Материалы изготовления велосипедных рам — OUTDOOR TIME
Покупая велосипед – вы покупаете раму. У 95% производителей все навесное оборудование ставится других фирм. Это позволяет сосредоточиться на улучшении геометрии и производстве. Существует ряд фирм, которые не жалеют средств на разработку и технологии, например Cannondale, Speshilazed или Scott.
Итак, покупая велосипед – смотрите на раму. Если для вас это первый велосипед, или у вас нет нацеленности на гонки профессионального уровня, у вас будет весьма ограниченный выбор. Разбирать геометрию в этой статье мы не будем, а вот материалов коснемся подробно.
Существует большая пятерка материалов: сталь, хромоль, алюминий, титан и карбон.
Сталь. К минусам можно отнести то, что материал тяжелый, легко подвержен коррозии, ржавеет, обладает низкой хладноломкостью – склонностью металла растрескиваться и ломаться при холодной механической обработке. К плюсам же то, что материал характеризуется высоким запасом прочности, сопротивлением к усталостным нагрузкам, поглощает мелкие вибрации и стоимость его весьма небольшая. Ремонтопригоден с помощью обычной сварки, признаки накопления «усталости» металла – микротрещины, можно обнаружить при внимательном осмотре. Все дешевые велосипеды, так называемые «ашанбайки» делаются преимущественно из стали (еще такие велосипеды называют «сделанными из водопроводных труб»). Не рекомендуется использовать в велотуризме.
Хромомолибден. Это та же сталь, только уже высоколегированная, с присадками. К минусам можно отнести все ту же хладноломкость, подверженность коррозии, достаточно большой вес. К плюсам стоит отнести высокую упругостью и жесткостью, а так же свойство поглощать мелкие вибрации. Ремонтопригоден с помощью обычной сварки, признаки накопления «усталости» металла – микротрещины, можно обнаружить при внимательном осмотре. Нужно сказать, что хромомолибденовых рам в России не так много и достать их не так просто, плюс они дороже алюминиевых. Хороший выбор для велотуризма.
Алюминий. К минусам можно отнести полное отсутствие поглощения вибраций и низкую упругость – тот предел, при котором рама ломается, а так же то, что материал достаточно легко «копит» усталость. К плюсам можно отнести малый вес – гидроформирование и баттинг позволяют сделать раму практически невесомой без потери упругости самого материала. А еще отработанная технология производства делает стоимость такой рамы очень низкой, да и коррозии он не подвержен. Условно ремонтопригоден, признаки накопления «усталости» металла невозможно отследить заранее, ломается резко и внезапно. В настоящее время является самым популярным в велотуризме материалом в бюджетной и средней ценовой категории, к тому же самым распространенным среди велотуристов. Подробнее о сплавах алюминия можно прочитать в этой статье.
Титан. К минусам можно отнести огромную стоимость, так как к технологиям производства предъявляются очень высокие требования. Действительно хорошо производят такие рамы только в России и только под заказ фирмами Triton bikes и Rapid (из известных мне). Плюсов же очень много: малый вес, высокая прочность и упругость, стойкость к коррозии, большой диапазон рабочих температур, поглощение мелких вибраций. Остается вопрос с накоплением «усталости» металла, но никаких серьезных данных статистики (как например, с применением титана в скалолазании) в велосипедостроении нет. Я склонен доверять «серьезным» велотуристам, так как большинство перешло на титановые рамы. Абсолютно неремонтопригоден, признаки накопления «усталости» металла невозможно отследить заранее, ломается резко и внезапно. Среди не бюджетных рам, это самый лучший выбор для велотуризма.
Карбон. Это не металл, а углепластик. Делается по довольно сложной технологии, что сильно удорожает продукцию. Тут, конечно, идет постоянное улучшение технологий, что плавно снижает цену и увеличивает прочностные характеристики. Материал прекрасно гасит вибрации, усталость материала сразу видно, но ремонтировать его несколько сложно, так как существует ряд ограничений из-за особенностей технологий ремонта. Материал хладноломкий, но зато не подвержен коррозии. Самый легкий материал, при высокой прочности. Так как существует множество противоречивых сведений на счет пригодности этого материала для туризма, то пока я оставлю это вопрос в стороне.
Ну и, обобщая данные, сделаю сводную таблицу характеристик:
Сталь | Хромомолибден | Алюминий | Титан | Карбон | |
---|---|---|---|---|---|
Виброгашение | Среднее | Высокое | Низкое | Высокое | Высокое |
Торсионная жесткость | Низкая | Высокая | Средняя | Средняя | Высокая |
Ремонтопригодность | Высокая | Высокая | Низкая | Низкая | Средняя |
Вес | Высокий | Средний | Средний | Низкий | Низкий |
Хладноломкость | Высокая | Высокая | Средняя | Низкая | Высокая |
Накопление усталости | Низкое | Низкое | Высокое | Нет данных | Среднее |
«Срок жизни»* | ≥ 20 лет | ≥ 20 лет | 5 лет** | Нет данных | ≤ 5 лет |
Коррозирование | Высокое | Среднее | Низкое | Низкое | Низкое |
Цена | Низкая | Средняя | Низкая | Высокая | Высокая |
Баттинг | Не используется | Используется | Используется | Используется | Используется |
Прочность*** | Низкая | Высокая | Средняя | Высокая | Средняя |
Пригодность для велотуризма | Низкая | Высокая | Низкая | Высокая | Данные спорные |
*При уровне нагрузки, не превышающим значения, установленные производителем
**Это, так называемая, «пожизненная гарантия» на раму. Свыше этого срока гарантии производителя на этот материал не распространяются. Средний срок жизни 10 лет, а после 15 лет активного использования эксплуатация алюминиевой рамы нежелательна
***Совокупность характеристик: предела прочности на разрыв, процента удлинения, предела текучести, твердости по Бринеллю и воздействию точечных ударов
Для кого-то выбор очевиден, кто-то мечется в поисках, но в любом случае при выборе рамы стоит смотреть на производителя. Молодые бренды не имеют в своих активах достаточных ресурсов, чтобы предложить вам хорошие материалы и технологии. Исключения могут быть, например если фирму организовал «разработчик со стажем», ушедший из какой-то фирмы, чтобы открыть свое дело. Во всех остальных случаях вам будут предлагаться немного устаревшие (обычно на год) каталожные рамы, стальные или алюминиевые (так как технологии дешевы и отработаны).
Если же вы покупаете какой-то бренд, то смотрите на его историю. Например, даже сейчас фирмы Marin или Wheeler делают неплохие хромолевые рамы.
Но для простых покатушек в парке заморачиваться не стоит – алюминий наше все.
Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов
outdoortime.info
Какая рама лучьше для bmx из Стали или из хром молибдена? Ответьте плис
хром молибдена она намного легче а прочность-та же
из чистого сплава хрома с молибденом, ни кто тебе раму не сделает! это всё равно будет сплав с железом, то биш -сталь.. рамы бывают стальные и алюминиевые…
хромоль это сталь. по нашему она называется 30ХМА
touch.otvet.mail.ruСталь, легированная сталь / Словарь / Велорама
Легированная сталь сталь, которая кроме обычных примесей содержит элементы, специально вводимые в определенных количествах для обеспечения требуемых свойств. Эти элементы называются легирующими.
Легирующие добавки повышают прочность, коррозийную стойкость стали, снижают опасность хрупкого разрушения. В качестве легирующих добавок применяют хром, никель, молибден, медь, азот (в химически связанном состоянии), ванадий и др.
Углеродное волокно также может выступать в качестве легирующей добавки. Как правило, его количество составляет примерно 0,2−1,5%.
Сталь, используемая в производстве велосипедов и компонентов, как правило содержит хром, марганец и молибден. Хром-молибденовая сталь (или разг. «хромолевая»), обозначающаяся CrMo или представленная числом 4130, довольно часто используется в производстве высококачественных велосипедных рам.
Несмотря на то, что сталь до недавних пор очень широко использовалась в производстве рам, использование её вместо алюминия во многих компонентах обусловлено лишь снижением стоимости. Приобрести стальные колёсные обода, тормозную систему или руль можно разве что только из соображений экономии.
Тем не менее, в 1960−х годах в Англии сталь использовалась в производстве практически всех велосипедных компонентов. Например, на протяжении многих лет слоганом компании Raleigh была фраза «всё из стали» (англ. «The All-Steel Bicycle»). При этом качество изготовления всех частей было на высочайшем уровне.
velorama.ru
Хром молибденовая сталь. CrMo. Статьи компании «АРСЕНАЛ ИНСТРУМЕНТА»
Хром-молибден (Chrome Molybdenum steel — Хром молибденовая сталь или же Хромомолибденовая сталь) – еще один тип высоколегированной стали.***
Небольшой процент добавления Молибдена в сплав в сочетании с добавлением хрома дает высокопрочную сталь широкого спектра применения, в том числе нефтяной, газовой, атомной, авиационной промышленности и многих других сферах, где есть потребность в качественной стали способной выдержать высокие нагрузки.
Хромомолибденовая сталь имеет высокую устойчивость к температурам, а также за счет наличия хрома устойчива к коррозии и окислениям. Молибден находится в одной группе таблицы Менделеева с такими же легирующими элементами, как Ванадий и Вольфрам но имеет некоторые собственные свойства, полезные в производстве высококачественной стали.
***
Молибден является сильным легирующим элементом. В сплаве его присутствие составляет всего лишь от 0.15 до 0.25 процента, а содержание хрома колеблется от 0.80 до 1.10 процента. Молибден очень похож на Вольфрам в его влиянии на сталь. В некоторых случаях он используется для замены Вольфрама в режущем инструменте, однако, характер термической обработки в этих случаях меняется. Кроме того количество около 1% молибдена придает стали более высокую прочность на растяжение и предел упругости и лишь небольшое снижение пластичности. Эти сплавы особенно приспособлены для сварки и по этой причине используется главным образом для изготовления сварных конструкционных деталей и узлов. Части изготовлены из марки 4130, широко используется в строительстве самолетов, ракет и прочего GSE оборудования. Сплав марки 4130 используется также для таких деталей, как опоры двигателя, поршневой, гайки, болты, опорные кронштейны и т.д.
***
При изготовлении инструмента, Хромомолибденовая сталь в основном применяется для производства ударного инструмента, такого как ударные головки для автомобильных наборов, ударные биты, высококачественный режущий инструмент, который подвергается высоким нагрузкам в результате использования в промышленных сферах.
arsenal-instrumenta.com.ua