История и культура
История БеларусиИстория Беларуси началась ещё в раннем средневековье, когда на территории современного белорусского государства обитали племена балтов, которых начали активно ассимилировать племена славян. К VI-IX векам славяне сформировали первые племенные союзы, которые явились первыми политическими объединениями на этой земле.
К IX веку относится упоминание в летописях Полоцкого княжества, располагавшегося в то время на территории современной Витебской области и части Минской. В X веке Киев объединил практически всех восточных славян и их территории под своим правлением. Но за этим последовал период раздробленности и разрозненности феодалов до XIV века. В это же время на белорусские земли пришло христианство, которое стало официальной религией и заменило языческие верования. Их пережитки остаются и до настоящего времени и сохраняются в древних, исконно белорусских традициях, обрядах и праздниках.
В конце XIII века князь Миндовг основал огромное государство, которое получило в дальнейшем название Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского и стало одной из крупнейших и сильнейших держав. ВКЛ включало современные белорусские, литовские и частично украинские, а также российские земли.
Во второй половине XVI века Великое княжество Литовское подписало с польским королём соглашение, получившее название Люблинской унии. Два государства решили объединиться и создали Речь Посполитую.
Однако, несмотря на создание союза, государство постоянно страдало от внутренних распрей и внешних войн. Самыми страшными из них для белорусской территории стала война с Московским царством и Северная война. В результате этих войн Речь Посполитая претерпела три раздела в 1772 г., 1793 г., 1795 г. Государство разделили между собой Россия, Пруссия и Австрия.
В XVIII веке после трёх разделов Речи Посполитой большинство земель современной территории Беларуси принадлежало Российской империи. В период XVIII-XIX веков произошло несколько крупных военных событий. В 1794 году Тадеуш Костюшко возглавил восстание против второго раздела Речи Посполитой. Предводитель выступал за единение польского государства и за его независимость. Восстание было подавлено русским генералом Суворовым.
В 1806 году войска Наполеона оккупировали Польшу, где французов встречали, как освободителей и борцов за независимость Речи Посполитой. В 1812 году Беларусь выступила главным полем боя в войне России с Францией. 26 августа 1812 года произошло крупнейшее сражение Отечественной войны у населённого пункта Бородино, которое русская армия проиграла. Во время войны с Наполеоном на территории Беларуси было развёрнуто крупное партизанское движение. Хотя французские войска и проиграли эту войну, для Беларуси последствия были тяжёлыми: большое количество погибших, разрушенные населённые пункты, голод, нищета, болезни.
В 1863 году Кастусь Калиновский и его молодые последователи возглавили восстание, направленное против России. Однако в сердце повстанцев произошёл раскол на «белых» и «красных», и протест белорусского народа против Российской империи провалился.
После таких тяжёлых событий на территории Беларуси восстановился мир, который был прерван лишь Первой мировой войной 1914 года.
Во время четырёхлетней войны белорусские земли вновь стали линией фронта между Россией и Германией. 3 марта 1918 года было подписано Брест-Литовское мирное соглашение, по которому Россия закончила участие в войне.
В 1917 году в России царь Николай II отрёкся от престола, а затем произошла октябрьская революция. В 1918 году, после прихода большевиков к власти, провозглашается Белорусская народная республика. В это время территория Беларуси ещё находилась под оккупацией немецких войск. А в 1919 году большевики провозглашают Белорусскую Советскую Социалистическую Республику, а Минск становится её столицей.
В 1921 году по итогам Русско-польской войны подписывается Рижское мирное соглашение, по которому западные земли Беларуси отошли к Польше.
Восточная Беларусь остаётся в составе СССР. С 1921 по 1939 год в Западной Беларуси поляки активно продвигали политику полонизации территории, а восточная часть белорусских земель страдала от голода и экономической разрухи. С 1936 по 1940 годы более 86 тысяч жителей белорусских земель пострадало во время сталинских репрессий.
Великая Отечественная война является значимой составной частью Второй мировой войны, которая продолжалась с 1939 по 1945 года. Она велась между СССР, в состав которого входила Беларусь, и Германией с её союзниками.
На территории Беларуси боевые действия начались 22 июня 1941 года с вторжения немецких войск на территорию Брестской области и защиты Брестской крепости в течение шести недель. К сентябрю 1941 года вся территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками. Немцы массово убивали белорусских евреев на протяжении всей войны. В конце 1941 года на белорусских землях начало формироваться активное партизанское движение, которое стало крупнейшим в Европе к 1944 году. В июле 1944 года Беларусь была освобождена российской армией в результате операции под названием «Багратион».
По итогам войны западные белорусские земли остались в составе БССР.
В 1945 году Беларусь вошла в состав основателей ООН, а уже в 1954 году вступила в Юнеско.
В 1986 году на территории Украины произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. Последствия стали очень тяжёлыми не только для Украины, но и для Беларуси и её земель.
В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Белорусской ССР, в следующем году ей был придан статус конституционного закона, а 19 сентября 1991 года БССР была переименована в «Республику Беларусь», СССР окончательно прекратил своё существование.
После распада СССР и приобретения независимости, Беларусь была парламентской республикой: был введён белорусский рубль, началось формирование собственных вооружённых сил, была легализирована Белорусская греко-католическая церковь. В 1994 году была принята Конституция Республики Беларусь, основной закон страны, а также произошли первые президентские выборы, в результате которых Президентом Республики Беларусь становится Лукашенко Александр Григорьевич.
Культура Беларуси
Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.
Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах. Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.
Литература столетиями играла важную роль в культуре Беларуси. Из окружения ополяченной белорусской шляхты вышли представители романтизма поэты и прозаики Я. Чечот, Я. Барщевский, В. Сырокомля. Они занимались сбором и изучением белорусского фольклора и на его основе создавали белорусскоязычные произведения. Большой вклад в развитие белорусской литературы и особенно драматургии внёс В. Дунин-Марцинкевич.
Новым этапом развития белорусской литературы второй половины XIX в. стало творчество Ф.Богушевича (1840—1900). К своим сборникам «Дудка белорусская» (1891) и «Смык белорусский» (1894) он написал предисловия, в которых стремился пробудить национальное сознание белорусского народа. На лучших достижениях литературы второй половины XIX в. создавалась белорусская литература начала XX в. Новые темы, мотивы и образы привнесла в белорусскую литературу Тётка (А. Пашкевич). Её книги «Скрипка белорусская» и «Крещение свободой» — первые изданные в XX в. белорусские поэтические сборники. Как талантливый поэт-новатор, один из родоначальников белорусской драматургии и основателей национальной школы перевода вошёл в историю белорусской литературы Я. Купала (И. Луцевич). Он поднял белорусскую литературу на качественно новый уровень, содействовал формированию и развитию белорусского литературного языка. Вместе с Я. Купалой основателем новой белорусской литературы и литературного языка стал Я. Колас (К. Мицкевич). М. Богданович создал единственный поэтический сборник «Венок» (1913), но он позволил поэту занять почётное место среди классиков белорусской литературы. В начале XX в. раскрылись литературные таланты М. Горецкого, 3. Бядули, Т. Гартного, К. Каганца и др.
Ежегодно в Беларуси проводится День белорусской письменности. Концепция праздника предусматривает отражение исторического пути письменности и печати в Беларуси, а также развитие белорусской литературы и культуры на современном этапе.
Белорусская народная музыка берёт своё начало от древней культуры восточных славян. Особенность белорусской народной музыки — самобытный фольклор обрядных песен (колядных, масленичных, купальских, жатвенных, крестинных, свадебных и других песен). В Древнерусском государстве, а позже в Великом княжестве Литовском, получила большое развитие церковная богослужебная музыка. В XV веке в белорусских землях формируется местный тип «знаменного распева», к XVII веку складывается партесное пение в церковной православной музыке. Белорусские музыкальные памятники той эпохи — сборники произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты». Важной сферой формирования национальной музыкальной культуры стали народные танцы и пляски. Среди народных инструментов получили распространение дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы.
С конца XIX века начинается расцвет белорусской культуры и музыки: открываются белорусские музыкальные школы и народные консерватории, создаются театры. Во второй половине XX века начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки. На белорусских мелодиях основаны сочинения известного пианиста и композитора XIX века А. И. Абрамовича.
Музыкальное искусство Белоруссии стремилось сохранить национальные музыкальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. В 1970-е годы зарождается белорусская оперетта — «Павлинка», реж. Семеняко, 1973; «Нестерка», реж. Суруса, 1979 г. Развивается камерная и хоровая музыка, популярными становятся произведения композиторов А. В. Богатырёва, И. М. Лученка, Э. С. Ханка. В 1970-х годах одними из самых популярных вокально-инструментальных ансамблей СССР стали Верасы, Сябры и Песняры.
Белорусский национальный костюм — комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе. Национальный костюм имеет высокую культурную ценность и является одним из этнических атрибутов белорусского народа.
Белорусский крестьянский костюм имеет глубокие исторические корни и сохранил множество архаических черт. Сочетая в себе практичность и эстетичность, он являлся и является много большим, чем просто одеждой или художественным произведением. Крестьянский костюм белоруссов отображал местные традиции, нужды и социальный статус представителей белорусского народа, мировоззрение мастеров, изготавливавших его, а в декоративном орнаменте иногда читаются целые содержательные истории. Обычно именно крестьянский костюм имеют в виду, когда говорят про национальный костюм белорусов вообще.
Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.
Важной частью культуры народа также является и национальная кухня. Белорусская кухня формировалась в течение многих столетий. Своеобразие белорусской кухни определяется климатическими условиями и в определённой степени географическим местоположением страны, находящейся на границе крупных геополитических регионов и испытавшей определённое влияние различных культур: православного востока, католического запада, северной прибалтийской культуры, мусульманских народов юга, еврейской корчемной кухни.
Значительную часть национальной белорусской кухни составляют блюда из тёртого картофеля: драники, клёцки, колдуны, картофельные запеканки, бабка, драчены, капытки, комовики, лежень (картофельный рулет с начинкой), тушёный картофель с мясом и (или) грибами и др. Картофель также используется при приготовлении некоторых салатов. Природные условия Беларуси определили наличие в белорусской кухне грибов, ягод, рыбы и различных овощей.
Саша Филипенко: Белорусская культура — культура пилигримов – DW – 12.11.2021
КультураЕвропа
Яна Карпова
12 ноября 2021 г.
Белорусские писатели Ольгерд Бахаревич и Саша Филипенко встретились в Берлине и задались вопросом, что такое белорусская культура в новой Беларуси. Подробности — в материале DW.
https://p.dw.com/p/42uUdСаша Филипенко в театре «Панда», 11 ноябряФото: Yana Karpova/DWРекламаНебольшой берлинский театр «Панда», сцена для местных русскоязычных художников и артистов, в четверг, 11 ноября, столкнулся с невиданными мерами безопасности. Камерную, почти в закрытом формате, дискуссию о белорусской культуре открывала лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская.
В отличие от публичной лекции Тихановской в Фонде имени федерального канцлера Гельмута Шмидта (BKHS), где накануне собрался немецкий истеблишмент, мероприятие в театре «Панда» прошло в скромной для местной белорусской диаспоры атмосфере. На небольшой темной сцене два современных белорусских писателя — Ольгерд Бахаревич и Саша Филипенко — пытались ответить на вопрос, что такое белорусская культура в новой Беларуси.
«Белорусская культура сегодня — это культурное сопротивление»
«Август 2020 года полностью изменил представление о белорусском обществе и положении культуры», — этими словами открыла дискуссию ведущая Татьяна Щитцова, философ и представитель Тихановской по вопросам образования и науки. Согласно данным белорусского ПЕН-центра за сентябрь 2021 года, около 60 политзаключенных в Беларуси — представители культуры.
Власти страны принудительно закрывают культурные институты, которые способствовали развитию белорусской культуры и международному сотрудничеству. Среди них — и Гёте-институт. «Но недостаточно говорить только о репрессиях, — отмечает Щитцова. — Сегодня важны размышления о том, какую Беларусь мы хотим построить, какое место занимает культура в этой новой Беларуси».
«Белорусская культура сегодня — это культурное сопротивление», — убежден Бахаревич. По его мнению, все — музыканты, художники и литераторы — были вынуждены переформатировать свое творчество: «Это культура с ярко выраженным политическим посланием». Саша Филипенко считает, что «политическим» искусство стало не в прошлом году, поскольку «удавка на шее культуры затягивалась давно». Сейчас же она обрела особую черту. «Белорусская культура — это культура пилигримов. Множество из нас остается за границей и не может вернуться домой. Наши книги, которые переведены на десятки языков, не продаются в Минске», — пояснил писатель.
Сегодня белорусская культура находится в изгнании, сетует Ольгерд Бахаревич: «Единицы остались в Беларуси и продолжают работать в стране. Сейчас мы все встречаемся на фестивалях за границей, в самых разных городах, на самых разных площадках». Саша Филипенко добавляет, что для авторов, которые остаются в Минске, «молчание и переработка собственного страха становятся творческим актом».
«Сейчас мы не разделяем себя по языковому принципу»
Оба писателя говорили и о языковом противостоянии в Беларуси. До сих пор тема белорусского и русского языков была камнем преткновения среди белорусских литераторов. Саша Филипенко, пишущий в основном по-русски, видит в двуязычии скорее преимущество: «У нас всегда было противопоставление, что русский язык отвечает за все плохое, а белорусский — за все хорошее. Русский язык не принадлежит России, он в той же степени принадлежит и нам». Бахаревич, пишущий по-белорусски, считает, что противостояние двух языков в белорусской литературе после событий 2020 года практически исчезло: «Сейчас мы не разделяем себя по языковому принципу».
Нужна ли Европе современная белорусская культура?
Белорусская революция заставила и Европу иначе взглянуть на белорусскую культуру и изменить представление о ней. До событий 2020 года здесь не проявляли особого интереса к белорусским авторам, говорит Ольгерд Бахаревич. «Еще три-четыре года назад мы с Юлией Тимофеевой (супругой Бахаревича, поэтессой и переводчицей. — Ред.) посещали Дом поэзии, — говорит он. — Нам рассказывали, как работает дом, как организована литературная жизнь в Германии. Но к нашему творчеству не было проявлено никакого интереса».
Ольгерд Бахаревич (на снимке — крайний слева) огорчен тем, что белорусская литература оказалась в изгнанииФото: Yana Karpova/DWКак только в Беларуси произошла революция, Дом поэзии придумал проект с белорусскими поэтами. «Неужели в стране должна произойти такая катастрофа, столько жертв, репрессий, чтобы на Западе заинтересовались культурой этой страны, литературой в частности?» — сетует писатель.
Филипенко считает, что Европа даже после белорусской революции не обращала на трагедию белорусов особого внимания. «40 тысяч человек прошли через тюрьмы. Но на Беларусь обратили внимание только после посадки самолета (Ryanair с Романом Протасевичем. — Ред.), — говорит он. — Такое отношение к Беларуси, что пока у вас не случится Сребреница, вы справитесь сами — и с Лукашенко, и с Россией, которая стоит за спиной Лукашенко».
В конце дискуссии писателей спросили, в чем же заключается будущее белорусской культуры? «В ближайшее десятилетие мы будем заниматься проработкой той травмы, которая с нами случалась», — считает Филипенко. Он призвал белорусов уже сейчас вести дневники, чтобы не только фиксировать происходящее, но и в будущем переработать травму. «До сих пор белорусская культура существовала не благодаря, а вопреки государству. Я надеюсь, в будущей Беларуси вообще не будет существовать министерство культуры», — заключил Ольгерд Бахаревич.
Смотрите также:
В ФРГ предложили отправлять мигрантов в Украину
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакциюРекламаПропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницуБелорусская культура
Развлекайтесь с нашей подборкой ресурсов по белорусской культуре! Ссылки, форумы, веб-сайты и многое другое перечислены здесь.
Tradycyja / Белорусская традиционная культура
Цель проекта — развитие и популяризация белорусской традиционной культуры. В рамках проекта: выпуск серии уникальных дисков – все самое лучшее из белорусского фольклора, концерты, мастер-классы, онлайн-занятия, полевые экспедиции и т. д.
BELSAT MUSIC LIVE
В выпусках нашей новой программы Belsat Music Live принимают участие популярные белорусские и зарубежные исполнители. Они играют вживую в студии, а также рассказывают о своей жизни и творчестве и обсуждают проблемы общества.
Белорусское искусство в звуках и образах
Белорусско-американский проект «Крумкуч белорусский» создает обучающие видео о белорусской культуре или переводит американские произведения на белорусский язык.
Купаловцы
Купаловский театр — труппа и коллектив Национального академического театра имени Янки Купалы в Беларуси. В 2020 году мы готовились отпраздновать свое столетие, но получилось иначе: 26 августа мы вышли из театра в знак солидарности с белорусским народом, вышедшим на улицы в мирных протестах против насилия и беззакония, охвативших страну. Мы национальный театр, потому что все эти годы мы стоим на стороне нашего народа.
Годна
Общественная акция «Ходна» посвящена созданию и продвижению современной национальной идеи Беларуси для объединения белорусов на основе общих ценностей и построения устойчивого будущего.
Chrysalis Mag
Chrysalis Mag — проект, направленный на позитивные изменения и развитие в сфере культуры и искусства в Беларуси. Наша цель — популяризация белорусского искусства путем публикации уникальных материалов о художниках и их творчестве, поиска молодых художников и талантов, помощи бизнесу в поиске первоклассных подрядчиков, а также формирования сообщества современного искусства.
Официальный сайт: www. chrysalismag.by
Белорусская диаспора активно пропагандирует национальную культуру за рубежом
Общество24 марта 2023, 18:09
24 марта, МИНСК / БЕЛТА. Белорусская диаспора активно пропагандирует национальную культуру за рубежом, директор Белорусского центра Об этом журналистам сообщила представитель Национальной культуры Ольга Антоненко, передает корреспондент БЕЛТА.
«Два раза в год в Белорусском центре национальных культур проходят творческие стажировки. Они объединяют наших соотечественников из разных стран мира. Приведу пример взаимодействия с белорусской диаспорой из Российской Федерации. В прошлом году наши обучающие курсы посетили наши соотечественники из Нальчика, Петрозаводска, Иркутска, Волгограда, Санкт-Петербурга, Самары, Томска, Сыктывкара, Уфы, Омска, Челябинска и других городов России. Мы всегда рады приветствовать наших соотечественников, уделяющих большое внимание сохранению, развитию и популяризации белорусской культуры за рубежом», — сказала Ольга Антоненко.
«В Иркутской области и в городе Иркутске большая белорусская диаспора, которая активно сохраняет и популяризирует белорусскую культуру. Они приезжают в Беларусь на тренировки. В этом году мы рады пригласить всех желающих принять участие в IV Фестивале искусств белорусов мира, который пройдет в Минске с 19 по 24 сентября. Конечно же, в его программу войдут поездки по белорусским регионам. Самарская областная общественная организация «Российско-белорусское братство 2000» проводит международный конкурс рисунков «Две сестры – Беларусь и Россия», приуроченный ко Дню единения народов Беларуси и России. Культурно-просветительское объединение белорусов Иордании планирует провести курс лекций и совместных мероприятий с Русским домом 9 сентября.Может. Ожидается, что областная национально-культурная автономия белорусов Омской области «Буслы» проведет торжественное мероприятие в Омске 2 апреля. Уверен, что 9 мая практически все наши соотечественники и общественные объединения белорусов в Российской Федерации будут традиционно поздравлять ветеранов войны с этим замечательным праздником – Днем Победы.