прагматика и стереотипы — Россия в глобальной политике
Российско-армянские взаимоотношения играют ключевую роль как для внешней политики Армении, так и для региональной стратегии России на Южном Кавказе. В Армении дислоцирована российская военная база, российские пограничники осуществляют охрану ее границ с Турцией и Ираном. Армения — член ЕАЭС и ОДКБ, один из наиболее удобных политических партнеров для Москвы из стран постсоветского пространства. Россия — основной инвестор в Армению (по данным на начало 2015 г., российские инвестиции в эту страну достигли суммы в 4 млрд долларов). Культурно-гуманитарные контакты также положительно влияют на двусторонние отношения, как и наличие в России самой обширной в мире (насчитывающей порядка 2 млн человек) армянской диаспоры [1]. Наконец, Россия (наряду с США и Францией) — один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, единственного переговорного формата по урегулированию карабахского конфликта.
Вместе с тем очевидно, что отношения между двумя странами, хотя и стабильно развиваются, не столь безоблачны и идеальны.
Спустя четверть века постсоветской истории Армения и Россия вполне могут столкнуться с качественно новыми условиями, способными привести к негативным последствиям.
Поэтому важно оценить основные параметры нынешнего состояния российско-армянских отношений, в первую очередь наиболее проблемные вопросы, способные сказаться на перспективах взаимодействия Еревана и Москвы.
Социально-экономическая составляющая
В своей статье Сергей Маркедонов акцентируется на факторе так называемого «Электромайдана» — массовых акциях недовольства лета 2015 г., прошедших в Ереване, вызванных планируемым повышением цен на электроэнергию, инициируемых российской энергораспределяющей компанией ИнтерРАО. Это вполне естественно, за последнее время никакое другое событие в Армении не вызывало такого ажиотажа за ее пределами.
Сам по себе «Электромайдан» не был скоординированной антироссийской акцией, но стихийно высветил многие проблемы восприятия и недовольства политикой России,
аккумулированные в армянском обществе за последнее время [2]. Хотя демонстранты выражали недовольство действиями руководства российской энергокомпании, однако это никоим образом не принимало этнической, антироссийской направленности. Особое возмущение вызвали действия главы армянского отделения ИнтерРАО, даже не посетившего специальные слушания по теме цен на электричество в парламенте Армении. Однако недовольство выражалось и по поводу политики ценообразования в энергетике. В конце концов, армянское правительство пошло на уступки, заморозив цены на электричество, начав международный аудит электрокомпании, впоследствии приобретенной крупным армянским бизнесменом из России Самвелом Карапетяном. Ситуация стабилизировалась, но неприятный осадок остался, в том числе — ввиду половинчатости многих решений, призванных реанимировать позитивное восприятие России у армянской общественности (например, динамики военно-технического сотрудничества России с Азербайджаном и роли Москвы в сохранении режима перемирия в зоне карабахского конфликта).
Экономическое взаимодействие традиционно было одной из сфер, наиболее позитивно сказывающихся на двустороннем восприятии.
Особый формат политических взаимоотношений способствует благоприятному формату торгово-экономического сотрудничества. Например, Армения закупает природный газ и нефтепродукты у России по льготным ценам. После вступления Армении в ЕАЭС также были отменены пошлины на природный газ, нефтепродукты и необработанные алмазы, поставляемые из России, что ежегодно позволит Армении сэкономить примерно 200 млн долларов. Для компенсации девальвации армянского драма в конце 2014 г., связанной с вызванным санкциями кризисом в самой России, уже в 2015 г. Москва вновь снизила цену на газ.
Тем не менее в последнее время проблемы возникают и в социально-экономической сфере. Это усиливает критику со стороны части армянской общественности, а также политических и неправительственных кругов, особенно недовольных членством Армении в ЕАЭС и отказом от подписания Ассоциированного соглашения с ЕС. В частности, вступление Армении в ЕАЭС в начале 2015 г. не привело к существенным позитивным экономическим последствиям, что связано как с экономическим кризисом в России, так и с институциональной слабостью самого ЕАЭС. Например, после своего вступления в ЕАЭС Армения рассчитывала получить 1,13% от общей суммы таможенных поступлений объединения, как это было предусмотрено условиями организации. Планировалось получать примерно 250–300 млн долларов ежегодно, что существенно превосходило сумму всех таможенных пошлин, собираемых Арменией до вступления. Однако к середине 2015 г. стало ясно, что с падением цен на нефть, санкциями и экономическим спадом в России связанные с ЕАЭС экономические приобретения будут намного скромнее, примерно 50–70 млн долларов. Также маловероятно поступление существенных инвестиций из России в ближайшие годы.
Соответственно,
пропорционально уменьшению инвестиций из России и отсутствию явных выгод от членства в ЕАЭС, социально-экономическая сфера также переходит в разряд проблемных. Как минимум — в общественном восприятии Армении.
Восприятие России в общественно-политическом поле Армении
Резкая активизация противостояния России и Запада после украинского кризиса напрямую сказалась на идеологической и политической поляризации внутри обществ и информационных потоков всех без исключения постсоветских стран.
Активность западных структур и фондов в формировании соответствующей позиции в отношении России в постсоветских обществах существенно повысилась — что вполне уже проявилось внутри Армении (например, существенно повысилось финансирование организаций гражданского общества из средств ЕС). Усилия Москвы симметрично конкурировать на том поле, на котором Запад более привлекателен и эффективен по определению, попросту обречены. Еще и до украинского кризиса российские организации финансово были не способны конкурировать с западными контрпартнерами. Попытки просто скопировать «западные» методы для формирования пророссийской атмосферы в постсоветских странах за последнее десятилетие зачастую имели отрицательный результат.Сказывается и качество «человеческого материала», когда деятельность в постсоветских странах представителей многих российских организаций и СМИ (а также поддерживаемых ими местных акторов) иногда оставляет впечатление, что в реальности они действуют против российских интересов [3].
Поэтому, как представляется, предлагаемая С. Маркедоновым идея диверсификация Москвой контактов во внутриполитическом поле Армении, включая попытки работать и с оппозицией, сколь заманчивой она представляется в теоретическом плане, столь и нереализуема на практике. По какой-то причине все предыдущие попытки Москвы наладить контакт с непроправительственными политическими силами приводили к культивации еще более непопулярных и беспомощных политических сил и лидеров, чем даже правящие партии и движения.
Реальная идейная оппозиция Армении сотрудничать с Москвой не хочет и не сможет, поскольку предложить им друг другу нечего.
Видимо, есть логическое объяснение тому факту, что Москва предпочитает работать именно с властями, а не с реальной, прозападной оппозицией и гражданским обществом Армении. Пример попыток Москвы «по-западному» играть внутри Грузии привел лишь к содействию небольшой прослойке экспертов, понимающих специфику российско-грузинских отношений, и формированию общей дискуссионной площадки для обсуждения острых вопросов.
Военно-политические аспекты и региональная безопасность
Военно-политическое сотрудничество с Россией и членство в ОДКБ — ключевые элементы политики обороны и безопасности Еревана. Однако военно-политическая сфера — также и наиболее проблемная в восприятии России не только общественностью, но и властями Армении.
Наиболее негативную роль в восприятии России армянским обществом и элитой России играет масштабное военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Азербайджаном.
ВТС России с Азербайджаном активизировалось примерно с 2011 г. [4], когда для Баку стали поставляться ЗРК С-300ПМУ2, ударные вертолеты Ми-35М, а затем и другие вооружения, хотя динамика российско-азербайджанского ВТС была заметна и в предыдущие годы. Москва поставляет Азербайджану такие современные системы вооружения, как тяжелые реактивные системы залпового огня «Смерч», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», 152-мм САУ 2С19М Мста-С, танки Т-90С, другую бронетехнику (БМП-3 и БТР-82А) и иные типы вооружения.
Москва пытается сбалансировать свои оружейные поставки Азербайджану льготными трансфертами вооружений Армении. Однако армянская сторона все с большим подозрением относится к активизации российско-азербайджанских военных связей, объемы которых все увеличиваются (за последнее десятилетие поставлено Азербайджану порядка 350 танков Т-72М и Т-90С, и около 600 артиллерийских систем крупного калибра) [4]. В армянском обществе данные действия Москвы оцениваются в лучшем случае как проявление циничной меркантильности, хотя многими это рассматривается как предательство своего ближайшего союзника, перед которым у Москвы есть четко зафиксированные двусторонние и многосторонние (в рамках ОДКБ) обязательства в сфере безопасности и взаимной обороны.
С. Маркедонов отмечает, что ВТС с Азербайджаном позволяет России поддерживать статус-кво на Кавказе и предотвратить уход Азербайджана в сферу западного влияния. Трудно согласиться с этим мнением, ибо поскольку смысл активизации Азербайджаном гонки вооружений за счет покупок самых современных видов вооружений направлен именно на слом сохраняющегося статус-кво и регионального военного баланса, равно как и на внесение разлада в российско-армянское стратегическое сотрудничество и сомнений в действенности гарантий Москвы.
своими действиями Москва вольно или невольно заставляет Ереван задумываться о поиске более ответственных партнеров в сфере безопасности.
Тем более, когда речь идет о поставках Россией систем с такой большой поражающей мощностью, как РСЗО «Смерч» или огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», закупить аналоги которых Баку в других странах было бы сложнее, и которые в первую очередь нацелены на изменение военного баланса в зоне карабахского конфликта.
Все это вызывает сомнения среди армянской общественности относительно реалистичности российских гарантий. Ведь в случае инициирования Азербайджаном широкомасштабных боевых действий, в которых Россия, согласно своим обязательствам, должна будет принять непосредственное участие на стороне Армении, проданное Россией самое современное оружие будет использоваться Азербайджаном уже против российских солдат. Или Москве придется отказаться от своих военно-политических обязательств, что приведет к системному кризису ОДКБ и девальвации авторитета России среди союзников и партнеров.
Кроме того, стратегическая значимость Армении для России будет увеличиваться в региональном контексте разворачивающегося сирийского кризиса.
Армения — единственный стратегический союзник России из непосредственно прилегающего с севера к Ближнему Востоку региона, с дислокацией ближайшей к зоне конфликта российской военной базы с авиационной компонентой.
В военно-политическом смысле сирийская кампания уже затронула Армению, когда нарушение воздушного пространства Турции российскими истребителями в ходе боевых вылетов на севере Сирии, вызвавшее острую реакцию в Анкаре, привело к ответным «случайным» нарушениям в начале октября 2015 г. турецкими военными вертолетами границ Армении, охраняемых российскими пограничниками.
«Электромайдан», приведший к достаточно быстрой реакции из Москвы, наконец-то увидевшей в нем динамику углубляющихся антироссийских настроений в Армении, фактически стал удобным поводом, способным вернуть Кремль к более рациональной и прагматической позиции в отношении Армении в военно-политической сфере. В частности, в конце июня 2015 г. было объявлено о предоставлении Армении льготного кредита в 200 млн долларов на закупки современного российского вооружения (хотя сам договор подготавливался уже достаточно долго), а также о возможных поставках Армении новейшего оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер».
По всей видимости, на фоне дальнейшей эскалации напряженности вокруг Нагорного Карабаха и попыток Баку добиться изменения военного баланса,
проблема российских поставок современных вооружений Азербайджану будет приобретать все большую остроту и приоритетность в российско-армянских отношениях.
***
В Москве преобладает стереотипный и основанный на «стратегической инерции» подход к отношениям с Арменией. Заключается он в том, что, несмотря на противоречивый внешний контекст, российско-армянские отношения в любом случае преодолеют тактические разногласия, даже учитывая недовольство Еревана такой ключевой для него сферой, как активизирующееся ВТС России с Азербайджаном. По всей видимости, в Москве исходят из того, что с учетом географического, политического, военно-стратегического, экономического контекста нынешние параметры двусторонних отношений почти безальтернативны для Еревана.
Вполне возможно, что пока Ереван заинтересован в дешевом оружии, гарантиях безопасности, энергоресурсах и инвестициях, а Москва нуждается в надежном стратегическом партнере, гарантирующем ее военно-политическое присутствие на Кавказе, данная схема может работать. Однако в нынешнем динамично меняющемся мире даже самые простые и устойчивые схемы стратегического взаимодействия государств могут очень быстро исчезнуть, если стороны не будут обращать внимания на имеющиеся «красные линии» и интересы своих партнеров. Украинский кризис это продемонстрировал самым наглядным образом, когда менее чем за год разрушились все схемы и механизмы постсоветского взаимодействия России и Украины, казавшиеся устойчивыми в течение почти четверти века, когда стороны прошли, даже не заметив этого, «точку невозврата».
РСМД
1. См. подробнее: Дятлов В., Мелконян Э.Армянская диаспора: очерки социокультурной типологии. Ереван: Институт Кавказа, 2009.
2. Крылов А.Б,, Накопия Б.Т., «Россия — Армения: сохранить взаимное доверие», Россия и новые государства
3. Например, в Армении за последние годы вряд ли можно найти фигуру, столь поспособствовавшую своими одиозными заявлениями формированию антироссийских настроений среди местной общественности, как глава «Союза молодежи СНГ» Андраник Никогосян.См. подробнее: Андраника Никогосяна хотят лишить наград за заявление о вступлении Армении в состав России, http://rus.azatutyun.am/content/article/27183551.html
4. См. подробнее: Минасян С., «Проблемы региональной безопасности на Южном Кавказе в 2013 г.», Кавказ — 2013. Ежегодник Института Кавказа. , Ереван: Институт Кавказа, 2015.
#Азербайджан #Армения #безопасность #Ближний Восток #власть #вооружение #газ #ЕАЭС #Европа #ЕС #нефть #ОБСЕ #ОДКБ #Россия-Армения #Украинский кризис #экономика #энергоносители
Армения – не союзник России в войне с Украиной
Армения не является союзником России в войне с Украиной, заявил в интервью телеканалу CNN Prima News армянский премьер-министр Никол Пашинян.
«Об этом никогда не говорилось вслух, но я думаю, что это видно: в войне с Украиной мы – не союзники России. И наше чувство от этой войны, от этого конфликта – беспокойство, потому что это напрямую влияет на все наши отношения», – сказал он.
По его словам, на Западе обращают внимание на то, что Армения является союзником России, а в России видят, что Ереван не является им союзником в войне с Украиной. «И получается, что мы никому не союзники в этой ситуации, а значит, уязвимы, – сказал Пашинян. – Правда в том, что чем сложнее становится ситуация, тем больше сужается возможность лавирования. Мы лавируем не потому, что у нас нет мнения о ситуации, а потому, что у нас, к сожалению, слишком много забот, что не позволяет нам быть более вовлеченными в решение других вопросов».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Армения отказалась проводить учения ОДКБ на своей территории
На саммите ОДКБ в Ереване в ноябре прошлого года Никол Пашинян отказался подписывать проекты декларации Совета коллективной безопасности ОДКБ и документа о совместных мерах по оказанию помощи Армении. Решение объяснялось тем, что в документах отсутствует «четкая политическая оценка ситуации на армяно-азербайджанской границе». Это «может означать отказ ОДКБ от союзнических обязательств и интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет для агрессии», говорил армянский премьер-министр.
В январе 2023 года Армения отказалась проводить учения ОДКБ на своей территории, посчитав их проведение «нецелесообразным» в нынешней ситуации. До этого Ереван критиковал Москву из-за ситуации с Лачинским коридором – единственной дорогой, связывающей Нагорный Карабах с Арменией. МИД Азербайджана заявлял, что Ереван намеренно вводит в заблуждение международных партнеров для продолжения незаконной деятельности на территории Азербайджана.
Пашинян ранее также допустил выход Армении из ОДКБ. Тогда он указал на то, что миссия ОДКБ не действует на территории Армении, поскольку не фиксирует, в каких пределах находится граница республики.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Тенденция на отдаление Еревана от Москвы: почему Армения собралась ратифицировать Римский статут и как страна реагирует на угрозы из России
Территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха длится с конца 1980-х годов. Населенная в основном этническими армянами Нагорно-Карабахская автономная область при поддержке Армении заявила о выходе из Азербайджанской ССР, а в сентябре 1991 года объявила о создании «Нагорно-Карабахской республики».
За период вооруженного конфликта 1988–1994 годов в сепаратистском регионе погибли 30 тысяч человек. Нагорный Карабах и несколько прилегающих к нему районов Азербайджана перешли под фактический контроль Вооруженных сил Армении. В результате сотни тысяч человек, в основном этнические азербайджанцы, стали беженцами и вынужденными переселенцами.
После очередного обострения ситуации в конце сентября 2020 года Азербайджан вернул под свой контроль районы вокруг Нагорного Карабаха и взял древний и символически значимый город Шуша (на армянском Шуши). На следующий день после взятия Шуши премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин подписали мирное соглашение о прекращении войны в регионе.
По условиям договора, за Арменией и Азербайджаном закреплены территории, на которых находились войска на момент подписания документа. Вдоль линии соприкосновения размещена миротворческая миссия России.
Армяно-азербайджанский мир ослабит влияние России в регионе
Поскольку война на Украине так много внимания поглотила, Россия оказалась не в состоянии уделить внимание большей части своей исторической сферы влияния, особенно на Южном Кавказе, где находится власть Москвы. трещит по швам. 11 апреля в результате новой вспышки насилия в 35-летнем неурегулированном конфликте между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе четыре армянских и три азербайджанских солдата погибли в результате артиллерийского и пулеметного огня двух сторон.
Россия так много внимания уделяет войне на Украине, что не может уделить внимание большей части своей исторической сферы влияния, особенно на Южном Кавказе, где власть Москвы трещит по швам. 11 апреля в результате новой вспышки насилия в 35-летнем неурегулированном конфликте между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе четыре армянских и три азербайджанских солдата погибли в результате артиллерийского и пулеметного огня двух сторон.
Область, признанная суверенной территорией Азербайджана в соответствии с международным правом, была оккупирована армянскими военными в течение 26 лет после окончания Первой Нагорно-Карабахской войны в 1994. По условиям Устава Организации Объединенных Наций Нагорный Карабах является территорией Азербайджана. Но в провинции также проживает многочисленное этническое армянское население, которое, когда в 1988 году распадался Советский Союз, в одностороннем порядке провозгласило свою независимость от Азербайджана.
После первой войны в крае в 1990-х годах, закончившейся победой армян и изгнанием азербайджанцев, поддержка Еревана позволила сепаратистам получить форму фактической независимости, хотя ни одна страна в мире, даже Сама Армения их официально признала. В 2020 году Азербайджан вернул себе большую часть территории, которую Армения оккупировала за предыдущую четверть века. После 44 дней боев Вторая нагорно-карабахская война закончилась в ноябре 2020 года соглашением о прекращении огня при посредничестве России.
Ленцов — один из самых опытных военных деятелей России, и его прибытие стало сигналом того, что Москва серьезно настроена восстановить свою власть на Кавказе.
На первый взгляд, прекращение огня должно было освободить место для официального мирного соглашения между двумя соседями. Но многие эксперты подозревают, что Россия, являющаяся союзником Армении, хотела сохранить конфликт в замороженном состоянии — с хрупким прекращением огня, но без прочного мирного урегулирования. Любой мирный договор, скорее всего, был выгоден Азербайджану и ослаблял влияние Кремля на Южном Кавказе.
В ноябре прошлого года эти подозрения усилились после назначения связанного с Кремлем олигарха уроженца Армении Рубена Варданяна неофициальным «первым министром» этнических армянских сепаратистов в Нагорном Карабахе. При Варданяне мирные переговоры зашли в тупик. Однако его роль спойлера подошла к концу в феврале, когда он был неожиданно уволен со своего поста президентом сепаратистов Араиком Арутюняном.
Точные обстоятельства его удаления неясны, но многие интерпретировали это как неудачу для Москвы. Апрельские столкновения служат еще одним свидетельством того, что Россия теряет способность сохранять контроль над регионом, где она разместила 2000 вооруженных миротворцев в соответствии с условиями соглашения о прекращении огня. В попытке остановить этот спад Кремль на прошлой неделе назначил генерала Александра Ленцова новым главой своих миротворческих сил в Нагорном Карабахе.
Его назначение имеет значение, потому что Ленцов — один из самых опытных военных деятелей России, и его прибытие свидетельствует о том, что Москва серьезно настроена восстановить свою власть на Кавказе. Ранее он возглавлял так называемый объединенный центр контроля за прекращением огня, координации и стабилизации на Донбассе после первого конфликта на Украине в 2014 году, а также участвовал в военных операциях России в Чечне и Южной Осетии. , и Сирия в прошлом.
С точки зрения Запада, это тревожное событие: каждый из этих конфликтов в конечном итоге заканчивался на условиях, благоприятствующих России и противоречащих западным ценностям и интересам. Таким образом, прибытие Ленцова в Нагорный Карабах должно вызвать тревогу в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе.
Среди региональных экспертов широко распространено мнение о том, что Россия стремится воздействовать на Южный Кавказ. Замороженный конфликт устраивает Москву. Он может опираться на нерешенные разногласия между Баку и Ереваном, чтобы разогреть противостояние всякий раз, когда такие действия кажутся уместными. Мирное соглашение также устранило бы необходимость в миротворцах Москвы в провинции, которые Кремль считает необходимыми для демонстрации своей власти над своими ближайшими соседями. Если бы Запад выступил посредником в урегулировании, это также расширило бы влияние США и Европы в регионе, который Москва считает своим собственным задним двором.
«Мир между Азербайджаном и Арменией будет иметь много полезных последствий для Соединенных Штатов и Европы», — сказал Майкл Доран, директор Центра мира и безопасности на Ближнем Востоке Гудзоновского института. «Это будет способствовать энергетической безопасности Европы, поскольку откроет возможность увеличения поставок нефти и газа из Азербайджана и, возможно, из Центральной Азии через Азербайджан». Доран добавляет, что такой исход также «укрепит Грузию, что в интересах США. В целом мир, заключенный под эгидой США, сдвинет баланс в пользу России на Южном Кавказе».
Время назначения Ленцова было показательным: оно произошло всего за четыре дня до того, как министры иностранных дел Армении и Азербайджана должны были прибыть в Вашингтон для встречи с госсекретарем США Энтони Блинкеном. За «ощутимым прогрессом», достигнутым на переговорах, в эти выходные должна последовать еще одна встреча между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Брюсселе, реабилитирующая двусторонний процесс между США и ЕС, который в прошлом году добился определенных успехов, прежде чем застопорился. .
Очевидно, американцы знают о преимуществах примирения. Однако непоследовательные сигналы со стороны европейских посредников в прошлом приводили к обвинениям в предвзятости со стороны Азербайджана, оставляя открытой возможность для России воспрепятствовать этому процессу. Но сейчас, когда Москва поглощена войной на Украине, которая, как ожидается, усилится этой весной, когда Киев начнет новое контрнаступление, Западу необходимо воспользоваться возможностью, чтобы перетянуть Россию на два фронта, протолкнув мирное соглашение до того, как маневры Ленцова запутают переговоры.
Такое мирное соглашение должно исходить из признания Арменией того, что Нагорный Карабах является суверенной территорией Азербайджана. Действительно, Пашинян недавно дал понять, что он готов сделать это — несмотря на некоторые колебания из-за внутреннего националистического давления — устранив самое большое препятствие на пути к мирному соглашению с момента окончания первого конфликта. В прошлом Россия соблазняла Армению на посредничество под руководством Кремля, предлагая не обсуждать статус провинции в обозримом будущем. Но это было бы красной чертой для тех, кто в Баку.
Однако после конфликта 2020 года на сепаратистов в Нагорном Карабахе оказывается давление, чтобы они договорились с Баку о своей реинтеграции в Азербайджанское государство. Нынешний мирный процесс сосредоточен вокруг того, как это сделать и какие гарантии можно предложить армянам, чтобы их права как меньшинства в Азербайджане соблюдались.
Но, продемонстрировав свое военное превосходство, почти все рычаги влияния в переговорах остаются за Азербайджаном, тем более что он знает, что его позиция отстаивается в соответствии с международным правом. В 1993 года Совет Безопасности ООН принял четыре отдельные резолюции (№ 822, 853, 874 и 884) с требованием вывода армянских войск из Азербайджана. Эти резолюции были проигнорированы Ереваном. Баку, по понятным причинам, рассматривает свою победу во Второй нагорно-карабахской войне как оправданную корректирующую меру, положившую конец незаконному нарушению его суверенитета. Так что в этом смысле будет трудно убедить Азербайджан пойти на большие уступки в переговорах, особенно в том, что касается предоставления особого статуса армянам на территории.
Международные акторы должны убедить Армению, что она не должна упустить лес (устойчивое мирное соглашение) из-за деревьев (особый статус для армян региона), чего у нее нет ни реальных, ни, конечно же, юридических перспектив.
Помимо устранения опасности возобновления насилия, мир принес бы экономические выгоды как Республике Армения, так и этническим сепаратистам. После Первой нагорно-карабахской войны Армения оставалась региональной изолированной, более 80 процентов ее границ были закрыты — границы с Азербайджаном на востоке и границы с союзной Баку Турцией на западе. Таким образом, единственными связями Армении с внешним миром являются граница с Грузией на севере (ее канал в Россию) и узкая граница с Ираном через гористую территорию на юге.
Региональная реинтеграция откроет Армению для новых торговых и энергетических поставок, устранив ее подавляющую зависимость от России. Это может быть связано с азербайджанскими запасами газа в Каспийском море, чьи трубопроводы в Европу в настоящее время вьются вокруг Армении через Грузию. Его также можно было бы подключить к энергосистеме Азербайджана, воспользовавшись ветроэнергетическим потенциалом Каспийского моря, который скоро будет использован.
По мере роста потребностей Европы в энергии и прекращения поставок из России потребуется больше мощностей с востока. Новые трубопроводы, с их потенциалом для последующей транспортировки каспийского зеленого водорода — потенциально возобновляемого зеленого газа — в более заботящуюся о климате Европу, могли бы проходить напрямую и более логично через Армению из Азербайджана, принося ему солидные транзитные сборы, которые в настоящее время получает Грузия.
То же самое относится и к грузовым линиям. Единственный жизнеспособный наземный маршрут проходит через Южный Кавказ; остальные через Иран и Россию. Дешевле и быстрее, чем доставка, грузовые поезда должны быть значительно расширены, чтобы справиться с растущей торговлей. Регион выиграет от восстановления своей роли бастиона торговли, как это было в прошлые века из-за его положения на Шелковом пути. С открытыми границами Армения могла бы выиграть от роста торговли.
Точно так же выиграют и сепаратисты. После падения коммунизма экономическое развитие Азербайджана намного опередило развитие его западного соседа. Однако этнические армяне Нагорного Карабаха не видели выгод от этого роста, так как были отколоты от остальной части страны. С 2020 года Баку запустил масштабный проект восстановления провинции, который может значительно улучшить материальное положение местной армянской общины.
Это сообщество в настоящее время пользуется худшим из обоих миров: оно не является ни частью Армении, ни Азербайджана и существует в политической неопределенности как непризнанное псевдогосударство. Сепаратисты так и не добились провозглашенной ими в 1988 году автономии из-за отсутствия международной поддержки. Признают они это или нет, теперь это безнадежное дело. Единственные люди, которые выигрывают от нынешней ситуации, — это небольшая политическая элита, возглавляющая сепаратистское дело. Простые люди больше выиграют от мира: нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией даст Еревану больше влияния в Баку для отстаивания интересов этнических армян.
Россия традиционно является главным гарантом безопасности Армении. Однако с 2020 года его авторитет сильно пострадал. Пашинян встретился с Алиевым на первом саммите Европейского политического сообщества в Праге в прошлом году. Оба лидера подтвердили, что их страны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга и что 1991 Алма-Атинская декларация послужит основой для обсуждения делимитации границы. Пашинян был более готов взаимодействовать с Баку, чем любой из его предшественников, но его приверженность мирному процессу оказалась непостоянной. Чтобы держать его в центре внимания, западные акторы должны вмешиваться там, где это необходимо, чтобы предлагать ему стимулы для заключения мирного соглашения.
Россия также традиционно является главным гарантом безопасности Армении. Однако с 2020 года ее авторитет на этом фронте сильно пострадал, поскольку Москва оказалась неспособной поддержать армян во Второй нагорно-карабахской войне. В результате Пашинян стал достоянием общественности в своей критике возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности. Запад должен попытаться использовать натянутые отношения, вбивая еще один клин через свое посредничество, особенно когда так много политического влияния России съедается на полях сражений на востоке Украины. Это также уменьшит пространство для маневра Ленцова, чтобы саботировать хрупкий мирный процесс.
Ослабив влияние Кремля в регионе, Ереван получит свободу действий для налаживания более тесных связей в области безопасности с Западом и укрепления сотрудничества с соседними Грузией и Азербайджаном, ни одна из которых не получит ничего от захвата Россией Южного Кавказа. Потому что, как показывает назначение Ленцова, у Москвы нет пряника, поэтому она вынуждена тянуться за кнутом.
Премьер-министр Армении раскритиковал соглашение о безопасности, в котором доминирует Россия | Новости политики
Никол Пашинян отмечает «объективные проблемы» в отношениях с Кремлем, но говорит, что они не переросли в кризис.
Премьер-министр Армении обвинил альянс безопасности, в котором доминирует Москва, в том, что он оставил его страну в дураках перед лицом угрозы возобновления боевых действий с соседним Азербайджаном.
Премьер-министр Никол Пашинян неоднократно критиковал то, что он назвал неспособностью Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) защитить члена Армению в условиях противостояния с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.
Россия, которая стремилась сохранить прочные связи со своим союзником Арменией, а также поддерживать дружеские отношения с богатым энергоносителями Азербайджаном, занялась деликатным дипломатическим балансированием, избегая любых силовых действий. Влияние Кремля в регионе стало более ограниченным, поскольку Россия сосредоточила свои ресурсы на войне в Украине.
Пашинян заявил на пресс-конференции, что не Армения выходит из ОДКБ, а, наоборот, «ОДКБ выходит из Армении, хочет она того или нет».
«Мы обеспокоены этим», — сказал Пашинян.
Он подчеркнул, что «угроза эскалации вдоль границы с Арменией и в Нагорном Карабахе сейчас очень высока», отметив «все более агрессивную риторику со стороны Азербайджана».
Напряженность в отношениях между Арменией и Азербайджаном резко возросла в декабре, когда азербайджанские протестующие, называющие себя экологическими активистами, заблокировали так называемый Лачинский коридор, главную дорогу между Арменией и Нагорным Карабахом, в результате чего 120 000 жителей остались без продовольствия и других предметов первой необходимости. В прошлом месяце высший суд ООН обязал Азербайджан разрешить возобновление свободного движения по дороге, но ситуация оставалась напряженной.
Нагорный Карабах находится на территории Азербайджана, но находится под контролем сил этнических армян, поддерживаемых Арменией, после окончания сепаратистской войны в 1994 г.
В 2020 г. — при посредничестве мирного соглашения, позволившего Азербайджану отобрать значительную часть Нагорного Карабаха и вернуть близлежащие территории, которые находились в руках Армении почти два десятилетия.
Во время последнего противостояния Пашинян и другие официальные лица Армении подвергли резкой критике Россию и ОДКБ, в которой доминирует Москва, за неспособность обеспечить свободный транзит через Лачинский коридор.
Армения, отражая раздражение Москвой, отменила запланированные на этот год военные учения членов ОДКБ и воздержалась от назначения своего представителя в руководство блока.
Пашинян сказал, что он выразил обеспокоенность Армении ситуацией во время телефонного разговора в понедельник с президентом России Владимиром Путиным и упомянул недавнюю акцию протеста жителей Нагорного Карабаха перед штабом российских миротворцев.