Православный обряд погребения

Похороны в православии

Православный обряд погребения

Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви. 

Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке.

Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» — человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни.

Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.

Православные традиции и обычаи при похоронах

Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.

Правила православных похорон

Соболезнование

Отправить онлайн

Отправить онлайн

Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.

  • омовение
  • облачение
  • уложение в гроб
  • крест, саван, икона
  • заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
  • заупокойная лития
  • отпевание
  • погребение
  • поминовение (поминки)

Этапы православного погребального обряда

Омовение

Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Облачение

Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.

Похоронное бдение

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Отпевание оканчивается заупокойной литией.

Погребение

При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Надмогильный крест

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

Срок погребения

3-й день после смерти.

Поминки

Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Девятины

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего.

На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно.

На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.

Сороковины

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения.

В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда.

Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение.

Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела.

Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания — заочное отпевание.

В силу различных социально-экономических обстоятельств в России все больше верующих предпочитают кремацию погребению.

Организация обряда похорон у православных — Ritual.ru

Похоронная служба Ritual.ru поможет вам провести похороны по православному обряду и организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Мы работаем в ритуальной сфере 25 лет и организовали за это время более 40 000 православных похорон с отпеванием.

Проконсультироваться по любым интересующим вас вопросам вы можете по телефону круглосуточной городской информационной службы 8 (495) 100-3-100.

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/pohorony_v_pravoslavii/

Православный обряд погребения

Православный обряд погребения

Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.

В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

Православные похороны

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.

На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида.Православные похороны

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.

Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины.

Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела».

В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи.

Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.

Отпевание православным чином

  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»

На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Поминовение

Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.

  1. На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
  2. На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
  3. 40-дневный период, который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.

Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни.

Отпевание и погребение по православному обычаю

Фев 1, 2019 14:32Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnye-pohorony.html

Православный обряд похорон: обряд погребения в православии

Православный обряд погребения

Главной особенностью обряда похорон в православии является восприятие Церковью тела умершего человека как храма его души; одновременно с этим земная жизнь человека считается предшествующей будущей – вечной; смерть в православной философии видится как момент пробуждения ото сна греховной жизни, после которого наступает время обновления. Смерть – неизбежный акт бытия, за которым следует отделение души от тела и представление ее к Высшему суду.

 Христианин всю свою жизнь старается построить так, чтобы за ним не осталось нераскаянных грехов, дабы не мучиться от них в загробной жизни. Потому один из самых сложных философских вопросов – как правильно подготовить человека к смерти.

Если человек тяжело болен, необходимо позвать священнослужителя, перед которым можно исповедоваться, а также принять причастие и соборование. Когда человек чувствует приближение смерти, его охватывает страх и тягостное ожидание неизвестности.

Для облегчения страждущей души близкие умирающие человека могут сами зачитать отходной молебен.

В православном молитвослове он называется «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице при разлучении души от тела всякаго правовернаго».

В конце Канона значится молитва от священника об исходе души, ее освобождении, прощении грехов и вечном упокоении в Царствии небесном.

Эту молитву может читать только священник, поэтому родственники и другие близкие, не являющиеся служителями церкви, могут читать только Канон.

Погребальные обряды, которые совершаются православной церковью – не красочные и напыщенные торжества, которые нужны только для удовлетворения честолюбия. Это глубоко духовные таинства, основанные на священных откровениях, которые существовали еще до первых сподвижников Иисуса Христа.

Суть Православной традиции погребения – утешающее действо, выражающее веру в Воскресение и вечную жизнь. На протяжении всей истории человечества ни один народ не оставлял тела умершего не погребенным. Это всегда было священным таинством. Православный обряд захоронения хранит в себе глубокий смысл – утешение и веру в начало новой жизни после смерти.

Первый день после смерти

Сразу после смерти человека его тело подлежит омовению. Этот обряд знаменует очищение тела и души, которая должна будет предстать пред Богом на Высшем суде. После омовения на умершего человека надевают чистую одежду, символизирующую новую жизнь.

Если при жизни православный человек не носил нательный крест, то для похорон его следует надеть. После этого усопшего укладывают в гроб, который представляет собой символический ковчег для ожидания в нем начала новой жизни.

Гроб окропляют со всех сторон святой водой. Голова и плечи должны лежать на подушке. Руки складываются таким образом, чтобы правая обязательно была сверху.

В левой руке усопшего должна находиться свеча, а на груди – икона; если хоронят женщину, то это икона Божией Матери, если мужчину – образ Спасителя.

Все это свидетельствует о приверженности умершего к христианству а также о том, что после смерти этот человек предает свою душу Христу, во Спасение которого он верит и отправляется на встречу к Творцу. На лоб усопшего укладывается бумажный венец, который, в свою очередь символизирует победу на поле греха.

Это говорит о том, что борьба с земными страстями и грехом завершилась, а впереди ожидает вознаграждение в Царствии Небесном. На венце вместе с изображением Иисуса Христа, Матери Божией и Иоанна Крестителя написана молитва – Тресвятая песнь: «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Бессмертный, помилуй нас».

Каждому православному человеку после смерти полагается свой венец.

Тело умершего накрывают белым саваном – это свидетельствует о принадлежности усопшего к Православной вере и о том, что Церковь с этого момента будет опекать душу христианина.

Согласно православной традиции, гроб ставится по центру комнаты перед домашними иконами. В помещении зажигают свечу или лампаду, которую не нужно тушить до выноса тела умершего.

Также зажженные свечи ставятся вокруг гроба в виде своеобразного креста – у головы, у ног и по бокам от усопшего, что знаменует переход в вечную жизнь.

День второй

Важно организовать погребение таким образом, чтобы на первом плане была забота о душе усопшего. Однако не стоит прибегать к суевериям: складывать в гроб личные вещи умершего человека или деньги. По христианским правилам в гроб принято класть только цветы – их благоухание возносит славу Богу. Также цветы несут в себе символику Эдемского сада, считаются украшением престола Господня.

После возложения цветов начинается зачитывание Псалтыри священником. Псалмы о почивших являются утешением для горюющих и обращают к молитвам о помиловании души. Псалтырь разделяется на двадцать частей, которые называются кафизмы.

Каждая кафизма начинается со слов «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…». Кафизмы, в свою очередь, состоит из трех «Слав». В конце каждой «Славы» троекратно зачитывается «Аллилуиа…». Завершает чтение молитва, посвященная усопшему, с указанием его имени: «Помяни, Господи Боже наш…».

Перед тем, как произойдет непосредственное погребение, Псалтырь необходимо читать не прерываясь. Считается, что именно в то время, когда тело человека находится в гробу, его душа проходит страшные испытания на пути к новой жизни.

Панихиды призваны облегчить эти мучения. Также служатся заупокойные литии – они менее продолжительны, чем панихиды, другое их название – народные молитвы. Во время служб все присутствующие зажигают свечи, которые выражают память об усопшем и моление о его души.

Священник совершает службу с кадилом.

Проводя панихиду, православная Церковь заботится в первую очередь о душе умершего, которая, являясь на Суд Божий, нуждается в поддержке и молитве.

День третий

На третий день после смерти происходит отпевание и непосредственное погребение усопшего. Отсчет ведется с самого первого дня – то есть с того момента, когда произошла смерть. Например, если человек умер в понедельник, погребение приходится на среду.

Совершать отпевание можно и на дому, но лучше всего в церкви. Перед тем, как перенести тело в храм, дома служится заупокойная лития, обход с кадилом вокруг умершего для благоухания и очищения духа. Сам процесс отпевания проходит не столько в траурной, сколько в торжественной форме.

Хотя родственники усопшего как правило облачены в траур, священник носит светлую одежду.

Присутствующие на службе держат в руках зажженные свечи. По правилам отпевание может происходить только один раз, даже в случаях перезахоронения. Возле гроба на столике ставится кутья со свечой (традиционное постное или траурное блюдо, приготовленное из пшеницы и риса, заправленное сахаром или медом). Зерна кутьи символизируют зарождение новой жизни после смерти.

Так, подобно зернам, которые помещаются в землю, чтобы потом расцвести, и тело человека должно быть похоронено, чтобы потом воскреснуть духом. Сахар и мед знаменуют сладость рая. Сама кутья является для православных воплощением тела Господа – Иисуса Христа, который умер плотью, но воскрес духом. Также и мы, согласно Евангелию, не умрем, но будем живы в воскресении.

Согласно христианским правилам гроб должен оставаться открытым до конца отпевания.

Исключением для проведения отпевания усопших являются праздники Пасхи и Рождества Христова. В таких случаях умерших можно отпевать раньше или позже третьего дня, но это случается редко. Такое встречалось во время Великой отечественной войны, когда родственники, получавшие извещения о смерти постфактум, отпевали умерших в неозначенные дни.

По христианским канонам отпевать запрещено лишь самоубийц, сознательно совершивших деяние. В редких случаях есть возможность совершить отпевание человека, пошедшего на суицид в бессознательном состоянии, но для этого необходимо письменно обратится к главному архиерею, а также приложить к прошению документ о причине смерти – например, душевной болезни.

Служба отпевания состоит из нескольких частей. Название «отпевание» говорит о певческом характере проведения таинства.

отпевания – повествование о судьбе человека, начиная с первого грехопадения Адама и Евы, после которого каждый человек стал смертным, но, после пришествия Христа, у него появилась возможность обрести жизнь вечную, но уже не на земле, а на Небесах.

Церковь в своем молении просит Бога о милости прощения грехов умершего и о том, чтобы он был принят в Царствии Божием. В конце отпевания священник зачитывает молитву об освобождении души от прежних земных грехов и их отпущении.

Текст с этой молитвой вкладывается в правую руку умершего, а также дается его родным и близким. Обычай вкладывать записки пришел к нам еще с ХІ века после истории с варяжским князем Симоном, который добровольно принял православную веру и попросил дать ему посмертную записку с разрешительной запсикой.

Также известен случай, когда усопший Александр Невский во время отпевания сам протянул руку для принятия записки.

По окончании разрешительной молитвы зачитывается стихира: «Приидите, последнее целование дадим…». Далее происходит прощание с умершим и его целование. Это действие является подтверждением единения всех христиан.

Родственники усопшего обходят вокруг гроба, просят отпустить былые обиды и прикладываются губами сначала к иконе на груди покойного, затем к венчику на лбу. Если гроб по каким-то причинам закрыт, то целуют изображение креста на крышке гроба или руку священнослужителя.

После отпевания тело при одновременном исполнении Трисвятой песни переносят на кладбище. Как правило, священник сопровождает гроб с телом до могилы, но если этого не происходит, тело хоронят недалеко от места отпевания.

Священник крестообразно посыпает землей укрытое тело покойника, произнося « Господня земля и исполнение ея вселенная и вси живущий на ней». При совершении соборования (помазания елеем), маслом также в форме креста обрызгивают тело.

Возможно посыпание землей родственниками в том случае, если до этого священник по просьбе близких насыпал землю на бумагу, после чего земля в бумажном свертке была доставлена на кладбище. Таким же образом можно поступать и при отпевании заочно. После посыпания землей гроб закрывают и заколачивают гвоздями.

Если умершим является крещеный младенец, то его отпевают как непорочного. Здесь не идет речи об отпущении грехов, Церковь лишь молится о вознесении души в Царствие небесное. Крещеные младенцы считаются очищенными от первородного греха, а некрещеные – нет, поэтому над нами отпевание не производится.

Считается, что такие дети не греховны, но и не чисты. Младенцами считаются дети до семи лет, после семи лет отпевание происходит по правилам взрослых людей. Ныне достаточно распространена кремация умерших. Она была оформлена законодательно еще в 1909 году в России.

Был издан специальный законопроект, согласно которому допускалось как захоронение усопших на кладбищах, так и сожжение тел в специально устроенных для этого крематориях, если на то была письменная воля умершего.

Тем не менее, отношение Православной церкви к кремации остается отстраненным, поскольку в Священном писании говорится о погребении тела в земле, в то время как о сожжении речи не идет.

Согласно христианским традициям при погребении тело усопшего обращают лицом к Востоку – то есть, в ту сторону, где наступает рассвет, как знамение победы тьмы над светом, перехода от земной жизни к вечной.

Когда гроб опускают в могилу, исполняется Трисвятая песнь, как бы сопровождая переход человека к новой жизни. Над могилой устанавливается восьмиконечный крест – символ спасения в православии.

Крест «сопровождал» Христинина всю земную жизнь, и будет также хранить его в упокоении. Обычно ставится временный деревянный крест – до того, как будет установлен памятник.

Хотя он может быть изготовлен из любого другого материала, главное, чтобы он был правильной восьмиконечной формы. Устанавливается крест к ногам усопшего, распятием обращен к лицу.

На памятнике также, как правило, высекается крест. Это вечный знак бессмертия и воскресения души, которое ожидает каждого праведного христианина после смерти.

Источник: http://ritorg.by/pravoslavnyy-obryad-pohoron-obryad-pogrebeniya-v-pravoslavii.html

Обряд похорон — русские православные традиции

Православный обряд погребения
1:5021:511

Похороны — это такое событие, что ждет всех людей, живущих на нашей земле. Но также и принято думать, что похороны — это не итог жизни, а начало другой, новой, загробной жизни! Вся та, будущая жизнь, как считается, будет зависеть от этой. 

1:9451:954

Если говорить о самом обряде похорон, то он сложился уже очень и очень давно. Русские народные обычаи, связанные с обрядом похорон, до сих пор применяются у православных христиан. В них еще много языческого, против которого выступает церковь.

Однако таковы традиции, веками укоренявшиеся в сознании русичей. Сегодня многие обычаи претерпели значительные изменения, современники часто даже не подозревают о корнях того или иного действия, строго соблюдая обряд похорон. Как правило, сие действо состоит из нескольких этапов.

В данной статье мы о них и поговорим.

1:19851:8

Проводы

1:38

Первым этапом всегда считаются проводы, то есть подготовка тела умершего к похоронам, что  предусматривает омовение и одевание его в специальные одежды. Омовение и одевание умершего имеет свой сакральный смысл — проводы в дальний путь, подведение итогов, окончание Жизни, встреча со Смертью.

1:5821:591

Омовение

Омовение — не просто гигиеническая процедура, но и очищение перед встречей с Господом Богом. Православная церковь учит, что каждый должен придти «к Господу с чистой душой и чистым телом».

1:9721:981

На Руси обряд омовения осуществляли специальные люди — омывальщики. Обычно это были старые холостяки, вдовцы или старые девы, то есть те люди, которые не «имели греха», у которых не было интимных отношений с лицами противоположного пола.

Если же таковых людей не было в окружении, омовением занимались люди, не состоявшие в родстве с усопшим. По традиции собирать человека в дальний путь могли только те, кто не оплакивает его, не «жжет слезой», помогая завершить земную жизнь.

1:18791:8

Покойника омывали водой, которая становилась «мёртвой», её выливали в дальний угол двора, куда не ступала нога человека, где не росли растения. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок.

Эта же участь ждала и горшки, из которых омывали покойника, их выносили на середину дорог или в овраг, разбивали или оставляли. Смысл этого ритуала состоял в том, чтобы мертвец не мог вернуться, чтобы он не мучил живых.

1:7931:802

Сегодня омовение чаще всего совершают в морге, но в деревнях России до сих пор есть старушки — обмывалки. Никто давно не помнит о свойствах мертвой воды и магических свойствах предметов омовения.

1:1165

Облачение

Во время проводов близкие собирали вещи и облачали в них усопшего.

На Руси покойника одевали только в белые одежды, сейчас для мужчин обычно выбирают строгий темный костюм, для женщин — светлое платье. Можно выбрать тот наряд, который очень любил носить сам умерший.

Как правило, лучшей одеждой считались венчальные наряды. Если же покойный не дожил до этого события, то его одевали, как на свадьбу.

1:1924

Можно одевать на покойника и новые одежды, но, ни в коем случае нельзя для этого использовать вещи кого-то из родственников.

1:2291:238

На голову женщине надевают платок, мужчине — церковный венок с молитвой. Испокон веков замужняя женщина на Руси не могла показаться на людях простоволосой, сразу же после замужества всегда ходила в головном уборе. И сегодня в православной церкви женщина не может войти в храм без платка.

1:7701:779

При положении во гроб тоже придерживались старинных обычаев: труп брали только в рукавицах, избу постоянно окуривали ладаном, во время нахождения гроба в доме сор не выносили. Нахождение возле гроба родных и близких покойного в течение ночи носило ритуальный характер — живые собирали усопшего в дальний путь, прощались с ним, вспоминали его мирскую жизнь.

1:14401:1449

Раньше было принято на протяжении трех дней до похорон над умершим читался псалтырь и соответствующие молитвы. Делать это могли, как родственники, так и специально приглашенные для этого люди.

1:18071:8

Похоронные обряды русских предусматривают и такую традицию: после смерти человека, перед образами ставят стакан воды и накрывают его куском хлеба, а на поминках хлебом накрывают рюмку водки. Делают это для души, которая, согласно приданиям, может находиться в своем бывшем жилище около полутора месяцев.

1:5691:578

Также, в доме, где находится усопший, зажигают у его изголовья свечки. Одну зажженную свечу надо поставить на столе, а перед ликами святых (иконами) следует зажечь лампаду.

1:8941:903

Вынос тела

1:939

Следующим этапом будет — вынос самого тела. Время выноса тела для отпевания устанавливается по договоренности со священнослужителем, который будет проводить отпевание.

1:12541:1263

Как правило, оно назначается между двенадцатью часами и до того времени пока солнце находится на горизонте. После его захода вынос усопшего запрещен.

1:15461:8

Чтобы покойник не вернулся в дом и не забрал с собой кого-то из живущих в нем, его необходимо выносить ногами вперед, стараясь не задеть при этом стены или дверь.

1:3081:317

С этой же целью производят ритуал под названием «замещение места». Для этого, на место, где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем их на сутки переворачивали вверх ножками.

1:6541:663

В Сибири, после выноса тела, под угол дома, который находится слева от двери, клали камень, чтобы остальные члены семьи не торопились вслед за усопшим.

1:9441:953

Вынос тела характеризуется и наличием морально-этического аспекта, который определяется ярко выраженным эмоциональном состоянии, как родных и близких усопшего, так и в сочувствии иных присутствующих на похоронах лиц.

Если родственники на похоронах не плакали, общество их осуждало, считая, что они не достаточно любили ушедшего. Существовали и исключения из правил.

Так, матери не имели права плакать по своим умершим деткам, поскольку считалось, что вредит их душам на том свете. 

1:18481:8

Сегодня традицию оплакивания соблюдают не все и не всегда, а осуждение со стороны остается на совести самих наблюдателей. Православная церковь накладывает запрет на громкие народные вопли, предупреждая, что нельзя «плакать по умершим». Смерть — естественное завершение Жизни, переход в другое состояние.

1:5811:590

Похоронное шествие

1:641

Похоронное шествие всегда сопровождалось рыданиями близких и родных покойного, а также, их причитаниями.

1:8421:851

Возглавлял процесс мужчина, который нес в рушнике икону или распятие. После него шли пару человек, которые несли крышку от гроба. Затем священнослужители, после которых следовало 6-8 человек, несущих на плечах гроб. Замыкали шествие родные, близкие и знакомые.

1:13311:1340

Из-за суеверий, которые пришли еще с языческих времен, гроб, как и крышку, старались переносить в перчатках, на специальном полотне. На кладбище покойника приносили или же привозили на санях. Последние потом могли сжечь либо же перевернуть на сорок дней полозьями вверх.

1:18401:8

Если на пути похоронного шествия встречались люди, то необходимо было осуществить ритуал «первая встреча». Он символизировал встречу живого и мертвого миров. Встречному давали кусок хлеба, который заворачивали в полотенце. Взамен он должен был помолиться о душе усопшего.

1:5261:535

Останавливаться процессия может лишь возле церкви и кладбища, возле мест, которые занимали важную роль в жизни покойного человека или возле крестов, которые в народе так и называют «покойничьи». Чем дольше несут гроб, тем более уважаемым человеком покойный был при жизни.

1:10491:1058

Панихида

1:1091

Панихида была следующим этапом. Данный ритуал осуществляется в соответствии с церковными канонами. Осуществляется он перед захоронением умершего. Он может проводиться в церкви или в доме покойника.

Приглашенные лица, которые имеют духовный сан читают молитвы и псалмы, которые призваны успокоить душу ушедшего и адаптировать ее в ином мире. В таких пениях образно показывается путь человека и его мытарства от момента появления на свет и вплоть до смерти.

Также в них говорится о Божьем проведении и справедливости, о великой любви Бога к человечеству…

1:21141:8

Погребение. 

1:51

Обряд похорон погребение совершают до того, как солнце покинет горизонт. Считается, что с собой оно забирает в потусторонний мир душу.

1:3041:313

Считается, что родственникам усопшего нельзя закапывать гроб. Подобное поверье связывают с тем, что родные боятся, чтобы покойный с собой не забрал еще кого-то из семьи.

1:6281:637

Прощаясь, родные усопшего целуют его в лоб (в венчик), и выражают свое сожаление плачем и причитаниями.

1:8321:841

После того, как все желающие простятся, священник произносит специальные молитвы, затем гроб заколачивается и опускается в предварительно выкопанную яму.

1:11331:1142

Еще одним элементом прощания является такой ритуал как бросок горсти земли на крышку гроба. При этом, надо произносить такие слова, как «земля пухом». Иногда, в могилу бросают мелкие деньги, чтобы покойный смог откупить свою могилу, либо же для откупа при переправе через реку, которая отделяет наш мир от мира мертвых. 

1:17471:8

Поминание

Заколоченный гвоздями гроб опускают в землю, затем закапывают. После того, как могила будет полностью засыпана, на ней, как правило, размещают венки, в их центре живые цветы.

Поскольку, согласно обычаям ставить постоянный обелиск можно лишь по прошествии первой годовщины смерти, то на могилке устанавливают временный памятник или крест.

На них прикрепляют табличку с информацией об имени и фамилии усопшего, а также, дат его рождения и смерти.

1:8521:861

Похоронные обряды предписывают, что по окончанию церемонии погребения родственники умершего организовывают обед для копателей.

1:11031:1112

Эти должен быть скромный стол, на котором обязательно должны быть кутья, блины, водка и другие угощения.

1:13061:1315

Остатки пищи необходимо оставить на могиле, чтобы ими полакомились птицы. Последних ассоциировали с душами умерших ранее людей.

1:15551:8

Затем, друзья, знакомые и родственники отправляются в дом почившего, где уже накрыт стол для поминания. По окончанию трапезы пришедшим раздаются сладости (печенье и конфеты)

1:332

 

1:418

Несколько веков назад на Руси существовало два вида поминовения умершего: тайный и явный.

1:5901:599

В первом случае родственники в течении сорока дней раскладывали на подоконники, крылечки соседей подаяния. Это могли быть яйца, хлеб, спички, ткань, полотенца. Приняв такое подаяние, соседи должны были молиться за душу ушедшего. Считалось также, что часть грехов умершего они берут на себя.

1:11351:1144

При явном поминовении, близкие умершего заказывали в церкви его отпевание. После нее у ворот церкви детям и нищим принято было раздавать пироги и иные сладости.

Чтобы душа не попала в ад, родственники жертвовали денежные средства на церковный колокол, который в дальнейшем, своим звоном смог бы вызвонить грешника из ада. Или можно было пожертвовать соседям петуха, чтобы он пел ежедневно за грехи усопшего.

Также, иногда в конце поминок женщинам, которые оказывали особое содействие в их организации, раздают платки, которые необходимо хранить.

1:21481:8

Траурные традиции

После похорон происходят поминки, которые повторяются в третий, девятый, сороковой дни, полгода и в годовщину смерти.

В эти дни родственники заказывают поминальные требы в церкви, организовывают поминальные обеды дома и ежедневно молятся о душе усопшего.

Это может быть как поминальный обед, так и раздача продуктов всем знакомым и чужим людям с одной целью — помин души усопшего.

1:7471:756

Согласно печальному этикету траур по умершему соблюдается в течение года. В это время близкие родственники носят темные одежды, не посещают развлекательных мероприятий, заказывают молебны в церкви, сами посещают кладбище и церковь.

1:11881:1197

До сорока дней вдовы носят черные траурные платки в знак печали и памяти по усопшему. Более короткий срок траура распространяется на дальних родственников — до шести недель. Православный траурный ритуал претерпел множество изменений, не потеряв самого главного — достойные проводы в последний путь.

1:17501:81:172:5232:532

Источник: https://jenskiymir.com/vera-i-religiya/primety/2322-obryad-pohoron-u-russkih.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    .