Белорусы религия: “Белорусы религиозны, даже если считают себя атеистами”. Как разные конфессии повлияли на страну и ментальность народа?

“Белорусы религиозны, даже если считают себя атеистами”. Как разные конфессии повлияли на страну и ментальность народа?

15:15

17.01.2022

#история #история беларуси #религия

В Беларуси всегда гордились существованием разных конфессий, забывая, какой ценой в разное время оно давалось. Религиозный портрет белоруса в рамках познавательного курса “Цивилизация белорусов” составил историк и преподаватель образовательного центра “100 баллов” Георгий Бартош.

Почему Беларусь христианская?

Конфессиональная картина Беларуси в историческом разрезе была очень подвижна и драматична. Христианство пришло из Киевской Руси, а туда — из Константинополя. В момент крещения Руси формально оно была едино, но фактически — уже было разделено на восточную и западную ветви. Мы получили восточный “образец”, константинопольский. В течение 700 лет мы подчинялись Константинополю. В 1054 г. произошло официальное разделение на Католическую и Православную церкви, и мы оказались в православном поле. 

В 1686 г. по соглашению между Московским и Константинопольским патриархатом Киевская митрополия передана Москве. Именно поэтому Белорусская православная церковь до сих пор — часть Русской православной церкви. Если бы история сложилась иначе — наша религиозная жизнь чуть была бы другая.


Ягайло

В 1387 г. Ягайло создал Виленское бискупство и началась активная католицизация населения возле Вильно. В первую очередь, она была направлена на балтских язычников, которых в то время было много в том регионе. Ассимиляция славянами местного балтского населения тогда не закончилась. 

География распространения конфессий, конечно, менялась, но есть вещи незыблемые: запад Беларуси (Гродненская область и северо-запад Витебской области) — католический. Католичество было выдавлено в конце 19-начале 20 века из других регионов, например, Минщины.

Так, север Минской губернии в первой половине 19 века был католическим. Но постепенно там стало преобладать православие. Что касается конфессий, они довольно равномерно распределены, за исключением того, что число протестантов немного больше в Брестской области. 


Николай Радзивилл Черный

В 16 веке на территорию Беларуси стали проникать две ветви протестантизма: лютеранство и кальвинизм. Лютеранство было географически ближе, его несли в Беларусь и распространяли ремесленники. Но Николай Радзивилл Черный исповедовал кальвинизм и был одним из фундаторов кальвинизма в Беларуси. 


Мартин Лютер и Жан Кальвин

В какой-то момент кальвинизм стал одним из самых массовых на территории Беларуси благодаря этому личному вкладу. Кроме того, с 1560 г. распространяется арианство или антитринитаризм — течение, отрицавшее Божественное природу Христа. Это один из краеугольных камней — догмат всех христианских ветвей.

Ариане существовали в Беларуси до 1658 г., до тех пор, пока Ян Казимир их изгнал. 

Протестанты — в основном горожане, мелкая и средняя шляхта, а также крестьяне на тех землях, которые принадлежат магнатам-протестантам. Однако дальше начинается Контрреформация, влияние протестантов под государственным давлением ограничивается. А дальше, когда земли вошли в состав Российской империи, заработал фактор российской власти, которая всегда недружелюбно относилась к другим религиозным течениям. Русские императоры всегда женились на девушках северо-германских или лютеранских семей. А лютеранство и кальвинизм все больше теряли массовость и влияние на среду, им позволяли существовать, но ограничивали в развитии. Например, если протестант и православная заключали брак, то дети должны были воспитываться в православии. Нарушение правила каралось тюремным заключением.    

Почему Беларусь религиозна?

Причины жизнеспособности религии как общественного института объяснял научный атеизм. Рассмотрим морально-этический аспект. Как мы выбираем друзей? Мы не выбираем ярких, мы выбираем комфортных для себя, которые нам понятны и разделяют наши представления о добре и зле. Так и в социальном смысле человек хочет жить в среде людей, которые ему безопасны и понятны, а это и есть религиозная община, которая строится на этическом учении. Кроме того, человек ищет социум, даже если он интроверт. 

Церковное существование — это нечто формализованное, человек ищет порядка, хочет знать свое расписание, например, сходить в воскресенье утром на службу. Кроме того, сама по себе церковная служба — это мистерия. Есть развлечения низкого порядка (ярмарки, шоу), а есть высокие, духовные. Человек не может существовать без приобщения к чему-то прекрасному и таинственному. Кроме того, мы все нуждаемся в чуде, в вере в вечную жизнь, бессмертие. Это надо, чтобы наше существование не выглядело таким чудовищным. 

Насколько Беларусь религиозна?

Беларусь — нерелигиозная страна. У нас считают себя верующими около 60%, а атеистами — 40%, это очень высокий процент. Есть государства в Латинской Америке, где религиозными себя считают 100% населения. В Европе в таких государствах как  Румыния, Польша также высокий процент религиозности. 

Но здесь важна тенденция: по переписи 1980 года только 15% населения назвали себя религиозными, а сейчас это 60%, соответственно, рост в 3 раза за 30 лет. Конечно, можно предположить, что в советское время люди обманывали переписчиков, но факт роста религиозности и влияния различных конфессий в современном обществе очевиден. Более того, даже атеисты разделяют ту систему ценностей, которую декларирует та или иная конфессия. Не будучи верующими, они живут в этой системе ценностей, потому что живут в этой культурной среде. 


Самая большая христианская конфессия в Беларуси — православные (80-82%), католики — 10-12%, протестанты — до 10%, есть еще униаты, староверы, а также представители нехристианских религий — ислама (в Беларуси мусульмане проживают с 14 века) и иудаизма. Также присутствуют другие экзотические группы, например, ранее писали, что в Беларуси были мормоны (правда, не зарегистрированы, так как законодательство в этом плане у нас строгое). 

Что касается современных протестантских церквей (христиане Веры Евангельской, баптисты и адвентисты седьмого дня), их центры находятся в США, они сформировались в 19-20 веке, они имеют догматическую связь с протестантизмом 16 века, но не имеют организационной. Протестанты в Беларуси появились благодаря людям, которые уезжали в США на заработки, миссионерам, которые приезжали к нам в 1920-30 годы. 

Почему белорусы веротерпимы?

Те государства, в состав которых в разное время входила Беларусь, были многоконфессиональные и многонациональные. А религиозная распря в многонациональном обществе быстро вспыхивает и трудно останавливается. Здесь есть аспект: государство всегда было вынуждено декларировать и осуществлять политику религиозной терпимости, чтобы сохранить территории, единство, жизнеспособность государства в целом.  


Мученическая смерть Иосафата Кунцевича. Йозеф Зимлер 1861 г.

Традиция религиозного мира очевидна для белорусского быта. Например, в населенном пункте Мир жили бок о бок три конфессии. При этом существовала взаимовыручка. Наверняка, внутренние конфликты, в том числе бытовые, были, но жизнь заставила дружить и взаимодействовать. Но государства в разное время начинали давить в религиозном плане: насильственное распространение католичества, униатства, контрреформация, насилие в отношении части протестантов и к старообрядцам. Парадокс в том, что в Речи Посполитой давили православных и протестантов, но в то же время принимали русских староверов. В конце 18 века число староверов и православных стало сопоставимо, они составляли меньшинство, но почти в равных долях. Затем пришла власть Российской империи, православие активно искусственно стало распространяться, но староверов вынуждали покидать страну. Например, эмигрировать в Америку.     

У представителей религиозных общин всегда был фактор внешнего давления, вынуждающий объединяться. Символом стал Союз протестантов и православных 1599 г., сразу после Брестской унии. Когда есть внешний фактор давления, ты всегда начинаешь дружить с тем, кто подвергся гонениям, как и ты. 

Резкое увеличение православных — это был результат влияния государства. Никогда у конфессий не было равных условий, так как государство диктовало правила. 

Почему государство и церковь едины?

Проблема истории Беларуси в том, что периодически у нас возникала “государственная религия”: в Речи Посполитой — католики, в царской России — православные, в СССР — коммунизм. Кстати, коммунизм — это тоже религия со всеми составляющими: системой святых и мучеников, непререкаемыми догматами. Агрессивность коммунизма по отношению к религии объясняется боязнью конкуренции. К тому же коммунизм из всех систем — наиболее тоталитарная. Церковная организация стремится к авторитарности, единоначалию, однако в коммунизме было потеряно всякое чувство меры. 


Но когда у некой религиозной организации появляются преимущества и административные рычаги, это всегда плохо.

Это обедняет в духовном и культурном смысле и может стать поводом для конфликтов. Но идея веротерпимости и религиозного равенства не может принадлежать государствам в определенные этапы. Если Речь Посполитая — феодальное государство, а Российская империя — полуфеодальная, то какой веротерпимости от них ждать? 

С другой стороны соединение религии с властью на церковь действует развращающе. Не должен возникать религиозно-государственный симбиоз, он порождает массу негативных последствий, например, недоверие. Церковь должна быть ментором, судьей, советчиком, мерилом нравственности. Церковь не должна подавлять. Что касается СССР, то в нем церковь стала сама жертвой такого давления, хотя с другой стороны произошло небывалое сращивание с государством, и ничем хорошим оно не закончилось. 

Просветительская и социальная функции

Просветительская функция церкви — некая подмена понятий. То образование, которое давали в церковных школах (православных или католических), было направлено на подготовку кадров для самой же церкви и распространение догматов.

В этом плане функция выполнялась. Например, католики в 16-17-18 веках создали лучшую в Европе образовательную систему. Однако когда в 18 веке появилось светское образование, религиозное не выдержало конкуренции, так как светское было более широкое и глубокое. 

Мне кажется, что критиковать любую церковь вообще не стоит, потому что Церковь — это люди, это личности. В каждой религиозной организации были свои праведники, выдающиеся деятели и наоборот. Однако обобщать нельзя. 

Религиозный портрет белоруса

Я думаю, что идеальный белорус, каким его видят соседи: добропорядочный, хорошо воспитанный, но не аристократ, тот, кто не позволяет резких всплесков, небрежности по отношению к другим, тот, кто уважает чужие границы. И все эти черты, на мой взгляд, присущи протестантам. По крайней мере, на меня они производят такое впечатление.  

Религия, конечно, повлияла на белорусов. Белорусы продолжают быть религиозными независимо от того, считают себя атеистами или верующими. Мы живем в некой патриархальной системе: есть отцы, учителя, правила, некий ограниченный выбор. И мы с ограниченностью выбора соглашаемся или примиряемся, это часть нашего существования.

«Белорусы религиозны, даже если считают себя атеистами». Как разные конфессии повлияли на страну и ментальность народа? — Блог Гродно s13

  • 4046
  • 03 мая 2022, 07:34
  • Беларусьбелорусырелигияистория

В Беларуси всегда гордились существованием разных конфессий, забывая, какой ценой в разное время оно давалось. Религиозный портрет белоруса в рамках познавательного курса “Цивилизация белорусов” составил историк и преподаватель образовательного центра “100 баллов” Георгий Бартош, пишет smartpress.by.

Почему Беларусь христианская?

Конфессиональная картина Беларуси в историческом разрезе была очень подвижна и драматична. Христианство пришло из Киевской Руси, а туда — из Константинополя. В момент крещения Руси формально оно была едино, но фактически — уже было разделено на восточную и западную ветви. Мы получили восточный “образец”, константинопольский. В течение 700 лет мы подчинялись Константинополю. В 1054 г. произошло официальное разделение на Католическую и Православную церкви, и мы оказались в православном поле. 

В 1686 г. по соглашению между Московским и Константинопольским патриархатом Киевская митрополия передана Москве. Именно поэтому Белорусская православная церковь до сих пор — часть Русской православной церкви. Если бы история сложилась иначе — наша религиозная жизнь чуть была бы другая.

Ягайло

В 1387 г. Ягайло создал Виленское бискупство и началась активная католицизация населения возле Вильно. В первую очередь, она была направлена на балтских язычников, которых в то время было много в том регионе. Ассимиляция славянами местного балтского населения тогда не закончилась. 

География распространения конфессий, конечно, менялась, но есть вещи незыблемые: запад Беларуси (Гродненская область и северо-запад Витебской области) — католический. Католичество было выдавлено в конце 19-начале 20 века из других регионов, например, Минщины. Так, север Минской губернии в первой половине 19 века был католическим. Но постепенно там стало преобладать православие. Что касается конфессий, они довольно равномерно распределены, за исключением того, что число протестантов немного больше в Брестской области. 

Николай Радзивилл Черный

В 16 веке на территорию Беларуси стали проникать две ветви протестантизма: лютеранство и кальвинизм. Лютеранство было географически ближе, его несли в Беларусь и распространяли ремесленники. Но Николай Радзивилл Черный исповедовал кальвинизм и был одним из фундаторов кальвинизма в Беларуси. 

Мартин Лютер и Жан Кальвин

В какой-то момент кальвинизм стал одним из самых массовых на территории Беларуси благодаря этому личному вкладу. Кроме того, с 1560 г. распространяется арианство или антитринитаризм — течение, отрицавшее Божественное природу Христа. Это один из краеугольных камней — догмат всех христианских ветвей. Ариане существовали в Беларуси до 1658 г., до тех пор, пока Ян Казимир их изгнал.  

Протестанты — в основном горожане, мелкая и средняя шляхта, а также крестьяне на тех землях, которые принадлежат магнатам-протестантам. Однако дальше начинается Контрреформация, влияние протестантов под государственным давлением ограничивается. А дальше, когда земли вошли в состав Российской империи, заработал фактор российской власти, которая всегда недружелюбно относилась к другим религиозным течениям. Русские императоры всегда женились на девушках северо-германских или лютеранских семей. А лютеранство и кальвинизм все больше теряли массовость и влияние на среду, им позволяли существовать, но ограничивали в развитии. Например, если протестант и православная заключали брак, то дети должны были воспитываться в православии. Нарушение правила каралось тюремным заключением.    

Почему Беларусь религиозна?

Причины жизнеспособности религии как общественного института объяснял научный атеизм. Рассмотрим морально-этический аспект. Как мы выбираем друзей? Мы не выбираем ярких, мы выбираем комфортных для себя, которые нам понятны и разделяют наши представления о добре и зле. Так и в социальном смысле человек хочет жить в среде людей, которые ему безопасны и понятны, а это и есть религиозная община, которая строится на этическом учении. Кроме того, человек ищет социум, даже если он интроверт. 

Церковное существование — это нечто формализованное, человек ищет порядка, хочет знать свое расписание, например, сходить в воскресенье утром на службу. Кроме того, сама по себе церковная служба — это мистерия. Есть развлечения низкого порядка (ярмарки, шоу), а есть высокие, духовные. Человек не может существовать без приобщения к чему-то прекрасному и таинственному. Кроме того, мы все нуждаемся в чуде, в вере в вечную жизнь, бессмертие. Это надо, чтобы наше существование не выглядело таким чудовищным. 

Насколько Беларусь религиозна?

Беларусь — нерелигиозная страна. У нас считают себя верующими около 60%, а атеистами — 40%, это очень высокий процент. Есть государства в Латинской Америке, где религиозными себя считают 100% населения. В Европе в таких государствах как  Румыния, Польша также высокий процент религиозности.  

Но здесь важна тенденция: по переписи 1980 года только 15% населения назвали себя религиозными, а сейчас это 60%, соответственно, рост в 3 раза за 30 лет. Конечно, можно предположить, что в советское время люди обманывали переписчиков, но факт роста религиозности и влияния различных конфессий в современном обществе очевиден. Более того, даже атеисты разделяют ту систему ценностей, которую декларирует та или иная конфессия. Не будучи верующими, они живут в этой системе ценностей, потому что живут в этой культурной среде. 

Самая большая христианская конфессия в Беларуси — православные (80-82%), католики — 10-12%, протестанты — до 10%, есть еще униаты, староверы, а также представители нехристианских религий — ислама (в Беларуси мусульмане проживают с 14 века) и иудаизма. Также присутствуют другие экзотические группы, например, ранее писали, что в Беларуси были мормоны (правда, не зарегистрированы, так как законодательство в этом плане у нас строгое). 

Что касается современных протестантских церквей (христиане Веры Евангельской, баптисты и адвентисты седьмого дня), их центры находятся в США, они сформировались в 19-20 веке, они имеют догматическую связь с протестантизмом 16 века, но не имеют организационной. Протестанты в Беларуси появились благодаря людям, которые уезжали в США на заработки, миссионерам, которые приезжали к нам в 1920-30 годы. 

Почему белорусы веротерпимы?

Те государства, в состав которых в разное время входила Беларусь, были многоконфессиональные и многонациональные. А религиозная распря в многонациональном обществе быстро вспыхивает и трудно останавливается. Здесь есть аспект: государство всегда было вынуждено декларировать и осуществлять политику религиозной терпимости, чтобы сохранить территории, единство, жизнеспособность государства в целом. 

Мученическая смерть Иосафата Кунцевича. Йозеф Зимлер 1861 г.

Традиция религиозного мира очевидна для белорусского быта. Например, в населенном пункте Мир жили бок о бок три конфессии. При этом существовала взаимовыручка. Наверняка, внутренние конфликты, в том числе бытовые, были, но жизнь заставила дружить и взаимодействовать. Но государства в разное время начинали давить в религиозном плане: насильственное распространение католичества, униатства, контрреформация, насилие в отношении части протестантов и к старообрядцам. Парадокс в том, что в Речи Посполитой давили православных и протестантов, но в то же время принимали русских староверов. В конце 18 века число староверов и православных стало сопоставимо, они составляли меньшинство, но почти в равных долях. Затем пришла власть Российской империи, православие активно искусственно стало распространяться, но староверов вынуждали покидать страну. Например, эмигрировать в Америку.     

У представителей религиозных общин всегда был фактор внешнего давления, вынуждающий объединяться. Символом стал Союз протестантов и православных 1599 г., сразу после Брестской унии. Когда есть внешний фактор давления, ты всегда начинаешь дружить с тем, кто подвергся гонениям, как и ты. 

Резкое увеличение православных — это был результат влияния государства. Никогда у конфессий не было равных условий, так как государство диктовало правила. 

Почему государство и церковь едины?

Проблема истории Беларуси в том, что периодически у нас возникала “государственная религия”: в Речи Посполитой — католики, в царской России — православные, в СССР — коммунизм. Кстати, коммунизм — это тоже религия со всеми составляющими: системой святых и мучеников, непререкаемыми догматами. Агрессивность коммунизма по отношению к религии объясняется боязнью конкуренции. К тому же коммунизм из всех систем — наиболее тоталитарная. Церковная организация стремится к авторитарности, единоначалию, однако в коммунизме было потеряно всякое чувство меры. 

Но когда у некой религиозной организации появляются преимущества и административные рычаги, это всегда плохо. Это обедняет в духовном и культурном смысле и может стать поводом для конфликтов. Но идея веротерпимости и религиозного равенства не может принадлежать государствам в определенные этапы. Если Речь Посполитая — феодальное государство, а Российская империя — полуфеодальная, то какой веротерпимости от них ждать? 

С другой стороны соединение религии с властью на церковь действует развращающе. Не должен возникать религиозно-государственный симбиоз, он порождает массу негативных последствий, например, недоверие. Церковь должна быть ментором, судьей, советчиком, мерилом нравственности. Церковь не должна подавлять. Что касается СССР, то в нем церковь стала сама жертвой такого давления, хотя с другой стороны произошло небывалое сращивание с государством, и ничем хорошим оно не закончилось. 

Просветительская и социальная функции

Просветительская функция церкви — некая подмена понятий. То образование, которое давали в церковных школах (православных или католических), было направлено на подготовку кадров для самой же церкви и распространение догматов. В этом плане функция выполнялась. Например, католики в 16-17-18 веках создали лучшую в Европе образовательную систему. Однако когда в 18 веке появилось светское образование, религиозное не выдержало конкуренции, так как светское было более широкое и глубокое. 

Мне кажется, что критиковать любую церковь вообще не стоит, потому что Церковь — это люди, это личности. В каждой религиозной организации были свои праведники, выдающиеся деятели и наоборот. Однако обобщать нельзя. 

Религиозный портрет белоруса

Я думаю, что идеальный белорус, каким его видят соседи: добропорядочный, хорошо воспитанный, но не аристократ, тот, кто не позволяет резких всплесков, небрежности по отношению к другим, тот, кто уважает чужие границы. И все эти черты, на мой взгляд, присущи протестантам. По крайней мере, на меня они производят такое впечатление.  

Религия, конечно, повлияла на белорусов. Белорусы продолжают быть религиозными независимо от того, считают себя атеистами или верующими. Мы живем в некой патриархальной системе: есть отцы, учителя, правила, некий ограниченный выбор. И мы с ограниченностью выбора соглашаемся или примиряемся, это часть нашего существования.

Беларусь Религия — Флаги, Карты, Экономика, История, Климат, Природные ресурсы, Текущие проблемы, Международные соглашения, Население, Социальная статистика, Политическая система


. .
  • |Главный ИНДЕКС|
  • Рейтинги стран
  • ИНДЕКС для
    Беларусь
  • История
  • География
  • Общество
  • Правительство
  • Эконом
  • Национальная безопасность
  • Карты
  • Флаги
  • Глоссарий
  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    . Обратная связь


Беларусь Религия
https://photius.com/countries/belarus/society/belarus_society_religion.html
Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
      Обратно в белорусское общество

      Интерьер современного православного храма, г. Брест
      Предоставлено Джоном Мамфордом

      Крестный ход в честь иконы Пресвятой Богородицы Жировичской
      Предоставлено Анатолием Клащуком

      До 1917 года в Белоруссии насчитывалось 2466 религиозных общин, в том числе 1650 православных, 127 римско-католических, 657 еврейских, 32 протестантских и несколько мусульманских общин. При коммунистах (официально атеистах) деятельность этих общин была жестко ограничена. Многие религиозные общины были уничтожены, а их лидеры сосланы или казнены; остальные общины иногда использовались правительством в своих целях, например, в попытке привить патриотизм во время Второй мировой войны.

      В 1993 году одно белорусское издание сообщило о количестве религиозных общин: православных — 787; Римско-католический, 305; Пятидесятники, 170; Баптист, 141 год; Старообрядец (православная секта — см. Словарь), двадцать шесть лет; адвентист седьмого дня, семнадцать; Апостольский христианин, девять лет; униат, восемь; Новоапостольская, восемь; Муслим, восемь; еврей, семь; и другие, пятнадцать.

      Хотя Православная Церковь была опустошена во время Второй мировой войны и продолжала приходить в упадок до начала 19В 80-е годы из-за государственной политики оно претерпело небольшое возрождение с наступлением перестройки и празднованием в 1988 году 1000-летия христианства в России. В 1990 году Белоруссия была назначена экзархатом (см. Глоссарий) Русской Православной Церкви, создав Белорусскую Православную Церковь. В начале 1990-х годов 60 процентов населения считали себя православными. При церкви была одна семинария, три мужских монастыря и один монастырь. Белорусская духовная академия должна была быть открыта в 1995.

      Советская политика в отношении Римско-католической церкви находилась под сильным влиянием признания католиками внешней власти, папы, главой церкви, а также тесными историческими связями церкви в Белоруссии с Польшей. В 1989 году пять официальных римско-католических епархий, существовавших со времен Второй мировой войны и не имевших епископа, были реорганизованы в пять епархий (охватывающих 455 приходов) и Минско-Могилевскую архиепископию. В начале 1990-х годов численность католиков в Беларуси колебалась от 8 до 20 процентов; по одной оценке, 25 процентов католиков являются этническими поляками. Церковь имела одну семинарию в Беларуси.

      Религиозное возрождение в Беларуси в посткоммунистическую эпоху повлекло за собой возрождение старого исторического конфликта между православием и католицизмом. Эта религиозная сложность усугубляется связями двух конфессий с учреждениями за пределами республики. Белорусскую православную церковь возглавляет этнический русский митрополит Филарет, возглавляющий экзархат Московского патриархата Русской православной церкви. Римско-католическую архиепископию Беларуси возглавляет этнический поляк архиепископ Казимир Свионтак, имеющий тесные связи с церковью в Польше. Однако, несмотря на эти связи, архиепископ Свёнтак, который много лет был узником советских лагерей и пастором в Пинске, запретил ношение польских национальных символов в католических храмах Беларуси.

      Зарождающиеся белорусские религиозные движения испытывают трудности с самоутверждением в этих двух основных религиозных учреждениях из-за исторической практики проповеди на русском языке в православных церквях и на польском языке в католических церквях. Попытки внедрить белорусский язык в религиозную жизнь, в том числе в литургию, также не увенчались большим успехом из-за культурного преобладания русских и поляков в соответствующих церквях, а также низкого уровня использования белорусского языка в быту.

      Провозглашение независимости Беларуси в 1991 г. и закон 1990 г., согласно которому белорусский язык стал официальным языком республики, в определенной степени сформировали новое отношение к православной и римско-католической церквям. Некоторые нерелигиозные молодые люди обратились в униатскую церковь в ответ на сопротивление православной и римско-католической иерархии принятию белорусского языка в качестве средства общения со своей паствой. В целом, однако, национальные активисты не добились больших успехов в попытках вызвать новый интерес к униатской церкви.

      Считается, что униатская церковь, филиал которой существовала в Беларуси с 1596 по 1839 год и на момент ее упразднения насчитывала около трех четвертей белорусского населения, использовала белорусский язык в богослужении и пастырской деятельности. Когда церковь была восстановлена ​​в Беларуси в начале 1990-х годов, ее приверженцы рекламировали ее как «национальную». Скромный рост униатской церкви сопровождался бурными общественными спорами как богословского, так и политического характера. Поскольку изначально униатская церковь была явно предана Речи Посполитой, некоторые в Православной церкви в Беларуси с подозрением рассматривают восстановленную церковь как средство как Варшавы, так и Ватикана.

      Перед Второй мировой войной количество протестантов в Беларуси было довольно низким по сравнению с другими христианами, но с тех пор они значительно увеличились. В 1990 г. в стране насчитывалось более 350 протестантских общин.

      Первые еврейские общины появились в Белоруссии в конце XIV века и продолжали расти вплоть до геноцида Второй мировой войны. Почти 1,3 миллиона евреев страны, в основном городские жители, в 1914 году составляли от 50 до 60 процентов населения городов и поселков. Советская перепись 1989 насчитывало около 142 000 евреев, или 1,1 процента населения, многие из которых с тех пор эмигрировали. Хотя границы Белоруссии изменились с 1914 по 1922 год, значительная часть уменьшения была результатом войны. Однако с новой религиозной свободой еврейская жизнь в Беларуси переживает второе рождение. В конце 1992 г. в Беларуси действовало около семидесяти еврейских организаций, половина из которых были общереспубликанскими.

      Мусульмане Беларуси представлены небольшими общинами этнических татар. Некоторые из этих татар являются потомками эмигрантов и военнопленных, поселившихся здесь после XI века.

      Данные на июнь 1995 г.

      ПРИМЕЧАНИЕ. Информация о Беларуси на этой странице переиздана из страновых исследований Библиотеки Конгресса и Всемирной книги фактов ЦРУ. Претензий к достоверности содержащейся здесь информации о религии Беларуси нет. Все предложения по исправлению любых ошибок в белорусской религии следует направлять в Библиотеку Конгресса и ЦРУ.

    Народы Беларуси, языки и религии

    • Люди ГруппыЛюди
    • Провинции
    • Прогресс
    • Религии
    • Языки
    • Фото
    • Министерства
    • Детали

    Щелкните заголовки столбцов для сортировки ▲▼

    Шкала прогресса: ●●●●●   

    = Пограничные народы

    Фото Народная группа ▲ Население
    эта страна
    Глобальный
    Население
    Коренные жители Основной язык Основная религия Прогресс
    Масштаб
    % Христианин
    Приверженец
    % евангелический Приблиз. Рабочие
    Требуется *
    Армянский 9500 5 946 000 Армянская, Западная Христианство 3 ● 80,00 % 0,70 % -1 —
    Азербайджанский 6100 9 141 000 Азербайджан, Северный Ислам 0 ☀ 0,00 % 0,00 % 1
    Башкирский 1200 1 698 000 Башкорт Ислам 1 ● 4,00 % 0,50 % 1
    Белорусский 8 172 000 9 460 000 Белорусский Христианство 3 ● 69,45 % 1,82 % -1 —
    Болгарский 900 6 854 000 Болгарский Христианство 3 ● 60,00 % 1,80 % -1 —
    Чувашский 3400 1 497 000 Чувашский Христианство 2 ● 35,00 % 0,20 % -1 —
    Глухой 48000 49 091 000 Язык неизвестен Христианство 3 ● 70,53 % -1 -1 —
    Эстонский 800 1 132 000 Эстонский, стандартный Нерелигиозный 4 ● 40,00 % 5,00 % -1 —
    Грузинский 2900 3 164 000 Грузинский Нерелигиозный 2 ● 45,00 % 1,40 % -1 —
    немецкий 3400 67 322 000 Немецкий, стандартный Христианство 5 ● 70,00 % 30,00 % -1 —
    Еврей, говорящий на восточном идиш 14000 794 000 Идиш, Восточный Этнические религии 0 ☀ 0,00 % 0,00 % 1
    Карельский 1000 76000 Карельский Христианство 4 ● 60,00 % 6,00 % -1 —
    Казахский 2300 16 644 000 Казахский Ислам 0 ☀ 0,00 % 0,00 % 1
    Корейский 1000 81 880 000 Корейский Нерелигиозный 5 ● 30,00 % 15,00 % -1 —
    Латышский 1000 1 421 000 Латышский, стандартный Христианство 4 ● 58,00 % 7,00 % -1 —
    Литовский 5300 2 843 000 Литовский Христианство 3 ● 76,00 % 0,30 % -1 —
    Молдаване 5000 3 205 000 Румынский Христианство 4 ● 75,00 % 9,00 % -1 —
    Мордовский 2600 106 000 Эрзя Христианство 3 ● 60,00 % 0,30 % -1 —
    Оссет 800 588 000 Осетинский Христианство 2 ● 40,00 % 1,00 % -1 —
    польский 290 000 44 326 000 польский Христианство 3 ● 85,00 % 0,20 % -1 —
    Романи, Балтика 6900 32000 Цыгане, Прибалтика Христианство 4 ● 60,00 % 3,00 % -1 —
    Русский 714 000 134 114 000 Русский Христианство 3 ● 67,00 % 0,50 % -1 —
    Татарин 8500 6 377 000 Татарин Ислам 1 ● 1,50 % 0,10 % 1
    Удмуртский 1200 577 000 Удмуртский Христианство 3 ● 55,00 % 0,40 % -1 —
    Украинский 161 000 34 779 000 Украинский Христианство 4 ● 65,00 % 3,00 % -1 —
    Узбекский, Южный 3500 4 748 000 Узбекский, Южный Ислам 0 ☀ 0,00 % 0,00 % 1
      Всего:  26 9 466 000         6 ● 69,39 % 1,69 %
      Несекретные / Другие лица 69 000                
      Население страны ООН (2022 г. ) 9 535 000                

    Другие малые группы:  2

    Беларусь

    Сообщалось об очень небольших группах, но не подпадающих под Политику малых групп проекта Джошуа. Некоторые из них могут быть нежизнеспособными и/или иметь неверные значения шкалы прогресса, информацию о населении, языке и религии. Перечисленные ниже группы не включены в общий подсчет групп людей в проекте Джошуа. Если у вас есть информация об этих группах, пожалуйста, свяжитесь с нами.

    человек

    Щелкните заголовки столбцов для сортировки ▲▼

    Группа людей ▲ Прогресс
    Масштаб
    Население Основной язык Основная религия
    Британский 4 ● -1 Неизвестный Английский Христианство
    Турок 1 ● 300 Турецкий Ислам
    Итого:  2        

    Для получения дополнительной информации см. политику малых групп Joshua Project

    * Оценка числа пионеров, необходимых для первоначального основания церквей среди неохваченных групп людей по странам. Оценки рассчитываются только для неохваченных групп людей и основаны на соотношении 1 рабочая единица (один человек или супружеская пара) на 50 000 человек, проживающих в неохваченной группе людей по стране, или, например, одна команда из четырех рабочих единиц на 200 000 человек. Некоторые работники уже могут быть на месте. Помимо этой первоначальной оценки, требуется гораздо больше рабочих.

    Скачать данные Источники данных Определения

    Молитвенные карточки

    Все молитвенные карточки (26)

    — ИЛИ —

    Только недостигнутые молитвенные карточки (6)

    Молитвенные карточки форматированы по восемь штук на странице.

    Щелкните заголовки столбцов для сортировки ▲▼

    Язык ▲ Код # Народы
    с этим основным языком
    # Недостигнутый
    с этим первичным
    Язык
    Писание
    Статус
    NT Текст
    Онлайн
    Аудио NT
    Онлайн
    Иисус Фильм
    Онлайн
    Аудио
    Записи
    Онлайн
    Евангелие
    Трактат
    Онлайн
    Армянская, Западная как 1 0 5 Полная Библия -1 1 1 1 -1
    Азербайджанская, Северная азж 1 1 5 Полная Библия -1 1 1 1 1
    башкорт бак 1 1 4 Новый Завет 1 1 1 -1 -1
    белорусский Бел 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    болгарский бык 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    чувашский чв 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 -1 -1
    эрзя мойв 1 0 4 Новый Завет -1 1 1 -1 -1
    Эстонский, Стандартный екк 1 0 5 Полная Библия 1 -1 1 -1 1
    грузинский Кэт 1 0 5 Полная Библия -1 1 1 1 1
    немецкий, стандартный деу 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    карельский крл 1 0 4 Новый Завет -1 1 1 -1 -1
    казахский каз 1 1 5 Полная Библия -1 1 1 1 1
    Корейский кор 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    Латышский, Стандартный lvs 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    Литовский горит 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    осетинский осс 1 0 5 Полная Библия -1 1 1 1 -1
    польский пол 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    цыгане, балтийцы рмл 1 0 5 Полная Библия 1 1 -1 1 -1
    румынский Рон 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    Русский рус 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    татарский тату 1 1 5 Полная Библия 1 1 1 1 -1
    удмуртский удм 1 0 5 Полная Библия -1 1 1 -1 -1
    украинец укр 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
    Неизвестный ххх 1 0 Неопределенные -1 -1 -1 -1 -1
    узбекская, южная уз 1 1 3 Библейские отрывки -1 -1 1 1 1
    идиш, восточный гдд 1 1 5 Полная Библия -1 1 1 1 1
    Итого: 26 26 6 15 23 24 19 16
    Сетевые возможности
    • MissionNext — связь с миссионерскими агентствами или школами по всему миру
    • Приложение «Миссия» — связь с миссионерскими агентствами, которые соответствуют вашему призванию
    • Linking Global Voices — сети и глобальное сотрудничество для последователей Христа
    • visionSynergy — развитие высокоэффективных миссионерских сетей
    • GetInvolved — молитвенные общины пограничных групп населения (FPG)

    Поиск в Интернете

    Есть много агентств и церквей, которые ищут дополнительный персонал, чтобы помочь им в их миссии и призвании в Беларуси. Интернет-поиски, вероятно, лучший способ найти эти организации. Ниже приведены некоторые примеры поисковых тем, которые вы можете попробовать:

    • Агентства по основанию церквей в Беларуси
    • Христианское служение в Беларуси
    • Бизнес как миссия
    • Распространение христианской литературы
    • Агентства евангелизации
    • Христианское ученичество
    • Краткосрочные христианские миссии
    • Долгосрочные христианские миссии
    • Городские министерства
    • Возможности христианских СМИ
    • Возможности перевода Библии
    • Агентства по оказанию помощи и развитию
    • Проекты чистой воды
    • Христианская медицинская помощь

    Статистика Беларуси
    Группы людей 26
    Неохваченные группы людей 6  (23,1%)
    Население 9 466 000
    Годовой прирост населения -0,2%
    Неохваченное население 36 000  (0,4%)
    Основная религия Христианство
    Процент христианина 69,4%
    Процент евангелистов 1,7%
    Годовой прирост евангелистов 3,0%
    Требуются пионеры * 6
    Страна Уровень прогресса 3 ●
    Урбанизация 79%
    Континент Европа
    Регион Европа, Восток и Евразия
    Окно 10/40 Нет
    Код страны БО
    Официальный язык(и) белорусский | Русский
    Уровень грамотности 100%
    Расчетное количество неграмотного населения 0
    Преследование Рейтинг Не оценивается
    Карты Беларуси
    Политическая карта (ООН)
    Языковая карта (этнолог)
    Коллекция карт Перри-Кастанеды

    Беларусь Ссылки
    Операционный мир
    Индекс Земли Stratus
    Индекс процветания
    Индекс социального прогресса
    Всемирная книга фактов
    Отчет о свободе вероисповедания
    Доклад ООН о человеческом развитии
    Список языков Ethnologue
    Национальное библейское общество
    Беларусь Видео
    Другие полезные ресурсы для молитв на  Молитвенный призыв

    * Оценка числа пионеров, необходимых для первоначального основания церквей среди неохваченных групп людей по странам. Оценки рассчитываются только для неохваченных групп людей и основаны на соотношении 1 рабочая единица (один человек или супружеская пара) на 50 000 человек, проживающих в неохваченной группе людей по стране, или, например, одна команда из четырех рабочих единиц на 200 000 человек. Некоторые работники уже могут быть на месте. Помимо этой первоначальной оценки, требуется гораздо больше рабочих.

    Шкала прогресса проекта Джошуа — это оценка прогресса в насаждении церквей среди группы людей, группы людей, страны или языка. Шкала прогресса основана на значениях группы людей для процента евангелистов и процента приверженцев христианства.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *