Беларусь сокращение: Классификатор стран мира Таможенного союза

ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЕАПО)

Перечень двухбуквенных кодов для представления стран, административных единиц и межправительственных организаций (стандарт ВОИС ST.3)

Международные цифровые
коды для идентификации
библиографических данных,
относящихся к изобретениям
(стандарт ВОИС ST.9)
 

Перечень двухбуквенных
кодов для представления
стран, административных единиц и межправительственных организаций (стандарт ВОИС ST.3)
 

Форматы
представления номеров
международных заявок,
номеров публикаций
международных заявок и
календарных дат
в международных заявках
 

Сокращения и
условные обозначения,
применяемые в евразийских
патентных документах
 

Коды и наименования
разделов евразийских
патентных бюллетеней
 

  
КОД
ГОСУДАРСТВО, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ИЛИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ADАндорра
AEОбъединенные Арабские Эмираты
AFАфганистан
AGАнтигуа и Барбуда
AI Ангилья
AL Албания
АMАрмения
АOАнгола
АPАфриканская региональная организация интеллектуальной собственности
АRАргентина
АTАвстрия
АUАвстралия
АWАруба
АZАзербайджан
BAБосния и Герцеговина
BBБарбадос
BDБангладеш
BEБельгия
BFБуркина Фасо
BGБолгария
BHБахрейн
BI Бурунди
BJ
Бенин
BMБермуды
BNБруней Даруссалам
BOБоливия (Многонациональное государство)
BQБонэйр, Синт-Эстатиус и Саба
BRБразилия
BSБагамы
BTБутан
BVБуве, о.
BWБотсвана
BXВедомство Бенилюкса по интеллектуальной собственности
BY Беларусь
BZБелиз
CAКанада
CDДемократическая Республика Конго
CFЦентральноафриканская Республика
CGКонго
CHШвейцария
CIКот-Д’Ивуар
CKОстрова Кука
CLЧили
CMКамерун
CNКитай
CO
Колумбия
CRКоста Рика
CUКуба
CVКабо-Верде
CWКюрасао
CYКипр
CZЧехия
DEГермания
DJДжибути
DKДания
DMДоминика
DOДоминиканская Республика
DZАлжир
EA
Евразийская патентная организация
ECЭквадор
EEЭстония
EGЕгипет
EHЗападная Сахара
EMВедомство Европейского союза по интеллектуальной собственности
EPЕвропейское патентное ведомство
ERЭритрея
ESИспания
ETЭфиопия
EUЕвропейский союз
FI
Финляндия
FJФиджи
FKФолклендские (Мальвинские) Острова
FOФарерские Острова
FRФранция
GAГабон
GBВеликобритания
GCПатентное ведомство Совета по сотрудничеству арабских государств Персидского залива
GDГренада
GEГрузия
GGГернси
GHГана
GI
Гибралтар
GLГренландия
GMГамбия
GNГвинея
GQЭкваториальная Гвинея
GRГреция
GSЮжная Джорджия и Южные Сандвичевы Острова
GTГватемала
GWГвинея-Биссау
GYГайяна
HKГонконг, Китай
HNГондурас
HR
Хорватия
HTГаити
HUВенгрия
IBМеждународное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности
IDИндонезия
IEИрландия
ILИзраиль
IMОстров Мэн
INИндия
IQИрак
IRИран (Исламская республика)
ISИсландия
ITИталия
JEДжерси
JMЯмайка
JOИордания
JPЯпония
KEКения
KGКыргызстан
KHКамбоджа
KIКирибати
KMКоморы
KNСент-Китс и Невис
KPКорейская Народно-Демократическая Республика
KR
Корея, Республика
KWКувейт
KYКайман, Острова
KZКазахстан
LAЛаосская Народно-Демократическая Республика
LBЛиван
LCСент-Люсия
LIЛихтенштейн
LKШри-Ланка
LRЛиберия
LSЛесото
LTЛитва
LUЛюксембург
LVЛатвия
LYЛивия
MAМарокко
MCМонако
MDРеспублика Молдова
MEЧерногория
MGМадагаскар
MHМаршалловы Острова
MKСеверная Македония
MLМали
MMМьянма
MNМонголия
MOМакао, Китай
MPСеверные Марианские Острова
MRМавритания
MSМонтсеррат
MTМальта
MUМаврикий
MVМальдивы
MWМалави
MXМексика
MYМалайзия
MZМозамбик
NAНамибия
NEНигер
NGНигерия
NIНикарагуа
NLНидерланды
NOНорвегия
NPНепал
NRНауру
NZНовая Зеландия
OAАфриканская организация интеллектуальной собственности
OMОман
PAПанама
PEПеру
PGПапуа Новая Гвинея
PHФилиппины
PKПакистан
PLПольша
PTПортугалия
PWПалау
PYПарагвай
QAКатар
QZВедомство сообщества по разнообразию растений (Европейский союз)
ROРумыния
RUРоссия
RSСербия
RWРуанда
SAСаудовская Аравия
SBСоломоновы Острова
SCСейшелы
SDСудан
SEШвеция
SGСингапур
SHСвятой Елены, Вознесения и Тристана-да-Кунья, Острова
SIСловения
SKСловакия
SLСьерра-Леоне
SMСан-Марино
SNСенегал
SOСомали
SRСуринам
Южный Судан
STСан-Томе и Принсипи
SVЭль-Сальвадор
SXСен-Мартен (нидерландская часть)
SYСирийская Арабская Республика
SZЭсватини
TCТеркс и Кайкос, Острова
TDЧад
TGТого
THТаиланд
TJТаджикистан
TLТимор-Лесте
TMТуркменистан
TNТунис
TOТонга
TRТурция
TTТринидад и Тобаго
TVТувалу
TWТайвань, провинция Китая
TZОбъединенная Республика Танзания
UAУкраина
UGУганда
USСоединенные Штаты Америки
UYУругвай
UZУзбекистан
VAВатикан
VCСент-Винсент и Гренадины
VEБоливарианская республика Венесуэла
VGБританские Виргинские Острова
VNВьетнам
VUВануату
WOВсемирная организация интеллектуальной собственности
WSСамоа
XNСеверный патентный институт
XUМеждународный союз по охране новых сортов растений (УПОВ)
XVВышеградский патентный институт (ВПИ)
XXНеизвестные государства, другие административные единицы или организации
YEЙемен
ZAЮжная Африка
ZMЗамбия
ZWЗимбабве

Сокращение бедности в Республике Беларусь

Сегодня отмечается 25 годовщина провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 17 октября в качестве Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты.  В этой связи представляется своевременным проанализировать прогресс, достигнутый Республикой Беларусь в сокращении бедности, равно как и стоящие перед страной будущие вызовы.

За последние пятнадцать лет в Республике Беларусь достигнут значительный прогресс: доля населения за чертой бедности (в национальном определении) снизилась с 41,9% в 2000 году до 5,7% в 2016 году. Кроме того, Республике Беларусь удается снижать показатели бедности гораздо более быстрыми темпами по сравнению с другими странами региона Европы и Центральной Азии.

Доля населения за чертой бедности в Республике Беларусь снизилась с 60% в 2000 году до менее 1% в 2013 году по сопоставимому в международном масштабе показателю бедности 5 долларов США в день по паритету покупательной способности (ППС). По сравнению, в регионе Европы и Центральной Азии в целом соотношение населения за чертой бедности (5 долл. США в день) изначально было ниже (47% в 2000 году), но к 2013 году удельный вес населения региона с доходами ниже этого уровня снизился только до 14%.

Снижение уровня бедности в Республике Беларусь отражает инклюзивный характер экономического роста в стране за последние пятнадцать лет. В Республике Беларусь отмечены наиболее высокие темпы роста потребления наименее обеспеченных 40% населения в 2006-2011 годах – в период, когда многие страны Европы столкнулись с последствиями финансового кризиса и падением доходов наименее обеспеченных 40% населения.

Основные факторы прогресса

Что способствовало инклюзивному росту и стремительному сокращению бедности? Это объясняется рядом факторов. В основе высоких темпов экономического роста лежали возможность импортировать российские энергоносители по сниженным ценам и устойчивый экономический рост в Российской Федерации и других странах, являющихся основными торговыми партнерами Республики Беларусь, что стимулировало объемы выпуска продукции в промышленности и сельскохозяйственном секторе страны.

Высокие темпы экономического роста позволили Правительству поддерживать высокий уровень занятости населения, в также последовательный рост реальной заработной платы и пенсий, которые повышались в увязке с ростом заработной платы.

Налоговая политика и модель государственных расходов способствовали перераспределению денежных средств от богатых к бедным. Действительно, преимуществами такой политики пользуется 97,5% населения с рыночным доходом менее 10 долларов США в день по ППС.

В Республике Беларусь прямые трансферты населению (особенно пенсии) являются теми мерами финансово-бюджетной политики, которые обеспечивают наибольший выравнивающий эффект в интересах малообеспеченных слоев населения. Прямые трансферты и прямые налоги позволили снизить долю населения за чертой бедности (в национальном определении) на 17 процентных пунктов, а также сократить более чем на треть неравенство в потреблении, измеряемое индексом Джини – с 0,407 до 0,267.

Вызовы

Что касается будущих перспектив, главной причиной для беспокойства является то, что факторы, лежащие в основе успехов Республики Беларусь за прошедший период, исчерпали себя. Производительность в государственном секторе растет недостаточно быстрыми темпами для того, чтобы обеспечить возможности для существенного повышения заработной платы. Снижается спрос на белорусскую продукцию на российском рынке, цены на импортируемые энергоносители уже не столь благоприятны, усиливается долговая нагрузка на бюджет, устаревают основные фонды. В отсутствие структурных изменений в экономике, темпы роста не превысят 2 процентов в год, а доходы будут увеличиваться незначительно. Для обеспечения оплаты предоставляемых жилищно-коммунальных услуг необходимо повышение соответствующих тарифов, но, при этом, малообеспеченные граждане должны получать компенсацию.

Продолжающаяся на протяжении двух лет рецессия показала, что достижения Беларуси в области сокращения бедности носят неустойчивый характер: в 2014-2016 годах удельный вес населения с доходами менее 10 долларов США в день по ППС (показатель, используемый для определения нижней границы среднего класса в регионе ЕЦА) увеличился на 3 процентных пункта; а в сельских районах этот показатель вырос на 6 процентных пунктов.

В долгосрочной перспективе в Республике Беларусь также обострится проблема старения населения. Согласно недавнему докладу «Золотой век старения» Республика Беларусь относится к числу стран Европы и Центральной Азии, которые в наибольшей степени сталкиваются с серьезными вызовами, связанными со старением населения: меньше работающих, меньше инвестиций и больше расходов на выплату пенсий.

Эти факторы усложняют усилия Республики Беларусь по достижению устойчивого всеобщего благосостояния. Однако, ускорение темпов экономического роста в соседних странах открывает новые возможности в будущем при условии, если Республика Беларусь начнет осуществлять экономическую политику, необходимую для повышения производительности.

Экономика Беларуси под санкциями с начала войны России на Украине

Введение

После вторжения России в Украину в феврале 2022 года белорусская экономика пережила беспрецедентный экономический шок и вступила в серьезный спад. Беларусь потеряла почти весь свой экспорт своему третьему по величине торговому партнеру, Украине, а объемы торговли со вторым по величине торговым партнером, Европейским союзом, сократились более чем вдвое. Устойчивое 10-месячное падение валового внутреннего продукта (ВВП) по-прежнему доминирует в тенденциях внутренней экономики на момент написания. Чтобы справиться с кризисом, правительство прибегло к интенсификации экономических отношений с Россией, сокрытию данных с целью замаскировать истинное состояние экономики и усилению экономического вмешательства.

Хронологический обзор

Западные страны ввели целенаправленные санкции против белорусских чиновников и предприятий в начале политического кризиса в стране в 2020 году. Эти санкции не были направлены на то, чтобы нанести ущерб экономике в целом или нанести значительный макроэкономический ущерб Беларуси.

В 2021 году действия белорусских властей против политической оппозиции и соседних государств, такие как использование ближневосточных мигрантов в гибридной атаке на польско-литовской границе и угон самолета Ryanair, представляли собой нарушения международного права .

В результате этих действий ЕС, Великобритания и США ввели секторальные санкции, которые, по оценкам, повлияли на экспорт в размере 5% ВВП Беларуси. Основной сценарий в то время заключался в том, что усилия по обходу санкций и переориентации экспорта позволят возместить значительную часть любых потенциальных потерь. Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост ВВП на 0,8% в 2022 году[1], а Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прогнозирует рост на 0,5%[2]. Учитывая потенциал роста белорусской экономики около 2% в год, эксперты ожидали, что негативное влияние санкций составит от 1,2 до 1,5% ВВП. Однако после того, как Литва решила запретить транзит калия через свою территорию с 1 февраля 2022 года, прогнозы стали более негативными. В январе 2022 г. Всемирный банк обновил свои прогнозы и оценил сокращение ВВП на 2,8% в 2022 г.

24 февраля 2022 года Россия начала войну против Украины, используя территорию Беларуси для размещения войск и запуска ракет. Международное сообщество признало Беларусь соучастником этой агрессии. В ответ Запад ввел самые жесткие санкции в истории Беларуси, усугубив уже понесенные потери, поскольку Россия и Украина ранее входили в тройку крупнейших международных торговых партнеров Беларуси.

Санкции и торговые искажения

В июне 2021 года ЕС и Великобритания ввели секторальные санкции, запрещающие экспорт нефтепродуктов, азотных продуктов, калия, синтетических материалов, дерева, каучука, цемента, металла и машин. Экспорт такой продукции в ЕС ранее составлял 7,3% ВВП Беларуси. Беларусь смогла частично возместить эти потери за счет высоких цен на нефть и калий в период постпандемического восстановления экономики, однако, а также возросшего спроса на сельхозтехнику в России, на Западе и в африканских странах. Тем не менее, Беларусь сталкивается со значительными препятствиями, в частности с высоким уровнем международного осуждения, поскольку компании и логистические фирмы избегают вести дела со страной. Одним из показательных примеров является литовский политический скандал, в результате которого был введен запрет на экспорт калийных удобрений через территорию Литвы. Кроме того, финансовые санкции усугубили трудности с экспортом и импортом, а переориентация экспорта из ЕС осложняется тем фактом, что некоторые виды экспорта предназначались для определенных сегментов бизнеса. Например, хотя раньше Беларусь экспортировала деревянную мебель и в Россию, и в ЕС, это были совершенно разные рынки. Раньше ЕС покупал роскошную мебель на заказ, в то время как Россия обычно требовала дешевой мебели по выгодным ценам.

Потеря Украины как основного торгового партнера также оказала значительное негативное влияние на Беларусь. Экспорт в Украину составил 5,5% ВВП Беларуси, а импорт до 2,5%. Большая часть торговли с Украиной была фактически остановлена ​​в первый день вторжения, и маловероятно, что торговля вернется к прежнему уровню в ближайшее время. Это особенно сложно, поскольку 70% экспорта в Украину составляют нефтепродукты, которые нелегко перенаправить на другие рынки. Ближайшие торговые партнеры Беларуси, Россия и Казахстан, уже имеют собственные запасы нефти и битума.

Еще одной важной сферой белорусской экономики, которая подвергнется негативному воздействию, является экспорт услуг, в частности, транспортных услуг и информационных технологий, которые ранее составляли около 6% и 7,5% ВВП соответственно. ЕС запретил въезд белорусских грузовых автомобилей на свою территорию в апреле 2022 года, а Беларусь в ответ запретила въезд в страну европейским перевозчикам. Кроме того, ИТ-сектор, который раньше давал 0,5% роста ВВП в год, что составляет половину общего годового роста ВВП, также сократился из-за массового исхода ИТ-компаний из страны.

Экономика под санкциями

Экономика Беларуси с начала войны каждый месяц находится в рецессии. Рисунок 1 показывает, что самое резкое снижение было летом, до того, как экономика начала медленно приспосабливаться. В июле 2022 года реальный ВВП снизился на 10,6% по сравнению с июлем 2021 года, но общее снижение в 2022 году составило около 4,7%.

Рисунок 1 также иллюстрирует другую заметную динамику белорусской экономики, сектор информационных технологий, который ранее рос в среднем на 8% в год в течение последних десяти лет. Он перестал расти в июне и начал сокращаться осенью и зимой 2022 года. В отличие от других секторов, ИТ никогда не подвергался санкциям. Основной причиной снижения стала международная токсичность Беларуси. Некоторые клиенты стали избегать сотрудничества с агрессором, инвесторы не хотели вводить деньги в юрисдикцию, а некоторые важнейшие поставщики услуг прекратили работу с Беларусью. В ИТ-секторе наблюдается значительная потеря сотрудников. Средние и крупные компании, предоставляющие информационные услуги, потеряли более 14 300 сотрудников с начала 2022 года. Это свидетельствует о значительном сокращении сектора, в котором в 2021 году работало около 52 000 человек. Следует также отметить, что некоторые сотрудники ИТ-компаний, проживающие за границей все еще могут быть зарегистрированы в своих белорусских офисах для целей налогообложения, поэтому фактическое количество потерянных специалистов может быть еще больше.

Рисунок 1. Реальный ВВП и отдельные отрасли в 2022 г. по отношению к тому же месяцу 2021 г.

Источник : Белстат

2021 Общая тенденция напоминает динамику реального ВВП. Средняя реальная заработная плата начала снижаться вскоре после начала войны, достигла минимума в летний период и несколько восстановилась в последние месяцы года. В результате средняя реальная заработная плата в ноябре оказалась всего на 2% ниже, чем в ноябре 2021 года. Частичное восстановление к ноябрю в большей степени можно объяснить снижением инфляции, а не общей экономической корректировкой.

Когда в 2021 году были объявлены санкции против Беларуси, правительство начало скрывать информацию о работе пострадавших отраслей. Изменения реальных зарплат дают экспертам представление о ситуации в этих секторах. Например, несмотря на отсутствие доступных статистических данных об экспорте нефтепродуктов или добавленной стоимости в этом секторе, в марте и апреле 2022 г. произошло очевидное резкое снижение средней реальной заработной платы работников в этом секторе. восстановиться в мае 2022 года, что говорит о том, что правительство либо нашло способы перенаправить белорусские нефтепродукты в Россию, либо нашло лазейку в санкционном режиме. Наибольшее снижение реальной заработной платы наблюдалось в лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслях и, в отличие от ситуации в нефтяном секторе, признаков восстановления не наблюдается.

Рисунок 2. Реальная заработная плата в 2022 г. в отдельных отраслях по отношению к тому же месяцу 2021 г.

Источник: Белстат

Ответ правительства

Правительство Беларуси реализовало три общие стратегии для решения экономических проблем страны: (а) сокрытие информации и манипулирование экономическими ожиданиями; (б) увеличение экономической поддержки России и переориентация экспорта на Россию; и c) более широкое участие правительства и более активная мобилизация внутренних ресурсов.

Сокрытие информации и манипулирование экономическими ожиданиями

Первоначально политики и государственные чиновники в экономическом секторе отрицали, что война и санкции как-либо влияют на белорусскую экономику. 25 февраля 2022 года первый вице-премьер-министр Николай Снапков заявил, что бизнес и потребительский рынок не испытывают существенных трудностей, а единственная проблема — закрытие Одесского морского порта. Он считал, что этот логистический вопрос будет решен в течение 10 дней.

В тот же день премьер-министр Роман Галушенко объяснил девальвацию белорусского рубля действиями «деструктивных сил» и «паникой», которая, по его мнению, скоро закончится. Высокопоставленные чиновники неоднократно отрицали, что санкции и война окажут негативное влияние на белорусскую экономику. Они даже предположили, что это может дать белорусским товарам позитивные возможности для заполнения ниш, оставленных иностранными компаниями на российском рынке. Эти заявления, похоже, были частью стратегии управления экономическими ожиданиями, которая, по-видимому, была широко принята государственными чиновниками.

Екатерина Речиц, аналитик поддерживаемого государством Белорусского института стратегических исследований, сформулировала концепцию, в которой приоритет отдается управлению ожиданиями людей и компаний, а не факторам экономического роста. Согласно этой концепции, можно добиться положительного эффекта, манипулируя ожиданиями даже в неблагоприятных условиях.

Сокрытие общественно значимой информации в Беларуси является давней практикой. Самая последняя фаза этой тенденции началась с сокрытия COVID-19.данные о смертности. Впоследствии формат отчетов о проблемных кредитах и ​​безнадежных активах в балансах банков был изменен, а статистика экспорта в подсанкционных секторах была засекречена после введения секторальных санкций.

В июле Минфин прекратил публикацию данных об исполнении и исполнении бюджета, а также удалил со своего сайта информацию за предыдущие месяцы 2022 года, заявив, что эта информация использовалась для «всяких инсинуаций». В том же месяце Национальный статистический комитет (Белстат) также прекратил публикацию подробной статистики экспорта. В августе Национальный банк приостановил публикацию информации о составе своих валютных резервов после того, как выяснилось, что золотовалютные резервы страны с начала 2022 года сократились более чем на 10%9. 0007

В 2021 году в Уголовный кодекс была внесена поправка, предусматривающая уголовную ответственность за распространение «ложной информации» об экономической ситуации в Беларуси. После начала боевых действий в Украине Национальный банк прекратил публикацию своих регулярных отчетов об экономической ситуации. Доступ к общедоступным информационным порталам также был ограничен для иностранных организаций, а продажа данных по подписке независимым учреждениям была прекращена.

После ограничения доступа к фактическим данным правительство продолжает предоставлять средствам массовой информации выборочные позитивные заявления, лишенные контекста. Например, в крупном телеинтервью 24 мая Галученко сослался на рекордный уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как на свидетельство положительной экономической ситуации, проигнорировав при этом тот факт, что эта цифра была достигнута за счет предотвращения вывода иностранных компаний из своих дивиденды.

В начале августа Галушканка дал большое интервью, в котором отметил рекордный экспорт в Россию, значительный рост прибыльности предприятий, сокращение вдвое количества убыточных предприятий и беспрецедентные ПИИ. Это было всего за неделю до публикации статистики ВВП, которая показала двузначное снижение ВВП. Заместитель министра финансов Дмитрий Ярашевич ранее заявлял, что экономика не может рухнуть и экономические прогнозы не имеют значения. Он также призвал обращать внимание на рекордное внешнеторговое сальдо, а не судить об экономике по ВВП, и заявил, что белорусская экономика «набирает устойчивость».

Когда чиновники непреднамеренно раскрывают негативную информацию, она быстро удаляется из официальных источников, как это произошло с заявлением председателя Нацбанка Павла Калаура о том, что безнадежные долги в банковском секторе достигли своего «предела». Цитата была первоначально опубликована на сайте государственного информационного агентства «Белта» 4 августа, но позже новость была «подправлена».

Попасть в объятия России

В начале российско-украинской войны Александр Лукашенко выразил поддержку российскому вторжению и готовность оказать России любую помощь. Позже он заявил, что вместе с Россией Беларусь переживет санкции и будет жить «лучше, чем в Советском Союзе». Беларусь в настоящее время является единственным постсоветским государством, открыто выражающим поддержку российскому вторжению.

Перед началом войны Лукашенко неоднократно говорил Путину, что ожидает от России финансовой поддержки, чтобы помочь Беларуси противостоять санкциям. Однако объем этой поддержки остается ограниченным и не покрывает всех экономических потерь, вызванных войной.

Белорусские чиновники объявили о договоренности об отсрочке выплаты долга России до 2027–2028 годов. Россия также будет обеспечивать Беларусь дешевой энергией и разрешать расчеты в рублях. Поскольку значительная часть долга Беларуси приходится на Россию, эта отсрочка обеспечивает значительное краткосрочное облегчение и позволяет Беларуси использовать свои валютные резервы для удовлетворения самых насущных потребностей своей экономики.

Еще одним ключевым аспектом отношений между Беларусью и Россией является торговля. В довоенное время доля России в белорусском экспорте обычно колебалась в пределах 40–50%, но к концу 2022 года этот показатель приблизился к 70%. Сокращение российской экономики привело к снижению располагаемых доходов населения на 10%, что стало хорошей новостью для белорусских производителей, поскольку товары страны имеют общую репутацию «дешевле европейских, но лучше российских». Этот эффект был усилен обесцениванием белорусского рубля по отношению к его российскому аналогу. Дополнительную выгоду принесло то, что международные компании, покидающие Россию, открыли для Беларуси возможности захватить часть их рынков.

Наконец, в октябре 2022 года Россия согласовала кредит в размере 1,7 миллиарда долларов на программу импортозамещения. Однако, несмотря на широкое обсуждение возможностей импортозамещения, в СМИ не было сообщено ни одного четкого примера. Фактически белорусский производитель грузовиков МАЗ уступает долю рынка в России китайским конкурентам. Его продажи в Россию упали на 31% за первые семь месяцев 2022 года. Это говорит о том, что новый кредит будет использован для покрытия текущих экономических пробелов, а не для создания новых прибыльных компаний.

Усиление контроля над экономикой

Другой традиционной белорусской стратегией антикризисного управления является усиление роли государства в экономике. Еще до войны и связанных с ней санкций страна начала ужесточать фискальную дисциплину, повышая налоги и отменяя льготы. С началом войны официальные лица возобновили практику задержания видных бизнесменов и групп профессионалов по обвинению в коррупции или налоговом мошенничестве и предлагают освободить их в обмен на выплату государству.

Государственное вмешательство в экономику расширилось за время пребывания Лукашенко у власти. В 1995 году он пообещал «устранить последнего предпринимателя» и назвал деловых людей «паршивыми блохами»[3]. Антирыночная позиция государства со временем ослабла, а в 2017–2019 годах бывший президент даже признал успехи частного бизнеса и ИТ-сектора. Однако после протестов 2020–2021 годов эта позиция изменилась: ведущие деятели бизнеса были задержаны, директора коммерческих банков лишились аккредитации, а предприятия частного сектора были обвинены в нелояльности и содействии инфляции.

Правительство также стало активнее контролировать цены, обвиняя частных ритейлеров в искусственном завышении цен и задерживая владельца крупной торговой сети. Весной 2022 года был опубликован список товаров, цены на которые контролируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли, что привело к дальнейшему росту цен.

6 октября 2022 года Лукашенко приказал запретить любое повышение цен в Беларуси. Эта мера застала производителей и розничных продавцов врасплох, и граждан призвали сообщать властям о любых нарушениях директивы. К 18 октября было зафиксировано 70 нарушений, возбуждено 34 уголовных дела и арестовано 20 предпринимателей.

В течение двух недель, осознав опасность этой меры, чиновники, близкие к Лукашенко, убедили его смягчить политику. В результате 19 октября решение о заморозке цен было заменено новой системой государственного регулирования.

Новая система предусматривает мониторинг цен на 370 категорий товаров, составляющих всю потребительскую корзину в Беларуси. Также была создана сеть местных и центральных комитетов для оценки справедливости требований предпринимателей о повышении цен и утверждения цен на новые продукты, поступающие на рынок. Однако документ, регулирующий новую систему, не дает четкого определения того, что представляет собой справедливая цена, оставляя местные комитеты без четких указаний. Это подвергает как чиновников, так и предпринимателей риску привлечения к уголовной ответственности за несправедливое повышение цен.

Режим также усилил контроль над банками. Государство взяло под контроль Белгазпромбанк, которым ранее руководил Виктор Бабарико. В 2020 году шесть директоров и членов правления белорусских коммерческих банков были признаны не соответствующими квалификационным и репутационным требованиям. В 2021 году это число увеличилось до 12, а за первые пять месяцев 2022 года было 10 случаев. Количество «дисквалифицированных» руководителей коммерческих банков в Беларуси ранее составляло от двух до четырех в год в период 2017–2019 годов.. Эта мера реализуется, чтобы заставить коммерческие банки охотнее списывать кредиты госпредприятиям, выполнять «рекомендации» регулятора и не разглашать информацию, представляющую общественный интерес.

Государственные инвестиции

Из-за своей неспособности получить значительные иностранные кредиты и нежелания сокращать расходы, правительство Беларуси продолжает повышать налоги, чтобы покрыть растущий бюджетный дефицит. Излишняя эмиссия белорусского рубля также используется как средство для восполнения дефицита бюджета.

Вера правительства в превосходство государственной экономики приводит к убеждению, что оно может инвестировать деньги более эффективно, чем организации частного сектора. Свои надежды на экономический рост Галушенко связывает с новым государственным инвестиционным циклом. В сентябре 2022 года он объявил, что правительство ожидает роста ВВП на 3,8%, при этом основным фактором будет рост инвестиций в основной капитал на 22,3%.

Ожидание того, что большая часть ожидаемого роста инвестиций будет приходиться на государство, подтвердилось в ноябре 2022 года, когда был опубликован проект бюджета на 2023 год. Бюджетный план предусматривает увеличение как дефицита бюджета, так и налоговых поступлений, а также увеличение потолка государственного долга.

Основным агентом правительства по государственным инвестициям является Банк Развития, получивший все имеющиеся средства и специальные права. В ноябре 2021 года Нацбанк разрешил Агентству по страхованию вкладов инвестировать свободные средства в облигации, выпущенные Банком развития. Позже, благодаря ряду указов Президента, Банк Развития смог выпустить облигации на несколько миллиардов долларов. Вполне вероятно, что это форма скрытого создания денег, а не размещение ценных бумаг на рынке.

Повышение налогов

Тенденция к повышению некоторых налогов началась в начале политического кризиса 2020 года. В период с 2020 по 2021 год было внесено несколько изменений, таких как отмена льготной ставки НДС на товары для детей, увеличение подоходного налога для работников ИТ-сектора, увеличение акциза на сигареты, увеличение налога на парковочные места и площади бизнес-центров и введение транспортного налога.

После начала войны в Украине и введения санкций правительство активизировало усилия по увеличению налоговых поступлений. Введены новые налоги, такие как налог на владение квартирой, специальный сбор для рекламодателей, повышение НДС на услуги передачи данных для операторов мобильной связи и интернет-провайдеров, обложение НДС иностранных интернет-магазинов, сборов для садоводов и грибников. сборщики. Кроме того, изменения в порядке пересечения государственной границы Республики Беларусь автомобильным транспортом привели к новым сборам, в апреле 2022 г. был повышен акциз на алкоголь, а на 2023 г. запланировано дальнейшее повышение акциза на сигареты9.0007

Смысл большинства этих новых налогов состоит в том, чтобы брать деньги у тех, у кого они есть, и не затрагивать других. Предполагается, что у людей, владеющих квартирами и автомобилями, а тем более у тех, кто работает в IT-сфере, есть «лишние» деньги, а значит, социальная напряженность, возникающая при введении налогов, будет незначительной. Однако зачастую эти налоги оказывают лишь минимальное влияние на дефицит бюджета.

Деловой союз предпринимателей и работодателей сообщил, что правительство рассматривает вопрос об увеличении НДС, основного источника доходов бюджета, с 20% до 23% в июле 2022 года. Позже отчет был удален. Однако в нынешних условиях увеличение этого налога, на долю которого приходится до трети доходов бюджета, весьма вероятно.

Денежная масса

В 2014 году Национальный банк Беларуси во главе с Павлом Калауром пообещал способствовать макроэкономической стабильности и снижению инфляции, прекратив целевое кредитование и чрезмерное печатание денег. Однако похоже, что с тех пор банк перешел к количественному смягчению и увеличению денежной эмиссии, что привело к многолетнему максимуму ликвидности банковской системы. Калаур, возможно, прибегал к чрезмерной эмиссии денег только в крайнем случае, поскольку принуждение банков к кредитованию неплатежеспособных государственных предприятий и принятие «мусорных» ценных бумаг в качестве погашения долга могло достичь своего предела с точки зрения стабильности банковской системы. Калаур также заявил, что свободная денежно-кредитная политика в настоящее время является приоритетом и что значительная часть кредитов в стране уже была льготной и имела отрицательную реальную процентную ставку.

В 2022 году Национальный банк Беларуси начал вливание средств в банковскую систему страны, увеличив фондирование с чуть более 3 миллиардов белорусских рублей до чуть более 5 миллиардов белорусских рублей в первой половине 2022 года. Это привело к многолетнему высокая ликвидность банковской системы в июне. Эти средства, по-видимому, были распределены между банками, чтобы они могли продолжать свою целенаправленную кредитную деятельность. Калаур снова заявил, что свободная денежно-кредитная политика сейчас является приоритетом и что 30% кредитов в стране уже были льготными и имели отрицательную реальную процентную ставку.

Выводы

После того, как белорусский режим позволил российской армии атаковать Украину с ее территории, на ее экономику были наложены беспрецедентные санкции. Эти санкции вызвали самый резкий экономический спад с 1995 года и ежегодное падение реального ВВП на 4,7%. Часть ущерба была возмещена за счет более глубокого сотрудничества с Россией и определенного уклонения от санкций.

Правительство прибегло к сокрытию информации и большему экономическому вмешательству, проявляющемуся в искусственном контроле над ценами, повышении налогов, печатании денег и других способах перенаправления ресурсов правительственным инвестиционным агентам. Пакет принятых мер экономической политики вряд ли поможет экономике в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но может частично стабилизировать ее в краткосрочной перспективе.

На сегодняшний день введенные санкции не привели к диалогу между белорусским режимом и демократическими силами, освобождению политзаключенных или новым свободным и честным выборам. Статус Беларуси как соагрессора в войне против Украины и сближение режима Лукашенко с Москвой ограничивают пространство для маневра Запада. Тем не менее, в будущих подходах Запада к Беларуси можно рассмотреть несколько вариантов политики.

  • Оказать поддержку белорусским демократическим силам. Действия и заявления правительства доказывают, что оно заботится об экономике, и следует предположить, что экономические потери в конечном итоге сведут его за стол переговоров. Поэтому крайне важно, чтобы демократические силы в Беларуси сохранили до этого времени свой политический потенциал. ЕС должен продолжать и даже увеличивать свою поддержку белорусских демократических сил, НПО, бизнеса и вынужденных переселенцев из Беларуси. Меры, направленные на противодействие эмиграции белорусов и белорусского бизнеса, такие как визовые ограничения и препятствия для открытия банковских счетов, должны быть сняты.
  • Учитывать Россию при разработке санкций против Беларуси. К вопросу санкций нужно подходить комплексно, учитывая роль России в обходе санкций и смягчении негативного влияния на белорусскую экономику. Необходимо также учитывать риск потери белорусским суверенитетом. Экономическое положение Беларуси делает ее более уязвимой для санкций, чем Россию. Например, основные экспортные товары Беларуси (калий и нефтепродукты) были запрещены намного раньше, чем санкции ЕС в отношении экспорта российской нефти. В любой момент санкции против России должны быть сильнее санкций против Беларуси. Дополнительные ограничения должны быть введены для российских предприятий, которые помогают Беларуси.
  • Дорожная карта по снятию санкций. Важно помнить, что конечной целью санкций является восстановление законности в Беларуси. Чтобы продемонстрировать готовность к диалогу, необходимо создать дорожную карту по снятию санкций в обмен на конкретные шаги режима Лукашенко.

 

 

[1] См. «Перспективы развития мировой экономики» МВФ от апреля 2021 г. , к декабрю 2021 г. МВФ обновил свой прогноз до 0,5% роста ВВП в 2022 г.
https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2021/03/23/world-economic-outlook-april-2021
https://www.imf.org/en/News/Articles /2021/12/17/republic-of-belarus-staff-concluding-statement-of-the-2021-article-iv-mission

[2] В июне 2021 года ЕБРР прогнозировал рост ВВП Беларуси в 2022 году на уровне 0,5%, но затем пересмотрели свою оценку роста на 0,2% в своем региональном отчете за ноябрь 2021 года. ://www.gazeta.ru/politics/2014/07/10_a_6108669.shtml

 

 

 

 

Риск зарубежного бизнеса: Беларусь – GOV.UK

Политический и экономический контекст

Беларусь с населением 9,2 человека 5 миллионов, граничит с Польшей, Латвией, Литвой, Украиной и Россией. . Это была республика Советского Союза, пока она не обрела независимость в 1991 году. Ее президент Александр Лукашенко находится у власти с момента своего избрания в 1994 году и является первым и единственным президентом Беларуси, избранным прямым голосованием. С приходом к власти Лукашенко укрепил свою власть над всеми институтами.

Все последующие выборы в Беларуси не соответствовали международным стандартам. Последние президентские выборы в августе 2020 года многие расценили как сфальсифицированные и привели к массовым протестам. Великобритания и ряд других стран не признали действительными результаты президентских выборов 2020 года. Мы призвали белорусский режим организовать новые выборы в соответствии с международными стандартами и под наблюдением Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Последовавшие за этим жестокие репрессии со стороны режима привели к введению санкций — как секторальных, так и индивидуальных — Великобританией, ЕС, США, Канадой и другими международными партнерами (см. раздел «Санкции» данного OBR).

Другие важные политические события включают принудительное перенаправление в Минск рейса FR 4978 Ryanair в мае 2021 года, а также принудительное удаление и арест белорусского диссидента и его партнера.

В июле 2022 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) признала это актом незаконного вмешательства в гражданское воздушное движение, нарушающим обязательства Беларуси по Чикагской и Монреальской конвенциям, участником которых она является. Также с середины до конца 2021 года режим способствовал массовому въезду иностранных граждан в Беларусь, чтобы спровоцировать миграционный кризис, который должен был затронуть соседние страны — Польшу, Литву и Латвию.

Хотя Беларусь не задействовала свои вооруженные силы для поддержки незаконного вторжения Российской Федерации в Украину, белорусский режим, тем не менее, активно содействует российским военным операциям. Режим разрешил российским силам использовать воздушное пространство, территорию и инфраструктуру Беларуси для проведения наступательных воздушных и наземных операций против Украины и оказал материально-техническую поддержку российским силам. Российские силы нанесли авиационные и ракетные удары по Украине с территории Беларуси. Белорусская инфраструктура, такая как железнодорожные и автомобильные сети, использовалась для перевозки российского военного персонала и техники. Организации, принадлежащие белорусскому режиму или контролируемые им, оказывали материально-техническую поддержку российским вооруженным силам, базирующимся в Беларуси.

Служба безопасности и разведки белорусского режима установила, репрессировала и арестовала в Беларуси лиц, критиковавших поддержку Беларусью действий России в Украине. В ответ Великобритания и другие близкие союзники ввели дополнительные санкции против Беларуси.

FCDO Travel Advice в настоящее время рекомендует воздержаться от любых поездок в Беларусь (по состоянию на июль 2022 года).

Экономическая

Экономика Беларуси в основном контролируется государством, где на рынке доминируют неэффективные государственные предприятия (ГП). Однако в 2021 году экономический рост Беларуси превысил прогнозы. Целевой показатель в 1,8%, установленный белорусскими властями, был перевыполнен при росте ВВП в 2,3%, достигнутом в 2021 году, несмотря на введение санкций. Это было связано с благоприятной конъюнктурой мирового рынка, которая способствовала увеличению экспорта из Беларуси. Соглашения о поставках нефти и газа из России, а также калийные контракты с крупными покупателями (Индией и Китаем), рост мировых цен на сырьевые товары и быстрое восстановление мирового спроса помогли компенсировать некоторые негативные экономические последствия продолжающегося политического кризиса. . По сравнению с допандемическим 2019 годом, к 2021 году экономика Беларуси выросла на 1,6%.

Однако в 2022 году экономика Беларуси серьезно ослабла из-за дополнительных санкций, введенных против страны за участие в войне с Украиной. В мае 2022 года белорусские власти оценили, что «прямое воздействие санкций затронуло примерно 20% белорусской экономики и оказало косвенное влияние на остальную часть». Беларусь столкнулась с потрясениями в банковском и финансовом секторах, сбоями в торговле, платежах и логистике, уходом международных компаний, ограничением поставок иностранных компаний и потерей рынков сбыта. Белорусские государственные Белагропромбанк, Дабрабыт Банк, Банк развития Беларуси и Белинвестбанк были отключены от международной системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT.

Европейский инвестиционный банк прекратил деятельность в Беларуси после фальсифицированных выборов в августе 2020 года. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) не осуществлял новых инвестиций в Беларусь с 2021 года. В апреле 2022 года Совет управляющих ЕБРР принял решение приостановить доступ Беларуси к ресурсам Банка в ответ на содействие режима незаконному вторжению России в Украину. ЕБРР закрыл свои офисы в Минске, но Беларусь остается акционером. В начале марта 2022 г. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), к которому Беларусь присоединилась в 2019 г., заморозили кредитование Беларуси.

В апреле 2022 года правительство Беларуси и Национальный банк Беларуси приняли решение о погашении государственных кредитов Международного банка реконструкции и развития (МБРР), ЕБРР и Северного инвестиционного банка (СИБ) в белорусских рублях. В июне 2022 года регулирование было распространено на обязательства по еврооблигациям Беларуси. В результате 20 июля Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Беларуси в иностранной валюте до «RD» (ограниченный дефолт).

Доверие потребителей, а также деловой и инвестиционный климат пострадали в результате политического кризиса. Деловые настроения ухудшаются, что спровоцировало новую волну миграции и передислокации компаний (в частности, ИТ-сектора) за границу. В январе-мае 2022 года ВВП страны упал на 3,4%. Неопределенность остается крайне высокой, а перспективы экономического роста зависят от разрешения геополитического кризиса.

Всемирный банк (ВБ) ожидает снижения реального ВВП Беларуси не менее чем на 6,5% в 2022 г. (МВФ – снижение на 6,4%) и восстановления до 1,5% в 2023 г. (прогноз МВФ предполагает восстановление роста Беларуси). всего на 0,4% в 2023 г.). Всемирный банк считает, что падение ВВП увеличит бедность и уязвимость домохозяйств. Расширение контроля над ценами может иметь ограниченный эффект, вместо этого приводя к нехватке определенных потребительских товаров, в том числе из-за нехватки иностранной валюты (FX) в экономике и связанных с этим ограничений на импорт. ЕБРР прогнозирует сокращение на 4,0% в 2022 году и стагнацию в 2023 году. Евразийский банк развития (ЕАБР) отмечает, что внешние ограничения и затрудненный доступ к передовым технологиям и мировому рынку окажут долгосрочное негативное влияние на экономический рост.

Экономика Беларуси традиционно ориентирована на экспорт; около 65% выпускаемой продукции отправляется за рубеж. Крупнейшими статьями и отраслями экспорта Беларуси являются информационные технологии, транспортные услуги, нефть, удобрения, машиностроение, металлургия, деревообработка, легкая промышленность, молочные и мясные продукты, мебель, стекло, стекловолокно и цемент. Белорусский импорт в основном составляют энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующие (металлы и изделия из них, сырье для химических производств, детали машин), технологическое оборудование, лекарственные препараты и продукты питания. Многие из этих секторов сейчас находятся под санкциями. Открытость белорусской экономики и ее высокая зависимость от внешних рынков делают ее чувствительной к внешнему санкционному давлению.

Белорусская продукция экспортировалась на рынки 174 стран в 2021 году. При этом на 5 из этих стран (Россия, Украина, Нидерланды, Польша и Германия) пришлось 69,6% (67% в 2020 году) всего экспорта. Концентрация импорта была еще выше. На Россию, Китай, Германию, Украину и Польшу в 2021 году пришлось 76,9% импорта Беларуси (75% в 2020 году).

Россия является основным торговым партнером Беларуси, на ее долю приходится 41,1% (45% в 2020 г.) экспорта товаров и 56,6% (50% в 2020 г.) импорта товаров в 2021 г. Экономика Беларуси в значительной степени зависит от нефти и природного газа. импорт газа из России. Зависимость белорусской экономики от России заметно усилилась с началом политического кризиса в Беларуси и войны на Украине. Расширение сотрудничества с Россией и реализация проектов по импортозамещению совместно с Россией находятся в центре внимания белорусского правительства. Россия — чуть ли не единственный источник ресурсов, основной рынок и транзитное окно для белорусского экспорта. Тесные связи со спадом российской экономики и любые дальнейшие негативные потрясения, затрагивающие Россию, будут препятствовать экономическим перспективам Беларуси.

Беларусь заняла 49-е место среди 190 стран, опрошенных в отчете Всемирного банка по легкости ведения бизнеса за 2020 год. Установлены льготные инвестиционные режимы в особых экономических зонах, таких как Парк высоких технологий и промышленный парк «Великий камень». Однако политический кризис в Беларуси, усугубленный российским вторжением в Украину, высветил проблемы с деловым климатом, такие как слабое верховенство закона и защита прав собственности, отсутствие прозрачности, макроэкономическая и финансовая нестабильность, обременительные правила с частыми изменениями и нехватка доступного и долгосрочного финансирования.

Беларусь является частью Евразийского экономического союза (ЕАЭС), открывая потенциальные ворота на рынки России, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Некоторые товары и оборудование, предназначенные для Беларуси, должны быть сертифицированы по правилам ЕАЭС. Это не обязательно барьер, но может отпугнуть компании, которые не имеют опыта работы в ЕАЭС или считают белорусский рынок недостаточно большим, чтобы тратить дополнительные ресурсы на сертификацию.

Некоторые иностранные компании продолжают работать в Беларуси, несмотря на политическую ситуацию, санкции, экономический спад и геополитическую напряженность в регионе; другие приняли решение, в том числе по соображениям репутационного риска, приостановить свою деятельность в Беларуси, уйти с белорусского рынка или прекратить торговлю с Беларусью. Затянувшийся кризис обескуражил британский бизнес, и компаниям необходимо предпринять необходимые шаги для обеспечения соблюдения режимов санкций.

Более подробная информация о торговых и инвестиционных отношениях между Великобританией и Беларусью находится в информационном бюллетене по торговле и инвестициям.

Санкции

После фальсифицированных президентских выборов в августе 2020 года белорусский режим приступил к систематическим и вопиющим нарушениям прав человека, гражданских и политических прав в Беларуси. Это включало жестокие репрессии, в том числе пытки, изнасилования и произвольные задержания, со стороны режима и его сил безопасности гражданского общества, демократической оппозиции, независимых СМИ и журналистов, а также продолжающийся подрыв демократических принципов и верховенства права. В ответ правительство Великобритании и ключевые международные партнеры, включая США, Канаду и Европейский Союз, ввели санкции против Беларуси, чтобы побудить правительство уважать права человека, демократические принципы и верховенство закона, а также воздерживаться от действий, политики. или действия, подавляющие гражданское общество и независимые СМИ.

В 2021 году Великобритания ввела дополнительные санкционные меры, чтобы запретить британским предприятиям торговать товарами и услугами в различных секторах экономики Беларуси.

В июле 2022 года в ответ на содействие белорусского режима российской агрессии против Украины наш режим санкций был дополнительно расширен. Это направлено на то, чтобы побудить режим прекратить поддерживать или способствовать действиям России против Украины и воспрепятствовать более непосредственному участию режима в конфликте. Расширение санкционных мер Великобритании в виде ужесточения торговых, финансовых и транспортных санкций нацелено на ключевые источники финансирования и доходов режима, усиливает давление на них и лишает их доступа к предметам, которые могут быть использованы для поддержки российского вторжения. Украины.

С августа 2020 года Великобритания поставила более 100 физических и юридических лиц под санкционные меры в отношении Беларуси. Другие белорусские физические и юридические лица были включены в список санкционных мер в отношении России. Под санкции попал ряд белорусских госпредприятий. Следует отметить, что по данным Национального статистического управления Республики Беларусь (Белстат) к государственному сектору относятся только коммунальные или республиканские унитарные предприятия. Белстат классифицирует все акционерные общества (АО) как частные. Однако АО, в которых государство (либо в форме, например, Госкомимущества, либо в форме другого государственного предприятия) является мажоритарным или значительным акционером, очень распространены в Беларуси. По некоторым оценкам, если ГП в Беларуси определить как любое предприятие любой организационно-правовой формы, где значительная доля активов остается в руках государства и/или где руководители находятся под жестким контролем органов государственной власти, то сверх 14 300 предприятий могут считаться государственными предприятиями.

См. полный список лиц и организаций, на которые распространяются санкции. Информация о британских санкциях размещена на GOV.UK. Предприятиям следует обратиться в службу поддержки бизнеса. Британские предприятия должны помнить о потенциальных рисках и проблемах работы в условиях санкций.

Согласно законодательству Великобритании, нарушение всех санкций, наложенных на Беларусь, является уголовным преступлением, независимо от того, связаны ли они с поствыборными репрессиями режима или его поддержкой вторжения в Украину.

Нарушение новых финансовых санкций, введенных в июле 2022 г., будет считаться правонарушением, которое подлежит судебному преследованию в любом случае (может быть рассмотрено в магистратском суде или суде короны) и влечет за собой максимальное наказание по обвинительному акту в виде лишения свободы на срок до 7 лет или штрафа. (или оба). Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) отвечает за контроль за соблюдением финансовых санкций и за оценку предполагаемых нарушений. Он также имеет право налагать денежные штрафы за нарушение финансовых санкций и передавать дела в правоохранительные органы для расследования и возможного судебного преследования. OFSI сотрудничает с другими органами правительства, надзорными и регулирующими органами для рассмотрения всех случаев, о которых ему сообщается, и соответствующим образом обменивается соответствующей информацией.

Преступления, связанные с нарушением новых мер торговых санкций, введенных в июле 2022 года, в любом случае будут подлежать судебному преследованию и повлечь за собой максимальное наказание в виде 10 лет лишения свободы или штрафа (или и того, и другого). Объединенная группа экспортного контроля (ECJU) управляет системой экспортного контроля и лицензирования Великобритании в отношении торговых санкций. Отдел лицензирования импорта Министерства бизнеса и торговли ( DBT ) применяет торговые санкции и лицензирование в отношении импорта.

Преступления, связанные с нарушением новых мер транспортных санкций, введенных в июле 2022 года, будут преследоваться в судебном порядке в любом случае и повлечь за собой максимальное наказание в виде 7 лет лишения свободы или штрафа (или и того, и другого).

Компании также должны знать о режимах санкций, введенных ЕС, США и Канадой, а также другими странами, такими как Австралия и Япония.

Ограничительные меры Великобритании являются целенаправленными, поэтому законный бизнес может продолжаться там, где санкции не применяются. Также можно подать заявку на получение лицензии от правительства Великобритании на осуществление определенных видов деятельности. Компании должны ознакомиться с информацией о санкциях на GOV.UK. BE Minsk и FCDO не могут и не будут предоставлять компаниям юридические консультации по вопросам санкций в отношении Беларуси, а также не будут предоставлять какие-либо консультации по вопросам санкций в отношении Беларуси, помимо тех, которые опубликованы HMG и находятся в открытом доступе.

Важно, чтобы компании тщательно изучали санкции, в том числе, где это применимо, обращались за советом к своим юридическим консультантам, а также к советам HMG. Британские компании обязаны строго соблюдать закон. Как указано выше, штрафы за несоблюдение могут быть суровыми.

Санкции: контрмеры режима

В ответ на санкции Беларусь приняла ряд контрмер. С 1 января 2022 года Беларусь ввела продовольственное эмбарго на широкий спектр товаров, произведенных в зарубежных странах, «которые проводят дискриминационную политику и совершают недружественные действия в отношении Беларуси». В июне 2022 года запрет был продлен еще на шесть месяцев до 31 декабря 2022 года. Эти ограничения распространяются на Великобританию.

Указ Президента Республики Беларусь от марта 2022 года № 93 предусматривает меры, направленные на поддержку белорусской экономики и бизнеса в трудные времена, и ответные ограничения для субъектов государств, совершающих недружественные действия. Режим дополнил этот Указ дополнительными постановлениями. В апреле 2022 года режим опубликовал список иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и физических лиц. В список входят, в частности, Великобритания, США, Канада и все государства-члены ЕС.

Указ Президента № 137 «Об исполнительных листах» от апреля 2022 года приостанавливает исполнение всех исполнительных листов (решений суда, нотариальных актов и т.д.), выданных в пользу жителей «недружественных» стран.

В июле 2022 года Совет Министров принял Постановление № 436, которое запрещает инвесторам из «недружественных государств» продавать свои акции в 190 зарегистрированных на бирже компаниях с международными инвестициями. Пострадали некоторые британские инвесторы. Положение 436 позволяет властям добавлять новые компании.

Совет Министров Республики Беларусь также принял Постановление № 247 «О движении транспортных средств», устанавливающее запрет на движение по территории Республики Беларусь большегрузных транспортных средств, зарегистрированных в ЕС. Таким транспортным средствам разрешается въезжать в Беларусь только в определенных пунктах пересечения границы и двигаться не дальше, чем в специально отведенных местах вблизи границы для проведения грузовых операций и замены полуприцепов.

Права человека

FCDO считает Беларусь страной с нарушением прав человека.

После неудачных президентских выборов в августе 2020 года ситуация с правами человека значительно ухудшилась. Режим, его силы безопасности, пропагандистские СМИ и судебные органы жестоко подавляют демократические права, права человека и основные свободы.

Задержано более 30 000 человек, из которых нескольким тысячам предъявлены обвинения по политическим мотивам. В настоящее время более 1200 политических заключенных находятся в тюрьмах после несовершенных судебных процессов. Силовики, действуя при полной безнаказанности, применили чрезмерную, в том числе со смертельным исходом, силу против мирных демонстрантов, демократической оппозиции, независимых СМИ и активистов гражданского общества. Имеются заслуживающие доверия сообщения о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении (включая сексуальное насилие и изнасилование) и пытках, применяемых к задержанным. Многие политические заключенные имеют ограниченный или не имеют доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию и подвергаются безжалостным допросам, запугиванию и методам психологического давления, которые равносильны пыткам.

Режим преднамеренно нацелился на независимых журналистов, СМИ и организации гражданского общества, включая независимые профсоюзы, с целью «вычистить» их из Беларуси. Независимые СМИ и НПО были «ликвидированы» режимом и в некоторых случаях признаны «экстремистскими организациями». Некоторые оппозиционные политики и другие лица, протестующие против режима, были внесены в список террористов или обвинены/осуждены в государственной измене.

Беларусь остается единственной страной в Европе, сохранившей и применяющей смертную казнь (приводимую в исполнение через расстрел). В последнее время расширился круг преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. Великобритания принципиально выступает против смертной казни при любых обстоятельствах. Тем не менее, мы особенно осуждаем несоблюдение соответствующих минимальных международных стандартов, включая запрет на применение смертной казни за пределами «наиболее тяжких преступлений».

Взяточничество и коррупция

Взяточничество незаконно. Дача взятки в любой точке мира британскими гражданами или лицом, обычно проживающим в Великобритании, юридическим лицом, зарегистрированным в Великобритании, или шотландским партнерством является правонарушением. Кроме того, коммерческая организация, осуществляющая деятельность в Соединенном Королевстве, может нести ответственность за действия лица, которое не является ни гражданином Соединенного Королевства, ни резидентом Соединенного Королевства, ни лицом, зарегистрированным или учрежденным в Соединенном Королевстве. В этом случае не имеет значения, совершаются ли действия или бездействие, являющиеся составной частью правонарушения, в Соединенном Королевстве или где-либо еще.

Беларусь придает большое значение борьбе с коррупцией. Он ратифицировал и выполнил требования основных международных документов по борьбе с коррупцией, таких как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию; Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности; Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции; и Конвенция о гражданской ответственности за коррупцию.

В 2021 году Беларусь занимала 82-е место из 180 стран в Индексе восприятия коррупции Transparency International по сравнению с 63-м местом в 2020 году9.0007

Прочтите информацию на нашей странице о взяточничестве и коррупции.

Террористическая угроза

Хотя недавней истории терроризма в Беларуси нет (в 2011 году был теракт в минском метро), теракты исключать нельзя. Вы должны осознавать глобальный риск неизбирательных террористических атак, которые могут быть совершены в общественных местах, в том числе посещаемых иностранцами.

Прочтите информацию на нашей странице об угрозе терроризма.

Совет по безопасности

Консультация FCDO по путешествиям в настоящее время (июль 2022 г.) не рекомендует путешествовать в Беларусь.

В Беларуси очень низкий уровень преступности, но вы должны быть готовы к карманным кражам и кражам из автомобилей или гостиничных номеров.

Вы должны поддерживать высокий уровень безопасности, особенно в общественных местах, и избегать демонстраций. Деловые люди также должны знать о возможной деятельности местной службы безопасности, которая может включать в себя мониторинг ИТ и цифровых коммуникаций, а также физическое и звуковое наблюдение.

Прочтите информацию в Консультации по путешествиям в Беларусь и на нашей странице Советы по безопасности.

Интеллектуальная собственность (ИС)

Права ИС являются территориальными, то есть они обеспечивают охрану только в странах, где они предоставлены или зарегистрированы. Если вы думаете о международной торговле, вам следует рассмотреть возможность регистрации ваших прав ИС на экспортных рынках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *