КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. Ю. Арапов
КАВКА́ЗСКАЯ АЛБА́НИЯ (арм. – Алуанк, арабо-перс. – Арран), древнее государство в Вост. Закавказье. Занимала земли в нижнем течении рек Аракс и Кура, охватывала сев. области совр. Азербайджана и значит. часть Дагестана, достигала побережья Каспийского моря. Население К. А. (албанцы, удины, гаргары, гилы, леги и др.) говорило на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Гос-во сформировалось ко 2 в. до н. э. на основе объединения 26 племён. До 6 в. н. э. столица К. А. – Кабала, затем – Барда (Партав).
Первое упоминание в источниках о кавк. албанцах связано с их участием в составе перс. войск в битве при Гавгамелах против армии Александра Македонского. По сведениям античных (Страбон и др.), а также арм. авторов (Егише, Мовсес Хоренаци, Корюн и др.), во главе гос-ва стояли цари. Со 2-й пол. 1 в. н. э. в К. А. правила династия алб. Аршакидов. Заметную роль играли знать и храмовое жречество. Население К. А. (в осн. массе – свободные общинники) занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством, садоводством. В столице и др. городах (Телеба, Гелда, Гетара, Тагода и др.) развивались ремесло и торговля. Жители К. А. поклонялись Луне (гл. божество) и Солнцу. Религ. обряды сопровождались жертвоприношениями. В 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. К. А. совм. с Великой Арменией и Иберией вела борьбу с рим. экспансией в Закавказье. В 4 в., в период правления царя Урнайра, значительно расширились границы гос-ва (от Гл. Кавказского хребта до р. Аракс). После принятия Урнайром христианства оно стало гос. религией. По преданию, распространение христианства связано с проповеднич. деятельностью ап. Елисея, ученика ап. Фаддея. Алб. церковь возглавлял автокефальный католикос. В кон. 4 в., по договору между сасанидским Ираном и Рим. империей, К. А., вост. области Армении и Грузии перешли под власть Сасанидов. В районе совр. Дербента был размещён сасанидский гарнизон. Политич., экономич. и религ. давление со стороны Сасанидов стало причиной Вардана Мамиконяна восстания, охватившего Армению, Иберию и К. А. В 457 вспыхнуло восстание под предводительством алб. царя Ваче. Это привело к упразднению в 461 царской власти и превращению К. А. в марзпанство (наместничество) Сасанидской державы. В результате нового антииранского восстания 482–484 власть алб. царей была восстановлена. В 630–705 во главе гос-ва стояли цари из династии Михранидов. В годы правления наиболее известного представителя этой династии Джеваншира получила распространение алб. письменность (по преданию, создана Месропом Маштоцем), развивалась культура, историография (летописец Мовсес Каланкатуаци). С 8 – до кон. 9 вв. К. А. входила в состав Араб. халифата как часть наместничества Арминия (с центром в Двине). К кон. 10 в. К. А. как самостоят. гос-во прекратила своё существование, её территория была поделена между княжествами и ханствами Вост. Закавказья. Большинство жителей быв. К. А. подверглись исламизации, проводившейся сначала арабами, а с 11 в. тюрк. правителями.
почему исчезло самое древнее государство на территории России — Кириллица — энциклопедия русской жизни
2022-08-06 13:52:49
Это государство возникло на территориях Азербайджана, Южного Дагестана и Грузии в конце II века до н.э. Границы точно не известны, самым спорным остается вопрос о границе между Кавказской Албанией и Арменией, а главное — о землях Нагорного Карабаха.
Название
Название Кавказская Албания (Алвания) появилось в I веке н.э. Происхождение его до конца не выяснено. Некоторые историки считают, что к его появлению причастны римляне (по латыни «albus» означает белый), ведь это название встречается на Балканах, в Италии и даже в Шотландии, которую в древности назвали Албания. Самый большой из шотландских островов называется Арран — так именовали Кавказскую Албанию после ее завоевания ее арабами.
Другие считают, что римляне лишь придали латинское звучание какому-то местному названию страны. Армянские историки V – VII веков предполагали, что слово произошло от имени правителя, которого звали то ли Аллу, то ли Аран. Азербайджанский историк Бакиханов в начале XIX века высказывал догадку, что этноним появился от названия народа «албаны», что включало в себя понятие «белый» (albi), как «свободный человек».
Население
В первый раз албаны упоминаются во времена Александра Македонского у историка Луция Флавия Ариана. Согласно ему, албаны сражались на стороне персов в битве при Гавгамелах в 331 году до н.э.
Античные авторы отмечали высокий рост албан, светлые волосы и светлые глаза. С ними соглашаются антропологи, отмечающие, что каспийский тип людей распространился на Кавказе значительно позже.
Известно, что изначально албанами называли союз из 26 разных племен, говоривших на различных диалектах лезгинского. Албанами они стали именоваться потому, что именно это племя инициировало объединение. Среди племен были гаргары, удины, чилби, лезгины, льпины и сильвы. Все они жили на землях между Иберией и Каспием, населяли предгорья Большого Кавказа и территории Дагестана.
Язык
Самым многочисленным племенем среди албан были гаргары. На основании их языка был создан алфавит, в котором было 52 простых графемы и два диграфа. Кроме лезгинских языков, в Албании говорили на среднеперсидском, армянском и парфянском языках. Албанский постепенно вытеснили тюркские диалекты, армянский и грузинский.
Археологами найдены несколько образцов албанской письменности, которые датируют VII—VIII веками. Так, в христианском монастыре Святой Елены на полуострове Синай в 1996 году был найден текст на албанском в 120 страниц. Поверх его был написан текст на грузинском. Сейчас текст дешифрован и издан.
Религия
В древности албаны были язычниками, почитали солнце и луну и приносили богам человеческие жертвы. Из Персии в Албанию активно проникал зороастризм. Распространение христианства связывается с мученической кончиной святого Варфоломея, который был зверски убит в городе Альбане, и с проповедью святого Елисея – ученика апостола Фаддея, более известного, как Елише. Христианство стало официальной религией Албании с начала IV века. В период арабского владычества в страну проникло магометанство, и постепенно распространилось повсеместно.
История
Примерно к середине I в. до н.э. союз племен преобразовался в государство во главе с царем. Столицей Албании до VI века была Кабала (разрушена персами в VI веке). Впервые Кавказская Албания как отдельная страна упоминается у римского историка Страбона, который в своей 17-томной «Географии» указывал, что страна лежит между рекой Курой и Каспием.
В III – I веках до н.э. на территории Албании существовала Ялойлупетинская культура, люди которой занимались виноделием и возделывали землю. Здесь находят характерные курганные могильники, захоронения в кувшинах и в гробницах. На раскопках найдены железные ножи и кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, золотые украшения, керамика.
В 66 году до н.э. страна подверглась нашествию римского консула Гнея Помпея, который встал со своим войском на Куре, но был атакован албанским царем Орозом. Отбив атаку, консул напал на Албанию, уничтожил войско царя и «даровал» албанам мир. Во II веке н.э римский император Траян превратил Армению в римскую провинцию и возвел на престол Албании своего ставленника, но вскоре независимое положение государства восстановилось.
Династии
Первая царская династия, правившая в Кавказской Албании, — Арраншахи, согласно армянским источникам вела свой род от Иафета — сына библейского праведника Ноя. Возможно, первые цари выдвигались из наиболее знатных местных вождей. Династия правила до середины III века. Затем до начала VI века в Албании правили Аршакиды — младшая ветвь парфянских царей. Первым представителем династии был Вачаган I Храбрый, который был потомком вождей маскутов.
Под Персией и арабским владычеством
В V веке Албания стала подвергаться давлению со стороны Персии, и в 450 году албаны примкнули к антиперсидскому восстанию народов. Персы разбили восставших в Аварайской битве, и в 461 году Кавказская Албания стала провинцией персов-Сасанидов. В 552 году в страну с севера вторглись савиры и хазары и вынудили шаха Хосроя выстроить Дербенские укрепления, которые не стали панацеей: в VII веке тюрко-хазарское войско захватило Дербент и разорило страну.
С 630 года к правлению пришла династия Михранидов. В конце VII века страна восстановила независимость и тут же стала искать союза то с хазарами, то с Византией, чтобы остановить вторжение арабов. В 667 году царь Джеваншир признал себя вассалом Халифата, и вскоре на троне укрепилась арабская династия Омейядов. Началась череда столкновений с хазарами, которых остановил арабский полководец Мирван II. В 737 году он разбил хазар и взял их столицу Семендер.
В IX – X веках в стране идут процессы арменизации, а затем – тюркенизации населения.
Иллирия — Изучение Древней Албании
Албания расположена на пересечении восточной Адриатики и была известна как Иллирия и Эпир на протяжении всей классической эпохи. Он играл стратегическую роль в древние времена и был точкой соприкосновения между иллирийской, греческой и римской цивилизациями. Несмотря на то, что Албания находится в стороне от основных туристических маршрутов, в настоящее время страна становится одним из самых очаровательных уголков Европы.
Юго-восточные ворота Амантии, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
С каждым годом Албанию посещает все больше туристов, которых привлекают ее захватывающие и нетронутые природные чудеса, ее богатая история и необычайное археологическое наследие. Названная «Жемчужиной Балкан», Албания предлагает увлекательное путешествие во времени с 3000-летним нетронутым археологическим наследием.
Археологические памятники, такие как Аполлония, Антигония и Биллис, таят в себе огромную историческую ценность, а национальный парк Бутринт, известный своими руинами и красотой, был признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1992 г. н.э. Если вам случится побывать в землях Южной Иллирии и Северного Эпира, читайте о некоторых местах, которые нельзя пропустить.
YouTube Следите за нами на YouTube!Дуррес
Расположенный на восточном побережье Адриатического моря, Дуррес был первым греческим поселением, основанным в Иллирии. Этот район был заселен в конце 7 века до нашей эры людьми из Коринфа и Коркиры (современный Корфу). Древний полис (город-государство), известный в то время как Эпидамнос, процветал в 4-м и 2-м веках до нашей эры и стал очень важным портом.
Благодаря своему стратегическому положению в качестве гавани, город сыграл роль в развязывании Пелопоннесской войны в 430-х годах до нашей эры. Он также стал театром военных действий во время гражданской войны, которая велась между Юлием Цезарем (100-44 гг. до н.э.) и армией во главе с Помпеем (106-48 гг. до н.э.) в I веке до н.э.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Мозаика «Красота Дурреса»
Пастилла, также известная как Аттила Тербокс (CC BY-NC-SA)
Эпидамнос попал под защиту римлян в 229 г. до н. э., и его название было латинизировано как Диррахий. Виа Эгнатия, дорога, построенная во второй половине II века до н. э. и соединявшая Рим с восточными провинциями Иллирии, Македонией и Фракией, начиналась в Диррахии.
Римский оратор Цицерон (106–43 гг. до н. э.), останавливавшийся здесь в 58 г. до н. э., называл Диррахий «замечательным городом» ( admirabilis urbs ) из-за его храмов, статуй и других памятников. Поэт Катулл (84–54 гг. до н. э.) называл его «таверной Адриатики» ( Dyrrachium Hadriae tabernam) .
Амфитеатр Дурреса (Диррахий)
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Диррахий получил статус колонии при римском императоре Августе (годы правления 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и процветал за счет торговли. Город продолжал процветать во времена Византийской империи (330-1453 гг. н.э.), но в средние века Диррахий подвергался многочисленным нападениям. Остатки древнего города включают римский амфитеатр, византийский форум и различные укрепления.
Амфитеатр Дурреса, построенный во 2 веке н.э. и обнаруженный только в 1966 году н.э., является одним из крупнейших памятников древности, сохранившихся на территории Албании, и, как полагают, вмещал от 15 000 до 20 000 человек. До конца 5 века н.э. памятник использовался для представлений, а позже на месте христианской часовни сохранились единственные настенные мозаики, сохранившиеся в Албании. В городском археологическом музее представлено большое количество ценных археологических находок, и его также стоит посетить.
►ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
100-метровый участок Виа Эгнатия можно увидеть недалеко от провинциального города Пекин, между Дурресом и Эльбасаном. Тротуар имеет ширину около шести метров (20 футов) с османской поверхностью, более поздний ремонт более ранних византийских и римских тротуаров. Также можно увидеть одноарочный римский мост, поддерживавший Виа Эгнатия.
Прогулка по Виа Эгнатия
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Аполлония
В 60 км к югу от Дурреса, в графстве Фьер, находится еще одна колония керкирейцев — Аполлония. Получив свое название от бога Аполлона, Аполлония была вторым греческим поселением, основанным на материковой части Иллирии после Эпидамна.
Греческие поселенцы веками сосуществовали здесь с таулантиями, иллирийским племенем, населявшим этот район. Аполлония стояла на холмистом плато с видом на реку Аоос всего в нескольких километрах от моря. Это стратегическое положение, откуда открывался вид на окружающую плодородную равнину, обеспечивало связь с прибрежной частью территории. Город разбогател за счет работорговли и местного сельского хозяйства. Он стал одним из важнейших экономических, политических и культурных центров региона.
Большая Стоя Аполлонии, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Как и ее соперник Диррахий, Аполлония также была одной из отправных точек знаменитой Виа Эгнатия.
Археологические раскопки показали, что город достиг своего апогея примерно в 4-м и 3-м веках до нашей эры, и около 60 000 жителей жили внутри городских ворот. В начале 3 века н.э. Аполлония была в значительной степени разрушена сильным землетрясением, и город постепенно опустел. К поздней античности город в значительной степени обезлюдел, в нем проживала лишь небольшая христианская община.
Агора Аполлонии, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Хотя на сегодняшний день раскопано лишь около десяти процентов города, остатки Аполлонии значительны и занимают площадь 2 км² (0,8 миль²). Посетители могут осмотреть множество впечатляющих памятников, в том числе булевтерион , который служил местом сбора городского совета; одеон , в котором проводились бы культурные и музыкальные мероприятия; греческий театр, построенный в 3 веке до нашей эры и способный вместить 10 000 зрителей; большой стоа (общественный крытый переход), построенный в 4 веке до нашей эры; а также прямоугольный нимфеум (памятник, посвященный нимфам), построенный в середине 3 века до н. э., который является самым большим и лучше всего сохранившимся памятником Аполлонии.
Нимфеум в Аполлонии, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Музей Аполлонии расположен внутри восточно-православного монастыря и демонстрирует артефакты, найденные на этом месте. Он полон хорошо представленной информации об истории древнего города и его раскопках.
Биллис
Южнее Аполлонии лежат руины иллирийского поселения Биллис, одного из самых важных археологических памятников в Албании. Основанный эллинизированным иллирийским племенем биллионами в середине 4 века до н. э., Биллис был крупнейшим городом в Южной Иллирии. Он занимал господствующее положение на вершине холма, над дорогой из Аполлонии в Эпир и в Македонию.
Биллионы имели сложную систему правления, чеканили собственные бронзовые монеты и контролировали территорию площадью около 20 км² (7,7 м²). Они сделали Биллис своей столицей и укрепили ее окружной стеной длиной около двух километров. Биллис принял полностью эллинизированный регулярный план улиц, который включал театр, стоас , стадион, спортзал и храмы. Биллионы процветали до 229 г. до н.э., когда римляне высадились в Аполлонии, и их территория стала полем битвы между римской армией и македонцами за контроль над Аполлонией.
Вид на долину Вьоса из Биллиса, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
В 49-48 гг. до н.э., во время гражданской войны Цезаря, Биллис сдался Юлию Цезарю и стал базой снабжения для его армии. Позже город был превращен в римскую колонию, о чем свидетельствуют несколько латинских надписей, в которых он упоминается как 9.0033 Колония Юлия Августа . Были перестроены городские стены, реконструированы театр и стоас , установлены другие памятники.
Театр Биллиса, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Биллис подвергся нападению и разграблению вестготов в конце 4 века н.э., но город был реконструирован при Феодосии II (408-450 гг. н.э.). ). Он подвергся дальнейшему нападению и был снова реконструирован при императоре Юстиниане I (годы правления 527-565 н.э.).
Во время правления Юстиниана Биллис стал важным религиозным центром и резиденцией епископства. Было построено несколько больших палеохристианских базилик (церквей), все они украшены богато украшенной мозаикой. К сожалению для посетителей, все мозаики покрыты защитными слоями песка и не видны. В 586 г. н.э. Биллис был заброшен, а резиденция епископства была перенесена в Баллш, сохранив название старого города.
Византийская базилика в Биллисе, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Древний город Биллис с его очаровательными руинами среди потрясающих видов на долину Вьосе (по-гречески Аоос) является одним из многочисленных скрытых сокровищ Албании. Остатки включают впечатляющий театр, несколько византийских базилик, вымощенных выдающейся мозаикой, иллирийские частные дома и римские общественные здания.
Амантия
Пересекая реку Аоос из Биллиса, вы попадете к руинам древнего города Амантия, который расположен в 32 км (20 милях) к северо-востоку от города Влёра, первой столицы Албании и административного центра Влёры. Округ. Основанная примерно в середине V века до нашей эры, Амантия была исторической столицей древнегреческого племени амантов. Он занимал важную оборонительную позицию над долиной реки Аоос, вдоль дороги, ведущей к побережью и к заливу Аулон (сегодня залив Влёра).
Городские ворота Амантии, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Амантия была построена на склоне высокого холма на площади 13 гектаров (32 акра). Город был защищен обнесенной стеной стеной длиной 2100 м (6900 футов) с тремя монументальными воротами. Поселение простиралось вдоль склонов крутого холма. Наиболее хорошо сохранившимся памятником Амантии является стадион, построенный на естественной террасе в первой половине III в. до н.э. и вмещающий около 4000 человек.
Стадион Амантии, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
На южной стороне города, за стенами, стоял религиозный комплекс с площадкой для храма в дорическом стиле с колоннами, посвященного Афродите. . Неподалеку также находится ряд монументальных гробниц. Амантия оставалась небольшим городским центром и в раннехристианские времена была резиденцией епископства. Храм Афродиты был снесен, а рядом с руинами из его материалов была построена христианская базилика. Считается, что город мог быть заброшен к концу 6 века нашей эры.
Антигония
Руины древнего города Антигония стоят на вершине холма с видом на прекрасную долину Дринос, которая соединяла Иллирию на севере и Королевство Эпир на юге. В 295 г. до н. э. царь молоссов, одного из трех основных племен Эпира, основал город и назвал его в честь своей жены Антигоны, дочери Береники I (ок. 340 — ок. 268 до н. э.) и падчерицы Птолемея. I (366-282 гг. до н.э.) Египта.
Молосский царь был прославленным Пирром, чьи сражения против Римской республики стали известны как «пирровы победы» (победы, одержанные слишком большой ценой).
Имея такое стратегическое положение, Антигония стала важным экономическим, политическим и административным центром более чем на сто лет, пока не была разрушена в 167 г. до н. э., в конце Третьей македонской войны, опустошившей Эпир. Толстый слой гари, обнаруженный на раскопках, свидетельствует о том, что город был сильно разрушен. При римском консуле Эмилии Павле (ок. 229–160 до н. э.) 70 городов в Эпире были разграблены и сожжены. Сюда, вероятно, входил город Антигония, который так и не был восстановлен.
Пирр Эпирский
Кэролайн Сервера (CC BY-NC-SA)
Значение этого места было практически неизвестно до тех пор, пока древний город не был раскопан и идентифицирован албанским археологом Дхимостеном Будиной (1930-2004 гг. н.э.) и открытием из бронзы tesserae с надписью «ANTIΓΩNEΩN» (гражданина Антигонии) в 1968 г. н.э.
Антигония Эпира, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Город был построен по системе гипподамианской сетки и занимал площадь почти 45 гектаров (111 акров). Он процветал благодаря торговле с другими эллинистическими городами, а также с Иллирией и Македонией. Сохранившиеся строения этого недолговечного города включают городские крепостные стены, агору , пританеум , жилые дома с перистильными двориками, мастерские, а также палеохристианскую церковь с мозаичными полами (к сожалению, сохранившимися покрытыми).
С 2005 г. н.э. Антигония была организована как Национальный археологический парк с информационными панелями, размещенными вокруг парка, чтобы информировать посетителей о различных памятниках. Раскопки все еще продолжаются, и большая часть находок выставлена в Национальном историческом музее и Национальном археологическом музее в Тиране.
Антигония Эпирская, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Бутринт
Будучи первым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в Албании, Бутринт (древний Бутротум ) является самым известным и наиболее посещаемым археологическим сайт в стране. Расположенный напротив греческого острова Корфу, Бутринт предлагает сочетание исторических руин и природной красоты. Его хорошо сохранившиеся руины окружены болотистым пейзажем исключительной красоты и спокойствия между внутренней лагуной и Ионическим морем и окружены густыми лесистыми холмами. Остатки древнего города охватывают 2500 лет от греческого, эллинистического, римского и христианского периодов до даже венецианского периода. Самые ранние археологические свидетельства оседлого проживания датируются периодом между 10 и 8 веками до нашей эры, хотя легенда, связанная с его происхождением, говорит об основании города троянскими изгнанниками.
В «Энеиде» римский поэт Вергилий (70–19 гг. до н. э.) описывает Бутринт как основанный троянским царевичем Еленом, сыном царя Трои Приама, как «Трою в миниатюре» ( parva Troia ) герою Энею, оставшемуся там после собственного бегства от разрушения города в Троянской войне.
Национальный парк Бутринт
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Бутротум упоминается в письменных источниках в 6 веке до н.э., когда город был небольшим акрополь под контролем керкирианцев. Значение города росло, а торговля развивалась благодаря доступу к Корфускому проливу.
Эллинистические ворота, Бутринт
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Ситуация коренным образом изменилась на рубеже 4-го века до н.э., когда молоссы вторглись на побережье Северного Эпира. Город был укреплен новой стеной длиной 870 м (2800 футов) и многочисленными воротами. К концу-середине III века до н. э. в поселении был театр, вмещавший около 2500 человек, агора и святилище, посвященное богу врачевания Асклепию.
Благодаря удачному расположению Бутротум сыграл важную роль в гражданской войне Цезаря в 49-48 гг. до н.э. и служил базой для армии Цезаря. В 31 г. до н. э. Август, только что одержавший победу в битве при Акциуме, основал римскую колонию, и город значительно расширился и оставался важной дорожной станцией на пути к Никополю, столице римской провинции Эпир Ветус. Роман форум был построен в период правления Августа, а период наивысшего расцвета города пришелся на II век нашей эры. Были построены многочисленные римские бани, фонтаны и общественные здания, отремонтирован театр.
Агора и Римский форум, Бутринт
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Театр Бутринта
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Город сильно пострадал от землетрясения где-то в 4 веке н. э., но сохранился до поздней античности, став резиденцией епископства с христианскими зданиями включая большую базилику и баптистерий, одно из крупнейших таких палеохристианских зданий такого типа. Затем город пришел в упадок и оставался заброшенным до 1928 г. н.э., когда итальянские власти отправили экспедицию в Бутротум.
Баптистерий в Бутринте, Албания
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Археологические раскопки находятся в самом сердце национального парка Бутринт, который был создан в 2000 году н.э. для сохранения природных экосистем и лесов. Сеть пешеходных маршрутов проходит через эту богатую средиземноморскую среду обитания и ведет посетителей ко многим историческим зданиям. Находки с этого места выставлены в небольшом музее, расположенном на вершине холма, где когда-то стоял акрополь Бутрота.
Многие археологические сокровища страны хранятся в крупнейшем музее Албании, Национальном историческом музее в Тиране. Другие археологические находки можно увидеть в Национальном археологическом музее, также расположенном в Тиране.
Первоначально эта статья была напечатана в 15-м выпуске журнала Ancient History Magazine.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
История Албании | Сербия, Флаг, Карта, Страна и Косово
История Албании , обзор важных событий и людей в истории Албании с древних времен до наших дней.
Древность
Иллирийцы
Происхождение албанского народа точно не известно, но данные, полученные из истории, археологических и антропологических исследований, привели некоторых исследователей к мысли, что албанцы являются прямыми потомками древних иллирийцев. Лингвистические свидетельства в этом отношении весьма неясны; албанский язык, безусловно, является отдельной ветвью индоевропейской семьи, но в значительной степени из-за недостатка сведений о языке древних иллирийцев трудно убедительно продемонстрировать связь между двумя языками. (Более того, некоторые ученые оспаривают такие тезисы, утверждая, что иллирийцы не были автохтонами Албании и что албанский язык происходит от диалекта ныне вымершего фракийского языка, но опять же, данных мало, и поэтому аргументы трудно оценить.)
Считается, что иллирийская культура возникла из каменного века и проявилась на территории Албании в начале бронзового века, около 2000 г. до н.э.). Иллирийцы не были единой группой людей, а представляли собой конгломерат многих племен, населявших западную часть Балкан, от современной Словении на северо-западе до центральной Албании.
Античные авторы рассказывают, что иллирийцы были общительным и гостеприимным народом, прославившимся своей отвагой и отвагой на войне. Иллирийские женщины были примерно равны по статусу с мужчинами, вплоть до того, что становились главами племенных федераций. В вопросах религии иллирийцы были язычниками, верившими в загробную жизнь и хоронившими умерших вместе с оружием и различными предметами, предназначенными для личного пользования.
Земля Иллирии была богата полезными ископаемыми — железом, медью, золотом и серебром — и иллирийцы научились добывать и обрабатывать металлы. Они также были высококвалифицированными судостроителями и моряками; действительно, их легкие быстрые галеры, известные как liburnae , имели настолько превосходную конструкцию, что римляне включили их в свой собственный флот как тип военного корабля, называемый либурнианом.
Греки
С 8 по 6 век до н.э. греки основали ряд колоний на иллирийской земле, двумя из наиболее известных из которых были Эпидамн (современный Дуррес) и Аполлония (недалеко от современной Влёры). Наличие греческих колоний на их земле привело иллирийцев к контакту с более развитой цивилизацией, что помогло им развить собственную культуру, а они, в свою очередь, повлияли на экономическую и политическую жизнь колоний. В 3 веке до н.э. колонии начали приходить в упадок и в конце концов погибли.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасПримерно параллельно с ростом греческих колоний иллирийские племена начали политически развиваться из относительно небольших и простых образований в более крупные и сложные. Сначала они образовывали временные союзы друг с другом в оборонительных или наступательных целях, затем федерации и, еще позже, королевства. Самыми важными из этих королевств, которые процветали с 5-го по 2-й век до н.э., были царства Энкалай, Таулантов, Эпиротов и Ардианов.
После войн на протяжении большей части 4 века до н.э. против экспансионистского македонского государства Филиппа II и Александра Великого иллирийцы столкнулись с большей угрозой со стороны растущей мощи римлян. Рассматривая иллирийскую территорию как плацдарм для завоеваний к востоку от Адриатического моря, Рим в 229 г. до н. э. напал и разбил иллирийцев во главе с королевой Тевтой и к 168 г. до н. э. установил эффективный контроль над Иллирией.
Римская империя
Римляне правили Иллирией, которая теперь стала провинцией Иллирии, около шести столетий. Под римским владычеством иллирийское общество претерпело большие изменения, особенно во внешнем, материальном аспекте. Искусство и культура процветали, особенно в Аполлонии, чья философская школа прославилась в древности. Однако иллирийцы в значительной степени сопротивлялись ассимиляции римской культурой. Иллирийская культура сохранилась вместе с иллирийским языком, хотя многие латинские слова вошли в язык и позже стали частью албанского языка.
Христианство проявилось в Иллирии во времена римского правления примерно в середине I века н.э. Сначала новой религии пришлось конкурировать с ближневосточными религиями, в том числе с религией Митры, персидского бога света, которые пришли на землю в результате растущего взаимодействия Иллирии с восточными областями империи. Долгое время ему также приходилось конкурировать с богами, которым поклонялись иллирийские язычники. Неуклонный рост христианской общины в Диррахии (римское название Эпидамна) привел к созданию там епископства в 58 г. н.э. Позже епископские места были учреждены в Аполлонии, Бутротуме (современный Бутринт) и Скодре (современный Шкодер).
К тому времени, когда империя начала приходить в упадок, иллирийцы, пользуясь давними традициями боевых привычек и навыков, приобрели большое влияние в римской военной иерархии. Действительно, некоторые из них ушли оттуда, чтобы стать императорами. С середины 3-го до середины 4-го века бразды правления империей почти постоянно находились в руках императоров иллирийского происхождения: Гая Деция, Клавдия Готика, Аврелиана, Проба, Диоклетиана и Константина Великого.
Византийская империя
От Иллирии до Албании
Когда Римская империя разделилась на Восточную и Западную в 395 году, территории современной Албании вошли в состав Византийской империи. Как и в Римской империи, некоторые иллирийцы заняли видное положение в новой империи. Трое из императоров, сформировавших раннюю историю Византии (годы правления с 491 по 565 гг.), были иллирийского происхождения: Анастасий I, Юстин I и — самый прославленный из византийских императоров — Юстиниан I.
В первые десятилетия византийского правления (до 461 г.) Иллирия подвергалась опустошению от набегов вестготов, гуннов и остготов. Вскоре после того, как эти варварские захватчики пронеслись по Балканам, появились славяне. Между 6-м и 8-м веками они поселились на иллирийских территориях и приступили к ассимиляции иллирийских племен на большей части территории, которая сейчас является Словенией, Хорватией, Боснией и Герцеговиной и Сербией. Однако племена южной Иллирии, включая современную Албанию, избежали ассимиляции и сохранили свой родной язык.
В течение нескольких столетий под влиянием римской, византийской и славянской культур племена южной Иллирии претерпели трансформацию, произошел переход от древнеиллирийского населения к новому албанскому. Как следствие, с 8 по 11 века название Иллирия постепенно уступило место названию, впервые упомянутому во 2 веке н.э. географом Птолемеем Александрийским, племени албаноев, населявших территорию нынешней центральной Албании. От одного племени это название распространилось на остальную часть страны как Арбери и, наконец, на Албанию. Генезис албанской национальности, по-видимому, произошел в это время, когда албанский народ осознал, что у него общая территория, имя, язык и культурное наследие. (Считается, что собственное название албанцами своей земли, Шкиперия, вытеснило название Албания в 16-м и 17-м веках. Хотя широко распространено мнение, что Шкиперия связано со словом, означающим «орел», shqipe , его лучше считать производным от названия языка shqip , которое само по себе, скорее всего, связано с наречием, означающим «[говорить] ясно», что делает shqip «[] ясно [разговорный язык]. »)
Задолго до этого события христианство стало господствующей религией в Албании, вытеснив языческое многобожие и затмив по большей части гуманистическое мировоззрение и институты, унаследованные от греческой и римской цивилизаций. Но, хотя страна находилась в лоне Византии, албанские христиане оставались под юрисдикцией римского папы до 732 года. Албанскую церковь от римского папы и поставил ее под власть Константинопольского патриарха. Когда в 1054 году христианская церковь разделилась между Востоком и Римом, южная Албания сохранила свою связь с Константинополем, а северная Албания вернулась под юрисдикцию Рима. Этот раскол в албанской церкви ознаменовал собой первую значительную религиозную раздробленность страны.
Средневековая культура
В конце Средневековья албанское городское общество достигло высшей точки развития. Внешняя торговля процветала до такой степени, что ведущие албанские купцы имели свои агентства в Венеции, Рагузе (современный Дубровник, Хорватия) и Салониках (ныне Салоники, Греция). Процветание городов стимулировало развитие образования и искусства. Албанский, однако, не был языком, используемым в школах, церквях и официальных правительственных сделках. Вместо этого официальными языками культуры и литературы стали греческий и латынь, пользующиеся мощной поддержкой государства и церкви.
Новая административная система фем или военных провинций, созданных Византийской империей, способствовала возможному подъему феодализма в Албании, поскольку солдаты-крестьяне, служившие военачальникам, становились крепостными в своих поместьях. Среди ведущих родов албанской феодальной знати были Топиас, Балшас, Шпатас, Музакас, Аранитис, Дукаджины и Кастриотис. Первые трое из них стали правителями практически независимых от Византии княжеств.
Упадок Византии
Начиная с IX века, отчасти из-за слабости Византийской империи, Албания попала под власть, полностью или частично, череды иностранных держав: болгар, нормандских крестоносцев, анжуйцев южной Италии, сербов и венецианцев. Окончательная оккупация страны в 1347 году сербами во главе со Стефаном Душаном вызвала массовую миграцию албанцев за границу, особенно в Грецию и на Эгейские острова. К середине 14 века византийскому правлению в Албании пришел конец, спустя почти 1000 лет.
Несколько десятилетий спустя страна столкнулась с новой угрозой — турками, которые в этот момент расширяли свою власть на Балканах. Турки-османы вторглись в Албанию в 1388 году и завершили оккупацию страны примерно через четыре десятилетия (1430 год). Но после 1443 г. выдающийся военный албанец Гьердж Кастриоти (1405–1468), известный как Скандербег, сплотил албанских князей и сумел изгнать оккупантов. В течение следующих 25 лет, действуя из своей крепости в горном городе Круя, Скандербег срывал все попытки турок вернуть себе Албанию, которую они рассматривали как плацдарм для вторжения в Италию и Западную Европу. Его неравная борьба с могущественной державой того времени завоевала уважение Европы, а также некоторую поддержку в виде денег и военной помощи со стороны Неаполя, папства, Венеции и Рагузы. После его смерти албанское сопротивление постепенно сломлено, что позволило туркам снова оккупировать страну к 1506 г.
Долгая борьба Скандербега за сохранение свободы Албании имела большое значение для албанского народа, поскольку укрепила его солидарность, заставила его лучше осознать свою национальную идентичность и позже послужила источником вдохновения в его борьбе за национальное единство, свободу, и независимость.
Османская империя
Природа турецкого владычества
Турки установили свое господство над Албанией, когда в Европе началось Возрождение. Отрезанная от контактов и обменов с Западной Европой, Албания не имела возможности участвовать или извлекать выгоду из гуманистических достижений той эпохи. Завоевание также причинило большие страдания и огромные разрушения экономике, торговле, искусству и культуре страны. Более того, спасаясь от преследований со стороны своих завоевателей, около четверти населения страны бежало за границу в южную Италию, Сицилию и побережье Далмации.
Хотя турки правили Албанией более четырех столетий, они не смогли распространить свою власть на всю страну. В горных районах турецкие власти осуществляли лишь формальный суверенитет, поскольку горцы отказывались платить налоги, служить в армии или сдавать оружие, хотя и платили ежегодную дань Константинополю.
Снова и снова албанцы восставали против османской оккупации. Чтобы остановить разрушительное сопротивление албанцев, которое частично было мотивировано религиозными чувствами, а именно защитой христианской веры, а также духовно приблизить Албанию к империи, османы инициировали систематическое движение к концу 16 века. исламизировать население. Это стремление продолжалось в течение следующего столетия, к концу которого две трети людей обратились в ислам. Основная причина, по которой албанцы стали мусульманами, заключалась в том, чтобы избежать турецкого насилия и эксплуатации, примером чего был сокрушительный налог, который христианам пришлось бы заплатить, если бы они отказались принять христианство.
Исламизация усугубила религиозную раздробленность албанского общества, впервые проявившуюся в средние века и использованную впоследствии Константинополем и соседями Албании в попытках разделить и денационализировать албанский народ. Таким образом, лидеры албанского национального движения в XIX веке использовали сплачивающий лозунг «Религия албанцев — албанство», чтобы преодолеть религиозные разногласия и укрепить национальное единство.
Основой османского владычества в Албании была феодально-военная система землевладений, называемая timar s, которыми награждались военачальники за верность и службу империи. Когда в 18 веке власть Османской империи начала приходить в упадок, центральная власть империи в Албании уступила место местной власти лордов, настроенных на автономию. Самыми успешными из этих лордов были три поколения пашей семьи Бушати, которые доминировали на большей части северной Албании с 1757 по 1831 год, и Али-паша Тепеленэ из Янины (ныне Иоаннина, Греция), разбойник, ставший деспотом, правивший южной Албанией. Албания и северная Греция с 1788 по 1822 год. Эти паши создавали отдельные государства в составе Османского государства, пока не были свергнуты султаном.
После падения пашей в 1831 году Турция официально отменила систему тимар . После его краха экономическая и социальная власть перешла от феодалов к частным беям-землевладельцам, а в северных высокогорьях — к вождям племен, называемым байрактарами -ми, которые руководили определенными территориями с жесткими патриархальными обществами, часто раздираемыми конфликтами. кровная месть. Крестьяне, бывшие раньше крепостными, теперь работали в имениях беев в качестве арендаторов.
Османское правление в Албании до конца оставалось отсталым и гнетущим. В этих обстоятельствах многие албанцы уехали за границу в поисках карьеры и продвижения внутри империи, и необычно большое количество из них (по сравнению с населением Албании) поднялись на видные должности в правительстве и военачальники. Более двух десятков великих визирей (похожих на премьер-министров) Турции были албанского происхождения.
Албанский национализм
К середине 19 века в Турции остро стоял «восточный вопрос», поскольку народы Балкан, в том числе и албанцы, стремились реализовать свои национальные устремления. Чтобы защищать и продвигать свои национальные интересы, албанцы собрались в Призрене, городе в Косово, в 1878 году и основали Албанскую лигу. У лиги было две основные цели: политическая и культурная. Во-первых, оно стремилось (безуспешно) объединить все албанские территории, в то время разделенные между четырьмя вилайет с, или провинции, Косово, Шкодер, Монастир и Янина — в одно автономное государство в рамках Османской империи. Во-вторых, он возглавил движение за развитие албанского языка, литературы, образования и культуры. В 1908 году в соответствии со второй программой албанские лидеры встретились в городе Монастир (ныне Битола, Северная Македония) и приняли национальный алфавит. Основанный в основном на латинице, он заменил несколько других алфавитов, включая арабский и греческий, которые использовались до того времени.
Албанский союз был подавлен турками в 1881 году, отчасти потому, что их встревожила его сильная националистическая направленность. Однако к тому времени лига стала мощным символом национального пробуждения Албании, а ее идеи и цели подпитывали движение, которое позже привело к национальной независимости.
Когда младотурки, захватившие власть в Константинополе в 1908 г., проигнорировали свои обязательства перед албанцами по проведению демократических реформ и предоставлению автономии, албанцы вступили в вооруженную борьбу, которая по истечении трех лет (1910–12) вынудили турок фактически согласиться удовлетворить их требования. Встревоженные перспективой албанской автономии, балканские соседи Албании, которые уже строили планы раздела региона, объявили войну Турции в октябре 1912 г., и греческие, сербские и черногорские армии двинулись на албанские территории. Чтобы предотвратить уничтожение страны, албанские национальные делегаты собрались на конгрессе во Влёре. Их возглавлял Исмаил Кемаль, албанец, занимавший несколько высоких должностей в османском правительстве. 28 ноября, 1912 декабря конгресс издал Влерскую прокламацию, провозгласившую независимость Албании.
Независимая Албания
Создание нового государства
Вскоре после разгрома Турции балканскими союзниками в Лондоне собралась конференция послов великих держав (Британии, Германии, России, Австро-Венгрии, Франции и Италии). в декабре 1912 г. для решения нерешенных вопросов, возникших в результате конфликта. При поддержке албанцев Австро-Венгрией и Италией конференция согласилась создать независимое государство Албания. Но при проведении границ нового государства под сильным давлением соседей Албании великие державы в значительной степени игнорировали демографические реалии и уступили обширный регион Косово Сербии, а на юге Греции была отдана большая часть Чамерии, часть старого региона Эпира с центром на реке Тиамис. Многие наблюдатели сомневались, будет ли новое государство жизнеспособным, если около половины албанских земель и населения останется за его пределами, тем более что эти земли были наиболее продуктивными для производства продовольственного зерна и скота. С другой стороны, небольшая община из примерно 35 000 этнических греков была включена в границы Албании. (Однако Греция, которая считала всех албанцев православной веры — 20 процентов населения — греками, утверждала, что число этнических греков было значительно больше.) После этого Косово и греческое меньшинство оставались проблемными проблемами в албано-греческом и Албанско-югославские отношения.
Великие державы также назначили немецкого принца Вильгельма цу Вида правителем Албании. Вильгельм прибыл в Албанию в марте 1914 года, но его незнание Албании и ее проблем, усугубленное осложнениями, возникшими в результате начала Первой мировой войны, вынудило его покинуть Албанию шесть месяцев спустя. Война ввергла страну в новый кризис, так как в нее вторглись и оккупировали армии Австро-Венгрии, Франции, Италии, Греции, Черногории и Сербии. Оставшись без какого-либо политического руководства или власти, страна погрузилась в хаос, и сама ее судьба висела на волоске. На Парижской мирной конференции после войны исчезновение Албании удалось предотвратить во многом благодаря усилиям президента США. Вудро Вильсон, наложивший вето на план Великобритании, Франции и Италии по разделу Албании между ее соседями.
Национальный конгресс, состоявшийся в Люшне в январе 1920 г., заложил основы нового правительства. В декабре того же года Албания, на этот раз с помощью Великобритании, получила допуск в Лигу Наций, тем самым впервые получив международное признание в качестве суверенной нации и государства.
Епископ Ноли и король Зог
В начале 1920-х годов албанское общество было разделено двумя явно непримиримыми силами. Один, состоящий в основном из глубоко консервативных беев-землевладельцев и племенных bajraktar s, которые были связаны с османским и феодальным прошлым, возглавлял Ахмед-бей Зогу, вождь из района Мат в северо-центральной части Албании. Другую, состоящую из либеральных интеллектуалов, демократических политиков и прогрессивных торговцев, которые смотрели на Запад и хотели модернизировать и вестернизировать Албанию, возглавлял Фан С. Ноли, епископ православной церкви, получивший образование в Америке. В конце концов, поляризация албанского общества между Востоком и Западом была такой величины и сложности, что ни один из лидеров не мог совладать с ней и преодолеть ее.
В необычайно открытом и свободном политическом, социальном и культурном климате, царившем в Албании в период с 1920 по 1924 год, либеральные силы набирали силу, и к середине 1924 года народное восстание вынудило Зогу бежать в Югославию. Назначенный премьер-министром нового правительства в июне 1924 года, Ноли намеревался построить в Албании демократию западного образца и с этой целью объявил о радикальной программе земельной реформы и модернизации. Но его колебания в реализации программы вкупе с опустошением государственной казны и неспособностью добиться международного признания своего революционного левоцентристского правительства быстро оттолкнули большинство сторонников Ноли, и через шесть месяцев он был свергнут вооруженной партией. штурм под предводительством Зогу при поддержке Югославии.
Зогу начал свое 14-летнее правление в Албании — сначала в качестве президента (1925–1928 гг.), затем в качестве короля Зога I (1928–39 гг.) — в стране, изобилующей политической и социальной нестабильностью. Сильно нуждаясь в иностранной помощи и кредитах для стабилизации страны, Зог подписал ряд соглашений с Италией. Они предоставили Албании временное финансовое облегчение, но не произвели принципиальных изменений в ее экономике, особенно в условиях всемирной Великой депрессии 1930-х годов.
Социальной базой власти Зога была коалиция южных беев и северных байрактар с. При поддержке этой коалиции, а также огромной бюрократии в османском стиле, эффективной полиции и итальянских деньгах король Зог в значительной степени стабилизировал Албанию. Он распространил власть правительства на горные районы, уменьшил разбой, который раньше преследовал страну, заложил основы современной системы образования и предпринял несколько шагов по вестернизации албанской общественной жизни.
В итоге, однако, его достижения перевесили его неудачи. Хотя формально Зог был конституционным монархом, на самом деле он был диктатором, и Албания при нем испытала хрупкую стабильность диктатуры. Зогу не удалось решить фундаментальную проблему Албании — земельную реформу, в результате чего крестьянство осталось таким же обнищавшим, как и прежде. Чтобы предотвратить голод, правительству приходилось ежегодно ввозить продовольственное зерно, но даже при этом тысячи людей мигрировали за границу в поисках лучшей жизни. Более того, Зог лишил албанцев демократических свобод и создал условия, которые порождали периодические восстания против его режима, отчуждали большую часть образованного класса, разжигали рабочие волнения и приводили к формированию первых коммунистических групп в стране. Италия, с другой стороны, рассматривала Албанию в первую очередь как плацдарм для военной экспансии на Балканы. 7 апреля 1939, Италия вторглась и вскоре после этого оккупировала страну. Король Зог бежал в Грецию.
Вторая мировая война
В октябре 1940 года итальянские войска использовали Албанию в качестве военной базы для вторжения в Грецию, но были быстро отброшены обратно в Албанию. После того, как нацистская Германия победила Грецию и Югославию в 1941 году, регионы Косово и Чамерия были присоединены к Албании, создав таким образом этнически единое албанское государство. Новое государство просуществовало до ноября 1944 года, когда немцы, сменившие итальянские оккупационные силы после капитуляции Италии в 1943 — вышли из Албании. Затем Косово было присоединено к сербской части Югославии, а Чамерия — к Греции.
Тем временем различные коммунистические группы, проросшие в Зоговской Албании, в ноябре 1941 года объединились в Албанскую коммунистическую партию и начали борьбу с оккупантами как единая сила сопротивления. После успешной борьбы с фашистами и двумя другими группами сопротивления, боровшимися с ними за власть, — Национальным фронтом (Balli Kombëtar) и Партией законности (Legaliteti), выступающей за Зога, — 29 ноября коммунисты захватили контроль над страной.