Чили в XIX — начале XX века / Чили / Политический Атлас Современности
Чили / Чили в XIX — начале XX века
О’Хиггинс, ставший верховным правителем Чили в 1817 году и пользовавшийся поддержкой армии, проводил активную внешнюю политику и осуществил ряд реформ, некоторые из которых вызвали рост сопротивления со стороны земельной аристократии и церкви. В 1818 году в стране была принята республиканская конституция, наделившая верховного правителя широкими полномочиями. Сопротивление О’Хиггинсу, придерживавшемуся авторитарного стиля управления и стороннику антиклерикализма, достигло кульминации в 1822 году после обнародования новой конституции, ещё больше ограничившей привилегированный статус земельной аристократии и церкви. В результате О’Хиггинс был вынужден сложить полномочия и эмигрировать в Перу.
В истории Чили начался период нестабильности, вызванной борьбой разных групп элиты друг с другом — либералов, которые добились в 1823 году отмены рабства, и консерваторов, сторонников федеративного и унитарного устройства, клерикалов и антиклерикалов и др. В этих условиях значительная часть элиты все больше склонялась на сторону консерваторов, которым силой удалось в 1829 году учредить хунту, но фактическая власть оказалась в руках Диего Порталеса. Принятая в 1833 году конституция, предусматривавшая создание сильного центрального правительства во главе с президентом, системы разделения властей (Конгресс наделялся значительными полномочиями, но президент обладал правом вето), избирательной системы на основе имущественного ценза, стала одной из самых долговечных в Латинской Америке (действовала до 1925 года). Фактически политический порядок в Чили обеспечивался консенсусом между крупными землевладельцами, церковью, армией, торговой буржуазией и способствовал быстрому экономическому развитию. Объединению враждовавших прежде групп элиты способствовала и война с Перуанско-боливийской конфедерацией, окончившаяся победой Чили и распадом конфедерации.
Достигнутый политический порядок сохранялся и после смерти Порталеса. Президентский пост последовательно занимали консерваторы Хоакин Прието (1831–1841 годы), Мануэль Бульнес (1841–1851 годы) и Мануэль Монтт (1851–1861 годы). Политическая стабильность и благоприятная внешнеторговая конъюнктура способствовали ускорению экономического развития страны и её модернизации. Социально-экономические изменения способствовали изменениям в политической сфере, что привело к увеличению влияния либералов, которые стали постепенно вытеснять консерваторов. В 1857 году окончательно сложились основные партии Чили — Либеральная, Консервативная и Национальная.
После избрания на президентский пост Хосе Хоакина Переса (1861–1871 годы) в политической жизни Чили начался период, который принято обозначать как «либеральная республика» (до 1891 года). Был принят ряд законов, продолживших политику отмены привилегий земельной аристократии и католической церкви. Высокими темпами развивались системы образования, связи, транспорта, осваивались южные земли, стимулировалась иммиграция. В 1874 году была осуществлена избирательная реформа (отменен имущественный ценз, и избирательное право получили все взрослые грамотные мужчины), что способствовало активизации политической борьбы, возникли новые партии.
На развитие Чили существенное влияние оказала Тихоокеанская война (1879–1884 годы). С ней было связано изменение государственных границ Чили, а также существенные сдвиги в структуре экономики и международных отношениях в регионе. Конфликт между Чили, Боливией и Перу был вызван спорами о территориальной принадлежности месторождений селитры на тихоокеанском побережье и прилежащих к нему островах и о налогообложении добытого сырья. Война, получившая также название «Селитряная», закончилась победой Чили. В результате территория страны увеличилась за счёт потерь Боливии (лишилась выхода к океану) и Перу почти на треть, а пошлины на экспорт селитры длительное время составляли почти половину национального дохода.
Длительные боевые действия ухудшили экономическое положение в Чили. Президент Хосе Мануэль Бальмаседа (1886–1891 годы) попытался решить возникшие проблемы путём усиления роли государства в экономике и увеличения президентских полномочий. Он угрожал увеличить налоги на добычу полезных ископаемых, находившуюся преимущественно под иностранным контролем. В результате против президента сформировалась оппозиция на базе Конгресса (пользовалась поддержкой крупной буржуазии, консерваторов и иностранного капитала), которая развязала гражданскую войну. Президент и его сторонники потерпели поражение, и Бальмаседа покончил жизнь самоубийством. Результатом этих событий стало фактическое учреждение парламентской республики, причём в Конгрессе отныне доминировали консерваторы. Однако на этот период пришлось ускорение процессов образования новых партий, в том числе социалистических, бросивших по мере нарастания кризисных явлений в социально-экономической сфере вызов консерваторам и либералам.
В 1920 году на президентский пост был избран Артуро Алее-сандри Пальма (1920–1924 годы), создавший на базе представителей Радикальной и Демократической партий Либеральный альянс. Поскольку его победа на выборах оспаривалась консерваторами, страна вновь была поставлена на грань гражданской войны. Однако законность его избрания вскоре была признана. Алессандри выступил за принятие нового социального законодательства, отделение церкви от государства и укрепление власти президента, однако его инициативы были заблокированы Конгрессом. В 1924 году Алессандри после отклонения законопроектов о финансовой реформе обратился напрямую к избирателям, которые были недовольны углубляющимся экономическим кризисом и ростом инфляции. Результатом стал двойной военный переворот. В сентябре 1924 году власть захватили консерваторы, а в январе 1925 году сторонники Алессандри в офицерском корпусе восстановили его на посту президента. На референдуме 1925 года была принята новая конституция, предусматривавшая наделение избираемого на прямых выборах президента большими полномочиями, провозглашавшая отделение церкви от государства, расширившая социальные и политические права.
В 1927 году к власти после отстранения законного президента пришёл министр внутренних дел (до этого — военный министр) Карлос Ибаньес дель Кампо. Фактически в стране была установлена военная диктатура, обрушившая репрессии против профсоюзов, левых. Президент сосредоточил усилия на стабилизации экономики, однако они не дали ощутимых результатов, и в условиях Великой депрессии страна оказалась в состоянии экономического коллапса. Ибаньес был вынужден уйти в отставку и покинуть страну (1931 год). В июне 1932 году группа офицеров под руководством Марма-дуке Грове Вальехо (создал в 1933 году Социалистическую партию) провозгласила Чили «социалистической республикой». Она просуществовала 12 дней и пала в результате нового военного переворота.
← Назад | Чили в XIX — начале XX века | Вперёд →
Крах чилийской утопии — Ведомости
Принятие новой конституции – важнейший проект президента Борича и поддерживающих его левых сил. Действующий основной закон не устраивает левый политический сектор прежде всего тем, что он принят при диктатуре Пиночета.
Проект конституции, предложенный чилийцам, производит странное впечатление. В нем, например, куда-то исчезло определение Чили как демократического государства, а также понятие «чилийцы»: вместо него Чили определялась как страна 11 наций. Зато появилась статья о гендерном паритете, согласно которой женщины должны составлять 50% работников всех государственных и частных (!) организаций. Это, конечно, очень толерантно и политкорректно, но вряд ли могла вдохновить избирателей перспектива того, что, например, на шахтах или в дорожном строительстве половина рабочих будет прекрасного пола.
Проект предлагал широчайшую автономию для коренных народов – с квотами в парламенте и собственными законами. Это превратило бы часть национальной территории в гигантские резервации и нарушило бы равенство чилийцев перед законом. Если в прошлом коренные народы подвергались дискриминации, то теперь они (менее 10% населения) превратились бы в привилегированную группу. Если сейчас, при юридическом равенстве испаноязычных чилийцев и коренных жителей (в основном индейцы-мапуче), отношения между ними достаточно напряженные, то наделение последних особыми правами непременно вызовет ужесточение конфликтов.
Проект также предполагал запрещение добычи полезных ископаемых на большей части территории страны – ради сохранения природы и обеспечения прав коренного населения на собственные земли. При том что экономика Чили зависит от экспорта меди, лития и йода гораздо больше, чем, например, Россия – от экспорта нефти и газа, подобные планы не могли не напугать чилийцев.
Как и статья, закрепляющая неограниченное право на забастовку: латиноамериканские страны, включая Чили, хорошо знают, что такое забастовочный террор, когда профсоюзы останавливают работу и парализуют жизнь страны по любому поводу и без такового. Там прекрасно помнят забастовки студентов и ожесточенные столкновения в 2019–1920 гг., устроенные ими по сомнительным поводам.
Закрепление в конституции права на работу, еду, воду, социальную помощь, адекватное жилье и даже доступ в интернет – это заставляет вспомнить о «государствах всеобщего благосостояния» скандинавского типа. Но хотя Чили и является одной из самых благополучных стран Латинской Америки, ВВП на душу населения там $16 000, в то время как в «государствах всеобщего благополучия» – $93 000 в Швейцарии, $82 000 в Норвегии и $67 000 в Дании. При этом в Скандинавии право на еду и воду реализуется, но на работу и особенно «адекватное жилье» – далеко не всегда. А при чилийском уровне доходов подобные обещания – явная демагогия.
В проекте содержались совершенно непонятные и заведомо невыполнимые статьи, такие как право каждого чилийца на «полноценное питание» и даже «нейроразнообразие» (?!).
Пункт, объявляющий обязанностью правительства Чили борьбу с глобальным потеплением, наверняка вызвал у избирателей недоумение. 16-миллионная страна, занимающая 41-е место в мире по объему ВВП, заносит в конституцию обязанность правительства решать главную мировую проблему…
И совсем интересно наделение юридическими правами природы. Тут чилийским избирателям наверняка хотелось бы знать, кто будет выступать от имени природы и на каком основании. От имени Бога выступают священнослужители; может быть, появится новая каста служителей природы?
$16 000
Состовляет ВВП на душу населения в Чили, при этом она является одной из самых благополучных стран Латинской Америки
Принятие новой конституции означало бы резкое увеличение государственных расходов при не менее резком сокращении налогооблагаемой базы из-за запретов на добычу полезных ископаемых. Но чилийцев должна была насторожить не только проблематичность правоприменения новой конституции. Огромный текст (388 статей на 170 страницах) заставляет предположить, что его сочиняли люди, не знакомые с юриспруденцией и попытавшиеся вставить в него политически выгодные для них положения.
Впрочем, это неудивительно: разработкой новой конституции занималось Конституционное собрание. В нем заседали преимущественно молодые люди – такие же, как президент Борич, выходцы из студенческого протестного движения. Никакого опыта практической работы у них не было, и они разрабатывали основной закон, исходя из собственных (часто довольно путаных) политических взглядов и представлений (часто не очень грамотных) о принципах права, экономике и социальной политике. Отсюда и «нейроразнообразие»…
Президент Борич и его правительство, равно как и Конституционное собрание, пока не сумели стать серьезными, профессиональными политиками. Они все еще группа относительно молодых идеалистов, недостаточно разбирающихся в политике, экономике и социальной сфере. Стоит ли удивляться, что Конституционное собрание не справилось с возложенной на него задачей?
Провал конституционной реформы – тяжелый удар по правительству Борича. Поскольку это был в большой степени его личный проект, и сам президент, и наблюдатели расценили голосование «против» как сигнал о разочаровании, посланный чилийским обществом главе государства.
Борич признал поражение на референдуме, но отказываться от принятия новой конституции не намерен. Теперь ее текст будет переработан и вновь предложен избирателям. Эксперты полагают, что в новом составе Конституционного собрания будет меньше бывших протестных лидеров и больше представителей традиционных партий, имеющих юридическое образование и политический опыт. Новый проект, без «11 наций», «прав природы» и «нейроразнообразия» и, желательно, сокращенный раза в три, может быть, завоюет симпатии чилийцев. Но только если к новому голосованию правительству удастся урегулировать конфликт в Араукании, снизить уровень преступности и инфляции.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть еёЧили — Обзор рынка
Обсуждаются основные экономические показатели и торговая статистика, страны, занимающие доминирующее положение на рынке, и другие вопросы, влияющие на торговлю.
Чили продолжает оставаться сильным торговым партнером и экспортным рынком для компаний США, в основном благодаря политике открытого рынка, нулевым тарифам, надежной деловой практике и низкому уровню коррупции. Чили, считающаяся региональным лидером, имеет историю экономической и политической стабильности, прозрачности и сильных демократических институтов, что дало ей возможность справляться с широко распространенными социальными волнениями с помощью политических средств и мирных выборов. Чили также восхищаются тем, как она смягчила распространение COVID-19.через жесткую программу ограничения передвижения, а также кампанию вакцинации, в ходе которой более 90% населения было полностью вакцинировано.
Однако после 40 лет экономической стабильности Чили вступила в период неопределенности. Инвесторы и бизнес-сообщество опасаются нынешних предложений правительства по расширению роли государства в экономике и расширению социальных услуг за счет сокращения участия частного сектора. С момента начала его полномочий в марте 2022 года президент Габриэль Борич и его команда предложили широкие налоговые реформы для финансирования дополнительных социальных программ, изложенных в его повестке дня. Хотя Конгресс поровну разделен между левыми и правыми политическими партиями, некоторые находящиеся на рассмотрении законы могут привести к значительным изменениям в правилах и положениях ведения бизнеса, особенно в таких отраслях, как горнодобывающая промышленность, энергетика, водоснабжение, здравоохранение и финансовые услуги. В сентябре 2022 года чилийцы отклонили новую конституцию, разработанную в ответ на гражданские беспорядки в октябре 2019 года.заменить действующую конституцию, принятую в 1980 году при режиме Пиночета. Однако аналитики ожидают, что экономическая неопределенность сохранится и в 2023 году, поскольку Конгресс приступает к реформам, будь то в рамках нового конституционного процесса или повестки дня президента Борича.
Как и в других странах, Чили переживает экономические потрясения. В дополнение к затянувшимся последствиям пандемии COVID-19 рост цен на энергоносители и общий рост цен в результате вторжения России в Украину усугубили инфляцию. После резкого роста потребительских цен уровень инфляции увеличился почти на 12,5%, а чилийский песо подвергся резкой девальвации в июне 2022 года, Центральный банк повысил процентные ставки до 90,75% в июле – исторический максимум. Тем не менее, аналитики по-прежнему прогнозируют скромный экономический рост на уровне 1-2% в 2022 году и либо отсутствие роста, либо небольшое сокращение в 2023 году. Волатильность цен на медь также повлияла на экономику. Несмотря на экономическую неопределенность, общее восприятие чилийского рынка хорошее, учитывая глобальные условия.
Двусторонняя торговля товарами и услугами увеличилась в четыре раза с момента заключения Соглашения о свободной торговле между США и Чили (ЗСТ США-Чили), которому исполняется девятнадцать лет. По состоянию на 1 января 2004 г. пошлины были снижены до нуля на 90 процентов экспорта США в Чили, а в январе 2015 года все оставшиеся тарифы были постепенно отменены, так что все товары американского происхождения ввозятся в Чили беспошлинно, за исключением некоторых алкогольных изделий и предметов роскоши. В 2021 году двусторонняя торговля товарами между США и Чили составила 30 миллиардов долларов, а двусторонняя торговля услугами на 2020 год — 6 миллиардов долларов. В целом двусторонние торговые потоки между Соединенными Штатами и Чили хорошо сбалансированы, при этом Соединенные Штаты экспортируют минеральное топливо и оборудование в обмен на чилийскую медь и сельскохозяйственную продукцию.
Политическая и экономическая среда : веб-сайт Государственного департамента для получения информации о политической обстановке в стране.
Политическая и экономическая среда : веб-сайт Государственного департамента для получения информации о политической среде в стране.
Политическая и экономическая среда : веб-сайт Государственного департамента для получения информации о политической среде в стране.
Политическая и экономическая среда : веб-сайт Государственного департамента для получения информации о политической обстановке в стране.
Чили продолжает проводить рыночные стратегии, расширять глобальные коммерческие связи и активно участвовать в международных вопросах и свободной торговле полушария. Чили является членом Тихоокеанского альянса, Группы Рио, ассоциированным членом МЕРКОСУР, полноправным членом Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Союза южноамериканских наций (УНАСУР). Чили стала 31-м членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2010 году, став второй латиноамериканской страной, присоединившейся после Мексики.
Политическая и экономическая среда : веб-сайт Государственного департамента для получения информации о политической обстановке в стране.
Растущее влияние Китая в Латинской Америке
ВведениеРоль Китая в Латинской Америке быстро возросла с начала века, обещая экономические возможности, а также вызывая обеспокоенность по поводу влияния Пекина. Государственные компании Китая являются крупными инвесторами в энергетику, инфраструктуру и космическую промышленность региона, и страна превзошла США в качестве крупнейшего торгового партнера Южной Америки. Пекин также расширил свое дипломатическое, культурное и военное присутствие в регионе. Совсем недавно он использовал свою поддержку в условиях COVID-19.пандемии, снабжая регион медицинским оборудованием, кредитами и сотнями миллионов доз вакцин.
Подробнее от наших экспертов
Янчжун Хуан
Вы планируете посетить Китай: вот что вам нужно знать
Манджари Чаттерджи Миллер
Усилия Индии по укреплению безопасности в Индийском океане
Дэвид Сакс
Сможет ли зависимость Китая от тайваньских чипов предотвратить войну?
Но Соединенные Штаты и их союзники опасаются, что Пекин использует эти отношения для достижения своих геополитических целей, включая дальнейшую изоляцию Тайваня, и для поддержки авторитарных режимов, таких как на Кубе и в Венесуэле. Президент США Джо Байден, который считает Китай «стратегическим конкурентом» в регионе, пообещал расширить экономическое сотрудничество с Латинской Америкой, но некоторые аналитики утверждают, что Соединенным Штатам следует делать больше.
Какова история Китая с Латинской Америкой?Подробнее:
Китай
Латинская Америка
Торговля
Разработка
Бразилия
Связи Китая с регионом восходят к шестнадцатому веку, когда торговый путь Манильского галеона способствовал обмену фарфором, шелком и специями между Китаем и Мексикой. К 1840-м годам сотни тысяч китайских иммигрантов были отправлены на работу в качестве «кули» или наемных слуг на Кубу и в Перу, часто на сахарные плантации или в серебряные рудники. В течение следующего столетия связи Китая с регионом были в значительной степени связаны с миграцией [PDF], поскольку Пекин по-прежнему был озабочен своими внутренними потрясениями.
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.Просмотреть все бюллетени >
Большинство латиноамериканских стран признали коммунистическое правительство Мао Цзэдуна после поездки президента США Ричарда Никсона в Китай в 1972 году, но только после вступления Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 году они начали формировать прочные культурные, экономические и политические связи. Сегодня Бразилия, Куба, Парагвай, Перу и Венесуэла входят в число стран Латинской Америки с самой большой китайской диаспорой.
Как развивались экономические отношения?В 2000 году на долю китайского рынка приходилось менее 2 процентов экспорта Латинской Америки, но быстрый рост Китая и связанный с ним спрос привели к последующему буму сырьевых товаров в регионе. В течение следующих восьми лет торговля росла в среднем на 31% в год [PDF], достигнув в 2010 году значения в 180 миллиардов долларов. К 2021 году объем торговли составил рекордные 450 миллиардов долларов, и эта цифра практически не изменилась в 2022 году, и некоторые экономисты предсказывают, что к 2035 году она может превысить 700 миллиардов долларов. В настоящее время Китай является главным торговым партнером Южной Америки и вторым по величине торговым партнером в Латинской Америке в целом после Соединенных Штатов.
Подробнее от наших экспертов
Янчжун Хуан
Вы планируете посетить Китай: вот что вам нужно знать
Манджари Чаттерджи Миллер
Усилия Индии по укреплению безопасности в Индийском океане
Дэвид Сакс
Сможет ли зависимость Китая от тайваньских чипов предотвратить войну?
Латиноамериканский экспорт в Китай — это в основном соевые бобы, медь, нефть, масло и другое сырье, необходимое стране для развития промышленности.
В свою очередь, регион в основном импортирует промышленные товары с более высокой добавленной стоимостью, и, по мнению некоторых экспертов, торговля с более дешевыми китайскими товарами подорвала местную промышленность. По состоянию на 2023 год Пекин имеет действующие соглашения о свободной торговле с Чили, Коста-Рикой, Эквадором и Перу, а 21 латиноамериканская страна на сегодняшний день присоединилась к китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП). (Переговоры о соглашении о свободной торговле с Уругваем продолжаются.)Китайские зарубежные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и кредиты также играют важную роль в укреплении связей с регионом. В 2022 году китайский ПИИ в Латинской Америке и Карибском бассейне составил примерно 12 миллиардов долларов [PDF], или около 9 процентов от общего объема ПИИ в регионе. Между тем, государственные Китайский банк развития и Экспортно-импортный банк Китая входят в число ведущих кредиторов региона; в период с 2005 по 2020 год они вместе предоставили взаймы правительствам стран Латинской Америки около 137 миллиардов долларов, часто в обмен на нефть и используемые для финансирования энергетических и инфраструктурных проектов.
Подробнее:
Китай
Латинская Америка
Торговля
Разработка
Бразилия
Однако эти связи вызвали некоторую озабоченность, особенно у региональных правительств. Хотя китайские кредиты часто имеют меньше условий, зависимость от них может толкнуть экономически нестабильные страны, такие как Венесуэла, в то, что критики называют «долговыми ловушками», что может привести к дефолту. Действительно, несколько латиноамериканских стран стремятся пересмотреть условия своего долга. Критики также говорят, что китайские компании привносят более низкие экологические и трудовые стандарты, и предупреждают, что растущий контроль Китая над критически важной инфраструктурой, такой как порты и энергетические сети, создает риски для национальной безопасности. Есть также опасения по поводу растущей экономической зависимости в таких странах, как Чили, экспорт которой в Китай в 2021 году составил более 36 миллиардов долларов, или около 38 процентов от его общего объема9.0003
Каковы политические интересы Китая в регионе?На первый план выходит желание Китая расширить сферу своего влияния посредством того, что он называет «сотрудничеством Юг-Юг» [PDF], рамочной программой развития, ориентированной на помощь, инвестиции и торговлю. Сосредоточенность Китая на мягкой силе, включая укрепление культурных и образовательных связей, помогла Пекину наладить политическую добрую волю с местными органами власти и представить себя жизнеспособным альтернативным партнером США и Европы.
После знаменательного тринадцатидневного турне бывшего президента Китая Цзян Цзэминя по Латинской Америке в 2001 году состоялись десятки политических обменов на высоком уровне. Председатель Си Цзиньпин посетил регион не менее одиннадцати раз с тех пор, как он вступил в должность в 2013 году. Помимо нескольких двусторонних соглашений со странами региона, Китай подписал всеобъемлющее стратегическое партнерство (самая высокая оценка, которую он присваивает своим дипломатическим союзникам) с Аргентиной, Бразилией, Чили, Эквадором, Мексикой, Перу и Венесуэлой.
Стремление Китая изолировать Тайвань — еще один важный фактор. Поскольку Пекин отказывается от дипломатических отношений со странами, признающими суверенитет Тайваня, поддержка острова Латинской Америкой в последние годы сократилась; только семь стран в регионе все еще признают его. В 2023 году Гондурас стал последним, кто перешел на дипломатическую сторону Пекина после того, как Тайбэй отклонил запрос страны на миллиарды долларов помощи. Другие недавние перевороты включают Доминиканскую Республику и Никарагуа. Эксперты говорят, что оставшиеся несогласные, такие как Гаити, сталкиваются с растущим давлением.
Между тем, некоторые наблюдатели говорят, что растущие связи между Китаем и Латинской Америкой поддерживают авторитарные правительства, в том числе на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле. Роль Китая в таких странах — роль «инкубатора популизма», говорит Эван Эллис, профессор-исследователь латиноамериканских исследований в Институте стратегических исследований Военного колледжа армии США. «Дело не в том, что Китай пытается создать антидемократические режимы, а в том, что антидемократические режимы находят добровольного партнера в китайцах».
Какие у них связи в системе безопасности?Стратегия правительства Китая в отношении Латинской Америки, определенная в «Белой книге оборонной стратегии» 2016 года и других документах, подчеркивает важность сотрудничества в области безопасности и обороны. Усилия Китая по укреплению военных связей со своими латиноамериканскими коллегами включают продажу оружия, военные обмены и программы обучения.
Венесуэла остается крупнейшим покупателем китайской военной техники в регионе после того, как правительство США запретило все коммерческие продажи оружия в страну, начиная с 2006 года. По сообщениям, в период с 2006 по 2022 год Пекин экспортировал около 629 долларов США.оружия на миллион в Венесуэлу. Аргентина, Боливия, Эквадор и Перу также закупили китайские военные самолеты, наземную технику, радары ПВО и штурмовые винтовки на миллионы долларов [PDF]. Точно так же Куба стремилась укрепить военные связи с Китаем, приняв Китайскую народно-освободительную армию для нескольких визитов в порты. Представители американской разведки также бьют тревогу в связи с тем, что Китай укрепляет сотрудничество с Кубой в сфере разведки.
Китай также участвовал в миротворческой миссии ООН на Гаити, начавшейся в 2004 году, в том числе направив в страну более ста полицейских по охране общественного порядка. Менее чем через десять лет Китай ушел с Гаити, но он по-прежнему проводит военные учения в регионе и обеспечивает снабжение местных правоохранительных органов. Например, Китай предоставил боливийским полицейским управлениям снаряжение для борьбы с беспорядками и военную технику во время правления Эво Моралеса Аймы, передал транспортное оборудование и мотоциклы полицейским силам Гайаны и Тринидада и Тобаго, а также предоставил Эквадору десятки тысяч единиц автоматического оружия [ссылка на испанском языке].
Как Китай помог региону справиться с пандемией COVID-19?Многие аналитики говорят, что китайская «дипломатия COVID-19» в Латинской Америке была попыткой улучшить свой имидж и выслужиться перед региональными правительствами. Это включало распространение медицинского оборудования, такого как вентиляторы, диагностические тест-наборы и маски; предоставление странам ссуд на миллиарды долларов для закупки китайских вакцин; и инвестирование в местные предприятия по производству вакцин.
По состоянию на июнь 2022 года Китай поставил в Латинскую Америку более четырехсот миллионов доз вакцины. Кроме того, не менее дюжины стран региона подписали с Пекином контракты на вакцины, некоторые из которых включали передачу технологий и сотрудничество в исследованиях с китайским разработчиком вакцин Sinovac. Чили была в числе первых получателей, на долю которых пришлось почти 70 процентов от COVID-19.охват прививками китайскими вакцинами; Аргентина, Бразилия, Мексика и Перу также закупили десятки миллионов доз.
Некоторые страны, однако, выразили обеспокоенность вакцинной дипломатией Пекина. Гондурас и Парагвай, например, утверждали, что столкнулись с давлением, чтобы они отказались от признания Тайваня в обмен на дозы. Некоторые аналитики подозревали, что Китай также использовал свои рычаги влияния на вакцину, чтобы подтолкнуть к расширению Huawei, скандального китайского телекоммуникационного гиганта. В Бразилии регулирующие органы отменили предыдущее решение запретить Huawei развивать сети 5G в стране через несколько недель после того, как Китай предоставил Бразилии миллионы доз вакцины.
Каковы другие основные области двустороннего сотрудничества?Энергия. В период с 2000 по 2018 год Китай инвестировал 73 миллиарда долларов в сырьевой сектор Латинской Америки, в том числе путем строительства нефтеперерабатывающих и перерабатывающих заводов в странах со значительными запасами угля, меди, природного газа, нефти и урана. Совсем недавно Пекин сосредоточился на инвестициях в производство лития в странах так называемого литиевого треугольника Аргентины, Боливии и Чили; вместе триада содержит примерно половину известного в мире лития, металла, необходимого для производства батарей.
Китайские государственные компании активно участвуют в развитии энергетики; PowerChina, например, имеет более пятидесяти текущих проектов в пятнадцати странах Латинской Америки по состоянию на конец 2022 года. Но масштабы и размах этих усилий вызывают беспокойство в отношении окружающей среды и здоровья. Китай также проявляет интерес к сектору возобновляемых источников энергии в регионе. Китайский банк развития финансировал крупные солнечные и ветровые проекты, такие как крупнейшая солнечная электростанция в Латинской Америке в Жужуй, Аргентина, и ветряная электростанция Пунта Сьерра в Кокимбо, Чили.
Инфраструктура. Аргентина, Бразилия, Чили, Эквадор, Перу и Уругвай являются членами Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, где они имеют право голоса. Пекин также финансировал строительные проекты [PDF] по всему региону, уделяя особое внимание портам, аэропортам, автомагистралям и железным дорогам. Однако в отчете Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам за 2023 год [PDF на испанском языке] проанализировано воздействие более десятка крупномасштабных инфраструктурных проектов под руководством Китая в регионе и обнаружено, что они оказали негативное влияние на окружающую среду и местные общины коренных народов.
Тем временем Китай по-прежнему сосредоточен на создании и развитии «новой инфраструктуры», такой как искусственный интеллект (ИИ), облачные вычисления, умные города и технологии 5G от телекоммуникационных компаний, таких как Huawei. Несмотря на предостережения США против использования оборудования Huawei, которое, по словам политиков, делает страны уязвимыми для киберугроз со стороны Китая, страны региона все чаще используют его: компания Huawei запустила двухлетний пилотный проект «город 5G» в Куритибе, Бразилия, в 2022 году.
Космос. Пекин также стремился укрепить космическое сотрудничество с Латинской Америкой, начиная с совместных китайско-бразильских исследований и производства спутников в 1988 году. Крупнейший негосударственный космический объект Китая расположен в аргентинской пустыне Патагония, а наземные станции спутниковой связи находятся в Боливии, Бразилии, Чили и Венесуэле. Их близость к Соединенным Штатам усилила опасения, что их могут использовать для слежки за американскими активами.
Как отреагировали США?Президент Байден, который руководил политикой в Латинской Америке во время своего пребывания на посту вице-президента при Бараке Обаме, уже давно утверждает, что Соединенным Штатам следует возобновить свою лидирующую роль в регионе, чтобы противостоять растущему Китаю. Назвав Китай «стратегическим конкурентом» [PDF] и пообещав укреплять партнерские отношения США в Западном полушарии, Байден вместе со своими коллегами из Группы семи (G7) запустил программу «Восстановить лучший мир» (B3W). Инициатива направлена на противодействие китайскому BRI путем развития инфраструктуры в странах с низким и средним уровнем дохода, в том числе в Латинской Америке. Однако администрация Байдена выделила B3W всего 6 миллионов долларов в первый год своего существования, и позже оно было переименовано в Партнерство по глобальной инфраструктуре и инвестициям. На саммите стран Америки 2022 года Байден пообещал ряд новых экономических инициатив.
Кроме того, администрация Байдена стремилась укрепить поддержку Тайваня; быстро увеличила пожертвования вакцин в регион, которые к началу 2022 года составили около шестидесяти пяти миллионов доз; и продолжал вызывать опасения по поводу Huawei. Тем не менее, некоторые эксперты говорят, что Байден уделяет недостаточно внимания региону, особенно торговле. В последнем отчете [PDF] Американо-китайской комиссии по обзору экономики и безопасности, независимого агентства правительства США, подчеркиваются проблемы, которые растущее влияние Пекина в Латинской Америке ставит перед Вашингтоном.