Устройство германии: Политическая система | Факты о Германии

Содержание

Политическая система Германии

Немецкая политическая система. Как устроена немецкая власть. Федеративное устройство страны — муниципалитеты, земли, федеральное правительство.

Ходят слухи, что при построении концепции управления ФРГ создатели думали о предотвращении сценария начала прошлого века, когда к власти вполне демократическим путём пришли нацисты. Поэтому в политической системе Германии разобраться непросто. Ничего общего с “вертикалью власти”.

Годом основания ФРГ считается 24 мая 1949. Но реально теперешняя Германия возникла 3 октября 1990, когда ГДР вошла в состав ФРГ. Дата является государственным праздником Днём Германского Единства.

Концепция государственной власти в ФРГ

Кратко: Германия — демократическое федеративное государство. Демократичность основывается на партийных выборах. Немцы голосуют за партии, которые отправляют депутатов в немецкий парламент — Бундестаг. А федеративность определяется концепцией федеральных земель — 13 “областей” и 3 “свободных городов”, которые имеют собственные органы управления и механизмы общения с центральным правительством.

Народ выбирает партии, представители которых попадают в Бундестаг. Депутаты выбирают канцлера — главное лицо государства, определяющего внешнюю и внутреннюю политику. Канцлер назначает министров в правительство.

Распределение власти между федеральным центром и землями осуществляется согласно Основному Закону — Grundgesetz — аналог Конституции. За соблюдением Закона следит Конституционный суд — Bundesverfassungsgericht.

Земли отправляют собственных представителей в центральный орган защиты своих интересов на уровне государства — Совет Федераций — Bundesrat. Бундесрат участвует в принятии законов, как совещательный орган.

Депутаты Бундестага и заседатели Бундесрата выбирают Федерального Президента — лицо не обладающее реальной властью и исполняющие представительские функции.

Демократия в Германии

ФРГ — демократическое государство. По определению из Википедии:

политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Немецкая демократия реализуется через выборы представителей в органы власти — начиная с местного начальства в каждом городке и заканчивая Парламентом.

Немецкие муниципалитеты

Все немецкие населённые пункты обладают избираемыми органами самоуправления. Название зависит от местных традиций и территориального деления.

  • Gemeinde или Kommune — община, небольшие города, деревни.
  • Stadt — город целиком.
  • Landkreis — район, регион — несколько городков под единым управлением.
  • Verwaltungsbezirk, Stadtbezirk, Stadtteil, Ortsteil — районы внутри больших городов.

Муниципалитет проводит выборы в региональный парламент и главного начальника — бургомистра — Bürgermeister.

Конкретная структура определяется законами внутри федеральных земель, поэтому названиях должностей и частей самоуправления различаются.

Но принцип общий — через определённые промежутки времени проводятся выборы, избирается бургомистр и местные заседатели в районный совещательный и законодательный орган. Путём голосования по предложенным начальником кандидатурам местные депутаты назначают исполнителей на ключевые посты.

Немецкие федеральные земли

Следующий уровень — земельные структуры власти. На уровне каждой из 16 земель бюргеры голосуют за депутатов в федеральный парламент — Landesparlament.

  • Landtag — в 13 землях.
  • Bürgerschaft — в городах-государствах Бремене и Гамбурге
  • Abgeordnetenhaus — в Берлине

Выборы проходят раз в 4-5 лет. Депутаты избирают земельного начальника — Ministerpräsident. В свободных городах название должности другое, смысл такой же.

Каждая федеральная земля имеет собственные органы управления, министров по сферам деятельности, назначаемые министр-президентом и ландтагом. Формируется отдельный независимый от центра бюджет.

Федерация обладает Конституций. Законы земель часто “перебивают” федеральные.

Поэтому сложно отвечать на вопросы типа “а как в Германии…” или “есть ли у немцев такой закон…”. Везде всё по-разному.

Например, на федеральном уровне в Германии смертной казни нет, а вот в земле Гессен казнят и сейчас. Референдумы в ФРГ не проводятся, а в отдельно взятой Баварии — пожалуйста.

Но всё же компетенции земель ограничены определёнными областями:

  • образование
  • культура
  • задачи полиции
  • наказания, штрафы

В остальном федерация подчиняется центру.

Контроль за деятельностью земельной власти осуществляет Landesverfassungsgericht — Конституционный суд земли.

Немецкий Совет Федераций — Бундесрат

Земли отправляют в центр представителей — заседателей в федеральный совет. Задача Бундесрата — участвовать в принятии законов Германии и защищать интересы отдельных регионов. Выбираются делегаты по-разному, часто просто назначаются.

Общее количество представителей распределяется неравномерно. Минимум отправляется 3 делегата, дальше зависит от числа жителей.

  • более 2 миллионов жителей — 4 места
  • >6 млн — 5
  • свыше 7 — 6
Представительство немецких федеральных земель в Бундесрате
ЗемляКоличество заседателей
Баден-Вюртемберг6
Бавария6
Берлин4
Бранденбург4
Бремен3
Гамбург3
Гессен5
Мекленбург-Передняя Померания3
Нижняя Саксония6
Северный Рейн-Вестфалия6
Рейнланд-Пфальц4
Саар3
Саксония4
Саксония-Анхальт4
Шлезвиг-Гольштейн4
Тюрингия4

По факту это нижняя палата парламента, без которой нельзя менять законы. Получается интересная ситуация — партийное большинство в главном Парламенте не означает абсолютную власть. В землях выборы проходят отдельно и там избирается собственная конфигурация партийных представителей.

Так достигается автономия федераций. Если столица примет закон, ущемляющий права или суверенитет земель, Бундесрат не одобрит инициативу и изменения не вступят в силу.

Совет Федераций контролирует законодательные нововведения, относящиеся к:

  • изменению Конституции — требуется одобрение минимум ⅔ представителей
  • налоговым и финансовым вопросам
  • реформам организационной или правительственной структуры земель

Парламент Германии — Бундестаг

Выборы в государственный немецкий парламент — самая важная ступень демократии в Германии. Дальше народ к определению властных структур уже не допускается.

Избираются депутаты раз в 4 года. Следующие выборы пройдут не позднее 24 октября 2021.

Немцы голосуют на выборах за партии. По итогам всенародного голосования места распределяются пропорционально числу набранных голосов. Плюс часть политиков идёт отдельным списком на региональном уровне. Если человека избрали по прямому голосованию, партийное место не пропадает, а занимается следующим в рейтинге партии кандидатом.

Поэтому невозможно сказать до выборов, сколько депутатов войдёт в парламент. На сегодня в Бундестаге заседает 709 человек — мировой рекорд!

Задачи Бундестага:

  • принятие законов, изменение Основного Закона — Конституции
  • подтверждение договоров с другими странами и международными организациями
  • формирование федерального бюджета
  • выбор Бундесканцлера и участие в назначении Бундеспрезидента
  • парламентский контроль за исполнительной властью и действиями правительства

Главнейшая задача — выражение воли немецкого народа и информирование бюргеров о реформах и других изменениях в политике.

Контролируется германский парламент Федеральным Конституционным Судом.

Здание Рейхстага на площади Республика в Берлине — надпись ‘Немецкому народу’

По итогам выборов в немецком парламенте идут длительные переговоры по формированию большинства — коалиции, которая будет одинаково голосовать по основным политическим вопросам.

Если ни одна партия не набрала свыше 50%, большинство составляется из двух и более. Начинается долгий торг, занимающий несколько месяцев. Во время переговоров о формировании коалиции никаких существенных вопросов правительство Германии решать не может.

Бундесканцлер

Итогом переговоров является прежде всего утверждение кандидатуры Бундесканцлера — главного человека в стране. Как вы знаете, начиная с ноября 2005 бессменный канцлер ФРГ — Ангела Доротея Меркель.

Рекорд пребывания в должности принадлежит Гельмуту Колю — более 16 лет или 5870 дней или 5 легислатурных периодов.

Канцлер назначает, с формального одобрения президента, министров в правительство. Места в правительстве и являются основной разменной монетой при формировании большинства.

Количество министров, кандидатов и направление деятельности канцлер определяет самостоятельно. Но указывать какие решения принимать правительству глава государства права не имеет. Всё решается в ходе совещаний — вносится предложение, министерство обсуждает вопрос и предлагает решение. Дальше Бундестаг работает над изменением законов и далее по цепочке.

Канцлеры Германии
ИмяСрок
Конрад Аденауэр15.09.1949 — 16.10.1963
Людвиг Эрхард16.10.1963 — 01.12.1966
Курт Георг Кизингер01.12.1966 — 21.10.1969
Вилли Брандт21.10.1969 — 07.05.1974
Гельмут Шмидт16.05.1974 — 01.10.1982
Гельмут Коль01.10.1982 — 27.10.1998
Герхард Шрёдер27.10.1998 — 22.11.2005
Ангела Меркель22. 11.2005 — и сейчас

Бундеспрезидент

На должность президента Германии избирается путём совместного голосования делегатов Бундесрата и депутатов Бундестага — Федеральное Собрание — Bundesversammlung.

Обычно должность занимает заслуженный политик с выдающейся репутацией, который в основном занимается представительством страны в международной сфере.

Важнейшая функция президента — предложить свежеизбранному парламенту кандидатуры канцлеров. Как правило, круг лиц известен до выборов и ограничивается главами партий.

Если предложение президента не принимается в течение двух недель с момента формирования коалиции, Бундестаг вправе самостоятельно избрать канцлера и без помощи президента.

Также президент одобряет кандидатуры федеральных министров, предложенных канцлером. Например, производит проверку наличия немецкого гражданства.

Как правило, канцлер и президент в Германии живут дружно и не допускают особых разногласий. По традиции, при малейшем намёке на несогласие с действиями правительства Бундеспрезидент сам подаёт в отставку.

02-01-2020, Степан Бабкин

Политическое устройство Германии: как организована власть?

Система органов власти, которая определяет порядок принятия законов, – это и есть политическое устройство Германии.

Германия состоит из 16 земель и представляет собой федеративную республику (ФРГ). Это означает, что каждая из шестнадцати федеративных земель имеет возможность самостоятельно вести внутреннюю политику на своей территории. При этом юридически и политически они остаются частью государства (федерации) и не имеют права отделяться от страны.

Таким образом, в Германии устоялась двухуровневая система власти – федеральная и региональная. Рассмотрим подробнее органы власти на каждом из уровней, их полномочия, порядок избрания и подчиненность.

Политическое устройство Германии основано на принципе разделения властей.

Это главная идея, лежащая в основе демократической и федеральной Конституции ФРГ. Соответственно, Федерация и земли работают в рамках системы сдерживания и противовесов. А также они сотрудничают и учитывают потребности друг друга.

Федеральный уровень власти

Фактически политическое устройство Германии на федеральном уровне состоит из 5 органов власти. Они установлены главным законом страны – Конституцией ФРГ.

Законодательные органы: Бундестаг и Бундесрат.
Исполнительные органы: Федеральный Президент и Федеральное Правительство во главе с канцлером.
Судебный орган: Федеральный Конституционный Суд.

Законодательная власть

Важно, что центральным элементом государственного устройства Германии является законодательная власть. Исходя из этого, формой правления Германии считается парламентская республика.

Соответственно, на федеральном уровне действуют два законодательных органа: Бундестаг и Бундесрат.

Бундестаг

Бундестаг (нем. Bund – союз, федерация, tag – собрание, заседание) – ключевой законодательный орган народного правительства Германии. Он является однопалатным парламентом. Также это высший конституционный орган ФРГ и единственный, который напрямую избирается гражданами.

Партийный состав Бундестага

На данный момент он состоит из 709 депутатов, избранных всенародным голосованием 24 сентября 2017 года сроком на 4 года. Депутаты представляют правящие партии.

  • ХДС/ХСС (246 членов) – союз двух консервативных партий Германии: “Христианско-демократического союза” и “Христианско-социального союза”.
    Почему существуют две партии, объединившиеся в союз? Дело в том, что ХСС действителен только в Баварии и не выдвигает кандидатов в остальных 15-ти регионах. А ХДС, в свою очередь, не выдвигает кандидатов в округах Баварии. Несмотря на то, что программы партий различаются, в значимых вопросах они, как правило, солидарны. Содержание программ обеих партий направлено на укрепление и поддержку семьи, социальную защищенность населения и защиту окружающей среды.
  • СДПГ (152 члена) – социал-демократическая партия Германии. Программа партии ориентирована на улучшение условий трудоустройства и защиту прав трудящихся.

Также Бундестаг состоит из депутатов, представляющих оппозицию.

  • АдГ (91) – «Альтернатива для Германии», молодая ультраправая партия либералов. Основана 6 февраля 2013 года. Программа нацелена на радикальные изменения в устройстве страны и применение Швейцарской модели управления.
  • СвДП (80) – «Свободная демократическая партия», программа которой направлена на реформы в сфере труда и образования.
  • «Левые» (69) – социалистическая ультралевая партия, программа предполагает социальную справедливость и борьбу с бедностью.
  • «Зеленые» (67) – партия, выступает за защиту климата и окружающей среды, является частью европейских экологических партий.
  • Независимые члены парламента (4).

Функции Бундестага

Основной функцией Бундестага является принятие новых законопроектов. Решение о принятии закона принимается в результате трех пленарных чтений путем открытого голосования депутатов.

Помимо этого, в Бундестаге происходят выборы на ряд важных должностей страны:

  • канцлера, стоящего во главе исполнительной власти;
  • половины судей в Федеральный конституционный суд;
  • президента и вице-президента Федеральной счетной палаты;
  • федерального уполномоченного по охране данных и свободе информации.

Еще одной главной функцией Бундестага является контроль за деятельностью федерального правительства и канцлера. Обычно это выполняется представителями оппозиционных партий.

Кроме того, парламент создает комитеты содействия законотворческому процессу, членами которых назначаются компетентные в рассматриваемых вопросах специалисты.

Выборы в Бундестаг: как 26 сентября 2021 года будут проходить парламентские выборы?

В ходе выборов избиратели отдают два голоса:

  • первый – за кандидата, который, по их мнению, должен представлять интересы народа в Берлине;
  • второй – за партию, из членов которой будет выбран Федеральный канцлер.

В результате первой части голосования каждый кандидат, получивший в своем округе большинство голосов, попадет в Бундестаг по прямому мандату.

А по итогам второй части будет выбрана партия, из лидеров которой президент предложит кандидата на должность будущего канцлера. А также произойдет распределение остальных мандатов, согласно доле голосов, полученных партиями, которые прошли пятипроцентный барьер.

Вследствие выборов политическое устройство Германии перенесет некоторые изменения, так как Бундестаг будет иметь новый состав. 

Стоит отметить, что выставить свою кандидатуру на выборах в депутаты имеет право любой гражданин Германии, достигший 18 лет.

Также досрочный роспуск Бундестага возможен только по решению федерального президента в виде исключения, что, например, и произошло 21 июля 2005 года. Президент ФРГ Хорст Кёлер заявил о роспуске Бундестага и проведении досрочных парламентских выборов.

Бундесрат как часть политического устройства Германии

Бундесрат – федеральный совет, орган, благодаря которому регионы участвуют в законодательной деятельности страны.

В зависимости от численности населения у земель есть разное количество мест в Бундесрате:

  • Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург-Передняя Померания – 3;
  • Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия – 4;
  • Гессен – 5;
  • Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия – 6.

Всего 69 членов совета.

Бундесрат – постоянный неизбираемый орган. Поэтому члены Бундесрата время от времени сменяются в результате выборов на уровне земель.

Комитеты Бундесрата

В Бундесрате, помимо непосредственных участников совета, действуют 16 комитетов. Они состоят из профессионалов в определенной области.

Например, это такие комитеты, как: по делам Евросоюза, по вопросам здравоохранения, по окружающей среде и защите природы, по социальной и трудовой политике, по градостроительству, по делам культуры, а также финансовый, экономический, юридический и транспортный комитеты.

Таким образом, все предлагаемые законопроекты должны сначала пройти проверку соответствующим комитетом. После его правок и рекомендаций они выносятся на рассмотрение пленарным заседанием.

Так или иначе политическое устройство Германии предполагает, что ни один закон не может быть принят без одобрения Бундесрата.

Пленарные заседания Бундесрата

Пленарные заседания проходят приблизительно один раз в месяц, на них приезжают представители правительств всех земель Германии.

На пленарных заседаниях представители региональных властей:

  • обсуждают свою позицию по новым законопроектам;
  • вносят поправки в соответствии с интересами своих земель;
  • проверяют и одобряют законы, принятые Бундестагом;
  • предлагают на рассмотрение свои законопроекты;
  • обсуждают законодательство Евросоюза;
  • участвуют в международных делах;
  • избирают половину судей Федерального конституционного суда;
  • предпринимают действия в чрезвычайных ситуациях, определенные законом.

Прежде всего, Бундесрат защищает интересы земель по отношению к законам Федерации и переносит политический и административный опыт земель в законодательство и администрацию Федерации и в дела Европейского Союза.

Так же, как и другие конституционные органы Федерации, Бундесрат несет долю ответственности за Федеративную Республику Германия.

Исполнительная власть

Федеральный президент – глава государства, единственный из пяти конституционных органов власти, который состоит только из одного человека.

Действующий президент

С 19 марта 2017 года эту должность занимает 65-летний Франк-Вальтер Штайнмайер. Ранее он являлся министром иностранных дел Германии и вице-канцлером государства.

Функции Федерального Президента

Несмотря на то, что президент является главой государства, фактическая власть находится в руках канцлера. Однако у Федерального президента есть свои особые функции и полномочия. В них входят:

  • представительство ФРГ внутри страны;
  • представительство ФРГ за рубежом, в соответствии с нормами международного права, заключение договоров с иностранными государствами, аккредитация послов Германии и прием иностранных послов;
  • предложение об избрании Федерального канцлера;
  • назначение и освобождение от должности Федерального канцлера и федеральных министров;
  • роспуск Бундестага;
  • подписание и обнародование законов;
  • назначение и увольнение федеральных судей, федеральных гражданских служащих, офицеров и сержантов Вооруженных сил;
  • помилование отдельных правонарушителей от имени Федерации;
  • вручение наград от имени Федерации.

Избрание Федерального президента

Федеральный президент избирается Федеральным собранием. Оно состоит наполовину из депутатов Бундестага и такого же числа представителей федеральных земель и действует в течение 5 лет. Потом переизбрание допускается один раз.

Чтобы оставаться выше партийной политики, федеральные президенты приостанавливают членство в партии на время пребывания в должности.

Федеральное правительство

Основной орган исполнительной власти в Германии – Федеральное правительство.

В состав правительства входят: глава правительства – канцлер и кабинет министров, каждый из которых является главой министерства.

Таким образом, Федеральный канцлер Германии – это важнейшая политическая должность государства. Человек, занимающий ее, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны и несет за них ответственность.

Стоит отметить, что на протяжении последних пятнадцати лет эту должность занимает Ангела Меркель, первая в истории женщина, ставшая канцлером Германии.

Федерального канцлера выбирает Бундестаг большинством голосов, по предложению президента Германии.

В Конституции ФРГ сказано, что один и тот же человек может находиться на посту федерального канцлера неограниченное количество сроков. Однако в 2018 году Ангела Меркель сделала заявление, что не будет выдвигать свою кандидатуру на этот пост на выборах в 2021 году.

Так что в скором времени на мировой политической арене появится новая фигура, представляющая интересы ФРГ.

Федеральные Министерства

Канцлер сам формирует кабинет министров, определяет их количество и сферу деятельности.

Всего на сегодня в Германии 14 министерств. Ниже представлены их перечень, аббревиатуры на немецком языке и задачи:

    1. Министерство финансов (BMF). Отвечает за налоги, пенсии и денежные пособия.
    2. Министерство внутренних дел (BMI). В его задачи входят: внутренняя безопасность страны, организация деятельности полиции, армии, миграция, интеграция, спорт, религия, единство нации.
    3. Министерство иностранных дел (AA) ведет внешнюю, в частности европейскую, политику.
    4. Министерство экономики и энергетики (BMWi) занимается экономикой, энергетикой, телекоммуникациями, почтой и железными дорогами.
    5. Министерство юстиции и защиты прав потребителей (BMJV) определяет права, законодательство и осуществляет защиту потребителей.
    6. Министерство труда и социальных вопросов (BMAS): трудовое право, трудоустройство, образование, пенсионеры, инвалиды, социальная защищенность.
    7. Министерство обороны (BMVg): армия, оружие, защита страны, поддержка других государств во время конфликтов.
    8. Министерство питания и сельского хозяйства (BMEL). Следит за количеством и качеством предлагаемых населению продуктов питания и за деятельностью сельскохозяйственного сектора.
    9. Министерство семьи, пожилых, женщин и молодежи (BMFSFJ): благотворительная помощь и волонтерство.
    10. Министерство здоровья (BMG): врачи, больницы, пациенты, лечение, реабилитация, медицинское страхование, предупреждение болезней, зависимостей.
    11. Министерство транспорта и цифровой инфраструктуры (BMVI). Отвечает за транспорт, транспортировку людей, грузов и данных, правила и безопасность дорожного движения, дороги, Интернет.
    12. Министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности (BMU): защита окружающей среды, защита граждан от радиации, климат.
    13. Министерство образования и исследований (BMBF): образование, наука, международный обмен.
    14. Министерство экономического сотрудничества и развития (BMZ): помощь бедным странам, взносы в фонды развития, поддержка партнерских стран.

Судебная власть

Федеральный конституционный суд – главный судебный орган Германии, предусмотренный основным законом страны. Важно, что он наделен правом отменять принятые законы при условии, что в ходе заседания выяснится, что они не соответствуют Конституции ФРГ.

Прежде всего, заявления о противоречии закона Конституции могут подавать органы власти, суды, а также граждане, если в случае действия какого-либо закона ущемляются их права.

Конституционный суд выполняет важную функцию контроля всей судебной системы страны. А также он имеет право импичмента федеральных судей и судей земель.

В настоящее время суд состоит из 16 членов, которые избраны Бундестагом и Бундесратом в равных долях. Кстати, избранные Судьи Конституционного суда не имеют права осуществлять никакую другую деятельность, кроме преподавания права в немецких вузах.

Политическое устройство Германии на региональном уровне

Политическое устройство Германии включает в себя также и региональный уровень власти.

Федеративная Республика Германия состоит из 16 земель.

Западные: Баден-Вюртемберг, Бавария, Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн.

Восточные: Бранденбург, Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания.

Берлин занимает промежуточное положение.

Прежде всего, каждая из земель имеет свою конституцию. Основные ее задачи – гарантия неприкосновенности достоинства и свободы человека, а также устройство общественной жизни, в соответствии с принципами социальной справедливости, и содействие благополучию всех граждан.

Органы власти на региональном уровне

Законодательные: Ландтаги.
Исполнительные: Правительства земель.
Судебные: Конституционные суды земель.

Законодательная власть на региональном уровне

Ландтаги, они же парламенты земель, – главные законодательные органы, которые действуют на территории земель Германии.

Но, кроме трех вольных городов: Берлина, Бремена и Гамбурга, потому что эти города имеют статус земель федерального значения.

В то время как в Берлине региональным законодательным органом является парламент Берлина, или палата депутатов.

В Бремене и Гамбурге – земельный парламент, Бюргершафт.

Выборы в Ландтаг

Для начала они осуществляются местным населением. Воспользоваться правом голоса могут все лица, достигшие 18-летия и имеющие немецкое гражданство. А в Бремене, Гамбурге, Бранденбурге и Шлезвиг-Гольштейне голосовать могут граждане с 16-ти лет.

В итоге лидер победившей на выборах в Ландтаг партии возглавляет региональное правительство, и в коалиции с другими партиями он формируют кабинет министров земли.

Исполнительная власть на региональном уровне

Важно отметить, что каждая земля самостоятельно определяет структуру исполнительной власти. Как правило, эти структуры схожи между собой.

Правительства земель состоят из главы правительства земли – премьер-министра, который назначается соответствующим Ландтагом, и министров, отвечающих за определенные сферы. Правительства земель не зависят от федерального правительства в пределах своей компетенции.

Премьер-министр, как и канцлер на общегосударственном уровне, сам назначает министров на региональном уровне и определяет политический вектор развития региона.

Именно у премьер-министров земель больше всего шансов выдвинуться на пост канцлера, так как они обладают необходимым опытом ведения дел и их рейтинг в обществе достаточно высок.

В зависимости от земли, правительство и его глава могут иметь разные названия.

Судебная власть на региональном уровне

Конституционные суды земель Германии являются самостоятельными и независимыми органами власти по отношению к остальным органам, в том числе и к Федеральному конституционному суду. При этом они связаны процессуальными и правовыми узами, что позволяет им органично дополнять друг друга и разрешать правовые конфликты.

Каждая земля в праве учреждать собственный конституционный суд. Они занимаются решением вопросов о соответствии законов Конституции земли законам Конституции ФРГ, а также разрешением споров между органами региональной власти.

Муниципальный уровень

Несмотря на то, что в ФРГ действует двухуровневая система власти, политическое устройство Германии подразумевает также и муниципальные органы. Они подчиняются земельным правительствам. Прежде всего, они необходимы, так как почти все регионы Германии делятся на округа, которые поделены на районы. А районы делятся на общины.

В зависимости от региона, представительства власти могут отличаться, но общая картина примерно такая:

  • главой округа является Правительственный президент, назначается правительством или премьер-министром земли.
  • За управление районом отвечают Ландрат и Крайстаг.
  • На уровне общин главными являются общинный совет и Бургомистр, которые обладают правом коммунального самоуправления.

В заключение можно отметить, что политическое устройство Германии организовано достаточно прозрачно. Также оно имеет четкие границы разделения власти и ясно обозначенный регламент принятия законов. Таким образом, это позволяет системе исправно функционировать и поддерживать порядок в обществе, основанный на Конституции ФРГ.

Читайте также:

  • Совет Национальной безопасности Германии: новая супервласть объединит Бундестаг, канцлера и правительство
  • 75% немцев общаются с властью с помощью бумажных форм
  • Прислушается ли Германия к 15 советам, чтобы стать мировым лидером?

Подпишитесь на наш Telegram

Получайте по 1 сообщению с главными новостями за день

Читайте также:

Регламенты Германии в отношении цифровых медицинских устройств Рамочные принципы, которым должен следовать весь мир Часть I

Джон Джанцидис, президент CyberActa, Inc. далее DiGA). Bundesinstitut für Arzneimittel und Medizinprodukte (BfArM, или Федеральный институт лекарственных средств и медицинских устройств) в августе 2020 года выпустил новое руководство, в котором подробно описаны требования к производителям DiGA, чтобы сделать ваши DiGA доступными для более чем 73 миллионов участников обязательного медицинского страхования Германии. Я дам обзор ситуации и расскажу о многих требованиях конфиденциальности, отмеченных в новом руководстве в Часть 1 этой серии статей. Во второй части я рассмотрю требования к безопасности данных. В части 3 я подробно опишу требования к функциональной совместимости, надежности, защите прав потребителей и безопасности пациентов.

Предполагая, что ваше цифровое медицинское устройство или программное обеспечение как медицинское устройство (SaMD) может принести пользу с медицинской точки зрения, особенно в отношении улучшения состояния здоровья, сокращения продолжительности болезни, продления выживания или улучшения качества жизни, BfArM должен оценить ваш DiGA. Аналогичным образом, если ваше цифровое медицинское устройство или программное обеспечение как медицинское изделие может рассматриваться как часть выявления, мониторинга, лечения или облегчения заболевания или выявления, лечения, облегчения или компенсации травмы или инвалидности, BfArM должна оценить ваш DiGA. BfArM также должен оценить ваш DiGA, если он поддерживает поведение пациентов в отношении здоровья или интегрирует процессы между пациентами и поставщиками медицинских услуг и включает, в частности, следующие области:

  1. Координация лечебных процедур
  2. Приведение лечения в соответствие с рекомендациями и признанными стандартами
  3. Адгезия
  4. Облегчение доступа к медицинской помощи
  5. Безопасность пациента
  6. Медицинская грамотность
  7. Автономия пациента
  8. Преодоление трудностей, связанных с болезнью, в повседневной жизни
  9. Уменьшение связанных с терапией усилий и напряжения у пациентов и их родственников.

BfArM должен оценить ваш DiGA в течение трех месяцев, начиная с подачи полного заявления. Клиническая оценка процедуры соответствия Директиве о медицинских устройствах (MDD)/Регламенту о медицинских устройствах (MDR) должна изначально рассматриваться отдельно от ускоренного режима DiGA. Оценка соответствия сначала подтверждает безопасность и пригодность медицинского изделия. Тем не менее, вы можете привести результаты исследований, которые были включены в оценку соответствия, доказывающие положительное влияние на здоровье.

Как правило, цифровое медицинское устройство квалифицируется как DiGA, если оно является медицинским устройством класса риска I или IIa (в соответствии с MDR или MDD в рамках переходных правил до начала действия MDR 26 мая 2021 г.), его медицинское назначение достигается за счет основных цифровых функций, а приложение используется только пациентом или пациентом и поставщиком медицинских услуг. Это означает, что приложения, которые используются только врачом для лечения пациентов, не подходят.

DiGA должен соответствовать четким требованиям в отношении безопасности и пригодности для использования, защиты данных, информационной безопасности и качества, особенно функциональной совместимости. Вы, как производитель, должны продемонстрировать это BfArM с акцентом на заполненные контрольные списки, а также доказательства соответствия нормативным требованиям для медицинских устройств. BfArM может запросить дополнительные доказательства отдельных характеристик качества во время оценки заявки и проверить точность информации. В любом случае вы должны предоставить свободный доступ (данные для входа) вашего DiGA в BfArM.

Суть оценки BfArM заключается в тщательном изучении заявлений производителя о качествах продукта — от защиты данных до удобства использования — и проверке доказательств положительного воздействия DiGA на здоровье. Производители должны заявить о соответствии правилам защиты данных и требованиям безопасности данных. Все DiGA должны соответствовать базовым требованиям, а те, которые считаются требующими очень высоких требований к защите, должны соответствовать дополнительным требованиям в соответствии с анализом требуемых требований к защите. Важно понимать, что обработка персональных данных компанией DiGA и ее производителем регулируется Общим регламентом ЕС по защите данных (GDPR) 2016/679.. Помимо конфиденциальности и безопасности, производители также должны заявить о выполнении требований, касающихся функциональной совместимости, надежности, защиты потребителей, простоты использования, медицинского содержания и безопасности пациентов.

Требования к конфиденциальности DiGA вытекают из структуры защиты данных GDPR и основаны на принципах конфиденциальности данных, защиты данных и прав на неприкосновенность частной жизни для физических лиц в ЕС:

Согласие

  • Добровольное, конкретное и информированное согласие пользователя должно быть получено для обработки данных до того, как будет выполнена обработка таких личных и связанных данных.
  • Согласие и заявления пользователя даются последовательно прямо, т. е. посредством активного, четкого действия.
  • Пользователь может отозвать свое согласие легко, беспрепятственно, в любое время и понятным способом с эффектом на будущее.
  • Пользователь информируется о праве и возможностях отозвать согласие до его предоставления.
  • Перед тем, как дать согласие, пользователь информируется в четкой, понятной, удобной для пользователя и соответствующей целевой группе форме о том, какие категории данных обрабатываются DiGA или вами как производителем.
  • Заинтересованное лицо может получить доступ к текстам согласия и заявлений, сделанных в любое время из DiGA или через источник, указанный в нем.

Минимизация данных и адекватность

  • Персональные данные, обрабатываемые через DiGA, соответствуют цели и ограничиваются тем, что необходимо для целей обработки.
  • Вы удостоверились, что цели обработки персональных данных через DiGA не могут быть разумно достигнуты в той же степени другими, более эффективными средствами.
  • Данные о состоянии здоровья хранятся отдельно от данных, необходимых исключительно для учета услуг.
  • Вы обеспечили, чтобы сотрудники, которым поручены задачи, не связанные с продуктом, не имели доступа к данным, связанным со здоровьем.
  • При условии, что использование DiGA не ограничивается частной ИТ-системой лица, использующего его:
    • Вы явно рассмотрели соответствующие сценарии приложений при оценке воздействия на защиту данных.
    • Вы явно сообщаете застрахованному лицу, что использование DiGA в потенциально небезопасной среде связано с рисками безопасности, которые вы, как производитель, не можете полностью устранить.
  • При использовании DiGA в ИТ-системе, которая используется не только застрахованным лицом, хранение, даже временное, данных, связанных со здоровьем, в этой ИТ-системе полностью предотвращается, а данные и файлы, хранящиеся локально в используемой ИТ-системе, надежно удаляются после окончания сеанса использования DiGA, даже если пользователь явно не завершил сеанс использования.

Целостность и конфиденциальность

  • DiGA обеспечивает соответствующие технические и организационные меры для защиты персональных данных от непреднамеренного или недопустимого уничтожения, удаления, фальсификации, раскрытия или незаконных форм обработки.
  • Обмен данными, контролируемыми DiGA, между конечным устройством заинтересованного лица и внешними системами шифруется в соответствии с современным уровнем техники.

Точность

  • DiGA принимает технические и организационные меры для обеспечения фактической достоверности и актуальности персональных данных, которые она обрабатывает.
  • Вы, как производитель, принимаете все разумные меры для того, чтобы неверные личные данные были немедленно удалены или исправлены.

Необходимость и переносимость данных

  • Персональные данные, собранные через DiGA, хранятся только до тех пор, пока это абсолютно необходимо для обеспечения обещанных функций или для других целей, вытекающих непосредственно из юридических обязательств.
  • Вы должны отдельно обосновать цели хранения и максимальный срок хранения, указав причины, по которым эти цели представляют собой правомерность дальнейшего хранения персональных данных.
  • Вы предоставляете механизмы, с помощью которых субъект данных может осуществлять право на перенос данных из DiGA и может извлекать или передавать их в другой DiGA.

Информационные требования

  • Декларацию о защите данных легко найти, без барьеров и в свободном доступе через веб-сайт приложения.
  • Декларация о защите данных содержит всю необходимую информацию о производителе и сотруднике по защите данных, целях DiGA, категориях данных, обрабатываемых для этой цели, вашем (производителе) обращении с этими данными, праве на отзыв данного согласия и вариантах осуществления прав затронутых лиц, и вы должным образом выполняете дополнительные информационные обязательства в соответствии со статьями 13 и 14 GDPR.
  • Заявление о защите данных легко найти даже после установки DiGA.
  • Пользователь может получать от вас информацию о хранящихся о нем персональных данных в объеме, указанном в статье 15 GDPR.
  • Декларация о защите данных содержит понятную концепцию удаления, которая регулирует процедуру отзыва согласия и удаления DiGA, а также рассмотрение претензий на удаление данных и ограничение их обработки в соответствии с требованиями статей 17–19 GDPR.
  • Пользователь может потребовать, чтобы вы исправили неверные личные данные, относящиеся к ним, и дополнили неполные личные данные, относящиеся к ним.
  • Перед удалением учетной записи пользователя необходимо сообщить субъекту данных о любых данных, которые могут быть потеряны, и о праве на передачу данных в соответствии со статьей 20 Регламента (ЕС) 2016/679.

Оценка воздействия на защиту данных и управление рисками

  • Вы внедрили процедуру регулярного обзора, оценки и оценки эффективности технических и организационных мер для обеспечения безопасности обработки, с помощью которой регистрируются все системы и процессы, используемые в связи с DiGA.
  • Вы обязали всех лиц, имеющих доступ к персональным данным с их работы, хранить их в тайне.
  • Вы выполнили оценку воздействия на защиту данных для DiGA и передали анализ рисков, проведенный в документированные процессы управления рисками, после того, как была проведена непрерывная переоценка угроз и рисков.
  • Вы можете гарантировать, что об утечке персональных данных будет сообщено в надзорный орган в течение 72 часов с момента получения информации об утечке.
  • Вы выполнили требования статьи 34 Общего регламента по защите данных об информировании затронутых лиц в случае инцидентов, связанных с защитой данных.

Доказательства

  • Вы задокументировали правила защиты данных, применимые к компании, и обучили своих сотрудников их выполнению.
  • Вы приняли меры для обеспечения возможности последующей проверки и определения того, были ли персональные данные введены, изменены или удалены и кем.
  • DiGA или вы как производитель вообще не передаете персональные данные обработчикам или исключительно обработчикам, которые обладают достаточной надежностью и ответственностью. Вы внедрили соответствующие механизмы защиты передаваемых данных и имеете обязывающие договорные отношения, исключающие ослабление обязательств, взятых на себя перед страхователем.
  • Обработка данных о состоянии здоровья, а также персональных данных инвентаризации и данных о трафике происходит исключительно в Германии, в другом государстве-члене Европейского Союза или на основании решения о достаточности в соответствии со статьей 45 GDPR.

Требования конфиденциальности DiGA вытекают из структуры защиты данных GDPR и основаны на принципах конфиденциальности данных, защиты данных и прав на неприкосновенность частной жизни для лиц в ЕС. Важно проанализировать, что, как и почему вы обрабатываете данные. Будьте готовы показать, как данные передаются и обрабатываются, потому что вас могут спросить. Размещайте примечания о согласии и конфиденциальности простым языком и будьте готовы реагировать на запросы отдельных лиц и инциденты.

Во второй части этой серии статей я рассмотрю требования к безопасности данных. В части 3 я подробно опишу требования к функциональной совместимости, надежности, защите прав потребителей и безопасности пациентов.

Об авторе:

Джон Джанцидис является президентом CyberActa, Inc., специализированной консалтинговой компании, которая расширяет возможности компаний по производству медицинских устройств, цифрового здравоохранения и фармацевтических компаний в их кибербезопасности, конфиденциальности, целостности данных, рисках, соблюдении нормативных требований программного обеспечения медицинского назначения и коммерциализации. Он также является членом Комитета по технологиям Коллегии адвокатов Флориды и помощником по кибербезопасности Корпуса морской пехоты США. Он имеет степень бакалавра наук Университета Кларка, степень доктора юридических наук Университета Нью-Гэмпшира и степень магистра технических наук в области политики кибербезопасности и соответствия требованиям Университета Джорджа Вашингтона. С ним можно связаться по адресу [email protected].

Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.

Положения о медицинских изделиях в Германии

5 апреля 2019 г.

Федеральный институт лекарственных средств и медицинских изделий (Bundesinstitut für Arzneimittel und Medizinprodukte), BfArM , является учреждением, ответственным за регулирование медицинских устройств в Германии. BfArM со штаб-квартирой в Бонне подчиняется Федеральному министерству здравоохранения.

BfArM также курирует клинические исследования медицинских устройств в Германии. Клинические исследования проводятся для оценки безопасности и эффективности медицинского изделия. Они требуются только для устройств высокого риска или если существующие клинические данные или отчет о клинической оценке продукта неадекватны.

Классификация медицинских устройств

Содержание

Поскольку Германия является страной-членом Европейского Союза, она следует системе классификации устройств, которая соответствует Директивам ЕС по медицинским устройствам ( MDD ), которые вскоре будут заменены Регламентами ЕС по медицинским устройствам ( MDR ). Классификация медицинских устройств в Германии относится к четырем классам риска: I, IIa, IIb и III. Класс I — самый низкий риск, а класс III — самый высокий.

Процесс регистрации медицинского изделия

Все медицинские устройства, зарегистрированные в Европейском союзе, должны иметь маркировку CE. Маркировка CE является общепринятым и известным символом, указывающим на то, что устройство соответствует всем нормам и требованиям действующих стандартов Европейского Союза. Маркировка CE также позволяет свободно продавать устройство во всех странах-членах ЕС. Целью знака CE является экономия времени, средств и усилий производителей при подготовке и подаче обременительных досье по отдельности в 28 разных странах. Имея знак CE, компании могут продавать свою продукцию одновременно во всех странах-членах ЕС, будь то Германия, Франция или Хорватия. Тем не менее, некоторые страны-члены ЕС требуют некоторых дополнительных требований, прежде чем продукт может быть продан или продан в этой стране.

Обратите внимание, что для получения знака CE иностранный производитель должен сначала назначить уполномоченного представителя (AR), особенно если он не имеет представительства в ЕС. АР может находиться в любом из государств-членов ЕС. Их основная роль заключается в том, чтобы выступать в качестве связующего звена между уполномоченным органом, агентством и производителем. АР будет помогать в процессе регистрации и выполнять все действия по пострегистрационному надзору.

Кроме того, производители должны иметь Систему управления качеством (СМК). Наиболее широко признанной СМК является сертификация ISO 13485, действительная в течение трех лет.

Германия является одной из стран ЕС, которые требуют дополнительных требований, помимо маркировки CE. BfArM имеет электронный портал под названием DIMDI. Производители должны выполнить следующие задачи:

  1. Если производитель, импортер или представитель продукта зарегистрирован в качестве предприятия в Германии, они должны уведомить BfArM после размещения устройства на рынке с помощью системы DIMDI.
  2. Назначьте ответственного за безопасность и уведомите его в той же системе DIMDI.
  3. Все этикетки и инструкции по применению должны быть на немецком языке.
  4. Сообщения о нежелательных явлениях следует направлять в соответствующие учреждения в зависимости от характера медицинского устройства.

Обзор рынка

В Германии самый большой рынок медицинского оборудования в Европе и третий по величине в мире. Наиболее значительными конкурентами Германии с точки зрения размера рынка в Европе являются Великобритания и Франция.

  • Объем рынка медицинского оборудования в Германии: 26 миллиардов долларов США
  • Объем рынка медицинского оборудования в Великобритании: 9 долл. США0,5 миллиарда долларов США
  • Объем рынка медицинского оборудования во Франции: 14,5 млрд долларов США

Хотя в Германии находятся одни из крупнейших в мире компаний по производству медицинского оборудования, в ней преобладают малые и средние предприятия (МСП). Германия восприимчива к новым и инновационным технологиям для поддержки своего высоко аккредитованного медицинского обслуживания.

Продукты, пользующиеся наибольшим спросом в Германии, включают передовые технологии , диагностические и терапевтические устройства, а также неинвазивное или малоинвазивное медицинское оборудование.

Правильное соблюдение положений по медицинскому оборудованию в Германии поможет вам укрепить свои позиции на рынке.

О RegDesk

RegDesk(™) — это разнообразная платформа, которая избавляет производителей медицинского оборудования от необходимости тратить месяцы на сбор информации и подготовку заявок на регистрацию для доставки своей продукции в Германию и любую другую страну. Мы можем упростить для вас процесс регистрации медицинского оборудования. Используя современную платформу RegDesk, наши клиенты смогут получать экспертные ответы на свои нормативные вопросы, оповещения в режиме реального времени об изменениях в нормативных актах, происходящих в странах по их выбору, и многое другое! Чтобы в полной мере оценить возможности RegDesk, свяжитесь с любым из наших представителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *