Содержание
- 1 Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм — читать, скачать
- 2 Убранство и устройство храма
- 3 Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма
-
4 Устройство православного храма — описание и схема внутреннего убранства церкви
- 4.1 Схема внутреннего устройства православного храма
- 4.2 Описание внутреннего строения храма
- 4.3 Святилище храма — средняя часть
- 4.4 Солея в храме
- 4.5 Алтарь в церкви
- 4.6 Церковный придел
- 4.7 Престол
- 4.8 Жертвенник в православном храме
- 4.9 Амвон
- 4.10 Архитектурные элементы храма
- 4.11 Поддержите наш сайт
- 4.12 Алтарь в православном храме
Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм — читать, скачать
См. также:
Часть 2. Таинства Православной Церкви
Часть 3. Обряды Православной Церкви
Часть 4. Православные посты и праздники
Аннотация
От издательства
Храм, его возникновение и символика История возникновения православных храмов Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь Внешний вид православного храма Внутреннее устройство храма Средняя часть храма Богослужебная утварь Принадлежности архиерейской службы Облачения духовенства Повседневные облачения Богослужебные облачения Монашеские облачения Символика богослужебных цветов
Аннотация
В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д.
Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель.
Цензор архимандрит Лука (Пинаев)
От издательства
Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий.
Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.
К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».
В «Справочнике православного человека» мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав для понимания современных христиан.
Нами подготовлена первая часть книги – «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью.
Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.
Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.
При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.
Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.
Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению.
Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы.
Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.
В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:
1. Священное Писание и Священное Предание.
2. Иконопись (без специальных и прикладных сведений).
3. Богослужение Православной Церкви.
4. Таинства Православной Церкви.
5. Годовой круг праздников и православные посты.
6. Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.
Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.
Источник: https://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-pravoslavnyj-xram
Убранство и устройство храма
Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого – спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви.
Она – лечебница, где происходит исцеление души от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу.
Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.
Православный храм
Православный храм – это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.
Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий.
В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей.
Именно его мать — царица Елена Константинопольская — была инициатором воздвижения храма Гроба Господня в Иерусалиме.
С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор.
Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий.
Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.
Внутреннее устройство
Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения.
Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм – образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного.
Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).
Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:
- Для священнослужителей, которые проводят службы.
- Для всех верующих, присутствующих в церкви.
- Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.
Издревле храм разделяется на три основные части:
- Алтарь.
- Средняя часть храма.
- Притвор.
Далее храм делится на следующие части:
- Иконостас.
- Жертвенник.
- Престол.
- Ризница.
- Горнее место.
- Амвон.
- Солея.
- Пономарка.
- Клиросы.
- Паперти.
- Свечные ящики.
- Колокольня.
- Крыльцо.
Алтарь
Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить алтарю. Это самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба.
Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только помазанникам Божьим. Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение.
Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза.
Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.
Иконостас
Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.
Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.
В центре размещены царские врата – особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям.
Слева и справа от царских врат устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения.
Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.
Иконы и фрески
Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов.
Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней.
На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас.
Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.
Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.
Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.
Средняя часть храма
Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.
Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию.
Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм – это частица обновленного людского мира.
Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.
Притвор
Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению.
В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений.
В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.
Внешнее устройство
Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.
— Абсида – выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.
— Барабан – верхняя часть, которая завершается крестом.
— Световой барабан – барабан с прорезанными проемами.
— Глава – увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.
— Закомара – русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.
— Луковица – глава церкви луковичной формы.
— Паперть – возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).
— Пилястра – плоский декоративный выступ на поверхности стены.
— Портал – вход.
— Трапезная – пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.
— Шатер – имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.
— Фронтон – завершает фасад здания.
— Яблоко – купольный шар, на котором установлен крест.
— Ярус – убывание по высоте объема всего здания.
Виды храмов
Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:
- В форме креста (символ распятия).
- В форме круга (олицетворение вечности).
- В форме четырехугольника (знак Земли).
- В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).
Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня – это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.
Во времена Крещения Руси устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.
Устройство буддийского храма
Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В буддийских храмах также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища – у Будды, его учения и у общины.
Правильное место — то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм – замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота – главное требование в устройстве храма.
Буддисты не различают монастырь или храм – для них это одно и то же понятие.
Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку.
фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения – это все существа, почитаемые буддистами.
Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.
Посещение буддийского храма
Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде – это неуважение к вере.
Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.
Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет — сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.
Источник: http://fb.ru/article/285028/ubranstvo-i-ustroystvo-hrama
Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма
Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл. Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.
Архитектурные особенности храмовых построек
Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.
Князе-Владимирский храм в Иркутске
Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:
- один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
- три купола возводят в честь Святой Троицы;
- пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
- семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
- иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.
Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).
О православных храмах:
При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:
- крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
- прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
- круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
- звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).
Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле
Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.
богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.
Внутреннее устройство храма
Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:
- притвор;
- основная или средняя часть;
- алтарь.
Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями.
В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви.
В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.
Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом
В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.
Солея
Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.
Амвон
В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.
С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди
Клирос
Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.
Иконостас
Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части.
Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла.
В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.
Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов.
С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.
На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.
Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.
Иконостас Благовещенского кафедрального собора
Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.
Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.
О молитве в храме:
Алтарь
Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.
Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма.
Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.
часть алтаря — святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.
Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.
Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно — каждой вещи в храме есть применение.
Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.
о внутреннем устройстве храма
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/vnutrennee-ubranstvo-i-vneshnee-ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama.html
Устройство православного храма — описание и схема внутреннего убранства церкви
Устройство православного храма связано с символическими традициями, историей развития богослужения.
Основные части соборов называются:
- алтарь – святое место;
- наос – средняя часть;
- притвор.
Каждая из них символизирует определённую область бытия, является повтором Божественной, небесной и земной жизни.
- Схема внутреннего устройства православного храма
- Описание внутреннего строения храма
- Архитектурные элементы храма
Схема внутреннего устройства православного храма
Изображённый на плане алтарь, отгороженный иконостасом от всего храма – святейшее место в соборе. Далее следует средняя часть храма, а затем притвор и паперть — площадка перед входом в церковь.
На чертеже изображены основные части строения православного храма.
Описание внутреннего строения храма
Рассмотрим подробнее внутренне строение христианского храма.
Святилище храма — средняя часть
Средняя часть здания считается храмом, символизируется земным бытиём, является частицей обновлённого человеческого мира. Называют это место нефами, оно расположено от притвора до святого места – алтаря.
Здесь расположены иконы, выставленные в больших рамах или на узких специальных столиках, имеющих наклонные крышки, которые называются аналой. Перед святыми изображениями установлены подсвечники, куда прихожане могут поставить свечки. Светильник из множества свечей украшает интерьер этой части собора, люстра называется паникадилом.
Здесь же находится небольшой столик, на котором имеются подсвечники и распятие, называемое кануном или канунником. Это место панихид или заупокойных Богослужений.
Традиционно наличие в храме образа Голгофы, который располагают в его средней части. Это изображение в виде деревянного Креста высотой в рост человека, на нём образ распятого Спасителя.
На нижней части восьмиконечного Креста, на подставке, имеется изображение, символизирующее череп и кости Адама.
Справа от Распятия расположена икона с образом Богоматери, слева Иоанна Богослова, иногда вместо него лик Марии Магдалены.
Солея в храме
Перед иконостасом и алтарём находится выступающее в храм возвышение, называемое солеей, посередине её выступ — амвон, что означает восхождение.
По обоим краям возвышения устраиваются места, где располагается хор. Называют эти площадки – клиросом, «клирошанами» называли поющих священников.
Рядом с клиросом помещают хоругви – иконы, изготовленные на шёлковых тканях, прикреплённые к длинным древкам. Как церковные знамёна их проносят во время крестных ходов.
На полукруглой солее иногда расположены хоры в форме балкона. Они обычно расположены с западной стороны храма.
Алтарь в церкви
Традиционно располагается в восточной стороне, он обращён к восходу солнца.
Алтарь считают «небом на земле». Он ассоциируется с образами Рая, считается небесным жилищем Господа. В дословном переводе алтарь называют «возвышенным жертвенником». Входить в него разрешается только помазанникам Божьим.
Внутри алтарь состоит из:
- Главной святыни, называемой Престолом для свершения Таинств.
- Горней высокой площадки, находящейся за престолом, куда помещают семисвечник и крест.
- Жертвенника, где готовится хлеб и вино для Таинства.
- Сосудохранилища и ризницы, в которых расположены священные сосуды и облачения священников для богослужения.
Иконостас отгораживает «Небо на земле» от остальных частей собора, заставлен иконами, в нём расположены врата. В центральные, называемые царскими, разрешено входить только священнослужителям. Врата с северной и южной стороны — для диаконов.
Образ Спасителя помещён справа от центральных врат, слева – икона Богоматери. После образа Спасителя место храмовой иконы, на которой изображён наиболее почитаемый святой, с чьим именем связано освещение храма.
Церковный придел
По традициям русской православной церкви не разрешается совершать более одной литургии в течение одного дня на одном и том же престоле. Поэтому устанавливаются в храме дополнительные престолы, для которых или выделяются части в основном здании, или делаются пристройки снаружи.
Называют их приделами или пареклесиями, располагаются они в южной или северной стороне помещения. Наличие нескольких церковных приделов иногда не просто усложняет структуру храма, а и создаёт целый комплекс.
Престол
Является освящённым столом, нижняя одежда которого – белое полотно, верхняя – цветная дорогая ткань.
Это место для священных предметов, специфика которых в том, что прикасаться к ним разрешено только священнослужителям.
Жертвенник в православном храме
Находится с левой стороны от престола. Высотой жертвенный стол такой же, как и престол.
Используется для обряда приготовления вина и просфир, которые нужны для причастия.
Амвон
Это место в виде полукруглого выступа по центру солеи, с которого священником произносятся речи и проповеди.
Архитектурные элементы храма
По внешности православного храма определяется его предназначение. Он может быть в виде:
- Креста – символа спасения.
- Круга, символизирующего вечность.
- Квадрата, связанного с землёй и духовной крепостью.
- Восьмиугольника, олицетворяющего Вифлеемскую звезду.
- Корабля, повторяющего Ноев ковчег.
Принадлежностью убранства храма являются:
- образы на иконах и фресках;
- светильники, которые зажигаются в зависимости от значимости службы;
- лампады.
Если посмотреть на фото с храмами, то заметно общее в их строении – это наличие куполов, которые венчает глава с крестом. Например, утроение куполов символизирует Святую Троицу.
Для прихожан, как для детей так и для взрослых, православный храм воспринимается как Царствие Небесное. Знать, как называются основные части церкви, полезно всем, для этой цели хорошо помогает рисунок или картинка с подписями.
Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama.html
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
Внутреннее устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, непосредственно храм и притвор.
Алтарь ‑ самая важная часть храма, в которой происходят все священнодействия и где молятся священнослужители. В алтарь строго запрещено входить женщинам и даже простым мужчинам-мирянам.
Исключение делается лишь для получивших особое благословение пожилых монахинь-алтарниц, которые занимаются уборкой, и постоянных православных прихожан мужского пола, которым разрешают помогать при богослужении.
Иконостас православного храма отделяет алтарь от средней части, где молятся верующие миряне. Согласно старинной традиции, женщины в храме стоят в левой части, напротив иконы Богородицы, а мужчины ‑ в правой, напротив иконы Иисуса Христа, но сегодня это разделение не является строгим, и придерживаются его не все.
Притвор предназначен для молитвы не крещенных (раньше их называли оглашенными), но в некоторых современных небольших церквях эта часть внутреннего устройства православного храма может отсутствовать из соображений экономии при строительстве и за ненадобностью ‑ институт оглашенных в православной церкви давно перестал существовать.
Алтарь в православном храме
Устройство православного храма всегда планируется таким образом, чтобы окна алтаря выходили на восток. Бывают исключения, но они довольно редки и обусловлены каким-либо историческим фактом либо топографическими условиями местности.
Центральное место в алтаре православного храма занимает престол ‑ деревянный, мраморный или металлический стол на четырех ножках, высота которых составляет строго 98 см., а толщина столешницы – 2 см. Сверху престол покрывается двумя видами тканей: нижняя, белая, символизирует погребальную плащаницу Иисуса Христа, а верхняя, парчовая, ‑ его божественное и царское происхождение.
Кроме того в православном храме, по кругу престол опоясывается веревкой, олицетворяющей путы, которыми был связан Спаситель во время бичевания.
Согласно правилам устройства православного храма, за престолом всегда стоит семисвечник, а по центру восточной стены напротив престола расположено горнее место ‑ трон, над которым располагают икону Иисуса Христа.
Горнее место напоминает всем о незримом присутствии в храме Царя Славы, и сидеть на нем имеет право только архиерей во время некоторых частей богослужения.
Согласно внутреннему устройству православного алтаря, в левой его части, возле восточной стены, всегда находится жертвенник, похожий на престол ‑ здесь подготавливают просфоры и вино для таинства Евхаристии.
Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма
Источник: https://superfb.site/duhovnoe-razvitie/religiya/vnutrennee-ubranstvo-i-vneshnee-ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama.html