Азербайджан это грузия – Сотрудничество Грузии и Азербайджана

Взгляд из Тбилиси — Новости политики, Новости России — EADaily

Каким видится будущее Южного Кавказа? Что ждет карабахский конфликт? Каково сегодняшнее положение азербайджано-грузинских отношений? На эти и другие вопросы в интервью EADaily ответили руководитель Кавказского института стратегических исследований, аналитик Теймураз Туманишвили и грузинский политолог Гела Васадзе.

Какой сегодня из Грузии видится в целом ситуация на Южном Кавказе?

Т.Т. В настоящее время запущен процесс европеизации ряда стран. Если прежде «мягким подбрюшьем» Европы были Балканы, то сейчас это «подбрюшье» все больше перемещается на Восток. И в принципе теперь данную эстафету принял Южный Кавказ. При том, что географически регион является крайней восточной точкой Европы.

Этот процесс идет естественным путем. Разве кем-нибудь был запущен после 1945 года процесс европеизации Южной Кореи, Японии, Гонконга и Сингапура? Но при этом они же проевропейские. По своему стилю, экономическим рынкам и экономическому развитию, по инфраструктуре. Это абсолютно азиатские, но европейского стиля государства. Причем даже в своей ментальности.

И сегодня этот процесс европеизации постепенно захватывает все государства бывшего Советского Союза. Это естественный, никем не запущенный, исторический процесс.

Можно, конечно, предполагать различные теории заговора, предполагать, что над этим процессом работают какие-то специальные структуры и так далее, но это все не серьезно.

Г. В. Ситуация видится тревожной. Регион вошел в зону политической турбулентности. Обострение отношений между Россией и Западом, сирийский кризис, нестабильность в Ираке, неоднозначные политические процессы в Турции. Ощущается наличие серьёзных рисков практически у всех крупных стран, окружающих регион. Остаются неразрешенными конфликты внутри самого региона. В сумме это делает ситуацию на Кавказе крайне тревожной.

Каково на ваш взгляд будущее карабахского конфликта?

Т.Т. Карабахский конфликт — самый старый конфликт, начавшийся еще до развала Советского Союза. Я считаю, что все конфликты на Южном Кавказе, с учётом того, что судьбы Грузии, Армении и Азербайджана очень связаны друг с другом, будут решаться комплексно. Как комплексно? Также, как и в свое время решался вопрос с балтийскими странами. Это мое личное мнение, и оно может быть субъективным.

Опять-таки, я не утверждаю, что это произойдет сегодня-завтра, но, скорее всего, именно к этому все и идет.

Г. В. Какое может быть будущее у военного конфликта низкой интенсивности при невозможности конфликтующих сторон идти хоть на какие-то уступки, физической невозможности, потому что общества и в Армении, и в Азербайджане никогда не примут никаких уступок? Добавьте к этому, что крупные игроки, задействованные в конфликте также не хотят его решения. Таким образом, карабахский конфликт из военного конфликта низкой интенсивности неизбежно перерастет в масштабное военное столкновение. Причем вероятность того, что это произойдет в обозримом будущем сейчас велика как никогда. Ну, а кто победит в этой войне, это уже вопрос к военным экспертам.

На каком уровне сегодня находятся азербайджано-грузинские отношения?

Т.Т. Для Грузии Азербайджан всегда являлся стратегически важным союзником и партнером. Азербайджан и Грузия, несмотря на то, что азербайджанское сообщество представляет другую религию, всегда отличались отсутствием религиозного фанатизма.

Азербайджану и Грузии между собой никогда нечего было ни делить, ни отбирать друг у друга. Это такая исторически сложившаяся формула.

Г. В. Для того, чтобы понять характер отношений между Грузией и Азербайджаном, достаточно взглянуть на географическую карту. Наши страны являются продолжением друг друга в регионе, где большая часть границ закрыта в результате военных конфликтов. Азербайджан и Грузия стратегические партнеры, это объективная реальность, и этим все сказано.

Каково сегодняшнее положение азербайджанцев в Грузии? Известно, что азербайджанцы периодически жалуются на некоторые притеснения со стороны грузинского правительства

Т.Т. Азербайджанцы в грузинском обществе пользуются уважением. Известно, что кавказские правящие (как и прочие) круги являются кланами, но не по национальному, или религиозному принципу. В тот или иной клан могут входить, как коренные грузины, так и азербайджанцы, армяне, русские, евреи… Это исторически сложилось в нашем калейдоскопическом обществе. Здесь важен личностно-профессиональный и общественно-политический позиционный фактор.

Что касается религиозной стороны, то во многих компактно населенных азербайджанцами районах и поселках открыты/построены совершенно новые мечети.

Если же тот или иной отдельный чиновник в правительстве решает вопросы, исходя из национальной принадлежности граждан, то это говорит об узколобости данного бюрократа.

Г. В. Хорошо зная и постоянно интересуясь делами азербайджанской общины Грузии, могу сказать однозначно — у грузинских азербайджанцев такие же проблемы, что и у других граждан Грузии.

Что касается «периодических жалоб на притеснения», давайте конкретно, какие жалобы, на какие конкретно притеснения? И главный вопрос — связаны ли эти притеснения с тем, что они азербайджанцы. На этот вопрос я могу дать однозначный ответ — нет, не связаны. А все, кто пытается представить ситуацию в ином свете, враг как Азербайджана, так и Грузии, причем не важно, делает это он по недомыслию или со злым умыслом.

Ситуация, которая сегодня развивается в Сирии, непосредственно затрагивает основного союзника Азербайджана — Турцию. Может ли сирийский конфликт сказаться на Азербайджане и Южном Кавказе в целом?

Т.Т. Я не думаю, что сирийский конфликт и участие в нем Турции как-то скажется на Южном Кавказе.

За годы после развала Советского Союза Турция, в принципе, особо не проводила свою политическую линию в нашем регионе. Хотя свои экономические интересы она очень ярко высвечивает. Это то, что касается коммуникаций, трубопроводов и так далее.

Не думаю, что Турция станет менять какие-то правила игры в отношении Южного Кавказа. У меня складывается такое впечатление, что между Турцией и Россией в отношении Южного Кавказа существует некий договор, согласно которому и проходит нынешняя линия разделения.

Г. В. Сирийский конфликт может прежде всего сказаться на Турции, а последняя является важнейшим партнером как Азербайджана, так и Грузии.

Скажу про Грузию. Турция является главным торговым партнером и лидером по количеству частных инвестиций в Грузию. Это значит, что у значительной части нашего бизнес-сектора есть прочные партнерские связи с этой страной.

Кроме того, Турция является членом НАТО и ключевой страной, обеспечивающей безопасность на Черном море, что тоже очень важно, как для Грузии, так и для Азербайджана.

Ну и давайте не будем забывать, что практически все региональные проекты, как транспортные, так и энергетические завязаны именно на Турцию.

Ситуация в Сирии грозит нестабильностью Турции, причем нестабильностью в регионах, непосредственно примыкающих к Южному Кавказу. Думаю, учитывая вышесказанное, понятно, насколько важно для нас сохранения мира и стабильности в Турции. Это критически важный вопрос, как с точки зрения безопасности, так и в свете экономического развития в регионе.

Александра Зуева

eadaily.com

Предпосылки азербайджано-грузинского конфликта — Hayots Payqar! Armenian Struggle!

В результате распада Советского Союза в Закавказье образовались 4 независимых государства, к которым позже прибавились еще 2 республики.

По мнению некоторых кавказологов и аналитиков, окончательная карта Кавказа еще не сформировалась, и для формирования окончательных границ в регионе нужно не одно десятилетие. Как отмечает немецкий кавказолог, капитан Кайзеровской армии Т.Оберленедер, вместе с германской военной экспедицией находившийся в 1917-1918 гг. в Грузии, мир в регионе наступит только тогда, когда будет создан один политико-правовой субъект, вместо трех или четырех. Капитан имел в виду, что три основных народа Закавказья – армяне, татары (азербайджанцы) и грузины – не успокоятся, пока один из них не завоюет значительную часть территорий и ресурсов соседей. Эти стремления он называл генетически заложенными и представил, с точки зрения зарубежного историка и этнографа, этногенетическую задачу для каждого народа, стараясь принять во внимание традиции и менталитет народов Кавказа. 

То, что ученые народов Кавказа интерпретирует историю региона исходя из интересов собственных народов, факт общеизвестный. Очевидно, что заложниками подобного подхода к исторический науке становятся молодые поколения, воспитывающиеся в антагонизме к национальной идеологии соседей. Делается это исключительно для того, чтобы и дальнейшие поколения вели ту же политику достижения гегемонии в регионе той или иной этнокультурной группы. Для народов Кавказа подобная политика – единственный путь сохранения национальной идентичности, языка и традиций. Подобное идеологическое наследство, наверное, является уникальным во всем мире. Представители Запада, утверждающие, что «демократии друг с другом не воюют» и что вопросы Кавказа можно решить путем демократизации региона, сильно ошибаются. Борьба трех этносов в регионе носит не только идеологический и политический, но и этнокультурный характер. Иными словами, Оберлендер все же прав, говоря о «менталитете противостояния соседей». Годы кровопролитных войн в регионе после распада СССР только подтверждают этот вывод.

В свете армяно-азербайджанского, грузино-абхазского и грузино-осетинского активных противостояний, пассивный конфликт между Грузией и Азербайджаном имеет второстепенный характер. Пропагандируемое «братство Азербайджана и Грузии», преследует лишь одну цель: выглядеть в глазах Запада в качестве надежного экономического партнера. Об этом свидетельствует совместные грузино-азербайджанские энергетические и коммуникационные проекты, единые «демократические направления» и т.д. Словом все то, что приветствуется на Западе.

Безусловно, играя в «братьев» каждая сторона преследует свои цели. Грузия демонстрирует, что у нее все великолепно, что ее ждет светлое будущее. Кроме того, официальный Тбилиси претендует на роль «локомотива Кавказа в Единую Европу», показывая этим, что лишь ее территория на данный момент является оплотом демократии на Кавказе, и прогрузинские решения конфликтов будут означать расширение демократической власти в регионе.

«Братская» позиция по отношению к Грузии выгодна Азербайджану для ведения пропаганды против Армении и Нагорного Карабаха, которая направлена на демонстрацию примера хороших межгосударственных отношений и, конечно же, больших выгод от них. В конце концов, как говорят некоторые азербайджанские политические деятели: «Азербайджан будет стремиться быть центром всего Кавказа, иметь такое развитие, что армяне Карабаха сами будут просить включить их в состав республики». Конечно — это утопия… и в первую очередь для такой республики, как Азербайджан. В конечном итоге она компенсирует закрытость границы с Арменией и НКР за счет Грузии и тем самым попытается на десятилетия блокировать Армению.

Итак, мы видим, что у Грузии и Азербайджана действительно взаимовыгодные братские отношения. Однако не надо быть профессиональным политологом или аналитиком, чтобы «за малым не видеть главного», а именно: сильное противостояние между этими республиками. Получается, что Запад купил их своими гуманными идеями и инвестициями, но не усмотрел менталитет этих народов, которые, несмотря ни на что, будут продолжать политику своих предков до победного или «уничтожительного» конца. Как известно, азербайджанское общество не скрывает подобные стремления и агрессию против Армении и армянского народа. И дело отнюдь не в Карабахе. Научно-образовательные учреждения, институты, школы, университеты, СМИ и т.д. являются оплотом создания вышеуказанной экспансионистской политики. Она дошла до такой степени, что высшие круги руководства АР экспортируют эти идеи за рубеж и максимальным образом подпитывают ее.

Приведем лишь некоторые аргументы:

Азербайджанцев уверяют, что Ереван является исконно азербайджанской землей, которую они «уступили пришлым армянам в 1918 г.», озеро Севан называют «жемчужиной западного Азербайджана» (так они называют Армению) и так далее и т.п. Самым важным фактом является то, что азербайджанские историки уже много лет стремятся освоить культурно-политическое наследие Кавказской Албании. Для этого руководство АР тщательно пытается вытеснить и ассимилировать истинных наследников этого былого государства – лезгов, аварцев, удин…

Подобная политика Азербайджана по отношению к Грузии не уступает своей важностью Армении.

Азербайджано-грузинский конфликт можно разделить на две части: этнокультурную и политическую, полное развитие которых может привести и к заключительной – военной части.

Этнокультурная часть конфликта

Азербайджан

Тысячи так называемых научных изданий в Азербайджане о вопросах правоприемничества культурно-политического наследия Кавказской Албании сильно настораживают не только Армению, но и Грузию. Дело в том, что по представлению азербайджанской элиты, «территория исторической Кавказской Албании, чьим культурно-политическим наследником является Азербайджан, распространялась на территориях не только нынешнего Азербайджана и Армении, но и значительной части Дагестана, северной части Ирана, и на восточную половину современной Грузии». Необходимо также отметить, что здесь приводится немаловажный факт – населенный тюркским этническим элементом грузинский район Квемо-Картли (Борчалы – по-азерб.), основная часть Кахетии до города Телави, который, согласно азербайджанской историографии, также является «исконно азербайджанским городом». Кроме того, якобы доказывается тот факт, что «предки азербайджанского этноса» в Квемо-Картли жили тысячелетиями и десятки церквей и монастырских комплексов являются исконно албанскими (т.е. «азербайджанскими»), не говоря уже о мечетях, которые были построены иранцами и аварами.

Ведется отдельная и внушительная работа с тюркским населением Грузии. Главной целью Баку является обеспечение свободного роста азербайджанского населения в этой стране, затем постепенное заселение новых территорий путем явного демографического бума. В условиях критической демографической ситуации в Грузии это сделать не трудно. Немаловажной задачей также является четкая образовательная программа по отношению к вырастающему поколению азербайджанцев в Грузии. В качестве ответной меры в Грузии усиливается давление на азербайджанцев, что также накаляет этнокультурный конфликт.

Грузия

В грузинских учебниках по истории о заселении тюркоязычных шиитов в Квемо-Картли говорится очень мало, но эмоционально. Там в частности сказано, что «азербайджанцы здесь появились лишь в конце 18 века из-за великодушия грузинского народа».

Фактом нарастания этнокультурного конфликта является последний скандал по демаркации границ между Грузией и Азербайджаном, который, кстати, не утих и продолжает усиливаться. Пользуясь случаем, азербайджанская сторона предъявила претензии сразу к более 10 деревням, которые находятся на границе и входят в состав Грузии. Другая сторона не отстала от соседа и сразу же потребовала архитектурный монастырский комплекс «Давид Гареджи», который находится на приграничной линии. В обмен на архитектурный комплекс грузинская сторона предложила территориальный обмен, но не на те районы, которые требовал Азербайджан. Грузинская сторона выступила с предложением о создании научной комиссии для того чтобы доказать именно грузинское, а не албанское происхождение «Давида Гареджи».

Согласно грузинской историографии, Закатальский, Белоканский, Кахский и Шекинские районы являются исконно грузинскими. Кроме того, грузинскими считаются также Казах и Товуз. Аналогично бакинским коллегам, официальный Тбилиси тоже ведет внушительную работу с ингилойцами, которые компактно проживают в Кахском и Шекинском районах. Грузинское руководство, начиная с правления З. Гамсахурдиа, продолжает медленную, но верную политику по отношению к ингилойцам, которые этнически схожи с грузинами, и пользуются отдельной ветвью картвельских языков. Кроме способствования сильного роста численности ингилойцев в Азербайджане (в течение 20 лет увеличилась в 2 раза), грузинское руководство проводит массовую христианизацию этого народа, который по состоянию на 1985 г. на 70% исповедовал ислам. На сегодняшний день ингилойцы на 75-80% являются православными. Грузинская сторона каждый год выделяет ингилойцам сотни квот на бесплатное обучение в своих вузах, с условием, что выпускники вернутся на родину, и будут развивать свой край с помощью грузинского государства. В настоящее время ингилойцы занимают значительные посты в административных районных учреждениях и даже в правительстве АР.

Иными словами идет попытка создания мощного грузинского этнического анклава внутри Азербайджана, точно такого же, как в Квемо-Картли. Однако здесь нельзя сравнивать демографический потенциал азербайджанцев Грузии с ингилойцами.

Кроме того, грузинская сторона в последнее время проявляет интерес в восстановлении заброшенных церквей не только в ингилойских районах, но и там, где компактно проживает удинское меньшинство.

Политическая часть конфликта

Азербайджан

В Азербайджанской республике на первом месте в качестве пропаганды против Грузии ставятся националистические заявления госчиновников страны, яркие попытки СМИ показать сильное ущемление прав азербайджанского меньшинства в этой стране и конечно конкретные шаги давления на Тбилиси в малых или в больших масштабах, что в конечном итоге имеет свои политические последствия.

Кроме высказываний и публикаций историков, в АР громкие заявления об исторической принадлежности тех или иных территорий делают довольно влиятельные руководители страны и народные избранники. Одним из таких ярких примеров является заявление депутата Милли меджлиса, декана факультета истории Бакинского государственного университета Ягуба Махмудова, сделанное им в 2003 году в интервью газете «Эхо»: «азербайджанская сторона правомочна претендовать на часть грузинских территорий… До 1122-го года Тбилиси был мусульманским городом…У нас есть право на территориальные претензии к грузинам. Но мы сейчас не поднимаем эти вопросы, так как у нас с Грузией хорошие отношения, и мы участвуем в совместных проектах». Немаловажным фактом также является то, что этот человек представляет правящую партию страны. Любопытен также тот факт, что заявление было сделано точно тогда, когда собственно и начался процесс демаркации границы между государствами.

Понятно, что это в первую очередь был политический шаг, который был призван «образумить» грузин в некоторых неприятных для Баку вопросах. Исходя из всего этого, вспомним также то, что буквально за неделю до скандала, связанного с монастырским комплексом, официальный Баку внезапно приостановил подачу газа в Грузию, заявив, что «азербайджанская сторона в первую очередь хочет обеспечить газом своих потребителей, и потом уж продолжить ее подачу в Грузию». Это действие также может свидетельствовать о попытке использования давления на соседа для выгодного решения граничного вопроса со стороны Азербайджана. Кроме того, «пятой колонной» для Баку являются представительства азербайджанцев в Грузии, которые время от времени делают резкие заявления, заставляя грузинскую сторону идти на компромиссы. Это не значит, что Тбилиси не осознает нарастающую проблему в стране, значение «тюркский фактор» в Грузии растет не по годам, а по месяцам. Неопровержимым фактом этого является заявление азербайджанского национального меджлиса в Грузии в начале этого года, где от правительства Грузии требовалось соблюдать решение о выдаче земельных участков многодетным семьям. Кстати, земельные участки азербайджанцы требовали в районах Рустави и Телави. Выражаясь иными словами, азербайджанское руководство, которое до 2002 г. твердило о территориальной и культурной автономии азербайджанцев в Борчалы, сейчас уже поняло, что это на сегодняшний день пойдет ей только во вред, руководствуясь идеей — «зачем отделять только Борчалы, если завтра путем демографического бума и присвоением новых земель можно получить всю Грузию». Итак, факт того, что азербайджанцы уже требуют новые территории и требуют заселения турок-месхетинцев, реально доказывает этот ход развития событий.

Одним из основных оружий политического конфликта против Грузии является политическое опекунство вопроса по возвращению турок-месхетинцев в родные края. Азербайджанская сторона несколько раз заявляла о своей готовности «помочь» грузинской стороне заселить турок-месхетинцев в армянонаселенном крае Самцхе-Джавахк. Кстати, этому также содействует и официальная Анкара, выплачивая большие деньги месхетинцам и внедряя в их среде антиармянские настроения. Этот пример показывает, что в отношении к Грузии у Турции и Азербайджана также общие планы и взгляды. Ведь кроме усиления «тюркского фактора», заселение турок-месхетинцев представляет собой также антиармянский характер.

Грузия

Грузинская сторона в политической борьбе явно проигрывает. Как сказал автору этих строк один из депутатов парламента Грузии по-поводу антигрузинской политики Анкары и Баку, «а что нам остается делать? Анкара содержит почти половину нашей армии и всячески помогает в оснащении, а из Азербайджана идет единственный путь альтернативных энергоресурсов. Кроме того, эта страна является хорошим рынком для реализации наших товаров». Однако у грузинской стороны не такая уж и плачевная ситуация. В первую очередь Тбилиси начал с поднятия боевого духа своего народа, кроме армейских парадов и риторических заявлений ее высокопоставленных политиков, она начала большие реформы в школьных и в вузовских учреждениях. Это делается в первую очередь для реального поднятия именно грузинского самосознания. Затем Грузия начала активно публиковать «научные труды», в которых четко показывалась, что в регионе лишь грузинские королевства и династии были мощными, имели огромные территории от Черного до Каспийского моря. В начале прошлого года многотысячными тиражами начали публиковать «исторический атлас Грузии», который бесплатно направляется в образовательные учреждения, в библиотеки, в выставки и в первую очередь в зарубежье. На этих картах четко обозначены территориальные претензии грузинского государства, и, что самое главное, подобные претензии в книге не скрываются, называя территории «исконно грузинскими». Кстати, на днях появился и электронный вариант атласа, который можно найти в интернете.

Официальный Тбилиси, начиная с 2003 г., принял азербайджанские методы «работы» с нацменьшинствами. Началось сильное давление на азербайджанцев Грузии, одновременно сильная агитация того, что Борчалы (Квемо-Картли) является грузинской землей, и что там нет места неблагодарным соседям, которых грузины приютили в конце 18 века. Причем дело дошло до того, что отдельные представители перспективной азербайджанской молодежи в своих речах даже согласились с этим. Кроме того, известно, что в некоторых случаях грузинская сторона искусственным образом накаляет вражду азербайджанцев региона с армянами для нейтрализации антигрузинских помыслов. Фактом этого является осквернение памятника Низами Гянджеви грузинскими националистами в Марнеули в конце 2005 г., в результате которого поднялась волна протеста. Пользуясь случаем, представители правоохранительных органов Грузии сразу же заявили, что это «дело рук армян». Подобное заявление дало обратный эффект, поскольку вандалы, осквернив памятник, в ту же ночь на памятнике Руставели написали «отец» той же краской на грузинском языке, что и доказывает непричастность армян. Необходимо отметить, что грузинская подобная пропагандистская работа активным образом ведется и среди армян Самцхе-Джавахка

Кроме агитационной деятельности, Тбилиси также пытается помешать росту тюркского этнического элемента в стране, что приводит к волнениям и создает крепкие основания для ненависти к грузинам. В дальнейшем это обстоятельство может стать ярким поводом для вооруженного столкновения сторон. Приведем некоторые факты:

В течение полутора лет дважды делались попытки арестовать руководителя Национальной Ассамблеи Азербайджанцев Грузии Дашгына Гюльмамедова. Кроме того, был задержан его младший брат, в результате чего был устроен многотысячный митинг, следствием которого стали несколько разбитых стекол районной полиции в городе Марнеули. Грузинская сторона была вынуждена отпустить задержанного.

Начиная с 2003 г. начались аресты, и даже убийства видных, уважаемых и состоятельных азербайджанцев в Грузии. Неопровержимым фактом этого является убийство более 5 человек в течение одного года, избиение марнеульским спецназом митинга протеста в прошлом году. Однако самым показательным актом политики вытеснения стали аресты сразу пяти влиятельных азербайджанцев в нынешнем году. Вначале был арестован глава исполнительной власти села Сарачло Болнисского района, Рамиз Сафиев, который 14 августа отобрал документы у всех проживающих в селе грузин и потребовал от них убраться из села.

5 октября сотрудники Специального оперативного департамента МВД Грузии, без предъявления обвинения, арестовали жителей села Поничала (Соганлуг) Гардабанского (Караязы) района Раиба Алиева, Фариза Ибрагимова и Мурадали Пирмурадова. Затем, 18 октября, без всякой причины и объяснения сотрудники МВД Грузии прямо в кабинете арестовали мэра города Марнеули, видного представителя азербайджанцев Грузии Рафика Гаджиева и сотрудника Марнеульской городской мэрии Автандила Герекова. Эти действия властей сразу же подняли бурю массовых волнений и критики уже не только в Грузии, но и в самом Азербайджане. Проправительственная и оппозиционная пресса, а также общественные деятели сразу вспомнили, что Борчалы – это «исконно азербайджанская земля» и что «азербайджанскому народу для освобождения Карабаха нужна маленькая, но победоносная война». В этой атмосфере и родились два лозунга, которые на сегодняшний день активным образом становятся не чем иным, как идеологией: «Ключи от Карабаха находятся в Тавризе», а спустя некоторое время: «Ключи от Карабаха находятся в Тавризе и Борчалы».

Итак, основным оружием Грузии в политическом конфликте с Азербайджаном является физическая нейтрализация нарастающей опасности и массовая агитация. Другого способа быстрого и целенаправленного вытеснения азербайджанцев из страны нет.

Каковым будет ответный шаг Баку? Уступка Грузии своих территорий, т.е. «албанского» монастырского комплекса?

Думаем, что нет. Недавно в Бакинской газете «Зеркало», где обосновывались причины недопустимости уступки

payqar.livejournal.com

Азербайджан «отжал» у Грузии православный монастырь в пограничной зоне (Грузия): puerrtto — LiveJournal

На днях давний территориальный конфликт Грузии с Азербайджаном обострился вновь. Дело в том, что мусульманский Азербайджан претендует на грузинский православный храм Удабно, расположенный аккурат на линии границы между двум странами в 65 километрах к востоку от Тбилиси. В этом конфликте переплелись региональные амбиции Баку, претендующего на «Великий Азербайджан», включающий в себя грузинский регион Квемо-Картли (города Марнеули, Рустави, Гардабани) и попытки давления на Грузию с целью склонить их на свою сторону в армяно-азербайджанском конфликте в Карабахе, а конкретно попытаться расширить блокаду Армении. И третий фактор он больше психологический, поскольку в последние годы официальный Баку так много усилий вкладывает в популяризацию христианской албанской культуры, что создается такое ощущение, что им стыдно за свою веру: «…мы были христианами, но потом шайтан сбил с пути истинного». Но перестав уважать свою собственную веру и культуру, азербайджанцы рискуют стать изгоями как для мусульманского мира, так и для христианского. Как можно стыдиться принадлежности к мусульманской вере? Абсолютно нормальная и добрая религия, достойная уважения. Эдакая странная попытка противодействия растущему в Азербайджане исламскому фундаментализму. Чтобы разобраться в этой истории, я поехал на спорный участок границы между Грузией и Азербайджаном.

Пока я готовил эту статью, ситуация в районе монастыря Удабно вновь обострилась. Ранее достигнутые на высшем уровне договоренности между Баку и Тбилиси без всякой причины нарушили азербайджанские военнослужащие. Они с оружием в руках зашли в монастырь и церковь (очень странно для лиц, исповедующих ислам — им не положено заходить в христианские храмы), обосновались там и заблокировали храм для посещения грузинским православным духовенством. Я далекий от веры человек, но мне бы не пришло в голову осквернить, скажем, мечеть, войдя туда с оружием в руках. Все же слишком уважительно отношусь к любой вере и традициям. Когда я служил в израильской армии и мы патрулировали Старый Иерусалим, нам строго-настрого запрещалось заходить с оружием в храмы, будь то мечети, или церкви. Даже если бы священник нас пригласил выпить чаю, уж не говоря о физическом захвате грузинской церкви, как в случае с Азербайджаном. Вы только представьте, как бы азербайджанцы восприняли, если бы грузинские военные ворвались в их мечеть с оружием, осквернив храм? Но сами считают подобное нормальным.

Но прежде, давайте покажу этот район и собственно монастырь. В этой живописной пустынной местности всего в часе езды на восток от Тбилиси расположено сразу несколько грузинских монастырей, вначале Натлистсмели, целиком выбитый в скале —

Потом вполне приличная грунтовая дорога петляет по холмам дальше, в сторону главного монастырского комплекса Давид Гереджи. Там недалеко, между монастырями не более 10 километров —

Пожалуй, это самый известный и самый доступный из всех монастырей восточной Кахетии, а ведь их в целом порядка 20, как уже говорилось выше. Другие доступны лишь посредством достойного внедорожника, а то и вовсе пешком. И надо же было такому случиться, что граница между Грузией и Азербайджаном проходит прямо через монастырь, отрезав от основной его части пещерный комплекс Удабно, являющийся его составной частью. Фактически, азербайджанская территория начинается примерно в 200 метрах по прямой линии от Давид Гереджи, проходя прямой линией по высшей точки холма, на склоне которого расположен монастырь. В советское время административное деление между союзными республиками не имело особого значения, но вопрос обострился после обретения Грузией и Азербайджаном независимости.

Азербайджанцы заявили, что их часть монастыря является не грузинской, а албанской (имеется в виду кавказская Албания, не имеющая к европейской Албании никакого отношения) и является частью Азербайджана. Надо сказать, что азербайджанцы сами запутались в том, кто такие албанцы и какое отношения к ним имеют сами азербайджанцы. Будучи мусульманами-шиитами, они считают себя потомками ранних христиан. Еще больше конфуза вызывает тот факт, что многочисленные армянские церкви на территории Азербайджана и Карабаха они тоже считают своим историческим наследием, чем невольно признают себя некой отколовшейся частью армянского народа. Короче говоря, полный бардак и разброд в мыслях и исторических параллелях.

Так вот, этот самый монастырь Давид Гареджи расположен в 200 метрах по прямой линии от границы Грузии и Азербайджана. И на него азербайджанцы как раз не претендуют. Но дальше, если подняться совсем немного вверх по склону горы, на которой расположен монастырь, вы попадаете на спорную территорию. Сейчас я стою точно на линии границы между двумя странами, вот идеально по навигатору одна нога в Грузии, а вторая в Азербайджане. Забора тут нет. Теоретически, азербайджанцы могут вести прицельный огонь с этой точки по грузинским монахам и туристам, посещающим монастырь. Пока до этого не дошло, но вы же понимаете, это вопрос времени и политической обстановки —

Теперь взглянем на окружающую местность. Граница между двумя странами проходит прямо по хребту вытянувшейся на много километров горы, вот по этим скалам уходящим вдаль —

Вот вид на восток и если присмотреться, то на вершине горы вы заметите небольшую вышку. Сразу за часовней. Это маркер высоты, он же выполняет роль пограничного столба между Грузией и Азербайджаном, а тропинка на которой я стою — по-сути патрульная тропинка для пограничников. Справедливости ради, власти двух стран договорились, что место будет демилитаризовано и здесь будут свободно перемещаться монахи и туристы. Сейчас Баку эти договоренности нарушил и вот прямо здесь, на этой тропинке и возле часовни выставил своих военных. То есть сейчас вы туда не пройдете —

Иными словами, Баку претендует вот на эту часовню грузинской православной церкви, утчерждая что это «албанский» храм на азербайджанской территории. Если строго следовать топографии местности, то линия границы как бы «перерезает» часовню пополам и Азербайджан претендует на ту дверцу, а грузинам оставляет алтарь в двух метрах от двери —

Но главным камнем преткновения является небольшой пещерный монастырь Удабно, расположенный примерно в 100 метрах от часовни, но левее и ниже. Посмотрите внимательно, вниз спускается тропинка и там же справа в скале вырублены монашеские кельи и пещерная церковь. Столетиями грузинские православные монахи несли там службу, пока вдруг Азербайджан не заявил, что это их территория и монахи убирайтесь. Сейчас там пост азербайджанской армии и эти 100 метров вам не пройти никак. Они превратили пещеры в укрепленный пункт и стоят там с оружием. Не знаю какие у них указания сверху, но с учетом неуважения к чужой культуре и чувствам, а также к жизни человеческой (включая собственную) они легко пальнут в вас из автомата. Поэтому, осторожно —

Вот карта этого места из Гугла —

А на днях в монастырь Удабно попытался пройти для молитвы лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили и азербайджанские военные его не пропустили. В присутствии десятков журналистов всех центральных телеканалов Грузии он прямым текстом заявил азербайджанским военным: «-Оккупанты, убирайтесь к себе в Среднюю Азию, откуда вы пришли! Это наш христианский храм!» (полная видеозапись инцидента ЗДЕСЬ) —

Что остается добавить? Ситуация очень неприятная и провоцирует не только региональные конфликты на пустом месте, но и исламский фундаментализм в Азербайджане вкупе с ответной исламофобией со стороны вполне миролюбивых грузин.

Другие материалы по теме

Википедия про территориальный спор Грузии и Азербайджана
Кавказский узел про конфликт вокруг монастыря
Би-Би-Си про пограничные споры Тбилиси и Баку

puerrtto.livejournal.com

Азербайджанцев в Грузии считают «пришлым народом»

Тбилиси упраздняет тюркскую топонимику

Между Баку и Тбилиси назревает серьезный политический конфликт. В декабре 2017 года в Европейском центре по вопросам национальных меньшинств был представлен отчет под названием Nomen Est Omen? Naming and Renaming of Places in Minority Inhabited Areas in Georgia, автором которого является Мариа Диего Гордон. Этот документ вызвал повышенное внимание у Азербайджана, потому что в нем констатируются тревожные факты. Первый: правительство Грузии целенаправленно переименовывает топонимы в местах компактного проживания национальных меньшинств. Второй: переименованию подвергаются в основном тюркские (азербайджанские) топонимы и гидронимы, и эта политика не коснулась других национальных меньшинств.

Заметим, что подобную тенденцию в Закавказье эксперты фиксировали давно, чуть ли не с момента появления там независимых государств — Азербайджана, Грузии и Армении. Но она была характерна для Баку и Еревана, оказавшихся в состоянии войны из-за Нагорного Карабаха. В двух республиках активно менялась топонимика. При этом президент Азербайджана Ильхам Алиев, указывая на так называемое «пришлое» происхождение армян, часто приводил в пример топографические карты Российской Империи, которые действительно содержат заметный набор топонимики тюркской принадлежности. Теперь о «пришлом» характере появления азербайджанцев на территории Грузии пишут уже грузинские историки, а политики, как выясняется, не первый год втихаря подвергают ревизии самоидентичность азербайджанцев Грузии.

Напомним, что переименование азербайджанских сел в Грузии в начале 1990-х годов осуществлялось под лозунгом «восстановления исторической справедливости». Эта кампания опиралась на выкладки грузинских историков, считающих, что в период персидского наступления на Грузию азербайджанцы в 1480-х годах поселяются на южных окраинах страны, в районе рек Акстафа, Дебед и других (казахская, памбакская и шурагельская группы). В начале XVII века при шахе Персии Аббасе I в Дебедскую долину пришло тюркское племя борчалу, которое и дало региону Борчалы свое название. В 1604 году здесь был образован Борчалинский хаканат (султанство), просуществовавший до XVIII века. Мигранты меняли непонятные им названия местных сёл на тюркские топонимы. Однако азербайджанские историки придерживаются несколько иного мнения: различные тюркские племена стали поселяться в юго-восточных регионах Грузии еще до нашей эры.

Битва за имена между Баку и Ереваном, как мы уже говорили, понятна. А что происходит во взаимоотношениях между Азербайджаном и Грузией? Ведь на официальном уровне две республики заявляют о стратегическом партнерстве, в каденцию президента Грузии Михаила Саакашвили в Тбилиси заявляли даже о «фактически конфедеративных отношениях с Баку». Помимо того, азербайджанцы в Грузии, являющиеся самой крупной общиной меньшинств и проживающие в южных, юго-восточных и центральных районах страны, никогда не претендовали на статус автономии. В то время, когда возможность появления армянской автономии в Джавахетии в разное время обсуждалась как на академическом, так и политическом уровнях. В докладе Гордона фиксируется только тенденция изменений в Грузии тюркской топонимики. Случайно?

Историки знают, что такое происходит лишь тогда, когда переименования обусловливаются внешнеполитическими причинами, желанием сохранить или изменить государственные границы, а также ярко выраженным стремлением подчеркнуть национальную или цивилизационную принадлежность объектов номинации. В Грузии уже не первый год ведутся широкие дискуссии относительно цивилизационной идентичности страны. Как известно, территории, на которых потом были сформированы республики Азербайджан, Армения и Грузия, в начала XIX века входили в состав Персидской империи и находились в ареале мусульманской цивилизации. После развала СССР и обретения независимости Баку вместе с Анкарой взял на вооружение доктрину «одна нация — два государства», обозначив таким образом свою цивилизационную принадлежность и выводя Тбилиси и Ереван в зону пограничных или окраинных культур.

Но по мере того, как Грузия и Армения стали развивать сотрудничество с ЕС, эти страны позиционируют себя в качестве восточно-христианской цивилизации, наследниками Византийской империи. Как пишет один грузинский исследователь, есть точка зрения, согласно которой Грузия и Армения являются субдоминантами Евразийской цивилизации. Можно назвать и другие концепции, но главное, что их объединяет — дистанцирование от исламского, точнее, тюркского мира. Пожалуй, только этим можно объяснить политику Тбилиси по зачистки топонимов на своей территории, что, конечно, связано с формирующейся в Закавказье геополитической конъюнктурой, сложным и противоречивым процессом поиска устойчивых ценностных ориентиров. И это доминирующая тенденция.

А на практике интригой оказываются перспективы стратегического партнерства между Баку и Тбилиси. Грузия является фактически единственным транспортным коридором для вывода Азербайджаном его энергоресурсов на мировой рынок. В то же время Баку, хотя и выступает сейчас в отношении Тбилиси в роли чуть ли единственного гаранта ее энергетической безопасности, может утратить позиции. Но в целом для Азербайджана складывается уникальная ситуация. Назвав армян на территории Нагорного Карабаха «пришлыми», сами азербайджанцы в Грузии объявлены таковыми же. Битва разворачивается на поле топонимики, где еще много неразгаданных исторических тайн.

Станислав Тарасов

ИА REGNUM

newshay.com

Претензии азербайджанцев к территории Грузии: Квемо-Картли и Тбилиси исконно азербайджанские земли: crusaders1099 — LiveJournal

Сегодня азербайджанская «историография» имеет не только претензии к территории Армении, а также есть претензии и на территории Грузии, Дагестана и Ирана.

Это обложка учебника 5 класса по истории Азербайджана, на обложке изображена карта «Великий Азербайджан» созданное азербайджанскими «историками»․На этой карте, восточная Армения, часть Дагестана, Ирана и Грузии-Квемо-Картли (азерб. Борчалы) до Тбилиси объявлены «азербайджанскими».

В азербайджанской исторической «науке» официально принято считать, что часть Грузии Квемо-Картли (азерб. Борчалы) — исторический принадлежность Азербайджана.  Азербайджанский «историк» И.Х.Алиева, научный сотрудник Института истории Национальной Академии Наук Азербайджана, в своём «труде» «Из этнической истории азербайджанцев Борчалы до 1846 года», пишет: 

«Исконно азербайджанская земля Борчалы издревле населялась тюркскими племенами (бунтюрки, барсилы, булгары, хазары, кыпчаки, огузы, гарапапаги), принявшими участие в этногенезе азербайджанцев этого региона. В результате российской экспансии азербайджанские земли Борчалы назвали «татарскими дистанциями» и включили в состав Тифлисской губернии. Так одна часть Борчалы была причислена к зоне российского контроля, другая часть вошла в состав Ахалцыхского пашалыка, часть осталась в османских границах, некоторые земли сохранялись в статусе персидской провинции».

Дале, опять же фальсифицируя, пишет:

«Территория Борчалы с давних времен была населена азербайджанцами – автохтонным населением Южного Кавказа. В силу разных демографических и миграционных процессов азербайджанские земли стали населять представители других народов, нашедших благодаря менталитету азербайджанцев, приют и благоприятные для жизнедеятельности условия. О том, что азербайджанцы издревле населяли просторы Борчалы, находим подтверждение в свидетельствах средневековых авторов. Наиболее ценны сообщения арабских ученых. Так, Ягут аль-Хамави отмечал, что «Борчалы – это название местности в Арране». Гардизи именовал этот регион «Бёручёлю» («Волчья степь»), а автор Фазлуллах Рашидад термин «Борчалы» использовал и как топоним, и как этноним. В пехлевийских источниках исследователи находят упоминание о «Гордман» («Страна людей Волка»). Моисей Каланкатуйский связывал происхождение топонима Борчалы с поселившимися на Южном Кавказе».

По мнению азербайджанского псевдоисторика Эльгюна Бабаева грузинские цари аннексировали так называемые азербайджанские земли. В книге «Из истории Гянджинского ханства», фальсифицирует и пишет: 

 

«Борчалы и другие области, аннекцированные грузинскими царями, с призывом выступить против последних».

Заметьте, псевдоисторик И.Х.Алиева ссылается на арабские источники, при том, что забывает, что все средневековые упоминание об Азербайджане, и в том числе в арбаских источниках Азарбайджан чётко упоминается в Персии, её внутренняя провинция, а также подтверждается на всех исторических картах мира․И естественно, средневековые авторы никак не могли упомянуть «Азербайджан» на территории исторической Армении, Арана и Ширвана до 1918 года. Она целенаправленно приписывает историю персидского Азарбайджана, к кочевым тюркам («азербайджанцам»).

Азербайджанская республика — фальшивка-плагиат, насильственно созданный турками в 1918 году, с украденным у Персии, название ее топонимом Азербайджан, в рамках пантуркистского проекта «Великий Туран» на землях древних автохтонных народов: армян, грузин, лезгин, аварцев, татов, талышей, цахуров, удин. Персидская провинция — Азарбайджан, это Персия. За её пределами нет, такого второго названия.

В самой Турции, которая считается «братским» им народом, называют эту новообразованную республику «uyduruk Azerbaycan», т.е. «липовым государством», где все является липовым.

Фрагмент карты «Карта Персии, Турции в Азии: Афганистан, Белуджистан» Автор карты: Сэмюэл Огастес Митчелл (1792-1868 гг.): известный американский географ и картограф. На карте показаны границы Российской империи, Султанской Турции и Персидской империи. На карте очень хорошо видна, что Азарбайджан — внутренняя провинция Персии и никакого «Азербайджана» быть не могло в Закавказье до 1918 года․

Кроме Квемо-Картли азербайджанские «историки» претендуют на следующие города: Тбилиси, Ереван, на дагестанские города – Барда, Дербенд, и на городов Ирана – Табриз и Ардебиль․

Азербайджанский учебник: Тбилиси азербайджанский город

Грузинская газета «Квирис палитра» («Палитра недели») опубликовала статью о том, что «Тбилиси древни Азербайджанский город».

В учебнике для восьмого класса в Азербайджанской республике, говорится:

«Грузинские и армянские феодалы при посредстве Византии устраивали крестовые походы против турок-сельджуков. Для борьбы они заключили союз с крестоносцами. Таким образом, они пытались вытеснить с Кавказа мусульманский фактор и раздробить азербайджанские земли. В 1120 году Давид IV напал на Ширван, он разорил город Габалу и его окрестности, забрал азербайджанские богатства и ушел; в 1122 году Тбилиси перешел в руки грузин».

На языке оригинала:

«ქართველმა და სომეხმა ფეოდალებმა ბიზანტიის შუამავლობით თურქ-სელჩუკებთან საბრძოლველად ჯვაროსნებთან დაამყარეს კავშირი. ამით ცდილობდნენ, კავკასიიდან გაეძევებინათ მუსლიმანური ფაქტორი და დაენაწილებინათ აზერბაიჯანული მიწები. 1120 წელს დავით მეოთხე თავს დაესხა შირვანს, გააცამტვერა ქალაქი გაბალადა, მისი შემოგარენი, წაიღო აზერბაიჯანის სიმდიდრე და წავიდა; 1122 წელს თბილისი ქართველების ხელში გადავიდა»» .

С чисто научной точки зрения учебник не выдерживает никакой критики. Это абсолютно политизированные учебники, не имеющие ничего общего с исторической наукой. Напомню один факт, в 1919 году на Парижской конференции, где решался вопрос о границах вновь образовавшихся государств (Азербайджана, Грузии, Армении), азербайджанская сторона потребовала весь Квемо Картли, часть Месхети и Аджарию ввести в состав Азербайджана и признать в этих границах.

В Азербайджанской республике, в учебнике для седьмого класса история средних веков, а также история античной Персии в период Ахеменидов и Сасанидов объявлены историей так называемого Азербайджана

По их учебнику  Тбилиси – азербайджанский город:

«Тифлис был городом Арана (часть сегодняшнего Азербайджана). Хотя он был меньше, чем Барда или Дербент, однако процветал и был богатейшим городом». В этой главе на примере Берда, Дербента, Баку, Шемахи и Тбилиси детей обучают тому, какими были города в средних веках.

Как можно обучать детей по этим учебникам в школах Азербайджана? Такой исторический шантаж следует опротестовать на дипломатчиеском уровне… По ним получается, что грузины — захватчики, отобравшие у бедных азербайджанцев Тбилиси, что грузинские карательные отряды обирали несчастных азербайджанцев и даже вешали их на минаретах. Это ничто иное как разжигание национальной ненависти. В глазах воспитанных на этих учебниках грузины – отвратительные агрессоры…».

На языке оригинала:

«ამ სახელმძღვანელოებით საქართველოს სკოლებში სწავლება როგორ შეიძლება? საქართველოს სკოლებს რომ თავი დავანებოთ, არც აზერბაიჯანში შეიძლება. საქართველოს სახელმწიფომ დიპლომატიური ნოტით უნდა გააპროტესტოს ეს ისტორიული შანტაჟი. შენი ქვეყნის დედაქალაქს ისტორიის სახელმძღვანელოში აზერბაიჯანულ ქალაქად გიცხადებენ და ეს არ გაწუხებს? როცა აზერბაიჯანელ ბავშვს ასწავლი, რომ თურმე შენი მეზობელი სახელმწიფოს დედაქალაქი მისი ყოფილა, ვინ იცის, რას მოიმოქმედებს წლების მერე? ქართველები  დამპყრობლები ვყოფილვართ და საწყალი აზერბაიჯანელებისთვის თბილისი წაგვირთმევია. ქართველთა დამსჯელი რაზმები კი ატყავებდნენ საცოდავ აზერბაიჯანელებს და მინარეთზე ჰკიდებდნენ თურმე. ეს ერებს შორის შუღლის გაღვივების მეტს არაფერს ემსახურება. ამ სახელმძღვანელოთი გაზრდილის ცნობიერებაში ხომ ქართველი საზიზღარი აგრესორია?»

Это история не Азербайджана, а Ирана, а также история всех, когда-либо существовавших на территории Кавказа мусульманских анклавов…

Грузинский историк, профессор Джаба Самушия:

«Я ничего не понял из этих учебников истории. Что они пишут, чего они хотят, для меня осталось загадкой. Азербайджан как государство, страна, в то время и не существовал. В книге дана история Ирана, мусульманских эмиратов, Албании, Ширвана и, частично, Грузии. И все это выкроено под историю Азербайджана… С чисто научной точки зрения учебник не выдерживает никакой критики. Это абсолютно политизированные учебники, не имеющие ничего общего с исторической наукой. Напомню один факт, в 1919 году на Парижской конференции, где решался вопрос о границах вновь образовавшихся государств (Азербайджана, Грузии, Армении), азербайджанская сторона потребовала весь Квемо Картли, часть Месхети и Аджарию ввести в состав Азербайджана и признать в этих границах. Между тем сегодняшний Азербайджан — это провинция на территории Северного Ирана, исторический Адарбадаган, который входил в состав Ирана…».

На языке оригиниала:

«ჯაბა სამუშია, ისტორიკოსი, პროფესორი: — ამ ისტორიის სახელმძღვანელოებში, სიმართლე გითხრათ, ვერაფერი გავიგე. რას წერენ, რა უნდათ, ჩემთვის გამოცანად რჩება. აზერბაიჯანი, როგორც სახელმწიფო და ქვეყანა, იმ დროს არც არსებობდა. ეს არ არის აზერბაიჯანის ისტორია. წიგნში მოცემულია ირანის, მაჰმადიანური საამიროების, ალბანეთის, შირვანის, ნაწილობრივ საქართველოს ისტორია და ყოველივე ეს შეკრულია აზერბაიჯანის ისტორიის ქარგის ქვეშ.

სახელმძღვანელო წმინდა მეცნიერული თვალსაზრისით კრიტიკას ვერ უძლებს. ეს არის აბსოლუტურად პოლიტიზებული სახელმძღვანელოები და საერთო არაფერი აქვს ისტორიულ მეცნიერებასთან. ერთ ფაქტს გავიხსენებ: 1919 წელს პარიზის კონფერენციაზე, ახლად წარმოქმნილი სახელმწიფოების (აზერბაიჯანის, საქართველოსა და სომხეთის) საზღვრების საკითხი უნდა გადაეწყვიტათ. აზერბაიჯანის მხარემ მოითხოვა მთელი ქვემო ქართლის, მესხეთის ნაწილისა და აჭარის აზერბაიჯანის შემადგენლობაში შეყვანა და ამ საზღვრებში ცნობა».

Автор: Михаил Тариэлович

crusaders1099.livejournal.com

Стоит ли Азербайджану портить отношения с Грузией?

Патриотизм — одно из самых важных человеческих чувств. Совершенно естественно, что люди любят родителей, детей, любимых, друзей, и список этот можно продолжать еще долго. У каждого нормального человека в этом ряду обязательно должно находиться чувство любви к Родине, родному народу. Но если это чувство приобретает гипертрофированные формы, оно очень легко может поменять плюс на минус.

Всем памятно, какую негативную реакцию во всем мире вызвал бывший руководитель сверхдержавы, очевидно, не слишком далекого ума человек, назвавший свою страну и свой народ исключительными. Является ли это проявлением любви к родине?

Адольф Гитлер ведь тоже считал немцев народом исключительным и пытался это доказать всему миру. Во что это обошлось немецкому народу — хорошо всем известно.

В Грузии проживает очень много этнических азербайджанцев, являющихся гражданами грузинского государства. Всем понятно, что они должны поддерживать широкие связи со своей исторической родиной, не терять своей национальной идентичности и органически интегрироваться в гражданское общество страны пребывания. Тем более, что отношения между Азербайджаном и Грузией не просто хорошие, а фактически союзнические.

Вроде бы, эти отношения надо беречь и развивать, но вот грузинская газета «Квирис палитра» коснулась проблем этнических меньшинств в Грузии, в частности организации обучения их представителей.

Газета выражает обеспокоенность в связи с тем, что в результате того, что для национальных (азербайджанских и армянских) общеобразовательных школ Грузии не печатают учебников по целому ряду дисциплин, их в виде дара получают из Армении и Азербайджана. Согласно газете, власти в этом вопросе проявляют опасное бездействие, так как азербайджанские учебники искажают историю региона.

Как пишет газета, в азербайджанском учебнике истории для восьмого класса, в частности, говорится: «Грузинские и армянские феодалы при посредстве Византии устраивали крестовые походы против турок-сельджуков. Для борьбы они заключили союз с крестоносцами. Таким образом, они пытались вытеснить с Кавказа мусульманский фактор и раздробить азербайджанские земли. В 1120 году Давид IV напал на Ширван, он разорил город Габалу и его окрестности, забрал азербайджанские богатства и ушел; в 1122 году Тбилиси перешел в руки грузин».

… В учебниках для седьмого класса история средних веков и весь период Ахеменидов и Сасанидов объявлен историей Азербайджана.

По этому учебнику Тбилиси — азербайджанский город: «Тифлис был городом Арана (часть сегодняшнего Азербайджана). Хотя он был меньше, чем Барда или Дербент, однако процветал и был богатейшим городом». В этой главе на примере Берда, Дербента, Баку, Шемахи и Тбилиси детей обучают тому, какими были города в средних веках.

Что можно сказать по этому поводу?

Очевидно, остается только назвать дату, когда предки авторов этих учебников, выкопали Каспийское море, провели реки и насыпали Кавказские горы. Какую реакцию на существование таких учебников можно ожидать в Грузии?

Вот какое мнение высказал грузинский историк, профессор Джаба Самушия: «Я ничего не понял из этих учебников истории. Что они пишут, чего они хотят, для меня осталось загадкой. Азербайджан как государство, страна, в то время и не существовал. В книге дана история Ирана, мусульманских эмиратов, Албании, Ширвана и, частично, Грузии. И все это выкроено под историю Азербайджана… С чисто научной точки зрения учебник не выдерживает никакой критики. Это абсолютно политизированные учебники, не имеющие ничего общего с исторической наукой. Напомню один факт, в 1919 году на Парижской конференции, где решался вопрос о границах вновь образовавшихся государств (Азербайджана, Грузии, Армении), азербайджанская сторона потребовала весь Квемо Картли, часть Месхети и Аджарию ввести в состав Азербайджана и признать в этих границах. Между тем сегодняшний Азербайджан — это провинция на территории Северного Ирана, исторический Адарбадаган, который входил в состав Ирана…»

«Как можно обучать детей по этим учебникам в школах Грузии? По ним нельзя учиться даже в Азербайджане. Такой исторический шантаж следует опротестовать на дипломатическом уровне… По ним получается, что грузины — захватчики, отобравшие у бедных азербайджанцев Тбилиси, что грузинские карательные отряды обирали несчастных азербайджанцев и даже вешали их на минаретах. Это ни что иное, как разжигание национальной ненависти. В глазах детей, воспитанных на этих учебниках, грузины — отвратительные агрессоры…» — заявил Самушия.

От себя добавлю, что по этим же учебникам выходит, что армяне появились на Кавказе только в 19 веке. Это сообщение делает сразу необъяснимым, каким же образом им тогда удавалось воевать с мусульманами в 12 веке?

В Азербайджане на самом высоком уровне заявили, что Армения расположена на азербайджанских землях, а академик Зия Буниятов всерьез утверждал, что армянские хачкары (каменные кресты) на самом деле являются памятниками мусульманской культуры.

Можно уверять, что Тифлис — это Аран, Ереван — это Иреван и что эти города вместе с российским Дербентом принадлежали Азербайджану. Но ведь во всей мировой науке не подлежит малейшему сомнению тот факт, что грузины и армяне автохтонное население Кавказа. Так зачем выставлять себя в таком смешном свете?

Недавно в Азербайджане вышла в свет целая монография о восстании против Римской Империи. Мало того, что всемирной истории подобный факт абсолютно неизвестен, в книге до смеха искажены исторические карты, на которых в состав Азербайджана вошла вся Передняя Азия.

Отношение к армянской истории можно объяснить состоянием необъявленной войны, в том числе и информационной, но зачем применять подобный подход к Грузии, где проживают сотни тысяч этнических азербайджанцев? Как должно реагировать грузинское руководство и грузинское население на подобные учебники и заявления о том, кому на самом деле принадлежит Борчало (грузинский регион Квемо-Картли)? Как и чем должны азербайджанцы Грузии оплачивать политические амбиции горе-патриотов? Или, если называть вещи своими именами, национал-шовинистов.

Почему-то кажется, что о судьбах грузинских азербайджанцев авторы подобных заявлений не слишком заботятся, а, быть может, в основе лежит простой расчет: чем хуже станет положение национальных меньшинств, тем шире поле деятельности для подобных политиканов. Нельзя вечно уповать на то, что турецкие и азербайджанские инвестиции в Грузию сделают ее руководство покладистым. Народ, как это уже бывало не один раз, может внести свои коррективы, а Грузия и с экономической, и с политической точки зрения нужна Азербайджану не меньше, чем Азербайджан Грузии.

Зейнал Байрамов (Баку)

eadaily.com

Азербайджанцы Грузии – кто они?

Мусульманские общины Грузии за свою историю прошли непростой и противоречивый путь. Одну из наиболее значимых современных общин составляют азербайджанцы, большинство которых придерживается ислама шиитского толка и населяет районы юго-востока Грузии – Гардабани, Марнеули, Дманиси, Болниси, а также Тбилиси.

История азербайджанской общины в Грузии многократно становилась предметом научного осмысления, а в последние годы и объектом пристального внимания современных исследователей – политологов. Но все-таки, несмотря на столь обширные научные изыскания, все еще остаются «белые пятна» в летописи, повествующей о жизни азербайджанцев Грузии.

Появление азербайджанской общины на территории Грузии, как правило, связывают с одной из наиболее продолжительных волн мусульманской экспансии конца 15 века, с продвижением персидских правителей на территорию Южного Кавказа. К этому времени относится появление на территории восточной Грузии мусульманского населения, которые впоследствии сформировало азербайджанскую общину страны. В частности, известный историк Н.Г.Волкова отмечает, что в 1480-х гг.,  в период наступления персидских шахов на южные рубежи Грузии — по р. Акстафе, Дебед и др., здесь поселяются азербайджанцы (казахская, памбакская и шурагельская группы).

В источниках можно найти следующее утверждение: «В начале XVII века (1615-1616 гг.) шах Аббас I несколько раз совершал нашествия на Грузию, опустошая её, грабя церкви. Кроме того, он забирает большую часть жителей Кахетии, вместо которых переселяет в Грузию до 15 тыс. дворов адербейджанских татар». В более поздний период — начала XVIII — первой половине XIX вв. возникли азербайджанские поселения в Дманисском районе.

Как  указывает Х. М. Ибрагимбеили, в начале 19 века азербайджанские поселения в районе Борчалы (ныне Квемо Картли), на юге Грузии охраняли границы Грузии от вторжения извне и участвовали в экспедициях русских регулярных войск.

В целом, процесс переселения в Грузию представителей мусульманских народов и, напротив, отселение грузинского населения на территорию Персии и Османской империи очень сложный и противоречивый процесс, вызывающий постоянные дискуссии между представителями различных исторических школ.

Впрочем, как отмечают грузинские эксперты, «если мы начнем слушать эти аргументы, спорить о том, жили ли предки нынешних азербайджанцев в Грузии более тысячи лет или были переселены шах Аббасом, ничего путного из этого не получится. Кстати вопрос о том, жили ли в Грузии или тогда эта территория была территорией Азербайджана, достаточно бессмысленный, ибо тогда не было никаких национальных государств, а подданство определялось властью конкретного правителя». Учитывая, какую негативную роль могут играть «исторические войны» для отношений между странами Южного Кавказа, к этому совету стоит прислушаться.

В настоящее время большая часть азербайджанцев проживает на территории региона Квемо Картли — исторически один из ареалов компактного проживания населения, исповедующего ислам. В своем большинстве это азербайджанцы, которые населяют также и регион Кахетия – Сагареджойский, Лагодехский и Телавский муниципалитеты. Только в Квемо Картли проживает более 177 тысяч этнических азербайджанцев, а в целом численность азербайджанской общины в стране достигает около 233 тысяч человек. Хотя, замечу, что и эти данные подвергаются сомнению.

Как живут азербайджанцы Грузии? С какими проблемами сталкивается азербайджанская община? Наверно, самый правильный ответ таков – со всем комплексом социальных проблем населения всей Грузии. В этом плане большой разницы между азербайджанцами и другими этническими группами не существует.

Однако в последние несколько лет о проблемах азербайджанской общины заговорили на самом высоком уровне в самой Грузии и за ее пределами – через рупор международных организаций.

Прежде всего, это вопрос об уровне интегрированности азербайджанской общины в грузинское общество. По оценке международных экспертов, решению этой проблемы препятствуют низкий уровень владения местным населением грузинского языка и целый ряд аспектов т.н. религиозного вопроса – как часть более общей проблемы положения мусульманских меньшинств в христианской Грузии.

Продолжение следует

Екатерина Шишкина (Москва)

Начало: http://press-unity.com/analitika-stati/10329.html

press-unity.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о