Болгария это европа: Входит ли Болгария в Евросоюз и Шенген в 2023 году

Входит ли Болгария в Евросоюз, Шенгенскую зону и Еврозону?

ЭмиграцияЭмиграция в Болгарию

И как этот факт отражается на получении виз?

Иван Поликарпов Send an email Обновлено 17 декабря 2021

0 4 641 Читать 3 мин.

Республика Болгария привлекает как путешественников, так и потенциальных мигрантов. Аргументами в пользу решения переехать в Болгарию или хотя бы посетить ее в качестве туриста являются теплый комфортный климат, доступное жилье, недорогие продукты и предметы быта, близость моря, сходный с русским язык и доброжелательное отношение местных жителей. Однако для того, чтобы правильно подготовиться к пересечению границы, важно знать, находится Болгария в Евросоюзе или нет, входит ли она в Шенгенскую зону и Еврозону. Об этих и других нюансах говорим далее.

Содержание статьи

Евросоюз, Еврозона и Шенген: что это такое, и какое отношение к ним имеет Болгария

Европейский союз – это политическое объединение, состоящее из 27 государств. Его цель – разработка и реализация общей экономической, политической и военной стратегий. Эти страны имеют единый подход к развитию и при необходимости оказывают друг другу безвозмездную помощь. Республика Болгария является членом данного объединения с 2007 года.

С учетом того, в каком году Болгария вошла в Евросоюз, она является почти самым молодым членом этой международной организации. Вместе с ней членом ЕС стала Румыния. После этого Европейский союз пополнился лишь одним членом – Хорватией. Случилось это в 2013 году.

Еврозона – это валютный союз европейских государств. В него Болгария так и не вошла по причине низкого уровня развития местной экономики. Поэтому здесь до сих пор пользуются национальной валютой – болгарскими левами. Евро в стране не в ходу.

Шенгенская зона – формация, облегчающая иностранцам перемещение по Европе. В каждую из стран, вошедших в это объединение, можно попасть по общей Шенгенской визе, оформив документ один раз. Получать визу для каждой из стран Шенгенской зоны отдельно не нужно.

В эту формации Болгария в настоящее время также не входит, хотя попытки получить право на подписание Шенгенского соглашения предпринимались дважды – оба раза в 2011 году, с разницей в полгода. Препятствием стали высокий уровень коррупции на государственном уровне, а также угрожающая ситуация с мигрантами в Восточной Европе. С учетом того, что в 2021 году к беженцам из Сирии добавились нелегальные мигранты из Афганистана, можно с высокой вероятностью говорить, что в ближайшее время попасть в Шенгенскую зону Республике Болгария не удастся.

Таким образом по состоянию на 2021 год Болгария входит в Евросоюз, но дальнейшие шаги в сторону евроинтеграции для нее в ближайшее время вряд ли будут возможны.

В результате на данный момент ситуация следующая: иностранец может пересечь границу с Болгарией по уже действующему многоразовому Шенгену либо по национальной визе. Но получить Шенгенскую визу специально для посещения Болгарии невозможно.

Интересный факт: некоторые страны, не попавшие в Шенген, создали собственную общую визовую зону. Въехав в одну из них по национальной визе, можно беспрепятственно посещать другие государства, состоящие в объединении. В организацию, помимо Болгарии, вошли Кипр, Хорватия и Румыния. А Албания и Македония признали национальные визы этих стран равными международным и позволяют иностранцам пересекать границы со своими государствами на основании таких документов.

Как въехать в Болгарию российскому гражданину?

Безвизовый режим между Болгарией и Россией пока что не установлен, поэтому получение визы – необходимый этап подготовки к поездке из РФ в Республику Болгария.

Как уже было сказано ранее, для этого потребуется либо многоразовый Шенген, либо национальная долгосрочная виза, либо краткосрочный въездной документ – туристическая (гостевая) или транзитная виза.

Национальная виза понадобится тем, кто планирует пребывать в стране более трех месяцев. Тем, кто отправляется в Республику Болгария на отдых либо в гости, достаточно краткосрочной туристической визы типа С.

Что касается транзитной визы, ею пользуются иностранцы, путешествующие в другую страну и вынужденные для этого проезжать или пролетать через Болгарию. Отметим, что тем, кто направляется в страну, входящую в Шенгенскую зону, достаточно оформить многоразовую шенген-визу. Так как Болгария – член ЕС и претендент на Шенген, местные пограничники беспрепятственно пропустят иностранных граждан с такой визой. А вот тем, чей конечный пункт следования – страна, не входящая в Шенгенскую зону, придется оформлять не только визу для ее посещения, но и транзитный разрешительный документ в Республику Болгария.

Оформляется виза в Болгарию, как и в любую другую страну, в посольстве или консульстве этого государства в России, в этом случае никаких отличий нет. Можно также обратиться в визовый центр – это будет дороже, но быстрее.

Стоимость оформления болгарской визы включает в себя:

  • визовый сбор – 35 евро (€ 35,00). Можно заплатить 70 евро (€ 70,00), тогда визу сделают в срочном порядке;
  • расходы на копирование, перевод и апостилирование документов;
  • при необходимости – оплата услуг переводчика на собеседовании с консульским сотрудником;
  • затраты на приобретение медицинского страхового полиса, а для тех, кто путешествует на личном авто, – еще и на покупку Зеленой карты.

Важно: в связи с пандемией коронавируса в процедуру пересечения границы с Болгарией внесены определенные временные изменения. Узнать об актуальных на момент поездки ограничениях можно на официальном сайте посольства.

Напоследок отметим следующее: бытует довольно распространенное мнение, что Болгария – самая бедная страна в ЕС. На самом деле статистика не совсем согласна с этим мнением. Республика Болгария действительно входит в пятерку беднейших стран ЕС, но находится в этом антирейтинге ровно посередине. Она уступает по уровню экономического развития Хорватии и Польше. Однако при этом уровень благосостояния болгарских граждан все же выше таких однозначных евроаутсайдеров как Румыния и Словакия.

Статьи по теме

входит ли страна в Евросоюз

Оформите гражданство
страны Евросоюза в
сокращенный срок

Болгария в ЕС официально состоит с 2007 года, с тех пор политические, экономические, торговые и иные аспекты развития страны объединены с общеевропейскими. В 2021 году государство представило Еврокомиссии новый план восстановления и прогресса. В документе закреплены планы по принятию мер в области декарбонизации экономики (снижения выбросов углекислого газа), исследований и инноваций, умной промышленности, энергоэффективности, цифровой связи и сельского хозяйства.

Несмотря на то, что страна получила полноправное членство в Евросоюзе, она пока не входит в еврозону, а национальной валютой остается болгарский лев. Государство также не подписало Шенгенское соглашение, но находится в процессе присоединения к зоне и сможет завершить его после выполнения ряда обязательств. Поскольку Болгария входит в состав Евросоюза, ее гражданство предоставляет те же права, что и паспорта других государств-участников ЕС, и к тому же является доступным благодаря наличии упрощенной программы легализации.

Статус Болгарии в составе Евросоюза

Страна подала заявку на присоединение к ЕС 18 декабря 1995 года. Предварительное заключение Еврокомиссии подтвердило, что Болгария находится на правильном пути в политическом плане, но добивается медленного прогресса в экономическом секторе. Официально основные переговоры о членстве начались в 2000 году.

На протяжении 7 лет до официального вступления Болгарии в Евросоюз страна активно развивалась в заданном европейском направлении, а регулярные отчеты комиссии подтверждали укрепление в государстве верховенства защиты прав человека, борьбы с коррупцией, совершенствования правовой системы и создания функционирующей рыночной экономики. В Болгарии начала действовать база для применения законодательства ЕС и был принят важный закон о государственной службе. Для более активного развития экономического сектора стране выделялась финансовая помощь по различным программам. Все предпринятые меры и ощутимая поддержка союза привели к успешному установлению статуса Болгарии в Евросоюзе в качестве члена.

Правительство страны считает данный шаг важной стратегической задачей, которая будет способствовать росту благосостояния народа, верховенству права и построению мощной рыночной экономики. Власти признают, что получение членства в Евросоюзе — это не разовый политический акт, а длительный процесс принятия и развития европейских ценностей в болгарском обществе, который идет до сих пор. Болгария являлась председателем Совета ЕС с 1 января по 30 июня 2018 года.

Вступление страны в ЕС стало поворотным шагом для дальнейшего прогресса, который принес следующие плюсы:

действие единого рынка через стандартизированную систему законов, общих для всех участников объединения, благодаря чему возможно свободное передвижение товаров, услуг и капитала в пределах ЕС;

упрощение и наращивание импорта/экспорта через совместные схемы торговли и рынки сбыта;

снижение стоимости товаров и услуг из-за отсутствия таможенных, административных и прочих сборов;

повышение экономических результатов за счет выполнения определенных задач и целей, которые ставятся перед странами, а также получения финансовой помощи для их реализации;

совместные действия в случае возникновения стихийных бедствий, войны и прочих ситуаций;

свободные путешествия граждан Болгарии и их защищенность в пределах союза согласно Хартии основных прав ЕС.

Преимущества, которые получили граждане


Болгарии со вступлением в ЕС

Болгарский паспорт является подтверждением того, что его владелец — обладатель гражданства ЕС. Документ имеет такую же силу внутри объединения, что и удостоверение личности поляка, немца или француза, например. Благодаря вступлению данного государства в ряды членов Евросоюза граждане Болгарии получают множество преимуществ, среди которых:

право на поездки без визы и неограниченное по времени проживание в любом государстве ЕС;

возможность трудоустройства без дополнительных разрешений и в приоритетном порядке по всей территории объединения;

ведение предпринимательской деятельности на европейском рынке с действующими для граждан союза льготами;

пользование выгодными банковскими продуктами в ведущих финансовых учреждениях ЕС;

покупка недвижимости в любой стране Евросоюза с более низкими процентами по ипотеке, чем для иностранцев; 

бесплатное или льготное обучение в вузах Европы;

применение директив ЕС по защите прав потребителей;

доступ к большему количеству качественных товаров по лояльным ценам.

Воспользуйтесь всеми
преимуществами
гражданства ЕС
с паспортом Болгарии

Европейский союз: что это, состав в 2022 году

ЕС — это экономический, политический и военный союз из 27 стран, которые объединены общей торговой зоной и ценностями. Данное содружество уходит своими корнями в договора, подписанные еще после Второй мировой войны — на тот момент это были сугубо экономические соглашения для взаимовыгодного развития стран и исключения конфликтов. Таким образом в 1958 году сформировалось Европейское экономическое общество, которое позже трансформировалось в ЕС и охватило множество областей политики.

Государства-члены остаются суверенными и независимыми, но при этом часть полномочий делегируют совместным институтам и выполняют ряд обязательств перед союзом. Страны обязуются соблюдать все положения общей Директивы ЕС, а также новые постановления и решения, принимаемые парламентом, при этом государства действуют в общих экономических целях и чтут совместные демократические ценности.

Структура ЕС постоянно развивается и совершенствуется, а на 2022 год включает 7 европейских институтов, 7 органов ЕС и более 30 децентрализованных агентств, которые находятся в разных странах. У каждого из данных учреждений свои роли и зоны ответственности. Существует 4 основных органа принятия решений:

Европарламент

Представляет интересы граждан ЕС и, соответственно, ими избирается. Органом принимаются основные законы и утверждается бюджет. В обязанности парламента также входит управление сетью офисов связи в столицах объединения.

Европейский совет

Управляется президентом, который избирается на 2,5 года. В зоне ответственности органа находится определение общего политического направления и приоритетов союза. Решения принимаются совместно главами государств и правительств при сборе совета.

Совет ЕС

Данную институцию составляют представители каждого правительства стран-участниц. Национальные министры собираются для принятия законов и координации общей политики содружества. Встречи могут быть в разной конфигурации в зависимости от темы обсуждения, а решения принимаются совместно с Европейским парламентом.

Европейская комиссия

Главный исполнительный орган, в компетенции которого — продвижение инициатив по новым законам, управление политикой ЕС (за исключением внешней) и бюджетом, контроль исполнения странами законодательства союза. Институция проводит работы по отслеживанию общественного мнения в разных странах, восприятия стратегии Евросоюза.

Данные органы работают совместно в законодательных и исполнительных задачах, а дополняется их деятельность функциями Суда, Европейского центрального банка и Счетной палаты.

В 2022 году в состав Европейского союза входит 27 стран:

  • Австрия

  • Бельгия

  • Болгария

  • Хорватия

  • Кипр

  • Чехия

  • Дания

  • Эстония

  • Финляндия

  • Франция

  • Германия

  • Венгрия

  • Греция

  • Ирландия

  • Италия

  • Латвия

  • Литва

  • Люксембург

  • Мальта

  • Нидерланды

  • Польша

  • Португалия

  • Румыния

  • Словакия

  • Словения

  • Испания

  • Швеция

Кроме того, ряд стран имеют статус кандидатов и планируют в ближайшее время вступить в объединение:

Также несколько государств являются потенциальными кандидатами и имеют перспективу приобретения членства в дальнейшем после проработки проблемных моментов — Босния и Герцеговина, Косово, Грузия.

Как оформить гражданство Евросоюза через Болгарию

Статус гражданина ЕС предоставляет своему обладателю множество привилегий для комфортной и обеспеченной жизни в Европе. Не имеет значения, паспортом какой страны-участницы союза владеет человек — болгарское удостоверение личности дает доступ к таким же правам, что и, например, немецкое или польское. Рационально для легализации в Европе выбирать государство с более лояльной миграционной политикой, к примеру, Болгарию — члена ЕС, где существует программа репатриации для мигрантов из Украины, России и Беларуси.  

Статьей 15 закона «О гражданстве» от 1999 года предусмотрена ускоренная процедура оформления болгарского паспорта по происхождению. Соискателю нет необходимости предварительно проживать в стране, владеть языком или отказываться от предыдущего гражданства — достаточно лишь подтвердить этническую принадлежность. Доказать наличие в роду болгар до третьей степени можно с помощью любого документа, в котором указывается национальность предка и его родство с заявителем — например, свидетельством о рождении, браке.

В статье 35 того же закона определяется срок рассмотрения заявки на восстановление гражданства — 6 месяцев. Еще некоторое время понадобится для сбора досье, оформления паспорта и других внутренних документов после получения положительного решения Министерства юстиции. Таким образом, процесс приобретения гражданства ЕС в Болгарии в данном случае занимает порядка 12 месяцев. Получить подробную консультацию, а также запросить проверку корней для возможности участвовать в программе репатриации можно у миграционных специалистов.

Получите поддержку
в оформлении
статуса гражданина ЕС

Европейское пробуждение Болгарии – Европейский совет по международным отношениям

  • Европейская сила

Реформистское правительство Болгарии, возможно, пало, но для страны наступила новая эра. Политики теперь должны опираться на растущее чувство болгар к общей цели.

Мария Симеонова @MSimeonova11 в Твиттере

Координатор программы ECFR София и Большая Европа

  • Комментарий
  • 4 минуты чтения

Сторонники премьер-министра Болгарии Кирилла Петкова размахивают флагами перед парламентом Болгарии в знак протеста против утраты недоверия правительству

Изображение к картинке Alliance / EPA | ВАСИЛЬ ДОНЕВ

©

Болгария – одна из нескольких европейских стран, правительство которых недавно пало после потери вотума доверия. В прошлом месяце правящую коалицию во главе с Кириллом Петковым вытеснили оппозиционные партии ГЕРБ, Движение за права и свободы и Возрождение, которые работали вместе с бывшим членом коалиции Есть такой народ. После своего формирования в декабре 2021 года коалиция объединила эклектичную смесь правых, центристских, социалистических и популистских партий, чтобы бросить вызов статус-кво, представленный бывшим премьер-министром Бойко Борисовым. Болгарам теперь предстоит провести досрочные выборы осенью на фоне высокой инфляции и энергетического кризиса. Существует дополнительный риск того, что страна не получит свои первые платежи в рамках Фонда восстановления и устойчивости Европейского союза, потому что роспуск парламента не позволит ему принять законы, необходимые для этого процесса.

Петков был у власти недолго, но вместе со своим заместителем, министром финансов Ассеном Василевым, всколыхнул болгарскую политическую сцену. Члены их новой партии «Мы продолжаем перемены» извлекли выгоду из отсутствия контакта с разлагающей атмосферой болгарской политики. Хотя это также означало, что они не обращали внимания на жестокость системы, против которой они боролись, они оказались бесстрашными в проведении реформ.

Как и большинство европейских стран, Болгарию потрясла война России с Украиной. И хотя недавние политические беспорядки в Софии остались практически незамеченными в других странах Европы, правительство Петкова поддержало ультиматум президента России Владимира Путина платить за импорт российского газа в рублях. Тем не менее, им не удалось прийти к консенсусу по отправке оружия и другой военной помощи Украине.

За много лет до того, как Петков пришел к власти, руководители Болгарии только на словах поддерживали ЕС и НАТО. Это помешало гражданам Болгарии по-настоящему извлечь выгоду из членства своей страны в любом из альянсов.

Низкий уровень жизни и широко распространенная коррупция привели к тому, что Болгария продолжала страдать от утечки мозгов. Отсутствие национальных инициатив по реализации политики ЕС лишило болгар возможности активно участвовать в дебатах о будущем союза. И, как сказал бывший министр обороны Тодор Тагарев в недавнем интервью ECFR, устаревшее оборудование советских времен поставило под угрозу оперативную совместимость болгарских вооруженных сил с другими вооруженными силами НАТО. Действительно, постоянная необходимость покупать запасные части для этой стареющей техники лила деньги в карманы российского и белорусского режимов.

Разочарование в подобных проблемах сделало многих болгар восприимчивыми к популистским лозунгам. Все это время безудержная коррупция делала государство уязвимым для внешнего вмешательства.

Что еще хуже, ЕС мирился с ситуацией. Брюссель мало что сделал для того, чтобы помешать болгарским политикам преследовать свои внутренние интересы, используя разорванную связь между ЕС и болгарскими гражданами.

Именно на этом фоне к власти пришло реформистское правительство Петкова. С тех пор он усвоил тяжелый урок, пытаясь выполнить свое предвыборное обещание о «нулевой терпимости к коррупции»: борьба со взяточничеством и российским влиянием в Болгарии — это две стороны одной медали. Участие в любом сражении сопряжено с высокими политическими издержками, поскольку любой, кто предпринимает попытку, может быть свергнут.

Несмотря на идеологические разногласия в коалиции Петкова — не в последнюю очередь включение в нее традиционно пророссийских социалистов — Болгария заняла беспрецедентно жесткую позицию по отношению к России, даже выслав 70 дипломатов страны. Кроме того, в последние недели пребывания у власти правительство Петкова продолжало борьбу с коррупцией. Например, в июле правительство раскрыло, как организованная преступная группировка, действовавшая вблизи границы с Турцией, наводняла Болгарию потенциально небезопасными продуктами питания.

Петков также приступил к трудной задаче разрешения спора между Болгарией и Северной Македонией из-за истории и языка. Первый шаг к разрешению спора был сделан, когда Болгария сняла вето с переговоров о вступлении Северной Македонии в ЕС — препятствие, которое в значительной степени пошло на пользу России и Сербии. Уходящее французское председательство в Совете ЕС помогло сторонам найти точки соприкосновения, согласившись включить условия Софии в переговорные рамки. Болгарские лидеры продали компромисс избирателям дома как европейский ответ на требования Болгарии. Такой подход изменил отношение общества к присоединению Северной Македонии, позволив европейскому нарративу восторжествовать над националистическим дискурсом.

Жестокость России в Украине помогла убедить болгар в преимуществах членства в ЕС

Болгарские политики теперь несут ответственность за то, чтобы этот сдвиг отразился в подходе Болгарии к ее стратегическим интересам на Западных Балканах. Для этого им потребуется поддержка более могущественных союзников ЕС, таких как Германия, которая имеет сильное экономическое присутствие и положительный имидж в регионе.

Тем временем жестокость России в Украине помогла убедить болгар в преимуществах членства в ЕС. В ответ на санкции ЕС в отношении России Москва в конце апреля прекратила поставки природного газа в Болгарию, что стало пощечиной для болгар, склонных симпатизировать Кремлю. Болгария была вынуждена в одночасье покончить со своей значительной зависимостью от российского газа. Правительство Петкова немедленно начало искать альтернативных поставщиков, таких как США (для сжиженного природного газа) и Азербайджан, в то время как Васильев начал призывать к соглашению ЕС о закупках газа. Это показало общественности, что предыдущие правящие партии служили интересам России на энергетическом рынке — что для небольшой экономики, такой как болгарская, энергетическая диверсификация может потребовать сильной политической воли, но сопряжена с относительно небольшими экономическими потерями.

В то время как Болгария приближается к очередным всеобщим выборам – четвертым чуть более чем за год – политики в Софии должны опираться на это растущее чувство общей цели. Им следует сосредоточиться на ЕС как на механизме, с помощью которого можно обеспечить более высокий уровень жизни, осуществить «зеленый» переход и продолжить борьбу с коррупцией.

Уходящее правительство могло недооценить как степень российского влияния в стране, так и силу болгарских институциональных традиций как наследия ее монархического, коммунистического и демократического прошлого. Правительство пало не из-за ссоры с Северной Македонией или неумелого управления госбюджетом, как утверждал лидер «Есть такой народ» Слави Трифонов. Скорее правительство погубило сопротивление своим попыткам разоблачить ядовитые связи между коррупцией и российским влиянием, из-за которых Болгария на годы отстала от многих других стран ЕС. Ничего примечательного в обратной реакции нет. И это не должно вызывать большого беспокойства: это новая эра в болгарской политике, когда стране потребуется поддержка со стороны ее европейских партнеров, но она сможет предложить им больше взамен.

Болгары пережили европейское пробуждение, и многие из них теперь чувствуют, что они действительно принадлежат семье ЕС.

После трех всеобщих выборов в 2021 году — и впечатляющего провала популистского проекта бывшего шоумена Трифонова — у Болгарии есть возможность стать еще одной европейской историей успеха.

Чтобы это произошло, политикам необходимо сохранить импульс последних нескольких месяцев. И в Софии есть признаки того, что это достижимо. Как недавно заявили Артуро Варвелли и Тереза ​​Корателла из ECFR в аналогичном случае с Италией, Болгария так быстро отказалась от своего имиджа маргинализированного пророссийского государства-члена ЕС, что маловероятно, что она вернется назад.

Европейский совет по международным отношениям не занимает коллективных позиций. Публикации ECFR представляют только взгляды их отдельных авторов.

Мария Симеонова @MSimeonova11 в Твиттере

Координатор программы ECFR София и Большая Европа

Болгария — Государство-член — Портал

 


Предупреждение пыток

Европейский комитет по предотвращению пыток посещает места содержания под стражей (для несовершеннолетних или задержанных иммигрантов, полицейские участки, психиатрические больницы) для оценки того, как лица, лишенные их свобода лечится.

Посещения и отчеты

 


Борьба с расизмом

Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРН) является независимым наблюдательным органом, который предоставляет государствам-членам конкретные и практические советы о том, как решать проблемы расизма и нетерпимости в их страна.

Отчеты

 


Защита социальных прав

Европейская социальная хартия – это договор Совета Европы, гарантирующий социальные и экономические права человека. Он был принят в 1961 и пересмотрен в 1996 году. Европейский комитет по социальным правам принимает решения о соответствии ситуации в государствах Европейской социальной хартии, Дополнительному протоколу 1988 года и пересмотренной Европейской социальной хартии.

Информационные бюллетени

 Отчеты

 


Защита меньшинств

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств предусматривает систему мониторинга для оценки того, как договор выполняется в государствах-участниках. Консультативный комитет принимает рекомендации по улучшению защиты меньшинств.

 Документы

 


Борьба с коррупцией

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) следит за соблюдением государствами-членами антикоррупционных стандартов Совета Европы с целью повышения способности своих членов бороться с коррупцией.

Оценки

 


Борьба с отмыванием денег


Комитет экспертов МАНИВЭЛ

Комитет оценивает эффективность внутренних мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в государствах-членах Совета Европы, не являющихся членами Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Государства-члены Совета Европы, являющиеся членами МАНИВЭЛ, но впоследствии ставшие членами ФАТФ, могут принять решение о сохранении полноправного членства в МАНИВЭЛ. Государства-кандидаты на членство и другие государства, не являющиеся членами ФАТФ, могут подать заявку на присоединение к кругу ведения при определенных условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *