Непал, Бутан, Шри‑Ланка
Два небольших пригималайских государства, Непал и Бутан, издревле территориально, политически, да и в религиозно‑культурном плане тяготеют к Индии (Бутан также и к Тибету). Эти монархии принадлежат, как и Бангладеш, к числу наиболее бедных и отсталых среди развивающихся стран.
Королевство Бутан с населением около полутора миллионов человек, этнически близких тибетцам (70 %) и непальцам, после 1947 г. связало себя договором с Индией, по букве которого оно обязалось во внешних сношениях руководствоваться курсом и позицией своего великого соседа. Эти особые связи Бутана с Индией, однако, не слишком ограничивают его самостоятельность в международных делах, зато весьма помогают стране в экономическом плане, включая помощь со стороны Индии. Впрочем, помощь Бутану оказывают также некоторые международные организации и богатые страны. Цель ее – создать в Бутане необходимую современную инфраструктуру и помочь развить сельское хозяйство хотя бы до той степени, которая решила бы проблему самообеспечения страны продовольствием.
Непал – страна значительно более крупная (около 19 млн. чел.). Это королевство издревле было связано с Индией, да и населено оно по большей части выходцами из Индии, не говоря уже о том, что коренное население страны, гурки, еще в прошлом веке активно использовалось англичанами в качестве выносливых солдат, что опять‑таки говорит в пользу связей его с Индией. Как королевство Непал возник в середине прошлого века в результате политического объединения нескольких княжеств. Управляли страной вплоть до 1951 г. представители феодально‑аристократического дома Рана, выступавшие в официальной функции премьер‑министров. Переворот 1951 г. привел к реставрации власти короля, к оживлению норм современной политической жизни, включая парламентарную демократию. Впрочем, эти нормы оказались для Непала преждевременными и были отторгнуты. На смену им пришла система панчаятов (советов или самоуправления), причем на референдуме 1980 г. население высказалось в пользу именно этой системы. В Непале был создан и Национальный панчаят (парламент с совещательными функциями).
На выборах 1991 г. немалую долю голосов собрали непальские коммунисты, впрочем, пока охотно сотрудничающие с монархом. Промышленность в основном перерабатывающая, развита слабо. Расходы по экономическому развитию страны чуть ли не на 70% покрываются за счет внешней помощи, в том числе из Индии и КНР. Китай весьма заинтересован в укреплении связей с Непалом.Государство Шри‑Ланка , расположенное на острове Цейлон, возникло как самостоятельное политическое образование после деколонизации. В 1948 г. оно получило статус доминиона, в 1972 г. стало республикой с парламентарной основой и многопартийной системой. Борьба ведущих партий и смена правительств сопровождались изменениями в политическом курсе и в основах экономической политики страны. Акцент на преимущественное развитие государственной экономики сменялся предоставлением наибольшего благоприятствования частному предпринимательству, причем именно этот последний курс осуществляется и сейчас. В республике господствует президентская форма правления.
Население острова (около 17 млн. чел.) состоит в основном, на две трети, из сингалов, но существенную долю его на севере составляют выходцы из Южной Индии, тамилы. Сингало‑тамильская национально‑религиозная вражда сильно осложнила положение на острове в 80‑х годах. Остроконфликтная ситуация сделала необходимым официальное вмешательство правительства Индии, которое вместе с правительством Шри‑Ланки попыталось погасить бушующие страсти и было вынуждено даже на время ввести в северные районы острова свои войска. Частично это дало результаты, острота конфликта спала. Однако до решения проблемы далеко. Взрывы и террористические акты, вера в действенность которых докатилась до Цейлона, то и дело происходят на острове. И предоставление тамилам частичной автономии, и вмешательство Индии не удовлетворили экстремистов. Именно от их рук, как стало известно в результате расследования, пал премьер Индии Р. Ганди.
Экономически Шри‑Ланка принадлежит к числу быстро развивающихся, даже процветающих стран Азии, особенно после отказа в 1977 г. от государственного вмешательства в экономику. Шри‑Ланка активно экспортирует чай, каучук, производит достаточное количество риса, принимает немалое количество туристов, привозящих с собой валюту. Энергично наращиваются темпы промышленного развития.
Все эти три страны – Непал, Бутан, Шри‑Ланка – входят, как упоминалось, в Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии и весьма активно сотрудничают с Индией. Влияние Индии, ее мощи, ее культуры и религии, ее этнических корней, ощутимо в каждой из них. Столь же ощутима помощь Индии, как и играет свою роль ее вмешательство в случае необходимости.
Рупии врозь – Газета Коммерсантъ № 79 (7280) от 06.05.2022
На фоне все новых волн санкций, захлестывающих Россию с Запада, помыслы отечественных бизнесменов и чиновников с удвоенной силой обратились к Азии, особенно к двум крупнейшим экономикам за пределами санкционной коалиции — Китаю и Индии.
Александр Габуев
Фото: Московский центр Карнеги
Александр Габуев
Фото: Московский центр Карнеги
С Пекином большой опыт сотрудничества накоплен во время прежнего «поворота на Восток»: помимо успешных проектов набиты и многие шишки, так что ожидания в отношении китайских товарищей как у крупного, так и у среднего бизнеса скорее реалистичные. Между тем Индия, опыта работы с которой в РФ куда меньше, сейчас кажется партнером чуть ли не более привлекательным, чем КНР. При сопоставимом с Китаем населении и куда меньшем подушевом ВВП у страны больший потенциал для взрывного роста экономики и в теории все еще значительная ниша для российского экспорта. Но после недели общения с чиновниками и деловыми кругами в Дели мне такие ожидания кажутся слишком радужными.
Да, Индия не присоединилась к санкциями и не поддерживает изгнание РФ из различных международных организаций, публично индийские чиновники даже критикуют Запад за подрыв здоровья мировой экономики (см. “Ъ” от 28 апреля). Однако, поясняют мои собеседники, это связано не столько с теплыми чувствами к России, сколько с растущим восприятием Индией себя как великой державы и нежеланием делать что-то только потому, что этого требуют США.
При этом санкции индийские компании, разумеется, не нарушают. Более того, поскольку в 2021 году Индия закупила в России товаров всего на $7 млрд, а доля углеводородов из РФ не превышает 2% объема индийского импорта энергоносителей, многим компаниям проще отказаться от закупок вообще, чем нанимать дорогих специалистов по compliance и разбираться, можно ли вести дела с какими-то российскими контрагентами.
Там же, где санкции торговлю разрешают, как в случае сырой нефти, уже сами индийцы требуют серьезных скидок. Кроме того, поскольку расчеты в долларах и евро через российские банки вести все труднее, в Дели не против торговать за национальные валюты, но с упором на рупию, а не рубль.
Главными несущими опорами российского экспорта в Индию помимо сырья остаются продукция ВПК и оборудование для АЭС. Но и тут Москву ждут проблемы. В Дели пока намерены довести существующие контракты до конца, но в будущих сделках всерьез сомневаются, указывая на эффект западных технологических санкций: «Будет ли способна Россия производить первоклассное оружие без современных чипов? Сомнительно. Будут ли французы, японцы и американцы предлагать нам хорошие условия, чтобы постепенно двигаться к замене российского оружия? Несомненно. Особенно если наш будущий общий противник — Китай».
5 фактов о религии в Индии
Граффити на стене Мумбаи. (Indranil Mukherjee/AFP/Getty Images)Примечание. Последние данные по этой теме см. в нашем отчете за 2021 год «Религия в Индии: толерантность и сегрегация».
В Индии проживает 1,4 миллиарда человек — почти одна шестая населения мира, принадлежащих к разным национальностям и религиям. В то время как 94% индуистов мира живут в Индии, здесь также проживает значительное количество мусульман, христиан, сикхов, буддистов, джайнов и приверженцев народных религий.
Для большинства индийцев вера важна: согласно опросу, проведенному Pew Research Center в 2015 году, восемь из десяти индийцев заявили, что религия играет очень важную роль в их жизни.
Вот пять фактов о религии в Индии:
Огромное население Индии включает не только подавляющее большинство индуистов в мире, но и вторую по величине группу мусульман в одной стране, уступая только Индонезии . Согласно прогнозам Pew Research Center, к 2050 году мусульманское население Индии вырастет до 311 миллионов человек, что сделает ее крупнейшим мусульманским населением в мире. Тем не менее, по прогнозам, индийские мусульмане останутся меньшинством в своей стране, составляя около 18% от общей численности населения в середине века, в то время как индусы останутся в большинстве (около 77%).
Индия является религиозно плюралистической и многоэтнической демократией – крупнейшей в мире. Его конституция предусматривает свободу совести и право исповедовать, исповедовать и распространять религию. Он защищает меньшинства от дискриминации по признаку религии или касты (строгое социальное расслоение, основанное на индуизме). В 1976 году в конституцию были внесены поправки, официально сделавшие страну светским государством. В то же время директива в конституции запрещает убой коров — животных, которые индусы считают священными, — и каждый штат имеет право обеспечивать соблюдение этого правила. В настоящее время 21 из 29в штатах предусмотрены тюремные сроки за этот акт.
Несмотря на то, что религиозные группы и меньшинства защищены законом, индийцы по-прежнему в целом сталкиваются с «высоким» уровнем государственных ограничений в отношении религии , согласно ежегодному исследованию Pew Research Center. По данным Комиссии США по международной религиозной свободе, по крайней мере в шести штатах существуют юридические ограничения на обращение в другую религию , которые иногда использовались для ареста и запугивания мусульман и христиан, занимающихся прозелитизмом. Кроме того, буддисты, джайны и сикхи по закону считаются индуистами и не имеют доступа к социальным услугам или возможностям трудоустройства и образования, доступным для других групп религиозных меньшинств. Между тем, христиане и мусульмане, которые идентифицируют себя как далиты из низших каст, некоторые из которых являются потомками индуистских далитов, обратившихся в христианство, чтобы избежать кастовой дискриминации, ограничены в доступе к образовательным и трудовым льготам, традиционно предназначенным для индуистских далитов. Несмотря на эти ограничения, Верховный суд Индии подтвердил защиту меньшинств в некоторых делах о свободе вероисповедания.
Согласно тому же исследованию Pew Research Center, в Индии за последнее десятилетие наблюдался «очень высокий» уровень социальной враждебности, связанной с религией. На самом деле, с тех пор как мы начали отслеживать эту проблему в 2007 году, страна постоянно получала «очень высокие» баллы по Индексу социальной враждебности. По данным Государственного департамента США, большая часть враждебности направлена против далитов из низших каст. Преследованиям также подвергаются религиозные меньшинства, включая буддистов, христиан, джайнов, мусульман и сикхов. В последние годы произошел всплеск нападений со стороны групп индуистских линчевателей против далитов и мусульманских потребителей и торговцев мясной, молочной и кожевенной промышленностью. Кроме того, женщины-далиты непропорционально чаще становятся жертвами сексуального насилия из-за своей касты, в то время как женщины-мусульманки и девочки также становятся жертвами из-за их религии.
Межобщинная напряженность — между индейцами различных религиозных конфессий и каст — издавна досаждает индийскому обществу. Согласно опросу Pew Research Center, проведенному в 2017 году, большинство индийцев хотя бы в некоторой степени обеспокоены этой напряженностью, но еще больше людей обеспокоены другими национальными проблемами. Почти четыре из десяти индийцев (37%) заявили, что «общинные отношения» являются очень большой проблемой в их стране, а еще 31% назвали это умеренно большой проблемой. Но большая доля взрослых индийцев назвала преступность, терроризм, коррупцию, отсутствие возможностей трудоустройства, рост цен и другие проблемы главными национальными проблемами.
Примечание. Это обновление сообщения, опубликованного 6 июня 2018 г.
Самира Маджумдар — научный сотрудник, занимающийся исследованиями в области религии в Исследовательском центре Пью.
СООБЩЕНИЯ БИО-ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
Global Entry для граждан Индии
Как подать заявку на Global Entry:
Граждане Индии имеют право на Global Entry. Заявки необходимо подавать через веб-сайт CBP Trusted Traveler Programs (TTP). Невозмещаемый сбор за подачу заявки на пятилетнее членство в Global Entry составляет 100 долларов США, и заявки должны быть поданы онлайн. После того, как заявка будет одобрена, сотрудник CBP проведет запланированное собеседование с заявителем, а затем примет окончательное решение о соответствии требованиям.
Процесс подачи заявки:
- Подать заявку онлайн с помощью CBP: заполните онлайн-заявку TTP и оплатите невозмещаемый сбор за подачу заявки в размере 100 долларов США.
- После завершения шага «1» заявители должны предоставить необходимую информацию вместе с соответствующей пошлиной в размере 500 фунтов стерлингов на портале Passport Seva, www.passportindia.gov.in для проверки их биографических данных в Индии. В дополнение к этому, все индийские заявители должны назначить личное собеседование в соответствующем офисе Passport Seva Kendra/Passport Seva Laghu Kendra (PSK/PSLK) в соответствии с их юрисдикцией проживания в Индии (согласно адресу, указанному в Интернете). Во время собеседования граждане Индии снимут отпечатки пальцев и сфотографируются, а также выполнят другие формальности. Посещение PSK/PSLK возможно только по предварительной записи.
- Если заявитель в настоящее время не проживает в Индии, рекомендуется подать заявление на получение статуса Global Entry до следующей поездки в Индию, чтобы записаться на прием в офисе PSK/PSLK во время визита.
- Запись на собеседование в США: после того, как ваше заявление будет рассмотрено, вы получите сообщение в своей учетной записи TTP, в котором вам будет предложено назначить собеседование в одном из центров регистрации Global Entry Enrollment Centers. Если вы не можете записаться на личное собеседование, вы можете выбрать вариант регистрации по прибытии (EoA), который сразу же становится доступен при въезде в США из другой страны. Для процесса EoA не требуется предварительной записи. Дополнительная информация о EoA доступна на веб-сайте регистрации по прибытии.
- Собеседование определяет ваше право на участие: Сотрудник таможенной пограничной службы США задаст вам вопросы, сфотографирует вас и возьмет отпечатки пальцев.
- Предоставить удостоверение личности. Принесите на собеседование свой действующий паспорт и еще один документ, удостоверяющий личность, например, водительские права или удостоверение личности. Если вы являетесь законным постоянным жителем, вы должны предъявить карту постоянного жителя.
Другие льготы:
Как только гражданин Индии зарегистрируется в программе Global Entry, он/она также получит право на участие в программе TSA Precheck. Посетите веб-сайт программы TSA Precheck для получения дополнительной информации.
Транспортные требования:
Все участники Indian Global Entry должны иметь действительный паспорт и действующую визу. Участники Global Entry, не являющиеся гражданами США или законными постоянными жителями США, должны обновлять информацию о визе в CBP. Если участник программы Global Entry получает новую визу или новую петицию на получение рабочей визы, участник должен лично уведомить об этом CBP в регистрационном центре Global Entry. Участник должен посетить регистрационный центр, чтобы CBP добавила визу и/или обновила информацию о визе. Если информация о визе является неполной или не обновляется должным образом с помощью CBP, киоск Global Entry может неправильно рассчитать класс приема участника и дату приема.