Религия Армении
Древнеармянская языческая религия традиционная религия армян, тесно связанная с армянской мифологией. Армянская мифология или Дицабануцюн — основанные на комплексе протоиндоевропейских верований религиозные воззрения и культы древних армян, которые существовали до официального принятия в 301 году при царе Трдате III христианства в качестве государственной религии. Армянская мифология относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов.
Древнеармянская религиозная система объединяла в себя элементы деизма, монизма, монотеизма и монолатрии.
Пантеон армянских богов сравнивались с античными богами:
- Арамазд — с Зевсом,
- Анаит — с Артемидой,
- Ваагн — с Гераклом,
- Астхик — с Афродитой,
- Нанэ — с Афиной,
- Михр — с Гефестом,
- Тир — с Аполлоном или Гермесом.
Чтобы понять значение Христианства для Армении, важно вспомнить слова полководца святого Вартана Мамиконяна — «Враг думает, что Христианство для нас это только одежда, но он увидит, что нельзя изменить цвет своей кожи.
Христианство впервые появилось в Армении в I в. вместе с Апостолами Фаддеем и Варфоломеем, а во II-III вв учение Христа широко распространилось в стране. Однако, христиане подвергались гонениям со стороны языческого общества: одними из наиболее почитаемых в Армении считаются святые Рипсиме и Гаянэ, замученные царем-язычником. Проповедник Христианства — святой Григорий Просветитель был заточен царем Трдатом III в темницу у подножия горы Арарат (Хор Вирап) и, по преданию, провел там 13 лет: он выжил благодаря женщине, которая приносила ему еду и питье. Все эти годы святой Григорий усердно молился и его молитвы были услышаны Господом. Когда царь Трдат сошел с ума, святой Григорий сумел излечить его и царь объявил о принятии страной Христианства. Так, в 301 году Армения стала первой страной, принявшей Христианство как государственную религию.
Большая часть населения Армении является христианами — последователями Армянской апостольской церкви.
Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) — по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской.
Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос с нимбом нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос. Уже больше 1700 лет Эчмиадзин является центром Армянской Церкви – сердцем армянского народа. Здесь находится Престол Матери-Церкви и резиденция Католикоса Всех Армян.
Армянская Церковь стала главной консолидирующей силой армянского народа: церкви и монастыри стали главными центрами культуры, образования, письменности.
В опубликованным данным переписи населения Армении 2011 года 92,6 % населения страны принадлежат к Армянской апостольской церкви, 1,0 % населения относятся к протестантской Армянской евангелистской церкви, 0,5 % относятся к Армянской католической церкви, 0,25 % православных, 0,1 % относятся к духовно-христианской деноминации молокане.
Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время — Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.
Главные православные праздники в Армении
- 6 января Рождество
- 27 января День святого Саркиса
- 25 марта Цахказард (Вход Господень в Иерусалим )
- Пасха. Светлое Христово Воскресение
- 98 день после Пасхи Вардавар
- 12 августа Успение Пресвятой Богородицы
Армения – первое христианское государство
Первая Христианская
Страна Армения была первой страной в мире, которая приняла христианство как государственную религию в 301 году. Христианство сыграло чрезвычайно важную роль в формировании армянского народа на протяжении более 1,700 лет. Религия была неотъемлемой частью армянской идентичности и изменила ход истории.
На самом деле, христианские общины были созданы в Армении до христианства, объявленного государственной религией. Начиная с 40 г. н.э., проповеди Таддеуса и Варфоломея, 2 из 12 апостолов, оставили свой след в истории Армении.
Краткая история христианства в Армении
История становления христианства государственной религией вращается вокруг двух центральных фигур армянской истории – царя Трдата III и Святого Григория Просветителя. Царь Тиридат III (Трдат, армянин) поднялся на трон после того, как его отец Хосров II и мать были убиты Анаком Парфяном. Этот же Анак был отцом Григория, последний был единственным оставшимся в живых из семьи после того, как все они были казнены за убийство короля.
Трдат правил хорошо, оттесняя назад врагов и поддерживая мир внутри своего королевства. Римские альянсы были налажены, персов вытеснили из Армении, и все казалось хорошо, когда он окончательно обосновался в городе Вагаршапат. Тем временем Григорий рос в Каппадокии среди христиан. Он женился на благочесной христианке по имени Мириам и имел двух сыновей, прежде чем уйти, чтобы вести монашескую жизнь, надеясь благовествовать Армении и искупить грехи своего отца.
История Святого Григория и Хор Вирапа
Прибыв в Армению, Григорий попытался помочь новому королю и начал работать секретарем в армии. В это время политеизм по-прежнему обладал духовным владением нации, и на языческом фестивале он был приказан королем сделать жертву богине Анаит. Когда он отказался, сославшись на свою христианскую веру, Григория выгнали его сверстники, которые рассказали королю о его связи с Анаком. Разъяренный, Трдат подверг пыткам Григория и бросил в яму подземелья. На месте, где Григорий отбывал свое наказание – сейчас монастырь Хор-Вирап, у подножия горы Арарат. Хор Вирап.
В ожидании, что Григорий медленно умрет от голода, он выжил благодаря видениям вдовы-христианки. На протяжении 13 лет его тюремного заключения в яме, женщина каждый день кормила его свежеиспеченным хлебом. У вдовы был странный сон с инструкциями – бросить свежеиспеченный хлеб в яму.
Принятие Христианства как Государственную Религию
В течение этого времени Тиридатес подвергал изгнанию христиан по всей стране, что в какой-то момент свело его с ума. Однажды у сестры царя был сон, где к ней явился ангел и сказал, что только лишь Григорий сможет излечить царя. Однако взамен Трдат обязан признать веру Христа. Таким образом, после долгих лет тюремного заключения Григорий был выведен из ямы, чтобы вылечить королевское безумие.
С помощью молитв Григория царь был излечен, и с этого момента он начал помогать святому распространять христианство по всей Армении и в 301 г. н.э. христианство в Армении было провозглашено государственной религией.
Религия в Армении На Сегодняшний День
Сегодня около 94% армян являются членами Армянской Апостольской Церкви. Эта ветвь Православной Церкви получила свою веру непосредственно от апостолов, Тадеуса и Варфоломея, которые проповедовали в Армении в первом веке. Христианская вера глубоко сформировала армянскую культуру: хачкары (крестообразные резьбы), разбросанные по самым отдаленным долинам, древние монастыри, расположенные на вершинах гор, окруженных захватывающим духом природы.
Цель Армянской церкви — сохранение армянской идентичности и культуры. Хотя Армянская церковь имеет статус национальной церкви, государство и церковь действуют независимо друг от друга.
Другие религии также распространены по всей Армении. Конституция Армении поддерживает свободу вероисповедания и свободу другими религиозными убеждениями в стране. Разные религии, такие как Езидизм и Ислам, хотя и в меньших масштабах, практикуются в стране.
Источник: armenia.travel
Армянская Апостольская Церковь | Britannica
- Сферы деятельности:
- Армянский обряд
Просмотреть весь связанный контент →
Армянская Апостольская церковь , независимая восточно-православная христианская церковь и национальная церковь Армении.
Согласно традиции, Армению евангелизировали апостолы Варфоломей и Фаддей. Армения стала первой страной, принявшей христианство около 300 г. н.э., когда святой Григорий Просветитель обратил в христианство царя Аршакидов Тиридата III. Новая Армянская церковь вскоре взяла курс, независимый от церкви-основателя в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция), хотя она развивалась в тесном сотрудничестве с сирийцами, которые предоставили ей священные писания и литургию, а также большую часть ее основной институциональной терминологии. Зависимость Армянской церкви от сирийского алфавита закончилась в V веке, когда Месроп Маштоц изобрел армянский алфавит и осуществил многочисленные переводы священных писаний на армянский язык.
В 506 г. на Двинском соборе Армянская церковь отвергла постановление Халкидонского собора (451 г.) о том, что одна личность Иисуса Христа состоит из двух природ, одной божественной и одной человеческой. Армянская церковь была одной из нескольких восточных церквей, исповедовавших христологическую формулу св. Кирилла Александрийского, провозгласившую «единоплотную природу Слова». После Халкидона Римско-католическая и Восточно-православная церкви считали Армянскую церковь монофизитской, т. е. придерживающейся теологической точки зрения, что Христос имел только одну, божественную природу ( physis ), несмотря на его воплощение в человеческом теле. Но подобно другим «дохалкидонским» или восточным православным церквям — церквям на Кавказе, Ближнем Востоке и в Азии, которые не присягали ни Риму, ни Константинополю, — Армянская Апостольская церковь фактически отвергала монофизитство и продвигала доктринальную позицию, известную как миафизитство, утверждающее, что и божество, и человеческое в равной мере присутствуют в единой (отсюда греческая приставка миа-) природе в лице Христа. Когда грузинская церковь отделилась от армян и воссоединилась с восточным православием в начале 7 века, армяне остались в общении с другими восточными православными церквями.
Григорий Просветитель, первый глава Армянской церкви, и его ранние преемники имели резиденцию в Эчмиадзине.
Армянская Апостольская Церковь состоит из четырех кафедр. Двое католикосатов в Эджмиадзине и Киликии (сейчас базируются в Антелиасе, Ливан). Есть также два патриархата, в Константинополе (ныне Стамбул, Турция) и Иерусалиме соответственно. Католикос Эчмиадзина общепризнан главой всей церкви и носит титул «Верховный Патриарх и Католикос всех армян». Католикос Киликии, носящий титул «Католикос Великого Дома Киликии», подчиняется католикосу Эчмиадзина в духовной верности, но сохраняет административную автономию.
Константинопольский и Иерусалимский патриархаты возникли сравнительно недавно и признают главенство Эчмиадзина. Иерусалимский патриархат был основан в начале XIV века, когда монастырь св. Иакова в Иерусалиме провозгласил своего епископа Саргиса независимым патриархом. Константинопольский патриархат был создан в 1461 году османским султаном Мехмедом II, который назначил местного епископа религиозным лидером всей армянской общины Османской империи. Поскольку на рассматриваемой территории проживало большинство армян, Константинопольский патриарх, хотя и был духовно предан Эчмиадзину, фактически был самым могущественным прелатом в Армянской церкви до распада Османской империи после Первой мировой войны9.0009

Многие считают Армянскую Апостольскую церковь хранительницей армянской национальной идентичности. Он является членом Всемирного совета церквей и участвовал в экуменических усилиях. Наряду с другими восточно-православными церквями она с конца 20 века участвовала в диалогах как с римско-католической, так и с восточно-православной церквями, пытаясь разрешить доктринальные споры, восходящие к Халкидонскому собору. Многие из этих проблем были решены.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Мэттом Стефоном.Религия в Армении — WorldAtlas
Эчмиадзинский собор в Вагаршапате является материнской церковью Армянской Апостольской церкви и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Конституция Армении разделяет церковь и государство, одновременно учреждая Армянскую Апостольскую церковь (ААЦ) в качестве национальной церкви. Это означает, что ААЦ наделен многими привилегиями, которых нет у других церквей. Свобода вероисповедания является гарантированным правом в соответствии с Конституцией, которая также допускает отказ от военной службы по соображениям совести. Хотя правительство обещает право на свободу вероисповедания, несколько деноминаций подали заявления о религиозных преследованиях. Эти сообщения варьируются от трудностей с получением разрешений на строительство до физических и словесных оскорблений.
Религиозная демография Армении
Из 3,1 миллиона человек, проживающих в Армении, примерно 98% имеют этническое армянское происхождение. Большинство из этих людей идентифицируют себя как члены Армянской Апостольской церкви, около 92,5%. Однако это не единственная религиозная принадлежность в стране. Другие религии меньшинств и их соответствующее количество последователей включают евангелистов, которых всего 29. 280 приверженцев среди населения Армении, за ними следуют католики (13 996), Свидетели Иеговы (8 695), восточные православные христиане (8 587), молокане (2974), Ассирийская церковь Востока (1733), ислам (812), протестанты (733) и Мормон (241). Другие религии включают иудаизм, езидизм и язычество.
религий в Армении с наибольшим количеством последователей
Как упоминалось ранее, Армянская Апостольская Церковь является национальной религией и имеет самый большой процент последователей среди армянского населения. Эта церковь восходит к I веку нашей эры, когда ее идеология была представлена Варфоломеем и Фаддеем, христианскими апостолами. Армения стала первой страной в мире, объявившей христианство своей национальной религией в 4 веке. Практикующие эту веру празднуют Рождество 6 января, совмещая рождение Иисуса с праздником Богоявления. В 2015 году церковь канонизировала всех жертв 19-го века.15 Геноцид армян. Это мероприятие по канонизации является одним из крупнейших в истории и первым проведенным церковью за 400 лет. В 2009 году в Конституцию были внесены поправки, согласно которым прозелитизм членов Армянской апостольской церкви считается преступлением.
Малые религии в Армении
Крупнейшей нехристианской сектой в Армении являются езиды, которые также представляют крупнейшее этническое меньшинство. Езиды сочетают в себе верования нескольких религий, включая христианство, ислам, зороастризм и иудаизм. Обычно брак заключается только между двумя езидами. Эти люди прибыли на территорию современной Армении в попытке избежать религиозных преследований со стороны турок-османов и курдов-суннитов в конце XIX века.го и начала 20 века. Сегодня эта группа строит самый большой езидский храм в мире в маленьком городке в Армении. Большинство этих людей живут вокруг горы Арагац.
Крупнейшей религией меньшинства в Армении является евангельское христианство, насчитывающее примерно 29 280 последователей. Армянская евангелическая церковь была основана в 1846 году. Церковь уходит своими корнями в Пиетистский союз, группу по изучению Библии той эпохи. Во время этих встреч члены начали не соглашаться с практикой Армянской Апостольской церкви. Эти реформисты были отлучены от церкви и организовали независимую религиозную общину — Евангелическую церковь. Сегодня эта религия практикуется в нескольких странах.
Растущие религии и религиозные группы в стране
Армянская католическая церковь в полном единстве с Римско-католической церковью кажется самой быстрорастущей в стране.