Албанцы происхождение народа: происхождение народа, где и как живут, фото

Содержание

происхождение народа, где и как живут, фото

Албанцы относятся к балканским народам. Они составляют основное население Албании и являются весьма уникальными благодаря сложившейся истории. Во многом это связано с длительным господством Османской империи, однако влияние Европы оставалось и остается главенствующим, что и породило во многом удивительные особенности жизненного уклада людей.

Где живут (территория)

Албанцы в основном проживают в Албании — здесь их более 2 миллионов, на втором месте Косово, можно встретить албанцев также в Великобритании, Сербии, Черногории, Македонии, Италии, Германии и Швейцарии. Меньше всего албанцев проживает на Украине.

Название

Албания является международным названием страны. Считается, что его придумал Птолемей. Происходит название от слова «олба». Перевести его можно как «селение». Само слово берет корни из иллирийского языка.

История

История происхождения албанцев как народа является весьма запутанной. Историки считают, что формироваться он начал после захвата территории византийцами. Начиная с 12 века происходит расселение народа по долинам и горам, что сопровождалось ассимиляцией иллирийцев. Частично территорию населяли греки и славяне, македонцы, сарматы. В кругах историков бытует мнение, что албанцы появились в результате изменения условий жизни славян и представителей Римской империи.

В 14 веке началось влияние Османской империи, население было вынуждено принять ислам, хотя до этого их религией было христианство (католицизм). На территории страны жили и православные, которые выступали против господства османов.
В начале 20 века происходит распад Османской империи, в народе происходит переосмысление, но в то же время устанавливается сталинистский режим в главе с Энвером Ходжей, который привел к изоляции в политическом плане. Границы государства были закрыты до 80-го года, после чего начался массовый отток населения. Процесс создания государственности длится до сих пор.

Жизнь

Албанцы из тех людей, у которых «все сложно». В знак отрицания они могут кивнуть головой, одни и те же слова произносят по-разному (то же касается имен и названий городов). Из-за этого приезжающие сюда за экзотикой иностранцы часто не могут понять местных жителей, не говоря уже об указателях, информация на которых зачастую верна для албанца, но никак не для приезжего.
Сами албанцы обращаются друг к другу как «госпожа» или «господин», хотя еще недавно они знали такое слово как «товарищ». В гости ходят с подарками, любят общаться, причем в любом месте. Для албанца позвать много гостей означает показать всем, что он человек важный. Но накрывать на стол — удовольствие довольно дорогое, поэтому позволить себе подобное развлечение может не каждая семья. Выходят из положения, угощая гостей чашкой кофе и сладостями — деликатесы на столе у скромных хозяев редкость, даже для них самих.
Албанцы любят устраивать променад. Прогуливаются они по площадям городов, непременно посещая кафе. Такую форму развлечения называют «джиро». Причем одеваться для джиро нужно непременно дорого, чтобы показывать окружающим свой статус. Для среднестатистического албанца такое времяпрепровождение является практически праздником.
В барах нужно не забывать об этикете. При знакомстве с мужчиной или женщиной нужно обязательно заплатить за человека, чтобы показать себя щедрым.
По отношению друг к другу албанцы остаются приветливыми и учтивыми людьми. Их едва ли волнует вероисповедание, и даже ортодоксальный мусульманин спокойно отнесется к православному, ведь страна формировалась под влиянием разных народов.

Язык

Албанский язык является одним из самых сложных европейских языков. В нем есть не только диалектизмы, но и так называемые балканизмы. Если алфавит рядовому европейцу покажется вполне понятным, то сама письменность и произношение способны запутать даже профессиональных переводчиков, не являющихся носителями языка. Плюс ко всему стоит учитывать влияние русского народа, привнесшего множество неологизмов.
Массовый приток советских специалистов в середине прошлого века привел к появлению большого количества научных терминов. В албанском языке помимо прошлого, настоящего и будущего, есть первое предпрошедшее и второе предпрошедшее время, указывающие на предшествующие действия. А среди падежей есть такой редкий, как отложительный.

Культура

В культуре Албании можно выделить несколько направлений. Музыка, например, имеет древние корни, поэтому является развитым направлением. Албанцы с древних времен изучали инструменты, сочиняли народные песни, каждый регион формировал собственный музыкальный стиль. Музыку Албании делят на 3 группы:

  • лабскую
  • тоскскую
  • гегскую.

Северный стиль (гегский) характеризуется героичностью, а южная лабская музыка отличается спокойствием, то же самое можно сказать и о тоскской. Играют албанцы на знакомых каждому европейцу инструментах, среди них скрипки, кларнеты, есть и довольно специфические: лахуты (инструменты, напоминающие лютни), албанские гусле (смычковый инструмент с одной струной).
Другим направлением в культуре Албании стала архитектура. В этом отношении страна уникальна, ведь в ней есть римский, греческий, итальянский, османский и редчайший иллирийский стили. Весь этот калейдоскоп нашел свое отражение в религиозных и жилых постройках прошлых веков.

Фольклор

Албанцы сочинили много эпических поэм, рассказывающих о богатырях. В албанских поэмах можно найти каноничные истории о молодом рыцаре и влюбленной в него девушке из княжеского рода, яркие народные баллады, повествующие о смельчаке, который отправился в опасное путешествие. Часто в мифах можно проследить влияние ислама и других религий.

Еда

У албанцев кухня изобилует простыми блюдами. В ней нет особых секретов, однако она понравится многообразием и необычными десертами.

  1. Албанцы употребляют в пищу много овощей, из сыров предпочитают овечий, а хлеб едят кукурузный.
  2. Мясные блюда раньше подавали только на праздники, сейчас они встречаются чаще. Причем готовить тушу албанцы могут целиком, хотя это довольно дорогое удовольствие.
  3. Османы привнесли свои блюда в албанскую кухню. Благодаря их влиянию она стала более разнообразной, появилось множество соусов, сладостей, турецкий кофе.
  4. Кофе, между прочим, принято пить на свадьбу или в знак завершения сделки.
  5. Состоятельные граждане часто едят свежие морепродукты.
  6. Широкое применение нашел кефир, больше напоминающий йогурт. Его используют для приготовления десертов, в качестве соуса для мяса и едят как отдельное блюдо. Популярными блюдами стали пудинг, который готовят из овечьего молока, пирожки из риса и мороженое акуллоре.

Внешность

Одежда

Скотоводам нужна была теплая одежда, поэтому они шили ее из шерсти. Жители долин использовали в качестве материала для пошива лен. Сейчас национальные костюмы редко можно увидеть на жителях Албании, их заменяет типичный европейский наряд. Хотя есть и такие, которые не забывают о предметах национального гардероба. К примеру, мужчины могут надеть деловой костюм и шерстяные шапочки, колпаки. У сельских жителей из моды до сих пор не вышли фартуки, платки и передники. Когда люди собираются в горы, многие надевают опинги — это такие сандалии, которые очень удобно носить в горах.
Национальный костюм Албании может быть исполнен в 200 различных вариантах. Женщины, живущие в горах, носили по 2 передника, в теплое время года ограничивались одним. Нередко приходилось надевать короткие куртки. В теплых регионах девушки носили платья без рукавов, сверху накидывали джуббу — местную разновидность кафтана. Вся женская одежда украшалась узорами и орнаментом, бахромой, аппликациями.
У мужчин отличительным предметом гардероба служила юбка. Обычно ее носили южане, а жителям севера по душе были тирчет — длинные штаны. Сверху надевали рубашку, жилет и куртку без рукавов. Зимой тирчет заменяли потурэ, похожие на мешки, а куртки сменяли на более теплые, отделанные мехом. Основным головным убором стала турецкая феска, хотя более привычная кече все еще не утрачивала свое значение. Это маленькая войлочная шапка с характерным расшитым узорами ободком выделяет албанцев среди прочих народностей.

Жилище

Еще в начале 20 века албанцы строили дома из брусьев, используя в процессе строительства топор и технологии, сохранившиеся с давних времен. Скот держали прямо в доме, отделяя от жилой части перегородкой. В основном в подобных домах жили пастухи. Позднее постройки стали возводить из камня, причем при строительстве не использовали цементообразующую смесь, а переднюю стену делали из досок. Особенностью таких домов стала малая жилая площадь: пастух нуждался только в месте для трапезы и койке для сна. По большей части жилье предназначалось для скота. В приморском регионе до сих пор можно видеть хижину косолле — маленький домик с крохотными окнами. Камина в таких домах не было, ведь чтобы его построить, необходимо было платить налог. Куда лучше выглядит кула — дом-башня, характерный для горцев. Это не просто дом, а настоящая крепость, имеющая бойницы и мощную дверь. Такой дом практически невозможно было поджечь или взять штурмом. Такое жилье могли себе позволить только состоятельные люди. Их и сейчас можно видеть в горах Албании.
Но наиболее распространенным является каменный дом в 2 этажа. Иногда у такого дома второй этаж частично дощатый. На первом этаже в сельской местности устраивают хлев, а в городе — кладовые. Там же можно организовать мастерскую или лавку для продажи товаров.
Старым горным постройкам уступают каменные дома с крышей, которую делают из теса. Кухня в таких домах располагается на втором этаже и называется «комнатой очага». Отопление осуществляется с помощью камина. Такое жилье стало очень популярным у туристов, занимающихся каучсерфингом. Молодые люди любят приезжать в гости к албанцам, чтобы прочувствовать специфический для современного человека быт.
Кровати в домах сельских жителей сколачивают из досок. Они обычно делаются в 2, а то и в 3 яруса. Хозяева собираются на трапезу вокруг маленького стола, сидят на табуретках. Самым почетным местом в доме является место у камина. В остальных регионах Албании люди обедают и спят на циновках с подстилками из овечьих шкур. Обычным предметом обихода в албанском доме является ковер. Самыми зажиточными считаются жители равнин, у которых может быть один или даже два дивана, большие балконы, красивые наружные лестницы. Практически у всех албанцев мебель деревянная, может быть много шкафов и книжных полок.

История у албанцев сложная, их страна сейчас переживает непростое время. Но сами албанцы остаются патриотами и радуются богатствам, которые у них есть. И это не только курорты, но и прекрасная культура.

Видео

Оцените превосходный народный танец в исполнении албанцев.

От каких народов произошли — албанцы? | ЭтноФил

На Балканском полуострове издревле проживает народ — албанцы. Думаю, большинство людей знают, что его представители исповедуют ислам и отчасти поэтому имеют давние НЕдобрососедские отношения с православными сербами. В отличие от других балканских народов (не считая греков), албанцы не являются славянами. Более того, албанский язык, как и греческий, например, стоит особняком в пределах индоевропейской семьи. То есть других языков, которые были бы ему родственны в пределах группы, просто не существует.

Тут надо ещё отметить, что правило «албанец=мусульманин» совершенное не верное! Хоть большинство албанцев и исповедуют ислам, не все они являются мусульманами. Среди них довольно много католиков и православных, а также просто атеистов. Не стоит забывать, что в период с 1944 по 1985 годы Албания была социалистической страной. То есть атеизм в стране «спускали сверху», как и в других соцстранах.

Кроме того, мало кто знает, что когда-то албанцы были православными христианами. И приняли эту религию примерно в одно время с теми же сербами. Но завоевание этих земель Османской империей привело к повальной (хоть и постепенной) исламизации населения. Есть мнение, что албанцы приняли ислам «на зло» сербам. Дескать, раз уж мы с вами давние неприятели, то мы и другую веру примем. Тем более, что принявшим ислам, в Османской империи полагались привилегии.

Самоназвание албанцев — «shqiptarët» («шиптари»). То есть албанцами они себя не называют! (Это, кстати, основная причина, почему нельзя путать Балканскую Албанию и Кавказскую Албанию). Гипотез по поводу происхождения слова «Албания» три.

Латинская версия гласит, что оно происходит от слова «белый». Почему белый? Непонятно. Самая слабая гипотеза.

Индоевропейская гипотеза гласит, что слово восходит к древнему корню всех индоевропейцев, восходящему к слову «гора». Это уже ближе к истине, ведь албанцы являются индоевропейцами, как ни крути.

Третья гипотеза — иллирийская. В этом древнем исчезнувшем языке есть слово «olba», что можно перевести как «поселение, деревня». Данная версия мне нравится больше, ведь именно иллирийский язык (это доказано) является родственным современному албанскому.

Некоторые по этой причине считают, что иллирийцы — это и есть предки албанцев. Не совсем так. Как раз это — не доказано. Скорее всего, предки албанцев были близкими родственниками иллирийцев. В любом случае, этот народ является наиболее коренным на Балканах, если можно так выразиться. Потому что иллирийцы и их родственники (так называемые палеобалканцы, древние жители Балкан) жили в этой местности до прихода славян.

Более того, есть мнение, что албанцы — это потомки древних пеласгов, населявших всю нынешнюю Грецию ДО прихода древнегреческого населения. О пеласгах в этом ключе писал сам Геродот — отец истории. Однако этот факт определённо не является доказанным. Но мы точно знаем, что большую часть современной Греции древние албанцы точно населяли (и сейчас тоже живут в Эпире, Аттике, Беотии, на островах Пелопоннес, Эвбея, Гидра и других).

***

Таким образом, можно сделать вывод, что этногенез албанцев весьма сложен, что характерно для народов этого региона. Нет сомнений в том, что этнос является прямым потомков иллироязычных народов — палеобалканцев, то есть первых индоевропейцев Балкан, живущих тут до славян и даже до греков. Именно поэтому, кстати, албанцы считают, что имеют право претендовать на некоторые земли сербов, греков, македонцев и т.д.

Кроме того, в жилах албанцев несомненно течёт кровь греков, славян, турок. В этой связи интересно посмотреть генетику албанцев. Примерно 38% людей имеют гаплогруппу E1b1b1, которая характерна для жителей Северной, Восточной и Южной Африки! А также для населения Южной Европы и, в частности, Балкан тоже. Эта группа имеется и у греков.

На втором месте гаплогруппа R1, характерная для славян в этом регионе, — примерно 20%. На третьем месте — гаплогруппа J2 — примерно 19%. Она распространена в Греции, на Кавказе (у грузин, чеченцев, ингушей, азербайджанцев, армян), в Иране, Турции, Ливане.

Если понравилась статья, ставьте палец вверх. Подписывайтесь!

02.08.2001 Албания и албанцы | Политика и общество: анализ событий в Европе, России, мире | DW

Это первая из целой серии передач, в которых мы попытаемся разобраться в том, что происходит сейчас в Македонии, в Косово и вообще на территории бывшей Югославии. К сожалению, ситуация там значительно сложнее, чем пытаются это представить те средства массовой информации и политики, для которых албанцы — бандиты, понимающие только язык оружия и выдвигающие только смехотворные и заранее неприемлемые требования. С этим тесно связан и ещё один вопрос: можно ли говорить, что Запад занимает проалбанскую позицию? Но начнём по порядку.

В курортном городке Охрид, где происходят сейчас переговоры между македонским правительством, представителями албанского меньшинства и западными посредниками атмосфера меняется в течение дня по несколько раз. Уныние вдруг сменяется оптимизмом, который улетучивается, как только приходит сообщение о новых стычках между албанцами и правительственными войсками. Стороны вот уже несколько недель не могут решить один вопрос: можно ли уступить албанцам и сделать их язык вторым государственным языком в Македонии.

Одни считают — ни в коем случае албанцам ни в чём нельзя уступать. Другие готовы допустить его в качестве государственного в тех районах, где албанцы составляют более 20% населения. Третьи считают, что албанский язык нельзя делать вторым государственным, но усилить его значение можно. Представители НАТО и США настаивают на том, чтобы спорящие стороны сделали, прежде всего, какие-то символические политические жесты: албанские повстанцы ушли за линию, на которой они находились до начала переговоров, а македонские власти объявили бы амнистию для повстанцев. Но и в Македонии, и в других странах, ранее входивших в Югославию, нередко можно услышать, что любые уступки албанцам будут поощрять их к борьбе за идею «Великой Албании».

На вопрос насколько справедливы эти страхи, я попросил ответить у московского политолога Дмитрия Тренина, заместителя директора Московского Центра Карнеги, руководителя программы «Проблемы внешней политики и безопасности».

    — Во-первых, есть албанский вопрос. И это стало совершенно очевидно после распада Югославии. Действительно, есть албанское меньшинство, которое в славянских государствах не хочет жить. По крайней мере, уже сейчас. Это уже точно можно сказать об албанцах в Косово, и скоро можно будет сказать об албанцах в Македонии. Жить они в славянском государстве, в одном государстве со славянами не будут.

    Есть объективный албанский вопрос. С одной стороны, объективный, с другой стороны — это результат и войны в Косово, и того, что происходит в Македонии, гражданской войны. Это одна сторона дела. Есть и другая сторона. Существуют люди, которые сделали себе имя на национализме. Они верят в свою историческую миссию, участвовать в создании или руководить созданием Великой Албании. Такие люди есть, но их, наверное, немного.

    И третья группа — наиболее хорошо организованная — это те, кто использует Великую Албанию — не столько лозунг, сколько те потрясения, которые сопровождают появление этого лозунга и албанского вопроса — чтобы решать вопросы личного обогащения. Чтобы использовать Албанию, Косово, какие-то районы Македонии в качестве базы для операций с наркотиками, оружием…

— Почему же тогда американцы, Запад, НАТО поддерживают албанских боевиков?

    — Я думаю, что здесь мало, что изменилось. Американцы в своё время действительно приняли, на мой взгляд, очень спорное решение поддерживать УЧК в качестве единственной силы, способной противостоять Милошевичу в Косово. И в ходе борьбы с Милошевичем у американцев, особенно у тех лиц, которые непосредственно осуществляли эти контакты, возникли довольно тесные связи с организацией, которую ещё незадолго до этого администрация Клинтона обвиняла в том, что она занималась незаконной деятельностью, контрабандой наркотиков, в частности. Фактически это была мафиозная организация. Но логика борьбы с Милошевичем породила этих, странных на первый взгляд, партнёров.

    Сегодня же мы пожинаем плоды этой политики. Т.е. для того, чтобы удерживать минимальный порядок в Косово и для того, чтобы обеспечить безопасность своих собственных войск, американцы вынуждены идти на сотрудничество с УЧК. Я думаю, что, придя в Косово и разместив там достаточно небольшой гарнизон американских войск, это чуть больше пяти тысяч человек, американцы оказались заложниками тех, кого они так опрометчиво сделали своими союзниками.

    УЧК, на мой взгляд, совершенно недвусмысленно даёт понять США, что лишь добрая воля УЧК является гарантией безопасности жизни американских солдат. Я бы сказал, что здесь имеет место, по крайней мере, скрытый шантаж американцев со стороны УЧК. Американцам приходится поддерживать УЧК, чтобы сохранить хоть какой-то порядок в Косово, который не может быть обеспечен с помощью относительно небольшого контингента НАТО. Ведь ничего не получилось с созданием гражданской администрации, полиции, которая была бы независимой от УЧК и миротворческих сил, которые стоят за ней.

    Нечто подобное происходит и в Македонии. Американцы не имеют сил, или готовности к их использованию, чтобы реально положить конец использованию Косово в качестве плацдарма в операции по дестабилизации, по изменению положения в Македонии. Американцы и их союзники могли бы конечно попытаться более серьёзно защищать независимость и территориальную целостность Македонии, но это потребовало бы жертв. На эти жертвы ни США, ни их союзники идти не хотят.

    Это вновь заставляет США идти на компромисс с УЧК и теми силами в Македонии, которые сейчас стремятся изменить ситуацию в стране в свою пользу, что делает западную политику в известной степени заложницей албанских радикалов. На мой взгляд, это серьёзный момент и я боюсь, что такая политика со стороны Запада не приведёт к хорошим результатам, в том числе и для самого Запада.

— А почему нельзя сделать ставку на умеренных, типа Руговы?

    — Дело в том, что война фактически выбросила этих людей на обочину косовской политической жизни и даже ещё дальше. Политическая власть находится в руках теневых лидеров. В руках представителей тех сил, которые, выступая в качестве борцов за национальное освобождение, за права албанского населения, фактически являются частью разветвлённой криминальной организации, которая преследует свои вполне конкретные материальные цели. И здесь американцы могут мало что сделать. Ругова, к сожалению, не получил того шанса, который мог бы получить.
    И это не вина американцев. Ругова в послевоенной ситуации не является серьёзной политической фигурой. К сожалению ситуация в Косово зашла слишком далеко, чтобы можно было говорить о нормальном политическом процессе. Это очень криминализированный регион. И говорить о продвижении к демократии очень-очень трудно.

Иногда можно услышать, что американцы сделали ставку на албанцев из чисто прагматических соображений. Зная, что прирост населения у албанцев идёт значительно быстрее, чем у любого другого народа Балкан, и, таким образом рассчитывая, что в обозримом будущем албанцы станут основной нацией на Балканах.

    — Такая логика в принципе может существовать, но, скорее всего не в головах американцев. У них была другая логика, тоже достаточно прагматическая. Американская политика в том, что касается Балкан, это политика коротких дистанций. Американцы пошли на союз с албанцами для того, чтобы нанести удар по Милошевичу. Убрать Милошевича из Белграда, что им, в конце концов, и удалось.
    Американцы не делали ставки ни на албанцев как таковых, ни на албанцев и мусульман в Боснии, только потому, что они являются «поднимающейся силой». У американцев были другие соображения. В любом случае они были весьма прагматичны. И это были соображения скорее конъюнктурного плана, чем стратегические.

— Можно ли в Македонии обойтись без вооруженного вмешательства извне, возможен ли мирный выход?

    — Я хотел бы, чтобы был мирный выход уже сейчас, хотя мы уже не находимся в состоянии мира. Война началась, по крайней мере, уже несколько недель. Поэтому можно говорить о мире, но не о том мире, который предотвращает вооруженный конфликт, а о том, который завершает конфликт. Но до завершения конфликта далеко. И то, о чём говорят сейчас — это временное решение, перемирие, передышка. Процесс будет идти дальше. И я боюсь, что нам придётся ещё долго заниматься и Македонией, и Косово, и Балканами в целом.

Албания и албанцы – эти слова мы слышали и повторяли за последнее время не раз. Кто с ненавистью, кто со страхом, но большинство с пренебрежением. Что мы знаем об албанцах и откуда появилась, например мысль о «Великой Албании», о которой сейчас столько говорится? Попробуем, с помощью Виктора Кирхмайера разобраться в том, что известно об этом малом народе, нечаянно оказавшемся в центре внимания всего мира.

«Албанцу, появившемуся на свет, кладут в колыбель розу и пистолет, а в уста — песню» — уверяет старая албанская пословица, подтверждая загадочность албанской души. Албанцев либо идеализировали, представляя их романтическими героями, либо наоборот — выставляли в неприглядном свете как диких горцев. О происхождении албанцев известно не много. Считается, что албанский народ сформировался в 11-ом веке, когда у населения региона появилось общее самоназвание — «арберы» или «албанцы». Потомки албанцев, выехавших в Италию и другие страны в самом начале османских завоеваний, продолжают называть себя по-старому, а в самой Албании к концу 18-го века утвердился новый этноним — «шчиптары».

Страну стали называть «Шчиперия» — «страна горных орлов». По другой версии, «шчиптары» — это люди, говорящие понятно, то есть по-албански, поскольку «шчип» переводится как «понимать», «разуметь». О специфических албанских традициях, таких, как «канун», то есть традиционное право, «беса» — «клятва чести» и «джьякмаррйе» — «кровная месть» написано немало.

Кстати, авторы редко обращали внимание на то, что закон кровной мести направлен на предотвращение убийства. То есть: «не убивай, если не хочешь, чтобы и тебя убили». Албанцы не склонны верить в справедливость государственных органов правосудия и до недавнего времени считали самосуд наиболее подходящим методом решения споров. Что не удивительно, если принять во внимание опыт, накопленный за века османского владычества, и за десятилетия господства интервентов и коммунистов.

Тем законам, что принимались в столице, в провинции подчинялись неохотно, и то лишь, если эти законы не противоречили «кануну», то есть сложившемуся в средние века «горскому праву». Кстати, албанский канун во многом напоминает «адат», то есть основывающуюся на обычаях правовую систему народов Кавказа. Канун касается всех аспектов жизни общества: экономических, социальных, описывает свадебные и похоронные ритуалы. Впервые албанский «канун» был записан и издан итальянской академией наук в 1941-ом году.

Данные многочисленных лингвистических, археологических и антропологических исследований позволяют предполагать, что современные шчиптары являются потомками древнего населения западной части Балканского полуострова — иллирийских и отчасти — фракийских племён. Предполагается, что современный албанский язык также является непосредственным продолжением иллирийского языка. Современные исследователи, как, например, Селами Пулаха, из Института истории Албанской академии наук на основе анализа этнической и лингвистической непрерывности доказывает, что исконная этническая территория албанцев включает части Македонии, Черногории и Сербии. С этим, наверное, можно спорить.

Государство древних иллирийцев, сложившееся более трёх тысяч лет назад, занимало территорию современных Далмации, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Черногории и значительную часть Сербии. Его столицей был город Шкодер. Название народа, наследниками которого считаются современные албанцы, происходит от слова Иллус — «звезда». Так звали первого иллирийского государя, сведения о котором история донесла до нас. Геродот описывает иллирийцев, как довольно примитивных людей, покрывавших тело татуировками и приносивших своим богам человеческие жертвы. Другие античные авторы сообщают, что иллирийцы слыли общительными и гостеприимными людьми, особенно славились своей воинской доблестью. Женщины пользовались равными с мужчинами правами и нередко даже возглавляли племенные союзы.

Наибольшего могущества Иллирия достигла в 232-ом году до нашей эры, во время правления королевы Теуты, которую историки называют «иллирийской Екатериной Великой». Обладая хорошо укреплёнными портами, иллирийский флот наносил серьёзный ущерб Риму, грабя прибрежные районы, что побудило Римский Сенат объявить Теуте войну. Постепенно Иллирия попала в зависимость от Рима. Римское господство оставило заметные следы в языке и культуре албанцев. А когда в конце 6-го века в Албании появились славянские племена, то и они оказали заметное влияние на коренное население. Но об этом и обо всём остальном — через две недели.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ Х. БАРИК, П. СМОК, Р. КАТИЧ, Э. ЧАБЕЙ О ПРОИСХОЖДЕНИИ АЛБАНСКОГО ЯЗЫКА И АЛБАНСКОЙ АВТОХТОННОСТИ [ОБЗОР]

Art#: 4191

DOI: https://doi.org/10.18454/RULB.2019.19.3.9