Что такое священнические поручи и зачем они нужны?

Содержание

Зачем нужны четки в православии и как правильно ими пользоваться — 1 Православный.ру

Что такое священнические поручи и зачем они нужны?

  • Как используются четки в православии
  • Классификация
  • Правила пользования
  • Дополнительные указания
  • Изготовление своими руками

Православные четки и их значение — один из важнейших вопросов в практике религиозной деятельности. Четками называют замкнутый шнурок или веревку с узелками и различными бусинами. Они предназначаются для ведения счета молитв и необходимых в ритуале поклонов, а также для концентрации внимания и напоминания о самом молебне.

Как используются четки в православии

Этот атрибут неотъемлем для большинства религиозных конфессий, его применяют в буддизме, индуизме и мусульманстве. Христианские четки подразделяются на несколько видов и отличаются некоторыми признаками.

В границах Русской православной церкви (РПЦ) этот атрибут обладает собственным предназначением и толкованием. Одни священнослужители и ученые говорят, что в религиозном обиходе их впервые использовал Василий Великий, другие придерживаются мнения, что в традицию их внедрил святой по имени Пахомий.

Атрибут имеет собственное предназначение, многие святые и мыслители высказывались по поводу его применения.

  • Феофан Затворник отмечал: когда человек занимается внешним делом, часы проходят незаметно, а во время откровенного молебна первая минута представляется часом или двумя. Некоторые (в основном, начинающие) восхваляют Господа кратко, более концентрируясь на поклонах. Такой ритуал не проходит по традиционному правилу, не раскрывает ум и сердце пред Всевышним, а только делает «некое одолжение». Поэтому добрые монахи придумали четки, чтобы не поддаваться самообману короткой молитвы. Этот священный атрибут позволяет беседовать с Господом не по настоянию, а лично от себя.
  • Так как основа всякой практической религии есть молитва, а большинство текстов необходимо произносить много раз, верующие используют четки. Перебирая в руках бусы, нанизанные на нить, легче отслеживать число восхвалений. Церковь предписывает носить их незаметно в кармане или использовать только в келье (в доме).
  • Их замкнутость символизирует бесконечную и неустанную молитву. В том месте, где шнурок образует узел, присоединяют небольшой крест или кисть (воскрилий). Эти фрагменты напоминали древним иудеям о важности исполнения заповедей. Воскрилии также воспроизводят аналогию о ризе Мессии, к которой верующий мысленно прикасается во время восхваления и прошения.
  • В сфере монашества четки имеют наименование «духовного меча». Священнослужители получают их во время ритуала пострига и никогда не расстаются с ними. Для каждого монаха четки — это средство напоминания о нескончаемом молебне, который спасает от рассеянного ума.
  • Неофит должен обратить пристальное внимание на этот религиозный атрибут, потому что он предназначен для того, чтобы обучиться внутренней молитве и всегда напоминать о ней. Апостолы учили всех христиан неустанно обращаться к Господу за спасением и помощью в отречении от житейских забот.
  • Для боголюбивого христианина четки являются своеобразным спасательным кругом религиозности. «Духовный меч» способен отвращать демонические нападки и изгонять страстные стремления человека. Четки напоминают, что при должном усердии наши молитвы будут услышаны, и Господь воздаст нам стократно. Атрибут символично говорит о страданиях Христа и учит смиренно взирать на судьбу. Мудрецы вдохновляют христиан: при помощи четок человек вспоминает о заповедях и прикасается к Божьей славе, которая исцеляет.

На заметку! Четки являются внешним орудием православного молебна и могут, при правильном использовании, заменить некоторые церковные службы. Они дают помнить верующему о необходимости постоянного вопрошания и восхваления.

Классификация

В восточной христианской традиции выделяют два вида этого религиозного атрибута. Число зерен обычно кратно 10 (10, 30, 40, 50, 100 или 1000)

  1. Наиболее древние лестовки считаются исконно православными четками. В настоящее время они редко используются. Их происхождение связано с вервицей (простой византийской веревкой) с образованными на ней узелками. Термин «лестовка» символизирует лестницу в Небесную обитель. Такие четки имеют вид не бусин, а ремня из кожи, по длине которого расположены широкие петли (бобочки). Чтобы научится пользоваться этим старообрядным атрибутом, следует внимательно изучить его структуру. Молитвенные восхваления здесь имеют краткую формулировку и обращены Спасителю, Деве Марии и другим святым.
  2. Розарий — современный вид, отличающийся лаконичностью и простотой, они чрезвычайно распространены в православной традиции. Идея популяризации этих четок Россия принадлежит Серафиму Саровскому, который ввел богородичное правило чтения. На каждой отдельной бусине читается соответствующая молитва.

Вервица – древнейший вид чёток

Правила пользования

Одновременно с началом искреннего произнесения религиозного гимна верующий перебирает «бусины» левой рукой. Каждое «зернышко» на этом религиозном атрибуте символизирует молитву за Иисуса Христа. На каждой большой «бусине» разрешается читать всем известный «Отче наш» или восхваление Деве Марии, или близкое по духу.

Верующий может произносить молитвы по-своему, но с большим смирением и открытостью. Феофан Затворник учил следующим образом использовать четки:

  1. Сначала нужно произнести прошение о помилование и переложить одну «бусину» между пальцами. Такой алгоритм продолжается и далее, и для каждой молитвы необходим земной и поясной поклон (как пожелает верующий).
  2. Если заметит православный верующий, что спешит с исполнением ритуала, необходимо наверстать время новыми молитвами и поклонами.
  3. Чтобы определить продолжительность, следует самостоятельным образом выявить, сколько времени уходит на ритуал во время утрени и вечерни, и сколько раз проходятся сами четки. Определенное число и станет индивидуальной мерою в молебне. Так как люди есть усердные и ленивые (занятые), они по-разному устанавливают время для восхвалений.

На заметку! В Сарове существует определенный метод работы с четками, который можно взять в пример каждому верующему. Сначала совершается 30 поклонов до земли с восхвалением Иисуса, далее 100 молебнов без поклонов; второй круг повторяется точно также, а на третий идет 20 поклонов с хвалою Сына Божьего и 100 обычных молитв; наконец, 20 поклонов и 100 молитв Деве Марии.

Однако правила выбираются индивидуально, церковь предоставляет их большое количество.

Старообрядческая лестовка

Дополнительные указания

Необходимо распределить число поклонов на каждое лицо, чтобы в сумме получилось 50. К примеру, для Спасителя — 30, Богоматери — 15, а другим преподобным святителям — 5.

  • (Иисусова) молитва, во время перебирания православных четок, должна выговариваться как бы автоматически, без напряжения в уме. Натренированный в этом деле человек произносит восхваления в любой момент, работая или отдыхая. Остальные молитвы также следует повторять безмерное число раз.
  • Главное условие — всегда помнить о том, что Господь видит всякое действо, поэтому православный верующий должен вести себя достойно.
  • Чем ниже совершаются поклоны, тем более получит человек. Усиленный труд имеет повышенную цену.
  • Рукой касаться земли необязательно. Иное — прикладывание к святым иконам во время исполнения соответствующих восхвалений и прошений.
  • Идеальный земной поклон должен заканчиваться полным выпрямлением спины. Чем более они глубоки и неспешны, тем большее дело совершено во имя Всевышнего.

Изготовление своими руками

Для этого нужна капроновая нить, хлопковая пряжа, атласная лента и православный крест.

  1. Сперва необходимо определиться с количеством узелков. Современные четки чаще состоят из 100 узлов, которые разделены на группы из 25 или 10.
  2. Начинать вязать следует с крайнего левого узла, каждый десятый должен быть крупнее других ( на нем будет читаться «Отче Наш»), а каждый 25 — тройным, самым большим. Круг соединяется таким образом, чтобы крайние хвостики свисали вниз.
  3. На них следует сделать еще три узла и присоединить православный крест, освященный в храмовых условиях.

Православные четки — механическое средство, которое благословляется церковью и помогает верующему сосредоточить собственный ум только на молитве и обращении к Всевышнему. Этот религиозный атрибут известен человечеству с древнейших времен и распространен во всех конфессиях.

Без него не обходится ни один день жизни мудрого подвижника, к тому же новичку очень тяжело без четок научиться отвлекать сердце и ум от мирских обязанностей.

о том, для чего нужны четки православным христианам

  1. Что такое священнические поручи и зачем они нужны?
  2. Зачем каяться перед Богом и как правильно у него просить прощения
  3. Что такое покаяние в православии и как правильно покаяться
  4. Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна?

Источник: http://1pravoslavnyi.ru/zachem-nuzhny-chetki-v-pravoslavii-i-kak-pravil-no-imi-pol-zovat-sya/?v=f9308c5d0596

Виды одежды священника

Что такое священнические поручи и зачем они нужны?

Виды священных облачений.

 Если для мирских дел, при важных торжественных случаях, одеваются не в обычные повседневные одежды, а в лучшие то тем более естественно, что при служении Господу Богу священно- и церковнослужители облачаются в особые одежды, назначение которых — отвлекать ум и сердце от всего земного и возносить их к Богу.

Особые богослужебные одежды были введены для священнослужителей еще в Ветхом Завете. Было строго запрещено входить в скинию и Иерусалимский храм для служения без особых риз, которые после служения должны были сниматься при выходе из храма.

И в настоящее время священно — церковно служители во время совершения церковных служб облачаются в особе священные одежды, которые, сообразно трем степеням церковной иерархии, разделяются на диаконские, священнические и епископские.

По учению Церкви, каждая высшая степень церковной иерархии заключает в себе благодать, а вместе с тем права и преимущество низших степеней. Это наглядно выражается тем, что священные одежды, свойственные низшим степеням, принадлежат и высшим.

Поэтому и порядок в облачении таков: сперва надевают одежды, принадлежащие низшему чину, а потом уже высшему. Так епископ облачается сперва в одежды диакона, потом в одежды иерея и затем уже в принадлежащие ему как епископу. Иерей тоже сначала облачается в одежды диаконские, а потом уже иерейские.

Одежды чтеца или певца. 

— это краткая фелонь (верхнее облачение священников для богослужения в виде парчового, вытканного золотом или серебром одеяния без рукавов), которая в теперешнее время надевается на чтеца лишь при его посвящении.

Она имеет вид фелони священнической, но отличается от нее тем, что весьма коротка, едва покрывая плечи. Ее надевают в знак посвящения на служение Богу. Ныне свое служение чтец совершает в одежде, которая называется стихарем.

Стихарь

– это длинная прямая одежда с широкими рукавами. Так как иереи и архиереи носят стихарь под другими ризами, то их стихарь немного изменен по форме и называется подризником.

Стихарь делают преимущественно из белой или светлой материи, чтобы напомнить носящему его о той чистоте жизни, какая требуется от него. Стихарь знаменует также «ризу спасения и одежду веселия», т. е.

спокойную совесть и исходящую из этого духовную радость.

 К одежде иподиакона и диакона, прилагается еще и орарь. Это длинная широкая лента, которой иподиакон опоясывается крестовидно, а диакон носит ее на левом плече. Опоясание орарем служит знаком того, что иподиакон смирением и чистотою сердца должен служить Богу и людям.

При посвящении иподиакона в диакона архиерей возлагает орарь на его левое плечо. Только на Литургии после молитвы «Отче наш», диакон препоясывается орарем крестовидно, приготавливая этим себя к приобщению Святых Таин Тела и Крови Господней.

Обычно при возглашениях ектений и других возгласах он поднимает конец ораря, держа его тремя пальцами правой руки. В древности диакон орарем вытирал уста причащающихся. Слово «орарь» происходит от латинского «ого» — прошу, или молюсь.

Орарь знаменует крылья ангельские, потому что диаконское служение символизирует собой служение ангелов у Престола Божия. Поэтому на ораре иногда вышивается ангельская песнь: «Свят, Свят, Свят». При возложении на себя ораря диакон не читает никакой молитвы.

 К одеждам диакона принадлежат поручи, или «нарукавницы». Они употребляются для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды – как бы укрепить руки, сделать их более способными для священнодействования. Поручи напоминают священнослужителю, что он должен надеяться не на свои силы, а на силу и помощь Господа. Поручи напоминают о тех узах, которыми были связаны пречистые руки Спасителя.

 К одеждам иерея принадлежат: подризник (стихарь), епитрахиль, поручи, пояс и фелонь. Есть также еще две принадлежности, не входящие в число обязательных одежд священника – это набедренник и палица. Они являются наградами, которые возлагает архиерей на заслуженных священников.

Епитрахиль

– это не что иное, как диаконский орарь, обернутый вокруг шеи так, чтобы оба конца его спускались спереди.

В древности при посвящении диакона в иереи епископ, вместо того чтобы возлагать на него епитрахиль, переносил только задний конец ораря на правое плечо так, чтобы оба конца свисали спереди. На это указывает и сама форма епитрахили представляющая как бы вдвое сложенный орарь.

Епитрахиль означает сугубую благодать священства, данную иерею. Иерей без епитрахили, как и диакон без ораря, не совершает ни одной службы. Менее торжественные службы он совершает в одной епитрахили.

Пояс

– лента, которой иерей препоясывается по вверх подризника и епитрахили для того, чтобы удобнее было священнодействовать. Пояс напоминает препоясание Господа Иисуса Христа перед Тайной Вечерей и символизирует силу Божию и одновременно готовность к священнослужению.

Набедренник и палица

– это одежды, которые иерей получает в качестве награды, причем набедренник – это первая иерейская награда, а палица принадлежит уже к архиерейским одеждам. Она дается также некоторым протоиереям, архимандритам и игуменам.

Набедренник представляет собой четырехугольный продолговатый плат, носимый на бедре священнослужителя на длинной ленте, перекидываемой через плечо, а палица – четырехугольный равносторонний плат, делаемый в виде ромба. Набедренник и палица символизируют собой меч духовный, духовное оружие, которое есть Слово Божие. Набедренник – награда введенная в Русской Церкви.

На Востоке известна только палица. Набедренник надевается на правое бедро, а когда дается палица, то набедренник перевешивается на левое бедро, а палица возлагается на правое.

Фелонь (риза)

– означает «всепокрывающая одежда». Это длинная широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов с отверстием для головы. Фелонь надевают поверх других одежд и покрывает их. Украшенная многими крестами фелонь называлась еще «полиставрион» — «крещатая риза».

Фелонь символизирует собой ту одежду, в которую облекли Господа ругавшиеся над Ним воины, и напоминает иерею, что он в служении изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание людей. В фелонь иерей облачается при более торжественных богослужениях.

При этом по Уставу иерей во время богослужения несколько раз облачается и снова разоблачается, что в приходских храмах теперь далеко не всегда соблюдается по причине различных сокращений, введенных в богослужение.

 Монашествующие носят особые головные уборы – клобук, камилавку и скуфию — черного цвета, а священникам белого духовенства даются в виде отличия или награды скуфии, а затем и камилавки фиолетового цвета.

Название «скуфия» происходит от слова «скифос» — чаша, ибо формой своей она напоминает чашу.

«Камилавка» происходит от названия того материала, из которого раньше на Востоке ее делали и который изготовляли из шейной шерсти верблюда.

 Архиереи, кроме священнических одежд (епитрахили, подризника, пояса и поручей), имеют также одежды, свойственные их сану: саккос, омофор, митру и крест с панагией.

Саккос

– «одежда печали, смирения и покаяния». Это верхняя архиерейская одежда, похожая по форме на стихарь но короче его, несколько шире в объеме и украшена звонцами. Саккос имеет то же значение, что и фелонь. В древности только некоторые архиереи облачались в саккос, в основном все носили фелонь. Звонцы у саккоса символизируют благовествование Слово Божие, исходящие из уст епископа.

Омофор

– одежда, носимая архиереем на плечах. Это длинный и широкий плат, напоминающий собой диаконский орарь, но только шире и длиннее. Омофор возлагается по верх саккоса, одним концом спускаясь вперед на грудь, а другим назад, на спину епископа. Без омофора архиерей ни совершает ни одной службы. Омофор делали раньше из волны (шерсти), что знаменовало заблудшую овцу, т.е.

грешный род человеческий. Архиерей с омофором символизирует собою Доброго Пастыря – Христа Спасителя несущего заблудшую овцу на Своих плечах. В следствии такого значения омофора, его во время служения Литургии несколько раз снимали и снова надевали.

В те моменты, когда архиерей символизирует собою Христа, он бывает в омофоре; когда же читает Евангелие, совершает великий вход и пресушествление Святых Даров, омофор с архиерея снимают ибо в Евангелии и Святых Даров является молящимся Сам Христос.

Обыкновенно после первого снятия омофора с архиерея с нова на него надевают уже другой омофор, меньших размеров, поэтому его называют малым омофором. Малый омофор ниспадает обоими концами спереди на грудь архиерея, и он существенно короче первого великого омофора.

Митра

– (с греч.-«связываю»), означает «повязка», «диадема», «венец». В богослужебных книгах митра называется шапка. Это царское украшение даруется архиерею потому, что он в служении изображает Царя – Христа.

В месте с тем митра служит и знаком власти архиерейской.

Самому архиерею она должна напоминать о терновом венце, который воины возложили на главу Христа, а также о сударе, которым была обвита Его глава при погребении.

 В Русской Церкви митра дается архимандритам и некоторым протоиереям. В определенные моменты богослужения митру снимают.

Архиерей снимает митру во время великого входа, перед Символом веры, на все время, когда веют над Святыми Дарами воздухом, от слов «Примите, ядите…» — до приложения Святых Даров, во время причащения, а также, когда он сам читает Евангелие (но не тогда, когда слушает чтение). Архимандриты и протоиерее снимают митру на все то время, когда Типикон предписывает стоять с непокрытыми головами.

Мантия

 — есть монашеская одежда, покрывающая собою все тело, кроме головы. Она изображает крылья ангелов, по тому называется ангельской одежды. Обнимая собой все тело, мантия символизирует всепокрывающую силу Божию, а также строгость благоговение и смирение монашеской жизни. Монашествующие при совершении богослужений должны быть в мантиях.

Обыкновенная монашеская мантия – черного цвета и не имеет на себе никаких украшений.

Архиерейская мантия

– лилового цвета, на ней нашиты так называемые скрижали и источники. Скрижали имеются также и на мантии архимандрита.

Скрижали

– это четырехугольные платы, обыкновенно темно – красного цвета (а у архимандритов – зеленого), которые нашиваются к верхним и нижним краям мантии. Они олицетворяют собой Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны почерпать свое учение.

На скрижалях нашиваются еще иногда кресты или иконы, вышитые золотом или цветными нитками. Источники – это ленты разных цветов, большей частью белого и красного, которые нашиваются вдоль мантии и изображают струи учения, вытекающего из уст архиерея.

На мантии архиерея есть и звонцы, как были они на верхней одежде иудейского первосвященника. По обычаю в некоторых Поместных Церквах высшие архиереи, например, патриархи и митрополиты, носят мантии зеленого и голубого цветов.

Все монашествующие, не исключая и архиереев, служат в мантии во всех тех случаях когда не положено по Уставу облачатся в полное облачение.

Орлецы

– небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом, символизирующим врученную епископу область управления.

Орел знаменует чистоту учения, сияние – свет богословских знаний и благодатное дарование.

Орлецы полагаются во время богослужения под ноги епископа и напоминают ему о том, что он должен своими помыслами и делами быть выше всего земного и стремится к небу подобно орлу.

Источник: http://cerkovtkani.com.ua/vidy-odezhdy-svyashchennika

Мелочность или равнодушие?

Что такое священнические поручи и зачем они нужны?

Приходя в Церковь, человек сталкивается с совершенно иным миром — неизведанным, таинственным — поэтому он, чаще всего, с готовностью и благоговением принимает все правила поведения в этом мире. А вопрос: «Зачем надо делать именно так?» — порой кажется ему чуть ли не кощунственным.

Но вопросов не нужно бояться, ведь эта пытливость свидетельствует о неравнодушии к своей вере и к тому, что происходит в Церкви. Другое дело — ответ должен быть правильным и адекватным, а это уже область в том числе и нашей ответственности — тех, кто в церковной жизни делает уже не первые шаги.

Часто бывает, что люди, посещающие храм много лет, сами совершают какие-то нелепые ошибки. Например, подходя под благословение, пытаются вместо руки священника поцеловать поручи его облачения.

Но ведь мы знаем, что через священника нас благословляет Сам Господь, поэтому, целуя руку, мы тем самым отдаем целование деснице Божией. Причем же здесь поручи? Их действительно целует священник, когда облачается перед совершением каких-либо таинств и треб.

Он читает специальную молитву и прикладывается устами к знамению креста, изображенному на поручах, также на епитрахили и фелони. Но это имеет уже совсем иной смысл.

Справедливости ради надо заметить, что часто сами священнослужители подходящим к кресту, на помазание или под благословение людям протягивают для целования именно запястье руки в поручах. А прихожанам, соответственно, ничего больше не остается, как смиренно приложиться.

Даже если кто-то уже привык к этому, не стоит с другим батюшкой поступать так же, считая это верным. Ужасно смотрятся сцены, когда человек начинает хватать священника за руку и тянуть к своим губам его запястье или неестественно изгибать голову, чтобы непременно достать до поручей.

А если это происходит у Чаши со Святыми Дарами, так это просто опасно, ведь можно случайно толкнуть и опрокинуть ее.

Куда снисходит благодать?

Еще одной распространенной ошибкой или, лучше сказать, странностью является привычка некоторых прихожан класть правую руку поверх левой, будто испрашивая благословения, когда они подходят к помазанию на полиелее. Это опять же говорит о том, что человек искаженно понимает смысл совершаемых действий.

Руки складываются «лодочкой», чтобы принять благословляющую десницу и поддержать ее во время целования. Никакого «магического» значения это положение рук не имеет. Хотя можно услышать от прихожан мнение, что так в раскрытые ладони снисходит благодать Божия. Но это не более чем вымысел, да еще и небезопасный с духовной точки зрения.

По той же причине не верно складывать руки таким образом во время богослужения, когда священник подает общее благословение молящимся: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа буди со всеми вами» или благословляет Святыми Дарами во время пения Херувимской песни, ведь принять благословляющую руку и поцеловать ее в данном случае мы не можем.

Что же касается помазания святым елеем на всенощной и полиелейной службах, то оно символизирует милость Божию к нам, служит внешним знамением нашего участия в благодати и духовной радости совершаемого в этот день церковного праздника, нашей сопричастности Церкви.

Помазание также является символом Божьего благословения, и мы лобызаем десницу священника, совершающего помазание, однако в данном случае он держит свою руку на весу, чтобы освященное масло не попало на одежду подходящим людям или на пол, следовательно, складывать ладони «лодочкой» не имеет никакого смысла.

Знамение Креста

Можно также видеть, что некоторые складывают руки крестообразно на груди не только подходя причащаться, как и положено, но и подходя на помазание или ко кресту. Это тоже не верно.

Сложенные на груди руки перед Чашей означают собственно крестное знамение, как бы заменяют его, во избежание того, чтобы случайно не подтолкнуть потир с Дарами.

Подходя же ко кресту, осенять себя крестным знамением дополнительно не нужно, а следовательно, и заменять его сложением рук на груди. Неуместно это делать и перед помазанием.

Бытует мнение, что сложенные крестообразно руки символизируют наше смирение, но это уже более поздние смысловые наслоения, не имеющие богословского подтверждения.

Совершенно неправильной будет попытка приложиться к Святой Чаше головой или поцеловать руку священника, держащего Чашу. Мы благоговейно целуем край потира, приняв Тело и Кровь Христовы, мысленно лобызая прободенное ребро Спасителя. Никаких других действий возле Чаши совершать не следует.

Сила мелочей

Можно вспомнить еще целый ряд ошибок и странностей, которые то и дело приходится наблюдать в наших храмах.

Это и не совсем объяснимое желание некоторых прихожан непременно дотронуться головой до Евангелия во время евангельского чтения на молебне (кстати, многие священники активно поддерживают это стремление, когда во время чтения начинают по очереди прикасаться Евангелием к склоненным головам), и неуставные земные поклоны на Светлой седмице, и множество предрассудков, связанных с Причастием, когда люди, например, считают, что прикладываться к иконам после принятия Святых Христовых Таин нельзя или нельзя поцеловать собственного ребенка,- да мало ли что. И дело ведь не в том, что эти неправильности могут нанести серьезный вред душе человека или внести разлад в его церковную жизнь, хотя по большому счету это близко к истине. Главное — обилие всех этих неправильностей выявляет в нас людей, мало знакомых со своей верой, поддающихся даже каким-то суевериям и более того — людей, не обеспокоенных этим печальным фактом. Спросите меня, когда я потрудилась задать вопрос о необходимости креститься, передавая свечу к праздничной иконе. Правильно: только когда начала готовить эту публикацию. А до того я довольствовалась своей интуитивной догадкой, что это вовсе не обязательно. Слава Богу, догадка подтвердилась.

Приходит на память услышанный мною полуанекдотичный случай: однажды во время полиелея к архимандриту Макарию (Веретенникову), бывшему тогда ректором Московской Духовной Академии, подошел на помазание в числе прочих выпускник Академии, положив правую руку поверх левой, как на благословение. Его Высокопреподобие отложил кисточку, благословил своего ученика и торжественно произнес: «Поздравляю Вас: за годы учебы в семинарии и Академии Вы так и не научились правильно подходить на помазание».

Так какая ж беда, если кто-то допускает подобные ошибки? Разве это грех? Да не грех. А можно ли считать грехом равнодушие к своей вере, а значит, и ко Христу?.. Ведь переставая придавать значение таким вроде бы мелочам, мы рискуем превратить это в пагубный навык, а следовательно, духовно обокрасть самих себя и в конечном итоге лишиться главного.

 Газета «Православная вера» № 17 (493)

Инна Стромилова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-09-18-23-52-55-melochnost

Источник: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/09/19/melochnost_ili_ravnodushie

Облачение священника: одежда, головные уборы, поручи, наперсный крест

Что такое священнические поручи и зачем они нужны?

Облачение священника может указывать на его положение в православной церкви. Также для проведения богослужений и для повседневного ношения используют разные одеяния. Одеяния для богослужений выглядят роскошно. Как правило, для пошива такого облачения используют дорогую парчу, которую украшают крестами. Существует три типа священства. И каждому соответствует свой тип облачения.

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Во что облачен священник?

Одежда священника отличается от одеяний простых служителей. Во время проведения богослужения на нем должны находиться следующие одеяния: подрясник, ряса, поручи, набедренник, пояс, епитрахиль.

Подрясник надевают только священники и архиереи. Наглядно все это можно увидеть на фото. Одежды могут несколько отличаться, но принцип сохраняется всегда.

Подрясник (подризник)

Подрясник – это своеобразный стихарь. Считается, что подрясник и рясу носил Иисус Христос. Такие одеяния – символ отрешенности от мира. Монахи в древней церкви носили такую почти нищенскую одежду. Со временем она вошла в обиход и всего духовенства.

Подрясник – это длинное, до пят мужское платье с узкими рукавами. Как правило, цвет у него либо белый, либо желтый. Подрясник архиерея имеет специальные ленты (гамматы), которыми стягиваются рукава в районе запястья. Это символизирует ручьи крови, льющиеся из продырявленных рук Спасителя.

Считается, что именно в таком хитоне всегда ходил по земле Христос.

Епитрахилью называют длинную ленту, которую наматывают на шею. Оба ее конца должны спускаться вниз. Это символ двойной благодати, которая предоставляется священнику для проведения богослужений и священных таинств. Епитрахиль надевают поверх подрясника или рясы. Это обязательный атрибут, без которого священники или архиереи не имеют права проводить священные обряды.

На каждой епитрахили должно быть нашито семь крестов. В порядке расположения крестов на епитрахили также заложен определенный смысл. На каждой половине, которая спускается вниз, расположено по три креста, которые символизируют количество таинств, совершаемых священником. Один находится посредине, то есть на шее.

Это символ того, что епископ передал священнику благословение совершать таинство. Также это указывает на то, что служитель взял на себя бремя служить Христу. Можно заметить, что облачение священника – это не просто одежда, а целая символика. Поверх подрясника и епитрахили надевается пояс, который символизирует полотенце Иисуса Христа.

Он носил его на поясе и использовал при омовении ног своих учеников на Тайной Вечере.

Ряса

В некоторых источниках ряса называется ризой или фелонью. Это верхняя одежда священника. Ряса выглядит как длинное широкое платье без рукавов.

В ней имеется отверстие для головы и большой вырез спереди, который практически достигает пояса. Это позволяет священнику свободно двигать руками во время совершения таинства. Оплечья ряса жесткие и высокие.

Верхний край сзади напоминает треугольник или трапецию, которая находится над плечами священника.

Ряса символизирует багряницу. Еще ее называют одеждой истины. Считается, что именно ее носил Христос. Поверх рясы священнослужитель носит наперсный крест.

Набедренник является символом духовного меча. Его выдают священнослужителям за особые усердия и продолжительную службу. Надевается он на правое бедро в виде ленты, переброшенной через плечо и свободно опускающейся вниз.

Поверх рясы священник также надевает наперсный крест.

Одежда архиерея (епископа)

Одеяния архиерея схожи с теми, во что облачается священник. Он также носит подрясник, епитрахиль, поручи и пояс. Однако рясу архиерея называют саккосом, а вместо набедренника надевается палица. Помимо этих одеяний, архиерей также облачен в митру, панагию и омофор. Ниже находятся фото одежды епископа.

Палица

Облачение священника (архиерея) неполноценно без палицы. Это плат, по форме напоминающий ромб. Его привешивают за один угол на левое бедро поверх саккоса. Так же, как и набедренник, палица считается символом духовного меча.

Это Божье слово, которое всегда должно быть на устах у служителя. Это более значимый атрибут, нежели набедренник, так как он символизирует еще и небольшой отрез полотенца, которое использовал Спаситель для омовения ног своим ученикам.

До конца XVI века в Русской православной церкви палица служила атрибутом только епископов. Но с XVIII века ее начали выдавать в качестве награды архимандритам. Богослужебное облачение архиерея символизирует семь выполняемых таинств.

Панагия и омофор

Омофором называют длинную ленту ткани, украшенную крестами.

Его надевают на плечи так, чтобы один конец спускался спереди, а другой — сзади. Архиерей не может совершать службы без омофора. Носится он поверх саккоса. Символично омофор представляет овцу, которая заблудилась.

Добрый пастырь принес ее в дом на своих руках. В широком смысле это означает спасение Иисусом Христом всего человеческого рода.

Архиерей, облаченный в омофор, олицетворяет Спасителя Пастыря, который спасает заблудших овец и на своих руках приносит их в дом Господа.

Поверх саккоса также надевается панагия.

Это круглый значок, обрамленный цветными камнями, на котором изображен Иисус Христос или Божья Матерь.

К облачению епископа можно также отнести орлец. Коврик, на котором изображается орел, подкладывается под ноги епископу во время службы. Символично орлец говорит о том, что епископ должен отречься от земного и возвысится к небесному. Архиерей должен повсюду становиться на орлец, таким образом всегда находясь на орле. Другими словами, орел постоянно носит на себе архиерея.

Также во время богослужения епископы используют жезл (посох), символизирующий высшую пастырскую власть. Жезлом также пользуются архимандриты. В этом случае посох указывает на то, что они являются настоятелями монастырей.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя.

Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания.

Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Одеяния для повседневного ношения

Повседневные облачения также символичны. Основные – ряса и подрясник. Служители, ведущие монашеский образ жизни, должны носить черный подрясник. Остальные же могут облачаться в подрясник коричневого, темно-синего, серого или белого цветов. Подрясники могут быть изо льна, шерсти, сукна, сатина, чесучи, иногда из шелка.

Чаще всего ряса выполнена в черном цвете. Реже встречаются белые, кремовые, серые, коричневые и темно-синие. Подрясник и ряса могут иметь подкладку. В обиходе бывают рясы, напоминающие пальто. Они дополнены бархатом или мехом на воротнике. Для зимы шьют рясы на теплой подкладке.

В рясе священник должен проводить все богослужения, за исключением литургии. Во время литургии и других особых моментов, когда Устав заставляет священнослужителя облачаться в полное богослужебное одеяние, священник снимает ее. На подрясник в этом случае он надевает ризу.

Во время службы на диаконе также надета ряса, поверх которой надевается стихарь. Епископ поверх нее обязан носить различные ризы. В исключительных случаях на некоторых молебнах епископ может проводить службу в рясе с мантией, на которую надевается епитрахиль.

Такая одежда священника – обязательная основа богослужебного облачения.

Какое значение играет цвет облачения священнослужителя?

По цвету одеяния священнослужителя можно говорить о различных праздниках, событиях или днях памяти.

Если священник облачен в золотой цвет, то это означает, что богослужение проходит в день памяти пророка или апостола. Также могут почитаться благочестивые цари или князья.

На Лазареву субботу священник также должен облачаться в золотой или белый цвет. В золотой ризе можно увидеть служителя на воскресном богослужении.

Белый цвет – символ божественности. Одеяния белого цвета принято надевать на такие праздники, как Рождество Христово, Сретение, Вознесение Господне, Преображение, а также в начале богослужения на Пасху. Белый цвет — это свет, исходящий от гроба Спасителя при Воскрешении.

В белую ризу священник облачается, когда проводит таинство крещения и венчания. Во время обряда посвящения в сан также надеваются белые одеяния.

Голубой цвет символизирует чистоту и непорочность. Одежду этого цвета надевают во время праздников, посвященных Пресвятой Богородице, а также в дни почитания икон Божьей матери.

Митрополиты также носят мантии голубого цвета.

В крестопоклонную неделю Великого поста и на праздник Воздвижения Великого Креста священнослужители облачаются в рясу фиолетового или темно-красного цвета.

Епископы также надевают фиолетовые головные уборы. Красный цвет ознаменовывает почитание памяти мучеников. Во время богослужения, проводимого на Пасху, священники также облачены в красные одеяния.

В дни памяти мучеников этот цвет символизирует их кровь.

Зеленый символизирует вечную жизнь. В зеленые одеяния облачаются служители в дни памяти различных подвижников. Такого же цвета мантии у патриархов.

Темные цвета (темно-синий, темно-красный, темно-зеленый, черный) в основном используются в дни скорби и покаяний. Также в темных одеяниях принято ходить в период Великого поста. В праздничные дни во время поста могут использоваться одеяния, украшенные цветной отделкой.

Источник: http://fb.ru/article/244902/oblachenie-svyaschennika-odejda-golovnyie-uboryi-poruchi-napersnyiy-krest

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    .