Дом стал тюрьмой. Как живут афганские женщины спустя месяц после захвата власти «Талибаном»
- Алина Исаченко
- Русская служба Би-би-си, Лондон
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Aamir QURESHI / AFP
Захватив власть в Афганистане, движение «Талибан» (организация запрещена в России и ряде других стран) пообещало смягчить свою позицию по отношению к женщинам в соответствии с «исламскими ценностями» — разрешив им работать и получать образование. Но пока новые власти не выполняют свои обещания.
Жительницы Афганистана, с которыми пообщалась Русская служба Би-би-си, настолько напуганы, что неделями боятся покидать свои дома. Они ожидают повторения сценария 20-летней давности, когда женщину могли избить за «неправильную» паранджу или посадить в тюрьму за проезд в такси без сопровождения мужчины.
Опасения женщин подтверждают международные правозащитные организации — они утверждают, что во многих провинциях талибы прямо запрещают девочкам посещать школу, а женщинам — выходить из дома.
- Мстить и убивать или выстраивать государство: какое будущее ждет Афганистан при «Талибане»?
- Месяц под властью талибов: зарисовки из Афганистана
11 сентября около трехсот женщин, облаченных в паранджу с головы до пят, собрались на демонстрацию в поддержку «Талибана» в аудитории государственного университета Кабула. Они заявили, что признают новую власть и чувствуют себя в полной безопасности под управлением талибов, а также осудили Запад и тех, кто не согласен следовать исламскому дресс-коду. «Женщины, покинувшие Афганистан, не могут нас представлять», — было написано на табличке в руках у одной из участниц демонстрации.
Но едва ли и они сами представляли всех афганских женщин: 17-летняя Сюзан, живущая на окраине Кабула, уже больше трех недель не выходит из дома — ей страшно. «Я не знаю, что произойдет со мной и моими родными, — рассказала она Би-би-си. — Мне постоянно снятся кошмары, сейчас мы переживаем то, что пережили наши родители двадцать лет назад».
Мы общаемся с Сюзан по мессенджеру. Она извиняется за свой плохой английский и говорит, что до наступления «Талибана» изучала язык каждый день в родном городе Мазари-Шариф. После того, как боевики начали стремительно захватывать одну провинцию за другой, ее семья бежала в Кабул в надежде на то, что здесь будет безопаснее.
«Но о безопасности сейчас не может быть речи», — уверена Сюзан. Она говорит, что ее семья принадлежит к хазарейцам (шиитам смешанного происхождения, подвергшимся жестокому преследованию со стороны талибов в 1998 году) и несколько раз вспоминает о своем отце — он служил в армии, которая сопротивлялась талибам, и никаких новостей от него нет уже несколько месяцев.
Что обещал женщинам «Талибан»?
«Талибан» правил Афганистаном с 1996 по 2001 годы, насаждая законы шариата в особо жесткой трактовке. Девочки старше восьми лет не могли посещать школу, женщинам запрещалось работать (за исключением сферы здравоохранения) и выходить на улицу без сопровождения близкого родственника мужского пола (при этом они были обязаны носить паранджу). За супружескую измену женщин забивали камнями.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.ПодкастЧто это было?Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
В докладе Human Rights Watch о ситуации в Афганистане в 2001 году, одна женщина рассказала, как боевики «Талибана» избили ее на глазах у ребенка за то, что отверстия для глаз в ее парандже были «слишком широкие». Сотрудники «полиции нравов» (специального подразделения, следящего за соблюдением законов шариата от имени властей) могли избить женщину кнутом за то, что на ней были «не те» носки или за то, что она слегка обнажила лицо. В некоторых случаях за несоблюдение правил (например, за проезд в такси без сопровождения мужчины или за одежду, подчеркивающую силуэт) женщина могла оказаться в тюрьме.
Правила строгого дресс-кода касались всех без исключения, в том числе врачей. Из доклада следует, например, что администратор больницы одной из провинций велел женщине-хирургу надеть чадру (вместо специального головного убора) в разгар операции.
С приходом к власти в августе 2021 года «Талибан» заявил о «смягчении» своей позиции: боевики обещали, что будут уважать права женщин «согласно афганским нормам и исламским ценностям» (хотя до сих пор неясно, что это будет означать на практике — в интерпретации талибов), разрешат им получать образование и работать.
- Шариат: что говорят о нем ученые и как его применяют в мире
В качестве подтверждения своих слов, талибы, как и 20 лет назад, призвали женщин-медиков вернуться на рабочие места, а также заговорили об участии женщин в новом правительстве. В августе телеведущая Бехешта Арганд в прямом эфире взяла интервью у представителя «Талибана»: это произошло впервые после захвата боевиками власти. Тогда многие говорили, что это могло стать первым сигналом смягчения позиции талибов. Однако вскоре после этого, опасаясь за свою жизнь, 24-летняя Арганд покинула Афганистан, а ближневосточные СМИ писали о том, что женщинам-журналисткам запрещают выходить в эфир.
19 сентября женщинам, служащим в муниципалитете Кабула, приказали не выходить на работу в том случае, если их обязанности могут выполнять мужчины.
Автор фото, BULENT KILIC/AFP
Подпись к фото,Новое правительство пока запретило девочкам посещать школу.
Любые попытки женщин заявить о своих правах встречают жесткое сопротивление: от вооруженного разгона женских демонстраций, проходивших в Кабуле, до запрета подобных акций в принципе (талибы мотивируют это тем, что стране «сейчас не до протестов»).
«Талибан» закрыл министерство по делам женщин, заменив его на министерство по распространению добродетели и искоренению порока. Оно уже функционировало двадцать лет назад и занималось установкой строгих правил и наложением жестких ограничений на женщин.
Надежда, которая тает с каждым днем
Несмотря на обещания талибов позволить женщинам-медикам вернуться на работу, жительница Афганистана Хатима, закончившая медицинский университет год назад и мечтавшая о карьере, говорит Би-би-си, что ни за что не пошла бы сейчас работать. Во время разговора она бегло перечисляет сообщения о расправах над мирными жителями и добавляет, что супруг боится выпускать ее из дома.
«Неделю назад талибы избили женщину-врача в одной из провинций, — говорит Хатима, — три дня назад — застрелили женщину возле нашего дома, неизвестно почему. Когда я вышла на улицу [впервые за долгое время], возле дороги валялся труп мужчины, никто не убрал разлагающееся тело — это была ужасающая картина».
Хатима, которая воспитывает двух маленьких детей, уверена — почувствовать себя в безопасности сейчас можно только за пределами страны.
«Каждую ночь мы говорим только о «Талибане» и о будущем здесь, — рассказывает она. — Я хочу быть свободной, я хочу работать и зарабатывать, это моя мечта и моя надежда, которая тает с каждым днем», — добавляет она.
Образование на условиях «Талибана»
Новая власть разрешила афганским женщинам получать образование, правда на условиях «Талибана». Согласно новым правилам, женщины смогут посещать занятия отдельно от мужчин, при этом они должны строго соблюдать дресс-код «в соответствии с традициями ислама».
Однако острая нехватка женщин-педагогов, перебои с зарплатами и блокировка международной помощи (в значительной степени покрывавшей расходы на образование в Афганистане) могут существенно осложнить доступ женщин к высшему образованию, предупреждают правозащитные организации.
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,«Новые правила направлены против девушек». Как работают школы и университеты в Афганистане
Талибы говорили, что не будут препятствовать получению образования для девочек, однако 18 сентября официальный представитель новой власти Забихулла Муджахид заявил, что в новый учебный год в школы смогут вернуться только учителя-мужчины и мальчики. Боевики отметили, что планы на возвращение девочек в классы у правительства есть, однако правозащитные организации опасаются, что на практике лишь немногим будет разрешено ходить в школу после полового созревания.
При этом политика в отношении начального и среднего образования может варьироваться от провинции к провинции.
«Сегодня представитель «Талибана» говорит, что разрешает образование девочек до шестого класса. Завтра на его место придет кто-то другой, кому может не понравиться идея образования для девочек в принципе», — приводит Human Rights Watch слова педагога из провинции Вардак в своем докладе.
Автор фото, AAMIR QURESHI/AFP
Подпись к фото,«Женщины, покинувшие Афганистан, не могут нас представлять», — говорится на одном из плакатов женщин, поддерживающих талибов
По мнению специалиста по Ближнему Востоку и писателя Андрея Остальского, в культуре талибов нет уважения к правам женщин, однако острая нехватка средств и глубокий экономический кризис могут вынудить группировку «смягчить» свою позицию.
«В этот раз талибы оборачиваются на окружающий мир куда больше, чем в 1990-е годы, — подчеркивает Остальский. — «Талибан» сдерживают финансовые проблемы и желание выстраивать сотрудничество. Если будут совсем вопиющие случаи [обращения с женщинами], даже Китаю и России будет труднее сотрудничать в экономической области и размораживания средств».
Страх перед походом в магазин
В особо уязвимой ситуации оказались женщины, оставшиеся без поддержки близких родственников мужчин. 26-летний Нисан рассказал, что его тетя, в одиночку воспитывающая троих детей, при «Талибане» фактически осталась отрезана от остального мира.
«Дом для нее стал тюрьмой, — говорит Нисан. — Она не может выйти на улицу, просит соседей или ее маленьких детей сходить за продуктами, для них это очень опасно. Ее 14-летняя дочь слепая от рождения — она довольно смышленая и хотела бы продолжить учебу, но сейчас у нее нет такой возможности».
«Моя тетя мечтает, чтобы ее дети учились и чтобы у них было будущее — но какое будущее их ждет без образования, без отца, без средств к существованию»?
В похожей ситуации оказалась 77-летняя Рахмани. Ее дочь Фатима [имя изменено], с которой мы познакомились у центра помощи беженцам в Лондоне, пожаловалась на то, что ее мать осталась в Афганистане совсем одна и вынуждена выходить за продуктами, несмотря на угрозу со стороны патрулирующих улицы боевиков.
«Я ночами не сплю, переживаю за нее, — рассказала Би-би-си Фатима. — Если они [талибы] узнают, что я живу в Великобритании, моей маме будет угрожать опасность. Мама помнит время, когда талибы пришли 20 лет назад в Кабул — их возвращение сильно пугает ее».
Афганистанец уби двама при нападение с нож в Лисабон
https://www.24chasa.bg/mezhdunarodni/article/14100235 www.24chasa.bg2460
СНИМКА: PixabayНай-малко двама души са били убити днес при нападение в мюсюлмански център на исмаилити в португалската столица Лисабон, съобщи полицията, без да дава повече подробности, предаде Ройтерс.
Си Ен Ен Португалия съобщи, че предполагаемият извършител на атаката е афганистанец, който е използвал голям нож.
Нападателят е бил прострелян и задържан.
Португалският премиер Антониу Коща каза, че всичко сочи, че става дума за „изолиран акт“ и добави, че е „преждевременно“ да се говори за естеството на престъплението.
При нападението има и няколко ранени, съобщи Франс прес. ТАСС предаде, че нападателят е ранен в крака и е отказан в болница.
Исмаилитите са втората по големина група в шиитския ислям, чийто членове са обект на атаки на екстремистки групи в държави като Пакистан, отбелязва Ройтерс, цитирана от БТА.
Исмаилизмът възниква към края на 8 век. Към 2019 г. исмаилитите по света са повече от 20 милиона.
Още от Европа
Рибар открива мъртви тела на мигранти в мрежата си
ЕК предлага замразените руски активи да се използват за подпомагане на Украйна
ЕК: До обедните часове нямаме официално предложение за еврокомисар от България
България ще влезе в Шенген на 2 етапа — през октомври и през януари
Швеция призова Турция да одобри членството й в НАТО
Съветът на ЕС ще преговаря за прозрачност на държавната реклама в медиите
Последно от
Лили Гелева се прави на тв репортер
Алонсо още е звезда в Черни Осъм
Новата синоптичка в БНТ Владимира Илиева: Щастливо обвързана съм
Последно от
Бадемовите дръвчета също са застрашени от вредители
Над 7 часа са обработвани градоносните облаци в областите Сливен, Стара Загора и Хасково
Кремъл: Няма основания да се удължава зърнената сделка
Русия опразни банковите сметки на клона на «Гугъл»
Македонски кмет влезе в черния списък за корупция на САЩ
Рибар открива мъртви тела на мигранти в мрежата си
Резултати, голмайстори и класиране в групите на квалификациите за Евро 2024
350 деца от столични детски градини научиха думички на българския жестов език по проект „Хей ръчички“
В подвешенном состоянии в Индонезии афганские женщины обнаруживают, что они «могут быть боссами» | Refugees News
Cisarua, Индонезия – После возвращения к власти в Афганистане талибы пытались заставить женщин замолчать, но за тысячи километров в Индонезии, куда многие бежали, спасаясь от преследований, афганские женщины находят свой голос.
«Здесь женщины могут быть начальниками; они могут быть учителями, они могут быть учениками… они сильные», — сказала 26-летняя Хатера Амири «Аль-Джазире».
Хатера является менеджером Учебного центра для беженцев Cisarua (CRLC), который в 2014 году стал первым учебным центром для беженцев, созданным в Cisarua, Bogor Regency, в 80 км (50 милях) к югу от Джакарты.
Основанная группой беженцев-хазарейцев, основатели сначала обратились к мужчинам, которые работали учителями в Афганистане, чтобы вести занятия, но после того, как они отказались, опасаясь, что это поставит под угрозу их притязания на защиту, вперед выступили женщины.
В настоящее время в Богоре действуют как минимум семь учебных центров под руководством беженцев, в которых обучаются около 1800 детей, а также три в Джакарте и один в столице Таиланда Бангкоке. С учетом возможного переселения в третью страну языком обучения является английский.
«Это преображение, особенно для молодых женщин», — сказала Люси Фиске, старший научный сотрудник Технологического университета Сиднея, которая провела шесть лет, изучая влияние учебных центров для беженцев на женщин-хазарейцев.
Фиске поддерживает связь со многими беженцами, переселенными в другие места.
«То, что мы видим сейчас, это то, что люди прямо из этих школ поступают в университет», — сказала она.
Детство многих детей-беженцев в Богоре было прервано из-за конфликта. Учебные центры, такие как CRLC, позволяют детям получить положительный опыт детства, который они упустили [Анна Бейли/Аль-Джазира]Многие учителя в учебных центрах, таких как Хатера, начинали как студенты, а потом становились учителями. Хатера выросла в Газни в центральном Афганистане и была одаренной ученицей. Она пропустила несколько классов и закончила курс бухгалтерского учета в возрасте 19 лет.
Она бежала в Индонезию в 2016 году со своими тремя братьями и сестрами, младшей из которых было 14 лет, после того как талибы похитили ее мать, брата и восьмилетнюю дочь. сестра.
«Я должна была спасти своих братьев и сестер, — сказала она.
Обретение мира
Как и многие беженцы, Катера путешествовал по Индии и Малайзии, прежде чем прибыть в Индонезию.
По состоянию на февраль в стране было зарегистрировано около 12 710 беженцев, зарегистрированных Управлением ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), чуть больше половины из Афганистана и большинство из хазарейцев. Говорят, что хазарейцы происходят от Чингисхана, хазарейцы являются одной из крупнейших этнических групп Афганистана и происходят из центральных нагорий страны. Они говорят, что долгое время терпели преследования, в том числе со стороны талибов.
Многие прибыли в Индонезию в надежде сесть на лодку на остров Рождества, австралийскую территорию у южного побережья индонезийского острова Ява, но когда Австралия начала операцию «Суверенные границы» в сентябре 2013 года и реализовала свою печально известную офшорную иммиграционную политику на Тихоокеанских островах, многие оказались в тупике.
В настоящее время в Чисаруа проживает около 5000 беженцев, в основном хазарейцев, и многие из них уже десять лет живут в подвешенном состоянии, надеясь на шанс на переселение.
Последние данные из отчета УВКБ ООН о вынужденном перемещении показывают, что только 114 300 человек во всем мире получили такую возможность в 2022 году. .
«В 2016 и 2017 годах это была катастрофа, полная испытаний и трудностей, и я никогда этого не забуду. Меня никто не поддерживал, — сказала она, — я здесь родители; На мне лежали обязанности трех братьев и сестер, особенно в чужом сообществе; никому нельзя доверять».
Однажды Хатера встретила одного из учителей CRLC, когда была в городе, и он посоветовал ей и ее братьям и сестрам посещать занятия в CRLC. Это было первое место, где она чувствовала себя в безопасности после бегства из Афганистана. Она изучала английский язык, математику, естественные науки и индонезийский язык, и ее уверенность в себе росла.
«Я нашла здесь покой, я нашла сообщество, я нашла лучшую версию себя», — сказала она.
Когда Хатера впервые приехала в Индонезию, она была студенткой CRLC. Позже она стала учителем, координировала программу GED CRLC, а сейчас руководит учебным центром [Анна Бейли/Аль-Джазира]Ее лидерские качества были признаны, и ей предложили стать учителем. Она руководила программой GED, которая преподается онлайн учителями в Австралии и позволяет учащимся получить эквивалент аттестата средней школы США.
Хатера в настоящее время завершает GED. Она планирует сдать первые два экзамена в конце этого года.
«Моя цель была больше. Моя мечта была больше, я хотела получить аттестат из университета, я хотела хорошую работу, чтобы быть в хорошем финансовом положении», — сказала она Al Jazeera.
Индонезия не подписала Конвенцию о беженцах 1951 года, но в декабре 2016 года приняла собственный закон о беженцах, который обеспечивает доступ и временную защиту беженцев в стране до тех пор, пока не будут найдены долгосрочные решения.
Лица, зарегистрированные в агентстве ООН по делам беженцев, могут жить в общине, хотя им и не разрешено работать, и отправлять своих детей в местные школы.
В действительности, однако, в Индонезии нет законов, защищающих право детей-беженцев на образование, и они сталкиваются со многими препятствиями в доступе к местным школам, включая языковые барьеры и сбои в их обучении, вызванные перемещением.
Положительная разница
В сообществе учащиеся и учителя часто перемещаются между учебными центрами для беженцев. 27-летняя Хатера Джамшидзада, которую также зовут Софи, преподавала в двух учебных центрах для беженцев в Чисаруа.
«Преподавание — мое хобби; когда я преподаю, я забываю о своих проблемах».
Софи была учительницей в Афганистане, но талибы угрожали ей и напали на ее школу.
«Когда я уехала из Афганистана, я думала, что больше никогда не буду преподавать», — сказала она «Аль-Джазире».
После возобновления преподавания в Индонезии она также обучает детей беженцев из других стран.
«Я был так горд, когда снова начал преподавать, потому что я могу помочь еще большому количеству детей из других стран, принадлежащих к другой культуре, а не только афганскому ребенку».
Софи считает, что, обучая, она может дать детям-беженцам детство, которое они упустили. «Я могу быть позитивным человеком в их будущем».
Одним из первых учеников CRLC был Фарахназ Салехи, которому сейчас 24 года.
Она живет в Индонезии уже 10 лет и помнит, как она и ее семья вначале изолировали себя.
Софи работала учительницей в Афганистане, прежде чем сбежать в Индонезию. Учебные центры позволили ей продолжить свою страсть к обучению [Анна Бейли/Аль-Джазира]Они спали большую часть дня и держались особняком, опасаясь, что, если они смешаются с другими семьями беженцев, их депортируют обратно в Афганистан.
«В своей стране я была очень застенчивой девочкой. Я была непослушной… но у меня не хватило смелости говорить и говорить громким голосом, но сегодня я могу», — сказала она.
Фараназ вдохновилась на то, чтобы продолжить свою страсть к искусству, а также впервые сыграла в футбол. Спорт помог ей справиться с неопределенностью жизни беженца, и, хотя ее мать не хотела, чтобы она продолжала играть, она в конце концов сдалась. надеется устроить выставку своего искусства.
«Я такая, какая я есть, благодаря CRLC», — сказала она.
В то время как центры обучения беженцев в Богоре являются предметом гордости сообщества, ограничения возможностей беженцев работать и учиться, а также неопределенность жизни беженцев усугубились пандемией и возвращением талибов к власти.
По меньшей мере 13 беженцев покончили жизнь самоубийством с 2014 года.
Небольшое количество мест, предоставленных в рамках программ переселения, означает, что некоторые беженцы могут находиться в Индонезии до 25 лет, прежде чем найдут постоянный дом.
Тем не менее, представитель УВКБ ООН в Индонезии сообщил Al Jazeera, что после прихода к власти талибов многие страны переселения увеличили количество доступных мест.
«Мы надеемся, что увеличение количества мест для переселения поможет большему количеству афганских беженцев в стране найти решения», — сказал представитель.
Фараханз Салехи держит свою картину, 15 августа, изображающую падение Кабула [Анна Бейли/Аль-Джазира]. .«Мой друг, который сейчас живет в Америке, он говорил мне, Фарахназ… Женщины в Афганистане, у них нет голоса, чтобы говорить о том, что происходит в их жизни — ты пытаешься быть их голосом…» Фарахназ вспомнил.
«Я чувствовал, что он говорил».
Представление афганской культуры
Что ж, это наш шанс привлечь наше сообщество к участию в очень популярном телешоу на Apple TV под названием Little America .
Этот односерийный сериал рассказывает о молодом афганском вундеркинде. Это красивая история о том, как он увлекся музыкой и как его талант привел его в Соединенные Штаты. Это выдуманная версия реальной истории.
Было бы замечательно, если бы на эти роли были выбраны афганцы, поэтому я прошу вас помочь распространить информацию, давайте посмотрим, как в этом шоу говорят на настоящем языке дари. Самое приятное, что НЕТ ОПЫТА. Команда кастинга очень рада работать с афганским сообществом, чтобы воплотить это шоу в жизнь самым аутентичным образом.
Так что поделитесь этим постом с членами вашей семьи, сетями и в ваших сообществах. Неважно, живете ли вы в Вирджинии, Лос-Анджелесе, Торонто, Квинсе или районе залива. Поиски ведутся в США и Канаде. Подробная информация о представлении содержится в прилагаемых листовках на дари и английском языках.
ПодробнееТеги Афганский фильм, Фильм Майндфилда, Короткометражный фильм, Кастинг, Афганские актеры, Кастинг для афганских актеров
Комментарий
Я очень рада поделиться своим интервью с доктором Лаурой Тедеско, руководителем программы культурного наследия Бюро по делам Южной и Центральной Азии Государственного департамента и звездой подкаста «Женщина-монументы», о ее необычайном путешествии по сохранению культурного наследия Афганистана. места.
Как вы понимаете, когда афганец догоняет своего старого друга, этот разговор не будет коротким, поэтому мы разделили интервью на две части.
ПодробнееВ размышлениях Хумаиры Теги Культурное наследие, Культурная дипломатия, Афганистан, Лаура Тедеско, Женщина-памятник, Подкаст женщины-памятника, Афганская вегетарианская еда, Наследие Афганистана, Объекты культурного наследия Афганистана, Минареты Газни, Будды Бамиана, афганская война, Кристиан Д.