Албанцы происхождение народа – происхождение народа, где и как живут, фото

Содержание

происхождение народа, где и как живут, фото

Албанцы относятся к балканским народам. Они составляют основное население Албании и являются весьма уникальными благодаря сложившейся истории. Во многом это связано с длительным господством Османской империи, однако влияние Европы оставалось и остается главенствующим, что и породило во многом удивительные особенности жизненного уклада людей.

Где живут (территория)

Албанцы в основном проживают в Албании — здесь их более 2 миллионов, на втором месте Косово, можно встретить албанцев также в Великобритании, Сербии, Черногории, Македонии, Италии, Германии и Швейцарии. Меньше всего албанцев проживает на Украине.

Название

Албания является международным названием страны. Считается, что его придумал Птолемей. Происходит название от слова «олба». Перевести его можно как «селение». Само слово берет корни из иллирийского языка.

История

История происхождения албанцев как народа является весьма запутанной. Историки считают, что формироваться он начал после захвата территории византийцами. Начиная с 12 века происходит расселение народа по долинам и горам, что сопровождалось ассимиляцией иллирийцев. Частично территорию населяли греки и славяне, македонцы, сарматы. В кругах историков бытует мнение, что албанцы появились в результате изменения условий жизни славян и представителей Римской империи.

В 14 веке началось влияние Османской империи, население было вынуждено принять ислам, хотя до этого их религией было христианство (католицизм). На территории страны жили и православные, которые выступали против господства османов.
В начале 20 века происходит распад Османской империи, в народе происходит переосмысление, но в то же время устанавливается сталинистский режим в главе с Энвером Ходжей, который привел к изоляции в политическом плане. Границы государства были закрыты до 80-го года, после чего начался массовый отток населения. Процесс создания государственности длится до сих пор.

Жизнь

Албанцы из тех людей, у которых «все сложно». В знак отрицания они могут кивнуть головой, одни и те же слова произносят по-разному (то же касается имен и названий городов). Из-за этого приезжающие сюда за экзотикой иностранцы часто не могут понять местных жителей, не говоря уже об указателях, информация на которых зачастую верна для албанца, но никак не для приезжего.
Сами албанцы обращаются друг к другу как «госпожа» или «господин», хотя еще недавно они знали такое слово как «товарищ». В гости ходят с подарками, любят общаться, причем в любом месте. Для албанца позвать много гостей означает показать всем, что он человек важный. Но накрывать на стол — удовольствие довольно дорогое, поэтому позволить себе подобное развлечение может не каждая семья. Выходят из положения, угощая гостей чашкой кофе и сладостями — деликатесы на столе у скромных хозяев редкость, даже для них самих.
Албанцы любят устраивать променад. Прогуливаются они по площадям городов, непременно посещая кафе. Такую форму развлечения называют «джиро». Причем одеваться для джиро нужно непременно дорого, чтобы показывать окружающим свой статус. Для среднестатистического албанца такое времяпрепровождение является практически праздником.
В барах нужно не забывать об этикете. При знакомстве с мужчиной или женщиной нужно обязательно заплатить за человека, чтобы показать себя щедрым.
По отношению друг к другу албанцы остаются приветливыми и учтивыми людьми. Их едва ли волнует вероисповедание, и даже ортодоксальный мусульманин спокойно отнесется к православному, ведь страна формировалась под влиянием разных народов.

Язык

Албанский язык является одним из самых сложных европейских языков. В нем есть не только диалектизмы, но и так называемые балканизмы. Если алфавит рядовому европейцу покажется вполне понятным, то сама письменность и произношение способны запутать даже профессиональных переводчиков, не являющихся носителями языка. Плюс ко всему стоит учитывать влияние русского народа, привнесшего множество неологизмов.
Массовый приток советских специалистов в середине прошлого века привел к появлению большого количества научных терминов. В албанском языке помимо прошлого, настоящего и будущего, есть первое предпрошедшее и второе предпрошедшее время, указывающие на предшествующие действия. А среди падежей есть такой редкий, как отложительный.

Культура

В культуре Албании можно выделить несколько направлений. Музыка, например, имеет древние корни, поэтому является развитым направлением. Албанцы с древних времен изучали инструменты, сочиняли народные песни, каждый регион формировал собственный музыкальный стиль. Музыку Албании делят на 3 группы:

  • лабскую
  • тоскскую
  • гегскую.

Северный стиль (гегский) характеризуется героичностью, а южная лабская музыка отличается спокойствием, то же самое можно сказать и о тоскской. Играют албанцы на знакомых каждому европейцу инструментах, среди них скрипки, кларнеты, есть и довольно специфические: лахуты (инструменты, напоминающие лютни), албанские гусле (смычковый инструмент с одной струной).
Другим направлением в культуре Албании стала архитектура. В этом отношении страна уникальна, ведь в ней есть римский, греческий, итальянский, османский и редчайший иллирийский стили. Весь этот калейдоскоп нашел свое отражение в религиозных и жилых постройках прошлых веков.

Фольклор

Албанцы сочинили много эпических поэм, рассказывающих о богатырях. В албанских поэмах можно найти каноничные истории о молодом рыцаре и влюбленной в него девушке из княжеского рода, яркие народные баллады, повествующие о смельчаке, который отправился в опасное путешествие. Часто в мифах можно проследить влияние ислама и других религий.

Еда

У албанцев кухня изобилует простыми блюдами. В ней нет особых секретов, однако она понравится многообразием и необычными десертами.

  1. Албанцы употребляют в пищу много овощей, из сыров предпочитают овечий, а хлеб едят кукурузный.
  2. Мясные блюда раньше подавали только на праздники, сейчас они встречаются чаще. Причем готовить тушу албанцы могут целиком, хотя это довольно дорогое удовольствие.
  3. Османы привнесли свои блюда в албанскую кухню. Благодаря их влиянию она стала более разнообразной, появилось множество соусов, сладостей, турецкий кофе.
  4. Кофе, между прочим, принято пить на свадьбу или в знак завершения сделки.
  5. Состоятельные граждане часто едят свежие морепродукты.
  6. Широкое применение нашел кефир, больше напоминающий йогурт. Его используют для приготовления десертов, в качестве соуса для мяса и едят как отдельное блюдо. Популярными блюдами стали пудинг, который готовят из овечьего молока, пирожки из риса и мороженое акуллоре.

Внешность

Одежда

Скотоводам нужна была теплая одежда, поэтому они шили ее из шерсти. Жители долин использовали в качестве материала для пошива лен. Сейчас национальные костюмы редко можно увидеть на жителях Албании, их заменяет типичный европейский наряд. Хотя есть и такие, которые не забывают о предметах национального гардероба. К примеру, мужчины могут надеть деловой костюм и шерстяные шапочки, колпаки. У сельских жителей из моды до сих пор не вышли фартуки, платки и передники. Когда люди собираются в горы, многие надевают опинги — это такие сандалии, которые очень удобно носить в горах.
Национальный костюм Албании может быть исполнен в 200 различных вариантах. Женщины, живущие в горах, носили по 2 передника, в теплое время года ограничивались одним. Нередко приходилось надевать короткие куртки. В теплых регионах девушки носили платья без рукавов, сверху накидывали джуббу — местную разновидность кафтана. Вся женская одежда украшалась узорами и орнаментом, бахромой, аппликациями.
У мужчин отличительным предметом гардероба служила юбка. Обычно ее носили южане, а жителям севера по душе были тирчет — длинные штаны. Сверху надевали рубашку, жилет и куртку без рукавов. Зимой тирчет заменяли потурэ, похожие на мешки, а куртки сменяли на более теплые, отделанные мехом. Основным головным убором стала турецкая феска, хотя более привычная кече все еще не утрачивала свое значение. Это маленькая войлочная шапка с характерным расшитым узорами ободком выделяет албанцев среди прочих народностей.

Жилище

Еще в начале 20 века албанцы строили дома из брусьев, используя в процессе строительства топор и технологии, сохранившиеся с давних времен. Скот держали прямо в доме, отделяя от жилой части перегородкой. В основном в подобных домах жили пастухи. Позднее постройки стали возводить из камня, причем при строительстве не использовали цементообразующую смесь, а переднюю стену делали из досок. Особенностью таких домов стала малая жилая площадь: пастух нуждался только в месте для трапезы и койке для сна. По большей части жилье предназначалось для скота. В приморском регионе до сих пор можно видеть хижину косолле — маленький домик с крохотными окнами. Камина в таких домах не было, ведь чтобы его построить, необходимо было платить налог. Куда лучше выглядит кула — дом-башня, характерный для горцев. Это не просто дом, а настоящая крепость, имеющая бойницы и мощную дверь. Такой дом практически невозможно было поджечь или взять штурмом. Такое жилье могли себе позволить только состоятельные люди. Их и сейчас можно видеть в горах Албании.
Но наиболее распространенным является каменный дом в 2 этажа. Иногда у такого дома второй этаж частично дощатый. На первом этаже в сельской местности устраивают хлев, а в городе — кладовые. Там же можно организовать мастерскую или лавку для продажи товаров.
Старым горным постройкам уступают каменные дома с крышей, которую делают из теса. Кухня в таких домах располагается на втором этаже и называется «комнатой очага». Отопление осуществляется с помощью камина. Такое жилье стало очень популярным у туристов, занимающихся каучсерфингом. Молодые люди любят приезжать в гости к албанцам, чтобы прочувствовать специфический для современного человека быт.
Кровати в домах сельских жителей сколачивают из досок. Они обычно делаются в 2, а то и в 3 яруса. Хозяева собираются на трапезу вокруг маленького стола, сидят на табуретках. Самым почетным местом в доме является место у камина. В остальных регионах Албании люди обедают и спят на циновках с подстилками из овечьих шкур. Обычным предметом обихода в албанском доме является ковер. Самыми зажиточными считаются жители равнин, у которых может быть один или даже два дивана, большие балконы, красивые наружные лестницы. Практически у всех албанцев мебель деревянная, может быть много шкафов и книжных полок.

История у албанцев сложная, их страна сейчас переживает непростое время. Но сами албанцы остаются патриотами и радуются богатствам, которые у них есть. И это не только курорты, но и прекрасная культура.

Видео

Оцените превосходный народный танец в исполнении албанцев.

travelask.ru

Откуда взялись косовские албанцы? | Русская семерка

Двадцатый век

В годы Второй мировой войны территории Косова и Метохии были оккупированы Италией и включены в состав Албании. Албанскими националистами были убиты тысячи сербов и черногорцев. По разным данным от 100 до 200 тысяч сербов покинули эти земли. На их место из Албании переселились от 70 до 100 тысяч албанцев. После освобождения в 1944 году Народно-освободительная армия Югославии столкнулась с серьезным сопротивлением косовских албанцев. К июлю 1945 года их отряды были разгромлены или вытеснены в соседние страны. Стремясь успокоить местных албанцев, недовольных возвращением Косова в состав Сербии, глава югославских коммунистов Броз Тито запретил изгнанным сербам возвращаться в Косово и пообещал рассмотреть вопрос о возможном объединении Югославии с Албанией.

Между тем, косовские албанцы продолжали оставаться недовольными. Лидер Албании Энвер Ходжа писал в ЦК ВКП (б) в 1949 году: «Демократические и национальные права албанского национального меньшинства Косово и Метохии совершенно не соблюдаются. Никакой связи с Албанией!». Предоставление Косову автономии и открытие там албанских школ Ходжа расценил как демагогию, так как «идеал — соединение с Албанией — остался неосуществленным».

До середины 1960-х гг. ситуация в крае была под жестким надзором Службы государственной безопасности, которую возглавлял один из ближайших соратников Тито Александр Ранкович. При Ранковиче гос. безопасность жестко репрессировала албанцев, хранящих оружие и поддерживавших связи с Албанией, а также тех, кто только подозревался в этом. После его отставки, по мнению американского историка Крейга Нейшна, в крае сложились условия для более свободных проявлений инакомыслия, а дальнейшая суверенизация Косова сделала возможным дискриминацию сербского меньшинства албанцами.

Новым шагом в автономизации Косова и Метохии стало принятие Югославией Конституции 1963 года. Согласно ее положениям, национальные меньшинства стали именоваться народностями, а автономные области получили статус краев. В 1969 году название края было изменено на Автономный край Косово.

В это время руководство косовских коммунистов во главе с Фадилем Ходжей требовало от федеральных властей равноправия языков народов и народностей в стране, переименования устава автономного края в Конституцию, определения СФРЮ как содружества равноправных народов и народностей, создания в крае Конституционного суда.

В 1968 году в Косове и Македонии произошли выступления албанской молодежи. Демонстранты требовали дать краю статус республики, принять новую конституцию, объединить территории с албанскими населением в разных республиках. Демонстрации были разогнаны силами полиции. Служба государственной безопасности СФРЮ отмечала, что в этот период в крае росли националистические настроения, охватывавшие слои интеллектуалов, студентов и даже школьников. Позиции албанских националистов усилились с ростом автономии а также после проведения ряда мер, среди которых были разрешение на использование албанских национальных символов, начало научного и культурного сотрудничества с Албанией и т.д. По данным профессора Ф. Агани, демонстрациями предшествовали «конституционные дискуссии» в СФРЮ, где было озвучено требования сделать Косово республикой. Под давлением албанцев край покидали сербы и черногорцы. По данным российского историка Елены Гуськовой, в период с 1961 по 1980 гг. из края уехали 92 197 сербов и 20 424 черногорца. По данным Сербской православной церкви, основным мотивом оставления края сербами были рост напряженности и давление со стороны местных албанцев. В то же время некоторые западные исследователи писали, что причины эмиграции 90 000 сербов из Косова были в основном экономическими. Схожее мнение об экономических причинах исхода сербов высказала российской историк Нина Смирнова, которая также в качестве причины исхода указывала на «потерю привилегированного положения» рядом сербов, а также на выезд из края замешанных в злоупотреблениях чиновников и полицейских. На их места переселялись албанцы из Македонии, Черногории и Южной Сербии.

Принятие новой Конституции в 1974 году увеличило степень автономности краев, они получили большую политическую и экономическую самостоятельность. При этом, будучи в составе СР Сербии, края имели почти те же права, что и сама Сербия в рамках Югославии. Косово и Воеводина могли блокировать любое решение Сербии, в то время как Сербия не могла влиять на решения своих автономных краев. Руководящие органы Косова подчинялись республиканским властям только в том случае, если считали это выгодным для себя.

Фадиль Ходжа отмечал, что албанский народ имеет право объединиться в одно государство и необходимо бороться за это объединение. По его мнению, именно из Косова, а не из Албании, поступают импульсы к такому объединению. По словам Ходжи, так было и при Османской империи, и во время Балканских войн, и с Косовом были связаны значительные даты в истории албанского народа.

1970-е годы характеризовались продолжавшейся межнациональной напряженностью и ростом активности албанских националистических организаций, среди которых выделялось «Движение за национальное освобождение Косова». Оно поддерживало националистически настроенные круги среди албанских студентов, которые занимались в основном пропагандой и распространением листовок и запрещенной литературы. Один из лидеров албанских националистов в 1980-е Хидает Хисени писал, что акции студентов были «видом постоянного движения албанцев за национальное освобождение и равноправие с другими народами в той Югославии». Кроме непосредственно Косова националистические организации албанцев действовали также в Македонии и странах Европы.

russian7.ru

Загадка происхождения косовских албанцев — История и этнология. Факты. События. Вымысел. — LiveJournal

До середины 1960-х гг. ситуация в крае была под жестким надзором Службы государственной безопасности, которую возглавлял один из ближайших соратников Тито Александр Ранкович. При Ранковиче гос. безопасность жестко репрессировала албанцев, хранящих оружие и поддерживавших связи с Албанией, а также тех, кто только подозревался в этом. После его отставки, по мнению американского историка Крейга Нейшна, в крае сложились условия для более свободных проявлений инакомыслия, а дальнейшая суверенизация Косова сделала возможным дискриминацию сербского меньшинства албанцами.

Новым шагом в автономизации Косова и Метохии стало принятие Югославией Конституции 1963 года. Согласно ее положениям, национальные меньшинства стали именоваться народностями, а автономные области получили статус краев. В 1969 году название края было изменено на Автономный край Косово.

В это время руководство косовских коммунистов во главе с Фадилем Ходжей требовало от федеральных властей равноправия языков народов и народностей в стране, переименования устава автономного края в Конституцию, определения СФРЮ как содружества равноправных народов и народностей, создания в крае Конституционного суда.

В 1968 году в Косове и Македонии произошли выступления албанской молодежи. Демонстранты требовали дать краю статус республики, принять новую конституцию, объединить территории с албанскими населением в разных республиках. Демонстрации были разогнаны силами полиции. Служба государственной безопасности СФРЮ отмечала, что в этот период в крае росли националистические настроения, охватывавшие слои интеллектуалов, студентов и даже школьников. Позиции албанских националистов усилились с ростом автономии а также после проведения ряда мер, среди которых были разрешение на использование албанских национальных символов, начало научного и культурного сотрудничества с Албанией и т.д. По данным профессора Ф. Агани, демонстрациями предшествовали «конституционные дискуссии» в СФРЮ, где было озвучено требования сделать Косово республикой. Под давлением албанцев край покидали сербы и черногорцы. По данным российского историка Елены Гуськовой, в период с 1961 по 1980 гг. из края уехали 92 197 сербов и 20 424 черногорца. По данным Сербской православной церкви, основным мотивом оставления края сербами были рост напряженности и давление со стороны местных албанцев. В то же время некоторые западные исследователи писали, что причины эмиграции 90 000 сербов из Косова были в основном экономическими. Схожее мнение об экономических причинах исхода сербов высказала российской историк Нина Смирнова, которая также в качестве причины исхода указывала на «потерю привилегированного положения» рядом сербов, а также на выезд из края замешанных в злоупотреблениях чиновников и полицейских. На их места переселялись албанцы из Македонии, Черногории и Южной Сербии.

hist-etnol.livejournal.com

Албанцы — это… Что такое Албанцы?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Алба́нцы (алб. shqiptarët; см. также, арнауты) — балканский народ, основное население Албании, а также частично признанного государства Косово и северного Эпира, входящего в состав Греции. Также проживают в северо-западных районах Македонии, Сербии и других странах.

Общая численность: около 8 миллионов человек. На сегодняшний день не существует никакой официальной статистики касательно процентного соотношения численности православных[источник не указан 434 дня], католиков и мусульман. Оценки соотношений количества последователей трёх разных групп различны или даже противоречивы. В начале XX века соотношение между христианами и мусульманами было почти равным (47 % католиков и православных и 53 % мусульман[1]). По данным более современного источника, CIA World Factbook, соотношение количества верующих разных религий таково: мусульмане — 70 %, православные — 20 %, католики — 10 %

[2][3]. Однако, по данным Пью Рисёрч Сентер по состоянию на 2009 год процентное количество мусульман в Албании было даже 79.9 %[4]. В то же время, по данным мировой христианской энциклопедии на тот же 2009 год, лишь 38 % являются мусульманами, а 36 % составляют христиане[5]. Согласно же Госдепу США рейтинг лиц, принимающих активное участие в религиозной жизни и службах в храмах, составляет всего между 25 и 40 %[6]. Возможно, на соотношение религиозных групп наложило отпечаток то, что в период правления Энвера Ходжи в Албании насильно насаждался атеизм.

Название

Происхождение названия «Албания» и «албанцы» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- ‘гора’ или лат. albus ‘белый’. Современное их самоназвание — от shqip- ‘говорящий понятно’. В Греции существует также народная этимология от греч. αλβανος, αρβανιτης ‘грубый, дикий’. Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» — «селение».

История

Наиболее распространённой в науке является точка зрения[источник не указан 637 дней], возводящая этногенез албанцев к иллирийским племенам, в основном дарданцам. Первые упоминания об албанцах относятся к XI веку. В составе албанского этноса имеются несколько этнических групп, прежде всего гегерийцы (жители севера Албании и Косова), воинственные и с патриархальным укладом жизни, и тоски (жители промышленно развитого юга Албании).

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, албанцы — прямые потомки древних пеласгов, язык которых они сохранили до сих пор с теми, конечно, переменами, которые произошли в нём в течение тысячелетий.

Этногенез албанцев крайне сложен и запутан, на данном этапе развития науки (в связи с отсутствием исследований митохондриальной ДНК) все теории о этногенезе народа являются не более, чем вольными гипотезами. Исходя из наличных документов Болгарского царства и Византийской империи, первое упоминание об албанцах в границах нынешнего государства относится к Х веку. В это время их ареал ограничен горами Северной Албании — Мирдита, Дукагини, Малиссия. В пользу этого убеждения говорит доминирование албанских (язык «Shqip») топонимов данного региона и дефицит славянских, столь обычных для Южной Албании (Лаберия, Тоския). Похоже, не случайно совпадение названий для государств «кавказская Албания» и «Албания», возможно, северо-восточные азери имеют общих предков со «шкиптарами», а именно — с очагом этногенеза шкиптар — гегами северных гор. В XII—XIV веках происходит расселение албанцев с северных гор в долины и на юг, ассимиляция романизированных ранее иллирийцев и их бесследное исчезновение. На юге Албании, населённой славянами, а также романизированными македонцами, сарматами и венетами (последние — исходная точка для аромунов), происходит распространение языка без существенного генетического влияния албанцев. В пользу этого предложения свидетельствует тот факт, что по антропологическому типу геги-северяне — очень разнообразны с преобладанием динарского и восточно-кавказского типа, а южане (тоски и лабы) относятся преимущественно к альпийской расе и в некоторых случаях — с влиянием динарской и индо-иранской (ирано-афганская и ферганская подрасы) рас. К XVI веку заканчивается ассимиляция шкиптарами славян и романизированного населения на севере нынешней Албании, а к концу XVII века — распространение языка «шкиптар» (тоскский вариант) на юге — в Лаберии и Тоскии.

Есть также более позднее славянское, турецкое и греческое влияние, но оно носило преимущественно локальный генетический или культурный характер.

Османская эпоха

В XIV—XV вв. албанцы после значительного сопротивления во главе с Георгием Скандербегом попали под господство турок. Во время турецкого господства большинство албанцев приняло ислам. Ряд семей албанского происхождения играл значительную роль в администрации Османской империи, из них вышло несколько великих визирей империи. Вместе с тем православные албанцы (а также ряд исламских лидеров, такие, как Али-паша Тепеленский) участвовали в борьбе в XVII—XIX вв. против турок. Государственность албанцев восстановлена в 1912 после Первой балканской войны; тогда же, в процессе распада Османской империи, албанское меньшинство оказалось также в Югославии (Македония, Косово и Метохия).

В 1940—1980-е годы в Албании действовал сталинистский режим Энвера Ходжи, проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. В связи с этим началась массовая миграция албанцев в Грецию и Италию.

В 1990-е албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после 1999 фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине ХХ века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии.

Расселение

Проблема расселения албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между албанцами и сербами, албанцами и македонцами, албанцами и греками.

В 1270—1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий. Из сообщения императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

Албанцы мигрировали в Македонию тремя путями: Дукаджинский (северный) направлялся через Полог к Скопье и Куманово. Малисорский вел от Охрид к Пелагонии и Повардарью. Тоскский (южный) — от Преспы к Лерину.

В XIV в. албанцы и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье, на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и албанцев-католиков.

После победы при Ахелое (1359) над Никифором II Ангелом албанцы начали заселение Этолии и Акарнании, называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете Калканделен, нахии Манастир, нахии Филорина и в вилайете Пирлипе. После военной экспедиции Георгия Кастриоти в Италию началась албанская колонизация Апулии. Есть мнение, что первоначальной родиной албанцев была не Албания в ее нынешних границах и не Кавказская Албания (Алванк), а некая территория на западе Дакии, где сохранились нероманизированные дакские племена. В пользу этого: фонетическая близость албанского языка с дакскими наречиями и некоторыми диалектами современного румынского в западной Валахии, отсутствие нативных слов, относящихся к морской терминологии (это означает, что албанцы вряд ли переселялись с Кавказа, ведь в последнем случае они неминуемо должны были мигрировать через приморские территории Черного моря и более-менее длительно пребывать в приморских регионах).

Этнографические группы

Молодой албанец. Акварель Луизы Дюпре (1819).

Албанцы разделяются по языку и обычаям на две основные подгруппы:

Между XIII—XVI веками из-за бурных политических событий на Балканах, главные из которых — крестовые походы, ослабление Византийской империи и становление Османской, из албанского этноса выделилось две крупные субэтнические эксклавные группы, постепенно развившиеся в самостоятельные народы в настоящее время слабо связанные со своей исторической родиной. К ним относятся:

  • Арнауты (арваниты) — православные албанцы республики Греция (Пелопоннес, Аттика, Беотия, Афины, о-ва Эвбея, Андрос и др.). Родной — арнаутский язык, большинство уже сильно затронула эллинизация. Однако, по некоторым данным и в Республике Албания численность православного населения превысила 30%, в частности Православие принимают представители особого вида ислама — бекташей.
  • Арбереши — албанцы-католики, основной регион проживания которых — Южная Италия и Сицилия. Большинство сильно затронула итальянизация.

Характерная черта обеих субэтнических групп — их архаичное самоназвание (эндоэтноним), которое сохраняет ранее преобладавший во всём албаноязычном ареале романский по происхождению корень «алб» (видоизменённые арб, арв) из лат. albus «белый». В самой Албании позднее уже в новое время получило распространение самоназвание «шкип» (shqip), от алб. «понятный», «тот, кого можно понять».

Известные албанцы

  • Мать Тереза (Агнес Бояджиу).
  • Яков Дзодза — албанский писатель и публицист XX века.
  • Джон Белуши — американский актёр, родился в семье албанских иммигрантов.
  • Джеймс Белуши — американский актёр, родился в семье албанских иммигрантов.
  • Элиза Душку — американская актриса, внучка албанских иммигрантов.
  • Лека Дукаджини — албанский князь XV века, основатель так называемого «Кануна» — свода правил, дающего право албанцам жить патриархальным укладом.
  • Мухаммед Али Египетский — турецкий наместник в Египте.
  • Ахмет Зогу — албанский государственный деятель, в 1928—1939 король.
  • Исмаил Кадаре — крупнейший албанский прозаик и поэт.
  • Георг Кастриоти (Скандербег) — вождь антиосманского албанского восстания, национальный герой Албании, воспеваемый в народных песнях.
  • Жетан Кельменди — ветеран Армии Освобождения Косова, албанский журналист и поэт.
  • Инва Мула — известная албанская оперная певица.
  • Фан Ноли — албанский религиозный и политический деятель, епископ.
  • Шпенд Соллаку Ноэ — албанский поэт, писатель, журналист, переводчик и политический деятель.
  • Рита Ора — британская певица и актриса албанского происхождения.
  • Беджет Иса Паколли — бизнесмен.
  • Юлиана Паша — албанская певица.
  • Ибрагим Ругова — писатель, лидер албанцев Косова.
  • Хашим Тачи — командир Армии Освобождения Косова, премьер-министр Косова.
  • Али-паша Тепеленский — номинальный вассал Османской империи, фактический правитель Албании и части Греции.
  • Наим Фрашери — писатель, национальный поэт Албании.
  • Лазар Фундо — албанский революционер, журналист и писатель, один из основателей Коммунистической партии Албании, деятель Коминтерна.
  • Рамуш Харадинай — лидер Армии освобождения Косова, бывший премьер-министр Косова.
  • Энвер Ходжа — диктатор Албании.
  • Арменд Даллку — албанский профессиональный футболист, защитник полтавской Ворсклы и сборной Албании по футболу.

Албанцы в кино

Албанцы в видеоиграх

Ссылки

Примечания

Библиография

  • Ю. В. Иванова. Албанцы и их соседи. М.: Наука, 2006.

dic.academic.ru

Косовские албанцы: история происхождения | Русская семерка

До середины 1960-х гг. ситуация в крае была под жестким надзором Службы государственной безопасности, которую возглавлял один из ближайших соратников Тито Александр Ранкович. При Ранковиче гос. безопасность жестко репрессировала албанцев, хранящих оружие и поддерживавших связи с Албанией, а также тех, кто только подозревался в этом. После его отставки, по мнению американского историка Крейга Нейшна, в крае сложились условия для более свободных проявлений инакомыслия, а дальнейшая суверенизация Косова сделала возможным дискриминацию сербского меньшинства албанцами.

Новым шагом в автономизации Косова и Метохии стало принятие Югославией Конституции 1963 года. Согласно ее положениям, национальные меньшинства стали именоваться народностями, а автономные области получили статус краев. В 1969 году название края было изменено на Автономный край Косово.

В это время руководство косовских коммунистов во главе с Фадилем Ходжей требовало от федеральных властей равноправия языков народов и народностей в стране, переименования устава автономного края в Конституцию, определения СФРЮ как содружества равноправных народов и народностей, создания в крае Конституционного суда.

В 1968 году в Косове и Македонии произошли выступления албанской молодежи. Демонстранты требовали дать краю статус республики, принять новую конституцию, объединить территории с албанскими населением в разных республиках. Демонстрации были разогнаны силами полиции. Служба государственной безопасности СФРЮ отмечала, что в этот период в крае росли националистические настроения, охватывавшие слои интеллектуалов, студентов и даже школьников. Позиции албанских националистов усилились с ростом автономии а также после проведения ряда мер, среди которых были разрешение на использование албанских национальных символов, начало научного и культурного сотрудничества с Албанией и т.д. По данным профессора Ф. Агани, демонстрациями предшествовали «конституционные дискуссии» в СФРЮ, где было озвучено требования сделать Косово республикой. Под давлением албанцев край покидали сербы и черногорцы. По данным российского историка Елены Гуськовой, в период с 1961 по 1980 гг. из края уехали 92 197 сербов и 20 424 черногорца. По данным Сербской православной церкви, основным мотивом оставления края сербами были рост напряженности и давление со стороны местных албанцев. В то же время некоторые западные исследователи писали, что причины эмиграции 90 000 сербов из Косова были в основном экономическими. Схожее мнение об экономических причинах исхода сербов высказала российской историк Нина Смирнова, которая также в качестве причины исхода указывала на «потерю привилегированного положения» рядом сербов, а также на выезд из края замешанных в злоупотреблениях чиновников и полицейских. На их места переселялись албанцы из Македонии, Черногории и Южной Сербии.

russian7.ru

История Албании — происхождение названия страны, основные этапы развития

Альтернативные названия

Слова международного употребления «Албания» и «албанец» берут свое историческое начало в корнях *alb- , *arb-, которые также дали жизнь слову Арбереши (так называют итало-албанцев, которые проживают на юге Италии).

Корень слова отсылает к другим корням: *lab-, слову Labëria, что указывает на область на юге Албании, почти на границе с Грецией, и *rab-, слову raban, что на языке славян означало «албанский». В настоящее время албанцы используют следующие слова: shqiptar (албанец), shqip (албанский язык) и Shqipëria (Албания).

Происхождение названия страны

По мнению австрийского лингвиста Густава Майера (1850-1900 гг.), shqiptar (албанец), shqip (албанский язык) и Shqipëria (Албания) связаны с албанским глаголом shqipoj («говорить четко», «произносить»), а также с латинскими словами excipio и excipere (слушать, слышать).

Албанист Максимиллиан Лабертц (1882-1963 гг.) связывал слово shqipe со словом shqiponjë («орел»), так как эта считается символом Албании. Это объяснение скорее восходит к народной этимологии и является причиной тому, почему албанцы идентифицируют себя с орлами.

Албанцев можно разделить на две культурные группы: северные албанцы, или геги (Ghegs) и южные албанцы, или тоски (Tosks). Географическая граница между ними полегает примерно вдоль реки Шкумбини, которая течет через город Эльбасан к Адриатическому морю.

К северу от реки живут геги, вместе с албанцами из Черногории и Македонии, они говорят на характерном диалекте. К югу от реки Шкумбини живут тоски, вместе с албанцами из Греции, юго-западной Македонии и южной Италии. Их речь также отличается своеобразным диалектом. Хотя культурные и лингвистические различия между тосками и гегами немаловажны, все они идентифицируют себя с единой национальной культурой Албании.

Образование Албании

Албанцы – коренные жители Балкан, хотя точное их происхождение неизвестно. Национальная идеология настаивает на однозначных этнических корнях с древними иллирийцами. Об этом народе известно очень мало, и исторических документов, которые свидетельствовали бы об истории албанцев в течение первого тысячелетия нашей эры, не существует.

Трудно подтвердить теорию родства с иллирийцами, трудно и опровергнуть ее. Фактически история албанского народа начинается во второй половине 11 века. Византийский историй Майкл Атталейтес был первым, кто упомянул албанцев — это было в рамках восстания против Константинополя в 1043 году. Историк Джон Скилицез описал албанцев в составе войск Никифора Базилациуса в Дурресе.

Можно предположить, то албанцы в 11-12 века жили в горной местности на севере и юге, затем начали двигаться к югу, где находятся современная южная Албания и западная Македония. В середине 14 века они мигрировали дальше на юг, ближе к Греции – сначала в Эпир, Фессалию (1320 год), затем в Акарнанию и Этолию. Процесс колонизации земель закончился в середине 15 века. В результате албанцы поселились на половине территории Греции в таком большом количестве, что во многих регионах составляли больше половины населения. Албанцы были кочевым народом, поэтому не создали существенных городских центров.

В Средние века не было примечательных албанских общин на этой территории. Дуррес был населен венецианцами, греками, евреями и славянами; Шкодер – венецианцами и славянами; Влёра – византийскими греками. Принято считать, что значительная часть албанцев ассимилировалось во время турецкого вторжения, другими словами, албанцы были маргиналами в свое собственной стране.

Только в период господства Османской империи они стали селиться в городах , в это время наметились какие-то признаки национального единства.

Межнациональные отношения в стране

До 19 века в национального единения в Албании, как и везде на Балканах, не существовало. Этому способствовало и распространенная негласная заповедь со стороны Османской империи, которая господствовала на государственном уровне: «Быть мусульманином значит быть турком, быть православным значит быть греком». Небольшой всплеск национального чувства был замечен во второй половине 19 века.

В это время националистические лидеры распространяли религиозные идеи среди народа. Государственный деятель Пашко Васа (1825-1892 гг.) писал: «Албанцы, вы убиваете своих братьев / Ста фракциями вы разделены / Некоторые говорят, что верят в Бога, другие – в Аллаха / Один говорит: «Я турок», другой: «Я латин» /третий – «Я грек», четвертый: «Я славянин» / Братья мои, несчастные мои! / Очнись, Албания, пробудись от тревожного сна / Пусть все нас объединит одна вера / Не смотрите на церкви и мечети / Албанская вера – это Албанианизм!».

Последняя строчка была воспринята как лозунг националистического движения, благодаря которому в 1912 году Албания обрела независимость.

Этнические отношения

Балканский полуостров населяет множество разнообразных этнических групп, и отношения между ними нельзя назвать спокойными. Обостренный национализм, соперничество за территории и власть испокон веков являлись причинами межнациональной напряженности.

Особенно это характерно для мультинациональных районов, где у этнических групп нет четких политических границ. Отношения между албанцами и греками вдоль их общей границы улучшились за последнее десятилетие, но вот отношения албанцев с их славянскими соседями, тоже бывшими членами Югославии оставляют желать лучшего.

Албанцы когда-то составляли большую часть населения Косово, но после того, как эта территория перешла под контроль Сербии, они вынуждены были довольствоваться ролью угнетенного народа. В 1997 году разразился открытый конфликт, но не между косовскими сербами и косовскими албанцами, а между косовскими албанцами и враждебным сербским режимом Белграда.

Отношения между албанцами и македонцами в западной части Республики Македония были напряженными с момента провозглашения независимости Македонии и соответственного понижения статуса албанцев как «национального меньшинства».

travelask.ru

Албанцы — Википедия. Что такое Албанцы

Алба́нцы (алб. shqiptarët; см. также арнауты) — балканский народ, основное население Албании, а также частично непризнанного государства Косово и Северного Эпира, входящего в состав Албании. Также проживают в северо-западных районах Македонии, Сербии и других странах.

Общая численность: около 8 миллионов человек. Оценки соотношений количества последователей трёх разных конфессиональных групп различны или даже противоречивы. В начале XX века соотношение между христианами и мусульманами было почти равным (35 % католиков и около 15% православных и 50 % мусульман[1]). По данным более современного источника, CIA World Factbook, соотношение количества верующих разных религий таково: мусульмане — 56,7 %, католики — 10 %, православные — 6,8 %[2][3]. Однако, по данным Pew Research Center[en] по состоянию на 2009 год процентное количество мусульман в Албании было даже 79,9 %[4]. В то же время, по данным Мировой христианской энциклопедии[en] на тот же 2009 год, лишь 38 % являются мусульманами, а 36 % составляют христиане[5]. Согласно же Госдепу США рейтинг лиц, принимающих активное участие в религиозной жизни и службах в храмах, составляет всего между 25 и 40 %[6]. Возможно, на соотношение религиозных групп наложило отпечаток то, что в период правления Энвера Ходжи в Албании пропагандировался атеизм.

Название

Происхождение названия «Албания» и «албанцы» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- ‘гора’ или лат. albus ‘белый’. Современное их самоназвание — от shqip- ‘говорящий понятно’. В Греции существует также народная этимология от греч. αλβανος, αρβανιτης ‘грубый, дикий’. Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» — «селение».

История

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, албанцы — прямые потомки древних пеласгов, язык которых они сохранили до сих пор с теми, конечно, переменами, которые произошли в нём в течение тысячелетий[7].

Этногенез албанцев крайне сложен и запутан, на данном этапе развития науки все теории об этногенезе народа являются не более, чем вольными гипотезами. Исходя из наличных документов Болгарского царства и Византийской империи, первое упоминание об албанцах в границах нынешнего государства относится к X веку. В это время их ареал ограничен горами Северной Албании — Мирдита, Дукагини, Малиссия. В пользу этого убеждения говорит доминирование албанских (язык «Shqip») топонимов данного региона и дефицит славянских, столь обычных для Южной Албании (Лаберия, Тоския).

Когда в 1041 году византийцы опять завоевали Эпир и уничтожили господство славян, древнее иллирийское местное население начало выступать все более и более определенно и самостоятельно под новым общим наименованием албанцев[8]

В XII—XIV веках происходит расселение албанцев с северных гор в долины и на юг, ассимиляция романизированных ранее иллирийцев и их постепенное бесследное исчезновение. На юге Албании, населённой греками, славянами, а также романизированными македонянами, сарматами и венетами (последние — исходная точка для аромунов), происходит распространение языка без существенного генетического влияния албанцев.

К XVI веку заканчивается ползучая албанизация штиптарами славян и романизированного населения на севере нынешней Албании, а к концу XVII века — распространение языка «штиптар» (тоскский вариант) на юге — в Лаберии и Тоскии.

Есть также более позднее славянское, турецкое и греческое влияние, но оно носило преимущественно локальный генетический или культурный характер.

Османская эпоха

В XIV—XV вв. албанцы после значительного сопротивления во главе с Георгием Кастриоти попали под господство турок. Во время турецкого господства много албанцев приняло ислам вместо родного католицизма. Ряд деятелей албанского происхождения играл значительную роль в администрации Османской империи, из них вышло несколько великих визирей империи. Вместе с тем православные албанцы (а также ряд исламских лидеров, такие, как Али-паша Тепеленский) участвовали в борьбе в XVII—XIX вв. против турок.

XX век

Государственность албанцев восстановлена в 1912 после Первой балканской войны; тогда же, в процессе распада Османской империи, албанское меньшинство оказалось также в Югославии (Македония, Косово и Метохия).

В 1940—1980-е годы в Албании действовал «сталинистский» режим Энвера Ходжи, проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. В связи с этим началась двусторонняя миграция албанцев в Грецию и Италию.

В 1990-е албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после 1999 фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине XX века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии.

Расселение

Проблема расселения албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между албанцами и сербами, албанцами и македонцами, албанцами и греками.

В 1270—1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий. Из сообщений императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы-католики, вытесняя греков и сербов, переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

Албанцы мигрировали в Македонию тремя путями: Дукаджинский (северный) направлялся через Полог к Скопье и Куманово. Малисорский вел от Охрид к Пелагонии и Повардарью. Тоскский (южный) — от Преспы к Лерину.

В XIV в. албанцы и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье, на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и албанцев-католиков.

После победы при Ахелое (1359) при поддержке венецианцев над Никифором II Ангелом албанцы-католики начали заселение Этолии и Акарнании, называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете Калканделен, нахии Манастир, нахии Филорина и в вилайете Пирлипе. После военной экспедиции Георгия Кастриоти в Италию началась албанская колонизация Апулии. Есть мнение, что первоначальной родиной албанцев была не Албания в её нынешних границах и не Кавказская Албания (Алванк), а некая территория на западе Дакии, где сохранился нероманизированный дакский народ. В пользу этого: фонетическая близость албанского языка с дакскими наречиями и некоторыми диалектами современного румынского в западной Валахии, отсутствие нативных слов, относящихся к морской терминологии.

Этнографические группы

Молодой албанец. Акварель Луизы Дюпре (1819).

Албанцы разделяются по языку и обычаям на две основные подгруппы:

Между XIII—XVI веками из-за бурных политических событий на Балканах, главные из которых — крестовые походы, крушение Византийской империи и становление Османской, из албанского этноса выделилось две крупные субэтнические эксклавные группы, постепенно развившиеся в самостоятельные народы в настоящее время слабо связанные со своей исторической родиной. К ним относятся:

Характерная черта обеих субэтнических групп — их архаичное самоназвание (эндоэтноним), которое сохраняет ранее преобладавший во всём албаноязычном ареале романский по происхождению корень «алб» (видоизменённые арб, арв) из лат. albus «белый». В самой Албании позднее уже в новое время получило распространение самоназвание «шкип» (shqip), от алб. «понятный», «тот, кого можно понять».

Гаплогруппы албанцев

По состоянию на 2011 г.[9]
ГаплогруппыГеги (Gheg) —

 северные албанцы, % 

Тоски (Tosk) —

 южные албанцы, % 

 Усредненные данные, % 
 E1b1b1 (M35) 41,2128,1034,66
J2 (M172)23,0316,5319,78
R1 (M173)21,2119,0120,11
I (M170)9,0925,6217,36
G (M201)1,213,312,26
K (M9, xP)1,213,312,26
J1 (M267)1,821,651,73
h2 (M52)0,612,481,54
E (xE1b1b1)0,610,000,30

Албанцы в кино

См. также

Примечания

Комментарии
Источники
  1. ↑ E. Barbarich, Albanie, Enrico Voghera ed., Rome, 1905
  2. ↑ CIA. The World Factbook
  3. ↑ 2009 CIA World Factbook Архивировано 17 января 2010 года.
  4. ↑ Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population (PDF). Pew Research Center[en] (October 2009). Проверено 16 февраля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  5. p 51. World Christian Encyclopedia. — Oxford University Press, 2001. — ISBN 978-0-19-507963-0.
  6. ↑ State.gov, Freedom of Religion 2007
  7. ↑ Албанцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. ↑ Нидерле, Л. Славянские древности — С.56
  9. ↑ [Ferri G., Tofanelli S., Alù M., Taglioli L., Radheshi E., Corradini B., Paoli G., Capelli C., Beduschi G. (2010), ‘Y-STR variation in Albanian populations: implications on the match probabilities and the genetic legacy of the minority claiming an Egyptian descent’, International Journal of Legal Medicine Албанцы E1b1b1 (M35)]

Литература

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *