Европейского инвестиционного банка и инвестиции Европейского банка реконструкции и развития (более 4 миллиардов евро каждый) и Плана внешних инвестиций ЕС, ключевой инициативы ЕС по снижению финансовых рисков через Гарантийный фонд ЕС (1 евро. 5 миллиардов), а также путем объединения грантов ЕС с кредитами финансовых учреждений ЕС через Инвестиционную платформу добрососедства.
В рамках совместно разработанной программы реформ ЕС внимательно следит за прогрессом в ряде приоритетных областей: борьба с коррупцией, реформа судебной системы, конституционные и избирательные реформы, улучшение делового климата, энергоэффективность и реформа государственного управления. . Третий и последний взнос макрофинансовой помощи в размере 600 миллионов евро был отменен 18 января 2018 года из-за несоблюдения Украиной установленных условий.Однако в июле 2018 года ЕС согласился с новой программой МИД на 1 млрд евро. Первый взнос (500 миллионов евро) из этого пакета был выплачен в ноябре 2018 года после выполнения Украиной политических обязательств, согласованных с ЕС. ЕС выделил второй транш в размере 500 миллионов евро в рамках четвертой программы МИД 10 июня 2020 года. Благодаря этому сообщению, общая сумма переводов МИД Украине со стороны ЕС с 2014 года достигла 3,8 миллиарда евро (из 4,4 миллиарда евро, выделенных на финансирование), самая большая сумма такой помощи направлена любой отдельно взятой стране-партнеру. Кроме того, ЕС также предоставил Украине кредиты МИД на сумму до 1,2 млрд евро, чтобы помочь ограничить экономические последствия пандемии COVID-19. 9 декабря 2020 года ЕС предложил выплатить Украине 600 миллионов евро в рамках программы МИД по чрезвычайным ситуациям в связи с COVID-19, но выделение второго транша будет зависеть от принятия Украиной восьми конкретных мер в области управления государственными финансами. против коррупции, улучшения деловой среды и управления государственными предприятиями.
Осенью 2014 года Комиссия создала специальную группу поддержки для Украины, в которую вошли эксперты из институтов ЕС и государств-членов, которые обеспечивают координацию и консультации украинским властям в ключевых секторах реформ.
Развернутый в Украине в декабре 2014 года, EUAM Ukraine координирует международную поддержку гражданского сектора безопасности и, помимо оперативной деятельности, предоставляет стратегические консультации, включая обучение, украинским властям по вопросам создания устойчивых, подотчетных и эффективных служб безопасности, которые укреплять верховенство закона.
А. Позиция Европейского парламента
В течение восьмого законодательного срока (2014-2019 гг.) Европейский парламент принял 19 резолюций по Украине, в том числе одну о реализации Соглашения об ассоциации с Украиной в 2018 году. 11 февраля 2021 года Европейский парламент принял ключевую резолюцию по реализации Соглашения об ассоциации с уделением особого внимания текущему процессу реформ и антикоррупционной архитектуре.
В 2018 году Европейский парламент также вручил Премию Сахарова за свободу мысли украинскому кинорежиссеру Олегу Сенцову, который был приговорен к 20 годам лишения свободы в России за протест против незаконной оккупации Крыма Россией. Сенцов был освобожден из тюрьмы в сентябре 2019 года и смог получить приз в Страсбурге в ноябре того же года.
Б.Межпарламентское сотрудничество
В рамках своей деятельности по поддержке демократии в Украине Европейский парламент также реализует далеко идущую программу наращивания потенциала парламента Украины — Верховной Рады. Эти усилия основываются на рекомендациях, разработанных в рамках миссии по оценке потребностей, проведенной Пэт Кокс, бывшим президентом Европейского парламента, в период с сентября 2016 года по февраль 2017 года.
Европейский парламент также отвечает за управление процессом посредничества, диалогом Жана Моне, который объединяет спикера Верховной Рады и лидеров политических фракций, чтобы следить за выполнением этих рекомендаций.
Правовая база для поддержки и наращивания потенциала Европейского парламента предусмотрена Меморандумом о взаимопонимании, подписанным с Верховной Радой 3 июля 2015 года и продленным на новый срок полномочий парламента, и Соглашением об административном сотрудничестве, подписанным секретарями: Генерал двух законодательных собраний в марте 2016 года.
Десятое заседание комитета парламентской ассоциации ЕС-Украина состоялось в декабре 2019 года в Страсбурге, а дистанционное совещание с помощью видеоконференцсвязи — 7 декабря 2020 года. В обоих случаях комитет подтвердил свою решительную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ и проанализировал текущие реформы и законодательную повестку дня, а также выполнение Соглашения об ассоциации. Он также подтвердил, что эффективная борьба с коррупцией имеет первостепенное значение для успеха всего процесса реформ, наряду с проведением амбициозной и заслуживающей доверия реформы судебной системы.
С.Наблюдение за выборами
Европейский парламент очень активно наблюдал за выборами в Украине, отправляя миссии наблюдателей в 2014 и 2015 годах на президентских, парламентских и местных выборах, а в 2019 году — на президентских и парламентских выборах.
Выборы в Государственную Думу России прошли на всей территории Крыма 18 сентября 2016 г., но не наблюдались со стороны Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ / БДИПЧ).18 марта 2018 года в Крыму прошли президентские выборы в России, которые вызвали осуждение и побудили ЕС принять новые санкции. 11 ноября 2018 года в восточных регионах Украины прошли «президентские и парламентские выборы». ЕС не признал эти выборы и посчитал, что они противоречат букве и духу Минских соглашений.
Молдова
27 июня 2014 года ЕС и Молдова подписали Соглашение об ассоциации, включая DCFTA, которое вступило в силу в июле 2016 года.Соглашение укрепило политические и экономические связи Молдовы с ЕС. В нем изложен план реформ в областях, жизненно важных для эффективного управления и экономического развития, а также усилено сотрудничество в нескольких секторах. Подписав соглашение, Молдова обязалась реформировать свою внутреннюю политику на основе законов и практики ЕС. Дорожная карта для реализации Соглашения об ассоциации была определена в пересмотренной Повестке дня ассоциации на 2017-2019 годы с 13 ключевыми приоритетами, которые Комиссия оценила в ноябре 2019 года.Срок действия дорожной карты был продлен в 2019 году, и в настоящее время он обновляется. Для реализации этой амбициозной программы страна пользуется значительной поддержкой ЕС.
В апреле 2014 года Молдова стала первой страной Восточного партнерства, которая воспользовалась безвизовым режимом. После очень крупного скандала с банковским мошенничеством в 2014 году помощь ЕС была временно приостановлена. Однако после того, как в конце 2016 года было достигнуто соглашение по программе между Молдовой и Международным валютным фондом, основной целью которой была стабилизация банковского сектора, ЕС возобновил выплату бюджетной поддержки.Двусторонняя помощь Молдове в рамках бывшего инструмента европейского соседства варьировалась от 284 млн евро до 348 млн евро в рамках многолетней программы ЕС на 2017–2020 годы и была сосредоточена на экономическом развитии и рыночных возможностях; укрепление институтов и благого управления, включая верховенство закона и безопасность; связь, энергоэффективность, окружающая среда и изменение климата; мобильность и контакты между людьми.
Отмена выборов мэра Кишинева в июне 2018 года на основании надуманных доказательств после того, как на них победил лидер оппозиции Андрей Нэстасе, ознаменовала новый минимум в отношениях между ЕС и Молдовой. Это стало еще одним свидетельством широко распространенной коррупции и контроля олигарха Владимира Плахотнюка над государственными учреждениями Молдовы. Бюджетная поддержка ЕС была снова заморожена, как и первая часть его пакета МИД.
Результаты парламентских выборов в феврале 2019 года на несколько месяцев вызвали политический тупик. Партия президента Игоря Додона ПСРМ (пророссийская) получила 35 из 101 места, правящая тогда Демократическая партия Плахотнюка получила 30 мест, а правоцентристский альянс ACUM (проевропейский) — 26.В июне и июле 2019 года Демократическая партия потерпела неудачу в своей попытке назначить новые выборы, несмотря на коалиционное соглашение между ПСРМ и ACUM. Правительство отказалось отдать власть, что вызвало серьезный институциональный кризис. Как только было сформировано новое правительство во главе с лидером ACUM Майей Санду с приверженной реформистской и антикоррупционной программой, ЕС возобновил свою двустороннюю помощь и МИД. Однако правительство Санду утратило доверие парламента в ноябре 2019 года и было заменено правительством ПСРМ-демократов во главе с Ионом Кику. Эта коалиция просуществовала до ноября 2020 года, потому что реформированная Демократическая партия сильно сократилась, а значительное число ее парламентариев перешло на сторону новой группы «Промолдова», а затем и группы «Пентру Молдова». В настоящее время существует временное правительство, возглавляемое бывшим министром иностранных дел Аурелиу Чокой и поддерживаемое в парламенте ПСРМ, партией Чор (основанной одним из предполагаемых главных виновников банковского мошенничества в 2014 году) и Pentru Moldova.
Бывший премьер-министр Санду победил на президентских выборах в ноябре 2020 года.Во втором туре 15 ноября она набрала 58% голосов, а действующий президент Додон получил 42%.
Политическое сожительство президента Санду с парламентом и правительством было очень напряженным. Незадолго до того, как она принесла присягу, парламент ограничил ее полномочия. Конституционные положения о порядке проведения досрочных парламентских выборов расплывчаты. Когда 15 апреля 2021 года Конституционный суд признал право президента назначить выборы после двух попыток заручиться доверием парламента ее сторонникам ЕС кандидатам, парламент попытался уволить президента и еще одного судью Конституционного суда. без соблюдения надлежащих юридических процедур.Дата парламентских выборов окончательно назначена на 11 июля 2021 года. Ожидается, что количество партий, получивших парламентское представительство, будет намного меньше, чем сейчас.
Молдова сильно пострадала от пандемии COVID-19. ЕС предоставил значительную медицинскую и экономическую поддержку на общую сумму 127 миллионов евро. Сельскохозяйственный сектор Молдовы также пострадал от непрекращающейся засухи в 2020 году.
Отколовшийся регион Приднестровье, в одностороннем порядке провозгласивший независимость в 1990 году, остается серьезной проблемой для Молдовы.ЕС участвует в качестве наблюдателя в переговорном процессе в формате 5 + 2 по урегулированию приднестровского конфликта и продолжает поддерживать всеобъемлющее мирное урегулирование, основанное на суверенитете и территориальной целостности Молдовы, с особым статусом для Приднестровья. Кроме того, время от времени возникает политическая напряженность между Кишиневом и Комратом, столицей Гагаузского автономного округа.
А.Позиция Европейского парламента
4 июля 2017 года Европейский парламент принял благоприятную позицию по предложению Комиссии о выделении Молдове максимум 100 миллионов евро в МИД. К сожалению, его третий и последний взнос не мог быть выплачен, поскольку Молдова не выполнила все согласованные условия до крайнего срока контракта в июле 2020 года. Новый пакет чрезвычайных мер МИД ЕС для Молдовы был согласован в 2020 году.
В своей резолюции от 14 ноября 2018 года об имплементации Соглашения об ассоциации между ЕС и Молдовой Европейский парламент выразил крайнюю озабоченность отступлением от демократических стандартов в стране и «государством, захваченным» олигархическими интересами.Однако в своей резолюции от 20 октября 2020 года по той же теме признаются улучшения, достигнутые в стране, и повторяется призыв к властям продолжать усилия по борьбе с коррупцией и гарантировать независимость и беспристрастность судебной власти. Он также определяет президентские выборы в ноябре 2020 года как испытание на демократию и верховенство закона в стране.
Б. Межпарламентское сотрудничество
Соглашение об ассоциации между ЕС и Молдовой учредило Комитет парламентской ассоциации (ПКК) в статье 440.Первое заседание ПКК было проведено 16 октября 2014 г., а девятое — удаленно 22 марта 2021 г. В своем окончательном заявлении и рекомендациях ПКК признал человеческую боль, вызванную пандемией COVID-19, и призвал к быстрому распространению вакцин. для всего населения в 2021 году. ПКК приветствовал секторный бюджет и макроэкономическую поддержку, предоставленную ЕС, и выразил надежду на оживление экономики с уделением особого внимания молодежи. ПКК призвал принять новую повестку дня ассоциации.Он также выразил обеспокоенность медленными темпами судебного разбирательства по делу о массовом банковском мошенничестве в 2014 году и напомнил, что европейское мировоззрение Молдовы должно основываться, прежде всего, на приверженности ценностям и принципам, лежащим в основе ЕС. ПКК также призвал уменьшить крайнюю политическую поляризацию Молдовы
С. Наблюдение за выборами
Европейский парламент приглашен для наблюдения за всеми недавними выборами в Молдове.В феврале 2019 года Европейский парламент наблюдал за парламентскими выборами и заявил, что голосование прошло без серьезных инцидентов и в целом было хорошо организовано. Однако высказывались опасения по поводу сообщений о том, что гражданам платят за голосование за определенные партии в организованном движении избирателей на автобусе из Приднестровья. Из-за пандемии Европейский парламент не смог направить миссию по наблюдению за выборами на президентские выборы в ноябре 2020 года, но результаты (сокращенной) миссии ОБСЕ / БДИПЧ подтвердили, что у избирателей был выбор между политическими альтернативами и основными свободами собраний. и выражение мнения уважалось, несмотря на негативные и вызывающие разногласия кампании и поляризующее освещение в средствах массовой информации.
Беларусь
В последние десятилетия отношения ЕС с Беларусью временами были сложными из-за постоянных нарушений прав человека и гражданина в стране. Однако в период с 2014 по 2020 год Беларусь, по-видимому, продемонстрировала более открытое отношение к ЕС и политике Восточного партнерства. Ее отношения с западными странами несколько улучшились, и она сыграла важную роль в качестве принимающей стороны при посредничестве ЕС переговоров по украинскому кризису.В ответ ЕС взял на себя обязательство проводить политику «критического взаимодействия» с Беларусью, как указано в выводах Совета от 15 февраля 2016 года, согласно которым ощутимые шаги, предпринятые Беларусью для закрепления основных свобод, верховенства закона, прав человека — в том числе свобода слова, выражения мнений и средств массовой информации, а также трудовые права останутся важнейшими критериями для формирования будущей политики ЕС в отношении этой страны.
25 февраля 2016 года Совет решил не продлевать ограничительные меры в отношении 170 человек и трех компаний, действие которых уже было приостановлено в октябре 2015 года. Однако он продлил действие других ранее существовавших мер, включая эмбарго на поставки оружия, замораживание активов и запрет на поездки, наложенный на четырех человек, перечисленных в связи с нераскрытыми исчезновениями двух оппозиционных политиков, бизнесмена и журналиста. Совет продлил ограничительные меры до 28 февраля 2020 года.
Диалог ЕС-Беларусь по правам человека возобновился в 2016 году по инициативе белорусской стороны, а шестой раунд состоится в июне 2019 года.Чтобы обеспечить форум для политического диалога на уровне ведущих экспертов, в 2016 году была создана Координационная группа ЕС-Беларусь. Основная цель этого органа — направлять сотрудничество между ЕС и Беларусью и контролировать дальнейшее развитие отношений. . В декабре 2019 года группа собралась в восьмой раз: Делегация ЕС в Беларуси подтвердила свою открытость для дальнейшего развития отношений ЕС-Беларусь на благо белорусских граждан и с целью повышения устойчивости белорусского общества и поддержки суверенитета. и независимость Беларуси, но также подтвердил необходимость всеобъемлющей реформы избирательного законодательства, вызвал ряд опасений, касающихся основных свобод, в частности свободы СМИ, свободы выражения мнений и свободы собраний, и напомнил о своей твердой противодействие смертной казни.
Беларусь активно участвует как в двустороннем, так и в многостороннем форматах Восточного партнерства. Переговоры о партнерстве по мобильности были завершены в 2017 году, а 1 июля 2020 года вступили в силу соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии с целью налаживания контактов между людьми. Обе стороны в настоящее время обсуждают приоритеты партнерства, которые станут основой сотрудничества между ЕС и Беларусью в ближайшие годы.
К большому сожалению, несмотря на принятие плана действий в области прав человека на 2016–2019 годы, Беларусь не выполнила свои обязательства в отношении прав человека. Она остается единственной страной на европейском континенте, в которой до сих пор применяется смертная казнь, что исключает ее де-юре из Совета Европы. Регулярно возникают дискуссии о моратории на смертную казнь с целью ее возможной отмены, но они кажутся дымовой завесой, поскольку до сих пор не было предпринято никаких конкретных действий.
ЕС решительно осудил жестокое подавление мирных демонстрантов в феврале и марте 2017 года. Досрочные парламентские выборы 18 ноября 2019 года были омрачены рядом злоупотреблений и недостатков, в результате которых оппозиция была лишена парламентского представительства. Президентские выборы 9 августа 2020 года не были признаны международным сообществом ни свободными, ни справедливыми, и им предшествовало систематическое преследование членов оппозиции, за которым последовали беспрецедентные в истории страны жестокие репрессии против мирных демонстрантов, представителей оппозиции и журналистов.Как следствие, ЕС ввел три раунда санкций (последний в декабре 2020 года) против 88 лиц и семи организаций, ответственных или причастных к фальсификации результатов выборов и насильственным репрессиям, и заявил о своей готовности принять дальнейшие ограничительные меры против организаций режима и высокопоставленные чиновники, в том числе Александр Лукашенко, которого больше не признают законным президентом Беларуси. Кроме того, ЕС сократил двустороннее сотрудничество с белорусскими властями на центральном уровне, увеличил свою поддержку белорусскому народу и гражданскому обществу и соответственно изменил свою двустороннюю финансовую помощь.
А. Позиция Европейского парламента
Европейский парламент принял ряд резолюций, критикующих Беларусь за ее политических заключенных, ограничения свободы СМИ и гражданского общества, несоблюдение прав человека, в том числе сохранение смертной казни, и несоответствие парламентских выборов.В своей резолюции от 19 апреля 2018 года Европейский парламент выразил поддержку критическому взаимодействию ЕС с Беларусью при условии, что это будет зависеть от конкретных шагов, предпринимаемых в направлении демократизации и уважения основных свобод и прав человека. В частности, он призвал Беларусь присоединиться к глобальному мораторию на смертную казнь в качестве первого шага к ее окончательной отмене. В своей резолюции от 4 октября 2018 года Европейский парламент еще раз осудил преследование и задержание журналистов и независимых СМИ и повторил призывы к укреплению уважения к демократическим принципам, верховенству закона, правам и основным свободам человека.
В ответ на фальсифицированные президентские выборы 9 августа 2020 года и последующие жестокие репрессии против членов оппозиции, независимых СМИ и мирных протестующих Европейский парламент принял резолюции о ситуации в Беларуси 17 сентября 2020 года, а затем 26 ноября 2020 года. В этих резолюциях члены отметили, что выборы были проведены с вопиющим нарушением всех международно признанных стандартов и что большинство белорусов считали кандидата от объединенной оппозиции Светланой Цихановской настоящим избранным президентом Беларуси.Они призвали к незамедлительным санкциям ЕС против должностных лиц, ответственных за фальсификацию выборов и репрессии, включая бывшего президента Александра Лукашенко. Они выразили свою поддержку Координационному совету, созданному г-жой Цихановской как временное представительство людей, требующих демократических изменений. Члены подтвердили эти принципиальные позиции в своей рекомендации от 21 октября 2020 года по отношениям с Беларусью.
Кроме того, председатель делегации Европейского парламента по отношениям с Беларусью (D-BY) и постоянный докладчик по Беларуси выступили с рядом совместных заявлений, в которых они выразили сожаление по поводу продолжающегося ухудшения ситуации с правами человека в стране и подвергли критике Продолжающаяся узурпация власти Лукашенко.В декабре 2020 года Европейский парламент провел миссию по установлению фактов в Беларуси, чтобы оценить потребности белорусских демократических сил и оценить, как Европейский парламент может их поддержать как на административном, так и на политическом уровне. Также стоит отметить, что премия Сахарова за свободу мысли 2020 года была присуждена демократической оппозиции в Беларуси.
Б. Межпарламентское сотрудничество
Европейский парламент не поддерживает официальных отношений с парламентом Беларуси из-за неоднократного несоблюдения страной свободных и справедливых выборов и соблюдения международных стандартов демократии и верховенства закона, о чем свидетельствуют новые волны протестов и все такое. -от репрессий после фальсифицированных парламентских выборов 18 ноября 2019 года и президентских выборов 9 августа 2020 года.Аналогичным образом, депутатов парламента Беларуси еще не пригласили участвовать в Парламентской ассамблее Евронест, поскольку соблюдение избирательных стандартов ОБСЕ является предварительным условием для приема.
При этом Европейский парламент поддерживает активный и тесный диалог с представителями политических сил страны, независимых неправительственных организаций и субъектов гражданского общества, которые были представлены в Координационном совете после последних президентских выборов.Регулярные встречи D-BY проводятся в Брюсселе и Страсбурге — и дистанционно во время пандемии COVID-19 — для обсуждения эволюции отношений между ЕС и Беларусью и оценки политической и экономической ситуации в стране, а также последние события, касающиеся демократии, нарушений прав человека и верховенства закона. D-BY также побывал в Минске в июне 2015 и июле 2017 года, как и его бюро в октябре 2018 и феврале 2020 года.
С.Наблюдение за выборами
Беларусь не приглашала Европейский парламент для наблюдения за выборами с 2001 года. Как обычно в таких случаях, Европейский парламент полагается на оценку, проводимую в стране Парламентской ассамблеей Совета Европы и Парламентской ассамблеей БДИПЧ / ОБСЕ. К сожалению, эти международные наблюдатели также не были приглашены для наблюдения за президентскими выборами 9 августа 2020 года, несмотря на предварительное обязательство белорусского режима пригласить их.
Фернандо Гарсес де лос Файос / Флориан Кармона / Левенте Ксаси
Молдова, Украина и Румыния Explorer
Отправляйтесь за город в поездку на целый день в Чернобыль. В Дитятках, что на краю 30-километровой зоны отчуждения (круг, очерченный вокруг города после аварии 1986 года), вы проедете первый контрольно-пропускной пункт.После короткого вводного инструктажа и инструктажа по технике безопасности отправляйтесь в тур по городу Чернобыль, проезжая мимо роботов и транспортных средств, используемых для очистки от радиоактивных осадков. Затем, после еще одной контрольной точки, услышьте легкий щелчок счетчика Гейгера, когда вы стоите перед реактором № 4, теперь покрытым огромным новым саркофагом, самым большим передвижным наземным объектом в мире. Бесспорным событием сегодняшнего дня является посещение города-призрака Припять, откуда чернобыльцы были быстро эвакуированы через 36 часов после катастрофы.У вас будет время осмотреть улицу Ленина, главную площадь, Дворец культуры, гостиницу «Полесье», супермаркет, знаменитое колесо обозрения, школу и бассейн. Прогуляйтесь по жутким заброшенным улицам и ощутите, что здесь произошло. После обеда в Чернобыльской столовой — все ингредиенты привезены из-за пределов зоны и экологически чисты — посетите село Парышев, чтобы встретиться с самоселенцами (людьми, которые решили вернуться в свои дома после эвакуации), и увидеть некогда сверхсекретная Дуга 3 (так называемый «Русский дятел», военный радар).Вернитесь в Киев, чтобы провести последнюю ночь незабываемого приключения, возможно, погрузившись в ночную жизнь города с группой.
Жилье
Включенные мероприятия
- Чернобыль — Поездка на целый день в Чернобыльскую зону отчуждения
Питание включено
Специальная информация
Пожалуйста, помните, что во время сегодняшней поездки вы подвергнетесь некоторому радиоактивному облучению. Однако, учитывая небольшое количество времени, которое вы проведете в этом районе, уровни радиации не должны быть вредными или небезопасными (просто не трогайте много вещей).Очень важно иметь одежду с длинными рукавами и закрытую обувь. Тем не менее, если вас это беспокоит, вы можете отказаться от этого действия. Также обратите внимание, что армия эффективно регулирует посещение Чернобыльской зоны отчуждения, поэтому изменения в последнюю минуту могут повлиять на вышеуказанный маршрут.Грузия, Молдова и Украина видят совместный путь в ЕС — POLITICO
Президенты Грузии, Молдовы и Украины в понедельник совместно провозгласили свою приверженность европейскому будущему, выступив вместе с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем в том, что равносильно тройному отпору России, которая угрожает всем трем странам в попытке помешать их западным отношениям. стремления.
Ярким проявлением проевропейского единства стала ежегодная Батумская конференция на черноморском побережье Грузии.
«У нас много общего», — заявила президент Грузии Саломе Зурабишвили, стоя рядом с Мишелем, Майей Санду из Молдовы и Владимиром Зеленским из Украины.
«Общее прошлое, общие вызовы нашему суверенитету и территориальной целостности, общие вызовы нашей безопасности и те попытки дестабилизации, которые могут исходить как от внешних сил, так и от внутренних сил», — сказала Зурабишвили.«Но нас объединяет еще и то, что мы не хотим возвращаться в прошлое. Мы готовы и полны решимости бороться за наше европейское будущее ».
Она добавила: «Наш ответ ясен. Это европейский ответ. Ни авантюра, ни смирение, ни застой, а движение вперед, неуклонное движение в правильном направлении — в направлении Европы, и это называется стойкостью ».
Событиев понедельник стало заметным триумфом для 12-летней инициативы ЕС «Восточное партнерство», попытки охватить бывшие советские государства, которая за эти годы потерпела множество неудач и, порой, казалось, рискует нанести больше вреда, чем хороший.
Решение бывшего президента Украины Виктора Януковича отказаться от Восточного партнерства, нарушив обещание, данное его собственным гражданам, привело к революции на Майдане, а также к вторжению и аннексии Россией Крыма и уже семилетнему военному делу. конфликт на Донбассе, который остается неурегулированным.
Россия поддерживает замороженные военные конфликты на территориях всех трех стран, пытаясь помешать их стремлению приблизиться к ЕС.
Зеленский символическим жестом в понедельник посетил линию соприкосновения в конфликте из-за грузинского региона Абхазия, который оккупирован Россией и признан Москвой независимым государством.
В прошлом месяце белорусский диктатор Александр Лукашенко вывел свою страну из программы Восточного партнерства после того, как ЕС ввел батарею санкций из-за фальсифицированных президентских выборов в августе прошлого года, подавления демократических демонстрантов и принудительной посадки пассажира Ryanair. струя.
В Молдове Партия действия и солидарности Санду одержала громкую победу на парламентских выборах в этом месяце, проводя кампанию на проевропейской платформе. А в последние годы правительства Грузии и Украины постоянно подтверждали свое стремление вступить как в ЕС, так и в НАТО.
В понедельник в Батуми три президента подписали декларацию о приверженности «трехстороннему сотрудничеству между нашими странами по вопросам европейской интеграции и подтверждают наше обязательство работать вместе во имя мирного, демократического и процветающего европейского будущего для Грузии, Молдовы и Украины».
Мишель, который повысил свой авторитет в регионе, помогая разрешить внутриполитический кризис в Грузии в начале этого года, выступил в Батуми с речью, в которой предложил трем странам состязаться в своих усилиях по интеграции в ЕС. .
«Почему бы не ввести конкурентный бенчмаркинг ключевых реформ», — сказал Мишель. «Это поможет придать импульс реформам и укрепить взаимную поддержку среди партнеров, а также поможет укрепить ваши связи с ЕС».
Мишель также заявил об успехе инициативы «Восточное партнерство». «Я считаю, что наше Восточное партнерство — это локомотив трансформации, процветания и роста», — сказал он.
Позднее в тот же день в заявлениях для прессы Санду назвал соглашения о политической ассоциации и всеобъемлющие соглашения о свободной торговле, подписанные странами Восточного партнерства, как «основу наших национальных программ реформ.”
«Восточное партнерство — это большой успех для наших стран», — сказала она, добавив: «Сегодня мы с нашими друзьями из Грузии и Украины поделились своим мнением о следующих шагах, которые наши страны могли бы предпринять, чтобы еще больше укрепить Восточное партнерство … как страны которые хотят строить Европу у себя дома, но при этом стать частью европейской семьи ».
Украина усиливает границу с Молдовой из-за напряженности в отношениях с Россией продолжаются
Бронетехника движется вдоль украинской границы с Молдовой.Фото: Государственная пограничная служба Украины, сайт .
Государственная пограничная служба Украины объявила в четверг, что направляет подкрепление к границе с Молдовой на фоне обострения конфликта между Украиной и Россией, который вызвал опасения по поводу полномасштабной войны.
«Подразделения быстрого реагирования отрабатывают практические элементы защиты украинско-молдавской границы», — говорится в сообщении Пограничной службы Украины.
«Во время учений пограничники будут уделять особое внимание прикрытию морского побережья и устья, предотвращению провокаций на границе, чтобы ситуация оставалась контролируемой и стабильной», — говорится в сообщении.
Решение Киева принято в контексте растущей напряженности в отношениях с Москвой и российских учений в отколовшемся молдавском регионе Приднестровье, недалеко от Украины, где Россия держит около 2000 солдат из Оперативной группы российских войск, ОГТР и миротворцев. Поддерживаемый Россией повстанческий регион в Молдове также может мобилизовать около 15 000 собственных солдат.
С начала апреля российские солдаты провели как минимум семь учений и маневров в Приднестровье или в совместном формате с приднестровскими войсками, по словам молдавских военных экспертов, с которыми консультировался BIRN.
Посетив Москву на прошлой неделе, лидер сепаратистского региона Вадим Красносельский сказал, что его армия способна отразить возможное нападение из Кишинева.
«Без сомнения!» Красносельский сказал российским журналистам, спрашивая, сможет ли Приднестровье защитить себя от нападений. Он добавил: «Приднестровье — мирное государство, но у него есть армия, которая может защитить свою страну».
Министр обороны Молдовы Виктор Гайчук заявил BIRN, что Молдову не беспокоят совместные военные учения на левом берегу Днестра в сепаратистском регионе.
Россия разместила тысячи военнослужащих на границе с Украиной в рамках крупнейшего с 2014 года наращивания войск, что вызвало опасения по поводу возобновления войны между двумя государствами.
Молдова и Украина: расходящиеся соседи?
Президент Украины Петр Порошенко (слева) и президент Молдовы Игорь Додон (справа) (Источник: (слева) www.president.gov.ua; (справа) www.kremlin.ru)
Стороннему наблюдателю Молдова и Украина кажутся очень похожими с их общей советской историей, сильно коррумпированной внутренней политикой и замороженным конфликтом на их восточных границах.Однако в то время как Украина остается втянутой в войну с Россией из-за восточной Украины, Молдова поддерживает дружеские отношения как с Россией, так и с Украиной, позиционируя себя как мост между Востоком и Западом.
Некоторые отмечают, что статус Молдовы как посредника между Востоком и Западом оказался под угрозой из-за недавних выборов президента Игоря Додона в декабре 2016 года. Додон постоянно обещал более тесные отношения с Кремлем. Тем не менее, хотя экономика Молдовы зависит от России, а молдавское общество подвергается постоянному потоку российской пропаганды, эти факторы не препятствуют развитию прочных украинско-молдавских отношений до тех пор, пока проевропейская коалиция сохраняет контроль над парламентом Молдовы. .Молдова и Украина — независимо от их разногласий и споров — должны поддерживать тесные отношения, чтобы противостоять российским вторжениям и агрессии.
Основные интересы и препятствияТрадиционно украинско-молдавские международные отношения были сосредоточены на таких вопросах, как демаркация границ и имущественные споры, оставшиеся после распада СССР. Для Молдовы основными интересами по отношению к Украине являются развитие инфраструктурных проектов, охрана окружающей среды реки Днестр, более тесное экономическое сотрудничество и поддержание территориальной целостности Украины.Для Украины интересы включают урегулирование конфликта в Приднестровье, помощь Молдове в противодействии российской пропаганде, урегулирование государственной границы между Украиной и Молдовой и продвижение экономического партнерства.
Некоторые из основных проблем, которые заблокировали более глубокие украинско-молдавские отношения, включают статус Днестровской ГЭС-2, земельный договор 1990-х годов возле села Джурджулешты и планируемую железную дорогу, соединяющую Молдову с Одессой, которая бы обошла самопровозглашенный регион Приднестровье.Эти давние опасения в сочетании с введением защитных квот и пошлин на некоторые украинские и молдавские товары в 2016 году затруднили отношения между двумя странами.
Однако переговоры между президентом Украины Петром Порошенко и премьер-министром Молдовы Павлом Филипом в феврале 2017 года помогли восстановить сотрудничество между двумя странами. Это привело к переговорам об «энергетическом сотрудничестве и восстановлении стабильных поставок электроэнергии из Украины в Молдову», а также к прорывам в обсуждении экологических вопросов, касающихся водного бассейна Днестра.Кроме того, Молдова решила не распространять ограничительные меры на украинские мясные и молочные продукты, введенные в 2016 году. Эти позитивные сдвиги в украинско-молдавских отношениях имеют решающее значение в то время, когда Додон продолжает сближаться с Кремлем.
Роль РоссииНельзя обсуждать отношения между Украиной и Молдовой без анализа соответствующих связей этих стран с Россией. После аннексии Крыма в марте 2014 года наблюдатели были обеспокоены тем, что Молдова пойдет по тому же пути, что и Украина, из-за сходства между двумя странами.Однако проевропейские коалиции в парламенте поддержали Украину и осудили аннексию России. Бывший премьер-министр Молдовы Юрие Лянкэ посетил Киев после аннексии в знак поддержки украинского правительства, а Петр Порошенко посетил Кишинев в ноябре 2014 года, перед парламентскими выборами, чтобы поддержать проевропейскую коалицию в Молдове.
Отношения в молдавском обществе разделились: 29% поддерживали аннексию Крыма Россией, а 44% — против.Более того, пророссийская коммунистическая партия Молдовы продолжала поддерживать Россию и помогала Кремлю служить каналом для освещения событий внутри страны. Примечательно, что в апреле 2014 года в сепаратистском регионе Приднестровье был проведен референдум о присоединении к Российской Федерации, что заставило многих обеспокоиться тем, что Кремль планирует воссоздать украинский сценарий в Молдове.
Однако Владимир Путин не счел официальную аннексию региона в интересах России, учитывая его фактический контроль над территорией.Напротив, Кремль использует существующие внутри Молдовы расколы для формирования политики страны, например, используя ностальгию по Советскому Союзу и нацеливаясь на граждан, которые чувствуют, что им не выгодна более тесная интеграция с Европейским союзом.
В то время как экономические рычаги воздействия России на своих постсоветских соседей снижаются, примерно 20% молдавского экспорта по-прежнему идет в Россию. Эта зависимость дает Кремлю влияние на политику Молдовы, которое он использовал для запрета молдавских вин и принятия мер против продуктов питания ЕС, когда правительство Молдовы движется в проевропейском направлении.Не помогло и то, что украинские власти затруднили доступ молдавских вин на украинский рынок, что еще больше стимулировало более тесные связи между Молдовой и Россией, одновременно вызывая недовольство среди местных производителей.
С внутренней точки зрения, крупный коррупционный скандал в 2014 году, когда из ведущих банков Молдовы исчезло более 1 миллиарда долларов, замешал многих проевропейских политиков и помог укрепить пророссийские коалиции в правительстве Молдовы. Пророссийская оппозиция умело использовала коррупционный скандал, чтобы связать внутренние проблемы в Молдове с Европейским Союзом и Западом.В частности, бывший премьер-министр и основатель проевропейской Либерально-демократической партии Молдовы Влад Филат был арестован в октябре 2015 года, что помогло пророссийскому президенту победить на президентских выборах.
Последствия пророссийского президента МолдовыС растущим недоверием к Европе и Западу пророссийский кандидат от социалистов Игорь Додон сумел набрать 54 процента голосов на президентских выборах 2016 года по сравнению с его проевропейским соперником Майей Санду, набравшим чуть менее 45 процентов.После своей победы Додон заявил, что большинство молдаван поддержат присоединение к Евразийскому союзу, возглавляемому Россией, добавив, что Молдова не извлекла выгоду из европейской интеграции, и предупредил о более тесных связях с НАТО (только 21% молдаван выразили поддержку вступлению в НАТО).
Согласно опросу, проведенному в сентябре 2016 года Международным республиканским институтом (IRI), Россия неизменно рассматривается как более важный экономический партнер, чем Украина (62% против 27%), и между теми, кто хочет присоединиться к ЕС, наблюдается равный разрыв. (40%) и Евразийский таможенный союз (43%).Возможно, наиболее примечательно то, что процент молдаван, которые считают, что российские войска в Приднестровье не представляют угрозы для Молдовы , увеличился с 21% в сентябре 2014 года до 39% в сентябре 2016 года.
Более того, во время визита 17 января в Россию Додон отметил, что он, безусловно, поддержит политику, которая приведет к прекращению действия Соглашения об ассоциации Молдовы 2014 года с Европейским союзом. Хотя он выразил надежду, что российско-украинские отношения возобновятся как «дружеские и братские», его близкие отношения с Кремлем не внушают доверия тем, кто надеется на укрепление украинско-молдавских отношений.
Будущее украинско-молдавских отношенийНесмотря на эти недавние события, важно не переоценивать пророссийский поворот во внешней политике Молдовы. Все больше молдаван говорят, что их страна имеет лучшие отношения с Европейским Союзом (57%) и Украиной (47%), чем Россия (43%). Кроме того, нынешний парламент продолжает выражать недовольство и оппозицию пророссийской ориентации президента. Премьер-министр Филип выразил глубокое неудовольствие заявлениями Додона о прекращении действия Соглашения об ассоциации с Европейским союзом и попытался заверить международных участников в неспособности президента в одностороннем порядке принимать такие решения для страны.
Кроме того, Молдова и Украина имеют устойчивые межправительственные институты, такие как Украинско-молдовская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, которая служит форумом для совместной работы двух стран в целях продвижения своих экономических интересов и интересов безопасности. Таким образом, несмотря на экономические рычаги воздействия России на молдавскую экономику и целенаправленную российскую пропаганду в отношении молдавских граждан, Молдова может поддерживать как тесные отношения с Россией, так и с Украиной до тех пор, пока проевропейская коалиция контролирует парламент, чтобы сдерживать Президент Молдовы.Наблюдателям за регионом и украинско-молдавскими отношениями следует продолжать уделять пристальное внимание парламентским выборам 2018 года, которые могут сформировать внешнеполитическую повестку дня Молдовы в обозримом будущем.
Украинский лидер и новый президент Молдовы развивают стратегические связи, не сводя глаз с России
Лидеры Молдовы и Украины призвали к перезагрузке отношений, поскольку два соседа преследуют проевропейскую повестку дня и отражают территориальные споры с поддерживаемыми Россией силами.
Президент Молдовы Майя Санду находилась в Киеве 12 января для встречи со своим украинским коллегой Владимиром Зеленским во время ее первого официального визита за границу.
Санду была открыта в прошлом месяце после ее победы на выборах против поддерживаемого Россией действующего президента Игоря Додона на проевропейской и антикоррупционной платформе.
При Додоне отношения Молдовы со своими соседями, Украиной и Румынией, были в значительной степени заморожены.
Выступая рядом с Зеленским, молдавский лидер заявил о «возобновлении дружбы» с Украиной.
«Я хотел бы еще раз подтвердить, что Украина является стратегическим партнером для Республики Молдова, и развитие устойчивого и прагматичного сотрудничества с Украиной является приоритетом для Молдовы. Я рад сообщить, что сегодня мы договорились об улучшении наших отношений. на другой уровень, на уровень стратегического партнерства », — сказал Санду.
Она сказала, что две страны создадут совет на уровне президентов для развития и координации двустороннего сотрудничества.
После своего избрания бывший экономист Всемирного банка призвала к выводу российских войск из поддерживаемого Москвой сепаратистского региона Приднестровье, что побудило Кремль сделать предупреждения.
Deeply Divided
Молдова, одна из беднейших стран Европы, глубоко разделена на тех, кто поддерживает более тесные связи с Россией, и тех, кто выступает за связи с ЕС и, в частности, с Румынией, с которой у нее общая культура и язык.
Украина также придерживается проевропейского направления и находится в состоянии конфликта с Россией из-за насильственного захвата Крыма в 2014 году и поддержки повстанцев на востоке Украины.
Зеленский сказал по итогам переговоров, что стороны обсуждали членство в ЕС как общую стратегическую цель.
«Членство в Евросоюзе — действительно стратегическая цель. Наши подходы здесь полностью совпадают», — сказал он.
Что касается сепаратистского Приднестровья, Зеленский заявил, что позиция Украины не изменилась.
«Мы твердо поддерживаем суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова в ее международно признанных границах», — сказал он.
Зеленский также призвал Европейский Союз помочь Украине и Молдове получить вакцины от коронавируса западного производства.
Президенты также объявили, что будут работать над улучшением транспортных связей, соединяющих две страны, и упрощением процедур пересечения границ.
На прошлой неделе группа государств-членов ЕС совместно призвала исполнительную власть блока, Комиссию ЕС, делать больше для помощи в борьбе с коронавирусом на Балканах и в Украине.
В декабре президент Румынии Клаус Иоаннис посетил Санду в Кишиневе впервые за шесть лет, поскольку два соседа пообещали открыть новую главу в их отношениях.
Во время визита Иоаннис объявил о пакете экономической помощи и сказал, что Румыния предоставит Молдове 200 000 доз вакцины Pfizer-BioNTech COVID-19 из квоты, выделенной ЕС.
С сообщением молдавской службы Радио Свобода и Радио Свобода и Интерфакса
Грузия, Молдова и Украина проводят «знаковый» саммит ЕС
Дата выдачи:
Батуми (Грузия) (AFP)
В понедельник лидеры Грузии, Молдовы и Украины встретились с главой Европейского совета Шарлем Мишелем, чтобы продвигать свои заявки на членство в ЕС, при этом Мишель назвал саммит «важной вехой».
Стремясь выйти из орбиты Москвы, страны Восточной Европы в мае создали дипломатический формат Associated Trio, чтобы совместно продвигать свою заявку на вступление в Европейский Союз.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили, президент Молдовы Майя Санду и Владимир Зеленский из Украины провели переговоры с Мишелем недалеко от грузинского города Батуми на черноморском побережье, в древней крепости Петра, возвышающейся над морем.
Обращаясь к трем президентам, Мишель сказал: «Наша встреча с вами здесь — важная веха.
Он сказал, что ЕС пообещал предоставить «беспрецедентный инвестиционный пакет» на сумму 2,3 миллиарда евро (2,7 миллиарда долларов) с «потенциалом для мобилизации до 17 миллиардов евро (20 миллиардов долларов) государственных и частных инвестиций для региона».
«Эта сильная поддержка ЕС ясно показывает стратегическое значение, которое мы придаем нашему партнерству с вами», — сказал он.«
» Присоединение к Европейскому Союзу — цель, объединяющая наши три государства. «Европейская интеграция не имеет альтернативы для наших стран», — говорится в сообщении.
«Никакая третья сторона не может повлиять на этот суверенный выбор», — заявили президенты, явно имея в виду Россию, которая яростно сопротивлялась попыткам сателлитов советской эпохи более тесные связи с Западом.
— Российские ответные действия —
Стремясь помешать бывшим советским республикам стремиться к членству в ЕС и НАТО, Москва щедро оказывает экономическую и военную помощь сепаратистским режимам в отколовшихся анклавах Грузии Абхазии и Южной Осетии и в других странах. Приднестровье в Молдове.
Отказ тогдашнего президента Украины Виктора Януковича в 2013 году подписать соглашение об ассоциации с ЕС спровоцировал восстание, которое свергло его пророссийское правительство.