Этапы проекта. Этапы работы над проектом. Проекты какие
Виды и типы творческих проектов и работ
В данной главе мы рассмотрим существующие виды творческих проектов, а также разберем виды творческих работ учащихся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Для того, чтобы предложить ребенку заняться проектной деятельностью педагог должен четко определить вид и тип создаваемого проекта со школьником или группой учащихся.
Часто творческие проекты подразделяются и по типам творческих проектов или типам творческих работ, такие определения и их различия необходимо понимать.
Описание определений ниже касается также таких определений, как виды проектных работ и типы проектных работ школьников в рамках их исследовательско-проектной деятельности.
Виды творческих проектов
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Индивидуальный проект - творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
Типы творческих проектов и проектных работ
В данной главе мы рассмотрим существующие типы творческих работ учащихся школ, лицеев, гиназий. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы творческих проектов школьников:
Исследовательские проекты
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Ролевые, игровые проекты
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.
Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Творческие проекты
Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.
Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентировочные (прикладные) проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.
Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Типы проектов по признаку «Предметно содержательная область»
По признаку «Предметно содержательная область» можно выделить следующие два типа:
Межпредметные проекты со школьниками
Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру контактов проекты бывают региональные и международные проекты.
По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
По продолжительности выполнения проекты могут быть: краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Разумеется, в реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности.
Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Монопроекты
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания.
Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.
Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.
Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (напрмер, в рамках научного общества учащихся).
Рекомендуем перейти к:Этапам творческого проекта
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу "Виды и типы творческих работ и проектов":<a href="http://tvorcheskie-proekty.ru/node/70" target="_blank">Виды и типы творческих работ</a>
Код ссылки на форум:[URL=http://tvorcheskie-proekty.ru/node/70]Виды и типы творческих проектов[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:
tvorcheskie-proekty.ru
Россия перед выбором. Какие проекты нужны России?
Доклад подготовили: Воронченкова Г.А., к.эк.н, директор АНО «НИРСИ»
Шатров И.В., президент НП «Ливадийский клуб»
Говоря о глобализации как о явлении, то есть отказываясь от проектного подхода, мы оказываемся в плену заблуждений, воспринимая происходящие процессы как единственно неизбежные и необратимые. В то же время если собственно глобализацию можно признать развитием, фазой исторического процесса интеграции, то реализуемый ныне проект глобализации не является единственно возможным. Возможные глобализационные проекты можно разделить по типам, некоторые из которых накладываются один на другой. Если такое разделение проводить по цивилизационным границам, то следует вспомнить С. Хантингтона и его «Столкновение цивилизаций». Если принять его разделение мира на цивилизации, то глобализация могла бы быть западной (каковой на данный момент и является), православной (русской), исламской, а также синской (китайской), индуистской (индийской), латиноамериканской или африканской. Глобализация также может строиться как капиталистический (как сейчас) или социалистический проект. С геополитической точки зрения, речь может идти об атлантистской (ныне реализуемой) или евроазиатской модели. В социокультурном плане это может быть как глобализация традиционалистов-консерваторов, так и глобализация модернистов-технократов. Кстати, последняя стратификация не позволяет точно определить реализуемую ныне модель. Модернизм капитализма поставлен последними событиями под сомнение.
Итак, в настоящее время реализуется атлантистский капиталистический проект западной цивилизации. Как мы уже отметили выше, он не является единственно возможным. Мало того, кризисы последних лет наводят на мысль о неизбежной корректировке выбранной модели, точнее, о полном отказе от нее. И мы постараемся обосновать позитивные перспективы реализации другого проекта.
ПОТРЕБНОСТЬ В НОВОМ ГЛОБАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Россия стоит перед выбором, который во многом определит то, каким окажется будущее страны. Мы должны ответить на вопрос: есть ли у России своя миссия, свое предназначение и высшая цель? Что представляет собой наша страна для остального мира?
Мир действительно стал глобальным, и в этой глобальности кроется определенная угроза — теряются корни, стираются различия между странами и народами, начинает формироваться единообразие. В первую очередь, государственных элит. Но последствия, к которым приводит такая политика, не ограниченная, по сути, ничем, очевидны. Беспорядки во Франции и экономический коллапс Греции, «арабская весна» и «американская осень»… Все эти события имеют общую первооснову. Не случайно именно в Объединенной Европе все больше стали говорить о проблемах, возникающих от стремительной интеграции. Ведь и сам проект Объединенной Европы представляет собой часть проекта «глобализация», в основе которого, по сути, лежат «четырнадцать пунктов» Вудро Вильсона, давшие старт борьбе США за мировую гегемонию.
Мировой проект глобализации запущен и поддерживается вовсе не Россией, а потому, когда речь идет о встраивании нашей страны в глобализационный процесс, о «глобальном сотрудничестве для модернизации России», то следует понимать, что нам уготована скорее пассивная роль, нежели позиция полноправного субъекта. Наконец, еще одна угроза связана с единообразием как результатом глобализации. В ситуации тотальной одинаковости мировая система становится крайне неустойчивой, поскольку стоимость всякой ошибки возрастает в разы. Даже небольшой сбой может иметь катастрофические последствия: по аналогии с кораблем, лишенным внутренних переборок, который способен затонуть от любой пробоины в корпусе.
Итак, сегодня Россия стоит перед выбором: присоединиться к реализуемому проекту глобализации или же предложить миру собственный проект — проект разнообразия культур, в котором основным тезисом будет право каждого государства на самоопределение? Этот проект, возможно, на некотором этапе не обязан отменять действующий проект глобализации, он должен идти параллельно, предлагая альтернативу и нивелируя проблемы, возникающие в условиях глобальной информационной революции и технологического бума. Ведь мировые элиты уже глобализировались, в отличие от народов и стран: элиты — глобальны, народы — нет. Ситуация как по В. Ленину: верхи не могут, а низы не хотят.
Именно проект сохранения разнообразия в мире — это тот альтернативный путь, который может предложить Россия и который она способна даже возглавить. И в этом проекте у нас уже есть понятные союзники. Уже созданы новые действующие коллективные системы, на основе которых может развиваться идеология разнообразия и уважения — такие, как ШОС или БРИК. Развивая этот проект, мы не вступаем в конфронтацию с Европой или США. Предлагая собственную альтернативу, в отношениях с ними Россия перестает быть младшим партнером и сохраняет собственную субъектность. «Особый путь России не должен вести к противопоставлению России Европе. Особый путь – это поиск принципиально нового места и новой роли в отношениях с Европой, а следовательно, и на мировой арене» . «Уместно напомнить, что Советский Союз в свое время не просто противостоял Европе, а выступал в роли исполнителя другого универсального, но также европейского проекта» . Альтернативу в данном случае мы рассматриваем как дополнение, развитие, а не отрицание.
ПОЧЕМУ РОССИЯ СПОСОБНА ПРЕДЛОЖИТЬ СВОЙ ПРОЕКТ?
Так все-таки почему Россия способна предложить данный проект? Всей своей историей Россия демонстрирует пример сосуществования и объединения множества культур, конфессий, жизненных укладов. «Жить вместе, оставаясь разными» — такой формулой можно описать российскую цивилизационную альтернативу «плавильному котлу» и мультикультурализму, этим двум альтер эго западного проекта глобализации. Чем больше мы ошибок совершили на своем пути, тем больше у нас прав сказать, что такой способ жизни народов не только возможен, он наиболее эффективен. Российская отличительная особенность — способность совершать шаги не прагматические, но эмоциональные, — наиболее востребована в текущей международной ситуации и будет востребована в длительной перспективе. Для традиционной российской системы власти не подходит даже классическое определение монархии. Мы всегда были общинны. Для нас несомненными ценностями выступает наша многовековая российская культура. Ценностные ориентации человеколюбия, сострадания, служения, творческого подвига, духовно-нравственного совершенствования, являются неизменной сердцевиной того, что лежит в основе «загадочной русской души». Несомненными являются для нас и семейные ценности — ценность семьи как таковой, взаимопонимание и уважение, семейная любовь и верность, воспитание в семье, память о предках, знание семейной истории.
Сохранение всех этих ценностей тоже зависит от выбора, который мы совершим — встраиваться ли в существующий проект глобализации, или же пойти другим путем, направленным на сохранение многообразия? С точки зрения действующей модели глобализации, все ценности, основанные на эмоции, сомнительны, они обречены быть отвергнутыми или трансформированы в нечто более прагматичное. Только сделав выбор в пользу сохранения культурного разнообразия, мы сможем эти ценности сохранить и развивать. В данном случае важно отметить, что выбор важен для самой России. И если все же ставить во главу угла прагматические интересы, то подобный выбор, несомненно, в интересах Российского государства. Не только потому, что он позволяет найти собственное, весьма достойное место в новой мировой конфигурации, но и потому, что дает понятные ориентиры для внутреннего развития страны.
Сегодня для России актуальна задача модернизации. Однако для любой успешной модернизации необходимо наличие в обществе ее идеологической основы, соответствующих разделяемых ценностей. Так же, как необходимо наличие силы, кровно заинтересованной в улучшении существующих порядков и институтов. Любые успешные реформы начинались с создания дееспособных отрядов приверженцев новой жизни. Государство, в первую очередь, должно обеспечить комфортные условия работы тем, кто может и хочет трудиться. Это предполагает, что у человека должны быть достойные бытовые условия, чтобы он имел доступ к образованию, здравоохранению, культуре, и т.д. Для чего?! Для того чтобы он мог хорошо и эффективно трудиться. И вполне понятно, что, в первую очередь, стоит дать людям возможность работать, провоцировать их на работу, и дать возможность в соответствии с результатами их работы получать достойное вознаграждение.
Это условие в том числе и комфортности ценностей, которые окружают человека. Если это ценности, формирующие понимание своей роли и места в своей стране, человек будет творить, а общество — двигаться вперед. Только так, формируя идеологию, выстраивая систему ценностей в качестве питательной среды, которая способна мобилизовать людей на то, чтобы проявлять активность, трудиться и развиваться, развивая тем самым общество, возможно осуществить в России процесс модернизации, а на международном уровне предложить и возглавить альтернативный мировой проект.
Так какую же цель преследуем мы, осуществляя поиск того самого, единственно актуального геополитического проекта? Вероятно, как уже мы отметили выше, такой целью является активное использование внутреннего потенциала Российского государства с целью его дальнейшего поступательного развития, создания комфортных условий для жизни граждан и прочих прелестей развитого общества и современной экономики. Но не следует забывать также о том, что Россия априори мировая держава, как бы кто-то ни «старался» превратить нас в державу региональную. Отказ России от своей глобальной миссии может разрушить основы миропорядка. Сохранение же такого положения вещей в нынешних условиях практически невозможно. Объективный анализ показывает, что для России в силу ее географического положения наиболее актуальны Европейский, Средне-Восточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы, субрегион Кавказ. Исторически существуют и сейчас активно поддерживаются отдельные линии отношений со странами Европейского Союза, НАТО, США, Китаем, Японией, странами Ближнего Востока, государствами СНГ. Оставшиеся в наследство от СССР связи на некоторых других направлениях долгое время были не актуальны, но в последнее время восстанавливаются. Это касается Африки, Латинской Америки, регионов Карибского моря и Океании. Арктика и Антарктика также находятся в зоне не только научного, но уже и экономического и даже военного (в первую очередь, Арктика) интереса со стороны России. Немаловажное значение имеет и интеллектуальный, духовный, научный, технологический вклад страны в мировое развитие, а также существующий ныне потенциал в этих областях. Но все же особую важность представляет геополитическое положение России и близость к основным из наиболее опасных очагов национально-территориальных конфликтов. В силу вышеназванных причин, а также потому, что внутреннее развитие и внешняя политика должны находиться в постоянном взаимодействии, проектом для России может быть только глобальный геополитический проект с глубоким идеологическим наполнением.
Может ли таким проектом стать Евразийский Союз? Вероятно. Но только в том случае если будет наполнен не одним лишь экономическим содержанием. Необходимо отметить, что подобный проект сейчас, в период, который рядом ученых определяется как крах существующей модели глобального мира, востребован и мировым сообществом, а не только внутри России, не только как инструмент модернизации. Поэтому проект Евразийского Союза как глобальный проект может быть тем самым проектом в том случае, если он не ограничится рамками единого экономического пространства Евразии, если выйдет за рамки собственно экономики.
Почему? Да потому что у глобального кризиса, конечно, экономические последствия, но не одни только экономические причины. Ускорившиеся миграционные процессы, которые были вызваны, в частности, и открытостью границ глобального мира, поставили на повестку дня сам факт выживания человеческой цивилизации, которая может быть похоронена под обломками вновь созданных, но показавших свою недееспособность союзов государств и прочих наднациональных институтов. Неожиданным ответом на идеологию открытого мира с общими, едиными для всех законами и открытыми границами, стало возрождение национальных чувств, активное обсуждение модели мононациональных и моноконфессиональных государств как единственно приемлемых субъектов международной политики. Все это происходит на фоне продолжающихся интеграционных процессов, которые порой происходят по инерционным причинам. То есть интеграция создает дополнительные проблемы, но не прекращается, потому что запущен долгосрочный механизм. Такое несогласованное движение в противоположных направлениях вызывает серьезные проблемы. В разных частях света разными способами создаются новые государства. Примеры Косово, а затем Абхазии и Южной Осетии, говорят о том, что система международного права деградировала и не соответствует современным реалиям. Именно Россия в силу наличия исторических, географических, национально-культурных и целого ряда других причин могла бы предложить модель нового миропорядка, одновременно качественно обустроив жизнь на своем участке земной суши.
РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ: КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?
Как уже было сказано выше, потребность сохранения российской цивилизации, развития государства в условиях внешних вызовов обуславливает необходимость реализации российского проекта. Однако надо признать, что данный проект концептуально слабо подготовлен. Так или иначе масштабы Российского государства ставят на повестку дня проекты, отталкивающиеся от существовавшей долгие годы модели государства, основанной на имперских началах. Не удивительно, что наиболее обсуждаемыми долгие годы были три модели развития, которые условно можно назвать следующим образом: «Либеральная империя», «Неосоветская империя», «Евразийская империя». При довольно существенных внешних различиях все вышеназванные проекты грешат одним. Они не учитывают специфику глобального мира, точнее то, что глобальный мир уже успел за последние годы привнести в общественное сознание. То есть в основном они отталкиваются от ситуации, которая сложилась 20 лет назад, в период распада Советского Союза. Сейчас, когда условия изменились, необходимо учитывать опыт постсоветских лет.
На наш взгляд, российский проект, во-первых, должен быть обобщенным, интегрирующим в себе все лучшее от вышеназванных проектов. Характер его должен определяться культурно-историческими традициями Российского государства как формы социальной организации цивилизационного единства российских народов и ориентироваться на достижение гармоничного развития всего человечества, с сохранением самобытности и уникальности каждого народа Земли. Такой подход дает также возможность данному проекту выступить в качестве альтернативы другим, более агрессивным проектам. Процесс грядущего объединения народов на основе культурно-исторических традиций, специфики государственности должен представлять собой систему интеграционных мероприятий по созданию гармоничного миропорядка во всех сферах социальной жизнедеятельности.
Еще раз поясним, что в данном случае речь идет, конечно же, не об экономическом проекте из разряда российских «национальных проектов» или даже национальных проектов в реальном смысле этого слова, которыми были строительство железных, а позднее автомобильных дорог США, послевоенное восстановление экономик Германии и Японии или наконец советская индустриализация и освоение целины. Речь пойдет и не о таком проекте, каким является создание национального государства вроде Государства Израиль. Согласно С. Кургиняну, «Проект – это любой трансцедентирующий акт собственно человеческой деятельности. Если речь идет о деятельности огромных человеческих сообществ – то речь следует вести об исторических мегапроектах» . То есть деятельность должна быть трансцедентной, выходящей за существующие границы. Именно таким историческим мегапроектом и могло бы стать создание на евроазиатском пространстве модельного союза государств, в котором достигнут консенсус между всеми населяющими территорию народами.
ЕВРОАЗИАТСКИЙ ПРОЕКТ КАК МОДЕЛЬ НОВОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Учитывая опыт Российской империи, черпая из него ряд существенных моментов, вышеназванные российское проекты опускают главное: систему межнационального согласия, которая существовала в Российской империи, ту систему, которую выше мы уже описали формулой «жить вместе, оставаясь разными». Точнее, они не придают серьезного значения этому фактору, опираясь на экономический интерес как основу интеграционных процессов. На наш же взгляд, именно вопрос межнационального мира является определяющим в настоящее время. Свой проект мы назвали Евроазиатский проект, или Евроазиатский Союз (просим не путать с евразийством А. Дугина, Евразийской империей, Евразийским Союзом). Кардинальным отличием нашего проекта на идеологическом уровне являются те самые вышеназванные принципы межнационального сосуществования, а на геополитическом – иные географические рамки и иная глобальная миссия.
По мнению ряда ученых, к 2020-2030 гг. современная политическая карта мира претерпит существенные изменения. В частности, А. Шубин видит эту карту такой (рис. 1)
А. Шубин, как и мы, выделяет на новой карте мира Евроазиатский Союз, а также Евросоюз, Поднебесную, Индийский, Океанский, Австралийский, Африканский, Североамериканский, Центральноамериканский, Южноамериканский Союзы, Халифат и ряд других международно-правовых субъектов. Каждый из указанных геополитических союзов, естественно, будет предлагать свою больше идеологическую, чем экономическую модель развития. Уже сейчас можно предположить, что это будут за модели, так как ясно, что опираться они станут на традиционные для указанных регионов ценности. И это подтверждает опасения о том, что большинство из них не сможет стать доминирующей в идеологическом плане моделью. Ведь что касается территорий бывших колоний, которые занимают большую часть земной суши, то традиционной ценностью на данный момент для них является симбиоз ценностей колониальных держав и местных традиций. Конечно, это создает достаточно пеструю картину, однако примат ценностей западной цивилизации явно превалирует в большинстве указанных союзов над остальными. За исключением китайской, индийской модели, Халифата и нашего Евроазиатского союза. Однако базовые ценности первых двух цивилизационных моделей настолько специфичны для остальных цивилизаций, что не имеют реальной перспективы для массового распространения, по крайней мере, в обозримой перспективе. Агрессивность третьей модели (не будем рассматривать причины этой агрессии) сделала ее на данном этапе антагонистом всех прочих. Фактически только Евроазиатский Союз предлагает комфортную модель взаимоотношений культур и народов.
Историческая мультикультурность евроазиатского пространства, в центре которого лежит современная Россия, позволяет создать на этой территории и затем предложить миру ту самую универсальную модель миропорядка. Евроазиатский проект должен быть основан на современных актуальных ценностях, однако учитывающих исторический опыт развития народов. Не сегрегация, не растворение народа в народе, то есть не плавильный котел и не мультикультурализм европейского образца, а диалог культур, народов, государств. Эту идею В. Никонов называет «концертом цивилизаций» по аналогии с «концертом великих держав» ХIX века и как альтернативу войне, «столкновению цивилизаций» по С. Хантингтону и «концу истории» Ф. Фукуямы. История имеет все шансы развиваться и дальше, если в основу развития будут заложены жизнеспособные, проверенные модели. Такие, как российская. Такие, как Евроазиатский Союз.
Расширение границ этого геополитического проекта, постепенное, поэтапное включение в него, например, таких нынешних антагонистов, как Турция и Иран, позволят на практике опробовать методологию решения сложных межгосударственных конфликтов путем гармонизации отношений между государствами. Включенность в один проект позволит изменить и внутреннюю ситуацию в государствах, способствовать снятию исторических противоречий. Так сосуществование в рамках СССР в свое время нивелировало армяно-азербайджанскую проблему. В то время как жизнь по разные стороны геополитических баррикад только обострило отношения и вывело их на новый уровень конфронтации, создало уже современную историю конфликта, переведя его из исторической в актуальную фазу.
Евроазиатский Союз в нашем понимании – это не обязательно общие границы, как в Европейском Союзе. Это, в первую очередь, общие ценности – европейские и азиатские одновременно. Именно по ценностным основаниям та же Турция не может стать членом Европейского Союза. Именно по ценностным основаниям Турция способна стать членом Евроазиатского Союза. Дальнейшее развитие этой идеи будет способствовать созданию новой общечеловеческой идеологии мирного сосуществования, которая в будущем может сформировать действенную систему международной коллективной безопасности.
ПОЧЕМУ РОССИЯ ДОЛЖНА ВОЗГЛАВИТЬ МИРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ?
Современный этап глобализации, характеризующийся не прекращающимся экономическим, политическим и духовно-нравственным кризисом, вынуждает государства и цивилизации заняться переоценкой своего исторического прошлого, осмыслением оснований, целевых установок и характера отношений с человечеством. Основной вопрос глобализации принимает явственные черты и звучит он так: будет ли человечество качественно единым организмом или оно погибнет под давлением противоречивых процессов интеграции?
Единственно возможный ответ на этот вопрос заставляет искать выход из тупика, в который заводит человечество следование по пути, предложенному техногенной, западной цивилизацией. Промежуточным решением могло бы стать более тесное взаимодействие цивилизаций традиционалистского типа (то есть практически всех, кроме западной). Такой процесс уже идет и получил название многополярности, взаимного диалога культур с целью учета интересов каждой из них. Однако подобная ситуация хороша лишь на определенном этапе. Велик риск скатиться из диалога в базарный спор, а затем и вновь довести ситуацию до всемирного конфликта.
С целью предотвращения подобного развития событий Россия на данном этапе исторического развития, на наш взгляд, должна поддерживать и принимать активное участие в многополярном проекте глобализации. Именно Россия, находящаяся строго на границе цивилизационного разлома, в данном случае может стать гарантом недопущения сваливания в штопор конфликтов, что послужит условием формирования альтернативного будущего всего человечества. Но для этого необходим самостоятельный российский проект, который впоследствии позволит России возглавить процессы международной интеграции в качестве не всемирного диктатора, не планетарного жандарма, но идеологического поводыря.
Однако российский проект в настоящее время концептуально не представлен. Более того, сама необходимость формирования и реализации российского проекта не является самоочевидным фактом для современного российского общества. Это связано с продолжающимся в самой России духовным кризисом как наследством коммунистического прошлого. Элита разложена и проповедует национальный и государственный нигилизм. Ориентируясь на внешние проекты, она вольно или невольно становится агентом влияния антироссийских сил. Отсутствие национально-государственной идеи России также не способствует внутреннему общественному спокойствию и единению, без которого реализация мирового проекта представляется делом сложным. Добавляют беспокойства и военно-политические угрозы. Вышеприведенные факты говорят о том, что сама возможность формирования российского проекта ставится под сомнение. Но одновременно именно названные причины и являются побудительным мотивом для его реализации. Потому что альтернативой может быть только исчезновение нации и государства как субъекта международного права. Реализация масштабной задачи – плана мироустройства по российскому образцу – способна обеспечить безопасность России и придать позитивное ускорение всем внутренним процессам. Поэтому обобщенный российский проект должен представлять собой программу интеграционных мероприятий во всех сферах социальной жизнедеятельности по созданию гармоничного миропорядка в интересах народов России и всего человечества.
Основой российской цивилизации, российской государственности, как известно, является самоопределение народов на основе поиска и реализации общих для них принципов и ценностей. Государство в данной конструкции выступает в роли защитника и инструмента для воплощения в жизнь этих ценностных категорий. Именно в этом кроется специфика российской цивилизации. Государство воспринималось народами, населяющими Россию, как средство выживания в сложных социально-исторических, наконец, климатических условиях. В сложных условиях глобализации именно российская модель может стать мировоззренческим и организационно-практическим антитезисом существующей политико-экономической и духовно-нравственной реальности. Являясь проверенной временем цивилизационной моделью интеграции многих народов, российская цивилизация должна стать основой самостоятельного единого российского проекта. С течением времени этот проект имеет перспективу быть реализованным в более широком геополитическом формате.
Создание Евроазиатского Союза стало бы существенным шагом по распространению российской цивилизационной модели вначале на пространстве Евразии. Этот проект способен и должен предложить государствам и народам, их населяющим, иные принципы политического, экономического, культурного и межконфессионального взаимодействия. Тезисно их можно описать так. Интеграция, а не конкуренция должны быть поставлены во главу угла как в целом в геополитике, так и конкретно в международной экономике. Необходимо найти такую формулу отношений, которая будет способствовать реализации взаимовыгодных экономических и культурных интересов разных государств. Война между государствами за природные ресурсы, в которую превратилась геополитика, при сохранении существующей модели скоро трансформируется в войну за территории, чистый воздух и пресную воду, то есть в войну за выживание отдельных особей. Это самоубийственный сценарий для человечества. Только общими усилиями возможно остановить скатывание человечества к подобному трагическому финалу. А для этого необходимы перемены в духовной сфере. На смену «универсальной» западной культурной модели должно прийти культурное многообразие, взаимодействие культур, базирующееся на единых для всех народов принципах справедливых человеческих отношений. Это позволит добиться иного представления и о социальной справедливости в общественном плане, заставив от системы жертвований и уступок слабым социальным слоям перейти к внедрению в жизненную практику принципов, основанных на невозможности существования обделенных социальными гарантиями граждан. Круг замкнулся. Ведь если заложить подобные духовные первоосновы под экономический и политический столпы общества, это в конечном счете изменит и экономическую, и политическую модель. На наш взгляд, именно такой российский проект сейчас востребован человечеством.
Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах
Доклад был представлен на Всероссийской научной конференции <<Развитие России и конституционное строительство: теория, методология, проектирование>>21 октября 2011гг. Москва ИНИОН РАН
www.nirsi.ru
Типы проектов | Социальная сеть работников образования
Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.
По доминирующей деятельности
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.
Творческиепроекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.
По предметно-содержательной области
Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
По характеру координации
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.
По количеству участников
• Личностные (индивидуальные)- один участник
• Парные- два участника
• Групповые (коллективные)- более двух участников
По продолжительности выполнения
• Краткосрочные- до недели
• Средней продолжительности- от недели до месяца
• Долгосрочные- от одного до нескольких месяцев
По объекту проектирования
• Морфологические - проектирование вещей
• Социальные- проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов
• Экзистенциальные- проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы
Источник: http://proektoriya.siteedit.su/page12
nsportal.ru
Классификация и виды проектов в современной практике
В современной трактовке управление есть наука. А научный подход предполагает предварительное рассмотрение таких категорий, как предмет, метод и классификационные категории изучаемого явления. Проектное управление занимает место значимой научно-практической области в обширной сфере управленческой науки. Это означает, что проникая в сокровенные уголки знания об оптимальных способах реализации задач развития, мы не можем не рассматривать виды проектов во всем многообразии. Для этого потребуется предварительно классифицировать их по методологически обоснованным критериям.
Отличие понятий проекта и ИП
Последние десятилетия со всей очевидностью проявляется тренд трансформации деятельности коммерческих организаций. Он заключается в увеличении доли проектной деятельности в четырех компонентах системного воспроизводства бизнеса. С одной стороны, глобализация рынков только усиливает требования к использованию эффекта масштаба в реализации производственной деятельности предприятий. Массовое производство при этом никуда не делось, а только имеет тенденцию к расширению. С другой стороны, проектная доктрина все глубже и глубже пускает корни практически во все регулярные процедуры деятельности.
Это неизбежный процесс, потому что рыночные события ускоряются, и все чаще приходится перестраивать управление и собственно производственные процессы, реализуя многочисленные проекты. Помимо этого все большее распространение получает так называемое проектное производство, поскольку современный рынок – это рынок индивидуализированного запроса потребителей. Все чаще типовой проект дома дорабатывается под индивидуальный заказ, автомобиль имеет уникальную конфигурацию и комплектацию, даже стоматологические услуги начинают рассматриваться в контексте проектного подхода к каждому пациенту.
Общая модель деятельности современной компании
Выше вашему вниманию представлена схема деятельности компании, на которой проектная область выделена синим цветом. Инвестиционные проекты занимают львиную долю проектной деятельности. И в этой связи возникает вопрос о том, чем отличается инвестиционный проект от проекта в целом? Чтобы ответить на него, вспомним общее определение проекта.
Под проектом для целей управления бизнесом принято понимать целенаправленную деятельность, имеющую временный характер, осуществляемую с целью создания уникального продукта (услуги). От других видов деятельности его отличает высокая степень уникальности, которая может варьироваться в достаточно широком диапазоне. Для проектов присущи конкретные цели, которые могут быть уточнены по мере их реализации. Эти уникальные задачи решаются в ходе коллегиальной, взаимосвязанной, скоординированной работы нескольких исполнителей, объединенных в команды.
Основные определения Закона № 39-ФЗ от 25.02.1999 г.
Мы уже неоднократно в статьях ссылались на федеральный закон 39-ФЗ, в котором дано определение инвестиционному проекту и его составляющим: инвестициям и капитальным вложениям. Ключевые отличительные черты ИП состоят в нацеленности на прибыль или другой полезный эффект и в том, что данный тип реализуется в контексте капитальных вложений или, иными словами, в основной капитал компании. Таких условий определение проекта не предусматривает. На мой взгляд, сказанное выше дает ясный ответ на вопрос: какие отличия имеют классификация проектов и типология ИП.
Классификационное деление проектов на виды
Понятие и классификация инвестиционных проектов подробно рассматривались в материале, посвященном делению инвестиционных проектов на виды и типы. Нас же в большей степени интересует общее воззрение на проекты как фундаментальный способ, средство и форму деятельности в бизнесе. Классификация проектов нужна в первую очередь для результативной и эффективной реализации управления ими. Проекты как объекты управления могут значительно отличаться друг от друга по ресурсной составляющей, по технологии выполнения и по многим другим параметрам, которые, безусловно, необходимо учитывать в реальной практике.
Зададимся вопросом: какие бывают виды уникальных задач развития? Для получения ответа мы, в первую очередь, можем пойти по традиционному пути научного метода, начиная с базовых принципов деления объема понятия на классы, типы, виды. Далее мы можем присоединить к ним временной фактор, факторы масштабности и сложности. Однако следует сразу ввести определенное ограничение в исследовании предмета вопроса. Проект в современной интерпретации трактуется весьма широко, буквально распространяясь на всю человеческую деятельность. Я же предлагаю несколько сузить область рассмотрения, ограничившись сферой бизнеса, поскольку такова целевая установка нашей идеологии. Таким образом, возникает первичная классификация проектов, которая представлена далее в табличной форме.
Классификация видов проектов по базовым критериям
Самое крупное деление проектной практики составляет два больших вида: внешние проекты и внутренние. При этом внешние задачи могут носить инвестиционный характер или служить коммерческим интересам основного вида деятельности компании. Большое значение для деления проектов на виды имеет их целевая направленность и сфера деятельности, в которой они реализуются. На основе указанных признаков различают проекты:
коммерческие или контрактные;
строительные;
проекты модернизации и реконструкции ОС;
управленческие;
образовательные;
IT-проекты.
Деление ИП по основным классификационным признакам
Во многом классификация инвестиционных проектов, приведенная выше, при процедуре деления проектов на виды повторяет основную логику. Но не следует забывать, что понятие ИП несколько уже. Во-первых, выгоды от их реализации могут носить косвенный или скрытый характер. Во-вторых, капитальных вложений как таковых может и не быть.
Взять, например, задачи развития управления и конкретно реорганизацию управленческой структуры на стадии жизненного цикла «Зрелость». Прибыльность такого мероприятия далеко не очевидна, вложения в основной капитал отсутствуют, однако это весьма серьезное мероприятие. Таким образом, мы вправе сделать заключение, что к ряду процедур классификация инвестиционных проектов не применима. В завершение раздела приведем еще один пример видового разграничения.
Пример классификации проектов на основе специальных признаков
Место проектов в деятельности компании
Деятельность коммерческой организации по своему содержанию неоднородна. А какие бывают виды деятельности в бизнесе? Лучше всего на этот вопрос ответить, обратившись к процессуальной доктрине управления. Традиционно в каждой компании присутствуют процессы четырех типов.
Основные бизнес-процессы. Это те процессы, за результаты которых клиенты компании готовы платить деньги. Именно в них создается добавленная стоимость бизнеса.
Обеспечивающие бизнес-процессы. Благодаря им воспроизводится инфраструктура для реализации основных процессов, процессов развития и управления.
Бизнес-процессы управления. Накопленный опыт решения стратегических и текущих задач компании находит посредством регламентации свое воплощение в управляющих предписаниях и иных документах.
Бизнес-процессы развития. Развитие бизнеса со временем теряет часть своей уникальности и становится циклически воспроизводимой рутиной. Подобного рода рутина формализуется в регламентные процедуры, именуемые процессами развития. К ним можно отнести бизнес-процессы открытия новых территориальных подразделений, бизнес-процессы модернизации производства и т.п.
Четыре названных типа процессов определяют соответствующие виды деятельности. И нас в большей степени будут интересовать бизнес-процессы развития, поскольку именно через них проходит «линия водораздела» между процессами и проектами. Первые представляют собой регулярно повторяющиеся процедуры, решающие циклические задачи бизнеса. Вторые решают уникальные задачи деятельности, которых еще не было в практике бизнеса, или опыт их выполнения столь невелик, что его невыгодно переводить на регулярную основу.
Схема бизнес-процессов и видов деятельности компании
На представленной выше схеме показана универсальная картина деления всей деятельности бизнеса на четыре ее составляющие. Деятельность по развитию уникальна тем, что в ней сосредоточены все функции, процессы и проекты развития. Грань между процессами и проектами постепенно размывается. И это вполне естественно. Обратите внимание, что развитие в любой из названных форм направлено на три вида деятельности: управление, основные и обеспечивающие БП. В некоторых случаях проекты могут выступать в роли основных бизнес-процессов. Такие проекты называются контрактными. Их примерами можно назвать строительный бизнес, IT-разработки и т.п. Состав возможной проектной реализации представлен на следующей модели бизнеса в пирамидальной форме.
Состав проектной деятельности в общей архитектуре ведения современного бизнеса
В настоящей статье мы рассмотрели вопрос о типологии проектной практики на современном уровне развития коммерческих организаций. Классификация типов проектов важна с разных точек зрения. Самая главная ее ценность состоит в возможности избирательного подхода к управлению проектами, исходя из их типа и вида. Помимо этого, классификация позволяет дифференцировать методологию реализации, тем самым оптимизируя трудоемкость выполнения уникальных задач и расходы на достижение результатов.
projectimo.ru
Принципы классификации проектов | Блог 4brain
Проекты сегодня присутствуют в жизни каждого человека, и касаться они могут совершенно разных областей: работы, учёбы, бизнеса, достижения целей и т.д. И знать о том, какие бывают проекты, важно и нужно, т.к. это помогает не только создавать проекты самому, но и реализовывать их максимально эффективно.
В представленной статье мы поговорим о том, как классифицируются проекты по разным признакам, расскажем об их видах и различиях. Беря во внимание то, что информации по этой теме очень много, мы попытаемся дать её в максимально сжатой форме.
Что такое проекты?
Проект является комплексным системным процессом, направленным на изменение каких-либо сфер человеческой жизни. Сегодня это понятие в разных странах может несколько разниться, но, как правило, под проектом понимают:
Замысел, идею, намерение
Представление, описание или изображение какого-либо объекта на носителях информации или бумаге
Что входит в проекты?
Беря во внимание то, что проекты предполагают применение особых средств для своей реализации, а способы решения тех или иных проектных задач могут определяться различными параметрами, можно сделать вывод, что проекты состоят из:
Замыслов (проблем и задач)
Средств решения (реализации)
Целей (результатов)
В общем понимании проект является тем, что может изменить что-то в жизни. И результаты проекта, в зависимости от этого, могут быть либо конкретными, либо абстрактными. Если же говорить о проекте, как о динамической системе, то можно назвать результаты:
Текущие
Конечные
Во многих случаях проект вместе со своими результатами может быть представлен как система целей, из чего следует, что и сам проект есть система, т.е. комплекс разных элементов и их связей, обеспечивающий достижение конкретного результата.
Основания классификации проектов
Классифицировать проекты можно по срокам осуществления, масштабу, качеству разработки и осуществления, месту реализации и объему используемых средств. Но в действительности разнообразие видов проектов ещё больше.
Так, для классификации проектов имеются следующие основания:
Класс проекта (зависит от структуры, состава и предметной области)
Тип проекта (зависит от сферы деятельности, в которой он реализуется)
Масштаб проекта (зависит от размера, количества участников и степени воздействия на окружающий мир)
Длительность проекта (зависит продолжительности реализации)
Сложность проекта (зависит от технической, организационной, финансовой, технологической и других сторон)
Теперь же давайте перейдём непосредственно к описанию некоторых видов проектов, а именно:
Организационных проектов
Экономических проектов
Социальных проектов
Технических проектов
Инвестиционных проектов
Учебных проектов
Организационные проекты
Организационные проекты относятся к реформированию и созданию новых организаций, а также к реализации некоторых мероприятий, например, конференций, форумов, симпозиумов, семинаров и т.п.
Основными характеристиками организационных проектов являются:
Определённые цели, направленные на улучшение организации системы, и поэтому трудноизмеримые количественно
Заданные предварительно сроки реализации
Ресурсы
Контроль расходов с позиции экономичности реализации
Экономические проекты
Целью экономических проектов является реструктуризация организаций и совершенствование каких-либо систем, например, налоговой, таможенной и т.п.
Основными характеристиками экономических проектов являются:
Предварительно намеченные конечные результаты, которые могут подвергаться изменениям в ходе реализации
Конкретные сроки реализации, которые также могут изменяться
Предварительно определённые расходы, находящиеся под постоянным контролем
Социальные проекты
Социальные проекты предназначаются для решения конкретных социальных проблем, например, для изменений в социальном обеспечении, ликвидации последствий природных катаклизмов или общественных потрясений и т.п.
Основными характеристиками социальных проектов являются:
Намеченные цели, которые могут изменяться вместе с достижением промежуточных целей
Неопределённые сроки и продолжительность
Ограниченные ресурсы
Технические проекты
Технические проекты предполагают разработку какого-то нового продукта.
Основными характеристиками технических проектов являются:
Конкретная основная цель
Дополнительные цели, которые могут меняться по мере реализации проекта
Точно определённые сроки реализации, которые изменяются лишь в очень редких случаях
Чётко установленные расходы
Ограничения в процессе планирования и реализации, обусловленные технической стороной вопроса
Учебные проекты
Суть учебных проектов состоит в обучении людей каким-либо навыкам и предоставлении информационной базы. Такие проекты бывают индивидуальными и групповыми.
Основными характеристиками учебных проектов являются:
Масштаб деятельности
Тематические области
Количество исполнителей
Сроки реализации
Важность результатов
Инвестиционные проекты
Инвестиционными проектами можно назвать почти все проекты, т.к. большая их часть требует инвестиций, т.е. финансовых вложений. Как правило, под инвестиционным проектом необходимо понимать совокупность взаимосвязанных инициатив, направленных на достижение конкретных результатов в конкретные сроки.
Основными характеристиками инвестиционных проектов являются:
Масштаб инвестиций
Цель
Степень риска
Степень взаимосвязанности
Сроки
Отдельно следует сказать и о таких особенностях проектов, как:
Масштаб
Длительность
Элементы
Масштаб проектов
Масштаб проектов является ещё одним критерием их классификации.
Так, могут выделяться мини-проекты, монопроекты, мультипроекты и мегапроекты.
Минипроекты – это очень небольшие проекты, с упрощённой структурой и минимальным количеством участников
Монопроекты – это отдельные проекты разного типа, вида и масштаба, состоящие из нескольких минипроектов
Мультипроекты – это проекты, в состав которых входит ряд монопроектов и отличающиеся большей сложностью и количеством участников
Мегапректы – это проекты, в состав которых входит ряд моно- и мультипроектов; такие проекты могут быть регионального, государственного или межгосударственного масштаба и значения
Длительность проектов
Исходя из показателей длительности, проекты можно разделить на:
Краткосрочные (до 2 лет)
Среднесрочные (от 2 до 5 лет)
Долгосрочные (от 5 лет)
Элементы проекта
Количество элементов оказывает прямое влияние на сложность проекта. Сложность же может быть связана с множеством обстоятельств, таких, к примеру, как потребность в высоком качестве исполнения, ограниченные объёмы ресурсов и т.п.
Основными элементами проектов являются:
Проектная документация
Технология деятельности
Производственные помещения
Технологическое оборудование
Производственные объекты
Предоставляемые продукты, работы и услуги
В зависимости от характера проекта, могут также быть и другие элементы. Кроме того, возможно и более детальное разделение элементов, приведённых выше.
Что же касается тех элементов, которые являются обеспечивающими для любого проекта, то среди них можно назвать:
Финансовые средства
Контракты
Соглашения
Договоры
Территориальное расположение
Помещения
Персонал
Сырьевые ресурсы
Естественно, мы привели самую краткую и максимально сжатую классификацию проектов. Если вы хотите разобраться в этом вопросе более дательно, то можете найти отдельную информацию по проектам в Интернете.
В заключение же скажем, что и классифицируются и управляются проекты не только специалистами и учёными, но и обычными людьми, ведь каждый из нас в своей жизни, и особенно в профессиональной сфере, сталкивается с проектами. По этой причине знание о классификации проектов может помочь каждому человеку создавать и реализовывать проекты, и достигать поставленных целей.
ВЫ В ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ: Чтобы человек имел возможность эффективно реализовывать значимые для себя проекты, он должен обладать способностью вовремя мобилизовать свой потенциал и силы, что поможет ему достигать намеченных результатов. А эта способность подразумевает как выработку полезных привычек, так и наличие у человека знаний о себе и особенностях своей личности. Однако далеко не все имеют точное представление о себе. И если у вас есть стремление к повышению личной продуктивности и реализации своего потенциала в полной мере, сегодня мы предлагаем вам отличную возможность узнать о себе практически всё, что может пригодиться в реальной жизни. Мы подготовили для вас специализированный авторский курс по самопознанию, который раскроет вам все грани вашей личности, благодаря чему у вас будет возможность реализовать свои самые смелые замыслы. Переходите по этой ссылке и познавайте себя.
Пусть самым первым важным для вас проектом станет проект по познанию себя!
4brain.ru
Виды проектов домов. Описание типов проектов для индивидуального строительства.
Сегодня многие мечтают о строительстве собственного дома. Однако не все понимают, что эта мечта не такая отдалённая, как может показаться на первый взгляд. Для возведения собственного дома необходимо лишь приобрести земельный участок и разработать проект будущего строения.
В данной статье подробно рассмотрим различные виды проектов домов.
Классификация типов проектов домов
Ниже представлен краткий перечень существующих проектов:
эскизный;
индивидуальный;
типовой.
Эскизный проект категорически необходим. Дело в том, что в самом начале и заказчик и сам архитектор должен понять, чего от него хотят. В соответствии с пожеланиями заказчика, специалист создаёт объёмную модель, которая позволит оценить будущий дом в подробностях.
После того, как все детали будут утверждены, архитектор может приступать к созданию индивидуального проекта. Естественно, этот тип проектирования является наиболее высокооплачиваемым.
Он максимально адаптирует будущее строение под уже приобретённый земельный участок. Однако не стоит забывать и о преимуществах типовых проектах.
Незначительная модернизация типового проекта
На самом деле у каждого застройщика частных домов существует несколько типовых проектов. Положительная сторона их использования заключается в том, что фирма-застройщик уже знает на перёд все сложности, которые могут возникнуть при строительстве здания.
Следовательно, они будут учтены заранее и ошибки не будут совершены.
Однако, далеко не всегда типовой проект может быть использован без различного рода доработок. Ведь приусадебные участки могут различаться следующим набором критериев: тип грунта, расположение на возвышенности, угол поверхности к горизонту и т.д.
Однако незначительные изменения в типовом проекте окажутся дешевле, чем организация индивидуального проекта.
Ведь внутреннее пространство дома всегда может быть реконструировано при помощи установки дополнительных перегородок и т.д.
Смотрите также:
В видео будут продемонстрированы варианты типовых проектов частных коттеджей из серии «Хозяин»:
www.tell-all.ru
Этапы проекта. Этапы работы над проектом
Мы ежедневно занимаемся большим количеством дел, постоянно делаем выбор, ищем новые возможности для реализации поставленных задач. В повседневной жизни люди даже не задумываются, что они постоянно занимаются разработкой проектов. Это происходит неосознанно. Однако часто человек, который считает, что он сумел построить настоящий инвестиционный проект, на самом деле проделал ненужную работу. Чтобы сконцентрировать свои усилия на необходимых действиях и получить желаемый результат, нужно знать, что представляет собой процесс проектирования.
Что такое проект
Нельзя назвать проектом любую задумку или идею, которую невозможно реализовать. Это определенный механизм, цель которого состоит в достижении поставленной цели и внедрении разработки в практическую деятельность. Итак, признаки проекта:
Существует определенная дата начала процесса проектирования.
Когда заканчиваются этапы разработки проекта, нужно отметить в календаре или документах, если они есть, дату окончания работы или представить конечный результат.
Конечный результат проектирования должен быть новым, ранее неизвестным. Не обязательно при этом добиваться полной уникальности. Достаточно того, что результат будет открытием для членов команды, работающей над проектом.
Для разработки проекта необходимы определенные ресурсы. Они всегда ограничены.
Теперь можно сказать, что проектированием называется стройка квартиры, поиск работы, изучение иностранного языка, переход на другой распорядок дня. Этапы разработки проекта в каждом случае уникальны, но если вы можете реализовать вашу идею, воплотить ее в жизнь, то гораздо проще смотреть на все трудности как на ступени реализации, по которым вы будете подниматься еще выше.
Существует несколько видов исследований. Они различаются между собой по разным характеристикам.
Этапы проекта: общая характеристика
Хотя видов проектов существует много, каждый из них реализуется по определенной схеме. В целом процесс проектирования проходит так:
Анализируется идея, разрабатывается план проекта.
Выбирается руководитель проекта.
Четко прописываются цели проектирования с учетом всевозможных ограничений.
Выявляются участники проектирования.
Определяется дата начала работы и планируемый объем проекта.
Определяются возможные риски и последствия.
Идет работа над поставленной целью.
Устраняются проблемы, возникшие в ходе работы.
Анализируется конечный результат проекта.
Результат представляется руководству.
Происходит оценка конечного результата и работы участников.
В зависимости от вида проектирования этот план может быть скорректирован под конкретные цели. Могут вноситься новые этапы работы над проектом или же устраняться уже существующие, если они не нужны.
Разработка школьного проекта
Школьный проект, как правило, не представляет собой долговременную работу. Ученики должны в командной работе проявить себя как способные и целеустремленные люди, умеющие достигать компромисса. Этапы проекта в школе таковы:
Подготовка к работе. На этом этапе формулируется задание и разрабатывается план проектирования.
Формируются задачи проекта, каждый участник предлагает собственные идеи, которые помогут достичь цели.
Определение метода сбора необходимой информации, распределение заданий между всеми участниками проекта.
Сбор информации, ее анализ, выполнение задач проектирования.
Формулировка соответствующих выводов.
Подготовка к защите проектной работы.
Представление результата деятельности учителю, защита работы.
После защиты проектной работы учитель выставляет соответствующую оценку, которая зависит от степени достижения цели проектирования, работы всех участников исследования, сложности темы, умения представить свои результаты обществу.
Школьное исследование – это самая простая форма работы, во время которой ученики только начинают постигать азы работы над собственной идеей. Этапы работы над проектом не представляют собой определенных расчетов, чего нельзя сказать об инвестиционной сфере деятельности.
Разработка инвестиционного проекта
Инвестиционный проект подразумевает, что его участники учитывают определенный финансовый риск, поскольку реализация требует определенных вложений. Только от человека зависит, готов ли он пойти на это. Этапы инвестиционного проекта таковы:
Предынвестиционный этап. Он включает в себя все мероприятия по подготовке к работе, среди которых проверка основной идеи, планирование, выделение определенных финансовых средств, выбор места исследования, заключение договора с организацией, разработка технического оснащения, разработка и утверждение определенной документации, получение разрешения на реализацию проекта и утверждение соответствующих документов. Этот этап корректируется, если инвестор желает что-либо изменить.
Инвестиционный этап. В него входит непосредственное выполнение работы, включая монтаж, производство образцов и сопутствующих составляющих. Во время этого периода происходит внедрение идеи в действительность.
Эксплуатационный этап. Это завершающий период работы над проектом, он включает в себя применение идеи на практике. Также этап подразумевает расчет всех экономических показателей и прогнозов.
Это основные этапы проекта. Они могут быть дополнены некоторыми действиями, если того требует инвестор или в этом нуждается реализация задумки на практике. Выполнение инвестиционного проекта – это сложная задача, успешное внедрение в жизнь которой под силу только людям со специальным образованием и навыками предпринимательства.
Существует еще один вид проекта – творческий. Его разработка также проходит согласно определенным этапам.
Разработка творческого проекта
Творческий проект является таким же исследованием, как и инвестиционный. Однако есть одно отличие, которое заключается в том, что конечным результатом должно быть готовое изделие. Творческий человек должен уметь воплощать свои мысли и идеи в реальность, чтобы его способности не остались бесполезными. Для этого и нужно осваивать навык проектирования. Этапы творческого проекта таковы:
Выбор темы проектирования, постановка цели и соответствующих задач.
Установление всевозможных ограничений.
Определение необходимых ресурсов.
Сбор необходимой информации.
Составление плана проектирования.
Изготовление изделия с учетом всех вышеперечисленных факторов.
Оценка готового изделия.
Анализ результатов.
Оформление исследования в бумажном виде.
Защита проекта.
Эти этапы выполнения проекта каждый творческий человек видит по-своему. Поэтому не обязательно строго следовать инструкции. Достаточно лишь в общих чертах перенять эти требования.
Оформление проекта
Любой проект необходимо грамотно оформить. Для этого каждый аспект исследования излагается в печатном варианте. Требования к тексту таковы:
Наличие заголовков и подразделов.
Описание хода исследования.
Наличие выводов.
Описание результата исследования.
Наличие приложений, которыми могут выступать рисунки, фотографии, графики, диаграммы и т. д.
После оформления проекта наступает этап защиты.
Защита проекта
Защита – это завершающий этап проектирования, который включает в себя обоснование результатов исследования заказчику, покупателю или общественности. Обычно для получения одобрения достаточно краткого и грамотного рассказа о ходе исследования, который подкреплен графиками, рисунками и презентацией. Помните, что от этого этапа зависит восприятие вашей работы окружающими.
Выводы
Таким образом, проектирование представляет собой длительную работу над основной идеей. Если вы чувствуете в себе силы для реализации вашей задумки, приступайте к набору команды и воплощению в жизнь ваших мыслей. Описанные этапы проекта - это ваш ориентир. Упорная работа поможет вам достичь цели.