Всем бояться Кто на самом деле виноват в косовской резне: Политика: Мир: Lenta.ru
17 февраля 2008 года мятежный сербский край Косово объявил о своей независимости. За десять лет до этого началась страшная война, ставшая кровавой кульминацией нерешенных проблем единой Югославии и прологом ее полного распада. Корреспондент «Ленты.ру» вспоминает, как жило Косово в те роковые дни и какие надежды питали будущие жители де-факто независимого государства.
Ганди с исламским оттенком
В первый раз я приехал в Косово в 1998 году, приблизительно за полгода до начала натовских бомбардировок Югославии. На первый взгляд, столица автономии Приштина производила впечатление типичного провинциального балканского города: много зелени, несколько неплохих ресторанов. Местные никуда не спешили, проводили дни в кафе за чашечкой крепчайшего кофе: терпкий аромат этого напитка доминировал на улицах города. Казалось, ничто не предвещало войны.
Но при более пристальном рассмотрении становилось ясно, что Приштина — очень необычный город. Сербы и местные албанцы (их также называют косоварами) жили словно в параллельных мирах. Они ходили в разные магазины, рестораны, библиотеки. Даже система образования у албанцев была своя. Этот добровольный апартеид был изобретением албанского диссидента и мыслителя Ибрагима Руговы, прозванного «балканским Ганди». Ругова провозгласил принцип ненасильственного сопротивления югославским властям: жить так, как будто их не существует.
Такой апартеид пришелся по вкусу не только албанцам, но и сербам, которые не хотели иметь ничего общего «с этими дикарями». Как я убедился, взаимная ненависть просто зашкаливала. Так, все албанцы убеждали меня, что сербы — это оккупанты, которых нужно изгнать из Косово. У сербов была другая версия: по их мнению, дикие албанские мусульмане пытаются разрушить исконно сербскую святыню — Косово.
История одна — историографии разные
Справедливости ради стоит сказать, что своя правда есть и у албанской, и у сербской историографии. Действительно, в Косово находятся знаменитые монастыри и храмы сербского народа. Но и для албанцев Косово — совершенно особое место: в XIX веке здесь началась борьба за создание их государственности.
Впрочем, в то время, когда я побывал в Косово, многие албанцы решили, что ненасильственные методы борьбы можно дополнить и более традиционными: в середине 90-х годов прошлого столетия в автономии начала действовать вооруженная группировка «Освободительная Армия Косово» (ОАК), нападавшая на полицейские патрули и мирных сербов.
Первоначально ОАК противостояла только полиция, но после того как сепаратисты атаковали военные объекты и югославские погранзаставы, к борьбе с ними подключилась и армия. Между тем, как я могу засвидетельствовать, вплоть до начала бомбардировок НАТО реальной войны в автономии не было. Общая схема военных действий была такова: бойцы ОАК нападали на какой-нибудь важный объект и моментально пускались в бега, пытаясь скрыться от силовиков. То, что я видел, напоминало борьбу с террористами, но на войну похоже не было. По разным оценкам, из-за таких вылазок погибли от одной до двух тысяч человек — в подавляющем большинстве боевики ОАК. Для края с населением почти в два миллиона это не слишком большая цифра.
Разрушений тоже практически не было: чисто визуально автономия производила впечатление мирного края. После того, что я видел в Хорватии, Боснии и уж тем более в Чечне и Таджикистане, конфликт в Косово казался просто ничтожным. Надо сказать, что косовары очень грамотно поставили пропаганду своих взглядов среди зарубежных журналистов. В кафе, где собирались репортеры, целый день сидел молодой интеллигентный человек с бородкой и в очках. Это был представитель ОАК. На великолепном английском он снабжал журналистов «объективной информацией» и организовывал их встречи с полевыми командирами.
Самое забавное, что периодически в отдаленных албанских селах устраивались парады ОАК, на которые приглашались журналисты. Почему на эти скопления боевиков (о которых знали все!) не нападала сербская армия — для меня остается загадкой, хотя похожие «странности» я наблюдал и на первой войне в Чечне. Возможно, в Косово сербские власти чувствовали свою слабость и боялись спровоцировать эскалацию конфликта.
Парад ОАК
Фото: Игорь Ротарь
На одном из таких парадов побывал и я. Зрелище было впечатляющее. Казалось, против «сербских оккупантов» поднялся весь народ. В строю с автоматами стояли даже симпатичные 16-летние косоварки. После парада силами актеров местного самодеятельного театра был показан небольшой спектакль: cолдаты-сербы (лица у этих «полулюдей» были вымазаны черной краской) входили в албанское село и издевались над крестьянами. Конец злодейству смог положить только седобородый албанский старец в феске: он доставал из-за голенища нож, и «сербские трусы» мгновенно ретировались.
Зрители, включая западных журналистов, ликовали — коллективный энтузиазм албанцев захватывал даже бесстрастного наблюдателя. Казалось, что все просто: нужно изгнать сербских «оккупантов», и наступит мир и благодать.
«Нас и русских триста миллионов»
Стоит ли говорить, что сербы смотрели на происходящее иначе. «Против вас даже девушки-подростки сражаются!» — показывая фото «боевички», в шутку сказал я знакомой сербской журналистке. «Она не воюет, ее просто поставили постоять с автоматом, чтобы появились снимки в западных газетах. Убивают на войнах в бывшей Югославии все, но роль козла отпущения отведена именно нам, сербам», — как-то очень устало ответила мне коллега.
Надо сказать, что с сербами мне, в то время пламенному демократу, общаться было нелегко. Они, например, ненавидели первого президента России Бориса Ельцина, но восхищались Владимиром Жириновским и другими русскими «националистами». При том что сербы плохо относились к нашим демократам, их любовь к русским как народу была почти иррациональной. В сербских кафе Приштины звучала песня: «Нас и русских 300 миллионов». Беседуя со мной, сербы часто упоминали, что у них есть поговорка: «Мы верим только в Бога и в Россию!»
Российские солдаты из 76-й Гвардейской воздушно-десантной бригады готовятся к отправке в Косово с миротворческой миссией в составе международных сил ООН.. Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»
Но к этому обожанию примешивалось и недоумение, помноженное на обиду: «Почему вы не пришли нам на помощь во время войн в Хорватии, Боснии? Неужели вы допустите катастрофу и здесь, в Косово?» Косовские монастыри мне бесплатно показывала красивая молодая сербка и демонстрировала мне, как русскому, подчеркнутое внимание и доброжелательность. Увы, наши взгляды принципиально отличались: «Посмотрите на эти великолепные монастыри, храмы! Косово — это часть единого православного мира, центром которого является Россия. Сегодня Запад хочет уничтожить нашу цивилизацию. Нас пытаются поссорить между собой. Пытаются расколоть единые народы — сербов и черногорцев, русских и украинцев! Русские, опомнитесь!»
Туалет — везде
В 1999 году НАТО начало бомбардировки Сербии, в ответ на это сербы массово изгоняли из Косово албанцев. К этническим чисткам подключились полубандитские военизированные формирования сербов, совмещавшие убийства албанцев с элементарными грабежами. Резко активизировались и боевики ОАК, уничтожавшие сербские деревни.
Чтобы спастись, сотни тысяч албанцев были вынуждены бежать в соседние Македонию и Албанию. Увы, вина в трагедии этих людей лежит не только на сербах. Любой работающий в Косово журналист прекрасно понимал, что в случае бомбардировок сербы начнут этнические чистки; не могли не знать этого и американцы и их союзники по НАТО. Во время изгнания албанцев из Косово я был в Македонии и Албании. Зрелище было действительно жуткое: при мне через границу почти непрерывным потоком шли люди. Многие, пересекая границу, падали от усталости.
Я подошел к одной семье косоваров, они лежали прямо на траве. Отец и мать спали, а их 16-летняя дочь рассказала мне, что с ними случилось: «К нам в дом пришли вооруженные сербы в униформе (но они были не из югославской армии и не из полиции). Они объявили, что у нас полчаса на сборы, мы должны покинуть Косово. С собой нам разрешалось взять деньги, драгоценности и документы. Поскольку машины у нас не было, несколько десятков километров до македонской границы мы шли пешком».
Во время нашего разговора проснулась мать девочки. Посмотрела на нас осоловелым, полубезумным взглядом и вновь погрузилась в сон.
Беженцы-албанцы на границе Косово и Черногории
Фото: AP
Кстати, в Македонии я попал в довольно неприятную ситуацию. Как-то ловил попутку на горной дороге в Македонии, и меня подобрал автобус, в котором ехали косовские беженцы — албанцы. Если бы я сказал беженцам, что я россиянин, меня могли бы просто разорвать на куски (все албанцы знали, что русские — близкородственный сербам народ), и я представился поляком. Увы, разговора избежать не удалось: беженцы просто жаждали рассказать «всю правду» польскому журналисту.
Посочувствовав, что моя родина находится рядом «с такой неприятной страной, как Россия» («Будьте очень осторожны!»), косовары раскрыли мне страшную тайну. Оказалось, что «сербы — это плохие русские». Как объяснили мне новые знакомые, несколько веков назад русские изгнали со своей земли воров, проституток и бандитов. Эти люди отправились в Юго-Восточную Европу и обосновались на территории современной Югославии. Так, согласно этой «исторической версии», образовался сербский народ. «Вы хотите, чтобы мы жили вместе с людьми, которые не смогли ужиться даже с медведями?» — доказывали мне свою правоту косовары.
И Албания, и Македония были совершенно не готовы к массовому наплыву беженцев. Людей размещали в палатках буквально в чистом поле. В одном из таких лагерей я спросил натовского офицера, где туалет. Он мне ответил: «Везде». Потом туалеты все же построили, но это были просто ямы, спрятанные за небольшим брезентовым заборчиком, даже лицо присевшего человека было видно. Репортеры обожали фотографировать затравленные лица справлявших нужду косоварок.
Если в Македонию бежали только мирные беженцы, то в Албанию в массовом порядке отступали боевики ОАК. Здесь они создали военные лагеря, откуда совершали «марш-броски» в Косово. Как-то в одном из местных баров, приняв меня за американского репортера (я не возражал), боевики ОАК поделились со мной своим взглядом на происходящее: «Посмотрите, что делают эти сербские звери — они не жалеют ни детей, ни женщин. Нет, мы были с ними слишком мягки. Теперь мы сделаем все возможное, чтобы в Косово не осталось даже напоминаний о том, что здесь жили сербы».
Новый мир
Увы, мечта албанских боевиков практически осуществилась. В следующий раз я попал в Косово, когда оно уже находилось под контролем натовской армии. Дорога от черногорской границы до ближайшего косовского города Печа совершенно пустынна. Пожалуй, единственное разнообразие горного пейзажа — обгоревшие останки автобусов. «У албанцев нет никаких дел в Черногории, а у черногорцев — в Косово. Даже до войны на этой трассе редко можно было встретить машину», — сказал мне немецкий журналист, на чьем бронированном джипе мы добирались в Косово.
Первое впечатление от Печа было тягостным. Во время войны здесь разрушили 75 процентов зданий, руины домов исписаны лозунгами. Наиболее часто встречаются надписи: «Да здравствует Албания!» и «ОАК» (Освободительная армия Косово). Практически на каждом уцелевшем доме развевается албанский флаг. Однако полустертые надписи «Косово — земля сербов» и «Хороший албанец — мертвый албанец» служат напоминанием, что недавно здесь были другие хозяева.
Многие сербы предпочли сжечь дома, только чтобы они не достались албанцам
Фото: Yannis Behrakis / Reuters
В ресторане, куда мы зашли перекусить, нас приняли с распростертыми объятиями. Хозяин-албанец отказался брать деньги за обед и на хорошем немецком не переставал благодарить Германию за помощь в освобождении от «сербского ига». После обеда немецкий коллега распрощался со мной, дав на прощание несколько ценных советов: «На улицах города ни в коем случае не говори ни по-русски, ни по-сербски — это может стоить тебе жизни. Спрашивать, где находится Печская патриархия, можно у итальянцев (Печ находился в итальянском секторе НАТО), албанцам этот вопрос задавать не рекомендуется».
«Новый мировой порядок»
Слегка пахнущий с утра вином итальянский капитан откровенно удивлялся моим страхам: «Почему вы боитесь, что вы русский? У вас что, на лице написана национальность? Не опасно ли брать такси до патриархии? А зачем вам ехать в душной машине в такую великолепную погоду? Прогуляйтесь пешком три километра, а там вас встретят наши ребята».
Вооруженные до зубов итальянские солдаты на КПП в полукилометре от патриархии были безукоризненно вежливы, но непреклонны. Сначала меня тщательно с ног до головы обыскали, затем долго расспрашивали, с какой целью я отправляюсь к сербским монахам, и лишь потом в сопровождении четырех солдат повезли в монастырь.
Неожиданно на пути появился грузовик с албанскими подростками. Итальянцы тотчас же на ходу повыпрыгивали из джипа и направили автоматы на албанцев, те — как мне показалось, очень привычно — подняли вверх руки. Выяснив, что албанцы всего лишь направляются в свою деревню, итальянцы пропустили машину, и джип отправился дальше.
К слову, натовцы действовали в Косово достаточно жестко. Я был свидетелем того, как водитель автобуса отказался выполнять требования военных. Итальянский офицер отреагировал мгновенно: выхватив из кобуры пистолет, направил его на водителя со словами: «Ты уже все понял или будешь продолжать спорить?»
При этом натовские солдаты в Пече все же оставались итальянцами. Степень их разгильдяйства (по сравнению с американскими или немецкими военными) просто зашкаливала: на посту они стояли с неизменной бутылочкой пива и совмещали боевое дежурство с флиртом с проходящими мимо женщинами.
Патриарший монастырь в Пече — один из древнейших в Сербии. Косово сербы считают цитаделью своей родины, а этот монастырь — его сердцем. До конца XIX века здесь постоянно проживал сербский патриарх, до того как его основная резиденция была перенесена в Белград.
Дом в селе Мадзгаре с надписью «ОАПБМ»
После начала ввода югославских сил безопасности в сектор Б буферной зоны вокруг Косово албанские сепаратисты в спешном порядке покинули село Мадзгаре, где был расположен один из штабов «Освободительной армии Прешево, Буяновца и Медведже» (ОАПБМ). . Фото: Марина Марченко / ТАСС
«Монастырь — это единственное место в окрестностях Печа, где сербы чувствуют себя в относительной безопасности. В самом же Пече не осталось ни одного серба. Такая же ситуация во всем Косово за исключением его северо-западных районов, где сербы и до войны составляли большинство населения. Албанцы не только изгоняют сербов, они пытаются уничтожить все свидетельства того, что этот край — сербский. Сорок православных церквей уже разрушено. Один старейший храм в Призрене албанцы пытались взорвать дважды. Прежде чем выбраться из Косово, сербы из Печа и его окрестностей живут у нас, ожидая, пока в сопровождении конвоя их вывезут за пределы края», — рассказывает мне настоятель монастыря иеромонах Иоанн.
Когда я закурил во дворе монастыря, мужчины с жадностью смотрели на дымящуюся сигарету. Выяснилось, что эти сербские крестьяне заядлые курильщики, но выйти за ограду монастыря, чтобы пройти 300 метров до ближайшего киоска, они не рискуют — боятся, что их убьют албанцы.
Но и в обители беглецы чувствовали себя не слишком комфортно. По вечерам вдоль монастырских стен с ревом проносились на мотоциклах албанские подростки. Они кидали за ограду обители камни и кричали, что отомстят проклятым сербам. Мой вопрос, помогают ли им итальянцы, вызвал у окружающих откровенное удивление. «Все, что они могут, — это защитить нас в монастыре. За его стенами они не гарантируют нам безопасности. Мы живем в настоящем гетто. Наступил новый мировой порядок, и в нем нет места для сербов», — признавались собеседники.
Кровь на серпантине
На следующее утро к стенам монастыря прибыло два маршрутных такси из Черногории. «Нанимать албанцев для перевозки беженцев небезопасно, поэтому мы вызываем транспорт из-за пределов Косово», — объяснил иеромонах Иоанн. Погрузка беженцев шла нелегко. Иеромонах даже ударил крестьянина, безуспешно пытавшегося затащить двух коней на тележку трактора. Выяснилось, что священнослужитель был против того, чтобы беженец брал с собой скотину: животные не выдержат трудностей дороги и умрут в мучениях. Однако старик серб был непреклонен: это его любимые кони, и без них он покидать Косово отказывался.
Наконец мы тронулись. Впереди ехала военная машина с итальянскими солдатами, за ней следовал трактор с прицепом, на который упрямый серб все-таки затащил своих коней, потом шли два микроавтобуса и, наконец, завершал колонну джип с итальянцами. Я ехал в первом микроавтобусе, рядом со мной сидела жена хозяина коней. Из нашего окна прекрасно было видно тележку трактора, где пытаются выбраться из сковывающих их пут обалдевшие от тряски животные. Крестьянка все время плачет и молится, чтобы ее скотина выдержала дорогу.
Увы, один из коней погиб. Кровь полилась из его рта и еще несколько километров оставляла след на горном серпантине. Наконец мы прибыли на косовско-черногорскую границу. Пока крестьянин вытаскивал труп своего коня, водители прикрепляли к машинам таблички с черногорскими номерами: теперь уже можно не опасаться, что кто-нибудь из албанцев даст автоматную очередь по сербскому автомобилю.
Что впереди?
Эти мои записки не претендуют на детальное описание того, что происходило в стране в ту трагическую пору. Я уверен, что был свидетелем лишь малой толики ужасов, которые происходили в те дни в Косово. Но даже из того, что я увидел, было ясно: взаимные грехи и обиды столь велики, что на преодоление последствий этого конфликта уйдут многие годы.
Сегодня Косово стало независимым государством, признанным ведущими западными странами. Подавляющая часть сербов покинула новую частично признанную страну. Не нужно быть пророком, чтобы понять: после того, что произошло, шансы на возвращение Косово в состав Сербии близки к нулю. В то же время власти Сербии не признают в обозримом будущем потерю «исконных земель», а следовательно, пусть и в тлеющем состоянии, конфликт будет еще длиться долгое время. Недавнее убийство одного из лидеров косовских сербов — еще одно этому подтверждение.
Независимость Косово провоцирует албанский сепаратизм в Македонии и Черногории, где тоже есть районы компактного проживания албанцев. Наиболее серьезная опасность повторения косовского сценария в этих странах возникла сразу после потери Белградом контроля над албанской автономией. Если македонские и черногорские албанцы не восстали тогда, вряд ли они это сделают теперь. К тому же и Македония, и Черногория — преданные союзники Запада, а без помощи извне местные сепаратисты слишком слабы.
Приштина
Фото: Hazir Reka / Reuters
Только ленивый не писал о том, что признание Косово на Западе создало опасный прецедент, и теперь территориальная целостность государства уже не является, как раньше, незыблемым и признаваемым всеми странами мирового сообщества обстоятельством. На «косовской прецедент» ссылался и Владимир Путин, обосновывая присоединение Крыма к России.
В то же время уникальность произошедшего в Косово не только в этом. Впервые после Первой мировой войны ведущие страны мира взяли на себя функции миротворцев во внутреннем этническом конфликте другого государства и силой навязали ему свое «решение проблемы». Такое поведение Запада дает Кремлю моральный повод защищать русское меньшинство не только в Донбассе, но и в других странах распавшегося Союза.
Конфликт в далекой сербской автономии и последовавшие за этим натовские бомбардировки Югославии впервые после распада СССР вызвали в России мощные антиамериканские настроения. Многие соотечественники, раньше восхищавшиеся США, пересмотрели свое отношение к американцам.
После распада СССР локальные войны начались во многих странах бывшего социалистического лагеря. Война в Косово не была самой масштабной и кровопролитной, но именно здесь в вооруженный конфликт открыто вмешались крупные страны Запада. Это сделало ситуацию в бунтующей сербской автономии уникальной. Можно с уверенностью сказать: мир после косовской трагедии стал другим.
ЮГОСЛАВИЯ. ИСТОКИ КОНФЛИКТА
Существует несколько причин, побуждающих людей разных наций и народностей и даже родственных по крови выдвигать идеи автономизма, федерализма и сепаратизма. Обычно это расовые, национальные и региональные различия с глубокими историческими корнями.
Проблема Косово и Метохии — один из примеров крайней сложности территориально- национальных конфликтов. И сербы и албанцы, живущие на этой территории, считают эту землю своей. Албанцы утверждают, что их предки появились в Косово за тысячу лет до прихода туда сербов. Эту версию трудно как доказать, так и опровергнуть.
Автономный край Косово находится в юго-западной части Сербии и граничит с Македонией, Албанией и Черногорией. Полное название края Косово и Метохия (Космет), поскольку кроме обширного равнинного Косова поля его территория включает и Метохию — гористую местность на западе от Печа до Призрена.
Название Косово впервые упоминается в XII веке как региона, заселенного славянами- сербами. В Космете с ранних средних веков проживает гомогенное сербское население. Эта область находится под властью Византии вплоть до окончательного включения в рамки сербского государства династии Неманичей в конце XII и в начале XIII веков — Космет в этническом отношении сербская земля. Это подтверждается на основе исторических документов (хартии сербских владельцев), в частности на основе их антропонимийских (анализ личных имен), а также и топономастических исследований. Старые топонимы Косово и Метохия происходят от сербского слова «кос», что в буквальном смысле означает «поле птицы кос», и «метох», что значит «церковное имение».
Эта территория имеет огромное значение для сербской истории и культурно- цивилизационного идентитета Сербии — она была центром сербского государства и для сербов имеет такое же значение, как Киев и Москва для русских. Фактически район Косова поля и Метохии это колыбель сербской государственности.
Не существует исторических данных, свидетельствующих о том, что албанцы населяли эту территорию в средние века. В тот период это были кочевые группы скотоводов, преимущественно римско-католического вероисповедания, составляющие около 2% от общего населения западной части области. Албанцы пришли сюда вслед за турками, а перевесили сербов на демографических весах уже в нашем веке. В настоящий момент лишь каждый десятый житель Косово — серб.
Космет — это Старая Сербия. Город Призрен был столицей многих сербских королей и царей. Уже 13 веков это неотъемлемая часть Сербии. Космет никогда не был частью другого государства, если не считать два периода оккупации — турецкой в XIV-XIX вв. и во время Второй мировой войны, когда нацисты Муссолини присоединили Космет к Великой Албании. В настоящее время, по мнению экспертов, в создании Великой Албании, включающей все земли, населенные албанцами, максимально заинтересована одна из крупнейших стран НАТО — Турция. Возможно, что такое развитие событий устроило бы и Германию.
Расцвет косовской архитектуры и искусства, пришедшийся на начало ХIV века, был прерван вторжениями турецких войск, продвигавших границы своей империи все дальше на север Балкан. В 1371 году сербские войска были разбиты на реке Марице, и турки продвинулись к коренным областям соперничавшей с ними Сербии. В 1389 году на Косовом поле произошла знаменитая битва между турецкими войсками султана Мурада I и сербским ополчением князя Лазаря, в которое входили албанские отряды из подвластных Сербии земель. Сербы проиграли битву и вынуждены были признать вассальную зависимость от Османской империи.
Южные сербские земли, включая Косово и Метохию, попали под прямое иго и очень быстро пришли в запустение. С этого момента пустующие земли начали заселяться албанцами, которые приняли мусульманство и стали возводить новые культовые постройки.
Для ослабления сербского присутствия и численности в регионе, во времена Оттоманской империи турки переселяли исламизированных албанцев с гор на равнины Космета. Освободительное движение сербов до конца XVI века вытекает из постоянного сопротивления народа и его отказа принять турецко-исламскую власть.
В конце XVII века сербы в массовом порядке присоединились к борьбе христианской Европы против Оттоманской империи и сделали свой вклад в успехи христианских армий. Пользуясь сильной помощью сербских повстанцев, австрийская армия в войне против Турции в 1689 году пробилась в сам центр Старой Сербии (на территорию современного Космета), но потерпели поражение. Массы сербского народа во главе с их духовным вождем, патриархом Арсением III Чарноевичем, отступили перед турками. В сербской истории 1690 год назван «Великим переселением».
Согласно всем аутентичным историческим документам, всем международным конвенциям и правовым нормам, Космет всегда был центральной точкой сербского национального, государственного и духовного идентитета. Он является неоспоримой составной частью государства Сербии и СР Югославии. Власть Сербии, а затем и Югославии в регионе всегда была легальной и законной, а во всех других случаях речь шла об оккупации и узурпации.
Исследования в области археологии, этнологии, лингвистики и других дисциплин показывают, что нет оснований для утверждений о том, что албанцы населяли территорию современного автономного края Косово до сербов. Между тем, албанская националистическая историография без какого-либо серьезного научного обоснования выдвигает тезис о том, что «сербы в Косово застали албанцев», из чего делают вывод, что им принадлежит «историческое право» на эту территорию.
Такая точка зрения особенно поощряется различными имперскими историографиями (например, Вены и Берлина) во второй половине прошлого века, которые национальную мифологию албанцев использовали для раскола общего южнославянского государства (позже Югославии).
Таким образом те государства, которым было не выгодно усиление сербских позиций и образование сильного южнославянского государства, всячески поощряли появление иредентистского движения албанцев, которое во время двух мировых войн служило силам, потерпевшим поражение. Так возникла одна из самых важных характеристик албанского сепаратизма — постоянное желание извлечь пользу из международных кризисов, стремиться к дестабилизации в регионе и предлагать союзничество различным, как правило гегемонистским и империалистическим группировкам. Такую стратегию албанский сепаратизм сохранил и в настоящее время.
Албанский сепаратизм — политический фактор с глубокими историческими корнями, а его современные размеры и формы — продукт многочисленных локальных, региональных и глобальных обстоятельств. Константой всех этих событий является насильственная албанизация Космета: или заселением исламизированных албанцев из Албании, изгнанием коренного сербского населения, или ассимиляцией. Основная идея современных албанских сепаратистов, как и всех их предшественников, — такая численная экспансия и высокий прирост населения в выгодный политический момент станут решающими факторами в пользу отделения Космета и присоединения к Албании несмотря на то, что албанцы здесь когда-то были маргинальной этнической группой и на этой территории никогда не имели государственного суверенитета.
Последние 20 лет албанцы Косово отказываются участвовать в переписи населения. Поэтому данные об их численности разнятся. По одним источникам, в 1981 г. население Автономного края Косово составляло 1584 тыс. человек, из которых албанцев было 1227 тыс., или 77,4%, а сербов — 209 тыс., или 13,2%. Сами албанцы считают, что их в крае около 2 млн. человек. Согласно сегодняшним данным Статистического управления Югославии, албанцев в крае около 917 тыс., или 66%. Сербов, черногорцев и тех, кто считает себя югославами, насчитывается 250 тыс. Мало кто знает, что в этой небольшой провинции давно живут и 72 тыс. мусульман (в данном случае название национальности), 21 тыс. турок, 97 тыс. цыган.
До возникновения Османской империи 97% албанцев исповедовали католицизм. Позже, в результате исторических перипетий соотношение изменилось: По некоторым данным, сейчас 61% албанцев — христиане (33% — православные, 28% — католики) и 39% — мусульмане.
Албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года контролировавшая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на территорию Косово и Македонию, отчасти населенную этническими албанцами; и Италия, неоднократно пытавшаяся закрепиться военным путем на столь близком к ней берегу.
Впервые идея о необходимости осуществить для албанского народа свое право на самоопределение появилась в виде требования создания специального албанского вилайета (области) во времена Оттоманской империи (Призренская лига создана в 1878-м с экстремистской происламской программой). Албанцы были главным оружием Турции в деле подавления свободы и национальных движений христианских народов на Балканах, которые боролись за воссоздание своего национального государства.
В 1878 г. на Берлинском конгрессе была устранена угроза войны в Европе по причине территориальных претензий различных империй друг к другу. На основании решения конгресса Сербия и Черногория получили часть земель, населенных албанцами. Некоторые источники утверждают, что в дальнейшем Сербия расширила свою территорию за счет албанской в 3,5 раза.
В результате Балканских войн начала века с гегемонией Турции на Балканах было покончено. Общий враг исчез. Албанцы создали свое государство. В 1913 году Республика Албания, получила международное признание. Косово подверглось аннексии со стороны Королевства сербов, хорватов и словенцев. Эти земли Сербия и сейчас считает своими, а албанцы с этим не могут согласиться.
После провозглашения независимости Албании в 1921 г., ее территориальные претензии по отношению к Сербии не только сохранились, но и усилились. С середины 30-х годов Албания стала еще и полигоном стратегических интересов фашистских Германии и Италии. В годы второй мировой войны, сражаясь на стороне фашистских оккупантов, албанцы продолжали террор против неалбанского населения, который фактически можно приравнять к геноциду. Этнические чистки сербов осуществлялись в эти годы в устрашающих размерах.
После второй мировой войны Косово получило широкую автономию в составе Сербии, которая в свою очередь была частью Социалистической Федеративной Республики Югославия.
В начале века русский правовед и историк А.С.Ященко отмечал, что превращение унитарного государства в федерацию есть шаг к его распаду. Югославия, являясь многонациональной федеративной республикой стала жертвой федерализма.
Отдельные политические группы албанского национального меньшинства упорно добиваются отделения Косово и Метохии от Сербии и с этой целью все более открыто прибегают к обструкции законных властей, насилию и терроризму. Международная поддержка необходима им прежде всего для создания «Республики Косово» как переходного решения, а потом — «Великой Албании», которая является их настоящей целью и которая бы, кроме значительной части СР Югославии (и Сербии, и Черногории), включала части Македонии и Греции.
В этом суть так называемой косовской проблемы. По своей политической сути «косовская проблема» — это сепаратизм лидеров и политических группировок национального меньшинства, что полностью противоречит международным нормам.
В Косово проявляется крайний и агрессивный албанский национализм, сопровождаемый демографическим взрывом и попытками только логикой больших чисел осуществить право на реализацию сепаратистской цели — выхода территории Космета из состава государственной территории Сербии и присоединения ее в дальнейшем к Албании. При этом забывается, что с этой территории под давлением албанского террора выехало более 200 000 сербов, а на их место только с 1945 года до сегодняшнего дня с благословения тогдашних югославских властей поселились от 350 000 до 400 000 людей, бежавших из Албании. Таким образом, долгое время насильственно менялась этническая структура населения в Космете, создавались условия для того, чтобы албанцы выступили на международной политической сцене с требованием предоставить им отдельное государство.
В социалистической Югославии строительству федеративных отношений всегда уделялось большое внимание. Югославия гордилась достижениями в области межнациональных отношений. Особенно чутко руководство страны относилось к 25 этническим группам, национальным меньшинствам, которых даже стали называть по-новому — народность. В стране выходило 150 газет и журналов на языках национальных меньшинств. В крае Косово существовало 904 албанских начальных и 69 средних школ, университет. Каждое десятилетие приносило существенное расширение прав автономии.
В 1946 году Иосип Броз Тито говорил: «Косово должно отойти к Албании, но этого нельзя пока сделать из-за международной и внутриполитической ситуации». Тито обещал албанскому лидеру Энверу Ходже провести плебисцит среди албанского населения Югославии и передать Косово Албании, но потом передумал.
Косово получает статус национальной области в составе Сербии. В 1963 г. Косово становится автономным краем.
Тем не менее, учащаются случаи столкновения албанцев с сербской полицией. Борьба с албанскими диссидентами возложена на югославское УГБ (аналог КГБ в СССР). Происходит массовая эмиграция албанцев, в том числе в Турцию.
В 1974 году, с принятием новой сербской конституции, Косово гарантируются широкие права автономии. Иосип Броз Тито пытается интегрировать албанцев в единую Югославию, поднять уровень жизни. Появляются албанские газеты и албанское телевидение. Официальным языком становится албанский, основные должности занимают албанцы.
Конституция 1974 г. наделила край такими широкими полномочиями, что он фактически стал самостоятельным субъектом федерации. Представители Косово были членами коллективного органа управления страной — Президиума СФРЮ, в который входили представители всех республик федерации. Автономный край обладал равными правами с другими республиками, кроме одного — он не мог отделиться от Сербии. Мечтая о создании единого албанского государства на Балканах путем объединения всех земель, на которых проживают албанцы, Косово долгие годы стремилось добиться статуса республики. Там полагали, что это даст возможность ставить вопрос о самоопределении и выходе из состава Югославии.
О том, каково было истинное положение албанцев в Югославии, свидетельствуют следующие данные: на самых высоких государственных постах в СРЮ в разные периоды находились албанцы. Президентами Югославии были в свое время Синан Хасани и Фадиль Ходжа, Председателем, Коммунистической партии Югославии — тот же Фадиль Ходжа, Председателем Союза югославской молодежи Азем Власи.
Однако в начале 80-х, после смерти Тито, давление на албанцев снова начинает возрастать.
В 1981 г. в Косово вспыхнуло антисербское восстание. В крае было введено чрезвычайное положение, однако нормализовать обстановку центральной сербской власти так и не удалось. На протяжении последующих восьми лет массовые выступления албанцев неоднократно повторялись.
В те годы по всей Югославии шла многосторонняя перекрестная миграция: сербы из других республик возвращались в Сербию, хорваты — в Хорватию. Албанцы потянулись в Косово. Активность косовских албанцев привела к подъему сербского национального движения.
Сербы оказались в Косово национальным меньшинством, не смогли приспособиться к этому и чувствовали себя неуютно. Выдвижение албанских кадров сербы считали дискриминацией. Они стали уезжать. Сербы были специалистами высокой квалификации, учеными, врачами, их отъезд болезненно сказался на состоянии Косово.
Самую отвратительную роль в конфликтах на территории бывшей Югославии сыграла националистически настроенная провинциальная интеллигенция, возбуждавшая ненависть к инородцам. В 1986 году в сербской прессе был опубликован первый манифест против албанского национализма и сепаратизма. Письмо подписали две тысячи человек. Затем появился меморандум сербской Академии наук и искусств. Сербские интеллектуалы попросили власти провести деалбанизацию Косово, сделать так, чтобы большинство там составляли сербы.
Такая попытка была предпринята. Сербов отправляли на работу в Косово, чтобы выровнять демографический баланс. Им платили более высокую зарплату. Начались сербские манифестации под лозунгами «Долой албанский геноцид в Косово!»
Руководство Сербии в 80-е гг. использовало разные методы урегулирования ситуации в крае. В сербском партийном руководстве прослеживаются две линии: более либеральную олицетворяет первый секретарь ЦК Иван Стамболич, более жесткую — второй секретарь Слободан Милошевич, в то время довольно незаметный партийный функционер. Периоды введения военного положения и комендантского часа сменяются периодами разработки новых программ решения «проблем Косово», которые включают в себя экономические (преодоление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления) и политические (попытки формирования единства на классовых, а не на национальных основах) меры. Однако о достижении хоть каких-то результатов говорить не приходится.
Когда над Восточной Европой задул «ветер перемен», вызванный процессами перестройки в СССР, Запад резко усилил поддержку всех антисоциалистических и националистических сил, способных ослабить правящие коммунистические режимы.
Для Белграда проблема Косово стала особенно острой после распада федеративной Югославии в 1991-1992 гг. Сербы, жившие на территории Хорватии и Боснии, оказались оторванными от основной части народа, жившего в Сербии. Их попытка создать автономные районы не получила признания правительств этих двух новых независимых государств. Тогда они начали воевать и получили помощь со стороны Белграда, который хотел сохранить единое югославское государство или создать единое сербское государство. В этой войне Запад был против сербов. Война была жестокой и сопровождалась зверствами с обеих сторон. За три с лишним года боевых действий погибло около 300 тысяч человек.
В итоге боснийские сербы добились автономии, но не объединения с Сербией. Сербы оказались разделенной нацией на своей исторической земле. И на этом печальном для сербов фоне возникла реальная угроза потери Косово.
Весной 89-го центральные власти Югославии, опасаясь роста сепаратистских настроений среди косовских албанцев, фактически упразднили автономный статус этого края. В мае 1989 года Милошевич избран председателем Президиума Социалистической республики Сербия.
В сентябре 1991 г. на фоне распада Югославской федерации косовские албанцы провозгласили независимость и создали Республику Косово. В мае 1992-го они провели выборы президента и парламента. Президентом непризнанной республики стал писатель Ибрагим Ругова. Естественно, что Белград считал все эти действия незаконными. В Косово сложилось двоевластие. Албанцы не признавали власть Белграда, а сербы — Косовскую республику.
С 1991 г. в Косово и Метохии укрепляется и исламский экстремизм, а также начинает сказываться влияние албанской наркомафии. Значительная часть наркоденег предназначается для выкупа домов и земель сербов, проживающих в Косово.
С 1992 г. обстановка в Косово все более накаляется. Антисербские митинги разгоняются сербской полицией. Албанцы создают отряды Косовской освободительной армии, которая начала партизанскую войну. Запад в этом конфликте выступает явно на стороне албанских сепаратистов, которые беспрепятственно получали оружие и деньги. Деньги добываются и посредством торговли наркотиками в западных странах, но на эти «шалости» спецслужбы смотрели сквозь пальцы.
В сепаратистском движении в Косово, радикализация которого началась в 1998 г., можно отметить три течения.
Первое — политическое, которое действует через Демократическую лигу Косово во главе с Ибрагимом Руговой. Он выступает за получение независимости Косово политическими средствами.
Второе связано с деятельностью «правительства в подполье» и именем Буяра Букоши. Штаб-квартира правительства находится в городе Ульм недалеко от Бонна в Германии. Буяр Букоши имеет большое влияние на албанцев, находящихся на работе или в эмиграции за пределами Косово. Через его руки проходят деньги, которые попадают в Косово из-за границы. (Известно, что албанцы зарабатывают огромные деньги на торговле наркотиками и оружием.)
Третье — экстремистское, действующее террористическими методами в рамках Освободительной армии Косово (ОАК). Цели экстремистского крыла сепаратистов заключались в следующем: вызвать путем террористических актов и провокаций войну в крае, расширить «свободную территорию», где действует ОАК, добиться признания своей борьбы как национально-освободительной и, наконец, отделившись от Югославии, объединить территории Косово, Черногории, Македонии, Санджака и другие земли, населенные албанцами. Политическое крыло ОАК представляет бывший председатель Комитета защиты прав косовских албанцев Адем Демачи. Он получил мощную поддержку своих планов и действий со стороны Албании. Диссидент со стажем, проведший в тюрьмах СФРЮ более 25 лет, он является одним из самых непримиримых критиков политики Ибрагима Руговы.
Осенью 1998 г. среди косовского руководства стал заметен раскол, который обозначил тенденцию усиления позиций радикалов, готовых к военным действиям. Постепенно все более заметную роль начал играть премьер-министр непризнанной республики Буяр Букоши, обладающий достаточным влиянием на широкие массы косовских албанцев. Он откровенно заявил, что выступает «за войну, а не за переговоры, которые означают капитуляцию албанцев».
Освободительная армия Косово, прошедшая подготовку в албанских лагерях, спровоцировала начало новой фазы конфликта в начале 1998 г. — вооруженные столкновения с сербской полицией, взрывы в македонских городах Гостивар, Куманово и Прилеп, убийства мирных жителей. Среди использовавшихся террористами методов — убийства и выселение сербов; убийства и угрозы лояльным албанцам, которые не хотят воевать; блокада сербских сел; захват мирных жителей в заложники; использование снайперов; нападение на посты милиции и армейские патрули. С января по октябрь 1998 г. в Косово были похищены 156 человек сербской и 92 человека албанской и других национальностей. Небезопасны для передвижения стали большинство дорог в крае — они контролировались албанскими военизированными патрулями. Население края, которое не поддерживало экстремистов, было запугано и также подвергалось насилию. Албанцы- католики в страхе уезжали из родных мест, чтобы избежать насильственного включения в отряды террористов.
В 1998 г. сербы начали масштабные действия по ликвидации баз КОА, что привело к жертвам среди мирного населения. Югославские пограничники пытались остановить потоки боевиков и оружия для сепаратистов. Количество проникающих на территорию Косово и Метохии террористических групп, а также оружия, нелегально доставляемого из Албании, агрессивность при столкновении с югославскими пограничниками свидетельствовали о подготовке широкомасштабных военных акций.
Запад добился введения международных санкций против Белграда и фактически поддержал албанских лидеров Косово, которые не скрывали своей твердой решимости выйти из состава Югославии.
Упорно не замечая проблемы сербов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, международные организации (ООН, ОБСЕ, Контактная группа) проявляли интерес к проблеме прав человека в Косово. Самую активную позицию заняло НАТО. Очевидным стало стремление альянса изменить подход к участию НАТО в региональных конфликтах. НАТО готово выступать не как инструмент реализации решений СБ ООН, а как самостоятельный фактор.
Уже осенью 1998 г. НАТО угрожало Сербии бомбежками, но тогда ценой ряда уступок сербам удалось избежать войны.
Весной 1999 г. Запад предложил заключить трехгодичное «промежуточное» соглашение, по которому НАТО получало возможность ввести в Косово 30 тыс. солдат для обеспечения демократических выборов, мира и безопасности. Сербии разрешалось иметь в Косово лишь очень небольшие силы для охраны внешних границ. Вместо сербской полиции НАТО должно было подготовить полицейские силы из албанцев. Соглашение предусматривало избрание в Косово своего парламента и президента. В конце срока действия соглашения планировалось проведение международной конференции с целью рассмотрения долговременного статуса Косово.
Сербов всячески понуждали подписать такое соглашение на конференции в Рамбуйе. Однако они отказались, ибо этот план фактически и осуществлял отделение Косово от Югославии под прикрытием НАТО при формальном сохранении ее в составе Югославии в течение трех лет. Особое несогласие вызывал пункт о допуске в Косово войск НАТО.
19 марта сопредседатели мирных переговоров по Косово министр иностранных дел Франции Ю. Ведрин и министр иностранных дел Великобритании Р. Кук прервали переговоры, заявив, что продолжать их далее не имеет смысла. В своем заявления они подчеркнули недопустимость внесения каких-либо изменений в условия соглашения, назвав предложения НАТО «единственным мирным решением проблемы Косово».
Билл Клинтон заявил, что «НАТО предупредило Президента Милошевича о необходимости отказаться от его непреклонной позиции и репрессий либо столкнуться с военной акцией».
Сербы оказались перед выбором: либо согласиться с потерей Косово, либо получить войну с НАТО. Они сделали свой выбор.
Вероятно, в этом президенту Сербии С. Милошевичу помог Б. Ельцин, который 18 февраля во время встречи с членами Еврокомиссии так ответил на вопрос о возможности военной акции НАТО против Сербии в связи с ситуацией в Косово: «Этого не будет! Вот и весь наш ответ. Мы не дадим тронуть Косово!». Похоже, что сербы рассчитывали и на международное право, и на мировое общественное мнение. Однако они не учли тот факт, что общественное мнение было заранее настроено против сербов посредством многолетней информационной кампании, в ходе которой ответственность за все военные эксцессы на территории бывшей Югославии всегда возлагалась прежде всего на сербов. На таком информационном фоне НАТО решилось начать в Европе войну, вмешавшись во внутригосударственный конфликт.
23 марта Генеральный секретарь НАТО Х. Солана отдал приказ «приступить к воздушным операциям в Союзной Республике Югославии». Солана объяснил действия НАТО стремлением «остановить авторитарный режим и не допустить, чтобы в Европе в конце ХХ века продолжались репрессии против народа». А фактически Запад сделал то, в чем он обвинял сербов: обрушил репрессии против народа, который защищал свою землю…
Косовский конфликт | Резюме и факты
Косовский конфликт
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 1998 — 1999
- Местонахождение:
- Косово
- Участники:
- Косово Освободительная армия Косово Черногория Сербия
- Ключевые люди:
- Слободан Милошевич Хашим Тачи
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое косовский конфликт?
Косовский конфликт произошел в 1998–1999 годах, когда этнические албанцы воевали против этнических сербов и правительства Югославии в Косово. Конфликт получил широкое международное внимание и был разрешен с вмешательством Организации Североатлантического договора.
Когда произошел конфликт в Косово?
Хотя корни косовского конфликта можно проследить много лет назад, серьезные боевые действия начались в 1998. Вмешательство НАТО привело к мирному соглашению, положившему конец конфликту в июне 1999 г.
Каковы были последствия косовского конфликта?
После мирного соглашения, положившего конец косовскому конфликту в 1999 году, Косово перешло под управление ООН, и там были размещены миротворческие силы ООН. Напряженность между албанцами и сербами сохранялась, и Косово провозгласило независимость в 2008 г.
Косовский конфликт (1998–1999 гг.) республики Сербии и Черногории) в Косово. Конфликт привлек широкое международное внимание и был разрешен с вмешательством Организации Североатлантического договора (НАТО).
В 1989 году Ибрагим Ругова, лидер этнических албанцев в сербском крае Косово, инициировал политику ненасильственного протеста против отмены конституционной автономии края Слободаном Милошевичем, тогдашним президентом Сербской республики.
Милошевич и представители сербского меньшинства Косово долгое время возражали против того факта, что албанцы-мусульмане контролируют демографический контроль над священной для сербов территорией. (Косово было резиденцией Сербской православной церкви, а также местом турецкого поражения сербов в 1389 году.и победа сербов над турками в 1912 г.) Напряженность между двумя этническими группами возросла, а отказ международного сообщества решить этот вопрос оказал поддержку более радикальным противникам Руговы, которые утверждали, что их требования не могут быть обеспечены мирными средствами. Освободительная армия Косово (ОАК) возникла в 1996 году, и ее спорадические нападения на сербскую полицию и политиков неуклонно усиливались в течение следующих двух лет.Викторина «Британника»
Мировые войны
Сразитесь за звание волшебника войны с этой викториной о знаменитых конфликтах на протяжении всей истории.
К 1998 году действия ОАК можно было квалифицировать как крупное вооруженное восстание. Сербская специальная полиция и, в конечном итоге, югославские вооруженные силы попытались восстановить контроль над регионом. Зверства, совершенные полицией, военизированными формированиями и армией, вызвали волну беженцев, покидающих этот район, и ситуация получила широкую огласку в международных СМИ. Контактная группа — неформальная коалиция США, Великобритании, Германии, Франции, Италии и России — требовала прекращения огня, вывода югославских и сербских войск из Косово, возвращения беженцев и неограниченного доступа для международных мониторы. Милошевич, ставший президентом Югославии в 19 г.97, согласился удовлетворить большинство требований, но не выполнил их. ОАК перегруппировалась и перевооружилась во время прекращения огня и возобновила свои атаки. Югославские и сербские силы ответили безжалостным контрнаступлением и приступили к программе этнических чисток. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) осудил это чрезмерное применение силы и ввел эмбарго на поставки оружия, но насилие продолжалось.
Дипломатические переговоры начались в Рамбуйе, Франция, в феврале 1999 года, но прервались в следующем месяце. 24 марта НАТО начало авиаудары по военным объектам Сербии. В ответ югославские и сербские силы изгнали всех косовских этнических албанцев, вытеснив сотни тысяч людей в Албанию, Македонию (ныне Северная Македония) и Черногорию. Кампания бомбардировок НАТО длилась 11 недель и в конечном итоге распространилась на Белград, где сербской инфраструктуре был нанесен значительный ущерб. В июне НАТО и Югославия подписали мирное соглашение, предусматривающее вывод войск и возвращение почти миллиона этнических албанцев, а также еще 500 000 человек, перемещенных внутри провинции. Большинство сербов покинули регион, а против тех, кто остался, время от времени происходили репрессии. В Косово, перешедшем под управление ООН, были размещены миротворческие силы ООН.
Напряженность между албанцами и сербами в Косово продолжается и в 21 веке. Имело место спорадическое насилие, например, когда в марте 2004 г. вспыхнули антисербские беспорядки во многих городах и поселках Косово. Беспорядки унесли около 30 жизней и привели к перемещению более 4000 сербов и представителей других меньшинств. В феврале 2008 года Косово объявило о своей независимости от Сербии (Югославия прекратила свое существование в 2003 году, уступив место федерации Сербии и Черногории, которая сама распалась в 2006 году). Хотя Соединенные Штаты и несколько влиятельных членов Евросоюза предпочли признать независимость Косово, Сербия этого не сделала.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Майклом Рэем.
Освободительная армия Косово | История и факты
- Дата:
- с. 1993 — г.р. 2008
- Связанные люди:
- Хашим Тачи
Просмотреть весь связанный контент →
Освободительная армия Косово (ОАК) , албанский Уштрия Члиримтаре и Косовес , этническая албанская группа косовских боевиков, действовавшая в 1990-х годах и добивавшаяся независимости Косово от Сербии, республики в составе федерации Югославии.
Фон
Косово, граничащее с Албанией, было провинцией Сербии, которая сама входила в состав Югославии (1929–2003 гг.). Косово когда-то было центром сербской культуры и общества, но в течение нескольких сотен лет его население изменилось, переместившись в сторону большинства людей албанской национальности, большинство из которых были мусульманами. Несмотря на перемещение населения, сербы по-прежнему считали Косово неотъемлемой частью своей страны.
Югославия была федерацией шести номинально равноправных республик: Хорватии, Черногории, Сербии, Словении, Боснии и Герцеговины и Македонии. Хотя Косово было провинцией Сербии, оно имело автономный статус. В 1989 году Слободан Милошевич был избран президентом Сербии на националистической платформе. Одним из его первых действий было лишение Косово его автономии, замена албанских чиновников сербскими и закрытие албаноязычных школ. Реакцией косовских албанцев был бойкот всех сербских учреждений в форме мирного протеста и создание собственного теневого правительства. Однако эта тактика не получила ожидаемого внимания и поддержки международного сообщества. Тем временем Югославия оказалась втянутой в гражданскую войну после того, как некоторые из республик объявили о своем выходе в начале XIX века.90-е. Дейтонские соглашения 1995 года, урегулировавшие этот конфликт, не смогли решить вопрос о статусе Косово, и многие косовские албанцы начали искать другие решения.
Именно в такой атмосфере возникла Армия освобождения Косово (ОАК). Группа, которая была основана в начале 1990-х годов, начала активно участвовать в скоординированных нападениях в 1996 году, нанеся удары по нескольким сербским полицейским участкам и ранив многих офицеров в течение этого и следующего года. ОАК сделала свое первое публичное заявление в конце 1997 во время панихиды по албанскому учителю, убитому сербской полицией. Речь была призывом к оружию, в котором излагалась позиция и цели ОАК, включая отделение Косово от Сербии и возможное создание «Великой Албании», включающей Косово, Албанию и этническое албанское меньшинство соседней Македонии (ныне Северная Македония).
К 1998 году операции ОАК переросли в крупное вооруженное восстание. ( См. также Косовский конфликт .) В ответ сербское правительство начало репрессии против косовского албанского населения, совершая набеги на деревни и изгоняя людей из их домов. Сообщалось о массовых убийствах, устроенных сербской полицией, и подозреваемых, задержанных полицией, часто избивали и пытали, чтобы добиться признательных показаний. Репрессии против косовского албанского населения только усилили поддержку ОАК, которая привлекла тысячи новых рекрутов и была исключена из списка террористических групп США в 1919 году.98. В течение этого года ОАК активизировала свои атаки, и Сербия последовала ее примеру, применив репрессалии.
Поскольку конфликт между ОАК и силами из Сербии (а позже и из Югославии) продолжался, международный консорциум, поддерживаемый Организацией Североатлантического договора (НАТО), пригласил делегации от правительства Сербии и из Косово на переговоры о перемирии в Рамбуйе, Франция. в феврале 1999 г. Косовскую делегацию во главе с лидером ОАК в конце концов уговорили подписать договор, но сербская делегация отказалась. В ответ 19 марта99 НАТО нанесла авиаудары по сербским целям. Воздушная кампания длилась 11 недель. Во время кампании наземные силы ОАК сыграли важную роль, вступив в бой с сербскими и югославскими войсками и передав свои позиции НАТО, что позволило повысить эффективность воздушных ударов НАТО. В июне Югославия (в которую на тот момент входили только республики Сербия и Черногория) согласилась на условия мира, положив конец бомбардировкам.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Расформирование ОАК и послевоенные проблемы
После войны Организация Объединенных Наций (ООН) направила в регион многонациональные миротворческие силы, и все сербские и югославские силы были выведены. В конечном итоге ОАК подверглась демилитаризации и была распущена. Некоторые из его лидеров сформировали политические партии и стали активными членами администрации Косово. Косово провозгласило себя независимым государством в феврале 2008 года, но многие страны не признали его таковым, считая его по-прежнему провинцией Сербии.
После демилитаризации многие члены того, что было боевым крылом ОАК, присоединились к недавно сформированному Корпусу защиты Косово (КЗК), организации экстренного реагирования под эгидой ООН. В 2009 году КЗК был распущен и заменен Косовскими силами безопасности (КСБ), которые выполняли легкие обязанности по обеспечению безопасности в дополнение к службам реагирования на чрезвычайные ситуации. Многие члены КЗК стали частью СБК.
Правительство Сербии утверждало, что ОАК является террористической группой и что ее бывших лидеров следует судить за преступления, совершенные во время и после войны против Сербии. Отдельные члены ОАК предстали перед судом и были осуждены за военные преступления как косовскими судами, так и Международным уголовным трибуналом Организации Объединенных Наций по бывшей Югославии (МТБЮ), расположенным в Гааге.