Азия это восток: проблемы и перспективы взаимодействия — «Каспийский вестник»

Содержание

Северо-Восточная Азия | ДЕПАРТАМЕНТ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ

Карта Северо-Восточной Азии

Страница также доступна на японском, корейском и монгольском языках.

 

Поддержка сотрудничества в Северо-Восточной Азии

Северо-Восточная Азия: В Северо-Восточной Азии проживает пятая часть населения земного шара, и на ее долю приходится четверть мирового валового внутреннего продукта. В регионе все еще возникают исторические и территориальные споры. ДПВМ выступает за то чтобы разногласия разрешались мирным путем, и призывает страны Северо-Восточной Азии расширять координирование и сотрудничество.

Корейский полуостров: Ситуация на Корейском полуострове является одним из самых давних вопросов, стоящих перед Организацией Объединенных Наций.  Совет Безопасности впервые принял резолюцию по ядерной проблеме Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) в 1993 году, когда он настоятельно призвал Корейскую Народно-Демократическую Республику не выходить из Договора о нераспространении ядерного оружия.   Цель ДПВМ состоит в том, чтобы способствовать дальнейшим усилиям по достижению мирного, согласованного решения нерешенных проблем на Корейском полуострове, уделяя приоритетное внимание поддержке сторон в активизации усилий по укреплению доверия, снижению напряженности и поддержке диалога в интересах устойчивого мира и полной и поддающейся проверке денуклеаризации.

Присутствие и деятельность ДПВМ: ДПВМ является ведущей организацией, оказывающей поддержку Генеральному секретарю в усилиях ООН по предотвращению и разрешению конфликтов на глобальном уровне, и активно сотрудничает с организацией «ООН-женщины» и другими организациями в продвижении программ «Женщины, мир и безопасность» (WPS), а также «Молодежь, мир и безопасность» (YPS). Азиатско-Тихоокеанский отдел ДПВМ в Нью-Йорке и представительство по связям в Пекине, которое взаимодействует с Шанхайской организацией сотрудничества в духе совместной работы с другими подразделениями ООН, готовит брифинги для Совета Безопасности, проводит политический анализ, поддерживает добрые услуги Генерального секретаря и усилия по превентивной дипломатии, осуществляет наращивание потенциала и налаживание партнерских отношений с другими подразделениями.

Программа ДПВМ по поддержке сотрудничества в Северо-Восточной Азии позволяет системе ООН, в частности: (i) содействовать участию региональных представителей в форумах ООН; (ii) поддерживать взаимодействие и партнерские отношения между ООН и ДПВМ; (iii) содействовать инициативам ООН в Северо-Восточной Азии и в ее отношении; и (iv) способствовать согласованности действий ООН.  Отдел по делам Совета Безопасности ДПВМ обеспечивает поддержку функционирования Совета Безопасности, а также работы его вспомогательных органов, включая Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1718 (2006).

 

Партнерство и сотрудничество

Видение Генерального секретаря предусматривает сосредоточение деятельности в области мира и безопасности на предотвращении: «ООН не является единственным действующим субъектом, и во многих случаях даже не самым важным действующим субъектом.  Конечная цель состоит не в том, чтобы расширить сферу нашей компетенции, а в том, чтобы действительно изменить положение людей, особенно наиболее уязвимых.   Как якорь многосторонности с универсальным членством, ООН обладает беспрецедентной способностью собирать и мобилизовать силы.  Система ООН действительно наиболее эффективна, когда обеспечивает возможности другим.  Это означает налаживание конструктивных партнерских отношений с самым широким кругом правительств, региональных организаций, международных финансовых учреждений, организаций гражданского общества, научных кругов и частного сектора, всегда оставаясь верными нашей миссии хранителя международных норм, которые Организация выработала за последние семь десятилетий».

ДПВМ поддерживает регулярные контакты со своими коллегами из правительственных, региональных и субрегиональных организаций, а также с другими организациями. ДПВМ поддерживает регулярные контакты со своими коллегами из правительственных, региональных и субрегиональных организаций, а также с другими организациями.  Для Северо-Восточной Азии партнерство и сотрудничество с другими организациями включают:

 

Инициативы

Будущее миротворческой деятельности в Северо-Восточной Азии

Серия виртуальных диалогов ДПВМ и ЮНЕСКО с молодежью Северо–Восточной Азии, июль — октябрь 2021 года.

Резолюции Совета Безопасности ООН 2250 (2015), 2419 (2018) и 2535 (2020) по программе «Молодежь, мир и безопасность» (YPS) обеспечивают для ООН основу по содействию значимому участию молодежи в процессах мира и безопасности. 

Молодые люди обладают потенциалом для построения мирных обществ и поддержки эффективного управления в своих сообществах. Объединение разноплановой группы молодежи для коллективного представления будущего может обеспечить длительное воздействие и создать условия для перспективного диалога, доверия и сотрудничества. В рамках продвижения программы «Молодежь, мир и безопасность» (YPS ) в Северо-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанский отдел ДПВМ и Инновационная ячейка ДПВМ в партнерстве с ЮНЕСКО и Shared Studios, компанией по социальным изменениям, специализирующейся на межкультурных диалогах, запустили 28 июля 2021 года серию виртуальных диалогов с участием 45 участников из Китая, Японии, Республики Корея и Монголии. Участникам было предложено представить будущее Северо-Восточной Азии в свете их нынешних представлений об этом регионе.
Проект будет включен в повестку дня ООН в области прогнозирования и внесет вклад в реализацию плана «Молодежь, мир и безопасность» в Северо-Восточной Азии.

 

  

 

Второй диалог состоится 6 октября.  Он будет посвящен темам участия молодежи, отношениям между поколениями и изменению климата.  Ключевые результаты диалогов будут доведены до сведения государств-членов через партнеров и сети ДПВМ, чтобы оценить знания ООН о молодежи в регионе, для лучшего включения молодежи в политические рекомендации относительно их будущего.

Подробную информацию см.:

https://twitter.com/UNDPPA/status/1420411383406112771
https://en.unesco.org/futuresliteracy

 

Взгляды молодежи на разоружение и нераспространениевооружений в Северо-Восточной Азии

Серия онлайн-курсов ДПВМ и УВР (ODA) с участием молодых лидеров Северо-Восточной Азии, апрель-декабрь 2020

Резолюции Совета Безопасности ООН 2250 (2015), 2419 (2018) и 2535 (2020) по вопросу о молодежи, мире и безопасности (YPS) обеспечивают для ООН основу по содействию значимому участию молодежи в процессах мира и безопасности.  Принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 74/64 по программе «Молодежь, разоружение и нераспространение», представленной Республикой Корея (РК) 21 октября 2019 года и поддержанной 84 государствами-членами, включая Японию, Китайскую Народную Республику и Монголию, создало еще одну отправную точку для многосторонней политики и инициатив по укреплению доверия с участием молодежи в регионе. 

В 2020 году ДПВМ и Управление ООН по вопросам разоружения (ODA) запустили совместный проект по объединению группы молодых лидеров Северо-Восточной Азии для обсуждения вопросов разоружения и нераспространения. С апреля совместная группа работала с восемью молодежными лидерами из РК, Японии, Китая и Монголии, обучая и наращивая их потенциал в области разоружения, нераспространения, гендерной проблематики, новых технологий и действий гражданского общества. Участники приняли участие в серии виртуальных дискуссий с официальными лицами ООН, независимыми экспертами, учеными и представителями гражданского общества.

Проект также связал молодежь с ведущими политиками региона. 2 декабря участник проекта выступил на специальной сессии для молодежи, впервые созванной в рамках ежегодной Совместной конференции РК-ООН по вопросам разоружения и нераспространения, в соответствии со стремлением навести мосты между лицами, принимающими решения, и молодежью. Члены группы также записали серию для подкаста УВР «Разоружение сегодня» и написали статью для журнала ДПВМ Politically Speaking, чтобы рассказать о своем опыте.

Узнать больше о молодежных лидерах ДПВМ в Северо-Восточной Азии можно здесь, ознакомившись с плакатом о проекте и участниках.

Ссылки на программные документы молодых лидеров и их взгляды можно найти здесь:

  • Содействие разоружению и миростроительству на основе общей региональной идентичности в Северо-Восточной Азии Мо Сасаки, Хишигджаргал Энхбаяр, Маньцзян Хэ, Гасун Хан
  • Кибербезопасность в Северо-Восточной Азии: участие молодежи в глобальной дискуссии и последствия, вызванные новыми технологиями Мари Ямамото и Иджун Ким

Примечание: Данные программные документы разработаны в ходе регионального проекта и отражают исключительно взгляды их авторов.

Они не обязательно отражают официальную позицию Организации Объединенных Наций или ее государств-членов и не предполагают их одобрения.

 

Обсуждения на экспертном уровне вклада стран Северо-Восточной Азии в программу «Женщины, мир и безопасность»

10 декабря 2019 года, Пекин, Китай

ДПВМ в тесном сотрудничестве со структурой «ООН-женщины» и Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI) организовал региональную экспертную дискуссию о вкладе стран Северо-Восточной Азии в программу «Женщины, мир и безопасность» (WPS).  Мероприятие в Пекине 10 декабря собрало более 30 участников из Китая, Японии, Монголии и Республики Корея, чтобы обсудить ход реализации программы «Женщины, мир и безопасность» (WPS) в регионе в свете годовщины процесса Пекин+25 в 2020 году и 20-летия Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН.  На этом мероприятии Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) представил свой справочный документ о новой роли РК и Японии в программе «Женщины, мир и безопасность» (WPS). Консультации, проведенные в Пекине, предоставили возможность укрепить региональные сети и позволили экспертам из региона обсудить проблемы и обменяться передовым опытом друг с другом. 

 

Подробнее о программе «Женщины, мир и безопасность»: Голоса Северо-Восточной Азии (март 2021).

 

Выступление заместителя Генерального секретаря Розмари Дикарло на Глобальном мирном форуме по Корее в 2019 году

28 сентября 2019 года, Нью-Йорк, США

Я рада снова тепло приветствовать Глобальный форум мира по Корее 2019 года.  В прошлом году на Корейском полуострове произошли важные события.  Мы были свидетелями встреч на высшем уровне и воссоединения семей. И было взято много обязательств.  Сегодня международное сообщество стремится к возобновлению переговоров и достижению прогресса. 

Я рада, что Организация Объединенных Наций стала для двух Корей платформой для распространения идей сотрудничества и мира.  За последние 12 месяцев Пханмунджомская декларация распространена в качестве официального документа Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности; традиционная корейская борьба была внесена в список нематериального культурного наследия благодаря совместной заявке обеих Корей, а Всемирная федерация тхэквондо и Международная федерация таэквон-до выступили за мир в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве.

Эти символические шаги имеют решающее значение.  Но необходимо сделать больше.   Генеральный секретарь продолжает настоятельно призывать Корейскую Народно-Демократическую Республику начать переговоры на рабочем уровне с Соединенными Штатами, как было согласовано двумя лидерами в июне, и возобновить межкорейский диалог.  Саммиты с участием лидеров Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея и Соединенных Штатов соответственно остаются важными вехами. 

Они создали атмосферу, благоприятствующую достижению устойчивого мира и полной и поддающейся проверке денуклеаризации на Корейском полуострове согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности.  Возможны неудачи, но теперь есть основа для достижения ощутимого прогресса в решении ключевых вопросов.  Система Организации Объединенных Наций и наши добрые услуги готовы поддержать дипломатические усилия сторон.  Я желаю вам больших успехов в предстоящих дискуссиях и с нетерпением жду результатов форума.  Спасибо.

 

«Молодежь, мир и безопасность»: Перспективы диалога на Региональном семинаре в Северо-Восточной Азии

3-4 июня 2019 года, Улан-Батор, Монголия

Не подлежит сомнению, что молодежь должна быть вовлечена в обсуждение вопросов мира и безопасности, в том числе в мирные переговоры.  3 и 4 июня 2019 года ДПВМ в партнерстве с Министерством иностранных дел Монголии, командой ООН в Монголии, «Программой развития Организации Объединенных Наций» (UNDP) и «Объединенной сетью молодых миротворцев» (UNOY) собрал молодых людей со всей Северо-Восточной Азии для обсуждения повестки дня в области молодежи, мира и безопасности и перспектив диалога в регионе.  Хишигджаргал Энхбаяр, бывший координатор Молодежной консультативной группы ООН в Монголии, написал об этом опыте здесь.  Семинар упомянут в первом докладе Генерального секретаря о молодежи, мире и безопасности, опубликованном 2 марта 2020 года.

устойчивое развитие Азии и Ближнего Востока

Несмотря на экономические и технологические сложности, возникшие в 2022 году, ESG-повестка из России не уходит, хотя сейчас для нее наступили не самые простые времена. Отечественным компаниям приходится пересматривать процесс ESG-трансформации, корректировать планы и расходы, ставить на паузу некоторые ранее запланированные проекты, а другие, наоборот, ускоренно развивать. До недавнего времени корпоративные стратегии устойчивого развития российского бизнеса ориентировались на западные стандарты и инициативы (в частности, на европейское регулирование и CBAM), теперь же мы наблюдаем разворот к Ближнему Востоку, Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии.

Страны этих регионов уже давно вовлечены в ESG-повестку. Китай в 2015 году стал первым государством, установившим критерии зеленых проектов. В Индии еще с 2013 года действуют требования к компаниям по раскрытию отчетов об ответственности бизнеса. Одни из крупнейших в мире бирж — Шанхайская, Шэньчжэньская, Гонконгская и Бомбейская (с суммарной капитализацией более $20 трлн) — предъявляют к компаниям собственные требования в области ESG. Казахстан уже в 2013-м начал тестировать систему торговли квотами на выбросы CO2. Кроме того, амбициозные цели по декарбонизации в странах рассматриваемых регионов помогают развитию ESG-инициатив и способствуют появлению новых устойчивых проектов, а также открывают возможности для привлечения внешнего финансирования и инвестиций.

Рассказываем, как обстоят дела с ESG-повесткой на Ближнем Востоке, в Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, на основе аналитики, подготовленной дирекцией по ESG Сбера. Обзор ESG-практик в 12 странах, потенциально привлекательных для российского бизнеса сегодня, призван помочь отечественным компаниям разобраться в текущем статусе повестки устойчивого развития и ESG в этих регионах и адаптировать стратегии выхода на новые рынки с учетом действующих требований.

Александр Ведяхин

первый заместитель председателя
правления Сбербанка

«Зачем и для кого Сбер подготовил это аналитическое исследование? Компаниям, которые нацелены на международное развитие, важно понимать требования и тренды новых рынков, и наша задача — помогать бизнесу в этом. По сути, исследование является кратким путеводителем для таких компаний и дает им подсказки, на что обращать внимание, чтобы адаптация к новым условиям работы прошла максимально безболезненно. Но мы видим спрос на подобную аналитику и со стороны чисто российского бизнеса: как показывает практика, многие ESG-тренды и регуляторные требования, однажды зародившись в одной стране, затем быстро распространяются и на другие, в том числе на Россию. И, судя по всему, рост восточного влияния в сфере ESG будет стремительным и обширным: по количеству инициатив ESG-регулирования Азия уже обгоняет Северную Америку, на нее приходится половина всех климатических инвестиций на планете, причем этот сектор растет там намного быстрее, чем в ЕС и США. Наконец, Сберу как лидеру ESG-повестки важно самому досконально знать зарубежные рынки, чтобы, с одной стороны, транслировать требования к заемщикам по всей цепочке поставок и формировать механизмы поддержки клиентов, а с другой — находить возможности для развития новых проектов и целых отраслей, таких как электротранспорт, водородная энергетика и т.  д., и совместно с бизнесом развивать эти перспективные направления не только в России, но и за рубежом».

ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ

Выбросы парниковых газов

Китай — безусловный лидер по объему выбросов парниковых газов, на его долю приходится треть мировой эмиссии двуокиси углерода. Причем некоторые компании Китая выбрасывают в атмосферу больше парниковых газов, чем отдельные страны. Например, крупнейший в мире производитель стали China Baowu в 2020 году произвел больше CO2, чем Пакистан.

Объем выбросов парниковых газов, 2019 г.,
Мт СО2-эквивалент

Китай

14 093

Индия

3 395

Индонезия

1 002

Иран

894

Южная Корея

698

Турция

489

Казахстан

354

Египет

351

ОАЭ

244

Узбекистан

189

Катар

115

Киргизия

17

Источники: World Bank, Emissions Database for Global Atmospheric Research, UNFCCC, Rhodium Group

Значительный объем выбросов производит Индия, четвертый по величине эмитент парниковых газов после Китая, США и ЕС. Около половины первичной энергии в стране вырабатывается из угля, и этот показатель практически не изменился за последние десятилетия. В тройку крупнейших эмитентов среди рассматриваемых стран входит и Индонезия.

За последние 30 лет объемы выбросов на Ближнем Востоке, в Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии значительно выросли. Это касается не только энергетического, промышленного и коммунального секторов, но также транспорта, сельского хозяйства и других отраслей.

Согласно данным EDGAR, наибольший прирост выбросов в энергетическом секторе наблюдается в Индонезии: с 1990 по 2020 год их количество увеличилось в 9,5 раза. По транспортной эмиссии на первом месте Китай: за 30 лет она стала выше в 9 раз. Самый крупный рост выбросов в промышленном производстве произошел в Катаре — здесь объем эмиссии вырос в 7 раз.

В странах Центральной Азии наблюдаются обратные тенденции: выбросы в энергетике с 1990 по 2020 год снизились на 5, 12 и 46% в Узбекистане, Казахстане и Киргизии соответственно.

Парижское соглашение и углеродная нейтральность

Парижское соглашение — международный договор, принятый на конференции ООН по изменению климата в 2015 году. Участники соглашения обязуются сократить выбросы парниковых газов, принимать меры по адаптации к изменению климата, развивать низкоуглеродную экономику и наладить обмен зелеными технологиями. Основная цель — не допустить повышения среднегодовой температуры на планете более чем на 2 °С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5 °С в текущем столетии.

Все рассматриваемые страны подписали Парижское соглашение. ОАЭ стали первым ближневосточным государством, ратифицировавшим договор в 2016-м, за ними последовали Катар и Египет. Иран — одна из немногих стран мира, до сих пор не принявших обязательства по Парижскому соглашению. В 2021 году власти Ирана заявили, что сделают это, только если санкционное давление на страну будет ослаблено. Турция тянула дольше всех и ратифицировала договор лишь в октябре прошлого года, хотя подписала его еще в 2016-м. Напомним, что Россия подписала Парижское соглашение в 2016 году, ратифицировала — в 2019-м.

Для достижения амбициозных целей, установленных Парижским соглашением, требуется значительное сокращение глобальных выбросов парниковых газов. В связи с этим страны устанавливают сроки достижения углеродной нейтральности*. Эта государственная мера запускает процессы декарбонизации на страновом уровне.

Цели по достижению углеродной нейтральности

2050 г.

2053 г.

2060 г.

2070 г.

Южная Корея

Узбекистан*

Киргизия

ОАЭ

Срок не обозначен

Египет

Катар

Иран

Турция

Китай

Индонезия

Казахстан

Индия

Источники: Net zero tracker, сообщения официальных государственных ресурсов

* Углеродная нейтральность — это состояние, при котором антропогенные выбросы парниковых газов на определенной территории становятся меньше или равны поглощающей способности (природными экосистемами и с помощью технологий улавливания, использования и хранения углерода).

Россия намерена достичь углеродной нейтральности не позже 2060 года. К этому же сроку нулевых выбросов хотят добиться Китай, Индонезия и Казахстан. В некоторых странах планы более амбициозные: Арабские Эмираты, Южная Корея и Киргизия планируют стать углеродно нейтральными уже к 2050 году, Турция — к 2053-му. К середине века к нулевым выбросам хочет подобраться и Узбекистан, правда, речь идет об углеродной нейтральности лишь энергосектора.

Предполагаемый объем финансирования, необходимый для
достижения углеродной нейтральности, млрд $

Китай

21 000

Индия

10 000

Индонезия*

2 000

Казахстан

666,5

Узбекистан

94

Киргизия

10

Источники: сообщения официальных государственных ресурсов

Но есть и те, кто не ставил перед собой целей по декарбонизации. Например, в Египте вместо этого действует стратегия устойчивой энергетики, согласно которой к 2035 году страна должна получать 42% энергии из возобновляемых источников. В Иране — национальный план по борьбе с изменением климата, включенный в пятилетний план развития страны. Катар пока лишь намерен снизить объемы выбросов парниковых газов на 25% к 2030 году.

Именно планы по достижению углеродной нейтральности являются основой для создания национальных программ декарбонизации, развития углеродного регулирования и запуска различных механизмов зеленого финансирования в отдельных отраслях экономики.

Углеродное регулирование

Регуляторные инструменты принято разделять на две группы: ограничительные и рыночные. Первые представляют собой административные механизмы технического регулирования. Например, установление «потолка», то есть максимально возможного уровня выбросов для компаний в зависимости от типа и масштаба их деятельности, или же запрет на использование отдельных технологий. Вторая группа мер направлена на создание экономических стимулов для бизнеса. Их цель — подтолкнуть компании к более устойчивой деятельности и снижению углеродного следа бизнеса. К таким стимулам можно отнести системы торговли квотами на выбросы, налогообложение, штрафы для производителей «грязной» продукции и др. Каким будет функционал внедряемой системы регулирования выбросов парниковых газов, зависит от целей и задач конкретной страны.

Правительство Катара пока планирует ограничиться только запуском системы учета выбросов парниковых газов на горизонте до 2030 года. Власти Арабских Эмиратов воздействуют на эмиссию парниковых газов не «кнутом», а «пряником» — через финансовую поддержку проектов по развитию альтернативных источников энергии. В Индонезии внедрение механизма углеродного налогообложения планировалось в августе 2022 года, однако инициатива перенесена на неопределенный срок из-за растущей инфляции. При этом в 2021 году Индонезия провела пилотный проект по ограничению выбросов с участием 32 угольных электростанций — стоимость тонны выбросов парниковых газов оказалась в несколько раз ниже средней мировой цены ($2 за тонну CO2 против $34).

Среди рассматриваемых стран национальные системы торговли углеродными единицами в том или ином формате сегодня действуют лишь в Китае, Казахстане и Южной Корее.

Системы торговли квотами на выбросы парниковых газов

40%

национальных выбросов покрывает китайская система China-ETS. Механизм запущен в 2021 г. распространяется в настоящее время только на энергетический сектор.

74%

национальных выбросов покрывает корейская K-ETS. Механизм запущен в 2015 г.

46%

покрывает казахская ETS-KZ. Механизм первоначально запущен в 2013 г. После временной приостановки перезапущен в 2018 г.

Источник: ICAP

В Индии система квотирования и торговли выбросами пока лишь готовится к запуску. Сначала ее опробуют на одном регионе (Гуджарат) и постепенно масштабируют на всю страну. Для этого будет использован опыт действующей с 2019 года в городе Сурат (также регион Гуджарат) системы торговли загрязняющими частицами (так называемыми PM, возникающими в результате автомобильных выхлопов и сжигания топлива). Китай перед вводом национальной системы торговли квотами на выбросы тоже тестировал систему торговли углеродом в отдельных регионах. Прямо сейчас по этому пути идет и Россия: 1 сентября на Сахалине стартовал эксперимент по регулированию выбросов парниковых газов.

За развитием углеродного регулирования в Китае стоит пристально наблюдать, поскольку усиливающееся климатическое давление на страну и рост собственных амбиций в области энергоперехода может подтолкнуть власти к введению трансграничного углеродного регулирования, сопоставимого с европейским CBAM. Внимания требует и разворачивающаяся климатическая политика в Турции — ассоциированном члене ЕС. В прошлом году страна представила План действий по реализации «Зеленой сделки» ЕС, он должен сблизить законодательство Турции с действующим европейским регулированием. В план, помимо борьбы с климатическими изменениями, входит развитие сферы зеленых финансов, а также создание механизма ценообразования на углеродные единицы.

ESG-ФИНАНСИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

ESG-финансирование

Для развития устойчивых проектов существует несколько групп финансовых ESG-инструментов — зеленые, социальные, устойчивые и связанные с устойчивым развитием (green, social, sustainable, sustainability-linked), их вид зависит от целевого использования средств.

Декарбонизация требует трансформации самых разных секторов экономики (энергетической отрасли, транспортной сферы, промышленных процессов и др.), а также подразумевает реализацию проектов, направленных на борьбу с деградацией окружающей среды и адаптацией к изменению климата. Привлечение средств на осуществление подобных целей происходит в рамках зеленого, или климатического, финансирования, для этого используются различные финансовые инструменты (займы, страхование, управление активами, прямые инвестиции и облигации).

Объемы ESG-финансирования в рассматриваемых регионах с каждым годом растут. Так, например, ОАЭ считаются одним из лидеров ESG-повестки на Ближнем Востоке. Правительство и крупные компании разрабатывают программы и «дорожные карты» ESG-трансформации и наращивают инвестиции в устойчивые проекты. Первые зеленые облигации на Ближнем Востоке тоже были выпущены именно в ОАЭ — в 2017 году их разместил First Abu Dhabi Bank. В Азиатско-Тихоокеанском регионе по ESG-финансированию лидирует Китай. В прошлом году страна стала крупнейшим рынком климатических инвестиций за пределами Европы, обогнав США. По данным Morningstar, в 2021 году активы климатических фондов, зарегистрированных в Китае, достигли рекордного уровня $46,7 млрд, что на 149% больше, чем в 2020-м. Для сравнения: в 2021 году активы климатических фондов США выросли на 45%, до $31 млрд. В Центрально-Азиатском регионе выделяется Казахстан: недавно президент страны заявил, что в 2021 году объем рынка устойчивого финансирования в Казахстане вырос в 500 раз, превысив $250 млн.

ESG-облигации

В мировой практике финансирование экологических и социальных проектов с помощью устойчивых облигаций стало широко распространяться с 2014 года. В последнее время наблюдается тенденция к резкому расширению этого рынка. В 2021 году, по оценкам международного рейтингового агентства Moody’s, мировой выпуск ESG-облигаций достиг $992 млрд, это превышает значение 2020 года на 64%. Также, по данным CBI, в 2021 году более 25% выпуска всех зеленых облигаций пришлось на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Их доля по итогам второго квартала 2022 года увеличилась до 35% мирового выпуска.

Общий объем выпущенных ESG-облигаций, млрд $

Китай

261,4

Южная Корея

96,1

Индия

25,3

Иран

20,5

ОАЭ

11,4

Индонезия

9,6

Турция

5,4

Катар

1,2

Египет

0,8

Узбекистан

0,2

Казахстан

0,17

Киргизия

н/д

Источники: CBI, Управление по финансовым услугам Дубая, Казахстанская фондовая биржа

ESG-инвестиции

Биржи играют большую роль в развитии системы зеленого финансирования и инвестиций. Создание секторов устойчивого развития позволяет эффективнее продвигать эмитентов и инвесторов с целевым характером инвестиций и помогает привлекать дополнительное финансирование в ESG-проекты. Биржевые индексы, в свою очередь, выступают индикаторами результативности деятельности компаний в сфере устойчивого развития.

Наличие секторов устойчивого развития на биржах / ESG индексов

Страна
Биржа

Наличие
сектора
устойчивого
развития
на биржах

Наличие
ESG
индексов

Описание индексов

Египет

Египетская фондовая биржа (EGX)

S&P/EGX ESG

Тегеранская фондовая биржа
(Tehran Stock Exchange, TSE)

Иранская биржа Фара
(Iran Fara Bourse, IFB)

Фондовая биржа Абу-Даби
(Abu Dhabi Securities Exchange,
ADX)

Дубайский финансовый рынок
(Dubai Financial Market, DFM)

S&P/Hawkamah UAE ESG

NASDAQ Dubai

Катарская фондовая биржа
(Qatar Stock Exchange, QSE)

MSCI QSE 20 ESG Index

Национальная фондовая биржа
(National Stock Exchange of India, NSE)

Nifty100 ESG Index
Nifty100 Enhanced ESG Index S&P
ESG India Index

Бомбейская фондовая биржа
(Bombay Stock Exchange, BSE)

S&P BSE CARBONEX
S&P BSE 100 ESG
S&P BSE GREENEX

Индонезия

Фондовая биржа Индонезии
(Indonesia Stock Exchange, IDX)

SRI-KEHATI

Шанхайская биржа
(Shanghai Stock Exchange, SSE)

SSE — 27*

Шэньчжэньская фондовая биржа
(Shenzhen stock exchange, SZSE)

SZSE — 22*

Пекинской фондовой бирже
(Beijing Stock Exchange, BSE)

Южная Корея

Корейская биржа
(Korea Exchange, KRX)

KRX ESG Leaders 150
KRX Governance Leaders 100
KRX Eco Leaders 100
KRX ESG Social Index
KOSPI 200 ESG

Казахстан

Казахстанская фондовая биржа
(KASE)

Киргизия

Кыргызская фондовая биржа

Узбекистан

Республиканская фондовая биржа «Тошкент»

Турция

Стамбульская фондовая биржа
(Borsa İstanbul, BİST)

BIST Sustainability Index
Corporate Governance Index

Источники: Sustainable Stock Exchanges Initiative

ESG-фонд — один из видов биржевых инвестиционных фондов (ETF). Как и классический ETF, этот инвестиционный фонд включает в себя ценные бумаги нескольких десятков эмитентов, однако фокусируется он на компаниях — лидерах ESG-повестки. Также существуют отдельные фонды, которые специализируются на акциях компаний, работающих в сфере ВИЭ и низкоуглеродных технологий.

Количество ESG-фондов

Китай

152

Южная Корея

30

Индонезия

14

Индия

10

Египет

1

Источники: управление финансовых услуг Индонезии (OJK), The Korea Herald, Morningstar, Blackrock, Catalyst Capital

Исследователи отмечают значительный рост инвестиций в ESG в Индонезии: на конец 2020 года под управлением 14 «ответственных» фондов находились активы на сумму $203 млн. Хорошо себя чувствуют и индийские ESG-фонды, даже в период пандемии они показали достаточно высокую доходность. По количеству ESG ETF в рассматриваемом регионе лидирует Китай — здесь насчитывается 152 фонда. Приток средств в них в 2021 году составил $11,3 млрд, почти в два раза превышая показатель 2020 года. В ОАЭ действует лишь один классический ESG-фонд (iShares MSCI UAE ETF), это объясняется тем, что в стране существуют десятки шариатских ETF, принципы которых пересекаются с логикой ESG. В Иране, Катаре, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и Турции ESG-фондов нет.

ESG-РЕГУЛИРОВАНИЕ

ESG-регулирование — обширное понятие, включающее в себя не только экологическое и трудовое законодательство, регламенты и требования в области корпоративного управления, защиты прав человека, климата, но и рекомендации бизнесу по раскрытию информации об устойчивом развитии.

Зеленая таксономия

Недостаточная ясность по поводу того, какие виды деятельности или активы можно считать устойчивыми, создает препятствия для масштабного внедрения механизмов зеленого финансирования. Поэтому страны разрабатывают таксономии — наборы критериев, которые помогают определить, насколько тот или иной проект, компания или финансовый инструмент соответствует ESG-повестке. Собственные зеленые таксономии есть в половине рассматриваемых стран, о них мы будем рассказывать подробнее в серии материалов на «РБК Трендах», посвященных каждому макрорегиону в отдельности. В Катаре, Иране, Египте, ОАЭ, Узбекистане и Киргизии подобные системы ESG-критериев пока отсутствуют.

Внедрение зеленых таксономий

2015 г.

2021 г.

2022 г.

Китай

Таксономия
обновлена в 2021 г.

Южная Корея

Казахстан

Индонезия

Источники: Net zero tracker, сообщения официальных государственных ресурсов

Раскрытие отчетности об устойчивом развитии

Зеленая таксономия

Раскрытие отчетности об устойчивом развитии по странам

Индия

  • 2012 — обязательная подготовка отчета об ответственном ведении бизнеса (BRR) для топ-100 крупнейших индийских компаний по капитализации
  • 2015 — обязательная подготовка BRR для топ-500 крупнейших индийских компаний по капитализации
  • 2019 — обязательная подготовка BRR для топ-1000 крупнейших индийских компаний по капитализации
  • 2022–2023 — обязательная подготовка расширенного отчета об ответственности бизнеса и устойчивом развитии (BRSR) для топ-1000 крупнейших индийских компаний по капитализации

Индонезия

  • 2020 — обязательное раскрытие ESG отчетности для листинговых компаний

Корея

  • 2025 — обязательное раскрытие ESG-информации для листинговых компаний с капитализацией от 2 трлн вон (около $1,5 млрд)
  • 2030 — обязательное раскрытие ESG-информации для всех листинговых компаний

Китай

  • 2022 — вступил в силу набор добровольных руководящих принципов по ESG отчетности. Обязательные требования по раскрытию информации по компоненту E требуются только от компаний, включенных в перечень крупных загрязнителей

Турция

  • 2020 — условно-обязательное раскрытие ESG отчетности. Компании отчитываются в соответствии с принципом «следуй или объясни».

ОАЭ

  • 2021 — обязательное раскрытие ESG отчетности для листинговых компаний

Египет

  • 2023 — обязательное раскрытие для листинговых компаний и компаний небанковского финансового сектора:
    • — ESG отчетности, в случае если акционерный капитал, превышает 100 млн египетских фунтов (около $5,2 млн).
    • — ESG отчетности и данных в соответствии с TCFD, в случае если акционерный капитал превышает 500 млн египетских фунтов (около $26 млн).
  • С января 2022 года компании должны предоставлять ежеквартальные отчеты о реализуемых мерах для раскрытия соответствующей информации.

Источники: сообщения официальных государственных ресурсов

В Иране, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Катаре предоставление ESG-отчетности пока не обязательно.

Ответственное ведение бизнеса

Помимо требований к отчетности и ограничений на выбросы парниковых газов, для компаний существуют рекомендации по устойчивому ведению деятельности. Один из документов, устанавливающих подобные правила поведения, — «Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для многонациональных предприятий».

«Руководящие принципы» — один из документов, входящих в состав Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 1976 года. В настоящий момент «Руководящие принципы» подписали 50 государств, 12 из которых не являются членами ОЭСР. Из рассматриваемых стран к инструменту уже присоединились Египет, Казахстан, Южная Корея и Турция. Россия этот стандарт пока не приняла.

Понятие многонационального предприятия не разграничивает компании по их структуре или размеру, поэтому «Руководящие принципы» также применимы к субъектам малого и среднего предпринимательства. В системе классификации устойчивых видов экономической деятельности ЕС (таксономия ЕС) стандарт используется наряду с «Руководящими принципами» предпринимательской деятельности в аспекте прав человека — как минимальные критерии безопасности проектов (minimum safeguards).

В свою очередь, Индия в 2019 году утвердила собственные руководящие принципы ответственного ведения бизнеса (NGRBC). Эти рекомендации применимы и к крупным компаниям, и к субъектам малого и среднего предпринимательства. После утверждения NGRBC изменились и правила отчетности: с 2022/23 финансового года топ-1000 крупнейших индийских компаний по рыночной капитализации обязаны предоставлять расширенный отчет об ответственности бизнеса и устойчивом развитии, учитывающий в том числе NGRBC.

Заключение

ESG-повестка активно развивается во всех регионах, в каждой стране уже существуют те или иные инициативы, стандарты и механизмы, помогающие как отдельным компаниям, так и целым государствам становиться более устойчивыми.

В рассматриваемых регионах потребности в финансировании ESG-проектов многократно выше по сравнению с Европой. Поэтому в развивающихся странах Азиатского региона и Ближнего Востока можно ожидать быстрое развитие необходимого регулирования и создания возможностей для привлечения финансирования. Для российских компаний и инвесторов это может стать окном возможностей. Углубление понимания ESG-требований и особенностей рынков, а также интеграция этих аспектов в деятельность отечественных компаний могут помочь в процессах выхода на рынки стран региона, установлении сотрудничества, обеспечат более продуктивное взаимодействие с зарубежным бизнесом и регуляторами.

Узнать подробнее об участниках рынка ESG-финансов и стратегических документах в области устойчивого развития в конкретной стране, о развитии электротранспорта, водородной и возобновляемой энергетики можно в материалах Сбера.

Лаборатория гендерных инноваций Восточной Азии и Тихоокеанского региона

EAPGIL предоставляет техническую поддержку и финансирование для тщательной оценки воздействия программ, направленных на расширение экономических возможностей женщин. В частности, EAPGIL поддерживает оценку воздействия, связанную со следующими тремя темами:

1)      Устранение барьеров для повышения производительности труда женщин-фермеров и предпринимателей

2)      Сокращение компромиссов между ролями женщин в домашнем хозяйстве и на рынке

3)      Повышение квалификации женщин

Программы для оценки отбираются на конкурсной основе для выражения заинтересованности. Первый конкурс на выражение заинтересованности завершился 28 ноября 2016 г., и было получено 35 предложений. Ниже приведен список текущих оценок воздействия в EAPGIL.

1. Продвижение агентских банковских услуг посредством стимулирования спроса и предложения
В данной Оценке воздействия (IE) рассматриваются способы расширения доступа к финансовым услугам для женщин-предпринимателей в Индонезии. В частности, IE проверяет влияние продвижения мобильных сберегательных продуктов на женщин-предпринимателей и задается вопросом, могут ли вмешательства со стороны предложения работать изолированно или они оказывают большее влияние в сочетании с вмешательством со стороны спроса. Вмешательства со стороны предложения обеспечивают стимулы для внеофисных банковских агентов, которые работают в нашем местном банке-партнере. Команда IE случайным образом распределяла агентов по группам, получая высокие или низкие поощрения за каждого нового клиента, которого они привлекали для использования продукта. Вмешательство со стороны спроса заключалось в обучении финансовой грамотности случайно выбранной подгруппы женщин-предпринимателей как в деревнях с высокими, так и с низкими стимулами. Команда также изучает, влияет ли понимание стимулов, которые получают банковские агенты, на то, как предприниматели воспринимают мобильные сберегательные продукты, случайным образом предоставляя информацию о стимулах подмножеству предпринимателей.

Результаты: Мы пришли к выводу, что вмешательство как со стороны предложения, так и со стороны спроса оказывает небольшое влияние на внедрение внеофисных банковских услуг и большое влияние на прибыль женщин-предпринимателей. Воздействие вмешательства со стороны спроса, которое включало обучение и наставничество женщин-предпринимателей, по-видимому, частично связано с улучшением деловой практики, увеличением сбережений, увеличением деловых активов и усилением полномочий по принятию решений.

Механизмы вмешательства со стороны предложения, которые предлагали более высокие стимулы для банковских агентов, менее ясны, но могут исходить из более благоприятной для женщин деловой среды. Разработчики политики могут предпочесть вмешательство со стороны спроса, поскольку оно имеет более позитивные последствия для общего расширения прав и возможностей женщин.

Для получения дополнительной информации см. следующие материалы:

  • Может ли увеличение сбережений и профессиональных навыков повысить эффективность женщин-предпринимателей в Индонезии? Данные рандомизированного контролируемого исследования (отчет IE, апрель 2020 г.)
  • Unequal Ventures: результаты заключительного исследования гендерных вопросов и предпринимательства в Восточной Яве, Индонезия (исследовательская записка, июль 2019 г.)
  • Являются ли мобильные сбережения серебряной пулей, помогающей женщинам развивать свой бизнес? (Аналитическая записка, октябрь 2018 г.)
  • Помогать бедным женщинам развивать свой бизнес с помощью мобильных сбережений, обучения и многого другого? (сообщение в блоге, ноябрь 2018 г. )

2. Стремления молодежи Индонезии и выбор карьеры IE

Имеются данные о том, что мужчины и женщины распределяются по разным областям обучения, секторам работы и занятиям. Эта сортировка по гендерному признаку способствует гендерному разрыву в оплате труда в некоторых странах и может привести к неэффективности, если люди выбирают свой карьерный путь на основе социальных норм, а не способностей.

Этот IE направлен на понимание взаимосвязи между социально-эмоциональными навыками, стремлениями и выбором образования и карьеры учащихся средних школ в Индонезии. Выборка включает 2100 государственных средних школ на островах Ява и Суматера. В частности, IE измеряет влияние набора модулей, направленных на развитие социально-эмоциональных навыков и устремлений в 9Учащиеся

-го -го класса. IE также проверяет, можно ли усилить воздействие учебной программы учащихся в сочетании с набором действий и инструментов, которые учителя могут использовать в повседневном взаимодействии со студентами, чтобы изменить классную среду и лучше способствовать развитию социально-эмоциональных навыков.

Результаты:  Мы обнаружили, что ни одна из версий вмешательства не повлияла на результаты национальных экзаменов учащихся или стремление к получению высшего образования через несколько недель после его окончания, но обе версии изменили некоторые социально-эмоциональные навыки и поведение при обучении, которым обучали в ходе обучения. Воздействие было сильнее на учащихся из неблагополучных семей, и вмешательство изменило мышление некоторых учителей в сторону позитивного восприятия неудач в обучении и прогрессе, несмотря на то, что оно не было направлено на них напрямую.

Для получения дополнительной информации см.:

  • Может ли преподавание установки на рост и самоуправление в школе изменить результаты учащихся и мышление учителей? Данные рандомизированного контролируемого исследования в Индонезии (отчет IE, май 2020 г.)
  • Почему индонезийские мальчики-подростки хуже учатся в школе, чем девочки? (Аналитическая записка, ноябрь 2018 г. )


3. Комплексная программа аграрной реформы Филиппин (CARP) IE

В оценке воздействия Комплексной программы сельскохозяйственных реформ на Филиппинах изучается влияние повышения безопасности землевладения путем преобразования коллективных прав собственности на землю в индивидуальные. В нем проверяется влияние земельной реформы на инвестиции в сельское хозяйство и производительность, а также на то, связаны ли эти изменения с усилением восприятия гарантий владения землей, расширением доступа к официальному кредиту или более эффективными рынками аренды и продажи земли. В ходе оценки воздействия будут изучены последствия земельной реформы в разбивке по полу и то, как изменения в системе землевладения могут повлиять на переговоры внутри домохозяйств и принятие решений о земле. Он также вносит свой вклад в литературу о принятии решений и его измерениях, проводя обследование супругов, в ходе которого каждый из супругов предоставит подробную информацию о своем/его восприятии того, как в домохозяйстве принимаются сельскохозяйственные решения.


4. Индонезия Desmigratif IE

Этот IE позволит получить данные о международной миграции и выборе между зарегистрированными и незарегистрированными каналами международной миграции. Большое количество рабочих-мигрантов в Индонезии составляют женщины, и женщины сталкиваются с более высоким уровнем риска при миграции. Одним из важных вкладов этого проекта будет предоставление данных о различиях в выборе и результатах миграции для мужчин и женщин-мигрантов.

В частности, IE изучит влияние мероприятий Desmigratif, направленных на потенциальных мигрантов. Потенциальным мигрантам Desmigratif предоставляет информационные услуги для поощрения безопасной и документально оформленной миграции через Центры миграционной информации (МИЦ), которые будут созданы в каждом поселке проекта. IE изучит влияние программы Desmigratif и двух дополнительных способов предоставления информации потенциальным мигрантам — посредством технологического вмешательства и образовательно-развлекательного вмешательства — чтобы увидеть, какой из них наиболее эффективно влияет на поведение потенциальных мигрантов. Технологическая интервенция будет заключаться в предоставлении доступа к приложению на основе SMS, которое обеспечивает доступ по запросу к информации о миграции. Мероприятие Edutainment будет состоять из показа фильма, в котором освещаются риски незарегистрированной миграции и который будет специально нацелен на женщин-мигрантов.

Для получения дополнительной информации см.:

  • Почему индонезийские мужчины и женщины выбирают незарегистрированную миграцию? Изучение гендерных различий в моделях трудовой миграции (Аналитическая записка, октябрь 2019 г.)

5. Лаосские группы по обслуживанию дорог IE

Этот IE установлен в контексте вмешательства, осуществляемого Лаосским фондом сокращения бедности (PRF), который предлагает работу по обслуживанию дорог сельским женщинам. Эти сельские дороги являются ключевым источником связи с этими сельскими общинами и были недавно созданы или восстановлены PRF. Тем не менее, они требуют постоянного обслуживания, чтобы гарантировать, что они остаются пригодными для использования. В рамках вмешательства, которое является новым для страны, PRF предлагает работу по «повседневному» обслуживанию женщин, живущих в этих сообществах. Изучая влияние этой программы, этот IE собирает данные о влиянии программ оплаты труда, ориентированных на бедных сельских женщин, группу, которая находится в особенно неблагоприятном положении, поскольку возможности пополнения дохода на ферме оплачиваемой работой или предпринимательским доходом ограничены из-за отсутствия доступа. на рынки труда, капитала или продукции. Мы проводим дополнительное исследование эффективности сельских глав в работе с потенциальными получателями социальных услуг.

Результаты:  Мы обнаружили, что RMG значительно увеличили участие бенефициаров в рабочей силе и доходы, а также доходы их домохозяйств. Мы не обнаружили никакого влияния на ГН и свидетельство более широкого участия женщин в принятии решений в семье. Воздействие сильнее для менее бедных бенефициаров (доход выше медианного на исходном уровне). Программа увеличивает вероятность того, что менее бедные бенефициары инвестируют в человеческий капитал, но мы не обнаруживаем влияния на какие-либо другие инвестиции.

Для получения дополнительной информации см. следующие материалы: 

  • Оценка воздействия Лаосской программы групп по ремонту дорог (отчет IE, июнь 2020 г.)
  • В свете того, что они знают: как местные лидеры принимают решения о нацеливании? (Рабочий документ, ноябрь 2020 г.)

6. Лаосские чистые кухонные плиты IE

Лаосская инициатива по чистым кухонным плитам направлена ​​на предоставление экологически чистых кухонных плит по сильно субсидированной цене домохозяйствам в полугородских районах Лаоса, которые в настоящее время используют печи, работающие на угле. Хотя существует значительное количество литературы о влиянии кухонных плит, нет единого мнения о влиянии этих печей на домашнюю обстановку. Кухонные плиты, предлагаемые в рамках этого проекта, более эффективны, чем кухонные плиты, изученные в существующей литературе, и, что важно, не используют дровяное топливо, как старые печи. Таким образом, эта оценка покажет нам, достаточно ли этих факторов для преодоления недостатков кухонных плит, изученных до сих пор в литературе, и, в более широком смысле, как доступ к современным технологиям приготовления пищи влияет на использование времени женщин, их деятельность на рынке труда, здоровье, переговорные позиции и потребление домохозяйств. узоры.

7. Филиппинская программа Pantawid Pamilya Pilipino (4P) IE

В этом IE будет изучено влияние программы 4P, основной опоры государственной стратегии социальной защиты на улучшение здоровья, питания и образования детей. Программа предоставляет денежные стимулы домохозяйствам при условии, что они инвестируют в здоровье и образование своих детей, а также пользуются услугами по охране здоровья матерей. Изучение этого вмешательства может дать важные уроки о том, приводит ли использование ОДТ во время перехода к подростковому возрасту к долгосрочному расширению прав и возможностей и лучшим результатам в области образования и на рынке труда, а также повышают ли ОДТ свободу действий и расширение прав и возможностей матерей, получающих пособия. IE также внесет свой вклад в знания, изучая, как можно улучшить измерение гендерного насилия (ГН).

 

Восточная Азия • Центр Стимсона

О Стимсоне

Исследует тенденции, события и дипломатические инициативы держав Восточной Азии.

Программа для Восточной Азии изучает тенденции и освещает развитие региональных инициатив в области безопасности и дипломатии, а также стратегические интересы США в регионе. Программа анализирует динамику отношений по обе стороны пролива, включая двусторонние отношения между США, КНР и Тайванем.

Программа Восточной Азии оценивает события и тенденции в регионе посредством обмена идеями и людьми между США и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Программа часто собирает экспертов и политиков из региона для обсуждения жизненно важных вопросов безопасности. Благодаря откровенным дискуссиям как в США, так и в регионе ученые и официальные лица могут обменяться мнениями о текущих проблемах и разработать инновационные и прагматичные политические решения.

Команда программы

Заместитель директора

Старший научный сотрудник и содиректор

Старший научный сотрудник и содиректор

Научный сотрудник