Абиссинцы – Справочник по ересям, сектам и расколам, С.В. Булгаков
Сергей Васильевич Булгаков
Справочник по ересям, сектам и расколам
Аароново согласие, или ОнуфриевщинаАввакумовщина
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf152Мб
Абиссиния находится в Восточной Африке, около Красного моря. Христианство содействовало укоренению за Абиссинией нередко встречающегося в Библии имени «Эфиопия», так что это библейское наименование, присвоенное абиссинцам (хотя современная Абиссиния ничего общего с древней Эфиопией не имеет), сделалось у них национальным и государственным. По распространенной среди абиссинцев легенде, их негусы (цари) ведут свое начало от Менилька, или Менелика, будто бы сына царя Соломона и Савской царицы Македы. Современные жители Абиссинии, за исключением принадлежащих к иудейству, магометанству и язычеству, исповедуют христианскую религию, которая и является господствующею.
Христианство у абиссинцев было насаждено св. ап. Филиппом, а окончательно утверждено в IV в. св. Фрументием, первым епископом абиссинской церкви, принявшим епископский сан от св. Афанасия Александрийского. Во время арианских смут и споров оставшись верными православию, абиссинцы в начале VI в. отпали от союза со Вселенскою Церковью, приняв монофизитскую ересь.
Абиссинская, или Эфиопская, церковь не пользуется автокефальностью, а составляет епархию коптского александрийского патриархата, откуда и посылается для управления ею митрополит, или «абуна» (или «папас» – отец наш), стоящий во главе ее. После абуны второе место в абиссинской иерархии занимает эчегге, глава черного духовенства (архимандрит-благочинный всех монастырей, число которых у абиссинцев весьма значительно), хотя не имеющий епископского сана, но тем не менее пользующийся большим влиянием, так как в его руках сосредоточено управление всеми церковными делами. После них следуют представители белого духовенства, причем церковное управление возлагается не на служащее духовенство, а на различного рода должностных лиц духовного звания, но не имеющих священного сана.
Составы причтов довольно многочисленны, так что иногда при одной церкви состоит по нескольку десятков священников и дьяконов.По множеству церквей Абиссиния может быть сравниваема только с Россией: церковный крест увидишь на каждой горе, на каждом холме, на каждом возвышении. Все абиссинские храмы строятся вдали – на большом расстоянии от города или села, к которому принадлежат; место для них выбирается непременно возвышенное, видное. Кроме четырехугольных с плоской крышей и выдолбленных в скалах пещерных храмов, у абиссинцев в настоящее время большей частью строятся круглые, крытые конусообразной тростниковой крышей храмы, в которых алтарь устраивается посредине в виде квадратной комнаты с вратами на все четыре страна света, причем восточные всегда бывают заперты. Иконы неблагообразной, наивной и яркой живописи и отличаются крайним убожеством; но в общем церковная утварь подобна утвари православных храмов. Абиссинская церковь признает семь таинств, чины которых близки к православным.
Крещение ребенка совершается (большей частью через обливание) в соединении с миропомазанием в церкви священником: над мужским полом в 40-й, над женским в 80-й день. Совершается у абиссинцев и обряд обрезания, но, по объяснению защитников абиссинской церкви от обвинения ее в иудействовании, это обрезание принято у абиссинцев не для исполнения Моисеева закона, как у иудеев, а ради народного обычая. Причащение преподается под двумя видами раздельно. Таинство брака удержалось почти только для духовенства и царей, миряне же в большинстве случаев живут в гражданских браках, переходящих иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия, вследствие чего к таинству причащения приступают почти только старики и дети.
Рядовые службы те же, что и у православных. Необходимым условием совершения литургии служит присутствие на престоле ковчега, или табота (деревянной доски с изображением по углам евангелистов и крестом посредине), который также принято носить обернутым в шелковые платы и во время крестных ходов. Литургию всегда служат не менее трех священников и двух дьяконов. Евангелие читается священником, а не дьяконом; последний читает только Апостол. После возгласа дьякона: «Молитесь о мире и лобзайте друг друга» (соответствующего нашему: «Возлюбим друг друга…»), в большинстве абиссинских храмов бывает взаимное целование. Все ответы на возгласы священнослужителей произносит весь народ, стоящий в храме. В некоторых литургийных молитвах и в Трисвятой песни имеются монофизитские добавления.
Богослужебное пение сопровождается звоном систров (древнеегипетских музыкальных инструментов), барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол; воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники. Посты по времени продолжительности и строгости близки к православным, причем одним из отличий служит не положенный у нас во время нашей недели мытаря и фарисея пост, общий всем монофизитам и несторианам. Еженедельно абиссинцы наряду с воскресеньем празднуют также и субботу. В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду, сопровождаемый пляскою, и совершается великое водоосвящение, на котором при погружении креста производится стрельба. В этот праздник и царь, и вельможи, и народ, и малый, и старый пред закатом солнца сходят в воду и купаются при молитвах священников. Накануне праздника Воздвижения креста Господня ставится на площади или на горе за городом громадный сноп из жердей, перевязанных яркими материями; ночью к нему направляется крестный ход с факелами, который при трубном звуке и выстрелах трижды обходит сноп, после чего последний зажигается факелами при пении крестных стихир.
Вообще, при своей близости к православному абиссинское богослужение наряду с монофизитскими вставками затемняется также и разного рода обрядами, заимствованными из других религий. В Библии абиссинцы насчитывают 81 книгу, включая сюда, наряду с каноническими, почитаемые ими неканонические книги и апокрифы. При этом у них редкая рукопись псалтири, Евангелия, а также и служебника не профанируется вздорными и иногда прямо кощунственными приписками, в которых подбор бессмысленных сочетаний звуков объявляется именами Божьими, имеющими магическую силу, в уста святых и Божьей Матери влагаются странные тексты, и про них рассказывают невероятные истории.
За исключением всех тех свойственных абиссинцам особенностей, которые чужды истинной Церкви Христовой, в остальном вероучение и богослужение абиссинской, или эфиопской, церкви остается близким к православию, и, по свидетельству некоторых, современные абиссинцы считают себя вполне единоверными с греками, русскими и другими православными народами, несмотря на то, что, как монофизиты, находятся в общении с единоверными им коптской и армянской церквами.
Аароново согласие, или ОнуфриевщинаАввакумовщина
Источник: Настольная книга для Священно-Церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) / С. В. Булгаков. — Изд. 3-е испр. и доп. — Киев : Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913. — 1772, [1] с. / VII. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч. [Справочник по ересям, сектам и расколам]. 1592-1745 с.
Абиссиния. Еврейское царство
Почему журнал «Восход» в 1897 г. утверждал, что евреи – владыки Абиссинии (Эфиопии)? Почему негус Менелик считался отпрыском израильского царя? Кто такой «Гр. Л.», что писали караимы России евреям Эфиопии и как вышло, что казаки защищали потомков Соломона? Рассказывает историк и журналист Ян Топоровский.
В 1897 году в журнале «Восход», который выходил в Петербурге, появилась статья за подписью Гр. Л. Называлась: «Израиль в стране негуса» – и посвящена была весьма далекой от Российской империи стране: Абиссинии (Эфиопии), вернее, жизни и культуре ее евреев.
Обратим внимание, что Гр. Л. сразу же предупреждает: это выдержки из статьи Жегана Судана, которую некий французский журнал в том же 1897 году опубликовал, а обозрение «Revue des Revues» – перепечатало, ну а он, Гр. Л., взял наиболее интересные отрывки и опубликовал в русском «Восходе». Вот такая запутанная история. Путаницы добавляет и тайна имени русского автора под псевдонимом «Гр. Л.».
«Израиль в стране негуса» (фрагмент)
Никто в Европе не знает, что евреи являются полновластными владыками Абиссинии. А между тем уже в продолжение почти 3000 лет они управляют ею, пополняя собой ряды духовных и светских властей. Епископы-меченосцы, воинственные аббаты, знатные владельцы леннов, почти без исключения все духовные и светские бароны этого теократически-феодального государства, своей пышностью живо напоминающего средневековую Византию, принадлежат к благородному эфиопскому племени, которое, как официально признается, согласно историческим данным, происходит от 12 колен избранного народа, около 400 000 евреев чистой крови образуют класс, управляющий 14 миллионами нубийцев, галассов, греков, арабов, черных и семитов разных племен, которые составляют смешанный народ, прозванный ругательным словом «абеш» (сброд).
«Летописи этой страны, – пишет португальский иезуит, вернувшийся оттуда в 1710 году, – дают длинный список царей и цариц, предшествовавших знаменитой Македа, или Никола, названной в Святом Писании царицей Саба. Эта царица, в мудрости не уступавшая величайшим государям, пожелала лично познакомиться с Соломоном, о котором она слыхала чудесные рассказы. Она отправилась к нему с дарами в XX год своего царствования и в 2779 год от Сотворения мира. Она имела от него сына, которого родила на возвратном пути, и дала ему имя Менелик, т. е. «другой я». Арабские историки, столь враждебно относящиеся к эфиопам, подтверждают это национальное предание, но они производят имя Менелик от ebnalek – «сын мудреца».
Как бы там ни было, Менелик был послан матерью в Иерусалим, где по велению Соломона получил тщательное воспитание – сперва в Храме, а затем при дворе могущественного еврейского монарха. После этого Соломон отпустил его, дав ему в спутники 12 000 молодых людей, выбранных из числа самых красивых, ловких и мужественных всех 12 колен, в начальники этой свиты он назначил Цадока, сына Азарии. Кроме того, он послал с ним собрание мудрых и благочестивых раввинов с тем, чтобы помочь ему основать правление Эфиопии согласно Моисееву законодательству. Тогда-то эта древняя страна, быть может, получившая первые начала своих верований от индийских браминов, страна, в которой египетские жрецы отправлялись в продолжение столетий за посвящением в таинства теократической философии, окончательно отказалась от своего символического поклонения Солнцу и звездам и приняла откровение единого Бога… Что касается 12 000 израильтян, прибывших с Менеликом, то они сделались родоначальниками 400 000 евреев, составляющих касту голубой крови в Эфиопии 1897 года. Менелик же, наследовавший своей матери, начал собою династию Амис, потомков Соломона, императоров, или негусов Абиссинии.
Абиссинские летописи и арабские хроники дают весьма подробный перечень этих государей, к имени которых в продолжении всей истории прибавлялся славный эпитет «сын семени Соломона». Воспоминание о еврейском переселении времен царицы Македы, сохранилось до наших дней; оно не ограничивается только горделивой претензией негусов на славное происхождение – это всеобщее предание, распространенное далеко вглубь Африки. Один негр, купленный крупным французским негоциантом Хартума, хвастал своей принадлежностью к еврейскому вероисповеданию и тем, что он-де происходит от черного невольника царицы Саба.
Библейская Иудея имела многочисленные сношения с Африкой. Во времена Соломона Эфиопия простиралась не только вдоль восточного берега Африки, но и по западному берегу Аравии, заключая таким образом в своих пределах Чермное море, по которому плавали иудейские судна по следам великих мореплавателей Тира и Сидона. Они доставляли двору иудейского царя аравийские пряности, золото, слоновую кость из Судана, жемчуг из Офира или Цейлона; быть может, они даже доплывали до Индии.
Вероятно, много эмигрантов из Иудеи были привлечены в Новую Иудею, основанную в Африке, и наоборот – велика была привлекательность Иерусалима для знатных (жителей) Эфиопии. Сион… навсегда сохранил свое божественное очарование для них. Их сыновья отправлялись в Иерусалим доканчивать свое образование, подобно тому, как молодые римские патриции отправлялись с этой целью в Афины. Паломничество в Святой храм Соломона получило одновременно и национальное, и религиозное значение.
Помимо этого, двойного, непрерывного течения между старой и новой Иудеей эфиопские летописи упоминают две большие эмиграции Израиля в Африку: первая после взятия Иерусалима Навуходоносором во времена первого Вавилонского пленения, вторая, почти столь же значительная, — во времена Салмонасара. Наконец, когда римские легионы Веспасиана и Тита окончательно разрушили град Иерусалим, совершился третий исход евреев в Эфиопию. Все оставшиеся на развалинах Храма непримиримые патриоты вошли в состав этой последней колонии, однако она не так легко, как ее предшественницы, растворилась в массе эфиопского племени. Изгнанники были радушно приняты своими африканскими собратьями и поселились предпочтительно в горах Самена. Интересно отметить, что они остались чуждыми движению, которое превратило африканскую Иудею в христианское государство.
Христианские негусы высказывали к искавшим у них защиты редкую терпимость и никогда не пытались заставить евреев Самена принять христианскую веру, между тем как с этой целью даже вели войну против галласов. Евреям были предоставлены для жительства целые города, как в Древней Иудее. Еще в настоящее время, 1800 лет спустя после этих событий, в области Самена можно видеть гетто, установленное иудеями для иудеев – непосредственных потомков эмигрантов, бежавших от последнего поражения, от гнева Б-жьего. Они одни во всем государстве освобождены от воинской повинности. До сих пор носят они характерное название «фалаши» – «изгнанники». Замечательно также и то, что они вовсе не занимаются торговлей в противоположность своим единоверцам других стран. Им предоставлена мало завидная привилегия преимущественно обрабатывать железо в стране, где кузнец слывет за кудесника, оборотня, за человека, имеющего сношения с нечистой силой.
Итак, все новые прибавления еврейской крови укрепили преобладание евреев над всей разнообразной массой местных народов и племен настолько, что… Эфиопия сделалась окончательно африканской Иудеей, могущественным цивилизованным государством еврейской религии, нравов и учреждений, незыблемо утвердившихся в недоступной для нападений африканской Швейцарии, управляемой независимой духовной и светской аристократией, с первосвященником и царем-негусом во главе – все это в то время, когда метрополия, библейская Иудея, подпала под владычество римлян. Нечто подобное произошло в Канаде, созидающей американскую Францию по ту сторону океана, вдали от Франции Ватерлоо и Седана.
Кто же такой Гр. Л.?
Автор русской версии, скрывающийся под псевдонимом «Гр. Л.», вынес свое имя в начало статьи. Возможно, так было принято в конце XIX века? Но дело не в том, где указана фамилия – в начале текста или в конце. Важнее, кто скрывается под псевдонимом «Гр. Л.»? Такой псевдоним использовали два русских писателя XIX века: Граве Леонид Григорьевич и Грановский Лев Борисович.
Леонид Григорьевич Граве, дворянского сословия, по образованию – юрист, известен как поэт и переводчик. Знал несколько иностранных языков, обладал широкими познаниями в области истории и литературы. Умер в 1891 году – задолго до появления статьи «Израиль в стране негуса».
Грановский Лев Борисович. Его имя, как и Граве Л. Г., внесено в «Словарь псевдонимов писателей, ученых и общественных деятелей» (4 т. – Т.1 – М.,1956. – С. 278). Граве и Грановский печатались в периодических изданиях российской империи. Но если тексты Граве, можно обнаружить в «Отечественных записках» (№ 5, 1869), то материалы Грановского разбросаны по периодической печати России. Хотя его исследования как врача, связанные с проблемами гигиены и санитария, выходили отдельными изданиями.
Грановский родился в 1878 году (умер – в 1954) – его жизнь и творчество накладываются на время появления статьи Жеган Судана в «Revue des Revues» (журнал ежемесячно обозревал статьи, вышедшие в различных журналах), и отклика в «Восходе» под псевдонимом «Гр. Л.». Отметим, что
Грановский владел многими европейскими языками. Он слушал лекции в Харьковском университете, а после участия в «студенческих волнениях» и исключения из университета продолжил обучение в Женевском (лекции велись на французском), Гейдельбергском и Берлинском университетах. Потомки Грановского, проживающие в России и в Израиле, случайно узнали, что в Горьковской областной библиотеке, в отделе редких книг и рукописей, хранится личная библиотека их прадеда, и на каждом экземпляре – печать: «Посмертный дар Горьковской областной библиотеке им. В. И. Ленина. Из книг проф. Л. Б. Грановского. 1878–1954».
Возможно, среди них сохранился и номер «Восхода», в котором есть перевод статьи Ж. Судана «Израиль в стране негуса»? Быть может, Л. Б. Грановский и есть – «Гр. Л.»? Доподлинно известно, что Лев Борисович – автор более ста печатных работ, опубликованных на русском и других языках и, как утверждает Ушакова Г.А., зав сектором специальных коллекций отдела редких книг и рукописей НГОУНБ (Нижегородская областная универсальная научная библиотека) он редактировал ряд санитарно-гигиенических журналов в России и журнал «Archiv fьr Soziale Hygiene und Demographie», выходивший до Первой мировой войны в Лейпциге.
Лев Грановский – меньшевик, участник Второго Всероссийского съезда врачей, в 1908-1917, санитарный врач московской городской управы. Арестован 28 июня 1922 года, выслан в Оренбургскую губернию. По окончанию ссылки лишен права проживания во всех губернских городах России. Реабилитирован 3 декабря 1997 года.
Был он автором «Израиля в стране негуса» или нет, но в других его публикациях еврейская темы не прослеживается. Возможно, она его не интересовала, но существует деталь, которая говорит об обратном: еврейство жило в нем всю жизнь. Известно, что Грановский завещал свои книги – 16 тысяч томов – Горьковской библиотеке, а вот небольшую вещицу, бронзовый семисвечник, имевший, видимо, ценность лично для него, оставил у себя как семейную реликвию и передал по наследству. И он по сей день хранится у внучки профессора.
«Израиль в стране негуса» (фрагмент)
«Впервые христианство появилось в Эфиопии 35 лет спустя после Р. Хр. Оно было введено евнухом и казначеем царствовавшей тогда там царицы Кандас из рода Соломонова. Вскоре вся Эфиопия была обращена в христианство, причем все то из Моисеева закона, что не было отменено законом Христа, было сохранено. Эфиопия находилась под сильным влиянием Византии, много обычаев которой перешли к ней и до сих пор сохраняются. В течение Средних веков ей приходилось защищаться в своих неприступных скалах от нападений арабов, против которых она устояла, сохранив свою связь с Александрией, от патриархов которой получала первосвященников, и с Иерусалимом, куда не переставали отправляться в двойное паломничество – к гробу Господню и к развалинам Храма. В течение Средних веков Эфиопия не прерывала окончательно сношений с Европой. По временам она просила помощи против теснивших ее арабов, и однажды 10 000 португальцев, пришедших ей на помощь под предводительством Стефана де Гама, остались там, положив начало арийско-христианской знати.
С разделением церквей естественно, что Эфиопия осталась за восточной церковью. Религия, правление, национальные учреждения Абиссинии составляют прочное соединение, странную амальгаму двух цивилизаций, двух обществ, двух законов – закона Моисеева и христианского.
Крещение совершается в Абиссинии на 40-й день от рождения, а обрезание на тридцатый. Крещение производится погружением в воду по формуле Иоанна Крестителя; причастие принимается под обоими видами; при обязательном пасхальном причащении в семейном кругу закалывается баран по древнееврейскому обычаю…
Как израильские цари, негус созывает и председательствует в синоде…
Фалаша пишут письмо в Иерусалим
Известно, что абиссинские евреи пытались наладить связь с миром. Во второй трети XIX века фалаша направили письмо в Иерусалим. Они интересовались у «первосвященника», когда наступит «час избавления Израиля» (видимо, имели в виду приход Мессии) и они со всем иудейским народом обретут свободу. Получив письмо из Абиссинии (через Самуэля Гобата, протестантского епископа Иерусалима, который дважды посещал Эфиопию), евреи Иерусалима положили послание под сукно, посчитав, что абиссинские евреи – это караимы. Но самое интересное, что фалаша вскоре все-таки получили весточку, правда, из другой страны – России.
«Израиль в стране негуса» (фрагмент)
Церковь, соединяя элементы христианского и ветхозаветного храма, походит на русскую. Служба происходит на гезском языке; этот мертвый язык священных книг, литургии, а также и официальный язык государственных указов. Он представляет смешение халдейского и древнееврейского библейского языка. Буквы очень походят на еврейские, но благодаря порче, весьма ярко символизирующей европеизированную Иудею, какою является Эфиопия, гезский язык пишется подобно европейским языкам слева направо. Во время службы священники надевают богатые ризы и древние венцы – дары негусов. Музыка Давидовых псалмов (с текстом на гезском языке) напоминает своим восточным минорным мотивом те мелодии, которые можно услышать без значительных перемен в синагогах Парижа, Лондона, Константинополя, Александрии и Иерусалима.
Особый оркестр аккомпанирует певчим-левитам, он состоит из амбилас – еврейских флейт, звук которых походит на сладкое жужжание пчел около сот, арфы дщери Сиона, плакавшей на берегах Вавилонских во времена пленения, библейских кимвалов и однообразно гудящего тамбурина (нагарит).
Не одни эти музыкальные древнееврейские инструменты сохранились у абиссинцев, сохранился и систр – серебряный треугольник, увешанный звенящими погремушками, которым порывисто потрясает один из священников, исполняя священный Давидов танец перед кивотом Завета, который, по преданию, находится у абиссинцев. Они показывают его народу во время торжественных церемоний – это ящик, шкатулка, рака, покрытая фиолетовым бархатным покрывалом и изукрашенная филигранной работы драгоценностями.
Двойной ряд роскошно одетых в эпитрахии и ризы прелатов носят ее на руках, кругом их стража из священников-музыкантов, играющих на нагарит, амбилтас, арфах, со священным гамом подвигается вперед при звуках мелекетес – длинных труб, похожих на те трубы, изображения которых можно видеть на гравюрах, имеющих сюжетом падение стен Иерихонских. Наконец, во главе кортежа меж дымящихся кадильниц, под падающей дождем освященной водой, играющий на систре пляшет, пятясь, свой причудливый танец. Этот-то и выдается за табот, кивот Завета, сохранившийся 3000 лет и доныне сохраняемый в таинстве святилища Аксума – священного города.
Копия ли то кивота? О, нет… Это и есть самый настоящий кивот, построенный Моисеем по приказанию Б-га. Согласно преданиям, Менелик, сын царицы Македы, вынул его из Иерусалимского храма, предварительно велев заготовить копию, которую и оставил на месте Святой Святых, а оригинал отвез к себе в Эфиопию. Более скептические абиссинские историки прибавляют к этому, что существует и другая версия – именно будто кивот был спасен во время пожара Храма и тайно отвезен верными левитами в Абиссинию.
Караимы Петербурга пытаются связаться с фалаша
В Петербурге узнали о существовании евреев Абиссинии, которых иерусалимская община евреев отнесла к караимам. И тогда караимы северной столицы Российской империи, о которых до сих пор идут научные споры: иудеи они или хазары? родственна ли их религия иудаизму? откуда у них знания древнееврейского языка, используемого ими «в деловой переписке, научных трудах, литургии и надгробных эпитафиях»?… Впрочем, оставим эти вопросы ученым. А сами обратим внимание на то, что за два года до появления статьи «Израиль в стране негуса» и его перевода в «Восходе» караимы Петербурга отправили письмо в Абиссинию. Вернее, к живущим там фалаша. В письме петербуржцы рассказывали о себе и в свою очередь интересовались фалаша: кто они да что, и откуда? И что интересно, послание было отправлено через российского дипломата К. Леонтьева.
Константин Николаевич Леонтьев – врач, дипломат, философ, писатель, мыслитель.
Константин Леонтьев
Он служил (1863) в аппарате Министерства иностранных дел Российской империи. А затем получил назначение на должность драгомана (переводчика) русского консульства на острове Крит. Здесь, он написал «Очерки Крита», повести «Хризо», «Хамид и Маноли» и т.д. А далее он служил России в должности консула в Адрианополе, потом вице–консулом в Тульче…
Этот государственный человек взялся передать письмо российских подданных подданным абиссинского негуса (императора). К большому сожалению, оно не дошло до фалаша. Бушевала итало-абиссинская (1895-96) война. Караимы России опять попытались связаться с фалаша – теперь через коптского патриарха в Египте, однако ответ затерялся.
«Израиль в стране негуса» (фрагмент)
Много и других воспоминаний связывает Абиссинию с древней Иудеей. Как в библейские времена, постящиеся воздерживаются от пищи до захода Солнца. Сохранились некоторые похоронные обряды древних иудеев: пред совершением христианских обрядов тело подвергается омовению, священники носят его – и так быстро, что трудно поспевать за ними. Скорбь выражается, как в древности, стонами наемниц и похоронными барабанами, как на похоронах дочери Яира. Близкие разрывают на себе одежду, бреют голову, которую посыпают пеплом и песком. Узнав о смерти близкого человека, бросаются наземь с такой силою, что иной раз убиваются насмерть.
Согласно Моисееву закону, абиссинцы воздерживаются от свинины. Подобно еврейскому резнику, абиссинский также поворачивает голову закалываемого животного к Иерусалиму.
На исповеди, часто публичной, исповедующийся подвергается всенародно ударам. Иногда священник обходит молящихся, воскуривая фимиам. Народ в один голос заявляет: «Я согрешил», затем приводят барана к паперти, священник дает всеобщее отпущение грехов, а барана зарезают – и в этом слышится отголосок предания о козле отпущения грехов Израиля.
Кодекс законов, которыми управляется Эфиопия, носит на себе следы и христианских, и еврейских влияний. Это смешение Юстинианова и Моисеева законодательств. В нем сохранен принцип возмездия, как, впрочем, и право возмещения в известных случаях. Де-юре сохранилось, хотя де-факто вышло из употребления наказание побиением каменьями за прелюбодеяние.
Браки заключаются в очень молодом возрасте: мальчикам иногда всего 12 лет, девочкам едва 10, развод допускается в случае нарушения супружеской верности.
Смешение еврейских элементов с христианскими проявляется как в одежде и прическе, так и в вооружении. Еще недавно существовал отряд пращников, только в последние года замененный стрелками. Наряду с широкими мечами с крестообразной рукояткой абиссинцы носят также серпообразные сабли, которыми можно поразить врага в верхнюю часть спины или шею, позади древнего еврейского щита. Но что наиболее напоминает евреев – это черты лица, как мужчин, так и женщин: волосы, нос, губы, глаза. Впрочем, они более похожи на черты тех чисто семитических рас, представители которых часто еще встречаются в Аравии и Палестине, чем на видоизмененные уже черты вырождающегося населения гетто.
Сочетание христианского и еврейского проявляется даже в географических названиях, заимствованных из Ветхого и Нового Заветов. Сами абиссинцы называют себя «евреями – сынами Марии».
Как казаки защищали потомков царя Соломона
Знал ли негус-император, как настойчиво поданные Российской империи пытаются наладить связи со своими единоверцами? И в этом им помогали государевы люди: дипломаты, философы, просветители, писатели… Император – в миру Сахле Мариам – при коронации-инаугурации (1889) подчеркнул на ней свое соломоново происхождение и взял имя – Менелик II, тем самым указав, что он является продолжателем дел и веры императора Менелика I. (Напомню, абиссинские летописи и арабские хроники утверждают, что Менелик I – сын царя Соломона).
С первых дней правления Менелик II устанавливает добрые отношения с Российской империей. Принимает от России помощь… В Абиссинию направлены дипломаты В. Машков (Виктор Федорович Машков – военный и политический деятель, исследователь Эфиопии, первое официальное лицо России, посетившее Абиссинию), офицер Н. Леонтьев (есаул Кубанского казачьего войска), А. К. Булатович (Александр Булатович – военный советник Менелика II), офицер, поэт Н. Гумилев, сотни добровольцев-казаков и другие русские люди, которые помогали «царю всех царей» отстаивать независимость Эфиопии вплоть до Первой мировой войны.
Необычен и следующий факт: впервые в истории казачества – оно выступило не организатором еврейских погромов, а защитником Менелика и его подданных – потомков Соломона.
«Израиль в стране негуса» (фрагмент)
Перед входом в царский дворец находится растение, встречающееся только в Абиссинии, – колкоал. На вершине зеленой, длинной, прямой, как колонна, ветви симметрично расходятся в сторону. Горизонтальные отростки, внезапно загибающиеся вниз, а затем вновь поднимающиеся наверх – наподобие семисвечного канделябра. На каждой оконечности распускается красный, как пламень, цветок на высоте от 15 до 20 футов от земли. Ботаники называют это растение «кактус канделабра». По-видимому, даже растение вырастают там по законам Талмуда.
Очень простым средством Моисей воспрепятствовал чрезмерному обогащению отдельных личностей, именно – установлением юбилея. Еврейско-христианская организация Абиссинии сохранила подобие этого учреждения. По смерти феодального владельца две трети его владений поступают в распоряжение негуса, который имеет право раздать их по своему усмотрению наиболее достойным.
Два символа прекрасно воплощают двойственность Абиссинии. Во-первых, печать негусов, на одной стороне, которой выгравированы посреди круга крест и надпись на гезском языке «Св. Богородица», а на другой – лев Иехуды, держащий в деснице державу с крестом, вокруг чего выгравировано имя негуса – «Царя Израиля». А во-вторых, знак ордена Эфиопии – массивный железный крест магической формы Соломоновой печати, всемогущего талисмана еврейских каббалистов, священный амулет арабских легенд, подчиняющий себе гениев воздуха и земли, воды и неба, божественного знака, управляющего духами звезд и руководящего Кисмет – восточным роком. Каждая ветвь этого знака состоит из ряда равных разнообразно расположенных треугольников. Этот орден еврейского рыцарства и одновременно самого старинного христианского носится на светлой-голубой ленте. ..
Гумилев о Менелике
Существуют дневники атамана Петра Краснова «Казаки в Африке», над которыми он работал в деревне Николаевка (1899).
Возможно, это самое первое документальное подтверждение, как Россия помогла императору Абиссинии Менелику II отстоять независимость страны. Но одно дело – свидетельства военного человека, другое – поэта Николая Гумилева.
И если атаман описывает абиссинские события с точки зрения военного, то поэт в своем рассказе («Умер ли Менелик?» (1914) рассказывает о тех же событиях, но с точки зрения русской души: «…Несколько недель тому назад я опять прочел в газетах, что Менелик умер, а на другой же день — опровержение этого слуха (…). Итак, жив ли Менелик, или нет? По-моему – жив, потому что жива лучшая его часть – могучая и сплоченная Абиссиния, такая, какою он ее создал. Когда будет окончательно сказано, что он умер, он действительно умрет с независимостью Абиссинии, символом которой он являлся. Об его предке, царе Соломоне, рассказывают, что он заставил духов строить храм и, почувствовав приближение смерти, приказал привязать свое тело к трону, чтобы духи не заметили, что он мертв, и продолжали свою работу. То же самое повторилось и в наши дни…».
Менелик II
Историческая справка
«Первые фалаша стали селиться в Эрец-Исраэль в 1934 году. Заметная алия эфиопских евреев началась в 1960-е годы. В 1973 году верховный раввин Израиля Овадия Йосеф признал фалаша евреями, потомками колена Дана. В 1984 году была произведена операция «Моисей». а в 1991 – операция «Соломон» по репатриации эфиопских евреев в Израиль. С 1993 года в Израиль перебираются и фалашмура, эфиопские евреи, обращенные некогда в христианство. На 2017 год численность эфиопских евреев в Израиле составила 148 700 человек.
Алия фалаша. 2011 г.
Ян Топоровский (Израиль)
Королевство Абиссиния — Энциклопедия всемирной истории
Королевство Абиссиния было основано в 13 веке н.э. и, превратившись в Эфиопскую империю посредством серии военных завоеваний, просуществовало до 20 века н.э. Он был основан царями династии Соломонидов, которые, утверждая, что произошли от не кого-нибудь, а от библейского царя Соломона, будут править непрерывно на протяжении всей долгой истории государства.
Происхождение: Аксум
Эфиопское нагорье с его стабильными ежегодными муссонными осадками и плодородной почвой было успешно заселено с каменного века. Сельское хозяйство и торговля с Египтом, южной Аравией и другими африканскими народами обеспечили возвышение могущественного царства Аксум (также Аксум), основанное в I веке н. э. Процветая с 3 по 6 век нашей эры, а затем сохранившись как гораздо меньшее политическое образование до 8 века нашей эры, Аксумское королевство было первым африканским государством к югу от Сахары, официально принявшим христианство, c.
350 г. н.э. Аксум также создал свой собственный сценарий Ge’ez, который до сих пор используется в Эфиопии.Удалить рекламу
Реклама
В этом христианском королевстве были построены церкви, основаны монастыри и сделаны переводы Библии. Самая важная церковь была в Аксуме, церковь Марьям-Цион, в которой, согласно более поздним эфиопским средневековым текстам, находился Ковчег Завета. Ковчег, предназначенный для хранения оригинальных каменных скрижалей Десяти Заповедей, данных Богом Моисею, должен быть все еще там, но, поскольку никому не разрешается его видеть, подтверждение его существования трудно получить. Самый важный монастырь Аксумского царства находился в Дебре Дамо, основанном византийским аскетом V века н.э. Святым Арегави, одним из знаменитых Девяти Святых, которые распространяли христианство в регионе, основывая монастыри. Успех этих усилий означал, что христианство будет продолжать практиковаться в Эфиопии вплоть до 21 века нашей эры.
Пропасть между Аксумом и Абиссинийским королевством перекрывалась третьим королевством, Загве.
Королевство Аксум пришло в упадок с конца 6 века н.э., возможно, из-за чрезмерного использования сельскохозяйственных земель, вторжения западных пастухов-беджа и усиления конкуренции за торговые сети Красного моря со стороны арабов-мусульман. Центр государства Аксум сместился на юг, в то время как город Аксум жил лучше, чем его одноименное королевство, и никогда не терял своего религиозного значения. В 8 веке н.э. аксумский порт Адулис был разрушен, и королевство потеряло контроль над региональной торговлей в пользу мусульман. Это был конец государства, но не культуры.
Удалить рекламу
Реклама
Королевство Загве
Между Аксумом и Абиссинийским королевством образовалось третье королевство, Загве со столицей в Рохе (300 км к югу от Аксума). Основанное в 1137 году полководцем Ласты при невыясненных обстоятельствах, новое королевство продолжало продвигать христианство в регионе и по-прежнему обладало многими культурными и художественными традициями Аксума. Королевство расширилось из своего центра в северной Эфиопии благодаря большой и хорошо оснащенной армии, особенно на языческом западе и юге. Один известный король, Лалибела, приказал построить высеченные в скале церкви, и они произвели такое впечатление на население, что столица была переименована в его честь.
Карта древних и средневековых африканских государств к югу от Сахары
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Христианство, номинально возглавляемое Александрийским Патриархом, продолжает оставаться нитью, связывающей различные политические государства в истории Эфиопии. В стране насчитывается более 1500 церквей, вырубленных в скале. Проекты, как правило, следуют традиционной римско-византийской форме базилики с проходами, галереями и куполообразным нефом, но есть много вариаций, таких как церковь Святого Георгия в Лалибеле (11-12 века н.э.) с характерной формой креста. Самый крупный пример — Бета Мадхане Алем, также в Лалибеле. Большинство церквей не могут быть датированы из-за отсутствия надписей и подходящих останков, но они служат убедительным аргументом в пользу того, что Эфиопия не страдала культурным темным веком между Аксумом, Загве и Абиссинийским королевством.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Династия Соломонидов
г. Средневековое королевство Абиссиния было основано династией Соломонидов ок. 1270 г. н.э. Их первым правителем был Екуно-Амлак (годы правления 1270–1285 гг. Н. Э.), Местный вождь в Амхаре. Вполне вероятно, что Соломониды считали царей Загве узурпаторами, прервавшими династию, правившую Аксумом, и они заручились поддержкой группировок, выступающих против Загве, которые представляли постоянную оппозицию на протяжении XII и XIII веков нашей эры. Династия Загве способствовала собственному падению, постоянно споря о том, кто имеет право наследования — даже великий Лалибела был ненадолго свергнут собственным племянником.
Царь Зара Якоб: «Я сын Давида, сын Соломона, сын Менелика».
Йекуно-Амлак и его преемники, согласно как устным, так и письменным средневековым традициям (которые в основном были составлены в 13 или 14 веках нашей эры, как Кебра Негаст , но, возможно, с использованием более старых источников), заявляли о прямом происхождении от библейского царя Соломона. Иерусалим и Македа, царица Савская (в этой традиции приравненная к Эфиопии, но более вероятно, что это южная Аравия), отсюда и их династическое имя «Соломониды». История гласит, что царица Савская посетила царя Соломона в Иерусалиме, услышав о его великой мудрости. Королевская чета наслаждалась любовной встречей, плодом которой стал сын по имени Менелик. Достигнув совершеннолетия, Менелик также отправился в Иерусалим и, благодаря одному из своих попутчиков, вернулся в Аксум с большим призом — Ковчегом Завета.
Утверждение, возможно, было сомнительным — в любом случае, нет прямых доказательств того, что исторический царь Соломон правил Израилем в 10 веке до н. утверждал, что. Царя Зару Якоба (годы правления 1434-1468 гг. н.э.) спросили о его происхождении во время его коронации, и он смело заявил: «Я сын Давида, сын Соломона, сын Менелика» (цитируется по Куртину, 141).
Удалить рекламу
Реклама
Соломон и царица Савская
Перледарте (CC BY-NC-SA)
Заявление могло быть сфабриковано и, безусловно, было увековечено, чтобы придать законность линии Соломонидов. Многие цари Соломонидов провели свою коронацию в Аксуме из-за того, что там был связан Ковчег Завета. Также интересно отметить, что в эфиопской литературе о том, что представляет собой хорошее царствование, две вещи считаются жизненно важными: происхождение от человека, подобного Соломону, заключившего святой завет с Богом, и обладание священным Ковчегом Завета. Эфиопским царям посчастливилось претендовать на то и другое, и, по ассоциации, народ Эфиопии также смог заявить, что он был избранным Богом народом, что подкреплялось изоляцией христианского королевства в Восточной Африке, окруженным государствами, которые были преимущественно мусульманскими. евреи или исповедовали традиционные африканские верования. Для эфиопского народа они были «вторым Израилем». Это не означает, что традиционная африканская религия была полностью искоренена в Абиссинии, даже король совершил ритуальное жертвоприношение буйвола и льва, когда был коронован.
Соломониды имели свою столицу в Амхаре, недалеко от современной столицы Эфиопии, Аддис-Абебы. Хотя попытки контролировать прибрежную торговлю имели некоторый успех, наземные торговые пути и пути вдоль Голубого Нила оказались более прибыльными для эфиопов. Территория также оспаривалась между Соломонидами и мусульманскими торговцами Красного моря, которые основали такие небольшие государства, как Харар, Даваро, Бале и Адал. В то же время Соломониды расширили свое царство во всех возможных направлениях, чтобы в конечном итоге образовать империю, которая простиралась от Шоа на юге до земель к северу от озера Тана на другом конце компаса.
Эфиопская империя
Цари Соломонидов использовали несколько средств для расширения своей территории: войну, религию и дипломатию, как обобщил здесь историк П. Куртин:
Удалить рекламу
Реклама
Так было и в Соломонидской Эфиопии, где… царство распространилось на районы, где христиане не составляли большинства населения. Небольшие колонии христиан, живших за пределами королевства, служили авангардом королевской экспансии. Они остались после завоевания, и к ним присоединились дополнительные колонии королевских солдат. На первых этапах завоевания побежденный правитель, нехристианин, который был независимым, мог остаться на своем посту, но теперь как подданный короля и теперь управлял христианскими поселениями, которые были связаны с королем. Было много королевских стратегий сохранения контроля над этой территорией. Король часто требовал, чтобы вождь данников отправлял своих детей и других родственников жить при его дворе. Они служили заложниками в случае восстания, а также пришли учиться, как вести себя как придворные Соломонидов. (147)
Чтобы побудить колонистов поселиться на новой территории, вознаградить администраторов и еще больше укрепить власть Соломонидов, были предоставлены земельные гранты, известные как gult . Затем получатели имели право взимать личную дань с фермеров, обрабатывавших эту землю. Эти комбинированные стратегии были особенно успешными при завоевании горного района Шоа.
Одним из самых успешных правителей Соломонидов с точки зрения построения империи был Амда Сейон I (годы правления 1314-1344 гг. н.э.), который удвоил размер своей территории, которая теперь простиралась от Красного моря до Рифтовой долины. У Амды Сейона также была умная идея заключить всех своих родственников мужского пола, кроме сыновей, в монастырь в Гишене. Преемники короля следовали той же стратегии, и, таким образом, споров о престолонаследии или, по крайней мере, тотальных гражданских войн в значительной степени избегали до середины 16 века нашей эры.
Другим великим царем был Зера-Якоб, который нашел время не только написать несколько трактатов о христианстве, но и нанести сокрушительные поражения прибрежным мусульманским государствам в середине 15 века н.э. Распространение христианства через Священную войну было главной целью кампаний королевства. К счастью для потомков, Амда Сейон позаботился о том, чтобы во время кампании у него всегда был священник, который записывал избранные эпизоды. Этот анонимный священник записал события, свидетелем которых он был, в своей работе «Славные победы Амда Сейона 9».0046 . Вот выдержка из него:
Удалить рекламу
Реклама
Теперь не бойся мятежников; не разделяйтесь, ибо Бог сражается за нас… Долго вы готовились сражаться за меня; теперь будь готов сражаться за Христа, как сказано в Книге канонов: «железным мечом порази неверных и отступников и обнажи меч за совершенную веру». Итак, опояшьтесь мечами, приготовьте сердца ваши и не бойтесь духа, но будьте храбры и уповайте на Бога. (цитируется у фон Сиверса, 459)
В середине 15 века н.э. влияние коптского Египта продолжалось в Абиссинии, когда цари Соломонидов приняли и адаптировали христианскую версию старого римского права, Закон королей ( Фета Нагаст ), который был у египетских коптов. сводились в единый свод законов, которые применялись ко всему, от церковных дел до уголовных наказаний. Он оставался в силе в Эфиопии до 20 века нашей эры. Кроме того, были и другие контакты с более широким христианским миром, такие как посольство Эфиопии к Папе в Риме в начале 14 века н.э. и обмены посольствами с несколькими европейскими державами, поскольку крестовые походы оказались еще более разочаровывающими в их попытках восстановить контроль над Иерусалим от мусульман. Действительно, какое-то время европейские христиане, и особенно португальцы, верили, что легенда о Пресвитере Иоанне, мифическом христианском короле, который, как считалось, правит сказочным королевством посреди мусульманского мира, относится к царю Абиссинии, который обязательно придет. и спасти Святую Землю от неверных. Однако, помимо постоянного потока паломников в Иерусалим, Абиссиния не участвовала в крупных крестовых походах.
Дворец Фасилидес, Гондар
Бернар Ганьон (CC BY-SA)
Более поздняя история
Империализм Эфиопской империи в долгосрочной перспективе только обеспечил мусульманским государствам Восточной Африки и Южной Аравии в конечном итоге организовать себя в более коллективную и эффективную оппозицию. В то же время внутреннее соперничество между Соломонидами и явное отсутствие у них какого-либо централизованного государственного аппарата (несмотря на попытки нескольких известных правителей) ослабили способность Аббисинии реагировать. Соломониды сильно пострадают от рук Адаля в первой половине XVI века, когда их лидер Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази (он же Ахмед Грагн, годы правления 1506-1543 гг. н.э.) сформировал коалицию других мусульманских государств и сомалийских начальники. Были сожжены многие христианские церкви, разрушен монастырь Дебра-Либанос и разграблен даже Аксум. Османский Египет и португальские торговцы были вовлечены в дела Восточной Африки, что только усугубило нарушение торговых сетей и общий политический хаос.
Однако настоящими победителями в непрекращающихся мусульманско-христианских войнах были люди оромо (также известные как галла), имевшие свою традиционную религию и захватившие южную часть Абиссинии. Линия Соломонидов будет продолжаться, но империя, которую они создали, действительно существовала номинально только до возрождения в середине 19 века нашей эры. Между тем государство представляло собой скорее собрание враждующих между собой княжеств. Перенос столицы в более расположенный в центре и безопасный Гондэр в 1636 году н.э. был отражением новой геополитической реальности. Впереди еще были некоторые достижения Эфиопии, такие как поражение итальянского вторжения в 189 г.6 н.э., объединение и расширение при Менелике II (1889-1913 гг. н.э.), и ему удалось остаться единственной африканской страной наряду с Либерией, которая не была официально колонизирована европейской державой, но длинная линия правителей Соломонидов в конечном итоге закончилась, возможно, их самый известный из императоров Хайле Селассие I (годы правления 1930–1974 гг. Н. Э.).
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Другие абиссинцы
Перейти к содержимому
- Описание
- Содержание
- Автор
- Отзывы
Введение: Как насчет Oromo Habäsha ? Освобождение опыта северных оромо от соперничающих национализмов
Культурные корни и государство хабаша
В связи с (повторной) интеграцией валло оромо в сообщество хабаша
Менилек, Гобана и создание хабаша-шава, 1855-1888 гг. Автономия Валло: Союзы Микаэля и Менилека
От личных отношений к централизованному государству: Шаван Эфиопия (1889-1913)
Заключение: Пост-менилек оромо хабаша
Приложение A: Руководство по транслитерации эфиопского письма на латинское письмо
Приложение B: Глоссарий эфиопских терминов
Приложение C: Примеры вопросов для интервью для Шавы и Уолло
Библиография
БРАЙАН ДЖ. ЯТС — адъюнкт-профессор истории в Университете Святого Иосифа.
«Вклад Брайана Дж. Йейтса является поистине уникальным научным исследованием. Его намерение бросить вызов хорошо обоснованному разделяющему и однообъективному историческому дискурсу, основанному на колониальном менталитете об Эфиопии и ее народе, заслуживает доверия и вдохновляет. […] В целом, книга является обязательным научным вкладом для всех профессионалов и широкой публики, интересующейся историей Эфиопии, чтобы получить более тонкое понимание, особенно девятнадцатого и двадцатого веков». Ежеквартальные исследования Африки
£95. 00 / $110.00
Shipping Options
Choose a CountryUnited KingdomUnited States of AmericaCanadaGermanyFrance———-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo (the Democratic Republic of the)CongoCook IslandsCosta RicaCôte d’IvoireCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzechiaDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland IslandsFaroe IslandsFijiFinlandFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island and McDonald IslandsHoly SeeHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsraelItalyJamaicaJapanJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea (the Democratic People’s Republic of)Korea (the Republic of)KuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacedonia, The Former Yugoslav Republic ofMacaoMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia (Federated States of)MoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, State ofPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthélemySaint Helena, Ascension and Tristan da CunhaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic ofThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands (British)Virgin Islands (U. S. )Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Купить Отправка в течение 2 рабочих дней
Купить
Варианты приобретения недоступны в этой стране.
29,95 долларов США / 24,99 фунтов стерлингов
Shipping Options
Choose a CountryUnited KingdomUnited States of AmericaCanadaGermanyFrance———-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo (the Democratic Republic of the)CongoCook IslandsCosta RicaCôte d’IvoireCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzechiaDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland IslandsFaroe IslandsFijiFinlandFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island and McDonald IslandsHoly SeeHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsraelItalyJamaicaJapanJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea (the Democratic People’s Republic of)Korea (the Republic of)KuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacedonia, The Former Yugoslav Republic ofMacaoMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia (Federated States of)MoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, State ofPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthélemySaint Helena, Ascension and Tristan da CunhaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic ofThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands (British)Virgin Islands (U. S. )Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Купить
Варианты приобретения недоступны в этой стране.
29,95 долларов США / 24,99 фунтов стерлингов
Shipping Options
Choose a CountryUnited KingdomUnited States of AmericaCanadaGermanyFrance———-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo (the Democratic Republic of the)CongoCook IslandsCosta RicaCôte d’IvoireCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzechiaDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland IslandsFaroe IslandsFijiFinlandFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island and McDonald IslandsHoly SeeHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsraelItalyJamaicaJapanJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea (the Democratic People’s Republic of)Korea (the Republic of)KuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacedonia, The Former Yugoslav Republic ofMacaoMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia (Federated States of)MoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, State ofPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthélemySaint Helena, Ascension and Tristan da CunhaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic ofThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands (British)Virgin Islands (U.